Содержание

Творчество Василия Андреевича Жуковского — презентация онлайн

1. «Здесь несчастье – лживый сон; Счастье — пробужденье». (В.А.Жуковский и его баллада «Светлана»)

Творчество В.А. Жуковского

2. Цель урока:

Познакомится с творчеством В.А. Жуковского
Поговорить об особенностях жанра баллады
Ознакомится с деятельностью литературного
общества «Арзамас»

3. Биография В.А.Жуковского

Василий Андреевич
Жуковский родился в
селе Мишенском
Белевского уезда,
Тульской губернии.
Его отец – помещик
А.И.Бунин, мать –
пленная турчанка
Сальха, привезенная
во время войны
крестьянами из-под
крепости Бендеры и
подаренной Бунину.

4. Учёба В.А.Жуковского

Учился Жуковский сначала в
Туле, в частном пансионе, затем,
с 1797 по 1801 год, — в
Благородном пансионе при
Московском университете. Еще
находясь в пансионе, Жуковский
начал печатать стихи, а в 1802 г.
приобрел известность,
опубликовав вольный перевод
элегии английского поэта
Томаса Грея «Сельское
кладбище».

5. Журнал «Вестник Европы». В.А.Жуковского

В 1808 – 1810 гг. Жуковский
редактировал журнал «Вестник
Европы».
В 1812 году ополченцем участвовал в войне с Наполеоном
и откликнулся на войну поэмой «Певец во стане русских
воинов».

6. Жизнь В.А.Жуковского

С 1815 по 1818 год входил в
литературное общество «Арзамас»
и занимал в нем место секретаря. В
начале 20-х годов путешествовал по
странам Западной Европы.
С 1815 по 1839 год служит при дворе.
В 1815 г., когда вышло первое собрание
стихотворений Жуковского, его считали
уже лучшим поэтом.
Николай I

7. «Арзама́с» (1815—1818) — название литературного кружка, объединявшего сторонников нового «карамзинского» направления в

Литературное общество «Арзамас»
«Арзама́с» (1815—1818) — название литературного кружка,
объединявшего сторонников нового «карамзинского»
направления в литературе.
«Арзамас» поставил себе задачей борьбу с архаическими
литературными вкусами и традициями, защитники которых
объединялись «Беседой любителей русского слова» (так наз.
«архаисты»).
Членами «Арзамаса» были как писатели (В. А. Жуковский, К. Н.
Батюшков, П. А. Вяземский, А. А. Плещеев, В. Л. Пушкин, А. С.
Пушкин, А. А. Перовский, С. П. Жихарев, А. Ф. Воейков,Ф. Ф.
Вигель, Д. В. Давыдов, Д. А. Кавелин), так и лица, известные
более по своей общественной деятельности (братья А. И. и Н.
И. Тургеневы, С. С. Уваров, Д. Н. Блудов, Д. В. Дашков,М. Ф.
Орлов, Д. П. Северин и другие).

8. Большинство членов «Арзамаса» ещё до его основания были тесно связаны между собой давними дружескими связями и принадлежали к

одному поколению столичного дворянства,
европейски образованного и в массе
либерально настроенного после войны 1812. Их
оппоненты — члены «Беседы» — были
консерваторами в области политики и
литературы. В противовес бюрократической
торжественности заседаний «Беседы»
заседания «Арзамаса» имели характер весёлых
дружеских сборищ.

9. На заседаниях «Арзамаса» читались шутливые протоколы, эпиграммы и пародии, высмеивающие членов «Беседы».

С закрытием «Беседы» в 1816
году полемический характер
деятельности «Арзамаса» потерял
смысл. Арзамасцы попытались сделать
работу кружка более серьёзной и
задумали издание журнала, который
должен был теснее сблизить членов
кружка. Однако далее составления
плана журнала дело не пошло.
В 1818 «Арзамас» распался.

10. В.А.Жуковсковский-учитель в царской семье.

В 1815 году Жуковский был назначен учителем русского языка
в царскую семью, выполнял обязанности чтеца при
вдовствующей императрице Марии Федоровне, а с 1826 по
1841 год состоял наставником наследника престола
(впоследствии царя Александра II).
Александр II
Мария Федоровна

11. Творчество В.А.Жуковского

Жуковский положил начало
развитию русского
романтизма. Человеческой
душе, по мысли Жуковского
присуще стремление к счастью
и блаженству. Но прекрасный
идеал несовместим с грубой,
жестокой и обыденной
жизнью, в реальной жизни
достичь счастья и блаженства
невозможно, хотя в этом
стремлении к счастью и
состоит смысл жизни человека.

12. Поэзия В.А.Жуковского

Поэзия Жуковского
проникнута глубокой
грустью и тихим
«томлением». Счастье
может быть обретено
только в потустороннем
мире. Романтические
идеи и чувства
воплощаются в
лирических жанрах
элегий, посланий, а также
в лироэпическом жанре –
жанре баллады.

13. Лирический герой

Одной из особенностей романтической поэзии
Жуковского был ее глубоко личный характер. О
своем раннем творчестве поэт писал:
для меня в то время было:
Жизнь и поэзия — одно.
Эти слова с полным правом можно отнести ко
всей поэзии Жуковского: она была тесно связана
с жизнью поэта. Если знакомство с жизнью поэта
необходимо для понимания его творчества, то к
Жуковскому это относится в наибольшей
степени.
Лирический герой Жуковского
защищает высокие моральные
ценности от натиска враждебных
человеку сил, мечет громы против “
развратных и жестоких”
властителей, “попирающих ногами
невинность, доблесть и честь”,
предостерегает “любимцев муз” от
пагубности увлечения светской
суетой, роскошью, “минутными
успехами”, призывает их быть
независимыми в своих мнениях.

15. Баллады В.А. Жуковского

В. А. Жуковский познакомил
русского читателя с одним из
наиболее любимых жанров
западноевропейских романтиков
— балладой. И хотя жанр
баллады появился в русской
литературе задолго до
Жуковского, но именно он
придал ему поэтическую
прелесть и сделал популярным.
Что же такое баллада? И почему
именно этот жанр привлекал
Жуковского?

16. Термин

Баллада — это краткий стихотворный
рассказ преимущественно героикоисторического или фантастического
характера. Изложение ярко выраженного
сюжета в балладе лирически окрашено.
Жуковский написал 39 баллад, из них только
пять — оригинальные, остальные — переводы и
переложения.
Особое место среди произведений Жуковского
занимают баллады, посвященные любви:
«Людмила», «Светлана», «Эолова арфа» и другие.

18. Особенности баллад Жуковского

1. Основная тема его баллад — преступление и
наказание, добро и зло.
2.Постоянный герой баллад — сильная личность,
сбросившая с себя нравственные ограничения и
выполняющая личную волю, направленную на
достижение сугубо эгоистической цели.
3. Преступника в балладах Жуковского наказывают,
как правило, не люди. Наказание приходит от
совести человека. Так, в балладе «Замок
Смальгольм» убийцу барона и его жену никто не
наказывал, они добровольно уходят в монастыри,
потому что совесть мучает их.
4. Природа в балладах Жуковского справедлива, и
она сама берет на себя функцию мести за
преступление: река Авон, в которой был потоплен
маленький престолонаследник, вышла из своих
берегов, разлилась, и в яростных волнах потонул
преступный Варвик.

20. Баллада «Светлана»

В.А.Жуковский приводит
некоторые из древних девических
гаданий о «суженом». Девушки
бросали за ворота на дорогу свои
башмачки: чей башмачок будет
первым поднят случайным
прохожим, та девушка первой
выйдет замуж. Или рассыпали по
полу зерна и выпускали курицу. Чье
зерно ранее других склюет курица,
та девушка первой выйдет замуж.

21. Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана»

Балладу и сказку объединяет мысль о том,
что пробужденье влечет за собой счастье, а
все дурное пусть кажется сном. Светлый
взгляд поэта на мир и любовь к людям
составляют вместе с образностью языка
главную прелесть творчеств Жуковского.
Светлый взгляд
поэта на мир и
любовь к людям
составляют
вместе с
образностью
языка главную
прелесть
творчеств
Жуковского.

22. В.А.Жуковский «Светлана»

Лучший друг нам в жизни сей
Вера в проведенье.
Благ Зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье.

23. Переводы В.А. Жуковский

Жуковский также переводил крупные
произведения («Орлеанская дева»
Шиллера, «Наль и Дамаянти» — отрывок
из «Махабхараты» и др.).
Непревзойденным остался его перевод
«Одиссеи» Гомера, который поэт
закончил за границей, будучи уже
слепым стариком.
Умер поэт в Баден-Бадене. Прах
Жуквоского был перевезен в
Петербург и погребен на кладбище
Александро-Невской лавры.

24. Домашнее задание

Читаем балладу В.А. Жуковского «Людмила»

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ Презентация по литературе на тему

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ Презентация по литературе на тему : «Биография В. А. Жуковского» В. А. Жуковского ВЫПОЛНИЛ: ХАЧАТРЯН ЗОГРАБ

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1782 — 1852) – русский поэт, академик, переводчик. Родился в семье А. И. Бунина, затем был усыновлен крёстным, получив так фамилию Жуковский.

УЧЕБА Сначала он обучался в доме Буниных, а затем в частном пансионе, после закрытия которого был определен в Главное народное училище. Через короткое время Жуковский был исключен из училища «за неспособность» и продолжил обучение в доме В. Юшковой, сводной сестры.

После начала войны 1812 года в биографии Василия Жуковского была принята сторона оппозиции. Военные события отражены в произведениях Жуковского «Императору Александру» , «Певец во стане русских воинов» .

В 1815 году начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Время 1810 -1820 годов считается расцветом творчества в биографии Василия Андреевича Жуковского. В 1833 году Жуковский написал стихотворение, которое сам он назвал «Молитва русского народа», ставшее на многие десятилетия российским гимном.

Анализ стихотворений Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие, особенности стиля поэта. Значимым достоянием являются переводы Жуковского «Рустем и Зораб» , «Одиссея» , «Наль и Дамаянти» .

СМЕРТЬ Умер Жуковский в Баден-Бадене 24 апреля 1852. Его прах был перевезен в Россию и погребен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ . .

ИСТОЧНИКИ : http: //www. litra. ru/biography/get/biid/00257801229696111563/ http: //www. ozon. ru/context/detail/id/241100/ http: //www. google. ru/search? hl=ru&newwindow=1&q http: //ru. wikipedia. org

Презентация «В.А. Жуковский»

Биография Жуковского Василия Андреевича 1783-1852

Рождение и семья

Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенском Белевского уезда, Тульской губернии. Его отец – помещик А.И.Бунин, мать – пленная турчанка Сальха, привезенная во время войны крестьянами из-под крепости Бендеры и подаренной Бунину.

Афанасий Иванович Бунин

Учился Жуковский сначала в Туле, в частном пансионе, затем, с 1797 по 1801 год, — в Благородном пансионе при Московском университете. Еще находясь в пансионе, Жуковский начал печатать стихи, а в 1802 г. приобрел известность, опубликовав вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея «Сельское кладбище».

Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением.

В том же 1802 году Жуковский начал занятия со своими племянницами Протасовыми. К одной из них – Марии Андреевне Протасовой (в замужестве Мойер) – поэт испытал чувство глубокой любви, которое нашло выражение во множестве элегий, песен и баллад.

Мария Андреевна Протасова

БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА»

Это вольный перевод баллады немецкого поэта Г.А.Бюргера «Ленора»

БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА»

Александра Андреевна

Воейкова

ПРИЗНАКИ ЖАНРА БАЛЛАДЫ

  • Наличие фабульной основы, сюжета
  • Напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет
  • Символический характер пространства и времени
  • Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил
  • Нередко присутствие фольклорного начала
  • Моралистический итог

завязка

событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие существенные события в нем

Развитие действия

структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки.

развязка

положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, — заключительная сцена

Святки – самый веселый крестьянский праздник

Святки – самый веселый крестьянский праздник

Образы, СИМВОЛы и мотивы баллады

Традиция

Новаторство

  • Дорога – из сумерек в тьму
  • Птицы
  • Свет
  • Цвет
  • Дорога – через сумерки – к свету
  • Птицы: ворон, голубь, петух – все плохое – во сне
  • Свет – огонек веры в Бога
  • Цвет – несет эмоции

Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. Взором счастливым твоим, Не хочу и славы; Слава — нас учили — дым; Свет — судья лукавый. Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье».

В 1808 – 1810 гг. Жуковский редактировал журнал «Вестник Европы».

В 1812 году ополченцем участвовал в войне с Наполеоном и откликнулся на войну поэмой «Певец во стане русских воинов».

С 1815 по 1818 год входил в литературное общество «Арзамас» и занимал в нем место секретаря. В начале 20-х годов путешествовал по странам Западной Европы.

С 1815 по 1839 год служит при дворе.

В 1815 г., когда вышло первое собрание стихотворений Жуковского, его считали уже лучшим поэтом.

Николай I

В 1815 году Жуковский был назначен учителем русского языка в царскую семью, выполнял обязанности чтеца при вдовствующей императрице Марии Федоровне, а с 1826 по 1841 год состоял наставником наследника престола (впоследствии царя Александра II).

Александр II

Мария Федоровна

Преданный монархии, Жуковский требовал от монарха любви к народу, осуждал крепостное право как зло, несовместимое с нравственным достоинством человека.

Александр II

Александр II отпустил на волю своих крестьян, содействовал выкупу из крепостной зависимости Т.Г.Шевченко.

В.А.Жуковский вставал на защиту ссыльных декабристов и неоднократно добивался смягчения участи

А.С.Пушкина, пытался уберечь его от клеветы придворных интриг.

Творчество В.А.Жуковского

Жуковский положил начало развитию русского романтизма . Человеческой душе, по мысли Жуковского присуще стремление к счастью и блаженству. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью, в реальной жизни достичь счастья и блаженства невозможно, хотя в этом стремлении к счастью и состоит смысл жизни человека.

Поэзия Жуковского проникнута глубокой грустью и тихим «томлением» . Счастье может быть обретено только в потустороннем мире . Романтические идеи и чувства воплощаются в лирических жанрах элегий, посланий, а также в лироэпическом жанре – жанре баллады.

В. А.Жуковский – основоположник русской литературной баллады. Баллада «Людмила» (1808 г.), представляла собой вольный перевод баллады Бюргера «Ленора», как и «Светлана» (1808-1812). В 1831 году Жуковский создает третий, наиболее точный перевод баллады Бюргера уже под названием «Ленора». Если в балладах «Людмила» и «Светлана» образы и стиль перестроены на условный «русский лад» и героини носят славянские имена, то в балладе «Ленора» точно воспроизведены конкретные события из истории Германии.

Последние годы и смерть

Жуковский также переводил крупные произведения («Орлеанская дева» Шиллера, «Наль и Дамаянти» — отрывок из «Махабхараты» и др.).

Непревзойденным остался его перевод «Одиссеи» Гомера, который поэт закончил за границей, будучи уже слепым стариком.

Умер поэт 12 (24 апреля) 1852 в Баден-Бадене. Прах Жуковского был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

«Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии. .», — В.Г.Белинский

Презентация «В.Жуковский и его баллада «Светлана»»

«Здесь несчастье – лживый сон; Счастье — пробужденье». (В.А.Жуковский и его баллада «Светлана»)

Биография В.А.Жуковского Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенском Белевского уезда, Тульской губернии. Его отец – помещик А.И.Бунин, мать – пленная турчанка Сальха, привезенная во время войны крестьянами из-под крепости Бендеры и подаренной Бунину.

Учёба В.А.Жуковского Учился Жуковский сначала в Туле, в частном пансионе, затем, с 1797 по 1801 год, — в Благородном пансионе при Московском университете. Еще находясь в пансионе, Жуковский начал печатать стихи, а в 1802 г. приобрел известность, опубликовав вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея «Сельское кладбище».

Журнал «Вестник Европы». В.А.Жуковского В 1808 – 1810 гг. Жуковский редактировал журнал «Вестник Европы». В 1812 году ополченцем участвовал в войне с Наполеоном и откликнулся на войну поэмой «Певец во стане русских воинов».

Жизнь В.А.Жуковского С 1815 по 1818 год входил в литературное общество «Арзамас» и занимал в нем место секретаря. В начале 20-х годов путешествовал по странам Западной Европы. С 1815 по 1839 год служит при дворе. В 1815 г., когда вышло первое собрание стихотворений Жуковского, его считали уже лучшим поэтом. Николай I

В.А.Жуковсковский-учитель в царской семье. В 1815 году Жуковский был назначен учителем русского языка в царскую семью, выполнял обязанности чтеца при вдовствующей императрице Марии Федоровне, а с 1826 по 1841 год состоял наставником наследника престола (впоследствии царя Александра II). Александр II Мария Федоровна

Случай с А.С. Пушкиным Он вставал на защиту ссыльных декабристов и неоднократно добивался смягчения участи А.С.Пушкина, пытался уберечь его от клеветы придворных интриг.

Творчество В.А.Жуковского Жуковский положил начало развитию русского романтизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского присуще стремление к счастью и блаженству. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью, в реальной жизни достичь счастья и блаженства невозможно, хотя в этом стремлении к счастью и состоит смысл жизни человека.

Поэзия В.А.Жуковского Поэзия Жуковского проникнута глубокой грустью и тихим «томлением». Счастье может быть обретено только в потустороннем мире. Романтические идеи и чувства воплощаются в лирических жанрах элегий, посланий, а также в лироэпическом жанре – жанре баллады.

Баллады В.А. Жуковского В.А.Жуковский – основоположник русской литературной баллады.. Баллада «Людмила» (1808 г.), представляла собой вольный перевод баллады Бюргера «Ленора», как и «Светлана» (1808-1812). В 1831 году Жуковский создает третий, наиболее точный. Перевод баллады Бюргера уже под названием «Ленора». Если в балладах «Людмила» и «Светлана» образы и стиль перестроены на условный «русский лад» и героини носят славянские имена, то в балладе «Ленора» точно воспроизведены конкретные события из истории германии

В. А. Жуковский Жуковский также переводил крупные произведения («Орлеанская дева» Шиллера, «Наль и Дамаянти» — отрывок из «Махабхараты» и др.). Непревзойденным остался его перевод «Одиссеи» Гомера, который поэт закончил за границей, будучи уже слепым стариком. Умер поэт в Баден-Бадене. Прах Жуквоского был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Баллада «Светлана» В.А.Жуковский приводит некоторые из древних девических гаданий о «суженом». Девушки бросали за ворота на дорогу свои башмачки: чей башмачок будет первым поднят случайным прохожим, та девушка первой выйдет замуж. Или рассыпали по полу зерна и выпускали курицу. Чье зерно ранее других склюет курица, та девушка первой выйдет замуж.

Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана» Светлый взгляд поэта на мир и любовь к людям составляют вместе с образностью языка главную прелесть творчеств Жуковского. Балладу и сказку объединяет мысль о том, что пробужденье влечет за собой счастье, а все дурное пусть кажется сном. Светлый взгляд поэта на мир и любовь к людям составляют вместе с образностью языка главную прелесть творчеств Жуковского.

Урок-игра «Что? Где? Когда?» Жизнь и творчество В.А. Жуковского

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-игра.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о биографии и творчестве В.А. Жуковского;
  • развивать умение работать в группе, быстро отвечать на поставленные вопросы, доказывать свой ответ, опираясь на текст художественного произведения; развивать стремление высказывать собственное мнение, ориентироваться в необычных игровых ситуациях;
  • повышать познавательную и творческую активность учащихся, прививать интерес к творчеству гениальных поэтов; воспитывать любовь к русской литературе, бережное отношение к ее наследию.

Нетрадиционная технология урока: перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы.

Методы работы: эвристический метод, проблемный метод.

Форма работы: индивидуально-коллективная деятельность.

Оборудование: интерактивная доска; презентация; призы, грамоты.

Правила игры:

За несколько дней до игры выбираются учащиеся, которые войдут в команду знатоков, остальные дети готовят вопросы по заданной теме. Лучшие из вопросов используются во время игры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит музыка. Слайд №1-2

– Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня пройдёт урок-игра “Что? Где? Когда?”! Вы будете игроками и телезрителями. Мы сможем не только увидеть автора вопроса, но и услышим из его уст правильный ответ или подтверждение его. Наша сегодняшняя игра посвящена жизни и творчеству В.А. Жуковского.

II. Основная часть

Слайд №3. Основное рабочее поле игры (для учителя)

Вопросы игры:

1 сектор. Слайд №4.

Заполните звено. Чье здесь должно быть имя?

Ответ.

Имя матери Жуковского. Ее звали Сальха, после крещения Елизавета Дементьевна Турченинова

2 сектор. Слайд №5

Если войти в это здание, то в актовом зале мы увидим мраморную доску, где золотом выбито имя В.А. Жуковского в списке людей, отлично окончивших в разные годы это учебное заведение. Дайте название этого учебного заведения.

Ответ.

Московский университетский благородный пансион.

3 сектор. Слайд №6.

Читаем в балладе “Светлана”: “С треском пыхнул огонек, / Крикнул жалобно сверчок, / Вестник полуночи”.

Сверчок. Такой псевдоним имел в литературном обществе “Арзамас” А. С. Пушкин. А какой псевдоним и должность были там у Жуковского?

Ответ.

Псевдоним – Светлана, должность – редактор.

4 сектор. Слайд №7

В 1833 году Жуковский написал стихотворение, которое назвал “Молитва русского народа”. Потом слова положили на музыку, и оно стало гимном. Нам это стихотворение больше известно под другим названием. Каким?

Ответ.

“Боже, царя храни!”

5 сектор. Слайд №8.

Блиц I. Вопросы по балладе “Светлана”.

А) Каким стихотворным размером написано это произведение?
Б) В балладе часто встречается белый цвет, которому противостоит темный. Как называют эту стилистическую фигуру, построенную по принципу контраста?
В) Назовите количество строф в балладе.

Ответы.

А) Хореем.
Б) Антитеза.
В) Всего в балладе 20 строф.

6 сектор. Слайд 9.

Перед вами фотография известного русского писателя-эмигранта, создавшего такие произведения, как “Преподобный Сергий Радонежский”, “Жизнь Тургенева”, “Чехов” и другие. Его перу принадлежит и романтизированная биография “Жуковский”. Назовите имя этого автора.

Ответ.

Борис Константинович Зайцев.

7 сектор. Слайд 10.

Какую надпись сделал Жуковский к этому знаменитому портрету, прежде чем его подарить?

Ответ

“Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму “Руслан и Людмила””.

8 сектор. Слайд № 11

В одном из своих известнейших стихотворений А.С. Пушкин использует строку Жуковского “гений чистой красоты…”. Василий Андреевич обратился так к своей племяннице Александре Протасовой. О каких стихотворениях идет речь?

Ответ.

“Я помню чудное мгновенье…” А.С. Пушкина и “Лалла Рук” В.А. Жуковского.

9 сектор. Слайд 12.

Какую придворную должность получил Жуковский в 1815 году при этой императрице.

Ответ

Должность придворного чтеца.

10 сектор. Слайд 13.

В.А. Жуковский стал ангелом-хранителем для многих талантливых писателей и поэтов. Среди них был и один известный украинский поэт, освобожденный при помощи Василия Андреевича из крепостного рабства. Как звали этого крепостного?

Ответ

Тарас Григорьевич Шевченко

11 сектор. Слайд 14

В.Г. Белинский назвал Жуковского “литературным Коломбом Руси”. Что открыл, по мнению литературного критика, Василий Андреевич в русской поэзии?

Ответ

Цитата из статьи Белинского “Стихотворения Баратынского”: “… Жуковский — этот литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии…”

12 сектор. Слайд 15.

В каком году было создано стихотворение “Певец во стане русских воинов” и какому событию посвящено?

Ответ

В 1812 году. Отечественной войне с французами.

13 сектор. Слайд 16.

Блиц II. Вопросы по балладе “Светлана”.

А) Баллада начинается строкой “Раз в крещенский вечерок/ Девушки гадали…” Объясните значение слов “крещенский вечерок”.
Б) Сколько способов гадания указывается в начале баллады?
В) Что можно было найти, пропалывая снег?

Ответы.

А) Вечер накануне праздника Богоявления (Крещения) (18 января (по новому стилю)).
Б) Шесть способов.
В) Полоть снег — отыскивать спрятанное в снегу кольцо.

Музыкальная пауза.

Слайд 17.

(Ставится по желанию учителя или учеников на любом секторе вместо очередного вопроса.)

IV. Подведение итогов.

– Таким образом, в игровой форме мы подвели итог изучению биографии В.А. Жуковского и ряда его произведений, которые, безусловно, являются шедеврами не только русской, но и мировой литературы. Спасибо!

V.

Церемония награждения.

Работа с презентацией-игрой

Важно!

Для работы презентации необходимо разрешить выполнение макросов.
  1. Для запуска барабана щелкните по кнопке “Волчок”.
  2. После остановки стрелки щелкните по кнопке с номером вопроса
  3. Прочтите подготовленный вопрос. Время на обсуждение даётся 1 мин. В презентации есть таймер на последнем слайде, при желании его можно использовать.
  4. Прочтите правильный ответ, вернитесь по кнопке к выбору следующего вопроса.
  5. В соответствующее поле “СЧЕТ” введите с клавиатуры новое значение
  6. Повторяйте пункты 1-5 до конца игры.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint.

Рисунок 1

Используемые источники информации:

Литература:

Иллюстрации:

Ссылки на иллюстрации даны в комментариях к слайдам

Использованная музыка взята с сайта игры “Что? Где? Когда?” http://chgk. tvigra.ru/encyclopedia/?music

  1. “Так говорил Заратустра”(фрагмент из оперы). Р.Штраус, Бостонский симфонический оркестр.
  2. “Дикая лошадь”. Геннадий Бондарев, Джаз Мелконова.

Василий Жуковский Поэт-романтик, переводчик, классик русской литературы. :: люди :: Россия-ИнфоЦентр

Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля (29 января) 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии в семье помещика Бунина.

Матерью будущего поэта была пленная турчанка, привезенная крестьянами из Бендерской крепости во время войны и подаренная Бунину.

Хотя Василий воспитывался в семье Буниных, фамилию и отчество он получил от крестного отца, бедного дворянина Андрея Жуковского, который гостил в доме Буниных.Учился сначала в Туле, в частном пансионе, а затем в Дворянском пансионе при Московском университете. Еще учась в школе, он начал публиковать свои стихи и приобрел популярность в 1802 году, когда вышел его вольный перевод «Элегии Томаса Грейса, написанной на деревенском кладбище».

Жуковский ответил на вторжение Наполеона в Россию в 1812 году своей патриотической поэмой «Певец в стане русских солдат». Он был среди народного ополчения и был свидетелем Бородинского сражения.

К 1815 году, когда вышел первый сборник стихов Жуковского, он уже считался лучшим русским поэтом. В то же время Жуковский был назначен учителем русского языка в императорской семье, а в 1826-1841 годах был воспитателем наследника престола (впоследствии императора Александра II).

Жуковский был одним из основоположников русского романтизма. Элегии и баллады Жуковского с необычайной искренностью раскрывали внутренний мир и все оттенки движений души поэта.При дворе поэт покровительствовал многим преследуемым царским режимом деятелям. Его друг Александр Пушкин и декабристы находились под покровительством поэта.

Жуковский известен как классик поэтического перевода; он знакомил русскую публику с лучшими образцами мировой поэзии. Последние годы жизни поэт провел за границей. Последней его работой стал непревзойденный перевод «Одиссеи» Гомера.

Жуковский умер (12) 24 апреля 1852 года в Баден-Бадене, Германия.

Проект MUSE — Романтизм Василия Жуковского и эмоциональная история России Ильи Виницкого (рецензия) Чувственности Илья Виницкий трактует жизнь Жуковского с точки зрения текстов, которые поэт читал, переводил и воссоздавал, чтобы сформулировать свой собственный эмоциональный мир, а также первую эстетическую философию русской литературы.Это исследование проливает свет не только на то, как интимная жизнь человеческой души формируется культурными формами, но и на более широкий контекст и значение творчества поэта, который, несмотря на его канонический статус, в значительной степени игнорировался в английском языке. языковая стипендия.

В то время как сам Жуковский — если вспомнить вступительное слово Виницкого — воздерживался от подвигов, адюльтера и дуэлей, делавших жизнь современных ему дворян захватывающей, а порой и трагически короткой, история долгой и, казалось бы, беспрецедентной жизни Жуковского, когда рассматриваемый в связи с текстами, которые были наполнены и преобразованы его стихами и переводами, проходит как увеличительное стекло над картой литературного и культурного мира его эпохи. Это также предполагает, что определенные аспекты этого мира были уникальными для самого поэта.

Первая часть книги, реконструирующая «эмоциональные общности» детства и юности Жуковского, иллюстрирует метод Виницкого в этом отношении. Раздел берет свое название от способа, который служит «главным сюжетом» жизни Жуковского, как он и его родственные души представляли ее себе и другим: сентиментальный «семейный роман». Начиная с воспоминаний Анны Зонтаг, одной из племянниц Жуковского, Виницкий излагает как идиллическую мифологию, так и более двусмысленную правду ранней жизни поэта.Согласно Зонтагу, Жуковский — внебрачный сын русского дворянина Афанасия Бунина и Салхи, шестнадцатилетнего пленника турецких войн, — принят и воспитывается как любимец просвещенных женщин дома Бунина, в том числе жены Бунина, вместе со своей матерью-иностранкой. Указывая на неточности радужной картины Зонтага и особенно на скрываемые ею юридические тернии и душевные травмы, Виницкий утверждает, что этот идеализированный, сентиментальный образ семьи служит «литературно-мифической основой повести Жуковского» (28). Жизнь Жуковского будет состоять из неоднократных попыток узаконить отношения к идеализированной семье, к которой он принадлежал по природе, или же в своей поэзии; Именно в этом контексте Виницкий интерпретирует платоническую любовь Жуковского к своей племяннице Марии Свечиной (урожденной Вельяминовой) и его более поздние неудачные попытки жениться на другой своей племяннице, [End Page 193] Марии Протасовой. Более того, цитируя рассказ Зонтага о комедийном провале мальчишеской попытки Жуковского инсценировать сцену из сентиментального романа Бернадин де Сен-Пьер « Поль и Вирджиния », Виницкий предполагает, что «мифологизация собственной биографии в рамках литературных моделей становится ключевой принцип собственного творческого сознания поэта» (29).То есть он показывает, как этот роман, в котором рассматриваются отношения между незаконнорожденным мальчиком и знатной девушкой, воспитанными как братья и сестры в сентиментальной «женской» утопии Мавритании, — подобно тому, как Жуковский и его брат/племянница Зонтаг воспитывались в женском раю. Мишенского, — перекликались с жизненным опытом поэта, особенно когда перспектива поступления в военный полк грозила положить конец его семейной идиллии.

Другой важный аспект подхода Виницкого иллюстрируется его рассказом о религиозных поисках Жуковским фигур просвещенного мужского авторитета и братства после его отъезда из семейного дома, поиске, совпавшем с возвращением мужского авторитета на трон.В главе «Святое семейство», например, рассказывается об отношениях Жуковского с Тургеневыми, об их ориентации на масонский мистицизм и культ братства. Опираясь на письма, дневниковые записи и лирику старшего сына Ивана Петровича Тургенева, Андрея Тургенева, и Жуковского, глава…

Завтрак на заре: Александр Веселовский и поэтика психологической биографии

Страница из

НАПЕЧАТАНО ИЗ ФОРДХЭМСКОЙ СТИПЕНДИИ ОНЛАЙН (www.fordham.universitypressscholarship.ком). (c) Copyright Fordham University Press, 2022. Все права защищены. Индивидуальный пользователь может распечатать PDF-файл одной главы монографии в ФСО для личного пользования. Дата: 28 января 2022 г.

Александр Веселовский и поэтика психологической биографии

Глава:
(стр. 314) Глава 11 Завтрак на рассвете
Источник:
Постоянные формы
Автор(ы):

Илья Виницкий

Издатель:
Fordham University Press
5422/fordham/9780823264858.003.0011

В этой главе подробно рассматривается работа Веселовского 1904 года о Василии Жуковском, демонстрирующая, что Веселовский развивает строгую «поэтику психологической биографии», в которой эмоциональный мир человека рассматривается как продукт данный культурно-исторический момент, «эпоха чувственности» (или сентиментализма). Импортированные литературные тексты оказываются решающими в этих процессах самообразования, и задача психологической биографии Веселовского состоит в том, чтобы проследить, каким образом историческая личность, существующая в сплоченном сообществе друзей, способна формировать «чужие» культурные ценности. товары в подлинное выражение его эмоциональной жизни.Как подчеркивает Виницкий, Веселовский предвосхищает как семиотический подход Лотмана к «поэтике поведения», так и недавние работы по истории эмоций. Следуя примеру Веселовского, Виницкий предлагает тщательный анализ одного из формирующих момент литературного присвоения: неудавшийся драматический спектакль, поставленный подростком Жуковским, использующий сентиментальный сюжет, чтобы отразить и, возможно, повлиять на свое собственное положение внебрачного сына в дворянской семье. .

Ключевые слова: биография, история эмоций, поэтика поведения, сентиментализм, Василий Жуковский

Fordham Scholarship Online требует подписки или покупки для доступа к полному тексту книг в рамках службы.Однако общедоступные пользователи могут свободно осуществлять поиск по сайту и просматривать рефераты и ключевые слова для каждой книги и главы.

Пожалуйста, подпишитесь или войдите, чтобы получить доступ к полному тексту.

Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому названию, обратитесь к своему библиотекарю.

Для устранения неполадок см. Часто задаваемые вопросы , и если вы не можете найти ответ там, пожалуйста, связаться с нами .

Новости поэзии в обзоре | Прерийная шхуна

Поэзия в новостях

Хелен Данмор побеждает в номинации «Книга года Costa» за книгу «Внутри волны» история премии


Данмор, которая умерла в прошлом году в возрасте 64 лет, является лишь вторым посмертным победителем в категории «Книга года» в истории премии после того, как ее коллега-поэт Тед Хьюз выиграл «Письма ко дню рождения» в 1998 году, и только восьмой сборник стихов чтобы получить высшую награду.

Воспитание Обозреватель: Стихотворение на стене Северной Каролины — «абсолютная чепуха» Поэт: «Он грамотен?»

Как школьный лаборант, который просыпается посреди научного эксперимента после того, как рассеялся дым, синдицированный Колумнист по воспитанию детей Джон Роузмонд недавно обнаружил проект паблик-арта 26-летней давности на стене здания Департамента народного образования Северной Каролины и назвал его глупым. В январской колонке Роузмонд особо не согласен с центральным элементом Образовательной стены размером 30 на 90 футов, созданной в 1992 году художником из Университета Дьюка Верноном Праттом с помощью дизайнера из Каррборо, писателя Джорджанна Юбэнкса.На стене есть детский рисунок, несколько тактов песни Джона Колтрейна и цитаты известных жителей Северной Каролины об образовании. В середине отрывок от Фреда Чаппелла, который был поэтом-лауреатом штата с 1997 по 2002 год. предполагаемые неудачи средней школы в борьбе с плохим психическим здоровьем привели к тому, что ее отстранили от занятий.Эмили Гипсон, ученица Ливанской средней школы в Теннесси, разместила на YouTube видео, в котором она декламирует острую прозу, и с момента публикации на прошлой неделе оно набрало более 700 000 просмотров.

New Books

Immortal Village Кэтрин Ретт
[Мягкая обложка] Carnegie Mellon University Press, 80 стр., $15,95

вопросы путешествия со стальной грацией. Хотя она говорит: «Моя мечта — в другом месте», Ретт — поэт, в высшей степени привязанный к местам и людям, к течениям времени и истории. Погруженный в захватывающую визуальную иконографию искусства и мифа, Immortal Village  – это инновационный сборник часов и захватывающий поэтический дебют». -Jane Satterfield

Big Windows от Lauren Moseley
[Windowback] Carnegie Mellon Университетская пресса, 72 стр., $ 15,95

в этом потрясающем дебютном коллекции, Стихи Лорен Мозелья перемещаются через реальные и воображаемые пейзажи, перемещаясь по границам между сомнением, страхом, удивлением и расширением прав и возможностей.Через призму мира природы Мозли исследует любовь, семью, брак и самопознание и никогда не прекращает поиски священного, даже когда «нить, соединяющая все вещи», обрывается. Одновременно электрические и созерцательные, в лирическом, но сдержанном стиле, стихи в «Большие окна » в конечном итоге разрушают границы между собой и окружающей средой, между физическим миром и миром сновидений, открывая трансцендентное в повседневности.

Ожог от дождя: стихи Тейси М.Atsitty
[Мягкая обложка] University of New Mexico Press, 88 стр., $18,95

В этом новаторском дебютном сборнике Тейси М. Атситти использует традиционные, лирические и экспериментальные стихи для создания сложного ландшафта, который она предлагает читателям исследовать. Стихи, представленные в трех разделах: «Цейи», «Житель ущелья» и «Тохи», ведут переговоры между верой и сомнением, собой и семьей, а также внутренними и внешними пейзажами.

Озеро Мичиган Дэниел Борзуцки
[Мягкая обложка] University of Pittsburgh Press, 88 стр., $15,95 

 

 

Озеро Мичиган , серия из 19 лирических стихотворений, представляет собой лагерь для военнопленных, расположенный на пляжах Чикаго, который приватизирован, разделен по расовому признаку и захвачен жестокой полицией. Размышляя о том, как экономическая политика, расизм и военизированная полиция объединяются, чтобы сформировать город, стихов озера Мичиган продолжают исследовать темы из Перформанс Борзуцкого «Становление человеком », лауреата Национальной книжной премии в области поэзии. Но в то время как влияния в этой книге (Сезер, Вальехо, Неруда) носят международный характер, основное внимание здесь уделяется локальному, поскольку в книге пристально рассматривается неолиберальный урбанизм в историческом городе Чикаго.

Tenderling Эмили Корвин
[Мягкая обложка] Stalking Horse Press, $13,99

Между шипами братьев Гримм и лабиринтом комнат Анджелы Картер краснеет первый полный сборник стихов Эмили Корвин. зуб, коготь и помада.В этом ярком цикле басни и эротики, ведьм и отсутствующих принцев, метаморфоз и фантастических пейзажей работа Корвина представляет собой гримуар, карту территорий бессознательного. Любовь и безумие сговорились, и современные поцелуи пробуждают спящие воспоминания.

Переписка

Интервью с поэтессой Бет Коупленд


Кэтрин Коппл

Сегодня TLY имеет особую честь взять интервью у поэтессы Бет Коупленд, автора недавно вышедшего романа Blue Honey, , получившего в 2017 году премию Dogfish Head Poetry Prize. Дочь миссионеров, Бет выросла в далеких и близких местах, в частности в Азии. Мы так рады, что она согласилась поболтать с нами.

Этнография себя: разговор с Морганом Паркером


Вивиан Ли

Морган Паркер многогранен: писатель, учитель, любитель ванн, любитель философов и вечерние напитки за столом. Она также любознательна и открыта, великодушна и умна. Я познакомился с ней в Amazon Publishing, где мы оба работали, и быстро завязал глубокую дружбу, которая превратилась в рабочих жен друг друга.В феврале прошлого года Паркер опубликовала свою вторую книгу стихов « Есть более прекрасные вещи, чем Бейонсе », которая была названа лучшей книгой в таких изданиях, как Paris Review, Time, NPR и BuzzFeed, а также здесь, в The Rumpus. Недавно не по сезону прохладным нью-йоркским днем ​​и не по сезону жарким лос-анджелесским утром мы с Морганом разговаривали по телефону о ремесле, черной Америке и, конечно же, о чувствах.

Посланник: Примечания редактора

Pro Patria

Я рад, что принц Уильям взялся за популяризацию поэзии. (см. статью выше). Его конкурс «Поэма на память» «предназначен для того, чтобы почтить и передать проблемы, с которыми сталкиваются нынешние служащие мужчины и женщины и их семьи».
И, приуроченный к столетию окончания Первой мировой войны, он призван, по его словам, «найти новое стихотворение, которое, вдохновленное теми более ранними произведениями, будет иметь свой собственный современный взгляд на службу, конфликт и способность человечества преодолевать невзгоды».
Именно здесь я нахожу трудности с этой концепцией.Как бы сильно принц ни восхвалял достоинства и чувства поэтов войны, я чувствую, что он не в полной мере понимает более полный смысл их стихов, особенно самого известного в этом жанре, написанного Уилфредом Оуэном (чья ассоциация поддерживает соревновательные усилия).
«Dulce et Decorum Est» Оуэна — это не напоминание об их «великом труде и самопожертвовании», а прежде всего яростная антивоенная поэма, в которой прямо заявляется, что благородная идея окончательного жертвоприношения государству — горькая ложь, распространяемая теми, кто кто не видел нанесенного ущерба.
Если есть сомнения, вот мастерский двойной сонет Оуэна:

Dulce et Decorum Est

Согнувшись пополам, как старые нищие под мешками, 
Колени, кашляя, как ведьмы, мы проклинали ил, 
До навязчивых вспышек мы повернулись спиной,
И к нашему дальнему покою стали плестись.
Мужчины шли во сне. Многие потеряли сапоги,
Но хромали, обутые в кровь. Все пошло хромым; все слепые;
Пьяный от усталости; глухи даже к улюлюканью 
Газовых снарядов, тихо падающих сзади.

Газ! ГАЗ! Быстрее, мальчики!— Упоение возиться
Вовремя подобрав неуклюжие шлемы,
Но кто-то все еще кричал и спотыкался
И шлепался, как человек в огне или извести.—
Тускло сквозь туманные стекла и густую зелень свет,
Как под зеленым морем, я видел, как он тонет.

Во всех моих снах перед моим беспомощным взглядом, 
Он бросается на меня, оплывая, захлебываясь, тонет.

Если бы в каких-то удушающих снах ты тоже мог шагать 
За телегой, в которую мы его бросили, 
И смотреть, как белые глаза корчатся на его лице, 
Его повисшее лицо, как у дьявола, больного грехом;
Если бы ты слышал при каждом толчке кровь
Булькала из испорченных пеной легких,
Непристойная, как рак, горькая, как жвачка
Гнусных, неизлечимых язв на невинных языках,—
Друг мой, ты бы не сказал с таким воодушевлением
Детям, жаждущим отчаянной славы,
Старая ложь: Dulce et decorum est
Pro patria mori.

PS. Уилфред Оуэн был убит в бою за неделю до перемирия в ноябре 1918 года. Ему было двадцать пять лет.

Царь Александр: Биография

Царь Александр: Биография вернуться на Главную Индекс

Царь Александр:
биография из Британская энциклопедия

Александр II, русский полностью АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (род. 29 апреля [17 апреля по старому стилю], 1818, Москва — ум. 13 марта [ 1 марта ст. ст.], 1881, Санкт-Петербург, Россия), император России (1855-81).Его либеральное образование и горе по поводу исхода Крымской войны, продемонстрировавшей отсталость России, вдохновили его на большую программу внутренних реформ, самой важной из которых было освобождение (1861 г.) крепостных. Период репрессий после 1866 года привел к возрождению революционного терроризма и к собственному убийству Александра.

Жизнь

Будущий Александр II был старшим сыном великого князя Николая Павловича (который в 1825 г. стал императором Николаем I) и его жены Александры Федоровны (которая до замужества с великим князем и крещения в православной церкви, была принцесса Шарлотта Прусская).Юность и ранняя зрелость Александра были омрачены властной личностью его властного отца, от авторитарных принципов правления которого он так и не смог освободиться. Но в то же время по наущению матери ответственность за нравственное и интеллектуальное развитие мальчика была возложена на поэта Василия Жуковского, гуманитарного либерала и романтика. Александр, довольно ленивый мальчик среднего ума, сохранил на всю жизнь следы романтической чувствительности своего старого наставника.Напряженность, вызванная противоречивыми влияниями Николая I и Жуковского, наложила отпечаток на личность будущего императора. Александр II, как и его дядя Александр I до него (воспитанный швейцарским республиканским наставником, последователем Руссо), должен был превратиться в «либералистского» или, во всяком случае, гуманистического самодержца.

Александр вступил на престол в возрасте 36 лет, после смерти отца в феврале 1855 года, в разгар Крымской войны. Война выявила вопиющую отсталость России по сравнению с более передовыми странами, такими как Англия и Франция.Поражения России, наложившие печать окончательной дискредитации на деспотический режим Николая I, вызвали среди образованной элиты России общее стремление к решительным переменам. Именно под влиянием этого широко распространенного побуждения царь предпринял ряд реформ, направленных посредством «модернизации» на то, чтобы привести Россию в соответствие с более развитыми западными странами.

Одной из первых забот нового императора (когда весной 1856 года в Париже был заключен мир на условиях, которые русская общественность считала жесткими) было улучшение путей сообщения.В то время в России была только одна значимая железнодорожная линия, соединявшая две столицы, Санкт-Петербург и Москву. На момент вступления Александра на престол было менее 600 миль (965 километров) пути; когда он умер в 1881 году, в эксплуатации находилось около 14 000 миль (22 525 км) железных дорог. В России, как и везде, строительство железных дорог, в свою очередь, означало общее оживление экономической жизни в дотоле преимущественно феодально-земледельческом обществе. Развивались акционерные общества, банковские и кредитные учреждения.Было облегчено движение зерна, основной статьи экспорта России.

Тот же эффект был достигнут другой мерой модернизации, отменой крепостного права. Перед лицом ожесточенного противодействия помещичьих интересов Александр II, преодолевая природную лень, принял активное личное участие в кропотливой законотворческой работе, завершившейся 19 февраля 1861 Законом об освобождении рабов. Росчерком пера самодержца десятки миллионов человеческих движимых вещей получили личную свободу.Путем затянувшейся выкупной операции они, кроме того, были наделены еще и скромными земельными наделами. Хотя по разным причинам реформа не достигла своей конечной цели — создания экономически жизнеспособного класса крестьян-собственников, ее психологическое воздействие было огромным. Его называют «величайшим общественным движением со времен Французской революции», и оно стало важным шагом к освобождению труда в России. Но в то же время оно способствовало подрыву и без того пошатнувшихся экономических основ класса российских землевладельцев.

Отмена крепостного права повлекла за собой коренную перестройку некоторых архаичных административных институтов России. Наиболее вопиющие злоупотребления старой судебной системой были устранены судебным статутом 1864 г. Россия впервые получила судебную систему, которая в важных отношениях могла сравниться с судебной системой западных стран (фактически во многих частностях она последовал за Францией). Местное самоуправление, в свою очередь, было преобразовано уставом 1864 г., учреждая выборные местные собрания, известные как земства . Их постепенное введение расширило ареал самоуправления, улучшило местное благосостояние (образование, гигиену, медицинское обслуживание, местные ремесла, агрономию), принесло первые лучи просвещения в отсталые русские деревни. Вскоре земства и сельских школ оказали мощную поддержку распространению сельской грамотности. Тем временем Дмитрий Милютин, просвещенный военный министр, проводил обширную серию реформ, затронувших почти все отрасли русской военной организации.Воспитательная роль военной службы подчеркивалась заметным улучшением военно-учебных заведений. Армейский устав 1874 г. впервые ввел воинскую повинность, сделав юношей всех сословий подлежащими военной службе.

Лейтмотивом этих реформ — а было много более мелких реформ, затрагивавших различные стороны русской жизни, — была модернизация России, ее освобождение от феодализма и принятие западной культуры и технологий. Их целью и результатами были сокращение классовых привилегий, гуманитарный прогресс и экономическое развитие.Более того, Александр с момента своего воцарения установил политическую «оттепель». Были освобождены политзаключенные и разрешено вернуться сибирским ссыльным. Лично терпимый император устранил или смягчил тяжелые недостатки, давившие на религиозные меньшинства, особенно евреев и сектантов. Были сняты ограничения на выезд за границу. Были отменены варварские средневековые наказания. Суровость русского правления в Польше ослабла. И все же, несмотря на эти меры, было бы неправильно, как это иногда делают, называть Александра II либералом.На самом деле он был твердым сторонником самодержавных начал, искренне убежденный как в своем долге сохранить унаследованную им от Бога самодержавную власть, так и в неготовности России к конституционному или представительному правлению.

Практический опыт только укрепил эти убеждения. Таким образом, ослабление русского владычества в Польше привело к патриотическим уличным демонстрациям, покушениям и, наконец, в 1863 г. к национальному восстанию, которое было подавлено лишь с трудом — и под угрозой интервенции Запада со стороны поляков.Еще более серьезным, с точки зрения царя, было распространение нигилистических доктрин среди русской молодежи, создание радикальных листовок, тайных обществ и зачатков революционного движения. Правительство после 1862 года все чаще реагировало репрессивными полицейскими мерами. Кульминация была достигнута весной 1866 года, когда Дмитрий Каракозов, молодой революционер, попытался убить императора. Александр, мужественно державший себя перед лицом большой опасности, спасся почти чудом.Однако эта попытка оставила свой след, завершив его обращение в консерватизм. В течение следующих восьми лет ведущим министром царя, сохранявшим свое влияние, по крайней мере частично, запугивая своего господина реальными и мнимыми опасностями, был Петр Шувалов, глава тайной полиции.

Период реакции на покушение Каракозова совпал с переломным моментом в личной жизни Александра, началом его связи с княжной Екатериной Долгорукой, молодой девушкой, к которой страстно привязался стареющий император.Дело, которое невозможно было скрыть, поглощало энергию царя, ослабляя его авторитет как в собственном семейном кругу (его жена, бывшая принцесса Мария Гессен-Дармштадтская, родила ему шестерых сыновей и двух дочерей), так и в Петербурге. Петербургское общество. Кроме того, его чувство вины сделало его уязвимым перед давлением панславянских националистов, которые использовали больную и фанатичную императрицу в качестве своего защитника, когда в 1876 году Сербия была вовлечена в войну с Османской империей. Хотя Александр решительно был мирным человеком, он неохотно стал защитником угнетенных славянских народов и в 1877 году наконец объявил войну Турции.После первоначальных неудач русское оружие в конце концов одержало победу, и в начале 1878 года авангард русских армий расположился лагерем на берегу Мраморного моря. Главной наградой за победу России, серьезно урезанную европейскими державами на Берлинском конгрессе, стала независимость Болгарии от Турции. Соответственно, эта страна до сих пор чествует Александра II среди своих «отцов-основателей» статуей в центре своей столицы Софии.

Сравнительная военная неудача 1877 года, усугубленная сравнительной дипломатической неудачей за столом переговоров, положила начало крупному кризису в Российском государстве.Начиная с 1879 г. возродился революционный терроризм, вскоре сосредоточившийся на личности самого царя. После безуспешных попыток застрелить его, сорвать его поезд и, наконец, взорвать Зимний дворец в самом Петербурге, Александр, проявивший в личной атаке непоколебимое мужество, основанное на фаталистической философии, доверил верховную власть временному диктатору. Министру внутренних дел графу Михаилу Лорис-Меликову было поручено уничтожить террористическую организацию (называвшую себя Народной Волей) и в то же время успокоить умеренное мнение, отчужденное репрессивной политикой, проводившейся с 1866 года.В то же время, после смерти императрицы в 1880 году, царь тайно женился на Екатерине Долгорукой (которая родила ему троих детей) и собирался объявить ее своей супругой. Чтобы сделать этот шаг приемлемым для российской общественности, он намеревался совместить это заявление со скромной уступкой конституционалистским устремлениям. Должны были быть две законодательные комиссии, включающие косвенно избранных представителей. Эта так называемая Конституция Лорис-Меликова, в случае ее реализации, могла бы стать зародышем конституционного развития в России.Но в тот день, когда после долгих колебаний царь наконец подписал прокламацию, объявляющую о его намерениях (1 марта 1881 г.), он был смертельно ранен бомбами в заговоре, спонсируемом Народной волей.

Можно сказать, что он был великой исторической фигурой, не будучи великим человеком, что то, что он делал, было важнее того, кем он был. Его Великие реформы действительно стоят в одном ряду с реформами Петра Великого и Ленина, но влияние его личности было намного меньше, чем их. Место царя в истории — существенное — почти полностью обусловлено его положением абсолютного правителя огромной империи на критической стадии ее развития.

Оценка.

Модернизация российских институтов, хоть и фрагментарная, но масштабная. В царствование Александра Россия построила базу, необходимую для прихода к капитализму и индустриализации в конце века. В то же время российская экспансия, особенно в Азии, неуклонно набирала обороты. Продажа Аляски Соединенным Штатам в 1867 г. перевесила по своему значению приобретение Приморской провинции у Китая (1858 и 1860 гг.) и основание Владивостока как дальневосточной столицы России (1860 г.), окончательное покорение Кавказа (в 1860-е гг. ), и завоевание Средней Азии (Хива, Бухара, Туркестан) в 1870-е гг.Вклад царствования в развитие того, что было названо русским «хлопковым империализмом», был огромен. Здесь также правление Александра проложило путь для более поздних фаз русского империализма в Азии.

Значение Александра заключается главным образом в его усилиях по содействию выходу России из прошлого. В какой-то степени он, конечно, был представителем сил — интеллектуальных, экономических и политических, — которые были сильнее его самого или вообще любого отдельного человека.После Крымской войны модернизация России действительно стала императивом, если Россия хотела сохранить свое положение крупной европейской державы. Но даже в контексте более широкого движения роль Александра II, благодаря его положению самодержавного правителя, была очень важной. Великие реформы, как в том, что они сделали, так и в том, что им не удалось сделать, несут на себе отпечаток его личности. Но, к сожалению, отдав большую власть влиятельному реакционному министру К. П. Победоносцев — которого он назначил министром по церковным делам (прокурором Святейшего Синода) и поручил воспитание сына и наследника, будущего Александра III — Александр II, может быть, невольно, много сделал для того, чтобы сорвать его собственную реформаторскую политику и окончательно поставили Россию на путь революции.


вернуться на Главную

Александр II | Encyclopedia.com

(1818–1881), царь и император России с 1855 по 1881 год.

Александра Николаевича Романова в основном помнят за два события — его решение освободить крепостных и его убийство от рук революционеров.Тот факт, что тот же самый царь, который окончательно отменил крепостное право в России, стал единственным царем, убитым политическими террористами, иллюстрирует турбулентность его времени и его противоречия.

образование и великие реформы

Александр родился в Москве 17 апреля 1818 г., старший сын Николая I. Его образование, в отличие от образования отца, готовило его к возможной роли царя с раннего возраста. Первоначально его воспитание состояло в основном из военных вопросов. Николай назначил своего сына командиром гусарского полка, когда Александру было несколько дней от роду, и в детстве он получал повышение по службе.В шесть лет его первым воспитателем стал начальник Московского военного училища капитан К. К. Мердер. Мердер был профессиональным армейцем, который сочетал любовь к вооруженным силам с состраданием к другим. Оба качества привлекали царевича и формировали его мировоззрение. Александр также получил инструкции от Василия Жуковского, известного поэта, который разработал план образования, в котором подчеркивались добродетель и просвещение. Молодой царевич

совершил путешествия по Российской империи и Европе, а в 1837 году стал первым императором, посетившим Сибирь, где даже встречался с декабристами и ходатайствовал перед отцом об улучшении их условий.Во время своего путешествия по Европе в 1838 году Александр влюбился в принцессу из небольшого немецкого государства Гессен-Дармштадт. Хотя Николай I желал лучшей пары для своего сына, Александр женился на Марии Александровой в апреле 1841 года. У них будет восемь детей, двое из которых умерли молодыми. Их третий ребенок, Александр, родился в 1845 году и в итоге стал наследником.

Николай I включил своего сына как в символическую, так и в практическую сторону управления. Николай не прошел подготовку для своей роли и считал, что не готов к обязанностям русского самодержца.Он не хотел, чтобы у Александра был подобный опыт, и он включал своего сына в частые парады, военные зрелища и другие символические аспекты, занимающие центральное место в политической системе Николавана. Александру нравились эти мероприятия, и он с удовольствием участвовал в многочисленных учениях, проводимых Николаем I. Во многих отношениях эта военная культура сформировала взгляды Александра на управление Россией.

Александр также стал членом имперских советов, руководил работой военно-учебных заведений и даже председательствовал на заседаниях Государственного совета, когда его отец не мог. В 1846 году Николай назначил Александра председателем Негласного комитета по крестьянским делам, где царевич продемонстрировал поддержку существовавших общественно-политических порядков. Короче говоря, Александр вырос в системе, которая подчеркивала необходимость самодержца для управления Россией, и он научился поклоняться своему отцу с раннего возраста. Его образование и подготовка не указывали на важные решения, которые он примет как царь.

Мало кто мог бы указать обстоятельства, при которых Александр стал императором.Николай I умер в 1855 году во время катастрофической Крымской войны. Окончательная потеря России стала очевидной к моменту смерти Николая, и это поражение во многом подорвало всю систему Николавен и ее идеологию официальной национальности. Александр впитал веру своего отца в самодержавие, но обстоятельства войны вынудили его принять политику, которая коренным образом изменила Россию и ее политическую систему.

Александр стал императором 19 февраля 1855 года, день, который снова появится в ходе его правления. Его коронация в качестве российского императора состоялась в Москве 26 августа 1856 года. Между этими двумя датами Александр боролся с продолжающейся войной, которая становилась все хуже и хуже. Севастополь, город-крепость в Крыму, ставший определяющим местом войны, пал 9 сентября 1855 года. Александр начал мирные переговоры и 30 марта 1856 года подписал Парижский мирный договор. Россия потеряла свои военно-морские права в Черном море в дополнение к 500 000 солдат, потерянных в ходе войны. Престиж русской армии, приобретший с 1812 г. почти мифический статус, с поражением рассеялся.События первого года его царствования вынудили Александра к рукам — Крым показал необходимость реформ, и Александр действовал.

Сразу после войны Александр произнес самые известные слова своего царствования, когда в 1856 году ответил группе московских дворян, спросивших о его намерении освободить крепостных: «Не могу вам сказать, что я совсем против этого; мы живем в эпоха, в которой это должно в конце концов произойти. Я полагаю, что вы того же мнения, что и я, поэтому будет гораздо лучше, если это произойдет сверху, чем снизу.Слова Александра красноречиво говорят о том, как царь представлял себе реформы — это было необходимо, но лучше было проводить изменения в рамках самодержавной системы. После того, как Александр II решился на реформу, он полагался на советы своих министров и бюрократии. Тем не менее, Александр много сделал для отмены крепостного права в России, что не удалось осуществить его предшественникам

Процесс освобождения был сложное и противоречивое дело.Это началось в 1856 году, когда Александр II сформировал секретный комитет для выяснения предложений по реформе, и не прекращалось до 1861 года, когда 19 февраля был издан декрет об освобождении. , и компромисс. Освобождение коснулось двадцати миллионов крепостных и почти тридцати миллионов государственных крестьян, или 8 процентов населения России. Напротив, в 1863 году в Соединенных Штатах было освобождено четыре миллиона рабов. Хотя конечный результат никого полностью не удовлетворил, в экономике и обществе России произошел коренной перелом.Даже Александр Герцен, назвавший Николая I «змеем, удушающим Россию», воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!» Из-за роли Александра он стал известен как Царь-Освободитель.

Когда эмансипация была завершена, Александр приступил к утверждению дальнейших реформ, которые историки часто называют Великими реформами. Сам царь не так активно участвовал в изменениях, которые произошли после 1861 года, но Александр назначил людей, ответственных за разработку реформ, и дал окончательное одобрение изменений.Между 1864 и 1874 годами Александр провозгласил новую реформу местного самоуправления (создание земства ), новую судебную реформу, образовательные реформы, закон о смягчении цензуры и новый военный закон. Все они проводились в новом духе гласности, или «подачи голоса», за которую выступал Александр. Царь опирался на чиновников, обученных еще во времена его отца на престоле, поэтому реформы связаны и с именами Николая Милютина, Петра Валуева, Дмитрия Милютина и других «просвещенных бюрократов». Кроме того, русские из всех слоев общества обсуждали реформы и их особенности в атмосфере, которая резко контрастировала с николаевской Россией.

Этот новый дух принес с собой множество реакций и мнений. Александр, убежденный самодержец на протяжении всей эпохи реформ Почти сразу же после начала реформ ему пришлось столкнуться с восстаниями и революционерами, что было естественным результатом более спокойной эпохи и политики, которую отстаивал Александр, даже если он не предвидел всех их последствий.В частности, решение Александра реформировать Россию способствовало разжиганию восстания в Польше, входившей тогда в состав Российской империи. Польский национализм в 1863 году привел к восстанию в Варшаве, которое потребовало больше свобод. Перед лицом этой оппозиции Александр отреагировал так же, как и его отец, жестоко подавив восстание. Однако, в отличие от своего отца, Александр не стал проводить политику русификации в других областях империи и даже позволил финскому парламенту снова собраться в 1863 году в качестве награды за верность империи.

Дома эпоха реформ только придала смелости русским, которые хотели, чтобы страна участвовала в более радикальных изменениях. Образованная общественность 1850-х и 1860-х годов открыто обсуждала детали Великих реформ и нашла многие из них недостаточными. В результате своей политики Александр способствовал возникновению политически радикального движения, призывавшего положить конец самодержавию. В российских университетах образовалась группа, называвшая себя «Земля и воля», призывавшая к более насильственной и тотальной революции среди русского крестьянства.Аналогичная группа, известная как Организация, в то же время призывала к радикальным изменениям. 6 апреля 1866 года член этой группы Дмитрий Караказов шесть раз выстрелил в Александра, гулявшего по Летнему саду, но эффектно промахнулся. Хотя официально эпоха реформ еще не закончилась, 1866 год стал переломным в жизни Александра II и его страны. Царь не остался верен пути реформ, а оппозиция, развязанная эпохой, только росла.

последующие годы

Александр дал волю силам, которые в конце концов убили его, но между 1866 и 1881 годами Россия пережила гораздо более значительные изменения. Покушение Караказова на жизнь Александра произошло в период домашних неурядиц для Александра. За год до этого в возрасте двадцати двух лет умер старший сын царя Николай. Через три месяца после покушения у Александра завязался роман с восемнадцатилетней княгиней Екатериной Долгорукой, который продлился до конца его жизни (позже он женился на ней). Отвечая на растущее революционное движение, Александр увеличил полномочия Третьего отдела, печально известной тайной полиции, созданной Николаем I.Эпоха реформ и связанный с ней первоначальный дух к 1866 г. изменились безвозвратно, хотя и не исчерпали себя.

Александр начал концентрироваться на своей роли императора в конце 1860-х и 1870-х годах. В частности, он занимался строительством империи и, в конечном итоге, войной. Он руководил русским завоеванием Средней Азии, в результате которого Туркестан, Ташкент, Самарканд, Хива и Коканд оказались под контролем России. Однако за успехи в Центральной Азии пришлось заплатить дипломатическую цену. Экспансия так близко к границам Индии привела к тому, что Англия с возрастающей тревогой наблюдала за русским империализмом, и в этот период между двумя державами развернулась «холодная война».

Россия также занимала более агрессивную позицию по отношению к Османской империи, отчасти подпитываемая подъемом панславизма внутри страны. Когда в 1875 году православные подданные восстали против Турции, многие русские призвали царя на помощь своим собратьям-славянам. Александр, сначала сопротивлявшийся, в конце концов уступил общественному мнению, особенно после того, как османские войска в 1876 году вырезали почти тридцать тысяч болгар, пришедших на помощь повстанцам. Россия объявила войну 12 апреля 1877 года. Хотя России было нелегко победить турок, особенно у крепости Плевна, война была представлена ​​российской публике как попытка освободить православных подданных от мусульманского гнета.Образ Александра как освободителя занимал видное место в популярных репродукциях, сообщениях прессы и других отчетах о войне. Когда русские войска взяли Плевну в декабре 1877 года, они начали поход на Стамбул, который привел их к воротам турецкой столицы. На Кавказе завершающий акт произошел 19 февраля 1878 г., когда русские войска «освободили» турецкий город Эрзерум. В марте Россия и Османская империя подписали Сан-Стефанский договор, который гарантировал огромные успехи России в регионе.Александр вновь предстал в роли Царя-Освободителя.

Встревоженные этими событиями, европейские державы, в том числе прусские и австрийские союзники России, провели в Берлине международную конференцию. Александр видел, как большая часть его достижений была сведена на нет в попытке предотвратить российскую гегемонию на Балканах. Возникшая в результате путаница помогла посеять семена возникновения Первой мировой войны, но также спровоцировала широкое разочарование в России. Александр считал Берлинский договор худшим моментом в своей карьере.

Внутренние неурядицы Александра только усилились после 1878 года. Революционеры не отказались от своей оппозиции прогрессу и размаху реформ, и многие русские радикалы стали сосредотачивать свое внимание на самодержавии как главном препятствием для будущих изменений. В 1870-х годах возникла новая группа «Земля и свобода», которая призывала к передаче всей земли крестьянам и созданию правительства, которое прислушивалось к «воле народа». К концу десятилетия организация разделилась на две группы.Черный передел сосредоточился на земельном вопросе, в то время как «Народная воля» стремилась установить новую политическую систему в России, убив царя. После многочисленных попыток 1 марта 1881 года поиски увенчались успехом. Когда Александр проезжал мимо Екатерининского канала, возле царской кареты взорвалась бомба, ранив несколько человек. Александр вышел, чтобы осмотреть повреждения, когда вторая бомба упала у его ног и взорвалась. Его отнесли в Зимний дворец, где он скончался от массивной кровопотери.

По иронии судьбы, а может быть, и вполне уместно, Александр II собирался обсудить возможность учреждения национального собрания и новой конституции. Эта окончательная реформа не была завершена, и эпоха Александра закончилась вместе с ним. Сын и внук царя, будущие Александр III и Николай II, находились на смертном одре, и вид самодержца, умирающего в результате его реформ, формировал их соответствующие правила. Как заключила Лариса Захарова, акт 1 марта положил начало кровавому следу трагического ХХ века России.Трагедия Александра II стала трагедией России.

См. также: берлин, конгресс; черный передел; Крымская война; акт об освобождении; Николай I; Париж, конгресс и договор 1856 г.; народная воля, т.е. русско-турецкие войны; крепостное право; земство

библиография

Эклоф Бен; Бушнелл, Джон; и Захарова, Лариса, ред. (1994). Великие реформы в России 1855–1881 гг. Блумингтон: Издательство Индианского университета.

Филд, Даниэль. (1976). Конец крепостного права: дворянство и бюрократия в России, 1855–1861 гг. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Линкольн, В. Брюс. (1990). Великие реформы: самодержавие, бюрократия и политика перемен в имперской России. ДеКалб: Издательство Университета Северного Иллинойса.

Мосс, Уолтер. (2002). Россия в эпоху Александра II, Толстого и Достоевского. Лондон: Anthem Press.

Моссе, Вернер. (1962). Александр II и модернизация России. Нью-Йорк: Коллиер.

Рибер, Альфред.(1971). «Александр II: ревизионистский взгляд» Журнал современной истории. 43: 42–58.

Толстой Лев. (1995). Анна Каренина. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.

Вортман, Ричард. (2000). Сценарии власти: мифы и церемонии в русской монархии, Vol. 2: От Александра II до отречения Николая II. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Захарова Лариса. (1996). «Император Александр II, 1855–1881». В году Императоры и императрицы России: заново открывая Романовых, изд.Дональд Рэли. Армонк, Нью-Йорк: ME Sharpe.

Норрис Стивен М.

Энциклопедия истории России НОРРИС, СТИВЕН М.

Архив Российской национальной библиотеки. История

Во второй половине XIX века в Отдел рукописей вошли многие архивы известных общественных, политических и государственных деятелей, писателей и ученых, композиторов и актеров, художников, архитекторов и военачальников. Сыновья известного историка Николая Карамзина подарили Библиотеке собрание рукописей его отца.Правнук фельдмаршала Александра Суворова передал в дар архив своего великого предка — знаменитое «Суворовское собрание». Большой архив Михаила Сперанского, автора широкой программы модернизации государственного строя России, поступил в Отдел рукописей в дар от дочери. Наследники писателя Владимира Одоевского передали его обширный архив, включающий переписку, рукописи, дневники, записи, черновики автографов. В 1884 году сын видного деятеля русской литературы начала XIX века Василий Жуковский передал отделу архив отца.Библиотека получила рукописи Константина Батюшкова в дар от наследников поэта. В 1888 году архив великого мастера слова Ивана Гончарова передал сам писатель. В 1892 году К. Грот передал в дар архивы своего отца, академика Якова Грота, и крупнейшего деятеля русского классицизма, поэта Гавриила Державина. Историк В. Бильбасов передал большой архив журналиста Андрея Краевского; наследники писателя и издателя Андрея Болотова привезли в дар его рукописные материалы.

Рукописи известного композитора Михаила Глинки, подаренные Библиотеке коллекционером Василием Энгельгардтом в 1867 году, легли в основу коллекции музыкальных автографов. Значительное количество нотных рукописей русских композиторов было приобретено благодаря содействию самого уважаемого русского критика Владимира Стасова, сотрудника Библиотеки.

С середины 19 века в отделе сформировалась коллекция карт, планов и рисунков. В 1869 г. он пополнился переданным из Генерального штаба архивом, содержащим 455 единиц хранения.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *