Содержание

Понятие о гидросфере. Основные части гидросферы

На Земле выделяют следующие оболочки планеты:

1.     Гидросфера.

2.     Литосфера.

3.     Атмосфера.

4.     Биосфера.

 

Вода в трех состояниях. Гидросфера

 

Гидросфера – оболочка Земли, включающая в себя всю воду планеты; водная оболочка Земли.

Вода на Земле бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Больше всего воды в жидком виде. На нашей планете нет такого места, где бы не было воды, даже в пустынях вода содержится в воздухе в виде водяного пара.

 

Рис. 1. Вода в трех состояниях

 

Состав гидросферы

Гидросфера включает в себя:

1.     Воды Мирового океана.

2.     Воды суши (льды, реки, озера, подземные воды, болота и пр.).

3.     Воду в атмосфере и живых организмах.

Основная масса воды в гидросфере содержится в Мировом океане: океанах, морях, заливах. Это преимущественно соленая вода. На воды Мирового океана приходится 96,6% всей гидросферы. Больше всего пресных вод содержится в ледниках и подземных водах.

 

Рис. 2. Состав гидросферы 

 

Круговорот воды в природе

 

Вода может переходить из одного состояния в другое, потом в третье и обратно. Благодаря этому, происходит перемещение воды – круговорот. Круговорот воды в природе – непрерывный процесс перемещения воды с поверхности океана и вод суши в атмосферу, из атмосферы на сушу, с суши обратно в океан.

Вода, которая испаряется с поверхности, – пресная; соль остается в океане. Таким образом, соленый океан является главным источником пресной воды. Благодаря круговороту воды на Земле существует жизнь, воды суши, формируется климат, погода, почвы.

 

Рис. 3. Круговорот воды в природе

 

Рис. 4. Круговорот воды в цифрах

 

Значение круговорота воды

 

Благодаря круговороту воды на Земле существует жизнь, воды суши, формируется климат, погода, почвы. Кроме того, круговорот воды связывает между собой все оболочки Земли, поддерживая их функционирование.

 

Список литературы

Основная

1.     Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с..

2.     География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; ДИК, 2011. – 32 с.

3.     География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4.     География. 6 кл.: конт. Карты: М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин — М.: Росмэн-Пресс, 2006. — 624 с..

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Русское Географическое Общество (Источник). 

3.  Geografia.ru (Источник). 

Части гидросферы

Вода — одно из самых распространенных веществ на нашей планете, все климатические процессы на Земле так или иначе связаны с водой. Происхождение гидросферы однозначно не установлено. Есть несколько гипотез, но наиболее известными являются две из них. Первая предполагает, что вода на Земле выделилась из её недр в процессе остывания планеты на ранних стадиях её формирования — несколько миллиардов лет назад. Подтверждением её служит то, что вода действительно содержится в мантии и продолжает выделяться на поверхность при извержении вулканов в виде пара. Другая гипотеза наоборот утверждает, что вода была принесена на Землю из космоса, падающими на её поверхность кометами, которые действительно состоят изо льда. Земля — по всей видимости, единственная планета Солнечной системы, где вода содержится во всех трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. На всех остальных планетах либо слишком холодно, либо слишком жарко для этого. Хотя, есть предположения, что жидкая вода может образовываться изо льда в приэкваториальных областях Марса, где температура поднимается до плюсовых отметок, а также водный океан может находиться под ледяным панцирем Европы — одного из спутников Юпитера, однако однозначных подтверждений этому пока обнаружено не было. Хотя, это не значит, что жидкая оболочка планеты есть только на Земле. Так, например, на спутнике Сатурна Титане роль воды выполняет жидкий метан (Ch5). На планете образуются метановые озёра, и идет дождь из жидкого метана. На Земле метан — это привычный нам газ, на котором работает газовая плита на кухне — на нашей планете слишком высокая температура, чтобы метан замерзал и превращался в жидкость. Но при удалении от Солнца на всё более далёких планетах температура становится всё холоднее.

Возвращаясь на Землю, отметим, что гидросфера нашей планеты делится на две большие части: Мировой океан и внутренние воды. Мировой океан занимает 71% поверхности Земли, а потому оказывает огромное влияние на все процессы, происходящие на ней. 96% воды гидросферы сосредоточены именно в морях и океанах. Еще порядка 2% сосредоточены в ледниках. Ледники Земли часто объединяют в еще одну оболочку планеты — криосферу. Небольшая часть воды всегда содержится в атмосфере в виде пара. Атмосфера и гидросфера очень тесно связаны между собой. На Земле постоянно происходит круговорот воды, благодаря которому вся гидросфера, включая даже самые удаленные от океана внутренние озера, представляет единое целое.

Гидросфера — урок. География, 6 класс.

Особенностью планеты Земля является наличие на ней уникального вещества — воды. Вся вода на нашей планете образует единую непрерывную оболочку — гидросферу.

Гидросфера — водная оболочка Земли.

Гидросфера простирается от верхней границы распрост­ранения воды в атмосфере до нижней гра­ницы залегания подземных вод в литосфере. Гидросферу принято делить на Мировой океан, континентальные поверхностные воды и ледники, а также подземные воды. Также в гидросферу входят водяной пар атмосферы, почвенная влага и вода, содержащаяся в живых организмах.

 

Все части гидросферы тесно взаимосвязаны между собой, переходят из одного состояния в другое, совершая круговорот воды. Движущей силой кругооборота воды является энергия Солнца.

 

Круговорот воды:

  • Солнце нагревает океан и другие водные поверхности. Это приводит к испарению воды, которая преобразуется в газообразную форму и уходит в атмосферу в виде пара.
  • Через некоторое время пар в атмосфере конденсируется в облака.
  • Вода возвращается на землю в виде осадков.
  • Когда осадки достигают земной поверхности, они могут снова перейти в форму пара, перемещаться в форме водного течения по поверхности планеты или впитаться землей.

Рис. \(1\). Круговорот воды в природе

 

Благодаря круговороту воды на Земле существует жизнь, воды суши, формируется климат, погода, почвы. Кроме того, круговорот воды связывает между собой все оболочки Земли, поддерживая их функционирование.

 

Вода — отличный растворитель, поэтому в составе гидросферы преобладают солёные воды.

 

Общий объём воды на Земле — около \(1,39\) млрд км³.

 

Большая часть воды сосредоточена в океане, намного меньше — в ледниках, континентальных водоёмах и подземных водах. Солёные океанические воды составляют \(96,4\) % объёма гидросферы, воды ледников — \(1,86\) %, подземные воды — \(1,68 \) %, а поверхностные воды суши — немногим более \(0,02\) %.

 

Вода в гидросфере преимущественно находится в жидком виде (\(98\) %), твёрдая вода (лёд и снег) составляет около \(2\) %, газообразная (водяной пар) — \(0,001\) %.

Гидрология (гидро — «вода», логос — «учение») — наука, которая занимается изучением гидросферы.

Источники:

Рис. 1. Круговорот воды в природе. https://ru.wikipedia.org/wiki/Круговорот_воды_в_природе#/media/Файл:Круговоротводы.png

Перечислите составные части гидросферы.

Лето я не могу себе представить без отдыха на берегу моря или хотя бы обычной поездки на озеро. Величие русских рек меня просто поражает, а красота некоторых озер, например, Байкала, — это что-то невероятное. Такое разнообразие водоемов является частью гидросферы — водной оболочки нашей планеты. Без воды не было бы жизни на Земле, так что ее нужно беречь.

Из каких частей состоит гидросфера

Вода находится на нашей планете повсюду и в разном состоянии. Больше всего ее в жидкой форме. Сюда можно отнести:

  • океаны;
  • моря;
  • озера и водохранилища;
  • реки;
  • подземные воды.

Здесь нужно понимать, что соленая вода составляет примерно 95% и только 5% — пресная (та, которую потребляет большинство живых организмов).

На планете огромные запасы подземных вод. Ученые оценивают их примерно в 5% от всей гидросферы планеты, но существует теория об огромном подземном океане глубоко в недрах. Правда, мне в это верится с трудом.

В состав гидросферы также входит лед. На планете огромное количество ледников, которые сосредоточены на полюсах нашей планеты. Но если смотреть в абсолютном количестве, то в гидросфере они составляют всего лишь 2%. Узнав это, я был очень удивлен.

Водяной пар также является частью гидросферы, но очень-очень маленькой. Хотя благодаря ему выпадают осадки.

Круговорот воды в природе

На планете вода находится в движении. Она переходит из одного состояния в другое, но ее количество постоянно остается неизменным.

Круговорот происходит следующим образом. Вода испаряется из различных водоемов и поднимается вверх, образуя облака. Благодаря ветру они переносятся в другое место. В облаках образуются капли воды и затем выпадают на поверхность планеты.

Без этого процесса растительность просто не получала бы такую необходимую для себя влагу.

Как появилась вода на планете

Существует одна распространенная теория. Раньше на планете атмосферы почти не было, и наша Земля подвергалась бомбардированию разных астероидов и метеоритов. Многие из них состояли из льда. Таким образом и было занесено это важное для жизни вещество.

Что входит в состав гидросферы Земли? Объем основных частей гидросферы

Автор Nat WorldВремя чтения 3 мин.Просмотры 125Опубликовано Обновлено

Гидросфера – это оболочка Земли, которая объединяет всю воду на нашей планете. Всего на Земле находится 1,39 млрд куб. км воды, чья масса составляет 1,46 квинтиллионов тонн. В составе гидросферы выделяют Мировой океан, воды суши, а также водный пар в атмосфере планеты.

На Мировой океан приходится примерно 96,4% все земной воды. По Мировым океаном понимают всю совокупность сообщающихся друг с другом водоемов, которая покрывает примерно 71% поверхность земного шара. Основу Мирового океана формируют 5 океанов, а также входящие в их состав десятки морей, проливов, заливов. Водоем, не входящий в Мировой океан, морем считаться не может, даже если его официальное название содержит слово «море». Например, Каспийское море – это на самом деле только озеро, так как из него на корабле не получится доплыть ни до одного океана и ни до одного другого моря. Также уровень воды во всех водоемах Мирового океана примерно одинаков, так как они представляют собой сообщающиеся сосуды. Этот уровень называют уровнем моря, от него принято отсчитывать абсолютные высоты на Земле. Вода в Мировом океане соленая, хотя степень ее солености может быть различной.

Воды суши разделяют на подземные воды, ледники и поверхностные воды, причем иногда ледники объединяют в одну категорию с поверхностными водами. Подземные воды составляют примерно 1,7% гидросферы, в их составе можно выделить грунтовые, почвенные, артезианские воды и т. п. Ледники также составляют около 1,7% гидросферы. Большая их часть находится в Антарктиде, где они образуют Антарктический ледяной щит. Также есть менее крупный ледяной щит в Гренландии и отдельные ледники в высоких широтах и в районе горных вершин. Обратите внимание, что льды Арктики ледяным щитом не считаются, так как они находятся в океане, а не на суше.

Поверхностные воды включают в себя реки, озера, пруды и прочие водоемы, не связанные с Мировым океаном. К этой категории относят и искусственные водоемы, например, водохранилища. Все вместе эти водоемы содержат лишь 0,02% воды планеты. Крупнейшим озером мира считается Каспийское море, а крупнейшей рекой – Амазонка. Вода в этих поверхностных водах по большей части пресная (хотя бывают и соленые озера), поэтому именно поверхностные воды используются для водного питания как людьми, так и сухопутными животными.

Атмосферный пар составляет около 0,001% гидросферы, однако его значение также огромно. Именно благодаря дождям и облакам осуществляется круговорот воды в природе. Вода с поверхности Мирового океана испаряется, а потом выпадает на сушу, питая уже воды суши.

Список использованных источников

• https://o-planete.ru/obolotchki-zemli/sostav-gidrosfer.html
• https://natworld.info/raznoe-o-prirode/gidrosfera-zemli-opisanie-obem-shema-obekty-sostav-i-zagrjaznenie
Мне нравитсяНе нравится

Не все нашли? Используйте поиск по сайту ↓

Строение и состав гидросферы

Строение и состав гидросферы

Автор: Администратор

Сетевой журнал «Педагогический поиск» — География

Козичева Татьяна Евгеньевна

учитель географии первой квалификационной категории

Состав и строение гидросферы

Цели урока:
• сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав;
• сформировать представление о мировом круговороте воды;
• раскрыть значение воды в природе и жизни людей.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику, учебник, часы, сигнальные карточки.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе.
Способы действий учащихся: выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды.
Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями, электронным приложением к учебнику.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
Организация внимания учащихся, настраивание на учебную работу.
Проверяет готовность учащихся к уроку.

« Приветствие учащихся. Я рада видеть ваши добрые и любопытные лица. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, и в такой благоприятной атмосфере начнем наш урок.»

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Учитель:
Сегодня мы перейдем к изучению новой оболочки, И мы вместе совершим удивительное открытие. Я держу в руках – самый удивительный минерал на Земле. (маленькая коробочка с образцом воды).
Учитель: ( Что такое минералы? — Минералы -это вещества из которых состоят горные породы. И нас можно назвать самыми счастливыми обитателями Вселенной, т.к. мы владеем этим минералом. Посмотрите на слайд 1.Может вы уже догадались? Что же это может быть? Нет. Тогда в этом нам помогут слова Антуана де Сент-Экзюпери, великого французского писателя.
Вода!
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для

жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую
не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…
Я прочитала без главного слова. Угадайте его.
(Если угадают, открываем шкатулку)
Если не угадали, то предлагаем следующую подсказку:

Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница — вода!

Учитель:
Именно этот минерал под названием «вода» является составной частью той оболочки, которую мы начнем изучать сегодня.
Может кто- то догадался, о какой оболочке я говорю?
Учащиеся отвечают –ГИДРОСФЕРА.

3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

Учитель: Правильно. Мы говорим о гидросфере.
Вспомните из 5 класса:
1.Определение этой оболочки.
2.Из каких слов образовано название оболочки.
«ГИДРОСФЕРА ( « Гидро » — от греческого вода, влага; «Сфера»- от греческого шар).»
3.Какие оболочки Земли вы еще знаете?
Но прежде, чем перейти к новой теме давайте вспомним план изучения оболочек Земли.
Учащиеся:
1.Название оболочки и расшифровка термина.
2.Состав и строение оболочки.
3.Что происходит в оболочке?
4.Основные природные явления, связанные с этой оболочкой.
5.Оболочка и человек.

Учитель: Правильно. Первый вопрос мы с вами изучали в 5 классе. 4 и 5 изучим на последующих уроках. А 2и 3 пункты плана – это вопросы нашего урока. Посмотрите еще раз на план. Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что нам сегодня предстоит узнать, изучить. Посовещайтесь в группах.
Учащиеся: Совещаются в группах. Формулируют цель урока при помощи учителя.
«• сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав;
• сформировать представление о мировом круговороте воды;
• раскрыть значение воды в природе и жизни людей.»

4.ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ:

Учитель: Сегодня мы последовательно изучим гидросферу. Условия работы я вам буду задавать, а вы при выполнении поднимаете зеленые карточки — значит вы справились и идем вперед. Ну а если не получается, то красные, и я и ваши одноклассники придут на помощь.

1.Состав и строение оболочки.

Учитель: Воды на Земле очень много. Она есть и в океанах, морях, реках и т.д. Посмотрите сколько синего цвета на карте океанов. Возникает вопрос. Что включает в себя гидросфера? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо поработать с текстом учебника и рисунком 61 на стр.94.
Итак, самостоятельно ознакомьтесь с текстом и рисунком.
1.Какие составные части гидросферы вы выделили?
2.Одинаков ли объем этих частей?
3.Чего больше на Земле? Чего меньше?
(Идет беседа учащихся и учителя в ходе которой выясняются ответы на поставленные вопросы.)

Слайд 2. Состав гидросферы.

Учитель: Как любое целое, гидросфера состоит из отдельных частей
Давайте попробуем составить схему.
Обсудите в группах, как можно составить схему «Состав гидросферы.»
Сделайте схему в тетрадях. Кто затрудняется поднимайте красные карточки. Кто сделал – зеленые.
( Учащиеся в группах выполняют это задание, учитель координирует деятельность и проверяет схемы. Потом идет обсуждение, как ребята справились с заданием. Один учащийся выполняет схему на доске.)

2.Что происходит в оболочке?

А) Мировой круговорот воды в природе.
Учитель: Постановка проблемного вопроса: Подумайте и скажите. Если гидросфера состоит из отдельных частей, то существуют ли они изолированно друг от друга, или связаны между собой? Связана ли гидросфера с другими оболочками Земли?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов. (Идет беседа с поиском правильного ответа.)
Учитель: Я обращаю ваше внимание на слова известного географа А. А. Григорьева. Вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств. Не случайно поэт А. Дитрих писал:
В звонкой льдинке и слезинке,
И в дождинке, и в росинке —
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
Далее, используя слайд 3. Мировой круговорот воды.
Учащиеся пытаются объяснить, как происходит Мировой круговорот воды. ( Работа в группах. Какая группа первой справляется, поднимает зеленую карточку. Потом идет обсуждение, как ребята справились с заданием.)
Учитель:
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале и в Ниле.
И в Танганьике, и в нашей квартире.

И.Якимов.
Учитель: Что означает слово «круговорот»? ……
означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение».
Учитель: Давайте все встанем, каждая группа возьмется за руки, покрутится.
Так и в природе вода находится в постоянном движении, т. е. происходит круговорот.
Назовите природное явление, о котором говорится в этом стихотворении. Каково его значение?

Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
(С.Щипачев).

Б) Три состояния воды на Земле.
Учитель: А как же вода связывает все оболочки на Земле? Как это происходит? Давайте внимательно посмотрим на слайд. Слайд 4. Три состояния воды.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов. (Идет беседа с поиском правильного ответа.)
Разбирая вопрос о том, что происходит с водой в природе, учитель предлагает составить схему и изучить ее.
( Учащиеся в группах выполняют это задание, учитель координирует деятельность и проверяет схемы. Потом идет обсуждение, как ребята справились с заданием. Один учащийся выполняет схему на доске.)

В) Соотношение площади воды и суши.
Учитель:
Посмотрите карту полушарий в атласах, на настенной карте, слайд 1.
Учащиеся устанавливают, сколько воды на Земле, и делают вывод, что 3/4 поверхности земного шара занято водой. ( Перед вами круг разделенный на четыре части, выделите любыми знаками ¾ части круга.)
Кто готов поднимите зеленые сигнальные кружочки.

Слайд 5.Соотношение площадей суши и океана.

(Источник пресной воды; среда обитания; «2/3 массы человеческого тела состоит из воды. Человек не может прожить без воды более 8 дней; Вода создает условия для роста и развития многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты: в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности, транспортный путь – объединяет страны.
5. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ МАТЕРИАЛА:

1.Слайд 6.Выполните задание. Составить схему МКВ.
2. Как вы думаете вся ли вода возвращается с суши в Океан одновременно?
3.Составьте список частей гидросферы в порядке убывания скорости круговорота на основе текста учебника на с 95 -96.
1.Вода в живых организмах.
2.Вода материковых ледниковых полярных широт.
3.Воды болот и горных ледников.
4. Воды океанов.
5.Вода озер.
6.Глубокие подземные воды.
7.Воды рек.
8.Вода в атмосфере.

Анализируя проделанную работу, учитель выясняет, почему необходимо заботиться о качестве воды, почему охрана гидросферы — забота всех людей, населяющих планету, почему следует экономить воду, как учащиеся относятся к необходимости экономить воду.

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Слайд 8. Контроль.
1.Какой из перечисленных 6 природных объектов не имеет признака, общего для остальных?
А).Подземные воды.
Б).Мировой океан.
В).Многолетняя мерзлота.
Г).Ледники.
Д).Барханы.
Е).Реки.

2.Морскую воду называют « жидкой рудой», потому что…
А).Вода на Земле обладает свойством растворять многие вещества.
Б).Вода существует в 3 состояниях.
В).Вода – составная часть живых организмов.
Г).Из воды можно добывать не только соль, но и другие минеральные вещества.

3.Раставьте части гидросферы в порядке убывания объема содержащейся в них воды.
А).Ледники и снежники.
Б).Мировой океан.
В).Подземные воды.
Г).Озера.
4.Как называется постоянное движение воды из Океана на сушу через атмосферу и обратно?
А).Мировой круговорот воды в природе.
Б).Круговорот жидкости в природе.
В). Мировой круговорот жидких веществ.

5.Какой воды на Земле больше?
А).Опресненной.
Б).Пресной.
В).Соленой.

7.ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ:
1. Изучить § 28.( Прочитать, закрепить в памяти.)
2. Ответить на вопросы 3—4., с.96.
3. Выполнить задания 5-8, с.96.
4. Для желающих повысить свою результативность, получить дополнительно «5», выполнить задания 9, 10 на стр.96.
8.РЕФЛЕКСИЯ: Подведение итогов урока.
— Я узнал новое на уроке…
-Мне понравилось работать в группах…
-Мне было интересно работать по…
— У меня были такие затруднения, как…
— У меня возникли проблемы с тестом, но я…
Список использованной литературы:
1.Алексеев А. И., Николина В.В., Липкина Е.К. География 5-6 классы, учебник для общеобразовательных организаций. М: Просвещение, 2014.
2.Поурочные разработки. География 5-6 классы. Махов С.И., Махова И. П., М: Просвещение, 2009.

Параграф 22. Единство гидросферы



Вопрос 1. Что такое гидросфера?

Гидросфера — водная оболочка Земли. Совокупность вод морей, океанов, континентальных водоёмов, рек, подземных источников, болот и ледяных покровов Земли.

Вопрос 2. Что такое Мировой океан?

Мировой океан — основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Мировой океан покрывает почти 70 % земной поверхности.

Вопрос 3. Могут ли отдельные части гидросферы существовать независимо друг от друга?

Гидросфера образована всеми видами природных вод независимо от их состояния: жидкого, твёрдого и газообразного. Все они взаимосвязаны кругооборотом воды.

Вопрос 4. Что такое гидросфера?

Гидросфера — водная оболочка Земли. Совокупность вод морей, океанов, континентальных водоёмов, рек, подземных источников, болот и ледяных покровов Земли.

Вопрос 5. Перечислите составные части гидросферы.

Гидросфера образована всеми видами природных вод независимо от их состояния: жидкого, твёрдого и газообразного.

Вопрос 6. Какую часть гидросферы составляют воды Мирового океана?

Большая часть воды сосредоточена в Мировом океане. 97% всех вод планеты составляют солёные воды морей и океанов.

Вопрос 7. Каковы свойства гидросферы?

Гидросфера объединяет все виды природных вод. Отдельные части гидросферы связаны в единую оболочку процессом круговорота воды.

Вопрос 8. Как влияет гидросфера на жизнь нашей планеты?

Вода — основа жизни на нашей планете. Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Она входит в состав всех организмов. Богатство и разнообразие природы напрямую зависит от наличия воды.

Вопрос 9. Приведите доводы в пользу утверждения: «Гидросфера образует сплошную оболочку Земли».

Отдельные части гидросферы связаны в единую оболочку процессом круговорота воды. Основными его элементами являются испарение воды, перенос водяного пара ветром, выпадение осадков, сток воды по руслам рек, подземный сток.

Вопрос 10. Почему воду называют основой жизни на Земле?

Она входит в состав всех организмов. Клеточный сок – цитоплазма – это водный раствор различных солей. Из клеток состоят абсолютно все организмы планеты. А значит, вода — это основа жизни.

Вопрос 11. Используя иллюстрации учебника, докажите, что все части гидросферы связаны круговоротом воды.

С поверхности водоёмов испаряется вода. Солёные воды Мирового океана, как и пресные воды рек и озёр, превращаются в водяной пар, который, концентрируясь, образует облака. Кстати, испаряется только вода. Содержащиеся в морской воде соли так и остаются в океане. Поэтому водяной пар и облака состоят из пресной воды. Облака переносятся ветрами на сотни и тысячи километров. Рано или поздно из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Часть выпавших осадков просачивается в почву и становится частью подземных вод, а другая часть стекает в реки. Талые воды, образующиеся при таянии снега или горных ледников, также частично просачиваются и поступают в состав подземных вод, а частично попадают в реки. Реки возвращают воду в озёра, моря и океаны.

Вопрос 12. Составьте схему классификации объектов гидросферы.

Hydrosphere — Energy Education

Рис. 1. Показанный выше источник считается частью гидросферы. [1]

Гидросфера — это компонент Земли, состоящий из всей жидкой воды на планете. Гидросфера включает в себя водохранилища, такие как океаны, моря, озера, пруды, реки и ручьи. В целом гидросфера очень велика, одни океаны покрывают около 71% площади поверхности Земли. [2] [3]

Движение гидросферы и водообмен между гидросферой и криосферой является основой гидрологического цикла.Непрерывное движение и обмен воды помогает образовывать течения, которые перемещают теплую воду из тропиков к полюсам и помогают регулировать температуру Земли. Таким образом, водообмен является жизненно важной частью гидросферы. [2]

Важно отметить, что хотя гидросфера , в основном, состоит из воды, есть также некоторые «примеси» или добавки к этой воде, которые включают растворенные минералы, растворенные газы и твердые частицы. Некоторые из них можно рассматривать как загрязнение, в то время как другие необходимы для здоровья экосистем. [4] Например, слишком много отложений вредно для окружающих экосистем, в то время как недостаточный уровень растворенного кислорода в воде приводит к гипоксическим условиям, которые могут нанести вред экосистемам. Таким образом, тонкий баланс необходим для здоровых экосистем, окружающих различные компоненты гидросферы.

Компоненты

Рис. 2. На этом изображении показан цикл гидросферы [5] .

Любая водохранилище на Земле, содержащее жидкую воду, считается частью гидросферы.Из-за этого существует обширный список образований, составляющих гидросферу. К ним относятся: [4]

  • Океаны : Большая часть воды на планете Земля — ​​это соленая вода, и подавляющее большинство этой соленой воды содержится в океанах.
  • Пресная вода : Пресной воды гораздо меньше, чем соленой, и она находится в разных местах.
    • Поверхностные воды : К поверхностным источникам пресной воды относятся озера, реки и ручьи.
    • Грунтовые воды : Пресная вода, находящаяся под землей, составляет небольшую часть пресной воды на Земле.
  • Ледниковая вода : Вода, которая тает с ледников.
  • Водяной пар в атмосфере

Воздействие человека на гидросферу

В новейшей истории люди коренным образом изменили гидросферу. Загрязнение воды, перекрытие рек, осушение водно-болотных угодий, изменение климата и ирригация — все это изменило гидросферу.Эвтрофикация, вызванная выбросом удобрений и сточных вод в водохранилища, вызвала искусственное обогащение водной среды питательными веществами. Чрезмерное цветение водорослей может привести к опасным условиям гипоксии в воде. Кислотные дожди от выбросов SOx и NOx от сжигания ископаемого топлива привели к подкислению компонентов гидросферы, нанося вред окружающим экосистемам. [6]

Наконец, когда люди изменяют естественный поток воды в гидросфере, отклоняя и перекрывая реки, это вредит окружающим экосистемам, которые зависят от источника воды.Это также может привести к высыханию некоторых водных территорий и попаданию чрезмерного количества наносов в ручьи и реки. [6]

Климат

Свойства и движение гидросферы важны для поддержания разнообразия климата, существующего во всем мире. Океан, который содержит 97% воды на Земле, особенно важен для климатической системы. Сам океан служит резервуаром, который способствует поглощению солнечной радиации. Поскольку океан настолько обширен, он поглощает большое количество энергии Солнца.Кроме того, океан важен для климатической системы, поскольку он ограничивает скорость изменения климата. Кроме того, океан служит для перераспределения энергии и тепла по всему земному шару, внося свой вклад в различные средние температуры, существующие на земном шаре. [2]

Ссылки

Hydrosphere — обзор | Темы ScienceDirect

2.11.9 Резюме и соображения на будущее

Гидросфера, биосфера, литосфера и хемосфера неразрывно связаны в широком диапазоне пространственных и временных масштабов.Для всестороннего понимания биогеохимического круговорота необходимо понимание гидрологических процессов. В дополнение к огромному количеству информации, связывающей гидрологию и биогеохимию по различным аспектам гидрологического цикла, существует огромное количество информации о гидрологической изменчивости в русле реки и биогеохимической переработке в ручьях и реках.

Раздел 2.11.2 предоставил обзор гидрологических процессов в верховьях в отношении формирования речного стока.Механизмы доставки воды со склонов холмов в русла ручьев были представлены и обсуждены с учетом относительного вклада старой воды, то есть воды, хранящейся в почвах и грунтовых водах бассейна, и новой воды, то есть связанной с осадками и таянием снега. Относительная важность биогеохимических процессов вдоль гидрологических путей была подчеркнута с особым акцентом на важности прибрежных (прибрежных) насыщенных зон в изменении химической сигнатуры воды, текущей в прибрежную зону.Прибрежная зона во многих бассейнах эффективно буферизует поступление питательных веществ вверх по склону, но может также изменять концентрации и потоки питательных веществ в результате процессов круговорота азота, таких как минерализация, денитрификация и поглощение прибрежной растительностью.

В разделе 2.11.3 обсуждаются процессы, влияющие на компоненты водного баланса, снегообразование и процессы абляции, а также процессы в почве под снежным покровом в зимний период и во время таяния снега. Микробы остаются активными в почвах под снежным покровом, где вода не ограничена.Сочетание этих преобразований питательных веществ и потоков снега и талой воды может привести к доставке больших количеств питательных веществ, органических веществ и углерода из наземных экосистем. Кроме того, растворенные вещества в снежных покровах предпочтительно элюируются во время таяния, что, в свою очередь, может стимулировать биологическую активность в снежном покрове, например, снежных водорослей. Наличие и скорость движения воды в сочетании с составом органических веществ и температурой почвы во многом определяют характер биогеохимических реакций, например, аэробных или анаэробных.Растительность и солнечная радиация контролируют содержание влаги в почве за счет испарения и транспирации, а растительность частично зависит от типа и толщины почвы, внешнего вида и высоты. Корни деревьев могут перераспределять воду в почве, влияя на поглощение питательных веществ. Взаимоотношения растений и почвы неразрывно связаны с биогеохимическими циклами в ризосфере. Перемешивание в нижнем течении влияет на время прохождения воды и растворенных веществ, которые неразрывно связаны с гидрологическими путями через почвы и грунтовые воды, а также в ручьях с прибрежными и гипорейными зонами.Эти вклады, в свою очередь, контролируются величиной и интенсивностью осадков и таяния снегов.

Раздел 2.11.4 представил концепцию спиралевидного движения питательных веществ, включая концепцию продолжительности поглощения питательных веществ и важность изменчивости температуры и водотока для биогеохимии. Обсуждались также эффекты взаимодействия ручья и грунтовых вод через гипорейные и прибрежные зоны. Процессы гипорейной зоны, как правило, оказывают большее влияние на единицу площади водного столба в мелководных верховьях, но продолжающиеся потери через крупные речные сети могут иметь большие кумулятивные эффекты.. Полевые исследования с участием изотопов (включая соединения, меченные изотопами) пролили свет на внутриречные трансформации азотных видов, включая то, как на них влияют сезонность, сток рек, проникновение света, а также поступление наземных органических веществ и питательных веществ из прибрежных экосистем. Пространственные вариации внутриречных процессов также контролируются гидрологией, морфологией русла, землепользованием водосбора и прибрежной растительностью.

Раздел 2.11.5 сравнивает важные процессы в гидрологически изолированных водно-болотных угодьях с процессами, временно связанными с ручьями и реками.Обмен воды, отложений и питательных веществ на водно-болотных угодьях с прилегающими водосборными бассейнами, грунтовыми водами и ручьями оказывает большое влияние на биогеохимические процессы. Время пребывания является ключевым фактором биогеохимической динамики, варьирующейся от быстрой скорости оборота в прибрежных заболоченных территориях на дне долины с высоким расходом грунтовых вод до чрезвычайно низкой скорости оборота в тонком активном слое на поверхности верховых торфяных болот. Условия, близкие к насыщению водно-болотных угодий с обычно высоким содержанием органических веществ, контролируют окислительно-восстановительный потенциал, который управляет биогеохимическими процессами.Кислород обычно ограничивает скорость деградации водно-болотных угодий, а углерод является основным двигателем биогеохимии водно-болотных угодий. Кроме того, временная и пространственная изменчивость времени пребывания и связанные скорости оборота, таким образом, определяют биогеохимические процессы.

В разделе 2.11.6 обсуждается поступление питательных веществ в атмосферные, речные и подземные воды, стратификация и внутриозерные процессы, взаимодействие с отложениями и ограничение содержания питательных веществ. На биогенные вещества, связанные с сбросом грунтовых вод в озера, влияет состав отложений, который может меняться от окисленных до восстановленных.Различия в составе отложений контролируют окислительно-восстановительные условия и, как следствие, аэробные или анаэробные реакции, влияющие на трансформацию питательных веществ и биологические виды. Растения в прибрежных зонах, такие как надводные и погруженные в воду макрофиты и перифитон, также могут изменять состав питательных веществ в озере, улавливая частицы и за счет поглощения (роста) и высвобождения (разложения) питательных веществ. Фосфор обычно ограничивает продуктивность пресноводных экосистем, но при избытке фосфора ограничение может ограничиваться азотом; однако азот может быть дополнен цветением сине-зеленых водорослей, фиксирующих азот.Хотя недавние исследования показывают, что поверхностные воды были ограничены азотом до индустриализации, наука по-прежнему вызывает споры относительно относительной важности (или ограничений) азота и фосфора в контроле биологической продуктивности пресных вод. Стратификация озера контролирует смешение верхних и нижних вод, влияя, таким образом, на биогеохимические процессы. Состояние питательных веществ и продуктивность поверхностных вод определяет проникновение света и последующее поступление органических и питательных веществ в придонные воды.

В разделе 2.11.7 представлена ​​информация о типичных реакциях, контролируемых гидрологическими путями, литологией (минералогией) и биотой, важности времени пребывания в биогеохимической эволюции и связях между грунтовыми и поверхностными водами. Биогеохимия подземных вод в значительной степени связана с окислительно-восстановительными реакциями, опосредованными микробами, которые являются результатом физического переноса водных реагентов в контакт с подземными материалами, с которыми они не находятся в равновесии, где микробные сообщества развиваются, чтобы катализировать реакции в обмен на энергию.Окислительно-восстановительные условия в грунтовых водах различаются в зависимости от положения ландшафта, при этом окислительные условия преобладают в верховьях и под зоной ненасыщенности, а более восстановительные условия возникают в низинах, под ручьями и озерами. На окислительно-восстановительные условия также может влиять литология. Следовательно, сброс грунтовых вод может быть кислородным или сильно уменьшенным в зависимости от гидрогеологических условий. Биогеохимические процессы, влияющие на химию подземных вод, протекают в широком диапазоне временных масштабов (например, 8–10 порядков величины для восстановления кислорода и денитрификации).В речном потоке обычно преобладает расход грунтовых вод, даже во время паводков. Но поскольку грунтовые воды могут заметно различаться по возрасту и химическому составу, сбросная смесь грунтовых вод, вносимая различными гидрологическими путями, может привести к тому, что состав воды ручья и доставка питательных веществ в водные экосистемы также будут заметно варьироваться во времени и пространстве.

Примеры воздействия деятельности человека на гидрологические и биогеохимические связи приводятся в каждом из разделов и в отдельном разделе, посвященном кислым атмосферным осаждениям.

Несмотря на то, что было проведено много исследований для оценки взаимосвязей между гидрологией и биогеохимией, остается еще много проблем, особенно в отношении увязки наблюдений в широком диапазоне временных и пространственных масштабов. Растительность, почвы, гидрология и биогеохимия развиваются и реагируют вместе; тем не менее, наши усилия по изучению этих связей часто имеют узкую направленность, что приводит к высокому уровню знаний о конкретных объектах, но более медленному прогрессу в экстраполяции в более крупные пространственные масштабы и в разработке значимых обобщений.Необходимость более всеобъемлющих междисциплинарных исследований оправдана для связи наземной растительности и почв в верховьях через прибрежные зоны / поймы с ручьями. Эти междисциплинарные исследования будут включать процессы в русле реки, включая взаимодействие с гипорейной зоной, в масштабах и в гидроклиматических зонах. Понимание гидрологических и биогеохимических процессов также требует знания биологических компонентов и их функционирования в рамках этих исследований.

Достижения в области технологий продолжают обеспечивать меньшие и более прочные датчики, меньшие пакеты для сбора данных с инновационными возможностями передачи данных, а также улучшенное аналитическое оборудование для точного и точного измерения низких концентраций элементов и растворенных веществ в небольших образцах.Кроме того, новые инструменты развиваются в областях нанотехнологий, дистанционного зондирования и биосенсорных технологий, которые предоставляют новые и инновационные способы оценки процессов, связывающих гидрологию и биогеохимию. Кроме того, развитие компьютерных технологий и новое программное обеспечение для визуализации с гораздо более высокими скоростями вычислений и обработки обеспечивают платформу для инновационных разработок в области анализа и моделирования данных. Междисциплинарные исследования, включающие некоторые из этих новых технологий сбора и обработки данных в сочетании с компьютерной обработкой и визуализацией, могут предоставить новые способы интеллектуального анализа данных и тестирования взаимодействия гидрологических, биологических и биогеохимических процессов.

Мои данные НАСА

Гидросфера связана с водой в жидком состоянии, которая покрывает около 70% поверхности Земли. Наиболее жидкая вода содержится в океанах. Наша Гидросфера придает Земле отчетливый вид синего мрамора и отделяет нас от других планет Солнечной системы. Лишь небольшая часть воды на Земле является пресной, она содержится в реках, озерах и грунтовых водах. Воду в газообразном состоянии (водяной пар), вероятно, лучше всего рассматривать как характеристику атмосферы.Кроме того, замороженная вода в виде снега, морского льда, айсбергов, ледяных щитов и ледников идентифицирована как часть отдельной сферы системы Земля — ​​Криосферы.

Вода необходима для поддержания жизни на Земле и помогает соединить системы Земли. Осадки, испарение, замерзание, таяние и конденсация — все это части гидрологического цикла (он же круговорот воды) — бесконечного глобального процесса циркуляции воды от облаков к суше, к океану и обратно к облакам.Этот круговорот воды тесно связан с обменом энергией между атмосферой, криосферой, гидросферой и геосферой. Эти связи помогают определять климат Земли и вызывают большую часть естественной изменчивости климата. Знание подробностей о том, где и сколько выпадают осадки, а также их характеристики, позволяет ученым лучше понять влияние осадков на ручьи, реки, поверхностные и грунтовые воды. Ученые полагаются на частые и подробные измерения для разработки моделей для определения изменений и прогнозирования будущих изменений в круговороте воды на Земле.


Схема круговорота воды Авторы и права: NASA GPM

Система Земля взаимодействует с Гидросферой следующим образом:

Какие четыре сферы системы Земля?

Планета Земля состоит из четырех пересекающихся подсистем, которые содержат все земные массивы мира, источники воды, живые организмы и газы.Эти четыре подсистемы известны как сферы.

Географы разбивают системы Земли на четыре сферы, которые составляют воздух (атмосферу), воду (гидросферу), сушу (геосферу) и живые организмы (биосферу).

Четыре системы Земли. Изображения: USGS, общественное достояние.

Три из этих сфер — абиотические, а одна — биотическая. Abiotic описывает вещества, которые сделаны из неживых материалов. Биотик относится к живым существам, таким как бактерии, птицы, млекопитающие, насекомые и растения.

В этой разбивке вся вода Земли включена в гидросферу. Сюда входят поверхностные воды (например, реки, озера и океаны), вода в земле, лед и снег, а также вода в атмосфере в виде водяного пара.

Атмосфера

Атмосфера Земли — это газовый слой, окружающий мир. Обычный термин для обозначения атмосферы — «воздух».

Атмосфера Земли удерживается вокруг планеты силой тяжести.

Вид на атмосферу с улицы Цепи кратеров в национальном парке вулканов Гавайев на Гавайях. Фото: USGS, общественное достояние.

Атмосфера Земли состоит из пяти основных слоев и шестого слоя, ионосферы, который перекрывает мезосферу, термосферу и экзосферу.

Нижний слой, который является ближайшим к Земле слоем, является самым плотным из пяти слоев. Этот слой известен как тропосфера. Это слой атмосферы Земли, в котором живут и дышат люди.

Тропосфера начинается на уровне земли и простирается до 10 км в высоту.

Тропосфера также является слоем, где формируются почти все облака, потому что 99% воды в атмосфере Земли находится в этом слое.

Облака над Грин-Ривер, национальный заповедник дикой природы Браунс-Парк. Фото: Джейсон Александр, Геологическая служба США. Всеобщее достояние.

Этот слой в основном состоит из смеси азота (78%), кислорода (21%) и аргона (0,9%). Кроме того, следовые газы (диоксид углерода, оксиды азота, метан и озон) составляют еще десятую долю процента.

Водяной пар, частицы пыли, загрязнители и пыльца также могут присутствовать в атмосфере на этом уровне.

Чем выше высота, тем тоньше атмосфера.

Следующий слой — стратосфера. Этот слой является слоем, содержащим озоновый слой Земли. В отличие от тропосферы в стратосфере нет турбулентности. В отличие от воздуха в тропосфере, воздух в стратосфере нагревается выше в этом слое.

Над стратосферой находится мезосфера.Этот слой в атмосфере Земли является самым высоким слоем, в котором газы все еще перемешаны, а не наслоены. Мезосфера — это слой, в котором метеоры, попадающие в атмосферу Земли, распадаются. В мезосфере достаточно газов, чтобы вызвать трение, которое заставляет метеоры сгорать. Мы можем видеть их ночью как падающие звезды.

Атмосфера в термосфере очень тонкая. Температура может достигать 4500 по Фаренгейту из-за высокоэнергетических рентгеновских лучей и ультрафиолетового излучения Солнца.Для передачи этого тепла недостаточно молекул газа. В этом слое находятся многие спутники на околоземной орбите и Международная космическая станция.

Самый верхний слой атмосферы Земли — экзосфера. В этом слое очень тонкая атмосфера, содержащая такие газы, как водород и гелий.

Ионосфера — активная часть атмосферы Земли, которая перекрывает мезосферу, термосферу и экзосферу. Как и его название, ионосфера является ионизированной частью атмосферы Земли и находится на высоте от 48 км (30 миль) до 965 км (600 миль) над уровнем моря.Полярные сияния возникают в ионосфере, где частицы высокой энергии от Солнца взаимодействуют с атомами в этом слое.

Северное сияние над северо-западом Тихого океана в Соединенных Штатах. Изображение: астронавт НАСА Скотт Келли, сделанный с Международной космической станции, 20 января 2016 года.

Итак, пять основных слоев атмосферы Земли:

  • Экзосфера: от 700 до 10 000 км (от 440 до 6200 миль)
  • Термосфера: от 80 до 700 км (от 50 до 440 миль)
  • Мезосфера: от 50 до 80 км (от 31 до 50 миль)
  • Стратосфера: от 12 до 50 км (От 7 до 31 мили)
  • Тропосфера: от 0 до 12 км (от 0 до 7 миль)
Пять основных слоев атмосферы Земли.Изображение: НАСА, общественное достояние.

Гидросфера

Вся вода на Земле известна под общим названием гидросфера Земли. Это вода, содержащаяся в воздухе, почве, ледниках, океанах, реках, озерах и ручьях мира.

Вода присутствует во всех трех состояниях на Земле: газе, жидкости и твердом теле.

Как газ, вода находится в атмосфере в виде водяного пара.

В жидкой форме вода находится в ручьях, реках, озерах, прудах и океанах вместе с туманом в воздухе и росой на поверхности земли.

Вода находится в твердой форме в виде льда и снега.

Океанская пещера на побережье острова Капри, Италия. Фото: Джон Дж. Мосессо, Геологическая служба США. Всеобщее достояние.

Литосфера

Литосфера содержит элементы земной коры и часть верхней мантии. Это твердый и жесткий внешний слой Земли. Термин взят от греческого слова lithos , означающего «скалистый». Эта часть Земли включает почву.

Литосфера Земли состоит из коры и части верхней мантии.Изображение: Шримадхав адаптировано из USGS, общественное достояние.

Биосфера

Биосфера охватывает все живые организмы на Земле.

По оценкам, в мире существует от 20 до 100 миллионов различных видов, организованных в 100 типов, составляющих пять царств форм жизни.

Эти организмы можно найти почти во всех частях геосферы. На Земле есть организмы в воздухе, почве и воде.

Крестьянские журавли собираются вместе на лужайке в Медэривилле, штат Индиана.Фото: Джон Дж. Мосессо, Геологическая служба США. Всеобщее достояние.

Наручные часы: Четыре сферы Земли

Земля разделена на две основные системы

Некоторые ученые, организованные из частей Земли, можно разделить на две основные системы. Эти две системы включают в себя все органическое и неорганическое вещество мира.

Все живые и неживые существа на Земле подпадают под одну из этих двух основных сфер, которыми являются геосфера и биосфера Земли.

Как и в случае с организацией четырех систем, биосфера представляет все живые организмы Земли.

Геосфера — это собирательное название атмосферы, литосферы, гидросферы и криосферы Земли. Атмосфера — это пространство над поверхностью Земли. Это включает воздух, которым мы все дышим. Литосфера — это твердая часть Земли, такая как скалы и горы. Гидросфера — это жидкая вода, такая как реки, озера и океаны. Криосфера — это замерзшая вода на Земле, которая далее делится на четыре типа: ледники, снежный покров, плавучий лед и вечная мерзлота.

Землю можно разделить на две основные системы: геосферу и биосферу. Изображение: Джеймс А. Томберлин, Геологическая служба США, общественное достояние.

Ссылки

Спросите астронома . (нет данных). Крутой Космос. https://coolcosmos.ipac.caltech.edu/ask/64-What-is-the-atmosphere-of-Earth-made-of-

Слои земной атмосферы | Центр естественнонаучного образования UCAR . (нет данных). Центр естественнонаучного образования UCAR. https://scied.ucar.edu/atmosphere-layers

Внутри Земли [This Dynamic Earth, USGS] .(нет данных). Склад публикаций геологической службы США. https://pubs.usgs.gov/gip/dynamic/inside.html

Уильямс Р.С. (нет данных). Система Земля . USGS. https://pubs.usgs.gov/pp/p1386a/pdf/notes/1-8hydrocycle_508.pdf

Мир перемен: глобальная биосфера . (2009, 5 июня). Земная обсерватория НАСА — Дом. https://earthobservatory.nasa.gov/world-of-change/Biosphere

Поделиться:

1A: Наука о Земле



Часть A: Наука о Земле


Наука о земных системах — это изучение процессов, которые перемещают энергию и материалы между педосферой, гидросферой, биосферой и атмосферой.


Визуализация системы Земля как совокупности четырех перекрывающихся взаимодействующих сфер. Щелкните изображение, чтобы увеличить. Изображение предоставлено: Дженнифер Лумис, TERC / Изображение Биосферы предоставлено ORBIMAGE © Orbital Imaging Corporation. Обработка Центром космических полетов имени Годдарда НАСА. Источник изображения: Изучение науки о системе Земля-Земля объединяет множество других наук о Земле: геологию, гидрологию, химию, ботанику и зоологию, а также метеорологию. Полная система Земли состоит из четырех перекрывающихся, взаимодействующих «сфер».»
  • Геосфера (литосфера): твердая Земля (горные породы на поверхности и во внутренних слоях Земли) и почва. В этом блоке мы сосредоточимся только на педосфере , которая является самой внешней почвой. слой.
  • Гидросфера: всех водоемов Земли, включая подземные воды. Гидросфера также включает в себя криосферу , которая состоит из мировых ледяных щитов и морского льда. В этом разделе мы сосредоточимся только на жидкой воде.
  • Биосфера: всего живого, от микробов до людей и всего, что между ними.
  • Атмосфера: газовое одеяло, окружающее всю планету и простирающееся до края космоса. Атмосфера включает воздух, осадки, облака и атмосферные аэрозоли (крошечные частицы, взвешенные в воздухе).
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о каждой из четырех сфер и о том, как они связаны друг с другом.

Педосфера


Почвы составляют тонкий слой, называемый педосферой, который покрывает многие поверхности суши Земли.Хотя почва составляет лишь около 10% поверхности Земли, это ценный природный ресурс, глубоко влияющий на все остальные части экосистемы. Почвы содержат питательные вещества и воду для растений и животных, фильтруют и очищают воду и влияют на количество воды, которая возвращается в атмосферу с образованием дождя. Пища, которую мы едим, и большая часть материалов, которые мы используем для изготовления бумаги, зданий и одежды, зависят от почвы. Понимание почвы помогает нам понять, где строить дома, дороги, строения и детские площадки.

Важные функции почвы:

  • Обеспечение богатой питательными веществами среды для сельского хозяйства
  • Производство и хранение таких газов, как диоксид углерода
  • Накопление тепла и воды
  • Обеспечение приюта для миллиардов растений, животных и микроорганизмов
  • Фильтрация воды и сточных вод
  • Обеспечение сырьем для строительства, медицины, искусства, макияжа и т. Д.
  • Отходы разложения
  • Обеспечение моментального снимка геологической, климатической, биологической и человеческой истории

Гидросфера

Почти три четверти нашей планеты покрыто водой.Все водные объекты, включая океаны, озера, реки, ручьи и подземные воды подземные воды : вода под поверхностью земли в подземных ручьях и водоносных горизонтах. Вода в земле хранится в промежутках между каменными частицами (нет, подземных рек и озер нет). Подземные воды медленно движутся под землей, обычно под углом вниз (из-за силы тяжести), и в конечном итоге могут просачиваться в ручьи, озера и океаны. являются частью гидросферы. Гидросфера играет несколько очень важных ролей в системе Земли.Вода необходима для жизни. Многие растения и животные называют воду своим домом, но всем растениям и животным нужна вода, чтобы выжить. Люди также ежедневно используют воду для таких целей, как промышленность и транспорт, отдых и производство электроэнергии.

Океаны, которые содержат более 97% воды Земли, помогают регулировать глобальный климат, поглощая большое количество солнечной энергии и циркулируя тепло от экватора к полюсам через течения. На поверхностные океанические течения также влияют атмосферные ветры.Энергия ветра передается в верхние слои океана и помогает циркулировать океанской воде. Вода постоянно перемещается между гидросферой, педосферой и атмосферой за счет транспирации растений (испарения воды с листьев растений).

Биосфера

Обузданный Белоглазка ищет жуков на этом дереве с яркими цветами. Источник изображения: Wikimedia Commons Биосфера включает в себя все живое. Жизнь на Земле существует даже в самых неожиданных местах, в том числе внутри скал на поверхности Земли и под ней, под океанами и полярными льдами и даже в воздухе.Уникальные погода и климат Земли делают ее «подходящей» для жизни. Существование жизни — это то, что отличает Землю от других планет в нашей солнечной системе.

Биосфера также влияет на климат. Растения используют энергию солнца для фотосинтеза — процесса, который удаляет углекислый газ из атмосферы и добавляет кислород. Животные (и люди) вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ. Деятельность человека, такая как сжигание ископаемого топлива или лесов, также приводит к увеличению выбросов в атмосферу парниковых газов, таких как углекислый газ.Эти газы могут удерживать тепло и удерживать его от утечки в космос, тем самым способствуя общему потеплению планеты.

Связи между биосферой и гидросферой и педосферой также чрезвычайно важны. Все живые существа нуждаются в воде, чтобы выжить. Многие растения полагаются на почву как на ценные питательные вещества, а люди и животные, в свою очередь, полагаются на эти растения как на пищу.

Атмосфера


Атмосфера — это больше, чем просто воздух, которым мы дышим. Он также включает ветер, облака и осадки.Этот тонкий слой газа, окружающий Землю, удерживает тепло, чтобы согреться; защищает нас от вредного излучения; управляет океанскими течениями, которые распределяют тепло и помогают регулировать климат; приносит дождь жаждущим посевам; и многое другое.

Атмосфера также включает аэрозоли, которые представляют собой крошечные частицы, взвешенные в воздухе. Типичные примеры аэрозолей включают соль в морских брызгах, дым от пожаров, смог и пыль. Аэрозоли могут оказывать негативное воздействие на здоровье человека. Изменения качества воздуха из-за увеличения концентрации аэрозолей могут усугубить болезни сердца и легких, такие как астма и бронхит.Иногда аэрозоли накапливаются или оседают в почве и водоемах, что может привести к подкислению и серьезному ущербу для экосистем. Присутствие аэрозолей в атмосфере также может влиять на радиационный баланс и климат Земли, рассеивая падающий солнечный свет, разрушая озон в стратосфере и увеличивая образование облаков.

Остановись и подумай

1: Назовите что-нибудь из каждой из из четырех сфер системы Земли (педосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера), с которыми вы взаимодействуете каждый день.

2: Как эти вещи влияют на вашу жизнь?

Гидросфера Земли | Изучение планет

Земля — ​​единственная планета в нашей солнечной системе, на которой присутствует жидкая вода. Более двух третей поверхности Земли покрыто водой. Помимо океанов, гидросфера состоит из воды в озерах и ручьях, подземных вод, льда ледников и водяного пара в атмосфере.

Морской лед

Около 13% морской поверхности Земли покрыто льдом.Количество льда и его распределение в полярных регионах влияют на то, сколько энергии Земля поглощает от Солнца. Это, в свою очередь, влияет на климат Земли.

Морской лед Уэдделла
Радиолокационное изображение участка сезонного морского льда размером 45 х 18 км (28 миль х 11 миль) в море Уэдделла, Антарктида. Большая часть ледяного покрова состоит из более мелких округлых льдин, видимых в виде серо-голубых кругов. Эти данные помогают ученым оценить размеры и толщину ледяного покрова.

спутников осуществляют непрерывный мониторинг арктического морского льда с 1979 года. В течение года площадь, покрытая льдом, изменяется. Каждое лето лед тает до минимума и снова накапливается зимой. За последние три десятилетия ученые наблюдали снижение за десятилетие минимальной площади и толщины морского льда.

НАСА Изображение любезно предоставлено JPL Imaging Radar.
Снимок сделан 3 октября 1994 года с помощью прибора SIR-C / X-SAR на борту космического челнока Endeavour

.

На этом снимке показаны размеры морского льда в Арктике 17 сентября 2014 г.Красная линия показывает средний минимальный размер с 1981 по 2010 год. Изображение было создано с использованием данных спутника GCOM-W1 Японского агентства аэрокосмических исследований.

Снег

В регионах с умеренным климатом большая часть зимних осадков выпадает в виде снега. На возвышенностях в летние месяцы может оставаться снег. Таяние этого снега может дать воду для орошения и гидроэнергетики.

Спутниковые наблюдения за снежным покровом помогают предсказать, сколько воды будет доступно в более засушливые летние месяцы в некоторых районах.

На этой анимации показан средний годовой снежный покров (1971–1995) и протяженность морского льда (1978–1995) в северном полушарии. Снег показан белым цветом, а морской лед — темно-синим. Для создания этого набора данных использовались различные спутниковые данные, включая данные GOES и AVHRR.

Круговорот воды

Вода гидросферы находится в постоянном движении. Вода испаряется как с суши, так и с морей. Водяной пар в атмосфере конденсируется, образуя облака, и выпадает в виде дождя или снега.То, что падает на сушу, в конце концов переносится в море, чтобы начать цикл заново. Это водный или гидрологический цикл.

Изображение предоставлено Сайт «Окна во Вселенную».
© Мичиганский университет.

Гидросфера | Институт глобальных изменений Аспена


Что такое гидросфера?

Гидросфера — это сумма всей воды на Земле и водного цикла, который распределяет ее по планете.Земля уникальна в Солнечной системе своими обильными поверхностными водами. Наше орбитальное расстояние от Солнца, в дополнение к нашей уникальной атмосфере, дает Земле правильную температуру в нашей солнечной системе среднего возраста, чтобы вода была жидкой, и ее было много. На Венере слишком жарко, на Марсе слишком холодно. Земля в самый раз. Известный астроном Карл Саган описал Землю, видимую из далекого космоса, как «бледно-голубую точку», сигнализируя о том, что наша планета является форпостом жизни. Жизнь на Земле процветает благодаря гидросфере.

Гидрологический цикл, перемещающий воду по земному шару, не менее важен, чем существование воды. Под действием солнечной энергии поверхностные воды испаряются в атмосферу, конденсируются и выпадают обратно на поверхность в виде осадков, формируя континенты, создавая реки и наполняя озера. В результате этого процесса были размыты миллиарды тонн поверхностного материала с континентов в океаны, образуя дельты крупных рек. Безусловно, большая часть гидросферы — это соленая вода — около 97 процентов, — но 3 процента пресной воды имеют решающее значение для наземных и пресноводных видов.


Распределение воды Вода на Земле. Большая часть воды на Земле либо соленая, либо недоступна для людей. Только 3% свежих и только около 32% незамороженных.

Переменная гидросфера

Количество осадков на земном шаре сильно варьируется — от пустынь (от 0 до 50 см в год) до влажных тропических лесов (125-660 см в год). Эта изменчивость является ключевым признаком продуктивных наземных экосистем. В то время как большая часть осадков испаряется из океанов и выпадает на них, осадки на суше являются ключевым фактором, определяющим биологические зоны суши на Земле.В то время как некоторые организмы, называемые экстремофилами, нашли способы адаптироваться к очень сухой, жаркой, замороженной среде или среде с низким или высоким pH, самые многочисленные экосистемы на Земле существуют там, где температуры от тропических до умеренных, в изобилии питательных веществ и доступна вода.


Глобальные осадки Эта анимация иллюстрирует изменчивость осадков по всему земному шару. Например, в тропических регионах Южной Америки и Африки может выпадать до 15 мм осадков каждый день, в то время как в засушливых регионах, таких как Сахара, выпадает мало или совсем нет осадков.(Источник: НАСА)

Как меняется гидросфера?

Вклад человека в парниковые газы в атмосфере вызывает нагревание поверхности земли — процесс, который, по прогнозам, приведет к увеличению испарения поверхностных вод и ускорению гидрологического цикла. В свою очередь, более теплая атмосфера может содержать больше водяного пара. Некоторые данные свидетельствуют о том, что глобальное потепление уже является причиной более экстремальных осадков. Согласно прогнозам, осадки в мире с потеплением также приведут к отклонениям от нынешних сроков и моделей распределения осадков.


Флорида-Кис, соединенные шоссе номер один. Пейзажи, которыми мы наслаждаемся сегодня, когда-то были совсем другими. Например, 125 000 лет назад Флорида-Кис были подводным коралловым рифом. Затем, когда Земля погрузилась в ледниковый период, уровень моря упал, оставив острова на высоте до 120 м над уровнем моря. Сегодня низколежащие острова находятся под угрозой повторного затопления из-за повышения уровня моря, которое является результатом глобального потепления, вызванного деятельностью человека.

Хотя точные изменения трудно спрогнозировать, весьма вероятно, что некоторые места станут более сухими, а другие — более влажными в течение 21 века в результате глобального потепления.Например, современные климатические модели показывают, что с глобальным потеплением в высоких широтах Северного полушария, вероятно, будет больше осадков.

Также возможны изменения в типах осадков. Некоторое количество осадков может смениться дождем, а не снегом. Это уменьшит снежный покров в горах и повлияет на время и количество сезонного стока. Изменения в характере весеннего стока из крупных речных систем, питаемых снегом, таких как те, которые вытекают из Гималаев, повлияют на жизнь и средства к существованию более миллиарда человек, которые зависят от рек, питаемых снегом, в хозяйстве, сельском хозяйстве и промышленности. использовать.

По мере того, как Земля нагревается, будет нагреваться и океан. По мере того как вода нагревается, она расширяется. Расширение нагретой воды составляет около половины нынешнего повышения уровня моря. Остальное повышение уровня моря, которое мы наблюдаем в настоящее время, является результатом таяния снега и льда на суше в океан. Ожидается, что в этом столетии компонент талой воды в уровне моря будет составлять более значительную составляющую повышения уровня моря. В отчете Межправительственной группы экспертов по изменению климата за 2013 год обнаружено повышение уровня моря на 0,19 м в период с 1901 по 2010 год и прогнозируется еще 0.52-0,98 м подъема уровня моря за это столетие. Однако недавние исследования показывают, что количество таяния ледников может быть значительно больше, что приведет к повышению уровня моря на метр или более. Островные государства с небольшой высотой над уровнем моря находятся в опасности, как и многие страны с большим прибрежным населением, такие как Соединенные Штаты. Перед низинными поселениями встанет выбор: удерживать ли оборону инженерными сооружениями или отступить на более высокие места.


Прогнозы повышения уровня моря IPCC 2013: Изменение климата — это больше, чем просто глобальное потепление.Прогнозы предсказывают изменения в структуре осадков и стока, которые повлияют на методы ведения сельского хозяйства и средства к существованию людей. (Источник: IPCC 2014)


ЖУРНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Материалы: блокнот, бумага и карандаш или специальный компьютерный файл, в котором вы можете хранить свою работу.

  1. Выберите один или несколько вопросов по гидросфере.
  2. Запишите или зарисуйте свои ответы, основываясь на собственном понимании, не глядя на них.
  3. Задайте один и тот же вопрос члену семьи, другу или учителю и запишите или нарисуйте их ответы.
  4. Каковы общие идеи собранных вами ответов? Напишите или зарисуйте общие темы / идеи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *