Содержание

Главные герои «Два капитана» характеристика персонажей произведения Каверина для читательского дневника списком

В произведении Каверина «Два капитана» рассказывается о поисках пропавшей экспедиции. Герой романа, Александр Григорьев, проходит множество испытаний, чтобы узнать подробности гибели арктической экспедиции. Захватывающий сюжет книги, настоящая любовь главных героев «Двух капитанов», выдержавшая все испытания, закрученная интрига – книга до сих пор пользуется популярностью у любителей приключенческой литературы. Слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться», проходящие красной нитью через весь роман, сразу после его издания стали девизом жизни многих людей.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Характеристика героев «Два капитана»

Главные герои

Александр Григорьев

Главный герой, лётчик, капитан, тесно связан с капитаном Татариновым.

В романе «Два капитана» герои Александр Григорьев и капитан Татаринов – это два положительных персонажа. Для Александра капитан Татаринов с детства является примером. Александр – целеустремленный, мужественный и честный человек, борющийся за справедливость. Огромная сила воли, способность к аналитическому мышлению, преданность своим принципам помогают ему достичь своей цели и остаться верным своей любви. Доказывает виновность Николая Антоновича, обнаружив документы экспедиции.

Катя Татаринова

Дочь пропавшего капитана Татаринова, жена Александра Григорьева.

Любимая девушка главного героя, дочь капитана Татаринова. Искренно любит Сашу, готова ради него на многое. Правдивый рассказ Саши о подлости Николая Антоновича отталкивает Катю от любимого человека. Со временем умная и справедливая девушка делает правильные выводы. Пройдя все испытания, пережив предательство и измены мнимых друзей, молодые люди сумели сохранить свою любовь и остаться вместе.

Второстепенные персонажи

Мария Васильевна Татаринова

Вдова капитана Татаринова, мать Кати.

Мать Кати. Несчастная женщина, потерявшая своего мужа и попавшая в жизненные силки. Считает себя обязанной Николаю Антоновичу и выходит за него замуж. Когда узнала всю правду о его подлом поступке, отравилась, осознав, что совершила предательство по отношению к мужу. Врачи не смогли спасти её жизнь.

Николай Антонович Татаринов

Двоюродный брат капитана Татаринова, влюблён в его жену.

Совершает мерзкий и подлый поступок, снабжая экспедицию брата, капитана Татаринова, некачественным снаряжением и негодными продуктами. Это приводит к гибели экспедиции. Содержит жену и дочь брата, добивается согласия Марии Васильевны стать его женой. Когда Александр обвиняет его в гибели брата, с помощью подлога доказывает свою непричастность. После войны Александр Григорьев окончательно его разоблачает прилюдно.

Ромашов

Одноклассник Александра Григорьева, влюблён в Катю Татаринову.

Характеристика этого персонажа включает в себя только отрицательные качества. Это подлый и низкий человек, эгоистичный и корыстный. Ради своей выгоды способен на любой мерзкий поступок. Все эти черты развиты в нём с детства, он трусливый и двуличный тип, предательство для него – обычная вещь. Занимается шантажом близких ему людей.

Иван Павлович Кораблёв

Учитель географии, влюблён в Марию Татаринову.

Справедливый, честный человек, хороший учитель, любящий свою работу и детей. Старший друг и наставник Григорьева, помогает ему во всех делах. Очень любит Марию Васильевну. Сделал ей предложение, но получил отказ.

Нина Капитоновна

Мать Марии Васильевны, бабушка Кати.

Добрая милая женщина, которой Саша однажды помог донести сумки и так попал в дом Татариновых. Ей понравился Саша, и она приглашает его в гости, чтобы покормить.

Валентин Жуков

Близкий друг Александра Григорьева, учёный.

Жизнерадостный и любознательный человек, верный друг и надёжный товарищ. Женился на подруге Кати Татариновой, Кире. Стал крупным учёным.

Это небольшое описание персонажей романа Каверина «Два капитана» может быть использовано для читательского дневника.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Два капитана (1955) — актеры и съемочная группа — Кинопоиск

Режиссер

1.

Актеры

1.

… Саня Григорьев

2.

… Катя Татаринова

3.

4.

5.

… Саня Григорьев в детстве

6.

… Валя Жуков в детстве

7.

. .. Ромашов в детстве

8.

… Мария Васильевна

9.

… Нина Капитоновна

10.

11.

12.

… Иван Павлович Кораблев

13.

14.

15.

16.

… Николай Антонович Татаринов

17.

… подруга Кати

18.

… подруга Кати

19.

… Катя Татаринова в детстве

20.

21.

22.

23.

Продюсер

1.

Сценаристы

1.

2.

Оператор

1.

Композитор

1.

Художник-постановщик

1.

… постановщик

Монтажер

1.

Образ Николая Татаринова в романе Каверина «Два капитана»

В произведении Каверина «Два капитана», рассказывается о поисках пропавшей экспедиции. Герой романа, Александр Григорьев, проходит множество испытаний, чтобы узнать подробности гибели арктической экспедиции. Захватывающий сюжет книги, настоящая любовь главных героев «Двух капитанов», выдержавшая все испытания, закрученная интрига, до сих пор пользуется популярностью у любителей приключенческой литературы. Слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться», проходящие красной нитью через весь роман, сразу после его издания, стали нарицательными.

Главные герои

Александр Григорьев

В романе «Два капитана» герои Александр Григорьев и капитан Татаринов – это два положительных персонажа. Для Александра, капитан Татаринов с детства является примером. Александр – целеустремленный, мужественный и честный человек, борющийся за справедливость. Огромная сила воли, способность к аналитическому мышлению, преданность своим принципам, помогают ему достичь своей цели, и остаться верным своей любви. Доказывает виновность Николая Антоновича, обнаружив документы экспедиции.

Катя Татаринова

Любимая девушка главного героя, дочь капитана Татаринова. Искренно любит Сашу, готова ради него на все. Правдивый рассказ Саши о подлости Николая Антоновича, отталкивает Катю от любимого человека. Со временем умная и справедливая девушка делает правильные выводы. Пройдя все испытания, пережив предательство и измены мнимых друзей, молодые люди сумели сохранить свою любовь, и остаться вместе.

СТАРЫЕ ПИСЬМА

Прошло несколько лет. Саня мечтает стать летчиком и по-прежнему дружит с семьей Татариновых. В одну из встреч с Катей, девушка рассказывает историю про своего отца, капитана шхуны «Святая Мария», не вернувшегося из очередной экспедиции. Все были уверены, что он погиб, кроме них с мамой.
Встречи Сани с Катей стали все чаще. Было видно, что они увлечены друг другом. На школьном балу молодые люди признаются в любви. Их разговор подслушал Мишка Ромашов, давно влюбленный в Катю. Он докладывает обо всем Катиному дяде. Николай Антонович запрещает Сане посещать их дом. Катю ссылают в Энск, к тете. Саня отправляется за ней. Уже в городе он узнает, что Петька, друг детства, в Москве и собирается стать художником.

У тети Даши он еще раз перечитывает старые письма и все больше убеждается в прямой связи между ними и капитаном Татариновым. Он узнает, что виной трагедии стал Катин дядя. Именно он специально закупал некачественные товары и делал все возможное, чтобы сорвать экспедицию. Саня делится своими предположениями с Катей. Вернувшись в Москву он сообщает правду о Николае Антоновиче Марье Васильевне. Женщина не выдерживает известия о страшном предательстве. В отчаянии она решает покончить с собой. Саня винит себя в ее смерти. Катя отворачивается от него. Парень еще больше убедился в своем желании поступить в летную школу и отыскать отца Кати, чтобы доказать свою правоту в предъявленных обвинениях ее дяде.

Второстепенные персонажи

Мария Васильевна Татаринова

Мать Кати. Несчастная женщина, потерявшая своего мужа, и попавшая в жизненные силки. Считает себя обязанной Николаю Антоновичу, и выходит за него замуж. Когда узнала всю правду о его подлом поступке, отравилась, осознав, что совершила предательство по отношению к мужу. Врачи не смогли спасти ее жизнь.

Николай Антонович Татаринов

Двоюродный брат капитана Татаринова. Всю свою жизнь любит его жену. Совершает мерзкий и подлый поступок, снабжая экспедицию брата некачественным снаряжением и негодными продуктами. Это приводит к гибели экспедиции. Содержит жену и дочь брата, добивается согласия Марии Васильевны стать его женой. Когда Александр обвиняет его в гибели брата, с помощью подлога доказывает свою непричастность. После войны, Александр Григорьев окончательно его разоблачает прилюдно.

Ромашов

Характеристика этого персонажа, включает в себя только отрицательные качества. Это подлый и низкий человек, эгоистичный и корыстный. Ради своей выгоды, способен на любой мерзкий поступок. Все эти черты развиты в нем с детства, он трусливый и двуличный тип, предательство для него – обычная вещь. Занимается шантажом близких ему людей.

Иван Павлович Кораблев

Учитель географии. Справедливый, честный человек, хороший учитель, любящий свою работу и детей. Старший друг и наставник Григорьева, помогает ему во всех делах. Очень любит Марию Васильевну. Сделал ей предложение, но получил отказ.

Нина Капитоновна

Мать Марии Васильевны, бабушка Кати, которой Саша однажды помог донести сумки, и так попал в дом Татариновых. Ей понравился Саша, и она приглашает его в гости, чтобы покормить.

ЧАСЫ ВРЕМЕНИ. У героя знаменитой книги Вениамина Каверина «Два капитана» — белорусские корни

У героя знаменитой книги Вениамина Каверина — белорусские корни. В исследование углубился корреспондент агентства «Минск-Новости».

Не знаю, как у современных подростков, но у старшего поколения при упоминании романа Вениамина Каверина «Два капитана» наверняка екнет сердце. Высшая степень читательской благодарности — герои книги постепенно перестали восприниматься как придуманные персонажи. Памятник «Два капитана» поставлен в Пскове — городе, который в романе назван Энском, площадь Двух капитанов есть в Полярном под Мурманском, фанаты организовывают музеи «Двух капитанов» и экспедиции по местам событий. А недавно в Москве вышла «Энциклопедия романа «Два капитана» — своего рода коллективная монография, написанная литературоведами, географами, полярниками, исследователями. В этом проекте принял участие и минский историк Сергей Новиков — он готовил белорусские страницы.

Далеко от Арктики

Но, простите, «Два капитана» — это же Арктика! Суровая романтика, хроники ледовых странствий, русский Север… Круто, интересно — а при чем здесь наша страна?

Очень даже при чем. Первый капитан в романе — это, если помните, Иван Татаринов, моряк, погибший во льдах еще до революции. Второй — полярный летчик Саня Григорьев, идущий по его следам. Так вот, одним из прототипов Сани был человек по имени Самуил Клебанов. А он наш, здешний. Родился в 1910-м в Орше, погиб в 1942-м под Витебском.

Шесть вечеров

Вообще-то у Сани Григорьева два прототипа. В 1936-м в санатории под Ленинградом Вениамин Каверин случайно познакомился с молодым генетиком Михаилом Лобашёвым. Слово за слово — в итоге разговор растянулся на шесть вечеров. Из биографии Лобашёва каверинскому герою досталось многое: детская немота, излечение от нее, деревенское сиротство, история сумки почтальона, послереволюционное беспризорничество, учеба в школе-коммуне. Но особо Каверина поразил характер нового знакомого. Лобашёв был из породы железных людей. Показательно: в 1941-м, с началом войны, он ушел на фронт добровольцем, в пору лысенковщины не предал свое дело, гонимых коллег. Умер в 1971 году, будучи известным ученым.

Однако задуманный сюжет предполагал, что герой книги не в науку пойдет, а станет полярным летчиком. И как раз перед войной писатель Лев Успенский, сам в Первую мировую служивший в авиации, познакомил Каверина с тогдашним шеф-пилотом Северного управления Главного управления гражданского воздушного флота СССР Самуилом Клебановым.

Мальчишка из Орши

Лобашёв, посмеиваясь, заметил о себе: «Если бы не революция, я стал бы разбойником». Имелось в виду: новая власть дала ему жизненный шанс, а дальше хватило ума и воли, чтобы выйти в люди. С Клебановым та же история, он тоже дитя эпохи. Кто бы при царе допустил паренька из бедной еврейской семьи к элитной и престижной профессии авиатора? А Самуил с детства мечтал о небе — клеил модели, зачитывался авиационными журналами. В 17 лет уехал в Ленинград, там в планерном кружке постигал летную науку под началом самого Чкалова. Окончив авиашколу, отправился в Нарьян-Мар прокладывать авиатрассы над тундрой. Служил в Архангельске, был возвращен с повышением в Ленинград. Много сделал для развития самой профессии полярного летчика — готовил методики, разрабатывал обмундирование, составлял рационы пайков…

Самуил Клебанов

А ведь был еще молод (он и погиб-то в 32 года). И что-то мальчишеское нет-нет да и проскакивало в солидном специалисте — например, в свободное время запросто гонял в футбол с окрестными пацанами. Каверину после знакомства с Клебановым стало ясно: вот каким станет его Саня!

Последний вылет

«Два капитана» начали печататься еще до войны. А дальше сама жизнь внесла дополнения в сюжет и повернула судьбы прообразов героев. Про Лобашёва мы сказали. Клебанов служил в авиации дальнего действия (АДД). Из рядовых летчиков быстро стал заместителем командира эскадрильи, участвовал в самых отчаянных операциях, например в бомбардировке Кёнигсберга в ноябре 1941-го. Трижды его подбивали, но каждый раз на горящей машине дотягивал до своего аэродрома. В нещедрый на награды первый период войны сумел получить два высоких ордена — Ленина и Красного Знамени.

В ночь с 15 на 16 апреля 1942 года его эскадрилья атаковала железнодорожный узел Витебск. Дальше — две версии. По одной, Клебанов был сбит, когда после бомбежки зашел на новый круг для аэрофотосъемки результатов налета. По другой, он «работал» по гитлеровскому аэродрому, отбомбившись, снизился, чтобы ударить по целям из пулемета, и попал под огонь зениток.

Я спросил Сергея Новикова, что для него было наиболее интересным во время работы над статьей. Он ответил: установление подробностей гибели героя. Во-первых, в ту ночь над Витебском был сбит еще один наш самолет, и требовалось разобраться, где какой упал. Во-вторых, в мемуарах главного маршала авиации Александра Голованова, командовавшего в войну АДД, упомянуто, что немцы, отдавая должное мужеству советских летчиков, похоронили Клебанова и его товарищей с воинскими почестями. Но сегодня ясно — легенда. Да там и хоронить было бы нечего — машина взорвалась при падении, от экипажа ничего не осталось.

Свое и чужое

В разговоре я обронил: Клебанов родился в Беларуси. Собеседник поправил: речь о 1910 годе, поэтому корректнее говорить — в Российской империи. Что ж, согласимся. Как и с тем, что и Клебанов, и Лобашёв были сыновьями следующей империи, советской, именно ей искренне служили, во имя нее работали и воевали. Но сегодня у нас другая страна — суверенная Беларусь. И мало кто здесь помнит давно погибшего Самуила Клебанова. Может, по-своему это закономерно?

Что тут ответишь? «Значит, нужные книги ты в детстве читал», — пел когда-то Высоцкий о литературе, воспитывающей настоящих мужчин. «Два капитана» — одна из таких книг. И без человека, ставшего одним из прототипов ее главного героя, белорусская история выглядит беднее.

Бороться и искать

«Два капитана» писались с 1938-го по 1944-й. Первый том вышел в 1940 году, над вторым Вениамин Каверин работал урывками во время службы военным корреспондентом на Северном флоте. В 1946-м «Два капитана» получили Сталинскую премию. Роман переиздавался более 170 (!) раз, выходил за рубежом. Дважды, в 1955-м и 1976-м, экранизирован, оба раза удачно. По мотивам книги написан знаменитый мюзикл «Норд-Ост». Сам Каверин к «Капитанам» относился спокойно, считал, что у него есть вещи и получше.

В телевизионном фильме «Два капитана» (1976 год) главную роль сыграл Борис Токарев

Однако, перечитывая роман, отмечаешь: это образцовый бестселлер, написанный мастерски, по всем законам жанра. В первом абзаце маленький Саня Григорьев вылавливает из реки сумку утонувшего почтальона и обнаруживает в ней письмо, рассказывающее о судьбе экспедиции Ивана Татаринова. Так начинается сюжет, который держит в напряжении до последней страницы. Приключения, раскрытие давней тайны, суровые мужские испытания, любовь, яркие типажи, сочные подробности времени — книга была обречена на читательский успех! А девиз романа — строка английского поэта А. Теннисона «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — стал крылатой фразой. Кстати, родом из Беларуси и директор гимназии, в которой учился Каверин, Артур Генрихович Готалов-Готлиб. С него написан один из главных негодяев в «Двух капитанах» — Николай Антонович, погубивший экспедицию Ивана Татаринова. Крепко же, надо полагать, Артур Генрихович достал когда-то будущего писателя!

Кадр из художественного фильма «Два капитана» (1955 год). В роли Сани — Александр Михайлов

Вокруг «Энциклопедии»

Сергей Новиков стал автором «Энциклопедии» неожиданно для себя. В Минском государственном лингвистическом университете он возглавляет кафедру истории, мировой культуры и туризма. Активно сотрудничает с коллегами из разных стран, в том числе с известным российским историком Юлией Кантор. Она при издании «Энциклопедии «Двух капитанов» была ответственным редактором и попросила Новикова подготовить статью о Клебанове. В нашем разговоре Сергей Евгеньевич отметил коллег, которые помогали ему в работе: витебских ученых Анатолия Дулова и Инну Курякову, «поисковика» Ларису Бруеву, архивного исследователя Георгия Рамазашвили — внука Самуила Клебанова.

главные герои романа Вениамина Каверина Сюжет два капитана краткое содержание

Два капитана: главные герои романа Вениамина Каверина. Два капитана: главные герои романа Вениамина Каверина Сюжет два капитана краткое содержание

Однажды в городе Энске, на берегу реки, был найден мертвый почтальон и сумка с письмами. Тетя Даша каждый день читала своим соседям вслух по одному письму. Особенно запомнились Сане Григорьеву строки о дальних полярных экспедициях…

Саня живет в Энске с родителями и сестрой Сашей. По нелепой случайности Саниного отца обвиняют в убийстве и арестовывают. О настоящем убийце знает только маленький Саня, но из-за немоты, от которой лишь позже избавит его чудесный доктор Иван Иванович, он ничего не может сделать. Отец умирает в тюрьме, через какое-то время мать выходит замуж. Отчим оказывается жестоким и подлым человеком, который мучает и детей, и жену.

После смерти матери тетя Даша и сосед Сковородников решают отправить Саню с сестрой в приют. Тогда Саня и его друг Петя Сковородников бегут в Москву, а оттуда — в Туркестан. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — эта клятва поддерживает их в пути. Мальчики пешком добираются до Москвы, но Петькин дядя, на которого они рассчитывали, ушел на фронт. После трех месяцев почти бесплатной работы у спекулянтов им приходится скрываться от проверки. Петьке удается бежать, а Саня попадает сначала в распределитель для беспризорников, оттуда — в школу-коммуну.

Сане нравится в школе: он читает и лепит из глины, у него появляются новые друзья — Валька Жуков и Ромашка. Однажды Саня помогает донести сумку незнакомой старушке, которая живет в квартире заведующего школой Николая Антоновича Татаринова. Здесь же Саня встречает Катю, хорошенькую, но несколько склонную «задаваться» девочку с косичками и темными живыми глазами. Через некоторое время Саня вновь оказывается в знакомом доме Татариновых: его посылает туда за лактометром, прибором для проверки состава молока, Николай Антонович. Но лактометр взрывается. Катя собирается взять вину на себя, но гордый Саня не позволяет ей это сделать.

Квартира Татариновых становится для Сани «чем-то вроде пещеры Али-Бабы с её сокровищами, загадками и опасностями». Нина Капитоновна, которой Саня вовсю помогает по хозяйству и которая кормит его обедами, — «сокровище»; Марья Васильевна, «ни вдова, ни мужняя жена», которая всегда ходит в черном платье и часто погружается в тоску, — «загадка»; а «опасность» — Николай Антонович, как выяснилось, двоюродный дядя Кати. Любимая тема рассказов Николая Антоновича — двоюродный брат, то есть муж Марьи Васильевны, о котором он «всю жизнь заботился» и который «оказался неблагодарным». Николай Антонович уже давно влюблен в Марью Васильевну, но пока та «безжалостна» к нему, скорее её симпатию вызывает иногда приходящий в гости учитель географии Кораблев. Хотя, когда Кораблев делает Марье Васильевне предложение, он получает отказ. В тот же день Николай Антонович собирает дома школьный совет, где Кораблев резко осуждается. Решено ограничить деятельность учителя географии — тогда он обидится и уйдет, Саня сообщает Кораблеву обо всем услышанном, но в результате Николай Антонович выгоняет Саню из дома. Обиженный Саня, заподозрив Кораблева в предательстве, покидает коммуну. Пробродив по Москве целый день, он совершенно разболевается и попадает в больницу, где его вновь спасает доктор Иван Иванович.

Прошло четыре года — Сане семнадцать лет. В школе идет представление инсцени­ро­ванного «суда над Евгением Онегиным», именно здесь Саня вновь встречает Катю и раскрывает ей свою тайну: уже давно он готовится стать летчиком. Саня наконец узнает от Кати историю капитана Татаринова. В июне двенадцатого года он, заехав в Энск попрощаться с семьей, вышел на шхуне «Св. Мария» из Петербурга во Владивосток. Экспедиция не вернулась. Мария Васильевна безрезультатно посылала прошение о помощи царю: считалось, что если Татаринов погиб, то по собственной вине: он «небрежно обращался с казенным имуществом». Семья капитана переехала к Николаю Антоновичу. Саня часто встречается с Катей: они вместе ходят на каток, в зоопарк, где Саня вдруг сталкивается со своим отчимом. На школьном балу Саня и Катя остаются наедине, но их разговору мешает Ромашка, который затем обо всем докладывает Николаю Антоновичу. Саню больше не принимают у Татариновых, а Катю отправляют к тетке в Энск. Саня избивает Ромашку, оказывается, и в истории с Кораблевым именно он сыграл роковую роль. И все же Саня раскаивается в своем поступке — с тяжелым чувством он уезжает в Энск.

В родном городе Саня находит и тетю Дашу, и старика Сковородникова, и сестру Сашу, он узнает, что Петька тоже живет в Москве и собирается стать художником. Еще раз Саня перечитывает старые письма — и вдруг понимает, что они впрямую относятся к экспедиции капитана Татаринова! С волнением Саня узнает, что не кто иной, как Иван Львович Татаринов, открыл Северную землю и назвал её в честь своей жены Марьи Васильевны, что именно по вине Николая Антоновича, этого «страшного человека», большая часть снаряжения оказалась негодной. Строки, в которых прямо названо имя Николая, размыты водой и сохранились лишь в памяти Сани, но Катя верит ему.

Саня твердо и решительно обличает Николая Антоновича перед Марьей Васильевной и даже требует, чтобы именно она «предъявила обвинение». Только потом Саня понимает, что этот разговор окончательно сразил Марью Васильевну, убедил её в решении покончить с собой, ведь Николай Антонович к тому времени уже был её мужем… Врачам не удается спасти Марью Васильевну: она умирает. На похоронах Саня подходит к Кате, но та отворачивается от него. Николаю Антоновичу удалось убедить всех в том, что речь в письме шла совсем не о нем, а о каком-то «фон Вышимирском» и что Саня виновен в смерти Марьи Васильевны. Сане остается только усиленно готовиться к поступлению в летную школу, чтобы когда-нибудь найти экспедицию капитана Татаринова и доказать свою правоту. Последний раз увидевшись с Катей, он уезжает учиться в Ленинград. Он занимается в летной школе и одновременно работает на заводе в Ленинграде; в Академии художеств учатся и сестра Саша, и её муж Петя Сковородников. Наконец Саня добивается назначения на Север. В городе Заполярье он встречается с доктором Иваном Ивановичем, тот показывает ему дневники штурмана «Св. Марии» Ивана Климова, умершего в 1914 году в Архангельске. Терпеливо расшифровывая записи, Саня узнает о том, что капитан Татаринов, отправив людей на поиски земли, сам остался на корабле. Штурман описывает тяготы похода, с восхищением и уважением отзывается о своем капитане. Саня понимает, что следы экспедиции нужно искать именно на Земле Марии.

От Вали Жукова Саня узнает о некоторых московских новостях: Ромашка стал «самым близким человеком» в доме Татариновых и, кажется, «собирается жениться на Кате». Саня постоянно думает о Кате — он решает поехать в Москву. А пока они с доктором получают задание лететь в глухое становище Ванокан, но попадают в пургу. Благодаря вынужденной посадке Саня находит багор со шхуны «Св. Мария». Постепенно из «осколков» истории капитана составляется стройная картина.

В Москве Саня планирует выступить с докладом об экспедиции. Но сначала выясняется, что Николай Антонович уже отчасти опередил его, напечатав статью об открытии капитана Татаринова, а затем тот же Николай Антонович со своим помощником Ромашкой публикуют в «Правде» клевету на Саню и тем самым добиваются отмены доклада. Иван Павлович Кораблев во многом помогает Сане и Кате. При его содействии в отношениях между молодыми людьми исчезает недоверие: Саня понимает, что Кате пытаются навязать брак с Ромашкой. Катя покидает дом Татариновых. Теперь она геолог, начальник экспедиции.

Ничтожный, но теперь несколько «остепенившийся» Ромашка ведет двойную игру: он предлагает Сане доказательства вины Николая Антоновича, если тот откажется от Кати. Саня ставит об этом в известность Николая Антоновича, но тот уже не в силах противостоять ловкому «ассистенту». С помощью Героя Советского Союза летчика Ч. Саня все же получает разрешение на экспедицию, в «Правде» печатают его статью с выдержками из дневника штурмана. А пока он возвращается на Север.

Экспедицию вновь пытаются отменить, но Катя проявляет решительность — и вот весной они с Саней должны встретиться в Ленинграде, чтобы готовиться к поискам. Влюбленные счастливы — белыми ночами они гуляют по городу, все время занимаются подготовкой к экспедиции. Саша, Санина сестра, родила сына, но внезапно её состояние резко ухудшается — и она умирает. Экспедиция по непонятной причине отменяется — Сане дают совсем другое назначение.

Проходит пять лет. Саня и Катя, теперь Татаринова-Григорьева, живут то на Дальнем Востоке, то в Крыму, то в Москве. В конце концов они поселяются в Ленинграде вместе с Петей, его сыном и Катиной бабушкой. Саня участвует в войне в Испании, а затем отбывает на фронт. Однажды Катя вновь встречает Ромашку, и тот рассказывает ей о том, как он, спасая раненого Саню, пытался выбраться из окружения немцев и как Саня пропал. Катя не хочет верить Ромашке, в это трудное время она не теряет надежды. И действительно Ромашка врет: на самом деле он не спас, а бросил тяжелораненого Саню, отобрав у него оружие и документы. Сане удается выбраться: он лечится в госпитале, а оттуда отправляется в Ленинград на поиски Кати.

В Ленинграде Кати нет, зато Саню приглашают лететь на Север, где уже тоже идут сражения. Саня, так и не найдя Катю ни в Москве, где он просто разминулся с ней, ни в Ярославле, думает, что она в Новосибирске. Во время успешного выполнения одного из боевых заданий экипаж Григорьева совершает вынужденную посадку недалеко от того места, где, по мнению Сани, нужно искать следы экспедиции капитана Татаринова. Саня находит тело капитана, а также его прощальные письма и отчеты. А вернувшись в Полярный, у доктора Павлова Саня находит и Катю.

Летом 1944 г. Саня и Катя проводят отпуск в Москве, где видятся со всеми друзьями. Сане нужно выполнить два дела: он дает показания по делу осужденного Ромашова, а в Географическом обществе с большим успехом проходит его доклад об экспедиции, об открытиях капитана Татаринова, о том, из-за кого эта экспедиция погибла. Николай Антонович с позором изгоняется из зала. В Энске семья вновь собирается за столом. Старик Сковородников в своей речи объединяет Татаринова и Саню: «такие капитаны двигают вперед человечество и науку».

Пересказала

«Два капитана» — пожалуй, самый известный советский приключенческий роман для юношества. Он многократно переиздавался, входил в знаменитую «Библиотеку приключений», был дважды экранизирован — в 1955 и в 1976 го—ду В 1992 году Сергей Дебижев снял абсурди—ст-скую музыкальную пародию «Два капи—тана — 2», в сюжете не имевшую ничего об-щего с ро-маном Каверина, но эксплуатиро-вавшую его название как общеизвестное. . Уже в XXI веке роман стал литературной основой мюзикла «Норд-Ост» и пред-метом специальной музейной экспозиции в Пскове, родном городе авто-ра. — Героям «Двух капитанов» ставят памятники и называют их именами пло-щади и улицы. В чем же секрет литературной удачи Каверина?

Приключенческий роман и документальное расследование

Обложка книги «Два капитана». Москва, 1940 год «Детиздат ЦК ВЛКСМ»

На первый взгляд, роман выглядит просто соцреалистическим опусом, хотя и с тщательно проработанным сюжетом и использованием неко-то-рых не слиш-ком привычных для соцреалистической литературы модернист-ских приемов, например таких, как смена повествователя (две из десяти частей романа напи-саны от лица Кати). Это не так.—

К моменту начала работы над «Двумя капитанами» Каверин был уже довольно опытным литератором, и в романе ему удалось соединить несколько жанров: приключенческий роман-путешествие, роман воспитания, советский истори-ческий роман о недавнем прошлом (так называемый роман с ключом) и, нако-нец, военную мелодраму. Каждый из этих жанров имеет свою логику и свои механизмы удержания читательского внимания. Каверин — внимательный читатель работ формалистов Формалисты — ученые, представлявшие так называемую формальную школу в литерату-роведении, возникшую вокруг Общества изу-чения поэтического языка (ОПОЯЗа) в 1916 го—ду и просуществовавшую до конца 1920-х. Формальная школа объединяла тео-ретиков и историков литературы, стиховедов, лин-гвистов. Самыми известными ее предста-ви—телями были Юрий Тынянов, Борис Эй-хен—баум и Виктор Шкловский. — много размышлял о том, возможно ли жан-ро-вое новаторство в истории литературы. Роман «Два капитана» можно счи-тать результатом этих размышлений.


Киностудия «Мосфильм»

Сюжетную канву путешествия-расследования по следам писем капитана Тата-ринова, о судьбе экспедиции которого много лет никто ничего не знает, Каве-рин заимствовал из известного романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Как и у французского писателя, текст писем капитана сохранился не полно-стью и место последней стоянки его экспедиции становится загадкой, которую на протяжении долгого времени отгадывают герои. Каверин, однако, усиливает эту документальную линию. Теперь речь идет не об одном письме, по следам которого ведутся поиски, а о целой серии документов, которые постепенно попадают в руки к Сане Григорьеву В раннем детстве он по многу раз читает выброшенные на берег в 1913 году письма капитана и штурмана «Святой Марии» и бук-вально выучивает их наизусть, еще не зная, что письма, найденные на берегу в сумке уто-нувшего почтальона, рассказы-вают об одной и той же экспедиции. Потом Саня знакомится с семьей капитана Татари-нова, получает до-ступ к его книгам и разби-рает заметки на по-лях о перспективах поляр-ных исследо-ваний в России и мире. Во время учебы в Ленин-граде Григорьев тща-тельно штуди-рует прес-су 1912 года, чтобы узнать, что писали в это время об экспедиции «Свя-той Марии». Сле-дующий этап — находка и кро-потливая расшифровка дневника того самого штурма-на, которому принадлежало одно из энских писем. Наконец, в самых по-след-них главах главный герой становится облада-телем предсмертных писем капитана и вах-тен-ного журнала судна. .

«Дети капитана Гранта» — роман о поисках экипажа морского судна, история спасательной экспедиции. В «Двух капитанах» Саня и дочь Татаринова, Катя, ищут свидетельства гибели Татаринова, чтобы восстановить добрую память об этом человеке, когда-то не оцененном современниками, а потом и вовсе забытом. Взявшись за реконструкцию истории экспедиции Татаринова, Григо-рьев принимает на себя обязательство публично разоблачить Николая Антоно-вича, кузена капитана, а впоследствии — Катиного отчима. Сане удается дока-зать его пагубную роль в снаряжении экспедиции. Так Григорьев становится как бы живым заместителем погибшего Татаринова (не без аллюзий к исто-рии принца Гамлета). Из расследования Александра Григорьева следует еще один неожи-данный вывод: письма и дневники нужно писать и хранить, поско-льку это способ не только собрать и сберечь информацию, но еще и рассказать потом-кам о том, что от тебя пока не готовы выслушать современники. Харак-тер-но, что сам Григорьев на последних этапах поисков начинает вести днев-ник — или, точнее, создавать и хранить серию неотправленных писем к Кате Тата-риновой.

Здесь и заключено глубокое «подрывное» значение «Двух капитанов». Роман утверждал важность старых личных документов в эпоху, когда личные архивы либо изымались при обысках, либо их уничтожали сами владельцы, опасаясь, что их дневники и письма попадут в руки НКВД.

Американская славистка Катерина Кларк назвала свою книгу о соцреалистиче-ском романе «История как ритуал». Во времена, когда история представала на страницах бесчисленных романов ритуалом и мифом, Каверин изобразил в своей книге романтического героя, восстанавливающего исто-рию как вечно ускользающую тайну, которую нужно расшифровать, наделить личным смы-слом. Вероятно, эта двойная перспектива стала еще одной причи-ной, по кото-рой роман Каверина сохранял свою популярность на протяжении всего ХХ века.

Роман воспитания


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

Вторая жанровая модель, использованная в «Двух капитанах», — роман воспи-тания, жанр, возникший во второй половине XVIII века и бурно развивавшийся в XIX и XX столетии. В фокусе романа воспитания всегда история взросления героя, формирование его характера и мировоззрения. «Два капитана» примы-кают к той разновидности жанра, которая рассказывает о биографии героя-сиро-ты: образцами явно стали «История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдин-га и, конечно, романы Чарльза Диккенса, прежде всего «Приключе-ния Оли-ве-ра Твиста» и «Жизнь Дэвида Копперфильда».

По-видимому, последний роман имел решающее значение для «Двух капита-нов»: впервые увидев однокашника Сани — Михаила Ромашова, Катя Татари-нова, как будто предчувствуя его зловещую роль в своей и Саниной судьбе, говорит о том, что он страшен и похож на Урию Хипа — главного злодея из «Жиз-ни Дэвида Копперфильда». К роману Диккенса ведут и другие сюжет-ные парал-лели: деспотичный отчим; самостоятельное долгое путешествие в другой город, навстречу лучшей жизни; изобличение «бумажных» махина-ций злодея.


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

Впрочем, в истории взросления Григорьева появляются мотивы, не свойствен-ные литературе XVIII и XIX века. Личностное становление Сани — это процесс постепенного накапливания и концентрации воли. Всё начинается с преодоле-ния немоты Из-за перенесенной в раннем детстве болез-ни Саня потерял способность гово-рить. Немота фактически становится причи-ной гибели Саниного отца: мальчик не может рассказать, кто на самом деле убил сторожа и почему нож отца оказался на месте пре-ступления. Саня обретает речь благодаря чудесному доктору — беглому каторжнику Ивану Ивановичу: буквально за несколько сеансов он показывает своему пациенту пер-вые и самые главные упражнения для трени-ровки произнесения гласных и коротких слов. Потом Иван Иванович исчезает, и даль-нейший путь к обретению речи Саня проде-лывает сам. , а после этого первого впечатляющего волевого акта Григорьев предпринимает и другие. Еще учась в школе, он решает стать летчиком и начи-нает систематически закаляться и заниматься спортом, а также читать книги, имеющие прямое или косвенное отношение к авиации и самолетостроению. Одновременно он тренирует способности к самообладанию, так как слишком импульсивен и впечатлителен, а это очень мешает в публичных выступлениях и при общении с чиновниками и начальниками.

Авиационная биография Григорьева демонстрирует еще большую решимость и концентрацию воли. Сперва обучение в летном училище — в начале 1930-х, при нехватке оборудования, инструкторов, летных часов и просто денег на жизнь и еду. Потом долгое и терпеливое ожидание назначения на Север. Затем работа в гражданской авиации за полярным кругом. Наконец, в заключи-тельных частях романа молодой капитан борется и с внешними врагами (фа-ши—стами), и с предателем Ромашовым, и с болезнью и смертью, и с тоской разлуки. В конце концов он выходит из всех испытаний победителем: возвра-ща-ется к профессии, находит место последней стоянки капитана Татаринова, а потом и затерявшуюся в эвакуационных пертурбациях Катю. Ромашов разоб-лачен и арестован, а лучшие друзья — доктор Иван Иванович, учитель Кораб-лев, друг Петька — снова рядом.


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

За всей этой эпопеей становления человеческой воли прочитывается серьезное влияние философии Фридриха Ницше, усвоенной Кавериным из оригинала и из косвенных источников — сочинений авторов, ранее испытавших воздей-ствие Ницше, например Джека Лондона и Максима Горького. В этом же воле-вом ницшеанском ключе переосмысляется и главный девиз романа, позаим-ствованный из стихотворения английского поэта Альфреда Теннисона «Улисс». Если у Теннисона строки «бороться и искать, найти и не сдаваться» В оригинале — «to strive, to seek, to find, and not to yield». описы-вают вечного странника, романтического путешественника, то у Каверина они пре-вращаются в кредо несгибаемого и постоянно воспитывающего себя воина.


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

Действие «Двух капитанов» начинается накануне революции 1917 года, а за-канчивается в те же дни и месяцы, когда пишутся последние главы романа (1944 год). Таким образом, перед нами не только история жизни Сани Григорь-ева, но и история страны, проходящей те же стадии становления, что и герой. Каверин пытается показать, как после забитости и «немоты», хаоса начала 1920-х и героических трудовых порывов начала 1930-х к концу войны она начи—нает уверенно двигаться к светлому будущему, строить которое пред-стоит Григорь-еву, Кате, их близким друзьям и другим безымянным героям с та-ким же запа-сом воли и терпения.

В эксперименте Каверина не было ничего удивительного и особенно новатор-ского: революция и Гражданская война довольно рано стали предметом исто-ризирующих описаний в сложных синтетических жанрах, соединявших в себе, с одной стороны, черты исторической хроники, а с другой — семейной саги или даже квазифольклорного эпоса. Процесс включения событий конца 1910-х — на-чала 1920-х годов в исторические художественные повествования начался уже во второй половине 1920-х Например, «Россия, кровью умытая» Артема Веселого (1927-1928), «Хождение по мукам» Алексея Толстого (1921-1941) или «Тихий Дон» Шолохова (1926-1932). . Из жанра исторической семейной саги конца 1920-х Каверин заимствует, например, мотив разделения семьи по идеологи-чес-ким (или этическим) причинам.

Но самый интересный исторический пласт в «Двух капитанах», пожалуй, свя-зан не с описанием революционного Энска (под этим названием Каверин изо-бразил свой родной Псков) или Москвы периода Гражданской войны. Интерес-нее здесь более поздние фрагменты, описывающие Москву и Ленинград конца 1920-х и 1930-х годов. И в этих фрагментах проявляются черты еще одного прозаического жанра — так называемого романа с ключом.

Роман с ключом


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

Этот старинный жанр, возникший еще во Франции XVI века для осмеяния при-дворных кланов и группировок, вдруг оказался востребованным в советской литературе 1920-30-х годов. Главный принцип roman à clef состоит в том, что реальные лица и события кодируются в нем и выводятся под другими (но часто узнаваемыми) именами, что позволяет сделать прозу одновременно и хрони-каль-ной, и памфлетной, но при этом привлечь внимание читателя к тому, какие трансформации переживает «реальная жизнь» в писа-тель-ском воображе-нии. Как правило, разгадать прототипы романа с ключом могут совсем немно-гие — те, кто очно или заочно знаком с этими реальными лицами.

«Козлиная песнь» Константина Вагинова (1928), «Сумасшедший корабль» Ольги Форш (1930), «Театральный роман» Михаила Булгакова (1936), наконец, ранний роман самого Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильев-ском острове» (1928) — все эти произведения представляли современные события и реальных лиц действующими в вымышленных литературных мирах. Неслу-чайно большинство этих романов посвящены людям искусства и их кол-леги-альному и дружескому общению. В «Двух капитанах» основные принципы романа с ключом не выдерживаются последовательно — однако, изображая жизнь литераторов, художников или актеров, Каверин смело пользуется прие-мами из арсенала знакомого ему жанра.

Помните сцену свадьбы Пети и Саши (сестры Григорьева) в Ленинграде, где упоминается художник Филиппов, который «расчертил [корову] на маленькие квадратики и каждый квадратик пишет отдельно»? В Филиппове мы без труда узнаем и его «аналитический метод». Саша берет заказы в ле-нин-градском отделении «Детгиза» — это значит, что она сотрудничает с леген-дар-ной маршаковской редакцией, трагически разгромленной в 1937 году Каверин явно рисковал: он начал писать свой роман в 1938-м, уже после того, как редакция была распущена, а некоторые ее сотрудники арестованы. . Интересны и подтексты театральных сцен — с посещением разных (реальных и полувымышленных) спектаклей.

О романе с ключом применительно к «Двум капитанам» можно говорить весь-ма условно: это не полномасштабное использование жанровой модели, но пе-ре—не-сение лишь некоторых приемов; большинство героев «Двух капитанов» не являются зашифрованными историческими лицами. Тем не менее ответить на вопрос о том, зачем в «Двух капитанах» понадобились такие герои и фраг-мен-ты, очень важно. Жанр романа с ключом предполагает разделе-ние чита-тель-ской аудитории на тех, кто способен, и тех, кто не способен подо-брать нужный ключ, то есть на посвященных и воспринимающих повество-ва-ние как таковое, без восстановления реальной подоплеки. В «артистических» эпизодах «Двух капитанов» мы можем наблюдать нечто подобное.

Производственный роман


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

В «Двух капитанах» есть герой, фамилия которого зашифрована только ини-циа-лом, но разгадать ее с легкостью мог любой советский читатель, и никакого ключа для этого не требовалось. Летчик Ч., за успехами которого с замиранием сердца наблюдает Григорьев, а потом с некоторой робостью обращается к нему за помощью, — это, конечно, Валерий Чкалов. Без труда расшифровывались и другие «авиационные» инициалы: Л. — Сигизмунд Леваневский, А. — Алек-сандр Анисимов, С. — Маврикий Слепнёв. Начатый в 1938 году, роман должен был подвести предварительный итог бурной советской арктической эпопее 1930-х, где в равной степени проявляли себя полярники (наземные и морские) и летчики.

Кратко восстановим хронологию:

1932 год — ледокол «Александр Сибиряков», первое плавание по Север-ному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию.

1933-1934 годы — знаменитая челюскинская эпопея, попытка плавания из Мурманска во Владивосток за одну навигацию, с гибелью корабля, высадкой на льдине, а затем спасением всего экипажа и пассажиров с помощью лучших пилотов страны: спустя еще много лет имена этих пилотов мог перечислить наизусть любой советский школьник.

1937 год — первая дрейфующая полярная станция Ивана Папанина и первый беспосадочный перелет Валерия Чкалова на североамериканс-кий континент.

Полярники и летчики были в 1930-е главными героями современности, и то, что Саня Григорьев не просто выбрал авиационную профессию, но захотел связать свою судьбу с Арктикой, сразу же сообщало его образу романтический ореол и большую привлекательность.

Между тем если отдельно рассмотреть профессиональную биографию Григорь-ева и его неуклонные попытки добиться посылки экспедиции по поиску экипа-жа капитана Татаринова, то станет понятно, что «Два капитана» заключают в себе черты еще одного типа романа — производственного, получившего ши-ро—кое распространение в литературе социалистического реализма в конце 1920-х годов, с началом индустриализации. В одной из разновидностей такого романа в центре оказывался молодой герой-энтузиаст, любящий свою работу и страну больше самого себя, готовый на самопожертвование и одержимый идеей «прорыва». В его стремлении совершить «прорыв» (внедрить какое-то техническое новшество или просто неустанно работать) ему обязательно будет чинить препятствия герой-вредитель В роли такого вредителя может выступать руководитель-бюрократ (конечно, по натуре консерватор) или несколько таких руково-дителей. . Наступает момент, когда главный герой терпит поражение и его дело, как кажется, почти проиграно, но все-таки силы разума и добра побеждают, государство в лице самых разумных своих представителей вмешивается в конфликт, поощряет новатора и наказывает консерватора.

«Два капитана» близки этой модели производственного романа, наиболее памятной советским читателям по знаменитой книге Дудинцева «Не хлебом единым» (1956). Антагонист и завистник Григорьева Ромашов рассылает по всем инстанциям письма и распространяет ложные слухи — результатом его деятельности становится внезапная отмена поисковой операции в 1935 году и изгнание Григорьева с любимого им Севера.


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

Пожалуй, самая интересная сегодня линия в романе — это превращение гра-ждан-ского летчика Григорьева в летчика военного, а мирных исследователь-ских интересов к Арктике — в интересы военные и стратегические. Впервые такое развитие событий предсказывает посетивший Саню в ленинградской гостинице в 1935 году безымянный моряк. Потом, после долгой «ссылки» в поволжскую мелиоративную авиацию, Григорьев решает собственными силами изменить свою судьбу и уходит добровольцем на испанскую войну. Оттуда он возвращается уже военным летчиком, и дальше вся его биография, как и история освоения Севера, показана как военная, тесно связанная с безо-пасностью и стратегическими интересами страны. Неслучайно и Ромашов оказывается не просто вредителем и предателем, но и военным преступником: события Отечественной войны становятся последним и предельным испыта-нием и для героев, и для антигероев.

Военная мелодрама


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»

Последний жанр, который воплотился в «Двух капитанах», — это жанр военной мелодрамы, которая в годы войны могла реализовываться как на театральной сцене, так и в кино. Пожалуй, самый близкий аналог романа — пьеса Констан-тина Симонова «Жди меня» и снятый на ее основе одноименный кино-фильм (1943 год). Действие последних частей романа разворачивается как будто бы вослед сюжетной канве этой мелодрамы.

В самые первые дни войны самолет бывалого летчика сбивают, он оказывается на оккупированной территории, а потом при невыясненных обстоятельствах надолго пропадает. Его жена не хочет верить в то, что он погиб. Она меняет старую гражданскую профессию, связанную с интеллектуальной деятельно-стью, на простую тыловую и отказывается эвакуироваться. Бомбежки, рытье окопов на подступах к городу — все эти испытания она переживает с достоин-ством, не переставая надеяться, что ее муж жив, и в конце концов дожидает-ся его. Это описание вполне применимо и к фильму «Жди меня», и к роману «Два капитана» Конечно, есть и различия: Катя Татаринова в июне 1941-го живет не в Москве, как си-моновская Лиза, а в Ленинграде; ей прихо-дится пройти через все испытания блокады, и уже после ее эвакуации на Большую землю Григорьев не может выйти на ее след. .

Последние части романа Каверина, написанные попеременно то от лица Кати, то от лица Сани, успешно используют все приемы военной мелодрамы. И по-скольку этот жанр продолжал эксплуатироваться и в послевоенной литературе, театре и кино, «Два капитана» еще долгое время точно попадали в горизонт читательских и зрительских ожиданий Горизонт ожидания (нем. Erwartungs-horizont) — термин немецкого историка и тео-ре-тика литературы Ханса-Роберта Яусса, комплекс эстетических, социально-политиче-ских, психологических и прочих представле-ний, определяющих отношение автора к об-ще-ству, а также отношение читателя к про-из-ведению. . Юношеская любовь, зародившаяся в испытаниях и конфликтах 1920-30-х, прошла последнюю и самую серьезную проверку войной.

1-я серия. Старые письма
Маленький городок Энск незадолго перед революцией… Два друга Петька Сковородников и Санька Григорьев во время рыбалки вытащили из реки сумку убитого почтальона. С тех пор каждый вечер соседка тётя Даша читала двум семьям высушенные обрывки писем, и многие из них Саня Григорьев выучил наизусть. В одном из них штурман дальнего плавания Климов — участник полярной экспедиции на землю Франца-Иосифа — сообщал некой Марии Васильевне о том, что Иван Ильич жив и продолжает двигаться с зажатой льдами шхуной «Святая Мария» из Карского моря на Север, и провианта ему должно хватить на несколько месяцев. В ту пору Саня, потерявший дар речи от болезни в детстве, ещё не умел говорить. Санин отец ошибочно был обвинен в убийстве и арестован, Мать Саши Аксинья уехала в Петербург хлопотать за мужа, оставив Саню и его сестрёнку Сашу одних. Несколько дней у них прожил некто Иван Иванович, представившийся доктором. Он начал учить Саню говорить, а потом внезапно исчез. А Саня постепенно начал говорить. Санин отец умер в тюрьме. Произошла революция. За Аксиньей стал ухаживать офицер «батальона смерти», Тимошкин, называвший себя Гаером Кулием. Но Аксинья вскоре умерла. Петька предложил Сане бежать в Туркестан — туда, где всегда тепло. Ребята дали друг другу клятву, которая заканчивалась словами из тех старых писем: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» На попутных поездах они добрались до Москвы, надеясь остановиться у Петькиного дяди. Но дядя был на фронте…

2-я серия. Татариновы
На вокзале Саня и Петя знакомятся с вором Голубом, который заставляет их на рынке сбывать краденое. Во время облавы Саня попадает в руки правоохранительных органов и оказывается в приёмнике-распределителе, откуда получает направление в специальную школу-интернат, где можно развивать свои способности в искусстве. Соседями Сани по общежитию стали Жуков и Ромашов, по прозвищу «Ромашка». Случайно, вызвавшись помочь старой женщине донести тяжёлую сумку, Саня знакомится с Ниной Капитоновной — матерью Марии Васильевны, жены полярника капитана Татаринова, и попадает в их квартиру, где проживают также дочь капитана Катя и его двоюродный брат Николай Антонович — заведующий Саниным интернатом. Саня узнал, что Катин отец пропал без вести в полярной экспедиции. В интернате под руководством Николая Антоновича зреет заговор против воспитателя Ивана Павловича Кораблёва — инициатора постановки детьми настоящего спектакля. Случайно узнав о заговоре, Саня рассказывает об этом Кораблёву, и на собрании педагогов Кораблёв даёт отпор всем своим оппонентам. Взбешенный Николай Антонович выгоняет Саню из своего дома, запретив там появляться. Думая, что его предал Кораблёв, Саня покидает интернат и отправляется на базар, чтобы продать куртку и добыть денег на дорогу в Туркестан. Но внезапно он заболевает и попадает в больницу к тому самому доктору, который когда-то научил его говорить. В больнице Саню навещает и не думавший его выдавать Кораблёв, а также… Катя Татаринова.

3-я серия. Катин отец
Саня долго не был у Татариновых, Николай Антонович по-прежнему ненавидел его. Пришёл последний год обучения в школе. И тут Саня неожиданно встретил Катю, и она пригласила его в театр, а потом и домой. Катя рассказала Сане об отце и его экспедиции. На школьном карнавале Катю с Саней увидел «Ромашка», и на следующее свидание Катя не пришла. Саня узнал, что её отправили в Энск. Это было делом рук «Ромашки», который доложил Николаю Антоновичу об опасном увлечении Кати. Саня собрался выехать за Катей в Энск. Он застал «Ромашку», роящимся в его чемодане и хорошо «врезал» тому по физиономии. В Энске Саня разыскал Сковородникова-отца. Там же оказались и его сестра Саша и тётя Даша. А Петька, оказывается, жил в Москве. В доме тёти Даши Саня обнаружил те старые письма, которые они читали в детстве, и, наконец, понял, что письма эти принадлежали Катиному отцу. Он нашёл Катю и передал ей письма. А содержание тех писем, которых не оказалось, Саня помнил наизусть. В своих письмах, Татаринов просил Марию Васильевну не доверять «этому» человеку. Имелся ввиду Николай Антонович, которому капитан Татаринов поручил подготовку экспедиции, и который своим вредительством нанёс этой экспедиции непоправимый урон… Приехав, Саня узнал, что его хотят отчислить за самовольную отлучку и за драку. На педсовете Саня рассказал всё о Ромашове — шпионе Николая Антоновича. Татаринову стало плохо, и заседание прервали. После того, как Катя познакомила мать с письмами отца, Мария Васильевна приехала в школу, и Саня рассказал ей о содержании недостающих писем…

4-я серия. Дневник штурмана Климова
Вскоре ушла из жизни Мария Васильевна Татаринова, и в её гибели все обвинили Саню, а Николай Антонович назвал его клеветником, убившим Марию. Против Сани был настроен даже Кораблёв, а Катя больше не захотела его видеть. Сане ничего не оставалось делать, как либо умереть, либо доказать свою правоту. И он поклялся найти экспедицию Татаринова. Он уехал в Ленинград и поступил в лётную школу. Параллельно он изучал все материалы о северных экспедициях и слушал лекции профессора Ванина. После окончания лётной школы Саня попросился работать на Север.Там он нашёл доктора Ивана Ивановича, который рассказал ему о штурмане «Святой Марии» Климове, которого лечил, и который умер, оставив доктору свои дневники. Прочитав дневники Климова, Саня понял, что Татаринов открыл Северную Землю и именно туда должен был направиться, если бы по каким-то причинам покинул шхуну. Вылетев с доктором в одно из северных селений, Саня обнаружил там обломок багра со «Святой Марии», и старый эвенк рассказал, что на побережье десять лет назад нашёл лодку, нарты, вещи и мёртвого человека. Саня всё рассказал профессору Ванину, и тот выдвинул проект поисковой экспедиции, в состав которой порекомендовал Григорьева. Приехав в Москву, Саня пришёл к Татариновым и рассказал Кате всё, что смог узнать. Но у Татариновых, как выяснилось, стал бывать Ромашов. «Ромашка» был ассистентом Николая Антоновича и активно ухаживал за Катей. А Николай Антонович опубликовал статью, в которой все несчастья экспедиции Татаринова свалил на некоего Вышемирского. Кораблёв нашёл этого Вышемирского, и тот согласился встретиться с Саней…

5-я серия. Бороться и искать
Вышемирский подтвердил предположения Сани о том, что именно Николай Антонович обворовал экспедицию Татаринова. При этом он подставил Вышемирского, и тому пришлось выплатить огромные деньги. У Вышемирского даже были документальные доказательства этого: накладные, чеки и т.п. Но всё это уже успел забрать Ромашов, пообещавший Вышемирскому похлопотать о жилплощади. Ромашов пришёл к Сане в номер гостиницы и показал все документы, изобличающие Николая Антоновича. Он был готов передать эти бумаги Сане в обмен на то, чтобы Саня оставил в покое Катю… Саня вызвал сюда же Николая Антоновича и устроил ему очную ставку с Ромашовым. Но Николай Антонович сказал, что только сам капитан Татаринов может быть ему судьёй. Уходя, Ромашов сказал, что Сане теперь всей жизни не хватит, чтобы смыть с себя обвинения в клевете и в смерти Марии Васильевны. Катя стала женой Сани. Профессор Ванин добился организации экспедиции по поискам следов капитана Татаринова. Саня и Катя были включены в состав экспедиции. Но началась война, и Саня был отправлен в отряд особого назначения. Он был ранен, и в газете ошибочно сообщили о его гибели. Ромашов был последним, видевшим Саню и бросившим его умирать в лесу. Найдя в Ленинграде Катю, работающую медсестрой, он вручил ей ту самую газету и сообщил, что Саня пропал без вести…

6-я серия. Найти и не сдаваться
Спрятавшийся от войны на должности интенданта, Ромашов продолжает обхаживать Катю, делая вид, что занят поисками Сани. Катя находит у Ромашова Санины документы и обвиняет «Ромашку» в убийстве мужа… Саня, пройдя курс лечения, приезжает в Ленинград и узнаёт, что Катя жива, но куда-то эвакуирована. Саня едет в Москву. Он приходит к Ромашову и требует у того свой пистолет и документы, напомнив «Ромашке», как тот бросил его раненого умирать в лесу без оружия и документов. Бурное объяснение заканчивается тем, что Ромашов приготовился убить Саню из его же пистолета, но подоспевшие чекисты арестовали обоих. После этого Саня навестил Кораблёва, но не застал его дома и оставил записку о том, что уезжает служить на Север. На Севере жена доктора Ивана Ивановича советует Сане встретиться с одним районным партийным начальником, который узнал от эвенков кое-что об экспедиции Татаринова. Поговорив с этим человеком, Саня составил точный маршрут, по которому двигался Татаринов. Это была 73-я параллель. Именно на этой параллели самолёт Сани был сбит во время боевого вылета. Катапультировавшись, Григорьев с напарником стали продвигаться к Енисею той же дорогой, которой когда-то шёл капитан Татаринов. И на этом пути Саня обнаружил палатку команды «Святой Марии», в которой среди вещей оказались и все документы экспедиции, полностью разоблачающие вредительскую деятельность Николая Антоновича. Катя, узнав от Кораблёва, где её муж, прилетела на Север и нашла своего Саню. Григорьев, вернувшись в Москву, навестил Николая Антоновича, чтобы выложить ему в лицо обвинения от самого капитана Татаринова. .. Перед огромной аудиторией Гидрографического общества Саня Григорьев выступил с рассказом о несгибаемом борце, удивительном человеке, замечательном первооткрывателе Севера капитане Иване Львовиче Татаринове….

Год: 1938-1944 Жанр: приключенческий роман

Главные герои: Саня Григорьев и Катя Татаринова

Еще юный Саня Григорьев теряет отца – его обвинили в убийстве и посадили в тюрьму, где он и умер. Саня – единственный, кто знает, что его отец невиновен. Во время войны, его «друг» Ромашов кидает его на поле боя, надеясь, что он умрет. Саня выживает и сквозь все проблемы и всю боль ищет свою любимую. Главному герою удается доказать невинность своего отца.

Главная мысль — «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Это означает никогда не предавать своих целей и стремиться их достичь любой ценой!

В городке Энске, где жил Саня Григорьев нашли мертвого курьера, с сумкой, полной писем. Тётя Даша ежедневно читала лишь по одному письму своим соседям, которые заливались слезами, слушая их. Сане больше всего нравились письма про полярные экспедиции.

По ошибке его отца обвинили в смерти человека и сажают в тюрьму. Реального убийцу знает только юный Саня, но он не может никому сообщить об этом из-за немоты. Позднее его вылечит прекрасный врач Иван Иванов.

Отец не выдержал и умер в тюрьме, а мать спустя некоторое время опять вышла замуж. Отчим – коварный и подлый человек, который не противиться издевается над детьми и даже над своей женой. Умирает и мать бедного Сани. После смерти матери тётя с соседом по фамилии Сковородников обдумывают что делать, и приходят к выводу, что нужно отправить Саню и его сестру в приют. Оттуда малый Саня вместе с другом Петей Сковородниковым убегают в Москву, а затем в Туркестан.

Спустя долгое время они пешком возвращаются в Москву, чтоб найти Петиного дядю. Оказалось, что дядя убыл на фронт. Ребята работают на спекулянтов почти бесплатно и в один момент им приходится прятаться от проверки. Петя смог сбежать, в то время как Саня, после камеры для беспризорников попадает в школу-коммуну.

Сане очень понравилось в коммуне, где он занимается любимыми делами, и встречает новых друзей – Валька Жуков и Ромашова или же Ромашку. В один день Саня помог старушке до дома сумку. Оказалось что она жила с заведующим коммуной Николаем Анатолиевичем Татариновым. Тут Саня встречает очаровательную девушку Катю. Спустя некоторое время, Саня является в этот дом за прибором. Лактометр, взять который было поручено Николаем Антоновичем, взрывается. Катя хотела выгородить Саню и принять вину на себя, но он не смог допустить этого.

Квартира новых знакомых стала для Сани «обителью прекрасного». Тут его и обедом накормят, и истории интересные расскажут. Николай Антонович (опасность) любил постоянно рассказывать о своем печальном двоюродном брате, муже Марьи Васильевне. Как он с него пылинки сдувал и как тот оказался неблагодарным гадом. Марья Васильевна постоянно вызывает симпатию Кораблеву, но когда он решает сделать предложение – терпит отказ. В доме собирают собрание и осуждают Кораблева и решают ограничить его деятельность. Все надеялись, что Кораблев обидеться и уйдет. Саня буквально сразу рассказывает ему про все услышанное. В тот же день парня выгоняют из квартиры. Он обиженный уходит из коммуны. Когда он бродил по Москве, он почувствовал себя плохо и попал в больницу. Там Саню спасает все тот же врач – Иван Иванович.

С того момента проходит четыре года. Сане пошел восемнадцатый год. В школе на представлении, а точнее на инсценации «суда над Евгением Онегиным, Саня снова встретил Катю и решает ей рассказать, что уже продолжительное время готовиться стать пилотом. Катя же в свою очередь решила рассказать Сане историю о капитане Татаринове – «Он, попрощался с семьей, улетел на шхуне Св. Мария из Петербурга во Владивосток, но экспедиция не возвращалась. Они просили помощи у царя – но он отказывал». Саня частенько встречался с Катей и даже в школе на балу, когда они остались вдвоем, решают поговорить, но и тут Ромашка мешает им обсудить важные дела. Об этом Ромашка рассказывает Николаю Антоновичу. С того времени Саню отказались принимать в гости у Татариновых. Саня срывается на Ромашке и возвращается в Энск.

Саня, прочитав старые письма, наконец, понял, что они напрямую относятся к экспедиции. Саня раздобыл информацию, что экспедиция не смогла вернуться из-за некачественного снаряжения, из-за вины Николая Антоновича. Он при всех говорит это его жене Марье Васильевне. Но она, после услышанного, решила покончить с жизнью. Саню обвиняют в смерти Марьи Васильевны, но он не обращает на это внимание, а готовиться к вступлению в лётную школу, чтобы показать всем свою правоту. Саня через время назначил встречу с Иваном Ивановичем и расшифровал дневники пилота шхуны. Экспедицию нужно искать на Земле Марии.

Печальным известием для Сани стало то, что Ромашка теперь чуть ли не родным сыном в доме Татариновых. Дошли слухи, что Ромашка даже пытается жениться на Кате.

Саня пытается выступить вместе со свои докладом в Москве, но подлый заведующий и тут впереди него. Он опубликовал статью об местоположения капитана Татаринова, а оклеветал Саню в газете. Тем самым он смог добиться отмены доклада. Саня узнает, что Катю хоят насильно выдать замуж за Ромашова. Она сбегает из дома, и становиться геологом, главной начальницей экспедиции.

Ромашка не унимается. Он легко может доказать вину Николая Антоновича и готов отдать эту информацию Сане за одно условие – он должен отказаться от Кати. Саня оповещает об этом Николая Антоновича.

Все мешает экспедиции – то проблемы с Ромашкой, то запреты на вылет. Последним звеном стала смерть Саши, сестры Сани.

Катя и Саня поженились. Они счастливы вместе. Саня ушел воевать на фронт в Испанию. Однажды Катя встретила Ромашова, который пытался ее обмануть – он сказал, что пытался спасти тяжело раненного Саню, пытался выбраться из окопа и что Саня исчез. Оказалось, что Ромашка кинул раненного Саню на произвол судьбы, отобрав у него все. Саня спасается и ищет Катю. Они разминулись, а главному герою предлагают лететь на Север, где вновь идут тяжелые сражения. В одном из полетов потребовалось совершить экстренную посадку в той самой области, где по его догадкам необходимо было искать следы экспедиции капитана Татаринова. Саня всё же обнаруживает тело капитана и все его отчеты и письма.

По возвращении в Москву, Саня дал показания против Ромашова и смог доказать, что Николай Антонович виновен. Его с позором гонят из зала, а Саня с возлюбленной возвращается в Энск. Там они собрались за семейным столом, где Саню объединяют с покойным капитаном Татариновым.

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич Солженицын написал в 1959 году. Он стал первым произведением о советских концлагерях, принеся ему мировую известность

  • Краткое содержание Элиот Миддлмарч

    Произведение под названием «Миддлмарч» написано писателем Джорджем Элиотом. Краткое содержание данного творения представлено в этой статье.

  • Краткое содержание Айтматов Первый учитель

    Повесть талантливого киргизского писателя рассказывает интересную жизненную историю времен зарождения СССР. Очень часто ее воспринимают, как пропаганду коммунистических идей, но думающему читателю стоит смотреть глубже, чтобы понять главную мысль

  • Режиссер: Евгений Карелов
    Сценаристы: Евгений Карелов, Вениамин Каверин
    СССР. Производство: Мосфильм, 1976 г.

    Шестисерийный приключенческий фильм режиссёра Евгения Карелова – экранизация одноимённого романа Вениамина Каверина. Увлекательная картина повествует о судьбе Сани Григорьева, посвятившего свою жизнь поискам пропавшей экспедиции капитана Татаринова. Это фильм о героизме и отваге, любви и верности, чести и преданности идеалам.

    Главные герои:
    Александр Григорьев (Борис Токарев)
    Саня Григорьев в детстве (Серёжа Кудрявцев)
    Екатерина Татаринова (Елена Прудникова)
    Катя Татаринова в детстве (Лена Лобкина)
    Михаил Ромашов (Юрий Богатырёв)
    Ромашов в детстве (Алёша Сенчев)
    Николай Антонович Татаринов (Николай Гриценко)
    Мария Васильевна Татаринова (Ирина Печерникова), мама Кати
    Иван Павлович Кораблёв (Георгий Куликов), учитель Сани
    Нина Капитоновна (Вера Кузнецова)
    Иван Иваныч (Владимир Заманский), доктор

    Бороться и искать, найти и не сдаваться

    Работу над своим знаменитым романом «Два капитана» писатель Вениамин Каверин завершил в 1944 году. Книга сразу же стала невероятно популярной среди молодежи. Неудивительно, ведь сюжет, взятый из современной жизни, был наполнен духом приключений и отваги, героизма и самоотверженности, высокой, чистой любви и преданности. И все это подавалось без грамма излишнего пафоса и фальши.


    Первую попытку экранизировать «Двух капитанов» предпринял в 1955 году режиссер Владимир Венгеров. Фильм получился хорошим, однако в полной мере отразить дух книги он не смог. Сказались и недостаточный хронометраж, и типичные для 50-х годов штампы в изображении героев.

    В 1976 году за новую экранизацию романа взялся режиссер Евгений Карелов. На главную роль Саши Григорьева он утвердил молодого, но уже популярного, а главное – обладающего положительной харизмой актера Бориса Токарева. К тому времени в активе Токарева уже было два десятка ролей, в том числе полюбившиеся зрителям лейтенант Осянин в военной драме «А зори здесь тихие…» и лейтенант Николай Кузнецов в военном фильме «Горячий снег».

    Сам Борис Токарев признавался, что был рад этой роли, ведь и книга Каверина с детства была в числе его самых любимых, а картину Венгерова с участием Александра Михайлова и Евгения Лебедева он просмотрел не менее двух десятков раз и помнил ее покадрово. И вот такой случай самому сыграть в новой экранизации, да еще и главную роль!

    Саня Григорьев в исполнении Бориса Токарева получился «по-каверински» мужественным и бескомпромиссным, возможно иногда через чур прямолинейным. Но эта прямолинейность шла от несгибаемого характера, чуждого малейшим проявлениям изворотливости и приспособленчества. При этом актеру, при создании своего героя, удалось не уйти в «монумент героизму», оставшись живым человеком.

    Роль Сани Григорьева в детстве замечательно сыграл юный актер Сережа Кудрявцев, который очень органично существовал в кадре. Стоит отметить и то, что вместе с Борисом Токаревым им удалось создать единую убедительную линию своего персонажа. Образ Сани Григорьева не распадается на временные куски, он последователен в своем внутреннем мире, да и внешне чувствуется некоторое сходство между актерами.

    Великолепным оказался выбор и остальных героев. Очаровательная, жизнелюбивая верная в своей любви Катя Татаринова в исполнении Елены Прудниковой – именно такой, наверное, и представляли себе героиню романа многочисленные его читатели. Так же как и маму Кати – красивую, грустную женщину трагической судьбы, как ее и сыграла Ирина Печерникова. А какой домашней, доброй, теплой получилась Нина Капитоновна в исполнении Веры Кузнецовой.

    Ну и конечно особый блеск картине придали отрицательные герои просто гениально сыгранные мастерами отечественного и мирового кинематографа Николаем Гриценко и Юрием Богатыревым. Первый создал образ Николая Антоновича Татаринова, человека отправившего на смерть своего брата, а затем спекулирующего его памятью, создавая на его имени свою карьеру. Второй же сыграл роль лживого, хитрого и очень осторожного Михаила Ромашова по прозвищу Ромашка, который, обуреваемый страстью к Кате Татариновой, готов был пойти на любые подлости. Сыграть так, чтобы твоего персонажа буквально возненавидела вся страна! Именно это с блеском удалось Николаю Гриценко и Юрию Богатыреву. У зрителей в ярости сжимались кулаки при виде самодовольного и самоуверенного Николая Антоновича, а мерзавца Ромашку просто хотелось придушить!

    Очень яркими получились персонажи второго плана. Это и мудрый учитель Иван Павлович Кораблёв (Георгий Куликов), и пытавшаяся найти свое счастье мама Сани Аксинья Федоровна (Зинаида Кириенко), и верный друг Сани Пётр Сковородников (Юрий Кузьменков), и жестокий отчим Сани Гаер Кулий (Михаил Пуговкин), и доктор Иван Иваныч (Владимир Заманский), сыгравший в судьбе Сани важнейшую роли. Каждый из персонажей выписан тщательно, потому и образы получились полнокровными.

    Весомый вклад в общий успех фильма внесло музыкальное сопровождение. Отдельный поклон композитору Евгению Птичкину за феноменальную увертюру, предваряющую каждую серию, отражающую общий настрой картины, душевный порыв героев. Замечательны и песни на его музыку, звучащие в картине: «Письмо домой», «Север – северок» и «Финальная песня».

    Едва выйдя на экраны, картина тут же стала культовой, стала гимном мужества, преданности, самоотверженности, а ее девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться» еще долго волновал сердца миллионов мальчишек на всем просторе Советского Союза. Борис Токарев так сформулировал рецепт успеха фильма:

    «Есть фильмы, которые угадывают время и состояние зрителя. И попадают в вечность. В «Двух капитанах» угадана потребность в романтической любви, удивительном упорстве и человеческом характере».

    Первая серия

    Краткое содержание произведения «Два капитана» по главам

    • Краткие содержания
    • Каверин
    • Два капитана

    Действие романа начинается в старинном городе Энске. Саня Григорьев становится свидетелем убийства почтальона на берегу моря. В страхе и растерянности мальчишка убегает, потеряв при этом нож. По ножу, как по главной улике, арестовывают отца Сани и сажают в тюрьму. Мальчик ничего не может сказать в оправдание отца, потому что не может говорить, он немой, а писать его еще не научили. Его мучает вина за судьбу отца, но изменить он ничего не может.

    Доктор Иван Иванович начинает лечить Саню. Он выясняет, что немота не врожденная, а следствие психологической травмы. Отец умирает в тюрьме. Мать выходит замуж за деспотичного злого человека, который ненавидит Саню и его сестру Сашу. Вместе с другом Петькой Сковородником Саня решает сбежать в теплый Ташкент. До Ташкента он не доехал, остановился в Москве. В Москве Саня попадает в школу — коммуну. В его жизни появляются учитель географии Кораблев, начальник коммуны Татаринов Николай Антонович, девочка Катя, задира и задавака, к которой Саня питает теплые чувства. Посещая дом Татариновых, Саня слышит о неудавшейся экспедиции отца Кати Ивана Львовича Татаринова. Он загадочно погиб в экспедиции в Заполярье.

    Саня вспоминает письма почтальона, которые им читала тетя Даша. Он их помнит наизусть. Юноша сопоставляет факты и понимает, что в гибели экспедиции и отца Кати виноват Николай Антонович. Он снарядил экспедицию так, что обрек их на гибель. Саня все рассказывает Кате. Катя недолюбливает Николая Антоновича, она делится сомнениями с матерью. Мать, которая много лет не может смириться с гибелью мужа, кончает жизнь самоубийством. Обманом и подлогом Татаринов доказывает свою невиновность в гибели экспедиции. От Сани отворачиваются все, даже любимая Катя. Юноша клянется, что найдет виновных и отыщет экспедицию.

    Григорьев поступает в летную школу, успешно ее заканчивает. Катя с ним не общается. Молодые люди любят друг друга, но обстоятельства все время вмешиваются в их отношения. Ромашов, который считался другом Сани оказывается подлым, двуличным человеком. Начинается война.

    Саня летает бомбить вражеские корабли.

    Преодолев все трудности, молодые люди соединяют свои судьбы. У Сани умирает сестра Саша, он с Катей забирает ее маленького сына к себе. Мечта Григорьева сбылась. Он смог найти экспедицию капитана Татаринова. Люди виновные в гибели экспедиции получили по заслугам.

    Главные герои романа Саня и Катя стойко преодолевают все жизненные трудности. Их главный девиз: «Бороться искать, найти и не сдаваться»

    Часть первая “Детство”

    В небольшом речном городке Энске живет Саня Григорьев. Он не один на свете у него есть семья – отец, мать и сестра Саша (да, вот такое совпадение!) Их дом маленький, с низким потолком, стенами с газетами вместо обоев и холодной щелью под окном. Но этот маленький мир нравится Сане, ведь это его мир.

    Однако все в нем круто поменялось, когда однажды мальчик тайком выбрался на пристань, чтобы половить раков.

    Маленький Саня стал свидетем убийства почтальона. Впопыхах он потерял на месте преступления отцовский нож, который взял с собой, и папу посадили в тюрьму. Саня был единственным свидетелем преступления, но он не мог высказаться в суде в защиту отца – от рождения Саня был немым.

    Мать тяжело переживает заключение мужа, обостряется ее хроническая болезнь и Саню с Сашей отправляют в деревню, где они зимуют в ветхом отцовском домике под присмотром такой же ветхой старухи Петровны. У Сани появляется новый знакомый – доктор Иван Иванович, который учит его говорить. Мальчик начинает произносить свои первые неуверенные слова – доктор поясняет, что его немота – психологическая. Страшное известие о том, что отец умер в тюрьме, становится тяжелым ударом для Сани, он впадает в горячку и начинает говорить… правда, поздно – теперь уже не для кого свидетельствовать в суде.

    Мать вскоре выходит замуж. Отчим оказывается деспотичным и жестоким человеком. Он доводит слабую здоровьем маму до смерти. Саня ненавидит отчима и убегает из дома вместе со своим другом Петькой Сковородниковым. Ребята дают друг другу клятву “Бороться и искать, найти и не сдаваться”, которая станет их девизом на всю жизнь, и отправляются в теплый Туркестан. Многомесячные скитания едва не стоили двум беспризорникам жизни. Волей судьбы друзья расстаются, и Саня попадает в московскую школу-коммуну к Николаю Антоновичу Татаринову.

    Мораль книги

    Анализ романа приводит к пониманию основной мысли автора, что главное в жизни — быть честным и верным, найти и хранить свою любовь. Ведь только это помогло героям справиться со всеми невзгодами и найти счастье, пусть это и было нелегко.

    Вышеописанное содержание является очень сжатым пересказом объемной книги, читать которую не всегда хватает времени. Однако если эта история не оставила вас равнодушным, чтение полного объема произведения наверняка поможет вам провести время с удовольствием и пользой.