Содержание

«Грамота.ру» – справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»

Пунктуация

Двоеточие

§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то*, а именно), например:

      Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.

Гоголь

 

      Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.

Л. Толстой

 

      Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки*.

С. Аксаков

2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

      Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.

Л. Толстой

§ 160. Двоеточие ставится перед перечислением, находящимся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то*, например, а именно, например:

      И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства.

Первенцев

 

    Я посетил крупнейшие города СССР, а именно: Москву, Ленинград, Баку, Киев – и возвратился на Урал.

О тире после перечисления, стоящего в середине предложения после двоеточия, см. § 174, п. 3, примечание.

§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:

а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:

      Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.

Пушкин

 

      Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.

Л. Толстой

 

      Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

Лермонтов

б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:

      Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.

Некрасов

 

      Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.

Белинский

§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

      И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.

А. Н. Толстой

 

      Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез…

Лермонтов

 

      Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею…

Лермонтов

 

      Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Пушкин

 

      Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

Н. Островский

Но (без оттенка предупреждения):

      Слышу, земля задрожала.

Некрасов

§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:

      Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».

Пушкин

 

      По окончании работы Петр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»

Пушкин

 

      А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»

Чехов

Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

    Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
    Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
    Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
    Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

* Комментарий редакции портала 

Дефисное написание составного союза как-то (в значении ‘а именно’) следует считать устаревшим. В своде «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и последующие издания) в § 142 союз как то включен в список служебных слов, которые пишутся раздельно.

Еще в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова в статье КАК указывалось: «Как то – то же, что а именно. Все предприятия, как то: строительные, текстильные, полиграфические — работают нормально». 

Раздельное написание составного союза как то позволяет отличить его на письме от местоименного наречия 

как-то.

 

Вывод двоеточие. Где ставится двоеточие

Двоеточие — один из старейших знаков препинания. Ему уже без малого 600 лет, а появилось двоеточие в далёком XV веке, практически сразу после самого первого пунктуационного знака — точки.

У С.Я. Маршака есть стихотворение, которое называется «Знаки препинания» . Так вот двоеточие в этом стихотворении говорит о себе следующие слова:

Однако, не смотря на всю важность двоеточия, по количеству правил этот знак препинания значительно уступает всем остальным. Чтобы правильно употреблять двоеточие в письменной речи, нужно запомнить всего-то четыре правила.

Правило первое. Двоеточие и обобщающие слова

Двоеточие ставится в тех предложениях, в которых используются обобщающие слова и однородные члены предложения. Этот знак препинания нужно ставить после обобщающих слов и перед перечислением.

Сергей Тимофеевич Аксаков в одном из своих произведений пишет: «Охота с острогою требует
трёх условий
: тёмной ночи, светлой воды и совершенно ясной погоды «.

Обобщающее словосочетание в этом предложении подчёркнуто одной чертой, а однородные члены предложения — курсивом.

Не стоит забывать, что если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то ставим не двоеточие, а тире. Это же предложение в обратном порядке будет выглядеть следующим образом:

Тёмная ночь, светлая вода и совершенно ясная погода три условия , которые нужны для охоты с острогою.

Правило второе. Двоеточие и бессоюзные сложные предложения

Двоеточие ставится в бессоюзных сложных предложениях в нескольких случаях, а именно: если вторая часть разъясняет или раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чём идёт речь в первой части, а также предупреждает, что дело на этом не заканчивается. Чтобы запомнить это правило, нужно выучить слова, которыми можно дополнить предложение.

1. Если предложение указывает на причину, то между двумя простыми частями гармонично впишутся союзы

потому что и так как . Вспомним всем хорошо известные слова Максима Горького о книгах:

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Вместо двоеточия мы можем легко поставить и потому что , и так как . В этом предложении видно, как вторая часть раскрывает причину первой, называя нам веские причины того, почему мы должны любить книгу — источник знаний.

2. Если вторая часть разъясняет первую, то можно поставить слова а именно или как то. Вот пример из произведения А.С. Пушкина:

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

Вместо двоеточия уместно поставить слова а именно .

3. Если в предложении одна часть предупреждает о дальнейшем изложении, то можно поставить слова и увижу что, и услышу, как. Рассмотрим пример из пьесы Николая Островского:

Сами видите: всё вокруг в могущественном движении.

В это предложение мы можем поставить союз что, превратив бессоюзное сложное предложение в сложноподчинённое.

Правило третье: Двоеточие и прямая речь

Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?»

Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил».

Правило четвёртое. Двоеточие и заголовки

Двоеточие ставится в заголовках, если они делятся на две части:

Первая часть (именительная) называет место действия, лицо, общую проблему.

Вторая часть конкретизирует первую часть.

Например:

Бажов: читатель и книголюб.

Бюджет страны: проблемы и суждения.

Вот и все правила, которые относятся к расстановке двоеточий в предложениях. Однако не забывайте о том, что этот знак препинания можно использовать и для выражения чувств. Например, так:) или:(.

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.

Обозначение элементов списка

Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).

Перечни бывают:

    простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и

    составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.

Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности

сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:

Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня — при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня — при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.

Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками. Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):

Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).

Пунктуационное оформление перечней

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней — со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Согласованность элементов списка

При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.

Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, мы привели основные правила построения и оформления ­перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.

Итак, двоеточие — это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.

Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.

Двоеточие в простом предложении

Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами

При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.

Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью

Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

Двоеточие в сложном предложении

Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.

  • Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно» ), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно» : В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что , то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.

  • В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что) : луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.


Двоеточие vs тире

Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим — тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил — здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: ) нужно расстаться.

Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.

В русском языке существует довольно большое количество знаков препинания. Одни используются для завершения предложения, другие подчёркивают интонацию и настроение, третьи разделяют отрывок текста на логические части. Чтобы понять, для чего используется двоеточие, необходимо рассмотреть, в каких случаях оно ставится.

Для начала нужно запомнить, что этот знак в большинстве случаев ставится в сложных предложениях, за исключением некоторых моментов .

  • В русском языке существует такое понятие, как «обобщающее слово». Для лучшего понимания рассмотрим пример предложения «На столе лежали инструменты: молоток, дрель, пила и лобзик». В этом предложении говорится об инструментах, которые лежат на столе, а далее все они перечисляются. В данном случае слово «инструменты» и будет являться обобщающим. Отсюда мы и получаем первое правило, которое гласит, что двоеточие необходимо поставить после обобщающего слова. Чтобы закрепить, приведём еще пример: «К завтрашнему дню мне нужно обязательно сделать уроки: биологию, алгебру и географию».
  • В заголовках, по типу «Иванов: геймер и программист», также ставится этот знак. Если рассматривать конкретное правило, то первая часть заголовка должна обозначать действующее лицо, какую-то проблему или место действия. Вторая часть заголовка придаёт конкретику первой. «Экономика страны: дальнейшее развитие».
  • Допустим, что обобщающего слова нет, но есть перечисление. В таком случае знак также будет ставиться, например: «На столе лежали: телефон, ключи и деньги».

Двоеточие в сложных предложениях

Случаев употребления данного знака препинания в сложных конструкциях куда больше, но ничего трудного в этом нет.

  • Рассмотрим такой пример: «Сегодня утром мама сказала мне: «Не забудь заехать в магазин и купить молоко». Данный пример содержит в себе прямую речь, и если она стоит после слов автора, то перед ней необходимо поставить двоеточие. Обратите внимание, что если предложение будет выглядеть таким образом: «Сходи в магазин и купи молока», — сказала мне мама», то двоеточие ставиться не будет, так как прямая речь стоит перед словами автора.
  • Бессоюзные сложные предложения на то и бессоюзные, что в них попросту нет союзов: «Мама убирает в комнате, я делаю уроки». Это очень простое по смыслу предложение, не требующее никаких знаков препинания, кроме запятой. Но как насчёт такого примера: «Читайте больше книг: они увеличат ваш словарный запас, научат грамотно писать и говорить». Почему в данном случае стоит двоеточие? Есть правило, которое гласит: если вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает смысл первой части или указывает причину, то после первой части ставится двоеточие. Высказывание побуждает читать книги и в дальнейшем указывает на причину побуждения. «Погода была очень плохая: шёл дождь и бушевал сильный ветер», — ещё один хороший пример для этого правила.
  • Ещё одно правило о постановке этого знака препинания говорит о том, что его необходимо поставить между двумя простыми предложениями, которые не соединены союзом, если в первом присутствуют глаголы по типу «видеть», «смотреть», «слышать», «знать» и так далее. Эти слова как бы намекают на дальнейшее описание чего-то. Правило звучит довольно сложно, но на деле всё наоборот. «Я долго всматривался и наконец-то понял: тени на стене напоминали мне человеческий силуэт». «Идя по улице я слышу: кто-то зовёт меня». Эти два примера прекрасно иллюстрируют правило.
  • Такие слова, как «а именно», «например», «кстати», требуют поставить после себя двоеточие. «В прошлом году я побывал во всех крупнейших странах, а именно: Китае, Соединённых штатах, Бразилии и Индонезии». Обратите внимание, что без выражения «а именно», в данном примере двоеточие всё равно бы ставилось.

Нужно ли двоеточие при косвенной речи

Мы рассмотрели все случаи в русском языке, когда ставится двоеточие. Отдельное внимание хотелось бы заострить на прямой речи. Дело в том, что помимо неё используется ещё и косвенная речь, и их необходимо различать, чтобы поставить правильный знак препинания .

  • Мама сказала мне: «Нужно сходить в магазин и купить молока». Мама сказала, что нужно выбросить мусор. Второе предложение и будет являться косвенной речью. Её легко можно определить по нескольким союзам, таким как «что», «чтобы», «когда», «почему» и другие. Косвенная речь является придаточным в сложном предложении и двоеточием не выделяется.

Подводя итог, можно сказать, что двоеточие служит разделительным знаком препинания , который ставится только в середине простого предложения в случае обобщающего слова и перечисления. В сложной конструкции этот знак препинания необходим, если присутствует причина, разъясняющая первую часть предложения, если присутствует прямая речь, если есть уточняющие слова и глаголы, намекающие на дальнейшее описание чего-либо.

Видео

Это видео поможет вам понять, в каких случаях необходимо ставить двоеточие в предложении.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

11 простых правил, которые помогут вам научиться создавать правильные и удобочитаемые списки где бы то ни было: в презентацих, отчетах, документах или на сайтах.

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. Бывают простые и многоуровневые списки. Как их оформлять? В каких случаях использовать нумерацию, буквы и тире? Когда в конце каждого элемента списка уместной будет точка, а когда нужна запятая или точка с запятой?

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.

Обозначение элементов списка

Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).

Пример 1
Пример 2

Перечни бывают:

    простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и

    составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.

Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:

Пример 3

Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня – при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня – при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.

Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками. Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):

Пример 4

Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).

Пунктуационное оформление перечней

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Пример 5

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Пример 6

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Пример 7

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Пример 8

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Пример 9

Согласованность элементов списка

При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.

Пример 10

Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.

Пример 11

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, мы привели основные правила построения и оформления ­перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.

8 предложений, в которых вы путаете двоеточие и тире. Но больше не будете

Тире или двоеточие. Двоеточие или тире. Кому-то всегда хочется ставить тире, другим больше нравится двоеточие. Про правила, кажется, никто и не помнит. А они есть. Разберёмся с тире и двоеточием в сложном бессоюзном предложении (это такие, где между частями предложения нет союза или союзного слова, а соединены они интонацией).

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Когда ставить двоеточие

Правильно: Результаты PIRLS показали: российские школьники читают лучше всех

Тут без серьёзных правил не обойтись. Но их действительно не так сложно запомнить, как могло показаться на первой строчке этого текста. В бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие, если второе предложение дополняет первое и между ними вполне можно поставить союз «что». А ещё подсказкой могут быть такие глаголы: видеть, смотреть, слышать, понимать, узнавать, ощущать и так далее. Если в первой части есть что-то подобное, значит, это тайный знак, что тут всё-таки нужно скрепя сердце зачеркнуть (или удалить клавишей) тире и поставить двоеточие. А после двоеточия будет, скорее всего, описание того, что кто-то увидел/услышал или факта. Кстати, узнать, что такое PIRLS и почему российские школьники читают лучше всех — можно тут.


Правильно: В русском языке есть дилемма: поставить тире или поставить двоеточие

И правда дилемма та ещё. Но если второе предложение объясняет, уточняет то, что написано в первой части — значит, время двоеточия. Проверить можно союзами «а именно» или «то есть».


Правильно: Володя проспал первый урок: всю ночь смотрел сериалы

Ну и третий случай, когда вместо тире нужно ставить двоеточие. Наверное, самый простой. Если во второй части предложения называется причина того, что случилось в первой, — время двоеточия (что-то мы часто ставим тире, но ниже объясним почему). Проверить можно союзом «потому что». Да, как вы догадались, все двоеточия и тире можно проверить союзами. Поэтому запоминайте союзы. Так и станете грамотными.


Когда ставить тире (чаще, чем двоеточия)

Правильно: Школьники плохо сдадут ЕГЭ — все опять начнут ругать организаторов

Кому-то может показаться, что тут вполне подходит правило номер № 2 двоеточий: вторая часть уточняет первую. Но нет. Тут первая часть выражает значение времени или условия. А проверить можно союзами «когда» или «если», только их нужно подставлять не между частями сложного предложения, а в начале первого: если школьники плохо сдадут ЕГЭ — все опять начнут ругать организаторов. И нет, такого не будет. Все всё сдадут точно хорошо. Мы верим.


Правильно: У меня врождённая грамотность — я сдал ЕГЭ по русскому на 100 баллов

Всем бы такую грамотность. Но пока приходится читать Розенталя (или «Грамотность на Меле»). А тут ещё проще перепутать с двоеточием. Вроде как объясняется причина. Но вряд ли врождённая грамотность — это потому что кто-то сдал русский язык на 100 баллов. Скорее наоборот. Если вторая часть предложения выражает значение какого-то результата или следствия, ставим тире. Из союзов-подсказок придётся запоминать: «так что», «поэтому», «вследствие чего».


Правильно: На улице морозы — дети всё равно пошли в школу

Суровая правда о жизни детей где-нибудь в Якутии. А ещё тире ставится, когда одно противопоставляется другому. Проверить можно самыми популярными союзами «а» и «но». Подходят? Значит, рисуй чёрточку.


Правильно: Вероника смотрела фильмы только на английском — так она выучила язык

Вероника молодец, а мы пока расскажем ещё немного про «результат». Этот случай постановки тире слегка пересекается с примером выше про врождённую грамотность. И там, и там во второй части предложения — следствие и результат первого. Только здесь нам ещё в копилку несколько слов-шпаргалок, которые могут встречаться во второй части: «так», «такой» или «это».


Правильно: Раздался звонок — и в классе никого не осталось

Тут, в общем-то, тоже результат. И можно даже порадоваться: там, где во второй части какой-то итог первого или его продолжение, можно ставить тире! А дополнительными подсказками может быть союз «и», который можно поставить между частями, или слова «вдруг», «сразу», «внезапно».

А чтобы вам было проще запомнить все опорные слова, вот небольшая шпаргалка. Ещё больше примеров и подробных объяснений ищите на «Грамоте.ру» или у Розенталя.

Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

ДвоеточиеТире
1)Если вторая часть (одно или несколько предложений) раскрывает содержимое первой части (можно вставить «а именно»)
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

Примечание: Двоеточие обязательно,если в первой части имеются слова «так», «такой», «таков»,»одно» и пр.
Одно было несомненно: назад он не вернется.

Но: если «одно» в простом предложении или разъясняется пояснительным глаголом,а не целым предложением, то пунктуация иная
В отношениях с посторонними он требовал одного — сохранения приличия.

1)Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (можно вставить союз «когда»)
Победим — каменный дом построишь.

2)Перед словами так,таков, такой во второй части,которые начинают собой присоединительные предложения
Приказ есть приказ — так его воспитал фронт.

Но: если логические отношения между частями носят самостоятельный характер, то ставится запятая и тире.
Колониальные народы угнетались в течение столетий,- так дальше продолжаться не может.

2)Если в первой части есть глаголы видеть,смотреть, слышать, знать, понимать,
чувствовать и т.п., посредством которых делается предупреждение, что
далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание
(можно вставить союз «что»)
Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась.
3)В этом же
случае при отсутствии интонации предупреждения о последующем изложении
какого-нибудь факта ставится тире,нередко вторая часть представляет из
себя неполное предложение (между частями можно вставить союз «что»)
Слышу — опять стонет.
Примечание:

Если оттенок предупреждения отсутствует и первая часть нераспространена или малораспространена, то ставится запятая
Слышу, земля задрожала.

3)Если вторая часть указывает основание или причину того,о чем говорится в
первой (можно вставить союзы «потому что», «так как», «поскольку»)
Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного.
4)Если вторая часть содержит следствие,результат,вывод из первой (можно вставить союз «поэтому», «тогда»)
Я умираю — мне не к чему лгать.
4)Перед прямым вопросом, включенным в состав бессоюзного сложного предложения
Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 20-30 лет.
5)Если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий
Дунул ветер — все дрогнуло,ожило,засмеялось.
5)Особый случай постановки двоеточия в газетных заголовках
национальный вопрос: проблемы, суждения.
6)Если первая часть обозначает условие совершения действия,о котором говорится во второй (можно вставить союз «если»)
Случится грех — не проси милости.

Примечание: если вторая часть начинается с частицы «так», то ставится запятая
Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь.

6)Изредка
в бессоюзном сложном предложении,состоящем из трех частей встречается
постановка двух двоеточий (на разных основаниях или с одним и тем же)
Про
весеннюю пору и говорить нечего: дружно цветет черемуха,белым-бело,
слегка закружется голова,и растеряешься на мгновение: как же так?

Обычно в таких случаях,чтобы избежать скопления двоеточий, одно из них заменяют тире
Есть в этой книге одна особенность — сразу чувствуешь, что она написана живописцем: читатель видит пейзажи,сцены,людей.

7)Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой (можно вставить союзы «будто»,»словно»)
Молвит слово — соловей поет.
8)При наличии оттенка противопоставления (можно вставить союз «а»)
Чин следовал ему — он службу вдруг оставил.

Знаки препинания. Тире и двоеточие

Сегодня мы расскажем, в каких случаях ставится двоеточие, а в каких — тире. Учимся писать правильно вместе.

Двоеточие ставится в следующих случаях:

  1. Перед перечислением: И все это: и река, и прутья верболоза, и этот мальчишка – напомнило мне далекие дни детства. (Первенцев)
  2. После предложения, за которым следует другое предложение, не соединенное с первым cоюзом и передающее разъяснение или объяснение: Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. (Пушкин) Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки. (Некрасов)
  3. Между частями сложного бессоюзного предложения, где вторая часть указывает на содержание первой части: Я говорю: промчатся годы…(Пушкин).
  4. После предложения, после которого идёт перечисление других предложений: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез… (Лермонтов)
  5. После предложения, вводящего прямую речь: А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!» (Чехов)

Тире ставится при обособлении членов простого предложения с поясняющим значением:

  1. Приложений: Мне осталась одна забава – пальцы в рот и веселый свист. (Есенин).
  2. Согласованных и несогласованных определений: Под большой иконой висела пришпиленная маленькая – бумажная. У этой двери также была очередь, но не чрезмерная – человек полтораста. (оба примера – из Булгакова).
  3. Перед определением, выраженное инфинитивом: Мне осталось одно средство – путешествовать. (Лермонтов). Двоеточие здесь ставить нельзя [самое проблемное место].
  4. Перед вторым [согласованным] сказуемым-пояснением (редко): Капитан шел рядом – провожал.
  5. Перед деепричастным оборотом (редко): Допустив малодушие – пошевелив брошенный плащ, прокуратор забегал по балкону. (Булгаков).

Другие случаи употребления тире:

  1. Также между сказуемыми для выражения быстроты или неожиданностью действия: Левей, левей и с возом—бух в канаву. Шагнул—и царство покорил.
  2. Для выделения поясняющих вводных слов и предложений, вставляемых в середину предложения: Как вдруг — о чудо, о позор!—заговорил оракул вздор. Я слышал—правда ль?—будто встарь судей таких видали.
  3. Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое выражено именем существительным, числительным и неопределённой формой глагола и связка отсутствует: Книга — источник знания. Трижды три — девять. Иногда после тире перед второй частью ставится связка это, вот. Если перед второй частью стоит отрицание не или сравнительный союз (как, что, как будто, словно и т. п.), то тире обычно не ставится: Бедность не порок. Наш сад как проходной двор.
  4. Похожий случай — бессоюзном сложном предложении, если первое обозначает:
    • условие: Много снегу—много хлеба. Лес рубят—щепки летят.
    • сравнение: Молвит слово—соловей поёт.
    • вывод: Хвалы приманчивы—каких не пожелать?
  5. Или, наоборот, для выражения резких противопоставлений: Я царь—я раб, я червь—я бог. Ввысь взлетает Сокол—жмётся Уж к земле.
  6. Для выделения слов автора, когда они вставлены в прямую речь или когда они следуют за прямой речью: „Выслушайте меня,—сказала Надя,— когда-нибудь до конца». „Что вы тут делаете?»—промолвил Базаров, садясь около Фенечки.
  7. Между репликами диалога: „То ведать я желаю: вы сколько пользы принесли?»—„Да наши предки Рим спасли». — „Всё так, да вы что сделали такое?»—„Мы? Ничего!»—„Так что ж и доброго в вас есть?»
  8. Между двумя словами, обозначающими место, время, количество. Здесь тире обозначает „от … до»: На линии Горький—Москва ходят хорошо оборудованные теплоходы.


правила про двоеточие и тире

21 задание в ЕГЭ по русскому появилось только в прошлом году, но уже испугало многих. Из-за него потеряли баллы даже самые уверенные выпускники. Кому-то попалось двоеточие, кому-то запятая, некоторым, как в демоверсии, тире. Примечательно, что справились с ним только 32% выпускников.

В школьной программе мало времени уделяют постановке тире и двоеточия. В результате не каждый одиннадцатиклассник проводит пунктуационный анализ — чаще всего ребята ставят знаки препинания «на глаз».

Давайте разберемся с этим коварным заданием. Но перед этим напомню, что у нас есть курсы по подготовке к ЕГЭ. Переходи по ссылке и получи несколько советов по поступлению в подарок!

Начнем с формата. Формулировка звучит так: «Найдите  предложения,  в которых тире/двоеточие/запятая  ставится  в  соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений».

Ответов может быть неограниченное количество (больше двух). Прежде всего, обсудим двоеточие — это самый простой вариант.

Когда ставится двоеточие?

  1. После обобщающего слова, стоящего перед рядом однородных членов предложения​
  2. ​В предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора​
  3. ​В бессоюзном сложном предложении с пояснительных, причинных, изъяснительных отношениях между частями

Когда ставится тире?

Гораздо сложнее тем, кому попадется тире. Давайте разбираться! Важно, что тире ставится:

  1. Между подлежащим и сказуемым​
  2. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения​
  3. Перед обобщающим словом, стоящим после ряда однородных членов предложения​
  4. ​В предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора
  5. ​В бессоюзном сложном предложении
  6. При приложении
  7. Для уточнения

Когда ставится запятая?

Не забывайте про коварную запятую. Безусловно, с запятой легко запутаться, потому что с ней связано много правил. Она ставится:

  1. ​между однородными членами предложения​
  2. между вводными словами​
  3. между обращениями​
  4. между междометиями
  5. между причастными оборотами​
  6. между обособленными определениями
  7. сравнительными оборотами​
  8. уточняющими членами предложения​
  9. деепричастными оборотами
  10. В сложносочиненном предложении​
  11. В сложноподчиненном с разными типами придаточных​
  12. В бессоюзном сложном предложении

21 задание в ЕГЭ по русскому: пример

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Полуостров Крым – уникальная по своей красоте и богатству земля. ​(2) На небольшой, казалось бы, территории представлены самые разнообразные ландшафты. (3) Приглашаем вас пройти по живописной тропе, ведущей к тайнам и красотам горного Крыма. (4) Карадаг, давно потухший вулкан, ныне стал государственным природным заповедником. (5) Молодыми рощами с густым подлеском, плотно перепутанным колючей ежевикой, начинаются его обширные леса. (6) Выше – дубравы, где попадаются 200-250-летние великаны. (7) Еще выше – чистые, немного торжественные буковые и сосновые леса. (8) Совершенно удивителен запах обычного дерева горного Крыма – сосны, отличающейся от своих северных сестер причудливой и яркой кроной. (9) Многие горные массивы Карадага венчают скалистые вершины, которые разнообразны по форме и часто напоминают фигуры животных или человека

Давайте разберём это задание

(1) Нет запятых

(2) Вводная конструкция

(3) Причастный оборот

(4) Приложение

(5) Причастный оборот

(6) СПП

(7) Однородные члены

(8) Причастный оборот

(9) СПП

Ответ: 358 либо 69

Важно, что в задании может быть несколько подходящих групп. В ответе же у вас должна получиться только одна.

Стало понятнее, правда? Изучите как следует все правила, чтобы выполнить 21 задание в ЕГЭ по русскому. А еще рекомендуем послушать… подкасты про русский язык! Да-да, так вы сможете отдохнуть, и при этом узнать полезную информацию о предмете.

§ 161.Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:

а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:

Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.

Пушкин

Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.

Л. Толстой

Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

Лермонтов

б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:

Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.

Некрасов

Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.

Белинский

§ 162.Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, каквидеть, смотреть, слышать, знать, чувствоватьи т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.

А. Н. Толстой

Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез…

Лермонтов

Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею…

Лермонтов

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Пушкин

Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

Н. Островский

Но (без оттенка предупреждения):

Слышу, земля задрожала.

Некрасов

§ 163.Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:

Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».

Пушкин

По окончании работы Петр спросил Ибрагима; «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»

Пушкин

А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»

Чехов

Примечание. Группу предложений, в составе которых есть пря мая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый. Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад. Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад? Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

ТИРЕ

§ l64.Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например:

Дуб – дерево. Оптика – раздел физики. Москва, Ленинград, Киев, Баку – крупнейшие города СССР. Старший брат – мой учитель. Старший брат мой – учитель.

Примечание 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не, то тире не ставится, например:

Бедность не порок.

Примечание 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например:

Кто твой отец?

§ 165.Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопределенной формой или если оба они выражены неопределенной формой, например:

Назначение каждого человека – развить в себе все человеческое, общее и насладиться им.

Белинский

Жизнь прожить – не поле перейти.

§ 166.Тире ставится передэто, это есть, это значит, вот, если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределенной формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например:

Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны.

Ленин

Поэзия – это огненный взор юноши, кипящего избытком сил.

Белинский

Романтизм – вот первое слово, огласившее пушкинский период; народность – вот альфа и омега нового периода.

Белинский

Двоеточие и точка с запятой

двоеточие (: ), кажется, сбивает с толку многих людей, хотя на самом деле это довольно легко используйте правильно, так как он имеет только одно основное применение. Но сначала обратите внимание на следующее: двоеточие — , никогда перед не ставится пробел; это всегда за одним пробелом при нормальном использовании, и это никогда , никогда , никогда followed через дефис или тире — несмотря на то, чему вас, возможно, учили в школе.Одна из самых распространенных ошибок пунктуации — это двоеточие после двоеточия с совершенно бессмысленный дефис.

Двоеточие используется для обозначения того, что за ним следует объяснение или уточнение того, что ему предшествует. То есть, введя какую-то тему в более общие термины, вы можете использовать двоеточие и продолжить объяснение той же темы более подробно. конкретные условия. Схематично:

Более общий: более конкретный

Двоеточию почти всегда предшествует полное предложение; что следует двоеточие может быть или не быть полным предложением, и это может быть простой список или даже одно слово.Обычно после двоеточия не ставится заглавная буква. Британское употребление, хотя американское употребление часто предпочитает использовать заглавные буквы. Здесь Некоторые примеры:

Африка сталкивается с ужасающей проблемой: вечной засухой.

[Объясняет, в чем проблема.]

Ситуация ясна: если у вас незащищенный секс с незнакомцем, вы рисковать СПИДом.

[Объясняет ясную ситуацию.]

Она была уверена в одном: она не собиралась быть домохозяйкой.

[Определяет то, в чем она была уверена.]

У Мэй Уэст было одно золотое правило обращения с мужчинами: «Скажите хорошеньким. они умны и говорят умным, что они хорошенькие «.

[Излагает золотое правило.]

Несколько друзей вдохновили меня: Тим, Ян и выше все, Ларри.

[Определяет друзей, о которых идет речь.]

Мы нашли место легко: вы проложили правильный путь.

[Объясняет, почему мы его легко нашли.]

Предлагаю создать новую должность: Директор школы.

[Обозначает сообщение, о котором идет речь.]

Изредка конструкция толстой кишки переворачивается, сначала будут подробности, а потом — общее резюме:

Соссюр, Сапир, Блумфилд, Хомский: все это произвело революцию лингвистика так или иначе.

Как и все перевернутые конструкции, эту следует использовать экономно.

Пока вы изучаете эти примеры, обратите внимание, что двоеточие никогда не предшествует пробел и никогда не следует за чем-либо, кроме одного белое пространство.

Вы должны , а не использовать двоеточие или любой другой знак в конце заголовка. который вводит новый раздел документа: посмотрите заголовки глав и заголовки разделов в настоящем документе. Однако после слова обычно ставится двоеточие, фраза или предложение в середине текста, которое вводит следующее материал, который выделяется посередине страницы.Есть три последовательных примеры этого чуть выше, во втором, третьем и четвертом абзацах этого раздел.

У толстой кишки есть несколько незначительных применений. Во-первых, когда вы называете имя книгу, у которой есть и название, и подзаголовок, вы должны разделить их двоеточие:

Я рекомендую книгу Chinnery Мебель из дуба: британская традиция .

Вы должны сделать это, даже если на обложке или заголовке не должно быть двоеточия. страница самой книги.

Во-вторых, двоеточие используется при цитировании отрывков из Библии:

История Менахема находится во 2 Царств 15: 14–22.

Обратите внимание, что в исключительных случаях двоеточие — , а не , за которым следует пробел в Библейские ссылки.

В-третьих, двоеточие может использоваться при написании соотношений:

Среди студентов, изучающих французский язык, женщин больше, чем мужчин, более чем в 4: 1.

Однако в формальной письменной форме обычно предпочтительнее записывать соотношения словами:

Среди изучающих французский язык женщин более чем в четыре раза больше, чем мужчин. к одному.

В-четвертых, в американском употреблении двоеточие используется для отделения часов от минуты с указанием времени суток: 2:10 , 11:30 (A). Британский англ. лиш использует полный остановка для этой цели: 2,10 , 11,30 .

Наконец, в официальных письмах используется двоеточие. и в цитировании ссылок на опубликованные работы.


Авторское право © Ларри Траск, 1997 г.

Ведется кафедрой информатики Университета Сассекса

Пунктуация: двоеточие и точка с запятой | Руководство по стилю письма

Двоеточие (:) и точка с запятой (;) часто используются неправильно вместо друг друга.Эти два знака препинания служат совершенно разным целям и не должны использоваться взаимозаменяемо.

Двоеточие

Двоеточие используется для выделения акцента, представления диалога, введения списков или текста и уточнения названий композиций.

Выделение —Первое слово после двоеточия пишите заглавными буквами, только если это имя собственное или начало всего предложения. (У нее была одна любовь: Университет Западного Мичигана.)

Диалог — Напишите имя говорящего, затем поставьте двоеточие и его заявление.(Репортер: Что такое Western Edge? Данн: Это стратегический план содействия успехам студентов.)

Вводите списки, текст или табличные материалы. — Заглавными буквами пишите первое слово после двоеточия, только если это имя собственное или начало всего предложения. (Наше будущее зависит от трех вещей: устойчивости, разнообразия и повышения нашей силы и здоровья.)

Уточните названия книг, лекций и других сочинений —Используйте двоеточие в названиях, которые выражают две параллельные идеи.Слова по обе стороны от двоеточия должны стоять сами по себе. (Он написал «Антикризисное управление путем извинений: корпоративный ответ на обвинения в проступках»).

точка с запятой

Точка с запятой имеет два основных значения: для пояснения ряда и для обозначения двух тесно связанных предложений.

Серия —Если один или несколько элементов в серии содержат запятую, используйте точку с запятой для их разделения. Перед окончательным союзом поставьте точку с запятой. (В состав Western Jazz Quartet входят Том Книфик, басист, Трент Кинастон, саксофонист, Стив Зегри, пианист, и Тим Фрончек, барабанщик.)

Два тесно связанных предложения — По большей части вы должны использовать точку с запятой только там, где вы также можете использовать точку, но хотите продемонстрировать связь между двумя полными предложениями. (Хорошие оценки являются неотъемлемой частью успеха учащихся; также важна сильная сеть поддержки.)

Когда использовать двоеточие: правила и примеры

Двоеточие (:) вводит пункты или фразы, которые служат для описания, усиления или повторения того, что им предшествует.Часто они используются для введения цитаты или списка, удовлетворяющего предыдущему утверждению. Например, это резюме может быть записано как «Двоеточие может вводить многое: дескрипторы, цитаты, списки и многое другое».

Что такое двоеточие?

Мы все знаем двоеточие, верно? Это знак препинания, который выглядит как две точки, расположенные друг над другом, как точка с другой точкой, парящей над ней:

Обычно это вводный знак, используемый, чтобы дать читателю понять, что то, что следует за двоеточием, было указано или описано тем, что предшествует двоеточию.(Эта функция сильно отличается от функции точки с запятой, которая в основном используется для разделения двух независимых частей предложения, связанных по значению.)

В бегущей прозе, с которой мы встречаемся в книгах, журналах, статьях и т. Д., Двоеточия в основном используются для введения предложения или фразы, которые объясняют, иллюстрируют, усиливают или переформулируют то, что им предшествует. (Напоминание: предложения и фразы — это группы слов в предложении; основное различие между ними состоит в том, что у предложения есть собственное подлежащее и глагол, а у фразы — нет.)

Двоеточие также трудно найти в стоковой фотографии, так что просто возьмите его.

Двоеточие вводит пункты и фразы

Давайте сначала рассмотрим некоторые двоеточия, вводящие пункты и фразы, которые объясняют, иллюстрируют, расширяют и переформулируют то, что было раньше:

Собака Гарри и кошка Мейбл страстно спорили о зонтах: можно ли использовать зонты только во время дождя?

В этом примере то, что идет после двоеточия, объясняет, о чем идет речь в аргументе, упомянутом в первой части предложения.Обратите внимание, что то, что следует за двоеточием, не пишется с большой буквы, но это может быть. В качестве придаточного предложения — оно имеет собственное подлежащее и глагол и фактически может функционировать отдельно как свое собственное предложение, хотя и является предложением из множества вопросов — оно определенно выглядит как нечто, что может начинаться с заглавной буквы, но независимо от того, имеет это значение или нет, просто вопрос стиля. (Обратите внимание, что в британском английском стиль обычно используется в нижнем регистре. Нижний регистр также является стилем Merriam-Webster.) Будьте последовательны: используйте заглавную первую букву в каждом предложении, которое следует за двоеточием, или всегда используйте строчные буквы.

Кошка Мейбл была непреклонна, чтобы Гарри признал полезность зонтов в любую сырую погоду: как защиту от дождя, мокрого снега и снега.

Здесь фраза, следующая за двоеточием, иллюстрирует то, что стоит перед ней. Поскольку это фраза и все такое, там нет заглавной буквы. (Конечно, была бы заглавная буква, если бы первое слово фразы было существительным или аббревиатурой.)

«Но зачем тогда ограничиваться влажной погодой?» Гарри хотел знать.«Солнце тоже палит: разве зонт не является подходящей защитой от солнца?»

Предложение Гарри, которое начиналось бы с большой буквы, если бы это был наш стиль, усиливает то, что ему предшествует.

У Мэйбл этого не было: она оставалась равнодушной.

Здесь предложение после двоеточия повторяет то, что ему предшествует.

Двоеточие также может вводить что-то, что действует как аппозитив. (Напоминание: аппозитив — это существительное или существительная фраза, которая относится к тому же самому предмету, что и другое существительное или существительная фраза в том же предложении, и обычно находится рядом с этим другим существительным или существительной фразой, например, в слове «мой сосед доктор.Говорят, что два существительных / существительных — в данном случае «мой сосед» и «доктор» — стоят «в грамматическом сопоставлении», что означает, что они имеют такое же синтаксическое отношение к остальной части предложения.) после двоеточия может быть усиливающим словом, фразой или предложением:

«Гарри, — сказала Мэйбл, — зонтики — это одно: сухой мех».

Существительная фраза «сухой мех» находится в приложении к существительной фразе «onething» на другой стороне двоеточия.

«Но, Мэйбл, — настаивал Гарри, — не в этом ли суть всего этого: зонт — это складной щит для защиты от непогоды в целом?»

Предложение, следующее за двоеточием, находится в приложении к «this» (местоимение, относящееся к «сути всего», если мы собираемся вдаваться в подробности по этому поводу).

«О, Гарри, — ответила Мейбл, — подобный объект, защищающий от солнца, имеет другое название: зонтик».

Слово «зонтик» добавлено к существительной фразе «другое имя в целом».«

Как НЕ использовать двоеточие

Отметим в стороне, что двоеточие не используется для отделения подлежащего от его предиката; существительное от глагола; глагол от его объекта или дополнения; или предлог от его объекта:

  • избегайте — Огромный размер коллекции зонтов Мэйбл: потрясающий.
  • избегайте — Любимый зонт Гарри: сломался.
  • избежать — Механизм открывания зонта: безнадежно заклинило.
  • избегайте — Мэйбл подарила Гарри зонтик на выбор: ее собственный.

Двоеточие может вводить списки и серии

Двоеточие вводит список или серию. То, что следует за двоеточием, обычно представляет собой слово или фразу, поэтому заглавные буквы не следует ожидать, если нет существительного или акронима собственного:

Гарри не собирался отказываться от своей позиции. Если Мэйбл собиралась настоять на том, чтобы зонты были задуманы как подходящие не только для дождя, то он собирался настаивать на том, чтобы они считались подходящими при любых погодных условиях: дождь, мокрый снег, снег, град и солнце.

Список или ряд также могут состоять из фраз:

Ответ Мэйбл был решительным. «Тогда ты можешь быть вечно обременен зонтиком, Гарри, но я буду носить следующее: зонт от влажной погоды, зонтик от жаркого солнца и берет, когда мне захочется».

Список или ряд также могут предшествовать сводному отчету:

Ответ Гарри был столь же решительным. «Дождь, мокрый снег, снег, град, солнце: мне подойдет зонтик, Мэйбл.«

Двоеточия могут вводить расценки

Двоеточие также часто используется в прозе для введения цитат. Если цитируемый материал длинный, он обычно отделяется от остального текста отступом, но не кавычками:

Мэйбл внезапно вдохновило процитировать отрывок из Льюиса Кэрролла, в частности отрывок из его 1871 г. «Зазеркалье» и «Что там нашла Алиса» :

Все это время Труляль изо всех сил пытался сложить зонт, находясь в нем….Но ему это не удалось, и это закончилось тем, что он перевернулся, закутавшись в зонтик, с вывернутой только головой; и он лежал, открывая и закрывая рот и свои большие глаза — «больше походивший на рыбу, чем на рыбу». что-нибудь еще, — подумала Алиса.

Двоеточие также можно использовать перед цитатой в бегущем тексте, особенно если цитата длинная; или когда это официальное заявление или утверждение, которому уделяется особое внимание; или когда двоеточию предшествует полное независимое предложение.Вот пример первого вида:

«Знаешь, Мэйбл, — размышлял Гарри, — хотя лавина, возможно, не совсем квалифицируется как« погода », зонт также можно использовать в качестве защиты от нее. В любом случае, по словам Марка Твена:« Мы могли бы преодолеть вершину. до ночи, но из-за задержки, вызванной потерей зонта.Я позволял зонту остаться утерянным, но люди пробормотали, и не зря, потому что в этом незащищенном месте мы особенно нуждались в защите от лавин, поэтому я пошел в лагерь и отрядил сильный отряд, чтобы разыскать пропавшую статью.«Это из Бродяга за границей ».

А вот пример с официальным заявлением или заявлением с особым акцентом:

«Напомню тебе, Гарри, — несколько властно заявила Мейбл, — что этот же текст ставит абсурдный риторический вопрос:«… что такое зонт, как не парашют? »»

А вот пример, в котором полностью независимое предложение предшествует двоеточию:

Гарри, сбитый с толку, бросился в сторону non sequitur.«Недавно я узнал, — утверждал он, — что слово« зонт »встречается 26 раз в романе Джеймса Джойса Ulysses , и что три из них встречаются в одном предложении:« Ей не нравился зонт с дождем, ему нравились женщины с зонтиком. , она не любила новую шляпу с дождем, ему нравилась женщина в новой шляпе, он купил новую шляпу с дождем, она несла зонтик с новой шляпой ».

Ответ Мэйбл неизвестен, и это тоже хорошо: дело в том, что нам больше нечего сказать об использовании двоеточия в прозе.

Столбец

: Слово, пожалуйста: Когда использовать двоеточие: руководство пользователя

В этом столбце я уже не раз говорил о двоеточиях, но мой фокус обычно ограничен по объему. Я увеличиваю небольшие вопросы, например, сколько пробелов ставить после двоеточия и следует ли после него ставить заглавную или строчную букву.

То есть я говорю о том, как использовать двоеточия, но никогда не уделял много времени тому, когда и зачем использовать двоеточия. Думаю, я полагал, что люди уже знают, как это сделать.

Большая ошибка.

Оказывается, вопрос № 10 наиболее исследуемых на веб-сайте Grammar Girl — «Как использовать двоеточия».

Можно предположить, что я нарушил свои обязанности. Итак, без лишних слов, вот чего вам не хватало: всестороннего изучения двоеточия.

Двоеточие выполняет несколько различных задач, и все они могут быть объяснены в следующих общих терминах: Двоеточие что-то вводит.Иногда идея состоит в том, чтобы просто сказать читателю: «Вот и все. Вот то, о чем я хотел тебе рассказать.

Это двоеточие, согласно Чикагскому руководству по стилю, «обычно должно передавать смысл« следующего ».

В бутерброд входит сыр на ваш выбор: швейцарский, американский или проволоне.

В этом примере после двоеточия стоит список.

Но вы также можете поставить независимое предложение, которое по сути является полным предложением, после двоеточия: Это предложение является показательным.Или вы можете поместить после двоеточия фрагмент предложения или фразу: менее распространенный сценарий.

Когда он находится между двумя полными предложениями, двоеточие работает аналогично точке с запятой; оба могут объединять независимые предложения в одно предложение.

Разница едва различима, граничащая с неразличимой, но я бы назвал ее так: точка с запятой показывает, что эти два предложения тесно связаны; они имеют дело с одним и тем же. Однако двоеточие использует первое предложение, чтобы ввести второе.

Они не совсем ровесники. Первое предложение больше похоже на вступительный акт для того, что следует после двоеточия.

Это подводит нас к следующей задаче двоеточия: усилению сообщения. «Я хочу, чтобы вы знали: вам всегда будут рады здесь».

Если вы не видите большой разницы между работой по расширению информации и работой по ее простому представлению, то это потому, что нет большой разницы.

Двоеточие также можно использовать для введения цитаты. Мэри сказала: «Возьми литр молока.«Чаще всего используется запятая, но цитаты, особенно длинные, можно также начинать с двоеточия.

Даже речь, не заключенная в кавычки, может начинаться с двоеточия. Это особенно верно, когда он отформатирован как диалог. Вот пример из Чикагского руководства.

Майкл: Об инциденте уже сообщалось.

Тимоти: Тогда, сэр, все потеряно!

И, конечно же, вы можете использовать двоеточие в прямом адресе, то есть после чьего-либо имени в такой переписке, как «Уважаемые господа» или «Дамы и господа.»Если вы предпочитаете ставить запятую после одного из них, это тоже вариант.

Все стили редактирования согласны с тем, что вам нужен только один пробел после двоеточия, независимо от того, какой тип информации следует за ним. Но они не пришли к единому мнению о том, когда использовать.

Согласно Руководству по стилю Associated Press, вы пишете заглавную букву после двоеточия, когда оно начинает полное предложение. В противном случае используйте строчные буквы. В Чикаго, однако, рекомендуется использовать первую букву после двоеточия с заглавной буквы, только если следуют два или более предложений.

Несмотря на то, что они просты в использовании, двоеточие тоже часто используется неправильно. Распространенной ошибкой является использование единицы после слова «включая». Двоеточие здесь не нужно, так как его значение почти неявно подразумевается в слове include.

И не используйте двоеточие для обозначения объектов глагола. «Брюс любит яблоки, апельсины и груши» не должно ставиться после слов «нравится» двоеточие.

Как сказано в Чикаго: «Если двоеточие вмешивается в то, что в противном случае составило бы грамматическое предложение… оно, вероятно, используется не по назначению.»

ИЮНЬ КАЗАГРАНД — автор книги« Радость синтаксиса: простое руководство по всей грамматике, которую вы знаете, что должны знать ».

Как использовать двоеточие

Двоеточие — один из самых универсальных знаков препинания (и органов). Мы используем его, чтобы отметить время (он прибыл в 15:15), определить источник библейских отрывков (Псалом 23: 4), в математических соотношениях (лошадь бежит в соотношении 12: 1) и, конечно же, в Интернете. адреса (http: // www.cjr.org), среди многих других мест.

В обычном письме двоеточие немного сбивает с толку. Иногда его используют, когда он не нужен, или не используют, когда он нужен. И самый большой вопрос — как поступить с текстом, который следует за ним.

Точно так же, как двоеточие — орган, перемещает вещи, так и двоеточие — знак препинания. Это сигнализирует читателю, что то, что следует ниже, является списком, уточнением или определением, или чем-то еще, что продолжает мысль. В нем говорится, что нижеследующее настолько тесно связано с первой частью предложения, что точка слишком резкая, но не настолько близка, как указывает запятая.В метафоре вождения представьте себе двоеточие как нажатие на тормоз перед тем, как повернуть машину на поворот.

Двоеточие вводит список предметов, например: «Он попросил у Санты кучу игрушек: Трансформеры, Hot Wheels, фигурки Minecraft и Lego». Это легко.

Двоеточие может вводить длинную цитату или одно из более чем одного предложения, потому что оно говорит читателю: «Здесь идет больше, чем вы думали. Оставайтесь с нами.»

Двоеточие тоже добавляет акцента. Возьмем фразу: «Она решила: ей не будут делать операцию, чтобы скрыть шрам.Фраза «она решила» предупреждает читателя, что следующая фраза имеет прямое отношение, но также предупреждает читателя, что это не непрерывная фраза. Если бы вы использовали там запятую или точку с запятой, читатель не уловил бы акцент в решении так сильно. Двоеточие также может подчеркивать одно слово: «Всего один совет, Бенджи: пластмасса».

Иногда писатели используют двоеточие там, где в этом нет необходимости. Возьмите предложение «В его список желаний входили: Трансформеры, Hot Wheels, фигурки Minecraft и Lego.Двоеточие здесь не нужно, потому что слово «включен» делает то же самое, что и двоеточие: сообщает читателю, что то, что следует за ним, является списком.

Внимательные читатели могли заметить, что мы иногда пишем первое слово после двоеточия с заглавной буквы, а иногда нет. Нет смысла использовать начало списка с заглавной буквы (если оно не начинается с имени собственного), но как насчет того, что за этим следует отдельное слово или другая проза?

В американском английском писать с большой буквы или без нее — это не вопрос грамматики: это вопрос стиля.

Книга стилей Associated Press гласит: «Первое слово после двоеточия пишите с заглавной буквы, только если это имя собственное или начало всего предложения». Руководство по стилю и использованию New York Times похоже: «Для единообразия пишите с заглавной буквы то, что следует за двоеточием, если это полное предложение».

Чикагское руководство по стилю более детально и, возможно, более запутанно. Вот два примера из записи «Использование двоеточия»:

Они даже опирались на хронологическую аналогию: точно так же, как второй год затмил 1789 год, так и Октябрьская революция затмила февральскую.

Иоланда столкнулась с загадкой: она могла допить суп, притворившись, что ей все равно, что то, что она думала всего минуту назад, было овощным бульоном, на самом деле сделано из курицы. Она могла притвориться сытой и поблагодарить хозяина за хорошую еду. Или она могла бы использовать эту возможность, чтобы заявить о своем предпочтении веганской диеты.

Обратите внимание, что обе фразы, следующие за двоеточием, являются полными предложениями.

В разделе «Строчная или заглавная буква после двоеточия» Чикаго объясняет:

«Когда в предложении используется двоеточие», как в первом примере выше, говорится: «Первое слово, следующее за двоеточием, переводится в нижний регистр, если это не имя собственное.Когда двоеточие вводит два или более предложения », как во втором примере выше,« первое следующее за ним слово пишется с заглавной буквы ».

Итак, Chicago не волнует, является ли то, что следует за двоеточием, законченным предложением: его волнует только то, является ли это списком или несколькими предложениями.

Чикаго , однако, ясно говорит об этом: «используйте двоеточие экономно».

Была ли Америка когда-либо нуждалась в наблюдателе за СМИ больше, чем сейчас? Помогите нам, присоединившись к CJR сегодня. Меррил Перлман управляла копировальными стойками в отделе новостей в The New York Times , где она проработала 25 лет. Следуйте за ней в Twitter по адресу @meperl.

Двоеточие и точки с запятой: Грамматика

    Щиток приборов

    КРАТКАЯ ГРАММАТИКА

    Двоеточие и точки с запятой

    перейти к содержанию Щиток приборов
    • Авторизоваться

    • Панель приборов

    • Календарь

    • Входящие

    • История

    • Помощь

    Закрывать