Единственное и множественное число имен существительных. 1 класс
Тема: Единственное и множественное число имен существительных.
Цели: дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определят!, грамматический признак имен существительных — число; изменять имена существительные по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.
Оборудование: картинки или фотографии для орфографической минутки.
Ход урока
I. Организационный момент
И. Актуализация знаний
Словарная работа
(Словарный диктант.)
Отец, фамилия, улица, город, Россия, Москва, товарищ.
Орфографическая минутка
(Учитель показывает фотографии или рисунки и просит учащихся записать имена собственные.
Один ученик записывает слова на доске. Можно показать фотографии известных людей, городов, учеников класса, собак — космонавтов и т. п.)
Самоопределение к деятельности
Береза, ветер, заяц, карандаш, месяц, тарелка, мебель.
Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Какие части речи вы записали?
Эти слова обозначают один предмет или много?
Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, запишите их во второй столбик.
У какого существительного вы не смогли образовать такую форму?
Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 104 (с. 61).
(Устное выполнение.)
Объясните значения слов: один — единственное, много — множественное.
Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе?
Игра «Один — много»
(Учитель называет имена существительные в единственном числе — учащиеся поднимают одну руку, во множественном числе — поднимают две руки.)
Физкультминутка
Почему повсюду лужи?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
Мама зонтик свой берет.
(Раскрыть воображаемый зонтик.)
Почему же? Почему же?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.) Потому что дождь вдет!
(Хлопок в ладоши.)
Закрепление изученного материала
Упр. 105 (с. 61).
(Выполнение с комментированием.)
Прочитайте правило тетушки Совы на с. 62.
При изменении формы меняется значение имени существительного?
Упр. 107 (с. 62).
(Самостоятельное выполнение.)
Рефлексия
(Учитель читает имена существительные, учащиеся распределяют их в две группы. У доски работают два ученика. Взаимопроверка. Взаимооденка.)
Дождь, малыши, чайник, груши, уж, чайка, ворчун, машины, щука, ежи.
Подведение итогов урока
О каком признаке имени существительного вы узнали?
Все ли вам было понятно?
Какое задание вам было интересно выполнять?
Кому нужна помощь учителя или товарищей?
infourok.ru
Единственное и множественное число имён существительных
Единственное и множественное число существительных
В современном русском языке у имён существительных различают два числа: единственное и множественное.
Разберём на примере. Назовём предметы.
Тетрадь, карандаш, лимон – это существительные, которые называют один предмет. Это форма единственного числа.
Тетради, карандаши, лимоны – это существительные, которые называют несколько предметов. Это форма множественного числа.
Имена существительные употребляются в единственном числе, если они называют один предмет, и во множественном числе, если они называют несколько предметов.
Обратите внимание на обозначение единственного и множественного числа.
Рис. 7. Обозначение числа
Имена существительные изменяются по числам. Это значит, что слово имеет форму как единственного, так и множественного числа.
Прочтём имена существительные и определим, в каком числе они стоят. Распределим слова в два столбика: единственное число и множественное число.
Муравей, лес, муха, воробьи, день, жуки, кошка, столы, девочка, яблоки.
Проверим.
Существительные в форме единственного числа называют один предмет. Это слова: муравей, лес, муха, день, кошка, девочка.
Существительные в форме множественного числа называют много предметов. Это слова: воробьи, жуки, столы, яблоки.
Прочитаем существительные и поставим их во множественное число.
Сорока
Дом
Ёж
Пенал
Завод
Лопата
Картина
Проверим:
Сорока – сороки
Дом – дома
Ёж – ежи
Пенал – пеналы
Завод – заводы
Лопата – лопаты
Картина – картины
Особенности употребления существительных во множественном числе
Познакомимся с правильным употреблением некоторых имён существительных во множественном числе.
Рис. 8. Говорим правильно! (Источник)
Говорим правильно:
Нет сапог, ботинок, валенок.
Пара сапог, ботинок, валенок.
Много мест, дел, солдат, яблок.
Но
Нет носков, пара носков.
Рис. 9. Носки (Источник)
Много килограммов мандаринов, апельсинов, помидоров.
Запишем предложения, добавляя буквы, где это необходимо.
В магазине купили пару нос….
У Тани много дел…..
В автобусе нет свободных мест….
На рынке много помидор…. и яблок….
На параде много солдат….
Проверка.
В магазине купили пару носков.
У Тани много дел.
В автобусе нет свободных мест.
На рынке много помидоров и яблок.
На параде много солдат.
Особенности постановки ударения существительных во множественном числе
А теперь познакомимся с правильной постановкой ударения в некоторых существительных, стоящих в форме множественного числа.
Рис. 13. Говорим правильно! (Источник)
Директор –директора
Шофёр – шофёры
Торт – торты
Чтобы узнать, как правильно произносится слово, можно обратиться за помощью к орфоэпическому словарю или словарю ударений.
Рис. 14. Орфоэпический словарь русского языка (Источник) |
Рис. 15. Словарь ударений русского языка (Источник) |
В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет?
Давайте узнаем.
Рассмотрим картинки.
Назовём предметы.
Молоко, мука, мёд, листва.
У данных существительных нет формы множественного числа.
Рассмотрим другой пример.
Назовём предметы.
Шахматы, часы, очки, санки, ножницы.
У данных существительных нет формы единственного числа.
Делаем вывод: в русском языке встречаются существительные, у которых нет формы единственного или множественного числа. Более подробно мы познакомимся с ними в старших классах.
На этом уроке мы узнали, что существительные изменяются по числам. Существует две формы числа: единственное число и множественное число.
Это интересно
Оказывается, в древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало еще одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это – двойственное число. Двойственное число употреблялось для обозначения двух или парных предметов.
Например, глаза, рукава, берега, рога.
Сейчас эту роль выполняет множественное число.
Некоторые имена существительные имеют несколько возможных форм числа, которые различаются по значению:
«листья» на дереве – «листы» бумаги, «зубы» человека – «зубья» вил.
Список рекомендованной литературы
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Ф
interneturok.ru
А | Я | Ц | |||||||||||
Л | И | С | А | ||||||||||
М | Е | Д | В | Е | Д | Ь | |||||||
Б | Е | Л | К | А | Множественное число (хойнун саны) | ||||||||
Что? | Что? | ||||||||||||
Снег | Снега | ||||||||||||
Мороз | Морозы | ||||||||||||
Мальчик | Мальчики |
doc4web.ru
План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме: Разработка урока по обучению письму, 1 класс по системе РО Л.В.Занкова :»Закрепление изученного: мягкие согласные звуки, единственное и множественное число.»
Урок обучения письму в 1 классе
Учитель: Котова Елена Викторовна
Тема: Закрепление изученного: мягкие согласные звуки, единственное и множественное число.
Цель: 1) Образовательная:
Закрепить умение определять твёрдость-мягкость согласных, понимание детьми грамматических признаков числа; знания изученных орфограмм.
2) Развивающая:
развивать познавательный интерес, умение наблюдать, обобщать и делать выводы, логическое мышление, внимание, связную речь; развивать интерес к эпистолярному жанру;
3) Воспитательная:
воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении работы, бережное отношение к природе.
Оборудование: тетрадь по письму для 1 класса ч.4, автор Н.В.Нечаева, Н.К.Булычева; изображение птиц, конверты с заданиями, «ключ» на интерактивную доску, сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Задачи: 1) Обеспечить комфортную обстановку на уроке.
2) Психологически подготовить учащихся к общению.
Пальчиковая гимнастика (связанная с почтой)
У: Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо,
Как мышку, на окошко заманил?
- Повторение изученного материала
У: Ребята угадайте кто обронил письма?
Стрекотунья, белобока,
Наша сплетница…(сорока).
/Влетает сорока, сумка с почтой/
У: Ой, ребята, сколько писем нам пришло.
У: Вы любите читать письма?
Д: Да
У: Посмотрим, что в конвертах?
Д: Давайте
У: Петли, петелька, петля
И получилась строка.
Будь внимательней дружок
Хорошо усвой урок!
Как же правильно писать,
Элемент соединять.
/Показ прописывания элементов/
У: Эти элементы надо ребята написать без отрыва, соблюдая закономерность.
Д: Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!
Д: прописывают
У: Молодцы!
У: А хотите узнать, что в следующем письме?
Д: Конечно да.
У:/В конверте загадки о птицах
У:Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнём,
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите!
Д: Птицы
Слайд картинка птицы и кормушка.
У: Ребята, а с какой просьбой обратились птицы к нам?
Слайд: НАС ЗИМОЮ ПОДКОРМИТЕ!
Д: Зимой не забывать кормить птиц.
У: А у кого из вас дома есть кормушки?
Д: У меня
У: Не забывайте о просьбе птиц и обязательно после школы подкормите птиц.
У: Следующее задание в прописи предлагают выполнить птицы. Давайте прочитаем их названия. /Чтение учащимися по цепочке/
Слайд изображение птиц: Орёл, галка, тетерев, ворон, воробей
Д: Орёл, галка, тетерев, ворон, воробей
У: Выпишите слова с мягкими согласными звуками.
Д: Орёл, воробей, тетерев
У: Назовите букву которая обозначает мягкий согласный. Почему?
Д:Буква эр обозначает мягкий звук /р`/т.к. стоит перед гласной ё.
У: А теперь самостоятельно подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
Слайд самопроверка по ключу: Орё, тетерев, воробей
У: Птички остались довольны, молодцы!
У: А теперь угадайте, от кого следующее письмо.
/На слайде ребус: /Крот слайд
У: Крот предлагает выполнить, следующее задание, только нужно догадаться, что нужно сделать. /В парах обсудите/
У: Чья пара догадалась что нужно сделать?
Д: Нужно изменить число.
У: Самостоятельно, запишите недостающие слова, можно советоваться в парах.
У: Зверь предлагает сравнить вашу работу и свою.
Слайд ключ:
ёж- ежи, клёст- клесты, еноты- енот, ёрш – ерши
Итог: о числе /учитель показывает на слова животных /ёж, клёст, енот, ёрш Д: это единственное число, а ежи, клесты, еноты, ерши – множественное число.
У: Следующее письмо от кого? Угадайте?
Это что за зверь лесной.
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы.
Д: Заяц
- Физминутка
Зайка серенький сидит
и ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
надо лапочки размять.
Кто-то зайку испугал
Зайка, скок, И убежал!
- Повторение изученного материала
У: Продолжаем читать письма?
Д: Да
У: Это письмо от обитателей рек.
Слайд картинка водоёма
У: Письмо читаем в прописи.
Д: Клёст и тетерев живут в лесу.
Слайд
А где живут сом и ёрш?
Слайд снова рыб в реке.
Д: Сом и ёрш живут в реке.
У:Покажите на доске этих рыб?
Д: показывает ученик
У: Запишем ответ.
Д: Саша работает у доски.
У: Назовите остальных рыб?
(Устно) Составьте предложение со словами щука и окунь
Д: Щука и окунь живут в реке.
У: Откроем еще конверт (звуковое письмо) /Стихотворение о фамилиях/
Каких фамилий только нет:
Пятёркин, Двойкин, Крет.
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых!
У: Ребята, а вы знаете фамилии где звучат названия животных?
У: И мы с вами сейчас образуем фамилии
Д: ворон – Воронин, галка-Галкина, орёл-Орлов
/Устно все варианты выслушиваю/
У: Теперь запишем фамилии Воронин, но вы запишите фамилию для девочки.
Д: Воронина
У: Ребята, а какое правило мы должны помнить при записи родственных слов?
Д: Корни в родственных словах пишутся одинаково.
У: Поменяйтесь тетрадями в паре и проверьте по ключу верно ли записал ваш товарищ.
Слайд: Воронина
5. ИТОГ УРОКА
Задачи: 1)
У: Ребята, мы все письма прочитали и выполнили все задания.
У: О чём мы вспомнили в первом задании, а подчёркивали.
Во втором задании?
Д: Изменяли число
У: А ещё чему учились?
У: А нового что узнали?
Д:
У: Ребята, вам понравилось читать письма? А сейчас люди всё реже стали писать письма, вашей бабушке тоже было бы приятно получить письмо от вас.
У: Обязательно сегодня же напишите ей письмо о своих успехах.
У: А урок вам понравился?
Д: Да
У: Оцените свои успехи, как вам работалось на уроке. Если легко, без затруднений то нарисуй зелёный круг; если немного не получилось-то жёлтый круг; а если сам не смог справиться поставь красный.
У: А теперь встанут те ребята, которые нарисовали зелёные круги. Садитесь. А жёлтые? Красные?
Спасибо за урок!
nsportal.ru
Тест № 4 «Большая буква. Единственное и множественное число». 1 класс.
Ковалева М.И.
Тема: Большая буква. Единственное и множественное число.
ТЕСТ 4. __________________________________________________________________________
I. Закрытые задания.
1.
Подбери схему к слову
Рита
А ________
Б |________
В |________ .
2.
Подбери к предложению схему
У Оли кукла Оля.
А |_ |___ ___ |___ .
Б |_ ____ ____ ____ .
В |_ |____ ____ .
3.
Какое слово надо написать с большой буквы?
А кот
Б девочка
В мурзик
4.
Выбери слово во множественном числе.
А город
Б города
В Новгород
5.
Выбери слово, обозначающее имя.
А Павлов
Б Павел
В Павлович
6.
Выбери слово, обозначающее кличку животного.
А пёсик
Б шарик
В Шарик
II. Открытые задания.
Запиши слова во множественном числе.нора — … рот — … порог — ….
8.
Выпиши слова в единственном числе. Поставь ударение. Раздели слова на слоги.
парта игры трап роты гитара
Инструкция по проверке открытых и закрытых заданий (max 24 б.)
I. Закрытые задания. (max 12 б.)
№ задания
1
2
3
4
5
6
Ответ
Б
А
В
Б
Б
В
За каждый правильный ответ — 2 балла.
II. Открытые задания. (max 18 б.)
п/п
Решение
Балл за этап
решения
7.
3 балла
норы
рты
пороги
1 б.
1 б.
1 б.
8.
9 баллов
׳
пар|та
трап
׳
ги|та|ра
3 б.
3 б.
3 б.
infourok.ru
Презентация к уроку по русскому языку (1 класс) на тему: Множественное, единственное число
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2.3-его склонений единственного числа».Урок разработан для учащихся 4 класса по учебнику «Зеленина А.М., Хохлова Т.Е.» Суть инновации: по листовая структура….
Тест по русскому языку «Окончания имён существительных единственного числа»Тест сделан по шаблону Д. Иванова…
Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числаУважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю открытый урок, который проводила в 4 классе на семинаре директоров. Конспект составлен по учебнику русского языка Зелениной. К уроку прилакается презента…
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного»Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр…
Работа над словом: множественное и единственное числоМатериал предназначен для работы в группе. Предназначен для тренировки учащихся в практическом использовании категории числа, учим адекватно, осознанно согласовывать существительное с прилагательным….
Интерактивное упражнение по английскому языку на тему- Множественное и единственное число существительных( исключения)Цели использования: Упражнение может быть использовано с учащимися 1-2 классов для повторения и закрепления правил образования множественного числа существительных и правильному использованию глагола-…
Изменение существительных по падежам во множественном и единственном числе 4 классЗакрепление…
nsportal.ru
Разработка урока по русскому языку для начальных классов «Единственное и множественное число имен существительных»
Единственное и множественное число
имен существительных
Цель: дать понятие об изменении имен существительных по числам.
Задачи:
учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа;
развивать наблюдательность, речь;
формировать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число; изменять имена существительные по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.
Оборудование: картинки или фотографии для орфографической минутки.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1.Словарная работа
(Словарный диктант.)
Отец, фамилия, улица, город, Россия, Москва, товарищ.
2.Орфографическая минутка
(Учитель показывает фотографии или рисунки и просит учащихся записать имена собственные. Один ученик записывает слова на доске. Можно показать фотографии известных людей, городов, учеников класса, собак-космонавтов и т. п.)
Самоопределение к деятельности
— Запишите словарные слова в столбик.
Береза, ветер, заяц, карандаш, месяц, тарелка, мебель.
— Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Какие части речи вы записали?
— Эти слова обозначают один предмет или много?
— Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, запишите их во второй столбик.
— У какого существительного вы не смогли образовать такую форму?
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Работа по теме урока
1.Работа по учебнику
Упр. 104 (с. 61).
(Устное выполнение.)
— Объясните значения слов: один — единственное, много — множественное.
— Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе?
2. Игра «Один — много»
(Учитель называет имена существительные в единственном числе — учащиеся поднимают одну руку, во множественном числе — поднимают две руки.)
Физкультминутка
Почему повсюду лужи?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
Мама зонтик свой берет.
(Раскрыть воображаемый зонтик.)
Почему же? Почему же?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
Потому что дождь идет!
(Хлопок в ладоши.)
Закрепление изученного материала
Упр. 105 (с. 61).
(Выполнение с комментированием.)
— Прочитайте правило тетушки Совы на с. 62.
— При изменении формы меняется значение имени существительного?
Упр. 107 (с. 62).
(Самостоятельное выполнение.)
Рефлексия
(Учитель читает имена существительные, учащиеся распределяют их в две группы. У доски работают два ученика. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
Дождь, малыши, чайник, груши, уж, чайка, ворчун, машины, щука, ежи
Подведение итогов урока
— О каком признаке имени существительного вы узнали?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 106 {с. 62).
videouroki.net