Содержание

Результаты реформ Столыпина и его убийство

Во время первой русской революции главную роль в борьбе с монархией играли рабочие, продемонстрировавшие наибольший радикализм. Игнорировать эту проблему было нельзя, поэтому при Столыпине собирается несколько комиссий и совещаний, обсуждавших необходимость реформ в рабочем вопросе.

🕚 В России уже был ранее введен 11,5-часовой рабочий день, но на практике он очень часто не соблюдался. После революции за соблюдением этого ограничения стали следить строже, однако когда правительство предложило ограничить рабочий день 10,5 часами, промышленники выступили резко против.

🗣 Бывший министр Тимирязев пытался их уговорить, заявляя:

«Мои соображения политические… я считаю современное положение вещей таковым, что лучше уступить теперь, чем быть вынужденным уступить в будущем, и уступить, конечно, больше».

❌ Но не помогло — законопроект даже не дошел до обсуждения в Государственной Думе.

💰 При Столыпине попытались было ввести закон о страховании рабочих. Отсутствие страховки было очень важной причиной недовольства: за травмы, полученные на производстве, рабочий мог получить компенсацию только по желанию владельца предприятия. Закон также очень сильно тормозило сопротивление промышленников — его обсуждали более 4-х лет.

📝 Уже после смерти Столыпина были приняты два закона: «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и закон о защите от несчастных случаев. Согласно первому, создавались больничные кассы на взносы самих рабочих и доплаты от предпринимателей, на эти средства оказывалась бесплатная медицинская помощь. Но закон распространился только на рабочих наиболее крупных заводов (на 2,5 миллиона человек). Страхование от несчастных случаев происходило за счет работодателей, но также распространялось на меньшинство рабочих, получение страховки могло затягиваться.

🤜 Если с реформами в рабочем вопросе при Столыпине удалось немного, то в национальном вопросе он проявил очень большую настойчивость. Столыпин проводил жесткую националистическую политику, особенно в адрес польских территорий и Финляндии. Эта политика еще раньше получила название «русификации» — насильственного навязывания народам окраин Российской империи русского языка, культуры и чиновничества.

🔛 Чтобы ограничить возможности польских дворян, Столыпин пошел на беспрецедентный шаг. Соответствующий закон (о земском самоуправлении в западных — польских — губерниях) был принят Государственной Думой по указке Столыпина, но отвергнут дворянским Государственным Советом. Дело в том, что в этом законе ограничивались права дворян — именно потому, что в западноукраинских и западнобелорусских губерниях дворянами были поляки, а крестьянами — украинцы и белорусы.

📃 Чтобы провести этот закон, Столыпин заставил царя распустить на три дня и Госдуму, и Госсовет, провести закон царским указом

, а потом обратно собрать российский парламент. Это действие было воспринято как совершенное унижение представительных органов. Закон был принят 14 марта 1911 года, но авторитет Столыпина в глазах царя, которого премьер заставил пойти на крайне непопулярную среди дворян меру, значительно пострадал.

реформы и их итоги. Причины гибели

Определение 1

Пётр Аркадьевич Столыпин (1862 — 1911) — это видный государственный деятель Российской империи.

Вклад Столыпина в развитие России

Столыпин происходит из старинного дворянского рода. После окончания Петербургского университета в 1884 году служил в министерстве внутренних дел. В 1902 году стал губернатором Гродненской губернии, а в 1903-1906 год — Саратовской. Получил императорскую благодарность за подавление крестьянских выступлений в Саратовской губернии.

1906 году Николай II предложил Столыпину занять пост министра внутренних дел. Вскоре были распущены Государственная дума I созыва и правительство. Столыпин стал новым премьер-министром.

На новом посту, который он занимал до гибели, Столыпин провел ряд законопроектов.

Возглавив правительство, Столыпин из всех ведомств затребовал первоочередные проекты, давно разработанные, но еще не осуществленные. 24 августа 1906 года ему удалось составить целостную программу умеренных реформ.

Он разделил предполагаемые преобразования на две части:

  1. Немедленно претворить в жизнь:

    • Решение земельного и землеустроительного вопросов;
    • Некоторые мероприятия в области равноправия граждан;
    • Свобода вероисповедания;
    • Мероприятия, связанные с еврейским вопросов.
  2. Необходимо подготовить для обсуждения в Государственной думе:

    • Об улучшении быта рабочих;
    • О реформе местного управления;
    • Об улучшении крестьянского землевладения;
    • О введении в Прибалтийском, Северо- и Юго-Западном краях земского самоуправления;
    • О введении городского и земского самоуправления в губерниях Царства Польского;
    • О реформе средней и высшей школы;
    • О подоходном налоге;
    • О преобразовании местных судов;
    • О полицейской реформе.

Аграрная реформа

Определение 2

Столыпинская аграрная реформа — это широкий комплекс мероприятий правительства России в сфере сельского хозяйства, проводившийся с 1906 года под руководством П. А. Столыпина.

Готовые работы на аналогичную тему

Во главу угла Столыпин ставил изменения в экономике. Премьер был убежден, что начинать следует с аграрной реформы.

Столыпин начал аграрную реформу в 1906 году. Тогда был принят указ, облегчивший крестьянам выход из общины. При выходе из крестьянской общины, её бывший член требовал закрепления в личной собственности участка положенной земли. Причем эта земля была привязана к одному месту. Из общины к 1916 году вышло 2,5 миллиона крестьян.

В ходе аграрной реформы активизировал свою деятельность учрежденный еще в 1882 году Крестьянский банк. Он служил посредником между помещиками и крестьянами при сделках купли-продажи земли.

Еще одним направлением реформы была политика переселения. За счет переселения Столыпин стремился уменьшить недостаток земель в центральных губерниях, и заселить безлюдную Сибирь. Эта политика отчасти себя оправдала. Переселенцы получали земельные участки и множество льгот, но процесс был плохо отлажен. Первые переселенцы дали урожаю пшеницы значительный прирост.

Замечание 1

Закончить аграрную реформу помешала смерть ее автора.

Реформа образования

Школьная реформа предполагала введение обязательного начального бесплатного обучения для детей с 8 до 12 лет. В 1908-1914 годах бюджет народного образования увеличился втрое, открылось 50 тысяч новых школ. Столыпин третьим условием модернизации страны ставил (кроме аграрной реформы и развития промышленности) всеобщую грамотность. Однако для полной реализации школьной реформы не хватило времени.

Реформа промышленности и рабочий вопрос

Во время премьерства Столыпина в решении рабочего вопроса основным этапом стала деятельность Особого совещания в 1906 и 1907 годах, подготовившего десять законопроектов, которые затрагивали ключевые аспекты труда на предприятиях: правила найма рабочих, страхования болезней и несчастных случаев, продолжительности рабочего времени. Однако позиции рабочих и промышленников были далеки друг от друга и компромисс не устраивали ни тех, ни других.

Предложение правительство было умеренным — ограничение рабочего дня 10,5 часами, отмена обязательных сверхурочных работ, создание профорганизаций, введение рабочего страхования, создание за совместный счет хозяина и рабочих больничных касс. Однако все это не устраивало предпринимателей, считавших, что нельзя делать рабочим уступки и жаловавшихся на низкую доходность. Несмотря на уговоры правительства и сознательных представителей предпринимательства, правительство уступило давлению, и в Думу проект закона попал в урезанном виде.

Таким образом, сколько-нибудь значимых успехов в этой области не было достигнуто.

Замечание 2

Правительственная рабочая программа не была реализована из-за жадности и неуступчивости буржуазии.

Судебная реформа

Судебная реформа должна была вернуть местный суд, искаженный реформами Александра III, к первоначальному облику.

Законопроект «О преобразовании местного суда» был должен сделать суд более дешевым и доступным для населения. Предполагалось восстановление института мировых судей в сельской местности. Их должны были избирать земские собрания или городские думы. Мировые судьи рассматривали ограниченный круг гражданских дел и не влекшие за собой особо тяжких наказаний уголовные дела. Решения было можно оспаривать в вышестоящих инстанциях. Возрождение мировых судов обозначало отказ от остатков сословного судопроизводства — земского начальника и крестьянского волостного. В прошлое уходила практика вынесения приговоров в соответствии с нормами обычного права, основанного на традиции. Это способствовало рационализации судопроизводства, избавив от недоразумений, нелогичных и случайных решений.

Земство

Сторонник земского управления, Столыпин, распространял земские учреждения на те губернии, где их ранее не было. Это не всегда было политически просто. Проведение земской реформы в традиционно зависевших от шляхты западных губерниях было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения русского и белорусского населения, жившего на этих территориях, однако встретило отпор в Госсовете, поддержавшем шляхту.

Национальный вопрос

Столыпин понимал важность этого вопроса в многонациональной Российской империи. Он был сторонником объединения народов страны. Столыпин предлагал учредить министерство национальностей, изучавшее особенности наций: историю, культуру, традиции, религию, социальную жизнь. Столыпин полагал, что народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны государству. Задачей нового министерства стало бы противодействие внешним и внутренним врагам страны, стремившихся посеять религиозную и межнациональную рознь.

Реформы Стлыпина, Кратко, Цели, Методы, Итоги

Петр Столыпин

Реформы Столыпина — неудачная, встретившая сопротивление российского общества, попытка председателя совета министров Российской империи Петра Алексеевича Столыпина (должность занимал с 1906 по 1911 годы) создать в России условия для её более мощного экономического роста при сохранении самодержавия и существующего политического и социального порядка

Столыпин (1862-1911)

Русский государственный деятель, занимал посты губернатора Саратовской, Гродненской губерний, министра внутренних дел, премьер-министра.

«Он был высок ростом, и было нечто величественное в его осанке: внушителен, одет безукоризненно, но без всякого щегольства, говорил достаточно громко, без напряжения. Его речь плыла как-то поверх слушателей. Казалось, что она, проникая через стены, звучит где-то на большом просторе. Он говорил для России. Это очень подходило к человеку, который если не «сел на царский трон», то при известных обстоятельствах был бы достоин его занять. Словом, в его манере и облике сквозил всероссийский диктатор. Однако диктатор такой породы, которому не свойственны были грубые выпады. (Возглавив правительство), Столыпин выдвинул как программу действий правительства борьбу с насилием революционным, с одной стороны, и борьбу с косностью — с другой. Отпор революции, покровительство эволюции — таков был его лозунг» (В. Шульгин «Годы»)

Причины реформ Столыпина

Первая русская революция (1905-1907) обнажила массу проблем, мешающих России стать мощной капиталистической страной
Революция породила анархию, с которой необходимо было бороться

В правящем классе России имелось слишком разное понимание путей развития государства

Проблемы России в начале ХХ века

  • Допотопные аграрные отношения
  • Недовольство своим положение рабочих
  • Безграмотность, необразованность народа
  • Слабость, нерешительность власти
  • Национальный вопрос
  • Существование агрессивных, экстремистских организаций

Цель реформ Столыпина была в превращении России эволюционным путем в современную, развитую, сильную, капиталистическую, державу

Реформы Столыпина. Кратко

Аграрная реформа
Реформа судопроизводства
Реформа местного самоуправления в Западных губерниях

Реформа судопроизводства выразилась в учреждении военно-полевых судов. Столыпин принял Россию в период смуты. Государство, которое руководствовалось прежним законодательством, не справлялось с валом убийств, грабежей, бандитизма, разбойных нападений, террористических атак. «Положение Совета министров о военно-полевых судах» позволяло осуществлять разбирательства по поводу нарушения законов в ускоренном порядке. Судебное заседание проводилось без участия прокурора, адвоката, без свидетелей защиты при закрытых дверях. Приговор должен был выноситься не позже чем через 48 часов и в течение 24 часов приводиться в исполнение. Военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора, казнено было 683 человека.

Современниками было замечено, что люди, чьи портреты создавал Репин, а считался он популярным портретистом, тотчас оставляли этот мир. Написал Мусоргского – тот умер, Пирогова – последовал примеру Мусоргского, умерли Писемский, пианистка Мерси де Аржанто, только собрался изобразить Тютчева, он заболел и вскоре скончался. «Илья Ефимович! – обратился как-то в шутку к художнику литератор Ольдор – напишите, пожалуйста, Столыпина» (из воспоминаний К. Чуковского)
Реформа местного самоуправления в Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилевской и Подольской губерниях состояла в том, чтобы разделить избирательные съезды и собрания на два национальных отделения польское и непольское, так чтобы непольское отделение избирало большее количество земских гласных.

Реформа вызвала критику не только депутатов Государственной Думы, но и министров правительства. Только император Николай II поддержал Столыпина. «Столыпин был неузнаваем. Что-то в нем оборвалось, былая уверенность в себе куда-то ушла. Он и сам, видимо, чувствовал, что все вокруг него, молча или открыто, настроены враждебно» (В. Н. Коковцов «Из моего прошлого»)

Аграрная реформа

Цель

  • Преодоление в русской деревне патриархальных отношений, мешающих развитию капитализма
  • Ликвидация социальной напряженности в аграрном секторе экономики
  • Повышение производительности крестьянского труда

Методы

  • Предоставление права крестьянину выхода из крестьянской общины и закрепление за ним надела земли в частной собственности

Крестьянскую общину составляли крестьяне, ранее принадлежавшие одному помещику и проживавшие в одном селении. Вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины, которая регулярно перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами в зависимости от размера семей. Луговые, пастбищные земли и леса не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении общины. Община могла в любое время изменить размеры участков крестьянских семей сообразно изменившемуся количеству работников и способности уплачивать подати. Государство имело дело только с общинами и размер налогов и сборов, собираемых с земель, также рассчитывался для общины в целом. Все члены общины были связаны круговой порукой. То есть община несла коллективную ответственность за уплату всех видов налогов всеми своими членами.

  • Предоставление права крестьянину продавать и закладывать свои наделы и передавать их по наследству
  • Предоставление крестьянам права создания обособленных (вне пределов деревни) хозяйств (хуторов)
  • Выдача Крестьянским банком ссуды крестьянам под залог земли сроком на 55,5 лет для покупки земли у помещика
  • Льготное кредитование крестьян под залог земли
  • Переселение малоземельных крестьян на казённые земли в малообжитых районах Урала и Сибири
  • Государственная поддержка агрономических мероприятий, направленных на усовершенствование труда и повышение урожайности

Итоги

  • 21 % крестьян вышли из общины
  • 10 % крестьян предприняли попытку выделиться в хутора
  • 60 % переселенцев в Сибирь и на Урал достаточно быстро вернулись обратно в свои деревни
  • К противоречиям между крестьянами и помещиками-землевладельцами добавились противоречия между вышедшими и оставшимися в общине
  • Ускорился процесс классового расслоения крестьянства
  • Увеличение количества городского плебса, вызванное выходом крестьян из общины
  • Рост числа кулаков (сельских предпринимателей, буржуазии)
  • Рост сельскохозяйственного производства за счет расширения посевных площадей и применения техники

Только сегодня действия Столыпина названы правильными. При его жизни и во время Советской Власти аграрная реформа критиковалась, хотя не была доведена до конца. Ведь и сам реформатор считал, что итог реформе следует подводить не раньше, чем через «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»

Реформы Столыпина в датах

  • 1906, 8 июля — Столыпин стал премьер-министром
  • 1906, 12 августа — покушение на Столыпина, организованное эсерами. Он не пострадал, но погибли 27 человек, двое детей Столыпина были ранены
  • 1906, 19 августа — учреждение военно-полевых судов
  • 1906, август — передача удельных и части казенных земель в ведение Крестьянского банка для продажи крестьянам
  • 1906, 5 октября — указ о предоставлении крестьянам одинаковых с другими сословиями прав в отношении государственной службы, свободы избрания места жительства
  • 1906, 14 и 15 октября — указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит
  • 1906, 9 ноября — указ, позволяющий крестьянам выходить из общины
  • 1907, декабрь — ускорение поощряемого государством процесса переселения крестьян в Сибирь и на Урал
  • 1907, 10 мая — выступление Столыпина перед депутатами Думы с речью, содержавшей развернутую программу реформ

«Основная мысль этого документа состояла в следующем. Есть периоды, когда государство живет более или менее мирною жизнью. И тогда внедрение новых законов, вызванных новыми потребностями, в толщу прежнего векового законодательства проходит довольно безболезненно. Но есть периоды другого характера, когда в силу тех или иных причин общественная мысль приходит в брожение. В это время новые законы могут идти вразрез со старыми и требуется большое напряжение, чтобы, стремительно двигаясь вперед, не превратить общественную жизнь в некий хаос, анархию. Именно такой период, по мнению Столыпина, переживался Россией. Чтобы справиться с этой трудной задачей, правительству необходимо было одной рукой сдерживать анархические начала, грозящие смыть все исторические устои государства, другою — в спешном порядке строить леса, необходимые для возведения новых зданий, продиктованных назревшими нуждами. Другими словами, Столыпин выдвинул как программу действий правительства борьбу с насилием революционным, с одной стороны, и борьбу с косностью — с другой. Отпор революции, покровительство эволюции — таков был его лозунг. Не углубляясь на этот раз в комплекс мероприятий по борьбе с революцией, то есть пока что не угрожая никому, Столыпин занялся изложением реформ, предлагаемых правительством в направлении эволюционном» (В. Шульгин «Годы»)

  • 1908, 10 апреля — закон об обязательном начальном образовании с поэтапным введением в течение 10 лет
  • 1909, 31 мая — Дума приняла закон об усилении русификации Финляндии
  • 1909, октябрь — Россия вышла на первое место в мире по производству и экспорту зерна
  • 1910, 14 июня — Дума приняла закон, расширяющий возможности выхода крестьян из общины
  • 1911, январь — студенческие волнения, ограничена автономия университетов
  • 1911, 14 марта — введение земств в западных губерниях
  • 1911, 29 мая — новый закон, ещё более упрощающий выход крестьян из общины
  • 1911, 1 сентября (ст. ст.) — покушение на Столыпина

«Только в антракте я выбрался со своего места и подошел к барьеру… Вдруг раздался резкий треск. Оркестранты вскочили с мест. Треск повторился. Я не сообразил, что это выстрелы. Гимназистка, стоявшая рядом со мной, крикнула:
— Смотрите! Он сел прямо на пол!
— Кто?
— Столыпин. Вон! Около барьера в оркестре!
Я посмотрел туда. В театре было необыкновенно тихо. Около барьера сидел на полу высокий человек с черной круглой бородой и лентой через плечо. Он шарил по барьеру руками, будто хотел схватиться за него и встать.
Вокруг Столыпина было пусто. По проходу шел от Столыпина к выходным дверям молодой человек во фраке. Я не видел на таком расстоянии его лица. Я только заметил, что он шел совсем спокойно, не торопясь. Кто-то протяжно закричал. Раздался грохот. Из ложи бенуара спрыгнул вниз офицер и схватил молодого человека за руку. Тотчас вокруг них сгрудилась толпа.
— Очистить галерку! — сказал у меня за спиной жандармский офицер.
Нас быстро прогнали в коридор. Двери в зрительный зал закрыли. Мы стояли, ничего не понимая. Из зрительного зала долетал глухой шум. Потом он стих, и оркестр заиграл «Боже, царя храни».
— Он убил Столыпина, — сказал мне шепотом Фицовский.
— Не разговаривать! Выходить немедленно из театра! — крикнул жандармский офицер.
Теми же темными лестницами мы вышли на площадь, ярко освещенную фонарями. Площадь была пуста. Цепи конных городовых оттеснили толпы, стоявшие около театра, в боковые улицы и продолжали теснить все дальше. Лошади, пятясь, нервно перебирали ногами. По всей площади слышался дробный звон подков. Пропел рожок. К театру размашистой рысью подкатила карета «скорой помощи». Из нее выскочили санитары с носилками и бегом бросились в театр. Мы уходили с площади медленно. Мы хотели увидеть, что будет дальше. Городовые торопили нас, но у них был такой растерянный вид, что мы их не слушались. Мы видели, как Столыпина вынесли на носилках. Их задвинули в карету, и она помчалась по Владимирской улице. По сторонам кареты скакали конные жандармы. (Террориста) звали Багров. На суде Багров держался лениво и спокойно. Когда ему прочли приговор, он сказал: — Мне совершенно все равно, съем ли я еще две тысячи котлет в своей жизни или не съем» (Паустовский «Далекие годы»)

Ещё статьи

Что означает выражение «Фома неверующий»
Что означает герб Канады
Что означает слово «сонар»

цели, описание; предыстория аграрной реформы и ее итоги

В России начало XX века характеризуется крупным распадом империи и созданием государства — Советского Союза. Большинство законов и идей не воплотились в реальность, остальным не суждено было продержаться долго. Одним из реформаторов в тот момент являлся Петр Столыпин.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Пётр Аркадьевич был родом из дворянской семьи. Служил в министерстве внутренних дел, награждён самим императором за успешное подавление крестьянского восстания. После роспуска Государственной Думы и правительства молодой оратор занял пост премьер-министра. Первым делом был затребован список неосуществлённых законопроектов, по которым стали создаваться новые порядки управления страной. В результате появилось несколько экономических решений, которые называли столыпинскими.

Законы Петра Столыпина

  • Реформа промышленности. Особым совещанием на то время было подготовлено около десяти вопросов, касающихся основных процессов труда на предприятиях. Эти предложения затрагивали права и обязанности рабочих, их страхование от несчастных случаев, начисление заработной платы, количество трудовых часов, отпуска и выходные дни. Несмотря на желание правительства как-то решить данную проблему, попытка успехом не увенчалась.Большинство аспектов реформирования производственной отрасли не устраивало предпринимателей, которые считали, что рабочему классу не стоит идти на уступки: из-за этого промышленность может стать нереспектабельной. На самом деле это было стремление увеличить капитал и защитить интересы своей общины. Жадность буржуазии стала причиной краха закона, попавшего в Думу с задержкой и в обрезанной форме.
  • Национальный вопрос и земство. В этой сфере правительство Столыпина добилось положительных результатов, несмотря на разногласия некоторых сторон. На большинство губерний распространились земские учреждения, что повлекло политические столкновения шляхты и русского населения. Но поступило предложение создать министерство для изучения устоев и ценностей каждой национальности, объединить всех в одну державу, предоставить равные обязанности и права. И также новому комитету была поставлена задача противодействовать организациям, подталкивающим на религиозные распри.
  • Реформа образования. Этот закон не воспринимался как важный и в полную силу не воплотился. По итогам этого проекта население должно было обязательно получить знания на уровне восьмилетней школы. Это мероприятие открыло бы новые горизонты в развитии сельского хозяйства, что являлось тогда немаловажной отраслью в государстве. Но темпы реализации этой идеи стояли на месте.
  • Судебная реформа. Был создан законопроект «О преобразовании суда», в котором предлагалось рассмотреть доступность юридических отношений для всех слоёв населения. Начали открываться земские суды, занимающиеся уголовными делами средней тяжести. Появилась возможность оспаривать решения в вышестоящих инстанциях. Этот закон встретил массу отрицательных голосов среди буржуазной общины.

Остановимся на истории происхождения плана по развитию экономики страны — столыпинской аграрной реформы.

Это интересно: что такое опричнина и ее последствия на Руси.

Аграрная реформа Петра Столыпина

Предыстория земельных отношений

Сельское хозяйство в то время приносило около 60% чистого продукта и было основной отраслью экономики государства. Но земли разделялись несправедливо между классами:

  1. Помещики владели большей частью посевных полей.
  2. Государство имело в основном лесные участки.
  3. Крестьянскому классу досталась земля, почти непригодная для обработки и дальнейшего засева.
Крестьяне начали сплачиваться, в итоге получились новые территориальные единицы — сельские общества, имеющие административные права и обязанности перед своими членами. В образующихся селениях были старосты, старшины и даже местный суд, который рассматривал мелкие правонарушения и иски людей друг к другу. Все верховные посты таких общин состояли исключительно из крестьян.

Представители высших слоёв общества, проживающие в этих сёлах, могли стать членами общины, но без права пользования землёй, принадлежащей поселковой администрации, и обязаны были подчиняться правилам крестьянских управлений. Следовательно, сельские чиновники облегчали работу центральным властям страны.

Большая часть земельных наделов принадлежала общинам, которые могли перераспределить между крестьянами участки в произвольной форме, что привело к появлению новых сельских хозяйств. Менялся размер участка и подати в зависимости от количества рабочих. Нередко землю забирали у стариков и вдов, не имеющих возможности полноценно за ней ухаживать, и отдавали молодым семьям. Если крестьяне меняли постоянное место жительства — переезжали в город — они не имели права продавать свои участки. При увольнении крестьян из сельской общины наделы автоматически переходили в её собственность, поэтому земля сдавалась в аренду.

Чтобы как-то уравнять проблему «полезности» участков, правление придумало новый способ возделывания земли. Для этого все поля, принадлежащие обществу, нарезались своеобразными полосами. Каждое хозяйство получало по несколько таких полосок, находящихся в разных частях поля. Этот процесс обработки земли стал заметно тормозить процветание сельского хозяйства.

Подворные владения землёй

В западных краях страны для рабочего класса условия были проще: крестьянской общине выделялся участок с возможностью передачи его по наследству. А также эту землю разрешалось продать, но только другим лицам рабочего слоя общества. Сельским советам принадлежали только улицы и дороги. Крестьянские объединения имели совершенное право покупать землю посредством частных сделок, являясь полноправными хозяевами. Зачастую приобретённые участки делились между членами общины пропорционально вложенным средствам, и каждый ухаживал за своей долей. Это было выгодно — чем больше площадь поля, тем меньше на него цена.

Крестьянские волнения

К 1904 году заседания по аграрному вопросу не принесли каких-либо результатов, несмотря на то, что сельские общины в который раз выступили за национализацию земель, принадлежащих помещикам. Через год был создан Всероссийский союз крестьян, который поддерживал те же предложения. Но это тоже не ускорило решения проблем по аграрному вопросу страны.

Лето 1905 года отметилось страшным на то время событием — началом революции. Крестьяне, не имевшие лесов на общинных землях, самовольно рубили помещичьи заповедники, распахивали их поля и разворовывали имения. Иногда были случаи насилия по отношению к представителям правоохранительных органов и поджоги построек.

Столыпин в то время занимал в Саратовской губернии пост губернатора. Но в скором времени его назначили председателем Совета министров. Тогда Пётр Аркадьевич, не дожидаясь заседания Думы, подписал основное положение, позволяющее правительству принимать неотложные решения без согласования самой Думы. Сразу после этого министерство поставило на повестку дня законопроект аграрной системы. Столыпин и его реформа смогли мирно подавить революцию и дать людям надежду на лучшее.

Итоги аграрной реформы

Пётр Аркадьевич считал, что этот закон является важнейшей целью для развития государства. Это дало бы значительный рост экономической и производственной таблицы. Дата принятия проекта приходится на 1907 год. Крестьянам стало легче выйти из общины, за ними оставалось право на собственный земельный участок. А также возобновилась работа Крестьянского банка, который посредничал между трудящимся классом и помещиками. Был затронут вопрос о расселении крестьян, которым предоставлялось множество льгот и огромные земельные наделы, что в итоге аграрной реформы Столыпина принесло колоссальный экономический прирост и заселение безлюдных округов, подобных Сибири.

Таким образом, столыпинская аграрная реформа достигла задуманной цели. Но, несмотря на рост экономики, улучшение идеологических и политических отношений, принятые законопроекты находились под угрозой провала из-за допущенных Столыпиным ошибок. При попытках наладить социальное обеспечение рабочего класса государства необходимо было проводить жёсткие репрессии к организациям, которые содействовали началу революции. И также не исполнялись правила трудового кодекса на предприятиях, такие как страхование от несчастных случаев и соблюдение норм продолжительности рабочей смены — люди сверхурочно перерабатывали по 3–5 часов в день.

5 сентября 1911 года великий реформатор и политический деятель Пётр Столыпин был убит. Через некоторое время после его смерти новое правление пересмотрело все созданные им законопроекты.

Сущность и итоги реформы Столыпина в аграрной сфере

К началу XX века Российская империя все сильнее отставала от западных конкурентов в своем техническом, экономическом и социальном развитии. Так называемая «догоняющая» модернизация, начавшаяся еще в середине XIX века, так и не помогла ликвидировать этот разрыв. Не принесли желаемых результатов и масштабные реформы 1860-70-х годов. Государству были просто необходимы новые преобразования, которые бы перестроили экономику и общественное развитие на капиталистический лад.

Начало реформы

Такой попыткой стал комплекс реформ главы правительства Петра Аркадьевича Столыпина. В первую очередь, это касалось преобразований в аграрной сфере. Ожидалось, что итоги реформы Столыпина дадут мощный толчок развитию всех значимых сфер в стране. Их основным планом было создание мощной прослойки зажиточного, независимого и предприимчивого крестьянства, которое бы оживило товарные отношения и превратило бы Россию в еще более важного экспортера продуктов сельского хозяйства. Конечные итоги реформы Столыпина виделись ее вдохновителю в возникновении класса крепких хозяйственников, подобных американским фермерам. Для этих целей государственный кредитный банк по указу правительства развернул массовую кампанию по выдаче кредитов крестьянам на покупку земли. Вместе с тем невозврат долга достаточно сурово карался – конфискацией купленного участка. Это, по замыслам реформаторов, должно было подстегивать частную инициативу. Второй важной частью аграрной реформы стала программа освоения земель в Сибири. Участки в этом регионе раздавались и вовсе бесплатно желающим крестьянам в пользование. А правительство всячески поощряло и способствовало переезду крестьянских семей за Урал. Для этих целей были созданы специальные составы, известные позже как «столыпинские вагоны». Кроме того, в Сибири в этот период активно создается инфраструктура.

Итоги аграрной реформы Столыпина

Замыслы, без сомнения, значительного в российской истории политика так и не были доведены до логического завершения. Их реализация сначала была прервана его смертью в 1911 году, а позже окончательно отложена в связи с континентальной войной. Таким образом, едва ли можно говорить о том, что итоги реформ Столыпина были сколько-нибудь достаточными. Однако же ряд тенденций в период их проведения все же наметился, потому можно подвести некоторые итоги.

Положительные итоги реформы Столыпина в аграрной сфере

Результатом правительственных действий стало то, что из крестьянской общины выделилось от 10% до 20% населения. Последние начали самостоятельное хозяйствование. В несколько последующих лет успешные крестьяне стали давать до половины всего хлеба, появлявшегося на рынке. Частично были осуществлены планы по освоению Сибири, так как за время реформы туда переселилось более 3 миллионов хозяйств. Как следствие, новые регионы были вовлечены в товарно-рыночные отношения. В стране существенно расширилась площадь пахотных земель.

Отрицательные итоги реформы Столыпина

Расслоение независимой деревни привело к тому, что наряду с успешными появились и бедствующие крестьяне. Даже вышедшие из общины хозяйства все еще сохраняли тесные отношения с ней. В этом плане реформа оказалась половинчатой. Она также не оказала ощутимого влияния на технологическое развитие сельского хозяйства. К 1911 году главным орудием русского крестьянина все еще оставалась архаичная соха.

2. Реформы Столыпина п.А.: содержание, итоги, значение.

Основной целью столыпинской аграрной реформы было создание крепкого крестьянского хозяйства, основанного на частной земельной собственности. Это дало бы возможность, во-первых, успокоить Россию, избежать новой революции, расширить социальную опору власти. И во-вторых, обеспечить продвижение страны по пути капиталистической модернизации.

Указ 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего крестьянского землевладения и землепользования»; Закон 14 июля 1910г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землепользовании».

Направления аграрной реформы Столыпина:

1.Право выхода из общины и закрепление надела в личную собственность крестьянина.

2.Уравнение крестьян в гражданских правах с другими сословиями.

3. Предоставление крестьянину земли в одном месте (хутор, отруб).

4. Право продажи и залога крестьянских надельных земель.

5. Переселение малоземельных крестьян на казенные земли в малообжитые районы Сибири и Урала.

Несмотря на существенные положительные моменты, аграрная реформа имела серьезные недостатки:

— экономический прогресс в деревне был несовместим с сохранением помещичьего землевладения;

— реформа оказалась слишком запоздалой, у страны не было 20-ти лет, на которые рассчитывал Столыпин; в результате царизм не успел создать себе опору в деревне из крестьян – собственников земли;

— постепенное разрушение общинных порядков порождало новые и обостряло старые проблемы. Во многих центральных губерниях, где остро ощущалась нехватка земли, ускорилась пролетаризация части крестьян. Противостояние зажиточных и бедных крестьян дестабилизировало обстановку в деревне;

— «середняк» начал борьбу против разрушения общины, увидев в нем угрозу своему положению. Общинная психология оказалась у крестьянства сильнее , чем полагали власти;

— переселенческая программа привела лишь к частичному разрешению проблемы малоземелья: суровые климатические условия, неумение приспособиться к новым, непривычным способам хозяйствования вынудили часть крестьян вернуться обратно и привели к тому, что они с трудом находили себе место в покинутых ранее родных местах, увеличивая число социально неустроенных и малоимущих в центральных районах.

Сложная политическая ситуация в стране и непоследовательность самого Столыпина определили компромиссный половинчатый характер реформ. Тем не менее преобразования способствовали постепенному решению многих актуальных проблем общественной жизни.

После убийства Столыпина в сентябре 1911 г. в стране не нашлось сил, способных продолжить политику реформирования, реформы постепенно были свернуты. Однако их проведение во многом обусловило экономический подъем 1911 – 1913 гг., существенное увеличение количества свободных рабочих рук, превращение зажиточного крестьянина в стабильного потребителя промышленной продукции (именно эта часть крестьянства станет производить около 40% товарного хлеба).

3.Победа февральской революции. Свержение самодержавия.

В начале 1917 г. в России назрел новый революционный кризис, который привел к разрушению многовековой российской монархии.

Три основные причины революции:

1) «Кризис верхов» (невозможность правительства управлять страной старыми методами и выход происходивших в стране процессов из-под контроля).

2) Ухудшение положения народных масс выше обычного (незавершенность политических и экономических реформ; нерешенность аграрного и национального вопросов; глубокое социальное расслоение; )

3) Рост недовольства народных масс и «повышение революционной активности».

Основные события:

С января 1917 г. неуклонно нарастало забастовочное движение.

— 18 февраля – забастовка на Путиловском заводе, которую поддержали рабочие других предприятий Петрограда.

— 25 февраля забастовка стала всеобщей. Экономические лозунги сменились политическими: «Долой царизм!», «Долой войну!». Усилилось влияние левых партий, наладилось взаимодействие эсеров, меньшевиков, анархистов, трудовиков, большевиков. Правительство пыталось опереться на вооруженную силу.

— 25 – 26 февраля произошли первые кровавые столкновения.

— 26 февраля началось вооруженное восстание, был захвачен арсенал, царь издал указ о роспуске Государственной думы.

— 27 февраля солдаты перешли на сторону народа, начал складываться вооруженный союз рабочих и солдат, отряды рабочих и солдат занимали стратегически важные пункты: вокзалы, мосты, правительственные учреждения. Из тюрем были выпущены политические заключенные, деятельность государственных органов власти и правительства была парализована. В конце дня царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость.

2 марта 1917 г. Николай II подписал Манифест об отречении от престола в пользу своего брата Михаила, который не осмелился принять российскую императорскую корону. С самодержавием в России было покончено.

цели изменений; основные итоги экономических преобразований

Революция 1905 — 1907 годов в России показала рост недовольства народных масс своим положением и политикой правительства. Отсталая аграрная страна с остатками феодализма находилась в упадке и не могла развиваться, используя старую модель экономики. Реформы Столыпина были призваны решить наиболее острый аграрный вопрос, ускорить экономический рост и стимулировать переход к капиталистической модели развития сельского хозяйства и промышленности.

Начальный этап

В начале XX века в России появилось большое количество террористических организаций, множились анархические сообщества, росло недовольство крестьян и рабочих. Реформы были необходимы. В 1906 году премьер-министром был назначен Петр Аркадьевич Столыпин (1862 — 1911), ранее занимавший должности губернатора Гродненской и Саратовской губерний. В Гродно он сформировал принципы реформирования сельского хозяйства и после вступления в должность премьера начал реализовывать их в масштабах всей России.

Начало деятельности Столыпина пришлось на момент роспуска первой Государственной думы, которая блокировала усилия правительства по продвижению экономических реформ. Не дожидаясь созыва второй Думы, Столыпин начал проводить реформы в экономике. Их список:

  • аграрная;
  • судопроизводства;
  • местного самоуправления в западных губерниях.

Цели преобразований

Столыпин был назначен председателем правительства 8 июля 2006 года, а 12 августа в Петербурге произошел теракт, в котором погибли 27 человек и пострадали дети Столыпина. Это событие привело к принятию закона о военно-полевых судах.

Все дела о терроризме должны были рассматриваться в ускоренном порядке. Обстановка в стране заставила правительство незамедлительно приступить к преобразованиям.

Содержание реформ:

  • ускорение развития сельского хозяйства;
  • сохранение помещичьего землевладения;
  • преодоление патриархальных отношений в деревне;
  • выработка у крестьян чувства собственника;
  • предоставление сельским жителям земельных наделов;
  • снятие социальной напряженности в обществе.

Таблица 1. Даты опубликования первых экономических реформ Столыпина

В таблице 1 содержатся реформы, разработанные в первые месяцы работы Столыпина. Благодаря решительности нового премьер-министра и принятым законам реформа приобрела необратимый характер. Рост крестьянских волнений и подъем революционной активности не давал возможности отнять у населения вновь приобретенные права.

Крестьяне получили возможность выхода из общин со своим хозяйством и земельным наделом. Начал формироваться слой мелких и средних землевладельцев, которые работали самостоятельно и были заинтересованы в результатах своего труда. Они были меньше подвержены революционным настроениям, чем крестьяне, объединенные в общины.

Продолжение реформирования

Третья Дума начала работать 1 ноября 1907 года и приступила к рассмотрению правительственных законопроектов, принятых до ее открытия. Согласования шли крайне медленно. Указ от 6 ноября 1906 года, который можно назвать основным, был принят окончательно только в 1910 году.

В то же время законопроекты по увеличению бюджетных ассигнований на аграрную реформу принимались Думой быстро. Поэтому правительство с 1907 года не проводило активную законодательную работу в области аграрной политики, а перешло к увеличению объемов кредитования крестьянских хозяйств, стимуляции роста количества субсидий и к расширению деятельности правительственных учреждений.

Таблица 2. Продолжение столыпинских реформ

В таблице 2 отражены преобразования в области образования и местного самоуправления. Часть западных губерний управлялась волостными сходами. Бо́льшая часть помещиков там была польского происхождения, тогда как основную часть населения составляли русские и белорусы.

Столыпин сделал попытку введения земских учреждений, чтобы провести выборы в них по национальному принципу и уравнять в правах польских помещиков и русских крестьян. Это помогло бы в развитии аграрной реформы в этих регионах. Дума приняла этот законопроект, но Госсовет отклонил его. Подписан он был только по просьбе премьер-министра царским указом.

Николай Второй распустил Госсовет и Госдуму на три дня и воспользовался 87 статьей Основных государственных законов, которая разрешала подписывать указы в периоды между сессиями палат. Столыпин оценивал, насколько шатким стало его положение после обращения к царю по этому вопросу. Газеты кричали, что так играть с законом нельзя. Председатель правительства ждал, что его отправят в отставку. Но последовали трагические события и смерть Столыпина.

Итоги реформ

Реформы проводились в течение семи лет до вступления России в Первую мировую войну. Можно оценить, какой успех они имели, по следующим показателям:

  1. Увеличились посевные площади в целом на 10% по всей стране.
  2. Рост экспорта зерна.
  3. В 2,5 раза вырос объем используемых удобрений.
  4. Закупка сельскохозяйственного оборудования возросла в 3,5 раза.
  5. Рост промышленности составил 8,8%.

11 сентября 1911 года Столыпин погиб от рук террориста Багрова.

Пришедший Столыпину на смену премьер-министр Коковцов не привнес в реформу ничего нового. Он продолжил принятый курс, но не проявлял собственной инициативы. Количество земли, переходящей в собственность крестьян, и объем кредитов росли вплоть до начала Первой мировой войны.

( Пока оценок нет )

Царская реакция на 1905 год

Николай II открыл Государственную Думу в 1906 году.

Царизму угрожала революция 1905 года, но Николай II оставался твердо приверженным самодержавию. В результате за событиями 1905 года последовал период царской реакции во главе с главным министром Петром Столыпиным, когда обещанные реформы были свернуты, а революционные группы подавлены.

Отступление, а не реформа

Одобрение Николаем Октябрьского манифеста было в значительной степени уступкой совету Сергея Витте и других, а не подлинным шагом к реформе.

В глубине души Николай все еще цеплялся за устаревшие ценности самодержавия, православия и божественно-праведной монархии. Царь рассматривал Октябрьский манифест и Думу как стратегическое отступление, а не как долгосрочное изменение.

Вслед за октябрем 1905 года Николай задумал контратаку против реформизма, который угрожал его автократической власти. Такие люди, как Витте, были отодвинуты на второй план или держались на расстоянии вытянутой руки, поскольку Николай заполнил свое министерство и ближайшее окружение консерваторами и реакционерами.

В конце 1906 года царь назначил нового обер-министра Петра Столыпина, который должен был курировать эту контрреволюцию. В течение года царская реакция подавила радикальную оппозицию, сфальсифицировала Думу и восстановила ее автократическую власть. Изменения, обещанные в 1905 году, не были осуществлены в полном объеме, но русская революция была отложена, а не побеждена.

Фон

17 октября 1905 года Николай обнародовал Октябрьский манифест. Это краткое заявление обещало россиянам выборный законодательный орган (Государственную думу), а также улучшение прав и свобод.

Октябрьский манифест был положительно встречен консерваторами, либералами и некоторыми социалистами, которые выступали за умеренные реформы и политическую систему в соответствии с западными конституционными принципами.

Царские обещания повсюду не сняли революционную напряженность. Воинствующие социалисты, радикальные рабочие группы и мятежные воинские части, разбросанные по России, требовали дальнейших реформ и привержены дальнейшим действиям против правительства.

Советские подавили

Теперь, когда революционеры разделились относительно своих целей, царское правительство чувствовало себя достаточно уверенно, чтобы выступить против более радикальных элементов.

В ноябре царская полиция арестовала 260 членов Санкт-Петербургского Совета, в том числе Льва Троцкого. Также преследовались профсоюзы и организаторы забастовки. В столице были принудительно закрыты восемь газет, арестованы несколько писателей и издателей.

В начале декабря союз большевиков, меньшевиков и эсеров поднял амбициозное восстание в Москве, где они накапливали оружие, блокировали улицы, обстреливали здания и убивали правительственных чиновников.Декабрьское восстание было жестоко подавлено царскими вооруженными силами, которые обстреляли свои районы ружейным огнем и тяжелой артиллерией, в результате чего погибло более 1000 человек.

Государственная Дума

Следующим препятствием царя были выборы и созыв Первой Государственной Думы, как обещал избранный законодательный орган в своем Октябрьском манифесте.

Выборы в Думу начались в марте 1906 года. Избиратели не выбирали членов Думы напрямую, а голосовали за коллегии выборщиков (комиссии, которые выбирали лиц, достойных кандидатуры).Право голоса имеют все граждане мужского пола старше 25 лет при условии, что они не были призваны в армию и не имели судимости.

К середине апреля был окончательно определен состав 487 депутатских мест в Думе. Более одной трети Думы (179 мест) получили либеральные конституционные демократы или кадеты. Левые группы, такие как трудовики (рабочая партия), эсеры и независимые просоциалистические партии, заняли более 150 мест.

Основные законы

Накануне открытия Думы Николай издал Основные законы.Этот указ был, по сути, первой писаной конституцией России, но он также был планом царской реакции.

Вместо того, чтобы кодифицировать обещанные изменения 1905 года, Основные законы вновь подтвердили принципы самодержавного царизма. Николай сохранил полную власть по божественному праву; представление о том, что какая-либо его сила исходит от народа, не принималось во внимание.

Только царь обладал конституционной и законодательной властью. Только царь мог изменить или модифицировать конституцию.Царь также сохранил за собой право инициировать, изменять или отменять законодательные акты с одобрения Думы или без такового. Министры правительства назначались только царем; они не подотчетны и не подотчетны Думе.

Нарушенные обещания

Эта регрессивная конституция нарушила обещания, данные годом ранее. Октябрьский манифест провозгласил «незыблемое правило, согласно которому ни один закон не может вступить в силу без одобрения Государственной Думы и представителей народа».

Основные законы, однако, нарушили этот принцип, постановив, что все законы подчиняются воле и одобрению царя.

В частном порядке Николай не скрывал того факта, что считал Октябрьский манифест ошибкой. Это был результат плохого совета Сергея Витте и других. В ответ на 1905 год он предпочел бы ввести военное положение, подавить революционные элементы и свернуть права, а не увеличивать их.

Недолговечная Первая Дума

Британский мультфильм, высмеивающий отношение царя к Думе.

Впервые Дума собралась 27 апреля 1906 года. С ее местами, заполненными реформистами, но ее законодательной властью, лишенной Основными законами, первая Дума вскоре установила враждебные отношения с царским правительством.

Николай с самого начала выразил свое презрение к Думе. Заменившего Витте на посту главного министра тусклого консервативного бюрократа по имени Иван Горемыкин отправили в палату, чтобы он представил первый вопрос царя: строительство новой прачечной и теплицы в университете в Эстонии.

Возмущенная Дума проигнорировала мелкую повестку дня Горемыкина и начала обсуждать вопросы земельной реформы, военного финансирования и конституционных изменений. Он призвал Николая отменить или изменить Основные законы, но он категорически отказал в его просьбах.

В июле 1906 года царь распустил Думу и заменил Горемыкина Столыпиным, губернатором провинции, который пользовался репутацией человека, эффективно подавляющего политический радикализм.

Однако на этом неповиновение не закончилось. Готовясь к отъезду из Санкт-Петербурга, 197 депутатов Думы подписали петицию, призывающую других бросить вызов царю и продолжить встречи в Выборге, Финляндия.Многие из подписавших эту петицию позже подверглись преследованиям, тюремному заключению или ссылке.

Дума вторая

Выборы во вторую Думу состоялись в январе 1907 года. Эти выборы создали собрание, еще более враждебное царскому правительству.

Более 250 из 518 депутатов были либо социалистами, либо членами социалистических групп. В их число входил блок из 65 социал-демократов, большевиков и меньшевиков, бойкотировавших первые выборы. Либеральные кадеты заняли еще 98 мест.

Вторая Дума пошла дальше призывов к смене антицарских речей и обвинений. 18 депутатов-большевиков Думы мало что сделали, кроме тирад против царя, его министров и других консервативных элементов. Некоторые из них были специально написаны самим Лениным.

Правительство терпело это до июня 1906 года, когда Столыпин снова распустил Думу. Позже он приказал арестовать депутатов-меньшевиков и большевиков, обвинив их в саботаже законодательной власти.

Подстроенная Третья Дума

Русская карикатура 1906 года, на которой царские агенты заглушают дебаты в Думе.

Царю и его министрам стало ясно, что Дума не может продолжать в том же духе. Столыпин приступил к разработке нового избирательного закона, чтобы не допустить социалистов и радикалов в палату. Если «здравомыслящие люди» должны преобладать в Думе, сказал он позже, то «нам нужны не профессора, а люди с деревенскими корнями, местная знать и так далее».

После роспуска второй Думы Столыпин внес радикальные поправки в закон о выборах.Некоторые из его изменений напоминают «проект Булыгина» 1905 года. Число депутатов Думы сократилось более чем на 70, в то время как избирательное право (право голоса) было резко ограничено.

Когда в октябре 1907 года проводились выборы в третью Думу, только около 3,5 миллионов русских из примерно 130 миллионов населения имели право голоса. Из новых депутатов III Думы 44% были дворянами и почти 20% крестьянами. Социалисты, трудовые и кадетские депутаты занимали менее одной пятой от общего числа мест.

Земельная реформа Столыпина

Манипуляции Столыпина с Думой были не единственной его идеей укрепления царской власти. У главного министра также было долгосрочное видение, основанное на земельной реформе и реструктуризации крестьянского класса.

Столыпин надеялся капитализировать аграрную экономику России, оказывая помощь и стимулы трудолюбивым крестьянам (он называл это «ставкой на сильных»). Поощрение крестьян работать ради прибыли, а не помещиков или мир (коммуна) оживит экономику и приведет к улучшениям в методах ведения сельского хозяйства, производительности и производительности.

Правительство поможет этому процессу, предоставив кулаков начинающим банкам, ссуды и помощь в приобретении техники или скота. Был создан «земельный банк» для обеспечения справедливого и эффективного распределения земли, а не коммунами. Небольшие участки земли будут объединены и переданы успешным крестьянам, а не отдельным лицам или семьям, которые едва ли могут ими пользоваться.

Эти реформы также включали меры по открытию ранее неосвоенных частей империи.Крестьянам, желающим переселиться в Сибирь, например, была предоставлена ​​государственная помощь и 40 акров земли.

Проведение реформ

Столыпин добился одобрения этих изменений, убедив упрямого царя, что они укрепят его власть. Подрыв власти крестьянских общин был одной из целей царской реакции. Столыпин утверждал, что более богатый и независимый класс крестьян только укрепит лояльность престолу.

Реформы Столыпина были скорее стимулами, чем директивами; большинство из них не было принуждено к населению.Тем не менее в нескольких частях России они встретили значительное сопротивление.

Представители коммун, естественно, возражали, поскольку реформы угрожали как их контролю над землей, так и социальному порядку в деревнях. Противодействовала также землевладельческая знать, чьи интересы, рента и прибыль были под угрозой из-за каких-либо существенных изменений в крестьянстве.

Итоги «столыпинизма»

Реформы Столыпина действительно возымели эффект, но даже через десять лет большинство аспектов российской аграрной экономики и общества остались неизменными.

Между 1906 и 1915 годами, когда реформы Столыпина официально закончились, общая земля, принадлежащая русским крестьянам, увеличилась с 4320 миллионов до 4590 миллионов акров, в то время как личные земельные владения царя остались прежними. К 1915 году более половины крестьян в стране оставалось в общинной собственности на землю, и только около 15 процентов можно было реально отнести к кулакам и .

Сам Столыпин не видел результатов своих реформ. Наблюдая за царской реакцией, он был убит в 1911 году, став жертвой пули наемного убийцы.

Взгляд историка:
«Царская власть не могла остановиться на четкой политике по отношению к Думе. Они разрешили провести выборы, устроили торжественную церемонию открытия законодательного собрания, что усилило его ауру легитимности, и сделали другие жесты, свидетельствовавшие о готовности сотрудничать с новым учреждением. С другой стороны, власти ограничили прерогативы Думы еще до того, как она собралась, назначили премьер-министра и других министров, враждебно настроенных по отношению к любой форме представительного правительства, и многими другими способами продемонстрировали глубокое недоверие к законодателям, которые, в свою очередь, мало свидетельствовало о предпочтении примирительной стратегии … Отношения быстро стали ожесточенными, обрекая первый эксперимент в народном правительстве на позорный провал.”
Авраам Ашер

1. За обещанными Николаем II реформами, подобными тем, которые были изложены в Октябрьском манифесте 1905 года, последовал период царской реакции и невыполненных обещаний.

2. В апреле 1906 года царь издал Основные законы, по сути, российскую конституцию, которая поддержала и вновь утвердила его самодержавную власть.

3. Государственная Дума была избрана, но после Основных законов не имела реальной власти. Враждебность Думы к правительству привела к его роспуску в июле 1906 года.

4. В 1907 году главный министр Столыпин сфальсифицировал избирательные законы, чтобы в третьей Думе преобладали консерваторы и, следовательно, менее враждебно настроенные.

5. Столыпин также инициировал экономические и земельные реформы, чтобы способствовать созданию класса кулаков . Эти зажиточные крестьяне были бы более продуктивными и стали бы консервативной опорой для царизма.

Цитата
Название: «Реакция царизма на 1905 год»
Авторы: Дженнифер Ллевеллин, Майкл МакКоннелл, Стив Томпсон
Издатель: Alpha History
URL: https: // alphahistory.com / russianrevolution / tsarist-response /
Дата публикации: 26 июля 2019 г.
Дата обращения: 11 октября 2021 г.
Авторские права: Перепубликация содержимого этой страницы без нашего явного разрешения запрещена. Для получения дополнительной информации об использовании, пожалуйста, обратитесь к нашим Условиям использования.

Перейти к основному содержанию Поиск