злостный, ненастный, доблестный, честный, гигантский, окрестный, устный, известный, прелестный.
2) Поздний, солнце, звёздный, сердце, пастбище, окрестность, счастливый, вестник, участник, тростник.
2.    Выборочный диктант
—    Выпишите слова с непроизносимыми согласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всём Передумал он путём;
Что готов душою страстной За царевною прекрасной Он пешком идти отсель Хоть за тридевять земель.
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да чудесница какая!
«Здравствуй, зеркальце! скажи Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет…»
А. Пушкин
—    Из каких произведений эти строки? (Из «Сказки о царе Сал- тане…» и из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
—    Кто автор этих произведений? (А.
С. Пушкин.)
—    Прочитайте слова, которые вы выписали. Назовите проверочные слова. (Страстной — страсть, прекрасной — краса, чудесница — чудеса, здравствуй — здравие.)
3.    Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 6, с. 24-27)
IV.    Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
—    Прочитайте слова.
Радостный, опасный, грустный, прекрасный, вкусный, гигантский.
—    Чем они похожи? (Слова с непроизносимыми согласными.)
—    Разделите слова на две группы. (1) Радостный, грустный, гигантский; 2) опасный, прекрасный, вкусный.)
—    По какому признаку вы разделили слова на группы? (Впервой группе слова, в которых есть буква т, а во второй — слова, в которых нет буквы т.) 
—    Сформулируйте тему урока.
V.    Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 231 (с. 120).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
—    Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание. Упр. 232 (с. 121).
—    Прочитайте стихи.
—    Кто может продолжить их?
—    Пользуясь памяткой 6 на с. 146—147, подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Проверка.)
—    Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы. Объясните их написание.
VI.    Физкультминутка
VII.    Закрепление изученного материала
1.    Выборочный диктант
—    Выпишите слова с непроизносимыми согласными.
1) Весной скот выгоняют на пастбища. 2) В окрестностях города построили хорошие теплицы. 3) Поздно вечером туристы устроили привал.
2.    Запись под диктовку
—    Запишите слова. Рядом запишите проверочные слова. Опасная дорога, вкусный обед, ужасный вид, гигантский завод,
яростный ветер.
VIII.    Рефлексия
Порой в словах встречаются Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать — неясно нам…
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять И за звуком непонятным Быстро гласный звук искать.
—    О какой орфограмме идёт речь в стихотворении?
—    Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
—    Оцените свою работу на уроке.
IX.    Подведение итогов урока
—    Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Конспект урока. Русский язык. 3 класс «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова»

План-конспект урока

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Класс: 3

Тип урока: освоение новых знаний

Цели: формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов; воспитывать любовь к русскому языку и культуре речи.

Ход урока

I Организационный момент

— Доброе утро, ребята! Прозвенел звонок, начался урок? Хотите учиться? Значит можно садиться.

II Актуализация знаний

Комментированное письмо

1. Стояла поздняя осень. 2. Счастливым и красивым делает человека работа

-Найдите слова с непроизносимыми согласными, подберите проверочные слова (поздняя опоздание, опоздать, опоздали; счастливым – счастье)

— Вы уже догадались какая тема нашего урока?

— И какие же цели мы поставим перед собой?

III Усвоение нового материала

Записать слова, доказывая написание непроизносимой согласной, подчеркнуть орфограмму:

Извес?ный, гиган?ский, влас?ный, чес?ный, доблес?ный, праз?ник
(Весть — известный, гигант – гигантский, власть – властный, честь — честный, доблесть (мужество, отвага) – доблестный, праздник – словарное)

— Так как же проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? (нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо)

Работа по учебнику:

Упражнение 226 стр 118 (радость — радостный, свистеть — свистнуть, жалость- жалостливый)

Физкультминутка (слова: цвет, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, праздник, тополь, счастливый, луг, рукав, устный, шалаш). Если я назову на слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы делаете наклон вперёд. Если в слове нет непроизносимых согласных, вы приседаете

Упражнение 227 стр 119

Работа со словарными словами: интересный интересно — возбуждающий интерес, занимательный, любопытный, привлекательный

— Составьте словосочетание с одним из этих слов, затем предложение

Задание

Вставить, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова: чес(т)ный ответ, интерес(-)ная книга, бесхитрос(т)ные слова, перекрес(т)ный огонь, вирус(-)ная инфекция, парус(-)ный спорт, час(т)ное лицо, трос(т)никовые заросли, кризис(-)ная ситуация, словес(-)ное искусство, безвкус(-)ная пища, опытный наез(д)ник, дружба ровес(-)ников, сверс(т)ники моего сына, чу(в)ствовать усталость.

Упражнение 228 стр 119 ( в каких словах есть непроизносимые согласные? Подберите проверочные слова. В каких словах нет непроизносимых согласных?) Дополнительные упражнения

— Спишите, подчеркните сочетания стн, здн, вств

Местный – место, звёздный — звезда, радостный — радость, здравствуй — здравие, грустный – грусть, поздний — опоздать, яростный – ярость, солнце – солнечный

— Спишите, выделите корень, подчеркните непроизносимые согласные

Грусть, грустить – грустный; пост, поститься – постный; трость, тросточка – тростник; известия, весть – известный; ненастье — ненастный; солнышко, солнечный – солнце.

IV Рефлексия

Игра «Поймай своё слово»: 1 вариант записывают слова, в которых пишется буква т; 2 вариант – слова, в которых не пишется т

Вкусный, местный, ужасный, чудесный, устный, несчастный, прекрасный, известный, счастливый, небесный, тростник, гласный.

V Подведения итогов

— В каких заданиях возникали трудности?

— Что не поняли?

— Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Непроизносимые согласные в корне слова

1. Непроизносимые согласные в корне слова

Русский язык, 3 класс
урок № 21–22
Автор: Поносова М.А.
© ООО «Баласс», 2013
Вспоминаем то, что знаем
Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит
трем сестрам: орфограммам буквам согласных.
Одна из них следила , чтобы на конце и в середине слова писалась
нужная буква. Как называют эту орфограмму?
О чем заботилась вторая сестра-орфограмма?
Орфограмма буква парного согласного в
корне слова замок сказка
Орфограмма буква удвоенного
согласного в корне слова Анна
?
Чем занималась третья сестра? Кто были ее
подданные?
Ответы на эти вопросы мы сможем получить на
сегодняшнем уроке.
Определяем основной вопрос урока
Прочитайте слова. Как они называются?
весть – [в,э ́с,т,]
вестник – [в,э ́с,н,ик]
известный – [изв,э ́сный,]
•Что обозначает каждое слово?
•Сравните произношение и написание слов. Какое
различие
вы звук,
заметили?
Почему
который не произносится
•Какойобозначается
вопрос возникает?буквой
на письме?
•Сравните свою формулировку вопроса с авторской.
Решаем проблему, открываем новые знания
Понаблюдайте за другими однокоренными словами. Есть ли в
этих словах согласный звук, который не произносится?
ездить
наездник
Ездить,
наездник.
езда езда, поезда,
грустно
Грусть,
грустный.
поезда грустит, грустно,
грустный
грустьв один столбик слова, в которых согласный звук
Выпишите
произносится,
а в другой те, в которых не произносится.
грустит
•Какие звуки не произносятся в словах второго столбика?
•Как можно назвать эти
согласные?
Сделайте
вывод:
•Почему звуки [т] и [д] не произносятся?
Какие
звуки могут быть непроизносимыми и почему?
Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквами т и д.
Решаем проблему, открываем новые знания
В русском языке много слов, в которых рядом находятся
три согласных звука, например [стн], [здн] и другие. Один
согласный звук из трех (средний) в потоке речи не
произносится. Такие согласные звуки называют
непроизносимыми. Непроизносимыми чаще всего являются
звуки [т] и [д], но могут быть и другие звуки
Решаем проблему, открываем новые знания
Прочитайте слова каждого ряда. Найдите слова, в которых есть
непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки.
капуста,
капустный (лист)
капустница
звезда, звезды,
звездочка
звездный
звездолет
Как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого
согласного?
Сформулируйте правило:
Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые
как правильно записать непроизносимый
согласные известным вам способом?
согласный
звук? ряду проверочные
Найдите, среди однокоренных
слов в каждом
слова. Почему они являются проверочными?
Сравниваем свой вывод с авторским
Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым
согласным звуком в корне, надо подобрать такое
проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался
перед гласным и стал произносимым.
Обозначение на письме непроизносимого согласного – это
орфограмма.
Местный – место
Честный – (нет) чести
Вестник – вести
Применяем новые знания. Развиваем умения
По какому
признаку
орфограмму
1. Произношу
слово.
Слушаю,будете
есть ли находить
рядом несколько
согласныхбукву
звуков.
Например: лесной
– звуки [сн], гигантский
– звуки
[нск]
непроизносимого
согласного
в слове?
2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для
этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово,
Как действовать
дальше?
Что для этого нужно сделать?
чтобы
после согласного
стоял гласный.
[сн]
Лесной леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем
лесной.
[нск]
Гигантский – гиганты. Появился звук [т]. Надо писать гигантский.
3. Пишу слово.
4. Проверяю написание:
обозначаю орфограмму.
Как обозначить
орфограмму.
Гигантский — гиганты
Применяем новые знания. Развиваем умения
Пользуясь инструкцией, определите, какую букву вы
напишите на месте пропуска. Почему?
Спишите, обозначь орфограмму.
Тростинка
– трос_ник
Тростинка
– тростник
Солнышко
– со_нце
Солнышко
– солнце
Власти – влас_ный
Власти – властный
Прелести – прелес_ный
Прелести – прелестный
Итог урока
•С какой новой сестрой-орфограммой вы познакомились?
•Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут
подданными третьей сестры-орфограммы?
•Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм?
Орфограмма буква парного согласного в
корне слова кот подушка мышка
Орфограмма буква удвоенного согласного
в корне слова ванна
Орфограмма буква непроизносимого
согласного в корне слова сердце солнце

Заметка 16 Тайные друзья или враги? О непроизносимых согласных

Помните ли вы повесть Герберта Уэллса о человеке-невидимке? А ведь бывают еще и звуки-невидимки, точнее – «неслышимки». Объяснить их появление очень просто. В тех случаях, когда в слове рядом оказываются сразу три согласные или больше, нам трудно произнести их все подряд. И часть мы пропускаем. Но только в устной речи! На письме этим согласным по-прежнему рады и пропускать их нельзя. Напротив, надо снимать шляпу и вежливо говорить:

«ЗдраВствуйте!»

Вот и первая «неслышимка»! Она притаилась в самой середине слова здраВСТВуйте – там, где встречаются сразу четыре согласных звука подряд, и язык хочет произнести это слово так: «здраствуйте!»

А почему бы в угоду языку не изменить правописание? Будем писать так, как слышим, и всем будет легче! Но если мы так поступим, то можем упустить что-то важное.

* * *

Например, то, что слово «здравствуйте» – это на самом деле пожелание «здравия», или здоровья. Первое, что мы говорим человеку при встрече: «Будь здоров!» Какое замечательное доброе пожелание, а мы только что едва не уничтожили его!

Тем более что избежать ошибки здесь очень просто: в этом нам поможет то самое слово «здравие». Оно ясно показывает, что в корне «здрав» есть буква «в» и ей надлежит оставаться там, в какие бы приключения ни попадало само слово.

Но можно ведь не сдаваться и продолжать искать возможность ошибаться! Например, написать непроизносимую согласную там, где она не зря не слышна. Допустим, вот так: «Как ужастно и опастно букву “т” писать напрастно». Правильность написания слов с подобными буквами в этом предложении можно проверить с помощью «ужаса», охватившего вас, когда вы почувствовали «опасение», что совершаете ошибку, – и убедиться: никакой буквы «т» в них нет. А значит, писать их нужно только так: «ужасно» и «опасно».

А теперь сформулируем правило. Для того чтобы убедиться в наличии непроизносимого согласного звука, в проверочных словах он должен стоять в «сильной позиции». Что такое «сильная позиция»? Это когда звук оказывается:

– перед гласными: «безмолвствовать» – «молва», «молвить»,

– перед непарными звонкими согласными: «солнце» – «солнышко», «солнечный» (перед [н]), «счастливый» – «счастье» (перед [й”]),

– на конце слова – «гигантский» – «гигант».

Вот так можно проверить другие слова: «сердце» – «сердечко», «поздно – опаздывать», «голландский – Голландия», «крестный – крест», «агентство» – «агент» и т. д.

* * *

Вроде все просто и понятно. Но… как подобрать это проверочное слово? Иногда это легко. А порой приходится «докапываться до корней» – выяснять, откуда и каким образом оно появилось на свет.

Возьмем хотя бы то слово, оставшееся в разобранной выше фразе непроверенным, – «напрасно». Что оно означает? Словарь Ушакова нам объясняет:

НАПРАСНЫЙ

напрасная, напрасное; напрасен, напрасна, напрасно.

1. Бесполезный, безуспешный. Напрасный труд. Напрасные старания. «Напрасно (нареч.) мне кудесники сулят дни долгие, дни власти безмятежной», Пушкин. «Не плачь, дитя, не плачь напрасно (нареч.)», Лермонтов.

2. Неосновательный, не имеющий серьезных причин, ненужный. Напрасная тревога. «Напрасных слез не лей», Некрасов.

3. Несправедливый. Напрасные нарекания. «Напрасно (нареч.) чернила его клевета», Некрасов.

Но он ничего не говорит нам о происхождении этого слова. О нем рассказывает другой словарь – этимологический. Само слово «этимология» происходит от двух греческих слов «этимон» – «истина, основное значение слова» и хорошо знакомого нам слова «логос» – «учение, суждение» и обозначает раздел лингвистики (сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов.

Однако, если мы обратимся к этимологическим словарям, нас ждет сюрприз. Разные источники объясняют его по-разному.

Например, словарь С. Фесмана утверждает:

НАПРА?СНЫЙ напра?сно, нареч., напра?с «клевета», укр. напра?сний «внезапный», блр. напра?слiна «поклеп», ст. – слав. напраснъ ??????, ?????????, сербохорв. на?прасан «вспыльчивый, стремительный, неукротимый». Рум. na?pr?sna? «нечаянно, внезапно» заимств. из болг.; см. Тиктин 2, 1034. Первонач. «внезапно, вдруг», возм. , родственно праск «треск»; см. Брюкнер 23, 213 (ср. лосни?ться: лоск и под.). Совершенно недостоверно родство с др. – инд. рrаsаbhаm «насильно, быстро, вдруг» (Маценауэр, LF 11, 176; Шарпантье, AfslPh 29, 6), фонетически невозможно сравнение с цслав. напр?дати «прыгать вверх» (см. пряда?ть), вопреки Иоклю (AfslPh 28, 2) [От основы слав. prositi, naprositi, русск. просить производит русск. напрасный и родственные слова Варбот; см. подробно «Этимология. 1964», М., 1965, с. 30–36. – Т.]

А словарь Н. М. Шанского предлагает такую версию:

НАПРА?СНЫЙ. Искон. Суф. производное от напрасъ «клевета, наговор, ложь», того же корня, что просить (см.). Исходное значение напрасъ – «просьба» > «просьба с жалобой на кого-н.», далее – «клевета, ложное обвинение» и «тщетность», «бесполезность».

Но если вдуматься, ничего странного в этом нет. Происхождение слов – дело «давно минувших дней», и оно не всегда понятно и твердо установлено. Тут допустимы разные версии. Но самое замечательное, что они обе четко указывают: никакого «т» в слове «напрасно» нет. Оно – лишнее.

* * *

А вот еще несколько слов с непроизносимыми согласными.

Слово «сердце». Словарь Г. А. Крылова пишет: «СЕ?РДЦЕ. Это общеславянское слово имеет индоевропейскую природу. Соответствия находим в разных индоевропейских языках: в армянском – sirt, в латинском – cor, в хеттском – kard. Обратим внимание, что слово «сердце» восходит к той же основе, что и середина: изначально – «то, что находится в центре».

А замечательный русский лингвист и языковед Лев Васильевич Успенский рассказывает: «Мы считаем, что уменьшительной формой от “сердца” будет “сердечко” или “серде?нько”. На деле же само слово “сердце” – уже уменьшительное к древнему праславянскому “сьрдь”. Образованное от него “сьрдько” затем преобразовалось в “сердце”, и эта форма стала основной, утратив значение уменьшительности. Корень тут не “сердц-”, а “серд-”: приглядитесь к словам: “серд-о-больный”, “пред-серд-ие”. Будет неплохо, если вы сейчас же прочтете о слове “солнце”: между ними много сходства».

О том, как читались в древности мягкий и твердый знаки, можно узнать в главе «Два знака в вашем букваре, теперь не в моде твердый…».

Кстати, проверочным словом к «сердцу» может стать слово… «сердиться» – ведь корень у них один. Не случайно о сказавшем что-то сгоряча, в раздражении, сердито, говорят: «Он ляпнул это в сердцах!»

А теперь воспользуемся советом Успенского и присмотримся к слову «солнце».

Лев Васильевич пишет о нем: «Со?лнце. По строению очень похоже на “сердце” (перечтите эту статью). Из таких слов, как “солн-ышко”, “посолонь”, можно вывести, что в древности дневное светило обозначалось у праславян словом “солнь”. От него было произведено уменьшительное – “солньце”, значившее то же, что наше “солнышко”. Затем оттенок уменьшительности выветрился, “солньце” стало основным словом. Самый корень “сол-” очень древний: почти во всех языках Европы солнце называется словами, произведенными от него: латинское “соль”, французское “соле?й”, немецкое “зо?ннэ”…»

А словарь Н. Шанского вносит поправки:

СОЛНЦЕ. Общеслав. Суф. образование (суф. – ьце < – ько) от исчезнувшего сълнь (ср. диал. посолонь «по солнцу», усолонь «тень», солнопек «солнцепек» и т. д.), суф. производного (суф. – нь) от того же индоевроп. по своему характеру корня…

Итак, «н» и «ц» – это суффиксы, в незапамятные времена присоединившиеся к корню «sol», который еще Древнем Риме был именем бога Солнца. Оттуда это слово распространилось по всей Европе, постепенно изменяясь в процессе путешествия. Помните такую итальянскую песню «O sole mio!» («О, мое солнце»). А как будет солнце по-английски? Правильно, «the sun»! А по-немецки? «Die Sonne».

А вот в славянских языках этот корень может не только менять гласный звук, но и «обрастать» суффиксами: в болгарском оно звучит как «слъ?нце», в сербохорватском – «сунце», в словенском – «s?lnсе», в чешском – «slunce», в словацком – «slnce», в польском – «s?о?се», в верхнелужицком – «s??nco», в нижнелужицком – «s?у?со». (Эти сведения я почерпнула в словаре Фасмера.)

Теперь мы может различить в слове «сердце» и два бывших суффикса – это «д» и «ц», присоединившиеся к древнеримскому слову «cor», поменявшему гласный звук в корне и произношение первого согласного.

* * *

Где сердце, там и чуВСТВа! И в середине этого слова тоже есть симпатичное (или устрашающее) скопление согласных. Откуда оно взялось?

Словарь Фасмера разъясняет:

ЧУ?ВСТВО чу?вствовать, русск. – цслав. чувьство ????????, ст. – слав. чоувьстви? (Еuсh. Sin.), диал. у-чува?ть «услышать, заметить», цслав. по-чувати, болг. чу?вам «слышу», сербохорв. чу?вати, чу?в?м «охранять, стеречь», словен. ??vati «бодрствовать, стеречь», далее связано с чу?ю, чуть, чу?ять; см. Бернекер I, 162; Преобр., Труды I, 83.

А словарь Шанского рассказывает о дальнейших приключениях этого корня:

ЧУВСТВО. Заимств. из ст. – сл. яз., где чувство – суф. производное от чувъ «способность чувствовать» > «тот, кто обладает этим», суф. образование (суф. – в-, ср. нрав, гнев и др.) от чути «чувствовать, слышать, ощущать, познавать».

Итак, «ст» и второе «в» – это тоже суффиксы, «приросшие» к корню «чув».

К слову, «сочувствию» – производному от «чувств» («общее, совместное чувство») – близко одно из значений слова «участие». Что подтверждает словарь Ушакова:

УЧА?СТИЕ, участия, мн. нет, ср.

1. Действие по гл. участвовать в 1 знач., сотрудничество, деятельность по совместному выполнению какого-нибудь общего дела. Принять деятельное участие в чем-нибудь (работать в каком-нибудь общем деле). Спектакль пойдет при участии известных артистов. Участие в общественной работе. Участие в деле.

2. Обладание долей, паем в чем-нибудь, в каком-нибудь предприятии, деле. Участие банка в акционерном обществе, в торговой фирме.

3. Сочувствие, сердечное отношение. Принять участие в ком-нибудь (выказать сочувственное отношение к кому-нибудь). «Я живо в нем участье приняла», Грибоедов. «Она выказала искреннее участие в судьбе брата», А. Тургенев. Где прелесть эта встреч? участье в ком живое?

Но в «участии», в отличие от «сочувствия», никакого непроизносимого «в» нет! Потому что оно происходит от слова «часть» (тот, кто участвует в чем-то, берет на себя часть дела). Что подтверждает и словарь Шанского:

УЧАСТИЕ. Заимств. из ст. – сл. яз., где оно – суф. производное от участь «доля, часть». Участие буквально – «доля, часть», затем – «участие в какой-л. доле, части совместной работы, переживании и т. д.».

Моя учительница русского языка в школе говорила: «Когда участвуете, не чавкайте!»

Кстати, к словам «участвовать» и «участие» непосредственное отношение имеет слово «счастье». Вот что пишет о нем словарь Шанского:

СЧАСТЬЕ. Общеслав. Суф. – преф. производное (с помощью приставки съ- в значении «хороший» (см. сдоба) и суф. (-иj-) от чясть (через «юс» малый)). Буквально – «хорошая часть, доля».

По-моему, то, что слова «участие» и «счастье» можно назвать близкими родственниками, – просто замечательно!

* * *

Дальше ищите сами, если вам будет интересно.

Но есть еще один способ верно писать слова с непроизносимыми согласными, не копаясь в словарях: просто запоминать, где «неслышимки» есть, а где – нет. Правда, тогда не узнаете много интересного. Но вот вам примерный список для запоминания или для исследования – решайте сами!

безгласный

безжалостный

бессловесный

блеснуть

вестник

вкусный

властный

гигантский

гнусный

грустный

доблестный

древесный

завистливый

захолустный

злостный

известный

корыстный

лестница

местность

несносный

областной

окрестный

пастбище

поверхностный

поздний

послать (письмо)

постлать (постель)

почерк

праздный

прекрасный

прелестный

присутствовать

радостный

ровесник

свистнуть

тростник

устный (об этом слове см. главу «Ветераны снова в строю»)

хлестнуть

хрустнуть

честный

чудесный

шествовать

шестнадцать

шефствовать

яростный

Так кто же такие эти непроизносимые согласные звуки – наши друзья или враги? Они заставляют нас проделывать лишнюю работу и зря напрягать память или позволяют узнать много нового? Вопрос из категории философских и мировоззренческих, и единственного ответа, верного для всех, здесь нет. Каждый может найти его самостоятельно.

Закрепление правила правописания слов с непроизносимыми согласными

Тема урока: Закрепление правила правописания слов с непроизносимыми согласными. (3 класс) II четверть.

Цели урока:

  1. Развивать умение проверять слова с непроизносимыми согласными.
  2. Развивать речь, мышление.
  3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: сигнальные карточки, жетоны, магнитофон, экран, компьютер.

Литература: учебник “Русский язык” 3 класс (автор А.В. Полякова).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Какие слова с непроизносимыми согласными вы выписали из первого отрывка? (солнце, прелестный)

2. Какие слова с непроизносимыми согласными вы выписали из второго отрывка? (здравствуй, ненастный)

3. Какие слова непроизносимыми согласными вы выписали из третьего отрывка? (с грустной)

– Первый отрывок, из какого произведения Пушкина?

– Каким временем года восхищается поэт?

– Чем хороша зима?

II. Домашнее задание.

Стр. 120 упр. 237 I гр. – выписать слова с пропущенными буквами, написать проверочные слова. II гр. – выписать слова с пропущенными буквами, написать проверочные слова, подобрать ещё 5 слов на тоже правило. III гр. – выписать слова с пропущенными буквами, написать проверочные слова, подобрать ещё 5 слов на тоже правило, составить предложение с любым из написанных слов.

– Взгляните на текст и скажите, о каком времени говориться в нём?

– Чем хороша осень?

III. Минутка чистописания.

– На доске написан ряд букв: О, Д, Т, Ч, П, Ш, С,…

– Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания? (В этом ряду написаны первые буквы названия цифр: один – О, два – Д,… Следующая будет цифра 8. Её название начинается на букву В, значит, мы будем писать букву В)

– Определите порядок следования букв в этой цепочке: Вдтл, Влтд, Втдл (Справа от заглавной В находятся строчные буквы в, л, д, которые в каждой ячейке меняют свой порядок. Первая из них становится последней.)

– Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте закономерность, если верно – жетон.

– Дайте характеристику звукам, которые обозначены данными буквами. (Все звуки согласные, могут быть твёрдыми и мягкими.) Звуки [в], [д] – звонкие парные согласные Звук [т] – глухой парный согласный. Звук [л] – непарный звонкий согласный.

– Как вы думаете, почему именно эти буквы мы писали на минутке чистописания. (Эти буквы обозначают непроизносимые согласные звуки.)

– Назовите тему урока. (Мы будем повторять правило правописания слов с непроизносимыми согласными)

– Почему это правило важно знать?

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

В.Волина

– Какое же правило мы должны знать?

– Посмотрите на опорную схему. Внимание на экран!

1. [д], [т], [в], [л]

2. Запомните: чувство, лестница, праздник

3. -сн-, -зн-

4.-стн-, -здн-, -лнц-

Ученик рассказывает правило по опорой схеме.

1. В некоторых словах согласные звуки [д], [т], [в], [л] не произносятся, но пишутся. Например: звездный, местный, здравствуй, солнце.

Для проверки непроизносимых согласных нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся четко. Например: радостный – радость, честный – честь, счастливый – счастье.

  • Некоторые слова проверить нельзя. Например: чувство, лестница, праздник. Их нужно запомнить.
  • Если в словах встречаются сочетания -сн-, -зн-, то мы вспоминаем стихотворение:

Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный,
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный –
Этих слов не забывайте,
Букву “Т” в них не вставляйте.

Во всех других словах есть стечение трех согласных -стн-, -здн-, -лнц-.

IV. Словарная работа. (Письмо по памяти.)

– Убираем опорную схему. Напишите слова с непроизносимыми согласными, которые проверить нельзя.

– С красной строки напишите слова, в которых встречаются сочетания -сн-.

– Посчитайте, если вы написали все 12 слов, берите 5 жетонов. Пропустили 1-2 слова – 4 жетона, 3-5 слов – 3 жетона. Написали меньше 6 слов – 2 жетона.

– Встаньте, кто набрал 5 жетонов. А теперь кто 4 жетона.

V. Закрепление пройденного материала.

– Внимание на экран!

– К словам левого столбца подберите близкие по значению слова из правого столбца. Напишите их парами. Вставьте, где необходимо, непроизносимые согласные.

Унылый ярос… ный
огромный радос… ный
знаменитый наез… ник
здешний гиган…ский
всадник грус…ный
веселый извес…ный
гневный месс…ный

– Проверим (унылый – грустный, огромный – гигантский, знаменитый – известный, здешний – местный, всадник – наездник, весёлый – радостный, гневный – яростный).

– Внимание на экран!

– В словах правого столбца найдите лишнее. Что обозначает это слово? (наездник – тот, кто едет верхом)

VI. Физминутка.

Я буду показывать слова на разные правила. Если в слове, которое я покажу, есть непроизносимые согласные, то вы присядете, если нет – поднимаете руки. Слова: цвет, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, свекла, завистливый, тополь, земля, счастливый, луг, рукав, сугроб, устный, шалаш. Провожу упражнение для глаз.

VII. Работа по составлению словосочетаний.

– Внимание на экран!

– Прочитайте слова. Постарайтесь составить словосочетания (прилагательное + существительное), и чтобы в прилагательном обязательно был непроизносимый согласный. Слова (словосочетание): писатель (известный писатель), ветер (яростный ветер), ответ (устный ответ), день (радостный день), поступок (честный поступок), погода (ненастная погода), час (поздний час), находка (счастливая находка).

– Какое из написанных слов является лишним? (поздний – непроизносимая согласная “д”)

VIII. Работа по учебнику (стр.124 упр.248).

– Прочитайте текст.

– О каком времени года говорится в этом тексте? (О лете.)

– А чем вам нравится лето?

– Мы выполним только третье задание

Красные ягоды земляники найдут и принесут птицы.

IX. Восстановите авторское стихотворение, вставляя слова с непроизносимыми согласными.

Весеннее предупреждение. … (Что?) светит так … (как?), Но по льду ходить … (как?). …(Когда?) рыбку здесь ловить, …(Как?) в речку угодить.

1 – солнце, 2 – прекрасно, 3 – опасно, 4 – поздно, 5 – грустно.

– В какое время года то может пройти?

– Внимание на экран!

– О чем предупреждает нас это стихотворение?

– Чем хороша весна?

X. Итог урока.

– Какие знания повторяли и закрепляли на уроке?

– Что удалось?

– С какими заданиями справились без затруднений, не допустили ошибок?

– Над чем ещё нужно поработать?

– Кто получил более 12 жетонов?

– Какое же время года лучше?

Вставьте буквицу

Добавить буквицу

  1. Выберите первый символ абзаца.

  2. Перейти к ВСТАВИТЬ > Буквица .

  3. Выберите нужный вариант буквицы.

    • Чтобы создать буквицу, которая соответствует вашему абзацу, выберите Dropped .

    • Чтобы создать буквицу на поле за пределами абзаца, выберите На поле .

Совет: Вы можете изменить размер и шрифт буквицы, а также ее расстояние от текста.Для этого выберите Буквица > Параметры буквицы и в разделе Параметры сделайте свой выбор.

Снять пробку

  1. Выделите большую букву буквицы.

  2. Перейдите к ВСТАВИТЬ > Буквица и выберите Нет .

См. также

Создать отступ первой строки

Добавить или изменить буквицу

  1. В меню View выберите Макет печати .

  2. Выберите абзац, который вы хотите начать с буквицы.

    Абзац должен содержать текст и не может находиться внутри текстового контейнера.

  3. В меню Формат выберите Буквица .

  4. Выберите Отброшено или На полях .

  5. Выберите нужные параметры.

Снимите крышку

  1. В меню View выберите Макет печати .

  2. Выберите абзац, содержащий буквицу, которую вы хотите удалить.

  3. В меню Формат выберите Буквица .

  4. Выберите Нет .

См. также

Настройка отступов и интервалов

Выравнивание или выравнивание текста

Некоторые символы отсутствуют или обрезаны при отображении на экране в Word.


Версию этой статьи для Microsoft Word 7.0 для Windows 95 см. по адресу
184142.

При просмотре документа в Microsoft Word некоторые символы могут отсутствовать, или верхняя (или нижняя) часть некоторых символов может быть обрезана.

Эта проблема может затрагивать следующие типы символов:

  • Подчеркивание

  • Символ с зажимом

  • Знак с выносным элементом

  • Международный символ, который содержит умлаут, акут, гравис, циркумфлекс или тильду

  • Объект, встроенный в текст документа, например изображение, не вставленное во фрейм или текстовое поле

ПРИМЕЧАНИЕ. Эта проблема не влияет на печать; то есть символы подчеркивания, символы с надстрочными и нисходящими элементами, а также международные символы печатаются правильно, хотя могут отображаться неправильно.

Симптомы

Эта проблема может быть вызвана одной из следующих причин.

Дело 1

Межстрочный интервал вашего текста может быть установлен на точную высоту. Если для межстрочного интервала задано значение Точно и выбран размер, равный или меньший высоты шрифта, символы подчеркивания могут не отображаться, а символы с надстрочными и нисходящими элементами или умлаутами могут быть обрезаны.Например, если для межстрочного интервала установлено значение Ровно 9 пунктов для шрифта размером 10 пунктов, символы подчеркивания могут быть обрезаны.

ПРИМЕЧАНИЕ. Эта проблема может возникать по-разному с разными шрифтами.

Случай 2

Драйвер принтера может неправильно заменять экранные шрифты при определенных процентах просмотра. Если вы измените драйвер принтера, вы сразу же заметите разницу в зависимости от используемого вида.

Случай 3

Процент увеличения, установленный для документа, может привести к тому, что верхняя или нижняя часть символов экранного шрифта будет обрезана.Вы можете отрегулировать процент увеличения от 75 процентов до 100 процентов в большинстве случаев, чтобы исправить это визуально.

Причина

Эта проблема связана только с отображением. Используйте один или несколько из следующих методов, подходящих для вашей ситуации.

Метод 1: изменение параметра масштабирования документа

При изменении масштаба в процентах Word может позволить вам просматривать текст во всю высоту.Для этого используйте один из следующих способов в зависимости от используемой версии Word:

.
Microsoft Office Word 2003, Microsoft Word 2002 или Microsoft Word 2000
  1. В меню Вид выберите Масштаб.

  2. Выполните одно из следующих действий:

    • В разделе Увеличить до измените значение на большее.Например, измените значение на 200% и нажмите кнопку ОК.

    • В разделе «Проценты» измените процентное значение на большее значение. Например, измените его на 120%.

Microsoft Office Word 2007
  1. На вкладке View нажмите
    Zoom в группе Zoom .

  2. Выполните одно из следующих действий:

    • В разделе Увеличить до измените значение на большее значение. Например, измените значение на 200% .

    • В разделе Percent измените процентное значение на большее значение.Например, измените значение на 120% .

  3. Нажмите OK .

Способ 2: изменение вида документа

Когда вы меняете представление документа на представление структуры, Word показывает всю высоту вашего текста.

Чтобы изменить вид документа в Word 2003, Word 2002 или Word 2000, щелкните Структура в меню Вид.

Чтобы изменить представление документа в Word 2007, нажмите Структура в группе
Представления документа на вкладке
Вид .

ПРИМЕЧАНИЕ. Эта проблема может возникать в обычном режиме, в режиме печати и в веб-режиме. При просмотре документа в режиме структуры форматирование абзаца игнорируется.

Метод 3: изменение межстрочного интервала

Word 2003, Word 2002 или Word 2000
  1. Выделите текст и нажмите «Абзац» в меню «Формат».

  2. Выполните одно или оба из следующих действий:

    • На вкладке «Отступы и интервалы» измените значение поля «Интервал между строками» на значение, отличное от «Точно». Например, измените параметр Межстрочный интервал на Одинарный.

    • Измените параметр At на значение, немного превышающее размер шрифта, который вы используете в документе.Например, если размер вашего шрифта составляет 10 пунктов, измените настройку At на 11 пунктов.

Ворд 2007
  1. Выберите текст.

  2. На вкладке Home щелкните кнопку запуска диалогового окна
    Paragraph в группе Paragraph .

  3. Выполните одно или оба из следующих действий:

    • На вкладке Отступы и интервалы измените параметр в поле Межстрочный интервал на значение, отличное от
      Ровно . Например, измените настройку в поле Межстрочный интервал на Одиночный .

    • Измените настройку At на настройку, немного превышающую размер шрифта, который вы используете в документе.Например, если размер вашего шрифта составляет 10 пунктов, измените настройку
      At на 11 .

Метод 4: изменение шрифта или размера точки

Word 2003, Word 2002 или Word 2000
  1. Выберите текст и нажмите «Шрифт» в меню «Формат».

  2. На вкладке «Шрифт» выполните одно или оба из следующих действий:

    • Измените параметр «Шрифт» на другой шрифт.

    • Измените параметр «Размер» на меньший размер, чем заданный вами межстрочный интервал. Например, если межстрочный интервал установлен ровно на 12 пунктов, измените размер шрифта на 11 пунктов.

Ворд 2007

  1. Выберите текст.

  2. На вкладке Home щелкните кнопку запуска диалогового окна
    Font в группе Font .

  3. На вкладке Шрифт выполните одно или оба из следующих действий:

    • Измените параметр Font на другой шрифт.

    • Измените параметр Размер на меньший размер, чем установленный межстрочный интервал. Например, если межстрочный интервал установлен на Ровно 12 пунктов, измените размер шрифта на 11 пунктов.

Разрешение

Межстрочный интервал определяет расстояние по вертикали между строками текста.По умолчанию Word использует одинарный межстрочный интервал. Выбранный межстрочный интервал влияет на все строки текста в выбранном абзаце или абзаце, содержащем точку вставки. В следующей таблице описаны параметры межстрочного интервала:
Этот параметр приводит к
————————————————— ————————————-

Однострочный интервал для каждой строки, вмещающей наибольший
шрифт в этой строке плюс небольшой дополнительный пробел.
Объем дополнительного пространства зависит от используемого шрифта
.

1.5 Lines Междустрочный интервал для каждой строки в полтора раза больше, чем одиночный междустрочный интервал в 90 145 раз. Например, если текст
размером 10 пунктов расположен через 1,5 строки, межстрочный интервал
составляет приблизительно 15 пунктов.

Двойной межстрочный интервал для каждой строки, вдвое превышающий одинарный межстрочный интервал
. Например, в строках с двойным интервалом из 90 145 10 пунктов межстрочный интервал составляет примерно 20 90 145 пунктов.

По крайней мере Минимальный межстрочный интервал, который Word может отрегулировать для размещения
больших размеров шрифта или графики, которые иначе
не помещаются в указанный интервал.

Точно фиксированный межстрочный интервал, который Word не регулирует. Эта опция
делает все строки равномерно распределенными.

Множественный межстрочный интервал, который увеличивается или уменьшается на указанный вами процент
. Например, установка межстрочного интервала 90 145, кратного 1,2, увеличивает пространство на 90 145 20 процентов, а установка межстрочного интервала, кратного 90 145 0,8, уменьшает пространство на 20 процентов. Установка межстрочного интервала
, кратного 2, эквивалентна установке
межстрочного интервала на Двойной.В поле At введите или
выберите нужный межстрочный интервал. По умолчанию это три строки
.

At Выбранный межстрочный интервал. Этот параметр 90 145 доступен только в том случае, если вы выберете «По крайней мере», «Точно» или «90 145 Несколько» в поле «Межстрочный интервал».
ПРИМЕЧАНИЕ. Если строка содержит большой текстовый символ, графику или формулу, Word увеличивает интервал для этой строки. Чтобы расстояние между строками было равномерным, нажмите «Точь-в-точь» в поле «Интервал между строками», а затем выберите межстрочный интервал в поле «В», который достаточно велик, чтобы вместить самый большой символ или рисунок в строке.Если символы или графика по-прежнему обрезаны, выберите большее число в поле At.

Для получения дополнительных сведений щелкните следующий номер статьи базы знаний Майкрософт:

192973 Определения терминов оформления в Word 2000

Дополнительная информация

Размер букв баннера для легко читаемого винилового баннера с максимальным эффектом и удобочитаемостью

Как правило, основное сообщение или заголовок вашего винилового баннера всегда должен быть самым большим и легко читаемым элементом на вывеске. Для максимального воздействия важно предоставить буквы соответствующего размера для предполагаемого расстояния просмотра. Очевидно, что чем дальше находится человек, тем крупнее должны быть печатные буквы, чтобы сохранить возможность легкого чтения баннера. Хотя хорошим ориентиром является то, что буквы должны быть примерно один дюйм в высоту на десять футов расстояния просмотра, мы составили следующую таблицу, чтобы помочь вам с вашим конкретным дизайном.

баннер надписи на веревки

9049
Высота буквы Лучший разборчивость максимальное расстояние
3 « 30 ‘ 100′
4″ 40 ‘ 150
6 « 60 ‘ 60′ 200 ‘
8″ 80′ 900 ‘
9 « 90′ 400 ‘
10″ 100 ‘ 450′ 450 ‘
12 « 120′ 525 ‘
15″ 150′ 630 ‘
18 « 180′ 750 ‘
24 « 240 ‘ 240′ 1000 ‘
30″ 300′ 1250 ‘
360′ 1 500 ‘
48 «9 0504 480 ‘ 480′ 2000 ‘ 2000′
60 « 600 ‘ 600′ 2500 ‘

Как вы можете видеть, хорошее правило — каждые 1 дюйм высоты буквы обеспечивают 10 футов читаемости лучшее воздействие. Например, буквы высотой 3 дюйма производят наилучшее впечатление в пределах 30 футов; тем не менее, их все еще можно увидеть и прочитать на расстоянии до 100 футов.

Обратите особое внимание на размер вашего баннера, который вы хотите, чтобы его легко узнавали, читали и понимали на расстоянии. Буквы высотой в один дюйм могут показаться вам крупными вблизи, но на баннере высотой 4 фута их будет трудно прочитать с расстояния более пары десятков футов. Если вы не уверены, нарисуйте несколько больших букв на бумаге для компьютера и двигайтесь вперед. расстояние до области просмотра.Если вы хотите, чтобы клиенты могли читать ваш баннер с расстояния 100 футов, вы должны иметь возможность читать свои письма с такого же расстояния.

С другой стороны, если ваши клиенты будут находиться вблизи, вам не следует делать буквы настолько большими, чтобы их нельзя было прочитать с расстояния 5 футов. Короче говоря, разработка идеального знака заключается в поиске правильного сочетания высокой видимости и среднего расстояния просмотра.

Зона размещения букв

Понимание того, насколько большими должны быть буквы на любых вывесках, требует создания оптимальной читабельности для зрителя.Область копирования знака — это часть лицевой стороны знака, охватывающая буквы и пространство между буквами, а также любые символы, иллюстрации или другие графические элементы. Это критически важный компонент эффективного выбора размера букв, поскольку он устанавливает взаимосвязь между сообщением и пустым пространством, необходимым для обеспечения разумной читаемости знака на расстоянии.

Факторы, влияющие на выбор размера букв

  • Толщина букв

    Тонкие буквы труднее читать.Выберите простой жирный шрифт, который поможет привлечь внимание. Проверьте размеры букв в своем офисе, распечатав пару слов и прикрепив их к стене.

  • Белое пространство

    Белое пространство — это открытая область вокруг копии. Мы рекомендуем использовать правило 40/60. Как правило, текст должен занимать 40 % знака, а 60 % — пустое пространство. Это позволит вашим словам «дышать» и быть более читаемыми. Пустое пространство поможет буквам правильного размера контрастировать с фоном и выделиться для читателя.

  • Кернинг

    Кернинг — это пространство между буквами. Это будет идти рука об руку с пустым пространством. Слишком близкое расстояние между буквами сделает копию очень трудной для чтения. Не делайте ошибку, используя очень большие буквы, расположенные очень близко друг к другу; это сильно снизит читабельность копии.

Размеры букв для движущихся читателей

Если вы планируете размещать вывески вдоль дороги, вам необходимо изучить ограничения скорости, количество полос движения, загруженность дороги и будет ли знак находиться рядом с светофор или стоп-сигнал.Размер ваших букв должен быть достаточно большим, чтобы их можно было прочесть за те несколько секунд, что вы привлекли внимание зрителя.

Слева показано краткое справочное руководство высота букв в дюймах

LN количество полос движения

SD расстояние знака от бордюра в футах

Пример использования

2-полосная проезжая часть

Расстояние до знака 37 футов от бордюра

6 LH

= (2 x 10 + 37) / 5

Соответствующая высота букв равна 11. 4 дюйма.

Если для определенного знака требуется точное определение высоты букв, простая в использовании формула может предоставить вам необходимую информацию. Следующее уравнение можно использовать для определения точной высоты букв знаков с учетом количества полос движения и расстояния знака от бордюра.

Как сделать большие буквы для доски объявлений

Вы когда-нибудь задумывались, как учителя делают эти красивые буквы для доски объявлений? В этом посте описывается пошаговый набор указаний по созданию больших букв на доске объявлений, которые выделяются и выглядят потрясающе!

Шаг 1. Соберите расходные материалы и распечатайте

Для создания больших букв для доски объявлений вам понадобится:

  • компьютер
  • принтер
  • ножницы
  • бумага
  • клей
  • ламинатор

Выберите понравившийся шрифт.Есть довольно много шрифтов, которые можно найти в Интернете и бесплатно использовать в личных целях. Некоторые из моих любимых:

После выбора шрифта установите его на компьютер. Затем введите текст, необходимый для доски объявлений. В зависимости от размера заголовка вы можете поиграть с размером шрифта. Обычно я использую шрифт размером 400, но все зависит от пространства и размера, которые мне нужны для букв.

Шаг 2. Вырежьте буквы

После того, как ваши буквы будут распечатаны, вам нужно будет их вырезать.Мне нравится оставлять небольшую белую рамку вокруг букв. Я использую лезвие бритвы, чтобы вырезать внутреннюю часть букв, таких как a, e, b, o и т. д.

 Шаг 3. Подтвердите свои письма

 

Это, конечно, необязательно, но мне нравится подкрашивать буквы цветом, потому что это делает их более прочными, и мне нравится, как это выглядит. Я использую клей-карандаш или резиновый клей, чтобы приклеить буквы к цветной бумаге или бумаге Astrobright.

Шаг 4. Ламинирование

Да, ламинат рядом.Да, перед обрезанием. Теперь я говорю это, и я сделал это с помощью домашнего ламинатора и школьного ламинатора. В нашем школьном ламинаторе нет ничего особенного, а пленка для ламинирования очень дешевая. Нет, у меня не было пилинга, но я слышал об учителях, у которых он есть, поэтому, если вам неудобно ламинировать перед резкой, поменяйте местами шаги 4 и 5. Приведенный ниже ламинатор — мой самый любимый ламинатор. Это 12-дюймовый ламинатор, и я ЛЮБЛЮ ЕГО! Я могу поместить в него плотную бумагу 12×18, а также папки с файлами! (партнерская ссылка)  Нажмите здесь, чтобы взять 12-дюймовый ламинатор, которым я пользуюсь!

Шаг 5. Вырежьте секции

Это личное предпочтение, но я вырезал каждую букву по частям.Мне проще обрезать все углы, чтобы правильно создать каждую букву.

Шаг 6. Вырежьте рамку

После того, как секции вырезаны, просто вырежьте каждую букву, оставив небольшую цветную рамку. Вот и все!

Надеюсь, этот пост оказался для вас полезным. Если вы хотите сохранить эту идею для использования в будущем, не стесняйтесь использовать изображение ниже, чтобы закрепить его на своей доске Pinterest, или нажмите здесь, чтобы перейти непосредственно к закреплению.

6 Варианты типографики с буквицей

Традиция в книжном дизайне делать первую букву в абзаце крупнее, чем остальная часть шрифта, восходит к довольно давним временам.Фактически, он полностью предшествует печати. Эта практика началась с писцов. При написании книг они иногда рассматривали эти первые буквы как возможность для украшения. Монахи, которые были писцами, увеличивали письмо до такой степени, что оно становилось достаточно большим, чтобы стать частью сложной иллюстрации.

Когда в 15 веке впервые начали печатать, первые типографы хотели подражать рукописям того времени. Они адаптировали эту практику использования большой начальной заглавной буквы в начале главы, чтобы сделать свои книги приемлемыми для публики, привыкшей покупать иллюминированные рукописи.

Сегодня эта практика сохранилась в прописных буквах, которые мы видим в начале глав. Но, как и во всем остальном в книжном дизайне, при принятии решения о том, как их использовать, лучше всего руководствоваться давними традициями букмекерства.

Когда использовать буквицы

На самом деле есть только одно место, где вы должны использовать буквицу, и это первый абзац каждой главы.

Буквица выполняет всего несколько функций, поэтому давайте рассмотрим их.Это даст нам лучшее представление о том, когда их использовать, а когда нет.

  • Украшение — В книге с сотнями страниц серых прямоугольников читателю важно время от времени немного украсить его, и буквицы идеально подходят для этого.
  • Навигация —Вторая функция буквицы — сообщить читателю, что начинается новый раздел книги. Когда вы видите это большое письмо, оно физически предупреждает вас о том, что грядет что-то новое.

Варианты буквиц

Чаще всего эти буквицы именно таковы: простая заглавная буква из того шрифта, которым набран текст. Но есть также множество других вариантов, в том числе заглавные буквы, которые стоят над линией («стоячие заглавные буквы») и те, которые печатаются на полях книги. Здесь мы рассмотрим стандартный тип буквицы и некоторые варианты.

Использование шрифта для основного текста, Adobe Janson

. Вместо шрифта для основного текста можно использовать отображаемый шрифт из открывающих глав глав.Это также связывает два элемента вместе, если отображаемый шрифт хорошо сочетается с основным текстом.

Использование экранного шрифта из книги, в данном случае ChunkFive

Вы также можете использовать чисто декоративный шрифт. Существуют тысячи декоративных шрифтов, и большинство из них не подходят для использования в основном тексте книги. Но если вы используете только одну букву за раз, как в случае с буквицей, они могут быть очень эффективными. Например, посмотрите список бесплатных декоративных шрифтов на сайте fontsquirrel.ком для некоторых идей.

В этом примере используется Pixie Font, декоративный шрифт

. Существуют также шрифты, состоящие только из больших квадратных иллюстрированных заглавных букв, и они предназначены для использования в качестве декоративных буквиц. Примером может служить Cloister Initials.

Это шрифт CloisterInitials

. Иллюстрации, в которых вы нанимаете художника для создания форм букв внутри формы, которая будет использоваться в качестве буквиц, могут быть очень эффективными. Например, в книге по уходу за садом вы можете включить рисунки различных видов растений в буквы или вокруг них.

Это нарисованная от руки заглавная буква

. Вы также можете усилить эффект, который создаете в начале главы, выделив первые несколько слов после буквицы. Вы увидите, что это делается с помощью маленьких заглавных букв, часто с некоторым интервалом между буквами. Чтобы использовать этот подход, выберите стандартное количество слов от 3 до 5 и сохраняйте одинаковое начало всех глав.

Пример снова с использованием текстового шрифта, на этот раз с маленькой заглавной буквой

Вы также можете неправильно использовать буквицу

В последнее время я видел несколько самиздатовских книг, в которых автор немного увлекся тем, как прекрасно выглядят эти большие буквы. Вместо того, чтобы просто использовать буквицу в начале глав, я видел книги, в которых каждый разрыв текста в книге — и я имею в виду многие из них — имел большую, богато украшенную или очень жирную буквицу. Их должно быть сотни.

Не думаю, что это улучшит внешний вид книги. Не забывайте, что читатели действительно заинтересованы в вашем контенте, а не в том, как красиво выглядят ваши страницы, если только вы не продаете книги по изобразительному искусству.

Работа книжного дизайнера состоит в том, чтобы создать среду, благоприятную для чтения и взаимодействия с текстом.Элементы, добавляемые на страницу, должны выполнять определенную функцию. Бегущие головы помогают читателю ориентироваться, показывая, где он находится в книге, а номера страниц служат ориентирами.

В этой схеме украшение, которое мы используем в начале главы, предлагает читателю долгожданное облегчение, сигнал о том, что тема каким-то образом меняется, и шанс для автора либо сделать полный перерыв в истории, либо продолжить развертывание. иерархия информации в книге.

Буквица может стать приятной частью этого перерыва между главами и, если ее использовать со вкусом, придать дизайну вашей книги еще одно измерение эффективной типографики.

Иллюстрированная столица из Келлской книги, Википедия. Эта статья первоначально появилась на CreateSpace 19 декабря 2011 г. под заголовком «Как использовать буквицы» и перепечатывается здесь с разрешения.

11 советов по кернингу для улучшения вашей типографики

В типографике кернинг определяется как корректировка расстояния между двумя отдельными буквами. Также нередко пренебрегают, когда вы приближаетесь к концу изнурительного дедлайна.

Ваши клиенты могут не знать, что такое кернинг, но они поймут, что что-то не так, если в их дизайне шрифт с плохим кернингом.Делая это правильно, вы помогаете дизайну выглядеть более профессионально, поэтому потратить всего пару минут на кернинг вашего шрифта должно быть второй натурой любого профессионального дизайнера.

Вот 10 полезных советов.

1. Позаботьтесь об интерлиньяже и отслеживании перед кернингом


_

Трекинг — общий интервал между группами букв. Интерлиньяж — это вертикальное расстояние между строками текста. Важно сначала внести необходимые корректировки в интерлиньяж и трекинг, потому что выполнение этого после кернинга может свести на нет баланс в уже сделанных вами корректировках кернинга.

2. Не позволяйте программному обеспечению шрифтов работать за вас


_

Когда дело доходит до заголовков и логотипов, вам нужно самостоятельно кернить буквы, а не полагаться на интервал по умолчанию, предоставленный вам в программном обеспечении для шрифтов. Каждый шрифт будет иметь разные пространственные отношения для своих букв, поэтому вам придется настраивать кернинг по-разному для каждого из них.

Графические программы

поставляются с инструментами автоматического кернинга, такими как стандартные Метрический кернинг и Оптический кернинг , которые регулируют расстояние между буквами в зависимости от их формы. Однако кернинг вручную даст вам больше контроля.

Для кернинга шрифта вы будете использовать панель «Символы», которая будет выглядеть практически одинаково, независимо от того, работаете ли вы в Photoshop, InDesign или Illustrator. Начните с открытия панели «Персонажи». Затем дважды щелкните курсором между двумя буквами того типа, который вы хотите кернить. Это активирует инструмент типа. Затем перейдите на панель «Символ» и измените числовые значения в инструменте кернинга, экспериментируя, увеличивая и уменьшая значение, что изменит интервал между парами букв.

Сочетание клавиш:  Нажмите между двумя буквами, удерживайте нажатой клавишу option или Alt и используйте клавиши со стрелками вправо и влево для настройки кернинга.

3. Создать равные

воспринимаемые пробелы между буквами
_

Кернинг не является математически равным пространством, это воспринимаемое равное расстояние между буквами в соответствии с человеческим глазом. Когда-то распространенная техника кернинга заключалась в визуализации и заполнении песком промежутков между буквами и попытке сделать объемы песка равными.

Когда вы выполняете кернинг, следите за тем, чтобы не слишком сильно увеличивать шрифт, иначе расстояние будет казаться обманчиво большим, чем истинный окончательный результат.

4. Понимать пространственные отношения между разными буквами


_

Все буквы представляют собой комбинацию прямых, закругленных и диагональных граней, поэтому понимание их основных взаимосвязей является полезной отправной точкой. Один из способов оценить правильный кернинг букв — это рассматривать расстояние между двумя прямыми буквами как 1 единицу, расстояние между прямыми и круглыми буквами чуть меньше 1 единицы, а расстояние между двумя круглыми буквами даже больше, чуть меньше 1 единицы. Блок.

Буквы с диагональными сторонами, такие как A, V и Y, являются наиболее сложными для кернинга букв из-за большего отрицательного пространства, которое они создают. Они требуют особого внимания, но не должны использоваться в качестве ориентира для интервала всего слова.

5. Переверните шрифт


_

Это поможет вам увидеть свой шрифт как группу равноудаленных фигур, не отвлекаясь на значение слов.

6. Керн группами по три


_

Попробуйте сделать это, начав с первых трех букв слова и заблокировав остальные буквы рукой или листом бумаги.Как только вы настроите интервал между первыми тремя буквами, переместите взгляд на одну букву, пока не дойдете до конца слова.

7. Не забывайте, что меньше значит лучше


_

Лучше слишком мало кернить, чем переусердствовать. Шрифт, расположенный слишком близко друг к другу, непривлекателен и труден для чтения.

8. Используйте различные решения кернинга для больших и малых версий вашего шрифта


_

Это особенно необходимо для отображения уменьшенных и увеличенных версий логотипа.Различия в кернинге не так очевидны в шрифтах меньшего размера, но в заголовках и логотипах они становятся намного более очевидными. Иногда также необходимо иметь более свободный кернинг для небольших версий логотипа.

9. Остерегайтесь сложных комбинаций букв


_

Буквы, такие как заглавные W, Y, V, T, L и P, строчные буквы y и k, являются одними из самых сложных букв для керна. То же самое и с прописными и строчными буквами, расположенными рядом друг с другом. Чтобы исправить эти проблемы с пробелами, попробуйте сначала выполнить кернинг этих сложных букв, а затем кернить остальные буквы.

10. Много тренируйтесь (и попробуйте эту классную игру с кернингом)


_

Все эти приемы требуют практики, прежде чем они станут второй натурой. Для начала попробуйте эту забавную игру с кернингом, которая сравнивает ваши решения кернинга с решениями мастера-типографа и выставляет вам соответствующие оценки. Мы также собрали здесь полный список типографских игр.

Помните, что кернинг предназначен для создания согласованных пространственных отношений между группой букв. Чем более постоянны ваши интервалы, тем больше ритма и гармонии будет в вашей типографике.

Есть какие-нибудь советы по кернингу? Поделитесь ими с нами в комментариях!

English Alphabet — Worldometer

Английский алфавит состоит из 26 букв. Каждая буква имеет прописную («заглавная») и строчную («строчная») формы.

C E 9 R / DʌBəl. Juː /
#
# # # Capital
письмо
Mell
письмо
Phonic
(произношение)
Имя
1 A Al / Eɪ /, / æ /
2 B B B B Bee Bee C C C / Siː / CEE
4 D03 D D / Diː / Dee DEE
5 E E / Iː / E
6 F F /ɛf/ ef
7 G g /dʒiː/30 8 H H H H H / (H) EɪTʃ / (h) Aitch
I I I / Aɪ / I
10 J 9 J / DʒEɪ / JAY
11 K K K / Keɪ / Kay
12 L L1 / ɛl / EL
13 м м м / ɛm / EM
14 N N / ɛn / En
15 O O O / Oʊ / O O
16 P P / PIː / PEE
17 Q Q Q / KJUː / CUE R R R / ɑːR / AR
19 S S S / ɛs / Ess
9 T T T T / Tiː / Tee
Tee
21 U U / JUː / U
22 V V 3 V / VIː / VEE
VE
23 W W Double-U
24
x / ɛks / Ex
25 Y Y / WAɪ / WY
26 Z Z Z / ZI / ZED / Zee / Zed Zee / Zed

Примечания

  • Пять букв в английском алфавите являются гласными: A, E, I, O, U.
  • Остальные 21 буква согласные: B, C, D, F, G, H, J, K, L, M, N, P, Q, R, S, T, V, X, Z и обычно W и Y.
    Письменный английский включает диграфы: ch c ck gh ng ph qu rh sc sh th ti wh wr zh. Они не считаются отдельными буквами алфавита.
  • Две буквы «А» и «И» также составляют слова.
  • До недавнего времени (до 1835 года) 27-й буквой алфавита (сразу после «z») был амперсанд (&).
  • Английский алфавит основан на латинице, которая является основным набором букв, общих для различных алфавитов, происходящих от классической латиницы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *