Левитан Исаак Ильич — биография художника, личная жизнь, картины

Исаак Левитан не получил законченного художественного образования, однако его картины пополняли коллекцию Павла Третьякова, появлялись в экспозициях передвижников и на Всемирной выставке в Париже. В 38 лет живописец получил звание академика пейзажной живописи и стал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое когда-то не окончил сам.

«Пейзажи настроения» молодого живописца

Исаак Левитан родился недалеко от железнодорожной литовской станции Кибарты в образованной, но бедной еврейской семье. Его отец Илья Левитан — раввин по образованию — оставил религиозный путь и стал учителем иностранных языков, работал кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Семья, в которой было четверо детей (два мальчика и две девочки), жила очень бедно. В поисках лучшей жизни Левитаны в конце 1860-х годов переехали на окраину Москвы.

Исаак Левитан. Озеро. 1899-1900. Государственный Русский музей

Исаак Левитан. Золотая осень. 1895. Государственная Третьяковская галерея

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея

Однако и в Москве отцу не удалось найти постоянного места: он так и перебивался частными уроками. Несмотря на трудности, родители не стали возражать, когда сыновья поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения были не из легких. Левитан вспоминал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу». В 1875 году скончалась мать будущего художника, а еще через два года из жизни ушел отец. Преподаватели старались помогать талантливому юноше. Выдавали денежные пособия, кисти и краски. Товарищ по классам, художник Михаил Нестеров вспоминал: «Красивый мальчик-еврей… обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант. Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой — о его великой нужде. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега».

В училище Исаак Левитан подружился с Константином Коровиным, Михаилом Нестеровым, Алексеем Степановым. Его учителями были Василий Перов и Василий Поленов, большое влияние на юного художника оказал преподаватель Алексей Саврасов. Именно его наставление — «пишите, изучайте, но главное — чувствуйте!» — Исаак Левитан сделал девизом своего творчества. Уже в конце 1870-х годов Левитан начал писать свои «пейзажи настроения», на которых он не только изображал природу, но и выражал собственные чувства.

На ученической выставке 1880 года Павел Третьяков купил картину Левитана «Осенний день. Сокольники». Через четыре года после этого полотна Исаака Левитана приняло Товарищество передвижных художественных выставок, а Третьяков все время следил за творчеством художника и часто приобретал его работы. Левитан перестал посещать училище, вскоре его отчислили и не дали звания «классного художника».

Исаак Левитан. 1884. Фотография: isaak-levitan.ru

Исаак Левитан. 1883. Фотография: isaak-levitan.ru

Исаак Левитан. 1897. Фотография: isaak-levitan.ru

Лето 1885 года Исаак Левитан провел в усадьбе Киселевых — «поэтичном Бабкине», как он называл эту деревню. Там художник сблизился с Антоном Чеховым. Они оставались дружны до конца жизни, а сестра писателя Мария стала первой любовью Левитана.

В середине 1880-х годов у Исаака Левитана обострилась болезнь сердца. Получив деньги за декорации в Московской частной русской опере мецената Саввы Мамонтова, художник в 1886 году отправился на лечение в Крым.

«Дорогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море — и, знаете ли что, заплакал, вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полнейшее ничтожество».

Из поездки живописец привез более 50 пейзажей, среди которых были «Сакля в Алупке», «Берег моря. Крым», «Татарское кладбище». По воспоминаниям Михаила Нестерова, крымские картины Левитана «были раскуплены в первые же дни» на Периодической выставке Московского общества любителей художеств.

«Тихая обитель» в предзакатном свете

Алескей Степанов. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888-1889. Государственный Литературный музей

Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1894. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плёс

Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888. Музей-квартира им. Бродского

В это время Чеховы познакомили Левитана с Кувшинниковыми — полицейским врачом Дмитрием и его женой Софьей, которая держала в Москве салон. Здесь бывали писательница Татьяна Щепкина-Куперник и актриса Мария Ермолова, режиссер Александр Ленский и живописец Иван Репин, скульптор Михаил Микешин и художница Антонина Ржевская. Левитан обучал Софью Кувшинникову живописи, они много времени проводили вместе.

В 1887 году Исаак Левитан отправился на Волгу. Первая поездка не впечатлила художника. Он писал Антону Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы… Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого… серое небо, сильный ветер…» Вскоре он вернулся в Москву, где все-таки написал картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге». Через год художник отправился в Поволжье вновь, но уже вместе с Софьей Кувшинниковой. Они поселились в небольшом живописном городке на берегу реки. Левитан возвращался сюда еще два года. Здесь появилось множество его полотен — «Ветхий дворик» и «Осень. Слободка», натюрморты «Одуванчики» и «Ночные фиалки и незабудки». Образ патриархального городка Левитан запечатлел на картинах «После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес».

В конце 1889 — начале 1890 года Исаак Левитан впервые побывал в Европе: он отправился в Париж на Всемирную выставку. Живописец хотел ближе познакомиться с творчеством барбизонцев: Камиля Коро, Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо, — а также произведениями импрессионистов. После Франции он поехал в Италию. Из этого путешествия Левитан привез пейзажи «Берег Средиземного моря», «Близ Бордигеры. На севере Италии», «Весна в Италии».

Вскоре после заграничной поездки художник создал полотно «Тихая обитель», которое появилось на передвижной выставке. Воздушную картину, изображавшую Саввино-Сторожевский монастырь в предзакатном свете, обсуждала вся интеллигентская Москва. Под впечатлением от работы Левитана поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а Антон Чехов описал полотно в повести «Три года»: «На первом плане — речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве… А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ничем не омраченного блаженства».

40 недописанных картин

Василий Поленов. Голова Исаака Левитана в повороте головы Христа. Этюд для картины «Мечты». 1894. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник им. Поленова, Тульская область

Валентин Серов. Портрет Исаака Левитана. 1893. Государственная Третьяковская галерея

Исаак Левитан. Автопортрет. 1885. Государственная Третьяковская галерея

В 1892 году началось выселение евреев из Москвы, Левитан был вынужден покинуть город. С ним уехала Софья Кувшинникова, они жили вместе то в Тверской, то во Владимирской губерниях. В первой половине 1890-х годов живописец создал своеобразную драматическую трилогию: картины «У омута», «Володимирка» и «Над вечным покоем». Он писал художнице Елене Корзинкиной: «За лесом серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего… Все донкихотство, хотя, как всякое донкихотство, оно и благородно, ну а дальше что? Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх». Однако создавал художник и праздничные яркие полотна. Например, «Свежий ветер. Волга», «Март», «Весна. Большая вода», «Цветущие яблони». В середине 1890-х годов Исаак Левитан написал множество натюрмортов.

В 1896 году у Левитана вновь начались проблемы с сердцем. Однако художник много работал и даже путешествовал: у него прошла выставка в Москве, позже Левитан побывал в Финляндии и вновь в Италии. Отовсюду он привозил новые картины с местными пейзажами. Болезнь все больше беспокоила художника, его осматривал Антон Чехов. В дневнике писателя осталась запись: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…» Но живописец не прекращал работать. В этот период он создал экспрессивные полотна «Бурный день», «Последние лучи солнца. Осиновый лес», «Поезд в пути».

В 1898 году Академия художеств присудила Исааку Левитану звание академика пейзажной живописи. Несмотря на болезнь, он стал руководить пейзажной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился сам. В конце мая 1900 года Левитан сильно простудился, и спустя месяц художника не стало. Все лето его картины выставлялись в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже, а в мастерской Левитана осталось 40 недописанных картин и несколько сотен набросков.

Поздняя осень на полотнах русских художников.

Отдыхаем, глядя на картины русских художников.

Пять любимых женщин, вдохновивших российских живописцев на создание шедевров. И связанные с этим трагедии и драмы.

Топ-7 натюрмортов русских художников.

Золотые дни на картинах русских художников.

www.culture.ru

Исаак Левитан – биография, фото, личная жизнь, картины, произведения

Биография

Исаак Ильич Левитан прославился собственной способностью воспевать красоту русской природы. За жизнь, полную взлетов и падений, художник не обзавелся женой и детьми. Все отпущенное время мужчина посвятил живописи, оставив потомкам картины, полные волшебства рек, лесов и степных просторов.

Детство и юность

Биография Левитана берет начало в небольшом поселении Литвы, расположенном рядом с железнодорожной станцией Кибарты. Мальчик, родившийся 18 августа (30 августа) 1860 года, стал четвертым ребенком в малообеспеченной еврейской семье. Отец Исаака, самостоятельно освоивший немецкий и французский, давал частные уроки и подрабатывал контролером на станции.

Портрет Исаака ЛевитанаПортрет Исаака Левитана

Из-за безденежья и отсутствия перспектив семья Левитанов перебирается в Москву. Несмотря на финансовые трудности, родители разрешают старшему брату Исаака поступить в училище живописи, ваяния и зодчества. Младший Левитан, которому тоже были интересны увлечения брата, много времени проводит, наблюдая за работой известных художников-преподавателей.

Достигнув 13-летнего возраста, юноша поступает в то же учебное заведение. Через два года умирает мать. Еще через 2 года, вслед за возлюбленной, из жизни уходит старший Левитан. Оставшись сиротами, юноши не бросили изучение живописи.

Исаак Левитан в молодостиИсаак Левитан в молодости

Судьба красивого еврейского подростка волновала учителей, заметивших врожденный талант Исаака. Преподавательский состав выбил для Левитана денежное пособие, а одноклассники дарили другу кисти и краски.

Уже в 1870-х студент училища осознал, что любит творить в пейзажном жанре. На одной из первых непрофессиональных выставок необычный стиль художника отметил Павел Третьяков. Меценат приобрел в собственную коллекцию картину «Осенний день. Сокольники».

Живопись

Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников. Свободное же время художник посвящает работам для души.

Картина Исаака Левитана «Березовая роща»Картина Исаака Левитана «Березовая роща»

Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».

Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.

Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»

Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»

На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.

Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.

Картина Исаака Левитана «Март»Картина Исаака Левитана «Март»

Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень»Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.

Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»

В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.

Личная жизнь

Первой любовью Левитана стала очаровательная Мария Чехова – родная сестра известного писателя. Будучи в гостях у приятеля в деревне Бабкино, художник подолгу общался с девушкой, увлеченной живописью. Однажды, набравшись смелости, Левитан признался Марии в любви, но неопытная красавица только расплакалась и убежала.

Мария ЧеховаМария Чехова

Подобный ответ огорчил Исаака. Потребовалось немало времени, чтобы молодые люди возобновили общение, решив, что им не суждено быть вместе. Нежная дружба продолжалась до самой смерти художника. На смертном одре Левитан признался Марии, что если бы и решился когда-нибудь жениться, то только на ней.

Став известным в московских кругах, Исаак знакомится в Софьей Кувшинниковой. Женщина держала светский салон, где собирались писатели и художники. Замужняя прелестница была старше Левитана на 10 лет, что не помешало бурному роману. Под предлогом уроков рисования Исаак и Софья часто уезжали на Волгу вдвоем.

Исаак Левитан и Софья КувшинниковаИсаак Левитан и Софья Кувшинникова

Конец отношениям положили слухи, которые разошлись по Москве из-за неосторожных выражений чувств любовницы к объекту обожания. По другой версии, роман художников закончился из-за Анны Николаевны Турчаниновой.

Жена сенатора из Санкт-Петербурга жила по соседству с имением Кувшинниковой, где любовники проводили лето. Анна – ровесница Софьи – страдала от безделья и увлеклась обаятельным Левитаном. После продолжительных выяснений отношений Кувшинникова вернулась к мужу, а Исаак переехал в дом к Турчаниновой.

Анна Турчанинова и ее дочь ВарвараАнна Турчанинова и ее дочь Варвара

Однако в связь привлекательной аристократки и талантливого художника вмешалась третья личность. Дочь Анны Николаевны Варвара заинтересовалась маминым любовником и пригрозила раскрыть тайный роман или покончить с собой. Впрочем, это не остановило влюбленных. Близкая связь продолжалась до смерти Левитана.

Смерть

Сердечные боли, от которых Левитан страдал с юных лет, с возрастом обострились. На фоне общей слабости художник часто подхватывал заболевания, уничтожающие его иммунитет. Вторая вспышка брюшного тифа так же не прошла для мужчины без последствий.

Исаак ЛевитанИсаак Левитан

Из-за недомоганий и болей в сердце Левитан даже отказался от любимого времяпрепровождения – охоты. Все это сказалось на психическом состоянии Исаака. Родные перестали узнавать художника. Настроение мужчины менялось от лихорадочно-радостного до слезливо-меланхоличного.

Вера в будущее вернулась к Левитану после поездки в Ялту зимой 1889-го. На курорте художник много времени провел в обществе заболевшего Антона Павловича Чехова. Вернувшись в Москву, Исаак с новой силой начал рисовать и преподавать.

Могила Исаака ЛевитанаМогила Исаака Левитана

Весной 1900 года на пленэре в Химках Исаак Ильич заболел. Легкая простуда, осложненная низким иммунитетом и хроническим заболеванием сердца, окончательно ослабила художника. К мучительным болям в сердце добавился туберкулез.

После мучительного полузабытья 22 июня (4 августа) 1900 года Левитан скончался. Исаака Ильича погребли неподалеку от Дорогомиловского кладбища, в районе захоронения представителей еврейского народа.

Произведения

  • 1885–1889 – «Березовая роща»
  • 1889 – «Золотая осень»
  • 1889 – «После дождя. Плес»
  • 1892 – «Вечерний звон»
  • 1894 – «Над вечным покоем»
  • 1895 – «Март»
  • 1896–1897 – «Весна – большая вода»
  • 1898 – «Тишина»
  • 1899 – «Последние лучи солнца»
  • 1900 – «Сумерки»

24smi.org

Художник Исаак Ильич Левитан — краткая биография

Родился в Литве в Ковенской губернии в местечке Кибарты. Сын еврея, учителя иностранных языков Ильи Абрамовича Левитана. 

Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.Г. Перова, А.К. Саврасова и В.Д. Поленова.

Рано лишившись родителей, испытывал большие материальные трудности, часто оставаясь без жилья и пропитания. Только с середины 1880-х гг. материальное положение художника улучшилось, но результатом лишений юности стала болезнь сердца.

В конце 1880-х гг. Левитан ездил для лечения в Крым, привезя оттуда около шестидесяти пейзажей. Многолетней мечтой художника было путешествие по Волге, которая осуществилась после крымской поездки. Около трех лет Левитан писал волжские пейзажи, став одним из главных живописцев Волги.

С 1891 г. – член Товарищества Передвижников. С 1898 г. – академик. В 1899–1900 гг. выставлялся на выставках «Мир искусства». Участвовал в Парижских выставках. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Автор многочисленных лирических пейзажей России: Подмосковья, Поволжья, Крыма и т.д.; театральных декораций.

Был близким другом писателя Антона Павловича Чехова.

Женат художник не был, но известно его увлечение женой доктора Дмитрия Павловича Кувшинникова Софьей Петровной, урожденной Сафоновой, с которой Левитан совершил путешествие по Волге.

Из-за закона, не позволяющего евреям постоянно жить в Москве, неоднократно подвергался высылке, даже будучи уже известным художником. Только вмешательство друзей, их постоянные просьбы и обращения к властям, позволяли Левитану вернуться. Большую роль в жизни художника сыграла семья купцов Морозовых. В 1889 г. М.Ф. Морозова предоставила помещение в своем имении в Б. Трехсвятительском пер. молодому художнику Левитану. Остальное взял на себя ее сын Сергей Тимофеевич Морозов. Левитан провел здесь самые плодотворные годы своей жизни, создав свои лучшие произведения. Здесь же бывали его многочисленные друзья-художники.

В 1900 г. Левитан умер в этом доме от тяжелой сердечной болезни. Расходы на похороны художника взяла на себя Мария Федоровна Морозова, провожали Левитана его друзья и ученики — В.А. Серов, А.М. Васнецов, К.А. Коровин, И.С. Остроухов, Н.А. Касаткин, Л.О. Пастернак, К.Ф. Юон и др. Погребен на еврейском кладбище рядом с Дорогомиловским кладбищем, позднее прах перенесен на Новодевичье кладбище.

um.mos.ru

Исаак Левитан, биография, история жизни, творчество

Исаак Левитан был художником тонко чувствующим природу, умение не только видеть, но и чувствовать он передавал посредством своего «пейзажа настроения».

Юные годы

Исаак Ильич Левитан родился 18 августа 1860 года в семье малоимущей, но высокоразвитой, отец его был преподавателем иностранных языков, а дедушка раввином. Невзирая на довольно бедную жизнь в семье царила гармония и понимание что способствовало развитию творческого начала у мальчика. Отец сам обучал сына читать и писать, но считал, что детям необходимо лучшее место для получения знаний и решил, что нужно переехать в Москву. В 1873 году начинающий рисовальщик поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в котором получал образование его брат. Увлеченный творчеством юный художник старательно учился у тамошних мастеров. Все шло хорошо до 1875 года, когда умерла мать художника, отец в связи с сильным потрясением сильно заболел.

Дела у семьи стали совсем плохи денег не хватало даже на жизнь. Благодаря исключительному таланту художник получал денежную помощь от своего училища и был освобожден от оплаты за обучение. Как бы сильно юноша не старался исправить положение ему не удалось предотвратить смерть отца. Потеря главы семьи окончательно выбила почву из-под ног у семьи. В это время Исаак был на четвёртом курсе его особую связь с природой заметил Алексей Саврасов и принял парнишку к себе в ученики. Весной 1877 его полотна заметили журналисты и написали о нем статью, за что юноша получил медаль и небольшую материальную поддержку.

В связи с политическими событиями 1879 года все евреи были высланы из Москвы и получили запрет на проживание в столице. Упорно трудясь над созданиями картин он и, его семья жили в небольшом домике в Салтиковке. Продав самые успешные из своих картин, он переехал в небольшую квартирку. Начиная с 1880 года, он проводил большую часть своего времени за написанием пейзажей таких как «Сосны», «Дуб» и «Осень». Весной 1885 года он завершил обучение в академии к сожалению, звание художника ему так и не дали, но он стал учителем чистописания.

Жизнь художника

Не имея материальной возможности Левитан покидает Альма-матер без диплома . И отправляется на временное проживание в поселок Максимовку. По стечению обстоятельств поблизости Чеховы гостили у друзей, и Исаак знакомится с Антоном Чеховым дружба с которым продлится всю их жизнь. Материальное положение художника постепенно улучшалось, но горести, пережитые в ранние годы жизни, давали о себе знать. Проблемы с сердцем все чаше напоминали о себе, и живописец уехал в Крым поправить здоровье. Прекрасные пейзажи и вдохновляющая атмосфера плодотворно повлияли на его творчество им было написано множество плотен.

Многие из картин, написанных в то время он показал на выставке, которую организовал по возвращению домой. 1887 год подарил пейзажисту исполнение мечты он свершил путешествие на Волгу, которую так чувственно показывал в своих картинах его наставник Саврасов. Но время и сезон был выбран неудачно и мрачная, хмурая погода испортила первое впечатление о Волге. Живописец решил не оставлять свою надежду и мечту и отправился к реке в летнюю пору следующего года. Он был потрясен красотой и живописностью местности работа настолько завладела его вниманием что художник провел там три года. За это время им было написано около 200 полотен с видами прекрасной природы и реки.

Благодаря этой поездке он обрел большое почтение в кругах пейзажистов его считали самый чувственным живописцем, который передавал настроение природы. Желание развивать свои таланты, и идти по намеченному им пути привели Левитана в Западную Европу. Посетив Францию и Италию, он открывает для себя новые стили и техники. У него уже давно было желание познакомится с работами импрессионистов и представителей барбизонского направления.

Возвратившись домой в 1891 году, рисовальщик становится участником Товарищества передвижных художественных выставок. Он успешно демонстрировал свои полотна и набирал популярность до 1892 года, когда всех «некрещеных евреев» выгнали из столицы. В этот период ему снова пришлось жить в пригороде, но его не омрачало положение дел он продолжал усердно работать над созданием новых шедевров. Благодаря ходатайству влиятельных друзей Левитану разрешено было вернутся в столицу, но он предпочел временно пожить в усадьбе Панафидиных. В это время произошло событие, омрачившее отношения Левитана и Чехова. Ученица Софья Кувшинникова будучи дамой замужней имела с художником непонятные для Чехова взаимоотношения.

Меланхолия

Лето 1894 года началось для живописца с поездки к друзьям в усадьбу Островно со своей ученицей Софьей. В это же время по соседству гостила Анна Турчанинова которая влюбилась в художника. За сердце молодого человека началась борьба, которую Кувшинникова проиграла, и опечаленная вернулась домой. Эти события плохо сказались на здоровье Левитана слишком много стресса и потрясений перепало на его больное сердце. Зимой 1895 года художника навестил Чехов, и их дружба возродилась.

Весной того же года живописец отправляется еще раз во Францию и Австрию. Его состояние ухудшается, а депрессия проявляется все сильнее. Его работы в этот период становятся вялыми, а их количество уменьшается. В конце концов у него произошел срыв, и он предпринял попытку самоубийства. Все его друзья и родные были повергнуты в шок, Чехов который навестил своего старого знакомого не мог поверить в происходящее. Убедившись, что опасный период миновал писатель, покинул своего друга вернувшись домой.

Последние годы

В 1896 году состояние его здоровья резко ухудшилось после перенесенного тифа, грудь болела все чаще, дышать стало тяжелее. Художник все реже выходил на публику все больше времени проводил в своей студии. Не теряя любви к искусству в мае 1897 года, пейзажист отправляется в Италию. Улучшив свое духовное состояние, он возвратился домой и начал обучать юных художников в своей Альма-матер. Его добрый нрав и желание понять окружающих сделали из него прекрасного педагога. Преподавать ему довелось не долго проблемы с сердцем приносили слишком много боли. Что бы поправить здоровье художник отправляется в Ялту, но увы это не помогло. Возвращается депрессия Исаак все чаще говорит близким о своей скорой кончине, дышит с трудом, а сердце уже не стучит, а хрипит. 22 июля 1900 года художник умер в своей мастерской оставив десятки не законченных картин.

Книги:

— «Левитан: сказка о грустном художнике»

— «Пис’ма, документы, воспоминания»

— «The collected poems of Yesenin»

Книги, которые любил читать:

— Антон Павлович Чехов «Сборник рассказов»

— Александр Сергеевич Пушкин «Сборник стихов»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

theperson.pro

Левитан Исаак Ильич — биография

Исаак Ильич Левитан – знаменитый русский художник-пейзажист, поэт природы совершенной.

Происхождение и тяжёлая юность

Исаак Левитан, будущий великий художник, родился 18 августа 1860 г. в Литве, в небольшом месте Кибарты, в образованной, но небогатой еврейской семье. Отец – Илья (Эльяш Лейб) Левитан (1827–1877) – станционный смотритель, был сыном раввина. В молодости он учился в Вильно в еврейской религиозной школе – ешиве. Параллельно ортодоксальному обучению, Илья Левитан весьма успешно занимался самообразованием, за короткое время юноша овладел французским и немецким языками. Впоследствии знание иностранных языков обеспечило существование всей семьи, он преподавал, а также работал переводчиком. У Исаака был старший брат Авель и две сестры – Тереза и Миле.

В 1870–1871 гг. семья переехала в Москву, большой город открывал совершенно иные возможности как для самого Ильи Левитана, так и для его детей. Подметив у сыновей способности к рисованию, родители отдали мальчиков в Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Юношам несказанно повезло, ведь в те времена в училище преподавали блестящие русские художники – Саврасов, Перов, Поленов. Едва начав обучение, Исаак Левитан довольно скоро был выделен среди остальных учеников, талант юноши не вызывал сомнений. Изначально Левитан занимался в натурном классе у Василия Перова, но Алексей Саврасов выпросил у него Левитана в свой пейзажный класс. Между Левитаном и Саврасовым сложились удивительно тёплые и доверительные отношения. Исаак Левитан стал его любимым учеником. Саврасов был талантливым, добрым, умным и восторженным преподавателем. В Левитане он почувствовал родственную душу, человека, который, также как и он сам, был безмерно восхищён великой красотой природы.

В 1875 г. у Левитана умерла мама, а ещё через два года юноша потерял отца, он умер от тифа в 1877 г. Исаак Левитан вместе с братом и сёстрами оказался в полнейшей нищете. Левитан даже был отчислен из училища за неуплату. Однако руководство училища, войдя в тяжелейшее материальное положение талантливого ученика, освободило его от платы за обучение. Училище не единожды оказывало Левитану денежное вспоможение, но, невзирая на это, юноша жил в полной нищете. Левитан часто голодал, у него не было даже самого необходимого, иногда ему приходилось тайком ночевать в стенах училища. Но, невзирая на все жизненные трудности, Левитан усердно работал, он продолжал постигать всё новые вершины художественного мастерства.

Восхождение

В марте 1877 г. работы юного художника экспонировались на художественной выставке, критики весьма благожелательно отозвались о творчестве художника, он был награждён малой серебряной медалью и премирован 220 рублями. Получение денежной премии помогло продолжить дальнейшие занятия в художественной школе. Однако в 1879 г. случилась новая беда. Народоволец Александр Соловьёв совершил покушение на русского императора Александра II, в результате чего 2 апреля 1879 г. вышел царский указ о выселении всех лиц еврейской национальности из Москвы. Сам Александр Соловьёв евреем не был, но в покушении был усмотрен некий семитский след. Левитан вместе с братом и сёстрами был выслан из первопрестольной.

Поначалу художник был вынужден жить на даче в подмосковной деревне Салтыковка, впоследствии, благодаря продаже одного из своих полотен, он смог снять меблированную комнату на Большой Лубянке. Всё это время Левитан вдохновенно работал, из-под его кисти вышла целая серия замечательных пейзажей: «Вечер после дождя», «Сосны», «Дуб», «Последний снег. Саввинская слобода» и другие. Однако в училище далеко не все преподаватели благоволили к Левитану. Антисемитские настроения всегда были популярны в русском обществе, не составляло исключение и Московское художественное училище, некоторые деятели считали, что еврей не должен писать русские пейзажи. В 1885 г. Левитан окончил училище, но звания художника он не получил, ему был выдан диплом учителя чистописания, лишь в 1886 г. Левитан получил диплом внеклассного художника.

На тот момент материальное положение художника было катастрофическим. Левитан поселился в Подмосковье – в маленькой деревне Максимовка. Однако здесь его ждало интереснейшее знакомство, повлиявшее на всю последующую жизнь художника. Дело в том, что в соседней деревне Бабкино, в имении Киселёвых гостила семья Чеховых. Левитан до этого уже был дружен с Николаем Чеховым, родным братом великого русского писателя, они были однокашниками по училищу. В Бабкино Левитан был представлен семье Чеховых. Там же произошло их знакомство с писателем – Антоном Павловичем Чеховым, знакомство, которое вскоре переросло в крепкую дружбу, продолжавшуюся всю его жизнь.

Стоит отметить, что с юных лет Левитан отличался слабым здоровьем, у него было больное сердце. В 1886 г. по совету врачей художник отправился в Крым, поездка самым благотворным образом воздействовала на Левитана. После возвращения он организовал выставку пятидесяти пейзажей. В этот период у Левитана состоялось знакомство с интересным человеком, знаменитым меценатом Саввой Морозовым. Морозов был увлечён постановкой русской оперы «Русалочка» Даргомыжского, он пригласил Левитана и Васнецова в качестве декораторов к опере. Художники блестяще справились с заданием, успех оперы был громогласным. Участие в постановке открыло перед художником новые горизонты.

Левитан всегда мечтал побывать и поработать на Волге. Его любимый учитель Саврасов, безмерно любивший Волгу, восторженно и вдохновенно рассказывал о красоте легендарной реки. И вот 1887 г. Левитан поехал на Волгу, однако первое рандеву не стало любовью с первого взгляда. Волга встретила художника дождливой и холодной погодой, художник был несколько разочарован. Однако Левитан не верил в то, что его замечательный учитель мог так сильно ошибаться. И в 1888 г. вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой он вновь отправился на Волгу. На этот раз знакомство состоялось. Друзья сели на пароход, проплыли по реке Оке до Нижнего Новгорода и далее отправились в путешествие по Верхней Волге. Они плыли в окружении восхитительной, величественной красы волжских берегов, река красавица дарила художникам сотни новых потрясающих видов, каждый из которых так и просился на холст. Местность вокруг небольшого городка Плёс настолько воодушевила Левитана, что художник целых три лета 1888–1890 гг. проработал в тех чудесных местах. Всего в Плёсе было написано около 200 картин. После Левитана эта местность стала чрезвычайно модной среди русских пейзажистов. Художник становился знаменитым, у него появилось множество последователей и подражателей. Левитан вывел искусство русского пейзажа на совершенно иной уровень. Левитан успешно преподавал, он вёл пейзажный класс в училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.

Творческая зрелость

В 1889–1890 гг. Левитан посетил Западную Европу, целью поездки послужило желание Левитана ознакомиться с последними тенденциями современной живописи. В Париже проходила всемирная выставка, на которой и побывал художник. Левитан ознакомился с полотнами новомодных импрессионистов, многие вещи ему понравились, однако у художника был свой творческий путь – изображение красоты и величия русской природы.

По возвращении из-за границы Левитан вступил в новообразованное Товарищество художников передвижников. Знаменитый московский меценат Сергей Морозов, друживший с Левитаном и очень ценивший его, предоставил в распоряжение художника замечательную мастерскую в Трёхсвятительском переулке. Весной 1892 г. Левитан закончил и представил на суд публики несколько полотен, также ставших знаменитыми: «Осень», «Лето», «У Омута», «Октябрь». В этом же году вновь произошли очередные правительственные гонения на евреев, в течение 24 часов всем евреям было предписано покинуть Москву. Какое-то время художник жил в Тверской и Владимирской губерниях. Чуть позднее, благодаря заступничеству друзей, Левитан смог вернуться в Москву. Тогда же им была написана знаковая картина «Владимирка», на полотне изображена дорога, по которой гнали каторжных в Сибирь.

Личная жизнь

В 1892 г. в отношениях Левитана и Чехова произошёл неприятный эпизод, на время прекративший их дружбу. Дело было в том, что Чехов выпустил свой очередной рассказ под названием «Попрыгунья», в нём фигурировали персонажи, история которых была разительно похожа на реальную жизненную ситуацию, сложившуюся между Левитаном и его ученицей Софьей Кувшинниковой, бывшей к тому же замужем за врачом Дмитрием Кувшинниковым. Левитан очень обиделся на Антона Павловича, спустя три года, благодаря протекции общих друзей, они помирились.

Однако личная жизнь Левитана продолжала выделывать новые пируэты. Летом 1894 г. художник вместе со своей подругой Софьей Кувшинниковой был приглашён в усадьбу В. Н. Ушакова, усадьба располагалась в деревне Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии на берегу озера Островно, вблизи живописного озера Удомля. Именно в этих местах художник написал величественную картину «Над вечным покоем». Картина поражает, она наполнена философским смыслом, незыблемость и величие окружающей природы, заставляет каждого задуматься о ничтожном жизненном сроке, отпущенном на долю человека. Многие знатоки считают, что картина «Над вечным покоем» является самой русской из всех картин, написанных на русскую тему.

Неподалёку от Островно располагалось имение Горка, принадлежавшее видному чину, заместителю Петербургского градоначальника И. Н. Турчанинову. В имении отдыхала семья чиновника – жена Анна Николаевна Турчанинова и две её дочери. Узнав, что по соседству обретается знаменитость, Анна Николаевна нанесла визит вежливости. Турчанинова – красивая, изящная петербургская дама – произвела самое хорошее впечатление на Левитана, между ними завязался страстный роман. Увы, вся эта история разворачивалась на глазах Софьи Кувшинниковой, давней подруги Левитана. Результатом романа стал их окончательный разрыв, Кувшинникова покинула имение, больше она никогда не виделась с Левитаном. Художник попал в некрасивую ситуацию, которая усугубилась тем, что старшая дочь Турчаниновой также воспылала к нему любовными чувствами. Получился даже не треугольник, а целый любовный квадрат. Попав в крайне нехорошее житейское положение, художник впал в глубокую меланхолию, он даже предпринял попытку самоубийства. Левитан стрелялся, однако не попал. По воспоминаниям современников, этот жест был скорее театральной, чем реальной попыткой уйти из жизни.

В 1895 г. Левитан поселился в Горках в имении Турчаниновых, специально для него под мастерскую был построен двухэтажный дом – уединённое место, где художник имел прекрасную возможность для плодотворной работы. Зимой Левитан вновь посетил Европу, он побывал во Франции и Германии, после поездки художник возвращается в Горки, там он написал знаменитую картину «Март».

Чехов навещал своего друга после имитации самоубийства, писатель погостил у Левитана целых 5 дней. Впоследствии под впечатлением своего визита он написал рассказ «Дом с мезонином», а также знаменитую пьесу «Чайка» – произведения, вновь вызвавшие обиду Левитана. В Горках художник создал серию картин, ставших знаменитыми: «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и многие другие. Все эти картины были куплены знаменитым коллекционером П. М. Третьяковым.

В 1896 г. в Одессе картины Исаака Левитана принимали участие в совместной выставке с художниками Виктором Симовым и Александром Поповым. В этом же году Левитан посетил Финляндию, итогом поездки стала серия замечательных пейзажей. Однако состояние здоровья художника значительно ухудшилось, он во второй раз в жизни переболел тифом, сей печал

www.bankgorodov.ru

Левитан Исаак биография

Исаак Ильич Левитан родился 18(30) августа 1860 года в небольшой деревне близ станции Кибары. В семье все были потомственными евреями: дедушка, отец. Жили они достаточно бедно. У Исаака так же был брат и две сестры. Не смотря на свое финансовое положение, в семье всегда царил мир и душевная атмосфера, отец сам учил всех детей грамоте. А в 1860 году семья переехала в Москву. Это было тяжелое время для них, денег не было совсем, а отец работал переводчиком, чтобы хоть как-то прокормить семью. Оба брата изначально выбрали стезю искусства: старший брат Авель поступил в 1879 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а Исаак Левитан поступил туда же в 1873 году.

Родители не препятствовали этому выбору, даже не смотря на трудности с деньгами, наоборот, поддержали своих сыновей.

В 1875 году умерает мать Левитана, а спустя два года умерает и отец от тифа. Дети остались одни, можно сказать без средств на существование.
Но Исаак Левитан уже на первых порах обучения проявил свою любовь к природе в рисунках. А.К.Саврасов, будучи уже известным, взял его себе в ученики. Да и в училище старались помогать, кто чем может: кто кисти, кто краски даст, ведь знали, в каком полождении остался Исаак.

Саврасов, безусловно, поддерживал юного художника, он видел в нем большой потенциал. Под его руководством у Левитана появляются его ранние работы «Солнечный день. Весна», «Ветряные мельницы», «Вечер», «Осень. Дорога в деревне». Поскольку Саврасов сам тяготел к природной лирике, он как мог вдохновлял, обучал юного художника.
Появляется очень успешная картина «Осенний день. Сокольники». Это не только вселило уверенность в Исаака Левитана, но и слегка помогла и в финансовом плане. Тем не менее, жить по прежнему было негде, и приходилось ночевать в разных гостиницах.

Чтобы хоть как-то заработать, Левитан рисовал иллюстрации к разным еженедельникам. Затем учителя Саврасова заменил Василий Дмитриевич Поленов, т.к. Саврасов неполадил с начальством преподавательской и, к тому же, заболел. Общение с Поленовым для Левитана тоже сыграло большую роль.
Поленовские пейзажи были в чем-то эталоном для молодого художника, что-то он взял из композиции работ, что-то из манеры цветовой гаммы. Был у Левитана с Поленовым совместный проект над декорациями к Мамонтовской частной опере.

В 1880-х годах Левитан открывается еще больше как художник. Картина «Дуб» — смесь влияния Саврасовской и Поленовской живописи. Левитану удавалось каким-то образом передать еле видимые движения природы, ее эмоциональность и игру света («Последний снег. Саввинская слобода», «Зимой в лесу», «Весной в лесу»).

Такая чуткая манера письма обусловленная и тем, что сам Левитан безумно любил природу, он блогоговел перед ней. Он часто по долгу гулял по лесу, любил рыбалку, охоту, любил русские деревни («Вечер на пашне»).

Следует отметить, что у Левитана уже в период учения начала развиваться невростения. В начале 1880-х годов некоторые его картины отмечены печатью меланхолии и печали, возможно и из-за этого, да и трудные годы детства тоже оставили отпечаток.

Зато работы 1883-1885 годов напротив, очень светлые и жизнерадостные. Это картины «Первая зелень. Май», «Мостик. Саввинская слобода».
В 1884 году Левитан перестал посещать училище, он уже был достаточно устоявшмся худодником, со своим стилем и мирровоззрением. А в 1886 году Левитан стал участвовать в выставках Товарищества передвижников. Кроме того, Левитан был в тесных дужественных связях с А.П.Чеховым. Они даже отдыхали вместе в одной усадьбе в Бабкине. Пребывание в усадьбе было плодотворным в плане творчества у Левитана. Он написал такие работы как «Река Истра», один из шедевров «Березовая роща».

В 1886 году Левитан едет в Крым. Там появляются его знаменитые крымские пейзажи. Причем, писал он не заезжанные туристами места и парадные улицы, а незнакомые, тихие уголки природы благодатного края. В начале 1887 года эти этюды были выставленны на Периодической выставке Московского общества и достаточно быстро раскупились.

Весной 1887 года Левитан едет на Волгу, за новыми впечатлениями. Но поездка эта не доставила ему ожидаемого удовольствия. Волга встретила его пасмурным небом, дождливой погодой. Не найдя там ожидаемого, Левитан уехал обратно в Москву. Тем не менее, были написаны картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге».

В 1888 году Левитан, Степанов и Кувшинникова отправились по Оке на параходе в тур до Нижнего Новгорода. В этот раз встреча с Волгой оправдала ожидания художника. Это оказался очень плодотворный период в творчестве Левитана («Осень. Слободка», «Ветхий дворик», «Одуванчики» и т.д.). Из лучших работ того периода Левитана можно выделить «После дождя. Плёс» и «Вечер. Золотой Плёс». Здесь Волга уже не печальная и мрачная, а величественная, дружественная.
В начале 1890 года Левитан отправляется в Западную Европу. Безусловно, это была важная поездка. Во Франции и Италии были написаны ряд пейзажей. «Берег Средиземного моря» можно по праву считать лучшим зарубежным пейзажом в творчестве художника. В Венеции и Альпах были созданы тоже очень красивые пейзажи: «Близ Бордигеры. На севере Италии», «Весна в Италии» и др.

По возвращению на родину была создана картина «Тихая обитель». После того, как она побывала на выставке передвижников, о Левитане заговорили в обществе. И с 1890-х годов начался расцвет творчества Левитана, где о нем уже знало все общество.

Но в 1892 году произошло неприятное событие. Сам художник был не крещенным и, как помним, из еврейской семьи. В то время начали выселять из Москвы лиц еврейской национальности. Левитану пришло письмо с указаниями в течении 24-х часов покинуть город. Ему пришлось жить то в Тверской, то во Владимирской губерниях до того времени, пока друзья не смогли уладить ситуацию, и тогда Левитан смог вернуться в Москву.

В эти года появляются картины с драмматическим оттенком. Это «У омута», «Владимирка», «Над вечным покоем». Последняя была наделена филосовским смыслом. В картине изображение мыса и окружающей природы образно напоминает о равнодушии человека к природе, а так же о чувствах художника в моменты одиночества, тоски.

Но это не значит, что Левитан ушел в депрессию. Он продолжает рисовать и жизнерадостные работы. Картина «Свежий ветер. Волга» является тому примером. Картина «Март» можно сказать, произвела переворот в истории русской живописи. Ведь никто еще так ярко, реалистично не изображал зимный день (а на картине был изображен именно зимний день, не смотря на название).

С середины 1890-х годов Левитан начал писать натюрмотры. Работы были настолько сильными, что их можно сравнить с натюрмортами Эдуарда Мане. Кроме этого, Левитан пишет пастелью. Это яркие, живые пейзажные работы «Луг на опушке леса», «У ручья».

В 1893 году Левитан отдыхает летом в усадьбе Панафидиных в Тверской губернии. Живет он вместе с С.П.Кувшинниковой в с. Островно. 1896 год для Левитана был не только плодотворным в творчестве, но, к сожалению, отягченным состоянием его здоровья. В этом году он вторично перенес тиф, а после этого усилилась болезнь сердца. Она была неизлечима. Было ясно, что жизненный путь художника скоро закончится.

Тем не менее, художник не перестает работать. Причем, мотивы его работ разнообразны. Это и любимые деревенские уголки природы с его оврагами, крыльцами и мысами. Характерными сюжетами этого периода стали сумеречные пейзажи («Лунная ночь», «Сумерки. Стога», «Восход луны. Деревн»). В некоторых работах позднего Левитана прорывается бурная жажда жизни. Это картина «Бурный день». В работе «Буря. Дождь» видится неизбежность смерти художника, обреченность и тоска. Такие песимистичные и обреченные работы были в единичном числе, Левитан не позволял впускать такие настроения в свое творчество. Он наоборот стал более активно участвовать в общественной творческой жизни, выставлялся в музеях, продолжал состоять в Товариществе передвижников, участвовал и в зарубежных выставках.

Главной из последних картин Левитана стала работа «Озеро. Русь». В этом произведении и любовь к жизни, и яркость и живость природы. В последние годы жизни были написаны еще ряд ярких и сильных работ.

В 1988 году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он стал преподавать в том же училище, где и сам брал уроки.

В 1899 году Левитана отправили в Ялту, с надеждой хоть как-то улучшить состояние больного. Но эта поездка никак не повлияла на здоровье. После возвращения в Москву Левитан уже не выходил из своего дома.

Ушел из жизни Левитан, полон сил и творческих замыслов, которым, к сожалению, не удалось осуществиться.
Произошло это в 1990 году 22 июля. Похоронили его на старом еврейском кладбище.


art-on-web.ru

Исаак Левитан: жизнь и творчество художника

Исаак Ильич Левитан (1860 — 1900) – российский художник-пейзажист.

Содержание

Биография Исаака Левитана

Творчество Левитана

Известные работы художника

Картины Исаака Левитана

Библиография

Биография Исаака Левитана

Родился Исаак 18 августа 1860 года в Ковенской губернии селе Кибарты в весьма образованной семье. Его отец владел несколькими языками, был преподавателем.

В 1870-х годах состоялся переезд в Москву вместе с семьей. Исаак с детства увлекался рисованием, так что, начиная с 1873, стал обучаться в училище живописи, ваяния, зодчества в Москве.

После смерти отца и матери, в биографии Исаака Левитана наступило тяжелый период. Видя талант ученика и его невозможность платить за обучение, в училище его освободили от оплаты и даже оказывали помощь.

После выставки картин еще во время учебы, художник получил серебряную медаль. А образование окончил в 1885 году.

Позже в биографии художника Левитана прошло несколько путешествий по Франции, Италии. Также свои работы Левитан представлял среди Товарищества передвижных художественных выставок. На некоторое время художник был вынужден покинуть Москву, но позже вернулся.

Если рассматривать краткую биографию Левитана, нужно отметить, что с 1898 года он преподавал в родном училище. Среди известнейших картин Левитана – «Над вечным покоем», «Вечер на Волге», «Березовая роща», «Сумерки. Стога», «Весна – большая вода» и многие другие.

Творчество Левитана

Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище, однако Совет училища отказал ему в присуждении Большой серебряной медали. После окончания училища Левитан принимал участие в передвижных выставках, его картины пользовались большим успехом.

Так, его произведение «Осенний день. Сокольники», было в 1880 году приобретено Третьяковым , что явилось признанием художественного таланта Левитана.

Помимо пейзажной живописи Левитан также работал над декорациями для Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. В 1880-1884 годы Исаак Левитан пишет с натуры в Останкине.

Результатом становятся такие его работы, как «Сосны», «Дубовая роща. Осень», «Дуб». В 1887 году Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дает художнику новые пейзажные сюжеты, появляются полотна «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге».

С 1890 по 1895 год Левитаном написаны лучшие его произведения. Это картины «У омута», «Над вечным покоем», «Владимирка». Картину «Владимирка» Исаак Левитан преподнес в дар Третьяковской галерее.

Весной 1894 года художник приезжает в Тверскую губернию, здесь им были написаны такие полотна, как «Весна. Последний снег»,»Март», «Цветущие яблони», «Золотая осень», «Большая дорога. Осенний солнечный день».

В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.

Художник преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сам когда-то учился. Его картины с успехом демонстрируются на Всемирной выставке в Париже, на выставке в Мюнхене.

Но вскоре здоровье Левитана резко ухудшается, лечение за границей мало помогает. 4 августа 1900 года Исаак Левитан скончался.

Известные работы художника

  • Осенний день. Сокольники (1879)
  • Вечер на Волге (1888, Третьяковка)
  • Вечер. Золотой Плёс (1889, Третьяковка)
  • Золотая осень. Слободка (1889, Русский музей)
  • Берёзовая роща (1885—1889, Третьяковка)
  • После дождя. Плёс (1889, Третьяковка)
  • Тихая обитель (1890, Третьяковка)
  • У омута (1892, Третьяковка)
  • Владимирка (1892, Третьяковка)
  • Вечерний звон (1892, Третьяковка)
  • Над вечным покоем (1894, Третьяковка). Собирательный образ. Использован вид на оз. Островно и вид с Красильниковой горки на озеро
  • Удомля, Тверская губ.
  • Свежий ветер. Волга (1895, Третьяковка).
  • Март (1895, Третьяковка). Вид ус. «Горка» Турчанинова И. Н. близ с. Островно. Тверская губ.
  • Осень. Усадьба.(1894, Омский музей). Вид ус. «Горка» Турчаниновых близ с. Островно. Тверская губ.
  • Весна — большая вода (1896—1897, Третьяковка). Вид реки Съежа в Тверской губ.
  • Золотая осень (1895, Третьяковка). Река Съежа вблизи ус. «Горка». Тверская губ.
  • Ненюфары (1895, Третьяковка). Пейзаж на оз. Островно у ус. «Горка». Тверская губ.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893—1895, Третьяковка). Церковь в с. Островно. Тверская губ.
  • Озеро Островно (1894—1895, ус. Мелихово). Пейзаж от ус. Горка. Тверская губ.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893—1895, Русский музей). Церковь в с. Островно от ус. Островно (Ушаковых). Тверская губ.
  • Последние лучи солнца (Последние дни осени) (1899, Третьяковка). Въезд в деревню Петрова Гора. Тверская губ.
  • Сумерки. Стога (1899, Третьяковка)
  • Сумерки (1900, Третьяковка)
  • Озеро. Русь (1899—1900, Русский музей)

Библиография

  • Константин Паустовский. «Исаак Левитан». Повесть о художнике. — М., 1937
  • Изабелла Гинзбург. И. Левитан. — Л.—М.: Искусство, 1937
  • Михаил Нестеров. «Давние дни», Воспоминания о Левитане.
  • М. С. Левитан, Исаак Ильич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913.
  • Иван Евдокимов. «Левитан». — М., 1959
  • Сергей Глаголь и Игорь Грабарь (предисловие). Монография о Левитане. — СПб, 1913
  • С. А. Пророкова. «Левитан» (серия ЖЗЛ). — М., 1960

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, bibliotekar.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Исаак Левитан: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Исаак Левитан: жизнь и творчество художника

4.4 (88.67%) 30 голос(ов)

allpainters.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *