Конспект урока по обществознанию 10 класс «Деятельность как способ существования»

Тема: Деятельность — как способ существования.

Цели:

  • Раскрыть содержания понятия деятельность

  • Дать общую характеристику и раскрыть структуру

  • Показать деятельность как способ бытия человека и общества

  • Дать представление о многообразии видов деятельности

  • Продолжить работу по формированию умений и навыков

  • Подвести учащихся к самостоятельному выводу об отличии деятельности человека от поведения других существ

  • Планируемые результаты :
    Предметные : — владения понятиями «деятельность» , «потребность», «мотив», «интерес»

  • Целостные представления о структуре деятельности

  • Понимание связей между сознанием и деятельностью умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности , мотивы и потребности людей

Метапредметные :

-умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основные сравнения

— умение использовать информацию о деятельности и потребности

-умение соотносить общее и частное на примеры видов деятельности и потребностей

-способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности

Личностные :

осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения

-понимание важности разнообразия собственной деятельности , способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни

Задачи:

систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека

-конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром

-представить различные подходы и классификации видов деятельности и потребностей человека

-помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности для достижения личного и профессионального успеза

Тип урока: урок изучения нового материала
Основные понятия: Деятельность, цель, средства достижения , мотивы , интересы , потребности , печатно-наглядный, исследовательской

Методы и приёмы : работа в малых группах, дискуссия, беседа , элементы кейс-технологии

Средства: учебник, документ, иллюстрация, наглядность, дидактич. материал, схемы, мультимедиа.

Ход урока

  1. Орг. момент

Сделать хотел грозу,

А получил козу,

Розовую козу звучит 1 куплет

С желтою полосой

Вместо

Хвоста нога…..

— Почему у волшебника не получилось сделать то, что он хотел?

Уч-ся высказать свое мнение

Сравните 3 ситуации:

  1. Ураганный ветер валит в лесу деревья

  2. Животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов

  3. Лесорубам дано задание с помощью современной техники расчистить участок от леса.

— К какой из этих ситуаций можно применить понятии ‘’деятельность’’ приведите 2 аргумента в обоснование своего в вывода

  1. Проблемно-мотивационный этап.

1.мотивация.

Эпиграфы на экране или доске: ‘’деятельность — единственный путь к знаниям’’ (Б. Шоу)

‘’Жизнь и деятельность, столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.’’ (Ф. Глинка, русский поэт)

Эти эпиграфы выбраны не случайно, т. к. в них высказана определенная жизненная позиция.

— Поделитесь, пожалуйста, и вы, свой жизненной позицией

Заранее – (учащиеся находят подобные высказывания)

— Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: ‘’что ты делаешь, Ходжа?’’ —ответил: ‘’у меня сегодня много дел и я хочу, чтобы день наступил пораньше.’’

  • О чем эта причта?

  • И какое она имеет отношение к теме нашего урока?

  • Что такое деятельность? (кластер) – 5 минут. Учащиеся составляют в тетрадь:

План учебного действия

  1. Проблемно-мотивационный этап

    1. Мотивация

    2. Постановка проблемы

    3. Поиск путей решения проблемы

  2. Основной этап

    1. Информационный блок

    2. Аналитический блок

  3. Заключительный этап

    1. Оценивание

    2. Рефлексия

-Кто прав? Кто наиболее верно сказал, что такое деятельность?

-Учится рассуждают ,делают вывод

Проблемы урока:

Зачем человеку деятельность?

Вспомогательные вопросы- что такое деятельность?

-Какие черты ей присущны?

-Как связана деятельность и сознание?

-Зачем человеку деятельность?

Поиск путей решения проблемы- на какие вопросы нам нужно ответить, чтобы решить проблему?

Учится составляют и озвучивают план примерный решение проблемы

План урока:

  1. Сущность и структура деятельности

  2. Потребности и интересы

  3. Виды деятельности

  4. Практическая значимость деятельности?

-Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой .Внешне это проявляется в движениях- двигательной активности. Но для животного характерно приспособление к окружающей среде они только используют то, что дала им природа. Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.

-Познакомьтесь с двумя представленными вам определениями деятельности и выделите основные моменты, которые в них отражены.

Запишите в тетрадь

(1)Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта выражается в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.

(философский словарь)

(2)Деятельность – форма политической активности субъекта, заключающийся в мотивационном деятельности сознательно поставленной цели познания или преобразования субъекта.

(Психологический словарь)

Основные моменты- выписать, озвучить учащиеся + учитель

— деятельность- активные действия

-у деятельности есть цель

-она направлена на результат

Таким образом, какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные элементы(компоненты)

Итак, это, прежде всего объекта и субъекты деятельности

-найти в учебнике и объекс с прим (с) (169)

Объект- то, на что направлена деятельность природ.материалы, различные предметы, сферы жизни объектом может быть и сам человек.

Субъект- тот, кто осущ. деятельность. Человек,группа людей, организация , гос. орагн

  1. Цель: «Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутный»- Сенека

Средства: «Имея кремний , слайды, можно сделать наконечник стрелы , но нельзя сделать из него лук:

Действие: сделать хотел козу?..?

Результат: Реализованная целью.

Обратим внимание на эту схему (слайд? доска?)

М.Е Салтыков-Щедрин в своей сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил»помещает на необитаемый остров 2х заслуженных чиновников привыкли жить на всём готовом .Здесь они вдруг обнаруживают что «человеческая пища в персональном виде , летает , плавает и на деревьях растёт .»например , кто хочет куропатку съесть , то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить…»

(Уч-ся должны прочитать ее и ответить)

— О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?

— Итак, любая деят-ть подчинена четко определенной структуре.

А побуждает к деятельности мотив— — побуждение какой либо деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.

Что такое потребность? Это осознаваемое человеком нужда в том, что ему необходимо для жизни.

Вспомните, какие бывают потребности? (первично, вторично)

-Для чего нам следует определить, что побуждает человек к деятельности? Да хотя бы для того, чтобы не отдать героем той причти, которая лежит перед вами.

«Старательный дровосек»

«Старательный дровосек честно собирал хворост ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие: только от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.»

-О чём притча ? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмыслить свои поступки, предвидеть их последствие, знать, что получится в результате- добро или зло,

-Что движет человеческой деятельностью; используя таблицу; лежащую перед вами.

Философское направление

Основная мысль

  1. Географическое

Географические условия обуславливают характер и склонности людей (так считал, например, Монтескье).

  1. Социологическое

«Идеи правят миром» (Гелем).

  1. К.Маркс

Деятельность людей определяется материальными условиями.

  1. Технологическое

Определяющий фактор движения общества –техника и технология.

  1. Психологическое

Объяснения социальных процессов с точки зрения психологии.

Также, человеческой деятельностью движут:

убеждения и интересы

Это устойчивые взгляды Ценности, характерны для

на мир, идеалы, принципы, определенной группы людей

а также стремления выполнить их в жизни интересы играют особую роль

через свои действия и поступки в формировании мотивов

деятельности.

В жизни существует множество видов деятельности.

2. Основной этап. Ребята получат раздаточные листы с кратким описанием сути основных видов деятельности.

Работа в группах. 2.1 информационный блок.

  1. группа. Труд как вид человеческой деятельности.

  2. Познавательная деятельность.

  3. Политическая деятельность.

  4. Творческая деятельность.

Цель

Средства

Действия

Результат

1.Трудовая

2.Познавательная

3.Политическая

4.Творческая

2.2 Аналитический блок.
I. Обсуждение. Представление работы групп, обмен вопросами, свои позиции.
II. Подведение итогов
Заполнение общей таблицы.

Работа с текстом, вопросы на странице 3-4.

3. Заключить этап.

Закрепление:

1.Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создание и использование материальных ресурсов общества. Субъектом данной должности являются:

a) Материальные возможности

б) Изучающие литературу студенты

в) Пути использования ресурсов

2.Соотнесите особенности деятельности с ее видом

Особенности: Виды деятельности:

1.Создание необходимых людям благ А) Игра

2.Наличие воображаемой обстановки Б) Общение

3.Обязятельное использование языка В) Труд

1

2

3

4

3.2 Вывод: Будучи одним из аспектов человеческого бытия, деятельность воспроизведения социальные связи. В ней реализуются силы и способности человека ,которые воплощаются в продукты ,результаты деятельности .

3.3 Рефлексия: Она осуществляется по ходу всего урока. После выполнения каждого задания учитель предлагает обратить внимание на ошибки и проанализировать, что необходимо доработать. На завершающем этапе уч-ся переводят «плюсы», набранные за уроку в «отметку»,уч-ся должны сделать самостоятельно выводы.

Рефлексивный блок.

  1. Определение общих итогов.

Определить значимость понимание понимающие рассматриваемых на уроке вопросов; обсудить проблемный вопрос.

Что такое деятельность? Зачем нужна деятельность.

2.Возвращение к ожидаемыми результатам

-Какая информация была для вас новой?

— Где можно применить полученные знания \?

2. Определить виды деятельности на уроке

— значимость и полезность занятия.

Оценивание

Домашнее задание. Параграф 17.

Составить проект «Учебная деятельность»

infourok.ru

План-конспект урока обществознания в 10 классе по теме: «Деятельность

Тема: Общество и человек.

Урок № 9: Деятельность — способ существования людей.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-беседа (рассказ с элементами беседы)

Цели урока: на основании формирования умений и навыков комплексного осмысления знаний учащихся дать представление о деятельности как способе бытия человека и общества.

Образоватальная: дать представление о деятельности и её структуре; научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации; закрепить умения вычленять проблемы; учить отстаивать свою точку зрения.

Развивающая: обогащать и развивать словарный запас; развивать умения и навыки формально- логического мышления и критического мышления; развивать умения и навыки анализа и систематизации обществоведческого материала; формирование умений и навыков написания эссе.

Воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, вовлечь учащихся в активную деятельность.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Основные понятия: деятельность, субъект и объект деятельности, цель и средства её достижения, мотивы деятельности, потребности, убеждения, интересы, идеалы, социальные установки.

Основные этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания и подготовка к усвоению новой темы.

Тестирование.

III. Постановка цели занятия перед обучающимися.

Учитель: мы начинаем тему «Деятельность — способ существования людей», на эту тему, как особо важную отводится несколько уроков; на сегодняшнем уроке мы систематизируем уже имеющиеся у вас знания по теме (1 слайд).

А так же узнаем новое как о деятельности, так и самих себе. (2 слайд)

IV. Усвоение новых знаний.

1.Тема в тетради, слушаем притчу.

В одном городе умер нищий. Смерть случается каждый день и, возможно, никто бы не обратил на это внимания, если бы не одно обстоятельство. Этот нищий сорок лет простоял на одном месте. Он стал своего рода достопримечательностью города. Учитывая это обстоятельство, в память о его постоянстве горожане решили похоронить его на этом месте. Когда стали рыть могилу, то вдруг… обнаружили клад. Это стало сенсацией! Горожане увидели в этом событии иронию судьбы. Они говорили: «Стоило нищему копнуть у себя под ногами, и он мог бы стать самым богатым человеком города!»

1.Что же за человек был этот нищий? Как его можно охарактеризовать? (Ответы обучающихся с комментариями учителя).

2. Можно сказать, что он был несчастлив, т.к. у него не было сил действовать, и жизнь проходила мимо него?

2. А что такое деятельность? (3 слайд) (Ответы обучающихся с комментариями учителя).

3. Чем деятельность животных отличается от деятельности человека? (4 слайд) (Ответы обучающихся с комментариями учителя).

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях– двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, что дала природа

Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой как деятельность. Таким образом и поведение животных, и деятельность человека – целесообразна. Что значит целесообразно? (Соответствие цели, правильность, разумность). Но целеполагание присуще только человеку. (Ушаков – целесообразность- соответствие явления или процесса определенному состоянию, модель которого выступает в качестве цели).

Только в ходе такой целеполагающей деятельности реализуются силы и способности человека, которые воплощаются в продуктах деятельности. Таким образом, деятельность человека и активность животного отличает …преобразование.

4. Деятельность – форма взаимодействия с окружающим миром… Характеристика деятельности (5 слайд).

5. Структура деятельности. (6 слайд)

Каждое явление, событие имеет определенную структуру. Напоминаю, структура – это внутреннее устройство, совокупность связей между частями. Деятельность не исключение.

6. Компоненты деятельности. (7 слайд)

В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность.

— Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).

— Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).

(8 слайд) В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!.. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.

Вопросы:

1. Каковы были цели помещика?

2. Какие он выбрал средства для их достижения?

3. Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему? Приведите конкретные примеры деятельности человека, опираясь на схему.

Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? Почему? (Ответы обучающихся с комментариями учителя).

7. Что же движет человеческой деятельностью? (9-10 слайд)

Чтобы деятельность была успешной нужна мотивация.

8. Давайте с вами вспомним какие бывают потребности человека. (11 слайд)

9. Классификация деятельности. (12-14 слайды)

10. Виды деятельности. (15 слайд)

V. Первичная проверка понимания. Беседа.

VI. Закрепление изученного материала.

VII. Домашнее задание. §5, составить план С.28.

VIII. Подведение итогов урока и оценка работы обучающихся.

multiurok.ru

План-конспект урока обществознания. 10 класс. Деятельность – способ существования людей

Деятельность – способ существования людей

План-конспект урока обществознания. 10 класс. Учитель Лойко Е.С.

Цель урока – доказать, что деятельность является способом существования людей.

Образовательные задачи: дать характеристику деятельности, ее структуры, охарактеризовать ее связь с потребностями, сознанием. Раскрыть на примерах виды деятельности, мотивы и потребности.

Развивающие задачи: развивать умение классифицировать виды деятельности, использовать информацию из различных источников, соотносить общее и частное на примере видов деятельности, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные задачи: формировать представление о деятельности как движущем факторе развития человечества, понимание роли деятельности в становлении личности.

Оснащение: учебник Обществознание. 10 класс, М.-: Просвещение, 2014; ноутбук, мультимедийная доска, тематическая мультимедийная презентация, печатные дидактические материалы.

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний. Работа с понятиями «человек, индивид, личность, индивидуальность».

3. Этап мотивации. Слайд презентации, представлены ключевые виды деятельности. Вопросы к слайду: что качественно отличает жизнь человека от жизни животного? Чем вызвана деятельность человека, преобразующая окружающий мир? Какие потребности вызывают деятельность людей?

4. Этап постановки учебных целей.

— что такое деятельность, ее цель и мотив;

— связь деятельности и потребностей;

— структура деятельности;

— типы и виды деятельности;

— сознание и деятельность.

5. Познавательная деятельность.

5.1. Что такое деятельность, ее цель и мотив.

Развитие речевого навыка, формирование умения анализировать, обосновывать, приводить примеры.

Работа с учебником. Назовите особенности деятельности человека (характер деятельности), раскройте их на примерах и сравните с действиями животного

Пример: Продуктивный характер – создание социально значимого полезного продукта, например, сельское хозяйство – животное адаптируется к окружающей среде, способно только пользоваться ее ресурсами, не способно создать готовый продукт.

Учащиеся должны продолжить: сознательный, орудийный, преобразующий, общественный характер.

Определяем мотив и цель деятельности. Анализируем пример. Выпускники школы планируют поступить в университет. Один должен продолжить семейную традицию и не хочет обидеть родителей, другой искренне интересуется медициной. – назовите мотив и цель каждого выпускника. Поясните слова психолога В.А.Крутецкого «Цель – то, ради чего действует человек, мотив – это то, почему действует человек».

5.2. Связь деятельности и потребностей. Эвристическая беседа.

Учитель совместно с учениками строит схему «Пирамида потребностей по А.Маслоу»:

— в упрощенном варианте (естественные – социальные – идеальные)

— в сложном варианте (физиологические – экзистенциальные – социальные – престижные – когнитивные – эстетические – духовные).

Задание. Докажите, что деятельность всегда есть следствие потребностей человека. Рассказ постройте на основе данной классификации.

5.3. Задание. Структура деятельности.

Подготовить схему «Структура деятельности», используется прием «Мозговой штурм», учитель координирует познавательную деятельность. (Ответ: мотив – цель – действия (целерациональные, ценностно- рациональные – традиционные, аффективные) – средства – результат). Далее необходимо дать примеры и пояснения к данной схеме.

5.4. Типы и виды деятельности; используется дидактический раздаточный материал. Работа в парах.

— охарактеризовать типы деятельности – игра, учение, труд;

— проанализировать общение как деятельность;

— назвать виды практической и духовной деятельности;

— дать классификацию видов деятельности:

от субъекта — индивидуальная – коллективная,

по характеру — репродуктивная – творческая,

по соответствию нормам морали — моральная – аморальная,

в соответствии с общественным прогрессом — прогрессивная – реакционная, по сфере общественной жизни — экономическая, политическая, социальная, духовная.

5.5. Сознание и деятельность.

Работа с текстом учебника. Решение познавательной задачи: естественно-научные и религиозно-идеалистические взгляды на деятельность. Сравнить, выразить собственное мнение по данному вопросу, обосновать его.

Проблемный вопрос: как связаны сознание и деятельность, что первично, докажите свою точку зрения.

6. Закрепление новых знаний через решение практической задачи.

Выполнение заданий №1,2 к параграфу 5 учебника. Форма работы – по выбору учащихся – индивидуально, в паре, в группе.

7. Рефлексия. Какие новые знания были получены сегодня, какие формы работы мы выбрали для этого и почему? С какими трудностями вы столкнулись?

8. Оценивание учащимися работы на уроке в форме самооценки, взаимооценки.

9. Домашнее задание. Написать эссе по высказыванию «Деятельность – единственный путь к знаниям». Б.Шоу.

10. Итог урока. Вывод. Деятельность – способ существования людей.

infourok.ru

План-конспект урока обществознания. 10 класс. Деятельность – способ существования людей. Практикум

Конституция Российской Федерации

Практикум. Материалы к уроку.

Право. 10 класс. Учитель Лойко Е.С.

Цель урока – закрепить знания по содержанию Конституции Российской Федерации. Совершенствовать работу с текстом Конституции.

Образовательные задачи: повторить материал, посвященный вопросам полномочий органов власти РФ.

Развивающие задачи: развивать умение анализировать нормативные документы, их содержание, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные задачи: формировать гражданскую правовую культуру сознательного участника правовых отношений.

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний. Фронтальная работа с классом по вопросам: государственный аппарат, структура Конституции РФ, органы власти в РФ, полномочия органов власти по ст. 71,72, 83,84,102, 103,114.

3. Этап мотивации. Признаком демократии является разделение власти на три самостоятельные ветви, каждая из которых имеет свои полномочия в соответствии с Конституцией. Тестовый режим заданий позволит закрепить полученные знания по органам власти в РФ, проверить уровень усвоения учебного материала.

4. Этап постановки учебных и /или контрольно-аналитических целей. Вопросы :

— Выделить полномочия РФ и совместные РФ и субъектов;

— выделить полномочия Президента и Правительства РФ

-выделить полномочия Совета Федерации и Государственной Думы.

5. Решение тестов (приложение 1,2,3).

8. Рефлексия. Какие знания были актуализированы сегодня, какие формы работы мы выбрали для этого и почему? С какими трудностями вы столкнулись?

9. Оценивание работы на уроке в форме взаимооценки.

11. Итог урока. Разделение полномочий трех ветвей власти позволяет реализовать принципы демократии.

infourok.ru

План-конспект урока обществознания, 10 класс

Деятельность – способ существования людей

План-конспект урока обществознания. 10 класс. Учитель Лойко Е.С.

Цель урока – доказать, что деятельность является способом существования людей.

Образовательные задачи: дать характеристику деятельности, ее структуры, охарактеризовать ее связь с потребностями, сознанием. Раскрыть на примерах виды деятельности, мотивы и потребности.

Развивающие задачи: развивать умение классифицировать виды деятельности, использовать информацию из различных источников, соотносить общее и частное на примере видов деятельности, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные задачи: формировать представление о деятельности как движущем факторе развития человечества, понимание роли деятельности в становлении личности.

Оснащение: учебник Обществознание. 10 класс, М.-: Просвещение, 2014; ноутбук, мультимедийная доска, тематическая мультимедийная презентация, печатные дидактические материалы.

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний. Работа с понятиями «человек, индивид, личность, индивидуальность».

3. Этап мотивации. Слайд презентации, представлены ключевые виды деятельности. Вопросы к слайду: что качественно отличает жизнь человека от жизни животного? Чем вызвана деятельность человека, преобразующая окружающий мир? Какие потребности вызывают деятельность людей?

4. Этап постановки учебных целей.

— что такое деятельность, ее цель и мотив;

— связь деятельности и потребностей;

— структура деятельности;

— типы и виды деятельности;

— сознание и деятельность.

5. Познавательная деятельность.

5.1. Что такое деятельность, ее цель и мотив.

Развитие речевого навыка, формирование умения анализировать, обосновывать, приводить примеры.

Работа с учебником. Назовите особенности деятельности человека (характер деятельности), раскройте их на примерах и сравните с действиями животного

Пример: Продуктивный характер – создание социально значимого полезного продукта, например, сельское хозяйство – животное адаптируется к окружающей среде, способно только пользоваться ее ресурсами, не способно создать готовый продукт.

Учащиеся должны продолжить: сознательный, орудийный, преобразующий, общественный характер.

Определяем мотив и цель деятельности. Анализируем пример. Выпускники школы планируют поступить в университет. Один должен продолжить семейную традицию и не хочет обидеть родителей, другой искренне интересуется медициной. – назовите мотив и цель каждого выпускника. Поясните слова психолога В.А.Крутецкого «Цель – то, ради чего действует человек, мотив – это то, почему действует человек».

5.2. Связь деятельности и потребностей. Эвристическая беседа.

Учитель совместно с учениками строит схему «Пирамида потребностей по А.Маслоу»:

— в упрощенном варианте (естественные – социальные – идеальные)

— в сложном варианте (физиологические – экзистенциальные – социальные – престижные – когнитивные – эстетические – духовные).

Задание. Докажите, что деятельность всегда есть следствие потребностей человека. Рассказ постройте на основе данной классификации.

5.3. Задание. Структура деятельности.

Подготовить схему «Структура деятельности», используется прием «Мозговой штурм», учитель координирует познавательную деятельность. (Ответ: мотив – цель – действия (целерациональные, ценностно- рациональные – традиционные, аффективные) – средства – результат). Далее необходимо дать примеры и пояснения к данной схеме.

5.4. Типы и виды деятельности; используется дидактический раздаточный материал. Работа в парах.

— охарактеризовать типы деятельности – игра, учение, труд;

— проанализировать общение как деятельность;

— назвать виды практической и духовной деятельности;

— дать классификацию видов деятельности:

от субъекта — индивидуальная – коллективная,

по характеру — репродуктивная – творческая,

по соответствию нормам морали — моральная – аморальная,

в соответствии с общественным прогрессом — прогрессивная – реакционная, по сфере общественной жизни — экономическая, политическая, социальная, духовная.

5.5. Сознание и деятельность.

Работа с текстом учебника. Решение познавательной задачи: естественно-научные и религиозно-идеалистические взгляды на деятельность. Сравнить, выразить собственное мнение по данному вопросу, обосновать его.

Проблемный вопрос: как связаны сознание и деятельность, что первично, докажите свою точку зрения.

6. Закрепление новых знаний через решение практической задачи.

Выполнение заданий №1,2 к параграфу 5 учебника. Форма работы – по выбору учащихся – индивидуально, в паре, в группе.

7. Рефлексия. Какие новые знания были получены сегодня, какие формы работы мы выбрали для этого и почему? С какими трудностями вы столкнулись?

8. Оценивание учащимися работы на уроке в форме самооценки, взаимооценки.

9. Домашнее задание. Написать эссе по высказыванию «Деятельность – единственный путь к знаниям». Б.Шоу.

10. Итог урока. Вывод. Деятельность – способ существования людей.

multiurok.ru

Деятельность- способ существования людей

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ ( 10 класс)

Подготовила учитель истории и обществознания ФКГОУ сош № 4 МОРФ Латыпова О.Ш.

Цели урока

-систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;

конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром;

представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;

План изучения нового материала

Деятельность человека и ее характер.

Потребности человека. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Структура деятельности и её мотивация.

Виды деятельности

Основные классификации деятельности

Практические выводы

Деятельность человека и ее характер

Деятельность способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении целям человека. Деятельность человека отличается от активности животного творческо-преобразующим отношением к окружающему миру

Деятельность человека

Активность животного

Масштабное преобразование природной среды, ведущее к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которого являются мутационные изменения, закрепленные средой.

Деятельность человека и ее характер

Характер деятельности

В чем проявляется отличие от поведения других живых существ

Сознательный

Примеры

Сознательное выдвижение целей своей деятельности и предвидение ее результатов

Продуктивный

Создание нового проекта здания, на основе которого будет вестись строительство

Направленность на создание полезному человеку и обществу продукта

Орудийный

Производство продуктов питания, бытовой техники и т.д

Создание и дальнейшее использование новых орудий труда

Производство, использование и сохранение станков и оборудования и т. д

Преобразующий

Изменение человеком окружающего мира и самого себя

Общественный

Озеленение городов, проведение социальных реформ, развитие воли, привычек, характера и т. д.

Необходимость разнообразных отношений с другими людьми и с тем, что выработало человечество

Опора на известные изобретения и открытия при подготовке компьютерной техники

Потребности человека

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения eгo потребностей. Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания eгo организма и развития личности.

Естественные потребности-врожденные, биологические, физиологические, органические, природные. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Потребности человека

Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Потребности человека

Идеальные потребности — это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и cвoeгo места в нем, смысла cвoeгo существования.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Ступени (снизу вверх):

1. Физиологические

2. Безопасность

3.Любовь/Принадлежность к чему-либо

4. Уважение

5. Познание

6. Эстетические

7. Самоактуализация

Последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Потребность в самоактуализации

Эстетические

потребности

Познавательные потребности

Потребность в уважении

Потребность в принадлежности и любви

Потребность в безопасности

Физиологические потребности

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Описывая человеческие потребности,американский ученый-психолог

Абрахам Маслоу (1908-1970) охарактеризовал человека как «желающее существо.),

которое редко дoстигает состояния полного, завершенного удовлетворения.

Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и

направляет внимание и усилия человека.

Структура деятельности и ее мотивация

Субъект деятельности- это тот , кто осуществляет деятельность ( человек, коллектив, общество).

Объект деятельности- это то, на что направлена деятельность( предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)

Объект

Субъект

Структура деятельности и ее мотивация

Цель деятельности — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение кoтopoгo нaправлена деятельность. Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности, к которым относят как орудия и приспособления, так и приёмы, способы действий, а также деньги, часто необходимые для осуществления деятельности.

Средства деятельности

Цель

Структура деятельности и ее мотивация

Мотив — это побудительная причина деятельности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление деятельности. В качестве мотивов могут выступать потребности,, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции, идеалы человека

Мотив

Структура деятельности и ее мотивация

В ходе деятельности возникают результаты деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага. формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания caмoгo человека

Виды деятельности

В зависимости от процесса становления человеческой личности можно выделить следующие ocновные виды деятельности людей. Каждый человек включается в них в процессе своего индивидуального развития

Виды деятельности

Учение

Игра

Труд

Общение

Виды деятельности

Игра- это особый вид деятельности, целью которой не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Игра нацелена на удовлетворение интереса ее участников, способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает навыками, происходит в условной ситуации

Виды деятельности

Общение- это вид деятельности, при которой происходит обмен мнениями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот расширенный обмен представляет собой коммуникацию ( материальную или информационную)

Общение

Коммуникация

.

Виды деятельности

Учение- это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Оно бывает организованным( осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованное ( осуществляется в других видах деятельности как побочный результат). Учение может приобрести вид самообразования.

Самообразование

Учение

Виды деятельности

Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда- целесообразность, нацеленность на достижение запрограммированных результатов, наличие мастерства, умений, навыков, практическая полезность, наличие результата, развитие личности, преобразование внешней среды обитания человека

Основные классификации деятельности

  • По объектом и результатам деятельности- создание материальных благ или культурных ценностей.
  • По субъекту деятельности- индивидуальная и коллективная.
  • По характеру самой деятельности- репродуктивная ( по образцу и творческая).
  • По соответствию правовым нормам- законная и незаконная.
  • По соответствию моральным нормам- моральная и аморальная.
  • По соотношению с общественным прогрессом- прогрессивная и реакционная.
  • В зависимости от сфер общественной жизни- экономическая, политическая, социальная и духовная .
  • По особенностям проявления человеческой активности- внешняя и внутренняя

Практические выводы

1 Учитесь ставить перед собой конкретные цели и определять оптимальные средства для их достижения. Это придает деятельности сознательный характер, позволяет контролировать ее ход и вносить, если это нужно, определенные коррективы.

2 Помните: важно видеть не только ближайшие, но и отдаленные цели своей деятельности. Это поможет преодолеть трудности, не даст остановиться на полпути, не достигнув цели.

3 Проявляйте заботу о разнообразии своей деятельности. Это даст возможность удовлетворять различные потребности и развивать различные интересы.

  4 Не забывайте о значимости внутренней деятельности в жизни людей. Это поможет вам быть внимательными к мнениям, эмоциям, чувствам окружающих, проявлять деликатность в своих отношениях с другими людьми.

videouroki.net

План-конспект урока обществознания. 10 класс. Деятельность – способ существования людей

Деятельность – способ существования людей

План-конспект урока обществознания. 10 класс. Учитель Лойко Е.С.

Цель урока – доказать, что деятельность является способом существования людей.

Образовательные задачи: дать характеристику деятельности, ее структуры, охарактеризовать ее связь с потребностями, сознанием. Раскрыть на примерах виды деятельности, мотивы и потребности.

Развивающие задачи: развивать умение классифицировать виды деятельности, использовать информацию из различных источников, соотносить общее и частное на примере видов деятельности, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные задачи: формировать представление о деятельности как движущем факторе развития человечества, понимание роли деятельности в становлении личности.

Оснащение: учебник Обществознание. 10 класс, М.-: Просвещение, 2014; ноутбук, мультимедийная доска, тематическая мультимедийная презентация, печатные дидактические материалы.

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний. Работа с понятиями «человек, индивид, личность, индивидуальность».

3. Этап мотивации. Слайд презентации, представлены ключевые виды деятельности. Вопросы к слайду: что качественно отличает жизнь человека от жизни животного? Чем вызвана деятельность человека, преобразующая окружающий мир? Какие потребности вызывают деятельность людей?

4. Этап постановки учебных целей.

— что такое деятельность, ее цель и мотив;

— связь деятельности и потребностей;

— структура деятельности;

— типы и виды деятельности;

— сознание и деятельность.

5. Познавательная деятельность.

5.1. Что такое деятельность, ее цель и мотив.

Развитие речевого навыка, формирование умения анализировать, обосновывать, приводить примеры.

Работа с учебником. Назовите особенности деятельности человека (характер деятельности), раскройте их на примерах и сравните с действиями животного

Пример: Продуктивный характер – создание социально значимого полезного продукта, например, сельское хозяйство – животное адаптируется к окружающей среде, способно только пользоваться ее ресурсами, не способно создать готовый продукт.

Учащиеся должны продолжить: сознательный, орудийный, преобразующий, общественный характер.

Определяем мотив и цель деятельности. Анализируем пример. Выпускники школы планируют поступить в университет. Один должен продолжить семейную традицию и не хочет обидеть родителей, другой искренне интересуется медициной. – назовите мотив и цель каждого выпускника. Поясните слова психолога В.А.Крутецкого «Цель – то, ради чего действует человек, мотив – это то, почему действует человек».

5.2. Связь деятельности и потребностей. Эвристическая беседа.

Учитель совместно с учениками строит схему «Пирамида потребностей по А.Маслоу»:

— в упрощенном варианте (естественные – социальные – идеальные)

— в сложном варианте (физиологические – экзистенциальные – социальные – престижные – когнитивные – эстетические – духовные).

Задание. Докажите, что деятельность всегда есть следствие потребностей человека. Рассказ постройте на основе данной классификации.

5.3. Задание. Структура деятельности.

Подготовить схему «Структура деятельности», используется прием «Мозговой штурм», учитель координирует познавательную деятельность. (Ответ: мотив – цель – действия (целерациональные, ценностно- рациональные – традиционные, аффективные) – средства – результат). Далее необходимо дать примеры и пояснения к данной схеме.

5.4. Типы и виды деятельности; используется дидактический раздаточный материал. Работа в парах.

— охарактеризовать типы деятельности – игра, учение, труд;

— проанализировать общение как деятельность;

— назвать виды практической и духовной деятельности;

— дать классификацию видов деятельности:

от субъекта — индивидуальная – коллективная,

по характеру — репродуктивная – творческая,

по соответствию нормам морали — моральная – аморальная,

в соответствии с общественным прогрессом — прогрессивная – реакционная, по сфере общественной жизни — экономическая, политическая, социальная, духовная.

5.5. Сознание и деятельность.

Работа с текстом учебника. Решение познавательной задачи: естественно-научные и религиозно-идеалистические взгляды на деятельность. Сравнить, выразить собственное мнение по данному вопросу, обосновать его.

Проблемный вопрос: как связаны сознание и деятельность, что первично, докажите свою точку зрения.

6. Закрепление новых знаний через решение практической задачи.

Выполнение заданий №1,2 к параграфу 5 учебника. Форма работы – по выбору учащихся – индивидуально, в паре, в группе.

7. Рефлексия. Какие новые знания были получены сегодня, какие формы работы мы выбрали для этого и почему? С какими трудностями вы столкнулись?

8. Оценивание учащимися работы на уроке в форме самооценки, взаимооценки.

9. Домашнее задание. Написать эссе по высказыванию «Деятельность – единственный путь к знаниям». Б.Шоу.

10. Итог урока. Вывод. Деятельность – способ существования людей.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *