Вольфганг Амадей Моцарт — это… Что такое Вольфганг Амадей Моцарт?
Йога́нн Хризосто́м Вольфганг Теофи́л Мо́царт (нем. Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart, более известный как Во́льфганг Амаде́й Мо́царт, немецкое произношение имени (info); 27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр.
Видный представитель Венской классической школы композиции, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Масон с 1784 года[1].
Биография
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Versuch einer gründlichen Violinschule» (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756 году — в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.
В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «La Finta semplice» (Притворная простушка), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.
1770—1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, всё же была поставлена опера Моцарта
В 1775—1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов Моцарта проявлялись всё ярче и ярче. Опера «Похищение из Сераля» («Die Entführung aus dem Serail»), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 году, была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.
Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными.
В 1783—1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).
С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году в 6 недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Женитьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело ещё больший успех, чем «Женитьба Фигаро».
Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787 год), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Всё-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 году, посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тысячи талеров, то всё же не решился оставить Вену. После «Дон-Жуана» Моцарт сочиняет 3 наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор «Юпитер» (KV 551), написанные в течение полутора месяцев в 1788 году; из них в особенности знамениты две последние. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).
Антонио Сальери
После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Cosi fan tutte» (1790 год), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, «Милосердие Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место.
Мистик по натуре, Моцарт много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618), (1791 год) и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Интересна история написания «Реквиема». Незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в чёрной маске и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в чёрной маске, «чёрный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Работу над незавершённым «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».
Умер Моцарт 5 декабря 1791 года от болезни, возможно, вызванной почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении Моцарта масонами или другим австрийским композитором — Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном скоплении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.
Моцарт и масонство
Моцарт, как и его отец Леопольд Моцарт, принял масонство в 1784 году, и во многих его поздних сочинениях прослеживаются масонские идеи (в частности, в опере «Волшебная флейта», KV 620). Есть даже версия об отравлении Моцарта масонами, правда, никаких подтверждений этой версии нет.
Оценка творчества
2 шиллинга 1931 г. — австрийская памятная монета, посвящённая 175-летию со дня рождения МоцартаМного драгоценного можно найти в его квартетах и квинтетах, а среди его симфоний (всего их около 40) выше всего стоят лирическая симфония № 39 Es-dur, патетическая № 40 g-moll и эпическая № 41 C-dur «Юпитер», написанные в 1788 г. Моцарт оставил свой след во всех жанрах современной ему музыки; с его именем неотрывно связано представление о всеобъемлющем музыкальном гении.
Выдающаяся черта всех его творений — задушевность. У Моцарта, как человека с незначительным научным образованием, круг идей был не столь обширен, как у Бетховена, но по выразительности музыку Моцарта верно назвали в Германии «музыкой души»: в ней отразилась вся прекрасная, любящая, искренняя натура Моцарта. От чувства изящного Моцарт никогда не отступал, оставаясь верным следующему взгляду, высказанному им в письме к отцу: «Страсти не должны быть выражаемы так сильно, чтобы возбуждать отвращение; музыка, даже при самых ужасных ситуациях, никогда не должна оскорблять слуха, но обязана ему доставлять наслаждение».
В смысле изучения лучших образцов музыкальной литературы, главными учителями Моцарта были в области духовной музыки — Гендель (произведения И. С. Баха во времена Моцарта были почти неизвестны), в области оперы — Глюк, в инструментальной музыке — Гайдн. О Моцарте как об исполнителе на клавесине современники его говорили в следующих выражениях: «Лёгкость невероятная, в особенности левой руки, тончайшая нежность, выразительность самая изящная, чувство, трогавшее сердце до глубины — таковы были качества исполнения Моцарта. Вместе с богатством идей и великолепием его сочинений, они приводили в восторг слушателей и делали его первым клавесинистом своего века». Столь же великолепно Моцарт играл и на фортепиано (этот инструмент был изобретён в годы его юности).
Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.
О Моцарте
Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт — символ самой музыки.
Борис Асафьев
Невероятная гениальность возвысила его над всеми мастерами всех искусств и всех столетий.
Рихард Вагнер
У Моцарта надрыва нет, потому что он выше надрыва.
Иосиф Бродский
В честь Моцарта назван кратер на Меркурии.
Произведения о Моцарте
Драма жизни и творчества Моцарта, а также загадка его смерти стали плодотворной темой для художников всех видов искусств. Моцарт стал героем многочисленных произведений литературы, драматургии и кинематографа. Все их перечислить невозможно — ниже приведены наиболее известные из них:
Драмы. Пьесы. Книги.
- «Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери.» — 1830, А. С. Пушкин, драма
- «Моцарт на пути в Прагу». — Эдуард Мёрике, повесть
- «Амадеус». — Питер Шеффер, пьеса.
- «Несколько встреч с покойным господином Моцартом». — 2002, Э. Радзинский, историческое эссе.
- «Убийство Моцарта». — 1970 Вейс, Дэвид, роман
- «Возвышенное и земное». — 1967 Вейс, Дэвид, роман
- «Старый повар». — К. Г. Паустовский
Фильмы
Творческий метод
Моцарт писал: «Когда я чувствую себя хорошо и нахожусь в хорошем расположении духа, или же путешествую в экипаже, или прогуливаюсь после хорошего завтрака, или ночью, когда я не могу заснуть, — мысли приходят ко мне толпой и с необыкновенной лёгкостью. Откуда и как приходят они? Я ничего об этом не знаю. Те, которые мне нравятся, я держу в памяти, напеваю; по крайней мере, так мне говорят другие. После того, как я выбрал одну мелодию, к ней вскоре присоединяется, в соответствии с требованиями общей композиции, контрапункта и оркестровки, вторая, и все эти куски образуют „сырое тесто“. Моя душа тогда воспламеняется, во всяком случае если что-нибудь мне не мешает. Произведение растёт, я слышу его всё более и более отчётливо, и сочинение завершается в моей голове, каким бы оно ни было длинным. Затем я его охватываю единым взором, как хорошую картину или красивого мальчика, я слышу его в своём воображении не последовательно, с деталями всех партий, как это должно звучать позже, но всё целиком в ансамбле».[2]
Произведения
Оперы
- «Долг первой заповеди» (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), 1767. Театральная оратория
- «Аполлон и Гиацинт» (Apollo et Hyacinthus), 1767 — ученическая музыкальная драма на латинский текст
- «Бастьен и Бастьенна» (Bastien und Bastienne), 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж.-Ж-Руссо — «Деревенский колдун»
- «Притворная простушка» (La finta semplice), 1768 — упражнение в жанре опера-буфф на либретто Гольдони
- «Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto), 1770 — в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина
- «Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba), 1771. Опера-серенада (пастораль)
- Betulia Liberata, 1771 — оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна
- «Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль)
- «Луций Сулла» (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа
- «Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten), 1773, 1775. Музыка к драме Геблера
- «Мнимая садовница» (La finta giardiniera), 1774-5 — снова возвращение к традициям оперы-буфф
- «Царь-пастух» (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль)
- «Заида» (Zaide), 1779 (реконструирована Х.Черновин, 2006)
- «Идоменей, царь Критский» (Idomeneo), 1781
- «Похищение из сераля» (Die Entführung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль
- L’oca del Cairo, 1783
- Lo sposo deluso
- «Директор театра» (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия
- «Женитьба Фигаро» (Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.
- «Дон Жуан» (Don Giovanni), 1787; Дон Жуан (фильм, 1979) — экранизация оперы
- «Так поступают все» (Così fan tutte), 1789
- «Милосердие Тита» (La clemenza di Tito), 1791
- «Волшебная флейта» (Die Zauberflöte), 1791. Зингшпиль
Оперы Вольфганга Амадея Моцарта
Другие произведения
- 17 месс, среди которых:
- «Коронационная» (1779)
- «Реквием» (1791)
- 49 симфоний, среди которых:
- «Парижская» (1778)
- № 36 «Хаффнер» (1782)
- № 37 «Линцская» (1783)
- № 38 «Пражская» (1786)
- № 39 (1788)
- № 40 (1788)
- № 41 «Юпитер» (1788)
- Концерты для фортепиано с оркестром
- 6 концертов для скрипки с оркестром
- Концерт для двух скрипок с оркестром (1774)
- Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779)
- 2 концерта для флейты с оркестром (1778)
- № 1 Соль мажор K. 313 (1778)
- № 1 Ре мажор K. 314
- Концерт для гобоя с оркестром Ре мажор K. 314 (1777)
- Концерт для фагота с оркестром Си-бемоль мажор K. 191 (1774)
- 4 концерта для валторны с оркестром
- № 1 Ре мажор K. 412 (1791)
- № 2 Ми-бемоль мажор K. 417 (1783)
- № 3 Ми-бемоль мажор K. 447 (между 1784 и 1787)
- № 4 Ми-бемоль мажор K. 495 (1786)
- 10 серенад для струнного оркестра, в том числе:
- «Маленькая ночная музыка» (1787)
- 7 дивертисментов для оркестра
- Различные ансамбли духовых инструментов
- Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты
- 19 сонат для фортепиано
- 15 циклов вариаций для фортепиано
- Рондо, фантазии, пьесы
- Ансамбли хоры, песни
Каноны
Музыкальные фрагменты
Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis
- Симфония №40, I ч. Molto allegro (info) (информация о файле)
- Симфония №40, II ч. Andante (info) (информация о файле)
- Женитьба Фигаро (info) (информация о файле)
- vesperae de dominica (info) (информация о файле)
Библиография
Ссылки
Примечания
- ↑ Freemasons, order of, or Freemasonry (secret organization) — Britannica Online Encyclopedia (англ.)
- ↑ См. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. С. 20.
Венские классики
Wikimedia Foundation. 2010.
Вольфганг Амадей Моцарт — биография, фото, произведения, личная жизнь композитора » Биография, личная жизнь знаменитостей
Имя: Вольфганг Моцарт (Wolfgang Mozart)
Дата рождения: 27 января 1756 года
Дата смерти: 5 декабря 1791 года
Возраст: 35 лет
Место рождения: Зальцбург, Австрия
Место смерти: Вена, Австрия
Деятельность: композитор, органист, пианист
Семейное положение: был женат
Вольфганг Амадей Моцарт — биография
Моцарт рано познал успех и славу, сочинил более шести сотен гениальных произведений. Концерты, оперы, симфонии и сонаты исполняются оркестрами многих стран, изучают во всех музыкальных школах мира. Великий виртуоз, которому подвластны были несколько инструментов, способных извлекать музыкальные звуки. Композитор обладал абсолютным слухом и изумительной памятью.
Детство, семья Моцарта
Родился Вольфганг в семье скрипача, служащего у графа Штраттенбаха в его капелле при дворе. Не все многочисленные дети, рождавшиеся у четы Моцартов, смогли выжить. Будущий композитор родился чрезвычайно слабым младенцем, левое ухо имело дефект при рождении. Но всё это не помешало мальчику выжить и прославить род и фамилию своего отца. Мария Анна и Вольфганг родились с разницей в возрасте в четыре года. Дети уже в самом начале своей биографии познавали азы музыки.
Отец учил игре на клавесине дочь, а трёхлетний малыш уже внимал чарующим звукам, подходил к инструменту, пробуя постепенно проиграть некоторые услышанные им мелодии. Видя, как тянется к музыке сын, Леопольд Моцарт уже с четырёх лет начал обучать мальчика играть на инструменте. Уже через год ребёнок сам сочинял небольшие пьесы. С шести лет самостоятельно освоил игру на скрипке. Юный музыкант, как и его сестра, получили прекрасное домашнее образование. Вольфганг был очень способным мальчиком, который постигал любой предмет с увлечением.
Талант Моцарта
С шести лет сын радовал отца музыканта своими способностями: Наннерль (так звали девочку в семье) пела, а Вольфганг Амадей вдохновенно играл свои и чужие пьесы. Глава семьи решает отправиться с детьми с гастролями по Европе. Больше всего зрителей собирали концерты вслепую. Моцарт-старший завязывал ребёнку глаза, на клавесин клали платок. Мальчику не нужно было видеть, он чувствовал музыку, каждый звук он предугадывал, знал расположение каждой клавиши на инструменте.
На таких выступлениях ребёнок никогда не ошибался и не фальшивил. Это очень удивляло и восхищало публику. Успех и материальное благополучие пришли в семью Моцартов, но поездка по городам затянулась на годы. Попутно во Франции четыре сонаты юного композитора были изданы в печатном виде, в Англии младший сын великого композитора Баха дал несколько уроков мальчику и предсказал великое будущее. Все члены семьи устали от напряжённого графика концертов и возвратились в свой родной город.
Взросление юного композитора
Когда юному Моцарту исполнилось 14 лет, отец отправил его в Италию. В то время в одном из городов Италии проходили соревнования музыкантов, среди которых большинство были такого же возраста, как и отец подростка-виртуоза. В Академии Вольфганг был признан гением и избран самым молодым академиком. Все остальные успешные композиторы начинали свою биографию со звания академика только с двадцати лет.
Когда Моцарт вернулся в свой Зальцбург, он полностью погрузился в сочинительство. Но насколько бы смелыми не становились год от года его произведения, юному композитору нужен был учитель. Таковым стал для музыканта Йозеф Гайдн. Вольфганг легко находил друзей, так как и во взрослом состоянии был жизнерадостен и по-детски наивен. Многие отмечали, что Моцарт мог весёлой шуткой поддержать беседу.
Первые трудности
Молодой Моцарт стал работать архиепископом двора, посещал иногда Париж и Германию. Финансовые трудности не позволяли ездить всей семье. Теперь концерты не казались публике гениальными, а мать композитора, которая одна вызвалась сопровождать сына, умерла в столице Франции. Вольфгангу надоело быть в положении слуги при дворе, и он переехал в столицу Австрии Вену. Там он создал знаменитые оперы о Фигаро, волшебной флейте и Дон Жуане.
Гонорары выросли, пришёл невероятный успех и востребованность музыки композитора. Но вскоре скончался отец Моцарта, заболела супруга, и на её лечение нужны были огромные средства. Произошла смена власти в королевской семье, и новый король музыканту не стал благоволить.
Вольфганг Моцарт — биография личной жизни
В Вене Вольфганг впервые и на всю жизнь повстречал свою единственную жену Констанцию Вебер. Он жил у её родителей на квартире по приезде в столицу Австрии. Против воли отца композитора свадьба молодых людей состоялась. Из детей Моцарта выжили только Карл и Франц.
Биография прославленного музыканта оборвалась внезапно. Трудное финансовое положение, подкравшаяся болезнь в виде лихорадки отрицательно подействовали на здоровье композитора.
Смерть Моцарта
Причина смерти, о которой говорил в своём произведении А.С.Пушкин, не нашла официального подтверждения. Композитор Антонио Сальери, на самом деле, был не так одарён, как Вольфганг Амадей Моцарт. Но почти нищенское существование великого гения в последние годы его жизни отравляли его состояние больше, чем яд из рук Сальери.
Похороны композитора не были пышными, он был погребён в общей могиле. Его останки так и не найдены. Больная супруга Моцарта, ставшая внезапно вдовой, не простилась с мужем. Многочисленной процессии не шло за гробом музыканта. Ярко жил и быстро угас гений музыки, ему было всего лишь тридцать пять лет.
Автор биографии: Natsh
Моцарт, Вольфганг Амадей, подробная биография
(1756-1791) австрийский композитор
Когда зальцбургский виолончелист Леопольд Моцарт понял, что его дети — Мария Анна и Вольфганг Амадей — одарены музыкальными способностями, он начал учить их музыке. Ho даже он был поражен талантливостью своего сына. Когда Вольфгангу было всего пять лет, он сочинял музыку, а в игре на скрипке и клавесине превосходил взрослых музыкантов.
В 1762 году Леопольд повез своих детей в Мюнхен, а затем в Вену. За год они объехали всю Германию, а также Францию и Англию. По несколько часов длились концерты маленького музыканта, но мальчик не чувствовал усталости — музыка была для него неиссякаемым источником радости. В Париже были изданы написанные им шесть сонат для клавира и скрипки, а в Лондоне — три симфонии и несколько инструментальных пьес.
(В 1768 году двенадцатилетний композитор написал свою первую оперу — «Мнимая пастушка». Она вызвала восхищение певцов. Но ее премьера в Венской опере была сорвана: помешали местные музыканты, завидовавшие успеху юного гения. Вскоре Моцарт сочинил еще одну комическую оперу «Бастьен и Бастьена».
В 1770 году Вольфганг Амадей Моцарт отправился в Италию, где с триумфальным успехом прошли премьеры его опер, в том числе и новой — «Митридат, царь Понта». Однако юный Моцарт не у всех вызывал восхищение, многие музыканты завидовали ему или относились с недоверием. Так, в городе Болонье местные музыканты устроили Вольфгангу Моцарту настоящий экзамен — предложили сочинить фугу. Обычно на это уходило несколько часов. Моцарт же справился с ним всего за полчаса. После этого юный композитор был избран членом Болонской музыкальной академии.
После триумфальных поездок по Франции и Италии он вернулся в Зальцбург и стал капельмейстером в архиепископском оркестре, где служил его отец. Однако Вольфганг Моцарт пришелся там не ко двору. Ему завидовали другие музыканты, а деспотичного архиепископа не устраивал его гордый характер. Тем не менее Моцарт много работал и именно в Зальцбурге стал зрелым, самостоятельным мастером симфонической музыки. Наконец ему надоело находиться в услужении, и он ушел в отставку.
В 1781 году он уехал в Вену и стал зарабатывать на жизнь своим творчеством. Там он много сочинял и давал концерты. С его именем связано становление австрийской оперы: до Моцарта на австрийской сцене шли в основном оперы итальянских композиторов или их подражателей.
В 1782 году Вольфганг Амадей Моцарт написал комическую оперу «Похищение из сераля», ставшую первым произведением национальной австрийской оперы. Через четыре года композитор создал еще более совершенную оперу «Свадьба Фигаро» на сюжет знаменитой комедии Пьера Бомарше. Она сразу же завоевала большую популярность, и Моцарта пригласили в Прагу, где он дирижировал на ее премьере. В Праге состоялась премьера и следующей его оперы — «Дон Жуан», которая прошла с невиданным успехом.
Однако в Вене, куда затем вернулся Моцарт, дела шли иначе. Композитор так и не смог добиться большого достатка, постоянно находился в долгах и вынужден был браться за любые заказы. Кроме того, тяжелая болезнь подтачивала его силы.
Правда, в последние годы жизни Вольфганг Моцарт создал еще одну оперу — светлую и радостную сказку «Волшебная флейта». В музыке этой оперы преобладают жизнерадостные тона, ясная, не омраченная лирика. Вместе с тем в ней немало сцен, насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом.
Последнее произведение Моцарта — гениальный «Реквием» — осталось незаконченным. Работу над ним оборвала смерть, наступившая 5 декабря 1791 г. в Вене. Похоронили Вольфганга Амадея Моцарта на кладбище для бедняков, и его могила затерялась. Согласно легенде, Моцарта якобы отравил его друг, композитор Сальери. Эта история легла в основу трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери».
Вольфганг Амадей Моцарт написал более 600 сочинений: 41 симфонию и 27 концертов для фортепиано, множество камерных и инструментальных пьес. Но наибольшую известность получили его оперы, а также цикл из трех симфоний.
Во всех этих жанрах Моцарт проявил себя как реформатор, он обогатил их содержание, обновил выразительные средства искусства.
Сейчас оперы Моцарта ставят на лучших сценах мира, а его сочинения входят в репертуар крупнейших музыкантов современности.
Вольфганг Амадей Моцарт – краткая биография композитора
Вольфганг Амадей Моцарт (полное имя — Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Амадéй Мо́царт) – один из величайших композиторов всех времен и народов. Моцарт в раннем детстве проявил виртуозность в исполнении на клавесине, а к 6 годам играл так, как никто из взрослых того времени.
Краткая биография
Родился Вольфганг Амадей Моцарт 27 января 1756 года в Зальцбурге (Австрия). Его отец — Леопольд Моцарт, скрипач и композитор в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского, графа Сигизмунда фон Штраттенбаха. Его мать – Анна Мария Моцарт (Пертль), дочь комиссара-попечителя богадельни в Санкт-Гильгене.
Из семерых детей от брака Моцартов выжили только двое: дочь Мария Анна, которую друзья и родственники звали Наннерль, и сын Вольфганг Амадей. Его рождение едва не стоило матери жизни. Лишь спустя некоторое время она смогла избавиться от слабости, внушавшей опасение за её жизнь.
Раннее детство
Музыкальные способности обоих детей проявились в очень раннем возрасте. В семь лет Наннерль стала получать от отца уроки игры на клавесине. Эти уроки оказали огромное воздействие на маленького Вольфганга, которому было около трёх лет: он садился за инструмент и мог подолгу развлекаться подбором созвучий.
Кроме того, он запоминал отдельные места музыкальных пьес,
которые слышал, и мог проиграть их на клавесине.
В 4 года отец начал разучивать с Амадеем Моцартом на клавесине небольшие пьесы и менуэты. Почти сразу же Вольфганг хорошо научился играть их. Вскоре у него возникло стремление к самостоятельному творчеству: уже в пять лет он сочинял маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге.
Первые успехи Моцарта
Самыми первыми сочинениями Вольфганга стали «Анданте До мажор» и «Аллегро До мажор» для клавира, которые были сочинены между концом января и апрелем 1761 года.
Отец был для сына лучшим преподавателем и воспитателем: он дал своим детям прекрасное домашнее образование. Они никогда в жизни не ходили в школу. Мальчик всегда настолько отдавался тому, чему его заставляли учиться, что забывал обо всём, даже о музыке. Например, когда учился считать, то стулья, стены и даже пол, были покрыты цифрами, написанными мелом.
Покорение Европы
В 1762 году Леопольд Моцарт решил поразить Европу своими одаренными детьми и отправился с ними в артистическое путешествие: сначала в Мюнхен и Вену, затем в другие города Германии. Маленький Моцарт, которому едва исполнилось 6 лет, стоял на сцене в блестящем камзоле, потея под напудренным париком.
Когда он садился к клавесину, то его почти не было видно. Но как он играл! Искушенные в музыке немцы, австрийцы, французы, чехи, англичане заслушивались. Они не верили, что маленький ребенок способен столь виртуозно играть, да еще и сочинять музыку.
В январе Вольфганг Амадей Моцарт написал свои первые четыре сонаты для клавесина и скрипки, которые Леопольд отдал в печать. Он считал, что сонаты произведут большую сенсацию: на титульном листе было указано, что это сочинения семилетнего ребёнка.
За четыре года во время поездок по Европе Вольфганг Амадей из обычного ребёнка превратился в десятилетнего композитора, что потрясло друзей и соседей Моцартов, когда последние вернулись в родной Зальцбург.
Жизнь в Италии
1770—1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1770 году в Болонье он познакомился с исключительно популярным в то время в Италии композитором Йозефом Мысливечеком. Влияние «Божественного Богемца» оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак».
В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, всё же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский», которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера «Луций Сулла», написанная в 1772 году.
Переезд в Вену
Уже взрослым вернувшись в родной Зальцбург, Вольфганг Амадей Моцарт не смог ужиться с деспотичным архиепископом, который видел в нем лишь слугу и старался всячески унизить его.
В 1781 году, не выдержав притеснений, Моцарт уехал в Вену, где стал давать концерты. Он много сочинял в этот период, написал комическую оперу «Похищение из сераля» на турецкую тематику, так как в Вене в XVIII веке в моде было все турецкое и особенно музыка.
Это был самый счастливый период жизни Моцарта: он влюбился в Констанцию Вебер и собирался на ней жениться, и его музыка была насыщена чувством любви.
«Свадьба Фигаро»
Через 4 года он создал оперу «Свадьба Фигаро» по пьесе Бомарше, которая считалась революционной и во Франции долгое время была запрещена. Императора Иосифа убедили в том, что все опасные места из постановки изъяты, что музыка Моцарта очень веселая.
Как писали современники, театр во время представления «Свадьбы Фигаро» был набит до отказа. Успех был необычайный, музыка всех покорила. Публика приветствовала Вольфганга Амадея Моцарта. На следующий день его мелодии распевала вся Вена.
«Дон Жуан»
Этот успех способствовал тому, что композитора пригласили в Прагу. Там он представил свою новую оперу — «Дон Жуан», премьера которой состоялась в 1787 году. Ее также высоко оценили, позднее ею восхищались Шарль Гуно, Людвиг ван Бетховен, Рихард Вагнер.
Возвращение в Вену
После триумфа в Праге Моцарт вернулся в Вену. Но там к нему отнеслись без прежнего интереса. «Похищение из сераля» давно сняли, другие оперы не ставили. А композитор к этому времени написал еще 15 симфонических концертов, сочинил три симфонии, которые сегодня считаются величайшими. Материальное положение день ото дня становилось все тяжелее, ему пришлось давать уроки музыки.
Отсутствие серьезных заказов угнетало Вольфганга Амадея, он чувствовал, что силы его на пределе. В последние годы он создал еще одну оперу — необычную сказку «Волшебная флейта», имевшую религиозный подтекст. Позднее ее определили как масонскую. Опера была очень хорошо воспринята публикой.
Последний период жизни
Как только «Волшебная флейта» была исполнена, Моцарт с энтузиазмом занялся работой над Реквиемом, который заказал таинственный незнакомец во всем черном. Эта работа настолько сильно занимала его, что он собирался даже, до тех пор, пока Реквием не будет закончен, не принимать больше учеников.
Однако 6 декабря 1791 года в возрасте 35 лет Вольфганг Амадей Моцарт скончался от болезни. Точный и достоверный диагноз на сегодняшний день неизвестен. Полемика вокруг обстоятельств смерти Моцарта не утихает и по сей день, несмотря на то, что со дня смерти композитора прошло почти 225 лет.
Работу над незавершённым «Реквиемом», потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».
Краткая биография Моцарта самое главное для детей
Вольфганг Амадей Моцарт – талантливый, одарённый, известный композитор, написавший около 650 произведений.
Детские годы
27 января 1756 года в музыкальной австрийской семье родился будущий композитор – Моцарт. Его талант был обнаружен еще в детстве – с 4 лет он пробовал писать первые мелодии, а с шестилетнего возраста блестяще давал концерты в Европе. Родители всячески образовывали талантливого ребёнка и научили его играть на инструментах. Помимо музыкальной одаренности Моцарт отличался необыкновенной редкой памятью, которая позволяла ему полностью запомнить и записать произведение, послушав его лишь раз. К 17 годам в репертуаре композитора насчитывалось уже около 45 объёмных произведений.
Творческий путь
В 1769 году Моцарт получает должность концертмейстера в Зальцбурге, а уже в следующем году становится членом Филармонической академии.
В период с 1775 по 1780 год происходит расцвет творчества Моцарта. В этот период он создает свои известные оперы – «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», и большинство симфоний (всего их Моцартом было написано 49). С 1777 года композитор давал успешные концерты в Германии и Франции. Последнее произведение Моцарта, которое он так и не успел закончить – «Реквием». Произведения Моцарта контрастны, драматичны и глубоки, но при этом имеют и мягкие, плавные оттенки.
Семья
Верной супругой и творческой музой Моцарта стала Констанция Вебер. У пары родились шесть детей, выжили из которых лишь двое сыновей.
Смерть
С ноября 1791 года Моцарт тяжело болел и 5 декабря умер от лихорадки. Похороны выдающегося композитора, подарившего миру столько прекрасных произведений и показавшего людям великолепный мир музыки, состоялись 6 декабря в присутствии самых близких людей. Чуть позже Моцарту был установлен памятник в Вене.
Творчество интересные факты
Биография Моцарта о творчестве
Моцарт родился в 1756 году. С детства с ним занимался композитор-отец Леопольд Моцарт. Это был настолько одаренный ребенок, который в возрасте четырех лет уже начал писать концерты для клавесина, а в возрасте шести благополучно гастролировал по Европе. Может сказались гены, или просто мальчик был талантлив, но равных ему в то время не было. Маленький Моцарт обладал уникальной памятью. Стоило ему один раз услышать произведение, он мог сразу перенести его на бумагу.
В 1762 году семья композитора направляется в Вену, а затем путешествие охватывает всю Европу — у композитора спонтанно получилось дать концерты во многих городах. После оглушительного успеха, ему предложили издать свои произведения. И это в подростковом возрасте.
В одном из таких путешествий, они были приглашены на аудиенцию к императрице. Она уже была наслышана о талантливом мальчике, а тут такая возможность увидеть и насладиться его игрой.
К своим семнадцати годам он занимал место концертмейстера при дворе архиепископа. В его коллекции было около 40 произведений. За заслуги в области музыки Папа Римский присвоил ему титул рыцаря Золотой шпоры.
В 1767 году его пригласили на свадьбу дочери императрицы Марии Терезии. Но ввиду неблагополучных событий, про композитора просто в тот момент забыли. И Моцарту не удалось выступить. Эпидемия оспы, распространившаяся в то время, подкосила и молодого композитора, последствиями заболевания стала кратковременная слепота мальчика.
Зенит славы пришелся на 1775-1780 гг. Моцарт постоянно совершенствовался. В его произведениях можно услышать ряд неповторимых приемов, присущих только ему. На это повлияло учение у местного органиста, а также знакомство с младшим сыном известного композитора Иоганом Христианом Бахом. Это знакомство, а впоследствии и дружба подарила молодому композитору много интересного и полезного. Благодаря своему другу он стал наиболее раскрепощен.
После этого Моцарту поступило предложение выступать при дворе Георга 3. Игра его была настолько виртуозной, что было принято решение о привлечение его к написанию архиепископу хвалебной композиции.
Несмотря на тяжелое материальное положение, неблагоприятную обстановку в семье, Моцартом в это период было написано 4 оперы, 13 симфоний, 12 балетных номеров.
В 1781 году в театре была поставлена опера «Идоменей», композитором которой был Моцарт. Это был новый поворот в карьере композитора. Много было написано для церковной капеллы, он считал такие произведения лучшими.
В 1782 году была готова вторая опера «Похищение из сераля». Оглушительный успех оперы в Вене способствовал распространению популярности по всей Германии. Однако почитатели музыки Вены практически были незнакомы с творчеством композитора. В этом же году был заключен брак с Констанцией Вебер. Это были настолько сильные чувства, что ради своей возлюбленной композитор пошел против воли отца. На свадебной церемонии присутствовала только мать, сестра и опекун его возлюбленной. В браке у них родилось шесть детей.
Слава и успех Моцарта была оглушительной. Тем более это стало приносить определенный доход. Уже вскоре семья Моцарта смогла купить дом.
С осени 1791 года Моцарт стал сильно болеть. Работа подкосила его окончательно. В последнее время он практически не поднимался. Умер композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Точное место захоронения композитора доподлинно не известно, так как места захоронения в то время не обозначались табличками, или памятниками. Благодаря воспоминаниям сына композитора в честь столетия со дня смерти на могиле Моцарта был установлен памятник в виде плачущего ангела.
6 класс
Интересные факты и даты из жизни
Биография — Моцарт
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд Моцарт был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в 1756 году — в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры наклавесине, скрипке и органе.
В Лондоне малолетний Моцарт был объектом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.
Мария Анна Моцарт, старшая сестра Вольфганга Амадея
В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии. В этом же году юный Моцарт написал свою первую композицию. Всюду он возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По заказу императора Иосифа II Моцарт за несколько недель написал для итальянской труппы оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но певцам не понравилось сочинение 12-летнего композитора, их упорное нежелание исполнять оперу в конце концов заставило Леопольда Моцарта отступиться и не настаивать. В дальнейшем певцы будут постоянно жаловаться, что Моцарт в своих операх заглушает их «слишком массивным аккомпанементом».
1770—1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1770 году в Болонье он познакомился с исключительно популярным в то время в Италии композитором Йозефом Мысливечеком; влияние «Божественного Богемца» оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак».
В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, всё же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский»(итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.
В 1775—1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей», обозначившая определённый поворот в творчестве Моцарта. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века.
Биография, жизненный и творческий путь часть 2 :: Вольфганг Амадей Моцарт
Поездка в Париж. Отпуск отца кончился, и семья вернулась в Зальцбург в самом начале 1763 года. Летом этого же года, снова испросив отпуск у архиепископа, Л. Моцарт с детьми предпринял более длительную концертную поездку, конечной целью которой был Париж. По дороге во Францию семья посетила ряд немецких городов: Мюнхен, Аугсбург, Людвигсбург, Гейдельберг, Майнц, Франкфурт, Кобленц, Бонн, Кельн, Аахен, — где Вольфганг и Наннерль давали концерты, вызывавшие шумный успех. Дети играли не только в городах, но и в поместьях, куда на лето выезжала местная аристократия.
Несмотря на все триумфы и восторги публики, для детей такая жизнь была чрезвычайно тяжела. Их бесчеловечно эксплуатировали, заставляли без отдыха разъезжать по разным городам и странам, играть и импровизировать помногу часов подряд (концерты в то время длились 4—5 часов). Все это было крайне изнурительно для хрупкого организма ребенка.
Парижские впечатления. В ноябре 1763 года семья Моцартов приехала в Париж. Приобщение Моцарта к музыкальной жизни французской столицы, несомненно, расширило его художественный кругозор.
В Париже он познакомился с шедеврами музыкального искусства; слушал знаменитых виртуозов, симфоническую музыку, в Версале вместе с отцом и сестрой посещал концерты церковно-хоровой и органной музыки.
Сам Моцарт много сочинял в Париже. В начале 1764 года вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны семилетним мальчиком.
Лондон. Знакомство и общение с Иоганном Христианом Бахом. Ободренный успехами пятимесячного пребывания в Париже, Л. Моцарт в апреле 1764 года повез детей в Лондон. В Англии после смерти Перселя уже не было своих национальных композиторов мирового значения, и, несмотря на это, в XVIII веке Лондон был городом высокоразвитой музыкальной культуры, в котором имелись превосходные хоровые и оркестровые капеллы и оперные театры. Лондон привлекал многих зарубежных композиторов — немецких, австрийских, итальянских, живших там подолгу и даже считавших английскую столицу своей второй родиной. Маленький Моцарт слушал в Лондоне (в превосходном исполнении) оратории Генделя, ставшего с тех под одним из его любимейших композиторов. В Лондоне жил и работал выдающийся немецкий композитор Иоганн Христиан Бах — младший сын великого Иоганна Себастьяна Баха. Он в молодости покинул Германию, получил музыкальное образование в Италии, где написал большое количество итальянских опер- seria . В 1762 году И. X. Бах переехал в Лондон, с которым связана зрелая и лучшая пора его творческой деятельности. В Лондоне были поставлены его итальянские оперы, здесь же он создал множество симфоний, концертов, камерных произведений.
В Лондоне Вольфганг близко познакомился с И. X. Бахом, и, несмотря на различие в возрасте, И. X. Бах вел с ним длительные беседы о музыке, знакомил со своими произведениями и с творчеством великих мастеров настоящего и прошлого, играл с Моцартом в четыре руки; кроме того, оба они импровизировали. Все это были впечатления, оставившие значительный след в творческом развитии восьмилетнего Моцарта. Общение с И. X. Бахом и знакомство с его произведениями имело для Моцарта исключительно важное значение. Его привлекали простота и искренность музыки И. X. Баха, ясность и пластичность певучих мелодий, близких итальянской оперной и инструментальной кантилене, стройность формы. Особенно неотразимое впечатление произвели на Моцарта симфонии И. X. Баха. Под его влиянием Моцарт написал свои первые симфонии, с успехом исполненные в Лондоне публично, ряд сочинений для клавесина и других инструментов.
Год с лишним прожила семья Моцартов в Лондоне, за это время дети дали много концертов как для широкой публики, так и при королевском дворе. Но этим концертные триумфы не завершились. Получив приглашение из Голландии, Моцарты посетили Гаагу, Амстердам и другие города. 9 месяцев они провели в Голландии. За это время возникло много новых произведений Моцарта; среди них одна симфония, шесть сонат для клавесина и скрипки, сборник клавесинных каприччио.
Возвращение в Зальцбург. Но пора было возвращаться домой. Срок отпуска Леопольда Моцарта давно истек, и зальцбургский архиепископ выражал недовольство. По дороге домой семья Моцартов снова посетила Париж и другие французские города, затем через Швейцарию и Германию вернулась в Зальцбург (в ноябре 1766 года). Во всех городах дети непрерывно концертировали. Три с лишним года продолжалось это большое концертное турне.
Занятия с отцом. Леопольд Моцарт достиг своей цели: продолжительная концертная поездка принесла значительные материальные средства. Но нужно было серьезно подумать о систематических занятиях Вольфганга. Он уже был автором большого числа произведений разных жанров, многое постиг в области музыкальной теории. Но все эти знания и навыки нужно было привести в порядок, развить композиторскую технику молодого Моцарта, довести ее до самой высокой степени совершенства. И отец стал заниматься с Вольфгангом контрапунктом строгого стиля (В архиве зальцбургского музея сохранились тетради контрапунктических упражнений Моцарта).
Участие в коллективной оратории. Зная о композиторских успехах десятилетнего Вольфганга, архиепископ зальцбургский привлек его к участию в сочинении коллективной праздничной оратории; Моцарту была заказана первая часть. Вторая часть оратории была написана Михаэлем Гайдном — младшим братом Йозефа Гайдна. Чтобы испытать Вольфганга и лишить его помощи отца, архиепископ во время сочинения оратории держал его целую неделю взаперти у себя в замке. Моцарт блестяще выполнил задание, и написанная им часть оратории при публичном исполнении имела большой успех.
страницы: 1 2 3 4 5 6
Немного рекламы:
Così fan tutte — Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия
Così fan tutte | ||
---|---|---|
Портрет Дорис Сток, 1789 | ||
Жанр | Opera buffa в 2 действиях3 9000 | Женщины такие |
Либреттист | Лоренцо Да Понте | |
Язык | Итальянский | |
Премьера | Burgtheater Вена 26 января 1790 |
tut te te La scuola degli amanti ( Женщины такие, или Школа влюбленных ) — это опера-буффа с музыкой Вольфганга Амадея Моцарта и итальянским либретто Лоренцо да Понте.Премьера Così состоялась в Бургтеатре в Вене 26 января 1790 года.
Легенда гласит, что опера была основана на реальном происшествии, произошедшем в Вене. В 19 веке опера считалась несколько озорной и исполнялась редко. Однако современные критики считают, что это одна из лучших музыкальных произведений Моцарта, а теперь опера часто ставится по всему миру.
- Фьордилиджи (сопрано), сестра Дорабеллы и любовница Гульельмо
- Дорабелла (сопрано), сестра Фьордилиджи и любовница Феррандо
- Деспина (сопрано), горничная Фьордилиджи и Дорабелла
- Феррандо (тенор), солдат и любовник Дорабеллы
- Гульельмо (бас), солдат и любовник Фьордилиджи
- Дон Альфонсо (бас), циничный холостяк
Опера происходит в Неаполе в 18 веке.Дон Альфонсо поспорил с двумя молодыми солдатами, что их возлюбленные окажутся неверными, если им представится такая возможность. Мужчины принимают ставку. Они рассказывают своим возлюбленным, что их вызвали на фронт и они уезжают из Неаполя.
Однако они возвращаются в виде албанцев в тюрбанах и усов, чтобы ухаживать за возлюбленной друг друга. С попустительства Деспины две сестры соглашаются выйти замуж за иностранцев. В последний момент мужчины снимают маскировку и упрекают своих неверных возлюбленных.
Гленн Гулд объясняет, почему Моцарт был плохим композитором в скандальном общественном телешоу (1968)
Какими бы эксцентричными ни были интерпретации Гленна Гулда основных композиторов, его друг и промоутер Леонард Бернстайн счел их достойными исполнения, даже если он был не совсем согласен.В «Правда о легенде», своем эссе, посвященном Гулду после смерти пианиста, Бернштейн писал: «Я приветствовал любое открытие Гленна, потому что я преклонялся перед тем, как он играл: я восхищался его интеллектуальным подходом, его« чутьем ». . »
Это противоречия? Гленн Гулд был сложным человеком, блестяще абстрактным мыслителем, вложившим в игру все свое физическое существо. Когда Гулд замедлил концерт Брамса до ползания, настолько медленного, что « было очень утомительно» для оркестра играть, он был убежден, что открыл секретный ключ к темпу внутри самой пьесы.Бернстайн глубоко сомневался, несколько раз пытался отговорить Гулда и предупреждал оркестр: «Не сдавайтесь, потому что это великий человек, к которому мы должны относиться очень серьезно».
Не все поклонники Гулда так терпимо относились к неортодоксальным взглядам Гулда. В 1968 году Гулд представил отрывок из еженедельного общественного телесериала Public Broadcast Library. Его тема была «Как Моцарт стал плохим композитором». Пожалуй, достаточно сказать, что это было очень непопулярное мнение. «Программа возмутила зрителей как в Соединенных Штатах, так и в Канаде, в том числе ранее сочувствующих фанатов и критиков», — пишет Кевин Баззана в книге «« Удивительная странность: жизнь и искусство Гленна Гулда »».Он никогда больше не будет транслироваться нигде, и только недавно был оцифрован с 2-дюймовой ленты, найденной в Национальном аудиовизуальном центре консервации Библиотеки Конгресса.
Гулд открывает представление отрывком из Концерта для фортепиано с оркестром до минор Моцарта, а затем в своем критическом комментарии утверждает, что пьеса «получила гораздо лучшую прессу, чем она того заслуживает, я думаю. Несмотря на мягко обескураживающую мелодию, ее тщательно сбалансированные каденции, несмотря на ее стабильную и безупречную с архитектурной точки зрения форму, я собираюсь представить ее как хороший пример того, почему я считаю, что Моцарт, особенно в его более поздние годы, был не очень хорошим композитором.Затем Гулд по-настоящему копается, небрежно сравнивая «надежное» мастерство Моцарта с «способом, которым управляющий по счетам отправляет служебную записку».
Это шокирующая вещь, и Гулд, конечно, это знает. Это высокомерие, или он сознательно провоцирует свою аудиторию? «У Гленна были сильные элементы спортивного мастерства и поддразнивания, — пишет Бернштейн, — от того смелости, что объясняет его свежесть». Его противоречие могло вдохновить по крайней мере нескольких зрителей впервые критически и внимательно выслушать Моцарта, без того, чтобы полученное за сотни лет мнение опосредовало этот опыт.Вот в каком духе мы должны относиться к эрудированному иконоборчеству Гулда, говорит специалист по музыкальной справке Библиотеки Конгресса Джеймс Уинтл: научиться слушать новыми ушами «в детстве» композитора, которого мы «приучены уважать».
Непопулярные мнения Гулда «не всегда становились отрицательными», — пишет Уинтл. Он отстаивал произведения менее популярных композиторов, таких как Пол Хиндемит и Жан Сибелиус. И его «великое чувство исследования», писал Бернштейн, «заставило его внезапно понять Шёнберга и Листа в одной категории, или Перселла и Брамса, или Орландо Гиббонса и Петулу Кларк.Внезапно он собрал совершенно невероятную пару музыкантов в каком-нибудь поразительном сравнительном эссе ». Музыкальная изобретательность, вкус и рассудительность Гульда не имеют себе равных, утверждал Бернштейн, и по этой причине мы всегда должны быть склонны выслушивать его.
Связанное содержание:
Как эксцентричность Гленна Гулда стала важной для его игры и личного стиля: от гудения вслух во время игры до игры со стулом для фортепиано в детстве
Посмотрите, как 27-летний Гленн Гулд играет Баха и демонстрирует его музыкальный гений (1959)
Сильно оцененная партитура Гленна Гулда для поверхностей вариаций Гольдберга, позволяющая заглянуть внутрь его творческого процесса
Джош Джонс — писатель и музыкант из Дарема, Северная Каролина.Следуйте за ним на @jdmagness
Вопрос: Каким был Моцарт как личность?
Каким человеком был Моцарт?
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–91) был австрийским композитором. Моцарт сочинял музыку в нескольких жанрах, включая оперу и симфонию. Среди его самых известных сочинений — мотет Exsultate, Jubilate, K 165 (1773), оперы «Женитьба Фигаро» (1786) и «Дон Жуан» (1787) и Симфония Юпитера (1788).
Как вы бы описали Моцарта?
Моцарт был разносторонним композитором и писал во всех основных жанрах, включая симфонию, оперу, сольный концерт, камерную музыку, включая струнный квартет и струнный квинтет, а также сонату для фортепиано.Он практически единолично разработал и популяризировал классический фортепианный концерт.
Что особенного в Моцарте?
Сочинял мастерски во всех музыкальных форматах. Оперы, хоровые произведения, концерты, симфонии, камерная музыка, сольные песни, сонаты… Моцарт был одним из немногих композиторов в истории, сочинивших шедевры во всех мыслимых музыкальных жанрах.
Считали ли Моцарта привлекательным?
Несомненно, он не был привлекательным мужчиной, по крайней мере, не по современным стандартам красоты.Он был маленького роста, имел относительно большую голову с характерным носом, бледную, рябую кожу и слегка выпученные, но очень живые глаза. Мы знаем это по разным портретам, подлинность которых подтверждена.
Кто убил Моцарта?
Но сегодня Антонио Сальери больше всего помнят за то, чего он, вероятно, не делал. Его помнят за отравление Моцарта.
Встречались ли когда-нибудь Моцарт и Бетховен?
День подарков в Бонне. Хотя мы не знаем наверняка, встречались ли Моцарт и Бетховен, мы определенно знаем, что встречались Гайдн и Бетховен.Гайдн был одной из самых важных фигур в начале карьеры Бетховена. Все началось в День подарков 1790 года, всего через 11 дней после того, как Гайдн сказал это печальное прощание с Моцартом.
Что на самом деле убило Моцарта?
13 соль мажор, K 525 или «Eine kleine Nachtmusik», как это неофициально известно, была самой известной серенадой Моцарта (камерное произведение, предназначенное для легкого развлечения). Причина написания пьесы так и не была полностью установлена, но мы знаем, что он написал партитуру одновременно с работой над «Дон Жуаном», в 1787 году.
Что означает «К» в музыке Моцарта?
НомераKöchel (K) присваиваются последовательно в соответствии с датой составления. Например, опера Моцарта «Волшебная флейта» получила номер Кехеля 620 и является (приблизительно) 620-м произведением, написанным Моцартом. Завершенные одновременно композиции перечислены K69, K69a и т. Д.
Назовите 3 интересных факта о Моцарте?
31 Факты о Моцарте
- Он быстро учился.
- У него были большие амбиции.
- Он и Гайдн были друзьями.
- Его отец тоже был композитором.
- Он был маленьким.
- Он любил ходить по магазинам.
- Сочинял короткими очередями в течение дня.
- Он подружился с самыми разными людьми.
Каким был IQ Моцарта?
Некоторые были очень яркими. Таким образом, IQ Вольфганга Амадея Моцарта оценивался где-то между 150 и 155 — явно на уровне гения.
Что сделало Моцарта гением?
Моцарт впитал в себя огромное разнообразие музыки из своих путешествий, поэтому он был экспертом во всех стилях. Это синтезировалось в его операх, где структура музыки идеально соответствовала разворачивающейся драме. Он наиболее известен своим умением играть с мелодиями. Он писал их с непревзойденной тонкостью и красотой.
Какое полное имя Моцарт?
Моцарт изображен прозаично, потому что его внешний вид был прозаичен: его голова была непропорционально большой, его руки маленькие, его нос большой, его лицо рябое (от детской оспы) и его бледный цвет лица.« 3 Моцарт на этом портрете больше похож на кого-то лет тридцати, чем на подростков.