6.5. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции

6.5. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции

Имя существительное – часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении имя существительное выступает в функции морфологизованного подлежащего и дополнения. Существительные употребляются чаще других частей речи: на каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных (глаголов – 26).

В школьной практике семантика этой части речи определяется через термин «предмет» и в качестве дополнительного признака предлагаются вопросы кто?, что? (кого? чего? кому? чему? и др.).

Существительные – это слова со значением предметности, а предметом в грамматике называют все то, о чем можно спросить:

это кто? или это что?, т.е. названия вещей, предметов (стул, стол, ручка, тетрадь), лиц (девочка, Ольга Ивановна, мальчик), живых существ и организмов (лошадь, бактерия, собака, вирус, лисица), растений (цветок, трава, дерево, пшеница), веществ (водород, кислород), качеств, свойств, действий в отвлечении от носителя (жадность, чтение, бег, ходьба, краснота), явлений природы и общественной жизни (холод, дождь, революция, перестройка), отношений (любовь, дружба, ненависть) и т.д. Существительные способны определяться именами прилагательными: «В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли» (Лерм.).

По значению существительные делятся на группы:

1) конкретные – называют конкретные предметы живой или неживой природы: журнал, самолет, брат, грач, рыба, комар и др.;

2) вещественные – называют различные вещества:

воздух, масло, сахар, бензин, капрон и др.;

3) отвлеченные – называют явления, воспринимаемые мысленно: учение, чтение, бег, упрямство, радость, храбрость, новизна, выносливость и др.;

4) собирательные – называют множество одинаковых предметов как одно целое: детвора, учительство, студенчество, листва и др.

Вещественные, отвлеченные и собирательные существительные обозначают предметы, которые невозможно считать (нельзя сказать «два воздуха», «четыре тоски», «три детворы»). Каждое из этих существительных имеет форму числа (единственного или множественного числа), но по числам не изменяется: молоко, дружба, листва; сливки, будни, кудри.

Морфологические признаки существительных – род, число, падеж, склонение.

Имена существительные принадлежат к одному из трех родов – мужскому, женскому или среднему, но не изменяются по родам: отец, мир (м. р.),

сестра, страна, (ж. р.), государство, море (ср. р.).

Существительные изменяются по числам (брат – братья, книга – книги, озеро – озера) и падежам (грач, грача, грачу, грачом, (о) граче).

Таким образом, существительные имеют род и изменяются по числам и падежам – склоняются.

Начальной формой существительного является именительный падеж единственного числа.

Синтаксические признаки имен существительных. В предложении существительное является чаще всего подлежащим или дополнением: «Птички солнышка ждут, птички песни поют…» (И. Никитин.) Часто существительные зависят от глагола и ставятся при нем в определенном падеже: читать книгу, заботиться о сестре, любоваться морем.

Существительные могут распространяться прилагательными и другими существительными в косвенных падежах. При этом образуются словосочетания с существительными в роли главного слова: весеннее солнышко; ожидание каникул.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Ответы Mail.ru: Что такое морфологические признаки

Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.
Морфология и синтаксис составляют грамматику.

СОДЕРЖАНИЕ

Части речи в русском языке
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение как часть речи
Наречие
Глагол
Деепричастие
Служебные части речи
Предлог
Союз
Частица
Междометие

Части речи в русском языке

Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.

Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометные слова. Междометия — это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери) , волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет) . Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.

Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение) , союзы (и, как будто, несмотря на то что) , частицы (именно, только, вовсе не) .

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср. : стол — он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько) . Местоименные слова формируют отдельную часть речи — местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

1) обобщенное значение,

2) морфологические признаки,

3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи) .

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен) , наречие и глагол.

Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Сказанное можно представить в виде следующей таблицы:

otvet.mail.ru

Ответы Mail.ru: Что такое морфологические признаки?

Морфологические признаки – это признаки, по которым мы различаем части речи, отличаем их друг от друга. У каждой части речи свой набор морфологических признаков. У изменяемых частей речи они делятся на постоянные (остающиеся неизменными при изменении формы слова – склонении, спряжении, изменении по родам) и непостоянные (меняющиеся при формоизменении). Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.
Морфология и синтаксис составляют грамматику.

СОДЕРЖАНИЕ

Части речи в русском языке
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение как часть речи
Наречие
Глагол
Деепричастие
Служебные части речи
Предлог
Союз
Частица
Междометие

Части речи в русском языке

Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.

Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометные слова. Междометия — это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери) , волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет) . Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.

Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение) , союзы (и, как будто, несмотря на то что) , частицы (именно, только, вовсе не) .

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср. : стол — он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько) . Местоименные слова формируют отдельную часть речи — местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

1) обобщенное значение,

2) морфологические признаки,

3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи) .

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен) , наречие и глагол.

Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Сказанное можно представить в виде следующей таблицы

otvet.mail.ru

Имя существительное. Морфологические признаки.

Тема: Имя существительное. Морфологические признаки

Цели: повторить и углубить изученное об имени существительном, его морфологических признаках ( род, число, падеж, категория одушевленности/неодушевленности), учить различать имена существительные в речи, учить составлять опорную схему, определять род, число, падеж, развивать навыки связной речи, воспитывать самостоятельность, прививать интерес к родной речи.

Ход урока:

1 Актуализация опорных знаний: прослушайте стихотворение (аудиозапись), назовите тему урока, объясните свое мнение.

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли — эти слёзы,

Этот пух — не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё — весна. ( А. Фет)

Тема: Имя существительное, стихотворение почти полностью состоит из имен существительных.

2 Повторение изученного об имени существительном.

— в стихотворении подчеркнуть все имена существительные, чем они отличаются по значению?

— назовите существительные, которые можно видеть, слышать, чувствовать.

— сделайте вывод, что такое имя существительное.

Имя существительное

Имя существительное

— самостоятельная часть речи,

которая называет предмет,

явление, чувство, отвечает

на вопрос кто? что?

— чем существительные отличаются по форме? ( это, эта, этот, эти).

-определите род, род не везде определяется, почему?

— определите число и падеж.

— сделайте вывод: как изменяется имя существительное, а что не меняется.

изменяется по числам и падежам. существительное имеет род

Имя существительное

Имя существительное

— самостоятельная часть речи,

которая называет предмет,

явление, чувство, отвечает

на вопрос кто? что?

3 Лингвистическая игра: почувствуй себя поэтом, напиши стих на предложенную тему, выполнив условие.

Образец: «Урок».

Утро

Ранец

Одноклассник

Книга

( все существительные единственного числа, именительного падежа)

Задание: написать стихотворения на тему с соблюдением условия «Книга» ( все существительные женского рода), «Друг» (все существительные множественного числа). Прочитать вслух несколько стихотворений, класс следит, выполнено ли условие.

Картина Деревья

Неизвестность Реки

Интерес Уроки

Герой Гитары

Азарт

4 Проблемный вопрос: какой частью речи являются эти слова:

Дали, жгут, стих, пила, покрой.

Объясните свое мнение, составьте и запишите по 2 словосочетания с каждым словом, существительным и глаголом.

Запишите предложения, найдите существительные, определите род, число, падеж.

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

Снежное покрывало все небо покрывало.

Как вы догадались, что это существительные? ( по смыслу)

5 Послушайте отрывок из книги «Алиса в Зазеркалье»

На столе лежала какая-то книга; Алиса взяла ее и стала листать, поглядывая время от времени на Белого Короля. (Она все еще волновалась за него и держала чернила наготове — на случай, если ему снова станет плохо.) Она надеялась, что сумеет прочитать в книге хоть одну страничку, но все было написано на каком-то непонятном языке.

Вот как это выглядело

ТОЛГАМРАБ

икьрош еиквилХ .ьсолакраВ

,еван оп ьсилярыП

,икюлез илатокюрх И

.овем в икизмюм каК

Алиса ломала себе голову над этими строчками, как вдруг ее осенило:

— Ну конечно, — воскликнула она, — это же Зазеркальная Книга! Если я поднесу ее к Зеркалу, я смогу ее прочитать.Так она и сделала. И вот что она прочитала;

6 Прослушать запись стихотворения «Бармаглот»

— Очень милые стишки, — сказала Алиса задумчиво, — но понять их _не так-то_ легко.

(Знаешь, ей даже самой себе не хотелось признаться, что она ничего не поняла.)

— Наводят на всякие мысли — хоть я и не знаю, на какие… Одно ясно: _кто-то кого-то_ здесь убил… А, впрочем, может и нет…

7 Записать отрывок

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове .

-найдите и подчеркните все существительные, определите их род, число, падеж, определите, какие из них живые, а какие – нет. Как вы узнали это?

Вывод: мы определили по окончанию,, которое передает все грамматические признаки, а значение находится в корне. Автор заменил корни выдуманными, но оставил настоящие окончания.

8 Запишите слова: микроб, бактерия, вирус, призрак, чудовище. Одушевленные или нет? Выслушать мнения и дать подсказку: поставить во множественное число, винительный падеж.

И микроб бактерия вирус призрак чудовище

В микробы бактерии вирусы призраки/призраков чудовища/чудовищ

кого→одушевленное что→неодушевленное.

9 Домашнее задание: рассказ об имени существительном по схеме, написать акростих «кто? что?»

10 Подведение итогов урока.

infourok.ru

Урок русского языка » Морфологические признаки имени существительного»

Урок русского языка в 4 классе ( для детей с ОВЗ 7 вида)

Тема:

Морфологические признаки имени существительного.

Цель:

-повторить теоретический материал об имени существительном; 
-закрепить знания о морфологических признаках имени существительного; 
-подготовить к проверочной работе по теме «Имя существительное»;

-развивать речь, внимание, самостоятельность, умение оценивать свои знания; 
— воспитывать интерес к изучению русского языка; 

Ход урока:

1.Организационный момент:

Организация проверки рабочего места учащихся. Создание положительного эмоционального настроя в классе.

2. Этап мотивации и целеполагания:

Сядет тот, кто ответит на вопрос:

-какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках?

-дайте определение имени существительного?

-какие морфологические признаки мы определяем у этой части речи?

-что значит склонять имя существительное?

-сколько падежей в русском языке?

3.Этап сообщения темы и цели урока.

Сегодня мы обобщим знания об имени существительном и подготовимся к проверочной работе. Тема урока : морфологические признаки имени существительного. ( слайд 1)

4. Работа в тетради.

-запись числа

-индивидуальное чистописание( в тетради каждого ученика учитель заранее прописывает элементы, буквы, соединения элементов и букв , тех в написании которых они допускают ошибки с точки зрения каллиграфии и графики)

-коллективное чистописание

Сейчас без языка никак нельзя.

Задание для дифференцированной работы:

Абрамов- у доски делит слова на слоги

Монов, Цуркан- ставит ударение в словах- во всех словах поставили ударение?

Волков- подчеркивает гласные буквы- сколько гласных букв?-10

Исадзи – обводит в кружок согласные буквы- сколько согласных букв?-14

5. Пальчиковая гимнастика:

Развитие чувства ритма.

Слоговой анализ слова.

Читаем по слогам, одновременно меняем руки, сжимая и разжимая кулачки.

6.Создание ситуации успеха.

Развитие долговременной памяти.

— Вспомните внеклассное чтение, мультфильм… Кто произнес эту фразу?

(Сейчас без языка никак нельзя.)

кот Матроскин ( слайд 2)

-Как называется произведение?

Дядя Фёдор, пёс и кот ( слайд 3)

— Кто автор произведения? ( слайд 3*)

— Каких еще главных героев этого произведения вы можете назвать?

дядя Федор ( слайд 4)

пес Шарик ( слайд 5)

7. Работа по теме.

— Что объединяет эти слова? ( и. сущ.)

— На какой вопрос они отвечают? ( кто?)

— Как называются такие имена существительные?( одушевленные)

— Почему некоторые слова написаны со строчной буквы ,а некоторые с прописной, заглавной? ( имена собственные и имена нарицательные)

Заполните таблицу, используя данные имена существительные

— Сверьте выполненную работу с образцом ( слайд5)

— Определите род имен существительных первого столбика. Что интересного заметили?( все мужского рода)

8.Словарная работа.

-Ребята, подскажите, где жили герои произведения Э. Успенского?

-деревня ( слайд 6)

Запишите в тетрадь, вставляя пропущенную букву, каждое новое отгаданное слово записывайте на новое строке.

-Назовите антоним к слову древня?

-город

— Подберите синоним к слову пес?

-собака

— Какое животное завел кот Матроскин?

-корова

— Зачем жителям понадобилась корова?

-молоко

Проверьте , если все верно –поставьте плюс, нашли ошибки-исправьте.

Первый ряд- обозначьте склонение , второй ряд- запишите рядом с каждым словом, новое изменяя по числам. Если возникнет вопрос или проблема с выполнением задания – поставьте знак вопроса.

Проверка:

-назови слова 2скл , есть 3скл?

-возникли вопросы при изменении имен существительных по числам?

-какой вывод можно сделать?

-Есть имена существительные, которые не изменяются по числам?

Дома узнайте, какие еще имена существительные не изменяются по числам.

9. Этап закрепления знаний и формирования дифференцированных умений и навыков.

Альтернативное упражнение.

(активизирует интерес и взаимодействие школьника с изучаемым материалом, его познавательную самостоятельность)

К Простоквашину всё ближе и ближе подступала весна. И все ликовали – и пёс, и кот Матроскин ,и сам дядя Фёдор. ( слайд 7)А почтальон Печкин грустный ходил. Он однажды сказал дяде Федору: Вам хорошо. Вас много, целых трое, и ещё галчонок у вас. А я живу один, как на помойку выброшенный. К вам родители приедут, а ко мне никто не приедет. И тогда дядя Фёдор написал вам письмо:

1 вариант

Дарагие рибята!

Скоро висна, все будут веселиться и радоваться солнцу. Со сваей семьёй и друзьями вы будете гулят на улеце. А почтальон печкин один живёт, совсем грустный стол. Вы, пожалуйста, и к пачтальону Печкину приезжайте или напишите ему письмо. Памагите поднять ему настроение.

Дядя Фёдор.

Вариант 2

Торогие ребяда!

Скоро висна, все бутут веселиться и ратоваться солнцу. Со сваей семьёй и друзьями вы пудете гулять на улице. А почтальон печкин один живёт, совсем грустный стал. Вы, пожалуйсда, и к почтальону Печкину бриезжайте или напишите ему писмо. Помогите поднять ему насдроение.

Тятя Фёдор.

Вариант 3

Дорогие рибята!

Скоро весна, все будут веселиться и радоваться солнцу. Со своей семёй и друзями вы будете гулят на улице. А почтальон печкин один жывёт, совсем грустный стал. Вы, пожалуйста, и к почталону Печкину приезжайте или напишыте ему писмо. Помогите поднят ему настроение.

Дядя Фёдор.

Вариант 4

Дарогие рибята!

Скоро висна, все будут веселица и радоватьца сонцу. Со своей семёй и друзьями вы будете гулять на улеце. А почтальон печкин один живут, совсем грустный стал. Вы, пожалуйста, и к почталону Печькину приезжате или напишыте ему письмо. Помагите поднять ему настроение.

Дядя Фёдор.

10. Домашнее задание.

Списать письмо, исправляя ошибки. Обозначить падеж имен существительных.

11. Этап подведения итогов урока и встраивания материала в систему знаний.

— Давайте подведём итог урока и вспомним, всё, что мы знаем об имени существительном.

-Имя существительное – часть речи

-Отвечает на вопросы кто? что?

— Обозначает предмет.

-Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Могут быть М., Ж., и Ср. рода. 1,2,3 склонения. Изменяются по числам и падежам.

12. Рефлексия.

-Оцените свою каждый свою работу на уроке .

— За что можете похвалить себя?

— Над чем нужно ещё поработать?

Спасибо за урок! На следующем уроке желаю всем на отлично выполнить проверочную работу!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *