Содержание

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему «Повторение. Существительное. прилагательное, глагол»

Конспект урока по русскому языку, 2 класс Шмелевой Н.А.

Тема: Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.

Тип урока: повторение изученного.

Задачи занятия:

1.     Отрабатывать навык определения частей речи;

2.     Пополнять активный словарный запас;

3.     развивать мышление, коммуникативные навыки.

Ход занятия.

I. Оргмомент (1 мин)

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я от вас, друзья, не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

— Запишите число: 6 мая.

Классная работа.

— Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам на урок.

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

II.  Развитие мышления

— Почему сову называют мудрой?

— Да. Сова очень долго живет и поэтому ее называют мудрой. Мудрая Сова прилетела к нам не с пустыми руками, она принесла нам много интересных заданий. 1 задание. Распределите слова на 3 столбика и объясните, почему так распределили.

Машина, большой, добрый, мальчик, бежит, растет, карандаш, синий, летит.

(Магнитные карточки прикрепляются на доску; пара ребят распределяет карточки на группы у доски, остальные пары обсуждают на рабочих местах)

(Последовательность вопросов и повторение частей речи зависит от того, как распределили слова дети).

— На какой вопрос отвечают слова в первом столбике?

— На какие вопросы отвечают слова во втором столбике?

— На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике?

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Чему будем учиться?

(Будем говорить о глаголах, именах существительных и именах прилагательных, будем учиться задавать вопросы к словам).

III.  Работа по теме урока.

1. Тема нашего урока «Части речи».

— На уроке мы будем учиться определять части речи, вспомним, на какие вопросы отвечают изученные нами части речи, будем находить главные и второстепенные члены в предложении, повторим написание  некоторых словарных слов, поработаем в группах. Все эти задания нам принесла Мудрая Сова. Запишите тему урока.

2. Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.

— Какие части речи мы с вами знаем?

(Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

— Вспомним, что мы знаем об этих частях речи и приведем примеры.

— Что называют именем существительным?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и называет предметы).

— Что называют именем прилагательным?

(Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и называет признаки предметов).

— Что называют глаголом?

(Глагол  — это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и называет действия предметов)

3. Работа с именами существительными и именами прилагательными

(Слова на магнитных карточках на доске)

— Что общего у всех этих слов?

(Это имена прилагательные).

— К словам, называющим признаки предметов, подобрать имена существительные из сказки. Угадайте, какая это сказка и вспомните, кто ее написал. Вам помогут рисунки, которые принесла Мудрая Сова 

Золотая – … .

Синее – … .

Высокий – … .

Разбитое – … .

Сварливая – … .

Усердные – … .

Грозная — … .

(Это «Сказка о рыбаке и рыбке». Её написал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин)

1.  Распознавание глаголов.

— Мудрая Сова очень рада, что вы так хорошо справились с заданием, вы хорошо разбираетесь в именах прилагательных и именах существительных. Наша гостья хочет проверить, умеете ли вы распознавать глаголы

— Составьте предложение с одним из глаголов.

(Удачное предложение записывается на доске и в тетради. )

2.  Массаж пальчиков. (Аппликатор Кузнецова)

3.  Минутка чистописания

(На уроке учащиеся работают в тетради в узкую линейку. На минутке чистописания используется тетрадь в широкую линейку. Идет подготовка для перехода к работе в широкую линейку).

— Прочитайте чистоговорку, и попробуйте определить, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания.

Паучок.

Чок-чок – это паучок.

Чок-чок-чок – за печуркой паучок.

Чок-чок-чок – ткёт паутину паучок.

Чок-чок-чок – ждёт добычу паучок.

(Это буква Пе)

— Какие звуки она обозначает? Дайте характеристику звукам.

(Буква Пе может обозначать звук [п] – он согласный, парный по глухости – звонкости, глухой, твердый; звук [п,] –  он согласный, парный по глухости – звонкости, глухой, мягкий. )

— Откройте тетради для чистописания и пропишите буквы.

П ппп П ппп

(Показы в тетрадях выполнены учителем точечным рисунком до середины строки. Дети обводят показы и дописывают по образцу до конца строки. Показ предложения также выполнен точечным рисунком)

У пенька опять пять опят.

— Что это за предложение?

(Это скороговорка).

— Для чего служит скороговорка?

(Она учит правильно, четко  и быстро говорить).

— Запишите скороговорку в тетрадь, а дома выучите ее наизусть.

Физкультминутка.

Лиса зарядку делает.

Прыгает и бегает.

Потянулась во весь рост

И расправила свой хвост.

IV.   Закрепление изученного.

1.    Работа со словарными словами. Кроссворд

— Мудрая Сова желает проверить как вы знаете написание словарных слов и приготовила для нас кроссворд. Отгадайте кроссворд и прочитайте слово, полученное в выделенных клетках.

— Передайте свои работы по цепочке, проверьте и оцените работу товарища.

— Какое слово мы получили в выделенных клетках? (Это слово ОГОРОД)

— Этимология этого слова такова: общеславянское слово, исходное значение – «огороженное чем-либо место».

 — Запишите это слово в свои словарики, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

2.  Работа в группах.

— У кого на парте красные яблоки – в 1 группу, зеленые яблоки – во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.

(На каждом рабочем месте группы компьютер. Для работы детей можно загрузит не всю презентацию, а только слайды 12-16. В зависимости от уровня группы даются задания: если группы равносильны, то темы можно распределить по жребию; если группы организованы по уровню усвоения материала, то самой сильной группе дается задание подобрать имена прилагательные, т.

к. эта часть речи чаще всего и вызывает затруднения, самой слабой группе предлагается определить имена существительные (материал детьми усваивается легче), третьей группе надо подобрать глаголы.)

— Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрацию и подберите нужную часть речи. На работу вам отводится 4 минуты. Свои работы вы можете оформить на альбомных листах или на доске. Затем каждая группа представит свою работу.

3.  Письмо по памяти.

— Прочитайте предложения:

Ласточка лепит гнездо под крышей.

Грачи вьют гнезда на деревьях.

— Почему о ласточках говорят, что они лепят гнездо, а о грачах – вьют?

(Ласточки с помощью слюны лепят из глины гнезда, а грачи вьют свои гнезда на деревьях из прутиков.)

— Запомните предложения и запишите их по памяти.

(Один ученик на закрытой части доски пишет предложения по памяти, остальные работают в тетради. )

— Подчеркните в предложении главные члены.

V. Итог урока.

·  О каких частях речи мы сегодня говорили?

·  Что мы знаем об имени существительном?

·  Что мы знаем об имени прилагательном?

·  Что мы можем сказать о глаголе?

VI.  Домашнее задание

Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Лексическая тема:

Традиции в сказках.

Тема урока:

Имя прилагательное как часть речи.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2. 1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других.
2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
2.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги; определять их роль в предложении.

Развитие
навыков:

1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от ситуации общения.
2.3 Формулирование вопросов и ответов.
3.8 Соблюдение грамматических норм.

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:
Узнать об именах прилагательных.
Большинство учащихся смогут:
Отгадывать загадки, названия сказок.
Подбирать прилагательные к отгадкам.
Называть признаки предметов на основе цвета, формы, вкуса.
Рассказывать о роли прилагательных в предложении и тексте.
Участвовать в диалоге, высказывая свое мнение самостоятельно и выслушивая мнения других.
Сформулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, оценить ответы учащихся.
Различать имена существительные, прилагательные, и определять их роль в предложении с помощью учителя.
Некоторые учащиеся смогут:
Сделать вывод на основе диаграммы.

Языковая цель

Основные термины и словосочетания:
Имена прилагательные, признак предмета, алфавит, вопрос, ответ, пословица, упражнение, герои сказок, загадка, диаграмма.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
Что ты знаешь о сказках?
Какой предмет чаще всего встречается в народных сказках?

Привитие
ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные
связи

  1. Литература
  2. Физическая культу­ра
  3. Самопознание
  4. Трудовое обучение

Навыки
использования ИКТ

На данном уроке учащиеся используют ИКТ

Предварительные
знания

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова, лексическое значение слова, слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, имена собственные, омонимы, синонимы, антонимы, части речи, имя существительное, слова с абстрактным и конкретным значением, род имен существительных, единственное и множественное число существительных, сочинение.

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

 

Начало урока
0-2

Создание положительного эмоционального настроя.
– Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
– Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
– Здравствуйте, скажем мы нашим друзьям!
Здоровья желаем всем и всему!

 

3-5 мин

Учебники открыты стр. 51
Запись числа, классной работы.
(К, И) Минутка чистописания: запись пословицы.
Сказка  — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Обсуждение. Почему так говорят? Повторение правил поведения и работы на уроке (на трех языках)

Ребята, у вас на столах лист самооценивания, в ходе урока вы будете себя оценивать по этому листу самооценивания, а в конце мы узнаем,  достигли ли вы поставленных целей. 
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока.

Учитель предлагает учащимся посмотреть на доску, найти и выписать из списка только имена существительные: золотая, зеркало, рыбка, яйцо,  сапоги, туфелька, игла, волшебное,  аленький, цветочек, золотое, хрустальная.

Дети читают выписанные слова.
Ребенок на доске выбирает имена существительные из перечня.
— Какие им. сущ. лишние (рыбка — одушевленное, сапоги — множественное число). Почему?
— На какие вопросы отвечают эти слова и что обозначают?

— К какой части речи относятся остальные слова?
— Можем ли мы это утверждать? 
— Нужно доказать?
— Что нужно для этого сделать?
Дети: Поставить вопрос и определить, что обозначает?
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.
Сегодня на уроке мы изучим имя прилагательное? (СЛАЙД 1)

Постановка задач:
Какая часть речи называется именем прилагательным?
На какие вопросы отвечают данные имена прилагательные?

— Признаком какого существительного является названное имя прилагательное. Из какой сказки? (СЛАЙД 2)
Золотая рыбка
Хрустальная туфелька – Золушка
Золотое яйцо – курочка Ряба
Волшебное зеркало – Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Аленький цветочек –Красавица и Чудовище
Красные сапоги — Кот в сапогах
Острая игла – Кощей бессмертный

Картинки — герои сказок

Середина урока 6-18 мин

Работа над темой урока.
Работа в парах
— Распределите слова, которые на экране в два столбика, поставьте устно вопросы к ним, определите, что они обозначают и к какой части речи относятся? В тетрадях.
 (СЛАЙД 3)
Новогодняя, сказка, добрая, народная, волшебная, бытовая (руки домиком)
 Первый столбик: какие слова записали, на какие вопросы они отвечают? (на вопрос что?) И что обозначают? (предмет)  Это имена существительные.
И т.д.
СЛАЙД №4
Устно.

Ребята, мы сегодня поговорим о сказках? Обратите внимание на экран! К какой сказке относятся иллюстрации?
Какие слова вы видите? СЛАЙД 5
Скажите какой заяц?
Заяц – белый, серый 
Лиса — большая, маленькая 
Избушка — ледяная и лубяная.
Вывод:
СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТ- ОДИНАКОВЫЕ, А СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА РАЗНЫЕ, ЗНАЧИТ ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ МОЖЕТ ИМЕТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

21-29 мин

Работа по теме урока.
Работа в группе
Цель: выполнение практических заданий.
У вас на столах лист, переверните его, перед вам изображен предмет. Ваша задача описать его по данным критериям
Цель: описать предмет по определенным признакам: цвет, размер, вкус, форма (апельсин, яблоко, слива, арбуз, томат, морковь)
Защита своего проекта!

Ребят фрукты и овощи такие аппетитные и вкусные!  Слайд 6
— Какой сок можно приготовить из этих овощей и фруктов?
Мы сейчас сыграем в игру «Кто быстрее угостит друг друга соком!»
Каждая пара должна придумать название сока и записать его в тетрадь.
«Кто быстрее!». Руки домиком.

Учебник

19-20 мин

ФИЗМИНУТКА «ПОКАЖИ»
 (Д, К)
РЕБЯТА Я НАЗЫВАЮ СЛОВА. ЕСЛИ ЭТО ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ВЫПОЛНЯЕМ РЕЗКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПЕРЕД ГРУДЬЮ.  А ЕСЛИ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕЕ —  РИСУЕМ ВОЛНИСТУЮ ЛИНИЮ
Волшебный, шапочка, игрушка, красная, сладкое, книга, цветок, большой, мир, красивые.
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

 

32-35 мин

Выпишите предложение с именем прилагательным:
Птицы поют песни.
Золушка шла по лесной тропинке. СЛАЙД №7
Луна освещала дорогу.

Работа  в группах
«Найди соответствие»
Ваша задача: составить кластер, к данному сказочному герою подобрать соответствующие признаки из перечисленных и поставить к ним вопрос!
Лиса – рыжая, хитрая
Волк – серый, злой, зубастый
Медведь – косолапый, неуклюжий, большой,
Заяц — трусливый, косой, быстрый
Золушка – добрая, трудолюбивая, красивая
Колобок – круглый, румяный, вкусный

«Угадай кто я?»
По данным признакам, указанным на экране, отгадать ребенка.  СЛАЙД №8

Учебник

38-40

Итог урока.
По опорной схеме  (СЛАЙД)
Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы ____________,  __________,   _________, _________, и обозначает _____________   __________. 
Обменялись листочками в парах

Рефлексия.
Рефлексия «Флажок»
Педагог раздаёт учащимся флажки. С помощью цветных
карандашей или маркеров дети закрашивают флажки в
нужный цвет:

Тетрадь «Что я знаю и умею»

Критерии успеха

– Если тебе понравился урок и ты успешно справился со всеми заданиями – закрась флаг зелёным цветом;
– Если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к
верному ответу, раскрась флаг жёлтым цветом;
– Если тебе было трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя — раскрась красным цветом.

 

Закрепление знаний о неодушевленных и одушевленных существительных.

№ п/п

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Формы организации

I.

Организационный момент

-Садитесь. Ребята, давайте проверим, как вы готовы к уроку: Руки на месте, ноги на месте.

-Локти у края, спина прямая! Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь друг другу и передайте соседу хорошее настроение.

-Прежде чем начнём урок давайте приготовим наши пальчики к работе.

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава-мурава!

Здравствуй, ягода лесная!

Ты поспела и вкусна

Мы лукошко несем

Всю тебя мы соберем.

-А сейчас откройте тетрадь, запишите число.

17 февраля

Классная работа

Слушают учителя, приветствуют друг друга, садятся на места.

 

Проверяют готовность к уроку

 

 

 

Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками.

 

 

 

Записывают число

Л: положительное отношение к учебному процессу.

индивидуальная

 

Словарная работа

-Сейчас мы проведём с вами словарную работу. Подписываем столбики. (одуш. и неодуш)

-На какие вопросы отвечают одуш. имена существительные? А неодуш.?

Город, картина, заяц, облако, воробей, дежурный, обезьяна, стакан.

-Поменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаш, откройте словарь в конце учебника. Проверяем.

-Если нет ошибок поставьте на полях 5

Если 1-2 ошибки поставьте 4

Если 3-4 ошибки поставьте 4

Если 5 и больше поставьте 2

Одуш.

Неодуш.

Заяц

Город

Воробей

Картина

Дежурный

Облако

обезьяна

стакан

 

 

Взаимопроверка

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Коммуникативные: работать в группе, сотрудничать с партнером, использовать речь для регуляции своего действия;

Индивидуальная

парная

 

Каллиграфическая минутка

-Посмотрите на доску

-Прочитайте пословицы. Найдите в них слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, с парной согласной в корне слова. Докажите правильность написания этих орфограмм.

– Как вы понимаете смысл второй пословицы?

— Что заставляет человека стараться выполнить хорошо  любое дело?

-Сядьте прямо, положите тетрадь под наклоном. Запишите соединения и пословицы в тетрадь.

-Возьмите в руки карандаш, и обведите те буквы «а», которые получились красивее всего и правильнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Водой, травой; указка, ласка.

 

 

 

Объясняют смысл пословицы

 

Ответы

 

 

Записывают пословицу

 

Обводят правильную букву.

 

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; в сотрудничестве с учителем ставить цели и задачи урока; планировать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполненных действий;

 

индивидуальная

II.

Актуализация знаний

 

-Ребята, скажите какие бывают части речи?

-На какие вопросы отвечает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?

-Что обозначает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?

А какое упражнение было домой? Какие предложения у вас получились?

Сущ. Прил. Глагол

Кто? Что?

Какой? Какая? Какие?

Что делать? Что сделать?

Предмет; признак предмета; действие.

 

83, зачитывают предложения.

Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

Фронтальный опрос

III.

целеполагание

-Ребята, а у нас сегодня на уроке гости, посмотрите на доску. Кто это?

-Они хотят, чтобы вы им рассказали правило об одушевлённых и неодушевлённых существительных. На какой вопрос отвечает существительное?

-Наши гости принесли нам задания. Разгадайте ребусы на доске, а отгадки напишите в тетрадь через запятую.

 

 

-Поднимите руку, кто записал 4 слова? Молодцы. Перечислите

-К какой части речи относятся эти слова? Почему? 

-На какие две группы разделим существительные?

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Давайте, поставим цель на сегодняшний урок. На слайде слова-опоры: продолжим, выполним.

-Сегодня мы продолжим изучать одушевлённые и неодушевлённые существительные, выполним упражнения.

Чип и Дейл

 

 

 

Кто? Что?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сорока, коньки, корова, мороз

 

Отвечают на вопрос «кто? Что?»

 

Одушевленные и неодушевлённые

 

 

 

ответы

Л: создание мотивации к усвоению нового материала

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

П: проводить сравнение, использовать полученные ранее знания для выполнения задания

индивидуалная

IV.

Работа по теме урока

-Прочитайте ещё раз слова в тетради, которые отвечают на вопрос что?  кто?

-Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто?

-Все ли слова вам было легко распределить по группам?

 

Сформулируем вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы.

Существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными.

Существительные, которые отвечают на вопрос что? называются неодушевлёнными.

 

1 задание. Разделите слова на две группы:

1  – одушевленные имена существительные.

2 – неодушевленные. Вспомните, как определить одушевленные и неодушевленные имена существительные? (задать вопросы)

-На какой вопрос отвечают одушевленные/неодушевленные имена существительные?

Приступаем к заданию. Письменная работа в тетради.

Цветок, лисички, кольцо, мальчик, девочка, кукла, зелёный, лежит, руки, нос, мышка, мама, бабочка, обезьяна, ненастье, платье, Дарья, диван.

Сколько слов получилось в первой колонке?/во второй?

 

 

 

2 задание.  

-Выполним упражнение 85. Кто желает прочитать задание? Что нужно выполнить? -Кто желает поработать у доски с первым предложением? А остальные в тетради работают. Следующий  к доске.

 

3 задание.

-выполним упражнение 84. Кто желает прочитать задание? Что нам нужно сделать?

Найдите слова картина и пейзаж в толковом словаре.

 

 

 

 

слово коньки может отвечать на вопрос что? и на вопрос кто?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

одуш

Неодуш

лисички

Цветок

Мальчик

лисички

Девочка

Кольцо

Мышка

Кукла

Дарья

Руки

 

нос

 

Мама, бабочка обезьяна, ненастье, платье,диван

 

Выполняют упражнение

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение

П: владеть рядом приемов решения задач.

К: сотрудничать с партнером, использовать речь для регуляции своего действия.

Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполненных действий.

 

индивидуальная

V.

Итоги урока. Рефлексия.

-Запишите домашнее задание: у.86, с. 48, 50 правило

-Что же такое имя существительное?

-На какие группы делятся имена существительные?

-На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? 

-На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?

-Похлопайте в ладоши те кому было всё понятно и не возникало трудностей.
-Потопайте те у кого возникли трудности и он что-то не понял.

Записывают домашнее задание

 

Ответы

 

 

 

 

самооценка

 

Р: осуществлять итоговый контроль.

Л: положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности, самоанализ и самоконтроль результата.

 

индивидуальная

Это прилагательное или наречие? — Lingoda

Многие путают прилагательные и наречия, и не могут верно определить часть речи. А когда именно их необходимо использовать? И вообще, так ли это важно? Отвечаем на второй вопрос: да, важно! Умение различать прилагательные от наречий и правильно употреблять их делает вашу речь более естественной и понятной. Давайте разберем основные отличия между этими частями речи.

Что такое прилагательное и наречие?

Прилагательное описывает существительное. Оно отвечает на вопросы “какой? каков?” или “сколько?” (для числительных в роли определения). Например, красная – это прилагательное, а машина – существительное. В английском языке прилагательные идут перед существительным, поэтому “красная машина” мы бы сказали как “red car”. Red – это описательное прилагательное. На этом мы сегодня и сконцентрируемся.

Наречие описывает глагол. Оно отвечает на следующие вопросы: “как?”, “когда?” и “где?”. Быстро – это наречие, а бежать – это глагол. Наречия в английском языке могут стоять в различных позициях, но в данном случае фразу “быстро бегает” мы бы сказали как “runs quickly”. Мы описываем образ действия и отвечаем на вопрос: “как он бежит?”. Сегодня мы поговорим о наречиях, которые отвечают на вопрос “как?”.

Это очень простое объяснение, особенно для преподавателей английского, но как оно нам поможет на практике? Мы хотим ответить на вопрос: как понять, какую часть речи, прилагательное или наречие, нужно использовать в предложении? Как сделать наречие из прилагательного? На какое место в предложении нужно ставить эти слова?

8 лучших стихотворений на английском языке

Правильные наречия


Правильные наречия очень легко заметить, потому что они заканчиваются на –ly, например, quickly в примере выше. Чтобы сформировать такое наречие, мы просто добавляем -ly к концу прилагательного. Serious превращается в seriously (серьезный – серьезно), slow становится slowly (медленный – медленно). Медленная черепаха медленно ползет = A slow tortoise walks slowly. Это правило действует для всех прилагательных, но есть и небольшие дополнения:

  • Если прилагательное оканчивается на –y, необходимо поменять –y на –i, а затем добавить–ly: happy становится happily (радостный – радостно), easy – easily (легкий – легко).
    He smiled happily! – Он радостно улыбнулся!
  • Если прилагательное заканчивается на –able, –ible или –le, меняем –e на –y. А вот и примеры: horrible – horribly (ужасный – ужасно), responsible – responsibly (ответственный – ответственно).
    They didn’t act very responsibly. – Они повели себя безответственно.
  • А если прилагательное заканчивается на –ic, то мы добавляем –ally. Basic – basically (основной – в основном), classic – classically (классический – классически). Слово исключение: public, которое преобразуется в publicly (публичный – публично).
    She expressed her thoughts publicly. – Она высказала свои мысли публично.

Как улучшить память, изучая иностранные языки

Неправильные прилагательные и наречия

Формы некоторых наречий совпадают с прилагательными. Например, слова быстрый и высокий (fast и high).

  • This is a fast car. He drives fast. – Это быстрая машина. Она едет быстро.
  • We saw a lot of high towers. The plane flew high. – Мы видели множество высоких башен. Самолет летел высоко.
    Выше мы уже сказали, что наречие можно получить путем добавления –ly в прилагательному, но не все слова, что заканчиваются на –ly, являются наречиями! Некоторые прилагательные так же заканчиваются на -ly, и соответствуют форме наречия. Частоупотребляемы слова этой категории: early (рано – ранний), late (поздно – поздний) и daily (ежедневно ежедневный).
  • We ate an early dinner. We finished work early today. – Сегодня у нас был ранний обед. Мы рано закончили работать сегодня.
  • I read the daily newspaper. I read the newspaper daily. – Я читаю ежедневную газету. Я читаю газеты каждый день.
    Также существуют прилагательные, у которых нет наречия. Например: friendly (дружелюбный), lonely (одинокий) и lovely (милый). Вместо наречия мы можем использовать фразу “”in a … manner”” (каким-то образом). Прилагательное в данном случае остается прилагательным.
  • What a friendly dog! The dog behaves in a friendly manner. – Какая дружелюбная собака! Собака ведет себя дружелюбно (дружелюбным образом).

Предикативные прилагательные

Большинство прилагательных стоит перед существительным. Но иногда прилагательные встают после существительного, и даже после глагола. Такие прилагательные называются предикативными и они встают после глаголов, выражающих чувства и описывающих внешний вид. Вот эти глаголы:

– be (быть)
– feel (чувствовать)
– taste (быть на вкус)
– smell (пахнуть)
– sound (звучать)
– look (выглядеть)
– appear (казаться)
– seem (казаться)

Для наглядности мы подготовили следующие примеры:

– London is busy. – Лондон – занятой город.
– I feel bad about what happened. – Я чувствую себя плохо из-за того, что произошло.
– The cake tastes nice. – Торт хорош на вкус.
– The flowers smell sweet. Цветы сладко пахнут.
– That dog sounds unhappy. Кажется, собака недовольна.
– Gemma looks sleepy. Джемма выглядит сонной.
– The sea appears blue in some lights. Море кажется голубым при правильном свете.
– Bob seems angry. Боб выглядит злым.

Во всех этих предложениях прилагательное стоит после глагола, но все равно описывает существительное. Студенты, изучающие английский, часто делают такие ошибки:

– The cake tastes nicely (это значит, что торт может что-нибудь попробовать на вкус хорошо. А пока что торты не обзавелись ртами).
– The flowers smell sweetly (и в данном случае звучит, будто у цветов есть носы).
Самый легкий способ запомнить это правило, подумать о глаголе to be, который мы часто используем с прилагательными:

– She is nice. Она милая.
– The dog is happy. Собака довольная.
– The chair is comfortable. Стул удобный.

А у вас есть список причин для изучения иностранного языка?

Прилагательное + наречие

Наречия описывают глагол, но также могут дополнять и прилагательное. Например:

– The weather is terribly hot today. – Погода ужасно жаркая сегодня.

“Terribly” – это наречие, которое дополняет прилагательное “hot”. Вот еще несколько примеров:

– The girl is quite pretty. – Девушка довольно милая.
– I am completely exhausted. – Я совершенно уставший.

Наречие + наречие

Наречия могут дополнять и наречия, чтобы сделать вашу речь более выразительной. Например:

  • My dog eats incredibly loudly. – Моя собака невероятно громко жуёт.
    “”Incredibly””, наречие, дополняет наречие “”loudly””. Еще примеры:
  • She spoke very quickly. – Она говорить очень быстро.
  • He was walking awfully slowly. Он шел ужасно медленно.

Наречия частоты

В английском языке есть шесть основных наречий частоты. Они помогают нам сказать, с какой регулярностью происходит действие. Посмотрим на эти наречия в действии:

– I always eat cereal for breakfast. – Я всегда ем хлопья на завтрак.
– I usually wake up at 7am. – Обычно я просыпаюсь в 7 утра.
– I often go to the gym before work. Перед работой я часто захожу в спортзал.
– I sometimes walk to the office. Иногда я хожу в офис.
– I rarely go to bed later than 11pm. Я редко ложусь спать позднее 11 вечера.
– I never eat meat. Я никогда не ем мясо.
Еще наречия из этой категории, которые могут вам встретиться: normally (обычно), frequently (часто) и hardly ever (едва ли).

Наречия места

Фразы, которые описывают место, в котором происходит действие, также являются наречиями. Например:

– He has lived in the city centre all his life. – Он жил в центре города всю свою жизнь.
– He still lives there now. – Он до сих пор там живет.
– Come here! – Подойди сюда.
– I’ve looked everywhere for him but he’s just disappeared. – Я искал его повсюду, но он испарился.

Наречия времени

Мы уже поговорили о неправильных наречиях early и late. Это наречия времени: они описывают время, когда произошло действие. Вот еще примеры с подобными наречиями:

– I don’t like driving after dark. – Я не люблю водить машину после наступления темноты.
– She finished her exam first. – Она первой сдала экзамен.
– The TV show is on now and we’re missing it! ТВ-шоу уже идёт, а мы пропускаем его!

Какие языки лучше всего изучать для международного бизнеса?

Наречие степени

Выше мы тоже уже встречались с подобными наречиями. Наречия степени передают интенсивность действия. В примерах мы уже встречали very (очень), quite (довольно) и completely (полностью). Вот еще примеры наречий степени:

– It’s rather chilly today. – Сегодня довольно морозно.
– The play was absolutely terrible. Игра была абсолютно отвратительной.
– I almost forgot to tell you. – Я почти забыл рассказать тебе это.

Наречия оценки

Мы можем использовать наречия для выражения собственного мнения. Например:

– Unfortunately, the weather was bad. – К несчастью, погода плохая.
– She didn’t want to come to the party, surprisingly. – Удивительно, но она не хотела на вечеринку.
– Incredibly, no one was hurt in the accident. Невероятно, но никто не пострадал в аварии.

Использование наречий во всех этих предложениях показывает нам, что говорящий думает и чувствует по поводу ситуации, и дает нам больше информации о контексте. Например, в последнем предложении мы можем сделать вывод, что авария была довольно серьезной, и это очень удивительно, что никто не пострадал.

Так как же понять, наречие перед нами или существительное? Описывает ли оно существительное или глагол, прилагательное или наречие? Слово заканчивается на –ly? Скорее всего это наречие. Но английский язык не был бы английским без исключений, поэтому попытайтесь запомнить слова из примеров выше, и тогда эта тема не будет казаться вам такой сложной!

Имя прилагательное. L’adjectif во французском языке. Мобильное приложение по французскому языку | SpeakASAP®

Имя прилагательное – это такое слово, которое прилагается к существительному, то есть становится таким же по роду (мужской – женский) и числу (единственное – множественное) и отвечает на вопрос «какой?». Другими словами ведет себя так же как и в русском языке.

Поэтому нам будет легко запомнить, что прилагательное должно меняться в зависимости от того существительного, к которому оно прилагается.

красные ручки – des stylos rouges
черная машина – une voiture noire

Внимание! Род имен существительных очень часто не совпадает с русским языком. К тому же нет среднего рода.

la table (ж. р.) – стол (м. р.)
le livre (м. р.) – книга (ж. р.)
la robe (ж. р.) – платье (ср. р.)
le manteau (м. р.) – пальто (ср. р.)

Поэтому при переводе с русского языка надо помнить, что по-французски мы скажем, например, о платье – зеленая – la robe verte

Давайте теперь рассмотрим как же из прилагательного мужского рода можно сделать прилагательное женского рода:

в большинстве случаев к нему просто надо добавить букву e:

le récit intéressant – интересный рассказ
l’histoire intéressante – интересная история

Внимание! Некоторые прилагательные мужского рода тоже имеет на конце эту букву. Их просто надо запомнить. Они по родам не меняются:

rouge (красный, -ая)
jaune (желтый, -ая)
jeune (молодой, -ая)
beige (бежевый, -ая)
triste (печальный, -ая)
rose (розовый, -ая)

удвоение согласной + е используется в следующих случаях:

en / —enne

un pays européen (европейская страна) – une langue européenne (европейский язык)

ien / —ienne

un chanteur italien (итальянский певец) – une chanteuse italienne (итальянская певица)

on / —onne

un garçon mignon (симпатичный мальчик) – une fille mignonne (симпатичная девочка)

as / —asse

un fauteuil bas (низкое кресло) – une table basse (низкий стол)

os / —osse

un gros sac (толстая сумка) – une grosse valise (толстый чемодан)

el / —elle

un geste habituel (обычный жест) – une question habituelle (обычный вопрос)

eil / —eille

un film pareil (похожий фильм) – une situation pareille (похожая ситуация)

et / —ette

mon frère cadet (мой младший брат) – ma soeur cadette (моя младшая сестра)

Исключения:

complet (заполненный) – complète (заполненная)
concret (конкретный) – concrète (конкретная)
discret (скромный) – discrète (скромная)
inquiet (беспокойный) – inquiète (беспокойная)
secret (секретный) – secrète (секретная)

другие случаи (но опять же всегда е на конце):

er / —ère

un homme étranger (мужчина иностранец) – une femme étrangère (женщина иностранка)

ier / —ière

un problème financier (финансовая проблема) – une question financière (финансовый вопрос)

f / —ve

un garçon sportif (спортивный мальчик) – une fille sportive (спортивная девочка)

eux / —euse

un garçon courageux (храбрый мальчик) – une fille courageuse (храбрая девочка)

eur / —euse

un geste trompeur (обманчивый жест) –  une idée trompeuse (обманчивая идея)

teur / —trice

un geste protecteur (покровительственный жест) – une voix protectrice (покровительственный голос)

Исключения:

meilleur (лучший) – meilleure (лучшая)
majeur (совершеннолетний) – majeure (совершеннолетняя)
mineur (несовершеннолетний) – mineure (несовершеннолетняя)
superieur (высший) – superieure (высшая)
extérieur (внешний) – extérieure (внешняя)
intérieur (внутренний) – intérieure (внутренняя)
antérieur (предыдущий) – antérieure (предыдущая)
postérieur (последующий) – postérieure (последующая)

а также совершенно особые случаи (не забудьте, что на конце е!):

beau – belle (красивый, -ая)
nouveau – nouvelle (новый, -ая)
fou – folle (сумасшедший, -ая)
vieux – vieille (старый, -ая)
gentil – gentille (милый, -ая)
blanc – blanche (белый, -ая)
frais – fraîche (свежий, -ая)
franc – franche (вольный, -ая)
sec – sèche (сухой, -ая)
doux – douce (нежный, -ая)
faux – fausse (ложный, -ая)
roux – rousse (рыжий, -ая)
long – longue (длинный, -ая)
public – publique (общественный, -ая)
grec – grecque (греческий, -ая)
turc – turque (турецкий, -ая)
jaloux – jalouse (ревнивый, -ая)
bref – brève (короткий, -ая)
favori – favorite (любимый, -ая)

Внимание! У некоторых прилагательных есть целых две формы мужского рода. Как обычно, это связано с желанием французов, чтобы в их языке все было красиво 🙂

Если существительное, перед которым будет стоять данное прилагательное, будет мужского рода единственного числа и будет начинаться с гласной или нечитаемой буквы h, следующие прилагательные поменяют свою форму:

beau – bel (красивый) – un bel arbre (красивое дерево)
fou – fol (сумасшедший) – un fol homme (сумасшедший мужчина)
nouveau – nouvel (новый) – un nouvel employé (новый служащий)
vieux – vieil (старый) – un vieil homme (старый мужчина)

От женского рода они будут отличаться только отсутствием удвоения согласной и буквы е.

Сравните:

Cet endroit est beau. – Это место (есть) красивое.
C’est un belendroit. – Это (есть) красивое место.

Теперь посмотрим как прилагательные образуют множественное число:

в большинстве случаев к ним просто добавляют букву s (не забывая при этом, что сначала нужно согласовать по роду).

un stylo vert (зеленая ручка) – des stylos verts (зеленые ручки)
une voiture verte (зеленая машина) – des voitures vertes (зеленые машины)

Но некоторые прилагательные имеют s на конце и в единственном числе. Еще одну добавлять не надо 🙂

un mur épais (плотная стена) – des murs épais (плотные стены)

к прилагательным beau (красивый) и nouveau (новый) добавляют не s, а x:

les beaux yeux – красивые глаза
les nouveaux livres – новые книги

Но некоторые прилагательные имеют x на конце и в единственном числе. Еще одну добавлять не надо 🙂

un garçon généreux (щедрый мальчик) – des garçons généreux (щедрые мальчики)

особые случаи:

Когда речь идет о мужском роде

al / —aux

un problème médical – медицинская проблема
des problèmes médicaux – медицинские проблемы

Исключения:

banal – banals (банальный, -ые)
final – finals (финальный, -ые)
fatal – fatals (фатальный, -ые)
glacial – glacials (ледяной, -ые)
natal – natals (родной, -ые)
naval – navals (морской, -ие)
bancal – bancals (кривой, -ые)

Внимание! Если род женский, то следуем основному правилу (+ s):

une question médicale – медицинский вопрос
des questions médicales – медицинские вопросы

Где прилагательное должно стоять?

Основное правило – после существительных (в отличии от русского языка!):

une robe rouge – платье красное (по-русски: красное платье)
une table ronde – стол круглый
une chanteuse française – певица французская
un pays européen – страна европейская

Но, как обычно, есть исключения:

несколько прилагательных всегда стоят перед существительным, их надо запомнить:

un petit enfant – маленький ребенок
un grand bâtiment – большое здание
un nouveau roman – новый роман
un vieux costume – старый костюм
un bon dîner – хороший ужин
un mauvais déjeuner – плохой обед
un gros livre – толстая книга
un joli chemisier – красивая блузка
un beau jardin – красивый сад

прилагательные, обозначающие эмоции, характер, могут стоять и после, и перед существительными. Вперед их выносят обычно для усиления смысла:

une situation terrible – ужасная ситуация
une terrible situation – ситуация ужасная

Кстати, любопытно, что в русском языке наоборот, чтобы усилить смысл прилагательного, его ставим после существительного (а в нейтральной позиции – перед).

а есть такие прилагательные, которые могут стоять и до, и после существительного, но при этом будут менять свой смысл (или его оттенки).

mes mains propres – мои чистые руки
mes propres mains – мои собственные руки

la musique sacrée – священная музыка
la sacrée musique – ненавистная музыка

un homme brave – храбрец
un brave homme – славный малый

un homme hônnete – честный человек
un hônnete homme – порядочный человек

une femme pauvre – бедная (небогатая) женщина
une pauvre femme – бедняжка

une histoire triste – грустная история
une triste histoire – скучная история

Раскроем еще один секрет.

Если к прилагательному женского рода добавить —ment, получится наречие (слово, которое отвечает на вопрос «как?»).

attentif (внимательный) – attentive (внимательная) – attentivement (внимательно)

Для прилагательных, заканчивающихся на —ant, —ent окончание будет немножко другим (и женский род образовывать не надо):

ent / —emment

prudent (острожный) – prudemment (острожно)

ant / —amment

suffisant (достаточный) – suffisamment (достаточно)

Если вам нужны объяснения этой грамматической темы голосом, а также дополнительный комплект упражнений, вы можете найти это в нашем аудио курсе Грамматика в МП3 с упражнениями и ответами.

Как отличить глагол от существительного в английском языке?