Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Проблемное поле романа «Евгений Онегин» охватывает широкий спектр вопросов, связанных с общественно-политической, культурно-исторической и нравственно-этической сторонами русской жизни.
Говоря об энциклопедизме пушкинского романа, В. Г. Белинский подчёркивал вписанность его сюжета в русский быт и далее – в картину национального бытия.
События в произведении разворачиваются на фоне России первой четверти 19 века. Миновала отечественная война 1812 года, в Европе благословляют императора Александра I-освободителя, общество взволновано предчувствием гражданских свобод.
Это время расцвета искусств, «золотой век» русской культуры, краткий период радостных надежд и торжества национального самосознания.
Одной из центральных проблем романа становится выбор пути развития России.
Открытость западных границ, европейское признание, которое получила страна после победы над Наполеоном, сделала самобытную Российскую Империю полноправной сестрой других европейских держав.
Ориентация русского человека на западные образцы приобрела чрезвычайные масштабы.
Пушкина радует распространение европейского просвещения, однако проблема национальной идентичности, явленная в противостоянии европейца-Онегина и самобытной Татьяны, не перестаёт живо волновать поэта.
Их любовный диалог – это спор о нравственных ценностях и, в первую, очередь — о свободе.
Онегин понимает свободу как отсутствие обязательств: он ищет покоя, заменяя им счастье. Его пугают брак, узы дружбы, принадлежность к любым социальным институтам.
Но противопоставить этому Онегину нечего. Он не наделён талантами, не борется с общественной несправедливостью, не спасает людей, не защищает Родину. Свобода от любых обязательств возводит в квадрат его внутреннюю пустоту.
Мнимая несвобода Татьяны, выраженная в чувстве долга перед всеми (своей семьёй, затем – мужем), на самом деле порождена укоренённостью героини в национальной стихии, чувством ответственности за всё, к чему Татьяна прикасается сердцем.
Помимо проблемы свободы и нравственного выбора, Пушкин размышляет о проблеме социальной справедливости.
Со страниц «Евгения Онегина» до нас доносятся отголоски вольнолюбивой лирики поэта, последующие главы планировались как история декабристского движения.
Еще одна центральная проблема романа – человек и общество. Она раскрывается через противопоставление личности и толпы, общности и индивидуальности.
В лице Онегина Пушкин сводит счёты с одним из самых отвратительных в его глазах качеств – эгоизмом.
«Страдающий эгоист», Евгений сталкивается с подлинной жизнью народной души (характер Татьяны Лариной) и обнаруживает свою внутреннюю несостоятельность. Он не может полюбить Татьяну, потому что для этого нужна живая, полная сочувствия к миру душа.
Онегин же замкнут на себе самом, на разъедающем его насмешливом отрицании. Он скитается, лишённый корней, и оставляет шлейф несчастий за собой.
Проблема отделения человека от социума видится автору симптоматичной для наступившего нового времени, он предугадывает в Онегине новый русский тип человека без корней, отрицателя и разрушителя.
Ещё одной проблемой романа можно назвать конфликт долга и чувства. Он раскрывается в образе Татьяны.
Несмотря на свою любовь к Онегину, пронесённую через всю жизнь, Татьяна остаётся с мужем: «Но я другому отдана,// И буду век ему верна…».
В отличие от Онегина, она не индивидуалистка, не эгоистка. Личное счастье в отрыве от счастья и спокойствия других людей для неё не существует.
Предположительно, в следующих (так и не написанных) главах романа Пушкин предполагал сделать Татьяну женой декабриста. Так идея верности долгу была бы реализована до конца.
Ещё одна проблема, заявленная в произведении, — мечта и реальность. Их столкновение приводит к дуэли Онегина и Ленского.
Реалист и в чём-то циник Онегин безжалостно убивает романтика Ленского, который не приемлет шуток в адрес любимой женщины.
Также эта проблема раскрывается в развитии характера Татьяны, которая на наших глазах превращается из книжной девочки-мечтательницы в мудрую и прекрасную взрослую женщину.
Её мечта перестаёт быть восторженным трепетом перед неизвестной жизнью, но перерождается в твёрдую внутреннюю веру: жить нужно честно, не изменяя себе.
В романе, кроме того, затронуты проблемы:
— чести и бесчестия,
— мнимого и подлинного чувства,
— молодости и зрелости,
— города и деревни,
— России и заграницы,
— свободы и рабства
— внешней и внутренней красоты.
Противопоставляя героев друг другу, Пушкин раскрывает своё отношение к ним через оппозиции «Онегин-Ленский», «Татьяна-Ольга», «Онегин-Автор», «Онегин-Татьяна».
Разносторонняя философская проблематика романа «завязывает» многие «идейные узлы» всей последующей русской литературы.
hronika.su
А. С. Пушкин, роман «Евгений Онегин»: проблемы, главные герои, цитаты
Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, прозаик и драматург XIX века. Именно он является основоположником русского реализма. Великого поэта считают одним из самых авторитетных деятелей своего времени. На протяжении восьми лет он создавал роман в стихах под названием «Евгений Онегин». Проблемы, представленные перед читателем в этом произведении, актуальны и сегодня. В нашей статье вы можете найти не только описание проблематики и сюжета романа, но и историю его создания, а также множество другой интересной и познавательной информации.
История создания новаторского произведения
Александр Сергеевич Пушкин приступил к написанию «Евгения Онегина» в 1823 году, а закончил лишь в 1831. Пушкин иногда называл свой роман подвигом. Стоит отметить, что именно «Евгений Онегин» – первое произведение в репертуаре поэта, которое написано в стиле реализма.
Первоначально Александр Сергеевич Пушкин планировал включить в роман 9 глав, но по окончании написания он оставил только 8. В произведении описаны события 1819 – 1825 года. В романе представлена не только любовная линия, но и пороки общества. Именно по этой причине произведение актуально и сегодня.
«Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни, ведь детализация быта и глубина описания характеров героев позволяют читателям понять особенности жизни людей XIX века. Роман «Евгений Онегин» издавался частями (главами). Некоторые отрывки публиковали в журналах. Издание каждой главы становилось в обществе неординарным событием. Самая первая часть была опубликована в 1825 году.
Сюжет романа
Реализм в русской литературе, как уже упоминалось, впервые был представлен в новаторском произведении, автор которого Александр Сергеевич Пушкин. Главный герой романа – Евгений Онегин. Это молодой дворянин, который был весьма образован и вел светский образ жизни. Главным для него было посещение балов и театров. Онегин также любил ужинать с друзьями в самых популярных заведениях Петербурга. Но со временем ему надоедает подобный образ жизни, и герой впадает в глубочайшую депрессию.
Узнав о смертельной болезни дяди, Евгений Онегин выезжает в деревню. По приезду он выясняет, что его родственника уже нет в живых. Поскольку главный герой был единственным наследником, то все имущество достается именно ему. Евгений Онегин считает, что деревня остро нуждается в преобразованиях и реформах. Пока эти думы занимают героя, он знакомится и начинает поддерживать отношения с Ленским – молодым помещиком. Новый товарищ представляет Онегина семье Лариных, в которой живут две сестры. Одна из них – Татьяна, имевшая несчастье с первого взгляда влюбиться в молодого Евгения.
На балу у Лариных между Ленским и Онегиным возникает конфликт, зашедший слишком далеко и закончившийся дуэлью между бывшими друзьями. После того как Онегин в схватке убивает Ленского, он в отчаянии уезжает в странствие. В это время Татьяну выдают замуж.
На одном из балов Онегин и Татьяна встречаются. У главного героя внезапно пробуждается запоздалая любовь к девушке. Вернувшись домой, Евгений сочиняет для Татьяны любовное письмо, на которое она вскоре отвечает. Девушка утверждает, что по-прежнему любит молодого дворянина, но не может быть с ним, поскольку она уже замужняя дама: «Но я другому отдана и буду век ему верна».
Характеристика главного героя произведения
Качества Онегина особенно ярко раскрываются перед читателем в первой и последней главе романа. Главный герой имеет достаточно сложный характер. У него обострено чувство собственного достоинства, но периодически Евгений вынужден идти на уступки обществу, потому что опасается быть непринятым. В романе автор уделяет несколько строк, посвященных детству главного героя, которое в определенной степени объясняет его нынешнее поведение. Евгения с первых дней жизни воспитывали поверхностно. На первый взгляд детство Онегина проходило весело и беззаботно, но на самом деле все привычное быстро вызывало у него недовольство.
Молодой дворянин живет светской жизнью. Стоит обратить внимание, что Онегин поступает и одевается так, как принято в обществе, – в этом смысле он пренебрегает собственными желаниями. Образ главного героя достаточно сложен и многообразен. Отказ от личных притязаний лишает его возможности быть самим собой.
Евгений Онегин с легкостью очаровывал любую женщину. Он проводил свободное время в окружении развлечений, которые в скором времени неизменно ему надоедали. Онегин не дорожит людьми. Подтверждение этому – дуэль с Ленским. Евгений с легкостью убивает друга без весомой на то причины. Положительные черты главного героя предстают перед читателем в конце романа. Вновь увидев Татьяну, он осознает, что ничто так не будоражит сердце, как искренность. Но, к сожалению, герой слишком поздно осознает эту истину.
Быт и нравы дворянства
«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» – цитата из романа «Евгений Онегин», которая иногда употребляется и в наши дни. Ее смысл – это отражение поверхностного образования высшего света во времена Отечественной войны 1812 года. Дворянство в Москве и Петербурге разделилось во взглядах на две группы: первая – старшее поколение, а вторая – это молодые дворяне. Большинство из них не желало ничего делать и к чему-то стремиться. В те времена приоритетными были знание французского и умение правильно кланяться и танцевать. На этом тяга к знаниям, как правило, заканчивалась. Это подтверждает и цитата из романа, которую по причине ее правдивости, никогда не будет лишним повторить: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».
В среде столичных дворян не в чести была как любовь, так и дружба. Для них также не существовало истинного понятия взаимопомощи. Развлечения и смена удовольствий – это единственный маяк, к которому стремились люди из высшего общества. Все это быстро надоело Онегину, поскольку такая жизнь и быт ему казались скучными и однообразными. Одним из важных моментов, показанных в романе «Евгений Онегин», является демонстрация паразитического и потребительского образа жизни общества того времени.
Любовь и долг в романе «Евгений Онегин»
Александр Сергеевич Пушкин – поэт, творивший в прошлом столетии, но его работы актуальны и сегодня. Одно из самых популярных его произведений – это роман «Евгений Онегин». Какие проблемы ставит эта работа перед читателями?
Счастье и долг – одна из ключевых проблем, которая представлена в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Она касается не только главного героя и Татьяны, но и родителей девушки. Мать Татьяны должна была выйти замуж за другого мужчину, за того, которого любила. Заключив брак с нелюбимым человеком, она плакала и страдала, но со временем смирилась. Как ни парадоксально, но Татьяна повторила судьбу матери. Она всем сердцем любила Евгения Онегина, а вышла замуж совсем за другого мужчину. Девушка ставит долг превыше любви и остается с мужем, к которому не испытывает никаких чувств. Таким образом, сказывается воспитание, и героиня жертвует своим счастьем во имя привитых с детства устоев.
Сложно спорить с тем, что одно из самых популярных и знаковых произведений Пушкина – «Евгений Онегин». Проблемы, которые описаны в романе, сделали творение автора знаменитым на весь мир.
Проблема идентификации главного героя в обществе
В романе «Евгений Онегин» герой показан во взаимодействии с обществом. Интересно, как смена внешнего статуса, которая происходит в жизни Онегина, меняет его привычки и поведение. Главный герой ведет себя абсолютно по-разному в светском и деревенском окружении. Например, в Петербурге Онегин демонстрирует вежливость и образованность, а в деревне, наоборот, пренебрегает правилами этикета. Исходя из этого можно сделать вывод, что главный герой не чужд лицемерия и лжи.
Проблема поиска смысла жизни в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
На жизненном пути встречаются разные люди. Одни имеют силу воли, верны своим мировоззрениям, другие же, наоборот, совершают много ошибок и не могут найти истинный путь. На многие размышления наводит читателей роман «Евгений Онегин». Проблемы, связанные с поиском смысла жизни, помогают разобраться в себе.
Главные герои романа – это личности, которые чувствуют себя одинокими в светском окружении. Они способны как любить, так и страдать. Онегин, например, презирает светское общество и это приводит его к тяжелой депрессии. Татьяна же – идеал нравственной чистоты. Главная ее цель – любить и быть любимой, но атмосфера, которая царит вокруг героини, иногда меняется, как и люди, окружающие ее. Несмотря на это, Татьяна остается невинна и морально непорочна. А вот главный герой со временем понимает, кого он отверг, и это становится толчком к личностным коррективам. На примере Онегина автор произведения демонстрирует, как может измениться человек, который соприкасается с искренностью и душевной красотой другого.
Уникальный русский роман
В XIX веке большой популярностью пользовались романы Байрона и Вальтера Скотта. С точки зрения тематики, их часто связывали со стихотворным романом Пушкина. Первые опубликованные главы «Евгения Онегина» вызвали в обществе резонанс. Отзывы о произведении существенно отличались между собой.
В новаторском творении автор соединяет множество жанров и стилей. В своем романе Александр Сергеевич Пушкин достигает целостности и гармонии слога, способов выражения художественной мысли. «Евгений Онегин» – первый роман в России, который написан в стихотворной форме. Современные критики не раз пытались выяснить, в чем заключаются социальные и литературные корни главного героя произведения – «лишнего» человека в обществе. Нередко они предполагали, что создание образа Онегина связано с байроновским Гарольдом.
Особенности образа Татьяны
Татьяна Ларина – главная героиня романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Примечательно, что автор во всех своих произведениях описывает образ прекрасной русской женщины. Татьяна с первого взгляда и на всю жизнь влюбляется в Онегина, и первая признается ему в своих чувствах. Но в черством сердце Евгения не нашлось места для чистой любви девушки.
В образе Татьяны соединяются в одно целое несочетаемые вещи: героиня любит гадать, читает романы и верит в приметы, несмотря на то что она достаточно религиозна. Ее богатый внутренний мир поражает окружающих. Именно по этой причине она чувствует себя комфортно в любом обществе. Она не скучает даже в деревне. А еще героиня очень любит предаваться мечтам.
По прошествии времени, получив признания в любви от Евгения Онегина, девушка поступает мудро. Татьяна подавляет в себе чувства и решает остаться с мужем. Ведь отношения с Онегиным стали бы губительными для героини.
Нравственный идеал автора
Как мы говорили ранее, Татьяна Ларина в конце романа совершает правильный нравственный выбор. Она не скрывает, что все еще любит Евгения Онегина, но при этом героиня считает, что может принадлежать только законному мужу.
Именно Татьяна является наиболее положительным и нравственным человеком в произведении. Она совершает ошибки, но затем делает правильные выводы и принимает верное решение. Если внимательно вчитаться в строки романа, то становится понятным, что Татьяна – это идеал самого автора. Напротив, на примере Онегина он демонстрирует все пороки общества, поскольку главный герой романа эгоистичен и высокомерен. Именно такие личности, как Евгений, являлись яркими представителями дворянского сословия. Поэтому он предстал в романе в качестве собирательного образа высшего света Петербурга.
Любопытен и нравственный выбор героев. Самый яркий пример – это дуэль Ленского и Онегина. Главный герой не желает на нее идти, но подчиняется общественному мнению. В итоге Ленский умирает, и это является своеобразным переломным моментом. Именно после описанного печального события роман изменил свое размеренное течение.
Подводим итоги
Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» – первое произведение в стихах, который написано в духе реализма. Главные герои – молодой дворянин Онегин, деревенская девушка Татьяна Ларина и помещик Ленский. В романе переплетается большое количество сюжетных линий и образов. Это одна из причин, которая делает произведение интересным и поучительным. В романе также присутствует актуальная проблематика любого времени: затрагивается извечный поиск человеком смысла жизни и своего места в обществе. Трагизм произведения в том, что очень сложно соответствовать представлениям окружения, не считаясь со своими желаниями и принципами. Это неизбежно приводит к двойственности и лицемерию. Кроме того, чувствовать себя чужим в обществе, как это ощущает главный герой, также психологически сложно. И, конечно, тема несчастной любви неизменно привлекает читателей. Произведение написано очень живо и интересно, поэтому не ошибется тот, кто решит прочесть роман «Евгений Онегин». Проблемы, которые продемонстрированы в произведении, натолкнут на размышления и покажут, какие страсти бушевали в далеком XIX веке.
fb.ru
Проблематика романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное русло. Произошла смена эпох: работа над романом была начата еще при Александре I, а продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравственные ориентиры резко изменились.
Прежде чем начать анализировать роман, необходимо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр «Евгения Онегина» — лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой — рассказчик). Лирический сюжет в романе доминирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки.
Проблемы цели и смысла жизни — ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника — указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского, то есть декабристского, поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, то, которое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой», изначально «поставлено на колени». В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.
Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства — важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному «ветреной младости»), и к истинному глубокому преклонению перед возлюбленной.
Для автора одним из важнейших критериев духовного изменения человека становится отношение к браку, к долгу. Юность не приемлет скучного постоянства: … мы, враги Гимена,
В домашней жизни зрим один
Ряд утомительных картин…
Супруг воспринимается как объект для насмешек:
…рогоносец величавый,
Всегда довольный сам собой,
Своим обедом и женой.
Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк «Отрывков из путешествия Онегина»:
Мой идеал теперь — хозяйка,
Мои желания — покой…
То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудности, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет о возмужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.
Ведь и трагедия главных героев проистекает из неумения Онегина «вовремя созреть», из-за преждевременной старости души:
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
Любовь для автора и для его героини Татьяны Лариной — огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского — необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь — «наука страсти нежной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.
Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-я глава дает резко сатирическое изображение света. Трагическая 6-я глава заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть. И он призывает «младое вдохновенье» спасти душу поэта от гибели, не дать
…окаменеть
В мертвящем упоенье света,
В сем омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья!
Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.
Образ «милых друзей», окружающих человека в «мертвящем» «омуте света», появляется в романе не случайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу — светское приятельство. «От делать нечего друзья» — таков приговор автора. Дружба без глубокой духовной общности — лишь временный пустой союз. Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе — потому так страшны автору эти «светские» дружбы. Для автора неумение дружить — страшный признак моральной деградации современного общества.
Сам автор обретает смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве. Образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в работе. И образование Онегина, и его попытки погрузиться в чтение, и его усилие писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Упорный труд ему был тошен».
Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина — не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга — превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Татьяны смерть Ленского — трагедия. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего». Обостренное чувство долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны — высший нравственный выбор, смысл жизни для нее — в соответствии высшим моральным критериям.
Кульминационный момент сюжета — 6-я глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравственного долга — и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им товарища.
Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба реальнее, — важно, что никакой не будет, ведь Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама человеческая жизнь — ничто.
lit-helper.com
Историческая основа и проблематика романа «Евгений Онегин» / Пушкин А.С.
В романе есть своё внутреннее литературное время, и оно чётко соотносится с реальным историческим временем. Если проследить, ориентируясь на время романа, его события, связывая их с историей России, то можно сделать интересные наблюдения о замысле Пушкина и его реализации. Небезынтересно также сопоставить некоторые даты жизни Пушкина и его героя, чтобы убедиться в намерении писателя создать исторически достоверный портрет современника. При этом автор не уподобляет героя себе, сохраняя его индивидуальность и личность, заметив в главе первой:
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.
Цель Пушкина в том, чтобы описать тип молодого русского дворянина первой четверти XIX века. Поэтому некоторые события совпадают или сопоставимы по времени. Онегин родился, по подсчётам исследователей, в 1795 году, поэтому, как и Пушкин, может считаться ровесником XIX века. Детские годы Онегина проходят в Петербурге недалеко от набережной реки Мойки и Летнего сада, куда водит гулять мальчика воспитатель-француз. После окончания лицея Пушкин некоторое время живёт в доме на Мойке, из окон которого были видны Михайловский замок и Летний сад. Культурная и бытовая атмосфера взросления Онегина, его образование показаны очень точно, например новые веяния в воспитании молодых дворян и перемены в образовании. Вспомним, француз-гувернёр «слегка за шалости бранил» подопечного или «учил его всему шутя», что говорит о ставших непопулярными наказаниях и о внедрявшейся манере обучения детей через игру.
Следующий этап жизни Онегина совпал с победой в войне и изгнанием Наполеона из России — Онегин выходит в высший свет. Молодой герой с головой погружается в «пёструю» и «однообразную» карусель светских увеселений, описание дней его жизни представляет собой исторически точную зарисовку времяпрепровождения молодых петербургских дворян 1819 года. Пушкин применяет выразительный художественный приём, изображая годы светской жизни Онегина (1812-1819) как один день, внутри которого, как в калейдоскопе, сменяют друг друга одни и те же блестящие и надоевшие события.
Отъезд Онегина в деревню пришёлся на 1819 год — в общественной жизни России этот год охарактеризовался активизацией деятельности тайных политических обществ и ростом напряжённости в государстве: наступали 1820-е годы — время движения декабристов, восстания и последующей политической реакции. Годы пребывания Онегина в деревне были для его поколения временем выбора политической ориентации и гражданской позиции. Поэтому Пушкин знакомит в деревне двадцатипятилетнего скептика Онегина и восемнадцатилетнего поэта-романтика Ленского, словно проверяя, кто из этих героев окажется более востребованным в современной России.
В 1820 году согласно внутренней хронологии романа состоялось знакомство Онегина и Татьяны, в произведении возникает тема любви, и таким образом историческая тема современного человека оказывается неразрывно связанной со способностью его души полюбить. В январе 1821 года в крещенские морозы состоялась дуэль Онегина и Ленского, сюжетные связи распались, и Онегин покидает деревню. Странствия Онегина по России, не вошедшие в окончательный вариант романа, должны были показать положение в стране перед трагическим событием — восстанием декабристов.
В Петербург Онегин возвращается осенью 1824 года. В апреле следующего года происходит финальное объяснение Татьяны и Онегина, после которого герои расстаются навсегда. Показательно, что Пушкин доводит повествование до 1825 года, оставляя художественное переосмысление исторических событий на будущее. Это объясняет, почему Пушкин уже после написания романа делает попытку дополнить его ярчайшими фактами современности и начинает писать так называемую главу десятую, в которой, судя по оставшимся фрагментам, задумывает создать поэтическую историю России первой четверти XIX века, однако по ряду причин, в том числе и цензурных, уничтожает написанное.
Проблематика романа «Евгений Онегин»
Основные темы романа — изображение современного человека, тема любви и тема России. Для характеристики личности Онегина использованы различные формулировки, однако они далеко не исчерпывают сложность его личности. Например, Онегина называют «страдающим эгоистом», отмечают в нём «преждевременную старость души», применяют к нему слова автора о современном герое:
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
Это, безусловно, очень верная и тонкая характеристика Онегина, однако нужно и разглядеть в герое желание полной жизни и возможность возродиться к ней.
Отношения Татьяны и Онегина определяют всё развитие сюжета, и тема любви безусловно главная в романе. Возможно, странствия Онегина и не стали отдельной главой, потому что отсутствие в ней образа Татьяны нарушило бы цельность романа. Пушкин этим словно хочет сказать, что любовь не знает перерыва, потому и сюжет любви не может быть остановлен на время. Любовь между Татьяной и Онегиным не должна вызывать сомнения. Даже через много лет, отказывая Онегину, Татьяна говорит:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.
Тема России объединяет Петербург, Москву и деревню; столичное и поместное дворянство; русскую природу. Главными же в романе стали типы героев, их характеры — Пушкин выводит образы двух молодых дворян, Онегина и Ленского, стараясь найти в них перспективу дальнейшего развития русского общества. Образ поместной барышни, а впоследствии княгини Татьяны Лариной является залогом здорового, нравственного женского начала в нации. Скрепляющей основные темы в романе стала тема «русской хандры».
Тема «русской хандры» в романе «Евгений Онегин»
Тема «русской хандры» появляется в романе в главе первой, проходит через весь роман и имеет свою композицию.
Вспомним главу первую: Онегин живёт, как и всё молодое поколение своего времени, в праздности и развлечениях. Казалось бы, такая судьба должна нравиться молодому человеку, ведь он богат, прекрасно принят в обществе, легко добивается успеха у женщин. Однако эпиграф к главе первой, взятый Пушкиным из стихотворения Вяземского «Первый снег», указывает на основную проблему, которой посвящена глава:
И жить торопится, и чувствовать спешит.
Пушкин с помощью эпиграфа поднимает важный жизненный и нравственный вопрос: здоровый ли образ жизни ведёт Онегин, успевает ли среди вечной спешки и погони за удовольствиями окрепнуть его душа? И как ответ на этот вопрос в сюжете романа намечается поворот: в разгаре наслаждения и неги герой испытывает страшную пустоту в душе, апатию и разочарование.
Пушкин различает «английский сплин» и «русскую хандру», желая этим сказать, что недуг Онегина носит исключительно национальный характер. Иными словами, «русская хандра» — это индивидуальное, социальное и национальное явление, которому в то время была подвержена значительная часть молодого поколения. В ней Пушкин видит главную проблему русского общества: «русская хандра» — это отсутствие смысла и цели существования, воли к жизни. Конечно, на появление хандры у Онегина подействовало пресыщение жизнью, но это не главная причина. В искренность состояния Онегина можно поверить, потому что у него, казалось бы, нет причин испытывать разочарование: он всегда будет богат, так как он «наследник всех своих родных», он благосклонно принят в обществе, будучи, по мнению света, «умён и очень мил», он «истинный гений» в любовных интригах.
Хандра поразила Онегина так сильно, что любая попытка преодолеть её заканчивалась неудачей: он не мог излить её, занимаясь сочинительством, не смог ничего узнать о ней, читая книги, и он довольствовался только меланхолическими прогулками и беседами с автором. Не освободился Онегин от хандры и после переезда в деревню. Пушкин вводит две ситуации испытания героя: испытание дружбой и испытание любовью. В эпизоде на именинах Татьяны Онегин бездумно обидел друга, малодушно принял вызов на дуэль и застрелил Ленского. Иллюстрацией темы «русской хандры» в романе стал эпиграф к главе шестой, взятый из сочинения итальянского поэта Петрарки: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому умирать не больно».
Между тем этот трагический исход стал кульминацией темы «русской хандры» в романе, поскольку герой не мог оставаться равнодушным к совершённому преступлению. Прежнее равнодушие и апатия сменились беспокойством и невозможностью долго быть на одном месте и в результате отъездом из деревни. Герой становится странником, тем самым воплощая мотив странничества, столь важный в русской литературе. Развязка темы «русской хандры» наступила в главе восьмой, когда душа Онегина открылась любви, и он начал преображаться как личность, оживая вновь для жизни.
Конечно, любовь Онегина запоздала, и отказ Татьяны справедлив и нравствен. Пушкин оставляет Онегина одного, потому что теперь только сам герой может выбрать свой путь.
Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016
classlit.ru
Какая Проблема романа «Евгений Онегин»?
Когда я училась в школе, то мы все изучали роман А.С Пушкина «Евгений Онегин». Концовка у этого романа весьма печальна, и она не отвечает всем «ожиданиям» читательниц.
На протяжении всего романа, мы все ждём, что Татьяна, — гений чистой красоты, и женский идеал, ответит взаимностью Евгению, и они проживут долго и счастливо много, много, лет. А выходит, что всё совсем не так:
— Я вас люблю, к чему лукавить?
Но, я другому отдана, я буду век ему верна.
Татьяна, отвергает все ухаживания Евгения, и это становится полной неожиданностью, и главной проблемой всего романа.
Возможно, Пушкин, нам не всё рассказал, и в жизни главных героев могло бы получиться всё иначе, но, в похожей ситуации, оказываются многие люди и в наше время.
В жизни Татьяны, появилась возможность, поменять одного мужчину на другого, и перед ней, стал сложный выбор, между настоящим и будущим. У Онегина не было «безупречной репутации».
По роману, он был эгоистичным, самолюбивым, не надёжным, и он «регулярно менял женщин», и Татьяна прекрасно понимала суть вещей, у неё не было недостатка в мужском внимании, и жениться на ней, хотели бы многие мужчины из её «круга».
Татьяна, по роману, очень разумная женщина, она уважала своего мужа, который любил её по настоящему, и хотел, чтобы она была счастлива только с ним. Мог ли Евгений Онегин сделать её счастливой? И почему, только спустя три года, он понял, как он её любит?
Отвергнув ухаживания Евгения, Татьяна поступила как разумная женщина, и не стала менять, свою сложившуюся семейную жизнь, на «лёгкую интрижку».
В данном случае, разум, одержал победу над чувствами.
Мы не можем осуждать Татьяну, ведь сколько людей, столько и мнений, и проблема этого романа, в выборе правильного жизненного пути!
www.online-otvet.net
Проблематика романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Проблематика романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Автор: Пушкин А.С.
А. С. Пушкин является одним из величайших поэтов русской и мировой литературы. Личность Пушкина, поэта и гражданина, формировалась в десятые годы XIX века, когда вернувшиеся с войны 1812 года русские офицеры были настроены на решительные политические перемены, считали необходимой отмену крепостного права. Это было время взлета общественной мысли, деятельного участия передовой молодежи в судьбе своей страны, русского народа. Под влиянием этой эпохи свободомыслия и прогресса складывались морально-нравственные идеалы поэта, его взгляды на современное общество.
В творчестве Пушкина нашли отражение многие важнейшие вопросы и проблемы того времени. Наследие поэта чрезвычайно велико и разнообразно. Это и стихотворения, и повести, и поэмы. Во всех этих произведениях решаются вопросы национальной культуры, воспитания, отражаются искания прогрессивно настроенных людей, жизнь различных слоев общества.
Большое значение для раскрытия идеалов поэта имеют его лирические произведения. Это и любовная лирика, позволяющая понять внутренний мир поэта, и. свободолюбивая лирика, показывающая отношение автора к вопросам самодержавия, угнетения, крепостного права.
Встречаясь с членами Северного общества декабристов, Пушкин разделял мысли и настроения дворян-революционеров. Под впечатлением этих встреч, споров и размышлений о судьбе России Пушкиным и были написаны самые пламенные стихотворения: “Вольность”, “Деревня”, “К Чаадаеву” и другие. В них был создан образ лирического героя, стремящегося к справедливости, свободе, братству, образ поэта — глашатая истины:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Идеалом революционера-борца для Пушкина всегда оставались декабристы, способные пожертвовать жизнью ради дела, ради идеи. После поражения декабрьского восстания поэт остается верен своим идеалам. Не смирившись с существующим положением, он пишет послание томящимся в ссылке друзьям. В нем звучит попытка поддержать дух декабристов, убеждение, что их дело не забудется:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Но не будет ошибкой сказать, что самым задушевным, самым значительным произведением поэта является роман в стихах “Евгений Онегин”. Именно в этом произведении наиболее полно и явственно отразились взгляды Пушкина на современное общество., проявились нравственные идеалы автора. По словам В. Г. Белинского, роман явился “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. Произведение писалось в течение нескольких лет, за этот период многое изменилось в жизни России, в жизни самого поэта. Все это находит отражение в образах главных героев произведения — Евгения Онегина и Татьяны Лариной. На страницах романа в характерах героев, в их отношении к жизни происходит формирование нового мировоззрения самого поэта. Автор очень часто обращается к сравнению себя с Онегиным, отражая в образе главного героя и пороки общества, и положительные черты молодого поколения. Наибольшее сближение личности поэта с образом Евгения происходит в конце романа, когда герой возвращается из путешествия. Читатель видит, как сильно изменился духовный мир Онегина, его нравственные качества.
В начале произведения Пушкин называет Евгения “добрым приятелем”, тем самым выражая симпатию к молодому человеку. Но поэт показывает, что пока Онегин далек от совершенства: он слишком любит комфорт, слишком эгоистичен, не приучен к систематическому труду. Автор иронизирует над его поверхностным образованием и с горечью заявляет, что для признания в светском обществе нужно очень мало:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал,
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Этого достаточно: “…Свет решил, что он умен и очень мил”. И здесь поэт, один из образованнейших людей своего времени, с лукавой усмешкой заявляет:
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…
Да, Онегина развратил свет, да, слишком тлетворное влияние оказали роскошь, богатство, безделье. Но почему одна и та же среда породила Пушкина и Онегина, “лучших людей” и декабристов? Существуют и какие-то внутренние факторы, позволяющие человеку противостоять пошлости и глупости. Онегин обладает редким умом, способностью мыслить. И в романе показано, как этот- человек пытается найти смысл жизни, применение своим силам и энергии. Такой поиск, по мнению Пушкина, является одной из главных черт совершенного в нравственном плане человека. Сопоставляет автор себя и героя и в отношении к искусству, любви. Если в начале романа любовь для Онегина представляется лишь пустым развлечением, легкой интрижкой, то для автора это чувство свято, поэтично, необходимо. Да и сам герой в итоге наделяется способностью искренне и страстно любить, что также является важной чертой настоящего человека. Проведя своего героя через ряд испытаний, поэт наделяет его волей, силой души, способностью сострадать. Именно в таком Онегине и нашли отражение нравственные идеалы поэта.
И, конечно, взгляды Пушкина на идеал русской женщины нашли отражение в образе Татьяны Лариной. Татьяна — любимая героиня Пушкина.
Девушка, как и Онегин, имеет дворянское происхождение, как и он, получила поверхностное домашнее воспитание. Но Татьяну отличают искренность, чистота. Живя “в глуши забытого селенья”, она далека от фальши и лицемерия светского общества. Большое влияние на формирование ее личности оказала русская природа, сельская жизнь с ее обрядами и традициями. Определенное значение для Татьяны имело чтение:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Поражает цельность и душевная красота этого образа, способность к самоотверженной любви и нравственная чистота.
Как и любая молодая девушка, ждала Татьяна прекрасного и благородного принца, поэтому, когда в их деревне появился Евгений, Татьяна решила, что это и есть тот самый герой, образ которого она себе нарисовала. Со всей искренностью и естественностью девушка признается в своем чувстве, не боясь сплетен и осуждения. Поэта восхищают такие качества души Татьяны.
Позже, попав в высший свет, где царит ханжество и разврат, она не изменяет своим принципам, остается верна идеалам юности:
…Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад…
Татьяна все еще любит Евгения, но она не из тех, кто строит свое счастье на несчастье ближнего. Девушка жертвует собой, своими чувствами, повинуясь чувству долга, ответственности. Пушкин считает верность, способность к самопожертвованию необходимой чертой настоящей женщины.
Именно такие женщины, обладающие истинно русским характером, после поражения восстания декабристов поехали за своими мужьями в Сибирь, оставив роскошь и комфорт, не страшась лишений и тягот. Если бы Пушкин посвятил роман декабристам, его Волконская или Трубецкая непременно носили бы черты Татьяны Лариной.
Итак, в романе “Евгений Онегин” и в лирических произведениях с наибольшей ясностью и полнотой отразились вопросы, волновавшие передовых людей XIX века, проявились нравственные идеалы Пушкина.
znakka4estva.ru
Роман «Евгений Онегин»: проблемы смысла жизни, счастья, долга
В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман “Евгений Онегин” занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное русло. Произошла смена эпох: работа над романом начата еще при Александре I, продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравственные ориентиры резко изменились.
Прежде чем анализировать роман, надо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр “Евгения Онегина” — лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой – рассказчик). Лирический сюжет в романе доминирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки.
Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника – указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского – декабристского – поколения как бы “выходят из игры”: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, — то, которое Лермонтов назовет “толпой угрюмою и скоро позабытой” – изначально “поставлено на колени”. В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.
Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства – важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному “ветреной младости”), и к истинному глубокому преклонению перед возлюбленной.
Для автора одним из важнейших критериев духовного изменения человека становится отношение к браку, к долгу. Юность не приемлет скучного постоянства:
…мы, враги Гимена,
В домашней жизни зрим один
Ряд утомительных картин…
Супруг воспринимается как объект для насмешек:
…рогоносец величавый,
Всегда довольный сам собой,
Своим обедом и женой.
Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк “Отрывков из путешествия Онегина”:
Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой…
То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудности, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет у мужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.
Ведь и трагедия главных героев проистекает из неумения Онегина “вовремя созреть”, из-за преждевременной старости души:
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
Любовь для автора и для его героини Татьяны – огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского – необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь – “наука страсти нежной”. Истинное чувство познает он к концу романа: когда придет опыт страданий.
Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-ая глава дает резко сатирическое изображение света. Трагическая 6-ая глава заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть. И он призывает “младое вдохновенье” спасти душу поэта от гибели, не дать
…окаменеть
В мертвящем упоенье света,
В сем омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья!
Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.
Образ “милых друзей”, окружающих человека в “мертвящем” “омуте света”, появляется в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала “наука страсти нежной”, так карикатурой на истинную дружбу – светское приятельство. “От делать нечего друзья” – таков приговор автора. Дружба без глубокой духовной общности – лишь временный пустой союз. Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе – потому так страшны автору эти “светские” дружбы. Для автора неумение дружить – страшный признак моральной деградации современного общества.
Сам автор обретает смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в работе. И образование Онегина, и его попытки погрузится в чтение, и его усилие писать (“зевая, за перо взялся”) автор воспринимает иронически: “Труд упорный ему был тошен”.
Особенно важна в “Евгении Онегине” проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина – не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга – превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: “младой улан ее пленил”. Для Татьяны смерть Ленского – трагедия. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: “Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего”. Обостренное чувство долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны – высший нравственный выбор, смысл жизни для нее – в соответствии высшим моральным критериям.
Кульминационный момент сюжета – 6-ая глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяны. Для Онегина понятие “светской чести” оказывается значительнее нравственного долга – и он платит страшную цену за допущенную смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им приятеля.
Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба реальнее – важно, что никакой не будет, Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама человеческая жизнь – ничто.
Дата добавления: 25.08.2000
www.km.ru