Содержание

11.Отличительные особенности культуры Древнего Рима.

Прежде всего, важно заметить, что город Рим, по преданию, основан сыновьями бога войны Марса Ромулом и Ремом. Ромул стал первым правителем Рима. Долгое время считалась легендарной версия о том, предком основателей Рима был герой Троянской войны Эней. Но, благодаря археологическим раскопкам, установлена связь античного Рима с троянской эпохой.

Культура Древнего Рима является следующей эпохой античной культуры. История римской культуры делится на следующие периоды:

царский или этрусский период (VIII –VI вв.до н.э.) ознаменовал основанием города Рима в 753 г. до н.э. название данного периода связано с правлением семи царей, некоторые из которых происходили из этрусков, народа, оказавшего на римскую культуру огромное влияние. У этрусков римляне учились инженерному делу, строительству; военному мастерству. Они позаимствовали у этрусков сословное деление, правовую систему, некоторые религиозные представления и обряды (гладиаторские бои), гадания по внутренностям животных, одежду (тоги), написание цифр и т.д.;

период республики (V в до н.э. – 30 г. до н.э.) период развития классической формы рабовладения. Это было время бурного строительства городов, крупномасштабных инженерных сооружений; в политической сфере – правления народного собрания, сената и консулов. В этот период формировалась римская правовая система и ораторское искусство. Территория расширилась за счет многочисленных войн. Завоевание Эллады приводит к воздействию греческой культуры на римскую. Греческий язык становится языком высшего общества. У эллинов римляне заимствовали мифологию и философию, литературу и театральной искусство, архитектуру и скульптуру;

период Римской империи (31 г. до н.э.- 475 г. н.э.) – время правления императоров. Рим достигает высшего могущества и расцвета культуры благодаря многочисленным завоеваниям в Европе, Азии, Африке. Происходит распространение римской культуры на завоеванных территориях, но и обогащение последней за счет культурных достижений других народов.

Но к концу этой эпохи единое Римское государство в результате внутренних противоречий и внешней экспансии пришло в упадок. Распавшееся на две части – Западную и Восточную Римские империи могущественное государство Древнего мира прекратило свое существовании. С падением Рима завершилась не только история античности, но история и древнего мира.

Опираясь на исторические факты, многие исследователи считают римскую культуру сугубо подражательной. Однако это не совсем так. Вернее говорить о своеобразном синтезе греческой и римской культуры. Античная культура сформировала два архетипа человеческой личности. Греция формировала гармонического человека. А для римлян больше характерен человек героический

, стремящийся упорядочить мир преобразующей силой.

Безусловной заслугой Римской культуры явилось стремление установить приоритет закона над властью. Только в Риме возникла целостная система государственности и законности – знаменитое римское право.

Древнеримская культура отличалась большей прагматичностью и целесообразностью по сравнению с древнегреческой.

Подтверждением тому – интенсивное дорожное строительство, сооружение акведуков (наземного водопровода), терм (бань), клоаки (канализации).

Изобретение нового строительного материала – бетона – придает характерные черты римскому зодчеству. Здесь строятся арки, своды, купола. К шедеврам римского зодчества относятся: амфитеатры, форумы, триумфальные арки и триумфальные колонны.

Римские скульпторы не только копировали произведения греческих ваятелей, но и достигли успеха в создании

реалистического скульптурного портрета, точности в передачи индивидуальных черт.

Культура Древнего Рима (кратко)

Древний Рим ‒ античное государство, которое просуществовало 12 веков и оставило огромное культурное наследие. С Римом связан расцвет и завершение античного периода. Пройдя путь от небольшого города до огромной империи, Рим смог стать колыбелью современной европейской цивилизации.

1. Период царей (VIII ‒ VI век до н.э.)

По свидетельству Варрона Рим возник на берегу реки Тибр в 753 г. до н.э. Широко известен миф о братьях Реме и Ромуле, вскормленными волчицей и основавшими великий город.

Капитолийская волчица

Рим населяли латиняне, сабиняне, этруски и другие народности. Потомки основателей города именовали себя патрициями. Плебеями называли переселенцев из других мест.

В этот период Римом правили цари: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Царь избирался народом. Он руководил войском, считался главным жрецом и вершил суд. Царь делил власть с Сенатом, куда входило 100 старейшин родов патрициев.

В римском обществе основой был род. Позднее его заменила семья. Глава семьи имел непререкаемый авторитет и абсолютную власть над ее членами.

В царский период религия древних римлян была анимистической. Все вокруг было наполнено разными сущностями и божествами, которым следовало приносить жертвы и поклоняться.

Под влиянием этрусской и греческой религии у римлян стал формироваться свой пантеон богов, которым придавались человеческие черты. Вера римлян требовала точнейшего соблюдения многочисленных ритуалов. Отсюда последовало развитие института жречества. Жрецов в Древнем Риме избирал народ. Их было так много, что они образовывали свои коллегии.

Прикладное искусство в этот период все еще сохраняло этрусское и греческое влияние. Красная или черная керамика имела замысловатую сложную форму в виде людей, зверей или растений. Для украшения изделий мастера, как и греки, использовали геометрические узоры.

Живопись по большей части была декоративной. Стены домов и гробниц расписывались яркими фресками с бытовыми и культовыми сценами. Широко использовались изображения батальных сцен, флоры и фауны, мифических существ.

Этрусская фреска

Скульптуры в основном изготавливались в малых формах из бронзы, дерева, камня, слоновой кости. Мастера только начинали изображать человеческие фигуры, поэтому они вырезаны упрощенно. Но художники пытались передать реалистичность изображаемых. Особенно это заметно в надгробных статуях. Рельефные скульптурные изображения использовались в предметах повседневного быта (кувшинах, сундуках, шкатулках, оружии и др.).

В этот период была построена, расширялась и укреплялась защитная стена вокруг Рима. Был возведен акведук, проводивший к городу воду. Постройки делали лаконичными, но прочными, декору уделялось мало внимания. В 509 г. до н.э. на Капитолийском холме был возведен храм Юпитера. Его архитектура соединила в себе элементы этрусской и греческой культур. Началась застройка Форума ‒ популярного места в Риме. Здесь находился рынок, проводились торжественные и религиозные церемонии, выборы должностных лиц, суд над преступниками.

До VI века до н.э. в основном использовалось устное творчество: песни, сказки, мифы. Затем римляне начали записывать сказания о божествах и героях, ритуальные песни и тексты. Многие истории перенимались у греков и переносились в римские реалии.

В этот период римская культура только начала формироваться. Она несла много заимствований от других народов, преимущественно этрусков и греков. Но в то же время уже проявлялась самобытность римлян и их собственное мироощущение.

2. Республика (VI ‒ I век до н.э.)

2.1 Период ранней республики (VI ‒ III век до н.э.)

Последний царь Тарквиний Гордый оказался тираном и был свергнут. В 510 г. до н.э. в Риме образовалась республика. Ей правили два консула, которых избирали каждый год. Чуть позже появилась должность диктатора, обладавшего чрезвычайными полномочиями. Он назначался на 6 месяцев консулами по решению Сената в моменты, когда Риму грозила опасность.

В этот период в Риме было много войн. Общество разрывалось внутренними противоречиями. В результате завоевательной политики, Риму удается установить господство на Апеннинах.

Этрусские воины несут тело погибшего товарища

В середине V в. до н.э. принимаются Законы 12 таблиц. Они надолго становятся первым письменным источником римского права и регулируют имущественные, семейные, наследственные отношения.

В IV веке до н.э. денежные отношения пришли взамен натуральным ‒ в обращение вошли первые медные монеты.

К IV в. до н.э. влияние этрусков ослабевает, появляются самобытные римские изделия в керамике и бронзе. Однако в V веке до н.э. наступил некоторый упадок ремесел по сравнению с Царским периодом.

Что касается архитектуры, то здесь влияние этрусков еще сильно. Римляне возводили деревянные храмы с терракотовыми скульптурами и настенными росписями. Жилища строили без особых излишеств, копируя этрусские дома с атрием (внутренним двориком с неглубоким бассейном для сбора дождевой воды).

Римский атрий

Народное творчество было представлено песнями (свадебные, магические, триумфальные, героические).

В письменности этрусские буквы заменяются греческими, происходит дальнейшее формирование латинского алфавита.

В 304 г. до н.э. эдилом Гнеем Флавием был опубликован календарь. Он считается первым римским литературным произведением.

В 280 г. до н.э. была записана публичная речь, произнесенная в Сенате Аппием Клавдием. Он же выпустил сборник нравственных изречений «Сентенций». Одно из них в ходу до сих пор: «Каждый кузнец своего счастья».

2.2 Период поздней республики(III ‒ I век до н.э.)

Многочисленные войны во II веке до н.э. (пунические, македонские) привели к расширению могущества Древнего Рима. Был разрушен соперничавший с Римом Карфаген, Греция и Македония превратились в римские провинции. Это повлекло за собой обогащение римской знати. Рабы и золото в ходе войн были основными трофеями. Появляются гладиаторские бои ‒ любимое развлечение древних римлян. Рим становится сильным государством, но внутри него назревают противоречия, ставшие причиной гражданских войн. Установление диктатуры Суллы и Цезаря во II ‒ I веках до н.э. привели впоследствии к принципату Октавиана Августа.

Гай Юлий Цезарь

Под греческим влиянием меняется архитектура города. Обеспеченные римляне строят дома с облицовкой мрамором, в украшении жилища используют мозаику, фрески. Внутри размещают статуи, картины и другие предметы искусства. В скульптуре характерным явлением становится реалистический портрет. К I веку до н.э. римская архитектура обретает свою самобытность. При Цезаре был построен новый Форум, в городе стали разбивать сады и парки.

С Востока и Греции в Рим пришли новые нравы. Римляне стали одеваться в разноцветные одежды, обильно украшая себя драгоценностями. Мужчины начали гладко бриться и коротко стричься.

Менялись и обычаи внутри семьи. Женщины получили больше свободы. Они могли распоряжаться своим имуществом и даже подать на развод. Впрочем, к концу периода республики число разводов сильно возросло. Это говорит об упадке семейного института.

В 240 г. до н.э. вольноотпущенный грек под именем Тит Ливий Андроник перевел греческие пьесы на латинский язык. С этого времени началась римская литература. Его последователем был Невий из Кампании. Он сочинял пьесы, беря за основу греческие, но использовал близкие ему события и узнаваемых людей. Известен был и комедиограф Тит Макций Плавт. В то же время у римлян были популярны народные фарсы и мимы.

Появились и описания современной истории. Так в конце III века до н.э. Квинт Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент написали «Анналы» ‒ подробное изложение истории Рима. Известны также труды Катона Старшего «О земледелии», «Начала», «Наставления сыну», где он выступает за патриархальные римские ценности, критикуя моду на все греческое.

Во времена поздней республики большое наследие в жизни Рима оставил Варрон. Основной его труд назывался «Древности дел божеских и человеческих». Кроме того, он написал множество исторических, биографических, философских произведений, создав энциклопедическую картину знаний о Древнем Риме.

В этот период приходит мода на политическую публицистику. Многие известные личности стремятся запечатлеть в письменных трудах свою деятельность. Среди них Сципион Старший, Сулла, Публий Рутилий Руф, Гай Юлий Цезарь и др.

Развивается ораторское искусство. Особую роль в его становлении сыграл Цицерон. Римляне брали уроки красноречия, для них очень важно было уметь публично выступать в Сенате, суде, на Форуме. Удачные речи записывались. В Риме преобладала греческая школа красноречия, но вскоре появилась и римская ‒ более лаконичная и доступная простым слоям населения.

Марк Туллий Цицерон

В I веке до н.э. расцветает поэзия. Талантливыми поэтами были Лукреций и Катулл. Лукреций написал поэму «О природе вещей», а Катулл славился своими лирическими и сатирическими произведениями. Сатирические памфлеты пользовались популярностью и являлись методом политической борьбы.

В то же время происходила дальнейшая эллинизация римской религии. Пришел культ греческих богов Аполлона, Деметры, Диониса, Гермеса, Асклепия, Аида, Персефоны и др. Обряды становились все более пышными и сложными. С востока в Рим проник также культ богини Кибелы. К концу I века до н.э. в Риме появились египетские священные культы. Стали популярны астрология, гадания, магия.

3. Империя (I век до н.э. ‒ V век н.э.)

3.1 Период ранней Империи (принципат) (I век до н.э. ‒ II век н.э.)

В 30-е годы до н.э. племянник Цезаря Октавиан Август стал единовластным правителем Рима. Он называл себя «принцепсом» ‒ первым среди равных. А позднее получил титул императора, сосредоточив в своих руках всю власть. Так начался имперский период истории Рима ‒ «золотой век» римской культуры. Покровительство поэтам и художникам оказывал друг Октавиана Августа Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным.

Октавиан Август

В это время особых высот достигла поэзия. Самыми известными поэтами были Гораций, Овидий, Вергилий. Произведения Вергилия ‒ «Буколики», «Георгики», «Энеида» прославляли Августа и предсказывали наступление «золотого века». В то же время, он с любовью описывает природу Италии, обращается к традициям и самосознанию римлян. «Оды» Горация до сих пор остаются образцом лирической поэзии. Овидий прославился любовной лирикой. Наибольшую известность приобрели его произведения «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви». В это время обретает большую популярность реалистический римский роман. Наиболее известны «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея.

Во времена Августа развивалась и научная мысль. Исторические труды Тита Ливия и Диониссия Галикарнасского рассказывали о величии Рима и его роли в античной истории.

Географ Страбон описал многие народы и страны, Агриппа составлял карты империи. Витрувий написал трактат об архитектуре. Плиний старший создал «Естественную историю». Птолемей изложил в своем труде «Альмагест» все современные астрономические знания. Врач Гален написал трактат по анатомии «О частях человеческого тела».

Для того, чтобы соединить части огромной империи строились дороги, акведуки, сохранившиеся до наших времен. В самом Риме возводились храмы ‒ Аполлона и Весты на Палатине, Марса Мстителя на новом Форуме Августа. В I ‒ II веке н.э. были построены такие известные архитектурные памятники, как Пантеон и Колизей.

Колизей или амфитеатр Флавиев

Появились новые архитектурные формы ‒ триумфальная арка, двухэтажная колоннада. В провинциях также строились храмы, бани, театры и цирки для боев гладиаторов.

3.2 Период поздней Империи (III ‒ V век н.э.)

После смерти Августа к власти приходят императоры, обладающие неограниченной, деспотичной властью на манер восточных тираний. Тиберий, Калигула, Нерон, Веспасиан проводили жестокие кровавые репрессии и, в свою очередь, были убиты в результате заговоров своего окружения.

Однако были и императоры, оставившие после себя хорошую славу ‒ Траян, Адриан, Марк Аврелий. При них возросла роль провинций. Их уроженцам был предоставлен доступ в Сенат и римскую армию. В то же время невозможно было уже скрыть внутренние противоречия среди римского общества. Несмотря на попытки Рима установить сильную власть, колонии стремились к независимости.

Архитектура становится монументальной, воплощающей идею могущества верховной власти. Строились грандиозные здания: стадионы, форумы, мавзолеи, акведуки. Примером такой архитектуры может служить форум Траяна.

Развалины Форума

К III веку Римская империя переживала упадок. В 395 г. произошло разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную. В это время зарождается христианство. Сначала оно находится под запретом, его последователи жестоко преследуются. Император Константин разрешает христианам исповедовать их веру, а вскоре христианство становится официальной религией.

К сожалению, торжество христианской веры привело к уничтожению многих античных памятников. На основе римского начинает развиваться раннее христианское искусство: строятся храмы-базилики, в пещерах появляется живопись в виде росписей. Фигуры людей в них показаны довольно схематично, больше внимания уделяется внутреннему содержанию сцены.

Раннехристианская живопись

Восточная римская империя под видом Византии просуществовала до 1453 г. В 410 г. Рим был разграблен варварами. В 476 г. Западная империя, а вместе с ней античный мир, окончила свое существование после отречения последнего императора.

Тем не менее наследие Древнего Рима сложно переоценить. Оно оказало огромное влияние на развитие культуры всего мира.



(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка…

Древний Рим. Особенности культуры и истории | Искусство с Ириной Дружининой

Культура Древнего Рима, вкупе с древнегреческой представляет собой тот фундамент европейской цивилизации, тот идеал в искусстве, на который оглядывается человечество сегодня, и который принято называть словом Античность (от лат. antiquitas «древность»). Что же объединяет две эти культуры, и в чём особенность и достижения Римской? Вкратце попытаюсь рассказать в этой статье.

В то время, когда Древняя Греция входила в пору своего расцвета, на Аппенинском полуострове стремительно развивалось государство, которому вскоре будет суждено стать лидером всего Древнего мира. Этим государством был Древний Рим.

История возникновения древнеримского государства теряется в глубоком прошлом. В древности на этих землях жили племена этру́сков, культура которых во многом питалась заимствованиями от Эллинов, но в большой степени была самостоятельной и самобытной.

Роспись этрусской гробницы.

Сегодня мы немногое знаем о ней. Известно, что у этрусков была письменность, но расшифровать её пока не удалось.

Табличка из Кортоны, Tabula Cortonensis — бронзовая табличка из 32 строк на языке этрусков, созданная на рубеже III—II вв. до н. э.

О религии можно сказать только то, что этруски были политеистами, и большую роль в их культуре играл заупокойный культ. В связи с этим бо́́льшая часть дошедших до нас произведений искусства этого народа имеют погребальное значение. Это — гробницы (туму́́лосы), надгробные скульптурные портреты и предметы декоративно-прикладного искусства ритуального назначения.

Сцена пира. Гробница Леопардов в Тарквиниях. V век до н. э.

Несмотря на то, что этот народ исчез практически бесследно, многие достижения этрусков, такие как культ предков, сводчато-арочные конструкции и скульптурный портрет, были восприняты Древними Римлянами и составили основу их искусства.

Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча.

Культура Древнего Рима практически всегда испытывала многочисленные влияния различных стран и народов, вследствие активной завоевательной политики, проводимой этим государством. Самым же значительным вкладом в развитие римской культуры, науки и искусства стало покорение и присоединение территории Древней Эллады. Недаром великий поэт Рима Гораций написал такие строки: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства». (Ла́ций – небольшая область Италии, где проживало племя лати́нов — основателей римского государства).

С этого времени римляне с усердием копируют греческие скульптуры, учатся строить храмы, где используется ордерная система, созданная греками, развивают ораторское искусство, зародившееся в среде эллинских философов, осваивают театральные жанры и стихотворные размеры.

В среде римской знати считается дурным тоном не говорить и не читать на древнегреческом языке. Для обучения детей богатые римляне нанимают греческих учителей и воспитателей. Однако, несмотря на всё это, римская культура не стала эллинской, в силу того что сами римляне, их мышление, духовный мир и образ жизни были иными. Рим был страной воинов, в менталитете которых мысли о красоте и гармонии не могли занимать такого же места, как в умах древних греков.

Римские легионеры.

Иным был и идеал человека и гражданина. Римляне верили в божественную избранность своего государства и высшей доблестью считали патриотизм и преданное, безраздельное служение Родине. Достойные граждане своей страны должны были обладать такими качествами как стойкость, отвага, верность, мужество, военная дисциплина и житейская умеренность. Это отражалось и в требованиях, предъявляемых вещам, которые заполняли их быт. Римляне ценили прочность и пользу. Приоритетным для них оказывалось то, что являлось утилита́рным, то есть имело «прикладное» значение. Поэтому особенное развитие в римской культуре получили техника, механика, право, политика, военное дело и т.п.

Вспомним некоторые из достижений римской культуры:

  • Римляне подарили миру латинский язык (и алфавит), ставший основой многих современных языков. Наравне с арабскими цифрами, мы используем и римскую нумерацию. Здесь был разработан юлианский календарь.
  • Рим подарил миру римское право и основу юриспруденции.
  • Для удобства передвижения своей армии, римляне проложили 88 000 километров дорог по всей Европе. Они были сделаны так качественно и добротно, что некоторые из них сохранились до сегодняшнего дня.
Аппиева дорога
  • Интересно, что римляне, на своих дорогах использовали нечто, подобное дорожным знакам. Они устанавливали столбы, где сообщалась информация о том, какое расстояние от Рима до других городов, и в каком направлении они находятся.
  • Больших успехов достигли сельскохозяйственная отрасль, градостроительство и военная техника.
  • Значительны достижения римской медицины, в частности, талантливый анатом Клавдий Гален, раскрыл функции нервов и головного мозга. Находки в погибших в 1 в. Помпеях дали информацию о том, как развита была хирургия. Благодаря сохранившимся руинам Помпей, ученые больше узнали о медицинских инструментах, используемых древними римлянами. Они были удивительно многообразны, а некоторые из подобных инструментов применялись в медицине вплоть до XX века.
Хирургические инструменты, обнаруженные в Помпеях
  • Сочинение Плиния Старшего «Естественная история» стало своеобразной энциклопедией, обобщившей научно-естественные познания о мире и человеке, известные в Древнем Риме.
  • Здесь получили широкое применение бетон, водяные колесные мельницы, водопровод и канализации.
Канализация Древнего Рима
  • В любимых римлянами банях, применялась централизованная система отопления — «гипокауст».
Подземные сооружения для подогрева воды и температуры воздуха в бане.
  • В архитектуру Рима прочно вошли арки и купола.
Арка императора Константина в Риме.
  • И, наконец, в Римской Империи (в её провинции — Иудее) зародилось Христианство, ставшее мировой религией, и послужившее фундаментом для развития всей европейской культуры и искусства на протяжении последующих веков.

И ещё немного поговорим о том, на какие периоды принято делить римскую историю. Периодизация истории и культуры Древнего Рима основывается на формах государственного правления:

· Царский период — 753 – 509 гг. до н.э.

· Римская Республика – 509 – 27 гг. до н.э.

· Римская Империя – 27 г. до н.э. – 476 г. н.э.

Обратите внимание на то, что периодизация Древнего Рима располагает весьма точными датами, в отличие от периодизации истории и культуры многих других древних государств. Благодаря этому мы можем назвать наиболее значимые в истории Древнего Рима события:

753 г. до н.э. – считается годом основания братьями-близнецами Ро́мулом и Ремом города Рим.

Капитолийская волчица. Изображается, вскармливающей близнецов Ромула и Рема — будущих основателей Рима.

509 г. до н.э. – в результате гражданской войны был изгнан последний из древних царей Тарквиний Гордый, и Рим стал Республикой.

«Брут и его друзья над телом Лукреции клянутся отомстить Тарквинию Гордому». Жак-Антуан Бофорт.

27 г. до н.э.Октавиа́н Август — внучатый племянник Юлия Цезаря – объявляет себя императором, и Рим становится Империей.

Бюст Августа Октавиана.

1 в. н. э. – зарождение Христианства, которое первые века своего существования подвергалось гонениям.

«Триумф Веры — христианские мученики во времена Нерона». Эжен Тирион.

4 век – период коренных изменений в административно-политической системе и культуре Древнего Рима. Император Константин в 313 году даёт Христианству статус государственной религии, а в 330 году он формально делит Империю на две части – Западную – Рим, и Восточную – Византия со столицей Константинополем (ныне Стамбул). Окончательно эти две части Римской империи приобретут самостоятельность в 395 году после смерти императора Феодосия I.

«Явление Креста императору Константина во время битвы у Мульвийского моста». Ученики по наброскам Рафаэля Санти.

4 сентября 476 г. последний римский император, который по иронии судьбы носил то же имя, что и основатель священного города – Ромул Авгу́стул, был свергнут с престола в результате нападения на Рим варварского (германского) племени. Эта дата не только последняя веха в существовании великого Рима, но и окончания Античной эпохи.

Варвары в Риме.

Вот как эти даты и события выглядят на условной (упрощенной) исторической ленте времени:

Эта статья открывает цикл публикаций, которые будут посвящены культуре и искусству Древнего Рима.

Вы можете ознакомится и с другими статьями автора о культуре и искусстве Древнего Рима:
Древний Рим. Особенности культуры и истории
Во что верили и кому поклонялись древние римляне
Древний Рим. Искусство строить
Скульптура на службе у государства
Какой была живопись в Древнем Риме
Немного о музыке, театре и искусстве слова в Древнем Риме

Кстати, если вы интересуетесь историей культуры и искусства, то у меня уже вышли циклы публикаций по следующим темам:

Первобытная культура
Культура Месопотамии
Культура Древнего Египта
Скифо-сакская культура
Культура Древней Греции
Культура Древнего Рима
Культура древней и средневековой Индии
Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.
Как японцы видят мир. Особенности традиционной японской культуры.
Византия — государство, которого не было. Немного истории.
На какие периоды принято делить средневековую культуру Европы.
Древняя Русь. Вопросы о происхождении и периодизация культуры.

Здесь ссылки на вводные статьи по каждой из тем.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Архитектура Древнего Рима — кратко SKETCHLINE Архитектура

Отверстия играли ведущую роль в фасадах римских сооружений. Их верх делали прямоугольным, чаще полуциркульными. Часто складывалось полукруглое окно, разделенное на три просвета двумя каменными столбцами.

Большие арки часто выкладывались на кружалах, установленных в их пятах на уступы стены.

Своды и купола и большинстве случаев имели тщательную обработку внутренней поверхности кессонами. Устраивались также деревянные перекрытия.

Круглый цилиндрический свод из бетона и камня – основная форма перекрытия. Был распространен также крестовый свод, которым перекрывали квадратные в плане сооружения.
Круглые в плане сооружения перекрывались купольным сводом, а многоугольные – сомкнутыми сводами.

Кровля устраивалась с терракоты, как у этрусков. Устраивались плоские крыши с таврового железа и бетона, например, над некоторыми из больших залов римских терм. Потолки нередко украшались различными геометрическими узорами – сочетание квадратов, ромбов, восьмиугольников тому подобное.

Ордера применялись в связи с аркой, постепенно теряя свое конструктивное значение в сторону декоративного. Колонны становятся пилястрами. Ордера часто размещались один над другим и несколько ярусов.
Колонны ставились на пьедесталы для увеличения их высоты.

Тосканский ордер, имел гладкую колонну без каннелюр и несложный антаблемент.

Дорический ордер редко применялся римлянами. Дорическая колонна получила базу. Римляне видоизменили абаку и эхин, переделали карниз, введя в него пояс зубчиков (дентикул). Все триглифы, размещались на осях колонн. Мутулы обычно размещались только над триглифами, их наклон незначителен.

Ионический ордер имел капитель, которая часто имела волюты из всех 4 сторон. Антаблементы богаче, чем в греко-ионическом ордере.

Коринфский ордер был любимым ордером римлян и применялся для крупнейших храмов. Акантовые листья становятся более мягкие. Стержни колонн украшались каннелюрами.

Сложный (композитный) ордер был изобретен римлянами и встречался, как правило, в убранстве триумфальных арок. Капитель представляет собой сочетание ионической (верхняя часть) с коринфской (нижняя часть) Остальные детали скомпонованы по коринфскому образцу и не менее богато украшенные.

Римляне не были сильны ни в скульптуре, ни в живописи, но ценили греческие образцы.
Своды, пол, украшались мозаикой. Богатые и красивые эффекты достигались выстилкой полов и облицовкой стен различным мрамором. Появлялись первые примитивные фрески.
Характерным были спирально завитая ветвь аканта с завитками, украшенными розетками или фигурами фантастических животных и птиц. Для римлян важное гражданское, так называемое обычное зодчество.

Архитектура Древнего Рима — ПРОЙТИ ТЕСТ

Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура.

Развалины Древнего Рима.

В I тысячелетии до н. э. вокруг города Рима возникло государство, которое стало расширять свои владения за счет соседних народов. Эта мировая держава просуществовала около тысячи лет и жила за счет эксплуатации рабского труда и завоеванных стран. Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли как в Европе, так и в Азии и в Африке. Поэтому и искусство, особенно архитектура, было призвано показывать всему миру мощь государственной власти. Бесконечные войны, жажда завоеваний, в которых мужал и рос Рим, требовали напряжения всех сил, поэтому основой римского общества стали твердая дисциплина в войске, твердые законы в государстве и твердая власть в семье. Превыше всего римляне ставили умение властвовать над миром. Вергилий утверждал:

Ты же народами править властительно, римлянин, помни!
Се — твои будут искусства: условья накладывать мира,
Нисповерженных щадить и нисповергать горделивых!
( «Энеида» )

Римляне подчинили себе все Средиземноморье, включая Элладу, но Греция сама полонила Рим, т. к. оказала сильнейшее влияние на всю культуру Рима — в религии и философии, в литературе и искусстве.

Этрусская волчица, которая по легенде выкормила Ромула и Рема (этрусское литье)


Легенда гласит, что узурпатор Амулий захватил трон своего брата, царя Альбы Лонги, Нумитора — деда близнецов Ромула и Рема, а младенцев повелел бросить в Тибр. Отец близнецов Марс спас своих сыновей, и их выкормила посланная богом волчица. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. Когда братья выросли, они убили Амулия, вернули власть деду и на том месте, где их нашла волчица, основали город. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора , и Ромул убил Рема. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем.Часть культуры была заимствована римлянами у других народов. Многое — у этрусков, но больше всего — у греков. Римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои, сценические игры, характер жертвоприношений, веру в добрых и злых демонов. Римляне , как и этруски, из искусств предпочитали скульптуру, причем не ваяние, а лепку — из глины, воска, бронзы.

Здание украшенное полуколоннами


Однако, главной предшественницей Римского искусства все-таки была Греция. Даже многие свои верования и мифы римляне взяли у греков. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола.
Научились строить более разнообразные сооружения, например, круглое здание Пантеон — храм всех богов, оно имело в диаметре более 40 метров. Пантеон был перекрыт гигантским куполом. который на протяжении столетий был образцом для строителей и архитекторов.
У греков римляне переняли умение строить колонны. В честь полководцев римляне строили триумфальные арки.
Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечения римской знати. Самый большой римский цирк — К о л и з е й , вмещал 50 тысяч зрителей. Это был а м ф и т е а т р — подобным образом и теперь строят цирки и стадионы.
Своеобразными местами отдыха и развлечений были также римские бани, которые назывались т е р м ы. Там были комнаты для мытья, раздевалки, бассейны для плаванья, залы для прогулок, спортивные площадки и даже библиотеки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором.
На краю площадей нередко сооружали большие судебные и торговые здания — б а з и л и к и . В Риме были созданы и дворцы правителей, и многоэтажные дома для бедняков. Римляне со средним достатком жили в отдельных домах, который окружал открытый дворик — а т р и у м. посредине атриума был бассейн для дождевой воды. Позади дома был двор с колоннами, садом, фонтаном.

Триумфальная арка императора Тита


В 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33м , Триумфальная арка на священной дороге, ведущей к Капитолийскому холму. Мраморная арка была высотой 20 метров . Над пролетом была высечена надпись, посвященная Титу, арку также украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, выполненные в сложных поворотах и движениях.

Пантеон — вид внутри


Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г.г.). Храм построен из камня, кирпича и бетона. Круглое здание имеет высоту 42,7 м и перекрыто куполом 43,2 м в диаметре. Снаружи здание достаточно скромно, его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена по высоте на два яруса. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды.

Пантеон снаружи


Название здания говорит само за себя — «пантеон», храм пантеону древнеримских богов. Надо отметить, что здание, которое стоит и поныне, не первый храм на этом месте. При императоре Августе был построен первый храм, но затем он сгорел при пожаре в Древнем Риме. В память о первом строителе, сподвижнике импратора Августа, Марке Агриппе на фасаде высечена надпись «М. Agrippa l f cos tertium fecit».

Колизей снаружи


При императорах Веспасиане и Тите, в 75-82 г.г. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев -Колизей (от латинского «колоссеум» — колоссальный). В плане он прдставлял собой эллипс, длиной 188 м, шириной 156 м, высотой 50 м. Стена разделена на три яруса. В верхнем натягивали тент от дождя и солнца. В нижних стояли статуи. На арене могли размещаться до 3000 пар гладиаторов. Арену можно было затопить водой и тогда разыгрывали морские бои.

Колизей внутри

Акведук


Римский Акведук представляет собой водопровод, но одновременно функциональное и тщательно продуманное, совершенное искусство. Поверху шел канал, отделенный карнизом, ниже — арки, еще ниже — зрительно обособленные от арок опоры. Длинные непрерывные горизонтали скрывали высоту и подчеркивали бесконечность уходящего вдаль водопровода.

Конная статуя Марку Аврелею в Риме


Скульптура вначале ввозилась из Греции. Затем ее стали копировать с греческой. Однако, была и самостоятельная, римская скульптура. Это были скульптурные портреты и рельефные изображения , памятники императорам, полководцам.

Портрет римлянина

Портрет юноши

Рельефная скульптура

Статуя императора Августа из Прима-Порта.


Период правления Октавиана Августа античные историки называют »золотым веком» Римского государства. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Император изображен в спокойной, величественной позе, рука поднята в призывном жесте; он словно появился в одежде полководца перед своими легионами. Август изображен с непокрытой головой и с обнаженными ногами, что является традицией греческого искусства, представляющего богов и героев обнаженными или полуобнаженными. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи.

Колонна Траяна в Риме


До наших дней сохранилась колонна , построенная архитектором Аполлодором в честь императора Траяна. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна, которую в 16 веке заменили статуей апостола Петра. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г.г.) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим.

Фрагмент колонны Траяна


В конце 4-го и в 5-м столетии происходит «великое переселение народов» — на территории Римской империи поселяется многочисленное племя готов, их горячо поддерживают восстающие рабы и порабощенные Римом народы. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Римская империя распадается. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.

Римское искусство: происхождение, история, типы, характеристики

В течение нескольких веков Древний Рим был самой могущественной нацией на земле, превосходя все остальные по военной организации, победам, инженерии и архитектуре. Его уникальные культурные достижения включают изобретение купола и крещатого свода, изобретение бетона и общеевропейскую сеть дорог и мостов. Несмотря на это, римские скульпторы и художники создавали лишь ограниченное количество выдающегося оригинального изобразительного искусства, предпочитая вместо этого перерабатывать образцы греческого искусства, которые они считали намного превосходящими свои собственные. Действительно, многие виды искусства практиковавшиеся римлянами, включая скульптуру (бронзовые и мраморные скульптуры, саркофаги), изобразительное искусство (роспись, портретная живопись, роспись ваз) и декоративное искусство (в том числе работы по металлу, мозаика, ювелирные изделия, резьба по слоновой кости) уже были полностью освоены древнегреческими художниками. Поэтому неудивительно, что в то время как многочисленные греческие скульпторы (такие как Фидий, Кресилас, Мирон, Поликлет, Каллимах, Скоп, Лисипп, Пракситель и Леохар, Фиромах) и художники (как Аполлодор, Зевс из Гераклеи, Агафарх, Паррас, Апель, Антифил, Евфранор Коринфский) пользовались большим уважением во всем эллинистическом мире. В то же время, большинство римских художников считались не более чем опытными торговцами и оставались анонимными.

Конечно, нельзя утверждать, что римское искусство было лишено инноваций: его городская архитектура была новаторской, как и пейзажная живопись и портретные бюсты. Неверно и то, что римские художники не создавали великих шедевров, но они стали свидетелями необычайной рельефной скульптуры на таких памятниках, как Ара Пацис Августа и Колонна Траяна. Но в целом можно сказать, что римское искусство было преимущественно производным и, прежде всего, утилитарным. Это служило цели, высшему благу: распространению римских ценностей и уважению к римской власти. Как выяснилось, классическое римское искусство оказало огромное влияние на многие последующие культуры благодаря возрожденческим движениям, таким как неоклассическая архитектура, которые сформировали большую европейскую и американскую архитектуру, примером чему служит, например, здание Капитолия США. Менее известное классическое возрождение в современном искусстве (1900 г. -30) привело к возвращению к рисунку, а также к новым абстрактным движениям, таким как кубизм.

Примечание: для более поздних художников и стилей, вдохновленных искусством древнего Рима, см.: Классицизм в искусстве (800 и далее).

История римского искусства

Происхождение

Хотя Рим был основан еще в 750 году до н.э., первые годы его существование было ненадежным. Первоначально им управляли этрусские короли, которые заказали множество этрусских произведений искусства (фрески, скульптуры и изделия из металла) для своих гробниц, а также для своих дворцов, чтобы праздновать военные победы. После основания Римской республики в 500 г. до н.э. влияние этрусков ослабло и с 300 г. до н.э., когда римляне начали вступать в контакт с процветающими греческими городами южной Италии и восточного Средиземноморья, они попали под влияние греческого искусства – процесс, известный как эллинизация. Вскоре многие греческие произведения искусства были привезены в Рим как добыча и многие греческие художники продолжили свою карьеру под покровительством Рима.

Тем не менее, искусство все еще не было приоритетом для римских лидеров, которые были больше озабочены выживанием и военными делами. Только около 200 г. до н.э. после победы в первой Пунической войне против Ганнибала и карфагенян, Рим чувствовал себя в достаточной безопасности для развития своей культуры. Уже тогда отсутствие самостоятельной культурной традиции означало, что древнейшее искусство Рима имитировало греческие произведения. Рим был уникальным среди держав древнего мира в разработке ограниченного собственного художественного языка.

Комплекс культурной неполноценности

Римская архитектура и инженерия никогда не были менее смелыми, но ее живопись и скульптура основывались на греческих традициях, а также на формах искусства, разработанных в его вассальных государствах, таких как Египет и Древняя Персия. Иными словами, несмотря на впечатляющие военные триумфы, у римлян был комплекс неполноценности перед лицом греческих художественных достижений. Их ультра-прагматичный ответ состоял в том, чтобы перерабатывать греческую скульптуру при каждой возможности. Греческие позы, переделанные с римской одеждой и аксессуарами, были призваны на службу, чтобы усилить римскую власть. Героические греческие статуи даже поставлялись без головы, чтобы покупатель мог надеть собственную портретную голову.

В качестве примера можно привести конную бронзовую статую императора Марка Аврелия (ок. 175 г. н.э.), позиция которой была переделана из греческой статуи «Дорифор» (440 г. до н.э.). Смотрите: Античная греческая Скульптура.

Причина комплекса культурной неполноценности Рима остается неясной. Некоторые классические ученые указывали на прагматический римский темперамент; другие – на основополагающую потребность римлян в территориальной безопасности от волн мародерствующих племен из восточной и центральной Европы и, как следствие, низкий приоритет, придаваемый искусству и культуре. К этому можно добавить – судя по близости кельтского искусства (ок. 500 г. до н.э. – 100 г. н.э.) – римские художники не так уж плохо себя вели. Кроме того, мы должны отметить, что города в Древнем Риме были менее провинциальными и гораздо более могущественными, чем греческие города-государства, так что его искусство неизменно играло более функциональную роль – не в последнюю очередь потому, что римская культура была фактически смесью различных верований и обычаев, все они должны были быть воплощены в произведениях культуры. Так, например, искусство быстро стало чем-то вроде символа статуса: чем-то, что улучшило бы дом и социальное положение покупателя. А так как большинство римлян признало истинную ценность греческого искусства, покупатели хотели работы в греческом стиле.

Реалистическая пропаганда

Как и сами римляне, раннеримское искусство (ок. 510 г. до н.э. до 27 г. до н.э.) имело тенденцию быть реалистичным и прямым. Портреты, как двумерные, так и трехмерные, как правило, были детализированы и неидеализированы, хотя позднее, в эпоху эллинистическо-римского искусства (ок. 27 г. до н.э. – 200 г. н.э.), римляне узнали о пропагандистской ценности бюстов и скульптур и стремились передать политические сообщения через позы и аксессуары. Такое же значение было приписано рельефной скульптуре (см., Например, Колонна Марка Аврелия) и исторической живописи (см. «Триумфальная живопись» ниже). Так, например, при праздновании битвы используемые произведения искусства будут выполнены в реалистичном, почти «документальном» стиле. Этот реалистичный, практичный римский стиль резко контрастирует с эллинистическим искусством, которое иллюстрировало военные достижения при помощи мифологических образов. Как это ни парадоксально, одной из причин окончательного падения Рима было то, что он стал слишком привязан к пропагандистской ценности своего искусства и тратил огромные ресурсы на грандиозные строительные проекты, чтобы произвести впечатление на людей. Например, постройка диоклетианских бань (298-306) на несколько лет парализовала всю кирпичную промышленность Рима.

]]>

Типы римского искусства

Архитектура

Величайший вклад Рима в историю искусства, несомненно, можно найти в области архитектурного дизайна. Римская архитектура в эпоху Республики (знания о которой происходят, в основном, от римского архитектора 1-го века Витрувия) открыла круглый храм и изогнутую арку, но после рубежа тысячелетий римские архитекторы и инженеры разработали методы городского строительства огромного масштаба. Возведение монументальных сооружений, таких как Пантеон и Колизей, было бы невозможно без изобретения в Риме арки и купола, а также прочных и недорогих материалов, таких как бетон и кирпич.

Для сравнения с проектированием зданий в Древнем Египте, пожалуйста, смотрите: Египетская архитектура (ок. 3000 г. до н.э. – 160 г. н.э.). В частности, см.: Архитектура позднего Египта (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.).

Римляне не изобрели арку – она ​​была известна, но не очень широко использовалась в греческой архитектуре – но они были первыми, кто освоил использование нескольких арок или хранилищ. Исходя из этого, они изобрели римский крещатый свод – два цилиндрических свода, установленных под прямым углом – которые представили революционное усовершенствование древнегреческого метода колонн и перемычек, поскольку оно позволило архитекторам поддерживать гораздо более тяжелые нагрузки и охватывать гораздо более широкие площади, Римляне также часто использовали полукруглую арку без связывающего раствора: вместо этого они полагались на точность своей каменной кладки.

Арки и своды сыграли решающую роль в возведении таких зданий, как Термы Диоклетиана и Каракаллы, Базилика Максенция и Колизей. Арка была также важным компонентом в строительстве мостов, примером которых являются Пон-дю-Гар, мост в Мериде, и акведуков, примером которых является мост в Сеговии, а также Аква-Клаудия и Анио Новус в самом Риме.

Дальнейшим архитектурным развитием стал купол (сводчатый потолок), который позволил возвести и покрыть большие открытые пространства внутри зданий, таких как Пантеон Адриана, Константиновская базилика, а также многочисленные другие храмы и базилики, поскольку требовалось гораздо меньше колонн, чтобы выдержать вес куполообразной крыши. Использование куполов шло рука об руку с широким использованием бетона – комбинация, которую иногда называют «римской архитектурной революцией». Но флагманские здания с куполами были далеко не единственными архитектурными шедеврами, построенными Древним Римом. Не менее важным было пятиэтажное жилое здание, известное как Инсула («остров»), в котором проживали тысячи граждан.

В эпоху Императора Траяна (98-117 гг. н.э.) и императора Адриана (117-138 гг. н.э.) Рим достиг зенита своей архитектурной славы, благодаря многочисленным программам строительства памятников, бань, акведуков, дворцов, храмов и мавзолеев. Многие из зданий этой эпохи и позже служили образцами для архитекторов итальянского Ренессанса, таких как Филиппо Брунеллески (1377-1446), дизайнер культового купола собора во Флоренции и дизайнеры базилики Святого Петра – Донато Браманте (1444-1514) и Микеланджело (1475-1564). Время Константина (306-337 гг. н.э.) стало свидетелем последних великих строительных программ в городе Риме, в том числе завершение бань Диоклетиана, возведение базилики Максенция и Арки Константина.

Знаменитые римские постройки

Цирк Максимус (6 век до н.э. – 4 век н.э.)

Здание было построено в эпоху этрусков и расположено в долине между холмами Авентин и Палатин. Это было главное место проведения римских гонок на колесницах. Имея длину около 610 метров и ширину 120 метров, он был перестроен в эпоху Юлия Цезаря, чтобы вместить приблизительно 150 000 зрителей и снова во время правления Константина, чтобы вместить около 250 000 человек. Сейчас это парк.

Колизей (72-80 н.э.)

Этот эллиптический амфитеатр, построенный Веспасианом в центре Рима, чтобы успокоить массы. Он был назван в честь колоссальной статуи Нерона, стоявшей неподалеку. Сложный дизайн, рассчитанный на 50 000 зрителей, а также модель многоуровневой системы сидений и просторных проходов делают его одним из величайших произведений римской архитектуры. Колизей был одной из ключевых достопримечательностей Великого тура 18-го века.

Арка Тита (ок. 81 г. н.э.)

Самая старая из сохранившихся римских триумфальных арок была построена после смерти молодого императора, чтобы отпраздновать его подавление еврейского восстания в Иудее в 70 году н.э. Расположенная на Виа Сакра, к юго-востоку от Римского Форума, Арка Тита была образцом Триумфальной арки Наполеона в Париже (1806-36).

Бани Траяна (104-9 г. н.э.)

Огромный комплекс для купания и отдыха на южной стороне холма Оппиан, спроектированный Аполлодором из Дамаска, продолжал использоваться вплоть до начала пятого века или, возможно, позже, пока разрушение римских акведуков не заставило от него отказаться.

Пантеон (ок. 125 г. н.э.)

Пантеон, построенный Маркусом Агриппой как храм, посвященный семи богам Древнего Рима и перестроенный Адрианом в 126 г. н.э., является смелым ранним примером бетонного строительства. Внутреннее пространство основано на идеальной сфере и его кессонный потолок остается самым большим неармированным бетонным куполом в мире. В середине купола есть окно – окулус, которое пропускает солнечный свет.

Ванны Каракаллы (212-16 н.э.)

В здании, способном вместить до 16 000 человек, находилось несколько пространств с кресчатыми сводами, в которых находились магазины, две гимназии (palaestras) и две публичные библиотеки. Собственно бани состояли из центральной холодной комнаты площадью более 1000 кв.м. (56х24 метра, «фригидарий»), комнаты средней температуры («тепидарий») с двумя бассейнами и горячей комнаты диаметром 35 метров («кальдарий»), а также двух палеестров. Вся конструкция была построена на фундаменте высотой 6 метров, внутри которого располагались склады и печи. Ванны были снабжены водой из Маркианского акведука.

Бани Диоклетиана (298-306)

Эти бани (парилки) были, вероятно, самыми грандиозными из всех общественных бань Рима. Расположенные на возвышенности в северо-восточной части Виминала, самого маленького из семи холмов Рима, бани занимали площадь, превышающую 90 000 квадратных метров, и, предположительно, могли одновременно вместить до 3000 человек. В комплексе использовалась вода, поставляемая акведуками Aqua Marcia и Aqua Antoniniana.

Базилика Максенция (308-12 н.э.)

Это самое большое здание в Римском форуме, оно представляло собой полный набор арок, сводчатых сводов и складчатую крышу. Базилика имела центральный неф с тремя крещатыми сводами, находящимися на высоте 36,5 метров над полом на четырех опорах. В центральном нефе было огромное открытое пространство, но, в отличие от других базилик, ему не требовалось традиционное количество колонн для поддержки потолка, потому что все здание опиралось на арки. Кроме того, его складчатая крыша уменьшает общий вес конструкции, минимизируя, таким образом, горизонтальное давление на внешние арки.

Скульптура: виды и характеристики

Римскую скульптуру можно разделить на четыре основные категории: исторические рельефы; портретные бюсты и статуи, в том числе конные статуи ; погребальные рельефы, скульптуры саркофагов или гробниц; копии древнегреческих произведений. Как и архитектура, большое количество римской скульптуры было создано для того, чтобы служить одной цели: произвести впечатление на публику – будь то римские граждане или «варвары» – и передать власть и величие Рима. В важных скульптурах, по крайней мере, было постоянное выражение серьезности, без греческого концептуализма или самоанализа. Например, настроение, поза и черты лица римской статуи Императора были обычно торжественными и неулыбчивыми. Поскольку Рим стал более уверенным после правления Августа (31 г. до н.э. – 14 г. н.э.), его лидеры могли появляться в более великодушных позах, но серьезность и основополагающее чувство римского величия никогда не были далеки от поверхности. Другой важной характеристикой пластического искусства Рима был его реализм. Например, очень подробные рельефы на Колонне Траяна и Колонне Марка Аврелия являются прекрасными иллюстрациями этого акцента на точности передачи и были важными источниками информации для ученых по многим аспектам Римского легиона, его снаряжению и тактике ведения боя.

Тем не менее, как мы видели, римские скульпторы в значительной степени позаимствовали у скульптуры Древней Греции, и – помимо огромного количества портретных бюстов и качества ее исторических рельефов – в римской скульптуре преобладали как высококлассная греческая скульптура, так и эллинистическая греческая скульптура. Более того, с расширением Римской империи и огромным ростом спроса на скульптуру, римские мастера выпускали бесконечные копии греческих статуй.

О влиянии римской скульптуры на более поздние стили пластического искусства см.: Неоклассическая скульптура (1750-1850).

Исторические рельефы

Рим не изобрел рельефную скульптуру – это сделал человек каменного века. Не было и особого гения в мастерстве римских резчиков и каменщиков: и рельефы Парфенона (447-422 до н.э.), и фриз Пергамского алтаря Зевса (c.166-154 до н.э.) затмевают все, что создано в Италии. Смотрите также: Пергамская школа эллинистической скульптуры (241-133 гг. до н.э.). Рим трудился над тем, чтобы придать жанру новый набор эстетики, новую цель – создать историю. В конце концов, если событие или кампания «вырезаны в камне», это должно быть правдой, верно? Греки приняли более «культурный» подход к записи своей истории, более косвенный, используя сцены из мифологии. Римляне были гораздо более приземленными: они ваяли свою историю так, как это случилось.

Колонна Траяна (106-113 гг. н.э.)

Величайшая рельефная скульптура Древнего Рима, Колонна Траяна, представляет собой 38-метровый памятник в дорическом стиле, разработанный архитектором Аполлодором из Дамаска. У колонны есть спиральный фриз, обвивающий ее 23 раза, ознаменовывая триумфы Дака императора Траяна (98-117 н.э.). Скульптурный стиль 2-го века, выдержанный в прохладном и сбалансированном стиле, а также необычайно дотошные детали делают его одним из лучших рельефов в истории скульптуры. Полноразмерная модель Колонны Траяна представлена ​​в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и еще в Национальном историческом музее Румынии в Бухаресте.

Колонна Марка Аврелия (ок. 180-193 г. н.э.)

Вторая после монумента Траяна, эта 30-метровая дорическая колонна на Пьяцца Колонна также содержит извилистую ленту мраморной скульптуры, вырезанную в низком рельефе, которая иллюстрирует историю дунайских или маркоманских войн императора, которые он вел в период 166-180 гг. н.э. Она включает в себя состязательный «дождь», в котором колоссальная гроза спасает римское войско от гибели под мечами варварских племен Квады. Скульптурный стиль колонны значительно отличается от стиля Колонны Траяна, поскольку он вводит более выразительный стиль 3-го века, который можно увидеть и в триумфальной арке Септимия Северуса (199-203 гг. н.э.) у подножия Капитолийского холма. Головы фигур Марка Аврелия больше, чем обычно, чтобы показать выражения лиц. Используется более высокий рельеф, позволяющий увеличить контраст между светом и тенью. В целом, все гораздо более драматично – стиль, который четко отражал неопределенное состояние Римской империи.

Другие известные рельефные работы каменной скульптуры, вырезанные римскими мастерами: мраморный фриз процессии на Ара Пацис Августа (13-9 г. до н.э.) в кампусе Марция, архитектурная рельефная скульптура на арке Тита (ок. 85-90 гг. н.э.) и Арка Константина (312-15 н.э.).

Портретные бюсты и статуи

Эти произведения из мрамора и (иногда) бронзовые скульптуры были еще одним важным римским вкладом в искусство античности. Изображения римских лидеров были выставлены в общественных местах на протяжении веков, но с началом Империи в конце 1-го века до н.э. мраморные портретные бюсты и статуи императора – которые были скопированы в массовом порядке и отправлены во все части римского мира – служили важной функцией, напоминая людям о Риме. Они также были важной объединяющей силой. Римские наместники размещали или устанавливали их на площадях или в общественных зданиях по всей империи, а состоятельные граждане покупали их для своих приемных и садов, чтобы продемонстрировать лояльность. Традиционный бюст «голова и плечи», вероятно, был заимствован у этрусского искусства, так как греческие бюсты обычно делались без плеч.

Римские статуи и портретные бюсты находятся во многих лучших художественных музеях мира, в частности, в Лувре (Париж), Ватиканских музеях (Рим), Британском музее (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Музее Гетти. (Лос-Анджелес).

Знаменитые портреты римских императоров

Некоторые известные бюсты и статуи римских лидеров: