Портрет М.И. Глинки. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact
Михаил Иванович Глинка — основоположник русской классической музыки, автор первой русской оперы «Жизнь за царя».Михаил Глинка — происходит из известного смоленского шляхетского рода. Родился в селе Новоспасское Ельнинского уезда Смоленской губернии. Новоспасское было любимым имением композитора. В письмах к матери он неоднократно повторял: «Новоспасское — рай земной». Именно здесь были написаны лучшие произведения композитора, фрагменты опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», многочисленные романсы.
Композитора неоднократно писали и рисовали знаменитые русские художники. Сам Глинка был не чужд занятиям искусством, учился рисовать под руководством Карла Брюллова.
В 1870 году модный петербургский художник Константин Маковский создаёт посмертное изображение Михаила Ивановича. Заказ на столь необычный портрет он получил от любимой сестры композитора Людмилы Ивановны Шестаковой, посвятившей свою жизнь увековечению памяти своего брата.
В основу портрета был положен один из последних фотопортретов Глинки, выполненный петербургским мастером Левицким в середине 1850-х годов.
Глинка изображён в домашней одежде. На голове у него изящная турецкая феска, на плечи наброшен халат.
Портрет Глинки работы Маковского выполнен в очень сложной технике — пастель. Специальными разноцветными мелками на холсте мастер воссоздаёт композицию. Глубокие тональные переходы цвета делают колорит портрета необычайно звучным и эффектным. Техника пастели требует не только виртуозного владения приёмами живописи, но и особых технических ухищрений. Хрупкие, сыпучие мелки, дающие такой красивый цвет, необходимо закреплять специальными лаками, что делает работу пастелью очень трудоёмкой. Пастели такого размера как портрет Глинки встречаются в искусстве редко, поэтому творение Маковского можно считать исключительным.
Портрет композитора Михаила Глинки Илье Репину заказал Третьяков
Илья Репин. «М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»Портрет композитора Михаила Глинки стал одним из первых заказов, сделанных Павлом Третьяковым художнику Илье Репину. Случилось это в 1872 году, о чём художник вскоре лично сообщил искусствоведу Владимиру Стасову. Интересно, что тогда заказ не был выполнен.
Один из первых заказов Третьякова Репин выполнил далеко не сразу. Получив заказ в начале 1870-х, к работе над портретом Глинки он приступил лишь в середине 1880-х. К слову, создавать образ композитора художнику помогала сестра Михаила Ивановича, музыкальный деятель Людмила Шестакова. После окончания выставки «15-я ТПХВ 1887» и размещения картины в залах галереи Репин, как это часто бывало и раньше, просил Третьякова выслать портрет, который получил название «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», в Санкт-Петербург для внесения исправлений.
Портрет композитора
Живописный эскиз-вариант находится в Народном музее в Белграде, графические наброски для портрета – в Государственной Третьяковской галерее (1880-е, бумага) и в частном собрании в Москве. Рисунок «Композитор М.И. Глинка» (бумага, графитный карандаш), подписанный и датированный художником 1871 годом, также находится в ГТГ. Но этот рисунок является подготовительной работой к картине «Славянские композиторы».
Известен факт, что Илья Ефимович Репин очень любил музыку и тонко её чувствовал. И не все так же хорошо понимали произведения Глинки, как он. «Ты можешь быть европейской знаменитостью, высококлассным профессионалом, твоей музыкой могут восхищаться Беллини и Доницетти, Лист и Берлиоз, но в России это совершенно не помешает услышать: «А кто ты, собственно, такой? Отойди, ты ничего не понимаешь!».
На рассматриваемом портрете мы видим непричёсанного композитора, который лежит на мягком диване, облокотившись на пышную, выбивающуюся из наволочки подушку. На нём просторный халат, на придвинутом столике пустой стакан из-под чая.
Глинка смотрит куда-то в пространство, о чём-то замечтавшись и забыв про разложенные перед ним нотные листы. Возможно, так эта музыка и создавалась… И слушать её нужно так же: отрешившись от суеты, в ленивой полудрёме, позволяя своему воображению беспрепятственно следовать за фантазиями и мечтами.
«Руслан и Людмила»
Работа над оперой «Руслан и Людмила» началась в 1837 году и шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто. Он очень хотел, чтобы либретто к опере написал Пушкин, но это оказалось невозможным, поскольку поэт в в 1837-м погиб на дуэли. Из-за его смерти композитор был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе из числа друзей и знакомых — Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову, Николаю Маркевичу и другим.
Премьера состоялась 9 декабря 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге. Сейчас покажется странным, но создатели постановки не смогли уловить специфику драматургии этого музыкального произведения. Опера показалась неоправданно длинной и скучной, и была подвергнута бессмысленным сокращениям.
Кроме того, певцы не успели к премьере как следует выучить сложные партии. В довершении всех бед заболела певица Анна Воробьёва-Петрова, для которой Глинка писал своего Ратмира. В итоге на первом представлении композитор был доволен только Осипом Петровым в роли Руслана.
Но этом неприятности не закончились. Император Николай I был, видимо, разочарован тем, что на этот раз за царя никто не умирал и покинул ложу ещё до конца спектакля.
Лишь к третьему представлению, когда Воробьёва-Петрова выздоровела и другие исполнители освоились с непривычной музыкой, опера начала медленно завоёвывать сердца слушателей.
Значение оперы
Как и в случае с оперой «Иван Сусанин», более известной, как «Жизнь за царя», порой текст не поспевал за музыкой. Но в этот раз всё получилось гораздо лучше. Более того, «Руслана и Людмилу» можно назвать совершенным произведением и лучшей оперой композитора.
Также следует отметить огромное влияние «Руслана» на последующее развитие музыки. Именно эта опера дала начало так называемому «ориентализму» в отечественной музыке. После неё многие композиторы стали обращать взоры на восток и подарили миру удивительные оперные и симфонические произведения.
Кроме того, «Руслан и Людмила» — первая из многочисленных «пушкинских» опер. Именно благодаря Глинке, композиторы стали брать за основу произведения Александра Сергеевича. Единственное, что не было положено на музыку, так это «История Пугачёва» и «Путешествие в Арзрум».
Обида
Однако царская фамилия с усердием продолжала кампанию по дискредитации шедевра Михаила Ивановича. Дошло до того, что великий князь Константин Павлович приказал провинившихся офицеров вместо гауптвахты отправлять на «Руслана и Людмилу».
Неудивительно, что Глинка обиделся и решил уехать от этой травли подальше из России, в которую больше не хотел возвращаться. Но ему по неизвестной причине отказали в выдаче загранпаспорта и он три года жил в Варшаве, а Польша в то время являлась частью Российской империи.
Умер Глинка в Берлине от простуды, обострившей хроническую болезнь печени, 15 февраля 1857 года и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры Людмилы прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.
Во время перевозки праха Глинки из Берлина в Россию на его упакованном в картон гробу была надпись «Фарфор» — символично, если вспомнить канон, сочинённый друзьями Глинки после премьеры «Ивана Сусанина». На могиле композитора установлен памятник, созданный по эскизу Ивана Горностаева.
В Берлине на русском православном кладбище находится памятник, включающий надгробную плиту с первоначального места захоронения Глинки на лютеранском Троицком кладбище, а также установленная в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина колонна с бюстом композитора.
Памятники Михаилу Ивановичу есть в Смоленске, Санкт-Петербурге, Москве… Глинку писали разные художники, но среди этих работ особенно выделяется потрясающий портрет композитора кисти великого мастера Ильи Репина.
Наталья Швец
Публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Незаконченная картина Карла Брюллова в собрании Третьяковки
«Неповторимый утраченный облик…» – ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник».
Виртуальные выставкик 135-летию со дня рождения художницы
Веры Николаевны Глинки
(1883 – 1955)
Вера Николаевна Глинка принадлежала к старинному дворянскому роду Глинок и являлась внучатой племянницей композитора М.И. Глинки.
Художница В.Н. Глинка в мастерской за работой над портретом
молодого Михаила Глинки
Вера Николаевна родилась 1 августа 1883 года, в селе Шмаково Ельнинского уезда Смоленской губернии.
В 1903 году Вера Николаевна (после домашнего обучения) закончила в Смоленске женскую Мариинскую гимназию, где сформировалось её желание посвятить себя искусству. Учась в гимназии, она посещала студию художницы М.А. Келлер, которая была одной из самых престижных художественных студий дореволюционного Смоленска. Эта первоначальная подготовка смоленского периода дала Вере Николаевне возможность продолжить образование.
Наставниками в искусстве, преподавателями за время учёбы Веры Николаевны были: П.Д. Корин, Н.А. Касаткин, А.М. Васнецов, Л.О. Пастернак, А.Е. Архипов, В.А. Серов.
В 1912 году В.Н. Глинка жила в Париже, где изучала старых мастеров живописи и скульптуры, а также знакомилась с современной французской живописью, брала уроки у А. Матисса.
По возвращению из Парижа Вера Глинка поселилась в Москве, где началась её творческая и преподавательская деятельность.
С 1938 года В. Н. Глинка – член Союза художников СССР.
Творчество В. Н. Глинки многогранно. Она работала в различных жанрах. Главное место в работах художницы занимали родные пейзажи Смоленщины. Она не порывала связи со Шмаковым и Новоспасским. Последний раз была на родине в 1947 году.
«С гимназической скамьи я почувствовала влечение к живописи и с первых же этюдов начала писать родные места, овеянные воспоминаниями о Глинке. Я стала профессиональной художницей, а за десятки лет накопилось у меня немало полотен, альбомов, эскизов, зарисовок тех мест и той природы, которая вырастила Глинку».
Живой свидетель далекого былого В.Н. Глинка сохранила в памяти рассказы и предания, воскрешающие атмосферу, в которой жил гений русской музыки. Она запечатлела эту обстановку в цикле картин, объединенных замыслом показать в живописи памятные для русской культуры глинкинские места.
Вера Николаевна вспоминала: «Когда я появилась на свет (в 80-х годах прошлого столетия), только немногие памятники говорили еще о былом великолепии шмаковской усадьбы. Уже не было огромного старинного дома, в котором насчитывалось когда-то сорок покоев; не было ни фамильной портретной галереи, ни двусветного зала, в котором встарь давались театральные представления и звучала крепостная музыка.
Усадебный дом
| Дом в Шмакове |
Дом в Шмакове.
1915г.
До моего времени дожил только один из флигелей, оставшийся от большого дома екатерининской эпохи.
Флигель в Шмакове
Вокруг этого флигеля, как и прежде, расстилался обширный, но запущенный парк.
Парк в Шмакове. 1940г.
К озеру, запруженному на реке Стрянке, спускались парковые террасы. Еще хорошо видны были места прежних фонтанов; на самом озере по-прежнему красовались искусственно сооруженные островки, живописно отражавшиеся в прозрачной глубине.
Берег озера в Шмакове 1939г. | Шмаково. Пейзаж с озером 1940г. | Берег озера |
| Шмаково. Вид с озера. |
В Шмакове были большие сады, чуть ли не на целые версты, и оранжереи».
Усадьба. Уголок дома с колоннами и сад | Оранжерея в Шмакове. |
В летние дни Вера Николаевна любила вставать с зарей, забирала мольберт, краски, палитру и отправлялась бродить по Шмакову и его окрестностям.
Нередко маршрут художницы вел и в Новоспасскую округу. «Как грустно было видеть, что эти места, где родился и рос гений русской музыки, находились в полном забвении. На Десне, где когда-то перед Новоспасским домом был сооружен поэтический «Остров муз», не раз принимавший Глинку под свою тень, – о нем не было и помину. С каждым годом редел Новоспасский парк…
Мне же особенно дорога мысль: поскольку позволяют силы и умение, запечатлеть на полотне тот примечательный уголок нашей родины, который выпестовал Михаила Глинку».
Новоспасское. Заглохший пруд | Усадьба в Новоспасском | Новоспасское. Пейзаж с озером |
По ходатайству комитета по делам искусств с июня 1947 года В.Н. Глинка получает персональную пенсию республиканского значения, благодаря которой она могла творчески работать с надеждой устроить персональную выставку. Желанию Веры Николаевны не суждено было сбыться…. Она умерла в Москве 2 ноября 1955 года. Похоронена на кладбище Донского монастыря.
В 2006-2007 годах Генрих Иванович Тиминский, наследник имущества художницы, передал всё оставшееся у него на то время художественное наследие Веры Николаевны на родину Глинки.
В Смоленский музей-заповедник поступило 103 единицы хранения: живописные работы, графические (в том числе и книжная графика), печатные издания (в том числе – книги для детей 1920-х годов).
Среди них несколько карандашных эскизов к портрету М.И. Глинки.
Портрет М.И. Глинки | М. И. Глинка с женой в Новоспасском |
Не случайно на портрете композитор изображен со скрипкой. В.Н. Глинка вспоминала: «В семье Стунеевых я не раз слышала рассказы о Михаиле Ивановиче Глинке. Отчетливо помню любопытный рассказ, исходивший от самой Марии Ивановны о том, как её брат в юности часами бродил по Новоспасскому парку со скрипкой в руках. С той же неразлучной скрипкой он любил являться на народные празднества, на деревенские вечеринки, где собиралась крестьянская молодежь – песельники, плясуны.
В наших ельнинских краях скрипка издавна прочно вошла в народный быт. Она во многом способствовала тесному общению Михаила Ивановича с крестьянами: ведь так легко было ему присоединиться со своей скрипкой к народным музыкальным затеям».
Эскизы к портрету – картине «М.И. Глинка в Новоспасском»
Графические работы В.Н. Глинки, представленные на этой выставке, позволяют нам воссоздать тот неповторимый и утраченный облик русской усадьбы, который на протяжении долгих лет вдали от родины вдохновлял М. И. Глинку на создание его бессмертных произведений.
При подготовке выставки использовались следующие справочные материалы:
- Козикова, Л.М Художница В.Н. Глинка// Эпоха М. И. Глинки: Музыка. Поэзия. Театр: Новоспасский сборник. — Выпуск седьмой.– Смоленск, 2012. — С. 133 – 154.
- Глинка, В.Н. Воспоминания о М.И. Глинке// Советская музыка.-1947.-№1. – С. 85-91.
- Канн-Новикова, Е. Потомки великого композитора// Советская музыка. – 1947.- № 6.– С. 107-111.
- Канн-Новикова, Е Из встречи с родственницей//Огонёк. – 1946. — №33.
Международный день музыки — Российский государственный музыкальный телерадиоцентр
В Международный день музыки Музейное объединение М.И. Глинки приготовило посетителям много интересных программ.
В Музее «П.И. Чайковский и Москва» (Кудринская пл., 46/54) открывается выставка «В присутствии автора». Будут демонстрироваться редкие портреты русских композиторов XIX-XX веков. Авторы работ – знаменитые художники Иван Крамской, Василий Перов, Борис Шаляпин, Адриан Волков, Михаил Штейнер, Лия (Лидия) Острова, Пётр Вильямс, Михаил Соколов.
Экспонаты из фондов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки представят композиторов в непривычном «амплуа». Выдающиеся отечественные авторы — как источник вдохновения для известных российских художников.
Портреты композиторов, собранные в рамках одной выставки, покажут музыкальную панораму России XIX-XX веков. На полотнах запечатлены М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, А.Г. и Н.Г.Рубинштейны, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, Н.К.Метнер, С.С.Прокофьев и Д.Д.Шостакович. Большинство работ широкой аудитории неизвестно.
Основоположник русской классической композиторской школы М.И.Глинка представлен работой М.Г.Штейнера (1904), выполненной в рембрандтовской стилистике. Мастер музыкально-драматических зарисовок А.С.Даргомыжский – строгим, классическим прижизненным портретом работы петербургского живописца, жанриста А. М.Волкова (1869).
Прижизненные портреты выдающихся деятелей современности, основателей консерваторий в Москве и Санкт-Петербурге, пианистов-виртуозов братьев Николая и Антона Рубинштейнов написали известные художники-передвижники Иван Крамской (1882) и Василий Перов (1870).
Образ П. И. Чайковского запечатлён в истории в основном фотографиями, за исключением нескольких известных портретов композитора. Почитателей таланта гения заинтересует малоизвестный портрет Чайковского (Москва, 1904) работы московского художника и графика, вышедшего из мастерской И. Е. Репина, участника экспозиций Товарищества передвижных художественных выставок Михаила Соколова. Уникальный прижизненный портрет крупнейшего композитора и пианиста конца XIX – начала XX века Сергея Рахманинова (США, 1940) написан художником Борисом Шаляпиным. Старший сын великого оперного певца, художник и иллюстратор, гражданин США Борис Шаляпин хорошо знал Рахманинова, дружил с ним, когда они оба оказались на чужбине.
Композитор Николай Метнер в своем творчестве весьма графичен: в музыке он будто избегает широких живописных мазков, пятен, «бескрайности». На выставке представлен графический портрет (уголь и карандаш) композитора работы художника В. Трусова.
В преддверии 125-летия со дня рождения С. С. Прокофьева, которое будет отмечаться в следующем году, демонстрируется портрет композитора (1967) работы знаменитой петербургской художницы Л.Островой. На полотне С.С.Прокофьев изображен сидящим за роялем; в комнате, залитой солнцем, будто воспевающей «солнечное» явление гения.
Портрет Д.Д.Шостаковича (1947) создан советским живописцем, графиком, сценографом, главным художником Большого театра П. Вильямсом. Двух творцов роднила любовь к театру: Шостакович хорошо знал его, был «человеком театра».
Ценным дополнением галереи портретов станут рукописи Трио «Памяти великого художника» (посвящённого Н.Г.Рубинштейну) П.И.Чайковского и «Элегического трио» (памяти Чайковского) С.В.Рахманинова и другие ноты.
В рамках выставки запланировано проведение концертов, в которых будет звучать музыка героев художественных работ.
Выставка продлится до 13 декабря 2015 года.
1 октября Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И.Глинки проводит презентацию выставки «Народные музыкальные инструменты в Словакии» и концерт «Волшебная гармошка Власты Мудриковой».
Мероприятия проводятся при поддержке Культурного центра Посольства Словакии в Москве.
Выставка, посвященная народным словацким инструментам, подготовлена Государственной научной библиотекой Банска Быстрица – города, который наравне с Кошицами и Братиславой является крупным центром музыкальной культуры Словакии. Гости Музея увидят традиционные инструменты этой страны и узнают их «биографии». В частности, будут представлены деревянный духовой инструмент фуяра, озембух, волынка и др. Посетители смогут увидеть и необычные инструменты Харди-гарди (колёсную ли́ру) — струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр, трещотки и гусли затейливых форм и много других диковинок. Выставка будет проходить всего десять дней.
На презентации проекта с рассказом об истории и «жизни» некоторых словацких инструментов выступит куратор выставки Ольга Докторова…
Вечер продолжит концерт «Волшебная гармошка Власты Мудриковой», в котором прозвучат словацкие народные песни. Их исполнит знаменитая словацкая гармонистка и певица Власта Мудрикова. Выпускница Академии искусств в Банской Быстрице сегодня активно сотрудничает с Государственной оперой города. Ее «наичистейший и прекраснейший», по выражению многих критиков, вокал получил признание на родине и за рубежом. Власта Мудрикова – обладатель ряда музыкальных наград Словакии, Чехии, Польши.
/фото предоставлено ВМОМК им. М.И. Глинки/
«Комната Глинки». Почему закрылся музей композитора в Петербурге?
ольга гаврилинаНаследие 31 мая 2019
Его история началась осенью 1892 года, когда к 50-летию оперы «Руслан и Людмила» в Мариинском театре открылась большая выставка, посвященная композитору. Публика заговорила о том, что память Михаила Глинки должна быть увековечена и созданием персонального музея.
Портрет М.И.Глинки работы Н.Богослова. Фото Григория Калачьяна/ТАСС
Параллельно с этой идеей выступила и родная сестра Глинки — Людмила Ивановна Шестакова. В ноябре 1895 года она обратилась в Императорское русское музыкальное общество (ИРМО) с проектом устройства «Комнаты М. И. Глинки» в будущем здании Консерватории, строительство которого шло с весны 1891 года: под нужды вуза перестраивали здание Большого каменного театра.
Идея вызвала отклик в Консерватории, будущему музею немедленно выделили помещение: архитектор здания Владимир Николя спроектировал специальную небольшую угловую продолговатую комнату в фойе Большого зала.
Людмила Ивановна, которой было уже больше 80 лет, добивалась получения Высочайшего соизволения на открытие Музея Глинки на свое имя. Это помогло бы ей находить новые экспонаты, а в случае ее смерти все предназначенные для экспозиции предметы были бы обязательно переданы в музей. Однако дело затянулось: даже вице-председателю ИРМО Николаю Стояновскому, товарищу (заместителю) министра юстиции, потребовался не один месяц, чтобы получить аудиенцию у августейшей председательницы ИРМО великой княгини Александры Иосифовны.
Открытие музея изначально было запланировано на осень 1896 года. Мебель для него изготовила Консерватория по специальному заказу заведующего зданием Владимира Тура. Известно, что к концу сентября музей был уже готов, но Шестакова откладывала его открытие на 27 ноября 1896 года — день 60-летия премьеры оперы «Жизнь за царя». «…У меня уже инвентарь и каталоги готовы, и я со всем этим сижу как в лесу…» — писала Шестакова 14 ноября. Спустя два дня пришло наконец разрешение от великой княгини Александры Иосифовны.
Людмила Ивановна Шестакова не только пожертвовала все экспонаты, оплатила изготовление рам и переплеты книг и нот, но и издала за свой счет каталог музея. Он был готов за три дня до его открытия: издали 600 экземпляров на обыкновенной бумаге и 50 — на веленевой. Деньги, вырученные от продажи каталогов, поступали в пользу малоимущих учащихся Консерватории, чем Шестакова очень гордилась.
Изданный каталог позволяет оценить, насколько красивым и богатым был музей. Здесь была представлена большая коллекция мемориальных вещей. Например, стол, за которым Глинка писал свои сочинения, стул из дуба, посаженного когда-то самим композитором, его любимый перстень и знаменитая домашняя шапочка, в которой Михаил Иванович изображен на многих фотографиях.
Были представлены рукописи Глинки, его письма и автобиографические записки, наброски, планы опер и других его сочинений. Этот раздел экспозиции продолжал активно пополняться и после открытия музея. Например, 29 декабря 1896 года он получил в дар от сына костромского губернатора Ивана Романуса два автографа Глинки: фортепианные пьесы Priere и Barcarolle.
В музее находилась огромная коллекция афиш спектаклей и концертов, в которых исполнялись сочинения Глинки, эскизы декораций, костюмов, театральных аксессуаров к его операм. Людмилой Ивановной были привезены портреты композитора, его бюсты, снимки памятников. Также были выставлены портреты исполнителей опер Глинки и других его произведений, распространителей его сочинений, поднесения от артистов и публики в дни глинкинских юбилеев.
Через два дня после открытия экспозиция пополнилась портретом Осипа Петрова — первого исполнителя роли Сусанина. Свое изображение в костюме Вани, приемного сына Ивана Сусанина, принесла в дар и певица Мария Ивановна Долина. В дополнение к этому при музее была учреждена библиотека, которая собирала все произведения Глинки и литературу о нем.
Увы, судьба музея М. И. Глинки, как и открытого в Консерватории в 1900 году музея А. Г. Рубинштейна, оказалась трагичной. В 1918 году они были закрыты. По чьему распоряжению и по каким мотивам — документов на этот счет пока не найдено.
Еще несколько лет коллекции хранились в здании Консерватории, а затем были расформированы. Известно, что в 1920-е годы они попали в музей Филармонии, затем были переданы в музыкальный отдел Эрмитажа. В настоящее время экспонаты находятся в фондах Эрмитажа, Музея театрального и музыкального искусства, Российского института истории искусств. Лишь ничтожно малая часть экспонатов — пара витрин, один диван, некоторые ноты и «Каталог экспонатов» осталась в Консерватории.
Читайте также о том, фестиваль «Звезды белых ночей» открылся в Петербурге.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (6450) от 31.05.2019 под заголовком «Глинка в домашней шапочке».
Материалы рубрики
М.И. Глинка Занимательные факты о русских композиторах…
М.И.Глинка
Портрет М.И. Глинки, художник И.Е. Репин
Пожалейте гения, господа!…
Однажды в доме Глинки собрались друзья и на трех роялях, которые стояли у композитора в зале, все вместе принялись играть произведения Бетховена. Надо сказать, что все они, хотя и любили музыку Бетховена, были дилетантами. Через пять минут Глинка, заложив руки за спину, стал нервно расхаживать по комнате.
— Михаил Иванович, что с вами? Почему вы так топаете?- обернувшись, спросил наконец один из музицировавших гостей.
— Так нельзя, господа! — воскликнул Глинка в отчаянии. — Вы уже полчаса истязаете и без того несчастного мученика Бетховена. Поимейте милосердие! Бетховен никогда не писал ваших антраша!
Глинка М. И. Портрет
Рассказывают, что в молодости Михаил Иванович Глинка обладал феноменальным красивейшим голосом. У него был тенор, который приводил в восхищение публику. Однажды собралось довольно много народа. Среди собравшихся был юнкер егерского полка юный князь Кастриото Скандербек. Он впервые услышал Глинку.
Михаил Иванович был в ударе и пел невыразимо хорошо. Когда он умолк, обнаружилось, что бедный юнкер близок к обмороку…
— Что с вами, князь? — спросили у юноши опрыскав его холодной водой и приведя в чувство.
— Мне показалось, что это пели ангелы, и я испугался, что сейчас начнется Страшный суд…
«Мой маленький Моцарт»
Теща Глинки весьма благоволила к музыкальным увлечениям Михаила Ивановича и даже называла его «мой маленький Моцарт».
Услышав это обращение, кто-то из друзей спросил композитора:
— Она так любит Моцарта?
— Что ты! — замахал руками Глинка. — Она его знать не знает, но как-то прослышав, что Моцарт благодаря музыке страшно разбогател, надеется, что эта участь постигнет и ее зятя…
Опера Глинки «Иван Сусанин»
Обидчик
Жена Глинки была совершенно равнодушна к музыке. Как-то раз Глинка пришел домой после концерта, в котором исполнялась Седьмая симфония Бетховена, потрясенный до слез. Жена испуганно спросила:
— Что с тобой, Michel?!
— Бетховен… — едва смог выговорить Глинка и заплакал.
— Боже мой, да что он тебе сделал, этот Бетховен?
Иван Сусанин
О вкусах не спорят
Из всех композиторов Глинка признавал только троих: Глюка, Шопена и… себя — только этих композиторов он играл. Блестящих и знаменитых пианистов он на дух не переносил, говоря: «Звучно играют, да не благо-звучно». Листа, который был покорен творчеством Глинки, композитор какое-то время обожал, но потом о нем предпочитал вообще не отзываться, отсылая спрашивавших мнение о игре Листа к своему другу Калмыкову, который и озвучивал мнение Глинки: «Лицом худ, волосом длинен и белокур. В одной руке жупел, в другой — колья. Сел, взыграл: зала потряслася, и многие беременные женщины повыкидывали»…
Вальс-фантазия Глинки
Наставник
Работая с певцами над оперными партиями, Глинка очень долго и безуспешно репетировал с певицей Лилеевой. Она имела дивный, но маловыразительный голос. А в партии Гориславы в «Руслане и Людмиле» в первую очередь должна была быть выразительность пения. Глинка, чтобы хоть как-то растормошить певицу, подкрался сзади и больно ущипнул ее. Лилеева истошно вскрикнула.
— Вот! Вот этого мне и надо! — засмеялся Михаил Иванович. — Теперь ты сама видишь, душа моя, что в этой фразе можно прибавить и жизни, и выразительности. Вот так и пой, иначе я снова повторю мою маленькую педагогическую хитрость…
Михаил Глинка с супругой
Ужасное наказание
Великий князь Михаил Павлович очень не любил Глинку и терпеть не мог его музыку. Когда нужно было сажать своих провинившихся офицеров под арест, он отсылал их на представление оперы Глинки «Руслан и Людмила», говоря:
— Более ужасной пытки для моих ребят я придумать не могу!. .
Опера «Руслан и Людмила» (Голова)
Напойте мотивчик!..
Известно, что Михаил Иванович Глинка некоторые свои сочинения писал за границей, а именно в Швейцарии. Он поселился где-то в пределах Женевского кантона, столь излюбленного англичанами и русскими. Его имя тогда уже пользовалось известностью. Не всегда расположенный к пустой болтовне с праздными соотечественниками, он позволял себе иногда никого не принимать.
Больше других надоедал, ему визитами какой-то молодой человек из земляков. В один из таких дней юноша зашел к композитору.
— Дома барин? — спросил он у слуги.
— Они уехали.
— Скоро возвратится?
— Неизвестно.
Михаил Иванович, приказавший ни в коем случае не принимать назойливого посетителя, за шторой слушал разговор. Молодой человек ловко повернулся на каблуках и, напевая песенку, вышел.
— Беги, вороти скорее, — вдруг закричал композитор слуге, поспешно выбежав в переднюю.
Удивленный слуга повиновался.
— Барин приказал вас просить,- смущенно обратился он к молодому человеку.
Юноша, конечно, воротился.
— Тысячу раз прошу меня простить, — проговорил с улыбкой Михаил Иванович, встречая гостя. — Отдавая приказание слуге, я совершенно забыл исключить вас из числа лиц, не посвященных в мои работы, и даже ждал вас.
Приближался обычной обеденный час.
— Вы доставили бы мне большое удовольствие, если бы не отказались отобедать вместе, чем Бог послал, — прибавил Михаил Иванович.
Молодой человек не ожидал такой любезности и счел за особенную честь воспользоваться предложением музыкальной знаменитости. Он, конечно, не мог догадаться, что умысел тут был другой.
За обедом Михаил Иванович был очень весел, шутил, смеялся, не желая показаться скучным молодому собеседнику.
— Скажите, не припомните ли вы ту песенку, которую напевали, уходя от меня? — неожиданно спросил он юношу.
— Я, кажется, ничего не напевал.
— Напевали, я сам слышал, но торопливо и сбивчиво, так что я не мог уловить мотив.
Молодой человек, желая угодить гостеприимному хозяину, перебрал весь запас своего репертуара из опер и шансонеток; наконец напал на «Камаринскую».
— Она, она! Эта самая, — вскричал обрадованный композитор и тут же внес весь мотив в партитуру.
Вот какому случаю мы обязаны появлением в произведении великого русского композитора старинной плясовой народной песни, известной теперь каждому.
Опера Глинки «Руслан и Людмила»
«В Глинке особенно выразительно соединение самых разнообразных качеств: и сила, и мягкость, богатство мыслей и богатство их развития, их разработки, замечательная техника и гармоническая, и контрапунктическая — всё это в нём заключается, и над всем этим царит удивительная лёгкость сочинения, естественность, ясность, простота и неисчерпаемый запас вдохновения. .. «(Цезарь Кюи)
Глинка М.И.
«Если бы гений как творческую силу в её количественном и качественном отношении можно было измерить и определить в виде какой-нибудь известной величины, то гений оказался бы приблизительно одинаков у Моцарта и у Глинки.»
«На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок… Берегите его! Он цветок нежный и цветёт один раз в столетие.» (В.Одоевский об опере Глинки «Руслан и Людмила»)
12. По поводу премьеры оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» почитатели Глинки устроили чествование композитора. В честь Глинки друзья сочинили канон.
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь! наш Глинка —
Уж не Глинка, а фарфор!
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея Глинку
От Неглинной до Невы.
Третий куплет сочинил сам В.А.Жуковский:
В честь толь славныя новинки
Грянь, труба и барабан,
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвеину стакан.
А четвёртый куплет принадлежал А.С.Пушкину:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
А Одоевский на эти стихи сочинил музыку.
«Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что в последствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку.» (М.И.Глинка)
«Живя за границей, я более и более убеждаюсь в том, ччто я душою русский и мне трудно подделываться под чужой лад.» (М.И.Глинка)
«Чем труднее достижение цели, тем я, как всегда, упорнее и постояннее стремлюсь к ней. » (М.И.Глинка)
» Я искренно не мог быть итальянцем. Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-русски.» (М.И.Глинка)
Композитор говорил сестре: «Поймут твоего Мишу. когда его не будет, а «Руслана» через сто лет…»
«Сцену Сусанина в лесу с поляками я писал зимою; всю эту сцену, прежде чем я начал писать, я с удовольствием читал вслух и так живо переносился в положение моего героя, что волосы у самого меня становились дыбом и мороз продирал по коже.» (М.И.Глинка)
«Учитель [рисования] сказал мне однажды, что он замечает, что я всё только думаю о музыке. «Что же делать? — отвечал я. — Музыка — душа моя!.» (М.И.Глинка)
«Некоторые из аристократов, говоря о моей опере, выразились с презрением: «Это кучерская музыка!» Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ.» (М.И.Глинка)
«Звуки тогда естественны, когда они верно выражают идею или чувства композитора. » (М.И.Глинка)
«К какому явлению русской музыки ни обратись — все нити поведут к Глинке.» (Георгий Васильевич Свиридов)
«Если бы гениальность как творческую силу в её количественном и качественном отношении можно было измерить и определить в виде какой-нибудь известной величины, то гений оказался бы приблизительно одинаков у Моцарта и у Глинки.» (Николай Андреевич Римский-Корсаков)
«Слава Глинке, указавшему путь истины!» (Модест Петрович Мусоргский)
«Наверное, никто более меня не ценит и не любит музыку Глинки. Глинка — настоящий творческий гений!» (Пётр Ильич Чайковский)
«Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебник Глинка.» (Максим Горький)
» Счастливый композитор!.. вся родина Глинки, и не только русский, хранят в памяти его лирику, мелодии Глинки вошли в народное сознание, они живут!» (Борис Асафьев)
«Словами не описать прелести мелодии Глинки. » (Борис Асафьев)
» …Это такой правдивый итог всего, что Россия излила в песне; в этой музыке слышится такое полное выражение русской ненависти и любви, горя и радости, полного мрака и сияющей зари… Это более чем опера, это национальная эпопея, это лирическая драма…» (А.Мериме, французский историк и критик об опере «Иван Сусанин»)
» Эти песни меня удивили своей восхитительной мелодией в жанре, совершенно противоположном тому, который я до сих пор слышал!» (Гектор Берлиоз о «Русских песнях» Глинки)
» … русских симфонических сочинений написано много. Можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде!» (Пётр Ильич Чайковский о «Камаринской» Глинки)
» Глинка «…вдруг, одним шагом стал наряду (да! наряду!) с Моцартом, с Бетховеном и с кем угодно. Это можно без всякого преувеличения сказать про человека, создавшего «Славься!». Этот гимн, по замечанию критика В.В.Стасова, представляет собой «неоспоримо высший и совершеннейший гимн, какой когда-либо раздавался в России». (Пётр Ильич Чайковский об опере «Иван Сусанин»)
Фильм России сердце не забудет.. (1978)
Снято с картины.
Зрители в театре – кр., ср., пнр.
Портрет Н.В. Гоголя – ср.
Рисунок.
Карикатура на Булгарина – ср.
Портреты Одоевского; Всеволжского; Жуковского; Вяземского; Виельгорского; Пушкина – кр.
Освещенные окна особняка – ср.
Картина «Бал» – ср.
Портрет Глинки – кр.
Картина.
Оперный театр в Петербурге – ср.
Раскрытая книга, надпись: «Руслан и Людмила», наплыв на текст поэмы – ср.
Набережная Невы – кр.
Портрет Пушкина – кр.
Солнце над кустами – ср., пнр.
Мультработа: черное солнце и зимний пейзаж в багровых тонах – ср.
Церковь – ср., пнр.
Горят свечи, пнр на маску Пушкина – ср., пнр.
Дом Пушкина на Мойке – ср.
Зимние улицы Петербурга – ср.
Картина: девушка за вышиванием – ср.
Портрет Екатерины Керн – кр.
Пейзажи Михайловского – скамья в парке; дом Пушкина (вечер) – общ.
Стол с письменными принадлежностями; убранство кабинета – ср., кр., пнр.
Пейзажи Михайловского: деревья в парке; мостик через пруд; освещенные заходящим солнцем листья клена; черные тучи, стога; небо в тучах; заходящее солнце – ср., общ.
Зимний лес, идет снег; березы на берегу реки; блики на воде – ср., кр.
Мельница, разлив реки – общ., пнр.
Жаворонок в небе – ср.
Глинка у фортепиано – ср.
Портрет Глинки кисти И. Репина – ср.
Фасад театра им.
Кирова (вечер) – кр.
Декорации к опере «Руслан и Людмила» по рисункам Роллера – кр.
Описание |
|
---|
Рэй Глинка, финансовый консультант, Вестлейк, Огайо,
Да, свяжитесь со мной.
После того, как вы заполните форму ниже, я свяжусь с вами, чтобы договориться о бесплатной консультации, ни к чему не обязывающей. Во время нашей встречи мы обсудим ваши финансовые цели, индивидуальные рекомендации, которые я даю, и связанные с этим расходы. Я с нетерпением жду встречи с вами и обсуждения вашего финансового будущего.
Все поля обязательны для заполнения.
Первая консультация дает обзор концепций финансового планирования.Ты не будешь получить письменный анализ и/или рекомендации.
Это предложение действительно только в США.
Пожалуйста, не отправляйте учетную запись или другую конфиденциальную информацию через эту форму.
Проконсультируйтесь со своим налоговым консультантом или адвокатом по конкретным налоговым вопросам.
юридические лица и важная информация | правила и положения веб-сайта | центр конфиденциальности и безопасности | о мошенничестве с электронной почтой
Ваше сообщение успешно отправлено.
Спасибо
Спасибо за запрос на консультацию.
Я свяжусь с вами, чтобы договориться о бесплатной встрече. Во время первоначального разговора мы обсудим ваши финансовые цели, потребности и персональные советы, которые я дам, если вы решите работать со мной.
Подготовьтесь к консультации просмотрев наш контрольный список перед встречей и руководство по обсуждению.
Я с нетерпением жду возможности помочь вам в достижении ваших финансовых целей.
Это предложение действительно только в США.
Первая консультация дает обзор концепций финансового планирования. Вы не получите письменный анализ и/или рекомендации.
юридические лица и важная информация | правила и положения веб-сайта | центр конфиденциальности и безопасности | о мошенничестве с электронной почтой
Ваше сообщение не было отправлено.
Вернуться к форме
Пользователи этого сайта соглашаются соблюдать правила и положения финансового веб-сайта Ameriprise.
Америприз Финансовые Услуги, ООО. Член ФИНРА и SIPC.
© 2022 Ameriprise Financial, Inc.Все права защищены.
Ученый SANS — Чарльз Глинка
Чарльз Глинка — специалист по физике конденсированных сред в Центре для нейтронных исследований в Национальный институт стандартов и технологий в Гейтерсбурге, штат Мэриленд. Он курирует группу операций исследовательского центра и директор проекта Центра NIST/NSF для рассеяния нейтронов высокого разрешения (CHRNS) в NCNR.
История карьеры/образование:
- Доктор философии, физика твердого тела, Университет Мэриленда, Колледж-Парк, Мэриленд (1975)
- (с 2004 г. по настоящее время) Руководитель группы эксплуатации исследовательского центра, Центр нейтронных исследований NIST
- 1994 2003 Руководитель исследовательской группы макромолекул и микроструктур, Центр нейтронных исследований NIST
- 1978 1994 Физик-исследователь, Центр нейтронных исследований NIST
- 1977–1978 Научный сотрудник, Мэрилендский университет,
- 1975–1977 Постдокторант Национального исследовательского совета, Национальное бюро стандартов
Научные интересы:
Применение малоуглового рассеяния нейтронов в материаловедении, включая определение характеристик микропористых материалов и физических и химические явления, происходящие в микропористых средах, поведение сложных жидкостей при сдвиге и механизмы синтеза материалов через молекулярную самосборку; нейтронная оптика; приборы и методы рассеяния нейтронов.
Избранные публикации:
- Ние, М.-П.; Харрун, Т.А.; Рагунатан, В.А.,; Глинка, CJ; Katsaras, J. Phys. Преподобный Летт. 91 (15), 158105 (2003) «Независимые от концентрации спонтанно образующиеся биомиметрические везикулы»
- Тони, М.Ф.; Рубин, К.А.; Чой, С.-М.; Глинка, CJ Appl. физ. лат. 82 (18), 3050-3052 (2003). «Измерения SANS размеров магнитных кластеров в магнитных записывающих дисках»
- Нье, М.-П.; Глинка, CJ; Крюгер, С.; Проссер, Р. С.; Katsaras, J. Biophys. J. 82 , 2487 (2002). «Исследование SANS Влияние ионов лантаноидов и заряженных липидов на морфологию смесей фосфолипидов»
- Хо, Д.Л.; Брибер, Р. М.; Glinka, C. J. Chem. матл. 13 , 1923 (2001). «Характеристика органически модифицированных Глины с использованием методов рассеяния и микроскопии»
- Чой, С.-М.; Баркер, Дж. Г.; Глинка, CJ; Ченг, Ю.Т.; Gammel, PL J. Appl. Кристалл. 33 (1), 793-795 (2000). «Фокусировка холодных нейтронов с помощью нескольких двояковогнутых линз для малоуглового рассеяния нейтронов»
- Глинка, CJ; Баркер, Дж. Г.; Хаммуда, Б.; Крюгер, С.; Мойер, Дж. Дж.; Orts, W. J. J. Appl. Кристалл. 31 , 430 (1998). «30-метровые приборы для малоуглового рассеяния нейтронов в Национальном институте стандартов и технологий»
- Агамалян М.; Кристен, округ Колумбия; Дрюс, А.Р.; Глинка, CJ; Мацука, Х .; Wignall, G.D. J. Appl. Кристалл. 31 , 235 (1998). «Поверхностно-индуцированное паразитное рассеяние в двухкристаллических дифрактометрах Bonse-Hart»
- Дрюс, А. Р.; Баркер, Дж. Г.; Глинка, CJ; Агамалян, М. Physica B 189 , 241-243 (1998) «Разработка Двухкристальный дифрактометр на тепловых нейтронах для USANS в NIST»
- Славецкий, Т. М.; Глинка, CJ; Хаммуда. B. Физ. Ред. E 58 , R4084 (1998).«Индуцированные сдвигом мицеллярные кристаллические структуры в водном растворе триблок-сополимера»
- Глинка, CJ; Никол, JM; Стаки, Б.