Содержание

проверочное слово к букве «О»

Написание бук­вы «о» в сло­ве «укро­ти­тель» дока­жут про­ве­роч­ные сло­ва «крот­кий», «кро­ток», «кро­тость».

Прежде чем про­ве­рить напи­са­ние суще­стви­тель­но­го «укро­ти­тель», выяс­ним его мор­фем­ный состав, что­бы чет­ко себе пред­став­лять, в какой части сло­ва есть про­бле­мы в написании:

укротитель   — приставка/корень/суффикс/суффикс/нулевое окончание

При про­из­не­се­нии это­го суще­стви­тель­но­го уда­ре­ние пада­ет на суффикс:

В сла­бой пози­ции без уда­ре­ния ока­зал­ся глас­ный в корне сло­ва. Возникает сомне­ние, какую бук­ву, «о» или «а», выбрать в напи­са­нии инте­ре­су­ю­щей нас лексемы.

Проверяем букву «о» в слове «укротитель»

В рус­ской орфо­гра­фии в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся та же бук­ва, кото­рая высту­па­ет в том же сло­ге, когда он нахо­дит­ся под уда­ре­ни­ем. Понаблюдаем, как рабо­та­ет это правило:

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во «укро­ти­тель», под­бе­рем про­ве­роч­ное сло­во сре­ди род­ствен­ных лек­сем или их форм с целью, что­бы в них глас­ный, тре­бу­ю­щий про­вер­ки, ока­зал­ся под ударением:

  • укроти́тель — кро́ткий, кро́тость;
  • кро́ткий — кро́ток.

В корне ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва напи­шем бук­ву «о», в чем нас убе­ди­ли про­ве­роч­ные сло­ва «крот­кий», «кро­тость», «кро­ток».

Написание буквы «е» в суффиксе -тель-

Анализируемое суще­стви­тель­ное обра­зо­ва­но от одно­ко­рен­но­го гла­го­ла «укро­тить» с помо­щью без­удар­но­го суф­фик­са -тель-:

укро­тить — укро­ти́тель

Этот суф­фикс очень про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии слов, назы­ва­ю­щих лицо, при­над­ле­жа­щее к опре­де­лен­ной про­фес­сии, ору­дия про­из­вод­ства, маши­ны и раз­лич­ные тех­ни­че­ские при­спо­соб­ле­ния, например:

  • пре­по­да­вать — пре­по­да­ва́тель
  • стро­ить — строи́тель
  • спа­сать — спаса́тель
  • рас­пы­лить — рас­пы­ли́тель
  • выклю­чать — выклю­ча́тель
  • дви­гать — дви́гатель.

Вывод

Проверочные сло­ва «крот­кий», «кро­тость», «кро­ток» дока­жут напи­са­ние бук­вы «о» в корне сло­ва «укро­ти­тель». В суф­фик­се -тель- суще­стви­тель­но­го пишет­ся бук­ва «е».

Примеры

Укроти́тель дал коман­ду, и тигр прыг­нул через пыла­ю­щий обруч.

В цир­ке успеш­но высту­па­ют укро­ти­те­ли зве­рей бра­тья Запашные.

Чтобы стать укро­ти­те­лем, нуж­но очень любить живот­ных и пони­мать их.

Ни одно пред­став­ле­ние в цир­ке не про­хо­дит без выступ­ле­ния укро­ти­те­лей с дрес­си­ро­ван­ны­ми питомцами.

Скачать ста­тью: PDF

проверочное слово к слову укротитель проверяем букву Опроверочное слово к слову машины

Фонетический разбор слов: 1) Вяз 2) Ясень 3) Клен

ПОМОГИТЕ СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА​

что значит с переменным успехом?​

Фонетический анализ слов. Поют, вяз

ПОМОГИТЕ ОЧЕНЬ НАДО ПРОШУ (1)Я знал, как кошки рыбу, но не видел и не слышал, как это происход..(2)т. (2)Однажды, как только рассвело, я пришёл на бер … ег пруда. (З)Вдруг вижу: что-то белеет — это большая кошка осторожно крадёт..(3)ся, ползёт и прячется в прибрежной траве. (4)Я удивился и задумался: что же она собирает..(5)ся делать? (5)Тут выяснилось, что плотва мечет икру и для этого выбрасывает..(6)ся на траву. (6)Кошка стремительно броса..( 7)тся, хвата..(8)т рыбку и унос9т ее во рту. (7)Садовник рассказал мне, что каждый день здесь собираются пять -шесть кошек, вдоль берега и ловят рыбу. N2 Озаглавьте текст. N3 Какой тип речи представлен в тексте? N4 Выпишите глаголы (1—2), которые обозначают движение , состояние человека, состояние природы, мыслительные процессы, проявление цвета N5 в Каких глаголов в тексте больше? Почему N6 Выпишите из предложения 7 глаголы, ставя их в начальную форму. N7 Определите вид глаголов (задание 6). Запишите видовую пару. N8 Определите, как, образуются в русском языке видовые пары (задания 6, 7). Образец: копать (несов.в.) — вскопать (сов.в.)

Сочинить историю со слоаарными словами на букву а 4 класс

помогите пожалуйста!! ​

можете помочь написать читательский дневник. может какие-то рассказы вы читали и могли бы написать по этому примеру пожааааалуйста пример: сказка о р … ыбаке и рыбкеалександр Сергеевич Пушкин „сказка о рыбалке и рыбке ” Рассказ о… Пишешь о чем рассказ А потом типо: Рассказ мне очень понравился потому что в нем …. И там далее​

Просклоняй слово хороший обед по подежа ед.ч и мн.ч

Диктанты по теме «Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу» В роще Дети пошли в рощу. Они зашли в глухую чащу. Шура стал кричать. Ребята слышат шум маши … н. Они пошли на шум и вышли из чащи на дорогу. Уха Дядя Ваня поймал щуку и леща. Тётя Люся сварила уху. Малыши угостили товарища. Хороша уха! Зима Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле. Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они ищут пищу. Шиповник В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза. Петя и Рыжик Хороши зимой деньки! Пушистый снег покрыл землю. Петя взял лыжи. Он спешит на горку. Верный Рыжик бежит туда. А там уже малыши на санках. Дятлы Трещат морозы. В лесу тишина. Только дятлы стучат по стволам. Они ищут себе пищу под корой. Дятлы любят долбить шишки. Там вкусные семена. Роща За рекой дубовая роща. Мы часто гуляем в роще. Звонко поют чижи. Цветут ландыши. Как они душисты! Берегите эти цветы. Не рвите их. Гости У Наташи были гости. Она угощала их чаем и пирогом. Старший брат Саша принёс из кухни чайник. Наташа сама налила чай в чашки. Хорошая хозяйка наша Наташа! Мечта Я рано встаю. Чищу зубы. Мои вещи на месте. Я не ищу их. Я хорошо учусь. Часто хожу на лыжах и бегаю на коньках. Хочу быть крепким. Я полечу к звёздам. Щука Живёт в пруду щука. Там плавают ерши и лещи. Прячутся рыбы от щуки. Но щука хитра. Она караулит свою добычу. Щука – рыба хищная. Подарки Старшие школьники принесли малышам подарки. У Серёжи карандаши. У Алёши пенал. У Лёвы Шишкина машинка. А у Наташи книга. Хороши подарки! Летом Поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки. Лиса и мыши Жили у пруда мыши. Пришла весна. Мыши ушли на горку. А там жила лиса. Лиса рада мышам. Мыши Жили в норе мыши. Мыши грызли сало и крупу. Тётя Оля дала нам кошку. Кошка стала ловить мышей. Мыши ушли в другую норку. Весной в лесу Кричат иволги. Трещат морозы. Скачут сороки. Стучат дятлы. Птицы ищут свои гнёзда. Ёжик и мыши Митя принёс из леса ёжика. В чулане жили мыши. Митя отнёс ежа в чулан. Ёжик ловил там мышей. Гроза Коля и Федя были на лугу. Тёмная туча закрыла небо. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой. Рыбаки Я с папой был на рыбалке. Папа поймал щуку. Я поймал маленького леща. Мы будем варить.Срочно​

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и ГИА

Мы думаем, что каждый, кто сдаёт единый государственный экзамен, хочет получить за него максимальное количество баллов. С хорошими результатами будет легче поступить в любой вуз. Данный раздел поможет вам приблизиться к этой цели. Здесь есть всё необходимое для успешной подготовки. Также данный раздел нередко используется учащимися вузов и ссузов.

Проверить орфографию онлайн

Математика

  • Часть A:
  • Согласные звонкие и глухие
  • Ударение в словах
  • Паронимы. Лексическое значение слов
  • Склонение имен существительных, падежи русского языка
  • Деепричастный оборот, примеры
  • Нормы согласования и управления
  • Последовательная связь предложений в тексте
  • Сочетание слов. ЕГЭ по русскому языку
  • Грамматическая основа предложений
  • Подчинительная, сочинительная, бессоюзная связь
  • Правописание причастий, разряды местоимений, предлоги, частицы
  • Лексическое значение слов
  • Суффиксы. Приставки. Виды, примеры, правописание
  • Правописание суффиксов прилагательных, Н, НН
  • Проверочные слова, безударные гласные в корне
  • Правописание приставок
  • Правописание безударных личных окончаний глагола
  • Правописание суффиксов глаголов
  • Правописание не или ни
  • Правописание предлогов
  • Однородные члены предложения
  • Знаки препинания при обособленных согласованных определениях
  • Вводные слова в предложении
  • Знаки препинания при однородных членах
  • Знаки препинания в предложениях
  • A26
  • A27
  • Действительные и страдательные причастия
  • Микротема, основная мысль текста
  • Типы речи: описание, повествование, рассуждение
  • Синонимы к словам
  • Часть B:
  • Бессуффиксный способ словообразования
  • Определение части речи
  • Типы подчинительной связи
  • Безличные, определенно-личные, односоставные предложения
  • Обособленные приложения, обстоятельства и примеры
  • СПП с придаточными
  • Средства связи частей текста
  • Что такое эпитет метафора, сравнение
  • Часть C:
  • Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Обществознание

За последние несколько лет тема единого государственного экзамена стала особенно актуальной. Изначально эта программа вводилась как эксперимент и уже в первые месяцы тестирования зарекомендовала себя как объективную систему тестирования выпускников. Так что же все-таки представляет из себя этот ЕГЭ?

Например, ЕГЭ по русскому языку состоит из трех частей (А, B, C). В первой части (A) 30 вопросов с одним вариантом ответа, а в части В, более сложной, чем А, всего 8 вопросов с написанием правильного ответа или выбором нескольких ответов. Каждому выпускнику одиннадцатых классов в обязательном порядке следует сдавать только 2 предмета: русский язык и математика, остальные по выбору. Допускаются к экзамену только ученики, имеющие оценки не ниже удовлетворительных, то есть без двоек в аттестате. Проверка работ производится другими преподавателями в другом районе, дабы исключить всякую возможность коррупции.

В школах многие учителя буквально наводят ужас на своих учеников, рассказывая о беспощадности ЕГЭ, в большинство ВУЗов принимают только с определенным количеством баллов, а различные организации твердят о ЕГЭ, чтобы привлечь к себе клиентов, желающих получить достойную подготовку к экзамену. Должен сказать, что квалифицированная подготовка дает свои, далеко не плохие, результаты. Но те, кто уже прошел через это «страшное» испытание, утверждают, что для учеников даже со средними оценками экзамен не должен показаться слишком уж сложным, по крайней мере невыполнимым. Нужно лишь приложить немного усилий, а именно выучить хотя бы самые важные правила, пройденные за весь учебный период, ведь если вы не ленились и хотя бы иногда открывали учебники, то что-то вы должны знать. Очень хорошо помогают различные книжки, предлагающие собственные примеры заданий, примеры их решений и дающие различные рекомендации по сдаче экзамена. Подобной литературой буквально завалены все книжные магазины, причем стоят они очень дешево. Для кого-то, естественно, и этого будет недостаточно. В таких случаях я бы рекомендовал обращаться к своим учителям, большинство из которых готовы помогать бесплатно. Я знаю, что во многих школах учителя предлагают организовывать собственные школьные подготовительные курсы за небольшую плату, а то и вовсе бесплатно.

Что же касается ГИА, то тут тоже ничего особо сложного нет, разница лишь в том, что задания в работах немного легче и сам экзамен не так важен как ЕГЭ, ведь ГИА проводится только среди девятых классов.

В заключение хотелось бы сказать, что сдать экзамен не так сложно, как пугают учителя, но нельзя преуменьшать важность и серьезность ЕГЭ, а также степень легкости экзамена, ведь, как ни крути, а на раз плюнуть никакие экзамены не даются: всё требует подготовки и старания.

Тест с ответами: “Безударные гласные”

1. Гласные звуки, которые не выделяются голосом и требуют проверки для правильного написания:
а) безударные гласные +
б) безударные согласные
в) ударные гласные

2. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:
а) печаль
б) долина +
в) коллекция

3. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:
а) растение
б) печаль
в) отцепили +

4. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:
а) задержать +
б) коллекция
в) растение

5. Выберите правильные утверждение:
а) подобрать проверочное слово
б) подобрать слово с ударной гласной в корне
в) чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением +

6. Выберите слова, в которых безударная гласная в корне О:
а) с..довник
б) в..лнушка +
в) к..ток

7. Выберите слова, в которых безударная гласная в корне О:
а) зн..чок
б) с..довник
в) д..брота +

8. Выберите слова, в которых безударная гласная в корне О:
а) н..члег +
б) к..ток
в) зн..чок

9. Найдите неправильно написанное слово:
а) белизна
б) темнее
в) тимнеет +

10. Найдите неправильно написанное слово:
а) выгонять
б) каласок +
в) колосок

11. Найдите неправильно написанное слово:
а) малчание +
б) молчание
в) выгонять

12. Найдите неправильно написанное слово:
а) запах
б) запох +
в) белизна

13. В каком ряду во всех словах пропущена буква А:
а) пригл..шать, уг..сать, выр..сти +
б) предст..влять, предназн..чение, дек..рация
в) препод..вать, пол..гается, упр..щать

14. В каком ряду во всех словах пропущена буква И:
а) проб..раться, соед..нение, от..гощать
б) прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно
в) прив..легированный, пост..лать, изв..нился +

15. В каком ряду во всех словах пишется буква О:
а) укр..щать, предл..жение, зап..нки +
б) выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп
в) обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия

16. В каком слове пишется буква А:
а) об…дрял брата
б) осозн…вать ошибку +
в) отв…рил дверь

17. В каком слове пишется буква А:
а) стр…жайший запрет
б) фр…нтовая дорога
в) пощ…дил зайчонка +

18. В каком слове пишется буква А:
а) зат…рмозил от страха
б) омр…чало настроение +
в) прог…лодался к вечеру

19. В каком слове пишется буква О:
а) м…стерил скворечник
б) перехв…тил сообщение
в) р…скошная машина +

20. В каком слове пишется буква И:
а) разр…дил ружьё
б) св…стел звонко +
в) л…нивый коала

21. В каком слове пишется буква Е:
а) пл…нительный взгляд +
б) ребёнок разв…вается
в) ш…карный наряд

22. В каком слове пишется буква Е:
а) ц…фровой фотоаппарат
б) ц…пляется за ветку +
в) сп…сать текст

23. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е:
а) соб..рут, в красном б..рете, разб..раться
б) раст..ряться, т..рмометр, раст..рание
в) т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять +

24. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня:
а) выр..сла, декл..рировать, опр..вдать
б) медик..менты, к..нтинент, мини..тюра +
в) сающийся, изл..жение, п..стух

25. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня:
а) выт..рать, р..гламент, огр..жденный
б) пож..мать, см..гченный
в) ед..ница, приз..мляясь, оп..здать +

26. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня:
а) переб..решь, к..варный, ст..рона
б) под..рить, хв..стун, просл..вляя +
в) нагр..вать, стр..мление, подж..гатель

27. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня:
а) умн..жать, напр..вление, фин..нсист +
б) мин..ральный, зап..саться, повт..рение
в) м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться

28. В каком ряду нет ошибок в написании слов с безударной гласной в корне слова:
а) огорчение, орасить, остановился
б) отяжелеть, отпровляться, разъярённый
в) громоздкий, переправляться, заграждение +

29. В каком ряду нет ошибок в написании слов с безударной гласной в корне слова:
а) опоздал, раскачался, укротитель +
б) натощак, ослипительный, присягнуть
в) наслождаться, отправляться, утешал

30. В каком ряду нет ошибок в написании слов с безударной гласной в корне слова:
а) отделился, жимчужина, пригодился
б) сократить, осаждать, отвергать +
в) починить, кавёр, успеваемость

23.04.2020. Русский язык, ИЗО, УГДД — 22 Апреля 2020

Русский язык

Тема. Особенности проверяемых и проверочных слов. 

Сегодня на уроке русского языка мы будем учиться подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными.

Записать в тетради: 23 апреля

                                 Классная работа

  1. Каллиграфическая минутка

— Запиши: Вв Вв вс ве ва вы

— Запиши пословицу, подели слова на слоги, поставь ударение, сделай звуковые схемы слов. Век живи — век учись.

  1. Повторим тему прошлого урока.

— Какие гласные звуки называются ударными? Безударными?
— Как проверить, какой буквой обозначить безударный звук?

3.  Работа по теме урока

3.1. Выполни по заданиям упражнение 5, с.65 (Объясни, как подбирал проверочные слова для проверяемых)

3.2. Выучи правило! (с.66)

3.3.  Выполни устно по заданиям упражнение 6,с. 66

3.4. Выполни по заданиям упражнения 7, 8, 9, 10, с.66 — 67 (Устно подбери к каждому  слову проверочное. Записывай сначала проверочное слово, затем проверяемое. Из каждого упражнения запиши по две пары слов, остальное устно.)

9. Подведем итог урока

-Какое слово является проверяемым?

— Какое слово является проверочным?

 

Изобразительное искусство

Тема. Цирковое представление. Создание оригинальной композиции на тему «Цирк»

Презентация урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с цирковыми династиями, узнаем о цирковом искусстве, о профессиях людей, работающих в цирке, научимся изображать сюжетную линию, сможем создать композицию на тему «Цирк».

План урока

Цирковые династии

Цирк — в переводе с латинского означает  «круг». Россия славится своими цирковыми династиями, самыми известными из которых  являются Дуровы, Запашные, Кио, Филатовы, Кантемировы, Багдасаровы.

Династия Дуровых.

Он  создал учреждение «Театр Крошка», где выступали дрессированные животные.

Кио – династия иллюзионистов.

Династия Филатовых ведет свой отсчет с 1836 года.  Мировую известность династии принес аттракцион «Медвежий цирк», созданный Валентином Филатовым в 1949 году.

Багдасаровы – династия укротителей тигров, которая берет свое начало с дедушки ныне знаменитых дрессировщиков Карины и Артура Багдасаровых – Николая Андреевича Язева.

Один из самых старейших цирков России – Московский цирк Никулина на Цветном бульваре в Москве считается одним из лучших цирков мира.

Самым большим цирком в мире является  Московский государственный цирк на проспекте Вернадского.

Цирковые профессии

— Какие цирковые профессии вы можете назвать?

      (Жонглер, дрессировщик, эквилибрист, иллюзионист, гимнаст, клоун.) Профессия фокусник, гимнаст, клоун, дрессировщик,  я думаю, вам знакома. А кто такой жонглер? Эквилибрист?

Жонглер – фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы». 

 Эквилибристика — упражнения, состоящие в искусстве сохранять равновесие в самых трудных положениях, на проволоке, канате.

Есть такая профессия в цирке – художник по костюмам. Это он придумывает одежду для артистов, старается сделать ее необычной, красочной (обтягивающие, блестящие костюмы гимнастов, строгие или загадочные у фокусников), а для клоуна – смешной, яркой.

Художник помогает клоунам смешить зрителей. Он придумывает не только необычный костюм для клоуна, но и грим, который делает его лицо очень забавным

— Сегодня мы будем рисовать цирковое представление и клоуна на арене.

Творческая практическая работа.

Последовательность выполнения работы:

  1. Нарисовать  цирковую арену;
  2. в центре изобразить клоуна  в движении
  3. одеть фигуру в яркий костюм
  4. нарисовать на лице клоуна смешной грим

5.Итог урока

— Какие профессии цирка вы запомнили? Кто такие жонглеры? Чем занимается художник в цирке?

Тема . Белорусская операция. Освобождение Белоруссии и Прибалтики.

Сегодня на уроке вы узнаете об крупнейшей освободительной операции  по освобождению Белоруссии «Багратион».

Белорусская наступательная операция «Багратион» — крупномасштабная наступательная операция Великой Отечественной войны, проводившаяся 23 июня — 29 августа 1944 года. Названа так в честь полководца, получившего известность в ходе Отечественной войны 1812 года П. И. Багратиона. Одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества.

Посмотри видеосюжет

 Посмотри ВИДЕОУРОК:

Операция «Багратион». 23 июня — 29 августа 1944 года. Кратко 

Кто лучший в мире укротитель домомучительниц. Не сказал бы ничего. «Язык. Тема: Тематические группы слов

Введение.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Обоснование выбора темы

Важным звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Цель занятий – способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Данные занятия способствуют решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

1.Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2.Основная часть. Выполнение заданий проблемно – поискового и творческого характера.

3.Занимательные задания. (игры – загадки, игры – задания и т. д.)

Формой занятий по развитию речи учащихся я выбрала 20 минут урока развития речи (во время периода обучения грамоты), а во втором полугодии для занятий использовала уроки русского языка .

Планирование занятий по развитию речи в 1 классе .

1. .Речь. Роль речи в жизни людей. Основные требования к правильной речи.

2. «Тише, громче …». Формирование навыков выразительной речи.

3. Слова, слова, слова …Слово, как комплекс звуков, имеющий лексическое значение.

4. Озорные буквы. Понятие о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

5. Слова играют в прятки. Внимательное отношение к слову.

6. Слово и его значение.

7. Прямое и переносное значение слова.

8. Многозначные слова.

9. Омонимы. Формирование первичного представления об омонимах и их значение в речи.

10. Синонимы. Формирование первичного представления о синонимах и их значении в речи.

11. Антонимы. Формирование первичного представления об антонимах и их значении в речи.

12. Тематические группы слов.

13. Наш цветной мир. Первичные представления об образности.

14. Что на что похоже. Первичные представления о сравнении.

16. По семенам и всходы. Проверочная работа.

17. Загадки.

18. Культура речи. Вежливые слова.

19. Пословицы.

20. Учимся рассуждать. Причинно – следственные связи между явлениями, предметами, событиями.

21. Учимся рассуждать. Формирование навыка подбора слов, наиболее точно передающих мысль

24. Заглавие текста.

25. Тема текста.

26. Повторение пройденного.

27. Опорные слова.

28. Мы строим текст.

29. Мы строим текст.

30. План текста.

31. План текста.

32.Ученику удача – учителю радость. Проверочная работа.

Конспекты занятий.

Занятие № 1

Тема: Речь .

Цель: познакомить учащихся с ролью речи в жизни людей, с основными требованиями правильной речи. Развитие памяти.

1.Слово учителя :

Русский язык по праву считается одним из самых богатых, красивых и выразительных языков мира. На нем говорят не только русские люди. Желающих изучать русский язык в мире становится все больше и больше.

Мы говорим по – русски всю свою жизнь. Зачем же нам еще заниматься развитием своей речи?

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, чем точнее и правильнее умеет он пользоваться своим словарным запасом, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям. Поэтому, ребята, мы с вами будем знакомиться с новыми словами, их значением, исследовать законы, по которым строиться правильная и красивая речь.

Задание 1. Вспомни и ответь.

Как зовут сына папы Карло?

Из чего папа Карло сделал Буратино?

Как зовут мальчика-луковку?

Без кого скучал Малыш из сказки А. Лингренд?(без щенка)

Кто тащил репку в сказке «Репка»?

Задание 2.Отгадай загадку .

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. «Язык»

· Для чего человеку нужен язык?

· Какое еще значение имеет слово ЯЗЫК?

Беседа о значениях слова.

Чаще всего слово ЯЗЫК мы связываем со словами РАЗГОВОР, РЕЧЬ. Давайте вспомним, какая бывает речь. (устная и письменная).Для чего она нужна?(для общения).Какая у нас должна быть речь, чтобы с нами было приятно общаться? (четкой, правильной, красивой).

Задание 3 Прослушайте стихотворение «Сильное кино ».

Подумайте, почему девочка не поняла содержание фильма, который посмотрел ее брат.

Сильное кино.

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

И вот он начал свой рассказ:

Они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Они ей – раз!

Она им – раз!

Но тут как раз

Ее он спас,

Он был с нею заодно….

Ух, сильное кино!

Наверно я еще мала,

Я ничего не поняла!

Задание 4.Составление правил красивой речи.

Коллективное обсуждение.

1. Правильно строй предложения.

2. Не торопись. Говори четко, не глотай слова.

3. Не кричи, но и не говори очень тихо.

Задание5 . Для того чтобы сделать свою речь четкой, люди придумали увлекательные упражнения. Называются они СКОРОГОВОРКИ.

Разучивание скороговорки:

«Сыворотка из — под простокваши»

3.Можно прослушать запись стихотворения или сказки в исполнении артистов театра. При отсутствии таковой учитель сам может подготовить выразительное чтение какого – либо литературного произведения.

Литература.

1 , Розенталь о русском языке. –Л.:Просвещение,1990 год.

2.Львов творческого мышления. – МНТПЦ Дидакт,1993 год.

3.Ушаков занятия по русскому языку в начальных классах . – М.: Просвещение, 1971 год.

4.Соколова развития речи. – М.: Росткнига, 2006 год.

МОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №1»

Развитие речи на уроках обучения грамоте и русского языка в 1 классе.

Из опыта работы,учителя начальных классов

МОУ «Шайковская средняя общеобразовательная школа №1»

2009 – 2010 учебный год.

Занятие №2

Тема: Тише, громче

Цель: формирование навыков выразительной речи. Развитие памяти, логического мышления.

Кто самый лучший в мире укротитель домоправительниц?

Что в одной русской народной сказке было не простое, а золотое?

Как называется время суток между вечером и утром? Утром и вечером?

2.Работа над выразительностью речи.

Мы уже говорили о правилах красивой речи. Одно из правил – выразительность. Что значит говорить выразительно?

(четко, правильно, соблюдая интонацию.)

Сегодня мы будем учиться этому.

Послушайте стихотворение Н. Юсупова.

Простите.

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой обиделись сразу.

Но папа нашелся: взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал.

Имама молчит, улыбается даже.

Мы купим другую, есть лучше в продаже…

«Простите» — казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

· Почему слово названо чудесным?

· А почему папа произнес его робко и тихо?

Он хотел показать, что раскаивается в произошедшем.

· Как вы считаете, изменилось бы что-нибудь, если бы папа произнес «Простите»громко, с другой интонацией?

Мама могла бы не понять что он осознал свой проступок и извиняется за него.

Работа над четкостью речи и правильным интонированием.

Скороговорка:

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

· Расскажи скороговорку. Последние две строчки произноси радостно, восхищенно.

· А теперь попробуй произнести эти строчки с сожалением, с ужасом.

3.Прослушивание записи сказки «Муха – цокотуха» в исполнении артистов.

Занятие №3

Тема: Слова, слова, слова…

Цель: формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение. Развитие внимания, логического мышления.

Задание: «Добавь словечко».

Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф,

Не потому, гордый нрав, ак потому, что он ….жираф.

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючок попался …..сом.

Задание: Вспомните.

Из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

Для чего нужны слова?

Для того, чтобы называть предметы, действия предметов, признаки предметов и т. д.

2.Чтение стихотворения.

Слова, слова, слова…

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету!

Слова, слова, слова. И все, что может видеть глаз, —

Над нами и под нами, — и все, что в памяти у нас, —

Означено словами. Слова, слова, слова.

Они слышны и здесь и там, на улице и дома:

Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо…

Слова, слова, слова. Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно – в огромном море – море слов –

Купаться ежечасно! Слова, слова, слова.

3.Буквы — большие выдумщицы. Они очень любят загадывать нам разные загадки, любят играть с нами.

Прослушивание сказки «Что придумали буквы».

4.Работа над четкостью речи, тренировка памяти.

Скороговорка:

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку,

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

Занятие №4

Тема: Озорные буквы .

Цель: формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

1.Не торопись отвечать, торопись думать .

А за ними кот задом наперед,

Огонь глядеть

Азбука солдат

Воин пробежал

Промчался пламя

5.Подбери синонимы к словам.

Доктор – врач, шагать – идти, сражение – битва, собака – пес, работа – труд.

6.Подбирая к слову синонимы, будь внимателен к его значению. Чем больше будешь знать синонимов, тем выразительнее будет твоя речь.

Занятие№11.

Тема: Антонимы .

Цель: формирование первичного представления об антонимах и их значении в речи.

Измени слово так, чтобы оно называло много предметов.

Брат, друг, сук, клок, тень, письмо, путь.

· Подбери синоним к слову путь.

· Какие слова называются синонимами?

Послушайте стихотворение и найдите синонимы.

Проводы.

Спокойной походкой

Идет по перрону

С большим чемоданом

Большая Ворона.

А вместе с Вороной,

Чуть сзади и сбоку,

Ее провожая,

Шагает Сорока.

И все б это было совсем хорошо,

Если б их поезд давно не ушел

· Проверь себя!

Слова, которые звучат одинаково и одинаково пишутся, но различаются по смыслу, называются _______________.

Слова, которые имеют одинаковое значение, но звучат по разному, называются

_____________________.

2.Умение всегда найдет применение.

Сегодня мы поговорим о словах, противоположных по смыслу.

Игра «Наоборот».

Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь:(Низко)

Скажу я слово далеко, а ты ответишь: (Близко)

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: (Храбрец)

Теперь начало я скажу, ну, отвечай:..(храбрец)

Слова с противоположным значением называются антонимами .

3.Подбери к данным словам антонимы.

Верх – низ, радость – горе, холод – жара, белый – черный, добро – зло.

4.Часто антонимы встречаются в пословицах и поговорках.

Прочитай пословицы, объясни их значение. найди антонимы.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Декабрь год кончает, а зиму начинает .

5.закончивыражения – антонимы, которые встречаются в русских народных сказках.

Долго ли, коротко ли, и днем и ночью, вода живая и мертвая, ни свет ни заря, близко ли, далеко ли, врагов кругов видимо – невидимо..

Занятие№12.

Тема: Тематические группы слов.

Цель: познакомить детей с тематическими группами слов.

Вставь пропущенные парные согласные так, чтобы слова в парах различались только ими.

Ш(п)ар – ж(б)ар, ро(з)ы –ро(с)ы, т(б)очка – д(п)очка, лу(к) – лу(г).

2.Послушай стихотворение «Вставь слово вместо точек»

· Закончи каждое предложение подходящим по смыслу словом.

Самолетом правит …летчик.

Трактор водит …тракторист.

Электричку — …машинист.

Стены выкрасил …маляр.

Доску выстругал …столяр.

В доме свет провел …монтер.

В шахте трудится …шахтер.

В жаркой кузнице — …кузнец.

Кто все знает – молодец!

· Что называют нам пропущенные слова?

· Какие еще профессии людей ты знаешь?

3.Слова русского языка можно объединять в группы по темам некоторые группы получаются очень большими. А некоторые — совсем маленькие группки.

Прочитай шуточное стихотворение и найди в нем слова, которые тоже можно объединить в одну группу.

Муха – чистюля .

Жила. – была Муха –чистюля

Все время купалася муха.

Купалась она

В воскресенье

В отличном

Клубничном варенье.

И кому какое дело – я люблю ___________цвет

И карандаша другого у меня сегодня нет. Р, Сэф.

    Можно ли изменить цвета в этой истории? Хорошо было бы, если бы все предметы были одного цвета?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным! Е. Руженцев.

3.Прочитай выразительно. Раскрась листья. От каких они деревьев?

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной, стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки синеют, а между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.

4.Отгадай загадки.

День прибывает, а он убывает.(календарь)

Ниток много, а в клубок не смотаешь.(паутинка)

То рыжая, то серая, а названьем белая.(белка)

Занятие№14.

Тема: Что на что похоже.

Цель: формирование первичного представления о сравнении.

Подумай и ответь, что или кто может быть.

Высоким или низким – дом, дерево.

Большим или маленьким – мальчик, ботинок.

Холодным или горячим – суп, молоко.

Узким или широким – лента, коридор.

Прочитай стихотворение О. Высотской и попробуй отгадать тему нашего занятия.

На что похожи облака? На что они похожи?

На крокодила, на быка и на оленя тоже!

Вон город на горе крутой – то розовый, то золотой.

3.Прочитай выразительно.

Картофельные олени.

Картофелины лежали в подвале до самой весны

И медленно прорастали ростками ужасной длины.

Ростки извивались, ветвились, как будто оленьи рога,

И эти рога появились, как будто при виде врага.

У самого мирного склада, у склада для овощей,

Был вид разъяренного стада, — и это в порядке вещей.

Наверное, бедной картошке в кастрюлю не хочется лезть,

Иначе – зачем у картошки такие сердитые рожки! ?

Вот именно! То – то и есть! Н. Матвеева.

· С чем в этом стихотворении сравниваются ростки картофеля?

· Какие еще слова – сравнения встречаются в стихотворении?

Справка для учителя:

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого.

4.Что на что похоже? Нарисуй свои сравнения.

Гриб – это….зонт.

Радуга – это …мост.

Месяц – это …лодка.

Арбуз – это …мяч.

5.Сравнения часто употребляются в загадках. Отгадай загадки. Какие сравнения помогли отгадать загадки.

Золотое решето черных домиков полно.

6.Запомни!

Тот, кто умеет наблюдать, увидит вокруг себя много интересного!

Сравнения делают нашу речь красивой.

Цель: развитие познавательного интереса, внимания к языку. Развитие логического мышления, воображения, памяти.

Давай поиграем! Кто это?

· По звукам, которые чаще всего встречаются в стихотворении, догадайся, кто их произносит.

Ухвачу –у – уу –у!

Укушу –у –у!

Утащу – у – у!

Удушу –у – у!

И – съем! (волк)

Чьи там крики у пруда:

Квасу квасу нам сюда!

Ква –ква – квасу, просто – кваши,

Надоела нам вода! (лягушки)

2.Как птица родилась, так она свое и поет.

Мы живем в мире звуков. Прислушайся внимательно, и ты услышишь, как вокруг нас о чем – то поют, говорят, шепчут, вздыхают живые и неживые предметы.

· Вспомни.

Как тикают часы?

Как звенит капель?

Как бьет колокол?

Как звенит колокольчик?

3.В своих рассказах, сказках, стихах писатели и поэты нередко передают звуки природы. Вот что услышал во дворе писатель Г. Цыферов

Что у нас во дворе? Дерево, Его зовут тополь.

Если ветер, тополь смеется: — У –У –У…

Если дождь – плачет: — Кап – кап…

Кто как говорит?

Мяукает…кошка, мычит…корова, блеет…овца, кукует…кукушка, ухает…филин, курлычет…журавль, воет…волк, звенит…комар, жужжит …муха, заливается…соловей

Море – (шумит), гром – (гремит), старая дверь – (скрипит), вьюга – (воет), гудок –(гудит).

6.Найди и прочитай дома сказку – несказку В. Бианки «Кто чем поет»

Занимательный материал по произведению Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»

1. В каком городе происходят события книги? (В Стокгольме)
2. В какой стране находится этот город? (В Швеции)
3. Назовите имя и фамилию Малыша. (Сванте Свантесон) 4. Сколько лет было Малышу? (7 лет)
5.Кто такой Малыш?( самый обыкновенный мальчик.) 6. Как звали брата Малыша и сколько ему лет? (Боссе, 15лет) 7.Как звали сестру Малышв и сколько ей лет?(Бетан,14 лет) 8.Чем любят заниматься брат и сестра Малыша? (Боссе играет в футбол, Бетан бегает с мальчишками) 9..Кто такой Карлсон? (Карлсон — это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать) 10.Что у Карлсона на спине? (пропеллер) 11.А сколько лет Карлсону? Как он сам об этом говорил?(Я мужчина в самом расцвете сил, больше я тебе ничего не могу сказать.) 12. Где жил Карлсон? (на крыше дома) 13.Какой был домик у Карлсона? ( Очень симпатичный домик с зелеными ставенками и маленьким крылечком) 14 .Что было написано на табличке около домика на крыше? (Карлсон, который живет на крыше) 15. Что увидел Малыш в домике у Карлсона? (Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой и таганком) 16.Сколько комнат в домике у Карлсона? (Одна) 17. Что, по мнению Карлсона, является лучшим лекарством? (Приторный порошок.) 18. Что входит в состав «приторного порошка»? (Несколько леденцов, орешки, кусочек шоколадки, печенье.) 19 .Кто, по словам Карлсона, его родители? (Мама – мумия, папа – гном) 20. Как звали воров, забравшихся в квартиру Малыша? (Филле и Рулле) 21. Назовите имена школьных друзей Малыша. (Гунилла и Кристер) . 22. Как звали щенка, с которым Карлсон устраивал представления? (Альберг)
23.Какие подарки Малышу лежали на подносе? (коробка с красками, игрушечный пистолет, книга и новые синие штанишки.) 24.Что подарили Бетан и Боссе на день рождение Малышу? (плюшевую собаку) 25.Исполнилась ли мечта Малыша о живой собаке? (да) 26. Имя собаки, которую подарили Малышу в день рождения? (Бимбо) 27. Какого наняли на работу в семью Малыша?Её имя.(Фрекен Бок) 28. Как она просила называть её? (домаправительница) 29.Какой её увидел Малыш?? Опиши её. (оказалась суровой пожилой дамой высокого роста, грузной, да к тому же весьма решительной и в мнениях и в действиях. У нее было несколько подбородков и такие злющие глаза) 30.Как назвал её Малыш? (Домомучительница) 31.Любимое занятие у фрекен Бок? (пылесосить) 32. Кто лучший в мире “укротитель домомучительниц” и “похититель плюшек”? (Карлсон) 33. Карлсону принадлежит множество высказываний, ставших впоследствии популярными. Прочитав начало фразы, продолжи её. а) я красивый, умный, в меру….(упитанный). б) Спокойствие, только…(спокойствие). в) Пустяки, дело…(житейское) г)Нет, я так не…(Играю) 34. Сколько частей в повести про Карлсона? Как они называются? (КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ, КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ, ОПЯТЬ ПРИЛЕТЕЛ, КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ, ПРОКАЗНИЧАЕТ ОПЯТЬ) 35. Кто написал эту удивительную повесть-сказку? (Астрид Линдгрен)

Разгадай кроссворд. I. B меру упитанный, красивый и чертовски умный. (Карлсон) 2.Страна, в которой жил Малыш? (ШвециЯ) З. Друг Карлсона. (Малыш) 4. Имя Малыша (Сванте) 5. Имя сестры. (Бетан) 6. Кого хотел мальчик на день рождения? (Щенка) 7. В каком городе происходило действие? (Стокгольм) 8. Имя брата. (Боссе) 9.Автор книга «Малыш и Карлсон» (Линдгрен)

50 лет назад, в «золотом» для советской анимации 1968-м, был снят мультфильм «Малыш и Карлсон».

Укротитель жуликов и домомучительниц, пожиратель плюшек и варенья, друг Малыша и недруг телевизора, веселый и находчивый «мужчина в полном расцвете сил», не испытывающий проблем с гравитацией, – Карлсон есть главное детище величайшей скандинавской сказочницы Астрид Линдгрен. Три повести о в меру упитанном обитателе крыши и обладателе пропеллера были созданы в период с 1955-го по 1968-й годы. Причем другие известнейшие герои Линдгрен – Пеппи Длинныйчулок и Калле Блюмквист – появились гораздо раньше.

Русская жизнь Карлсона началась почти одновременно со шведской – уже в 1957 году первую повесть цикла под названием «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» перевела знаменитая Лилианна Лунгина. Перевод Лунгиной справедливо считается образцовым – другие русскоязычные версии «Карлсона» фактически не имеют у нас хождения.

В конце шестидесятых «Малыша и Карлсона» решил экранизировать крупный мультипликатор Борис Степанцев, создатель таких остроумных фильмов, как «Петя и Красная Шапочка» и «Вовка в Тридевятом царстве». К делу подключились превосходный композитор Геннадий Гладков и общеизвестные корифеи мультяшной озвучки – Клара Румянова и Василий Ливанов.

Хороший вопрос для кроссворда: «Укротитель жуликов с голосом Ливанова, но не Холмс».

На волне успеха, который снискал мультфильм, эта же команда вскоре приступила к созданию сиквела – «Карлсон вернулся» (планировался и триквел – про дядю Юлиуса, но что-то не срослось).

То была экранизация второй повести из трилогии Линдгрен, в которой центральное место занимает образ тщеславной «домомучительницы» фрекен Бок. Ясно, что такую яркую героиню должна была озвучивать актриса исключительных достоинств. И режиссер принял единственно верное решение, пригласив на эту роль легендарную 74-летнюю артистку Фаину Григорьевну Раневскую.

Фрекен Бок де-факто оказалась самой последней экранной ролью Раневской – и, наверное, именно поэтому полностью разошедшейся на цитаты: «Дитя мое, займись этим зверем. Только будь осторожна – собака нестерильна»; «По телевизору показывают жуликов! Ну чем я хуже?»; «Mне надо принять мои капли. От головы. Нет, ДЛЯ головы»; «А вот и не угадал – у меня жужжит в обоих ухах». И, конечно, коронное: «A-ля-ля-ля-ля-ля, а-ля-ля-ля-ля-ля, а я сошла с ума! Kакая досада!»


Домомучительницы

«Глаза Карлсона засверкали.
— Тебе повезло, — сказал он. — Угадай, кто лучший в мире укротитель домомучительниц?
Малыш сразу догадался, но никак не мог себе представить, как Карлсон справится с фрекен Бок.»

Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон»

«Прихожу как-то посидеть-выпить в самое такое простое, затрапезное заведение. Появляется пара типа Фрекен Бок и Карлсона. Она — такая огромная, массивная, а он — маленький, кругленький. Тетка подходит, смотрит грозно:
— Послушай, малыш, ты часом не гей?
Я (испуганно):
— Нет.
— А… жалко. А вот он, — показывает пальцем. — Он — гей!
Я понимающе киваю, типа, очень приятно…
— А я, — говорит, — его хозяйка (landlord, домомучительница:)
— А-а-а… (к чему она клонит-то???)
— У него недавно друг в другой штат переехал, хочу ему нового друга подобрать, чтоб не водил домой кого попало.
Карлсон только смирно кивает и улыбается, да мол, лэндлордша все верно говорит.»

Из письма Леонида Делицына на ЕЖЕ-лист. Цитируется с разрешения автора

Все так странно совпало.

Сначала был Карлсон , «лучший в мире укротитель домомучительниц». Карлсон, впрочем, был всегда, он вселял надежду и служил примером для подражания. Ребенок фантастически бесправен и зависим — сколь бы славными людьми ни были его родители, которых, к тому же, не выбирают. В детстве я был революционером (но не штурмовиком, а скорее подпольщиком), а образ Карлсона заменял мне фотографию Че. «Лучше умереть, играя со спичками, чем жить на коленях в углу» — примерно так. Героическая была эпоха.

Потом, десятки лет спустя, появилась трагикомическая история, рассказанная Леонидом Делицыным, — я процитировал ее двумя абзацами выше. Внешность действующих лиц заставляет задуматься о своего рода «возмездии». Мир изменился. Бессмертный Карлсон снимает комнату у бессмертной же Домомучительницы. «Укатали Сивку крутые горки». Домомучительница же неуязвима и неизменна. Абсолютное зло, воплощением которого, несомненно, является фрекен Бок, вообще отличается успокоительным постоянством.

А в минувшие выходные я читал дивный роман Лауры Эскивель «Шоколад на крутом кипятке», сотканный из любовных историй, кулинарных рецептов и магии (особой ее разновидности, для «приватного пользования», так сказать). Мне было ясно, что писать об этой книге я не стану, поскольку о ней только что «Книги» , но я все равно читал и не мог оторваться, несколько часов кряду — недопустимое расточительство!

«Неприятности начались со следующего же дня, как только Малыш пришел из школы. На кухне не было ни мамы, ни какао с плюшками — там теперь царила фрекен Бок, и нельзя сказать, что появление Малыша ее обрадовало.
— Все мучное портит аппетит, — заявила она. — Никаких плюшек ты не получишь.
А ведь сама их испекла: целая гора плюшек стыла на блюде перед открытым окном.
— Но… — начал было Малыш.
— Никаких «но», — перебила его фрекен Бок. — Прежде всего, на кухне мальчику делать нечего. Отправляйся-ка в свою комнату и учи уроки»

Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон»

«В доме все было под замком и строгим контролем. Без милостивого согласия Матушки Елены ни одна чашка сахара не могла быть взята из кладовой.»
Лаура Эскивель «Шоколад на крутом кипятке»

История про Карлсона и Домомучительницу все же дает мне повод упомянуть роман Лауры Эскивель, поскольку одна из героинь «Шоколада на крутом кипятке», Матушка Елена, являет собой идеальный тип Домомучительницы. Теперь есть повод провести очередную забавную аналогию, а заодно — лишний раз напомнить, что каждая Домомучительница отягощена собственной цепью — даже, если это всего лишь цепь, на которой висит связка ключей от ее «царства». Есть повод лишний раз заметить, что во многих сердцах живет неистребимая страсть к «Домомучительницам» — рыжий гей из нью-йоркского бара вполне мог бы просто сменить квартиру вместе с хозяйкой — но нет же, он покорно таскался за ней по барам, ожидая, пока она выберет ему нового дружка — с той же тупой безапелляционностью, с какой выбирала женихов своим дочкам Матушка Елена.

Можно, в конце концов, признать: невелика хитрость «низвести» фрекен Бок, но грош цена тому, кто не совладает с рабским желанием успокоиться под теплым боком Домомучительницы — кем бы она ни была.

Вместо постскриптума — потрясающая цитата из Лауры Эскивель, отрывок, ради которого, откровенно говоря, следовало бы прочитать любой текст, а не только этот шедевр.
«У моей бабушки была весьма любопытная теория: она считала, что все мы рождаемся с коробком спичек внутри, а так как мы не можем их зажигать сами, то нуждаемся, как это происходит во время эксперимента, в кислороде и пламени свечи. Правда, в этом случае кислородом, например, может быть дыхание любимого существа, а свечой — любой вид пищи, ласка или голос, взрывающие детонатор, вот так и воспламеняется одна из наших спичек. На мгновение мы чувствуем, что ослеплены горячим чувством. Внутри нас возникает приятный пыл, мало-помалу исчезающий, покамест новый взрыв не вернет его сызнова нашему телу. Каждый должен уяснить, какие у него запалы, детонаторы, только так он сможет жить, ведь жар, который возникает от возгорания одного из них, это то, что питает энергией душу. Иными словами, эта горючая смесь — то, чем вы питаетесь. Если кто-то вовремя не узнает, какие у него запалы, коробок спичек отсыреет, и мы уже никогда не сможем зажечь ни одной спички.»

Да уж, «Домомучительницы» — сущая находка для тех, кто боится играть со спичками…

БУКВЫ Ч — Щ В СУФФИКСЕ -ЧИК-/-ЩИК-. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -ЕК- — -ИК-. ГЛАСНЫЕ О — Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

✓ 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. С одним из сочетаний слов составьте простое распространённое предложение и разберите его по членам.

Маленькая реч..нка, весёлая девч..нка, мясная туш..нка, свежая сгущ..нка, жареная печ..нка, крепкая беч..вка, озорной мальч..нка, задиристая собач..нка, дубовый боч..нок, звонкий сверч..к, вязальный крюч..к, гороховый струч..к, трусливый зайч..нок, младшая доч..нька, хлебная крош..чка.

✓ 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Справа от каждого слова напишите проверочное, графически обозначьте условия выбора букв е или и.

Кот..к, горшоч..к, ореш..к, год..к, чайнич..к, лист..к, листоч..к, паровоз..к, журнальч..к, кусоч..к, половнич..к, карандаш..к, рассказ..к, колокольч..к, телефонч..к, горопь.к, балконч..к, звоноч..к, шкафч..к, коробоч..к, самоварч..к.

✓ 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обоснуйте свой выбор.

1) Некоторые насекомые являются разнос..иками инфекционных заболеваний. 2) Бригада камен..иков выполнит эту работу за неделю. 3) Многие мальчишки в детстве мечтают стать лёт..иками. 4) Буфет..ица тётя Лида, продававшая мороженое, представлялась Вовке настоящей волшебницей. 5) Во время рытья котлована экскаватор..ик наткнулся на следы древнего поселения. 6) Мой дедушка был обход..иком железнодорожных путей. 7) Князь легко спрыгнул с возка и, велев извоз..ику ждать, направился к парадному. 8) Рез..ика по дереву можно смело назвать художником. 9) Рассказ..ик из него оказался никудышний.

✓ 4. Напишите диктант. Выполните задания.

Наследник Тутти спал и видел во сне удивительные вещи: смешные носатые маски, человека с огромным камнем на спине, оборванного мальчика и знатную старуху в кружевах. Она высвистывала вальс при помощи абрикосовых косточек. Но не только наследнику Тутти в эту ночь снились удивительные сны. Удивительный сон приснился также гвардейцу, заснувшему на карауле у входа в зверинец наследника.

Караульщику снилось, что подошла к нему кукла наследника Тутти, только во сне она оказалась живой девочкой: двигала ручонками, оглядывалась по сторонам и прижимала пальчик к губам.

Гвардеец во сне вздохнул и прислонился к решётке плечом. Тогда кукла взяла фонарик и на цыпочках вышла за ограду. Она медленно продвигалась, вглядываясь в темноту. К счастью, ночь не была тёмной. Её освещали звёзды и свет фонарей в парке.

От ограды девочка прошла по короткой аллее между низкими кустарниками. Затем она сразу почувствовала запах зверей. Он был знаком ей: однажды вместе с балаганчиком ездил укротитель с тремя львами. Девочка вышла на открытую площадку. Сердце ее сильно билось. Она не боялась животных, но опасалась, что какой-нибудь зверь проснется от её шагов и света фонаря, зарычит и разбудит караульного.

(По Ю. Олеше)

Задания

1) Разберите выделенные слова как часть речи.

2) Разберите по членам выделенное предложение.

3) Разберите по составу подчёркнутое слово.

4) Из первого предложения последнего абзаца выпишите слово(-а), в котором(-ых) букв больше, чем звуков.

Определение приручения от Merriam-Webster

\ ˈTām \ 1 : уменьшено из состояния естественной дикой природы, особенно для того, чтобы быть послушным и полезным для людей : одомашненное приручить животных 2 : сделали послушным и покорным : покорили 3 : не хватает духа, энтузиазма, интереса или способности возбуждать : безвкусный ручная кампания

переходный глагол

: для преобразования из дикого состояния в домашнее.

б : подлежать выращиванию

c : , чтобы взять под контроль : жгут 2 : духа лишить : смирить, покорить когда-то революционная… партия, издавна укрощенная The Times Literary Supplement (Лондон) 3 : для уменьшения : для смягчения приручил язык в игре

tamer — Определение укротителя

Поддержка: Помогите сделать словарь Word Game сайтом без рекламы.Нажмите, чтобы принять слово укротитель

Да, укротитель

есть в словаре скрэбла

… и стоит

8 очков.

найдите больше слов, которые вы можете составить ниже