Путешествие из Москвы в Петербург (Пушкин) — Викитека

Узнав, что новая московская дорога совсем окончена, я вздумал съездить в Петербург, где не бывал более пятнадцати лет. Я записался в конторе поспешных дилижансов (которые показались мне спокойнее прежних почтовых карет) и 15 октября в десять часов утра выехал из Тверской заставы.

Катясь по гладкому шоссе, в спокойном экипаже, не заботясь ни о его прочности, ни о прогонах, ни о лошадях, я вспомнил о последнем своем путешествии в Петербург, по старой дороге. Не решившись скакать на перекладных, я купил тогда дешевую коляску и с одним слугою отправился в путь. Не знаю, кто из нас, Иван или я, согрешил перед выездом, но путешествие наше было неблагополучно. Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый. Мои приятели смеялись над моей изнеженностию, но я не имею и притязаний на фельдъегерское геройство и, по зимнему пути возвратясь в Москву, с той поры уже никуда не выезжал.

Вообще дороги в России (благодаря пространству) хороши и были бы еще лучше, если бы губернаторы менее об них заботились. Например: дерн есть уже природная мостовая; зачем его сдирать и заменять наносной землею, которая при первом дождике обращается в слякоть? Поправка дорог, одна из самых тягостных повинностей, не приносит почти никакой пользы и есть большею частью предлог к утеснению и взяткам. Возьмите первого мужика, хотя крошечку смышленого, и заставьте его провести новую дорогу: он начнет, вероятно, с того, что пророет два параллельные рва для стечения дождевой воды. Лет 40 тому назад один воевода, вместо рвов, поделал парапеты, так что дороги сделались ящиками для грязи. Летом дороги прекрасны; но весной и осенью путешественники принуждены ездить по пашням и полям, потому что экипажи вязнут и тонут на большой дороге, между тем как пешеходы, гуляя по парапетам, благословляют память мудрого воеводы. Таких воевод на Руси весьма довольно.

Великолепное московское шоссе начато по повелению императора Александра; дилижансы учреждены обществом частных людей. Так должно быть и во всем: правительство открывает дорогу, частные люди находят удобнейшие способы ею пользоваться.

Не могу не заметить, что со времен восшествия на престол дома Романовых у нас правительство всегда впереди на поприще образованности и просвещения. Народ следует за ним всегда лениво, а иногда и неохотно.

Собравшись в дорогу, вместо пирогов и холодной телятины, я хотел запастися книгою, понадеясь довольно легкомысленно на трактиры и боясь разговоров с почтовыми товарищами. В тюрьме и в

ru.wikisource.org

Путешествие из Петербурга в Москву: коротко обо всём: usolt — LiveJournal

Уже давно родилась идея путешествия из Петербурга в Москву, но только не как обычно, по трассе за 8-10 часов, а как в старину, останавливаясь во всевозможных уездных городках, осматривая достопримечательности некогда (да и сейчас) самой оживлённой дороги Российской империи. Здесь путешествовали монархи, Радищев, Пушкин, да и практически все классики.

Подробная публикация будет вскорости на Мосгордрайве, а пока тезисно, чего интересного и что поразило.

В Питере ударными темпами строят самое высокое офисное здание Европы - Лахта-центр. Много было разговоров про Охта-центр, но он бы сильно нарушил вид исторического центра, а теперь его передвинули еще дальше

Трасса из Петербурга в Москву, наверное, до сих пор самая загруженная и неприятная. То три полосы, то сплошные населенные пункты. Самое неудобное в том, что после введения поездов Сапсан по железной дороге между Питером и Москвой запретили регулярное товарное сообщение и всё перевозится фурами, заполонившими трассу М-10.

Хотя если отъезжать от М-10, то можно видеть участки строящейся платной М-11, которая сейчас работает только от Москвы до Солнечногорска (450 руб) и в объезд Вышнего Волочка (200 руб)

Ленинградская область – территория уныния. Мало плохой погоды, так еще и денег явно нет. Так, например, выглядит Тосно:

В Тосно только-только приступили к восстановлению исторической застройки и храмов. Ну как смогли:


Да, это бывший храм

Под Тосно есть прекрасная усадьба:

Прекрасный готический храм, правда, вот в таком виде:

На самой трассе можно видеть редкие сохранившиеся станции 19 столетия. Здесь меняли лошадей, останавливались путники, ночевали, столовались. Редкие сохранившиеся станции заброшены:

В одном из мест относительно недалеко от Питера можно отъехать в сторону и подивиться на руины Аракчеевских казарм:

Удивительный утопический проект был. По инициативе Аракчеева в России образовывались военные поселения, куда из-под палки в казармы сгоняли крестьян. Не пошло, но сами казармы прям Парфенон!


Под Великим Новгородом перед одним заводом можно видеть удивительнейший арт-объект «Унесённые временем». Ильич на паровозе:

Сам Великий Новгород, кроме кремля поражает высочайшей концентрацией церквей на небольшой площади. Купцы пытались перещеголять друг друга:

Храмы из камня с возрастом Москвы. Настоящая старина, правда, не везде в хорошем виде, а порой и откровенно разрушается, но город однозначно стоит посещения.

Стоит зайти в Грановитую палату, единственное в России готическое здание, построенное, судя по историческим хроникам, немцами.

Отдельно удивляет поразительный Драматический театр Великого Новгорода, советский брутализм. На западе ради таких зданий едут в некоторые города и делают подобную архитектуру главной достопримечательностью, а в Великом Новогороде здание скорее не любят.


Просто ВАУ!


Чуть отъехать от трассы в Бронницу и просто поразительный заброшенный храм на холме

А еще тут делают «лучшие памятники»

Если углубиться в лес под Валдаем и пройти еще несколько километров по тропе пешком, то можно полюбоваться на дореволюционный каменный мост через реку Ярынья


Фото не передаёт масштабов, а он огромный, будто где-то в Италии

И рельсы здесь английские:

В Яжельбицах также можно посмотреть на развалины старого путевого дворца:

В самом Валдае любят фотографировать коров:

Если откинуть природу, то сам Валдай совершенно какой-то обыкновенный купеческий городок, прям не за что зацепиться:

В районе Валдая можно сделать крюк и посмотреть на удивительную и совершенно заброшенную усадьбу Заключье (дорога правда, местами не очень, но на кроссовере любом проедете)

Бологое... Город, который знают все, как середину пути, но в котором на удивление делать нечего. Вокзальная площадь:

Здесь настолько ничего не происходит, что даже выходившему когда-то на перрон покурить Высоцкому поставили бюст:

Вышний Волочек:

Это просто какой-то Питер в миниатюре с системой каналов и богатейшей, но заброшенной застройкой

Вышний Волочёк - удивительный город, который смог всё потерять, несмотря на то, что до сих пор находится на пересечении больших наземных и водных путей.

Город просто прекрасный, но про него никто не знает. Даже для меня был удивлением

Город, в котором на середине пути могли бы останавливаться толпы туристов даже нормальных гостиниц не имеет почти. Стыдно и обидно, и никому ничего не нужно.

В общем, обязательно посетите Вышний Волочек

В торжокском районе, опять же если углубиться от трассы можно посмотреть на огромный каменный мост 18 века!


Знакомый вид? Да, здесь снимали «Ночной дозор»

И сам Торжок:


Кто в Торжке не бывал, красоты не видал. Это просто сказка.

А дальше уже Тверь, в Москву дверь...

В общем, обо всем подробно будет на Мосгордрайве позже.

usolt.livejournal.com

бортовой журнал путешествия Женского автопортала Careta.info

У меня было 6 чашек кофе, 3 банки энергетика, 8 гигабайт музыки, 2 пачки сигарет с ментолом, полностью заряженный планшет и пассажир без водительского удостоверения. Так трижды за последний месяц прошли 9 ночных часов по трассе между Санкт-Петербургом и Москвой.

Как водителю в одиночку преодолеть 706 километров знаменитой трассы М10? Легко! Особенно, если взять с собой сборник веселой музыки и по дороге обратить внимание на достопримечательности.
А как проехать ту же трассу ночью? Точно так же легко, лишь не забывая о традиционных правилах безопасности.

О том, как проехать между Петербургом и Москвой не по М-10, а по М-11 — в объезд населенных пунктом, платно и без топлива, читайте в обновленном материале по этой ссылке.

Трасса проходит по территории четырех областей: Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской, а также захватывает дороги Москвы и Санкт-Петербурга. Лента дороги проходит насквозь через 3 города — Солнечногорск, Клин и Вышний Волочек.
Помимо красоты русского леса по дороге встречаются и интересные места, в которые можно заехать, чтобы отдохнуть, подкрепиться, полюбоваться и окультуриться. Выбор достопримечательностей по дороге довольно велик – Валдайские высоты, Софийский собор в Великом Новгороде, музей козла в Твери, музей колоколов в Валдае, музеи Аркадия Гайдара, Менделеева, Блока, Чайковского в городе Клин, музей-заповедник «Царское Село» в городе Пушкин. Даже отъехав всего на сотню-другую от обеих столиц, можно увидеть жизнь, отличную от мегаполиса — истинную деревенскую Россию.

Это ли не диковина для нас, жителей городов-миллионников?

А как романтичны рассветы, полные густого тумана! Они либо пробуждают внутреннего философа, если вы вспомнили про Ежика в тумане и Лошадку, либо раскрывают всю вашу темную сущность, если в первую очередь вы подумали про Сайлент-Хилл.

Любителям Сталкера тоже придется по душе эта трасса — обилие заброшенных деревень с заколоченными окнами и покосившимися домами, стоящих вдоль всей трассы, в первый раз ввергает в предсмертный ужас. Заброшенные населенные пункты или деревни, состоящие из 4-7 домов можно было бы огородить зеленым забором и сменить белые таблички с названием сел на синие. Но, к сожалению, на М10 почти в каждом уезде стоит по камере, контролирующей скоростной режим. В дальнобойной загородной поездке самое неприятное — это следить за знаками и сбрасывать отличную крейсерскую скорость до черепашьего хода. Может быть, в автомобилях будущего это будет как-то автоматизировано..?

Качество асфальтового дорожного покрытия удовлетворительное, даже попадаются 4-полосные участки с разделителем. Кстати, не забывайте, что в разделителях очень часто стоят радары! Не меньше половины длины трассы между двумя столицами – это «трехполоска», средняя полоса в которой достается то одному направлению, то другому. Длина полосы для опережения от 300 метров до 1,5 километров. С одной стороны, нужно быть предельно внимательным, чтобы успеть завершить маневр и не оказаться после обгона очередной фуры на встречной полосе лицом к лицу с «Камазом». С другой же стороны, такая разметка исключает необходимость выезда «на встречку». Даже, если вы догнали фуру, дольше 1,5 километров вы за ней не поедете – скоро будет полоса для опережения! Обратите внимание, длина полосы для опережения не такая уж и большая, так что крутить мотор приходится на максимальных оборотах.

Мне труднее всего дался ад в Вышнем Волочке! Если попасть в Вышний Волочёк в неудачное время (то есть днем) есть все шансы встать на много часов. Пробка из фур невообразимой длины стоит там практически всегда. Въезжая в Московскую область – где-то за 150 км до самой столицы – часто тоже попадаются паручасовые пробки.

Я бы сказала, что трасса довольно легкая и совсем не сложная, даже не смотря на высокую интенсивность движения, большой поток грузового транспорта и наличие опасных участков с крутыми спусками, подъемами, а также с крутыми поворотами. Если уж девушка смогла преодолеть эту трассу не один раз в ночное время, то уж любой водитель мужского пола сможет повторить этот подвиг без труда!

Стоит только помнить о правилах безопасности. В первую очередь перед длительной поездкой стоит вспомнить – автомобиль должен быть полностью исправен! На трассе Спб-Мск расположено 18 постов ДПС, а автомастерские можно пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому перед поездкой необходимо провести хотя бы банальные меры: диагностику тормозной системы, ходовой части, проверить уровни всех жидкостей, состояние двигателя, а также состояния колес, покрышек и давления в шинах.
Опытные водители советуют также заменить все расходные материалы: свечи, моторное масло, тормозную жидкость, фильтры, ремни, тормозные колодки. Нельзя предугадать, как может повести себя автомобиль, если вдруг придется увеличить пробег. Планируя бюджет поездки, на всякий случай, следует зарезервировать некоторую сумму на непредвиденные поломки автомобиля.

Если о безопасности на трассе в дневное время учат еще в автошколах и водителям часто приходится проверять на себе полученные знания, то о том, как вести себя на трассе в ночное время, к сожалению, многие забывают.

В ночное время:
1. Одна из самых распространенных ошибок ночного вождения совершается даже не глубокой ночью, а в сумерки. Кажется, что еще (или уже) вполне светло и можно ехать, как днем. В этом и таится опасность. В предрассветные/предзакатные часы освещенность крайне низкая. При таком свете эффективность фар снижается, падает и видимость. Порядок правильных действий в такие часы очень прост: не превышать скорость, увеличить дистанцию до впередиидущего автомобиля и особенно внимательно следить за дорогой.

2. При сближении со встречным автомобилем переключитесь с дальнего света на ближний. Если тот не поступил точно так же, максимально прижмитесь к правому краю дороги и взгляд переведите туда же.

3. Если сон в дороге одолевает так, что слипающиеся веки нужно держать руками – не нужно с ним бороться «до последнего»! Ни ударные дозы кофе или энергетических напитков, ни разного рода пощипывания или похлопывания себя по щекам не дадут такого эффекта, как кратковременный сон. Медики утверждают, что даже 15-минутного сна хватит, чтобы привести организм в тонус на ближайшие 2-3 часа.

Как бы часто я не слышала удивленных возгласов в духе «Зачем до Москвы ехать на машине, есть же поезда и самолеты?!», я неопровержимо считаю, что самый комфортный способ путешествий – на автомобиле. Я полностью расслаблена, подчиняюсь только лично запланированному графику и своему расписанию, я могу остановиться в любой момент, в любое время – хоть посмотреть на ночную Волгу, хоть встретить рассвет на Валдае.

Федеральная трасса М10, конечно, далеко не идеальна, но, все же, она не так ужасна, как ее представляют. Около 9 часов дороги и, как писал Радищев: «А вот уже и Москва! Москва!» Кстати, он добирался до столицы значительно дольше.

Екатерина Липатова

 

careta.info

Путешествие из Петербурга в Москву

Все 6 готических храмов Подмосковья Ярополец. ГЭС и Чебурашки

Название романа Александра Радищева давно уже стало расхожей фразой. И кажется, что это путешествие было проделано невероятно давно, два с лишним века назад…

А между тем на этой самой дороге, связывающей две столицы, можно и сегодня встретить все без исключения деревни, села и города из оглавления «Путешествия…», — только некоторые названия слегка изменились. И проделать тот же путь, хотя, конечно, гораздо быстрее, чем это было возможно в XVIII веке.

Этот пост (и серия последующих) — для тех, кто хочет не просто пролететь из одного большого города в другой на максимальной скорости. Этот пост — для путешественников, которым интересна вся дорога.

Описания крупных городов, интересных для путешественника (отмечены на карте синими значками) будут даны отдельно и подробно. А общий обзор дороги — смотрите здесь.

  1. Тосно (у Радищева — Тосна). Ныне райцентр Ленинградской области, замечательный тем, что здесь была крупная ямская станция, а также стоит редчайшая церковь — построенная при советской власти, чего практически не случалось.
  2. Люблин (Любань) — небольшой городок, который, однако, недавно отметил свое 500-летие. Все основные достопримечательности сосредоточены у железнодорожной станции — собственно здание вокзала, построенное в 1850 году,  храм работы Тона и множество памятников.
  3. Чудово — городок уже Новгородской области, также интересный старинным вокзалом 1877 года и замечательной Казанской церковью в стиле модерн.
  4. Спасская Полисть (Спасская Полесть) — небольшая старая деревня, от которой можно свернуть к селу Селищи с сохранившимися аракчеевскими казармами, где в годы военной службы бывал М.Ю.Лермонтов.
  5. Подберезье — деревня под Новгородом, из достопримечательностей — военный мемориал, на котором указано, что «отсюда началось началось наступление по освобождению Новгорода».
  6. Великий Новгород (у Радищева — просто Новгород). Этот город практически бесконечен по  своим достопримечательностям. Только домонгольских храмов здесь сохранилось целых 13. В Новгороде можно заночевать, благо гостиниц в нем хватает. Этому городу будет посвящен отдельный рассказ.
  7. Бронница (Бронницы). Не надо путать это село с подмосковным городом Бронницы. Большое село на древнем московском тракте богато своей историей, в нем есть даже собственный музей в здании бывшего сильно перестроенного царского путевого дворца.
  8. Зайцево (Зайцово). Небольшое село, где восстанавливается красивый храм с необычным названием — Уверения Фомы в Воскресении Христовом, постройки 1836 года.
  9. Крестцы (Крестьцы) — древнее, известное с XIV века село на пересечении двух крупных трактов — Новгород-Москва и Псков-Вологда. Во времена Екатерины село получило статус города, здесь был построен путевой дворец. Крестцы знамениты и своей оригинальной вышивкой — «крестецкой строчкой», ей посвящен даже местный музей. Сейчас здесь можно остановиться у местных торговок, которые накормят пирожками и нальют вам чай из настоящего дымящего самовара.
  10. Яжелбицы — древнее село, известное в истории заключением Яжелбицкого мира между Новгородской республикой и Василием Тёмным. Здесь сохранился один из путевых дворцов Екатерины II, стоит красивая отреставрированная церковь Александра Невского 1805 года.
  11. Валдай. Старинный интересный город с множеством сохранившихся памятников архитектуры, с замечательным музеем колоколов, интересным историческим центром. И, конечно, нельзя проехать мимо Валдая и не свернуть к Иверскому монастырю, расположенному на острове на Валдайском озере, если вы там еще не были.
  12. Едрово. Большое село, известное, как и многие на этой дороге, еще с XV века. В этом селе стоит еще один екатерининский путевой дворец, построенный в форме буквы «Е» — в честь императрицы, а вовсе не в честь первой буквы названия села.
  13. Хотилово (Хотилов). Древнее село, в прошлом — большой ям (село так и называлось — Хотиловский Ям) на Московско-Новгородском тракте. В селе стоит церковь Михаила Архангела, построенная Елизаветой Петровной в честь выздоровления Петра III от оспы. Церковь сейчас, к сожалению,  в тяжелом состоянии. Здесь проходила граница Тверской и Новгородской губерний.
  14. Вышний Волочек (Вышний Волочок). Название происходит от водного пути, которым в Новгород с Волги доставлялись товары. Здесь, на водоразделе, товары грузили на телеги, а сами суда «волокли» по суше от Тверцы до Цны. По указу Петра I здесь был прорыт один из первых российских каналов — Тверецкий. В городе сохранилось немало старинных домов. А вот у тех, кто ездит по Ленинградскому шоссе на машине, с Волочком связаны самые неприятные впечатления из-за вечной большой пробки, скапливающейся на узкой центральной улице города. Проблема пробок решилась открытием участка трассы М11 (Москва — Санкт-Петербург, платная), он проведен в объезд Вышнего Волочка.
  15. Выдропужск (Выдропуск). Село со смешным и необычным названием чуть в стороне от нынешней Ленинградки. В отличие от названия, село не такое веселое, скорее наоборот, несмотря на близость большой трассы, достопримечательностями оно не богато. Есть симпатичный Смоленский храм, кое-какие старинные домики. А название означает, по самой убедительной версии, просто «место, где свободно водятся выдры». И никто их не пугает.
  16. Торжок. Интереснейший город, богатый самыми разными достопримечательностями. Идеально подходит для того, чтобы остановиться в нем на ночевку, если вы не спешите в Питер. Здесь немало музеев на все вкусы — от музея Пушкина до золотного шитья. Здесь сохранилось множество храмов и необычных зданий. Словом, город достоин отдельного посещения.
  17. Медное. Сейчас об этом селе многие знают благодаря итальянской сырной ферме, куда возят целые гастрономические экскурсии. Но помимо фермы, нельзя забывать, что в Медном есть большой русско-польский мемориал, посвященный расстрелянным здесь жертвам репрессий. Всем, кто питает иллюзии насчет сталинских «благословенных» времен, стоит здесь побывать. От путевого дворца здесь уцелел лишь один флигель.
  18. Тверь. Большой и славный город, который, конечно, совсем не годится для «просто остановки по пути». Сюда следует приезжать с ночевкой, гулять по берегу Волги, любоваться роскошным путевым дворцом (ныне — музей), древней Белой Троицей, памятником Афанасию Никитину и еще сотней достопримечательностей этого города. О том, как самостоятельно познакомиться с Тверью, будет отдельный пост.
  19. Городня. Древнее село на берегу Волги, в котором стоит древнейший из белокаменных храмов Тверской области. Сохранился и очередной царский путевой дворец.
  20. Завидово. Это село сейчас знаменито тем, что рядом находится огромный национальный парк, где расположена президентская резиденция «Русь». Иметь столь важный статус селу не впервой: оно принадлежало Ивану Грозному, Борису Годунову… У дороги в селе стоит красивый храмовый комплекс, недавно отреставрированный.
  21. Клин. Этот подмосковный город прочно связан с именем П.И.Чайковского. Здесь есть музей композитора (недавно открытый после пожара). Кроме того, здесь есть древний Успенский собор, очень хорошо сохранившийся и отреставрированный, есть замечательный музей елочной игрушки (при заводе, так что там же можно запастись новыми украшениями для елки).
  22. Пешки. Бывшая ямская слобода, а ныне небольшое село Солнечногорского района. Церковь Илии Пророка восстановлена на месте прежней, разрушенной в 1941 году.
  23. Черная Грязь. Большая ямская станция, здание почтовой станции сохранилось, хотя и пострадало в годы Великой Отечественной войны. Эта станция известна громкими именами проезжавших через нее поэтов и писателей. В Черной Грязи был и путевой дворец, позднее переоборудованный в больницу.

Следующая остановка — Москва!

Подробная карта этого маршрута — по клику на картинку (по ссылке открывается картинка большого размера):

Описания отдельных городов и сёл из книги Радищева:

Закладка.

globeofrussia.ru

Путешествие из Петербурга в Москву — Викицитатник

Цитаты из повести «Путешествие из Петербурга в Москву», 1790 (автор Радищев, Александр Николаевич)

  • Ведай, что ты (царь) первейший в обществе можешь быть убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого. Ты виною будешь, если мать восплачет о сыне своем, убиенном на ратном поле, и жена о муже своем; ибо опасность плена едва оправдать может убийство, войною называемое. Ты виною будешь, если запустеет нива.
  • Гордитеся, тщеславные созидатели градов, гордитесь, основатели государств; мечтайте, что слава имени вашего будет вечна; столпите камень на камень до самых облаков; иссекайте изображения ваших подвигов и надписи, дела ваши возвещающие. Полагайте твердые основания правления законом непременным. Время с острым рядом зубов смеется вашему кичению. Где мудрые Солоновы и Ликурговы законы, вольность Афин и Спарты утверждавшие? — В книгах. А на месте их пребывания пасутся рабы жезлом самовластия. — Где пышная Троя, где Карфага? Едва ли видно место, где гордо они стояли. — Курится ли таинственно единому существу нетленная жертва во славных храмах древнего Египта? Великолепные оных остатки служат убежищем блеющему скоту во время средиденного зноя. Не радостными слезами благодарения всевышнему отцу они орошаемы, но смрадными извержениями скотского тела. О! гордость, о! надменность человеческая, воззри на сие и познай, колико ты ползуща!
  • Егова, Юпитер, Брама; бог Авраама, бог Моисея, бог Конфуция, бог Зороастра, бог Сократа, бог Марка Аврелия, бог христиан, о бог мой! ты един повсюду.
  • О природа, объяв человека в пелены скорби при рождении его, влача его по строгим хребтам боязни, скуки и печали чрез весь его век, дала ты ему в отраду сон. Уснул, и все скончалось. Несносно пробуждение несчастному. О, сколь смерть для него приятна. А есть ли она конец скорби?
  • В последний час, когда свет от нас преходить начинает и отверзается вечность, ниспадают тогда все степени, мнением между человеков воздвигнутые. Человек тогда становится просто человек.
  • Блажен писатель, если творением своим мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель.
  • На что право, когда действует сила? Может ли оно существовать, когда решение запечатлеется кровию народов? Может ли существовать право, когда нет силы на приведение его в действительность?
  • Много было писано о праве народов; нередко имеют на него ссылку; но законоучители не помышляли, может ли быть между народами судия. Когда возникают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремляет их друг на друга, судия их есть меч. Кто пал мертв или обезоружен, тот и виновен; повинуется непрекословно сему решению, и апеллации на оное нет.
  • Нужда, желание безопасности и сохранности созидают царства; разрушают их несогласие, ухищрение и сила.
  • Вопрос: в естественном состоянии человека какие суть его права?
    Ответ: взгляни на него. Он наг, алчущ, жаждущ. Все, что взять может на удовлетворение своих нужд, все присвояет. Если бы что тому воспрепятствовать захотело, он препятствие удалит, разрушит и приобретет желаемое.
    Вопрос: если на пути удовлетворения нуждам своим он обрящет подобного себе, если, например, двое, чувствуя голод, восхотят насытиться одним куском, — кто из двух большее к приобретению имеет право?
    Ответ: тот, кто кусок возьмет.
    Вопрос: кто же возьмет кусок?
    Ответ: кто сильнее.
    Неужели сие есть право естественное, неужели се основание права народного? Примеры всех времен свидетельствуют, что право без силы было всегда в исполнении почитаемо пустым словом.
  • Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. В них найдешь образование души нашего народа.
  • Не дерзай никогда исполнять обычая в предосуждение закона. Закон, каков ни худ, есть связь общества. И если бы сам государь велел тебе нарушить закон, не повинуйся ему, ибо он заблуждает себе и обществу во вред. Но если бы закон или государь или бы какая-либо на земли власть подвизала тебя на неправду и нарушение добродетели, пребудь в оной неколебим. Не бойся ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко камень среди бунтующих, но немощных валов. Ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою; и если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты поживешь на памяти благородных душ до скончания веко

ru.wikiquote.org

Путешествие из Петербурга в Москву

Путеше́ствие из Петербу́рга в Москву́ — самая известная книга Александра Радищева. Опубликована в Российской империи в мае 1790 года. Работа печаталась без указания автора в домашней типографии Радищева[1].

Повесть представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Рассуждения о вопиющей несправедливости помещиков, которые не считают своих крепостных крестьян за людей, перемежаются соображениями по поводу некоторых правил личной гигиены. Так, например, смышлёные крестьянские девушки в отличие от развращённых светских дам понимают, что чистить зубы — вредно и отвратительно и «не сдирают каждый день лоску с зубов своих ни щетками, ни порошками». Кроме того, Радищев включил в повесть свою оду «Вольность» и «Слово о Ломоносове»[2].

История написания

Форму романа в путевых заметках Радищев позаимствовал у английского писателя Лоренса Стерна. Эта форма является способом изложения мыслей Радищева об общественном устройстве России[3]. Благодаря этому книга смогла пройти цензуру: цензор просмотрел только содержание, а так как главы романа называются по городам, то цензор счёл эту книгу путеводителем и пропустил её без прочтения. Печаталась книга в домашней типографии.

Эпиграф

Эпиграфом к книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев взял стих из поэмы Тредиаковского, несколько видоизменив его: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»[4]. У Тредиаковского словами «Чудище обло, озорно, огромно, с тризевной и Лаей» описывается «Пёс Кервер», с которым в свою очередь сравнивается созерцание порочными царями в загробном мире своей истинной сущности в «Зерцале правды»[5]. Эта фраза стала крылатой и является символом негативного общественного явления.

Последствия

Указом Екатерины II от 4 сентября 1790 года Радищев признавался «виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги… наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской». Радищева приговорили к смертной казни, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь была заменена десятилетней ссылкой в Илимский острог[6]. Почти весь тираж романа был уничтожен. Сам роман оказался под запретом, снятым только в 1905 году. Однако роман расходился в списках и стал широко известен.

От первоначального издания книги, которое было уничтожено, уцелело всего несколько экземпляров, которые почитаются величайшей редкостью. В 1790—1820-е годы «Путешествие» ходило в нескольких сотнях списков. В 1836 году о Радищеве и его книге, в целом критически, с обширными цитатами, написал Пушкин для своего журнала «Современник». Статья не была пропущена цензурой. В 1840—1850-е годы «Путешествие…» было практически неизвестно читающей публике, во всяком случае, нет никаких следов знакомства с «Путешествием» Белинского, Грановского, петрашевцев или даже Герцена до 1857 года.

Статья Пушкина «Александр Радищев» была впервые напечатана П. В. Анненковым в 1857 г, а в 1858 Герцен в Вольной русской типографии (Лондон) опубликовал один из рукописных списков «Путешествия», изобилующий неточностями. Весь тираж «Путешествия…», изданного А. А. Черкесовым в 1872 году, уже после отмены крепостного права, был уничтожен[7]. Даже влиятельному Алексею Суворину к столетию выхода книги удалось добиться только разрешения на напечатание подарочного издания в количестве 100 экземпляров[7]. Окончательно запрет на «Путешествие…» был снят в России только во время первой революции. В советское время Радищев был признан «первым русским революционером», а его книга вошла в школьную программу.

Интересные факты

В книге в главе Бронницы, возможно, впервые в русской литературе, встречается имя Бога в форме «Егова»[8].

Критика

Сама же Екатерина II после прочтения сказала: «Бунтовщик — хуже Пугачёва! Тот, хоть царём прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!»

Александр Сергеевич Пушкин так отозвался об этом произведении:

«Путешествие в Москву», причина его несчастия и славы, есть, как уже мы сказали, очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны. Мы бы могли подтвердить суждение наше множеством выписок. Но читателю стоит открыть его книгу наудачу, чтоб удостовериться в истине нами сказанного.

Фёдор Достоевский по поводу «Путешествия…» и вообще стиля Радищева говорил, что «обрывки и кончики мыслей» у него соседствуют с вольными переводами французских просветителей[2].

См. также

  • Путешествие из Москвы в Петербург — очерк Пушкина
  • Вольность (ода)

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о