Содержание

Собрались -разобрать слово по составу

Помогите пожалуйста!

Раздели текст на предложения.спиши.по двору бежит кот Баська за ним гонится пес Шарик сторож дядя Вася Широв берет васку на руки не бойся Баська соста … вь предложения.спиши.отличный,день,июльский.и над,куружат,пестренькие,беленькме,бобочки, мотыльки, цветочками.на, есть, пыльца, цветочках.бабочка, веточки, села, кончик, пестренькая, на.и, среди, мелькают, жучки,паучки, стебельков.здесь, сколько, их.

Выдели суффиксы –ть и –ти в начальной (неопределенной) форме глаголов.отдохнуть, двигать, расти, кровать, горсти, усталость, ожидать, путь, необходимо … сть

Подобрать синоним к слову лужайка. Срочно!!

задание запиши слова и почеркни в них знакомые орфограмы снежинка,внучата,дружить,шишки,корова,дочка,девочка таня

Спиши слова. Определи падеж. О смелости, на работе, в резкости, на обуви, в старости, для облости, о резкости,, из-за оплошности, в магазине, на парох … од.

Как определить окончание прилогательного

• Прочитай. Расставь знаки препинания. Составь схемы предложений. Великан отложил дубину достал из тёмной пещеры болышой котёл и начал готовить. В это … лето я часто купался но ни разу не гулял по лесу. Я прогуливался по аллее парка и дышал осенним воздухом. ​

М: Заполни таблицу: число 1 2 3 4 5 6 7 М: Заполни таблицу: число 1 2 3 4 5 6 7 увеличь на 3 Р. яз: Расставь ударение в словах. Раздели слова на слоги … . Подчеркни глухие согласные. Школа, лампа, песня, дело, первоклассник, лопата

Списать. Вставить пропущенные буквы, записывая проверочные слова. Высок()й ст()летн()й ду() ст()ял (на)()пу()к() леса. Сколь()кие бл()стящие ж()луди л … ()жали (под)ним. Изр()()ка п()п()дались юные мал()нькие ду()ки. В()кру() дуба росли м()хнатые ели, стройные сосны, различ(?)ные лиственные д()рев(?)я. Изящ(?)ные узорные лист(?)я клёнов в()днелись повсюду. А вот ()круглые лис(?)я ли(), п()хож()е на сер(?)це. Вон дли(н,нн)ые (вы)т()нутые листья многих других д()рев(?)ев.

конспект урока русского языка Тема: Разбор слов по составу

План – конспект урока русского языка во 2 классе

Учитель начальных классов: Баранова Анна Александровна

Тема: «Разбор слов по составу»

Тип: Закрепление

Цели:

1. упорядочить знания детей о составе слова;

наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части.

Задачи:

обучающие:

— обобщить и систематизировать знания по теме “Состав слова”;

— сформировать умение разбирать слово по составу;

— образовывать новые слова к схеме;

— формировать навык грамотного написания слов;

развивающие:

— развивать память, внимание, мышление, речь;

воспитывающие:

— воспитывать интерес к предмету.

Компетенции:

— социально- коммуникативная;

— учебно – познавательная

— информационно — аналитическая

Оборудование: компьютерная презентация, тетрадь, тест

План урока:

Орг. момент

Минутка чистописания

Постановка задач урока.

Вспоминание алгоритма разбора слов

Подбор слов к схеме

Физминутка

Работа в группах

Тест

Итог урока

Рефлексия

Домашняя работа

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Заходите, дети, в класс,

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

Рты закрыли на замок.

Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.

<Слайд 1>

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский

2. Минутка чистописания. Мы с вами отправляемся в места дикой природы. Там нет электричества и путешествовать нам придется на паровозе.

Посмотрите, в саванне кипит жизнь. Там много животных. Чтобы узнать, кто они такие, нам нужно правильно вставить букву и прочитать слово, а вставленную букву запишем на минутке чистописания.

– Догадайтесь, какие слова написаны.

– Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (К, р, н, е, о, ь).

– Соберите из данных букв слово, начиная с буквык. (Корень).

– Напишем слово корень без отрыва три раза.

Состав слова (памятка в учебнике).

Каждый из вас, конечно, хотел, чтобы про него сказали: “Он знает русский язык”. Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.

3. Постановка задачи урока. <Слайд 3>

На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.

Если вы уберёте не парные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.

Какое значение может иметь слово “состав”? <Слайд 4>

Словарь Ожегова Состав – это: <Слайд 5>

Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы изучали?

Тема нашего урока – состав слова. (Учитель открывает тему урока на доске)

Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

Учитель: Сегодня мы повторим все, что знаем о частях слова. Повторим, в какой последовательности будем выполнять разбор слова по составу. Успешно справимся с любыми предложенными заданиями. Будем оценивать свои работы, используя различные средства оценивания.

Давайте продолжим рассмотрим состав, на котором совершим путешествие по саванне. Самое главное в составе поезда – паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же это за часть? (Корень)

Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь). Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка. Кто знает, как она называется? (Приставка)

Вагон за паровозом – это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются?(Суффикс)

А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание?

Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? (Ответы детей)

4. Алгоритм разбора состава слова.

Учитель: А что мы должны знать по теме урока?

Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

Учитель: В какой последовательности выполнять разбор по составу.

Ученик: Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

Разбор слов по составу (используя памятку).

Слова: Подснежник, Лисичка.

Закрепление алгоритма. Проверка ученик на доске разбирает слова.

5. Составление Пословицы

— Вставьте пропущенные гласные в слова (М-ткая п-сл-вица н-учит м-дрости)

– Вспомните пословицы про учение. (Учение свет, а не учение тьма, Повторенье — мать ученья. В науку нет коротких путей.)

6. Подбор слов к схеме

— Подберите слова к схемам

заморозил, заледенел, замок, захвалил

¬−∩−

осенняя, конная,

∩−∧

(На доске учитель открывает правильные варианты)

за-мороз-ил за-лед-енел за-хвал-ил

¬ − ∩ − ¬−∩− ¬−∩−

осен- н –яя кон- н –ая

∩−∧− ∩ −∧−

7. Физминутка

Руки к верху поднимаем, (Руки вверх)
А потом их опускаем, (Руки вниз)
А потом их разведём (Руки в стороны)
И к себе скорей прижмём, (Руки вниз прижать к бёдрам)
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей (Хлопки в ладоши)

8. Работа в группах

– А сейчас нужно в каждой группе слов найти лишнее и разберите его по составу.

Водитель, водичка, водить

Пёсик, песок, пёс

Газетный, газ, газовый

Листок, лисичка, лисонька

Горе, горевать, пригорок

(Записывают:водичка, песок, газетный, листок, пригорок)

Ребята, разберите слова по составу.

И обменяйтесь тетрадями соседом, и если есть ошибки пусть объясни где и почему. Встаньте те кто разобрал все правильно. Молодцы! А вот у кого есть ошибки, будьте внимательны.

9. ТЕСТ 1

А сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.

1. Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3.Окончание служит для образования новых слов

А) нет;

Е) да.

4.Суффикс служит для связи слов в предложении

М) да;

Т) нет.

5.Корень – это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6.Разбор слова по составу надо начинать с :

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

Какое слово у нас получилось? <Слайд 13>

ЗНАТОКИ Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока.

10. Итог урока. А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?

Ученик: Работали над составом слова, учились самостоятельно разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без, на информационное поле.

Какие задачи мы ставили перед собой, чтоб достичь данной цели?

Ученик: Повторить порядок разбора слов по составу.

Ученик: Повторить части слова, способы их выделения из слова.

Ребята, а кто может согласиться с Паустовским?

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский

Я очень рада, что таких ребят у нас много.

Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

Я думаю, на последующих уроках мы разрешим все ваши вопросы. Как чувствовали себя на уроке?

11. Рефлексия урока:

— Нарисуйте на полях в тетради мордочку человека, но без носа и рта.
— Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
— урок понравился и вы довольны своей работой,
—  урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

12. Домашнее задание.

Ученик: Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;

Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме ………..

Спасибо за урок, мне было интересно с вами работать.

– Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными. Большое спасибо за это автору учебника, толковым словарям. А ребятам – спасибо за урок!!!

<Слайд 14>

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/228753-konspekt-uroka-russkogo-jazyka-tema-razbor-sl

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе «Состав слова»

Цели:

  • обобщение знаний о составе слова, словообразовании;
  • формирование интереса к русской грамматике;
  • расширение представлений о богатстве родного языка.
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие речи, воображения, мышления;
  • воспитание любви к родному языку.

Оборудование: таблички с надписями: корень, окончание, приставка, суффикс, схемы слов, модели домов, елей.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Как-то утром на опушке
Собрались друзья, подружки
И задумались о том,
Как бы им построить дом?

Из чего же будем строить?
Кто загадку нам откроет?

Ответы детей.

Засучили рукава
Будем строить мы слова.

Берем кирпич, раствор для кладки
И развернем мы
Большую стройплощадку.

Приставка: Вот для этого, друзья, нам представиться пора. Я – приставка.

Окончание:

Обратите вы внимание
На меня. Я – Окончание.
Не люблю собой гордиться,
Вмиг готово измениться.
В слове море буду – е,
Что понятно вам вполне.
Если много – то моря,
Здесь уже не – е , а – я.

Корень.

Корень я, фундамент слова,
Иногда его основа.
Поручиться не боюсь:
Корни есть на всякий вкус.
Для дворца и для избушки,
Для банкира и старушки.

Суффикс.

Ну а я совсем особый,
И скажу без хвастовства,
Что в секунду дом огромный
В домик превращаю Я.

Окончание.

В слове – Корень пусть любой,
Вместо Окончания – ноль.

Задание: назвать слова с нулевым окончанием.

– После того как мы закончим строить у нас получаться несколько домиков, А как правильно определить окончание в слове домиков.
– А что такое окончание?
– А для чего служит окончание?
– Как правильно определить окончание? (Построили дом)

Корень.

Мы дадим вам всем задание,
Как свое построить здание.
Будем мы писать слова,
Что составят нам друзья.

Задание: назвать одним словом:

  1. Ягоды, плоды, сваренные в сахаре. (Варенье)
  2. Мастер по приготовлению пищи. (Повар)
  3. Большая ложка по приготовлению пищи. (Поварешка)
  4. Маленький вареный пирожок. (Вареник)

– А как можно назвать эти слова одним словом? (Родственные)

Грамматическая сказка «Чужак»

– Какие герои являются родственниками, а какой герой не из их семьи.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак пригорюнился. Где ему родственников искать?

– Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
– Почему гости не сразу приметили чужака?
– Не поможете ли вы найти своих родственников слову «водитель»?

Составьте список родственников Воды и допишите тех из ее родни, кто не пришел в гости в этот раз.

– А водопровод, чей родственник?

Задание: надо из слов на карточки выделить лишнее (у каждого ребенка)

1) поле, полочка, полевой, полюшко;
2) печурка, печь, печка, печать;
3) соринка, сорняк, сорвал, насорил;
4) гусь, гусята, гусеница, гусыня.

– Что такое корень?
– Как правильно определить корень в слове?

(Построили дом)

Приставка.

Окончание очень скромно,
Хотя роль его огромна.
Вас прошу придумать я
Интересные слова,
Чтоб Приставка в них была:
За-, при-, по-, а может до-, (приставки на доске)
Мне ребята, все равно.

Задание по рядам:

1-й ряд: за-
2-й ряд: по-
3-й ряд: до- (Построили дом)

– Что называется приставкой?
– Для чего служит приставка?

Суффикс. А теперь мое задание:

Суффикс вашему вниманию
Тоже что-то предлагает.
Из портфеля вынимает
Он готовые слова.
Где здесь суффиксы, друзья?

Зайчик. маленький, старушка, зернышко, стрелок.

(У детей карточки для разбора, раздаются листы-контроля.)

– Что такое суффикс? Для чего он служит? (Построили дом)

Ели. У нас вокруг домиков растут деревья. Какие? (Ели.)

– Какого они должны быть цвета? (Зеленого.)

– Вот чтобы они зазеленели, мы должны придумать слова, где спряталось слово ель. (Капель, весельчак, акварель, метель пельмени, белье, бездельник,ангельский, апрельское, бельчонок)

– А в каких словарных словах спряталось слово ель? (Портфель, картофель, учитель, понедельник.)

(Все елочки зазеленели)

Этимология слова понедельник (раньше «неделей» называли воскресенье – день отдыха, а понедельник шел после дня отдыха)

– А как бы вы слово понедельник разобрали по составу?

(Карточки со словарными словами.) Вспомнить порядок разбора.

– У нас остался еще один недостроенный дом. Как вы думаете для чего?

(Этот дом нужен для того чтобы образовывать новые слова и разбирать их по составу.)

Составление слов

Его корень в слове цена, приставка в слове осмотр, суффикс в слове тетрадка, окончание в слове книга (оценка).
Его корень в слове
подкладка, приставка в слове записать, суффикс в слове дымка, окончание в слове лисица (закладка).
Его корень в слове
пришкольный, суффикс в слове задачник, окончание в слове лебедь (школьник)

.
Его корень в слове
смертельно, приставка в слове бессильный, суффикс в слове посильная, окончание в слове зелёный (бессмертный
Составить схему слова оценка. Какие слова еще соответствуют этой схеме.

(Дети работают на листах, один на листе контроля)

Ребусы (в ребусе спряталось слово подарок). Разобрать его по составу. (Дети работают на листах, один на листе контроля.)
– А что является нашим подарком для частей слова? (знания о них).

Построили городок.

Корень (показывает на доску). Вот построен городок и кончается урок.

Приставка. Все старались, не ленились…

Суффикс. И чему-то научились.

Окончание.

Знайте все, что части слова
Вам всегда служить готовы.

– А сейчас мы с вами определим, какая погода будет в городке?

– Если у вас хорошее настроение поднимите большие пальцы рук вверх.

(Вывешивается солнышко.)

– Если плохое, то вниз. (Вывешивается тучка.)

Оформление доски в начале урока (ели должны быть повернуты белой стороной).

Оформление доски в конце урока.

«Морфемный разбор слова», 4 класс | План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:

Дата урока: 12 .12.2017

Класс: 4б

Учитель: И.Н.Хазипова

Количество обучающихся: 20

Тема урока: Разбор слова по составу

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

содержательная: формирование:

а) представления о правильном выполнении морфемного  разбора слов в соответствии с предложенным алгоритмом;

б) способности использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических задач;

деятельностная: развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, сериации;

развитие речевых способностей и потребности в совершенствовании своей речи.

.

Формы деятельности: 

— фронтальная;

— парная;

— групповая.

Планируемые результаты: 

Предметные результаты: научатся выполнять морфемный разбор.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  компьютер, презентация к уроку, А3.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

— формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

— сохранение интереса к учебному материалу;

— формирование установок на ЗОЖ;

метапредметных результатов:

коммуникативных результатов:

-планирование ученого сотрудничества,

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения,

познавательных результатов:

—проявлять познавательную инициативу,

-проводить анализ, сериацию объектов,

-формулирование проблемы, постановка цели,

-использование общих приемов решения,

— понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме,

регулятивных:

— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

— целеполагание;

— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя,

— адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

— принимать и сохранять учебную задачу;

— саморегуляция.

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД, за счет чего

I.Организационный момент

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Прозвенел звонок веселый.

Вы готовы? Все готовы?

Мы сейчас не отдыхаем.

Мы работать начинаем!

Повернитесь друг к другу.

Поздоровайтесь и улыбнитесь!

Желаю вам получить удовольствие от урока.

Слушают, настраиваются на урок.

— личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

 

II.Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии..

1.Записывает на доске части слов;

по, ик, во, а, ые, онок.

2. Что вам напоминают данные части?

3.Дает понятие – морфема.

4. Раздает вперемешку морфемы и определения, дает эталон. (Приложение 1)

5. Дает задание группе — записать с морфемами слова

1.Пишут красиво в тетради части слов

2.Отвечают на вопрос.

3. Записывают определение в тетради.

4. Находят соответствия в группе, проговаривают, выступают по слайду «Я должен это знать…», проверяют по слайду

5. Составляют слова, выделяют нужную морфему, отвечают, другие группы проверяют

личностные УУД:

интерес к учебному предмету

— коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

предметные:

определять соответствие между морфемами и определениями, находить в словах морфемы

— познавательные: 

выбор оснований для сериации;

III. Выявление места и причины затруднени.

Основная цель этапа — организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

1. Разберите мне полностью одно слово

2. Дайте мне разбор слова. А с какой морфемы надо начать?

1. Разбирают

2. Отвечают

Регулятивные:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

1.Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока.

Запись на доске: «Разбор слова по составу»

2. Какую цель вы поставили бы к уроку? (Какую цель можно поставить перед собой?)

Да, сегодня мы будем учиться делать разбор слова по составу

3. Дает им вперемешку пункты разбора. (Приложение 2)

1. Записывают тему урока на А3

2.Научиться правильно разбирать слова  

3. Составляют план в группе, выступают

— регулятивные УУД:

целеполагание;

— познавательные: 

-проявлять познавательную инициативу,

-проводить анализ объектов,

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

— коммуникативные УУД: 

– формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения

V. Реализация проекта

Цель:  построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.  

1. Дает им эталон

1. Редактируют свой план, презентуют свое слово по плану

— регулятивные УУД: 

понимать выделенные учителем ориентиры  действия в учебном материале;

 последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

— адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

— предметные УУД:

выведение плана разбора слов

Физкультминутка

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

Руководит зарядкой.

Руки  вверх – суффикс, прыжок – окончание, руки вперед – приставка, приседание  — корень.

—  В слове поехать ПО – это …

Решают и выполняют.

-Выполняют  упражнение – руки вперед

личностные:

 формирование установок на ЗОЖ

— регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

Полностью с вами согласна.

2. Предлагает разобрать 2-3 слова, проговаривая по алгоритму.

3. Записать слова, сделать письменный разбор.   учит, учитель, выучить, самоучка.

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

4. Что объединяет эти слова?

5. А сейчас мы прочитаем сказку «Чужак».

Приготовьте выраз.чт.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Кто оказался чужаком среди родственников Воды? Кто из родственников Воды пришёл к ней в гости?

6. Организует беседу

-Почему рассказ называется так?

— Поместите в гнездо только родственников.

-Сколько слов получилось? Почему?

7. Ребята, а знаете, как надо назвать это гнездо?

Есть такой термин «Словообразовательное гнездо». Это все однокоренные слова.

1.Отвечают, что необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.

2. Разберут в группе устно по алгоритму.

3. Пишут в тетради, по цепочке разбирают слова.

Затруднений нет

4. Отвечают

5. Готовят выраз.чт., читает ученик.

6.Отвечают на вопросы

Чужак – слово «Водитель», оно не родственное.

-Работают над проектом, помещают в гнездо птичек с однокоренными словами.

-7. Воды-воду… – формы одного и того же слова.

7. Записывают на проекте.

— регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры  действия в учебном материале;

 последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

— адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

предметные:

— применять план разбора для слов;

— познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков,

-моделирование.

VII.  Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

-Вы уверены в своих умениях?  

-Как проверить?

1.Самостоятельная работа (Приложение 3). 

2. Критерии.

«5» – все правильно

«4» – 4 правильных ответа,

«3» – 3 правильных ответа,

«2» – 1-2 правильных ответа.

— Кто допустил ошибки? Как поступить?

— А теперь надо доделать проект.

Да.

Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

1.Выполняю задание самостоятельно

2. самопроверку по эталону.

3.Исправляют ошибки самостоятельно, воспользовавшись эталоном.

-Выполняют работу.

-регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результаты деятельности.

— личностные:

сохранять интерес к учебному материалу; 

VIII.  Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний.

1.- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?

— Достаточно ли  мы закрепили новое правило?

2.- Тогда  ответьте мне на вопрос: зачем нужно уметь делать разбор слова по составу?

Составьте транскрипцию слов вода и подводник.

Подводник.

[падво́дн’ик].

3. в слове подводник пишем букву о?

4. почему?

1.Отвечают, что могут делать разбор, отличать однокоренные слова.

Да.

2.Составляют транскрипцию

3. Отвечают

4. Отвечают и записывают на А3

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Предметные:

— применять правила правописания слов, основываясь на морфемный разбор;

 

1Х. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

— Какая цель была поставлена на уроке?

1.-Достигнута цель?

 

2.-Оцените свою деятельность на уроке.

 

3.Домашнее задание.

Составить словообразовательное гнездо слова «добро».

Научиться ПРАВИЛЬНО 1.отвечают: РАЗБИРАТЬ СЛОВА, ЧТОБЫ ГРАМОТНО ПИСАТЬ.  

2. оценивают

3.записывают д.з.

Познавательные:

— умение структурировать знания

Регулятивные:

— саморегуляция

Коммуникативные:

— формулировать собственное мнение

— оценивание качество своей и общей учебной деятельности

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1.

Морфема

— это часть слова.

Окончание

— это изменяемая часть слова, которая образует формы слов и служит для связи слов  в предложении.

Основа

— это  часть слова без окончания.

Корень

–  это главная часть слова, в которой заключено основное значение всех родственных (однокоренных) слов.

Приставка

– это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс

– это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

2. План  разбора слова по составу

  1. Измени слово и выдели окончание.
  2. Выдели основу слова.
  3. Подбери однокоренные слова. Выдели корень.
  4. Выдели приставку (если есть). Подбери другие слова с такой же приставкой.
  5. Выдели суффикс (если есть). Подбери другие слова с таким же суффиксом.

3.    Тест «Разбор слова по составу»

1. Изменяемая часть слова это

А) окончание  Б) суффикс В) приставка Г) корень

2.В каком ряду представлены однокоренные слова?

А. Дорожка, путь, дорожный, подорожник.

Б. Осина, подосиновик, осинник, осиный.

В. Слеза, слезливый, слезать.

Г. Гора, гореть, горец, горный.

Д. Соль, солить, солонка, солёный.

3. В какой  строке даны разные формы одного и того же слова.

А)лист, листок, листочек

Б)дар, дарить, подарок

В)скрипач, скрипачи, скрипачей

Г)лес, лесной, лесник

4. Какое слово  неверно разобрано по составу.

1)игрушк-а  2)вы-печ-к-а  3)под-вод-н-ый  4)степ-н-ой.

5. Выбери верный алгоритм разбора слова по составу.

А). окончание, корень, основа слова, суффикс или/и приставка

Б). окончание, основа слова, корень, приставка и суффикс

В). окончание, основа слова, суффикс, приставка, корень

Санкт-Петербуг встретил ливнем…

Санкт-Петербуг встретил ливнем…


«С корабля на бал» — как раз нащ случай.

Не успев разобрать бэги после возвращения из Пензы, мы загружаемся в авто и отправляемся в Санкт-Петербург.

Мы это:

— Александр Крылов и Даниил Вергун (сыграют в «Зимнем Кубке Дмитрия Турсунова» 2А)

— Егор Стручевский и Вячеслав Бараненков («Зимний Кубок Детского теннисного центра»)

и тренер-преподаватель С.Воробьев.

Не скажу, что время в дороге пролетело незаметно.

Да и послушали музыку, и обсудили всяко-разно, и поиграли в разные игры (города, окончания ЦИЯ, угадай слово… итп), но все равно устали.

Спортсменам, активным и деятельным подросткам конечно трудно просидеть несколько часов в статике.

Выезжали затемно, и приехали уже в сумерках, такое вот самое темное время года, на календаре ж Декабрь.

Вот только он не очень соответствует пейзажу за окном — ни снежинки, а Питер нас встретил откровенно проливным дождем, да еще с ветрищем.

По быту — живем в шикарной 130 метровой 3-х комнатной квартире, рядом и кафе и магазины.. можно пешком дойти до петропавловки, куда после турнира планирую сводить детей, в планах так же Кунсткамера и… может быть что то еще, но это вряд ли. 

По турнирам —  Даниил и Саша первый и второй сеянные соответственно.

Сам турнир ровный по составу, порядка десятка спортсменов приблизительно равного класса, с которыми нужно правильно и грамотно сыграть, чтобы победить.


вечерняя тренировка

Егор Стручевский и  Слава Бараненков уже третий раз за осень попали друг на друга в четверти, что всех мало сказать раздосадовало. Это не есть хорошая идея ехать куда то, чтоб уже на ранней стадии выяснять отношения между собой.

В целом в сетке 10 лет и мол очень сильный состав, собрались почти все лучшие игроки северной столицы в этой возрастной группе, а значит конкуренция будет серьезной.

Пензу играли на харде, в ДТЦ турнир проводят на грунте, поэтому было очень важно провести тренировку и у младших.

К нам присоединилась Полина Горощенко, и в 21.00 мы вышли на грунтовый корт №1. После хардовой осени все смотрелись немного как «коровы на льду», но уже в процессе занятия удалось значительно поправить в передвижениях, вспомнить грунтовые навыки.

Все младшие сегодня на иксах и не играют матчи,

а с Сашей и Даниилом сейчас будем выезжать на корты «Динамо».

Их соперники Иванов и Гхош, соответственно. 



Назад в раздел

Разобрать предложение по частям речи

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Как сделать разбор предложения по частям речи?


Как подчёркиваются части речи?

Правила и примеры разбора предложения по частям речи:

На выставке экскурсовод рассказывал о современных художниках.

Главные члены предложения составляют грамматическую основу предложения.

Подлежащее