Тест по географии 5 класс. Земля и её изображение.
Тест. Земля и её изображение.
а) смена времен года в) солнечная активность б) смена дня и ночи г) вулканическая активность
а) глобус в) план местности б) географическая карта г) рисунок местности
а) полярный радиус незначительно больше экваториального б) полярный и экваториальный радиусы равны в) полярный радиус меньше экваториального г) полярный радиус намного больше экваториального
а) Земля как планета имеет форму шара. б) Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа 1. верно только a; 2. верно только б 3. оба утверждения верны; 4. оба утверждения неверны 5. Линия, вдоль которой движется Земля вокруг Солнца: а) экватор; б) орбита; в) радиус. 6. Слово «ориенс» означает: а) солнце; б) горизонт; в) восток; г) гори зонт.
| Тест. Земля и её изображение.
а) смена времен года в) солнечная активность б) смена дня и ночи г) вулканическая активность
а) глобус в) план местности б) географическая карта г) рисунок местности
а) полярный радиус незначительно больше экваториального б) полярный и экваториальный радиусы равны в) полярный радиус меньше экваториального г) полярный радиус намного больше экваториального
а) Земля как планета имеет форму шара. б) Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа 1. верно только a; 2. верно только б 3. оба утверждения верны; 4. оба утверждения неверны 5. Линия, вдоль которой движется Земля вокруг Солнца: а) экватор; б) орбита; в) радиус. 6. Слово «ориенс» означает: а) солнце; б) горизонт; в) восток; г) гори зонт.
|
9. Земля является _____________ планетой от Солнца. Орбита Земли расположена между орбитами ______________ и _________________. 10. Первым из учёных, вычислившим размеры земного шара, был ____________________ .
11. Прибор для определения сторон горизонта — _________________. 12. Суточное движение – это движение Земли вокруг ________________ .
13. В високосном году _______ дней.
14. Чертёж земли в сильно уменьшенном виде – это _________________ .
1
2
3
4
8
1
2
3
4
III. Дополните утверждения.9. Земля является _____________ планетой от Солнца. Орбита Земли расположена между орбитами ______________ и _________________. 10. Первым из учёных, вычислившим размеры земного шара, был ____________________ .
11. Прибор для определения сторон горизонта — _________________. 12. Суточное движение – это движение Земли вокруг ________________ .
13. В високосном году _______ дней.
14. Чертёж земли в сильно уменьшенном виде – это _________________ .
1
2
3
4
8
1
2
3
4
III. Дополните утверждения.9. Земля является _____________ планетой от Солнца. Орбита Земли расположена между орбитами ______________ и _________________. 10. Первым из учёных, вычислившим размеры земного шара, был ____________________ .
11. Прибор для определения сторон горизонта — _________________. 12. Суточное движение – это движение Земли вокруг ________________ .
13. В високосном году _______ дней.
14. Чертёж земли в сильно уменьшенном виде – это _________________ .
1
2
3
4
8
1
2
3
4
III. Дополните утверждения.9. Земля является _____________ планетой от Солнца. Орбита Земли расположена между орбитами ______________ и _________________. 10. Первым из учёных, вычислившим размеры земного шара, был ____________________ .
11. Прибор для определения сторон горизонта — _________________. 12. Суточное движение – это движение Земли вокруг ________________ .
13. В високосном году _______ дней.
14. Чертёж земли в сильно уменьшенном виде – это _________________ .
1
2
3
4
8
1
2
3
4
Контрольный тест по географии 5 класс «Земля и ее изображение» | Тест по географии (5 класс) на тему:
Контрольный тест по географии 5 класс «Земля и ее изображение»
1 вариант
1. Ученые считали, что в центре Земли находится:
а) ядро б) шар в) высокая гора г) вулкан
2. Кто первым собрал доказательства о шарообразности Земли:
а) Аристотель б) Эратосфен в) Аристарх Самосский г) Пифагор
3. Длина окружности Земли составляет:
а) 20 тыс. км б) 30 тыс. км в) 40 тыс. км г) 50 тыс. км
4. Что означает слово «эллипсоид»:
а) сплюснута с краев б) приплюснута у полюсов в) сжата с противоположных сторон в) сдавлена к центру
5. Расстояние от центра планеты до любого из ее полюсов — это..:
а) экваториальный радиус б) радиус Земли в) радиус планеты
г) полярный радиус
6. Движение Земли вокруг своей оси называется:
а) орбитальное б) годовое в) осевое г) вокруг себя
7. Время, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца, называется:
а) сутки б) день в) месяц г) год д) неделя
8. Точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения называется:
а) тропик б) экватор в) полюс г) меридиан
9. Линия, находящаяся на одинаковом удалении от обоих полюсов:
а) экватор б) полюс в) параллель г) меридиан
10. Моделью земного шара является:
а) эллипсоид б) глобус в) шар г) круг
11. Следствием осевого вращения Земли является:
а) вулканическая активность б) солнечная активность в) смена дня и ночи г) смена времен года
12. Фотографии земной поверхности, которые специальными аппаратами делают с большой высоты – это…:
а) карта б) атлас в) аэрофотоснимки г) космические изображения
13. Что обозначается на географической карте оттенками коричневого цвета:
а) равнины б) плато в) нагорье г) горы
14. Определение своего местоположения относительно сторон горизонта называется:
а) местонахождение б) местопребывание в) ориентирование
15. Установите соответствие между названиями сторон горизонта и их видами:
СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА:
а) север
б) юго-восток
в) юг
г) северо-запад
ВИДЫ:
1) промежуточные
2) основные
16. Дополните утверждение:
Форма Земли ________________. Однако правильным шаром наша планета ___________________. Она слегка _______________________. Такую форму называют ____________________.
17. Дополните утверждение:
Планета наша одновременно совершает _______________________. Первое-движение Земли _____________________. По-другому оно называется _____________ или _______________. Второе-движение Земли __________________. Его называют ______________ или ______________.
18. Дополните утверждение:
Продолжительность года составляет ______________ и еще почти _______. За _____________________ эти дополнительные ___________ складываются в еще одни сутки. Именно поэтому каждые ____________________ в году не ______________, а _______.
19. Дополните утверждение:
а) Прошло немало ______________, прежде чем люди придумали простые, понятные всем ____________________ разных объектов на карте. Карты перестали быть _________________, а превратились в ______________, понять которые может любой _______________, который ________________.
20. Дополните утверждение:
Основные стороны горизонта-это _______, _________, ________, _______.
________________ направлением, которое человек научился определять, был __________. Заметил, где встает _____________-там и ______________. Противоположное ______________ направление -____________. Если встать лицом на ____________, то слева будет ___________, а справа ________.
Контрольный тест по географии 5 класс «Земля и ее изображение»
2 вариант
1. Какой ученый говорил: «Земля не может иметь никакой формы, кроме шара. Не может-и все тут!»:
а) Эратосфен б) Пифагор в) Аристотель г) Аристарх Самосский
2. Лунное затмение-это..:
а) когда луна закрывает солнце б) когда солнце закрывает луну
в) огромная тень земли, которую отбрасывает наша планета, когда оказывается между луной и солнцем
3. Исаак Ньютон установил, что формой Земли называется:
а) эллипсоид б) шар в) глобус г) овал
4. Что такое радиус Земли:
а) это условная линия от экватора до точки
б) это меридиан от северного полюса до южного
в) это расстояние от центра планеты до экватора
г) это расстояние от параллели до меридиана
5. Расстояние от центра планеты до экватора называется:
а) радиус Земли б) экваториальный радиус в) радиус планеты
г) полярный радиус
6. Движение Земли вокруг Солнца называется:
а) вокруг себя б) суточное в) осевое г) орбитальное
7. Линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца, называется:
а) ось б) экватор в) полюс г) меридиан д) орбита
8. Продолжительность года составляет:
а) 355 дней б) 365 дней в) 363 дня г) 367 дней
9. Экватор делит земной шар пополам на какие полушария:
а) северное б) восточное в) западное г) южное
10. Чертеж, изображающий на плоскости поверхность Земли в уменьшенном виде:
а) географическая схема б) географическая диаграмма
в) географическая карта г) географический график
11. Следствием годового вращения Земли является:
а) смена дня и ночи б) вулканическая активность в) солнечная активность г) смена времен года
12. Что обозначается на географической карте оттенками зеленого и желтого цвета:
а) горы б) равнины в) плоскогорья г) плато
13. Что обозначается на географической карте оттенками синего цвета:
а) моря и океаны б) горы и нагорья в) плато и плоскогорья г) равнины
14. Установите соответствие между названиями сторон горизонта и их видами:
СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА:
а) северо-восток
б) юго-запад
в) запад
г) восток
ВИДЫ:
1) основные
2) промежуточные
15. Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности, называется:
а) осадкомер б) компас в) флюгер
16. Дополните утверждение:
Поскольку Земля _____________________________, принято указывать _________ ее ____________: ______________ и ________________.
17. Дополните утверждение:
Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за ___________ или за ____________. Суточное вращение задает ритм ________________ и ______ всем обитателям нашей планеты.
18. Дополните утверждение:
________________-модель земного шара. Он наиболее правильно _______________ нашей планеты. На нем в очень уменьшенном виде изображены все имеющиеся на поверхности Земли ___________________: материки и океаны, ____________________________, _________________.
19. Дополните утверждение:
Есть карты, на которых уместились _____________, _____________ и даже вся поверхность Земли. На картах могут быть изображены и совсем __________________________, но зато очень подробно. Такие изображения называют ______________________ или ____________________________.
20. Дополните утверждение:
Лучшими картографами прошлого были __________________________.
С давних пор Существует традиция называть румбы по-голландски: север-____________, юг- ______________, восток- __________________, запад- _________________. Именно поэтому на некоторых компасах северное направление помечено буквой ________, а южное- _________.
Ключи:
1 вариант.
1. в
2. а
3. в
4. б
5. г
6. в
7. г
8. в
9. а
10. б
11. в
12. в,г
13. г
14. в
15. 1) б, г 2) а,в
16. близка к шарообразной, не является, приплюснута у полюсов, эллипсоидом
17. два движения, вокруг своей оси, суточным, осевым, вокруг солнца, годовым, орбитальным
18. 365 суток, 6 часов, четыре года, 6 часов, четыре года, 365 дней, 366
19. веков, способы изображения, рисунками, чертежи, умеет читать карту
20. север, юг, запад, восток, первым, восток, встает солнце, восток, запад, восток, север, юг
2 вариант.
1. б
2. в
3. а
4. в
5. б
6. г
7. д
8. б
9. а,г
10. в
11. г
12. б
13. а
14. 1)а, б 2) в,г
15. б
16. приплюснута у полюсов, два, радиуса, экваториальный, полярный
17. за 24 часа, сутки, бодрствования, сна
18. глобус, отображает форму, крупные объекты, острова и полуострова, моря и заливы
19. страны, материки, небольшие участки местности, топографическими картами, планами местности
20. голландцы, норд, зюйд, ост, вест, N,S
Тест по географии 5-6 класс на тему «Вращение Земли»
Вариант 1
1 В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси?
1) с запада на восток; 4) в зависимости от сезона го
2) в зависимости от времени 3) с востока на запад;
2 Угол наклона земной оси к плоскости ее орбиты равен:
1) 44, 50; 2) 23,50; 3) 66,50; 4) 33,50.
3. Путь, по которому Земля вращается вокруг Солнца,
называется:
1) траекторией; 2) орбитой; 3) кривой; 4) эллипсом.
4. Планета Земля имеет форму:
1) шара; 2) эллипса; 3) геоида; 4) овала.
5 Смена дня и ночи на Земле является следствием:
1) вращением Земли вокруг Солнца; 3) действия центробежных сил;
4) осевого вращения Земли. 2) действием приливных сил
6 Закончите предложение:
Точки пересечения воображаемой земной оси с
поверхностью Земли называются … .
Ответ: _______________________.
7 Установите правильную последовательность положения
планет Солнечной системы при движении от Солнца
1 Земля 2 Юпитер 3 Марс 4 Венера 5 Сатурн 6 Меркурий 7 Нептун 8 Уран
8 Какие утверждения о планетах Земной группы являются верными
1 находятся ближе к Солнцу; 5 состоят из твердого вещества;
2 имеют небольшие размеры 6 быстро вращаются вокруг оси.
3 имеют в строении газы и воду 7 медленно вращаются вокруг оси
4 имеют большие размеры 8 находятся дальше от солнца
9 Установите соответствие между природными явлениями
и датами их наступления:
ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ ДАТА НАСТУПЛЕНИЯ
1) летнее солнцестояние; А) 22 декабря;
2) весеннее равноденствие; Б) 22 июня;
3) зимнее солнцестояние; В) 23 сентября;
4) осеннее равноденствие. Г) 21 марта.
10 Осевое вращение Земли определяет:
1 смену времен года 2 смену дня и ночи 3 смену растительности 4 смену климата
11 Земля совершает один оборот вокруг своей оси примерно:
А) за 24часа Б) за год В) за месяц Г) за период обращения Луны
Тест на тему: Вращение Земли
Вариант 2
1 Осевое вращение Земли определяет:
1 смену времен года 2 смену дня и ночи 3 смену растительности 4 смену климата
2 Земля совершает один оборот вокруг своей оси примерно:
А) за 24часа Б) за год В) за месяц Г) за период обращения Луны
3 Гигантские скопления звезд во Вселенной называются…….
4 Объясните , от куда на нашей планете наблюдается високосный год?
5 Закончите предложение:
Точки пересечения воображаемой земной оси с
поверхностью Земли называются … .
Ответ: _______________________.
6 Установите правильную последовательность положения
планет Солнечной системы при движении от Солнца
1 Земля 2 Сатурн 3 Марс 4 Венера 5 Юпитер 6 Меркурий 7 Нептун 8 Уран
7 Какие утверждения о планетах – гигантах являются верными
1 находятся ближе к Солнцу; 5 состоят из твердого вещества;
2 имеют небольшие размеры 6 быстро вращаются вокруг оси.
3 имеют в строении газы и воду 7 медленно вращаются вокруг оси
4 имеют большие размеры 8 находятся дальше от солнца
8Установите соответствие между природными явлениями
и датами их наступления:
ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ ДАТА НАСТУПЛЕНИЯ
1) летнее солнцестояние; А) 22 декабря;
2) весеннее равноденствие; Б) 22 июня;
3) зимнее солнцестояние; В) 23 сентября;
4) осеннее равноденствие. Г) 21 марта.
9. Путь, по которому Земля вращается вокруг Солнца,
называется:
1) траекторией; 2) орбитой; 3) кривой; 4) эллипсом.
10. Планета Земля имеет форму:
1) шара; 2) эллипса; 3) геоида; 4) овала.
11 Закончите предложение:
Точки пересечения воображаемой земной оси с
поверхностью Земли называются … .
Ответ: _______________________.
Какие процессы являются следствием осевого вращения Земли
Все планеты движутся во Вселенной. Эти движения обусловлены разными физическими воздействиями на космические тела и имеют сложную природу. Земля также совершает множество движений, которые можно проанализировать и разложить на разные составляющие.
…
Эти движения можно классифицировать в масштабах:
- Вселенной,
- Галактики,
- Солнечной системы,
- общего с Луной центра масс,
- Земли.
Галактика, в которой находится Солнечная система, называется Млечный путь. Учёные предполагают, что эта галактика вращается вокруг центра Вселенной вместе с другими галактиками. Вокруг центра Млечного пути вращается Солнечная система со всеми объектами, в том числе с Землёй, и этот путь она совершает за один галактический год, который составляет примерно 230 миллионов лет.
При переходе на ещё меньший масштаб, обнаружится, что наша планета совершает путь вокруг Солнца. Кроме того, Земля вместе с Луной вращаются вокруг их общего центра масс, который находится не в центре земного шара, а близко к его поверхности. Из-за этого наша планета по орбите движется по слегка спиралевидному пути, если наблюдать со стороны, а не с Земли. Все эти виды движений незаметны или малозаметны для землян.
Скорость вращения
Можно сказать, что вращение тела обладает двумя скоростями, в зависимости от того, какой системой измерений пользоваться:
- линейной,
- угловой.
Если измерять скорость вращения как расстояние, которое проходит точка за определённое время, то чем дальше точка расположена от воображаемой оси вращения, тем выше у неё будет скорость. И чем точка ближе к оси, тем ниже её скорость. Эта скорость называется линейной. В точках оси — скорость равна нулю.
Но если скорость вращения измерять в градусах, то любая точка на поверхности тела или внутри него будет двигаться с одинаковой скоростью, независимо от того, далеко она расположена от оси или близко. Скорость вращения, измеряемая в градусах, называется угловой.
Можно измерять скорость вращения Земли с помощью наблюдения за перемещением двух предметов на поверхности, находящихся на одном меридиане, но в разных широтах. Допустим, предмет, А будет на экваторе, а предмет Б — в северной широте. Вследствие этого обнаружится, что предмет, А относительно оси планеты проделал расстояние за единицу времени большее, чем предмет Б. Это значит, что предмет, А двигался быстрее предмета Б.
Но если измерять угловую скорость в градусах по одним и тем же предметам или меткам, то угловая скорость у них будет одинаковой, так как они повернутся относительно оси планеты на один и тот же угол за определённый отрезок времени. Для исследования многих природных явлений, таких как, например, сила Кориолиса, необходимо использовать линейный способ измерения скорости вращения.
У Земли максимальной линейной скоростью вращения будет обладать поверхность в районе экватора, и эта скорость составляет 465 м/с или 1674 км/час. Чем ближе точка на поверхности земного шара к любому из полюсов, тем ниже будет скорость. На полюсах линейная скорость вращения равна нулю, так как эти точки находятся на воображаемой оси.
Смена времени суток
Самым заметным для жителей Земли обстоятельством и основным географическим следствием осевого вращения нашей планеты является смена времён суток, а для землян, живущих на определённом расстоянии от экватора — ещё и времён года.
День и ночь сменяются потому, что параллельные лучи света от Солнца одновременно падают только на одну сторону планеты. Противоположная сторона Земли находится в тени. Это значит, что на повёрнутой к светилу стороне будет день, а на обратной — ночь. Если бы земной шар постоянно был повёрнут только одной стороной к Солнцу, то на освещённой стороне была бы температура около +100° C, вся вода должна была бы испариться, а на тёмной стороне поверхность планеты была бы под слоем льда. Условия на обеих сторонах Земли в этом случае были бы непригодны для жизни.
Вследствие ритмичности смены дня и ночи, времён года, а, значит, световых и температурных режимов, на Земле всё живое подчиняется определённым биоритмам. При этом ритмическим изменениям подвержены не только все растения и животные, но и неживая природа.
Земля вращается по своей оси против часовой стрелки, если смотреть со стороны Полярной звезды, а именно — с северной стороны. А если точка наблюдения — со стороны экватора, когда Северный полюс вверху, то планета вращается слева направо или с запада на восток.
В связи с вращением Земли вокруг оси, используется понятие суток. Но сутки бывают разными:
- звёздными,
- солнечными,
- средними солнечными.
Звёздные сутки используются для астрономических исследований и наблюдений. Солнечные сутки — это период вращения Земли вокруг своей оси относительно Солнца. Они могут отличаться по продолжительности, поэтому для измерения времени в повседневной жизни используются средние солнечные сутки, которые длятся 24 средних солнечных часа и длиннее звёздных суток на 4 минуты.
Часовые пояса
С развитием коммуникаций между разными частями света, для удобства и безопасности были придуманы часовые пояса. Больше всего такая унификация была востребована с целью исключения путаницы и аварий на железной дороге.
Точное измерение времени с помощью часовых поясов стали использовать в 19-м веке. Первым, кому эта идея пришла в голову, был английский доктор Уильям Хайд Волластон. Земную поверхность условно разбили на 24 сектора, перпендикулярных экватору, каждый из которых составляет 15 градусов, а все вместе они определяют суточный цикл. Каждому поясу присвоено своё время (с разницей от соседнего в один час). При этом, чем западнее расположен пояс, тем больше отстаёт время.
При несовпадении границ часового пояса с государственными или административными очертаниями, их для удобства подстраивают под местность. Поэтому границы часовых поясов не всегда прямые. Их отсчёт начинается с нулевого, расположенного на Гринвичском меридиане. Этот пояс указывает всемирное время.
Смена времён года
Ось Земли относительно плоскости орбиты, по которой планета движется вокруг Солнца, находится не перпендикулярно, а под углом. Из-за этого на поверхность планеты в разных её участках попадает неравномерное количество тепла от Солнца.
Когда Земля находится на орбите по одну сторону от Солнца, она наклонена осью так, что обращена к светилу Северным полюсом, но, переместившись по орбите на противоположную сторону от Солнца, планета будет наклонена Южным полюсом. Это означает, что, в первом случае, лето будет в Северном полушарии, а в Южном — зима. Во втором случае, в Северном полушарии будет зима, а в Южном — лето. В промежуточных положениях Земли на орбите на её полушариях будут осень и весна.
Если бы ось Земли была перпендикулярна плоскости её орбиты, то времён года не было бы, так как Северное и Южное полушария всегда получали бы днём одинаковую порцию света и тепла.
Отклонение падающих тел
Все объекты, находящиеся на поверхности Земли, двигаются вместе с ней на одинаковой линейной скорости, вызванной вращением планеты вокруг своей оси. Чем дальше от оси будет предмет, двигающийся вместе с планетой, тем выше будет его скорость. Чем выше над поверхностью объект, тем с большей линейной скоростью он движется вместе с Землёй вокруг её оси.
Предметы, брошенные с большой высоты, изначально двигаются вместе с Землёй и падают на землю, слегка сместившись на восток. Это происходит по причине инерции, которую сохраняет брошенный с высоты предмет. Он сохраняет скорость, которая у него была на высоте. Эта скорость всегда выше, чем на поверхности Земли. Во время падения эта скорость, направленная на восток, перпендикулярна скорости падения.
В итоге предмет падает не вертикально, а чуть восточнее. На полюсах этого эффекта не будет, по причине отсутствия линейной скорости движения. Самолёт или другой летательный аппарат не годятся для проведения такого опыта, так как они не жёстко связаны с поверхностью земли и двигаются с ней не синхронно. Для этого лучше подойдут вышка или высокое здание.
Маятник Фуко
Этот эксперимент — простейший и наглядный тест на осевое вращение Земли.
По закону физики, плоскость траектории качающегося маятника находится всегда в одном положении по отношению к Мировому пространству. Но, если проследить за маятником в течение суток, станет очевидно, что направления его качаний постоянно меняются. Это происходит по причине вращения планеты вокруг собственной оси.
Этот маятник впервые использовал в своём эксперименте французский учёный Жан Фуко, в честь которого и был назван инструмент.
Сжатие Земли с полюсов
Во время вращения возникает центробежная сила, что не представляет исключения в случае с планетами. Таким образом, под действием центробежной силы, действующей перпендикулярно оси особенно сильно в районе экватора, наша планета в течение долгого времени приобрела форму эллипсоида (шара, сплюснутого с полюсов).
Влияние гравитации Луны
Естественный спутник Земли оказывает влияние не только на земную поверхность, но и на слои, пролегающие под ней. Это происходит под действием силы тяготения или гравитации. Больше всего гравитация Луны видна на поверхности Мирового океана. Земная вода притягивается спутником и образует волну, которая следует за Луной. Спутник движется вокруг Земли в противоположном направлении вращению нашей планеты по оси. И, так как вращение земного шара вокруг оси быстрее движения спутника вокруг Земли, приливная волна движется не с востока на запад, как движется Луна, а с запада на восток.
Эта противоположность движений способствует постепенному замедлению вращения обоих небесных тел. Луна всегда расположена по отношению к Земле одной стороной. Учёные утверждают, что в далёком будущем это же произойдёт и с нашей планетой, то есть оба небесных тела будут направлены по отношению друг к другу одной из своих сторон и продолжат вращаться вокруг своего общего центра масс.
Сила Кориолиса
Тело, совершающее прямолинейное движение во вращающейся среде, отклоняется в сторону, относительно этой среды. Такая вращающаяся среда называется неинерциальной системой координат. Подобной системой является Земля. Если среда вращается по часовой стрелке, то тело, движущееся в данной системе, будет отклоняться влево, относительно среды. При вращении неинерциальной системы против часовой стрелки, тело отклоняется вправо.
На примере это будет выглядеть так: если из пушки, которая находится на Северном полюсе, выстрелить ядром в направлении экватора, то для наблюдателя, находящегося на Земле, ядро начнёт постепенно отклоняться вправо. Это происходит потому, что планета двигается, вращаясь вокруг оси, и, пока ядро летит, она успевает повернуться. Если наблюдатель находится не на Земле, то есть не движется вместе с ней, то движение ядра будет прямолинейным.
В Южном полушарии подобное отклонение движущихся тел будет происходить влево, так как, если смотреть со стороны Южного полюса, планета вращается вокруг оси по часовой стрелке.
Этот эффект называется силой Кориолиса. Он назван по имени французского учёного, открывшего феномен. Примечательно то, что этот принцип действует при любом направлении тела по земной поверхности. Если стрельнуть ядром из пушки, стоящей на экваторе, в сторону Северного полюса, то снаряд для наблюдателя, находящегося на Земле, будет отклоняться вправо, точно так же, как при обратном направлении, то есть при стрельбе с Северного полюса на экватор.
При стрельбе с экватора на Южный полюс, снаряд отклонится влево, как при стрельбе с Южного полюса на экватор. Этот эффект наблюдается, благодаря инерции ядра, направленной в сторону вращения планеты. В начале движения снаряд находился на экваторе (в земной точке с самой высокой скоростью, возникающей вследствие осевого вращения). По мере движения ядра к полюсу, оно пролетает над точками земной поверхности, которые движутся медленнее экватора, а, значит, и бокового движения ядра, сохраняющегося из-за инерции. Таким образом, ядро постепенно «обгоняет» земную поверхность в боковом направлении и отклоняется в сторону.
Сила Кориолиса всегда действует перпендикулярно движению предмета. Эта сила действует не только на тела, движущиеся по направлению меридианов, но и в любых других направлениях, независимо от того, в какую сторону происходит движение.
Силу Кориолиса не совсем корректно называть силой, так как она, на самом деле, сама по себе никуда никого не тянет. Этот эффект строго относителен и существует только в неинерциальной системе.
А вот последствия этого эффекта вполне ощутимы. Например, вследствие силы Кориолиса, на планете образуются циклоны. Воздух из зон высокого давления стремится в области с низким давлением и сила Кориолиса отклоняет воздушные массы относительно движущейся поверхности вправо или влево, в зависимости от полушария. Поэтому циклоны закручиваются против часовой стрелки в Северном полушарии, а в Южном — по часовой.
Сила Кориолиса действует на реки и их русла. В Северном полушарии обычно правые берега рек более крутые и подмыты водой, которая утягивается вращающейся планетой вправо, в Южном — наоборот, левые.
На железнодорожные рельсы также оказывает воздействие данная сила. Правые рельсы одноколейных дорог в Северном полушарии будут изнашиваться больше, так как поезд утягивает вправо. В Южном полушарии больше изнашиваются левые рельсы.
Таковы общие следствия вращения нашей планеты вокруг оси, которые, в свою очередь, влияют на огромное количество обстоятельств и событий как на Земле, так и вокруг неё. Аналогичная тема раскрывается в учебнике по географии «Осевое вращение земли» 5 класс.
Виды движения Земли и их последствия
Наша планета совершает несколько видов движения одновременно:
- вокруг своей оси — смена дня и ночи (полное вращение происходит за 23 часа 56 минут и 4 секунды)
- по орбите вокруг Солнца — смена времен года (полное вращение происходит за 365 дней и 6 часов)
- со всей Солнечной системой — вокруг центра Галактики,
- вокруг центра Вселенной.
Кроме этого, Земля совершает движение вместе со своим естественным спутником — Луной — вокруг общего центра их масс. Этих движений мы не чувствуем, поскольку движемся вместе с Землей, и по отношению к нам она остается неподвижной.
Земля, подобно другим планетам, движется вокруг Солнца. Этот путь Земли называется орбитой. Орбита Земли — эллипс, близкий к кругу, в одном из фокусов которого находится Солнце.
Расстояние от Земли до Солнца меняется в течение года от 147 млн км — в перигелии (в январе) — до 152 млн км — в афелии (в июле). Длина орбиты более 980 млн км.
Скорость движения Земли по орбите вокруг Солнца — 29,76 км/с. Этот путь Земля преодолевает за 365 суток и 6 часов, поэтому длительность обычного года составляет 365 суток, а «лишние» часы каждые четыре года составляют дополнительные сутки 29 февраля. Такой год длится 366 суток и называется високосным. Високосный год должен без остатка делиться на 4, по этому признаку его легко распознать.
Земная ось постоянно наклонена к плоскости орбиты Земли под углом 66,5 °. Поэтому при движении по орбите Северное и Южное полушария освещаются Солнцем неравномерно.
Угол падения солнечных лучей в Северном полушарии самый большой в июне, а наименьший — в декабре. В Южном полушарии — все наоборот. Поэтому поверхность Земли нагревается неравномерно, поскольку нагрев во многом зависит от угла падения солнечных лучей.
Когда 22 июня Солнце в зените (над головой) над Северным тропиком, то Северное полушарие получает больше тепла, здесь — лето.
Когда 22 декабря Солнце в зените над Южным тропиком, поэтому Северное полушарие получает меньше тепла, тогда здесь — зима.
Дважды в год, 21 марта и 23 сентября, на экваторе, который разделяет два полушария, наблюдается отвесное поступления солнечных лучей (солнце в зените). В это время оба полушария прогреваются одинаково, поэтому и наблюдаются переходные времена года — весна и осень.
Характерные положения Земли на околосолнечной орбите
Дата |
22 июня |
23 сентября |
22 декабря |
21 марта |
Местонахождение Солнца в зените |
Северный тропик |
Экватор |
Южный тропик |
Экватор |
Продолжительность дня в Северном полушарии |
День длиннее ночи
|
День равняется ночи
|
День короче ночи |
День равняется ночи |
Полярный день |
За Северным полярным кругом |
— |
За Южным полярным кругом |
— |
Положение Солнца в Северном полушарии |
Летнее солнцестояние |
Осеннее равноденствие
|
Зимнее солнцестояние |
Весеннее равноденствие |
Положение Солнца в Южном полушарии |
Зимнее солнцестояние |
Весеннее равноденствие |
Летнее солнцестояние |
Осеннее равноденствие |
Движение Земли по орбите и наклон ее оси вращения приводят к регулярной сменые времен года и существованию поясов освещения (тепловых поясов), которые являются основой климатической зональности и природной зональности вообще.
Тропики и полярные круги разграничивают поверхность Земли на пять поясов освещения, или тепловых поясов — территории, которые отличаются между собой высотой полуденного стояния Солнца над горизонтом, продолжительностью дня и, соответственно, температурными условиями.
Жаркий пояс лежит между тропиками. В его пределах Солнце два раза в год бывает в зените, на тропиках — по одному разу в год, в дни солнцестояний (и этим они отличаются от всех параллелей). В этом поясе продолжительность дня и ночи мало отличается. Жаркий пояс занимает около 40% земной поверхности.
Умеренные пояса (северный и южный) расположены между тропиками и полярными кругами. Солнце в них никогда не бывает в зените. В течение суток обязательно происходит смена дня и ночи, причем продолжительность их зависит от широты и времени года. У полярных кругов (от 60 ° до 66,5 °) летом наблюдаются светлые, так называемые «белые ночи с сумеречным освещением за счет слияния вечерней звезды с утренней, так как Солнце ненадолго и недалеко заходит за горизонт. Пло-ща умеренных поясов составляет 52% земной поверхности.
Холодные пояса (северный и южный) — к северу от северного и южнее южного полярных кругов. Они отличаются наличием полярных дней и ночей, продолжительность которых увеличивается от одних суток — на полярных кругах — до полугода — на полюсах. Площадь холодных поясов — 8% земной поверхности.
Ось Земли — это воображаемая линия, вокруг которой вращается Земля.
В результате этого вращения на Земле происходит смена дня и ночи, поскольку Солнце освещает только одну сторону Земли.
Сутки — это промежуток времени, за который Земля совершает полный оборот вокруг своей оси. Такой оборот наша планета совершает за 23 ч 56 мин 4 с (для удобства считают, что в сутках 24 часа). В разных точках поверхности Земли ско-кость вращения разная. Максимальной она на экваторе — воображаемой линии, равноудаленной от полюсов, а на полюсах равна нулю. Столица Украины — Киев — вращается вокруг земной оси со скоростью примерно 260 м/с.
Важным следствием осевого вращения Земли является отклонения потоков, движущихся горизонтально (ветров, морских течений и т.п.), от их первоначального направления: в северном полушарии — вправо, в южной — влево (это результат воздействия одной из сил инерции, названной силой Кориолиса в честь французского ученого, который первым объяснил это явление). По закону инерции всякую плоть, ру-хаеться, стремящийся сохранить неизменными направление и скорость своего движения в пространстве.
Отклонение — результат того, что тело участвует как в поступательном, так и во вращательном движении. Поскольку сила Кориолиса, действующая на тело, пропорциональна синусу географической широты его местонахождения, на экваторе отклонение равно нулю. По мере приближения к полюсам отклонения нарастает и становится крупнейшим у полюсов.
Вращение Земли вокруг своей оси и связанное с ним изменение дня и ночи создает суточную ритмику живой и неживой природы. Суточный ритм главным образом связан со световыми и температурными условиями. Общеизвестны суточный ход температуры, дневной и ночной бризы т.д.. Очень ярко проявляется суточный ритм живой природы. Известно, что фотосинтез возможен только днем, что много цветов распускаются в разное время. Животные делятся на ночных и тех, которые становятся активными днем. Жизнь человека тоже протекает в суточном ритме. Суточное вращение Земли вызывает изменение приливов и отливов.
См. также:
Географическое познание Земли в эпоху Великих географических открытий
Географическое познание Земли в эпоху Нового времени
Географческое познания Земли в Древнюю эпоху
География в Новейшее время и современные географические исследования
Земля в космическом пространстве
Развитие представлений о форме и размерах Земли
«Полугодовая контрольная работа по географии 5 класс»
Контрольная работа по географии в 5 классе за первое полугодие
по темам «Наука география», «Земля и ее изображения», «История географических открытий»
Разработала учитель географии МБОУ Высочинской ООШ
Черник А.С.
Пояснительная записка.
Контрольная работа предназначена для оценки уровня общеобразовательной подготовки по географии учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений, изучающих школьный курс географии на базовом уровне.
Цель контрольной работы: закрепить и обобщить полученные знания по темам «Наука география», «Земля и ее изображения», «История географических открытий»
Задача проводимой контрольной работы – проверить географические знания на базовом, повышенном и высоком уровне, а так же способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих изученным разделам курса географии в 5 классе («Наука география», «Земля и ее изображения», «История географических открытий»)
Часть А содержит 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных (надо обвести кружком букву, соответствующую верному ответу). – 1 балл за каждый правильный ответ.
Часть Б содержит 4 задания: установление соответствия (полученный ответ надо записать в отведенном для этого месте) – 4 балла за каждый правильный ответ.
Рекомендуемая оценка работ:
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
1 – 9 баллов | 10-14 баллов | 15-18 баллов | 19-21 баллов |
Вариант 1
Фамилия, имя ________________________________________________________________________.
ЧАСТЬ А
1.Первым ввел термин «география»:
А – Пифагор.
Б – Эратосфен.
В – Аристотель.
Ответ: ________.
2.Следствием вращения Земли вокруг Солнца является:
А — смена времен года.
Б — смена дня и ночи.
В — солнечная активность.
Ответ: ________.
3. 4. Карта – это:
А — модель Земли.
Б — модель Солнца.
В — плоский чертеж земной поверхности.
Ответ: ________.
4. Одним из известнейших исследователей Древней Греции был ученый, который в 355 г. до н.э. пересек Гибралтарский пролив, достиг Британских островов, Скандинавского полуострова, Исландии и достиг северного Полярного круга.
А — Геродот.
Б – Пифей.
В – Марко Поло.
5. Первым из европейцев, совершившим путешествие в Китай, является:
А — Марко Поло.
Б – Афанасий Никитин..
В – Васко да Гама.
Ответ: ________.
6. Книга «Хождение за три моря» описывает путешествия:
А- Марко Поло. Б- Афанасия Никитина. В- Генриха Мореплавателя.
7. Воображаемая линия, находящаяся на уровне глаз наблюдателя на открыто местности называется ….
А) линией горизонта.
Б) экватором.
В) земной осью.
Первые предположения о шарообразности Земли были выдвинуты в …..
А) Древнем Китае.
Б) Древней Руси.
В) Древней Индии.
Первым ученым, выдвинувшим гипотезу о шарообразности Земли, был ….
А) Птолемей.
Б) Пифагор.
В) Пифей.
10. Дополните утверждения:
Ориентирование – это _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Компас – это __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Географическая карта – это ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть Б:
Установите соответствие между названием метода исследования и утверждением, его характеризующим.
| А) основан на графическом представлении информации. |
| Б) основан на обобщении результатов наблюдений. |
| В) основан на дистанционном изучении поверхности Земли. |
Ответ поместите в таблицу:
Расставьте планеты Солнечной системы по мере увеличения расстояния от них до Солнца. Запишите полученную последовательность.
Сатурн.
Нептун.
Меркурий.
Земля.
Марс.
Юпитер.
Уран.
Венера.
Ответ: _______________________________________________.
Кто на каком судне путешествовал. Соотнесите цифру и букву
1 — Кон-Тики | А — Х. Колумб |
2 — Санта-Мария | Б — Тур Хейерда́л |
3 — Финикийский корабль | В — финикийцы |
Ответ поместите в таблицу:
Расставьте путешествия в хронологическом порядке.
А) путешествие Васко да Гамы вокруг Африки в Индию.
Б) хождение за три моря Афанасия Никитина.
В) первое кругосветное плавание экспедиции под руководством Фернана Магеллана.
Ответ: _______________________________________________.
Вариант 2
Фамилия, имя ________________________________________________________________________.
ЧАСТЬ А
Основоположником науки географии является:
А — Пифей
Б — Геродот
В – Аристотель
Ответ: ________.
Какой из перечисленных методов исследования был недоступен древним ученым?
А — описательный
Б — картографический
В — космический
Ответ: ________.
Следствием осевого вращения Земли является
А — смена времен года
Б — смена дня и ночи
В — солнечная активность
Ответ: ________.
Земля это:
А — шар
Б — эллипсоид
В – круг
Ответ: ________.
Египетский фараон Нехо II поручил финикийцам узнать, велика ли страна Ливия (Африка). Их плавание вокруг Африки длилось:
А — 3 года
Б — 5 лет
В — 1 год
Ответ: ________.
Как назывался плот на котором Тур Хейерда́л и его команда доказали теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами.
А — Санта-Мария
Б — Кон-Тики
В — Коста-Рика
Ответ: ________.
Первым из европейцев, совершившим путешествие в Китай, является
А – Марко Поло.
Б – Афанасий Никитин.
В — Васко да Гама.
Ответ: ________.
Первые предположения о шарообразности Земли были выдвинуты в …..
А) Древнем Китае.
Б) Древней Руси.
В) Древней Индии. Ответ: ________.
Первым ученым, выдвинувшим гипотезу о шарообразности Земли, был ….
А) Птолемей.
Б) Пифагор.
В) Пифей.
Ответ: ________.
10. Дополните утверждения:
Ориентирование – это ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Компас – это __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Географическая карта – это ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧАСТЬ Б
Кто на каком судне путешествовал. Соотнесите портрет путешественника с его судном
2.3.
аб.в.
Ответ поместите в таблицу:
Установите соответствие между именем ученого и сделанным им географическим открытием.
1 | Пифагор | а | вычислил размеры Земли |
2 | Аристотель | б | выдвинул гипотезу о шарообразности Земли |
3 | Эратосфен | в | предложил доказательства о шарообразности Земли. |
1.
2.
3.
Установите соответствие между понятием и относящимся к нему определением.
1.
2.
3.
4.
1 | орбита | а | условная линия, разделяющая Землю на Северное и Южное полушария. |
2 | полюс | б | форма Земли |
3 | экватор | в | точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения. |
4 | эллипсоид | г | линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца. |
Установите соответствие между сторонами горизонта и ее видом.
1 | север | а | основная |
2 | северо-запад | б | промежуточная |
3 | юго-юго-восток | ————— | |
4 | запад |
А.-
Б. –
Наука о Земле и космосе — Наука 5-го класса
Если вы считаете, что контент, доступный через Веб-сайт (как определено в наших Условиях обслуживания), нарушает или другие ваши авторские права, сообщите нам, отправив письменное уведомление («Уведомление о нарушении»), содержащее в информацию, описанную ниже, назначенному ниже агенту. Если репетиторы университета предпримут действия в ответ на ан Уведомление о нарушении, оно предпримет добросовестную попытку связаться со стороной, которая предоставила такой контент средствами самого последнего адреса электронной почты, если таковой имеется, предоставленного такой стороной Varsity Tutors.
Ваше Уведомление о нарушении прав может быть отправлено стороне, предоставившей доступ к контенту, или третьим лицам, таким как в качестве ChillingEffects.org.
Обратите внимание, что вы будете нести ответственность за ущерб (включая расходы и гонорары адвокатам), если вы существенно искажать информацию о том, что продукт или действие нарушает ваши авторские права. Таким образом, если вы не уверены, что контент находится на Веб-сайте или по ссылке с него нарушает ваши авторские права, вам следует сначала обратиться к юристу.
Чтобы отправить уведомление, выполните следующие действия:
Вы должны включить следующее:
Физическая или электронная подпись правообладателя или лица, уполномоченного действовать от их имени; Идентификация авторских прав, которые, как утверждается, были нарушены; Описание характера и точного местонахождения контента, который, по вашему мнению, нарушает ваши авторские права, в \ достаточно подробностей, чтобы позволить репетиторам университетских школ найти и точно идентифицировать этот контент; например нам требуется а ссылка на конкретный вопрос (а не только на название вопроса), который содержит содержание и описание к какой конкретной части вопроса — изображению, ссылке, тексту и т. д. — относится ваша жалоба; Ваше имя, адрес, номер телефона и адрес электронной почты; а также Ваше заявление: (а) вы добросовестно считаете, что использование контента, который, по вашему мнению, нарушает ваши авторские права не разрешены законом, владельцем авторских прав или его агентом; (б) что все информация, содержащаяся в вашем Уведомлении о нарушении, является точной, и (c) под страхом наказания за лжесвидетельство, что вы либо владелец авторских прав, либо лицо, уполномоченное действовать от их имени.
Отправьте жалобу нашему уполномоченному агенту по адресу:
Чарльз Кон
Varsity Tutors LLC
101 S. Hanley Rd, Suite 300
St. Louis, MO 63105
Или заполните форму ниже:
Влияние революции и вращения на климат и погоду
Обновлено 22 ноября 2019 г.
Дэвид Барбер
Вращение Земли заставляет день превращаться в ночь, в то время как полное вращение Земли вызывает лето. стать зимой.
В совокупности вращение и вращение Земли вызывают нашу ежедневную погоду и глобальный климат, влияя на направление ветра, температуру, океанские течения и осадки.
Погода и климат
Непосредственные условия атмосферы — температура, давление, влажность, осадки, облачность и ветер — в данном месте и времени — вот что создает местную погоду.
С другой стороны, климат — это долгосрочное изменение атмосферы, основанное на анализе метеорологических данных за не менее 30 лет.Два фактора, которые наиболее сильно влияют на климат и погоду, — это температура и осадки.
Эффекты вращения Земли: Общая информация
Поскольку Земля вращается вокруг Солнца, ее ось наклонена от перпендикуляра к плоскости эллипса на ~ 23,45 градуса. Именно по этой оси Земля вращается каждые 24 часа. Поскольку ось наклонена, эффекты вращения Земли различны для разных частей земного шара.
Некоторые области наклонены к солнцу или от него в разное время года.Этот наклон порождает четыре сезона в году. Этот наклон также создает противоположные сезоны в Северном и Южном полушариях.
Эффекты вращения Земли: Времена года
Времена года на Земле обусловлены не расстоянием от Солнца, а, скорее, наклоном оси Земли. Летом теплее зимы, потому что солнечные лучи светят ярче, чем зимой, а также потому, что дни длиннее, чем ночи. Зимой солнечные лучи падают на Землю под более крутым углом, в результате чего дни становятся короче.
Равноденствия — это дни, в которые день и ночь имеют одинаковую продолжительность, а солнцестояние — это дни, когда солнце достигает самых крайних северных и южных склонений, создавая как самый короткий, так и самый длинный день в году.
Примечание о наклоне
Было упомянуто, что наклон земной оси в сочетании с вращением Земли вызывает смену времен года в том виде, в каком мы его знаем. В настоящее время угол наклона составляет примерно 23,5 градуса.
Однако известно, что угол / градус этого наклона со временем меняется. Он может составлять максимум 24 градуса и минимум 22,5 градуса.
Когда Земля достигает этого минимального угла, она погружает Землю в ледниковый период. Этот цикл наклона, также известный как колебание Земли, происходит в 40 000-летних циклах, что приводит к периодическим ледниковым периодам, которые случаются раз в 100 000 лет.
Итак, именно благодаря особому наклону, на котором мы сейчас находимся, в сочетании с вращением Земли вокруг Солнца, которое приводит к временам года и изменениям температуры, которые мы испытываем.
Эффекты вращения Земли
Когда Земля вращается вокруг своей оси, это предотвращает движение воздушных потоков по прямой к северу и югу от экватора.
Вместо этого это приводит к одному из эффектов вращения Земли: эффекту Кориолиса . Это отклоняет ветер вправо в Северном полушарии и влево в Южном полушарии.
Между 30 и 60 градусами широты ветры, движущиеся к полюсам, изгибаются на восток, образуя преобладающие западные ветры, которые ответственны за многие изменения погоды в Соединенных Штатах и Канаде.
Ветровые течения
Глобальная циркуляция воздуха и эффект Кориолиса переносят теплый воздух из низких широт и холодный воздух из высоких широт, когда ветер перемещается от высокого давления к низкому. Эти глобальные пояса ветра и давления важны для климата Земли и определяют местный географический характер осадков и температуры.
Тем не менее, для небольших местных погодных систем, таких как грозы, ветер будет течь напрямую от высокого давления к низкому, и на него не влияет эффект Кориолиса.
Что заставляет Землю вращаться вокруг своей оси каждый день?
Это статья из серии для детей «Любопытные дети». В беседе детей просят присылать вопросы, на которые им нужен эксперт. Приветствуются все вопросы — серьезные, странные или дурацкие!
Что заставляет Землю вращаться вокруг своей оси каждый день? — Рид, 5 лет, Мельбурн.
Чтобы ответить на этот непростой вопрос, мы должны оглянуться назад во времени, когда Земля родилась, 4.5 миллиардов лет назад. Мы должны спросить: почему Земля вообще начала вращаться?
Когда наша Солнечная система образовалась из газового облака, называемого туманностью, из-за силы тяжести образовалось много пыли и газа. Пыль и газ уже двигались по кругу. Когда все это собралось вместе, чтобы сформировать Солнце и планеты, эти новые объекты начали вращаться, а затем вращаться быстрее.
Подробнее: Любопытные дети: Почему у нас трескаются уши?
Как ускорилось отжим
Когда вы делаете вращающийся объект более компактным, он вращается быстрее.Это похоже на то, как фигуристка или балерина кладут руки на руки, когда хотят вращаться быстрее.
Итак, когда все камни в скоплении пыли и газа начали собираться вместе, это ускорило вращение Земли.
Мы рассмотрели, что заставило Землю вращаться и что заставило ее набрать скорость. Но почему держит крутится ?
Почему вращение продолжается
Теоретически, вращающийся объект будет продолжать вращаться вечно, если вы не добавите энергии или не уберете ее.
Представьте себе волчок. Вы, , добавили к нему энергии, начав вращение рукой. В конце концов, он останавливается, потому что земля, на которой он вращается, забирает энергию от вершины игрушки посредством трения.
Трение — это когда что-то трется или волочится по объекту и забирает энергию. Приходилось ли вам когда-нибудь снижать скорость при спуске, волоча ногу по земле? Это трение.
В игрушке-спиннере не так много трения.Вот почему они могут так долго крутиться.
Но, в конце концов, даже воздух вокруг вас может вызвать трение и замедлить волчок или спиннер.
Назад на Землю
А теперь представьте себе Землю, плывущую в космосе. Он будет продолжать вращаться, если его что-то не замедлит. Чтобы замедлить вращающуюся Землю, потребуется МНОГО энергии, потому что она такая большая.
Он не вращается на земле, поэтому земля не замедлит его. Вне нашей атмосферы нет воздуха, который мог бы его замедлить.Вот почему Земля очень долго продолжала вращаться.
Подробнее: Любопытные дети: будет ли Вселенная расширяться вечно или сжиматься в условиях большого кризиса?
Однако некоторые вещи и замедляют Землю или могут изменить ее вращение в будущем.
Вы могли слышать, что Луна вызывает волны и приливы в наших океанах. Из-за этого Земля очень медленно замедляется (примерно на 1 секунду каждые 50 000 лет).В результате Луна тоже медленно удаляется от нас.
Когда Земля и Луна были совсем новыми, Луна была намного ближе (на самом деле считается, что Луна когда-то была частью Земли, но они распались во время взрывного столкновения с огромным астероидом).
Откуда мы это знаем? Что ж, ученые, исследующие горные породы, поняли, что раньше в году было намного больше дней. В эпоху динозавров сутки составляли 22 часа, а не 24 часа, как сегодня.
Гравитация Солнца также заставляет Землю немного замедляться.И если астероид или комета ударится о Землю, это может ускорить нас, замедлить или даже сбить с ног (ученые считают, что это может быть то, что случилось с Ураном, который на самом деле находится на его стороне — по вертикальным полосам видно, что облака создают, а не горизонтальные, которые вы видите на Земле, Юпитере и Сатурне).
Вот еще несколько интересных фактов о вращении планет:
У всех планет разная продолжительность светового дня. День Меркурия составляет около 59 земных дней, а день Юпитера — всего 10 земных часов.
У Венеры самый длинный день (если вы определяете день как один полный оборот) из почти 117 земных дней. На самом деле он вращается в направлении, противоположном всем остальным планетам, кроме Урана.
Эти различия в продолжительности дня обусловлены тем, как планеты были образованы и что в них попало, когда они были очень молоды.
Здравствуйте, любопытные ребята! У вас есть вопрос, на который вы хотите дать ответ эксперта? Попросите кого-нибудь из взрослых прислать нам свой вопрос.Они могут:
* Отправьте свой вопрос по адресу [email protected]
* Сообщите нам в Твиттере
_Пожалуйста, сообщите нам свое имя, возраст и город, в котором вы живете. Если хотите, вы также можете отправить аудиозапись своего вопроса. Отправляйте сколько угодно вопросов! Мы не сможем ответить на все вопросы, но сделаем все, что в наших силах.
Ось| Национальное географическое общество
Ось — это невидимая линия, вокруг которой вращается или вращается объект.Объект может быть крошечной частицей, меньше одного атома. Или это может быть звезда с массой в тысячу солнц.
В любом случае ось объекта проходит через его центр масс или центр масс. Центр масс объекта — это точка, в которой внешняя сила, действующая на объект, действует так, как если бы объект был расположен именно в этой точке — где объект кажется «сбалансированным». Центр масс Земли действительно меняется. Океанские приливы смещают центр масс, но недостаточно, чтобы радикально сместить ось планеты.
Каждая планета в нашей солнечной системе вращается вокруг своей оси. Итак, у каждой планеты есть Северный и Южный полюсы — точки, где ось пересекается с поверхностью планеты.
Время, за которое планета или другой небесный объект совершает один оборот вокруг своей оси, называется периодом вращения. Период вращения Земли составляет около 24 часов или суток.
Наклон оси
У некоторых планет, таких как Меркурий, Венера и Юпитер, оси почти полностью перпендикулярны или направлены вверх и вниз.
Ось Земли не перпендикулярна. Имеет осевой наклон или наклон. Наклон оси — это угол между осью вращения планеты и ее орбитальной осью. Ось орбиты планеты перпендикулярна плоскости эклиптики или орбиты, тонкому диску, окружающему Солнце, простирающемуся до края Солнечной системы.
Наклон оси Земли (также известный как наклон эклиптики ) составляет около 23,5 градусов. Из-за такого наклона оси солнце светит на разных широтах под разными углами в течение года.Это вызывает сезоны.
Уран имеет самый большой наклон оси в Солнечной системе. Его ось наклонена примерно на 98 градусов, поэтому его северный полюс находится почти на экваторе. Астрономы подозревают, что этот экстремальный наклон был вызван столкновением с планетой размером с Землю миллиарды лет назад, вскоре после образования Урана.
Axial Precession
Ось Земли кажется стабильной, но на самом деле она очень медленно качается, как волчок. Оси Земли требуется около 26000 лет, чтобы совершить круговое «колебание».«Это колебание называется осевой прецессией.
Ось Земли помогает определить Полярную звезду, а осевая прецессия помогает ее изменить. В настоящее время, например, ось Земли направлена на звезду под названием Полярная. Полярная, получившая свое название, потому что она почти прямая. над Северным полюсом находится текущая Полярная звезда.
Полярная звезда не всегда будет Полярной звездой. Ось Земли медленно отклоняется от Полярной звезды. Еще через 13000 лет она будет указывать на новую Полярную звезду, звезду. позвонила Вега.
Земля и Солнечная система — чудо науки
Конечные точки диапазона оценок для ESS1.B
из Основы естественнонаучного образования K-12: практики, сквозные концепции и основные идеи (страница 176)
К концу 2 класса. Сезонные закономерности восхода и захода солнца можно наблюдать, описывать и предсказывать.
К концу 5 класса. Орбиты Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли вместе с вращением Земли вокруг оси между ее северным и южным полюсами создают наблюдаемые закономерности.К ним относятся день и ночь; суточные и сезонные изменения длины и направления теней; фазы Луны; и разные положения солнца, луны и звезд в разное время дня, месяца и года.
Некоторые объекты Солнечной системы можно увидеть невооруженным глазом. Планеты в ночном небе меняют положение и не всегда видны с Земли, когда они вращаются вокруг Солнца. Звезды образуют узоры, называемые созвездиями, которые можно использовать для навигации, и кажется, что они движутся вместе по небу из-за вращения Земли.
К концу 8 класса. Солнечная система состоит из Солнца и совокупности объектов, включая планеты, их луны и астероиды, которые удерживаются на орбите вокруг Солнца за счет его гравитационного притяжения. Эта модель солнечной системы может объяснить приливы, затмения Солнца и Луны, а также движение планет в небе относительно звезд. Ось вращения Земли на короткое время имеет фиксированное направление, но наклонена относительно ее орбиты вокруг Солнца.Сезоны являются результатом этого наклона и вызваны разной интенсивностью солнечного света в разных областях Земли в течение года.
К концу 12-го класса. Законы Кеплера описывают общие черты движения орбитальных объектов, включая их эллиптические траектории вокруг Солнца. Орбиты могут измениться из-за гравитационных эффектов или столкновений с другими объектами Солнечной системы. Циклические изменения формы орбиты Земли вокруг Солнца вместе с изменениями ориентации оси вращения планеты, происходящие за десятки и сотни тысяч лет, изменили интенсивность и распределение солнечного света, падающего на Землю.Эти явления вызывают циклы ледниковых периодов и другие постепенные изменения климата.
Почему мы не чувствуем вращения Земли? | Земля
Изображение с NASA.gov.Земля вращается вокруг своей оси каждые 24 часа. На экваторе Земли скорость вращения Земли составляет около 1000 миль в час (1600 км в час). День-ночь носила вас по огромному кругу под звездами каждый день вашей жизни, и все же вы не чувствуете вращения Земли. Почему нет? Это потому, что вы и все остальное, включая океаны и атмосферу Земли, вращаетесь вместе с Землей с одинаковой постоянной скоростью.
Мы бы это почувствовали, только если бы Земля внезапно перестала вращаться. Тогда это было бы похоже на поездку на быстрой машине, когда кто-то нажимает на тормоза!
Представьте, что вы едете в машине или летите на самолете. Пока поездка идет гладко, вы почти можете убедить себя, что не двигаетесь. Гигантский реактивный самолет летит со скоростью около 500 миль в час (около 800 км / ч), что примерно вдвое меньше скорости вращения Земли на экваторе. Но когда вы летите на этом реактивном самолете, если вы закроете глаза, вы вообще не почувствуете, что движетесь.И когда бортпроводник наливает вам кофе в чашку, кофе не летит в хвостовую часть самолета. Это потому, что кофе, чашка и вы движетесь с той же скоростью, что и самолет.
А теперь подумайте, что бы произошло, если бы автомобиль или самолет не двигался с постоянной скоростью, а вместо этого ускорялся и замедлялся. Затем, когда бортпроводник налил тебе кофе… берегись!
Если вы пьете кофе в постоянно движущейся машине или самолете, нет проблем.Но если машина или самолет ускоряется или замедляется, ваш кофе проливается и, возможно, проливается. Точно так же, пока Земля постоянно вращается, мы не чувствуем ее движения. Изображение предоставлено H.C. Майер и Р. Кречетников.Земля движется с фиксированной скоростью, и мы все движемся вместе с ней, поэтому мы не чувствуем вращения Земли. Если бы вращение Земли внезапно ускорилось или замедлилось, вы бы это обязательно почувствовали.
Постоянное вращение Земли приводило наших предков в замешательство относительно истинной природы космоса.Они заметили, что звезды, солнце и луна, казалось, движутся над Землей. Поскольку они не чувствовали движения Земли, они логически интерпретировали это наблюдение как означающее, что Земля неподвижна, а «небеса» движутся над нами.
За примечательным исключением древнегреческого ученого Аристарха, который впервые предложил гелиоцентрическую (центрированную на Солнце) модель Вселенной за сотни лет до нашей эры, великие мыслители мира на протяжении многих столетий отстаивали геоцентрическую (центрированную на Земле) идею Вселенной. .
Только в 16 веке гелиоцентрическая модель Коперника стала обсуждаться и пониматься. Хотя и не без ошибок, модель Коперника в конечном итоге убедила мир, что Земля вращается вокруг своей оси под звездами … а также движется по орбите вокруг Солнца.
Временная экспозиция северного неба, показывающая видимое движение всех звезд вокруг Полярной звезды. Фактически, это видимое движение связано с вращением Земли. Изображение взято с Shutterstock.Итог: мы не чувствуем вращения Земли вокруг своей оси, потому что Земля вращается устойчиво — и движется с постоянной скоростью по орбите вокруг Солнца — неся вас как пассажира вместе с собой.
Об авторе:
Команда EarthSky с радостью сообщает вам ежедневные обновления вашего космоса и мира. Нам нравятся ваши фотографии и мы ждем ваших советов по новостям. Земля, космос, человеческий мир, сегодня вечером.
Почему у нас день и ночь?
Задайте учащимся следующие вопросы, ответы даны в конце. Его можно создать в виде викторины на бесплатном веб-сайте или в приложении для iPad, например Socrative (https: // itunes.apple.com/au/app/teacher-clicker-socrative/id477620120?mt=8), который предоставит вам отзывы об индивидуальных оценках учащихся.
1) Кажется, что небесные объекты, такие как Солнце, другие звезды и планеты, движутся по небу. Мы видим, как они поднимаются и заходят…
A) С севера на юг
B) С юга на север
C) С востока на запад
2) Как называется вращательное движение Земли?
A) Вращение
B) Вращение
C) Вращение
3) В чем сходство Земли и волчка?
A) Вершина закруглена
B) Вершина вращается вокруг своей оси
C) Вершина вращается и останавливается
4) Как Земля вращается вокруг своей оси?
A) Земля вращается вертикально
B) Земля вращается, когда она наклонена на бок
C) Земля ускоряется и замедляется во время вращения
5) На сколько градусов экватор Земли наклонен относительно эклиптики?
A) 0º
B) 23.