Содержание

Тест с ответами по обществознанию на тему «современное общество»

Современное общество

1.господство сельского натурального хозяйства характерно для

1) традиционного общества 2) капиталистического общества

3) индустриального общества 4)постиндустриального

2.общество, основанное на развитии крупного машинного производства, это

1) традиционное 2) аграрное 3)индустриальное 4) постиндустриальное

3. общество, в котором главным фактором производства становятся информационные технологии, это

1) традиционное 2) аграрное 3)индустриальное 4) постиндустриальное

4.Пути общественного развития

А. ценности личной свободы, личной ответственности, инициативы –черты традиционного общества

Б. В традиционном обществе социальная мобильность отсутствовала, переход в другую социальную группу был невозможен

1.верно только А. 2.верно только Б 3 оба верны 4. оба не верны

5.

Черты постиндустриального общества.

1. развитие сферы услуг 2.рост численности рабочего класса 3.отсутствие социальной стратификации 4. использование информационных технологий 5. глобализация финансов и экономики 6. резкий подъем рождаемости

6. Верно ли суждение о путях и формах общ.развития

А. в постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство

Б. в постиндустриальном обществе наряду с массовым все более прочное место занимает мелкосерийное производств

1.верно только А. 2.верно только Б 3 оба верны 4. оба не верны

7.Переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве

1) промышленная революция
2) неолитическая революция
3) культурная революция
4) научно-техническая революция

8. Переход от преимущественно агра

рной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное, называется

1) промышленной революцией 2) аграрной революцией 3) культурной революцией 4) научно-технической революцией

9.  Переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным называется

1) общественным регрессом 2) общественным прогрессом 3) революцией 4) реформой

10. Начало промышленной революции связывают с изобретением

1) эффективного парового двигателя 2) ядерной энергии 3) компьютера 4) электричества

11. Процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации

1) идентификация
2) персонализация
3) глобализация
4) монополизация

12.В стране Z происходит

индивидуализация массового серийного производства, создаются условия для непрерывного образования. Какие

иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

2) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

3) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

4) Используются правовые механизмы регуляции социальных отношений.

5) В структуре экономики преобладает сфера услуг.

6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

13.В стране Z научные достижения широко внедряются в массовое производство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что Z развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) информатизация общества 2) сохранение природных богатств 3) рост урбанизации 4) появление массовой культуры 5) существование моральных норм, регулирующих жизнь общества 6) стандартизация производственных процессов

14.Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) серийное производство товаров массового потребления

Б) выдвижение на первый план сферы услуг

В) преобладание натурального хозяйства

Г) ведущая роль информации в жизни общества

Д) появление массовой культуры

1) традиционное (аграрное) общество

2) индустриальное общество

3) постиндустриальное общество

15. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники

в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В экономике страны Z высокий удельный вес занимает сфера услуг. 2) В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты. 3) Социальная мобильность затруднена. 4) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества. 5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства. 6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие отрасли производства

16.В стране Z господствует натуральное хозяйство. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Устная информация преобладает над письменной. 2) Происходит быстрый рост городского населения.3) Преобладают экстенсивные технологии и ручные орудия труда.

4) Основными социальными ячейками являются община и семья. 5) Широко распространяются научные знания. 6) Интенсивно развивается инфраструктура.

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

3

4

2

145

2

2

1

2

1

3

356

346

23132

156

134

КИМ по обществознанию 10 класс в формате ЕГЭ «Познание, свобода, современное общество».

Тест: «Познание, свобода, современное общество». Вариант 1.

       1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Метод познания

Характеристика

 

— — — — — — — —

Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (из­меняемых) условиях

Выдвижение гипотез

Формулирование предположений для объяснения вновь открывшихся фактов

      2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) субъект деятельности; 2) цель деятельности; 3) структура деятельности;

4) средства деятельности; 5) объект деятельности.

       3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к процессу познания. 1) дееспособность; 2) истина; 3) понятие; 4) произво­дительность;  5) субъективность; 6) суждение; 7) умо­заключение.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

       4. Выберите верные суждения о рациональном познании и

запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рациональное познание присуще только человеку. 2) Одной из форм рационального познания является представление. 3) Рациональное познание дает полное и исчерпываю­щее знание о предмете.  4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине. 5)  Исход-ным элементом рационального познания явля­ется понятие.

       5. Выберите верные суждения о чувственном познании и

запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Чувственное познание присуще всем живым сущест­вам. 2) Одной из форм чувственного познания является вос­приятие. 3) Чувственное познание дает полное и исчерпываю­щее знание о предмете. 4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.

5) Исходным элементом чувственного познания являет­ся ощущение.

       6. Выберите верные суждения о познавательной деятельно­сти человека и запишите цифры, под которыми они ука­заны.

1) Восприятие является формой рационального позна­ния. 2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальней­шем. 3) Одним из критериев истины выступает практика.  4) Обы-денное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию. 5) Одной из форм чувственного познания является представление.

       7. Установите соответствие между социальными институ­тами науки и образования и присущими им общими и отличительными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тест: «Познание, свобода, современное общество». Вариант 2.

       1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Вид деятельности

Характеристика деятельности

— — — — — — — —

Преобразование реальных объектов природы и общества

Духовная

Изменение сознания людей, станов­ление их мировоззрения, системы ценностей

       2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое яв­ляется обобщающим для всех остальных представлен­ных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Чувственное познание, познавательная деятельность, субъект познания, объект познания, рациональное по­знание.

       3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания.

1) анализ; 2) синтез; 3) сравнение; 4) изменение; 5) развитие;

6) обобщение.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

       4. Выберите верные суждения о соотношении свободы, не­обходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Многообразие выбора ограничивает свободу в дея­тельности человека.

2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы. 3)  Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в опре­деленных ситуациях. 4) Неограниченная свобода является безусловным бла­гом для человека и общества. 5)  Готовность человека оценивать свои действия с точ­ки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

       5. Выберите верные суждения о деятельности человека и ее видах. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Компонентами структуры любой деятельности явля­ются средства, мотивы, эмоции. 2) Познавательная деятельность в отличие от коммуни­кативной предполагает использование понятий и терминов. 3) Культура является результатом преобразующей дея­тельности человека. 4) Деятельность человека в отличие от поведения живот­ных носит осознанный целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протя­жении всей жизни человека.

       6. Выберите верные суждения об особенностях социального познания, отличающих его от иных видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К особенностям социального познания относится ис­пользование научных методов. 2) Социальное познание основывается на информации, собранной учеными. 3) Осуществляющий социальное познание субъект включен в объект познания. 4) Социальное познание осуществляется на основе точ­ных наук.

5) В социальном познании мнение и интересы исследо­вателя влияют на объяснение и интерпретацию фак­тов.

       7. Установите соответствие между примерами и критериями истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца,

Примеры

Критерии истины

А) логическая непротиворечивость доказательств

1) практический

Б) научный опыт

2) теоретический

В) данные органов чувств

 

Г) эксперимент

 

Д) согласованность с общей системой знаний

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

       8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Из всех видов ……..(А), доступных человеку, наиболее точным, следовательно, и наиболее ценным для успеха его …. (Б) является наука. В чем же спе­цифика науки? Во-первых, наука — это знание объектив­ное. Она стремится отразить …….(В) таким, каков он есть на самом деле, а не таким, как он нам пред­ставляется или каким бы мы хотели его видеть. Ученый не имеет права позволять своим предпочтениям, симпатиям, антипатиям, эмоциям или чему бы то ни было вторгаться в  …….(Г). Во-вторых, наука — знание рациональное. Это значит, что любое………  (Д) должно быть обос­новано. Всякое утверждение   науки предполагает ………(Е)..

Список терминов:

1) деятельность

2) общение

3) социальная группа

4)  интерес

5) знание

6) доказательство

7) научное положение

8) исследование

9) окружающий мир

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначаю­щие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каж­дой буквой номер выбранного Вами слова.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерные черты

Институты науки и образования

А) главным компонентом деятельности является получение знаний

1) общие черты

Б) имеет          социально­-производствен-ную функ­цию

2) отличительные черты

В) является частью духов­ной культуры обществ

 

Г) важной функцией вы­ступает социализация личности

 

Д) поддерживается государ­ством

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­вующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

         8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Наблюдение — это целенаправленное систематическое……..(А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые…….(В) о нем. без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью ……. (В), его способностью к отбору нужной информа­ции, определяемой целью исследования. В научном наблю­дении взаимодействие между субъектом и объектом опосре­дуется …….(Г) наблюдения:   приборами и инструментами, с помощью которых ведется наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолока­тор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п. в эмпирические ……(Д). Как метод научного познания наблюдение дает исходную …..(Е) об объекте, необходимую для его дальнейше­го исследования»

Список терминов:

1)

восприятие

2)

знания

3)

объекты

4)

информация

5)

познание

в)

наблюдатель

7)

средства

8)

методы

9)

истина

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

Ключ к тесту: «Познание, свобода, современное общество»

Вариант 1

Вариант 2

Баллы

1

эксперимент

материальная

1

2

структура деятельности

познавательная деятельность

1

3

1 4

4 5

1

4

1 5

2 5

2

5

2 5

3 4

2

6

3 5

3 5

2

7

12121

21112

2

8

126734

519876

2

«5» — 12 – 13  баллов

«4» — 9 – 11  баллов

«3» — 6 – 8  баллов

«2» — 5 и менее  баллов

 

 

Образование в современном мире.

Обществознание, 8 класс: уроки, тесты, задания.
1. Повторяем теоретический материал

Сложность: лёгкое

1
2. Что включено в систему образования?

Сложность: лёгкое

1
3. Образование в информационном обществе

Сложность: лёгкое

1
4. Определи вид образования

Сложность: среднее

1
5. Принципы государственной политики в сфере образования

Сложность: среднее

2
6. Изучаем Закон «Об образовании в РФ»

Сложность: среднее

2
7. Дополни предложение

Сложность: среднее

3
8. Повторяем понятия

Сложность: сложное

3
9. Значение образования для человека

Сложность: сложное

3
10. Повторяем виды образования

Сложность: сложное

4

Современное общество

Обществознание. 10 класс.                         

 Блок-модуль темы: «Современное общество (& 8)

Пункт: Глобализация как явление современности (стр. 80)

Ответьте на вопросы:

1) В чём выражается асимметричность процессов глобализации?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2) Приведите примеры того факта, что глобализация несёт угрозу катастрофического

    развития.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Пункт: Современное информационное пространство (стр. 81)

Задание 1. Заполните таблицу

Информационная сфера общества

Компоненты информационной сферы общества

Характеристика

1)

2)

3)

4)

Задание 2.

Сформулируйте и запишите понятия:

1) Информация — ______________________________________

2) Носитель информации — ______________________________

3) Инфраструктура — __________________________________

4) Интернет (Всемирная паутина) — ______________________

Задание 3. Ответьте на вопросы.

1) Какую роль в современном мире играет Интернет?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2) Можно ли контролировать доступ граждан в мир свободно распространяемой                        информации?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3) Что может предотвратить получение информации?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4) Что заставляет закрывать сайты?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Пункт: Глобальная информационная экономика (стр. 84)

Задание 1. Составьте перечень

Новые качества, которые обрела современная глобальная экономика:

1) ___________________________

2) ___________________________

3) и т.д.

Задание 2. Составьте схему.

Модели взаимодействия государства

и различных социальных институтов


_____________________ ___________________ ______________________

                 (объяснение)                    (объяснение)                  (объяснение)

             1. …………………..                      1. …………………….                  1. ………………………..

             2. ……………………                      2. …………………….                   2. ………………………..

             3. …………………..                      3. …………………….                   3. ………………………..

Задание 3. Сформулируйте и запишите понятия:

1) Глобализация с точки зрения экономиста — __________________________________

2) Транснациональные корпорации (ТНК) — _____________________________________

3) НОУ-ХАУ — _____________________________________________________________

4) Регионализация — ________________________________________________________

5) Интеллектуальный капитал — ______________________________________________

Задание 4. Ответьте на вопросы:

1) Как видоизменяются организационные формы экономической деятельности?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2) Что означает сетевая структура информационной экономики?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

3) Что свидетельствует об эффективности инновационной политики государства?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4) Какие новые требования предъявляет информационная экономика к работнику?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

5) Что выступает в качестве регулятора глобальной информационной экономики?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6) Какие факторы выступают критериями развития информационной экономики как сферы

    информационного общества?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

7) Что становится основой информационного общества?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Пункт: Социально-политическое измерение

информационного общества (стр. 86)

Ответьте на вопросы.

1) Как новые реалии способствуют развитию гражданского общества?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) В чём суть идеи электронной демократии (e-democraty)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Объясните термины «социальная сеть» и «сетевое сообщество».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Какие угрозы национальной безопасности существуют в информационной среде?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Перечислите политические критерии сформированности информационного общества.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правовое государство — признаки, понятие и принципы

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

  • закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

  • права граждан защищены государством;

  • держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

  1. Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

  2. Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

  3. Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

  • верховенство закона на всей территории страны;

  • соблюдение принципа разделения властей;

  • взаимная ответственность личности и государства;

  • гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

  1. Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

  2. Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

  3. Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

  4. Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

  • законодательная,

  • исполнительная,

  • судебная.

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

  • в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

  • в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

  • в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

  • идеологический и политический плюрализм;

  • принцип выборности органов власти и должностных лиц;

  • стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

  • недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

  • контроль над законностью решений судов;

  • надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

  • создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

  • надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

  • предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Поможем закрепить новый материал на онлайн-уроках обществознания.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Урок 16. Современное общество | Поурочные планы по обществознанию 10 класс

Урок 16. Современное общество