Содержание

Анализ стихотворения Свобода Некрасова

Каждый результат творческой деятельности Н. А. Некрасова подтверждает участие автора в общественных событиях ХIХ века. Он не мог оставаться равнодушным к переживаниям народа, связанным с отменой крепостного права. Автор всегда разделял народные страдания.

В стихотворении «Свобода» Николай Алексеевич полностью на стороне простого рабочего крестьянина. Испытывая чувство радости и облегчения в начале произведения, писатель подробно останавливается на реальных жизненных эпизодах, которые имеют место в любой семье. Подобное событие воспринимается читателем как переломный момент в судьбе каждого простого человека. О том, что произошло что-то важное, Некрасов подчеркивает с волнением: «я не езжал еще с чувством таким!». Страна ликует и вместе с ней наблюдает изменения поэт. Но долгожданная отмена крепостного права не принесла особого удовлетворения, так как желания народ не исполнились.

Рождение ребенка, уход за ним, видение его судьбы, светлого будущего – не каждый из подобных этапов осуществимы и сложатся так, как хотел бы народ. Это связано с тем, что нет веры народа в лучшие изменения. Горьким опытом научены они не доверять власти, так как не может быть все идеально. Но автор склонен верить в лучшее, говорить о праве выбора каждого человека – «останешься мужиком» или «взовьешься орлом».

Автор вовлекает в свои размышления родину, обращаясь к ней как к самому родному существу («мать!»).

Призыв к народу с верой в лучшее – неотъемлемая часть творчества. Н. А. Некрасова: «с надеждой приветствуй свободу!». Неоднократное использование восклицательных предложений придает произведению оптимизм, боевой настрой, говорит о жизнелюбии лирического героя. Наполнение стиха словами со значением кабалы («сетей крепостных») и др. подчеркивает волнительный момент в жизни людей, стремление пережить этот этап безболезненно, ощутить результат перемен в виде исчезновения гнета, приобретения полной свободы представителем из простого народа.

В каждой строфе стихотворения звучит мечта простого человека о том, чтобы обрести самостоятельность, «быть никем не запуган», «выберешь дело, которому годен».

Огромную помощь в восприятии событий того времени в более реалистичном виде оказывают олицетворения: «сердце волнуется», «ум гибок»; эпитетов «сетей крепостных», «думой любимой», «в добрую пору», сравнение «взовьешься орлом».

Мечты поэта закончились крахом. Во вторую часть произведения проникает уверенность, что зависимость рабочего класса от высшего сословия увеличилась. Это объясняется тем, что на место указа 1861 года пришли новые, но они не будут защищать интересы народа. Россия после реформы практически не изменилась. От этого автору больно рассуждать о несбыточных желаниях, которые должны коснуться народ.  

Сочувствие, понимание, сострадание и неравнодушное отношение не лишают лирического героя позитивного настроя. Его вера остается непоколебимой. От этого стихотворение читается легко.

Анализ 2

С отменой крепостного права, произошедшей в 1861 году, интеллигенция изначально пришедшая в восторг, немного позже была глубоко разочарована. Широким кругом образованных людей, считалось что положение простого люда ненамного изменилось, а в некоторых местах всё стало гораздо хуже. Естественно, крестьяне были крайне возмущены произведенными реформами. По их мнению, им не даровали действительную, подлинную волю. Всю ответственность за осуществленные нововведения крестьяне возложили не на плечи царя Александра II, а чиновников и дворянство.

Николай Некрасов, как писатель, в своей деятельности больше всего внимания посвящал темам социальным, кроме того в творчестве прослеживается и политический подтекст. Несомненно, не мог не написать Некрасов про такую важную тему, такое важное событие как упразднение крепостного права в Российской империи.

Очередное стихотворение посвященной этой теме — «Свобода». Написанное в 1861 году, оно впервые вышло в печать лишь через восемь лет. Как отмечали современники, Николаю Алексеевичу крайне не нравился Манифест 1861 года, он обрушился на него с резкой критикой. Наблюдения писателя за жизнью деревни, сразу после произведенных реформ находятся в стихотворении.

Произведение повествует о лирическом герое, который пребывая в хорошем настроении, разъезжает по родной стране. Его охватило радостное чувство, когда он лицезрел простое крестьянское дитё, появившегося на свет свободным. У ребенка на жизненном пути не будет никаких преград. Он может быть простым обывателем, а может достичь небывалых высот. Позже лирический герой уже не так радостно оценивает произошедшие в государстве перемены. Внезапно, как гром среди ясного неба его озаряет мысль, что вместо крепостнического угнетения, его оков, человек выдумает что-то другое, что будет подвергать людей кабале. Несмотря на это, произведение оканчивается благоприятно.

В 1860-70х годах, отдельные критики ругали Николая Некрасова за его устаревшее мировоззрение, взгляд на жизнь. Они поистине негодовали, отчего же писатель не переставая спешит писать об одураченном и обманутом простом люде, после дарования царем «свободы». Люди радовавшиеся нововведениям в стране, не понимали их несостоятельность и отрицательный характер. Стихотворения и статьи помогали Некрасову донести до народа всю правду об отнюдь не идеальном быте и нелегкой жизни крестьян. Литератор старался донести до людей, что те не получили настоящую свободу, а подавляющее большинство было подвергнуто еще большему угнетению.

Анализ стихотворения Свобода по плану

Свобода

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова

    Как известно, человек стремится к приятному и старается испытывать поменьше неприятного. Таково его естественное отношение к этому миру, которое проявляется даже и у животных, которые тоже старательно избегают страдания.

  • Анализ стихотворения Есенина Вот уж вечер. Роса…

    Самые ранние произведения С. Есенина, написанные им в юном возрасте в деревне Константиново, мало известны читателям и поклонникам его творчества. Сам поэт не любил выставлять их на показ, считая баловством.

  • Анализ стихотворения Мандельштама За гремучую доблесть грядущих веков

    Произведение по жанровой направленности относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной тематики рассматривает трагическую судьбу творческой личности, живущей в страшную и жестокую сталинскую эпоху.

  • Анализ стихотворения Мечты Гумилева

    Произведение Гумилев закончил в 1907 году, напечатали же его в 1908 году в сборнике Романтические цветы. В 1906 Гумилев учился во Франции и много путешествовал по Европе

  • Анализ стихотворения В синем небе плывут над полями Никитина

    Образ природы как храма является довольно распространенным в пейзажной лирике. Никитин вообще известен именно как классик пейзажной лирики, довольно много его стихотворений представляют собой зарисовки природы

Стихи А. С. Пушкина о свободе, полный анализ, сочинения

Идеи свободы пронизывают всю лирику Пушкина. Их содержание пополняется, переосмысливается и видоизменяется на протяжении всего творческого пути поэта. Так, например, в ранний период его литературной деятельности, в лицейские годы, идеи свободы пропитаны духом независимости и бунтарства, горячностью. И это не случайно: на Пушкина оказала большое влияние особая атмосфера Лицея, где среди лицеистов культивировалась независимость суждений и поступков. Ниже представлены стихи о свободе и анализ данных произведений.

Тема свободы в лирике А. С. Пушкина

Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой вольнолюбивой лирике свобода — это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений, связывающих общественную и политическую деятельность человека. Большинство стихотворений, посвященных свободе именно в этом понимании, написаны Пушкиным с 1817 по 1820 год (“Петербургский период”).

Гражданская тематика в это время играет в его творчестве исключительно важную роль. В эти годы даже важнейшая для Пушкина любовная тема отходит на второй план в его лирике. Причиной этого было влияние окружения поэта, куда входили люди, придерживавшиеся самых прогрессивных взглядов (например, Чаадаев, которому адресовано замечательное стихотворное послание “Любви, надежды, тихой славы…”), и само состояние общества, охваченного в тот момент жаждой самых радикальных перемен.

Одно из самых первых вольнолюбивых стихотворений Пушкина — . Он строит это стихотворение в соответствии с канонами и эстетикой классицизма. Поэт использует характерный для этого направления прием — одушевление абстрактных понятий.

Везде неправедная власть 

     В сгущенной тьме предрассуждений 

    Воссела — рабства грозный гении 

    И славы роковая страсть.

Данью классицизму является и высокая, архаическая лексика: “внемлите”, “днесь”; и риторические обороты — вопросы, обращения: “Где ты, где ты, гроза царей, / Свободы гордая певица?”, “Восстаньте, падшие рабы!” Пафос оды — в прославлении закона, подчиниться которому поэт призывает царей: “Склонитесь первые главой / Под сень надежную закона…” .

Этим произведением молодой поэт продолжает традицию Радищева, перу которого принадлежит одноименная ода. Но Пушкин, не разделяя радикализма своего предшественника, не призывает к свержению царской власти, а лишь говорит (в аллегорической форме) о преимуществах конституционной монархии.

Стихотворение “” (“Любви, надежды, тихой славы…”) не принадлежит, как “Вольность”, всецело к традиции классицизма. В этом послании сочетаются элементы образности двух поэтических систем классицистской поэзии эпохи французской революции:

Но в нас горит еще желанье, 

     Под гнетом власти роковой 

    Нетерпеливою душой 

    Отчизны внемлем призыванье, —

и сентиментальной лирики Жуковского:

    Любви, надежды, тихой славы 

    Недолго нежил нас обман, 

    Исчезли юные забавы, 

    Как сон, как утренний туман…

Новаторство Пушкина в этом стихотворении заключается в смелом соединении гражданских мотивов с личными. Стремление к свободе понимается поэтом не как абстрактная добродетель, а как глубоко личное человеческое переживание:

    Пока свободою горим, 

    Пока сердца для чести живы, 

    Мой друг, отчизне посвятим 

    Души прекрасные порывы!

Поэтому оказывается оправданным даже шокировавшее многих современников сравнение гражданского чувства с любовным:

    Мы ждем с томленьем упованья 

    Минуты вольности святой, 

    Как ждет любовник молодой 

    Минуты верного свиданья.

В стихотворении “Деревня” содержится страстное обличение крепостничества, по стилю напоминающее “” Радищева (хотя Пушкин, по-видимому, прочел это произведение гораздо позже, через несколько лет после того, как была написана “Деревня”). Первая часть этого стихотворения построена в жанре элегии со всеми его непременными атрибутами: идиллическим пейзажем, философскими размышлениями о прелестях мирной жизни на лоне природы. Только эта часть “Деревни” появилась в печати.

Вторая часть, представляющая собой политический памфлет, резко отличается по стилю: вместо “светлых ручьев” и “лазурных равнин” появляются “насильственная лоза”, “невежества убийственный позор” и тому подобное. Во второй части “Деревни”, как и в “Вольности”, присутствуют риторические обороты (“О, если б голос мой умел сердца тревожить!”), архаическая лексика (“бразды”, “влачится”), одушевление отвлеченных понятий (“…Здесь рабство тощее влачится по браздам…”).

За образным описанием ужасной судьбы “измученных рабов” следует выражение мечты поэта об освобождении народа, но не в форме каких-либо революционных призывов к насильственному уничтожению крепостного права. Скорее заключительные строки стихотворения можно назвать косвенным обращением к монарху с призывом изменить существующее положение вещей: “Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный, / И рабство, падшее по манию царя…”

Эти три стихотворения — самые известные произведения вольнолюбивой лирики Пушкина. Ее расцвет продолжался в творчестве поэта недолго. Вскоре Пушкин разочаровался в своем юношеском увлечении гражданскими идеями, в стихотворении “Свободы сеятель пустынный…” (1823) он с горечью вспоминает об этом эпизоде своей молодости: “…Но потерял я только время, / Благие мысли и труды…” Идеал “вольности”, то есть свободы в гражданском понимании этого слова, сменяется у Пушкина сначала идеалом романтической свободы личности (стихотворение “Погасло дневное светило…” и другие), затем идеалом внутренней свободы (стихотворения “Из Пиндемонти”, “Пора, мой друг, пора…” и другие).

Но тема свободы остается для Пушкина одной из важнейших в течение всей его жизни. Даже в одном из последних стихотворений, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, поэт как о главной своей заслуге перед народом говорит о том, что он “в свой жестокий век восславил… свободу”.

Читайте также: А. С. очень краткое содержание.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву»

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Жанр данного стихотворения – дружеское послание, которое адресовано его другу по Царскосельскому лицею Петру Яковлевичу Чаадаеву. Особенностью данного жанра является свободная форма выражения своих мыслей, кроме адресата чаще всего оно подразумевало обращение к читателю. Говоря о личности Чаадаева необходимо отметить, что он отличался демократическими взглядами, был защитником свободы личности.

Особенностью данного послания является то, что личный взгляд на события сочетаются в нем с патриотическими, гражданскими призывами. Поэт убежден в грядущей свободе.

Сюжет стихотворения – это становление личности, как гражданина, формирование его гражданской позиции. В начале стихотворения юношеские мечты и стремленья сталкиваются с реальной жизнью:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,..

Они недолговечны и исчезают, как утренний туман.

Антитезой к первому четверостишью звучат все последующие строки стихотворения. У поэта и его современников, не смотря на “гнет власти” есть желание послужить Отчизне.

Только теперь перед нами поэт-гражданин, который ждет минуты вольности, как молодой любовник ждет минут верного свиданья. А.С. Пушкин в этом стихотворении прямо выражает свою гражданскую позицию, призывая посвятить товарища и современников служению «Отчизне” своих душ “прекрасные порывы». Он надеется и призывает верить, что Россия способна пробудится ото сна, и наградой за служение Родине станет свобода и память о тех, кто боролся для достижения этой свободы.

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Автор при написании послания широко гражданскую лексику близкую по духу декабристам («власть», “свобода”, «отчизна», «самовластье», “товарищ” «гнет») и характерные для жанра послания обращения к собеседнику. Рифма стихотворения перекрестная, размер — четырехстопный ямб, придающий звучанию ясность, четкость и точность.

В стихотворении автором использованы художественные средства: эпитеты, «прекрасные порывы», олицетворение «Россия вспрянет», метафоры «звезда пленительного счастья», сравнения «как сон» и т.д. В произведении присутствуют такие стилистические фигуры, как инверсия («вольности святой») и единоначалие («пока… пока…»).

«Ода Вольность» А. С. Пушкин полный анализ

Беги, сокройся от очей,

Цитеры слабая царица!

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру…

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Открой мне благородный след

Того возвышенного галла,

Кому сама средь славных бед

Ты гимны смелые внушала.

Питомцы ветреной Судьбы,

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Увы! куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела — Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть.

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье;

Где всем простерт их твердый щит,

Где сжатый верными руками

Граждан над равными главами

Их меч без выбора скользит

И преступленье свысока

Сражает праведным размахом;

Где не подкупна их рука

Ни алчной скупостью, ни страхом.

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон — а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

И горе, горе племенам,

Где дремлет он неосторожно,

Где иль народу, иль царям

Законом властвовать возможно!

Тебя в свидетели зову,

О мученик ошибок славных,

За предков в шуме бурь недавных

Сложивший царскую главу.

Восходит к смерти Людовик

В виду безмолвного потомства,

Главой развенчанной приник

К кровавой плахе Вероломства.

Молчит Закон — народ молчит,

Падет преступная секира…

И се — злодейская порфира

На галлах скованных лежит.

Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты богу на земле.

Когда на мрачную Неву

Звезда полуночи сверкает

И беззаботную главу

Спокойный сон отягощает,

Глядит задумчивый певец

На грозно спящий средь тумана

Пустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец —

И слышит Клии страшный глас

За сими страшными стенами,

Калигулы последний час

Он видит живо пред очами,

Он видит — в лентах и звездах,

Вином и злобой упоенны,

Идут убийцы потаенны,

На лицах дерзость, в сердце страх.

Молчит неверный часовой,

Опущен молча мост подъемный,

Врата отверсты в тьме ночной

Рукой предательства наемной…

О стыд! о ужас наших дней!

Как звери, вторглись янычары!. .

Падут бесславные удары…

Погиб увенчанный злодей.

И днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари

Не верные для вас ограды.

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

 В 1817 году, сразу после блестящего окончания Царскосельского лицея русский поэт и писатель А. С. Пушкин написал оду под названием «Вольность». Местом написания стала квартира братьев Тургеневых на набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге. Им же (местом) был навеян и исторический сюжет произведения. Окна Тургеневского жилища открывали взору Михайловский замок, в котором некогда был убит император Павел I.

При жизни Александра Сергеевича ода не была издана, напротив – стала одной из главных причин его ссылки на юг, когда дошла до правительственных органов в 1820 году. Впервые «Вольность» была напечатана только в 1856 году Герценом в сборнике «Полярная звезда» в Лондоне.

На момент написания Пушкину было 18 лет. Многие произведения раннего творчества поэта были уже пронизаны свободолюбивыми и благородными настроениями. В то время Александр Сергеевич еще не знал о действии цензуры, думая, что имеет право открыто говорить о своих помыслах.

Юный Пушкин считал литературный дар даром свыше, предназначенным для честных, благородных и простых целей. Идей раскрепощения личности, утверждения духовной свободы и равенства придерживались и другие лучшие представители дворянского сословия в России. Французская революция вдохновила многих прогрессивных деятелей российского государства.

Тема произведения – утверждения Закона, перед которым все равны, идеалов свободомыслия, духовной свободы, равенства и гуманности. Идейным вдохновителем Пушкинской «Вольности» стала «Вольность» , в которой поэт отстаивает власть и интересы народа. Поэтическими строками Александр Васильевич гневно обрушивается на тиранию, беззаконие и вседозволенность господствующих правителей. Ода отражает гражданского чувство творца и боль за несправедливо ущемленные права человеческой личности.

В создании единого для всех закона (конституции) художник видит ключевое решение проблемы социального неравенства и несправедливой власти. Во многом источником подобных умозаключений являются лекции Александра Куницына, в которых есть высказывания о «естественном праве человека», праве на независимость и равное социальное положение с другими людьми в обществе.

Пушкин провозглашает высокие идеи с великой эмоциональной силой. Для современников поэта «Вольность» стала подлинным революционным гимном, призывом к решительным действиям. Среди остро сопереживающих провозглашенным идеям были и будущие декабристы, в которых строки Пушкинского произведения пробуждали патриотическое чувство и стремление свершениям.

Оду условно можно разделить на три части. Первая часть является своего рода вступлением, преамбулой к основному повествованию. В нем Пушкин говорит о своей задаче:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

После вступления разворачивается основная идея стихотворения. Вторая часть оды напоминает читателю о Людовике, Наполеоне, Павле I, заставляя воображение рисовать яркую, реалистичную картину судьбы русского императора. Заключительная часть произведения – вывод, горячий призыв к правителям склониться перед Законом:

Ни кров темниц, ни алтари

Не верные для вас ограды.

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Стихотворный размер, которым написано произведение – четырехстопный ямб. Пушкин использует различные средства художественной выразительности: метафоры (например, «молчит закон»), эпитеты («гибельный позор», «изнеженная лира»), риторические фигуры («Тираны мира! Трепещите!»), анафору («Где дремлет он неосторожно, где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!»).

Стихи Александра Пушкина о свободе для учеников 8–11 классов

Александр Сергеевич Пушкин открыл золотую страницу в истории русской литературы. Ведущее место в его творчестве занимает тема свободы. Верность идеалам свободы поэт пронес через всю жизнь.

Вольнолюбивое творчество Александра Сергеевича можно условно разделить на два периода: до восстания декабристов и после него, причем “вольные стихи”, написанные до 1825 года, отличаются от более поздней свободолюбивой лирики.

Пред декабрьский период лирический герой таких стихотворений, как ода “Вольность”, “К Чаадаеву”, “”, страстно провозглашает идеи свободы духа и личности, освобождения от “гнета власти роковой”.

Ода “Вольность” написана в духе классицизма и направлена против самовластия и тирании. В начале оды поэт в поисках вдохновения взывает к музе высокой гражданской лирики — “грозе царей”, “гордой певице свободы”:

    Хочу воспеть свободу миру, 

    На тронах поразить порок.

Автор призывает угнетенных восстать против тех, кто насильно лишает их Свободы, предупреждает “тиранов мира”:

    Тираны мира! Трепещите! 

    А вы, мужайтесь и внемлите, 

    Восстаньте, падшие рабы!

Ведущей категорией в ранний период творчества Пушкина является Закон. И каждый “владыка” должен помнить, по мысли поэта, что “венец и трон” они получают не от природы — их дает Закон:

    Стоите выше вы народа, 

    Но вечный выше вас Закон.

Автор видит вокруг много страданий, боль и кровь, и все это — результат неправедной власти. Пушкин описывает казнь французского короля Людовика XVI и проводит параллель с убийством русского императора Павла I, ведь оба они были тиранами; они правили, не прислушиваясь к Закону. Поэт полон ненависти к подобным “самовластительным злодеям”:

    Тебя, твой трон я ненавижу, 

    Твою погибель, смерть детей 

    С жестокой радостию вижу.

Александр Сергеевич называет “увенчанного злодея” “ужасом мира”, “стыдом природы”, “упреком… богу на земле”.

Завершает стихотворение размышление о том, что же необходимо для справедливого и долгого царствования, для счастья народа. Пушкин приходит к выводу, что это — сочетание свободы и Закона:

    Склонитесь первые главой 

    Под сень надежную Закона, 

    И станут вечной стражей трона 

    Народов вольность и покой, — 

    призывает поэт всех “тиранов мира”.  

А вот другое вольнолюбивое стихотворение — послание “К Чаадаеву”, передовому человеку того времени. Пушкин обращается к нему не только как к другу, близкому человеку. Поэт называет его “товарищем”, то есть соратником, единомышленником. Начало стихотворения связано со столкновением Пушкина с реальной действительностью после окончания лицея:

Любви, надежды, тихой славы 

    Недолго нежил нас обман, 

    Исчезли юные забавы, 

    Как сон, как утренний туман…

Далее возникает два образа: “Отчизна” и “власть роковая”, противопоставленные друг другу. Появляются архаизмы (“внемлем”, “упованья”, “воспрянет”), политическая лексика (“власть”, “самовластье”, “угнетение”). Все это соответствует высокому пафосу политического послания. Таким образом, стихотворение превращается из дружеского послания в политическое.

Автор выражает уверенность в том, что “минута вольности святой” обязательно наступит. Слово “звезда” в политической лексике того периода символизировало революцию, а восход звезды — победу дела освобождения. Пушкин верит, что

    …взойдет она, 

    Звезда пленительного счастья, 

    Россия вспрянет ото сна, 

    И на обломках самовластья 

    Напишут наши имена!

Таким образом, стихотворение проникнуто оптимизмом, боевым революционным духом и пламенным патриотизмом.

Антикрепостнические настроения передовой дворянской молодежи той эпохи отразились в стихотворении “Деревня”, написанном в 1819 году. Первая часть этого произведения посвящена изображению деревенской природы в светлом, спокойном и радостном тоне.

Автор описывает “пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья” в духе сельской сентиментальной идиллии:

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты…

Для Пушкина характерен детально выписанный пейзаж. Все привлекает внимание поэта: и “темный сад с его прохладой и цветами”, и “луг, уставленный душистыми скирдами”, и “светлые ручьи”…

Что же делает лирический герой в деревне, “на лоне счастья и забвенья”?

    Учуся в Истине блаженство находить, 

    Свободною душой Закон боготворить… —

говорит поэт. Он посвящает свободное время тому занятию, которому не мог предаться “среди роскошных пиров”, “забав” и “заблуждений”, ‑размышлению.

Но во второй части ритм и характер стиха резко меняется. Автор говорит о том, что на фоне такой прекрасной природы, “цветущих нив и гор”, “следов довольства и труда”, крестьяне живут в ужасных условиях:

    Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона, 

    Присвоило себе насильственной лозой 

    И труд, и собственность, и время земледельца… 

    Здесь рабство тощее влачится по браздам 

    Неумолимого владельца.

“Барство дикое” жестоко притесняет “рабство тощее”. Это обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян.

Таким образом, стихотворение “Деревня” построено по принципу резкого противопоставления (антитезы). Завершается оно риторическим вопросом:

    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный 

    И рабство, падшее по манию царя, 

    И над отечеством свободы просвещенной 

    Взойдет ли наконец прекрасная заря?

В этом четверостишии — надежда поэта на наступление “минуты вольности святой”, причем не в результате революции, а по инициативе сверху (“по манию царя”).

В “вольных стихах” Пушкина прослеживается его творческая эволюция, отражающая смену литературных направлений XVIII — начала XIX веков. Ода “Вольность” написана в духе революционного радищевского классицизма; “Деревня”, начатая в духе карамзинского сентиментализма, во второй части также приобретает черты “революционной чувствительности” Радищева. Послание “К Чаадаеву” — ярчайший образец зарождавшегося в русской литературе революционного романтизма. Эти три стихотворения зачинают политическую лирику декабристов.

Восстание 1825 года — переломный момент для свободолюбивого творчества Пушкина. Казнены пятеро “заговорщиков”, другие участники восстания, близкие поэту люди, сосланы в Сибирь. Эта трагедия заставила Александра Сергеевича переосмыслить свое отношение ко многим проблемам. Пушкинская лирика последекабрьского периода наполняется новым, философским содержанием.

Но поэт остается верен идеалам декабристов, и яркий пример тому — стихотворение “…” Это дружеское послание, обращенное к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить “гордое терпенье”, уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Поэт верит, что “придет желанная пора” и “скорбный труд и дум высокое стремленье” еще сыграют свою роль в освобождении народа: борьба будет продолжена. Стихотворение наполнено оптимизмом и верой в победу идеала свободы:

    Оковы тяжкие падут, 

    Темницы рухнут — и свобода 

    Вас примет радостно у входа, 

    И братья меч вам отдадут.

Но ни трагедия 1825 года, ни николаевская реакция не сломили надежды поэта на то, что народ освободится, наконец, от “оков тяжких” рабства.

В стихотворении “Арион” Пушкин изображает декабристов и себя. Декабристы (“пловцы”) все время старались плыть не туда, куда их несли волны, то есть жизнь; они пытались грести, куда им хотелось, часто против течения. “Вдруг лоно волн измял с налета вихорь шумный…” ‑произошло декабрьское восстание, и в результате — “погиб и кормщик, и пловец”. Спасся только “таинственный певец”, который не пытался плыть против течения; он отдался стихии, доверился самой жизни, и она вынесла его на берег. Он пел, “беспечной веры полн”, и “вихорь шумный” не погубил его. Многие погибли, но поэт остался жив и поет “гимны прежние”, храня верность декабристам, поддерживая оставшихся в живых, вселяя в их души надежду и уверенность в победу правого дела.

Стихотворение “”, написанное в 1828 году, — еще одно произведение, посвященное теме свободы. Оно направлено против тирании, самовластья и деспотизма. Гармония, царящая в природе, противопоставлена дисгармонии в человеческом обществе. Дерево ядовито, и ничто живое в природе не смеет приближаться к нему: “К нему и птица не летит, и тигр нейдет…” Анчар “один во всей вселенной”. Но “владыка” нарушает закон, установленный самой природой, — запрет приближения к дереву, несущему смерть:

Но человека человек 

    Послал к анчару властным взглядом…

Это пример настоящей тирании. Самое страшное, когда у человека нет права выбора, когда его свобода подавляется и человек умирает по воле другого. Страшно и то, что князь и, главное, слуга считают такое положение вещей естественным. Князь посылает своего раба к анчару, то есть на верную смерть, и тот “послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом”. Он приносит своему “непобедимому владыке” яд и умирает у его ног, но князю безразлична судьба “бедного раба”. А зло, существующее в природе лишь как угроза, получает возможность осуществления:

    А князь тем ядом напитал 

    Свои послушливые стрелы 

    И с ними гибель разослал 

    К соседям в чуждые пределы.

Таким образом, философское стихотворение “Анчар” пронизано мрачным настроением. Автор рисует трагические последствия отсутствия свободы: неограниченная власть человека над человеком приводит не только к гибели “бедного раба”, но и приносит горе соседним народам.

Окончательное утверждение своей верности идеалу “вольности святой”, подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществил в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Своим высшим достижением поэт считает то, что своей лирой он “пробуждал” “чувства добрые” и, главное, что в свой “жестокий век” “восславил… Свободу”.

    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, 

    И назовет меня всяк сущий в ней язык, —

утверждает автор, и он прав, ведь идеалы свободы близки и понятны всем. Никакие неудачи и трагедии не смогли сломить в Пушкине веру в высокие идеалы декабристов, прежде всего, в идеал Свободы.

Анализ стихотворения «Деревня» А. С. Пушкина

 Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

         На лоне счастья и забвенья.

Я твой — я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

         Я твой — люблю сей темный сад

         С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

          Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

          Везде следы довольства и труда…

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

         И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

         В уединеньи величавом

         Слышнее ваш отрадный глас.

         Он гонит лени сон угрюмый,

         К трудам рождает жар во мне,

         И ваши творческие думы

         В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

         Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

         Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

         Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

          Здесь девы юные цветут

      Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

В 1819 году 20-летний Пушкин приехал ненадолго их Санкт-Петербурга в свое родовое поместье Михайловское. Именно здесь было написано его знаменитое стихотворение «Деревня», в котором автор анализирует не только собственную жизнь, но и дает оценку общественно-политическим событиям, которые происходят в России.

Стихотворение «Деревня» создано в форме элегии, однако его размеренный ритм, настраивающий на философский лад, весьма обманчив. Если в первой части произведения поэт признается в любви к своей родине, подчеркивая, что именно в Михайловском он был когда-то безмятежно счастлив, то во второй части «мысль ужасная здесь душу омрачает».

Столь пессимистичное настроение Пушкина объясняется достаточно просто. Еще подростком поэт неоднократно задумывался над тем, как несовершенно и несправедливо устроен мир. Люди, которые вынуждены с утра до ночи трудиться на земле, влачат нищенское существование. А те, кто привык проводить свои дни в праздном увеселении, ни в чем себе не отказывают. Однако более четко эти мысли сформировались у поэта несколько позже, когда в Санкт-Петербурге он довольно близко сошелся с будущими декабристами, проникнувшись их передовыми на то время идеями братства и равенства.

Именно поэтому в первых строчках стихотворения «Деревня» поэт как бы невзначай упоминает о том, что он «променял порочный двор цирцей» на «мирный шум дубров, на тишину полей». Это противопоставление используется автором отнюдь не случайно. Пушкин, обращаясь к родной земле, признается: «Я твой». Он отождествляет себя не с высшим светом, от которого, по сути, зависит его судьба и блестящее будущее, а с обычными крестьянами, которые по духу поэту гораздо ближе и понятнее, чем графы и князья, считающие, что миром правят исключительно деньги. Поэтому, вернувшись в Михайловское, Пушкин отмечает, что «я здесь, от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить».

Тем не менее, деятельная и бурная натура поэта не может долго наслаждаться тишиной и спокойствием сельской жизни в то время, как мир катится в пропасть. Поэта угнетает тот факт, что люди его круга предпочитает не замечать нищету и убогость быта крепостных крестьян и не считают их за людей. На фоне слез и страданий тысяч угнетенных царит «барство дикое, без чувства, без закона», благодаря которому труд рабов присваивают себе другие. И при этом считают, что это вполне справедливо, потому как они – почти боги, которые пришли в эту жизнь исключительно для того, чтобы получать все мыслимые и немыслимые наслаждения.

В противовес «хозяевам жизни» поэт очень образно и емко воспроизводит быт тех, кто тащит на себе «тягостный ярем до гроба». Этим людям чужды такие понятия, как справедливость и свобода, так как они не знают, что подобное, в принципе, возможно. Ведь испокон веков «здесь девы юные цвету для прихоти бесчувственной злодеев», а юноши, которые должны стать надежной опорой своих отцов, «идут собой умножить дворовые толпы измученных рабов».

Обращаясь к своему народу, забитому и угнетенному, поэт мечтает о том, чтобы его голос «умел сердца тревожить». Тогда бы автор смог своими стихами изменить мир к лучшему и восстановить справедливость. Однако Пушкин понимает, что сделать это, даже обладая огромным поэтическим даром, практически невозможно. Поэтому в последних строчках стихотворения поэт задается вопросом, доведется ли ему увидеть «рабство, павшее по манию царя». Пушкин пока еще верит в нерушимость самодержавия и надеется, что здравомыслие августейшей особы сможет положить конец страданиям сотен тысяч русских крепостных, которые по воле судьбы родились рабами.

Пушкин анализ стихотворения «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Стихотворение Пушкина «» при самостоятельном чтении не вызывает активного отклика и живого интереса: современным детям практически незнакомы чувство несвободы и горячее стремление к вольности и независимости. Поэтому необходимо подготовится к восприятию произведения, познакомится с эпохой и фактами биографии Пушкина, которые приблизят поэта к нам, помогут понять его настроения, сделать стихотворение волнующим и близким.

Жить Александру Сергеевичу пришлось в непростое время, сложное и прекрасное одновременно. Это была эпоха позорного крепостного права и величайшей славы русского духа и русского оружия: ведь только Россия смогла остановить победное шествие Наполеона по Европе и одержать победу над непобедимым прежде полководцем. Пушкин был мальчиком — лицеистом, когда полки русской армии суровым маршем через Царское Село шли к местам сражений. И эта картина навсегда врезалась в память будущему поэту.

Позднее здесь же, в Царском Селе, юный Пушкин познакомился и подружился со многими офицерами, принесшими из военных походов дух вольности и свободолюбия. Дух вольности царствовал и в самом Лицее, где прежде всего ценились товарищество, честь, чувство собственного достоинства, уважение к человеческой личности.

Из Лицея Пушкин вынес дух вольности, непримиримости к любому притеснению, кипучую энергию и желание послужить добру и свободе. В его стихах звучали идеи свободы, призыв к борьбе за неё, обличение тех, кто подавлял стремление к ней. За эти идеи и настроения вскоре и поплатился молодой поэт: он был сослан на юг России.

Когда Пушкин жил в Кишинёве, он был под присмотром. Окна нижнего этажа дома, где жил поэт, закрывались чугунными решётками. Из окон видны были разгуливающие между клумбами птицы, а у входа в дом гневно метался прикованный цепью за лапу орёл. Комната казалась поэту тюрьмой. Бывал он и в настоящей тюрьме, или остроге, как её тогда называли, беседовал с арестантами, которые рассказывали ему о своих судьбах. Во дворе острога тоже жили пленные орлы.  Под влиянием всех этих впечатлений и настроений и родилось стихотворение «Узник».

Главные герои стихотворения — узник и орёл. Определение «узник» относится К обоим: один сидит «за решёткой в темнице сырой», другой — «под окном» — там, где не может находиться вольная птица — орёл. Потому и называет его узник своим «грустным товарищем». Орёл «кровавую пищу клюёт под окном» — клюёт и бросает», потому что эта пища не добыта им в свободной охоте, а дана хозяином — следовательно, не имеет для него никакой ценности и привлекательности. А что ещё роднит этих героев? Узник, как и молодой орёл, полон сил и чувствует сходство своей судьбы с судьбой пленной птицы.

Орёл и узник будто «братаются»: узник называет орла своим товарищем, а в мысленном обращении орла к человеку звучит тёплое слово «брат». Они товарищи по несчастью, и потому стремления и мечты у них общие: «Как будто со мною задумал одно», «Мы вольные птицы …» Отчего у нас возникает ощущение несправедливости? Орёл — могучая вольная птица — в неволе, он лишён небесного простора и возможности свободного полёта. Молодой герой заперт в темнице. Его мощь, силы и энергия не могут проявиться и истощаются в бездействии и заточении. Темница душная, сырая, тёмная, а за её пределами свет, воля, ветер, морские просторы, горные вершины.

При прочтении стихотворения какая картина рисуется вашему воображению? Видятся безбрежная синь моря, его лазурные воды, пронизанные золотыми лучами солнца; лёгкий ветер волнует их. За прибрежными скалами, согретыми солнечным светом, открываются далёкие горные вершины, покрытые сверкающим снегом. Над морем парят крикливые чайки, а со скалы гордо наблюдает за ними царственный орёл. Он опустился на камень только на минуту, чтобы через мгновение снова взмыть в поднебесье, стремительной тенью пронестись над морем и умчаться к снежным пикам на горизонте …

Стихотворение «Узник» пользовалось большой популярностью и не случайно стало народной песней. Этого удостаивается далеко не каждое лирическое произведение. Как вы думаете, почему это произошло? Созданное в эпоху крепостной неволи, оно оказалось созвучным настроениям народа, лишённого свободы. Мечта об освобождении жила в сердце каждого крестьянина. И не только. Ведь порой и дворяне вынуждены были жить с оглядкой, скрывая чувства и мысли, особенно если их взгляды не совпадали с государственными.

Стихотворение приоткрывает им мир поэта, его эпоху, заставляет задуматься над тем, каким бесценным даром — свободой — наделила их жизнь и какое счастье жить, действовать и любить по своей воле …

«О свободе небывалой», анализ стихотворения Мандельштама

История создания

Стихотворение «О свободе небывалой» было написано в 1915 г. и включено в третье издание сборника «Камень» (1923). С 1914 г. Мандельштам был увлечён философией Чаадаева, которого считал апостолом, несущим с востока на запад важную для Мандельштама идею свободы.

В статье «Пётр Чаадаев» (1915) Мандельштам отмечал, что любая деятельность Чаадаева была похожа на служение или священнодействие. В личности Чаадаева слились нравственный и умственный элементы. Потребность ума была «величайшей нравственной необходимостью» Чаадаева. Именно нравственная свобода, свобода выбора, «дар русской земли» стала подарком Чаадаеву за то, что он подчинил свою личность идее.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «О свободе небывалой» принадлежит к литературному направлению акмеизма. В аллегорической форме диалога поэта с верностью Мандельштам воплощает философское учение Чаадаева, которое было созвучно идее самого Мандельштама. Для поэта 20 в. философ 19 в. был примером личности, сумевшей организоваться из сырого материала с помощью идеи в архитектурную форму, чтобы готической мыслью «возносить к небу свои стрельчатые башни». Этот образ человека как собора созвучен поэзии акмеизма.

Жанр стихотворения – философская лирика. Форма интересна тем, что, хотя стихотворение являет философские взгляды Чаадаева, они проходят через призму восприятия лирического героя, чья личность в данном случае совершенно совпадает с личностью Мандельштама.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – рассуждения о взаимосвязи свободы и постоянства.

Основная мысль: небывалую свободу получает только тот человек, кто подчиняет себя полностью определённой идее (Мандельштам подразумевал Чаадаева). Эта идея созвучна библейскому «познайте истину, и истина сделает вас свободными».

Стихотворение состоит из 4 строф. Оно представляет диалог лирического героя с верностью. В первых двух строчках лирический герой провозглашает своё жизненное кредо – небывалую свободу. Ему возражает верность (в стихотворении это синоним прекрасного постоянства). Мысль, которую высказывает верность, понять трудно. Герой может подчиниться свободе, только полностью принадлежа верности.

В ответе героя нет противоречия. Он уточняет, что обручён (а не просто подчинён) свободе. А это совсем другие отношения: не отношения сыновней покорности, а отношения взаимной ответственности.

Вывод стихотворения заключён в последней строфе. В ней Мандельштам обращается к ещё одной философской мысли Чаадаева. В расселении собственного русского народа на «возможно больших пространствах» Чаадаев видел идею русской истории, противоположной западной, заселяющей мир идеями, ценностями и образами. Чаадаев, а вслед за ним Мандельштам, противились такому «пространственному» историческому пути, по которому пошла Россия, видели в нём тупик, движение к смерти.

Признавая себя частью исторического пути России, герой отмечает главное и положительное, что он даёт – свободу. Именно поэтому прекрасное постоянство и верность уже не важны. Они и так присущи человеку, обретшему свободу.

Тропы и образы

Верность, с которой беседует лирический герой, в стихотворении описана с помощью олицетворений. Она плачет в ночи, доказывает свою точку зрения лирическому герою и возлагает на него свою корону. Корна здесь – символ подчинения верности и одновременно выделения, знака её особого предпочтения. Вспомним, что корона в истории – знак не только власти, но и ответственности, бремени. Такой же смысл коронования во время венчания.

Герою корона верности кажется лёгкой (это перекликается с библейским «бремя моё лёгко и иго моё благо). Бремя свободы, которую обретают только коронованные верностью и постоянством, сточки зрения лирического героя, гораздо тяжелее.

Образ свободы, как и верности, тоже аллегорический. Глаголы подчинён и обручён по отношению к свободе не противопоставлены друг другу, но отражают разные степени взаимодействия со свободой лирического героя.

В стихотворении важна точность эпитетов: свобода небывалая, сладко думать (наречный), лёгкая корона, прекрасное постоянство. Все они относятся к абстрактным понятиям. Вообще всё стихотворение говорит не просто о нематериальном, духовном мире, но о философских абстракциях, это интеллектуальный и одновременно нравственный спор. Материальные образы свечи как приметы ночи и пространства (подразумевается – России) – это пространственно-временные ориентиры в стихотворении.

Метафоры «брошенные в пространстве, обречённые умереть» раскрывают состояние русского человека и человека вообще в материальном мире, сметённого историческими событиями, если он не обретёт свободу, подчинившись верности и постоянству.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано двустопным анапестом. Рифмовка перекрёстная. Женская рифма традиционно чередуется с мужской. Чёткость и традиционность формы не отвлекает от абстрактно-логических идей стихотворения.

  • «Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Ленинград», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Бессонница, Гомер, тугие паруса…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Нежнее нежного», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Век», анализ стихотворения Мандельштама
  • «За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Золотистого меду струя из бутылки текла…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Сохрани мою речь навсегда», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Вечер нежный», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Я ненавижу свет», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Только детские книги читать», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Батюшков», анализ стихотворения Мандельштама
  • Осип Эмильевич Мандельштам, краткая биография

По произведению: «О свободе небывалой»

По писателю: Мандельштам Осип Эмильевич


как Навальный приписал Симоньян стихотворение с «Радио Свобода» и при чём здесь Трамп — РТ на русском

Оппозиционер Алексей Навальный в грубой форме прокомментировал выступление главного редактора RT на телеканале «Россия 1». Его реакция была вызвана стихотворением, опубликованным «Радио Свобода» и процитированным Маргаритой Симоньян. Несмотря на то что в эфире она указала источник «произведения», политик заявил, что главред RT строки о нём и Владимире Путине придумала сама, а затем приписала их авторство Вашингтону. В комментариях к посту Навального в Twitter пользователи прикрепили ссылку на оригинальную публикацию на сайте «Радио Свобода». Данное СМИ, как и само стихотворение, Симоньян привела в качестве примера влияния США на российскую аудиторию. Как Навальный встал на защиту средства массовой информации, которое, по сути, обслуживает его политическую кампанию, — в материале RT.

Стихи, Трамп и пиар

Оппозиционер Алексей Навальный опубликовал в своём Twitter «разоблачение» выступления главного редактора RT Маргариты Симоньян в передаче «60 минут» на телеканале «Россия 1».

Главред RT была приглашена на эфир для обсуждения принятого Государственной думой законопроекта о СМИ-иноагентах. Напомним, он был разработан в ответ на требования Вашингтона к RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента. При этом в США действия российских депутатов были восприняты с возмущением.

Отвечая на просьбу ведущих программы прокомментировать ситуацию, которая разворачивается вокруг американских СМИ в России и RT в США, Маргарита Симоньян привела в пример один из материалов, который был опубликован на сайте «Радио Свобода».

«Вот я хочу пример привести, чем занимаются американские СМИ, оплачиваемые Госдепом, в России. Маккейн нам рассказывает, что они занимаются журналистикой, а мы — пропагандой. На самом деле американские СМИ, работающие в России, занимаются только и исключительно пиаром российской оппозиции и антипиаром, собственно, Путина. Они работают просто как пресс-служба российской оппозиции», — заявила главный редактор RT.

После этого Симоньян зачитала стихотворение, в котором автор призывает президента России Владимира Путина покинуть свой пост и уступить дорогу оппозиции, в частности Алексею Навальному. Последнего в «произведении» называют «выбором завтра» и альтернативой гражданской войне в стране.

Эти строки были опубликованы на сайте «Радио Свобода». Данное СМИ финансируется за счёт налогоплательщиков, и на Западе его считают едва ли не образцом свободной журналистики, отметила главный редактор RT.

«Это оплачено американскими налогоплательщиками. И это то, что эти свободные медиа делают в России каждый день годами, десятилетиями, и никто им не мешал это делать вплоть до вчерашнего дня (речь идёт о 15 ноября. — RT), когда Россия приняла ответные меры, потому что они не дают нам работать в Америке», — подчеркнула главред телеканала.

Однако Алексей Навальный, судя по всему, решил по-своему интерпретировать пример от Маргариты Симоньян. Он опубликовал в своём Twitter видеофрагмент передачи «60 минут» и сопроводил его оскорбительным комментарием.

Навальный заявил, что главред RT якобы сама придумала это стихотворение и приписала его авторство президенту США Дональду Трампу.

«Боброедка придумала стих про меня и рассказывает, что этот стих придумал Трамп», — написал Навальный.

Боброедка придумала стих про меня и рассказывает, что этот стих придумал Трамп https://t.co/rBoXvR421C

— Alexey Navalny (@navalny) November 16, 2017

«Разоблачение» Навального не вызвало единогласной поддержки даже среди сторонников оппозиции, которые во многом разделяют его риторику. В частности, журналист Олег Кашин в своём Telegram отметил, что проверил, откуда главный редактор RT взяла стихотворение. По его словам, «произведение» действительно было изначально опубликовано на «Радио Свобода»: в подтверждение журналист опубликовал ссылку.

«Я думал, Маргарита хотела нас обмануть, но нет», — написал Кашин.

  • © скриншот @kashinguru

Не остались в стороне и пользователи социальных сетей. В частности, Навального критиковали за раздачу оскорбительных характеристик и неумение проверять информацию. Специально для оппозиционера интернет-пользователи в комментариях к посту кидали ссылки на сайт «Радио Свобода», опровергая утверждения политика, что автор стихотворения — Маргарита Симоньян.

Между тем, как ранее отмечала главный редактор RT, размещение подобного материала в СМИ с иностранной поддержкой вполне можно расценивать как попытку влияния на российскую аудиторию. При этом RT в Вашингтоне обвиняют во влиянии на президентские выборы лишь из-за того, что редакционная политика телеканала отличается от позиции истеблишмента.   

Ежи «против» 

Стоит отметить, что западные корреспонденты в России практически напрямую поддерживают Алексея Навального. Например, 12 июня, когда оппозиционер отказался от согласованного с московской мэрией митинга и призвал своих сторонников прийти на Тверскую, где проходили праздничные мероприятия по случаю Дня России, во многих западных СМИ появились публикации о незаконной акции оппозиции.

Беспорядки и задержания западные журналисты расценили как наступление на свободу самовыражения, проигнорировав то, что митинг по своей сути был незаконным.

Более того, в инсталляциях для исторической ретроспективы (противотанковых ежах и мешках с песком) некоторые увидели «заградительные баррикады против демонстрантов».

Посты об этом в социальных сетях разместили журналист Financial Times Нил Бакли и шеф московского бюро The New York Times Нил Макфаркуар. 

Распространению фейка способствовал и активист Алекс Кокшаров. Его запись в Twitter широко растиражировали: ретвит сделали в том числе редактор журнала The Economist Эдвард Лукас и Андерс Ослунд из натовского Атлантического совета.

Сам Навальный, как и поддерживающие его западные СМИ, нередко позволяет себе ложные заявления, затрагивающие, в частности, главного редактора RT. Так, ранее он способствовал распространению фейка о планах Симоньян рожать первого ребёнка в США. Эта тема активно муссировалась в августе 2013 года. 

ТАМ ЖЕ ОЧЕНЬ ОПАСНО “@san4izz: О, говорят, Маргарита Симоньян будет рожать в ненавидимых ею Штатах, а в любимой России не будет рожать.”

— Alexey Navalny (@navalny) June 23, 2013

Тогда главный редактор RT даже написала в своём Twitter официальное опровержение, «торжественно пообещав» не ездить в Соединённые Штаты с этой целью.

«Маргарита Симоньян будет рожать в США». Как же я люблю этих брехливых белокольчатых. Ни в каких США я рожать не буду. Торжественно клянусь», — заявила главред RT.

‘Маргарита Симоньян будет рожать в США’. Как же я люблю этих брехливых белокольчатых. Ни в каких США я рожать не буду. Торжественно клянусь)

— Маргарита Симоньян (@M_Simonyan) June 23, 2013

Краткий анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году, в период южной ссылки.

Волна освободительных волн в западной и южной Европе будоражила российское общество, но путь революций оказался неприемлем для русского народа, что было доказано впоследствии декабрьским восстанием 1825 года.

Пушкин предчувствовал инертность народных масс и с ветхозаветным гневом предсказывал неудачу всякой попытки посеять семена свободы. Он переосмысливает библейскую притчу в остросоциальном контексте.

Цензура не допустила бы произведение до печати при жизни Пушкина. Стихотворение было издано посмертно.

 

2. Литературное направление

Несмотря на внешнюю архаичность стиля, произведение обращено прямо к современникам Пушкина и касается не отвлечённых образов, а наиболее актуальной проблемы русской жизни всего 19 столетия – проблемы крепостного права.

Произведение написано в реалистической манере.

 

3. Род

Стихотворение является образцом гражданской лирики.

 

4. Жанр

Жанр стихотворения – послание.

Поэт обращается к «мирным народам» и понимает, что не может быть услышан. Его печаль, скорее, адресована в будущее.

Она свидетельствует о том, что поэт не чувствует себя всесильным. Даже если сеятель хорош и в руках у него доброе зерно, оно не прорастёт на необработанной дикой почве.

 

5.

Проблематика

В стихотворении затронута социальная проблематика.

Проблема свободы, по мнению Пушкина, не решается единичными усилиями созидающей личности. Глобальные перемены в устройстве общества станут возможными лишь тогда, когда необходимость перемен станет очевидной для всех. До тех же пор, пока люди не осознают необходимость переустройства, слова о ценностях свободы произносить бесполезно.

 

6. Тематика

Главной темой произведения становится евангельская притча о сеятеле и зерне, которое прорастёт только тогда, когда упадёт в добрую почву.

В стихотворении затронуты такие темы, как «поэт и толпа» (сеятель и народ), напрасные усилия, обречённость России на рабство и безволие.

 

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что движение к свободе должно быть всесторонним.

Бесполезно ждать доброго сеятеля, который придёт и взрастит семена свободы. Нужно проращивать их в своей душе, соизмеряя с ценностями свободы каждый свой поступок, каждое слово.

Нельзя в одночасье сделать из рабов свободных людей. Нужно много труда, а главное личной воли, чтобы преодолеть косность, безволие и ограниченность. Рабство начинается внутри нас, никто не может поработить нас сильнее, чем мы сами.

 

8. Пафос

Стихотворение написано с пафосом отрицания.

Поэт предстаёт перед нами в редкой ипостаси: разгневанным и укоряющим. Он прямо бросает обвинение в косности всем, кто не поддерживает идеи свободы: «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь…»

 

9. Система образов

Традиционные евангельские образы переосмыслены Пушкиным через пафос отрицания.

Евангельский сеятель, с которым сравнивается лирический герой, не оценивает качество почвы, а лишь исполняет свой долг. Поэт же видит перед собой «порабощённые бразды» — землю, окаменевшую от социального недуга.

Его семя (поэтическое слово) живительно, но он понимает, что труд окажется напрасным. Народ не воспримет призыв к свободе так, как должно. Люди предпочтут привычный путь покоя, довольства и лени.

Библейский образ агнца, связанный с Иисусом Христом и его паствы, как стада верующих, переосмысливается в бытовом контексте. Поэт подчёркивает безволие, тупость, покорность человеческих стад.

Как приговор погрязшему в животно-материальной стихии человечеству, звучит вывод: «их должно резать или стричь», как бы объясняющий позицию вышестоящих лиц в отношении невинного народа.

 

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – сеятель и народ.

Сеятель активен, он пытается изменить мир, бросая «живительное семя» «рукою чистой и безвинной».

Народ же пассивен, его «не разбудит чести клич». Дары свободы ему не нужны.

 

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – сеятель. От его лица идёт повествование.

Первая часть стихотворения посвящена тому, как обстоятельно и трепетно старается сеятель подарить людям семена свободы. Он «вышел рано, до звезды». Его руки чисты и невинны, а сердце полно мечтой о прекращении рабства.

Но почве, «стадам» это не нужно. Ей милее привычное «ярмо с гремушками» и те «порабощённые бразды», брести по которым можно, ни о чём не рассуждая.

 

12. Сюжет

Сюжет произведения прост. Он состоит из двух частей, в которых описывается:

  1. Попытка сеятеля посеять доброе зерно.
  2. Неготовность почвы принять зерно

В качестве вывода звучит последнее четверостишие:

К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

 

13. Композиция

Линейная композиция отражает последовательное развитие сюжета.

В первой части (семистишии) прославляется сеятель и ценность свободы.

Во второй части (семистишии) осуждается толпа, не готовая услышать «клич свободы».

 

14. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Схема рифм в каждом из двух семистиший такова: АБАБВВБ.

 

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения подчёркивает трудность воплощения задачи сеятеля.

Ассонансы с «ы», «у», «и», труднопроизносимые, вязкие аллитерации («св», «тр», «пр») создают ощущение сопротивления материала. Кажется, будто почва тверда, непроходима и сеятелю приходится продираться к истине сквозь дикие дебри бурьяна.

Итоговая строчка выглядит жёсткой и хлёсткой. Фраза «ярмо с гремушками» будто произносится сквозь зубы, а слово «бич» бьёт наотмашь.

Синтаксис первой строфы представляет собой сложное предложение с противительным союзом «но». В нём рассказывается, как старался сеятель, какой потерей времени это обернулось.

Вторая строфа состоит из призыва с обращением: «Паситесь, мирные народы», риторического вопроса «К чему рабам дары свободы?» и простых предложений, заключающих в себе приговор «мирным народам».

Лексика высокого стиля («сеятель пустынный», «живительное семя», «бразды») сочетается с просторечиями «ярмо с гремушками». Контраст подчёркивает несовместимость высоких идеалов гуманизма с самим ходом русской жизни.

 

16. Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «сеятель пустынный», «порабощённые бразды», «мирные народы». Они подчёркивают авторское отношение к теме произведения.

Метафоры «живительное семя» (поэзия), «паситесь, народы» (оставайтесь покорными, соотечественники), «ярмо с гремушками» (власть), «бич» (закон) придают произведению характер притчи.

Овеществление «стада», превращающее людей в скотов, обесценивает жизнь, лишённую духовных запросов и попыток к освобождению.

 

17. Значение произведения

Смирение не входило в перечень важных для Пушкина жизненных ценностей. Значение данного произведения в том, что в нём порицается человеческая пассивность.

Знаменитая пушкинская фраза о том, что мы «ленивы и нелюбопытны», а также завершение трагедии «Борис Годунов» словами «народ безмолвствует» подтверждают пафос отчуждения поэта от той части народа, которая не готова к гражданской осмысленности.

Поэт произносит приговор человеческому равнодушию и напоминает о том, что свободы нужно по-настоящему желать, чтобы её получить.

 

18. Актуальность

Тема свободы, столь остро озвученная Пушкиным, актуальна до сих пор. Рабство живёт в душах людей, в их исторической памяти. Вероятно, предсказание о ярме, которое передается «из рода в род» сбывается.

 

19. Моё отношение

Непривычно видеть Пушкина гневным и рассерженным. Обычно его воспринимают как певца гармонии. Однако его неравнодушие к проблемам общества задевает за живое.

Чувствуется, что поэту небезразличны его соотечественники. Ему жаль, что люди ничего не делают для своего же блага. Душа у поэта болит, а потому его стихи глубоко трогают и вызывают горечь и досаду.

 

20. Чему учит

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» учит неравнодушию и ответственности. Чтобы быть свободным, нужно научиться брать на себя ответственность за свои поступки и всю жизнь.

«Дорогу свободе!» он плакал,
Дорогу свободе, и умер.
На вооружении стояла австрийская фаланга,
г. Живая стена, человеческое дерево, —
Стена, где каждый сознательный камень
Казалось, его сородичи на тысячи выросли.
Крепостной вал, на который возложены все атаки,
До времени протирать пыль их оправы должны носить;
Так тихо, так плотно стояли австрийцы,
Живая стена, человеческое дерево.

Неприступный их фронт появляется,
Весь ужас с торчащими копьями.
Чьи полированные очки перед ними сияют,
От фланга к флангу, одна блестящая линия,
Яркий, как великолепие молотов, пробег
Вдоль волн к солнцу.

В отличие от них парящая полоса
Соревновались за отечество;
Крестьяне, новообретенная сила которых сломала
От мужских шей — гнусное иго,
И сковали их оковы мечами,
На равных сражаться со своими лордами;
И какой повстанческий гнев набрал,
Во многих смертельных схватках поддерживаются;
Снова маршалирован по призыву Свободы,
Они пришли победить или пасть,
Где победивший, павший
Считался мертвым или живым Телль,
Такой добродетелью дышал этот патриот,
Так почве завещал его душа,
Туда, куда летели его стрелы,
Героев по собственному подобию росло,
И воины выскочили из каждого дерьма,
По которому шел его пробуждающийся след.

А теперь дело жизни и смерти
Зависал на дыхании;
Внутри горит огонь конфликта,
Сражение начало дрожать;
Тем не менее, пока австрийцы удерживали свои позиции,
Точки для атаки нигде не было;
Куда смотрели нетерпеливые свитцеры,
Сверкала непрерывная линия копий;
Эта линия была самоубийством, чтобы встретиться,
И погибнут у ног их тирана;
Как они могли покоиться в своих могилах,
И покинуть свои дома, дома рабов!
Разве они не почувствовали бы, что их дети ступают,
С лязгающими цепями над головой?

Этого не должно быть; в этот день, в этот час,
Уничтожает силу захватчика;
Вся Швейцария в поле боя;
Не полетит, не уступит, —
Она не должна упасть; ее лучшая судьба
Здесь ей назначается бессмертное свидание.
Она могла похвастаться немногими числами,
. Но каждый свободный человек был хозяином,
И чувствовал, что это секрет, известный
Только один должен повернуть чашу весов,
В то время как каждый был сам по себе
На чьей единственной руке висела победа.

Это действительно зависело от одного;
Взгляните на него — Арнольд Винкельрид;
Звучит не до козыря славы
Отзвук более благородного имени.
Без опознавательных знаков он стоял среди толпы,
В размышлениях глубоко и долго,
Пока вы не увидите, с внезапной грацией,
Сама мысль пришла на его лицо;
И движением его формы
Предвидеть разразившуюся бурю,
И, приподняв лоб,
Расскажите, куда и как попадет болт.

Но не успел подумать, как сделать!
Поле было выиграно в мгновение ока;
«Дорогу свободе!» он плакал,
Потом побежал, широко раскинув руки,
Как будто его самый дорогой друг обнять;
Он захватил десять копий.
«Дорогу свободе!» он плакал.
Их острые точки пересекались из стороны в сторону;
Он поклонился среди них, как дерево,
И таким образом уступил дорогу свободе.

Быстро к прорыву, его товарищи летят,
«Дорогу свободе!» они плачут,
И через дротик австрийской фаланги,
Как пронеслись копья в сердце Арнольда.
Мгновенно, как и его падение,
Разгром, разруха, паника охватили их всех;
Землетрясение не могло свергнуть
Город с более надежным ударом.

Таким образом, Швейцария снова стала свободной;
Так Смерть уступила место Свободе!

стихов о свободе и свободе для учителей

Поэма к инаугурации президента Барака Обамы
21 января 2013 г.

Одно солнце взошло сегодня над нами, зажглось над нашими берегами,
выглянуло из-за Смоки, приветствовало лица
Великих озер, распространило простую истину
на Великих равнинах, затем устремилось через Скалистые горы.
Один свет, пробуждающий крыши, под каждой, история
, рассказанная нашими безмолвными жестами, движущимися за окнами.

Мое лицо, твое лицо, миллионы лиц в утренних зеркалах,
каждое зевает к жизни, переходя в наши дни:
школьных автобуса карандашно-желтого цвета, ритм светофора,
фруктовых ларька: выстроены яблоки, лаймы и апельсины как радуга
, прося похвалы. Серебряные грузовики с маслом или бумагой —
кирпича или молока, кишащих по шоссе рядом с нами,
на нашем пути, чтобы убрать столы, прочитать бухгалтерские книги или спасти жизни —
, чтобы преподавать геометрию или покупать продукты, как моя мать сделала
для двадцать лет, чтобы я мог написать это стихотворение.

Все мы столь же жизненно важны, как один свет, через который мы проходим,
тот же свет на классных досках с уроками на день:
уравнения, которые нужно решить, история к вопросу или воображаемые атомы,
«У меня есть мечта», мы продолжаем мечтать ,
или невозможный словарь печали, который не объяснит
пустые парты двадцати детей, отмеченных как отсутствующие
сегодня и навсегда. Много молитв, но один свет
, вдыхающий цвет в витражи,
жизнь на лицах бронзовых статуй, тепло
на ступеньках наших музеев и скамейки в парке
, когда матери смотрят, как дети скользят в день.

Одна площадка. Наша земля, укоренившая нас до каждого стебля
кукурузы, каждой посеянной потом пшеницы
и рук, рук, собирающих уголь или сажающих ветряные мельницы
в пустынях и вершинах холмов, которые согревают нас, рук
рыть траншей, прокладывать трубы и кабели, руки
так же изношен, как разделка сахарного тростника моего отца
, чтобы у нас с братом были книги и обувь.

Пыль ферм и пустынь, городов и равнин
, смешанная одним ветром — нашим дыханием. Дышать. Слушайте
сквозь великолепный дневной шум гудящих такси,
автобусов, спускающихся по проспектам, симфонию
шагов, гитар и визга метро, ​​
неожиданную певчую птицу на вашей веревке для одежды.

Слушайте: скрипящие качели на детской площадке, свист поездов,
или шепот за столиками в кафе, Слушайте: двери, которые мы открываем
каждый день, мы говорим: привет / шалом,
buon giorno / howdy / namaste / или buenos días
в язык, которому меня научила мама — на всех
языках, произнесенных в один ветер, несущие нашу жизнь
без предубеждений, когда эти слова срываются с моих уст.

Одно небо: с тех пор как Аппалачи и Сьерры заявили о своем величии
, а Миссисипи и Колорадо
проложили себе путь к морю.Спасибо за дело наших рук:
плетение мостов из стали, вовремя завершение еще одного отчета
для босса, пришивание еще одной раны
или униформы, первый мазок кисти на портрете,
или последний этаж на выступе Башни Свободы
в небо, которое уступает нашей стойкости.

Одно небо, на которое мы иногда поднимаем глаза
Устали от работы: в некоторые дни мы гадаем на погоду
своей жизни, в некоторые дни благодарили за любовь
, которая тебя любит, иногда хвалила мать
, которая умела отдавать , или простить отца
, который не смог дать то, что вы хотели.

Мы направляемся домой: сквозь блеск дождя или тяжесть
снега, или сливовый румянец сумерек, но всегда — домой,
всегда под одним небом, нашим небом. И всегда одна луна
, как тихий барабан, стук по каждой крыше
и каждому окну одной страны — всех нас —
обращенных к звездам
надежды — новое созвездие
ждет, когда мы нанесем его на карту,
ждет, когда мы его назовем это вместе


Посмотрите, как Ричард Бланко читает «One Today» на инаугурации президента Обамы в 2013 году: