Содержание

Тест по теме «БЫЛИНЫ». 7 класс — 7 класс — 7 класс

1. К какому роду литературы относятся былины?
А) Лирика
Б) Драма
В) Эпос

2. Выбрать определение жанра былины.
А) Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотическо-го содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси
Б) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или истори­ческой личности
В) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений

3. Какое событие соответствует кульминационному моменту былины ?
А) Ссора богатыря и князя
Б) Поединок богатыря, в котором он одерживает победу
В) Пир у князя

4. Каким стихотворным размером написаны былины?
А) Двусложный (ямб, хорей)
Б) Трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест)
В) Былинный стих

5. Выбрать определение гиперболы.


А) Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета
Б) Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам
В) Один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака

6. Какой из перечисленных признаков былин не соответствует истине?
А) Былина — исконно русский жанр
Б) Былина — правдивый исторический рассказ
В) Былина родственна мифу

7. К какому циклу относится былина «Садко» ?
А) Киевские былины
Б) Новгородские былины

8. Выписать гиперболы в приведенном фрагменте былины.
Приезжает дружинушка хоробрая,
Пять молодцев да ведь могучих,
Ко той ли ко сошке кленовенькой;
Они сошку да вокруг вертят,
А не могут сошку из земли поднять,
Из омешиков земельку повытряхнуть.

9. С какой целью Волъга Святославич отправляется в путь-дорогу?

А) мир посмотреть
Б) на войну
В) за данью
Г) в гости к князю Владимиру

10. «Былины — это древние песнопения о славных подвигах богатырей, исполняющиеся нараспев под звон гуслей». Н.Н. Костанян
Какие известные вам былины подтверждают это определение? В чём отличие былины от сказки?

Тест по литературе Былина как жанр русского народного эпоса для 5 класса

Тест по литературе Былина как жанр русского народного эпоса. «Три поездки Ильи Муромца» для 5 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.

1 вариант

Часть А

А1. Кто является главными героями былин?

1) святые
2) волшебники
3) богатыри
4) купцы

А2. Какую дорогу сначала выбрал Илья Муромец?

1) красивым быть
2) убитым быть
3) молодым быть
4) здоровым быть

А3. Кого встретил богатырь, идя по первому пути?

1) Змея Горыныча
2) старца
3) возлюбленную
4) разбойников

А4. На что наткнулся Илья Муромец в чистом поле?

1) на камень
2) на избушку Бабы Яги
3) на заколдованный лес
4) на церковь

Часть В

В1. Как называется художественный прием, построенный на преувеличении какого-либо действия, качества и т. п.?

В2. Сколько было богатырей в плену у удалой поляницы?

Часть С

С1. Почему разбойники не смогли обокрасть старого казака Илью Муромца?

2 вариант

Часть А

A1. С чего начинается былина?

1) с зачина
2) с присказки
3) со вступления
4) с завязки

А2. Кто исполнял былины под аккомпанемент музыкальных инструментов?

1) церковный хор

2) сказители
3) монахи
4) дружинники

А3. Сколько разбойников встретилось на пути Илье Муромцу?

1) один
2) сорок тысяч
3) ни одного
4) двенадцать

А4. Куда направлял свой путь богатырь, выехав из Мурома?

1) в Киев-град
2) домой
3) во чисто поле
4) за советом к князю Владимиру

Часть В

В1. Что нашел богатырь, следуя по третьему пути?

В2. Кого освободил Илья Муромец из заточения?

Часть С

С1. Почему Илья Муромец сначала выбрал дорогу, где его могли убить?

Ответы на тест по литературе Былина как жанр русского народного эпоса. «Три поездки Ильи Муромца» для 5 класса
1 вариант
А1-3
А2-2
А3-4
А4-1
В1. Гипербола
В2. Двенадцать
2 вариант


А1-1
А2-2
А3-2
А4-3
В1. Богатство
В2. Богатырей

Тест «Былины» (7 класс). Тест «Былины» (7 класс) Проверочная работа по теме былины

Вариант 1

    Что такое былина?

а) стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом,

б) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях,

в) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл,

г) произведение, содержащее жизнеописание христианских праведников, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов.

    К какому циклу былин относятся былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче?

а) к киевскому (владимировому) циклу, б) к новгородскому циклу

    Где происходит действие былин?

а) во Франции, б) в Древней Руси, в) Древнем Риме, г) в Древней Греции

    Каким стихотворным размером написаны былины?

а) одним из двусложных размеров – ямбом или хореем, б) одним из трёхсложных размеров – дактилем, амфибрахием или анапестом, в) былинным стихом, г) вольным стихом.

    У кого из героев былин «кудри качаются, что не скатен ли жемчуг рассыпаются», «глаза да ясна сокола», «брови … да чёрна соболя», «сапожки зелен сафьян», «шляпа пуховая», «а кафтанчик у него чёрна бархата»?

а) у Ильи Муромца, б) у Алёши Поповича, в) у Вольги Святославича,

г) у Микулы Селяниновича.

    В чём основная идея былины «Вольга и Микула Селянинович»?

а) у князя очень слабая дружина, б) землепашец намного сильнее князя,

в) нельзя с любым делом справиться в одиночку,

г) богатырской силой и умом может обладать не только князь, но и крестьянин.

    Кем «Владимир стольно-киевский» приходится Вольге?

а) братом, б) дядей, в) племянником, г) отцом.

    Для чего Вольга едет в свои города?

а) чтобы собрать дань, б) чтобы остаться там жить,

в) чтобы найти себе невесту, г) чтобы наказать крестьян за неподчинение.

    Из какого города был Садко?

а) из Киева, б) из Ореховца, в) из Новгорода, г) из Крестьяновца.

    К какому роду литературы относятся былины?

    Что такое былины?

    Что такое гипербола?

    В каком цикле былин затронуты социальные темы и это обусловлено своеобразием жизни города, который вёл торговлю со многими странами?

Кто из былинных богатырей вам особенно интересен?

Проверочная работа по теме «Былины»

Вариант 2

Часть 1. Выберите только один вариант ответа.

    Кто впервые употребил слово «былина» для обозначения этого жанра в 40-х годах 19в.?

а) Владимир Иванович Даль, б) Сергей Иванович Ожегов,

в) Иван Петрович Сахаров, г) Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

    Как называется элемент композиции былин, в котором обычно говорится о борьбе богатыря с врагом?

а) зачин, б) запев, в) завязка, г) кульминация

    Какой город не мог упоминаться в былинах?

а) Новгород, б) Москва, в) Муром, г) Киев.

    Кто из героев былин родился в селе Карачарове, под Муромом, был старшим на заставе богатырской, избавил Русь от Соловья-разбойника, победил Идолище поганое, т.е. всю свою жизнь провёл в битвах и подвигах, а когда пришла старость, ушёл в Киево-Печерскую лавру, принял монашество?

а) Илья Муромец, б) Микула, в) Вольга, г) Садко.

    Кто из героев былин

Стал …. поторговывать,

Стал получать барыши великие.

Во своих палатах белокаменных

Устроил … всё по-небесному:

На небе солнце – и в палатах солнце,

На небе месяц – и в палатах месяц,

На небе звёзды – и в палатах звёзды?

а) Садко, б) Вольга, в) Микула, г) Илья Муромец

    Какой город не находился под властью Вольги Святославовича?

а) Курцовец, б) Ореховец, в) Крестьяновец, г) Киев.

    Сколько молодцев было в «дружинушке хороброй» Вольги?

а) 10 б) 20, в) 30, г) 40

    Кто такой оратай?

а) кузнец, б) пахарь, в) строитель, г) дружинник.

    На каком музыкальном инструменте играл Садко, герой одноимённой былины?

а) на балалайке, б) на скрипке, в) на гуслях, г) на трубе.

    Что морской царь пообещал дать Садко?

а) «барыши великие», б) «бессчётну золоту казну»

в) три лавки товара красного», г) «три рыбины – золоты парья».

Часть 2. Сформулируйте и запишите краткий ответ.

    Кто из героев былин был богатырём, чудесным охотником, умел обращаться в зверей, плавать щукой в море, рыскать волком в лесах, завоёвывать города и добывать богатство с помощью чародейства и обмана?

    Кто из героев былины «Вольга и Микула Селянинович» был оратаем?

    Что такое соха?

    В честь кого Садко, герой одноимённой былины, построил соборную церковь?

Часть 3. Сформулируйте и запишите развёрнутый ответ (3-5предложений) на вопрос.

Какой памятник вы бы поставили былинному богатырю?

ОТВЕТЫ

Часть 1

Часть 2

    Вольга

    Микула Селянинович

    Соха – примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли, главное орудие труда пахаря.

    В честь Миколы Можайского.

Тест по теме «Былины» — 1в.

    К какому роду литературы относятся былины?

А. Лирика

Б. Драма

В. Эпос

    Соотнесите былинные эпитеты с определяемыми словами:

А.берёза 1. великая

Б.дорожка 2.покляпая

В.сила 3.шёлковая

Г.плёточка 4.прямоезжая

    Город, в котором произошёл первый бой Ильи Муромца?

А. Чернигов

Б. Киев

В. Новгород

4. Кем предлагали черниговские мужички остаться Илье Муромцу у них в городе?

А. Воеводою

Б. Князем

В. Защитником

5. Как долго сиднем сидел Илья Муромец?

А. 30 лет и 3 года

Б. 40 лет и 3 года

В. Полвека

6. Вспомните отчество Ильи Муромца:

А. Иванович

Б. Сафронович

В. Селянинович

7. Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца?

А. Князь Владимир

Б. Добрыня Никитыч

В. Святогор – богатырь

8. Из какой былины взяты строки:

А тут ли оратай – оратаюшко

Гужики шелковые повыстегнул,

Кобылу из сошки повывернул.

Они сели на добрых коней, поехали…

А. «Добрыня и Змей»

Б. «Вольга и Микула Селянинович»

В. «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

9. Какой город не мог упоминаться в былинах?

А. Киев

Б. Муром

В. Чернигов

Г. Москва

10. Главной целью былин было:

А. сохранение исторической памяти о событиях прошлого, о том, чему автор сам был свидетелем, или слышал, или читал об этом;

Б. Возвеличение Руси, прославление её героического прошлого, славной истории русского народа.

11. Можно ли представить конкретную историческую обстановку, героев, события, читая былины?

А. Да

Б. Нет

12. Объясните значение устаревших слов:

А. Гужики

1. Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет

Б. Булатный

2.Петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой

3. О масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой )

Г. Соловый

4.Из старинной, твёрдой и упругой, с узорчатой поверхностью стали

13. Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось проехать?

А. Сто вёрст

Б. Триста вёрст

В. Пятьсот вёрст

14. Где родился Илья Муромец?

А. Родом он из села Карачарово

Б. В славном городе Муроме

В. В стольном Киев – граде

15. Какие качества богатыря являются первостепенными?

А. физические

Б. нравственные

16. Какой из перечисленных признаков былины не соответствует истине?

А. былина – исконно русский жанр.

Б. былина – правдивый исторический рассказ.

В. Былина родственна мифу.

Г. Былина рисует картину мироздания.

17. Где встретился Илья Муромец с Соловьём-Разбойником?

А. Под городом Муромом

Б. У Чёрной грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста

В. Между Новгородом и Москвой

18. Что значит «отправился за получкою»?

А. Значит поехал кого – то наказывать;

Б. Значит — забирать неотданные долги;

В. Значит — за данью.

Тест по теме «Былины» — 2в.

    Выбрать определение жанра былины:

А. Жанр русского фольклора; эпическая песня героико – патриотического содержания, повествующая о богатыряхи исторических событиях средневековой Руси.

Б. Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого – либо исторического события или исторической личности.

В. Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений.

2. Какой первый подвиг совершает Илья Муромец?

А. Побивает силушку великую под Черниговом;

Б. Побеждает царя Калина;

В. Защитил киевского князя от набегов татар.

3.Какому богатырю соответствует данное описание:

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да чёрна соболя.

У оратая сапожки да зелен сафьян:

Вот шилом пяты, носы востры…

А. Илья Муромец

Б. Микула Селянинович

В. Вольга Святославович

4. Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-Разбойник?

А. Одихмантия; «Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын».

Б. сын Змея Горыныча;

В. Сын царя Калина.

5. Объясните значение устаревших слов:

А. Заколодела

1. Принадлежность для упряжи

Б. Кольчуга

2. Старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец

В. Палица

3. Дорога, заваленная сухими деревьями

4. Старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом

6. Кто исцелил Илью Муромца?

А. Калики перехожие

Б. Добрыня Никитыч

В. Старушка – знахарка

7. Какая былина заканчивается такой концовкой:

А и тут Илье ему и славу поют,

А и славу поют ему век по веку!

А. «Три поездки Ильи Муромца»

Б. «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

В. «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем»

8. Кого на Руси называют крестовыми братьями?

А. Тех, кого вместе крестили;

Б. Тех, кто побратались, обменявшись нательными крестами;

9. Все вы помните картину В. М. Васнецова «Богатыри» и её героев — Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича.

С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском?

А. С Добрыней Никитичем;

Б. с Алёшей – Поповичем.

10. «А тут стали мужички с меня грошей просить». Что это значит?

А. Значит просить милостыню;

Б. Это сбор пожертвований для малоимущих;

В. Так называлась пошлина, которую взимали горожане с путников, проезжающих через их город.

12. На какие группы делились былины?

А. Новгородские;

Б. Московские;

В. Киевские;

Г. Владимирские.

13.Соотнесите существительные и прилагательные, чтобы получить словосочетания, употребляемые в былинах:

А. Конь 1. чисто

Б. Дружинушка 2. буйная

В. Головушка 3. хоробрая

Г. Поле 4. добрый

14. С каким фольклорным жанром у былины много общего?

А. с народной песней;

Б. со сказкой;

В. с балладой.

15. Кто был крестовым братом Ильи Муромца? (Выбери двоих)

А. Святогор – богатырь;

Б. Алёша – Попович;

В. Микула Селянинович;

Г. Добрыня Никитыч;

Д. князь Владимир.

16. Как у Ильи Муромца появился богатырский конь?

А. Странники помогли;

Б. Святогор – богатырь подарил;

В. Встретил в чистом поле.

17.Сколько богатырей было у князя Владимира?

Б. двенадцать

18. Чьи интересы защищал Илья Муромец?

А. интересы князя;

Б. интересы народа;

В. свои собственные интересы.

Тест по теме «БЫЛИНЫ»

7 класс

1. К какому роду литературы относятся былины?

а) Лирика

б) Драма

в) Эпос

2. Выбрать определение жанра былины.

а) Жанр русского фольклора; эпос героико-патриотического содержания, повествующий о богатырях и исторических событиях средневековой Руси

б) Жанр фольклора, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности

в) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описания легендарных и и реальных событий и мифологический представлений

3. Главной целью былин было:

а) Сохранение исторической памяти о событиях прошлого, о том, чему автор был сам свидетелем, или слышал, или читал об этом

б) Возвеличивание Руси, прославление её героического прошлого, славной истории русского народа

4. Выбрать имена, не относящиеся к «младшим богатырям».

а) Святогор-богатырь

б) Илья Муромец

в) Алёша Попович

г) Добрыня Никитич

5. Соотнесите имена русских богатырей и черты, наиболее для них характерные.

6.Выбрать определение понятия композиция художественного произведения.

а) Построение, структура художественного произведения

б) Круг жизненных явлений и событий, изображённых автором в произведении и образующим его основу.

7. Какому элементу композиции соответствует фрагмент былины?

Как во славном городе во городе во Новгороде

Ай как был Садко да гусельщик;

А как не было у него несчётной золотой казны

Как ходил он по честным пирам,

Спотешал он да купцов, бояр,

Веселил он их на честных пирах

А как тут с Садко да случилося…

а) Кульминация

б) Развитие действия

в) Исход

г) Зачин

8. Каким стихотворным размером написаны былины?

а) Двухсложный (ямб, хорей)

б) Трёхсложный (дактиль, амфибрахий, анапест)

в) Былинный стих

9. Соотнести существительные и прилагательные, чтобы получились «постоянные эпитеты».

1. Чисто а) молодец

2.Добрый б) поле

3.Буйная в) дружинушка

4. Хоробрая г) головушка

10. Выбрать примеры употребления гиперболы

а) «Чисто поле», «ковыль-трава», «добрый конь».

б) «Птицей-соколом летать ему под оболока».

в) «Мужичками-разбойничками, положил их до тысячи.

А тут ли оратай-оратаюшко

Гужики шелковые повыстегнул,

Кобылу из сошки повывернул.

Они сели на добрых коней, поехали,

Как хвост-то у ней расстилается,

А грива-то у неё да завивается.

У оратая кобыла ступью пошла…

а) «Добрыня и змей»

в) «Три поездки Ильи Муромца»

г) «Волга и Микула Селянинович»

12.С какой целью Вольга Святославич отправляется в путь-дорогу?

а) мир посмотреть

б) на войну

в) за данью

г) в гости к князю Владимиру

13.Соотнести название былин с циклами.

1. «Садко» а) Киевский цикл

2. «Три поездки Ильи Муромца» б) Новгородский цикл .

14. К какому циклу относится былина «Вольга и Микула Селянинович»?

а) Киевские былины

б) Новгородские былины

15. В какой былине нашли отражение нравственные идеалы русского народа: прославление мирного труда, мастерство, трудолюбие, физическая сила, чувство собственного достоинства, доброта и честь?

а) «Садко»

б) «Три поездки Ильи Муромца»

в) «Вольга и Микула Селянинович»

Тест по теме «БЫЛИНЫ»

А тут ли оратай-оратаюшко

Гужики шелковые повыстегнул,

Кобылу из сошки повывернул.

Они сели на добрых коней, поехали,

Как хвост-то у ней расстилается,

А грива-то у нее да завивается.

У оратая кобыла ступью пошла…

А) «Добрыня и Змей»

Б) «Волх Всеславьевич»

2. Выбрать определение понятия «композиция художественного произведения».

А) Система событий, составляющая содержание действия литературного произведения.

Б) Организация отдельных элементов, частей и эпизодов художественного произведения.

В) Круг жизненных явлений или событий, изображенных автором в произведении и образующих его основу.

3. Выбрать примеры употребления гиперболы.

А) «Чисто поле», «ковыль-трава» «добрый конь»

Б) «Птицей-соколом летать ему под оболока»

В) «Мужичками-разбойничками, положил их до тысячи»

4. Какой город не мог упоминаться в былинах?

Б) Чернигов

5. Чьи интересы защищает Илья Муромец?

А) Интересы князя

Б) Интересы народа

В) Свои собственные, интересы

6. Какому элементу композиции соответствует фрагмент былины?

Как во славном во городе во Новгороде

Ай как был Садко да гуселыцик;

А как не было у него несчетной золотой казны,

Как ходил он по честным пирам,

Спотешал он да купцов, бояр,

Веселил он их на честных пирах,

А как тут с Садком да случилося. ..

А) Кульминация

Б) Развитие действия

7. Соотнести существительные и прилагательные, чтобы получились «постоянные эпитеты»:

1. Чисто поле

2. Добрый поле

3. Буйная дружинушка

4. Хоробрая головушка

8. В какой былине нашли отражение нравственные идеалы русского народа: прославление

мирного труда, мастерство, трудолюбие, физическая сила, чувство собственного достоинства, доброта и честь?

А)«Садко»

Б)«Три поездки Ильи Муромца»

В) «Вольга и Микула Селянинович»

9. Главной целью былин было:

А) Сохранение исторической памяти о событиях прошлого, о том, чаш автор был сам свидетелем, или слышал, или читал об этом

Б) Возвеличивание Руси, прославление ее героического прошлого, славной истории русского народа

10. Какие качества богатырей прославляются в былинах? Приведите примеры

Можно ли сказать, что былины выражают мечту народа о сильном и добром защитнике земли Русской?

11. Объясните слова : оратай, крёстный батюшка, пабедья, сошка, нарекать, пожаловать. Какие из этих слов используются только в былине, какие – могут быть употреблены в нашей обычной речи.

Тематические материалы:

Обновлено: 23.11.2019

103583

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Тема №11570 Итоговый тест по литературе за курс 7 класса 2 варианта с ответам

Итоговый тест по литературе за курс 7 класса

1.    Не является жанром УНТ.
 
       А) Календарно-обрядовые песни
       Б) Поговорки
В) Летописи
Г) Былины
 
2. Укажите пословицу.
 
       А) Свалился как снег на голову.
       Б) Ни к селу ни к городу.
В) Корень учения горек, да плод сладок.
Г) Лёгок на помине.
 
      3.Укажите жанр древнерусской литературы. 
      А) Сказание
      Б) Роман
В) Поэма
Г) Комедия  
 
4.     Выбери правильный ответ.
 
1.    Эпос
2.    Повесть
3.    Роман
4.    Стихотворение
5.    Лирика
6.    Басня
7.    Драма
8.    Комедия
9.    Трагедия
 
        А. Роды литературы
        Б. Жанры литературы
 
А)  А1, А2, А5, А7, А9, Б3, Б4, Б6, Б8
Б)  А1, А5, А7, А8, Б2, Б3, Б4, Б6, Б9
В)  А1, А5, А7, А8, А9, Б2, Б3, Б4, Б6
Г) А1, А5, А7, Б2, Б3, Б4, Б6, Б8, Б9 
5.    Какое произведение не  входит в сборник повестей Белкина А.С.Пушкина?
 
      А) «Барышня-крестьянка»
      Б) «Дубровский»
В) «Выстрел»
Г) «Станционный смотритель»
 
6.    Соотнесите имена писателей и поэтов и названия литературных мест, связанных с их именами.
 
      1) А.П. Чехов
      2) Л.Н.Толстой
      3) И.С. Тургенев
      4) Н.В. Гоголь
             а) Сорочинцы
             б)  Ясная Поляна
             в) Спасское-Лутовиново
             г) Таганрог
 
      А) 1а, 2б, 3г, 4в
      Б) 2б, 2а, 3в, 4г
             В) 1а, 2б, 3в, 4г
             Г) 1г, 2б, 3в, 4а 
      7. Тема повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»:
 
      А) отношения между родителями и детьми;
      Б) трагедия «маленького человека»;
             В) трагическая любовь
             Г) нравственного выбора человека 
      8. Жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про…купца Калашникова»:
 
      А) былина
      Б) баллада
             В) поэма
             Г) сказ 
      9. В строчках «Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка…»  автор    
      использует: 
      А) аллегорию
      Б) сравнение
             В) гиперболу
             Г) метафору 
 
      10. Тема повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: 
      А) борьба за независимость
      Б) история взаимоотношений в семье Тараса   
      Бульбы
             В) жизнь, быт и нравы Запорожской Сечи
             Г) роковая любовь
 
      11. Главным законом Запорожской Сечи, духом казачества является: 
      А) сила, свободолюбие
      Б) верность товариществу, защита свободы 
      родины
              В) завоевание новых земель
              Г) защита православной веры
 
      12. Повесть отличается от рассказа:
      А) тем, что в повести изображается один-два эпизода из жизни героев;
      Б) тем, что повесть реально изображает происходящие события;
      В) изображением истории одной человеческой жизни или нескольких периодов в жизни группы людей.
      13. Эпос – это род литературы:
      А) отражающий внутренние переживания героя;
      Б) рассказывающий о событиях в жизни персонажа в пространстве и времени;
      В) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей.
      14. Виды комического:
      А) аллегория, юмор, гротеск;
      Б) аллегория, юмор, гротеск;
      В) сатира, юмор, гипербола.
      15. Соотнесите названия произведений и их авторов:
 
      1) Л.Н.Андреев
      2) А.П.Платонов
      3) Ю.П.Казаков
      4) Е.И.Носов 
а) «Кусака»
б) «Юшка»
в) «Кукла»
г) «Тихое утро»
 
      А) 1а, 2б, 3в, 4г
      Б) 1а, 2б, 3г, 4в
3) 1г, 2а, 3б, 4в
4) 1в, 2г, 3а, 4б
 
      16. Назовите «четвёртое лишнее»:
 
      А) «Хамелеон»
      Б) «Злоумышленник»
В) «Кусака»
Г) «Хирургия»
 
      17. Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и рассказ Ф.А.Абрамова «О      
      чём плачут лошади» объединяет:
      А) рассказ о трудной жизни лошадей в деревне;
      Б) тема сострадания к чужой беде;
      В) тема человеческого участия, небезразличия, заботы обо всём живом.
      18. Соотнесите отрывки из стихотворений и их авторов:
 
      1)Топи да болота,
      Синий плат небес.
      Хвойной позолотой
      Взванивает лес.

      2) Забелелся туман за рекой,
      Этот берег совсем не высок,
      И деревья стоят над водой,
      И теперь я совсем одинок.

3) Тихая моя родина!
Ивы, реки, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
 В детские годы мои.

4) Серебро, огни и блёстки – 
Целый мир из серебра!
В жемчугах стоят берёзки, чёрно-голые вчера.
 

 
      а) С.Есенин
      б) Ф.Сологуб
в) Н.Рубцов
г) В. Брюсов
 
      А) 1б, 2в, 3а, 4г
      Б) 1а, 2б, 3в, 4г
В) 1а, 2б, 3г, 4в
Г) 1г, 2в, 3а, 4б 
      19. Продолжите названия произведений:
      А) «Повесть о том, как один мужик…»
      Б) «Песня про царя Ивана Васильевича…»
      В) «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы…  
        1747года»
      Г) «Необычайное приключение, бывшее с … летом на даче»
     20. Назовите авторов названных выше произведений:
     А) …
     Б) …
     В) …
     Г) …
Часть 2
Д.С.Лихачёв писал: «Нет, учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и,  если перестаёт обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно». Согласны ли вы с мнением автора этих строк? Свой ответ обоснуйте.  
 


Тест по былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Сегодня у нас тест по былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Тест простой, так как былина известна всем, хотя не без заковырок, конечно же. Это не первый тест по произведению, которое изучается в 6 классе. Мы уже повторили несколько произведений.

Предыдущие тесты:

  • Тест по рассказу А. С. Пушкина «Метель»;
  • Тест по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг»;
  • Тест по рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий».
  • Тест по рассказу В. Г. Распутина «Уроки Французского».

Ну а сегодня новый тест. Предлагаю вам сначала попробовать свои силы, а потом уже заглянуть в ответы, которые находятся сразу под картинкой.

 

Тест по былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

 

 

Ответы

Вопрос № 1

Кому служит Илья Муромец?

Ответ: Илья Муромец служит своей Родине — Руси в лице князя Владимира.

Вопрос № 2

В былине упоминается речка Смородина и Чёрные Грязи. Как Вы думаете, имеются в виду географические названия?

Ответ: Нет. Название речки Смородины происходит от слова «смрад» — резкий запах. Речка Смородина — это мифологический образ — граница между этим и тем светом. Чёрные Грязи — это название болот, которые были опасны и могли «утащить на тот свет».

 

Вопрос № 3

Почему прозвище разбойника — Соловей?

Ответ: разбойник сидит на высоком дубу, свищет по-соловьиному, всё вокруг приклоняется, а люди мертвы лежат.

 

Вопрос № 4

Чему препятствует Соловей-разбойник?

Ответ: Соловей-разбойник препятствует установлению связей между русскими землями. Во времена князя Владимира велась активная борьба с разбоем на дорогах, чтобы можно было свободно передвигаться по русским землям.

 

Вопрос № 5

Какой литературный приём использован в строчках:

Его добрый конь да богатырский
С горы на гору да стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

 

Ответ: это гипербола — приём иносказания, преувеличивающий возможности героя.

 

Вопрос № 6

Происходит ли бой между Ильёй Муромцем и Соловьём-разбойником?

Ответ: боя не было. Илья устоял во время свиста соловьиного, а затем выстрелил в Соловья-разбойника из лука.

 

 

Вопрос № 7

К кому обращался Илья Муромец словами: «Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!»?

Ответ: он обращался к коню.  Конь сам ест траву (травяной мешок), но его может съесть волк (волчья сыть — еда).

 

Вопрос № 8

Убил ли Илья Муромец Соловья-разбойника пущенной в него стрелой?

Ответ: Илья Муромец привёз Соловья-разбойника живым на пир князю Владимиру.

 

 

Вопрос № 9

Почему Соловей-разбойник не послушал приказа князя Владимира, но послушал Илью Муромца?

Ответ: так Соловей-разбойник выказал уважение победителю.

 

 

Вопрос № 10

Почему Илья Муромец дал приказ Соловью-разбойнику засвистеть в полсвиста и закричать в полкрика?

Ответ: так Илья засвидетельствовал свой подвиг, показал, кто есть Соловей-разбойник (и все остались живы).

 

 

Вопрос № 11

В чём состоит заслуга Ильи Муромца, описанная в этой былине?

Ответ: он освободил путь от Чернигова до Киева, способствовал объединению русских земель.

 

Вопрос № 12

Есть ли икона Илье Муромцу?

Ответ: есть икона!

Канонизация Илии Муромского произошла в 1643 году. До наших дней его мощи хранятся в Антониевых пещерах в Киево-Печерской лавре.

Преподобный Илья Муромец — покровитель ракетных войск стратегического назначения и пограничной службы России, ведь он всегда защищал родную землю.

сообщение доклад (4, 7 класс Литература)

Былины – это песенные мотивы русских народов, в которых главными героями являются мужественные богатыри. В этих эпических произведениях люди воспевали их подвиги и участие простого народа в них.

Само слово «былина» переводится как «старина»  и все события, описанные в них, проходили в далеком прошлом. Былина, так же как легенда или миф относится к одному из литературных жанров. Но, правда это или вымысел достоверно сказать невозможно. Вероятнее всего героические подвиги и поступки, о которых воспевается в былинах, несколько преувеличены. Это сделано для того, чтобы русский народ еще больше восхищался и гордился своими героями.

Былины так же являются неотъемлемой частью истории жизни русского народа. Благодаря им у людей будущего поколения создается представление о прошлом бытие и образе русского человека.

Приблизительно с начала 10 века люди стали описывать происходящие события в былинах. В письменном оформлении они появились лишь к концу 17 века. Что немало важно, каждое новое поколение, старалось оставить в этих сказаниях частичку «себя». До того, как их стали записывать на бумаги, все былины просто рассказывались друг другу, от предков к потомкам и т.д.

С точностью сказать, откуда произошли былины с точностью сказать практически невозможно. Но есть предположение, что они берут свое начало с новгородских и киевских земель. Первым человеком, о котором начали воспевать киевляне оказался князь Владимир. Кроме этого, в былинах киевского народа можно встретить всеми любимых и известных богатырей – Илья Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и Чурило Пленковича. В былинах воспевались старшие, более мудрые богатыри, на которых равнялись молодые. Это и Святогор, и Вольга и Микула.

Их образ – это сила, отвага и мужество русского мужика. В те давние времена их и называли богатырями. Установлен достоверный факт, что эти люди на самом деле когда-то проживали на территории Руси.

Самый первый сборник русских былин был выпущен в Москве в 1804 году. На сегодняшний день известно о существовании 80 былин русских народов, которые описаны в литературных книгах.

Вариант 2

Былина – это эпическая древнерусская песня, рассказывающая исторические события, преимущественно героические и военные, охватывающая XI—XVI век.

Простонародное название былин: старинки, старины или страйнушки. В литературе древней Руси начала XIX столетия именовались как богатырские сказки. Во второй половине вышеуказанного века термин «былина» был общепринят.

Считается, что данное название  в 1839 году ввел русский этнограф-фольклорист Иван Стаханов в сборнике «Песни русского народа». Вывел его из словосочетания «по былинам», которое упоминалось в «Слове о полку Игореве» и означало «согласно фактам».

Существует несколько теорий происхождения былин.

  1. Возникновение в Киевской Руси.
  2. Создание в Московской Руси.
  3. Образовались после краха Киевской Руси и полная связь с деятельностью князя Владимира.

Кроме этого, есть и теории содержания былин.

  1. Мифологическая. Богатыри – это завуалированные древнеславянские боги, а их походы – это погодные явления.
  2. Историческая. Сообщает про историю, но смешанную с народным мнением.
  3. Повторения. Подражание бытию Востока или Запада.

В результате исследователи пришли к выводу, что содержание былин охватывает все три указанных теории.

Былины делятся на два типа: героические и новеллистические. В первых идет описание военных действий и подвигов богатырей, вторые сообщают про социальную и семейную жизнь.

Так, как более востребованы героические былины, их героев так же делят на виды: старшие и младшие.

К старшим относятся Святогор, Дунай, Волх, Потыка, они же и олицетворяли стихийные явления, бытующие в Древней Руси.

Младшими были богатыри, как Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Через образ богатыря передавалась мужественность народа, его патриотизм и сила.

Для определения количество былин за основу берут антикварное издание «История Русской Словесности», где насчитывается приблизительно 400 былин, не принимая во внимание новгородского периода и позднейших времен.

Исходя из этого, былины делятся по территориальности: киевские, новгородские и общерусские.

Из века в век звучание былин было разнообразное, одни пели под звуки гуслей, другие читали как стихотворение. Когда сказатели былин их зачитывали, пение было монотонное и одинаковое, менялся лишь тембр.

Состоят былины с трех частей: запев, общее содержание, может даже не касающееся с общим рассказом, но подготавливает слушателей к следующей части; зачин, сообщающий само событие и важные действия; концовка, подытоживающая все сообщение.

4, 7 класс. Кратко

Былины

Интересные ответы

  • Финляндия — сообщение доклад 3, 4, 7 класс окружающий мир география

    Финляндия – самый восточный представитель Скандинавии. В настоящее время это независимое государство, в котором проживает более 5,5 миллионов человек на территории почти в 340 тысяч кв.км

  • Платон — доклад сообщение

    Платон был одним из величайших классических греческих философов. Он жил с 427 года до нашей эры до 348 года до нашей эры. Он был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Платон писал о многих идеях философии, которые популярны до сих пор.

  • Доклад на тему Динозавры

    Динозавр, в переводе с греческого языка, опасный и страшный ящер. Они жили в течение более 160 миллионов лет в мезозойскую эру развития земли и вымерли из-за массового исчезновения животных и растений, составляющих основу их питания

  • Сообщение Города Золотого кольца России (доклад 3 класс)

    Золотое кольцо России — это название туристического маршрута, который включает в себя восемь городов нашей страны расположенных рядом друг с другом. Впервые этот термин в своей статье употребил журналист

  • Русская духовная музыка — доклад сообщение

    Русская духовная музыка представлена церковным пением. Такие произведения не подходят для светских вечеров и праздников. Обычно произведения были на религиозные темы

контрольный тест по литературе 1 полугодие, 5 класс | Тесты по Русской литературе

контрольный тест по литературе 1 полугодие, 5 класс