Содержание

основные особенности поэтического языка лексика фонетика в произведении Лермонтова выхожу один я на дорогу

"Выхожу один я на дорогу..."
поэтическая лексика, стилистика и фонетика:

В двух соседних строчках начальной строфы встречаются синонимичные слова «дорога» и «путь»; казалось бы, это некое словесное излишество, необязательный повтор. Ho на самом деле Лермонтов решает сложную художественную задачу. С помощью такого «полуповтора» он не только усиливает образ дороги, увеличивает его удельный вес в стихотворении,
но и незаметно вводит новый мотив. «Дорога» связана с темой земли, земной судьбы; «путь» связан с темой неба, небесной выси. Кремнистая дорога превращается в символический путь, который мерцает в туманной мгле, как звезды мерцают на ночном небе; вступая на этот путь, одинокий лирический герой стихотворения словно бы поднимается в надмирную высь.

Поэтический язык возвышен, отсутствие разговорной лексики.
Поэтические поля; мир природы, состояние человека, вечное
существование.

Автор широко использует образы символы: кремнистый путь (место встречи с вселенной), голубое сиянье (философская насыщенность), сладкий голос (гармония, полнота идеального существования), темный дуб (символ вечности), и звезда с звездою говорит (символ высокого идеала).

в) тропы: эпитет, сравнение, аллегория, ирония, гипербола, литота, олицетворение, овеществление, метафора, метонимия;
Красота и благодать, царящие в природе, в первой части подчеркнуты эпитетами и метафорой («ночь тиха», «спит земля в сиянье голубом»), «высокой» лексикой («пустыня внемлет богу»).
Одновременно другой эпитет уже здесь задает мотив душевной
дисгармонии героя - «кремнистый путь» напоминает о трудностях
жизненного пути.
Во второй части чувства героя подчеркнуты эпитетом («холодным сном могилы»).

г) поэтический синтаксис и синтаксические фигуры:
риторические вопросы, обращения, восклицания; анафора, эпифора,
градация, кольцо (мутно небо, ночь мутна),
Во второй части чувства героя подчеркнуты риторическими вопросами
(«Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?»), инверсией («Уж не жду от жизни ничего я»), анафорой («Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», «Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»),
восклицательными предложениями («Я ищу свободы и покоя!»)

В стихотворении присутствует авторский пунктуационный знак.
В предложении «Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Лермонтов с целью выделения употребил вместо запятой при однородных сказуемых знак вопроса.

д) поэтическая фонетика:
В стихотворении преобладают сонорные согласные, шипящие, свистящие, звук [т] и звук [д].
Звук [н] – употребляется 38 раз, радостный звук.
Звук [л] – употребляется 29 раз, – светлый, радостный, легкий, ровный, гладкий звук. Звук [м] – употребляется 18 раз, нейтральный.
Свистящие [с] – 23 раза, можно охарактеризовать его ассоциативное значение как как печаль, одиночество, опустошенность.
Шипящие [ж], [ш], [ч] – употребляется 27 раз.
Звук [т] употребляется 29 раз. Звук [д] – 19 раз.
В тексте преобладают радостные звуки, которые углубляют смысл изображаемого и создают атмосферу элегий.
далее http://docx.lib-i.ru/29raznoe/12354-1-razbor-liricheskogo-proizvedeniya-myulermontov-vihozhu-odin-dorogu-i-data-napisaniya-stihotvorenie-vihozhu-odin-dorog.php

otvet.mail.ru

М.Ю. Лермонтов "Выхожу один я на дорогу": анализ стихотворения

Лирика Лермонтова являет собой особый поэтический дневник, в котором автору удалось во всей полноте отразить свои чувства и переживания. Творчество поэта принято делить на два периода: ранний и поздний. В каждом из них преобладали те или иные мотивы, реализовываясь по-своему. Одно из ярчайших творений, которое создал Лермонтов, - "Выхожу один я на дорогу". Анализ стихотворения показывает, насколько изменилось мироощущение поэта с возрастом (хотя ему было всего 25 лет!), а также как преломляется его поэтическая система.

Тема и идея стихотворения

Основная тема произведения - одиночество. Это можно понять по самой первой строке. Ведь лирический герой "один". Однако, как это ни странно, в данном стихотворении нет упрека обществу. Все упреки и негодование остались в прошлом, в ранней лирике поэта. Здесь же мы видим спокойную задумчивость, размышление о прожитом. Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу" содержит в себе следующую основную мысль: одинокий герой, подобный лирическому, находит успокоение только наедине с природой. Подобная мысль уже звучала у Лермонтова и раньше, например, в произведении "Когда волнуется желтеющая нива". Чтобы лучше понять смысл стихотворения, необходимо выполнить более подробный его анализ.

Лермонтов "Выхожу один я на дорогу": анализ образов

Произведение имеет сложное эмоциональное наполнение. Каждая из строф последовательно проводит главную мысль произведения.

В первой строфе автор выводит своего лирического героя на первый план, показывая, что он отличается от других людей. Картина, которая окружает героя, - ночь, пустыня, звезды. Это образы, которые создают основной фон и настраивают читателя на нужный медитативный лад. В природе все гармонично, тихо и спокойно, в ней "звезда с звездою говорит". А значит, то, что окружает поэта, сочувствует ему. Все явления природы могут воспринимать мысли и переживания человека.

Но что же происходит у героя в душе? Вторая строфа начинает плавно вводить нас во внутренний мир лирического героя. Ему "больно и трудно". В его душе разлад, он с трудом может разобраться в собственных чувствах.

В третьей строфе он сам дает ответы на свои же вопросы. Он ничего более не ждет от жизни, он не жалеет о прошлом. Его угнетает лишь то, что он не испытывает нужного ему покоя. Что же есть для Лермонтова покой? Это еще один значимый во всем творчестве поэта образ. Лермонтов воспринимает покой по-особому. Это не "холодный сон могилы", не постоянное бездействие. Герою нужен душевный покой, в котором, однако, были бы и чувства, и страсти. Можно предположить, что покой для Лермонтова - это синоним слова "счастье".

Средства выразительности

Метафоры, эпитеты, олицетворения и антитезы - это далеко не полный список средств выразительности, которыми пользуется Лермонтов. "Выхожу один я на дорогу" (анализ это подтверждает) - стихотворение, в котором преобладают синтаксические средства выразительности. Но и лексические мы также можем отыскать.

В первой строфе автор говорит о природе, наделяя ее качествами человека. Звезды говорят друг с другом, сама земля спит. Этот прием отражает мировоззрение поэта. Для него человек и природа неразделимы. Но природа более умна в сравнении с человеком, и, кроме того, он вечна.

Во второй строфе автор задает риторические вопросы. Они действительно не требуют ответов, ведь даже сам лирический герой не может их найти.

В третьей строфе "Выхожу один я на дорогу" М. Лермонтов использует лексический повтор, чтобы связать между собой разные отрезки стихотворения. Присутствует также синтаксический параллелизм.

В предпоследних четырех строках мы находим анафору и параллелизм ("Чтоб в груди дремали жизни силы, чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь").

Из лексических средств (помимо олицетворения) можно назвать эпитеты: "сладкий голос", "темный дуб".

Ритмика и рифмовка

Стихотворный размер - пятистопный хорей. Он придает произведению особый ритм, оно звучит мелодично, чем-то напоминая элегию. Способ рифмовки, который выбирает Лермонтов, - перекрестная. Женская рифма чередуется с мужской.

Такое спокойное, медитативное произведение кажется нехарактерным для творчества Лермонтова. Однако вся поздняя его лирика говорит о том, что поэт повзрослел. В его стихах нет больше юношеского максимализма, неприятия полумер, энергичного отрицания и вызова обществу.

Михаил Лермонтов: "Выхожу один я на дорогу" в контексте творчества писателя

Данный текст можно назвать итоговым, он подводит некую черту под всем тем, что создал Лермонтов. "Выхожу один я на дорогу" (анализ содержания и формы это доказывает) напоминает более раннее "Когда волнуется желтеющая нива". Уже в нем автор говорит о чудодейственной силе природы, о том, насколько она прекрасна. Природа гармонизирует разлад в душе героя, позволяет ему по-другому посмотреть на мир, увидеть Бога в небесах. "Выхожу один я на дорогу" М. Ю. Лермонтова в целом не является необычным. В нем есть и характерный для всего творчества поэта мотив одиночества, упоминание о разладе с обществом, о том, что он - избранник, а не обычный человек.

Как правильно сделать анализ стихотворения?

Чтобы правильно проанализировать лирический текст, нужно следовать четкому плану. Начинать свое сочинение лучшей всего с формулировки темы и идеи произведения. Затем необходимо сказать об эмоциональном наполнении текста. Если мы говорим о стихотворении "Выхожу один я на дорогу" М. Ю. Лермонтова, то это настроение медитативное, печальное.

Также необходимым пунктом является анализ лексических и синтаксических средств выразительности с приведением примеров из текста. Следует помнить, что каждое использование фигуры речи имеет свое значение, а следовательно, его нужно указать.

Далее нужно охарактеризовать лирического героя. Можно провести сравнение с другими произведениями автора, чтобы показать, что герой является традиционным или, наоборот, необычным.

Последнее, о чем нужно сказать, это настроение, которое вызывает текст, и дать ему собственную оценку.

fb.ru

идея, композиция и литературные приемы в стихотворении

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение "Выхожу один я на дорогу" в 1841 г незадолго до роковой дуэли. Весь последний период творчества поэта пронизан размышлениями о жизни. В своих стихах он словно переосмысляет жизненные ценности и подводит итоги. Но при анализе "Выхожу один я на дорогу" Лермонтова следует отметить одну особенность. Стихотворение отличается от остальных произведений поэта тем, что оно не мрачное, не пронизанное грустью, а, наоборот, его строки "дышат" спокойствием.

Конечно, в нем тоже прослеживается главная мысль - это размышление о жизни и подведение итогов. Но пронизано оно светлой печалью и сожалением о том, что в жизни поэта не было каких-то очень важных и значимых событий. Ниже будет представлен анализ "Выхожу один я на дорогу" Лермонтова.

Композиция стихотворения

Произведение делится на две части. Начало стихотворения - это описание ночной природы, которая прекрасна в своем безмолвном спокойствии. Все дышит спокойствием и гармонией. Самое описание простое, нет высоких гор или бескрайних полей. Но несмотря на эту простоту, описание ночного пейзажа величественно.

Вторая часть стихотворения "Выйду на дорогу" Лермонтова посвящена чувствам героя. Но эти две части противопоставляются друг другу. Если первая дышит спокойствием, то вторая полна беспокойства, сомнений и отчаяния. Это связано с тем, что в человеке нет гармонии. Герой стихотворения задает вопросы, на которые не может найти ответа.

Но окончание произведения становится похожим на начало: в нем появляются такие же гармония и спокойствие. Это показывает стремление героя стать единым с природой.

Настроение стихотворения

Во время анализа "Выхожу я на дорогу" Лермонтова нужно выделить и мотивы, которыми пронизано произведения. В первых строфах ясно прослеживается тема одиночества, постоянного поиска спокойствия и гармонии. Дорога здесь символизирует жизненный путь героя. Но путь лирического персонажа отличается тем, что он - труден и "кремнист".

В стихотворении "Выхожу я на дорогу" чувствуется и некая тревожность, неопределенность, неуверенность в будущем. Герой находится в поиске ответов на вопросы о том, почему его душе так тревожно. Отчего он жалеет о жизни? Изначально герой пытается найти ответ у небес, а потом обращается к своему внутреннему миру.

В конце стихотворения поднимается тема прошлого и будущего. Герой размышляет о смерти. Он говорит, что хотел бы уснуть для того, чтобы обрести покой в своей душе. И этот сон не тревожный или мрачный, а, наоборот, светлый и прекрасный. И все в этом сновидении говорит о любви и красоте. Получается, что это разговор не о смерти, а о жизни, которая принесет лирическому герою умиротворение.

Средства выразительности

При анализе "Выхожу один я на дорогу" Лермонтова нужно так же рассмотреть, какие литературные приемы использовал поэт, чтобы передать все то, что он чувствовал, и отразить это в своем творении. Для этого применяются метафоры и олицетворения, столь излюбленные поэтами.

Но чтобы передать неопределенность, отчаяние и душевное волнение, Лермонтов использует риторические вопросы, на которые он пытается найти ответ, но не может. Для усиления эффекта поэт обращается к инверсии. А для придания произведению лиричности и мелодичности автор пишет с помощью ассонансов и аллитерации, которая создает ощущение душевного ночного разговора.

Ритм стихотворения

Одним из важных пунктов анализа "Выхожу один я на дорогу" является разбор его ритма и рифмовки. Ритм определяется наличием пауз, которые позволяют разделить строку на две части. По своему стилю стихотворение - философское, но оно не звучит как отвлеченное. Наоборот, оно проникнуто лирическим настроем. И все вопросы, которые задает герой, находят отклик в душе у читателя.

"Выхожу одиня на дорогу" написан пятистопным хореем, где "мужская" и "женская" рифмовки чередуются, а сама рифма - перекрестная. Это все позволяет придать плавность и музыкальность стихотворению. Эта мелодичность привлекла композиторов, которые создали прекрасные романсы.

Какое место занимает стихотворение в творчестве Лермонтова

Данное произведение подводит итог всему, что сделал поэт. Несмотря на отстраненное состояние Лермонтова в тот период, его произведение наполнено светлым ожиданием покоя и умиротворения. В нем Михаил Юрьевич показывает, как через дебри сомнений и тревог герой обретает душевное равновесие. А образ дуба и природы показывает, что человек будет жить всегда в своих делах и в памяти других людей.

Пункты для анализа стихотворения

  1. Название произведения и автора.
  2. История создания или интересные факты из жизни поэта.
  3. Оценка места произведения в творчестве автора.
  4. Определение литературного течения, к которому относится стихотворение (если есть возможность).
  5. Выявление темы произведения, оценка развития сюжета.
  6. Основная идея стихотворения.
  7. Анализ настроения произведения.
  8. Анализ образа и чувств лирического героя.
  9. Определение композиции стихотворения.
  10. Акцент на литературных приемах и лексике, используемой автором в произведении.
  11. Определение жанра стихотворения.
  12. Можно закончить анализ небольшой личной оценкой произведения.

Анализ "Выхожу один я на дорогу" Лермонтова является важным не только для того, чтобы оценить всю красоту стихотворения. Это помогает лучше понять поэта. Узнать, что он чувствовал в тот период незадолго до дуэли. При прочтении стихотворения читатель вместе с героем пытается найти ответы на вопросы. Это стихотворение - монолог героя, наполненный философским лирическим настроением.

fb.ru

Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" Лермонтова М.Ю.

Во многих стихотворениях Лермонтова — «Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать...» — звучат мотивы грусти и одиночества. Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».

Перед отъездом поэта в Пятигорск В. Ф. Одоевский подарил ему записную книжку с пожеланием исписать ее всю. После смерти Лермонтова эта книжка была обнаружена, среди других стихотворений там было и «Выхожу один я на дорогу».

Тон поэта с самого начала поражает своей возвышенностью, даже какой-то торжественностью. Взору нашему открывается ночной пейзаж, простой — и одновременно величественный.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

Эта возвышенная интонация поэта намекает на глубинный смысл данного пейзажа. Дорога здесь — это еще и жизненный путь героя, тот путь, который предопределен свыше и на котором каждый из нас одинок. Каждому предназначена своя судьба, и лишь сам человек может исполнить то, что ему суждено. И уже в первом четверостишии возникает пока еще едва заметный настораживающий, тревожный мотив неизвестности, неопределенности: герой видит свой «путь» «сквозь туман», жизненная дорога его трудна («кремнистый путь»).

Затем этот мотив в стихотворении нарастает, начинает звучать четче и определеннее: в природе царят тишина и умиротворение, в душе же лирического героя — хаос, смутная, неясная тоска. Ему «больно» и «трудно», но в чувствах и мыслях его — все та же неопределенность, «туман», герой не может понять причины своего состояния:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

 

Он связывает свои чувства с сожалениями о прошлом («Жалею ли о чем?») и тревожным предчувствием будущего («Жду ль чего?»). Жизнь лирического героя как бы фокусирует эту живую связь времен в виде его чувств. Разум же героя расторгает эту временную связь:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Лирический герой хочет уйти от реальности в мир «свободы и покоя». Он хотел бы «забыться и заснуть». Здесь представляется очень важным мотив забвения, проходящий через все творчество Лермонтова. Как замечает Д. П. Овсянико-Куликовский, подобно Печорину, который «ничего не забывает и вечно находится под гнетом своего прошлого», поэт тоже „все помнит", и все пережитое так болезненно отзывается в его душе, что он не видит иного успокоения, как только в смерти».

Однако в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» этот мотив не сливается с мотивом смерти. Сон здесь не вызывает у нас ассоциаций со смертью, он не является «холодным сном могилы». Напротив, жизнь в нем кажется более сильной, могучей и радостной, чем в реальном бытии героя:

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Этот образ вечно зеленеющего могучего дуба здесь особенно знаменателен. Дуб — это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Все в этом сне говорит о жизни, а не о смерти: и «сладкий голос», поющий о любви, и тихое дыханье героя, и его чуткий слух. Здесь герой полон сил, энергии, вдохновенья, в душе его больше нет трагического разлада чувств. Б начале стихотворения он стремится «уйти от жизни», в финале «жизнь догоняет его», и он доверяется ей.

Композиционно стихотворение, написанное пятистопным хореем, делится на две части. Первая часть — это пейзаж, вторая часть — описание чувств лирического героя. Эти части противопоставлены. Однако финал стихотворения соответствует его началу — там вновь возникает гармоничная, умиротворенная картина природы, и резкость контраста смягчается. Концовка, таким образом, здесь замыкает круг.

Красота и благодать, царящие в природе, в первой части подчеркнуты эпитетами и метафорой («ночь тиха», «спит земля в сиянье голубом»), «высокой» лексикой («пустыня внемлет богу»). Одновременно другой эпитет уже здесь задает мотив душевной дисгармонии героя — «кремнистый путь» напоминает о трудностях жизненного пути. Во второй части чувства героя подчеркнуты эпитетом («холодным сном могилы»), риторическими вопросами («Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?»), инверсией («Уж не жду от жизни ничего я»), анафорой («Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», «Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»), восклицательными предложениями («Я ищу свободы и покоя!»).

Напевности стихотворения способствуют аллитерации («Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел») и ассонансы («Но не тем холодным сном могилы»). Мелодичность, ритм стихотворения определяется и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины («Ночь тиха. // Пустыня внемлет богу»). Стихотворение было положено на музыку и стало известным романсом.

Таким образом, желаемое забвение лирический герой находит в мире природы. И это черта, характерная для многих произведений поэта. Лермонтов «обращался к природе так же, как и к живому началу, ища в ней ответа на тревожные вопросы своего духа или сочувствия себе в минуты острого ощущения и сердечной тоски».

lit-helper.com

Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу" М. Ю. Лермонтова

36. «Выхожу один я на дорогу» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)

Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское» . Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем» , оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый путь» во второй строке, восхищавший Л. Н. Толстого как метко схваченное впечатление кавказского пейзажа, – это и обобщение: путь странника в «пустыне безотрадной» . Но меняется лирическая оценка образа пустыни, устойчивого у Лермонтова: безотрадный край, символ опустошенной жизни здесь становится так же местом уединенного свидания с Вселенной. «Голубое сияние» сообщает земному пейзажу космическую широту и бытейственность, приобщает его к «пространствам синего эфира» («Демон» ) и к ночной голубизне «Русалки» . Точно так же через необычайно смелый из философски значительных образов четвертой строки в поэзии Лермонтова возвращаются «звезды» его юности, почти исчезнувшие из зрелой лирики.
Тема песни («сладкий голос» , или голос «отрадный» из чернового варианта) , возникающая при поддержке гармоничной звукописи в последней строфе, но разлитая в напевном строе всего стихотворения (начиная с «Ангела») , связывается с тем особым лермонтовским Эдемом, которому он присвоил имя «отрады» , с идеальной полнотой бытия, недостижимой в земных борениях, однако включающей в себя музыкально преображенные земные ценности (цветенье природы, женскую любовь) . «Темный дуб» примыкает к той же цепи образов блаженства. Девятая и десятая строки перекликаются с одиннадцатой и двенадцатой строками «Демона» и с седьмой строкой стихотворения «И скучно и грустно» («…прошлого нет и следа…») , отличаясь от них новым настроением задумчивой грусти. Ключевая формула «свободы и покоя» , по видимости, совпадает с пушкинской: «…ищу забвенья и свободы…» . Мотив побега в «обитель мирную» у Лермонтова лишен пушкинской уравновешенности и «превратился в тему романтически универсального избавления» приобщения к неувядающей жизни.
Все эти прежние смысловые моменты лермонтовской лирики вступают здесь в новое трепетно сложное соотношение – душевная тончайшая вибрация, совмещающая восторг пред мирозданием с отчужденностью от него, печальною безнадежностью с надеждой на сладостное чудо.
Природа в стихотворении – не безучастная и не «равнодушная» к человеческой бренности. Герой, казалось бы, готов к ней припасть и, однако, едва прозвучал вопрос вздох: «Что же мне так больно и так трудно?» , как прекрасный мир, чьей реальности воздано должное в первых шести строках, словно бы меркнет для героя, болезненно ощутившего свое неутоленное «я» , и он с неожиданной силой желания прорывается, куда то прочь, в блаженную область.
«Психологическая и моральная утопия свободы и покоя» как вечно длящегося блаженства получила в литературе разноречивые философские оценки: для них это «деятельный покой» в едином ритме с жизнью целого, для других напротив, «дремотная нирвана» , растворение в «космической безмятежности» . В стихотворении, действительно, есть тон глубокой и трагичной усталости, однако «мир и отрада» всегда были для Лермонтова высокими ценностями и подчас пределом бурных стремлений; они противостоят деятельности жизни. В стихотворении желанные «мир и отрада» облекаются в образ вечного расцвета, обретают, по замечанию Д. Максимова, черты «космического эроса» – это «природы жаркие объятия» («Демон») , которые, быть может, в ином плане бытия вновь раскроются навстречу давнему изгнаннику.

otvet.mail.ru

помогите написать анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу"

За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтовское «Выхожу один я на дорогу… » В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа. Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь. Одиноко по ней шел поэт: Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; «Выхожу один я на дорогу…» , принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова» . Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям. Мы видим и «кремнистый путь» , и «сиянье голубое» , и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий. От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя» . Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти. «Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание. Последнее, что поэт передает потомкам: он не отказался ни от всеведенья, ни от ответственности. Лермонтов знал, какой ценой входит в историю его поэзия. В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? » Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. Композиция стихотворения делится на две части. В первой – великолепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит» ; «пустыня внемлет богу») . Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы» . Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи. В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт: Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, И растет такой огромный дуб в Тарханах, на малой родине поэта. Каждый год в день памяти приходят сюда тысячи людей, чтобы поклониться праху великого русского гения. И дуб шумит листвой над тарханскими тропинками, над озером, словно вечный сторож печальных мест.

touch.otvet.mail.ru

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» Разное Лермонтов М.Ю. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения


/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

    Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека его эпохи, тем самым проясняла источники его страданий. Она указывала на современную общественную действительность, уродующую и искажающую человеческую личность. Михаил Юрьевич Лермонтов внес в лирику глубокий и сложный психологический анализ внутренних переживаний. Этот анализ и заключил в себе то богатство раскрытия внутреннего мира человека, которое прославило великую русскую литературу.

    С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», принадлежащим к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Это стихотворение Лермонтов написал до своей смерти, будто чувствовал, что недолго осталось ждать ее прихода. Стихотворение позже назовут своеобразным завещанием поэта и выполнят изложенную в последних строчках волю Михаила Юрьевича:

    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

    Про любовь мне сладкий голос пел,

    Надо мной чтоб вечно зеленея.

    Темный дуб склонялся и шумел.

    И сейчас на малой родине Михаила Юрьевича Лермонтова, в селе Тарханы Пензенской области, находится его прах. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего ветви над входом в часовню.

    Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, сну земли в «сиянье голубом» Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной. Перекличка вопросов:

    Что же мне так больно и так трудно?

    Жду ль чего? Жалею ли о чем?

    Уж не жду от жизни ничего не я,

    И не жаль мне прошлого ничуть… -

    придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, полного отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Герой верит в бессмертие души. Его мятежный, неспокойный дух больше не ищет бури, он жаждет спокойствия, отвлечения от земных противоречий:

    Я б желал навеки так заснуть,

    Чтоб в груди дремали жизни силы,

    Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…

    Что же натолкнуло его на такие безрадостные, трагические мысли? Почему так явно звучит в этом стихотворении мотив смерти? Всю свою жизнь, с трехлетнего возраста, когда судьба отобрала у него возможность слышать любимый и любящий голос матери, напевавшей знакомую песню, поэт прошел в душевном одиночестве. И сейчас, выйдя прочувствовать невыразимую, истинную красоту южной ночи, Лермонтов снова один. Он наблюдает, как

    …Сквозь туман кремнистый путь блестит,

    Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

    И звезда с звездою говорит.

    В небесах торжественно и чудно!

    Спит земля в сияньи голубом…

    Он понимает всю прелесть и совершенство окружающего мира: «Что же мне так больно и так трудно?». Нет ответа на вопрос, который не раз задавал он себе. Тоска, боль и одиночество. Не нашла тонкая, чувствительная, творческая душа поддержки и понимания в этом мире.

    Жанр данного стихотворения - лирический монолог. Автор сам задает вопросы и сам отвечает на них: «Жду ль чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я…». Композицию составляют две части. В первой поэт рисует сказочную красоту южной ночи, используя олицетворения («пустыня внемлет Богу», «звезда с звездою говорит») эпитеты («кремнистый», «торжественно», «чудно»). Во второй части поэт переходит к тяжелым мыслям и тревожным раздумьям. Его отчаянье передают восклицательные («Я ищу свободы и покоя!», «Я б хотел забыться и заснуть!») и неоконченные предложения («Но не тем холодным сном могилы…»). Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы, это придает особую мелодичность и плавность стиху.

    С исключительной проницательностью, верно поняв творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, великий критик В.Г. Белинский прогнозировал его значение. Он заявлял, что наступит время, когда имя Михаила Юрьевича станет «народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах». На мой взгляд, такое время наступило, в наших разговорах нет-нет, да и промелькнут строки гения, уже давно ставшие афоризмами.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

www.litra.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о