Содержание

Урок 44. слог. ударение. орфоэпия — Русский язык — 5 класс

Русский язык

5 класс

Урок № 44

Слог. Ударение. Орфоэпия.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Представление о слоге как единице фонетике.
  2. Особенности и роль ударения в русском языке.
  3. Представление об орфоэпии как разделе лингвистики.

Тезаурус

Орфоэпия – (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) — раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения; совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в данном языке произносительным нормам.

Слог – звук или сочетание звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха; наименьшая единица произнесения слова.

Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.

Список литературы

Обязательная литература:

Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 14; 143.

Дополнительная литература:

1. Панов М. В., Русский язык. 5 класс.//Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. — М.: «Русское слово», 2008. – с. 113-114.

2. Бунеев Р.Н., Русский язык. 5 класс. //Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 23, 41.

3. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения.// Розенталь Д.Э. – М.:ОНИКС. Мир и Образование, 2009. – с. 8-11.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наша речь членится на слова, а слова на слоги. Слог – это фонетическая единица языка. Слог – это один или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог – наименьшая единица произнесения слова.

Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: не-бо, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: кар-та, кос-тюм, чёр-ный).

Если в слове два слога или больше, то на один из них падает ударение. Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Ударение всегда падает на гласный звук в слове, например, травá, óзеро, небéсный.

Ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Например, зáмок (строение) – замóк (приспособление для запирания двери).Слова, которые одинаково пишутся, но по-разному звучат, называются омóграфами. Например: áтлас – атлáс, гвóздики – гвоздúки.

В русском языке ударение разноместное, так как может быть на любом слоге, например на первом:

бéгать, вéчером; на втором: бежáть, ребёнок; на третьем: прибежáть; на четвёртом: аккордеóн; на пятом слоге: наперегонкú. Ударение в русском языке может быть на любой морфеме, например на приставке: úзморозь, нáдпись, на корне: мúрный, молóчный, на суффиксе: дубóвый, рожóк, на окончании: горячá, неслá. Русское ударение при склонении или спряжении может сохраняться на той же морфеме, что и в начальной форме: сúний – сúнего (корень), курúный – курúного (суффикс), может перемещаться на другую: рекá – рéки, игрá – úгры(окончание – корень). При словообразовании ударение также может сохраняться на морфеме, например: дóм – дóмик(корень), может переходить на другую, например: лéс – леснóй(корень – окончание). Общего правила сохранения и перемещения ударения в русском языке нет. В случае затруднениямы обращаемся к орфоэпическому словарю.

Литературный язык имеет нормы (правила) произношения. Нормами произношения и ударения занимается наука орфоэпия. Она изучает и описывает все расхождения в написании и произношении слов, особенности звучания некоторых сочетаний звуков, правильную постановку ударений в русском языке.

Запомните несколько орфоэпических норм (правил) русского языка.

В первом предударном слоге а и о после твёрдого согласного произносятся как [а]: в[а]да, к[а]са, с[а]ма.

В первом предударном слоге после мягкого согласного а, е, и произносятся как [и]: т[и]нуть, б[и]да, п[и]сать.

В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются: ястре[п], разбе[к], тра[ф]ка.

На месте глухих согласных перед звонкими, кроме [в], произносятся звонкие: [з]бежать, о[д]бросить.

Чтобы лучше знать нормы произношения, нужно пользоваться орфоэпическим словарём.

Теоретический материал для углубленного изучения

Правила переноса слов

1. Если слово состоит из нескольких морфем, помимо корня, такие слова нужно переносить, не разбивая части слова. Про-беж-ка, смеш-ливый. Исключение составляют слова, у которых корень начинается с буквы ы. Ро-зыгрыш (нельзя роз-ыгрыш).

2. Если в слове есть корень и окончание, его нужно переносить по слогам. Бе-рё-за.

3. Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка.

4. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. Актив-но, ар-мия (нельзя а-ктивно, а-рмия).

5. При стечении согласных может быть несколько вариантов переноса. Се-стра, сес-тра, сест-ра.

6. Две одинаковые буквы разбиваются переносом. Мас-са, ван-ная. Исключение составляют начальные двойные согласные корня. Ссо-ра, по-ссорились (нельзя с-сора, пос-сорились).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Единичный выбор

Выбери правильную транскрипцию слова КРУЖКА

а) [кружка] б) [крушка]

Разбор задания:

Вспоминаем орфоэпические нормы: в конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются. [ж] – звонкий согласный, [к] – глухой, следовательно происходит оглушение [ж] и должен быть [ш]. Ответ: б.

  1. Выбор элемента из выпадающего списка.

Выбери правильное утверждение.

В русском языке ударение

а) всегда падает на последний слог;

б) чаще всего падает на предпоследний слог;

в) обычно падает на первый слог;

г) может падать на любой слог.

Разбор задания: вспоминаем, что во многих языках словесное ударение закреплено за определённым слогом, например, во французском языке ударение падает на последний слог, в английском – обычно на первый, а в польском – чаще всего на предпоследний. В русском языке ударение

разномéстное, поэтому оно может падать на любой слог. Ответ: г.

«Слог и ударение», урок русского языка, 5 класс | Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:

Урок по русскому языку, проведённый в 5 классе.

Тема: «Слог и ударение»

Цели:

образовательные: повторить понятие «слог», «ударение», раскрыть особенности русского ударения, помочь уяснить роль ударения в слове;

развивающие: развивать интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь, мышление, логику;

воспитательные:  воспитывать  любовь к русскому слову.

План урока:

І. Начало урока.

ІІ. Подготовка к восприятию материала через создание проблемной

   ситуации.

ІІІ. Постановка цели и задач.

     ІV.  Проверка изученного материала.

V. Знакомство с новым материалом с параллельным закреплением.

VІ. Физминутка.

VІІ. Итог.

VІІІ. Домашнее задание.

Ход  урока

І. Начало урока.

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала через создание  проблемной ситуации.

— Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница».

«Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова».

Петя очень удивился.

«Мама, — спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какая-то странная заметка!»

— Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница?

( Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека, слайд 2)

— А нет ли среди наших учеников таких, которые, спутав ударение, могут попасть в забавную ситуацию?

— Итак, тема нашего урока называется «Слог, ударение» (слайд 3).

ІІІ. Постановка цели и задач.

 — Сегодня мы узнаем, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение.

ІV. Проверка  материала, изученного в начальных классах.

Теория (слайд 5).

1.Что такое ударение?

2.Что такое слог?

Практическое задание на повторение. Работа с карточками.

1.Играем в игру «Кто быстрее». Я называю слово, вы поднимаете карточку с той цифрой, которая указывает количество слогов в названном слове.

Слог, фонетика, звуки, голос, шум, речевой, речь, устно, гласный, согласный.

2. Игра «Самый быстрый».  Карточкой указать номер ударного слога.

Звуки, фонетика, голос, речевой, устно, согласный, звуки, гласный.

— Вижу, что новую тему можно с вами начинать усваивать.

V. Объяснение нового материала с  параллельным закреплением.

1. В литовском, китайском, вьетнамском языке ударяемый слог выделяется с помощью повышения голоса.  В русском языке ударяемый слог произносится с большой силовой, поэтому его называют СИЛОВЫМ.

— Попробуем показать это на примерах. (слайд 6)

— Прочитаем слова с правильным ударением, показывая, что русское ударение силовое.

— Составьте предложения с любыми из этих слов.  (Ученик сегодня обязательно повторит правило. На уроке ученики учили алфавит. Я поняла наконец новый материал.).

2. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог: одеколон, шампиньон, кашне, пломбир…

— Что же в русском ударении? ( слайд7)

Задание.

Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения.

1 ряд – осень, листья;

2 ряд – дождливо, ненастно;

3 ряд – золотой, листья.

Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог.

— Итак, правильно, русское ударение – РАЗНОМЕСТНОЕ.

VІ. Физминутка.

3. (слайд 8)

— Прочитайте пары слов, соблюдая правильное ударение.

— Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова? (формы слова)

— Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением в словах?

( передвигается)

— Итак, третья особенность русского ударения – подвижность.

Задание. Подберите собственные примеры доказательства подвижности ударения

       4. Все ли слова в русском языке имеют ударение? (слайд 9)

— Прочитайте стихотворные строки и ответьте на вопрос.

      Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

      Но далеко еще до первых зимних бурь –

      И льется чистая и теплая лазурь

      На отдыхающее поле…

                                             Ф. И. Тютчев

Вывод: не все слова имеют ударение. Служебные части речи  не имеют его.

5.Итак, какими особенностями обладает русское ударение? (слайд 10)

6. Какую роль играет ударение в слове, точнее, правильная постановка его. (слайд 11)

— Для того чтобы разобраться в этом, выполним ряд заданий.

А) (слайд 12). Прочитайте каждое слово с ударением на 1-ом, а затем на 2-ом слоге. Что у вас получится?

Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны.

Вывод: получаются разные формы слова.

Б) Следующее задание.  Прочитайте  слово, изменяя в нем ударение. Изменилось ли лексическое значение? (слайды 13-19)

Атлас, замок, ирис, гвоздики, духи, засыпать.

Запишите примеры словосочетаний (для сильных – предложений) с данными словами.

— Итак, какую роль играет ударение в слове? (слайд 20)

(Ударение помогает различить смысл слова — смыслоразличительная функция)

— Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения? (слайд 21)

VІІ. Итог урока.

— Что нового вы узнали сегодня по теме «Слог, ударение»?

VІІІ. Домашнее задание.

Презентация — Слог. Ударение (5 класс)

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
СЛОГ, УДАРЕНИЕ Выполнила презентацию учитель русского языка Андреева Светлана Вячеславовна

Слайд 2

Цели урока:
дать понятие слога, ударных и безударных слогов; - научить сопоставлять логическое и словесное ударение; - закрепить умение воспринимать звучащий текст, звучащее слово на слух.

Слайд 3

Задачи урока:
Формирование познавательных УУД: -развивать умение правильно делить слова на слоги; - формировать умение различать виды ударения; -научить сопоставлять логическое и словесное ударения.

Слайд 4

Формирование коммуникативных УУД:
-слушать учителя, вступать в диалог; - умение работать коллективно; - обоснованно доказывать свою точку зрения; - работать самостоятельно.

Слайд 5

Формирование регулятивных УУД:
— планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; -развивать логическое мышление; - осуществлять контроль своей деятельности с помощью самопроверки.

Слайд 6

Слайд 7

Изучение нового материала. Игра « Вежливые слова».
Условия: Нужно назвать вежливые слова, разбивая их на слоги. Один начинает слово, произнося первый слог, другой продолжает это же слово, проговаривая второй слог и дальше по цепочке. Ударный слог нужно выделить голосом.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
Доброе слово и кошке приятно. Дома, как хочу, а в гостях, как велят.

Слайд 11

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
Доброе слово и кошке приятно. Дома, как хочу, а в гостях, как велят.

Слайд 12

Закрепление полученных знаний. -Здравствуй!- сказал Чижу Еж.
-Здравствуй!- сказал Чиж Ежу. - Приятель Чиж, где ты был? - Брат Еж, я летал в Париж. - Это ложь!- воскликнул Еж. Ответил Чиж: - Ну и что ж..

Слайд 13

-Здравствуй!- Еж сказал Чижу.
-Здравствуй!- Чиж сказал Ежу. - Где ты был, приятель Чиж? - Я , брат Еж, летал в Париж. - Это ложь!- воскликнул Еж. Чиж Ответил : - Ну и что ж..

Слайд 14

Рефлексия.
Мука и мука. Пересохла глина, Рассердилась Нина: Не мука, а мука- Поварам наука.

Слайд 15

От удивления охнул кок.
От удивления охнул кок И почесал затылок: Капустный бросился вилок Вскачь от ножей и вилок.

Слайд 16

Источники заимствования иллюстраций.
1. Интернет-ресурсы: - сайт « Родная природа»; - сайт « Организм человека»; - сайт « Детские картинки».

Ударение. 5 класс. Презентация с конспектом урока | Уроки по Русскому языку

Ударение. 5 класс. Презентация с конспектом урока