Васнецов Виктор Михайлович — биография художника, личная жизнь, картины
Виктор Васнецов был известным мастером бытовой и исторической живописи — его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи. Кроме написания картин Васнецов делал иллюстрации к книгам, создавал эскизы архитектурных сооружений и расписывал храмы в разных городах России.
Семинарист в Академии художеств
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (сегодня — Кировская область) в семье священника. Родители старались дать детям разностороннее образование: читали им научные журналы, учили рисованию. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах во многом списана с вятских видов: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса.
В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине.
«Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
В свободное от учёбы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах. Позже художник опубликовал свои рисунки отдельно — в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова». В годы учебы живописец создал первые полотна «Жница» и «Молочница».
Виктор Васнецов. Жница. 1867. Частное собрание
Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876. Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов. Нищие певцы. 1873. Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького, Киров
В 1867 году Виктор Васнецов бросил семинарию и уехал в Петербург. Зимой этого года он занимался живописью в школе своего друга — художника Ивана Крамского, а спустя год поступил в Петербургскую академию художеств.
В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». В 1874 году живописец получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».
Виктор Васнецов — мастер исторической живописи
После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» — первого полотна по мотивам русских былин.
Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.
В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.
Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами. Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.
Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Виктор Васнецов. Ковер-самолёт. 1880. Нижегородский Государственный художественный музей, Нижний Новгород
Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».
«Аленушка» как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее».
Храмовая роспись и архитектура
Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.
В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.
«Иной раз полно, ясно и прочувствованно, вполне излагается на словах то, что происходит в душе, но когда дело дойдет до осуществления того, о чем мечтал так широко, тогда-то до горечи чувствуешь, как слабы твои мечты, личные силы — видишь, что удается выразить образами только десятую долю того, что так ясно и глубоко грезилось».
Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая II и его семьи. После Владимирского собора художник расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.
Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Триптих (левая часть). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Триптих (центральная часть). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Триптих (правая часть). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва
До конца жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по мотивам сказок. В 1898 году он закончил полотно «Богатыри», над которым работал 25 лет.
«Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!»
Виктор Васнецов умер в своей мастерской в 1926 году. Художника похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.
сказочные картины «Аленушка», «Богатыри», «Кощей Бессмертный» и другие.
«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой.
Аленушка
Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту Васнецов с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой — дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.
Иван Царевич на Сером Волке
Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем — два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами — племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.
В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.
В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.
Богатыри
Виктор Васнецов. Богатыри. 1898
Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна — почти 3 на 4,5 метра. Богатыри — образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины — детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».
Песнь радости и печали
Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896
Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.
Ковер-самолет
Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880
Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат — символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.
Три царевны подземного царства
Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884
Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны — воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны — хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу — в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.
Читайте также:
Кощей Бессмертный
Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926
Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева — достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, — молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.
Васнецов Картины биография Vasnetsov Viktor
Васнецов Виктор Михайлович (Vasnetsov Viktor Mikhailovich), великий русский художник и график, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 года в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862-1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был известный живописец Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868-1875).
Богатырь, 1870-е годы, Третьяковская галерея
Бродячие нищие певцы, 1873, Кировский музей
Книжная лавочка, 1876, Третьяковская галерея
Патриот и славянофил Виктор Михайлович Васнецов – основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен.
Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины «Витязь на распутье» (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам сказания «Слово о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Богатыри» (1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений («Три царевны подземного царства», 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез.
Ковер-самолет, 1880, Нижегородский музей
После побоища князя
Игоря с половцами, 1880, ГТГ
Аленушка, 1881, Третьяковская галерея
Бой скифов со славянами, 1881, Русский музей
Витязь на распутье, 1882, Русский музей
Три царицы, 1884, Музей русского искусства, Киев
Тот же сказочный мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки русского писателя и драматурга Александра Николаевича Островского «Снегурочка» на домашней сцене российского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова в Абрамцево (акварель, 1881-1882).
Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по эскизам Васнецова, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882) и «Избушка на курьих ножках» (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906).
Иван Царевич на Сером Волке, 1889, Третьяковская галерея
Сирин и Алконост. Птицы радости и печали, 1896, ГТГ
Гамаюн, птица вещая, 1897, Художественный музей, Махачкала
В харчевне, 1874, Харьковский художественный музей
Известие о взятии Карса, 1878, Художественный музей, Саратов
Преферанс, 1879, Третьяковская галерея
О картине «Известие о взятии Карса».
Одна из ранних жанровых картин Виктора Васнецова рассказывает об эпизоде русско-турецкой войны 1877 года на Кавказском театре военных действий. Русско-турецкая война вызвала небывалый патриотический подъем в русском обществе.
Особо укреплённая турецкая крепость Карс была взята после месячной осады штурмом в ночь на 6 ноября 1877 года силами 21-й пехотной дивизии под командованием генерала Ивана Даниловича Лазарева.
Сюжет картины и повествует об этом событии: во всех российских газетах было опубликовано сообщение о падении крепости Карс, и весть о победе русских войск горячо обсуждается возле трактира случайными прохожими и завсегдатаями заведения.
Эта картина Васнецова была представлена на VI выставке художников-передвижников в 1878 году.
Картины Васнецова Часть 1 ►
Картины Васнецова Часть 2 ►
Росписи Васнецова Часть 3 ►
12 самых известных картин Васнецова
Виктор Васнецов — знаменитый русский иконописец и живописец. Известен талантливыми иллюстрациями, на которых оживают народные былины. Мы собрали для вас самые известные картины Васнецова, признанные шедеврами русской живописи.
Все знаменитые картины Васнецова
Художник вырос в далекой деревушке среди лугов, полей и величественных лесов Урала. Когда Васнецов переехал в Петербург, то не забыл свои корни. Воспоминания из детства выплеснулись на холсты, переплетаясь с народными преданиями и верованиями. Хотя сказки занимают большую часть творчества мастера, нередко на его холстах встречаются религиозные образы и исторические события. Но ничто не сможет так хорошо рассказать о художнике, как его творения. Предлагаем вам более детально изучить картины Васнецова и их описание.
1.Богатыри
Кто же не знает эту великую троицу? Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитыч — герои на все времена. Пожалуй, это самая популярная картина автора. Богатыри часто украшают русские дома в виде репродукций, вышивки и даже рисунка на ковре. Но мало кто знает, что работа над оригинальным полотном заняла у живописца целых 20 лет! Это огромный холст размером примерно 3 на 4.5 метра. Сейчас произведение хранится в Третьяковской галерее и тщательно оберегается от беспощадного влияния времени.
Богатыри — это народные супергерои прошлых столетий. Васнецов вырос на легендах о великих подвигах богатырей, стававших на защиту простого русского народа. Интересно, что за каждым персонажем на полотне стоит реальный человек. В качестве натурщиков художник выбрал настоящих «богатырей из народа»: могучего кузнеца и крестьянина. Натурщиком для третьего персонажа, по мнению некоторых исследователей, выступил сам автор.
2. Витязь на распутье
«Как пряму ехати — живу не бувати, направу ехати — женату быти, налеву ехати — богату быти…» — говорит надпись на камне. В основу картины легла народная былина «Илья Муромец и разбойники». Васнецов создал множество эскизов и пробных версий полотна, прежде чем добился совершенства. На первых картинах автор написал дорогу, но затем убрал её — так художник хотел подчеркнуть ограниченность выбора. Последняя версия произведения была закончена в 1920 году. Иронично, что сюжет именно этого произведения воспроизведен на надгробии живописца.
3. Песнь о радости и печали
В этом сюжете переплетаются древние греческие мифы и русские легенды. Сирин и Алконост — мифические птицы, олицетворяющие две противоположности. Сирин — вестник печали и горя, Алконост — радости, счастья и наслаждений. По легенде обе птицы прилетают перед Спасом, и каждая имеет свои цели. Птица печали скорбит по уходящему лету и утраченному раю — она завершает старое, в то время как ее компаньонка встречает новое. Алконост наделяет плоды яблони целебными свойствами и восхваляет следующий этап жизни.
От печали черной птицы листья дерева почернели. Сирин прикрыла лицо крылом, скрываясь от восходящего солнца. Она — воплощение пессимизма, ведь поет об утраченном рае, который больше никому не светит. Белая надежда, в то же время, открыто встречает приход зари. Её песнь посвящена вечному Раю, который ждет каждого из нас в конце пути. Гармония противоположностей — распространенный сюжет не только библейских историй, но и народных преданий. Стоит заметить, что схожие мотивы встречаются в каждом уголке мира. Достаточно вспомнить учения про Инь и Ян, свойственное восточной культуре.
4. Радость праведных о Господе
Знаменитая фреска, украшающая Владимирский собор, стала для художника «путем к свету». Иконопись занимала особое место в жизни мастера и превратилась в ярчайшее олицетворение его таланта. Фреска представляет собой триптих — композицию из трех частей. Боковые носят название «Преддверие рая», а центральная — «Торжество ангелов». При создании произведения автор использовал разные материалы: гуашь, акварель, тушь, белило и позолоту.
На шедевре изображены лики святых и простых людей. Грешники с восторгом наблюдают за ангелами, которые вздымаются ввысь. Картина динамичная, создает впечатление движения и суеты. В произведении тонко объединены канонические приемы и лирическая живопись. Фреску можно с уверенностью назвать шедевром религиозного искусства.
5.Воины Апокалипсиса
Поистине жуткое и величественное произведение, в основе которого лежит предсказание из Библии. В Откровениях Иоанна Богослова сказано: призовет Господь четырех всадников и даст им силу сеять хаос и разрушения по всей Земле. Именно этот исход изобразил на своем полотне Виктор Васнецов. Каждый всадник приходит на Землю один за другим. Справа налево художник изобразил Чуму, Войну, Голод и Смерть. Первый воин держит в руках лук, на голове его видна корона. Второй всадник сидит практически нагой на вороном коне и держит воинственный меч. Третий воин сидит на черной лошади в сером одеянии, он худощав и бледен. Завершает цикл разрушений Смерть — всадник с оголенным черепом и косой в руках. Под воинами мы видим толпы испуганных людей и бесконечные руины. Произведение ужасает, но в то же время завораживает.
6. Иван-Царевич на сером волке
Картина запечатлела момент из известной народной сказки. На полотне мы видим, как Иван-Царевич похищает Елену Прекрасную, уходя от погони верхом на волке. Именно эта картина стала иллюстрацией ко многим литературным изданиям со сборниками народного фольклора.
Елена покорно прижимается к своему похитителю, будто смирившись со своим положением. В ее глазах мы видим страх перед дремучим лесом и неизвестностью. Волк стремительно несется сквозь чащу, преодолевая все преграды. Интересно, что глаза волка очень похожи на человеческие. Именно этот факт наталкивает на мысль, что перед нами не зверь, а оборотень — существо из старых преданий. Но в нем нет враждебности, только преданность и верность.
7. Спящая царевна
Русские народные сказки тесно переплетены с преданиями из разных уголков мира. Так, «Спящая царевна и семь богатырей» наталкивают на мысль о «Белоснежке» и «Спящей красавице». Но картина Васнецова не дает спутать историю с рассказами братьев Гримм. Здесь мы видим исконно русский антураж.
На полотне изображены придворные в ярких одеяниях, роскошный дворец и дремучий сосновый лес. Царевна лежит на возвышенности, рука ее беспомощно свисает вниз. Рядом уснула маленькая девочка, склонившись над книгой. Здесь же мы видим придворного шута, музыканта и прочих слуг, погрузившихся в сон. Полотно преисполнено интересными деталями, которые вместе создают глубокую атмосферу русской сказки.
8. Царь Иван Васильевич Грозный
Не только сказки нашли отражение в творчестве живописца. Исторические личности тоже становились героями его восхитительных картин. Так, самый жестокий и воистину грозный царь Руси — Иван Васильевич — навсегда увековечен на полотне в Третьяковской галерее.
Художник был убежденным монархистом, поэтому к написанию произведения подходил с особым трепетом. Взгляд царя получился суровым и жестким, но не с бессмысленной яростью. Монарх величествен, в руках его посох — символ силы и могущества. Иван Васильевич — личность, которая перевернула историю Руси. Царь достиг небывалого величия путем покорности и принуждения, добиваясь своих целей любой ценой.
9. Алёнушка
Все мы знаем старинную русскую сказку о девочке по имени Аленушка и её братце Иванушке. Именно эту историю ассоциируют со знаменитой картиной Васнецова. Тем не менее, полотно не имеет ничего общего с преданием — народ сам заложил в него такой смысл.
Работа над картиной протекала у пруда в далекой деревне Ахтырка. Художник писал этюды на природе и вдруг заметил на берегу одинокую девушку. Позже он вспоминал, что в глазах её было столько тоски и печали, что художника пробрало до глубины души. Не откладывая, он тут же взялся за кисть. Автор нашел в ее облике что-то исконно русское, тоскливое и одинокое. Изначально картина носила название «Дурочка Алёнушка» (дурочками называли в то время сирот и юродивых).
10. Ковер-самолет
Однажды живописца попросили написать картину для Управления железной дороги. В итоге они получили не дорогу и даже не поезд — ковер-самолет! Именно так художник изобразил свое видение новой эры транспорта. Ковер-самолет — это символ победы человека над пространством. Автор подал эту вдохновляющую идею в свойственной ему сказочной и волшебной манере. Таким образом живописец стремился объединить современные достижения с культурным наследием. Произведение стало одним из первых иллюстраций, которые принесли известность художнику. Тем не менее, Управление железной дороги отказалось от работы из-за чрезмерно сказочной тематики.
11. Снегурочка
От этой картины так и веет зимней стужей и новогодним настроением. При одном взгляде на полотно вспоминаются бабушкины сказки и посиделки у камина. Молчаливый лес, созданный кистью Васнецова, изображен загадочным и туманным. Снегурочка робко пробирается сквозь чащу, немного испуганная и осторожная. Волшебная атмосфера пронизывает каждый мазок на полотне.
12. Царевна-лягушка
В основе произведения лежит сказка о Василисе Премудрой — заколдованной девушке в облике лягушки. Историю, как известно, написал сам Александр Пушкин. Согласно сюжету, главный герой берет в жены лягушку, которая поразила царя своими возможностями. На картине запечатлен момент, когда девушка впервые предстала перед двором в человеческом виде. На полотне мы видим, как красавица в изумрудном платье кружится в волшебном танце. Она только что махнула левой рукой, и из рукава ее одеяния вылилось целое озеро. Махнула правой рукой — и на озере появилось два чудесных лебедя.
Картина ценна для исследователей фольклора тем, что она изображает культуру того времени. Детали пиршества, одежда, музыкальные инструменты — всё это наглядно иллюстрирует особенности жизни царской Руси.
Где найти репродукции произведений Виктора Васнецова
Творчество русского художника — это не только достояние музеев, но и возможность придать интерьеру особую атмосферу. Самые красивые произведения со сказочной тематикой часто выступают в роли подарка. Кто же не захочет прикоснуться к сказке?
Всем известно, что сегодня не обязательно тратить безумные деньги на оригинальную живопись. Можно просто выбрать понравившуюся картину и заказать печать на холсте. Репродукция украсит любую комнату ничуть не хуже, чем живое произведение. Цифровые копии самых популярных картин Васнецова собраны в галерее нашего интернет-магазина. Загляните в каталог Print4you, чтобы выбрать свой шедевр!
«Истинный Богатырь русской живописи»
14.05.2018 15:00
К 170-летию Виктора Михайловича Васнецова
Я писал о том, что лелеял в своих грёзах мой народ.
Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь!
Васнецов В.М.
Виктор Михайлович Васнецов — один из тех замечательных художников, чьи произведения легко узнаваемы и любимы поколениями российских школьников. Трудно найти человека, незнакомого с сюжетом картин «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря», «Аленушка», «Баба-Яга», «Снегурочка». Знакомые нам с детства, они давно стали своеобразным культурным штампом.
Васнецов — талантливейший живописец, декоратор и иллюстратор — стал основоположником особого «русского стиля», созданного на стыке исторического жанра и романтических течений, навеянных фольклором и символизмом
Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.
«Хотя бы малую искорку духа Божия отразить в картине — и то великое счастье…» — писал В. М. Васнецов.
Сын сельского священника, он рос в российской глубинке, всей душой впитывая красоту родной земли, поэзию русских народных сказок и былин. Более десяти лет художник работал над росписью Владимирского собора в Киеве. «Страшный суд» — шедевр религиозного творчества Васнецова и русского церковного искусства конца XIX века. Трудился Виктор Михайлович и над мозаиками храма Спаса-на-Крови на месте убийства императора Александра II в Санкт-Петербурге. Революцию художник не принял. В последние годы жизни он занимался доработкой своих сказочных картин.
Виктор Васнецов очень разнообразен. Он работал не только в живописи, но и в графике (иллюстрации к пушкинской «Песне о вещем Олеге»), в театре он создал замечательные декорации к весенней сказке Островского «Снегурочка». Васнецов работал и как художник монументалист: он расписал круглый зал Исторического музея в Москве (фриз «Каменный век»), по его проекту был оформлен фасад Третьяковской галереи. По его рисункам и проектам в художественных мастерских в Абрамцеве искусные мастера украшали народными орнаментами мебель, посуду и т. п.
Везде, где работал Васнецов: в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, он стремился возродить русское народное творчество
Открыв чтраницы нашей выставки, вы приобщитесь к чуду таланта Васнецова. А прикоснувшись к нему, так и хочется воскликнуть: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…».
Художник Васнецов Виктор Михайлович
3 мая 1848 (село Лопьял Вятской губернии) — 23 июля 1926 (Москва)
Живописец, график, архитектор, художник декоративно-прикладного искусства, скульптор
Родился в семье сельского священника, старший брат художника Аполлинария Васнецова. Общее образование получил в Вятском духовном училище, а затем Вятской духовной семинарии (не окончил), где получил также первые навыки в рисовании у Н. А. Чернышова.
В 1867 переехал в Петербург, в течение нескольких месяцев посещал уроки И. Н. Крамского в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1868 поступил в ИАХ, занимался у П. В. Басина, В. П. Верещагина, С. М. Воробьева и П. П. Чистякова. В 1869 за постановку «Два обнаженных натурщика» и рисунок с натуры награжден малыми серебряными медалями. Годом позже за эскиз картины «Христос и Пилат» удостоен большой серебряной медали. В 1874 выпущен из Академии. С того же года начал участвовать в выставках ТПХВ, став членом Товарищества в 1878.
В 1876–1877 совершил поездку в Париж, в 1877 выставлял свои работы в Парижском салоне. После возвращения из Франции недолгое время жил в Вятке и Петербурге, в 1878 переселился в Москву. Сблизился с С. И. Мамонтовым. Лето 1879–1880 проводил в деревне Ахтырка близ подмосковной усадьбы Мамонтовых Абрамцево. Летние месяцы 1881–1885 работал в самой усадьбе. Принимал активное участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка, театральных и литературных вечерах в доме Мамонтовых. В 1881–1882 оформил домашний спектакль «Снегурочка» по пьесе А. Н. Островского. В те же годы при участии В. Д. Поленова выполнил проект церкви Спаса Нерукотворного с часовней в Абрамцево. Занимался строительством и оформлением храма, в частности написал ряд икон для иконостаса, расписал клиросы, создал эскиз мозаичного пола. В 1883 по проекту Васнецова в Абрамцевском парке была построена беседка «Избушка на курьих ножках». В 1883–1884 по заказу Российского Исторического музея работал над живописным панно-фризом «Каменный век».
Своими работами художник быстро приобрел известность. Его картины были в крупнейших коллекциях русского искусства второй половины XIX — начала ХХ веков: П. М. Третьякова, К. Т. Солдатенкова, И. С. Остроухова, С. А. Бахрушина, С. И. Мамонтова, И. Е. Цветкова, М. П. Рябушинского, великого князя Сергея Александровича и многих других.
Как театральный декоратор Васнецов сотрудничал с Частной русской оперой Мамонтова, выполнив эскизы костюмов и декораций к спектаклям «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Севильский цирюльник» Д. Россини (все — 1885), «Алая роза» Н. С. Кроткова (1886), «Чародейка» П. И. Чайковского. Принимал участие в деятельности столярно-резчицкой мастерской (с 1885), гончарной мастерской в Абрамцево (с 1890), создании там музея народного искусства. В 1890-х — 1900-х работал над проектами образцов мебели для Кустарного музея Московского земства и мастерских Сергиева Посада.
ПодробнееВ 1885 совершил поездку в Италию для ознакомления с византийскими мозаиками и живописью итальянского Возрождения, посетил Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим, Неаполь. С 1885 по 1891 жил в Киеве, где создавал росписи Владимирского собора, летние месяцы проводил в Абрамцево. В 1891 возвратился в Москву, до 1896 ежегодно ездил в Киев для завершения работ во Владимирском соборе. В 1891 при участии В. Д. Поленова спроектировал часовню над могилой А. С. Мамонтова.
В 1892 получил звание профессора. В 1893–1894 построил по собственному проекту дом с мастерской в Москве. В 1895 был избран почетным членом Реймской Академии художеств. В 1901 завершил работу над эскизами и картонами для мозаик храма Спаса на крови в Петербурге, начатую еще в 1883. В 1896–1904 выполнил эскизы иконостаса Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном, в 1899–1901 — картоны для мозаик православной церкви в Дармштадте, в 1901–1903 — эскизы росписи экстерьеров Грановитой палаты Московского Кремля. В 1900–1901 создал проект фасада и эскиз майоликового фриза Третьяковской галереи, который впоследствии был изготовлен на гончарном заводе «Абрамцево» в Бутырках и установлен в 1903. В 1899–1903 работал над проектом дома И. Е. Цветкова на Пречистенской набережной и эскизами майоликовых фризов для его оформления. В 1904–1913 выполнил иконы для иконостаса храма Александра Невского в Софии, в 1906–1911 — эскизы мозаик для собора Александра Невского в Варшаве.
В 1899 в Петербурге прошла первая персональная выставка художника. За ней последовали выставки в 1903 и 1905 в Петербурге, 1904, 1910, 1911–1912 — в Москве.
В начале 1900-х Васнецов приобрел усадьбу в селе Ваньково Дмитровского уезда, названную им «Новое Рябово», где жил летние месяцы. В 1900 был избран действительным членом Музея изящных искусств в Москве, в 1902 — почетным членом Строгановского художественно-промышленного училища, в 1903 — почетным членом Киевского общества древностей и искусства, в 1908 — почетным членом Российского исторического музея. Вместе с братом Аполлинарием стал одним из основателей Художественно-исторического музея в Вятке. После революции 1917 входил в состав художественного объединения «Изограф».
В 1924–1925 произведения мастера экспонировались на передвижной выставке русского искусства в США и Канаде. В 1926 в музее-усадьбе «Абрамцево» состоялась последняя прижизненная персональная выставка Васнецова. В 1927 в Государственной Третьяковской галерее прошла мемориальная выставка его картин и рисунков. Ретроспективные выставки были организованы в 1948 и 1990–1991 в Государственной Третьяковской галерее, в 1980 — в музее-заповеднике «Абрамцево».
Виктор Васнецов — выдающийся представитель русского искусства последней трети XIX — начала ХХ столетий. В ранний период (конец 1860-х — первая половина 1870-х) он был близок передвижникам, испытав влияние И. Е. Репина. В дальнейшем творческие поиски художника были направлены на формирование национального направления в русском искусстве. Он выработал собственный стиль, построенный на внимательном изучении византийской и древнерусской живописи и архитектуры, фольклора, традиций народного изобразительного и прикладного искусства, в частности орнамента, костюма, деревянной резьбы и так далее. Характерными чертами станковых картин Васнецова являются повествовательность, «литературность» замысла, декоративность колористического и графического решения, вместе с тем академический подход к композиционному построению. Творчество Васнецова находится на стыке реализма, модерна и историзма, однако рассматривать искусство художника или даже какой-то один из этапов его художественной биографии исключительно в контексте конкретного стиля или направления не представляется возможным.
Васнецов оказал большое влияние на творчество многих своих современников, в частности художников Абрамцевского кружка, став одним из создателей неорусского направления в искусстве. При этом его искусство воспринималось неоднозначно и вызывало острые дискуссии в обществе.
Произведения Васнецова находятся в крупнейших музейных собраниях России и за рубежом: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Нижегородском государственном художественном музее, Киевском музее русского искусства, Национальном художественном музее республики Беларусь в Минске, Музее-заповеднике «Абрамцево» и многих других. В Москве открыт Дом-музей В. М. Васнецова.
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.кто он такой подробно, самые известные картины художника, периоды и суть творчества, автопортрет живописца. Роль Виктора Васнецова в развитии сказочного жанра и неорусского стиля в искусстве
Виктор Михайлович Васнецов (Viktor Mikhailovich Vasnetsov; родился 15 мая 1848 г. — умер 23 июля 1926 г.) — русский живописец и архитектор XIX-XX веков, который первым возвел сказочный жанр в ранг высокого искусства и стал ярким представителем неорусского стиля. Картины Виктора Васнецова — это мастерски исполненное воплощение фольклорных образов, взятых из преданий, сказок и былин. Творчество художника прошло масштабную эволюцию от академизма и реализма в ранних работах до модерна начала XX века, который виден в поздних произведениях автора.
Биография Виктора Васнецова
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье потомственных вятских священников и иконописцев. Его род вел родословную с XVII века. Село Лопьял, где появился на свет будущий художник, сейчас относится к Кировской области. Как и четверо его братьев, Виктор получил хорошее домашнее образование, затем обучался в Вятском духовном училище, а после — в семинарии, которую не стал оканчивать. С позволения отца он отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
Виктор Васнецов успешно сдал экзамены в Академию, но узнал об этом лишь спустя год. Он сомневался в своих силах и даже не стал узнавать результаты, а вместо этого год занимался у Ивана Крамского в школе общества поощрения художников. В годы учебы в Санкт-Петербурге художник находился под влиянием идей передвижников и писал реалистичные картины на социальную тематику. Исторический жанр, который в будущем станет для мастера главным, в то время не интересовал его, и золотых медалей в Академии он не получал.
В 1876 году Васнецов отправляется в Париж и остается там на год вместе с передвижниками. Но творчество импрессионистов мало впечатляет художника. Напротив, именно во Франции он особенно сильно чувствует свои корни и приверженность русским традициям. В Париже появляются первые эскизы «Богатырей» и «Жар-Птицы». Вернувшись на родину, Васнецов посвятил себя никому не известному на тот момент историко-былинному жанру.
В Москве художник знакомится с Павлом Третьяковым и входит в абрамцевский кружок Саввы Мамонтова. По предложению последнего были написаны три картины для главной конторы Донецкой железной дороги, в том числе «Ковер-самолет». Чиновники сочли сказочную тему неподходящей для их серьезной организации, но Мамонтов выкупил все три работы. В Абрамцеве была написана и «Аленушка». Критики поначалу критично отнеслись к таким произведениям — очень уж далеки они были от привычных принципов передвижников-реалистов.
Важный этап творческой биографии Васнецова — роспись Владимирского собора в Киеве. На эту работу ушло 11 лет, и автор считал ее главной в своей жизни. Всего было расписано более 2 000 квадратных метров. В поиске новых соборных образов художник изучал традиции византийской и древнерусской монументальной живописи. В этот период он многому научил Михаила Врубеля, также принимавшего участие в оформлении собора. В дальнейшем Васнецов расписывал и другие храмы, в том числе в Петербурге и Дармштадте — на родине супруги императора.
Революцию художник перенес спокойно и при новой власти остался жить в Москве — в построенном по собственному эскизу доме с большой мастерской. Поздние годы были плодотворными: живописец создал многие наиболее известные произведения на сказочные темы. Умер он 23 июля 1926 в возрасте 78 лет. Виктор Васнецов был счастливо женат на девушке из вятского купеческого рода. Она стала одной из первых русских женщин, получивших медицинское образование. В семье родилась дочь и четверо сыновей. Один из них, Андрей, стал известным советским художником.
Самые известные картины Виктора Васнецова
Картины Виктора Васнецова развиваются от бытописательства в реалистичном ключе к сказочно-былинному жанру и стилю модерн. Именно работы на фольклорные темы стали визитной карточкой мастера. Вот несколько наиболее знаменитых из них:
- «Аленушка», 1881. Игорь Грабарь называл эту знакомую всем с детства картину одной из лучших во всей русской живописи.
- «Иван-царевич на Сером Волке», 1889. В этом произведении явно чувствуется влияние модерна: видна характерная для этого течения высокая детализация, цветочные мотивы, изящество рисунка и приглушенные цвета.
- «Богатыри», 1898. Настоящий венец творчества Васнецова, над которым автор работал почти двадцать лет.
- «Сказка о спящей царевне», 1926. В этом произведении соединились все стороны таланта Васнецова: блестящая академичная техника, реализм в изображении лиц и поз, декоративность и обилие деталей от модерна.
- «Витязь на распутье», 1878. Васнецов написал 3 картины с сюжетом богатыря на распутье, которые отличаются друг от друга композицией. Работа над первой версией была закончена в 1877 году, а самый известный вариант написан в 1878 году и хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
- «Снегурочка», 1899. Снегурочка стала одним из самых любимых персонажей русских рождественских сказок. А Виктор Васнецов был первым художником, запечатлевшим образ красавицы.
Если вы любите старинные произведения искусства, обратите внимание на аукционы, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot! Это удобная возможность пополнить коллекцию ценным антиквариатом. Также здесь можно купить картины у современных художников.
Художников по направлению: Символизм
Художественное движение
Символизм был художественным движением конца девятнадцатого века французского, русского и бельгийского происхождения в поэзии и других искусствах.
В литературе этот стиль берет свое начало с публикации в 1857 году «Les Fleurs du mal» Шарля Бодлера.Работы Эдгара Аллана По, которыми Бодлер восхищался и которые были переведены на французский язык, оказали значительное влияние и стали источником многих стандартных образов и образов. Эстетика была разработана Стефаном Малларме и Полем Верленом в 1860-х и 1870-х годах. В 1880-х годах эстетика была сформулирована серией манифестов и привлекла поколение писателей. Само название «символист» было впервые применено критиком Жаном Мореасом, который изобрел термин, чтобы отличать символистов от связанных декадентов литературы и искусства.
В отличие от литературного стиля, но связанного с ним, символизм в искусстве связан с готическим компонентом романтизма и импрессионизма.
Термин «символизм» происходит от слова «символ», которое происходит от латинского symbolum, символа веры, и symbolus, знака узнавания, в свою очередь, от классического греческого символа σύμβολον, разрезанного пополам объекта, составляющего Знак признания, когда перевозчики смогли собрать две половинки. В Древней Греции символом был черепок глиняной посуды, на который наносили надписи, а затем разбивали на две части, которые были переданы послам двух союзных городов-государств в качестве свидетельства союза.
Символизм был в значительной степени реакцией на натурализм и реализм, антиидеалистические стили, которые были попытками представить реальность в ее суровой особенности и возвысить скромное и обычное над идеальным. Символизм был реакцией в пользу духовности, воображения и мечтаний. Некоторые писатели, такие как Йорис-Карл Гюисманс, начинали как натуралисты, прежде чем стать символистами; для Гюисманса это изменение представляло его растущий интерес к религии и духовности. Некоторые характерные для декадентов предметы представляют натуралистический интерес к сексуальности и табуированным темам, но в их случае это было смешано с байроническим романтизмом и усталостью от мира, характерной для периода fin de siècle.
Поэты-символисты имеют более сложные отношения с парнасианством, французским литературным стилем, который ему непосредственно предшествовал. Находясь под влиянием герметизма, позволяя более свободное стихосложение и отвергая парнасскую ясность и объективность, он сохранил любовь парнасства к игре слов и заботу о музыкальных качествах стихов. Символисты продолжали восхищаться девизом Теофиля Готье «искусство ради искусства» и сохранили — и изменили — парнасское настроение иронической отстраненности.Многие поэты-символисты, в том числе Стефан Малларме и Поль Верлен, опубликовали ранние работы в Le Parnasse contemporain, поэтических антологиях, давших название парнасианству. Но Артур Рембо публично высмеивал известных парнасцев и публиковал копрологические пародии на некоторых из их главных авторов, включая Франсуа Коппе, которого ошибочно приписывают самому Коппе, в L’Album zutique.
Одним из самых ярких покровителей символизма в Париже был искусствовед и литературный критик (и оккультист) Жозефин Пеладан, основавший Salon de la Rose + Croix.Салон провел серию из шести презентаций авангардного искусства, письма и музыки в течение 1890-х годов, чтобы предоставить пространство для презентаций художникам, использующим в своей работе спиритизм, мистицизм и идеализм. С Салоном был связан ряд символистов.
Это часть статьи в Википедии, используемой в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 Непортированная лицензия (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →
Википедия: https://en.wikipedia.org/wiki/Symbolism_(arts)Виктор Васнецов | Биография и 84 важнейших произведения
1869. Холст на панно, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1874. Холст, масло. Музей изобразительных искусств, Харьков, Украина.
1876. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1876. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1877. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
1877.Изучение. Масло на холсте. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1878. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1878. Холст, масло. Музей искусств им. А. Н. Радищева, Саратов, Россия.
1878. Холст, масло. Историко-художественный музей, Серпухов Московской области. Прочтите примечание.
1878. Холст, масло. Музей русского искусства, Киев, Украина.Прочтите примечание.
1879-81. Первая версия. Масло на холсте. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1879. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1879. Холст, масло. Музей-усадьба В. Поленова, Тульская область, Россия.
1880. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.Прочтите примечание.
1880. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1880. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
1880. Холст, масло. Художественный музей Нижнего Новгорода, Нижний Новгород, Россия. Прочтите примечание.
1880. Холст, масло.Художественный музей Нижнего Новгорода, Нижний Новгород, Россия.
1880. Холст, масло. Мемориальный музей Виктора Васнецова, Москва. Россия.
1880. Холст, масло. Государственный художественный музей Абрамцево, Московская область, Россия.