1. |
Прямо пропорциональные величины
Сложность: лёгкое |
1 |
2. |
Обратно пропорциональные величины
Сложность: лёгкое |
1 |
3. |
Прямая или обратная пропорциональность
Сложность: среднее |
1 |
4. |
Расстояние и объём бензина
Сложность: среднее |
2 |
5. |
Длина и ширина прямоугольника
|
2 |
6. |
Стоимость картофеля
Сложность: среднее |
2 |
7. |
Хлопковое семя и масло
Сложность: сложное |
5 |
8. | Сложность: сложное |
5 |
9. |
Количество посаженных деревьев
Сложность: сложное |
4 |
10. |
Новая цена сыра
Сложность: сложное |
4 |
Задачи на пропорции 6 класс
Задача 1.
400 листов бумаги для печати на принтере имеют толщину 4,4 см. Вычислить толщину пачки, в которой 500 листов бумаги для принтера.
Решение.
Обозначим через х см толщину пачки бумаги из 500 листов.
Согласно условию составим соотношение:
400 листов — 4,4 см
500 листов — х см
Запишем пропорцию:
Найдем неизвестное число:
Ответ. Толщина пачки бумаги из 500 листов 5,5 см.
Задача 2.
Сколько килограмм воды содержится в 7 кг арбуза, если воды в арбузе 98\%?
Решение.
Согласно условию составим соотношение:
7 кг — 100\%
х кг — 98\%
Запишем пропорцию:
Найдем неизвестное число:
(кг).
Ответ. В 7 кг содержится 6,86 кг воды.
Задача 3.
Масса 42 литров нефти составляет 33,6 кг. Найдем массу 28 литров нефти?
Решение.
Обозначим массу 28 литров нефти через х кг.
Составим соотношение согласно условию:
42 литра — 33,6 кг
28 литров — х кг
Запишем пропорцию и найдем из нее неизвестное число:
(кг).
Ответ. Массу 28 литров нефти составляет 22,4 кг.
Задача 4.
Вспахали 74\% поля, после чего осталось вспахать всего 13 га. Найти общую площадь поля.
Решение.
Обозначим площадь всего поля через х га.
Согласно условию составим соотношение:
х га — 100\%
13 га — (100—74)\%.
Запишем пропорцию:
Найдем неизвестное число:
(га).
Ответ. Общая площадь поля 50 га.
ru.solverbook.com
«Решение задач с помощью пропорций»
Разделы: Математика
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- научить учащихся выделять в условиях задач две величины;
- устанавливать вид зависимости между ними;
- научить их делать краткую запись условия задачи и составлять пропорцию;
- развить воображение, математическую интуицию, память, мышление, сформировать правильную математическую речь;
- активизировать познавательную и творческую активность учащихся.
Оборудование: плакаты, индивидуальные карточки, сигнальные карточки
ХОД УРОКА
Организационный момент
- Проверка готовности класса к уроку;
- Сообщение темы и цели урока.
Устные задания (тест с использованием сигнальных карточек):
Найти отношение:
а) [8]; б) [6].
Верна ли пропорция:
а) [2]; б) [1].
3. Решить пропорцию:
а) 12,5:Х = 1,2 : 0,6 [4]
б) [0]
Ответы: 1) да; 2) нет; 3) 2; 4) 6,25; 5); 6) ; 7)12,05; 8); 9); 0) ?.
Вопросы:
- Что называется отношением двух чисел?
- Что показывает отношение двух чисел?
- Что такое пропорция?
- Сформулируйте основное свойство пропорции?
Решение задач
На предыдущем уроке учащимся были введены понятия прямой и обратной пропорциональности, отработаны данные понятия на задачах. На данном уроке решаем задачи с помощью пропорций. Рассматриваемые задачи – это задачи с целыми значениями величин, отношение которых тоже целое число. Для этого составляем краткую запись условия задачи. В процессе устного обсуждения выделяем 2 величины, устанавливаем вид зависимости. Уменьшение величины показываем стрелкой вниз, а увеличение — стрелкой вверх. Затем составляем пропорцию и решаем её.
1. За 6 ч поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 ч, если его скорость была постоянна.
Решение.
I способ (“по-старому”).
1) 480 : 6 = 80 (км/ч)
2) 80 • 2 = 160 (км)
II способ
Составим краткую запись условия задачи:
Краткая запись заранее оформляется на плакате. В процессе устного обсуждения выясняем, что время и путь уменьшились в одно и то же число раз, так как при постоянной скорости эти величины прямо пропорциональны.
Затем, составляем пропорцию и решаем её: ; Х= 160 (км)
2. Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько килограмм сахарного песку надо взять на 12 кг ягод? [8 кг]. (Задача дается на самостоятельное решение, но перед этим устное обсуждение задачи).
3. Расстояние между городами пассажирский поезд прошел со скоростью 80 км/ч за 3 ч. За сколько часов товарный поезд пройдет то же расстояние, со скоростью 40 км/ч?
Решение.
В процессе устного обсуждения выясняем, что скорость уменьшилась, а время увеличилось в одно и то же число раз, следовательно, эти величины при одном и том же расстоянии являются обратно пропорциональными.
(ч)
4. Пять маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор 10 маляров? [4 дня] (Для самостоятельного решения).
В этой задаче предполагается, что все
работники трудятся с одинаковой
производительностью. Для того, чтобы учащиеся
лучше освоили прием составления пропорций,
постоянно задаём вопрос: “Во сколько раз
увеличилась (уменьшилась) первая величина?”.
Тогда число, дающее ответ, будет находиться
делением большего значения величины на меньшее
(в направлении стрелок).
Чтобы у учащихся не сложилось впечатление, будто
зависимость бывает только двух видов – прямой
или обратной пропорциональностью, —
рассматриваем провокационные задачи, в которых
зависимость имеет другой характер.
5.
1) За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей
поймали за 3 ч?
2) Когда Вася прочитал 10 страниц книги, то ему
осталось прочитать ещё 90 страниц. Сколько
страниц ему останется прочитать, когда он
прочитает 30 страниц?
Затем, рассматриваем задачу, в которой
зависимость между величинами часто принимают за
прямую пропорциональность.
6. * Пруд зарастает лилиями, причём за неделю площадь, покрытая лилиями, удваивается. За сколько недель пруд покрылся лилиями наполовину, если полностью он покрылся лилиями за 8 недель? [7 недель]
IV. Задача на смекалку (на “совместную работу”).
За пять недель пират Ерёма
Способен выпить бочку рома.
А у пирата у Емели
Ушло б на это две недели
За сколько дней прикончат ром
Пираты, действуя вдвоем? [10 дней]
V. Задание на дом
1) В 100 граммах раствора содержится 4 грамма соли.
Сколько граммов соли содержится в 300 граммах
раствора?
2) 4 комбайна могут убрать пшеницу с поля за 10 дней.
За сколько дней уберут это поле 8 комбайнов?
3) Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек
разбудят пять петухов?
4) По учебнику № 803 (а).
VI. Подведение итогов урока
14.03.2007
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
пропорции в 6 классе | математика-повторение
Задача 1. Толщина 300 листов бумаги для принтера составляет 3, 3 см. Какую толщину будет иметь пачка из 500 листов такой же бумаги?
Решение. Пусть х см — толщина пачки бумаги из 500 листов. Двумя способами найдем толщину одного листа бумаги:
3,3:300 или х:500.
Так как листы бумаги одинаковые, то эти два отношения равны между собой. Получаем пропорцию (напоминание: пропорция — это равенство двух отношений):
3,3:300=х:500. Неизвестный средний член пропорции равен произведению крайних членов пропорции, деленному на известный средний член. (Подробно о пропорции и нахождению ее крайнего, среднего членов читайте в статье: «6.1.1. Пропорция. Основное свойство пропорции.»)
х=(3,3·500):300;
х=5,5. Ответ: пачка 500 листов бумаги имеет толщину 5,5 см.
Это классическое рассуждение и оформление решения задачи. Такие задачи часто включают в тестовые задания для выпускников, которые обычно записывают решение в таком виде:
или решают устно, рассуждая так: если 300 листов имеют толщину 3,3 см, то 100 листов имеют толщину в 3 раза меньшую. Делим 3,3 на 3, получаем 1,1 см. Это толщина 100 листовой пачки бумаги. Следовательно, 500 листов будут иметь толщину в 5 раз большую, поэтому, 1,1 см умножаем на 5 и получаем ответ: 5,5 см.
Разумеется, это оправдано, так как время тестирования выпускников и абитуриентов ограничено. Однако, на этом занятии мы будем рассуждать и записывать решение так, как положено это делать в 6 классе.
Задача 2. Сколько воды содержится в 5 кг арбуза, если известно, что арбуз состоит на 98% из воды?
Решение.
Вся масса арбуза (5 кг) составляет 100%. Вода составит х кг или 98%. Двумя способами можно найти, сколько кг приходится на 1% массы.
5:100 или х:98. Получаем пропорцию:
5:100 = х:98.
х=(5·98):100;
х=4,9 Ответ: в 5кг арбуза содержится 4,9 кг воды.
Задача 3. Масса 21 литра нефти составляет 16,8 кг. Какова масса 35 литров нефти?
Решение.
Пусть масса 35 литров нефти составляет х кг. Тогда двумя способами можно найти массу 1 литра нефти:
16,8:21 или х:35. Получаем пропорцию:
16,8:21=х:35.
Находим средний член пропорции. Для этого перемножаем крайние члены пропорции (16,8 и 35) и делим на известный средний член (21). Сократим дробь на 7.
Умножаем числитель и знаменатель дроби на 10, чтобы в числителе и знаменателе были только натуральные числа. Сокращаем дробь на 5 (5 и 10) и на 3 (168 и 3).
Ответ: 35 литров нефти имеют массу 28 кг.
Задача 4. После того, как было вспахано 82% всего поля, осталось вспахать еще 9 га. Какова площадь всего поля?
Решение.
Пусть площадь всего поля х га, что составляет 100%. Осталось вспахать 9 га, что составляет 100% — 82% = 18% всего поля. Двумя способами выразим 1% площади поля. Это:
х:100 или 9:18. Составляем пропорцию:
х:100 = 9:18.
Находим неизвестный крайний член пропорции. Для этого перемножаем средние члены пропорции (100 и 9) и делим на известный крайний член (18). Сокращаем дробь.
Ответ: площадь всего поля 50 га.
www.mathematics-repetition.com
Задачи и задания на пропорции: примеры и решение
Решение заданий на пропорции
Если один из членов пропорции неизвестен и надо его найти, то говорят, что надо решить пропорцию. Решение пропорций всегда выполняется с помощью свойства пропорции.
Задание 1. Найдите неизвестный член пропорции:
a) | x | = | 3 | ; б) | 1 | = | 5 |
2 | 1 | 3 | x |
Решение: Так как неизвестны крайние члены пропорции, то для их нахождения надо умножить средние члены и разделить полученный результат на известный крайний член:
a) x = | 2 · 3 | , x = 6. | б) x = | 3 · 5 | , x = 15. |
1 | 1 |
Ответ: а) x = 6, б) x = 15.
Задание 2. Решите пропорции:
a) | 30 | = | 5 | ; б) | 7 | = | x |
x | 8 | 5 | 10 |
Решение: Так как неизвестны средние члены пропорции, то для их нахождения надо умножить крайние члены и разделить полученный результат на известный средний член:
a) x = | 30 · 8 | , x = 48. | б) x = | 7 · 10 | , x = 14. |
5 | 5 |
Ответ: а) x = 48, б) x = 14.
Задание 3. Известно, что 21x = 14y. Найдите отношение x к y.
Решение: сначала сократим обе части равенства на общий множитель 7:
получим:
3x = 2y
Теперь разделим обе части на 3y, чтобы в левой части у x убрать множитель 3, а в правой части избавиться от y:
После сокращения отношений у нас остаётся:
Ответ: 2 к 3.
Задачи на пропорции с решением
Задача 1. Из 300 читателей библиотеки 108 человек – студенты. Какой процент всех читателей составляют студенты?
Решение: Примем всех читателей библиотеки за 100% и запишем условие задачи кратко:
300 – 100%
108 – ?%
Составим пропорцию:
Найдём x:
x = | 108 · 100 | = 36 |
300 |
Ответ: 36% всех читателей составляют студенты.
Задача 2. При варке варенья используют ягоды и сахар в отношении 5:2. Сколько надо ягод, если взяли 450 грамм сахара?
Решение: составим пропорцию:
Найдём x:
x = | 5 · 450 | = 1125 |
2 |
Ответ: На 450 гр сахара надо взять 1125 гр ягод.
naobumium.info
Текстовые задачи на пропорции, 6 класс
Девиз урока:
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет.
Маршак Самуил Яковлевич (1887–1964),
русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор.
Автор: «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный» и др.
Устная работа
1. Назовите
крайние и средние члены
пропорции:
5 : 10 = 6 : 12
Крайние члены : 5 и 12
Средние члены: 10 и 6
20 : 4 = 35 :7
Крайние члены: 20 и 7
Средние члены: 4 и 35
2.Укажите
верную пропорцию:
а) 2 : 3 = 5 : 10
б) 5 : 10 = 8 : 4
в) 2 : 3 = 10 : 15
г) 3 : 5 = 10 : 12
д) 16 : 6 = 8 : 3
Ответ: в) верна
д) верна
3. Найдите пирс для корабля
А 90:3 В 64:16 С 0,15:0,03
«Победа»
« Мечта»
«Слава»
6 : 0,2
105:21
2 : 0,5
Ответ
0,15:0,03 = 105:21
В
«Мечта»
С
« Победа»
90:3 = 6:0,2
А
«Слава»
64:16 = 2: 0,5
Решение задач с помощью пропорции.
Что необходимо сделать,
чтобы решить задачу
с помощью пропорции?
Алгоритм решения задачи
на пропорцию:
1. Внимательно прочитать условие задачи.
2. Неизвестное число обозначить буквой Х.
3. Условие задачи записать в виде таблицы.
4. Поставить стрелки, соответствующие
виду пропорции.
5. Определить вид зависимости.
6. Записать пропорцию.
7. Найти неизвестный член
пропорции.
Решите задачу с помощью пропорции:
- Бельчонок из 30 кг свежих грибов получил
9 кг сушеных.
Сколько надо собрать ему в лесу свежих грибов, чтобы получить 15 кг сушеных?
Свежие грибы Сушеные грибы
30 кг — 9 кг
х кг — 15 кг
Ответ : 50 кг
Решите задачу с помощью пропорции:
3 дворника могут подмести площадь за 7 часов.
За сколько времени подметут эту же
площадь дворники, если им на
помощь придут ещё 4 дворника?
Кол-во дворников Кол-во часов
3 чел. — 7 ч.
7 чел. — х дн.
Ответ : 3 часа
Решите задачи с помощью пропорции:
- 4 гнома посадили для Белоснежки 8 роз.
Сколько роз посадят за то же время
3 гнома?
- 3 феи соберут мед
с цветов за 4 часа.
За сколько часов выполнят эту работу 2 феи?
Проверьте решение :
Кол-во гномов Кол-во роз
Кол-во фей Кол-во часов
3 феи — 4 часа
2 феи — х часов
3 : 2 = х : 4
2х = 3 * 4
2х = 12
х = 12 : 2
х = 6
4 гнома — 8 роз
3 гнома — х роз
4 : 3 = 8 : х
4х = 8 * 3
4х = 24
х = 24 : 4
х = 6
Ответ:
за 6 часов
Ответ :
6 кустов
Повторение пройденного материала
Уравнения
Когда уравненье решаешь, дружок, ты должен найти у него корешок…
Ответ : х = 6
Пожалуйста,
помогите мне решить уравнение.
Ответ: у = 28
Историческая справка
Из истории изучения пропорции
Пропорции начали изучать еще в древности.
Слово «пропорция» ввел в употребление Цицерон
( древнеримский политик и философ)
в I веке до н.э.
Из истории изучения пропорции
В 4 веке до н.э. древнегреческий математик
Евдокс
дал определение пропорции .
Из истории записи пропорции
В 1631 году
Вильям Оутред предложил
следующую запись пропорции
а ● b :: с ● d
Вильям Оутред
Английский математик.
Известен как изобретатель
логарифмической линейки
Из истории записи пропорции
Рене Декарт в 17 веке записывал пропорцию так:
7 | 12 | 84 | 144
Рене Декарт
Французский математик, философ,
физик и физиолог.
Из истории записи пропорции
В 1693 году
Г. В. Лейбниц предложил современную запись пропорции
а : b = с : d
Г. В. Лейбниц
Немецкий философ, логик, математик, физик, юрист,
историк, дипломат,
изобретатель и языковед
Желаю удачи!
Творческое задание!
Придумать интересную задачу по теме:
«Пропорции»
и красочно её
оформить.
Что же мне нужно сделать в первую очередь?
Итоги урока
— Что нового вы узнали на сегодняшнем
уроке, что повторили?
— Чем интересен или
не интересен был урок?
multiurok.ru
Текстовые задачи на пропорции, 6 класс
Девиз урока:
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет.
Маршак Самуил Яковлевич (1887–1964),
русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор.
Автор: «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный» и др.
Устная работа
1. Назовите
крайние и средние члены
пропорции:
5 : 10 = 6 : 12
Крайние члены : 5 и 12
Средние члены: 10 и 6
20 : 4 = 35 :7
Крайние члены: 20 и 7
Средние члены: 4 и 35
2.Укажите
верную пропорцию:
а) 2 : 3 = 5 : 10
б) 5 : 10 = 8 : 4
в) 2 : 3 = 10 : 15
г) 3 : 5 = 10 : 12
д) 16 : 6 = 8 : 3
Ответ: в) верна
д) верна
3. Найдите пирс для корабля
А 90:3 В 64:16 С 0,15:0,03
«Победа»
« Мечта»
«Слава»
6 : 0,2
105:21
2 : 0,5
Ответ
0,15:0,03 = 105:21
В
«Мечта»
С
« Победа»
90:3 = 6:0,2
А
«Слава»
64:16 = 2: 0,5
Решение задач с помощью пропорции.
Что необходимо сделать,
чтобы решить задачу
с помощью пропорции?
Алгоритм решения задачи
на пропорцию:
1. Внимательно прочитать условие задачи.
2. Неизвестное число обозначить буквой Х.
3. Условие задачи записать в виде таблицы.
4. Поставить стрелки, соответствующие
виду пропорции.
5. Определить вид зависимости.
6. Записать пропорцию.
7. Найти неизвестный член
пропорции.
Решите задачу с помощью пропорции:
- Бельчонок из 30 кг свежих грибов получил
9 кг сушеных.
Сколько надо собрать ему в лесу свежих грибов, чтобы получить 15 кг сушеных?
Свежие грибы Сушеные грибы
30 кг — 9 кг
х кг — 15 кг
Ответ : 50 кг
Решите задачу с помощью пропорции:
3 дворника могут подмести площадь за 7 часов.
За сколько времени подметут эту же
площадь дворники, если им на
помощь придут ещё 4 дворника?
Кол-во дворников Кол-во часов
3 чел. — 7 ч.
7 чел. — х дн.
Ответ : 3 часа
Решите задачи с помощью пропорции:
- 4 гнома посадили для Белоснежки 8 роз.
Сколько роз посадят за то же время
3 гнома?
- 3 феи соберут мед
с цветов за 4 часа.
За сколько часов выполнят эту работу 2 феи?
Проверьте решение :
Кол-во гномов Кол-во роз
Кол-во фей Кол-во часов
3 феи — 4 часа
2 феи — х часов
3 : 2 = х : 4
2х = 3 * 4
2х = 12
х = 12 : 2
х = 6
4 гнома — 8 роз
3 гнома — х роз
4 : 3 = 8 : х
4х = 8 * 3
4х = 24
х = 24 : 4
х = 6
Ответ:
за 6 часов
Ответ :
6 кустов
Повторение пройденного материала
Уравнения
Когда уравненье решаешь, дружок, ты должен найти у него корешок…
Ответ : х = 6
Пожалуйста,
помогите мне решить уравнение.
Ответ: у = 28
Историческая справка
Из истории изучения пропорции
Пропорции начали изучать еще в древности.
Слово «пропорция» ввел в употребление Цицерон
( древнеримский политик и философ)
в I веке до н.э.
Из истории изучения пропорции
В 4 веке до н.э. древнегреческий математик
Евдокс
дал определение пропорции .
Из истории записи пропорции
В 1631 году
Вильям Оутред предложил
следующую запись пропорции
а ● b :: с ● d
Вильям Оутред
Английский математик.
Известен как изобретатель
логарифмической линейки
Из истории записи пропорции
Рене Декарт в 17 веке записывал пропорцию так:
7 | 12 | 84 | 144
Рене Декарт
Французский математик, философ,
физик и физиолог.
Из истории записи пропорции
В 1693 году
Г. В. Лейбниц предложил современную запись пропорции
а : b = с : d
Г. В. Лейбниц
Немецкий философ, логик, математик, физик, юрист,
историк, дипломат,
изобретатель и языковед
Желаю удачи!
Творческое задание!
Придумать интересную задачу по теме:
«Пропорции»
и красочно её
оформить.
Что же мне нужно сделать в первую очередь?
Итоги урока
— Что нового вы узнали на сегодняшнем
уроке, что повторили?
— Чем интересен или
не интересен был урок?
multiurok.ru