Содержание

Музыка, театр, балет — Золотой век русской культуры — История русской культуры Нового времени (XVIII — начало XX в.)

Музыка, театр и балет характеризуются следующими моментами.

1. Музыка. В XIX в. возникает русская национальная музыкальная школа. Основными направления развития музыки в XIX в. были:

· в первой половине века: появление и развитие особого жанра — русского романса (А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, А. Е. Варламов), а также творчество композитора М. И. Глинки — основоположника национальной композиторской школы и всех жанров отечественной профессиональной музыки (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», симфонические и инструментальные произведения) и А. С. Даргомыжского;

· во второй половине XIX в. — две противоположные тенденции в развитии русской музыкальной школы:

— с одной стороны, творчество петербургской группы композиторов «Могучая кучка» во главе с М. А. Балакиревым (М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи) — ориентация на русские музыкальные традиции и русские сюжеты, народное творчество;

— с другой — творчество ориентированных на западные музыкальные образцы композиторов А. Г. Рубинштейна (создатель первой русской консерватории в Петербурге) и его ученика П. И. Чайковского (оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», музыка к балетам «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»)

2. Театр и балет. В начале XIX в. в театральном искусстве господствовал классицизм, в 1820-1830-е гг. — романтизм, с 1840-х гг. — реализм. В XIX в . существовали и создавались как частные (среди которых выделялись крепостные театры аристократов), так и государственные театры (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Ставились произведения и европейских и отечественных авторов (Н. В. Гоголя, Д. И. Фонвизина, А. П. Чехова) Наиболее известные актеры этого периода: П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, М. Н. Ермолова, В. Н. Комиссаржевская, К. А. Варламов и др.

В XIX в.

возникает классический русский балет, фактическим создателем которого стал переехавший в Россию французский танцор и балетмейстер М. И. Петипа.

Золотой век русской культуры, XIX век

1. Золотой век русской культуры — XIX ( 19 ) век

2. Цель урока:

•Углубить
знания,
умения и
навыки
учащихся по
теме: «Золотой
век» русской
культуры».

3. Задачи урока

1
Развивать навыки самостоятельной работы,
подбора материала на заданную тему.
2
Способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к
достижениям культуры народа России, творческих способностей
учащихся.
3
Формировать у учащихся чувство любви и
интерес к отечественной культуре.

4. Поэты и писатели XIX века.

5. Александр Сергеевич Пушкин – «солнце русской поэзии»

https://www.youtube.com/watch?v=N
Salkbg7Puk
• Алекса́ндр Серге́евич
́ кин (26 мая [6 июня] 1799, Москва
Пуш
— 29 января [10 февраля] 1837, СанктПетербург) —
русский поэт, драматург и прозаик,
заложивший основы
русского реалистического направления,
критик и теоретик литературы, историк,
публицист; один из самых
авторитетных литературных деятелей
первой трети XIX века.
• Ещё при жизни Пушкина сложилась его
репутация величайшего национального
русского поэта. Пушкин
рассматривается как основоположник
современного русского литературного
языка

6. Произведения А. С. Пушкина

•Поэмы
Руслан и Людмила (1817—1820)
Кавказский пленник (1820—1821)
Гавриилиада (1821)
Вадим (1821—1822)
Братья разбойники (1821—1822)
Бахчисарайский фонтан (1821—1823)
Цыганы (1824)
Граф Нулин (1825)
Полтава (1828—1829)
Тазит (1829—1830)
Домик в Коломне (1830)
Автограф Пушкина — автопортрет с
Онегиным на набережной Невы
Езерский (1832)
Анджело (1833)
Медный всадник (1833)
Роман в стихах
Евгений Онегин (1823—1832)
Драматические произведения
Борис Годунов (1825)
Скупой рыцарь (1830)
Моцарт и Сальери (1830)
Каменный гость (1830) ФЭБ: Пушкин.
Каменный гость. — 1948 (текст)
Пир во время чумы (1830)
Русалка (1829—1832)
Проза
Арап Петра Великого (1827)
Роман в письмах (1829)
Повести покойного Ивана Петровича
Белкина (1830)
Выстрел
Метель
Гробовщик
Станционный смотритель
Барышня-крестьянка
История села Горюхина (1830)
Рославлев (1831)
Дубровский (1833)
Пиковая дама (1834)
История Пугачёва (1834)
Кирджали (1834)
Египетские ночи (1835)
Путешествие в Арзрум во время похода
1829 года (1835)
Капитанская дочка (1836)
Сказки
Жених (1825)
Сказка о попе и о работнике его
Балде (1830)
Сказка о медведихе (1830—1831)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне
лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях (1833)
Сказка о золотом петушке (1834)

8.

Лев Николаевич Толстой • Лев Николаевич Толстой появился на свет в
1828 году, 9 сентября. Семейство писателя
принадлежало к дворянскому сословию. После
того, как умерла мать, Льва и его сестёр с
братьями воспитывал двоюродный брат отца.
Их отец умер спустя 7 лет. По этой причине
дети были отданы на воспитание тёте. Но
вскоре тётя умерла, и дети уехали в Казань, ко
второй тёте. Детство Толстого было трудным,
но, однако, в своих произведениях он
романтизировал этот период его жизни.
• Базовое образование Лев Николаевич получил
дома. Вскоре он поступил в Императорский
Казанский университет на филологический
факультет. Но в учёбе он не был успешным.
• В то время как Толстой служил в армии,
у него бы довольно много свободного
времени. Уже тогда он начал писать
автобиографический рассказ
«Детство». Эта история содержит
хорошие воспоминания из детства
публициста.
• Также Лев Николаевич участвовал в
Крымской войне, и за этот период
создал ряд произведений:
«Отрочество», «Севастопольские
рассказы» и так далее.
• «Анна Каренина» является наиболее
знаменитым творением Толстого.
• Лев Толстой уснул вечным сном в 1910
году, 20 ноября. Он был предан земле в
Ясной Поляне, в том месте, где он
вырос.

10. Школа Льва Николаевича Толстого

• Лев Николаевич Толстой большое внимание уделял педагогическим вопросам.
• В первый период педагогической деятельности (1859-1962) жил в Ясной Поляне, преподавал в
созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию
более 20 начальных школ в Тульской губернии.
• Первый опыт оказался непродолжительным. С
весны 1851 г. Толстой — на армейской службе.
Вскоре, после окончания Крымской войны,
выйдя в отставку, он возобновляет учебную
работу, но уже с большим числом крестьянских
детей.
• В 1857 году Толстой предпринимает первое
путешествие в Европу: посещает Германию,
Францию, Швейцарию.
• А в 1860 году он вторично едет за границу. Он
назвал эту поездку “путешествием по школам
Европы”.
• Занятия начинались в 8-9 часов утра. В полдень перерыв на обед и отдых. Затем снова занятие еще
3-4 часа. Каждый учитель давал ежедневно 5-6
уроков. Уходить ученики могли, когда захочется,
даже прямо с урока. В зависимости от возраста,
подготовленности и успехов ученики делились на
три группы: младшую, среднюю, старшую. Ученик
не имел строго определенного для него места.
Каждый садился там, где ему хотелось. Заданий
домой не задавали. Преобладающей формой
занятий был не урок в обычном смысле, а
свободная беседа с учениками: в ходе ее дети
обучались чтению, письму, арифметике, закону
божьему, усваивали грамматические правила,
доступные для их возраста сведения по истории,
географии, природоведению. Их обучали также
рисованию, пению.

Лев Толстой издавал специальный
педагогический журнал “Ясная Поляна”.
Программа его включала описание новых
приемов обучения, новых принципов
административной деятельности,
распространения книг среди народа, анализ
свободно возникающих школ. Он
приглашал к сотрудничеству в журнале
учителей, смотрящих на свое занятие не
только как на средство существования, не
только как на обязанность обучения детей,
но как на область испытания для науки
педагогики.
• “Уже давно виднеются из школы огни в окнах, и через полчаса после звонка, в
тумане, в дожде или в косых лучах осеннего солнца, появляются на буграх…
темные фигурки, по две, по три, и поодиночке… Дорогой почти никогда я не
видал, чтобы ученики играли — нечто кто из самых маленьких или из вновь
поступивших… С собой никто ничего не несет — ни книг, ни тетрадок. Уроков
на дом не задают. Мало того, что в руках ничего не несут — им нечего и в
голове нести. Никакого урока, ничего, сделанного вчера, он не обязан
помнить нынче. Его не мучит мысль о предстоящем уроке. Он несет только
себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче
будет весело так же, как вчера. Он не думает о классе до тех пор, пока класс
не начался. Никогда никому не делают выговоров за опаздывание, и никогда
не опаздывают, нешто старшие, которых отцы другой раз задержат дома
какой-нибудь работой. И тогда этот большой рысью, запыхавшись,
прибегает в школу”.

14. Азбука Л. Н. Толстого

15. Композиторы XIX века

16. Михаил Иванович Глинка

• Великий русский композитор М.И. Глинка родился 20 мая (1 июня)
1804 года в селе Новоспасском ( близ Смоленской губернии ) в
имении отца, капитана в отставке, Ивана Николаевича Глинки.
Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой
(по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих
близких. Начальное образование получил дома. Музыкальные
занятия с приглашенной из Петербурга гувернанткой, Варварой
Федоровной Кламер, игра на скрипке и фортепиано начались
довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер.
Музыкальные способности в это время выражались «страстью» к
колокольному звону, Глинка умел на медных тазах ловко подражать
звонарям.
• В начале 1817 года Глинка был отвезен в Петербург,
где его поместили в только что открытый
Благородный пансион при Главном педагогическом
институте. Этот пансион был привилегированным
учебным заведением для детей дворян.
Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на
фортепиано. Обучался музыке у лучших
петербургских учителей того времени. В начале
лета 1822 года Глинка был выпущен из пансиона,
оказавшись одним из лучших учеников.
• Первый опыт Глинки в сочинении музыки
относится к 1822 году — времени окончания
пансиона. Это были вариации для арфы или
фортепиано на тему из модной в то время
оперы австрийского композитора Вейгля
«Швейцарское семейство». С этого момента,
продолжая совершенствоваться в игре на
фортепиано, Глинка всё больше внимания
уделяет композиции и вскоре уже сочиняет
чрезвычайно много, пробуя свои силы в
самых разных жанрах. Долгое время он
остается неудовлетворенным своей
работой. А ведь именно в этот период были
написаны хорошо известные романсы и
песни: «Не искушай меня без нужды» на
слова Е.А. Баратынского, «Не пой,
красавица, при мне» на слова А.С. Пушкина
и другие.
• В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ,
на минеральные воды, но это лечение не поправило
его слабого здоровья. В сентябре он возвратился в
Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку.
Он занимался музыкой очень много и пробыл в
деревне до апреля 1824 года, а потом уехал в
Петербург и поступил на службу, но так как служба
отрывала его от занятий музыкой, Глинка вскоре вышел
в отставку. В апреле 1830 года ухудшившееся здоровье
заставило Глинку выехать для лечения в Германию и
Италию.
• Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он
прибыл в Милан, где занимался композицией и
вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие
итальянские города. В Италии Глинка изучал
итальянскую оперу. Прожив в Италии около 4-х лет,
Глинка в июле 1833 года поехал в Германию. За
границей Глинка написал несколько ярких романсов:
«Венецианская ночь», «Победитель» и др. Тогда же у
него зародилась мысль о создании национальной
русской оперы.

22. И. Е. Репин Портрет М. И. Глинки

23. Петр Ильич Чайковский

• Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Вятской
губернии Российской империи (современный город Воткинск в
Удмуртии). Его отец – Илья Петрович Чайковский, выдающийся
русский инженер. Мать – Александра Андреевна Ассиер, дочка
крупного таможенного чиновника, который был родом из
Франции.
• Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на
фортепиано и пела, в доме стоял механический орган —
оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые
услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске,
им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные
народные песни рабочих завода и крестьян.
• В 1862 году Петр Ильич оставил карьеру юриста и поступил в
консерваторию в класс композиции Антона Рубинштейна. Курс он
окончил с золотой медалью и вскоре переехал в Москву, став
профессором вновь открытой консерватории.
• После первого же исполнения сочиненной им кантаты на оду Фридриха
Шиллера «К радости» к нему пришли известность и успех. Критики
отмечали, что в России появился необыкновенно талантливый
композитор. Следом Чайковский написал свою первую симфонию
«Зимние грезы».
• В 1868 году Чайковский неожиданно влюбился в итальянскую оперную
певицу Дезире Арто, гастролировавшую в России. Он посвятил ей романс
для фортепиано, сделал предложение. Но брак не состоялся по разным
причинам. Дезире уехала из России, а Чайковский остался в
расстроенных чувствах.

26. И. Д. Кузнецов. Портрет П. И. Чайковскому

27. «Щелкунчик»

• https://www.youtube.com/watch?v=PIEFPHCyJ4Y
• https://www.youtube.com/watch?v=yrba0I82ZGE

28.

Художники XIX века

29. Василий Андреевич Тропинин

• Родился 30 марта 1776 г. в селе
Карпове Новгородской
губернии. Крепостной графа Б. К.
Миниха, затем графа А.
Моркова.
• Выдающиеся способности
Тропинина, проявленные ещё в
детстве, побудили Моркова
определить юношу в Академию
художеств в Петербурге (1798 г.),
где его учителем был известный
портретист С. С. Щукин.
• В 1804 г. Тропинин
представил на конкурс свою
первую картину «Мальчик с
умершей птичкой».
Художнику не удалось
окончить курс обучения — по
прихоти помещика он был
отозван из Петербурга.
• До 1821 г. жил на Украине.
Получив свободу только в 47
лет (1823 г.), переехал в
Москву, где трудился до
конца жизни.
• Тропинин прекрасно усвоил
наследие русских
портретистов XVIII в., но при
этом сумел выработать
неповторимую живописную
манеру. С большой теплотой
и любовью он раскрывает
внутренний мир
изображаемых им людей.

31. Среди лучших работ — портреты жены (1809 г.), И. И. и Н. И. Морковых (1813 г.), сына (1818 г.), Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина

(1827 г.), композитора П. П.
Булахова (1827 г.), В. А. Зубовой (1834 г.), К. П. Брюллова (1836 г.). Их отличает
нежный колорит, чёткость объёмов.
Портрет жены
В.А. Тропинина (1809 г.)
Портрет
И. И. и Н. И. Морковых (1813 г.)
Портрет сына (1818 г.)
Портрет
Н. М. Карамзина
Портрет
А. С. Пушкина (1827 г.)
Портрет
композитора П. П. Булахова
Портрет
В. А. Зубовой (1834 г.)
Портрет
К. П. Брюллова (1836 г.)
• Живописец несколько раз
добивался звания члена
Академии художеств, но
получил его лишь в 1824 г. за
портрет медальера Лебрехта,
отличающийся
гармоничностью и
законченностью исполнения.
Всего Тропинин оставил более
3 тыс. работ, оказав
значительное влияние на
портретную живопись
московской школы.

36.

Товарищество передвижных художественных выставок Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передви́ жники) — объединение
российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 г. В
эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, до 1890-х гг. целенаправленно
противопоставляли себя представителям официального академизма. В своей деятельности
передвижники вдохновлялись идеями народничества. Организуя передвижные выставки,
передвижники вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали сбыт своих
произведений; экономическая жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

38. Илья Ефимович Репин

• Илья Репин родился в 1844 году в
Чугуеве, недалеко от Харькова. Его
отец, Ефим Репин, вместе со
старшим сыном перегонял табуны
лошадей на продажу. Мать,
Татьяна Бочарова, занималась
воспитанием собственных детей и
организовала небольшую школу,
где крестьяне и их дети учили
чистописание, арифметику и Закон
Божий.
• Рисовать будущий художник начал
рано. Краски в дом Репиных
принес его двоюродный брат
Трофим Чаплыгин, и с тех пор
мальчик не расставался с
акварелью.
Портрет
Ефима Васильевича Репина.
1879
Портрет
Татьяны Степановны Репиной.
1867
И. Е. Репин.
Воскрешение дочери Иаира
(1871)
И. Е. Репин.
«Отдых. Портрет
В. А. Репиной,
жены художника».
1882
И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге». 1870—1873
И. Е. Репин.
«Осенний
букет». 1892
И. Е. Репин. «Садко». 1876
И. Е. Репин. «Крестный ход в
Курской губернии». 1883
И. Е. Репин.
«Царевна Софья».
1879
И. Е. Репин. «Пахарь. Лев
Толстой на пашне». 1887
И. Е. Репин.
«Портрет И. С. Тургенева».
1874
И. Е. Репин. Портрет Павла Третьякова. 1901
И. Е. Репин. «Иван Грозный и
сын его Иван 16 ноября 1581
года». 1885
И. Е. Репин. «Не
ждали». 1888
И. Е. Репин. «Запорожцы пишут
письмо турецкому султану». 1891

42. Исаак Ильич Левитан

Родился Исаак Ильич
Левитан 18 (30) августа,
1860 г., в интеллигентной
еврейской семье.
В 1870 г. семья будущего
художника перебралась в
столицу. Когда Исааку
исполнилось 13 лет, он стал
студентом столичного
училища живописи.
Обучался у Перова,
Поленова, Саврасова.
• В 1875 г. Исаак потерял мать. Финансовое положение семьи было
настолько плохим, что училище периодически помогало ей деньгами.
Через год юный Левитан, талант которого признавали и его великие
учителя, и ректор училища, был освобожден от уплаты за образование.
Еще через год, после смерти отца, Левитан стал студентом пейзажного
класса А. Саврасова.
• После покушения на жизнь Императора, вышел специальный указ,
запрещающий людям еврейского происхождения жить в Москве.
Левитан, обосновался в Подмосковье. Там была создана картина “Вечер
после дождя”. Продав это полотно, художник смог снять обставленную
комнату в Москве.
• Весной 1885 г. Исаак Ильич окончил обучение. Но вместо звания
художника ему выдали другой диплом, свидетельствующий о том, что он
может работать учителем чистописания.
Солнечный день. Весна.
Деревня. Зима.
Вечер.
Осенний день. Сокольники.
Вечер после дождя.
Перед грозой.
Ветряные мельницы.
Поздние сумерки.
Дорога в лесу.
Осень. Дорога в деревне.
Аллея Останкино.
Портрет
Софьи Петровны Кувшинниковой.
Портрет Н.П.Панафидина
Портрет
С._П._Кувшинниковой (1894)
Автопортрет ( не закончен )

Презентация по окружающему миру на тему «Золотой век русской культуры

Описание слайда:

К ДРУГУ СТИХОТВОРЦУ.   Арист! и ты в толпе служителей Парнаса! Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса; За лаврами спешишь опасною стезей И с строгой критикой вступаешь смело в бой!     Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы, Забудь ручьи, леса, унылые могилы, В холодных песенках любовью не пылай; Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай! Довольно без тебя поэтов есть и будет; Их напечатают — и целый свет забудет. Быть может, и теперь, от шума удалясь И с глупой музою навек соединясь, Под сенью мирною Минервиной эгиды  Сокрыт другой отец второй «Телемахиды». Страшися участи бессмысленных певцов, Нас убивающих громадою стихов! Потомков поздных дань поэтам справедлива; На Пинде лавры есть, но есть там и крапива. Страшись бесславия! — Что, если Аполлон, Услышав, что и ты полез на Геликон, С презреньем покачав кудрявой головою, Твой гений наградит — спасительной лозою? Но что? ты хмуришься и отвечать готов; «Пожалуй, — скажешь мне, — не трать излишних слов; Когда на что решусь, уж я не отступаю, И знай, мой жребий пал, я лиру избираю. Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет, Сердись, кричи, бранись, — а я таки поэт».         Положим, что, на Пинт взобравшийся счастливо, Поэтом можешь ты назваться справедливо: Все с удовольствием тогда тебя прочтут. Но мнишь ли, что к тебе рекой уже текут За то, что ты поэт, несметные богатства, Что ты уже берешь на откуп государства, В железных сундуках червонцы хоронишь И, лежа на боку, покойно ешь и спишь? Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им не даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки: Лачужка под землей, высоки чердаки — Вот пышны их дворцы, великолепны залы. Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо; Родился наг и наг ступает в гроб Руссо; Камоэнс с нищими постелю разделяет; Костров на чердаке безвестно умирает, Руками чуждыми могиле предан он: Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.      Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать, Как Витгенштеину французов побеждать. Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов, Певцы бессмертные, и честь и слава россов, Питают здравый ум и вместе учат нас, Сколь много гибнет книг, на свет едва родясь! Творенья громкие Рифматова, Графова С тяжелым Бибрусом гниют у Глазунова; Никто не вспомнит их, не станет вздор читать, И Фебова на них проклятия печать.

Реферат на тему «Золотой век» русской литературы. Романтизм, реализм»

Оглавление

Введение

1. Романтизм как отражение русского национального самосознания

2. Реалистический подход к проблеме исторического выбора России

Заключение

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список использованной литературы

Введение

Для понимания особенностей русской культуры XIX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра I, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата Российской империи. Одним из элементов модернизации и европеизации российской государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась в централизации законодательного дела и обеспечении единообразия юридических норм. Министерская реформа и образование Государственного совета завершили реорганизацию органов центрального управления, просуществовавших до 1917 г. После отмены крепостного права в 1861 г. Россия прочно вступила на путь капиталистического развития.

Актуальность данной темы определяется колоссальным влиянием, оказываемым этим периодом русской культуры, как на современную культуру России, так и на культуру западных стран.

Целью настоящей работы является исследование основных особенностей русской культуры 19 века.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать реферат

    • рассмотреть особенности становления русской культуры в 19 в.;

 

    по причине обширного материала, рассмотреть лишь творчество величайших русских писателей, их взгляд на исторический выбор России и проблему человека.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности становления русской национальной идеи, в третьем дается обзор творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.

 

1. Романтизм как отражение русского национального самосознания

 

Значимость XIX века для развития русской культуры обусловлена процессами, которые предопределяют характер умонастроения России и его основных противоречий. К таким процессам следует отнести становление русского национального самосознания, складывание нации, отражение этих процессов и общественной мысли XIX века.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Если для Западной Европы XIX век — век развития капиталистического общества, полного крушения абсолютистских монархий, уничтожение сословного деления общества, то для России это время создания условий для уничтожения феодальных отношений. В.Г. Белинский видит в России страну, «где люди торгуют людьми, не имея и того оправдания, каким пользуются американские плантаторы, утверждал, что негр — не человек… где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Палашками; … где… нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей.» Общественная казнь страны, развивается в условиях деспотизма и всевластия государства, сословного деления общества, абсолютного бесправия населения, существования крепостного права.

Русское национальное самосознание выковывается из противоречия «между идеей империи, могущественного государства военно-полицейского типа, и религиозно-мессианской идеей царства, которое уходило в подземный слой, слой народный». Для русской духовности характерно понимание государственности не этническое, геополитическое, географическое, т.е. государство — это не власть, распространяющаяся на определённую территорию, имеющую четко очерченные границы, государственность для русской духовности — явление религиозное, в народной лексике получившее название Святая Русь, за этим понятием «стоит отнюдь не, выражаясь по-нынешнему, национальная идея, не географическое и не этническое понятие. Святая Русь — категория едва ли не космическая. По крайней мере, в её пределы (или её беспредельность) вмещается и ветхозаветный Эдем и евангельская Палестина». У Святой Руси нет локальных признаков. У неё только два признака: первый — быть в некотором смысле всем миром, вмещающим даже рай; второй — быть миром под знаком истинной веры. Русское национальное самосознание ХIХ века впитывает эти два несовместимых феномена: Землю святорусскую и представление о России как национальном государстве. Русское самосознание сумело увидеть в России, идентифицируемой географически и этнографически, «особенную стать» Свитой Руси.

Гоголь писал из Италии: «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу бедно, разбросано и неприютно тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные деревья и плющи, вросшие в домы… Открыто пустынно и ровно в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин твои неприметные города: ничто не обольстит и не очарует взора». Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Что зовет, и. рыдает, и. хватает за сердце?… Здесь ли в тебе ли не родиться бесцельной мысли, когда же ты сама без конца?… У! какая верующая, чудная, незнакомая земле даль! Русь! Эта двойственность в восприятии России наложит особый отпечаток на русское самосознание, породит в нем противоречия, часто неразрешимые, создаст особую русскую литературу, которая, являясь чисто русским национальным явлением, поднимет вопросы глобальные, космические.

Особую роль в развитии русского сознания XIX века сыграло масонство. Русское масонство ставило своей задачей поиск истинного христианства, христианства интерконфессионального. Масонские ложи стали первыми формами самоорганизации общества начала ХIХ века. Именно через масонские ложи в общественную мысль России проникают идеи всеобщего равенства, в организациях вольных каменщиков формируется нравственный идеал личности, идеи гуманизма, благородство. Именно внутри масонских лож созревали будущие тайные общества.

Формированию русского национального самосознания способствует война 1812 года и заграничный поход. Отечественная война сплотила людей различных сословий, выявила истоки национального единения. М.И. Муравьев-Апостол писал: «Мы были дети 1812 года, именно 1812 год, а вовсе не заграничный поход создал последующее общественное движение, которое было в своей сущности не заимствованным, не европейским, а чисто русским.» Именно рост национального самосознания, чувство единства и близости со своим народом, подъем общенационального патриотизма не могли не создать новой духовной атмосферы в среде наиболее совестливых русских людей, рассматривавших российские проблемы как свои личные. Слой этих людей был немногочисленным, это был узкий слой русского образованного дворянства, оказавшегося между самодержавной монархией и темной крестьянской массой. Декабристское движение было чисто русским. Нация не может сложиться в условиях сословного деления общества. Средневековое представление о божественной освещенности социального неравенства людей окончательно разрушено буржуазными революциями ХVII–ХVIII вв. Русское сознание впитывает эти представления под влиянием событий 1812-1815 гг.

Рост национального самосознания находит свое выражение в русском романтизме. Если западноевропейский романтизм был реакцией на эпоху разума, кровавые последствия Великой Французской революции, то русский романтизм отразил процесс превращения русского народа в нацию, поэтому он и становится вполне оригинальным явлением. Эстетическим выражением романтизма было стремление изобразить национальный характер и национальный колорит жизни народа. «Да создастся для славы России поэзия чисто русская, да будет Святая Русь не только в гражданском, но и в нравственном мире первою державою во вселенной! Вера праотцев, нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные — лучшие, чистейшие источники для нашей словесности» — это программа русского романтизма начала XIX века, сформулированная Б. К. Кюхельбекером.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена реферата

Романтизм сумел выйти за пределы сословий оценки людей, переключиться на нравственные характеристики, проявить интерес к человеческой личности, нашёл в себе смелость признать одинаковое право на нравственное достоинство и в крестьяне, и в дворяне, В.М. Карамзин В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М. Кольцов составили мощное направление литературного романтизма в русской культуре, отразившее становление нации.

 

2. Реалистический подход к проблеме исторического выбора России

 

Большую роль в развитии национального самосознания сыграло поставление труда Н.М. Карамзина «История государства Российского». Основанием этого процесса проникнуты «Философские письма» П.Я. Чаадаева, создавшего первую философию истории России. Начало полемики между западниками и славянофилами положили статьи А.С. Хомякова «О старом и новом» и Киреевского И.В. «В ответ А.С. Хомякову», напечатанные в 1939 году. Пафос этой полемики состоял в поиске путей превращения русского народа в русскую нацию.

Ответ на этот вопрос лежал через решение проблемы о месте и судьбе России в мировом культурном процессе. Кто мы такие? Европейцы и наш путь – это повторение пути Западной Европы: или новая, молодая цивилизация, идущая своей дорогой и способная показать миру образцы нравственности. Основателями западнического направления можно считать как революционно – демократически настроенных А.И. Герцена и В.Г. Белинского, так и мыслителей либерального толка Д.Л. Крюкова, Т.Н. Грановского, И.С. Тургенева, К.Д. Кавелина, Б.И. Чичерина. Западники считали, что русский народ – народ европейский и его путь связан с развитием свободы человеческой личности, также как и путь Западной Европы. Россия – отсталая страна, она нуждается в просвещении, именно в этом своеобразие России. По мнению Н. Бердяева, западники очень мало представляли особенности реальной жизни современной Европы и ориентировались на утопический идеал европейской жизни.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Славянофилы связывали надежды на особое, инакое развитие России с тем, что российская культура формируется на уникальной духовной почве – православии. Именно отличие от Европы основы российской духовности позволяет занять особое место в мировой цивилизации. Православие обеспечивает русской культуре целостность, тогда как раздвоенность европейской культуры покоится на католицизме. Католицизм и католическая схоластика, приведшие Европу к религиозному, лишают европейскую культуру целостности, необходимый для существования цивилизации. Европа с её рациональностью, механизированностью, насильственней государственностью глубоко враждебна русской культуре. Поэтому, оценивая петровские реформы, славянофилы видят в них деяния, несущие опасность органичности и целостности русской жизни. Допетровская Русь обладала этими качествами с точки зрения славянофилов.

Будущность России славянофилы связывали только с простым народом, так как образованная часть общества заражена западным рационализмом и государственным абсолютизмом. Источниками здоровья русского народа славянофилы объявили три принципа: православие, народность, самодержавие. Неискаженная православная вера и подлинная народность сохранились только в крестьянстве. Будучи антигосударственниками, славянофилы отстаивали монархию, так как власть представлялась им абсолютным грехом, злом, а потому, чем меньше людей будет замарано властью, тем больше оснований не беспокоиться о нравственном здоровье народа. Демократическое же правление вовлекает во зло народ, поэтому оно менее предпочтительно, чем самодержавие, где один человек берет на себя грех политической власти. У русского народа нет стремления к образованию государственности, у него иное призвание — религиозное, духовное. Славянофилы считали, что греха собственничества нет у русского крестьянина, в отличие от европейца. Это связано с особым укладом русский жизни — с общиной.

Лагерь славянофилов составили такие мыслители, как А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Б.И. Керимов. Их взгляды не были едины, они различно относились к характеру русской культуры и её месту в истории, но объединяло их критическое отношение к западноевропейской цивилизации, убеждение в принципиальном своеобразии русской истории и культуры, общая православно-христианская культурологическая ориентация, горячая защита свободы личности, свободы совести, мысли, слова.

Размышления о месте России в мировом культурном процессе только начинаются в полемике западников и славянофилов. Вторая половина ХIХ века знаменуется бурным развитием культурологической мысли, где проблема развития России исследуется и такими мыслителями, как Б.С. Соловьев, Б. И. Чичерин, С.М. Соловьев, Г.В. Леханов, Н.Я. Данилевский.

Многие философы и историки связывают с Россией особые надежды развития мирового процесса, так, для Н. Я. Данилевского именно славянский культурно-исторический тип может связать воедино четыре сферы социокультурной жизни (религиозную, собственно культурную, политическую, экономическую), что не удавалось еще ни одному народу в обозримом историческом процессе. С.М. Соловьёв видит в России «образец христианского государства», центр мирового развития, В. С.Соловьев в триаде »Восток-Запад-Россия» считает, что особенности национального характера русского народа могут превратить русскую цивилизацию из национальной в общечеловеческую.

Духовная атмосфера России ХIХ века проникнута верой в особое предназначение России, верой в особый путь русского народа, чья духовность нравственный облик должны показать пример создания нового общества, лишенного недостатков обществ Запада и Востока. Эта мысль пронизывает русскую литературу ХIХ века, которая идет путем мучительных поисков царства любви и правды.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Особое место в культуре ХIХ века занимает русская; литература, именно в русской литературе ХIX века были подняты важнейшие вопросы, мучавшие человека: вопросы жизни и смерти, ценности человеческой жизни, места и веса духовной жизни и общечеловеческих ценностях. Все вопросы нравственной и политической жизни осмысляются именно в художественном слове. Литература обретает статус универсальной формы общественного самосознания. Это придавало писателям в обществе особый вес и особые функции. Писатель становился учителем жизни; его мнение не было просто мнением частного лица, он формировал умы людей, создавал идеалы, которым старалась подражать молодёжь того времени.

Романтическая идея преобразования мира через искусство была наиболее близка великому русскому писателю. Н.В. Гоголю. Преображения жизни можно достигнуть, указывая обществу на его недостатки, поэтому «Ревизор» и «Мертвые души» — это путь, по которому общество идти не должно. Из-под его пера выходят фантасмагорические, подобно гофманским, образы «мертвых душ». Но вера в преображение мира утрачивается Гоголем он разочарован в своем творчестве. «Избранные места из переписки с друзьями», вызвавшие такое негодование Белинского, это поиск путей достижения лучшей жизни, которая невозможна без личного нравственного совершенства. В основе его проповеди лежит идея социального христианства. Гоголевская теократическая утопия несет на себе печать религиозно-нравственного учительства, столь присущего литературе XIX века. Образованного мира представляется писателю как авторитетное общество, где по–прежнему господствует крепостное право, но если внешний облик утопий ничем не отличается от современной ему России, то люди, которые в ней живут, управляются добродетельными генерал – губернаторами, а низшие слои отличаются покорностью и послушанием. Суть идеи Гоголя состоит в том, что именно Россия облечена и признана нести людям братство и должна стать примером нравственного совершенства для людей всего мира. Гоголь – истинный носитель русской духовности, для которой так характерно искать Царство Божье на земле. Гоголь закладывает основу религиозно-нравственных поисков русской литературы, ее мессианского служения.

Достоевский сказал о Гоголе, что его произведения «давят на ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли».

40 русских писателей XIX века составили мировую славу русской литературе, которая стремится к творческому совершенству жизни, поднимает проблему социальной миссии искусства, призывает писателя словом служить общественному делу. Вся русская литература проникнута исканиями социальной правды. Особое место плеяде великих правдолюбцев занимают Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Оба титана русской литературы стремились к социальной правде, искали Царство Божье на земле, так как только в него и может входить социальная правда. Для них социальная тема не отделима от религиозной.

Особенное чувство справедливости толкает Достоевского к проблеме теодицеи. Можно ли соединить всеблагого Бога и мир, созданный на зле и страдании? В романе “Братья Карамазовы” Иван Карамазов мучится проблемой цены, которую можно заплатить за создание мировой гармонии. Можно ли строить гармонию, принеся в жертву ничем не повинных людей, для Ивана, как и для Достоевского, ответ очевиден: “От высшей гармонии совершенно отказываются. Не стоит она не слезинки хотя бы только одного замученного ребёнка».

Самые сокровенные струны человеческой души, её высоты впадения привлекают внимание писателя. В самом падшем человеке ищет писатель образ Божий, в каких бы пороках не погряз человек — он творение божье. Последний из людей имеет абсолютное значение, но только потому, что он подобие бога. Только вера позволяет людям сохранить в себе человеческое. Достоевский видит, что из неверия вырастает самообожествление человека, эта безбожная свобода выливается в бесчеловечность и жестокость, для которых отдельная человеческая жизнь безделица, которую легко принести в жертву всеобщему благоденствию. Это идея всеобщего счастья превращается в, кровожадного Молоха, который требует все больше человеческих жертв во имя великой идеи.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Ни у кого нет права распорядиться чужой жизнью, как бы не казалась она ненужной и ничтожной, ничто не может оправдать человекоубийство — ни высокая идея всеобщего благоденствия, ни личная польза или состоятельность отдельной личности. Для Раскольникова, героя романа «Преступление и наказание», сомнение в этой истине приводит к уничтожению собственной души.

Достоевский ищет правду и находит её в русском народе. Буржуазный мир, капиталистические отношения не несут в себе правды, поэтому писатель выступает против буржуазных отношений, ибо сытость не заменит свободу духа. Но и революционная деятельность представляется Достоевскому как отрицание свободы и личности. Там, где отрекаются от свободы духа, там начинается царство Антихриста. Это начало видит он как в авторитетном христианстве, так и в авторитарном социализме. Насилие не должно быть путем всемирного единения. «Легенда о Великом Инквизиторе» — зато гениальное ясновидение писателя о том, какое горе и разрушение приносит как авторитарный католицизм, так и авторитарный коммунизм и фашизм, все тоталитарные режимы. «Легенда о Великом Инквизиторе», «Бесы», «Записки из подполья» поднимают страшный вопрос том, какова может быть цена прогресса; если этот прогресс ведет к построению мировой гармонии, где миллионы счастливы, отказавшись от личности и свободы. Все царства мира основаны на принуждении и на отрицании свободы духа.

Достоевский создаёт свою утопию, теократическую утопию, в которой церковь целиком поглощает государство и осуществляет царство свободы и любви. Для писателя вопрос о переустройстве общества лежит не в плоскости политики или экономики, а в области религии. Писатель выявляет три пути решения вопроса о мировой гармонии, о рае, о рае об окончательном торжестве добра:

первый путь — это достижение гармонии, рая, жизни в добре без свободы избрания, без мировой трагедии, без страданий, но и без творческого труда;

второй путь- это гармония, рай, жизнь в добре на вершине земной истории, купленная ценой неисчислимых страданий и слез всех обреченных па смерть человеческих поколений, превращенных в средство для грядущих счастливцев;

третий путь — это гармония, рай, жизнь в добре, к которому придет человек через свободу и страдания в плане, в который войдут все когда-либо жившие и страдавшие, т. е. а Царстве Божьем. Достоевский может принять только третье решение о мировой гармонии.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена реферата

Не было о мировой литературе писателя, который столь обнаженно лично, с такой душевной болью воспринимал социальные и нравственные конфликты и, с другой стороны, столь общечеловечески, в масштабах мира переживал свои личные трагедии, как Ф.М. Достоевский.

Л.Н.Толстой — великий правдоискатель, страстно и радикально выступает против исторического христианства, исторической церкви, приспособляющих заветы Христа к закону этого мира, подменяющих Царство Божье царством кесаря.

Зачем человек живет, каково его предназначение в этом мире? Эти вопросы мучат писателя, он ищет на них ответы в своих трактатах «Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «О жизни». Люди очень часто гонятся за призраками, за ложными ценностями, не щадя при этом ни своих, ни чужих. Толстой считает, что жизнь, которую человек растрачивает во имя корысти, карьеры, приобретения богатства, растрачена напрасно. Люди живут, не задумываясь о смерти, они катятся на салазках жизни, не замечая, что летят в пропасть. Они толкают друг друга, ссорятся между собой, не думая о смысле всего происходящего. Но человеку самому трудно разобраться в нравственных ориентирах и ценностях. И помочь в этом нелегком процессе выработки идеалов призваны учителя жизни — писатели, философы, деятели культуры, так как их долг перед обществом указывать человеку дорогу в его нелегком пути нравственного выбора.

В трактате «В чем моя вера?» Толстой писал и том, что человек должен жить так, чтобы смерть не могла нарушить жизни. Для этого нужно свести к минимуму жизнь «телесную», телесные потребности. Подлинная жизнь — жизнь духовная, в добре и нравственном совершенстве. Если человек не смог найти путь от механической и ничтожной жизни к жизни души, то он так и останется на пороге человеческой жизни, так и не преступив его.

Проблема смерти и бессмертия связана у Толстого с проблемой смысла жизни. Смерть — это удел низшего сознания. «Жизнь в теле» и заканчивается смертью тела. Преодоление смерти связано с преодолением жизни, связанной только о материальными потребностями. Преодолеть смерть можно только о помощью дела любви, т.е. деятельности, направленной на милосердие и сострадание. В процессе жизни, по Толстому, человек проходит три ступени самосознания: первая ступень — это жизнь растительная, бессознательная, вторая — жизнь индивидуальная, осознающая себя отдельным существом, третья — жизнь божественная, подлинная. Первая ступень — это жизнь, лишенная всяких духовных интересов. Вторая — это жизнь ради наслаждения и славы. Только третья ступень — жизнь в духовной деятельности, работе по совершенствованию себя и окружающей жизни. Именно эту жизнь Толстой называет «разгадкой тайны и полярной звездой для движущегося человечества, потому что она дает истинное благо». («Путь жизни»)

Толстой связывает будущей человечества с ростом нравственности, бездуховность губит жизнь. Только самосовершенствование человека создает условия для подлинного перелома в обстоятельствах жизни, без самоизменения внешние перемены — просто перекладывание «без известки, но на новый манер» разваливающегося здания из неотесанных камней. Эта мысль пронизывает всю русскую культуру ХIX, взывающую к нравственному совершенству человечества.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать реферат

 

Заключение

 

Крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. Несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры. В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость».

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать реферат

Список использованной литературы

Гуревич П.С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998 г.

Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 — М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с.

Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998 г.

Культурология / Под ред. А.Н. Марковой М., 1998 г.

Левинас Э. Философское определение идеи культуры. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. — С.86-97

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена реферата

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997. — 344 с.

«Золотой век» русской живописи — портрет, графика, натюрморт, пейзаж

Золотым веком русской живописи называют в истории  XIX столетие.  Это было время, когда впитав и творчески переосмыслив мировые тенденции в искусстве, русские художники стали авторами величайших произведений, по всем оценкам не уступающих знаменитым образцам европейской живописи.

Портретный жанр

Жанровые искания в живописи были во многом предопределены главным учебным заведением в этой сфере – Петербургской академией художеств. Поскольку она отстаивала принципы классицизма, который еще назвали академизмом, то наиболее распространенным жанром оставался портрет. Продолжали творить свои шедевры В. Боровиковский, И. Аргунов к ним подключились С. Щукин и В. Серов. Знамениты парадный портрет Павла I и «Автопортрет» Щукина, а сам художник, будучи учителем портретного класса академии, способствовал воспитанию новой плеяды художников.

В обществе в то же время расцветали гуманистические тенденции, воспевался героизм народа, преследовались идеи его духовного пробуждения, проявлялось внимание к жизни простых людей и обличалась крепостная система России.

Раскрытию таковых тем и было посвящено изобразительное искусство XIX века.

А.С.Пушкин, худ. О.Кипренский

Поэтому на смену классическому приходит романтический портрет. Черты романтизма предугадывали в своем творчестве еще портретисты ХVIII века. Но особого расцвета этот жанр достиг в творчестве О.А. Кипренского. Самые знаменитые его работы — портреты:

  • А. К. Швальбе;
  • супругов Ростопчиных;
  • портрет мальчика А.А.;
  • супругов Хвостовых;
  • Е. С. Авдулиной;
  • полковника Евграфа Давыдова;
  • А.С. Пушкина.

Художник для создания неповторимых индивидуально-характерных образов использовал следующие выразительные средства:

  • драматичный светотеневой строй,
  • пейзажный фон,
  • символические детали,
  • постоянно экспериментировал с цветовыми и светотеневыми контрастами и переходами.

В центре его внимания стоит прежде всего личность человека, его эмоции, а уже вслед за этим и подчеркивается нравственный идеал времени. В жанре романтического портрета работали также К. Брюллов, Н. Ге и А. Иванов.

Русская графика 19 века

Графика «Слепой музыкант», худ. О.А.Кипренский

Помимо портретного жанра широко представлена в творчестве Кипренского и графика. Он был замечательным рисовальщиком. Его графическая манера легка и эмоциональна. Образцы ее – это прежде всего бытовые картины:

  •  «Слепой музыкант»;
  •  «Калмычка Баяуста»;
  •  серия портретов участников войны 1812 года: А. Томилова, Е.Чаплица, П. Оленина, поэта Батюшкова и др.

Замечательны графические работы Федора Толстого к поэме Богдановича «Душенька» (Русский вариант Амура и Психеи)

Пейзажный жанр в 19 веке

Пейзаж стал для русской живописи XIX века тем, чем был портрет в XVIII жанром, который обогатил как русскую, так и всю мировую культуру замечательными образцами изобразительного искусства. Как Пушкин в литературе, так и мастера-пейзажисты воспевали красоту родной земли, выражая в картинах природы свои чувства и переживания.

В русской пейзажной живописи 19 века выделились три направления:

  • итальянское;

    Берег моря ночью, худ. И.Айвазовский

  • городская живопись;
  • русский национальный пейзаж.

Романтические пейзажи писали: А. Венецианов, С. Щедрин, А.Крылов, А. Иванов.

В этом же направлении писал свои морские пейзажи И. Айвазовский, творчество которого выделяют в отдельное течение – маринизм.

«Золотая осень», худ. И.Левитан

Cо второй половины ХIХ века пейзажи в русской живописи становятся реалистичными. Художники старались изобразить окружающую русского человека природу такой, какой она была на самом деле, без излишнего лиризма и искажений, свойственных романтизму.

Представителями этого жанра стали:

А. Саврасов, И. Шишкин, М. Клодт, Ф. Васильев, И.Левитан,  А. Куинджи,  И. Остроухов, А.Киселев, С. Светославский и другие.

Талантов неподражаемых и оригинальных среди пейзажистов было так много, что время расцвета их творчества по праву названо золотым веком в русской живописи.

Натюрморт

К концу XIX века как отдельный жанр выделяется натюрморт. До этого его использует в составлении своих живописных композиций А. Венецианов. Непосредственно в этом жанре работал И. Хруцкий, который воплощал любовь к природе в изображениях фруктов, цветов, овощей.

Особо выделяются натюрморты конца столетия:

  • А. Харламова – «Фрукты»,

  • В. Жуковского — Подснежники»,

  • П. Кончаловского – «Хлебы на фоне подноса».

«Подснежники», худ. В.Жуковский

Живопись ХIХ века в России стала воплощением русского гения. Используя вышеупомянутые жанры, работая в разных стилевых направлениях, русские мастера сделали свои произведения ярчайшим выражением передовых взглядов своего времени. Изобразительное искусство этого периода нашей страны отразило самые наболевшие социальные проблемы русского общества и наряду с литературой подготовила благодатную почву для перемен.

Подробнее о жанрах русской живописи 19 века — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

«Золотой» век русской культуры (Реферат)

ЗОЛОТОЙ” ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В истории тысячелетней культуры с “пяти Россий” (Н. Бердяев) — от Киевской Руси до императорской России ХIХ век занимает особое место. Во-первых, это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом. Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества! ХIХ век уникален прежде всего своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья. Во-вторых, долгое время эта гигантская целостность либо покрывалась “хрестоматийным глянцем”, либо упрощалась и выхолащивалась в угоду сиюминутному политизированному подходу. Уныло-примитивная абсолютизация революционного, маргинального направления создавала устойчиво негативный комплекс неприятия великого наследия, “усеченного” представления о нем. Значительные “материки” культуры изымались, уходили под воду забвения как “чуждо-классовые”, “ненужные”.

Настало время объемного, научного подхода к русской культуре. В-третьих, ХIХ век это тот трагически-творческий “узел” в “колесе” русской истории и культуры, последствия которого становятся понятными лишь на пороге ХХI века. Проблемы и поиски русской культуры этого этапа в их философско-нравственной и геополитической сути оказались в центре мировых духовно-культурных размышлений современности. В-четвертых, XIХ век — многоаспектен, полифоничен: он и уникален, и во многом традиционен для христианско-православного древа русской культуры девяти веков, объединенных общенациональной русской идеей, основой и концентратом российского менталитета (тип сознания, мышления, деятельности, тип человека) с его нацеленностью на будущее (“звезду пленительного счастья”), со своеобразным мессианством и верой в особую миссию русского народа — объединителя великого евразийства. Именно в ХIХ веке русская идея получает различную трактовку, становится определенной “знаковой” системой самых разных общественных движений: от западников и славянофилов до либералов, народников, панславянистов и марксистов. В-пятых, ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно — собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде — от вселенско-космических исканий до почти практических “инструкций” по ответам на извечные русские вопросы:

“Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?” В-шестых, ХIХ век — и этапное завершение развития русской культуры девяти веков, и очень важный рубеж в ложном противоречивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге ХХ столетия. Наконец, это время небывалого развития такой системы, как художественная культура, которая становится именно в ХIХ веке классической. Права была М. Цветаева, которая справедливо писала, что ее стихам как драгоценным винам настанет свой черед.

Сегодня вокруг русской культуры ХIХ века идет острейшая идеологическая, политическая, культурно-духовная борьба. Наметилась опасная тенденция замены “плюса” на “минус”, одних имен на другие в угоду одностороннему, “черно-белому” подходу. Есть такие, кто ответственность за 1917 год и тоталитаризм сталинщины возлагают на русскую интеллигенцию и литературу ХIХ века. Третьи объявляют духовный взлет ХIХ века лишь проявлением “бесконечного тупика” российской истории, ее круговращения”. Кое-кто просто поет русской культуре “отходную”, как бессмысленной, звавшей в никуда. Наконец, как о сфинксе, который будет загадкой для потомков, мыслящих уже в ином измерении постмодернизма, рассуждают о русской культуре ХIХ века герои “Пушкинского дома” А. Битова. ХIХ век и его культура уже “переписывались” много раз. Не пора ли подойти к ним объемно, осторожно как к величайшим ценностям духа, разобраться в их исканиях без узкоклассовых и групповых пристрастий? Учинять суд над культурой собственной Родины безнравственно, надо научиться извлекать из ее истории уроки.

ХIХ век как социокультурная эпоха находится в ложном взаимодействии с исторической. “Линейное” время и внутреннее движение здесь полностью не совпадает. Это время формирования техногенного общества, вторгающегося в патриархально-общинные структуры, что приводит к социальному напряжению, к смене чипов субъектов как творцов, так и носителей объединенных типов культур. Идет постепенное разрушение сословно-дворянской культуры, новые импульсы к развитию получают разночинная и купеческая культуры, после 1861 года в новом качестве выступает крестьянство как социокультурный слой. Особую интегрирующую роль в шестидесятые годы начинает играть интеллигенция. Какие события истории оказали главное воздействие на тип менталитета, культуры в целом? Это, конечно, Отечественная война 1812 года, реформы Александра II, отмена крепостного права, “хождение” в народ, западноевропейские революции в их резонансе на русской почве, распространение марксизма — все это многообразие определило и культурное “лицо” ХIХ века как эпохи, чье столетнее движение вместилось в две даты: “золотой век” начался рождением А. Пушкина, дал великую неоантичную ясность и высоту, а закончился смертью не менее великого метафизика-философа В. Соловьева.

Между “золотым” и “серебряным” веками русской культуры находится этап, который может быть охарактеризован социокультурной доминантой — “народ и социум” (шестидесятые — семидесятые годы). Именно на этом этапе завязываются те трагические “узлы” русской истории и культуры, которые все еще не развязанные и сегодня: устремленность к внешним изменениям, к ломке традиции, революционному решению назревших проблем, одиночество интеллигенции и ее утопизм, исчерпанность “цепи” насилий… ХIХ век — это и надежда на сильную государственность просвещенных монахов, которым истину “с улыбкой” говорит художник-философ, и европейские порядки, освоенные и “привитые” России, и объединение славян под руку России, и “ускорение” истории, все еще патриархальной, страны и вера в “птицу-тройку”, способную своим завораживающим движением удивить и восхитить другие народы и государства.

Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обновления и “спасения” России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения — революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, народников, марксистов. ХIХ век — это Пушкин и Чаадаев, Гоголь и Герцен, Хомяков и Аксаков, Сперанский и Уваров, Ушинский и Михайловский, Чернышевский и Лавров, Достоевский и Толстой, Леонтьев, Соловьев. Эсхатология и мессианство, философия истории и апокалипсис, религиозная метафизика и атеизм философия ненасилия и террор, русский социализм и писк земного Града… Все это вместил трагический и невеликий ХIХ век.

ХIХ век как культурная эпоха — это и новый уровень переплавки европейского опыта в культурном диалоге столетий, и поиск себя в дилемме “Запад — Восток”. Чаадаев провидчески писал о таинстве России, призванный дать миру “какой-нибудь важный урок…”. Он же считал Запад — ““актерами””, а русских — “зрителями”, вторым судить об историческом действии, разворачивающемся в Европе. Особый путь российского евразиийства, сохранения “самосути” при любых попытках “воплощений” и пересадки культур, активно выразил их век. Его культурное пространство до отказа заполнилось новыми направлениями и стилями. Неоантичность и постклассицизм, романтизм и реализм, глубины метафизической психологии “зазеркалья” и символизм конца века; — все это ложный, противоречивый контекст главного открытия. XIХ века — человека — сакрального и мирского в его cознании и деятельности, всеобщего и личностного, вселенско-космического. Таким о6разом, ХIХ век уникален многоаспектен, его этапами стали “золотой век” пушкинской поры, время нового взаимодействия народа и индвидума, когда человек оказывается в сложных трагических обстоятельствах разрушения великого уклада, вторжения техногенных структур в особую культуру России, что создавало внутреннюю динамику развития для нее, создает парадоксальный взрыв — взлет духа судьбы этноса в целом.

Тип человека и русский менталитет ХIХ века. Никогда раньше и позже его менталитет, его — внимание и деятельность не достигают таких трагических, апокалипсических глубин. Никогда его стремление достигнуть земного Града не было столь целеустремленным и настойчивым, никогда “бессистемная система”— Русского мудрствования не поднималась до таких великих художественных откровений, надолго опережая многие европейские открытия ХХ века. ХIХ век выразил со всей определенностью, что русская революция — явление не политическое, а метафизическое.

Это — новая “сфера”, вариант религиозного сознания, характер, который, по мысли Н. Бердяева, проявился затем в “красной религии” советского периода. Далее, русская идея как концентрат духовности принимает форму всеобщего стремления к утверждению российской исключительности, предопределенности, миссианства, всечеловечности как синонима русскости. Именно так говорит о ней Достоевский в своей известной речи о Пушкине 1880 года. Западники и славянофилы, революционеры-разночинцы и либералы, нигилисты и народники вкладывают в русскую идею свой культурно-политический смысл, рождая невиданную конфронтационность нравственной и политической культуру в традициях российской двоичности: икона — топор, вера — знание, революционер — контрреволюционер; жертва — эгоизм, наши – не наши.

Почему 19 век называют золотым веком? Причины, фото и видео

Автор Анималов В. С. На чтение 6 мин Опубликовано Обновлено

XIX век стал переломным периодом для русского народа. Отечественная война 1812 г., восстание декабристов в 1825 г., крепостное право и реформа об его отмене (1861 г.) – события, которые изменили общественное сознание и определили дальнейшее развитие русской культуры.

Героический подвиг русского народа не ограничивается временными рамками, имея вечную славу. А вот почему XIX век так часто называют «золотым веком» в русской истории?

Предпосылки золотого века

Отечественная война 1812 г. пробудила у русского народа патриотизм, гордость за отчизну и за защитников родной земли, которые сумели победить сильнейшего противника и отстоять как национальную свободу, так и свободу европейских народов. Война также оказала сильное влияние на искусство: произведения XIX века часто посвящены военной теме (роман «Война и мир» Л. Н. Толстого и др.). Движение декабристов – русского дворянства, которое выступало за освободительные идеи – вызвало сильный взлёт общественной и философской мысли.

Образование и наука

Русский учёный Д. И. Менделеев открыл Периодический закон химических элементов в 1869 году

В начале XIX века правительство, придерживающееся до этого консервативных взглядов в отношении образования, провело реформу, которая предполагала просвещение не только высших сословий, но и низших слоев общества. При Александре І создана четырёхступенчатая система образования, включающая школы, училища, гимназии, университеты; в результате чего образование стало доступным для крестьян, ремесленников, купцов, мещан и других горожан. Демократизация образования и народное просвещение привели к поднятию уровня грамотности и стремительному научному прогрессу.

Ответ на вопрос почему 19 век называют золотым веком очевидный: XIX век – величайший период российской истории; эпоха расцвета науки, музыки, живописи, театра, литературы. Достижения гениальных представителей русской духовной культуры этого периода стали достоянием мирового искусства.

«Золотой век» главным образом обозначает русскую литературу XIX века, которая оставила ценное художественное наследие и благодаря моралистической идеологии способствовала духовному развитию русского народа.

19 век – интересное видео