Окружающий мир 3 класс «ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ» — VEKOR.RU
Окружающий мир 3 класс
УМК «Школа России»
Тема: ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ
Знаете ли вы?
Что в настоящее время открыто более 200 элементарных частиц?
Что в пылинке содержится 1 млрд атомов?
Из чего состоит окружающий нас мир
Все, что нас окружает, состоит из атомов – крошечных частиц материи. Соединяясь друг с другом, они образуют молекулы – мельчайшие частицы вещества, которые еще сохраняют свойства атомов. Например, молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Молекулы твердого вещества прочно связанны друг с другом, у молекул жидкостей связь слабее, а молекулы газа почти свободны и движутся в любом направлении. Раньше считалось, что атом – это мельчайший «кирпичик материи. Но затем ученые обнаружили, что они состоят из еще более мелких частиц. Ядро атома составляют частицы двух типов: положительно заряженные протоны и не имеющие заряда нейтроны, каждый из которых несет отрицательный заряд.
Тест по теме «Тела, вещества, частицы»
Подчеркни названия веществ:
древесина, мяч, стакан, резина, пенал, железо, стекло, гвоздь, бумага, стул.
Соедини стрелками тела и вещества:
пластмасса
ТЕЛА камень
вода
ВЕЩЕСТВА снежинка
кислород
Соедини стрелками вещества и их состояния:
молоко
железо ТВЁРДОЕ
растительное масло ЖИДКОЕ
углекислый газ ГАЗООБРАЗНОЕ
резина
Подчеркни слова, которые не обозначают названия свойств веществ:
пластичность, цвет, вес, твердость, форма, размер, вкус, запах.
Что такое пластичность?
а) Способность вещества растворяться в воде;
б) способность вещества проводить тепло;
в) способность пропускать через себя свет;
г) способность вещества принимать разную форму при сгибании и сдавливании.
Подпиши, в каких состояниях находятся эти вещества:
твёрдое газообразное жидкое
Кроссворд по теме «Тела, вещества, частицы»
Разгадав кроссворд, вы узнаете, как называются вещества, которым можно придавать разную форму. (Пластичность)
Свойство веществ воспринимаемое обонянием. (Запах)
Мельчайшая частица вещества. (Молекула)
Одно из состояний веществ. (Газообразное)
Вещество, из которого сделана электрическая лампочка. (Стекло)
Предметы, которые нас окружают. (Тела)
Свойство веществ, благодаря которому их можно переливать. (Текучесть)
Как называют вещества способные растворятся в жидкости. (Растворимые)
Вкус, запах, твердость, прозрачность веществ – это их… (Свойства)
То, из чего состоят тела. (Вещества)
Использованная литература:
1.Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы /авторы-составители
Г. Н .Решетникова, Н. И. Стрельникова. Издательство «Учитель» 2008
vekor.ru
«Тела, вещества, частицы» (3 класс)
Конспект урока.
Предмет: Окружающий мир, автор А.А. Плешаков.
Тема: Тела, вещества, частицы.
Учитель: Политова Светлана Викторовна.
Тип урока: изучение нового материала.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цели урока:
Сформировать понятие тело, вещество, частица, научить различать вещества по их признакам и свойствам.
Задачи:
Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица.
Научить различать вещества в разных агрегатных состояниях.
Познакомить с понятием смеси и чистые вещества.
Проверить знания учащихся по пройденной теме.
Развивать память, мышление.
Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
Формировать дружеские отношения в коллективе.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование:
1. Мультимедийная интерактивная презентация.
1. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные вещества).
2. Металлическая линейка, резиновый мяч, деревянный кубик (у учителя).
3. Для эксперимента: стакан, чайная ложка, кусочек сахара; кипячёная вода (на столах у детей).
Ход урока
Организационный момент
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, обращаясь к учащимся: «Сегодня вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе» (слайд № 2).
Прочитать памятку.
Обращение с товарищами – «вежливость»;
Мнение других – «учись слушать, доказывать свою точку зрения»;
Работа с источниками информации (со словарем, книгой) – выделяй главное.
Изучение нового материала
Постановка учебной цели: сегодня мы начинаем изучать тему «Эта удивительная природа» — совершим виртуальную экскурсию (слайд № 3). На слайде представлены картинки:
капля воды
2
сахарница (контейнер для хранения)
3
молоток
4
волна (вода)
5
глина
6
Учитель задает вопрос «Все ли слова позволили точно представить предмет?»
Те слова, которые точно помогают представить предмет, а именно, имеют очертания, форму называют телами. То, из чего сделаны эти предметы, называют веществами.
Работа с источником информации (словарь С.И. Ожегова):
Тело — отдельный предмет
в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…
2
Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.
3
Тело — часть организма…
4
Тело — основная часть, корпус чего-нибудь.
Записать определение в тетради: «Те предметы, которые нас окружают, называются телами» (слайд № 4).
Слайд № 5. Учитель предлагает учащимся сравнить картинки, расположенные на слайде: резиновый мяч, конверт, деревянный кубик.
Задание 1: найди общее. Все тела имеют размер, форму и т. д.
Задание 2: определи основные признаки тел. Ответ на слайде № 6: управляющая кнопка «ответ 2».
Слайд № 6. Картинки – триггеры. Мяч – круглый, резиновый, яркий. Конверт – прямоугольный, бумажный, белый. Кубик – деревянный, большой, бежевый.
Вместе с ребятами делаем вывод «Каждое тело имеет размер, форму, цвет». Записываем в тетрадь.
Слайд № 7. Что такое природа? Из трех вариантов ответов выбрать правильный ответ:
Все, что сделано руками человека
2
Все, что нас окружает
3
Все, что нас окружает и существует независимо от человека
Слайд № 8 – работа с карточками. У учащихся на столах карточки с изображением тел (предметов). Предложим учащимся разделить картинки на две группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло. Осуществить запись в тетрадь. Просим учащихся прочитать названия тел, это будет 1 группа. По какому признаку они поместили слова в эту группу? Тоже самое делаем со второй группой.
Правильный ответ:
ИскусственныеЕстественные
стол
солнце
карандаш
дерево
книги
облако
кресло
камень
Делаем вывод. Как мы разделили слова (по какому принципу?): есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.
Оформляем блок в тетрадь.
Слайд № 9. Прием «Интерактивная лента». На слайде представлены тела естественные и искусственные. С помощью кнопки – прокрутки, которая одновременно является триггером, просматриваем тела естественные и искусственные (каждый раз нажатие на кнопку осуществляет смену сгруппированных картинок).
Закрепляем полученные знания с помощью игры «Светофор» (слайды 10-12). Игра заключается в поиске правильного ответа.
Слайд 10. Задание: найди естественные тела. Из предложенных тел на слайде необходимо выбрать только естественные тела. Картинка является триггером – при нажатии появляется сигнал светофора (красный или зеленый). Звуковые файлы помогают учащимся убедиться в выборе правильного ответа.
ЦветыКорзина
Птица
Туфли
Слайд 11. Задание: найди искусственные тела.
Кровать |
Шляпа |
Сумка |
Слайд № 12. Задание: найди искусственные тела.
Лошадь
Машина
Дом
Учитель. Вспомним то, о чем мы говорили вначале. Мы затруднялись точно определить, являются ли металл, вода, глина телами и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. Данные слова мы называем веществами. Все тела состоят из веществ. Записываем в тетрадь определение.
Слайд 13. На данном слайде рассмотрим два примера.
Пример 1: ножницы – тело, то, из чего они сделаны – вещество (железо).
Пример 2: капли воды – тела, вещество, из которого состоят капли – вода.
Слайд № 14. Рассмотрим тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, карандаш и лупа. На слайде отдельно смотрим вещества, из которых состоит карандаш. Для демонстрации нажимаем на управляющие кнопки: «графит», «каучук», «дерево». Для того чтобы убрать ненужную информацию нажимаем крестик .
Рассмотрим, из каких веществ состоит лупа. Нажимаем триггеры «стекло», «дерево», «металл».
Слайд № 15. Для закрепления рассмотрим еще два примера. Из чего состоит молоток? Молоток состоит из железа и дерева (рукоятка). Из чего состоят ножи? Ножи состоят из вещества железа и дерева.
Слайд № 16. Рассмотрим два предмета, которые состоят из нескольких веществ. Мясорубка: из железа и дерева. Санки: из железа и дерева.
Слайд 17. Делаем вывод: тела могут состоять из одного вещества, а могут из нескольких.
Слайды 18, 19, 20. Прием «Интерактивная лента». Демонстрируем учащимся. Одно вещество может входить в состав нескольких тел.
Слайд 18. Вещества полностью или частично состоят из стекла.
Слайд 19. Вещества полностью или частично состоят их металла.
Слайд 20. Вещества полностью или частично состоят из пластмассы.
Слайд 21. Учитель ставит вопрос «А все ли вещества одинаковы?»
На слайде нажимаем управляющую кнопку «Начать». Запись в тетради: все вещества состоят из мельчайших невидимых частиц. Вводим классификацию веществ по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. На слайде используются триггеры (стрелочки). При нажатии на стрелочку можно посмотреть картинку с частицами в данном агрегатном состоянии. Повторное нажатие на стрелочку – объекты исчезнут.
Слайд 22. Экспериментальная часть. Необходимо доказать, что частицы – мельчайшие, невидимые глазом, но сохраняющие свойства вещества.
Проделаем эксперимент. На столах у учащихся лотки с набором простейшего лабораторного оборудования:
химический стакан (можно заменить любым небольшой емкости стаканом),
ложечка для размешивания,
салфетка,
кусочек сахара.
Опустить кусочек сахара в стакан, перемешать до полного растворения. Что наблюдаем? Раствор стал однородным, мы больше не видим кусочка сахара в стакане воды. Доказать, что в стакане по-прежнему присутствует сахар. Каким образом? Попробовать на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на вкус. Вывод: после растворения сахар не перестал быть сахаром, потому что остался сладким. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых глазу (молекул).
Слайд 23. Рассмотрим расположение частиц в веществах с твердым агрегатным состоянием. Демонстрируем расположение частиц и вещества (примеры) с помощью приема «интерактивная лента» — кнопка прокрутки позволяет показать картинки нужное число раз. Записываем вывод в тетради: в твердых веществах частицы располагаются близко к друг другу.
Слайд № 25. Расположение частиц в газообразных веществах: частицы расположены далеко друг от друга, расстояние между ними значительно превышает сам размер частиц.
Слайд 31. Настало время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на уроке. Учитель задает вопросы:
Все, что нас окружает, называется….телами
Тела бывают естественные и искусственные.
Записать в тетради схему. Учитель: рассмотрим схему. Тела бывают естественные и искусственные, вещества могут быть твердые, жидкие, газообразные. Вещества состоят из частиц. Частица сохраняет свойства вещества (вспомним, что сахар при растворении остался сладким). На слайде используются триггеры. Нажимаем на фигуру «Тела», появляются стрелочки, затем фигуры с надписью «Искусственные» и «Естественные». При нажатии на фигуру вещества появляются три стрелочки (жидкие, твердые, газообразные).
Слайд № 30. Заполните таблицу. Внимательно читайте инструкцию.
(Отметьте знаком «+» в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).
Проверка выполнения работы (слайд 30). (По очереди дети называют вещество и объясняют, к какой группе его отнесли).
Физминутка.
При организации обучения в начальной школе необходимо учитывать многие факторы, но, прежде всего, необходимо стремиться к созданию учебной среды, способствующей сохранению здоровья. На уроке можно использовать физкультминутки, таким образом, удастся избежать длительного, непрерывного сидения за партой.
На данном уроке можно использовать две физминутки по выбору учителя (для этого, как только дети устали, необходимо перейти на слайд № 2 – выбрать одну из физминуток, по гиперссылке перейти на нужный слайд презентации). Первая физминутка (слайд 34, вторая – слайд № 35).
Слайд № 34. Физминутка.
Листики
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Слайд № 35. Физминутка.
Дождь
Приплыли тучи дождевые:
— Лей, дождь, лей!
(Ладони вниз, встряхивать кисти рук.)
Дождинки пляшут, как живые:
— Пей, рожь, пей!
(Ладони вверх, встряхивать кисти рук)
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(Руки ладонями вниз, встряхивать кисти рук.)
Итог урока
1) Подведение итогов
— Вы дружно работали.
— Узнаем, какая команда была самой внимательной на уроке. Учитель задает вопрос: «Что называется тела, что характеризует тело, приведи пример». Учащиеся отвечают. Все, что нас окружает, называется телами. Какие бывают тела по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. Из чего состоят вещества? Приведите примеры, как частицы сохраняют свойства веществ. Например, если мы посолили суп, как узнать, что свойства вещества сохранились? Попробовать на вкус. Заполните схему.
Обсуждение, с чем согласны, с чем не согласны.
— Что нового узнали? Дети сообщают. (Телами называют все предметы, окружающие нас. Тела состоят из веществ. Вещества — из частиц).
Домашнее задание.
Учитель сообщает детям домашнее задание:
решить небольшой тест (вариант по выбору),
просмотреть презентацию о воде (Интересные факты о воде). В презентации можно познакомиться с шести известными фактами о воде. Подумайте, ребята, а почему именно с этим веществом нужно познакомиться поближе? Ответ: самое распространенное вещество на Земле. А какое еще вещество вы хотели бы пригласить к себе (создание виртуальных экскурсий).
изучить электронный учебник (смотри приложение).
Примечание: учитель может использовать дополнительно слайды 3 32, 33, 36.
Слайд № 32. Задание: проверь себя. Найди изделия (интерактивный тест).
Слайд № 33. Задание: проверь себя. Найди тела живой и неживой природы (интерактивный тест).
Слайд № 36. Задание: раздели тела на тела живой и неживой природы (интерактивный тест).
Литература:
Грибов П.Д. как человек исследует, изучает, использует природу. 2-3 классы. Волгоград: Учитель, 2004.-64 с.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. — М.: ВАКО, 2012.-336с. — (В помощь школьному учителю).
Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы.- Волгоград: Учитель, 2008. – 264 с.: ил.
Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. 2 класс». — М.: Издательство «Экзамен», 2011. — 22 с.
infourok.ru
Урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы»
-Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, Надежда Владимировна.
В классе много гостей, поприветствуйте их, пожалуйста.
Посмотрите на своего соседа, улыбкой пожелайте успеха на уроке, присаживайтесь.
-Перед вами лежит лист самооценки. В течении всего урока вы будете самостоятельно оценивать свою работу, а в конце урока подведём итоги.
Оцените свою готовность к уроку.
— Кто мне скажет, что такое тело? ( Любой предмет, который нас окружает)
-На какие группы разделены все тела?
(На природные и искусственные)
— Расскажите о природных телах.
-Расскажите об искусственных телах.
Давайте проведём игру. Я показываю тело, а вы его описываете. ( слайд 2)
( Пускаю мыльный пузырь)
-Ребята, что это? (тело)
— А из чего состоит это тело?
( Это тело состоит из веществ).
-А из чего состоят вещества?
( Из частиц)
— А как это доказать?
Об этом будем говорить на уроке.
Кто может сформулировать тему урока?
-(Тела, вещества, частицы.)
(Вывешиваю тему на доску)
Вспомним мыльный пузырь. Из каких веществ он состоит. ( Из мыла, воды, воздуха.)
Вещества мыльного пузыря состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом. Эти частицы называют молекулами, а ещё более мелкие частицы – атомами.
В старших классах вы будете изучать химию и физику. Эти науки изучают вещества, их строение.
Первым русским ученым, который занимался изучением частиц, был Михаил Ломоносов. Он доказал, что все вещества состоят из молекул и атомов. Некоторые молекулы мы не можем увидеть даже с помощью микроскопа. Этим он объяснял разнообразие веществ в природе.
Мы тоже сегодня побудем учёными и попробуем доказать, что вещества состоят из мельчайших частиц-молекул. Для этого разделимся на 3 группы. У каждого на парте лежит карточка «тело», «вещество», «частица» займите места над лабораторными столами, согласно карточек.
Каждая группа выберет ответственного.
Ответственный назначит лаборанта, который будет проводить опыт, секретаря – который будет вносить результаты опыта в таблицу. Остальные должны внимательно наблюдать и делать выводы.
( практическая работа. Приложение 1.)
( можно пользоваться учебником)
Вывод: каждое тело состоит из одного или нескольких веществ.
Оцените свою работу в группе.
Прочитаем об этом в учебнике, на стр.46
У вас на партах лежат тела.
Поработайте в парах. Опишите эти тела.
Встаньте те ребята, у которых тела состоят из стекла. Назовите свои тела.
Сделайте вывод:
Одно вещество может входить в состав нескольких тел.
Встаньте, у кого линейки. Назовите вещество, из которого сделаны линейки.
Сделайте вывод:
одинаковые тела могут быть сделаны из разных веществ.
Встаньте, у кого тело состоит из нескольких веществ. Назовите тело и вещества.
Сделайте вывод:
Тело может состоять из одного или нескольких веществ.
Оцените свою работу в паре.
Работа по карточкам ( Приложение2)
( Соедини линиями тела с веществами, из которых они сделаны)
Самопроверка. ( слайд 10)
Оцените свою работу
-Из чего состоят тела?
-Из чего состоят вещества?
-Для чего нам знать из чего состоят тела?
Домашнее задание. Уч. стр.46-47
Оцени свою работу на уроке.
Подсчитайте итоговый балл в листе самооценки.
У кого 24-25 баллов, встаньте.
Вы отлично потрудились на уроке, очень старались и у вас все получалось.
За урок вы получаете отметку 5.
У кого 22-23 баллов, встаньте.
Вы хорошо потрудились, но где-то вам не хватило внимания, поэтому за урок отметка 4.
У кого меньше 22 баллов, не расстраивайтесь, будьте внимательнее, и у вас обязательно всё получится.
Мне было приятно с вами познакомиться!
Спасибо за работу!
Что понравилось на уроке?
Что вызвало затруднение?
kopilkaurokov.ru
Урок по окружающему миру на тему «Тела, вещества, частицы.»(3 класс) «Перспективная начальная школа»
Предмет: Окружающий мир. 3 класс «Перспективная начальная школа»
Тема: Тела, вещества, частицы
Учитель: Торопова Е.В.
Тип урока: Изучения нового материала
Цели урока:
Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица.
Познакомить со строением веществ в разных агрегатных состояниях.
Научить различать тела и вещества.
Проверить знания учащихся по пройденной теме.
Развивать память, мышление.
Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
Повысить психологическую комфортность урока, снятие мышечного напряжения (динамические паузы, смена деятельности).
Формировать дружеские отношения в коллективе.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование:
1. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные вещества).
2. Металлическая линейка, резиновый мяч, деревянный кубик (у учителя).
3. Для эксперимента: пластилин, ножницы, геометрические фигуры из картона (на столах у детей).
4. Для опыта: стакан, чайная ложка, кусочек сахара; кипячёная вода (на столах у детей)
5. Листы с заданиями на команду (Приложения 2 — 4), лист оценивания на каждого ученика (Приложение 1)
Перед уроком дети поделены на 5 команд (в команде дети с разным уровнем развития). Каждый ученик получает лист оценивания.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Сегодня вы все задания будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группе:
(Памятка на столе у каждой группы)
Будь вежлив с товарищами в группе
Умей выслушивать мнения каждого
Доказывай своё мнение
Внимательно выслушай мнения ребят из других групп
II. Повторение изученного материала
— Наш урок начнём с повторения изученного материала.
— У вас на столе лежит тест. Внимательно прочитайте инструкцию к тесту.
(Задание №1)
Тест (Приложение 2)
(Внимательно прочитайте вопрос. Выберите правильный ответ. Букву правильного ответа впишите в нужную клетку. На каждый вопрос даётся одна минута. Желаю удачи!)
1.Что такое природа?
а) всё, что сделано руками человека;
р) всё, что нас окружает и существует независимо от человека;
д) всё, что нас окружает.
Букву впишите в 4 клетку
2. Какая бывает природа?
а) природа бывает живая и неживая;
д) природа бывает только живая.
Букву впишите в 7 клетку
3. Что относится к неживой природе?
а) стол;
и) град;
р) берёза.
Букву впишите в 3 клетку
4. Какое царство не относится к живой природе?
б) царство бактерий;
о) царство растений;
р) царство льда;
д) царство грибов.
Букву впишите во 2 клетку
5. Какая цепь питания верная?
р) капуста жаба слизень;
д) капуста слизень жаба.
Букву впишите в 6 клетку
6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова?
д) спасены человеком;
о) уничтожены человеком;
в) стали редкими.
Букву впишите в 5 клетку
7. Что изучает наука экология?
п) связи между живыми существами и окружающей средой;
б) живую и неживую природу.
Букву впишите в 1 клетку
— Прочитайте слово, которое получилось.
— Кто правильно ответил на все вопросы, у того получилось слово ПРИРОДА.
— Кто ответил верно, ставит в лист оценивания 1 балл за первое задание.
III. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела «Эта удивительная природа».
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
(Узнаем ещё больше о природе).
— Тема нашего урока «Тела, вещества, частицы». Вы познакомитесь с телами и узнаете, из чего они состоят. Будете учиться различать тела и вещества.
IV. Работа над новым материалом
1) Беседа по теме «Тела»
— Ребята, будьте внимательны при работе. После объяснения вы должны будете заполнять таблицу «Тело и вещество». Не забываем, что работаем командой. (Задание №2)
(Приложение 3)
Что наблюдаем
Главные признаки
Что происходит при делении на части
Что происходит при изменении формы
Тело
Вещество
— Что вы представляете, когда слышите слово «тело»?
(Тело человека, животного)
— Телами называют все предметы, окружающие нас. Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела. И тела сделанные руками человека или искусственные тела.
— Приведите примеры естественных тел, искусственных тел. Каждая команда по очереди называет тела.
(Дерево, кошка, птица, камень и т. д. Ручка, пенал, машина, дом и т. д.)
— Сравните тела (линейка, мяч, кубик). Чем похожи?
(Искусственные тела)
— Определите основные признаки этих тел. Чем они различаются?
(Мяч – резиновый, круглый, маленький. Кубик – деревянный, большой.
Линейка – металлическая, прямоугольная)
— Какой вывод можно сделать?
(Каждое тело имеет размеры, форму, это его признаки)
— Возьмите фигурку из картона, разрежьте ножницами на несколько частей.
— Что произойдёт с телом, если разделить его на части?
(Тело меняется)
— Что произойдёт с телом, если не делить его на части, а просто изменить его форму?
Проведём эксперимент.
Возьмите в руки кусочек пластилина, слепите из него любое тело. Сравните с фигурками ребят по команде. Превратите свои фигурки в шарик.
— Какой вывод можно сделать?
(Тело не делили на части, изменили форму, изменилось тело)
V. Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся-
Бабочка кружит и вьётся.
— Назовите тела.
(Бабочка, цветок, солнце)
VI. Продолжение новой темы
2) Беседа по теме «Вещества»
— Все тела состоят из веществ. Вещества имеют свои признаки. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества.
Вещества бывают твёрдые, жидкие, газообразные (газ).
— Приведите примеры различных веществ.
(Вода, соль, сахар, глина и т. д.)
— Определите главные признаки этих веществ. Чем они различаются?
(Вкус, цвет, запах)
— Что произойдёт с веществом, когда мы тело делим на части или меняем его форму? Измениться ли оно?
3) Опыт
— Проведём опыт. В ваши стаканы налита кипячёная вода. Опустим в стакан кусочек сахара, тщательно размешаем. Что произошло с сахаром? Куда исчез сахар из стакана? Как доказать, что сахар остался в стакане?
(Попробовать раствор) Пробует один ученик в команде.
— Сделайте вывод.
— Заполните таблицу «Тело и вещество».
— Подведём итог. Проверка заполнения таблицы. (Один представитель команды зачитывает ответы, обсуждения детей, с чем согласны, не согласны).
Что наблюдаем
Главные признаки
Что происходит при делении на части
Что происходит при изменении формы
Тело
Размер, форма
Изменяется
Изменяется
Вещество
Вкус, цвет, запах
Не изменяется
Не изменяется
— Кто ответил верно, ставит в лист оценивания 1 балл за второе задание.
Вывод. Тело и вещество не одно и то же, тело при делении на части, изменении формы изменяется, вещество не изменяется.
4) Закрепление (Задание №3) (Приложение 3)
— Проверим, как вы сможете отличить, что из перечисленного тела, а что вещества. Если я называю тело, вы рисуете в клеточке кружок, если вещество – треугольник.
(Гвоздь, медь, проволока, железо, алюминий, ложка, стекло, роса).
— Выполните проверку по ключу (Вывешивается на доску) O ∆ O ∆ ∆O ∆ O
— Кто ответил верно, ставит в лист оценивания 1 балл за третье задание.
— Вернёмся к опыту. Сахар распался на мельчайшие частицы. Учёные доказали, что вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазу. Частички сахара перемешались с частичками воды.
— Покажем этот опыт с помощью пластилина.
Возьмите два кусочка пластилина разных цветов (один – вода, другой – сахар). Соединим эти два кусочка вместе, скатаем шарик. Какого цвета стал наш шарик?
(Шарик стал разноцветный)
Вывод. С помощью текста на странице 36 сделайте вывод о том, что доказывает этот опыт.
(Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ).
— Учёные установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти промежутки маленькие (картинка), в жидких они побольше (картинка), а в газах ещё больше (картинка). (Приложение 5)
— Заполните таблицу. Внимательно читайте инструкцию. (Задание №4)
(Отметьте знаком «+» в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).
(Приложение 3)
Вещество
Твёрдое
Жидкое
Газообразное
Соль
Природный газ
Сахар
Вода
Алюминий
Спирт
Железо
Углекислый газ
Проверка выполнения работы. (По очереди команды называют вещество и объясняют, к какой группе его отнесли)
— Кто ответил верно, ставит в лист оценивания 1 балл за четвёртое задание.
VII. Итог урока
1) Подведение итогов
— Вы дружно работали.
— Узнаем, какая команда была самой внимательной на уроке. Заполните схему. (Задание №5)
(Приложение 4)
ТЕЛА
— Прикрепите схемы к доске. (Обсуждение, с чем согласны, с чем не согласны)
— Кто заполнил схему правильно, ставит в лист оценивания 1 балл за пятое задание.
— Что нового узнали? (Телами называют все предметы, окружающие нас. Тела состоят из веществ. Вещества — из частиц).
2) Выставление оценок
— Посчитайте, сколько баллов набрал каждый из вас. Это ваша отметка за урок.
VIII. Домашнее задание
— Кто набрал 5 баллов, записывает задание – страница в учебнике 38 (Молекулы и атомы)
— Кто набрал меньше 5 баллов – страницы в учебнике 34 – 37
Приложение 1
Лист оценивания
№ задания
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Задание №5
Баллов
всего
Баллы
infourok.ru
Тела, вещества, частицы Рабочая тетрадь Окружающий мир Плешаков 3 класс Часть 1
Главная › 3 класс › Окружающий мир › Рабочая тетрадь Окружающий мир Плешаков 3 класс Часть 11. Определи, в каком ряду изображены только естественные тела. Закрась кружок зеленым. В каком ряду изображены только искусственные тела? Закрась кружок голубым. А какие тела изображены в оставшемся ряду? Подумай, как лучше закрасить кружок возле этого ряда. Сделай это. Объясни своё решение.
2. Приведите примеры (не менее трёх в каждом пункте). Не повторяйте того, что было изображено на рисунках в задании № 1.
А) Естественные тела: звезда, олень, цветок, бабочка
Б) Искусственные тела: компьютер, линейка, ковер, нож.
- Какие примеры привели другие ребята? Добавьте в каждый пункт по одному примеру из их ответов.
3. Выпиши из текста учебника примеры веществ.
— сахар;
— алюминий;
— вода;
— крахмал.
4. Муравей Вопросик интересуется, что из перечисленного — тела, а что — вещества. Укажи стрелками.
5. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным. Сделай это сначала простым карандашом.
- Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу. После проверки проставь знаки «+» ручкой или цветными карандашами (по своему выбору).
Проверим себя и оценим свои достиженияРазнообразие веществ
dourokov.ru
Окружающий мир «Родной край – частица родины». 2-й класс
Разделы: Начальная школа
Цели:
подвести детей к осознанию понятия “Родина”;
познакомить учащихся с историческими местами и памятниками города Корочи и села Бехтеевки;
воспитывать любовь к малой Родине, уважение к истории Отечества.
Задачи.
Учащиеся должны знать памятные места малой родины г.Корочи и села Бехтеевки.
Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую работу, используя первоисточники, анализировать её результаты, делать выводы; работать в парах.
Оборудование: проектор, символика России и Белгородской области, детские проектные работы, презентация, книга “Короча” сборники стихов Т.Д. Трясоруковой
Ход урока
(слайд №1)
I. 1.Орг. момент.
Придумано кем-то, просто и мудро, (слайд №2)
При встрече здороваться: “Доброе утро”
– Доброе утро солнцу и птицам!
– Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера.
Учитель: Я желаю вам, дети, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока
2.Собщение темы урока.
– Ребята, кто из вас любит путешествовать?
Велика и прекрасна наша страна Россия. И как вы уже знаете, занимает она огромную территорию. Мы уже с вами совершали заочные путешествия по городам нашей страны, а сегодня отправимся в путешествие по нашей малой родине, не выходя из класса. И помогут нам в этом, конечно же, ваши знания.
II. Проверка домашнего задания
Прежде всего, скажите, что нового мы узнали на прошлом уроке?
Дети: – На прошлом уроке мы познакомились с символами нашей страны:гербом, флагом и гимном. (слайд 4-5)
.а)– А кто из вас ребята расскажет о гербе нашей страны?
– ответы детей
-А кто помнит стихотворение о гербе?
– стихотворение Герб России.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный
– Ребята, что вы знаете о флаге нашей страны? Что обозначают 3 цвета флага?
– ответы детей
– А что вы знаете о Гимне нашей страны?
Ответы детей: – Гимн нужно слушать и исполнять стоя
-Давайте мы с вами исполним 1 куплет и припев Гимна
-Садитесь.
—Работа с тестом
– У вас на партах лежат тесты по символике. Ответьте на поставленные вопросы и выберите правильный ответ. Проверку сделаете в парах.
Тест “Символы России и Белгородской области”
1)Выбери нужное.
Столица России
– Белгород
– Санкт-Петербург
– Москва
2)Когда отмечается день флага
– 22 августа
-22 июня
12 июля
3)Соедини стрелкой:
Флаг Белгорода
Флаг России
4) Соедини стрелкой
Герб Корочи
Герб России
Герб Белгорода
4.Проверка (работа в парах)
III.Физкультминутка (слайд 6)
Мы устали не на шутку
Проведём физкультминутку.
Раз-два, потянулись.
Влево, вправо повернулись.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Наклонились,поклонились,
А потом присели.
Влево, вправо повернулись
И тихонько сели.
IV. Актуализация и мотивация
Звучит песня на слова Михаила Львовича Матусовского “С чего начинается Родина” (слайд 7)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе (на фоне песни)
Цель урока в действиях учащихся
– Мы продолжаем наше знакомство с Родиной и отправляемся в путешествие по малой родине.
Спросите у своих друзей, родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина – это место, где человек родился, вырос, то есть – это город, село, посёлок, аул. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы, папы, братьев и сестёр, дедушки и бабушки, родственников и друзей. И все будут правы. Потому, что каждый сам решает, где и с чего начинается для него Родина.
Для многих Родина берёт начало с отчего дома. Отчий – значит отцовский. Это слово от того – же корня, что и “Отечество”. Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца.(на доске однокоренные слова Отчизна, Отечество, отчий край, отец)
Но Родина начинается не только с отчего дома. Если человеку приходится покидать место, где он родился и жил, он всё время вспоминает то, что запало в сердце, потому что родные, с детства знакомые места – это наша малая Родина, наш родной край.
В нашей стране много краёв и областей. И везде своя природа, свой климат, свой животный и растительный мир, свои названия городов и сёл, свои живописные уголки: дали, неоглядные леса и перелески, долины, реки, холмы и горы. Для нас же – это город Короча и наше родное село Бехтеевка.
V. Изучение нового материала. (Слайды 7–9 стела Короча)
История города Короча уходит в далёкий 17 век. Основателем города считается воевода Андрей Васильевич Бутурлин. Короча была сторожевой крепостью во время нашествия татар на Русь и была построена в июне 1638г на меловой горе, у подножья которого протекала полноводная река Короча. В 1647 году в крепости произошёл пожар и люди переселились и образовали с Казанку, Погореловку, Подкопаевку, Пушкарное, и Языково.И позднее на правом берегу реки стал строиться город.
По приказу царя Петра I в Корочу был привезен и установлен вестовой колокол. Он извещал жителей о том, что приближается враг.
Проживало в городе 3835 человек. Сейчас проживает около 7 тысяч человек.
Петр I дважды побывал в Короче – в 1701 и 1709 годах.
(слайд 10)
Сейчас Короча – город, центр Корочанского района Белгородской области. Расположен на правом берегу реки Корочи в 45 километрах к юго – востоку от от Белгорода. Через город проходит автодорога Белгород – Губкин – Воронеж.
(слайды история символа и Герб 12-13)
Город Короча – родина знаменитых садов. В 1786 году в городе значилось 98 садов. Корочанские яблоки, груши,чернослив славились по всей округе, поставлялись в Москву и другие города России. И сейчас наши корочанские яблоки известны далеко за пределами Белгородской области.
Достопримечательности (слайды 14-15)
В 1868 году в городе была открыта мужская Александровская гимназия Сейчас это речевая школа-интернат, (слайд_ 16)
Музей (слайд 17)
И через 40 лет открыли женскую гимназию имени Д.К.Кромского, Здесь находится Корочанская средняя школа
(Слайд 18)
Физминутка для глаз (слайд 19)
Наше путешествие продолжается. И вот перед нами парк им.Г.Д.Гая. (Слайд 20– 21)
VI. Первичное закрепление.
Ребята подготовили проектную работу “Памятники воинской Славы” Карпенко Д.
Короча – наша малая Родина – богата родниками. В честь 361-летия основания Корочи восстановлен и освящен целебный источник, чудо природы – “Ясный колодец (слайд 22).
– Дети показывают проектную работу “Родники”.
Учитель: В разных местах нашей страны много источников. В отдельных районах родники снабжают целые населённые пункты питьевой водой. Люди бережно относятся к ним. Часто родничок обсаживают деревьями и кустарниками, чтобы не пересыхал в летнюю жару. Все родники нашей страны строго охраняются. И все же есть нерадивые люди, которые бросают в родники ненужные бумажки, консервные банки и другой мусор. Из такого источника воду пить нельзя. Нужно бережно относиться к нашим водоёмам – это красота нашей природы. Красоту своего края надо беречь и охранять, тогда наша малая родина станет ещё прекрасней.
Учитель: Мы продолжаем наше путешествие. Слева от нас находится районная библиотека. Справа– Храм Пресвятой Богородицы. И вот перед нами площадь имени Васильева. Вы видите кинотеатр “Смена”, Дом народного творчества.
Библиотека (слайд23)
Храм Пресвятой Богородицы (слайд 24)
Дом народного творчества (слайд 25)
Площадь им. Васильева (слайд 26)
И вот мы с вами уже в нашем родном с. Бехтеевка. История нашего села уходит в далёкий 17 век.Основателем села является воевода Бехтий. На левом берегу реки начало строиться село. Сначала было построено до десятка домов. Сейчас же в нашем селе проживает
(Слайды по достопримечательностям села №27-28 река и парк Молодёжный)
Наше село богато умными, талантливыми людьми. Все вы знаете Т.Д.Трясорукову, которая много лет проработала в нашей школе. Но она была не только учителем, но и поэтом. Написал много стихов, выпустила много сборников о нашем крае. В том числе гимн нашей школы. А.Н.Алексеева – всю свою жизнь отдала детям, работая в школе. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Она тоже местная поэтесса. Сборник её стихов посвящён нашей малой родине.
– Стихотворение “Бехтеевка” Т.Трясоруковой прочитает Жуйкова Маша
Перед нами центральная площадь нашего села Бехтеевки. Слева вы видите Дом народного творчества и спортивный комплекс огромными спортивными залами, двумя плавательными бассейнами. Здесь в спортивных секциях занимаетесь не только вы, ребята, но и взрослые. Справа от нас находится памятник погибшим воинам, защищавшим наше село в годы Великой Отечественной войны и нашим односельчанам не вернувшимся с фронта.
-центр села Спорткомплекс и ДНТ (слайды 29-30)
– Памятник погибшим (№31)
И вот перед нами наша родная Бехтеевская школа. Многим выпускникам она дала путёвку в жизнь. Среди них есть инженеры и учителя, зоотехники и агрономы, генералы, доктора наук и просто замечательные люди.
-Бехтеевская школа (№32)
VII. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
О чём расскажите своим родителям?
Что считаете было полезным для вас?
Что понравилось на уроке?
О чём будете вспоминать?
IX. Рефлексия
Смайлики с настроением.
X. Домашнее задание.
1–2 группа – собрать материал поэтах – земляках Трясоруковой Т.Д. и Алексеевой А.Н.
3группа – готовит проект “Мой дом. Моя улица”.
5.04.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы»
Тема: Тела, вещества, частицы
Цель: познакомить с телами и их составом.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества, доказывать предположения, делать выводы.
Оборудование: стеклянная и керамическая вазы, ложка, мяч, гвоздь, молоко в стакане; кусочек сахара; пластилиновые шарики.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания Графический диктант
Если утверждение правильное, ставьте знак «+», если неправильное, ставьте знак «—».
• Природа — это все, что нас окружает. («—».
Природа — все, что нас окружает и существует независимо от человека.)
• Природа бывает живая и неживая. («+».)
• Снег относится к живой природе. («—».)
• Бактерии относятся к живой природе. («+».)
• Сердце, легкие, печень — это внутренний мир человека. («—».)
• Ветер — облака соответствуют связи живое — неживое. («—».)
(После выполнения задания проводится самопроверка. Учитель читает утверждение, ставит знак на доске, ученики проверяют.)
— Кто выполнил задание правильно?
— Какое утверждение показалось вам наиболее сложным?
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Эта удивительная природа».
— Откройте учебник на с. 35. Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая материалы этого раздела.
— Что вы уже научились делать?
— Что еще делать не можете?
Сегодня на уроке вы узнаете, что такое тела, вещества и частицы.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
— Вспомните, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают. (Объекты природы и рукотворные объекты.)
— Назовите объекты природы. (Учитель записывает на доске.) Солнце, ель, воробей, гриб, камень.
— Назовите рукотворные объекты. (Учитель записывает на доске.) Машина, школа, тетрадь, мяч.
— Все эти предметы можно назвать одним словом — тела. (Учитель записывает на доске слово «тела».)
— Что такое тела? (Все предметы, окружающие нас.)
— Как вы думаете, можно ли все тела разделить на группы? Есть естественные и искусственные тела.
(Учитель записывает на доске.) Тела: естественные и искусственные.
— Назовите естественные тела.
— Назовите искусственные тела.
— Прочитайте текст в учебнике на с. 36.
— Какие тела называют небесными или космическими? (Солнце, Луну, планеты, кометы, звезды и т. д.)
(Учитель записывает на доске.)
Тела: естественные, искусственные, небесные.
Вещества
— Назовите предметы, стоящие на столе.
(На столе находятся стеклянная и керамическая вазы, ложка, мяч, гвоздь, молоко в стакане. Учитель показывает на стеклянную пазу.)
— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)
— Из чего оно сделано? (Из стекла.) (Учитель показывает на керамическую вазу.)
— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)
— Из чего оно сделано? (Из глины.) (Учитель показывает на ложку.)
— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)
— Из чего оно сделано? (Из алюминия.) (Учитель показывает на мяч.)
— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)
— Из чего оно сделано? (Из резины.) (Учитель показывает на гвоздь.)
— Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)
— Из чего оно сделано? (Из железа.) (Учитель показывает на молоко.)
— Что можно сказать об этом предмете? (Дети затрудняются с ответом.)
— Прочитайте текст в учебнике на с. 37.
— Что такое вещество? (То, из чего состоят тела.)
— Что такое молоко? (Вещество.)
Некоторые тела образованы одним веществом, но есть тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, растения. И них есть вода, сахар, крахмал, глюкоза и другие вещества.
— Какие бывают вещества? (Твердые, жидкие, газообразные.) (Учитель записывает на доске.)
Вещества: твердые, жидкие, газообразные.
2. Опыт
Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.
— Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт.
(Учитель берет для опыта тело, образованное одним веществом, — кусочек сахара. Опускает его в стакан с водой и перемешивает ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.)
— Попробуйте воду на вкус. Какая она? (Она сладкая.) Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.
— Почему же мы не видим сахар? (Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды.)
Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.
— Скажите, раствор сахара в воде — это вещество или смесь веществ? (Смесь двух веществ.)
Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие, в жидкостях — побольше, а в газах — еще больше. В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.
(Учитель записывает на доске слово «частицы».)
V. Физкультминутка
Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз — наклон, два — наклон,
Словно буква
О свернусь,
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу.
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 14).
— Прочитайте задание. На какие группы делятся тела?
— Выполните задание.
— В каком ряду вы закрасили кружок? (В последнем.) №2 (с. 14).
— Прочитайте задание. Какие тела называются естественными?
— Какие тела называются искусственными?
— Выполните задание.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) №3(с.14).
— Прочитайте задание. Выполните его.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) №5(с. 15).
— Прочитайте задание. Вещество соль — твердое, жидкое или газообразное? (Твердое.)
— А природный газ? (Газообразное.)
— Продолжите выполнять задание самостоятельно. (После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
1. Работа в группах
— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 39. Выполните его.
— Прочитайте второе задание. Выполните его. Проверьте себя.
— Кто правильно выполнил второе задание?
2. Моделирование
(Учитель раздает детям пластилиновые шарики.)
— Покажите с помощью модели процесс растворения кусочка сахара в воде.
— Изобразите с помощью моделей расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах.
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое тело, вещество, частица?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 36-39, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 39.
2. Рабочая тетрадь: № 4, 6 (с. 15).
3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения о М.В. Ломоносове
multiurok.ru