Одушевленные и неодушевленные предметы - правило. Как определить, одушевленный или неодушевленный предмет

Кажется, что различить одушевленные и неодушевленные предметы до неприличного просто: это как игра в живое-неживое. Но те, кто руководствуются таким принципом, очень сильно ошибаются. Одушевленность, как, соответственно, и неодушевленность – отдельная категория в характеристике имени существительного, не имеющая ничего общего с внешними признаками некоторого объекта. Вот как объяснить то, что, согласно правилам, слово «труп» считается неодушевленным, а «покойник» - одушевленным? Действовать наугад? Ни в коем случае! Будем разбираться.

Для самых маленьких

Начнём с самых основ. Одушевленные и неодушевленные предметы отвечают на разные вопросы – «кто» и «что» соответственно. Можно сказать, постановка вопроса – самый примитивный, хоть и очень ненадёжный способ определения данной категории. Обычно с ним знакомят детей в первом-втором классе. Для того чтобы попрактиковать этот способ, можно вместе с учениками заполнить пропуски в следующем тексте:

«В сонном забытьи течёт великая (что?). Вокруг (что?) и (что?). (Кто?) не спеша двигал лыжами, стряхивал (что?) с ушей шапки. (Кто?) быстро сделал лунку, и началась (что?). Скоро он вытащил огромного (кого?). Его зеркальная (что?) ярко блестела на солнце

». Слова, которые предлагается вставить: лёд, чешуя, рыбак, иней, река, карп, снег, рыбалка. Одно слово повторяется дважды.

Грамматическое объяснение

Но стоит идти дальше, правильно? Как определить, одушевленный или неодушевленный предмет, опираясь на правила, а не на интуицию? Разница между этими двумя категориями состоит в различных падежных формах имён существительного. У неодушевленных существительных совпадает форма именительного и винительного падежа во множественном числе, тогда как у одушевленных – родительного и винительного в этом же самом числе. Конечно, разобраться на конкретных примерах будет гораздо проще.

Берём существительное «кот». Ставим его во множественное число «коты» и начинаем склонять: именительный - «коты», родительный – «котов», винительный - «котов» – как видите, совпадают формы родительного и винительного падежей. Тогда как для существительного «

стол», которое для определения данной категории превращается в «столы» при склонении «столы-столов-столы» одинаковыми оказываются винительный и именительный падеж.

Таким образом, разделить одушевленный и неодушевленный предмет правило позволяет только при постановке их во множественное число и последующем склонении. А дальше, уже по совпадению падежных форм, и определяется данная категория.

Исключения

Но, как известно, в русском языке очень мало правил, у которых нет никаких исключений. Так, разделить одушевленные и неодушевленные предметы порой можно и логически. Да, все живые существа будут одушевленными, но вместе с тем к этой же категории относятся мифические существа (леший-лешие-леших-леших) и названия игрушек (матрёшки-матрёшек-матрёшек) – здесь ещё можно найти логическое объяснение. А также карточные и шахматные масти-фигуры (пики-пик-пики, пешки-пешек-пешки), которые даже по формам своим к этой категории не подходят.

Идём дальше. К неодушевленным же существительным, в свою очередь, относятся большие группы людей (

толпы-толп-толпы) и некоторые живые организмы (зародыши-зародышей-зародыши; микробы-микробов-микробы) – объяснить это явление невозможно, придётся просто принять и запомнить.

Ещё сложности

Хотелось бы ещё добавить, что одушевленные и неодушевленные предметы в грамматическом смысле имеют свои особенности. Так, например, для одушевленных существительных мужского рода совпадают формы родительного и винительного падежей и в единственном числе: Антон-Антона-Антона, бухгалтер-бухгалтера-бухгалтера, правда, наблюдается это явление только у существительных второго склонения (сравните: Дима-Димы-Диму, хотя это тоже одушевленное существительное мужского рода). Так что, в принципе, эту закономерность можно использовать в качестве ещё одного нехитрого, пусть и не очень известного, способа определения категории одушевленности у имен существительных.

Запутать хочу

Стоит заметить, что в русском языке встречается изображение неодушевленного предмета как одушевленного. Это обычно связано с употреблением слова как аналогии к живому существу:

В сарае лежит тюфяк – Да тюфяк он безвольный! или же Велик и могуч русский язык! – Этот язык (=пленный) нам всё расскажет.

Точно такое же явление встречается и с использованием одушевленных существительных в качестве неодушевленных: В голубом небе парит воздушный змей; Истребитель пошёл на снижение. Здесь категория одушевленности и неодушевленности определяется исходя из смыслового наполнения существительного.

Стоит отметить, что, несмотря на все требования преподавателей пользоваться правилами, большая часть учеников продолжают опираться на интуицию. Как показывают вышеприведённые примеры, внутреннее чутье - не всегда надёжный помощник в вопросах филологии. Однозначно можно сказать, что одушевленными всегда будут названия профессий, названия людей по семейной принадлежности, национальности и прочим группам, сюда же можно отнести названия животных. Кстати говоря, среди одушевленных имен существительных, как считают некоторые исследователи, встречаются слова только мужского и женского рода, тогда как средний род - это уже неодушевленные, как и все названия объектов природы и прочих предметов.

Практика для самых маленьких

Теперь, когда мы разобрались, как же отличить одну категорию существительных от другой, стоит обобщить всё вышесказанное. Одушевлённые и неодушевлённые предметы для дошкольников, которые ещё понятия не имеют о том, что же такое падежи, различаются по вопросам «кто» и «что» соответственно. Для практики можно поиграть с малышами в «живое-неживое», где называется слово, а ребёнок должен определить, каким является этот предмет.

Или же ещё одно интересное задание для младших школьников – предложить ряд одушевленных существительных, которые заменой одной буквы можно превратить в неодушевленные: лиса (липа), коза (коса), цапля (капля).

И совет для тех, кто постарше

Закончить статью о том, как различать одушевленные и неодушевленные предметы, хотелось бы тем, что, какой бы простой ни казалась эта тема, лучше не искушать судьбу и не действовать наобум, доверившись интуиции. Минута, затраченная на проверку категории имени существительного, порой может изменить ваше о нем представление. Так что не жалейте сил и практикуйтесь в великом и могучем русском языке.

fb.ru

Одушевлённость — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Одушевлённость — семантический категориальный признак имени, базирующийся на наивном знании о классификации существительных и местоимений по типу референта: от безусловно «живых» (человек, собака, комар) до полностью «неодушевлённых» (камень, стол, бесконечность) с некоторым количеством промежуточных случаев (тополь, класс, подберёзовик). Существует гипотеза, что противопоставление одушевленных и неодушевленных сущностей представляет собой универсальную иерархическую шкалу, в рамках которой люди располагаются выше животных, затем следуют растения, стихии, конкретные объекты, абстрактные сущности. Внутри класса имен и обозначений лиц можно выделить свою микроиерархию, на вершине которой будут местоимения первого и второго лица

[1].

Это категориальное распределение может с теми или иными особенностями проявляться в лексике языка, его синтаксисе, но чаще лингвисты говорят о морфологических и и словообразовательных манифестациях категории одушевлённости, например, в японском, во многих восточно- и западнославянских языках. В этом случае одушевлённость/неодушевлённость рассматривают как номинативную словоклассифицирующую грамматическую или словообразовательную категорию, что с теоретической точки зрения весьма любопытно, так как формальное выражение этих категориальных признаков в общем случае является избыточным, поскольку различие между живым и неживым представляется априорно известным и не нуждающимся в систематическом подтверждении с помощью обязательных грамматических средств. Семантически одушевлённость пересекается с другими категориальными концептуальными оппозициями: активность/пассивность, целенаправленность/стихийность. Деление имён на одушевлённые (активные) и неодушевлённые (пассивные) является основным в морфологии языков активного строя.

Достаточно распространённым в языках мира является противопоставление личных, то есть обозначающих людей, и неличных местоимений, например, лично-указательные

he и she в противопоставлении нелично-указательному it в английском, вопросительно-относительные кто и что в русском, hän и se в финском[2].

Одушевлённость и синтаксис[

ru.wikipedia.org

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Одушевлённые существительные

Одушевлённость характерна только для конкретных существительных.

 

Одушевлённые существительные служат наименованиями живых существ, если называют людей — личные, обозначают животных — неличные. Отвечают на вопрос: кто?

  • мальчик
  • собака
  • голубь
  • баба-Яга
Грамматическим показателем одушевлённости является совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой родительного падежа множественного числа. Для существительных мужского рода можно использовать форму единственного числа.

В. п. мн. числа (кого?) = Р. п. мн. числа (кого?)

  • школьников
  • школьников
  • снегирей
  • снегирей

К одушевлённым относятся также существительные, называющие:

  1. Богов и мифических существ, представляемых как живых: леший, домовой, русалка.
    Древние чтили Юпитера.
  2. Названия шахматных и карточных фигур: туз, валет, дама, король, конь, ферзь, слон, ладья, пешка.
  3. Существительные, называющие кукол: петрушка, матрёшка, неваляшка, снеговик, роботы.
  4. Существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник (существительное труп сюда не входит).

Неодушевлённые существительные

Неодушевлённые существительные служат наименованиями предметов и явлений реальной действительности, не причисляемых к живым существам. Отвечают на вопрос: что?

 

Грамматические особенности: совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой именительного падежа множественного числа.

В. п. мн. числа (что?) = И. п. мн. числа (что?)

  • журналы
  • журналы

К неодушевлённым относятся существительные:

  1. Обозначающие предметы неживой природы: камень, горы, радуга, снег, почва, море, небо.
  2. Названия деревьев и растений: тополь, сосна, ель, ромашка, одуванчики (наука о природе относит их к живым организмам!).
  3. Обозначающие совокупность живых существ: народ, стая, войско, толпа, батальон, полк.
  4. Названия небесных светил: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран.
  5. Названия рыбных блюд: шпроты, кильки.
  6. Собирательные существительные: студенчество, человечество, молодежь, профессура (не имеют грамматического показателя одушевлённости).

Некоторые существительные обнаруживают колебания в отнесённости к одушевлённым/неодушевлённым, сюда причисляют названия микроорганизмов и беспозвоночных: вирус, бактерия, личинка, микробы.

 

Бабайцева В. В. и Чеснокова Л. Д. в своём учебнике по русскому языку рассматривают и грамматические показатели одушевлённости и неодушевлённости.

Неодушевлённые существительные склоняются как одушевлённые, если обозначают живых существ.

  • Этого пня (одушевл.) не своротишь.
  • Помню этого старого колпака (одушевл.)

Одушевлённые существительные, употребляющиеся для обозначения неодушевлённых предметов, продолжают склоняться как одушевлённые.

  • Читать «Обломова».
  • Слушать «Евгения Онегина».

Существительные тип, характер и образ в применении к действующим лицам литературных произведений склоняются как неодушевлённые: В. п. мн. числа = И. п. мн. числа.

 

 


Поделиться публикацией:

goldrussian.ru

Одушевленные и неодушевленные существительные. Видеоурок. Русский язык 6 Класс

Все нарицательные имена существительные в русском языке делятся на два разряда: одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а неодушевленные  – на вопрос «что?»

Например, «кто?» – мальчик, собака, птица; «что?» – книга, камень, земля.

1. Категория одушевленности – неодушевленности – категория грамматическая

Кажется, что всё просто: категория одушевленности – неодушевленности основана на различении живого и неживого. Однако в русском языке нередки случаи, когда грамматика противоречит здравому смыслу. Достаточно вспомнить синонимы труп и мертвец.

Имя существительное «труп» является неодушевлённым, а имя существительное «мертвец» – одушевлённым. Отличие обнаруживается только в форме В.п. ед.ч.: вижу мертвеца – вижу труп, ср.: вижу слона – вижу стул.

У одушевленных существительных совпадают формы множественного числа В.п. и Р.п. (а у существительных м.р. 2-го склонения и формы В.п. и Р.п. единственного числа), а у неодушевленных – нет. У неодушевленных существительных совпадают формы И.п. и В.п. множественного числа.

Вижу (кого?) слонов, нет (кого?) слонов; вижу (кого?) мышей, нет (кого?) мышей.

Вижу (что?) книги, нет (чего?) книг; вижу (что?) дома́, нет (чего?) домов.

К одушевлённым существительным относятся названия людей, животных, насекомых и т. д., то есть живых существ. К неодушевлённым существительным – названия предметов, явлений действительности, не причисляемых к живым существам.

2. Следует обратить внимание

Обратите внимание:

  • названия шахматных и карточных фигур и имена существительные «мертвец», «покойник», а также названия кукол (петрушка, марионетка) и само слово «кукла» – одушевлённые имена существительные;
  • а слова, которые называют совокупность живых существ: войско, народ, толпа, стая, студенчество, человечество и т. п. – это имена существительные неодушевлённые.

В основном к одушевлённым существительным относятся имена существительные мужского и женского рода. Одушевлённых существительных среднего рода в русском языке немного. Сюда относятся несколько имен существительных с суффиксом -ище (чудовище, страшилище), отдельные существительные (образовавшиеся от прилагательных или причастий): млекопитающее, насекомое, животное и

существительные дитя, лицо (в значении «человек»).

3. Типичные ошибки

Ошибки в употреблении категории одушевленности – неодушевленности существительных можно разделить на две группы:

Первая – употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных, например: Все смотрели на него как на призрака. Проверим по формуле «В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.»: (вижу) призраки – (нет) призраков. Окончания не совпадают, следовательно, существительное призрак – неодушевленное, поэтому предложение, согласно грамматическим нормам русского языка, должно выглядеть так: Все смотрели на него как на призрак.

Вторая – употребление одушевленных существительных в качестве неодушевленных. Например: Когда он нес ценные бумаги, ему в провожатые давали два человека. Правильно:  Когда он нес ценные бумаги, ему в провожатые давалидвух человек.

Запомните: в конструкциях с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре, В.п. числительного сохраняет форму Им.п., независимо от категории одушевленности. Например: Водителю необходимо было доставить двадцать три спортсмена.

 

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Terver.ru (Источник).
  2. Hi-edu.ru (Источник).

 

Домашнее задание

Упражнение 1.

Выпишите слова в 2 колонки – одушевленные существительные и неодушевленные существительные:

Существо, дворник, чудовище, олово, журналистика, молодёжь, насекомое, двигатель, уголь, труп, теплота, упрямство, студент, рябчик, гриб, кукла, разносчик, мошкара, пехотинец, дух, Сахалин, детвора, отряд, сталь, уголёк, бедность, колпак, пехота, мелюзга, генерал, стадо, консервы, стол, личинка, алюминий, змея, волокита, ворона, лиса, человечество, родня, боярин, Каракумы, конь, молодняк, гений, молодость, колокольчик, молоко, птенец, шёлк, чучело, горошина, щупальце, горох, товарищ, варка, нефть, посуда, цемент, беднота, родственник, сахар, чай, мёд, чайник, дрожжи, чаинка, табун, белизна, жалость, упрямец, герой, мебель, сияние, восторг, героизм, бег, журналист, ходьба, жемчуг, генералитет, жемчужина, свежесть, вороньё.

Упражнение №2

Прочитайте сказку Л. Успенского:

- По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот. Плот спрашивает у Кота:

- Ты живой?

- Живой.

- А чем докажешь?

- Двигаюсь.

- Я плыву, а ты сидишь.

- Захочу — буду шевелиться.

- Я — великий плот, живой, а коты — неодушевленные. Ты вещь, а я существую.

Кот подумал и говорит:

- Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.

Помогите коту, докажите, что он прав. Используя элементы сочинения-рассуждения, допишите сказку.

interneturok.ru

Чем отличается одушевленный предмет от неодушевленного?

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Одушевлённые имена существительные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? (студент, наставник, конферансье, ровесник) .

Неодушевлённые имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? (президиум, конференция, пейзаж, рябина) . Сюда же относятся имена существительные типагруппа, народ, толпа, стая, крестьянство, молодёжь, детвора и т. д.

Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые в основном зависит от того, какой предмет это существительное обозначает – живые существа или предметы неживой природы, но полностью отождествлять понятие одушевлённости-неодушевлённости с понятием живого-неживого нельзя. Так, с грамматической точки зрения берёза, осина, вяз – существительные неодушевлённые, а с научной точки зрения это живые организмы. В грамматике названия умерших людей – мертвец, покойник – считаются одушевлёнными, и только существительное труп – неодушевлённое. Таким образом, значение одушевлённости-неодушевлённости – категория чисто грамматическая.

Грамматически категория одушевлённости-неодушевлённости выражается в том, что
у одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа: (в. п. мн. ч. = р. п. мн. ч. )
р. п. (нет) людей, птиц, зверей
в. п. (любить) людей, птиц, зверей
у неодушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного падежа множественного числа: (в. п. мн. ч. = им. п. мн. ч. )
и. п. (есть) леса, горы, реки
в. п. (вижу) леса, горы, реки
Кроме того, у одушевлённых существительных мужского рода II склонения винительный падеж совпадает с родительным также и в единственном числе, у неодушевлённых – с именительным: вижу студента, лося, журавля, но отряд, лес, полк.

Чаще всего одушевлёнными бывают существительные мужского и женского рода. Среди существительных среднего рода одушевлённых мало. Это – дитя, лицо (в значении "человек"), животное, насекомое, млекопитающее, существо ("живой организм"), чудище, чудовище, страшилище и некоторые другие.

Одушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, склоняются: восхищаться "Спящей красавицей".

Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: турнир собрал всех звёзд настольного тенниса.

Названия игрушек, механизмов, изображений человека относятся к одушевлённым существительным: она очень любила своих кукол, матрёшек, роботов.
Названия фигур в играх (шахматах, картах) склоняются, как одушевлённые существительные: пожертвовать коня, взять туза.
Название богов, мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной) относятся к одушевлённым существительным, а названия планет по имени богов – к неодушевлённым: глядя на Юпитер, они молили Юпитера о помощи.

У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевлённости-неодушевлённости (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер и др.) : рассматривать инфузории и инфузорий, убиватьбактерии и бактерий; создать яркие образы, особые характеры.

otvet.mail.ru

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Разделы: Русский язык


Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

  • Образовательная:  ознакомить  обучающихся с понятием одушевлённости и неодушевлённости; закрепить умение различать одушевлённые – неодушевлённые имена существительные.
  • Развивающая: дать понятие об олицетворении как приёме, использующимся в художественной литературе.
  • Мировоззренческая: обучающиеся убедятся в том, что знания способа определения одушевлённости и неодушевлённости имён существительных поможет им в составлении «морфологического портрета» (морфологического разбора) имени существительного.

Педагогическая задача урока: создать условия для совместного учебного действия моделирования; формировать у обучающихся коммуникативные умения и навыки ведения учебного диалога на содержательной основе.

Эпиграф к уроку:  «Язык – это сокровищница, из которой мы берём слова-жемчужины не раз произносимые. Иногда они дают «трещины и вмятины».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Пятиминутная  «разминка».

Игра: Кто больше вспомнит за две минуты имён сказочных героев, чтобы в их именах были шипящие ж,ч,ш,щ  с гласными и, у, а? (Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-попрыгайчик,  Шапокляк, Принцесса на горошине, Щука…)
– Кто больше вспомнит  названий животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж, ш, ч, щ с буквами и, а, у? (Жираф, жаба, чайка, чижик, ёжик, журавль, медвежата, чибис и  т. д.)

2. Самопроверка домашнего задания по ключу «Проверь себя»

Помощники сообщают результаты выполнения домашней работы учителю в перемену.

Конкурс «Кто в лесу живёт?»

– Какого зверя называют так:

Косой             колючий      косолапый
Сохатый        рогатый        серый.

– Кто что делает?  Написать пять предложений с однородными членами.

3. Вход в учебную ситуацию («включение в урок»)

«Интрига»

– Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Любой ученик, по-видимому, мечтает, чтобы урок начался с игры. Наша игра – лингвистическая.
– Что это значит? (Языковая)
– Какие знания потребуются в этой игре? (Орфографические, фонетические, лексические, синтаксические)

«Лексическая разминка»

– Прочтём эпиграф к уроку: «Язык – это сокровищница, из которой мы берём слова-жемчужины не раз произносимые. Иногда они дают «трещины и вмятины».
– Как вы поняли это высказывание? (Язык – наше  богатство. Мы должны бережно относиться к своему языку, к словам, как к сокровищнице. Нужно избегать ошибок в своей речи).

4. Орфографический практикум

– Запишем для работы небольшой словарный диктант «До первой ошибки». (Слова подобраны так, чтобы выйти  на новую тему)

Закат, заря, росток, поросль, шорох, щука, жираф, чудо, цифры, искусство, мастерицы, возраст, пчёлка, цитата, жёлудь, здание.

«Вход в учебную ситуацию»

– Прочитаем слова, в которых есть недавно изученные орфограммы. (Учащиеся называют все слова, кроме слова «искусство».)
– Обозначим орфограммы или «ошибкоопасные» места графически.
Николай Максимович Шанский, учёный-лингвист, советует воспользоваться «лингвистическим микроскопом», чтобы увидеть все орфограммы.

Словарная работа

– Что такое микроскоп? Заглянем в толковый словарь. Микроскоп – это прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом).
– Назовём все орфограммы, встретившиеся в словарном диктанте:

1. Корни с чередованием.
2. И-Ы  после Ц.
3. О-Ё после шипящих.
4. Правописание приставок.

– Что общего между этими словами?  Какую часть речи они представляют? (Все они – существительные).
– Кто сможет доказать? (Все они отвечают на вопросы:  Кто? Что?)
– Основная цель нашего урока: выяснить, почему к одним словам мы задаём вопрос кто? А к другим что?

5. Движение темы

– Запишем название нашего урока, в котором заключена основная мысль нашей работы, и объясним знаки препинания в этом предложении.
Одушевлённые – значит живые… (В предложении поставим тире, так как перед словами «это», «вот», «значит» всегда ставится тире).
– Почему в конце предложения поставили многоточие?

«Страничка истории» (Из истории знаков препинания ученик даёт небольшую информацию о многоточии).

Сообщение учащегося.

М.В.Ломоносов, создатель первой русской грамматики, назвал этот знак «троеточие». Многоточие, поставленное в конце предложения, подсказывает, что мысль недосказана, недоговорена.

– Итак, в процессе работы мы должны дооформить, то есть продолжить мысль в виде размышления, рассуждения.

Одушевлённые – значит живые… В мире нас окружают разные предметы. Среди них есть те, которые живут, дышат, двигаются. Значит они живые или одушевлённые.

– Вернёмся к нашему словарному диктанту и найдём все одушевлённые имена существительные. Подчеркнём их одной чертой. Порассуждайте  вслух! Жираф, щука, мастерицы, пчёлка – это имена существительные одушевлённые, потому что отвечают на вопрос Кто?. Они двигаются, дышат, живут.

Словарная работа.

– Кто такие мастерицы? Заглянем в толковый словарь. Мастерицы – это люди, достигшие высокого искусства в своём деле.
– Составим предложение, чтобы в нём было сравнение или фразеологический оборот со  словом

ПЧЁЛКИ

Мастерицы-кружевницы трудятся, как пчёлки.

– Объясним значение этого фразеологизма. (Очень усердно).

«Лингвистический эксперимент»

– Подумаем и поразмышляем вслух! Посмотрим на наши слова и выясним: совпадает ли мнение лингвистов и биологов о живом? Докажем. (С точки зрения биологов, росток и поросль – живые организмы, потому что они живут, дышат, растут. Наши исторические предки тоже считали дерево, тюльпан, камень живыми).

Вывод: Лингвисты считают сейчас одушевлёнными только тех, кто…(продолжите мою мысль дальше) умеет  двигаться: людей, насекомых, зверей.

– А что значит живой, одушевлённый? Выделим корень в слове одушевлённый – -душ- (Тот, кто  живёт, дышит, имеет дух, дыхание, способность к движению).
– Назовём неодушевлённые существительные. Что они обозначают? (Они изображают «неживой мир»:растительный мир,  предметный мир).

6. Закрепление

– А сейчас попробуем разнести слова в две колонки.

Юноша, грибок, чудище, дитя, лицо (в значении «часть тела»), фиалка, неряха, мох, ковыль, ласточка, стриж, заяц, козёл, медведь, пчела.

Кто?                                       Что?

Юноша                                  Грибок
Чудище                                  Лицо
Дитя                                      Фиалка
Неряха                                   Мох
Ласточка                               Ковыль

– А как называются слова первого и второго столбика?

Запомни: Все имена  существительные делятся на неодушевлённые и одушевлённые. Одушевлённые существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?
Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения, явления неживой природы. Они отвечают на вопрос ЧТО?
– Как  вы считаете, являются ли наименования одушевлёнными или неодушевлёнными?
– Назовите героев  литературных произведений (рассказов, повестей и т. д.),прочитанных вами.
– Как вы считаете, являются  ЭТИ  имена  собственные одушевлёнными и неодушевлёнными существительными?
– К какому разряду существительных (одушевлённым или неодушевлённым) относятся имена героев русских волшебных сказок (Баба-Яга, Кощей Бессмертный,  Змей Горыныч)?

7. Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо. И ещё
Через левое плечо.
Поклонились влево, вправо
Получается на славу!

– Как вы думаете, легко ли разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Не всегда, можно ошибиться. Рассмотрим это на конкретных примерах.

1. В нашем зоопарке нет лисичек.(Р.П.)
2. Наблюдал забавных лисичек.(В.П.)
3.Набрал корзину лисичек.(Р.П.)
4. Собирал рыжие лисички.(В.П.)

Вывод:

Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падеже – признак одушевлённости, а несовпадение – неодушевлённости.
– Как будем узнавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

«Узелок на память»

Запомни: Род имён существительных нужно знать, чтобы:

1. Правильно поставить к ним вопрос (КТО или ЧТО?).
2. Правильно образовать форму Винительного падежа существительных мужского и среднего рода в  единственном числе и всех родов во множественном числе.

Задание: Поставьте данные существительные в форму Вин. падежа  единственного числа и множественного числа:  зоопарк, лес, олень, стая, сон, воробей.

8. Работа с учебником

Прочитаем в учебнике дополнительный материал «Возьмите на  заметку», стр. 263 (учебник под  редакцией М.М.Разумовской.)

– Что узнали нового из материала  учебника? (Одушевлёнными, главным  образом, являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало: дитя, животное, млекопитающее, насекомое, страшилище, существо, чудовище. Существительные, обозначающие множественность и отвечающие на вопрос  что?, являются неодушевлёнными.)

– Устно составим предложения с такими существительными… (Моя семья состоит из трёх человек.) См. упр.673
– Деление существительных на одушевлённые и неодушевлёнными не всегда совпадает с научным представлением о живой природе.
– К какому разряду существительных относятся:

1. Названия фигур в шашках, шахматах (дамка, пешка конь, ферзь)?
2. …наименования объектов религиозного культа (Бог, ангел, святой, домовой,  водяной, леший)?
3. …наименования микроорганизмов в профессиональной речи (инфузория-туфелька, микроб)?
4. …обозначения (характеристики) людей через названия предметов (тряпка, тюфяк, пенёк и др.)
5. …обозначения мёртвых  (покойник, мертвец, труп).

– Во всех случаях речь идёт об одушевлённых  предметах, кроме слова  труп!
– Работаем с текстом.

Природа – это волшебник. Она не только дарит нам  радость, но и создаёт удивительные вещи. Надо только нагнуться и поискать их.

Задание к тексту.

1. Объясним знаки препинания.
2. Назовём «ошибкоопасные» места в словах.

– Какой художественный приём использует автор? (Олицетворение. Автор сравнивает природу с живым волшебником.)
– Какой полезный совет можно извлечь из этого текста? (Автор напоминает нам, что нужно бережно относиться ко всему живому, что тебя окружает. Надо  быть внимательными и наблюдательными к окружающему миру.)

«Возьмите на заметку!»

В художественной литературе и в фольклоре широко используется ПРИЁМ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ – изображения неживых существ как живых. Вспомните, что в сказках умеют говорить не только золотая рыбка, муха-цокотуха, но и зеркальце. Примеры: «И стоит себе лес, улыбается»,  «Уж небо осенью дышало», «дремлет чуткий камыш».

– Устно выполнить упр. 675.

Решим грамматическую задачу.

«Найти третий лишний».

1. Капуста, газета, шофёр.
2. Растение, предложение, кукла.
3. Туз, валет, детвора.
4. Водяной, вода, водитель.

Слайд-шоу. Демонстрируются кадры, на которых изображены предметы  живого и неживого мира. (Приложение 1)

9. Подытожим  урок

– Подведём итоги нашего лингвистического исследования (т.е. научного изучения) темы. Сделаем научный вывод по опорным словам.

Окружающий мир богат и разнообразен. Нас окружают  живые и неживые предметы. Одушевлённые – это те, которые имеют способность двигаться. Они отвечают на вопрос кто?
Растения, явления природы – это неживой мир. Это неодушевлённые существительные, они отвечают на вопрос что?

Чему научились:

1. Мы узнали, что одушевлённые имена существительные отвечают на  вопрос КТО? А неодушевлённые – на вопрос ЧТО?
2. Совпадение окончаний во множественном числе в Род. и Вин. падежах – признак одушевлённости, а несовпадение – признак неодушевлённости.
3. Слова кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь относятся к одушевлённым существительным.
4. К неодушевлённым именам существительным относятся слова :народ, толпа, взвод, стая, группа, молодёжь, крестьянство, детвора и др..Все они обозначают множественность.

10. Домашнее задание. Дописать текст.

Для  чего это надо знать?
– Рассеянный с улицы Бассейной не понимает, почему так важно знать: одушевлённое это существительное или нет, и не хочет учить правила.
Объясните  ЕМУ, пожалуйста, зачем это нужно.

11. Выставление оценок

Список литературы:

1. Сергей Есенин. Стихотворения. Москва. Издательство «Советская Россия», 1985 г.
2. М.С. Лапатухин,  Е.В.Скорлуповская, Г. П.Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1998 г., с.179.
3.  Л.К. Скороход. Словарная работа на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990 г.
4. Русский язык . 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией доктора педагогических наук М. М. Разумовской, доктора  филологических наук П. А. Леканта. М.: Дрофа, 1998, с.263-266.

Презентация к уроку (Приложение 2)

12.12.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сообщение на тему "Одушевлённые и неодушевленные имена существительные"

Одушевленные существительные — это названия людей и животных. кот, сверчок, шмель, тигр, черепаха, девушка, девица, молодец, младенец, врач, красавица, друг, сын. Русский язык, теория 5-9 классы, (углубленное изучение), В. В. Бабайцева. ДРОФА 2008.
Одушевленные существительные обычно называют предметы живой природы (живые существа). К ним можно задать вопрос кто? Например; отец, собака, ястреб, ящерица, окунь, комар, червяк.

И если раскрыть скобки ”живые существа”, тогда тело живо (чувствительно) лишь то, которое исполнено душою, а если, какое тело мертво то, это уже труп, или, же неодушевленный предмет.
Тогда справедливости ради, нужно сказать, что в правилах грамматики должно быть учтено не только то, что одушевленный предмет отвечает на вопрос кто, но ещё и, в обязательном порядке должно быть учтено то, что предмет исполнен душою.
Отсюда следует, если формулировка одушевленных существительных наделена наречием ”обычно”, ведущее собою к двоякому толкованию, тогда оно и не отвечает истинному положению дел правил грамматики русского языка.
Такое положение, когда формулировка одушевленных существительных ведет к двоякому толкованию, для ученых мужей не является секретом, ибо, открывая справочник, где выражена нескрываемое сожаление:

Справочник по русской грамматике, М. А. Шелякин, изд. «Русский язык», Москва, 2000-г., стр. 43:
«Подразделение существительных на одушевленные и неодушевленные имеют свои особенности. Оно не совпадает полностью с реальным различием живого и неживого».

Хорошо известно, человек живое существо, живые существа на земле, это не только люди, но и все одушевленные существа, но вот в умах людей, бытует парадоксальное утверждение.
Существительные мертвец, покойник и утопленник признаны одушевленными, а вот труп неодушевленный, когда тела всех вышеназванных, без всяких условностей, с того момента уже подвержены разложению.
Цветок, несмотря на то, что он живой (дышит, развивается, цветет), признан неодушевленным существительным, тут и спорить нечего, ибо цветок, как имя существительное отвечает на вопрос что?
Хорошо, цветок, цветет, дышит, развивается, и это есть вегетационный цикл.
А скажите тогда, пожалуйста, к какой категории отнести цветок, когда семена он сеет по роду своему?
Матрешка, робот, снеговик, кукла, признаются одушевленными существительными, но согласитесь, они никогда не смогут стать самостоятельно-живыми существами.
Ведь если литераторы, поэты и писатели, олицетворяют неживые предметы, а театралы на своих подмостках, одушевляют их, то им (неживым предметам), ну, никогда не стать, индивидуально-самостоятельными существами.
Согласитесь, здесь совершенно очевидно, прямой упрек тому, когда в мире отсутствует, понятие об отдельно взятом слове, оправдываясь, которым имеет место быть двоякое толкований правил одушевленных существительных, когда действительно и не может быть согласованного понятия, как об одушевленных живых/неживых, также и об неодушевленных, но цветущих, и сеющих по роду своему семя.

Конечно, ответ на открытый вопрос, будет адекватным, если нам с вами, уважаемые читатели удастся представить, что собою представляет, существительное душа (как отдельно взятый предмет), тогда живое, неживое состояние тел, будут иметь, веские аргументы в свою защиту. Грамматически живые и грамматически мертвые

Вы не замечали, как парадоксален русский язык? Смотрите сами. Помер,
например, человек. Лежит себе… И мы говорим: «Мы видим труп! » Или
изрекаем: «Мы видим покойника! » Улавливаете разницу? Употребляя слова
«труп» и «покойник» в винительном падеже, мы невольно замечаем, что
«труп» - неодушевленное существительное (что? – труп), а «покойник» -
одушевленное (кого? – покойника). Кто-то задумается о том, есть ли в
этом теле душа… А кто-то понимает, что понятия «одушевленны

otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о