Реферат — Григ Эдвард — Биографии

Норвежский композитор, пианист, дирижер (1843-1907)

Григ — виднейший представитель скандинавской композиторской школы, глубоко национальный композитор, которого, помимо широчайшего кругозора и высокой степени ответственности за судьбы страны, всегда отличали свежее чувство юмора, наблюдательность и самоирония. Немало времени Григ посвятил сбору и обработке норвежского музыкального фольклора, в результате чего сыграл решающую роль в развитии отечественной культуры. Благодаря гению Грига провинциальная норвежская музыка поднялась до высот мировой классики.

Эдвард Хагеруп Григ родился 15 июня 1843 года в норвежском городе Бергене. Его отец Александр Григ, потомок выходца из Шотландии, был купцом. Мать Гесина, урожденная Хагеруп, неплохая пианистка, была безусловно одарена музыкально и направляла талант сына в нужное русло, с ранних лет привила ему любовь к Моцарту. Однако мать слишком сурово опекала его в профессиональном отношении, и это мальчику не нравилось.

Уже в детские годы маленький Григ пробовал сочинять музыку. Его первым сочинением были «Вариации на немецкую мелодию для фортепиано». В 15 лет Эдвард познакомился с выдающимся скрипачом Оле Булем, который убедил семью Григов отправить сына в Лейпцигскую консерваторию.

Но консерватория разочаровала романтически настроенного Эдварда. Он всей душой тянулся к Шопену и Шуману, а этот «храм музыки» требовал от него вовсе не таких возвышенных устремлений. В консерватории царила казенная атмосфера, и даже несмотря на то, что там преподавал друг Шумана пианист Эрнст Венцель и работал выдающийся теоретик музыки Мориц Гауптман (в которых Григ нашел своих единомышленников), в целом лейпцигская консерватория ограничивала творческую фантазию Грига. Григ закончил консерваторию в 1862 году, после чего вернулся на родину и поселился в Копенгагене, культурной столице тогдашней Скандинавии. Там он познакомился с датским композитором Нильсом Гаде, едва ли не главным представителем романтического направления в скандинавской музыке. Тогда же Григ познакомился с молодым композитором Рикардом Нурдроком, который слыл неуемным приверженцем норвежской народной музыки. К сожалению, этот талантливый композитор, оказавший огромное творческое влияние на Эдварда Грига, скончался в возрасте 24 лет.

В эти годы Эдвард Григ вместе с Нурдроком, датским композитором Э. Хорнеманом и органистом и композитором датчанином Г. Маттисон-Хансеном основали в Копенгагене музыкальное общество «Эвтерпа». Главной задачей было распространение произведений молодых авторов-новаторов. Это общество, просуществовавшее три года, оказало большое влияние на скандинавскую музыку.

Копенгагенский период Грига отмечен рядом интересных произведений, в том числе фортепианной и первой скрипичной сонатами, увертюрой «Осень», фрагментами симфоний, частично вошедшими потом в «Симфонические пьесы» для фортепиано в четыре руки.

Осенью 1866 года Григ переехал в Кристианию (так в те годы назывался Осло) и жил там в течение восьми лет. Осенью этого же года впервые выступил с концертом, составленным из авторских произведений. Концерт имел огромный успех.

В 1869—1870 годы Григ как государственный стипендиат посетил Рим и подружился там с Листом. Эта дружба имела большое значение для композитора. Благодаря этой встрече Григ поверил в собственные силы.

В то же время Григ в качестве дирижера взял на себя руководство концертами Музыкального (позже — Филармонического) общества, которое он основал вместе с композитором Сведсеном. Он продолжал дирижировать до весны 1873 года, стремясь познакомить столичное общество Норвегии не только с выдающимися произведениями композиторов-классиков, но и с завоеваниями тогдашнего «авангарда» — произведениями Вагнера, Листа, Шумана. В репертуаре оркестра имелись и произведения молодых скандинавских авторов. О музыкальном обществе, которое было по существу объединением инструменталистов и вокалистов, знала вся страна: имена Грига и Сведсена упоминались в скандинавской прессе не реже, чем имена выдающихся Бьернсона и Ибсена.

Период зрелости Грига как композитора совпал с расцветом интеллектуальной жизни Дании и Норвегии. В 1890 году Энгельс так охарактеризовал состояние дел в этом регионе: «Норвежцы создают гораздо больше духовных ценностей, чем другие нации…» Григ особенно прогрессировал как композитор и музыкальный деятель в 70-е годы, когда его материальное положение изменилось к лучшему: за свои труды он получил от правительства Норвегии пожизненную пенсию.

В 1875 году Григ написал симфоническую пьесу «Пер Гюнт». Это экскурс в романтику старой Норвегии и в личное романтическое мироощущение композитора. Это сочинение принесло ему славу, вслед за премьерой «Пера Гюнта» последовали европейские гастроли. Григ стал получать заманчивые предложения от крупных издательских фирм. Он мог бы иметь неплохие доходы, если бы целиком сосредоточился на композиторской работе. Однако Григ еще долгое время не бросал общественно-музыкальную деятельность, и в 1880—1882 годах руководил, например, музыкальным обществом «Гармония» родного города Бергена.

В 1893 году Кембриджский университет избрал Грига почетным доктором музыки — одновременно с Чайковским, Сен-Сансом и другими знаменитыми музыкантами.

Григ выступал в печати как автор интересных очерков о Верди, Моцарте, Шумане. Написал он и автобиографический очерк. Во время пребывания в 1888 году в Лейпциге Григ встретился с Чайковским, между композиторами завязалась дружба… Во всех странах Европы имя Грига вызывает чувство симпатии, поскольку он — один из тех композиторов, чья любовь к мелодиям отрицает вульгарность и дешевую популярность. Для мелодий Грига, как и Шуберта, характерна простота, но вовсе не примитивность.

Григ неоднократно использовал записи норвежского фольклориста Л. М. Линдемана, которым придавал новую жизнь переложением их для фортепиано. В таких произведениях как «Двадцать пять норвежских песен и танцев» или «Семнадцать норвежских крестьянских танцев» для скрипки соло, как они исполняются на народном инструменте «феле», он не сглаживал народный стиль, чем существенно обогатил сокровищницу мировой народной музыки. При оценке этих произведений становится ясно, что Григ выполнил долг перед родиной даже без многочисленных помпезных симфоний.

Стареющий Григ не раз доказывал свежесть ума. Он не желал стареть и ворчал на нелюбезность природы, которая не позволяет человеку выбрать наиболее устраивающий его род болезни и смерти. В письмах 1900 года он иронизирует над собственным возрастом: «В последнее время я настраиваюсь на философию здоровья и пытаюсь больше… не плакаться. Как действительной музыке свойственны не только crescendo, fortissimo, но и diminuendo, те же нюансы обнаруживает перед нами и жизнь. С crescendo и fortissimo мы покончили. Теперь пойдет игра diminuendo, и некое diminuendo может даже быть красивым… Мысль о грядущем pianissimo для меня уже не столько несимпатична, но к некрасивому в diminuendo я питаю наибольшее почтение…»

Сам Григ незадолго до кончины писал о своем творчестве скромно: «Художники, как Бах и Бетховен, воздвигали храмы на высотах, я же хотел, как это выразил в одной из своих последних драм Ибсен, строить для людей жилища, в которых они чувствовали бы себя уютно и счастливо. Иными словами, я записывал народную музыку родной страны. И по стилю, и по формообразованию я остался немецким романтиком шумановской школы. Но одновременно я черпал из богатой сокровищницы народных песен родины, и с этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство». Это высказывание как нельзя лучше характеризует творчество Грига.

И все-таки он не желал преждевременно записывать себя в старики. На его долю осталось еще достаточно вполне приятных забот. Так, в 1898 году в Бергене Григ учредил фестиваль норвежской музыки, оказавшийся столь живучим, что проводится и поныне. Под самый занавес жизни, в 1906 году, Григ успел стать почетным доктором музыки Оксфордского университета.

Скончался Григ в родном Бергене в 1907 году.

www.ronl.ru

Эдвард Григ — Доклад

Эдвард Григ

(18431907)

Норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской консерватории (185862), в том числе у И. Мошелеса по классу фортепьяно, у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на становление творческой индивидуальности Грига Совместно с Нурдроком, Э. Хорнеманом и др. участвовал в организации межскандинавского музыкального общества Евтерпа. С 1866 жил в Кристиании (Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норвежской интеллигенции.

Большое значение имела дружба Грига с поэтом и драматургом Б. Бьёрнсоном, по произведениям которого Григ создал ряд музыкально-сценических сочинений (неоконченная опера Улаф Трюгвасон, музыка к пьесе Сигурд Юрсальфар, эскизы к опере Арнльут Геллине, мелодраме для чтеца и оркестра Берглиот, множество романсов и песен). В 1871 Григ основал концертно музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). С 1874 жил преимущественно в Бергене, с 1885 в Тролльхаугене. В 80 90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге состоялось знакомство Грига с П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене Григом был учрежден 1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал как музыкальный критик (автобиографический очерк Мой первый успех, 1905; статья Моцарт и его значение для современности, 1906, и др.).

Творчество Грига , виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально.

Преимущественно миниатюрист, Григ проявил себя как мастер фортепьянной (Лирические пьесы и др. циклы) и камерно-вокальной музыки. Ярко индивидуальный стиль Грига , тонкого колориста, во многом близок музыкальному

импрессионизму. Трактуя сонатную форму по-новому, как картинное чередование образов (Б. В. Асафьев) (струн, квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепьяно, соната для виолончели и фортепьяно, соната для фортепьяно), Григ драматизировал и симфонизировал форму вариаций (Старонорвежский романс с вариациями для оркестра, Баллада для фортепьяно и др.). В ряде произведений воплотились образы народных легенд и сказаний (части из музыки к пьесе Пер Гюнт, фортепьянные пьесы Шествие гномов, Кобольд).

Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.).

Творчество Грига составило эпоху в развитии норвежского искусства. Традиции Грига продолжали К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Шельдеруп, Э. Альнес, а также современные норвежские музыканты К. Эгге, X. Северуд, Э. Твейтт и др.

www.studsell.com

Краткая биография Эдварда Грига самое главное

Эдвард Григ был рожден летом 1843 года в Норвегии. Его прадедушка был купцом, а родители были обеспеченными людьми. Мама Эдварда умела играть на фортепиано и петь, она давала концерты, на которых играла произведения известных классиков. Она с четырех лет занималась с ребенком музыкой. В 12 лет мальчик сочинил первое музыкальное произведение.

После того, как Эдвард окончил школу, он поступил в консерваторию в Германии. С первым учителем у пианиста были разногласия, поэтому он перевелся в другой класс. Композитор ходил слушать музыку своих современников. Во время обучения молодой человек сочинял музыку. Эдвард окончил консерваторию в 1862 году, все его оценки были отличными, профессора были довольны его прогрессом. Потом молодой человек дал первый в своей карьере концерт, он прошел в Швеции.

На следующий год Эдвард поехал в Копенгаген, где завел много новых знакомств. Он писал музыкальные произведения. Они определили характер последующих сочинений композитора.

Потом Эдвард основал общество. Оно было создано для того, чтобы публика могла послушать произведения композиторов из Скандинавии. Пианист очень плодотворно работал, он выступал дирижером, исполнителем, автором. В этот период своего творчества пианист написал много произведений.

Композитор со своей двоюродной сестрой решили пожениться зимой 1864 года, вскоре была свадьба. Его жена была певицей, пара занималась совместным творчеством.

Пара поехала в Осло. Этот период можно охарактеризовать расцветом творчества пианиста. Композитор стал известен по всему миру.

Вскоре у Эдварда с женой родилась дочь, но она тяжело заболела и умерла. Жена отдалялась от композитора и замыкалась в себе. Музыкант часто ездил в Европу с концертами. Незадолго до смерти Эдвард напечатал автобиографию.

Пианист скончался осенью 1907 года.

3, 4, 5, 6, 7 класс для детей краткая биография

Биография Эдварда Грига о главном

Эдвард Григ был рожден в лето 1843 года. Уроки музыки в детстве ему давала его мама. Потом он учился в консерватории, которая находилась в Лейпциге. У музыканта была стажировка в Копенгагене, где он был представлен Г. Х. Андерсену. Его творчество вдохновило композитора, и тот написал несколько произведений на стихи поэта.

Пианист продвигал национальную музыку. В его произведениях можно часто услышать народные мотивы.

Композитор поехал в Осло в 1866 году. Там он сочинял произведения на стихи Бьёрнса. Пианист был настолько впечатлен сочинениями поэта, что даже написал оперу.

Музыкант вел активную общественную жизнь. Он был одним из основателей музыкального общества, а также первой норвежской музыкальной академии. Пианист сочинил музыкальное произведение, которое в народе называли гимном Норвегии. Благодаря своему таланту, композитор заслужил всенародное признание.

Эдвард женился на Нине Хагеруп летом 1867 года. Она была певицей. Эдвард с женой много ездили по Европе с выступлениями.

Вскоре музыкант уехал в родной город, где написал произведение, которое стало самым известным из всех его сочинений. Именно после него пианист ста известен по всему миру.

Эдвард был во многих городах Европы в 1907 году, он собирался еще в Англию, но вдруг пианисту стало плохо, и он лег в больницу.

Талантливый композитор скончался осенью в 1907 году. Вся страна тогда была в трауре и оплакивала свою потерю. Произведения музыканта по сей день пользуются популярностью и исполняются по всему миру. А дом пианиста стал музеем, рядом с усадьбой стоит теперь его статуя.

3, 4, 5, 6, 7 класс очень краткая биография

Интересные факты и даты из жизни

uchim-klass.ru

Краткая биография Эдварда Грига

Григ Эдвард (1843—1907), норвежский композитор, пианист, дирижёр.

Родился 15 июня 1843 г. в Бергене в семье дипломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование.

В 1858— 1862 гг. он обучался в Лейпцигской консерватории, а затем в 1863 г. стажировался в Копенгагене у датского композитора Н. Гаде. Здесь же Григ познакомился с Г. X. Андерсеном, на стихи которого написал несколько проникновенных романсов; знаменитый сказочник одним из первых оценил его самобытный талант.

Композитор решил идти по пути пропаганды национальной норвежской музыки. Он положил в основу своего творчества народные мотивы и стал поистине национальным композитором. Впервые шаг в этом направлении был сделан в фортепианной сонате (1865 г.).

Осенью 1866 г. Григ вернулся в Норвегию и поселился в Кристиании (ныне Осло).

Большое значение имела для него дружба с драматургом и поэтом Б. Бьёрнсоном. На его стихи Григ сочинял романсы, на сюжеты пьес Бьёрнсона написал оперу «Улаф Трюгвасон» (осталась неоконченной) и музыку к постановке «Сигурд Юрсальфар» (1872 г.).

В столице Норвегии Григ выступал и в качестве общественного деятеля — в 1871 г. он основал
Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество) и Музыкальную академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии. К сожалению, через два года академия была закрыта из-за финансовых трудностей.

В 1868 г. Григ создал одно из самых вдохновенных произведений — фортепианный концерт, который называли даже гимном Норвегии.

В 1872 г. композитора избрали членом Шведской музыкальной академии.

Спустя два года он переехал в родной Берген. Здесь была написана музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1876 г., позднее переработана в две сюиты, 1888 и 1896 гг.). Григ считал это произведение «слишком норвежским», однако именно оно принесло ему мировую славу.

В 1889 г. Григ стал членом Французской академии изящных искусств, в 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета, а в 1906 г. — Оксфордского.

С 1885 г. он постоянно жил на своей вилле Трольхау-ген (Долина троллей) недалеко от Бергена на берегу фьорда.

Скончался 4 сентября 1907 г.

citaty.su

Реферат на тему «Творчество Грига»

Реферат

«ТворчествоГрига»

Подготовила: учитель музыки

Лыскова Вероника Олеговна

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение …………………………………………………стр.3

2. Национальное начало в творчестве Грига.…………………3

3. Сказочные- фантастические образы Норвегии……………..5

4. Заключение ………………………………………………….12

5. Список литературы …………………………………………13


Введение

Григ по праву может быть назван основоположником норвежской музыкальной классики. В его творчестве норвежская музыка впервые завоевала мировое признание. Григ занимает важное место в начале национальной культуры Норвегии. Он выразил в музыке лучшие черты духовного склада, мировоззрения и характера своего народа.

Откуда же начинается «народность» у Грига? Истоки тянутся из норвежского фольклора, впитав и претворив в своей музыке неоценимые богатства, усвоив лучшие традиции западноевропейской классики, Григ в то же время опирался на достижения совсем ещё юной норвежской композиторской школы. Родоначальниками её следует считать трёх выдающихся композиторов, старших современников Грига: Уле Булля1, Хальфдана Хьерульфа2 и Рикарда Нурдрока3.

Ещё в детстве Эдвард Григ видел в «Норвегии» что-то загадочное и красочное. Конечно же ,ведь всем этим Эдвард был окружён всё время и музыкой и природой.

Национальное начало в творчестве Грига

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене, издавна славившемся своими национально-художественными традициями. Здесь создавали свои прекрасные творения крупнейшие норвежские драматурги: Г. Ибсен (4) и Б. Бьернсон, здесь жил знаменитый скрипач Уле Булль, прозванный “Паганини Севера”, который первым увидел у Грига незаурядные музыкальные способности и позднее(мальчик начал сочинять в 12 лет), во время совместных странствий по Норвегии, познакомил юношу с богатствами народного искусства, и советует родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию.

Мать Грига, хорошая пианистка, с детства обучала своих детей музыке. И Эдвард, и его старший брат Джон окончили Лейпцигскую консерваторию. Совершенствуя затем свое композиторское мастерство в музыкальном центре Скандинавии — Копенгагене, Эдвард Григ подружился с молодым композитором-патриотом Рихардом Нурдроком, автором музыки национального гимна Норвегии. Эта дружба окончательно определила идейно-художественные устремления Эдварда, решившего отдать все свои силы разработке норвежской музыки. Творческие изыскания Григ горячо поддержал Уле Булль — во время совместных странствий по Норвегии он посвящал своего юного друга в тайны народного искусства. И вскоре уже отчётливо проявились индивидуальные черты стиля Грига. Недаром говорят — хотите приобщиться к фольклору Норвегии — слушайте Грига.

По возвращении на родину Григ живет в столице Норвегии — Кристиании (ныне Осло). Здесь он пишет огромное количество своих наиболее известных произведений. Именно здесь появляется на свет его знаменитая вторая скрипичная соната — одно из самых его любимых произведений. Но работа Грига и его жизнь в Христиании были полны борьбой за признание в музыке народного колорита Норвежского искусства, он имел немало врагов, противников таких новшеств в музыке. Поэтому особенно запомнилась ему та дружеская мощь, которую оказал ему Лист. К тому времени, приняв сан аббата, Лист жил в Риме и лично не был знаком с Григом. Но, услышав первую скрипичную сонату, пришел в восторг от свежести и необычайной колоритности музыки, и послал восторженное письмо автору. Он сказал ему: «Продолжайте в том же духе…. — и не давайте себя запугать!…» Письмо это сыграло большую роль в биографии Грига: моральная поддержка Листа укрепила национальное начало в музыкальном творчестве Эдварда. Он возглавляет филармоническое общество, выступает в качестве пианиста и интенсивно сочиняет. Здесь появились знаменитый фортепианный концерт оп. 16, вторая скрипичная соната оп. 13, вокальные и фортепианные миниатюры.

Как и многие композиторы-романтики, Григ обращался к фортепиано на протяжении всей своей жизни, запечатлевая в фортепианных миниатюрах, подобно дневнику, личные жизненные впечатления. Григ причислял себя к школе Шумана и, подобно Шуману, предстает в фортепианной музыке рассказчиком-новеллистом. Им создано около 150 фортепианных пьес, из них 70 собрано в десяти “Лирических тетрадях”.

И вскоре Григ покидает Христианию и обосновывается в родном Бергене. Начинается следующий , последний, длительный период его жизни, отмеченный большими творческими удачами, общественным признанием на родине и за рубежом.

Музыка Грига приобретает большую популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт. Чувство глубокой симпатии вызывает облик Эдварда Грига, как человека и художника. Отзывчивый и мягкий в обращении с людьми, в своей деятельности он отличался честностью и принципиальностью. Интересы родного народа были для него превыше всего. Именно поэтому Григ выступил в качестве одного из крупнейших реалистических художников своего времени. В признание его художественных заслуг Григ избирается членом ряда академий в Швеции, Голландии и других странах.

Со временем Григ всё более сторониться шумной столичной жизни. В связи с гастрольными турне ему приходиться посещать Берлин, Вену, Париж, Лондон, Прагу, Варшаву, тогда как в Норвегии он живёт уединённо, преимущественно за городом, сначала в Люфтхусе, затем вблизи Бергена в своём имении, названном Трольдхауген, то есть «Холм троллей»,и основное время посвящает творчеству.

И всё же он не бросает музыкально — общественной работы. Летом 1898 года он организовывает в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль, куда съезжаются все крупные музыкальные деятели того времени. Выдающийся успех бергенского фестиваля, привлекли к родине Грига всеобщее внимание. Норвегия могла теперь считать себя равноправной участницей музыкальной жизни Европы!

Музыка Грига узнается сразу же. Ее особая выразительность и запоминаемость связаны с ярким песенным богатством Норвегии, до него почти не выявленным. Искренне, с большой душевной теплотой поведал Григ миру о своей сказочной стране. Эта трогательная искренность и задушевность волнует и делает его музыку близкой и понятной всем

В своей музыке Григ нередко воплощал фантастические образы сказочных существ, которыми по народным поверьям населена таинственная природа Норвегии: гномы, тролли, эльфы, сильфы, кобольды… Всё это были духи огромные и маленькие, добрые и злые, уродливые и прекрасные, зачастую хранители сокровищ.

Сказочные- фантастические образы Норвегии

Григ воплощал образы сказочных существ в своих произведениях.

Тролли – в германо-скандинавской мифологии великаны. Обитают внутри гор или поблизости, где они хранят свои сокровища. Они уродливы, обладают огромной силой, но очень глупы.

Славу троллям создала драматическая поэма «Пер Гюнт» (1867) Генрика Ибсена4.

«ПЕР ГЮНТ» — «В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ»

«Драму «Пер Гюнт» Григ, как и сам её автор, Генрик Ибсен, считал произведением «слишком национальным», доступным только норвежской публике, а потому с большим недоверием относился к её успеху за рубежом. Однако, в своей музыке он намеренно подчеркнул именно эти «слишком национальные» стороны Ибсеновской концепции. А это и создало его музыке мировую славу.»5

Три основные линии, определяющие характер музыки Грига, — народный быт, фантастика, лирика – выступают в едином органичном синтезе. Фантастика «Пера Гюнта» — мир троллей и горных волшебниц – воспринята Григом с большой непосредственностью, в духе народной норвежской сказки.

Из всех пяти действий «Пера Гюнта» второе наиболее насыщено музыкой. И не удивительно: воображение композитора пребывало в родной ему сфере сказочных образов, среди суровых, скалистых Рондских гор, в мрачных пещерах троллей. Тролли и горные волшебницы Грига, как и у Ибсена, говорят грубоватым народным языком; они обрисованы народными плясовыми мелодиями нарочито-заострённого, гротескного тона. Подлинным центром «фантастического акта» является знаменитое интермеццо «В пещере горного короля». «Доврская пещера» Грига – не только сказочная картинка. Это целый мир суровой и неприступной горной природы, таящей в себе могучую и страшную силу, — мир, о котором говорит Ибсен в одном из своих стихотворений:

Верил я, сходя впервые

В недра мрачные земные:

Духи тьмы там, в глубине,

Тайну тайн откроют мне.

Мрачное шествие «духов тьмы», подобно надвигающейся лавине развёртывается в музыке Грига.

«Оркестровая картинка «В пещере горного короля», быть может, самый яркий пример григовских вариаций на неизменную тему (melodia ostinata). Эта форма, истоки которой заложены ещё в старинной музыке добаховской эпохи, приобрела новое значение в музыке XIX – XX веков. У Грига она трактована как форма динамических вариаций с мощным нарастанием к концу. Эффект постепенного нарастания создаётся как усилением динамики (от pianissimo к fortissimo), так и ускорением темпа, а главное – последовательным «напластованием» тембров и сгущением красок оркестра. Этим достигается поистине странное впечатление надвигающейся «злой силы», готовой всё сокрушать на своём пути.»6

Вслед за проведением таинственной, зловещей темы низкими струнными и фаготом звучит первая вариация, в которой тема поручена скрипкам pizzicato, кларнету, гобою, а затем наиболее мощная вторая вариация tutti оркестра, с характерными свистящими фигурами у флейт и остинатным движением баса.В момент кульминации вступает хор в унисон:

Смерть человеку! Любимую дочь

Доврского деда увлёк он! –

Вопят тролли, и от этих криков сотрясаются стены доврского замка.

Неистовый разгул «подземной нечисти» показан далее в сцене Пера с троллями («Тролли преследуют Пера Гюнта»), в основе которой лежит всё та же тема «Доврской пещеры».

Картины подземного царства троллей дополняются пляской дочери Горного короля:

Доврские девы-арфистки, вперёд!

Девы-танцовщицы, тоже!

Доврские арфы пускай зазвенят –

Скалы пусть дрогнут от пляски!7

Но танец горной девы – всего лишь острая пародия на народную пляску. Сухое и жёсткое звучание струнных, играющих col legno, резкое сопоставление крайних регистров оркестра, необычное сочетание тембров флейты-пикколо, ксилофона, арфы и фортепиано подчёркивают гротескный характер пляски. Причудливая каденция солирующего кларнета и стремительное glissando ксилофона в заключении рисуют уродливое кривлянье доврской девы.

Завершающая второй акт сцена с Великой Кривой оттеняет философскую линию драмы. Пер Гюнт вступает в борьбу с невидимой и жестокой силой, которая советует ему «обойти сторонкой». Торжественное хоральное звучание органа в E dur завершает музыку второго акта, знаменуя победу высоких человеческих чувств над тёмными силами царства троллей.

«В это время где-то над соснами раздался треск, будто гром прокатился

по небу, и голос скрипучий, как сырое дерево, сказал:

— Человеком пахнет!

Тут земля словно дрогнула и послышались чьи-то шаги.

Шаги были такие тяжёлые, что от них раскалывались камни, а корабельные сосны дрожали от верхушки до самого корня… появились тролли.

Они были огромные — выше самых высоких сосен — и шагали след в след, положив на плечи друг другу свои ручищи.

Их было трое, но глаз у них был только один. Один-единственный глаз был у них на всех троих, и они по очереди вставляли его в глазную впадину, которая была на лбу у каждого.»8

Кобольды – в немецком фольклоре дальние родственники английских стуканцев. Они живут в шахтах и штольнях, отличаются гораздо более злобным нравом, чем их родичи. Обожают устраивать камнепады и завалы, перерезают верёвки, гасят лампы на шлемах шахтёров. Что более любопытно, минерал кобальт получил своё название именно от кобольдов: по слухам он почему-то напоминает рудокопам о зловредных духах – видимо потому, что попадался часто, а ценности не имел никакой. У кобольдов рыжие волосы и бороды, они малы как дети, но сильны и крепки, по желанию могут становиться невидимыми, а когда захотят – появляются перед людьми в виде коротышек в красных шапках.

«…в нескольких шагах от себя, среди обвалившихся камней Ганс заметил маленького кобольда. Он был ростом с человеческого младенца, с большой головой и тонким тельцем, до пола у него свисала ярко-рыжая борода, а на голове торчали маленькие едва заметные ушки.»9

«КОБОЛЬД» op.71

Присущий Григу дар поэтической фантазии блистательно проявился в его знаменитой фантастической картинке «Кобольд» из op.71 (точнее маленький тролль – «Smartrold»).

Стремительность темпа, контрастность динамики (преобладающее pianissimo с проблесками внезапного forte) и тонкая игра гармонических красок создают впечатление сказочной таинственности. В момент кульминации Григ применяет великолепный эффект неожиданно вторгающегося «чуждого звука», находящегося в тритоновом отношении к ясной гармонии трезвучия E dur:

Гномы – сказочные карлики из германского и скандинавского фольклора. Согласно сказаниям, они бородаты, живут под землёй и славятся богатством и мастерством. Гномы чрезвычайно обидчивы, вздорны и капризны. Но очень часто в сказках гномов изображают как добрых существ. В недрах земли гномы хранят сокровища – драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги и другие волшебные предметы. Гномы более древние, чем их название – оно греческое и возникло в XVI веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно появилось впервые. «Гносис» на греческом означает «знание». Существует гипотеза, что Парацельс изобрёл слово «гном» потому, что гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов.

«Затем дверь отворилась, и на пороге показался маленький человечек с длинной бородой, ростом не выше колена. На нем был красный колпак и кожаный фартук… Несмотря на свое отличие от обыкновенных людей, он выглядел очень дружелюбным.»10

«ШЕСТВИЕ ГНОМОВ» op.54

Таинственное «Шествие гномов» продолжает традицию фантастических сцен «Пера Гюнта». Однако Григ вкладывает в эту миниатюру оттенок тонкого, лукавого юмора, которого нет и не может быть в характеристике подземного царства ибсеновского «горного короля».

Здесь маленькие гномы – забавные существа – уже не напоминают «духов тьмы».

В этой пьесе рельефно очерчены два контрастных образа – фантастический и лирико-пейзажный, никоим образом не связанный с шествием. Основной раздел сложной трёхчастной формы построен на остинатной теме с нисходящим хроматическим ходом в объёме тритона. В этой причудливой, единственной в своём роде теме присутствует связь с норвежским танцем йольстринг, с характерной для него остротой ритмики и хроматических гармоний:

В основном разделе тема проходит в двух вариантах – скерцозно-таинственном и грозном с грохочущими басами и акцентированной линией среднего голоса ( нисходящее поступенное движение по звукам диатонического ре минора). От каденции первого раздела протянута тонкая мелодическая нить к трио в одноимённом ре мажоре. В его основе – светлая лирико-созерцательная тема с характерным мотивом I – VII – V ступени. Излюбленные григовские гармонии – большой мажорный септаккорд, доминантовый нонаккорд с секстой и квартой в каденции предстают здесь в своём кристально-чистом прозрачном звучании. Дополнением к основной теме трио служит гармоническая фигурация,основанная на сопоставлении нонаккордов ре мажора, си-бемоль мажора и соль мажора без разрешения. Это один из тех «импрессионистических» моментов звучания, которыми так богата гармония этого опуса.

Эльфы (нем.elf от alb – белый) – волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Известны также под названием альвы (alfr – сканд.), сиды (sidhe – др. ирландия). Как правило это красивые, светлые существа, духи леса, дружелюбные человеку. Они постоянные персонажи сказочной и фантастической литературы, наряду с гномами и троллями. Во многих произведениях нет фактических различий между феями и эльфами.

«В саду красовался розовый куст, весь усыпанный чудными розами. В одной из них, самой прекрасной меж всеми, жил эльф, такой крошечный, что человеческим глазом его и не разглядеть было. За каждым лепестком розы у него было по спальне; сам он был удивительно нежен и мил, ну точь-в-точь хорошенький ребенок, только с большими крыльями за плечами. А какой аромат стоял в его комнатах, как красивы и прозрачны были их стены! То были ведь нежные лепестки розы.»11

Сильфы – в средневековом фольклоре духи воздуха. Женских особей называют сильфидами. Сильфиды выглядят как красивые девушки, с прозрачными, с радужным отливом крыльями, имеющими декоративную функцию т.к. для полёта не нужны. Их длинные волосы могут быть как обычного цвета, так и любого другого: голубого, лилового или зелёного. Сильфиды носят лёгкие свободные платья или накидки, обычно тог же цвета, что и волосы.

«Зала смолкла… О как тихо, как спокойно все вокруг.

Тишь ночную не тревожит ни один докучный звук.

И на землю, что под снегом спит в объятьях сладких снов,

Месяц дремлющий бросает из лучей своих покров.

Прочь отсюда! Но с тревогой, в этот час и в этот миг,

Средь фигур воздушных вижу я сильфиды нежный лик…

Гаснет месяц… Скоро будет сон умом овладевать,

И душа начнет свободно в море чудных грез витать…»12

Можно подметить, что не все сказочные существа, приведённые выше, присутствуют в скандинавском фольклоре. Так например в скандинавсих сказках и сказаниях не упоминается о сильфидах. И в сказках других народов очень мало о них говорится. Чаще всего сильфами называют эльфов. А эльфы чаще всего встречаются в английском фольклоре.

«ТАНЕЦ ЭЛЬФОВ» ор.12

Пьеса «Танец эльфов» стилистически схожа с пьесой «Силифиды», т.к. в ней изображён танец маленьких, сказочных лесных духов – эльфов. Пьеса написана в тональности e moll. Благодаря отрывистому стаккато и быстрому темпу Григ очень точно передаёт изящные, порхающие движения эльфов. На протяжении всей пьсы происходит частая смена динамики от forte к piannisimo. В самом начале пьесы (16 тактов), в середине (31-37 такты) и в конце (52-63такты) в музыке отсутствует басовая партия. Тем самым композитор подчёркивает игривый характер танца и создаётся образ маленького, игривого существа.

В конце пьесы, в последних двух тактах два заключительных форшлага оканчивают игривый танец, имитируя взмахи крошечных крылышек.

«СИЛЬФИДЫ» ор.62

В этой пьесе Григ воплотил образ духов воздуха – сильфид в лёгком и воздушном танце. Музыка написана в очень светлых тонах несмотря на основную тональность h moll. Как и большинство миниатюр Грига эта пьеса написана в трёхчастной форме. Тенцевальность пьесе придаёт размер ¾, в левой руке – ритм вальса. Быстрый темп и пунктирый ритм придают музыке воздушность и лёгкость. Практически вся пьеса написана на piano, что придаёт музыке возвышенность, неприземлённость.

В средней части происходит усиление динамики и ускорение темпа, что создаёт ощущение стремительного, но лёгкого полёта или кружение в танце, а форшлаги рисуют лёгкие взмахи крыльев. Практически вся мелодия написана в высоком регистре, и это придаёт ещё большую фантастичность и таинственность танцу.

Заключение

Больше века назад жил и творил великий норвежский композитор Эдвард Григ. Но искусство его по-прежнему волнует миллионы людей.

«Творчество Грига формировалось по воздействием норвежской народной культуры. Фольклор каждой страны имеет своих собственных и неповторимых сказочных персонажей. И зачастую эти персонажи рождались либо в силу каких-то исторических условий, которые переживала страна, либо условий климатических и географических. В скандинавском фольклоре существуют свои герои и анти-герои. В суровых северных условиях родились гномы, эльфы, тролли. Григ настолько точно передал образы этих сказочных существ, что слушая его музыку, можно зримо представить себе эльфа или тролля. В произведениях Грига сказочные персонажи будто бы оживают, композитор своей музыкой дарит им жизнь, и даже не зная, как выглядит тот или иной персонаж, слушая произведения Грига можно «нарисовать» в своём воображении его портрет.

15 июня 1903 года Григ праздновал своё шестидесятилетие. Со всех сторон света он получил около пятисот поздравительных телеграмм (!) Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость.

Список литературы

1. Асафьев Б.В. Григ. М.-Л., 1948г.

2. Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ. Человек и художник. М., 1986г.

3. Ибсен Г. «Пер Гюнт». М., 1980г.

4. Кремлёв Ю. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., 1958г.

5. Левашёва О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., «Музыка», 1975г.

6. Лейтес Р. Песни Грига. М., 1967г.

7. Музалевский В. Григ. Л., 1938г.

8. Подарок тролля. Скандинавские сказки. АСТ, 2004г.

9. Сеженский К. Генрик Ибсен – Эдвард Григ. «Пер Гюнт». М., 1995

10. Три волшебных листочка. Сказки народов Скандинавии. АСТ., 2004г.

1 Булль Уле (1810-1880) – норвежский скрипач и композитор, родственник Грига, концертировал в городах Европы и США. Талант Булля высоко ценили Лист и Шуман.

2 Хьерульф Хальфдан (1815-1868) – норвежский композитор, дирижёр, руководитель хорового общества, пианист, педагог. Наряду с Григом считается создателем норвежского классического романса.

3 Нурдрок Рикард (1842-1866) – норвежский композитор, учился в Берлине и Кристиании, был ревностным поборником идеи «норвежского возрождения». Автор музыки национального гимна норвегии на стихи Бьёрнсона («Да, мы любим эту землю», 1864).

4 Ибсен Генрик (1828-1906) – великий норвежский драматург и поэт; явился одним из создателей национального норвежского театра. Драмы Ибсена «Нора», «Привидения», «Дикая утка», «Гедда Габлер», «Пер Гюнт» и др. оказали сильнейшее воздействие на норвежскую литературу.

4 Ибсен Генрик (1828-1906) – великий норвежский драматург и поэт; явился одним из создателей национального норвежского театра. Драмы Ибсена «Нора», «Привидения», «Дикая утка», «Гедда Габлер», «Пер Гюнт» и др. оказали сильнейшее воздействие на норвежскую литературу.

5 Цит. По: Левашёва О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., «Музыка», 1975г.

6 Цит по: Левашёва О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., «Музыка», 1975г.

7 Отрывки из драматической поэмы «Пер Гюнт» Генрика Ибсена

8Подарок Тролля. Скандинавские сказки. АСТ., 2004г. Отрывок из сказки «Как два мальчика встретили в Хедальском лесу троллей»

9 Подарок тролля. Скандинавские сказки. АСТ., 2004г. отрывок из сказки «Рудокоп Ганс».

10 Три волшебных листочка. Сказуи народов скандинавии. АСТ., 2004г. отрывок из сказки «Соседи».

11 Отрывок из сказки Андерсена Г. Х. «Эльф розового куста».

12 Отрывок стихотворения Андерсена Г. Х. «Возвращение с бала в лунную ночь»

infourok.ru

Доклад — Эдвард Григ — Музыка

(1843—1907)

Норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Учился в Лейпцигской консерватории (1858—62), в том числе у И. Мошелеса по классу фортепьяно, у К. Рейнеке по композиции, в 1863 продолжил занятия композицией у Н. Гаде в Копенгагене. Там же познакомился с композитором Р. Нурдроком, оказавшим решающее влияние на становление творческой индивидуальности Грига Совместно с Нурдроком, Э. Хорнеманом и др. участвовал в организации межскандинавского музыкального общества «Евтерпа». С 1866 жил в Кристиании (Осло), где в 70-е гг. сблизился с кругами передовой норвежской интеллигенции.

Большое значение имела дружба Грига с поэтом и драматургом Б. Бьёрнсоном, по произведениям которого Григ создал ряд музыкально-сценических сочинений (неоконченная опера «Улаф Трюгвасон», музыка к пьесе «Сигурд Юрсальфар», эскизы к опере «Арнльут Геллине», мелодраме для чтеца и оркестра «Берглиот», множество романсов и песен). В 1871 Григ основал концертно музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). С 1874 жил преимущественно в Бергене, с 1885 — в Тролльхаугене. В 80— 90-е гг. достиг мировой славы как композитор, дирижёр, пианист. В 1888 в Лейпциге состоялось знакомство Грига с П. И. Чайковским. В 1898 в Бергене Григом был учрежден 1-й фестиваль норвежской музыки (проводятся поныне). Выступал как музыкальный критик (автобиографический очерк «Мой первый успех», 1905; статья «Моцарт и его значение для современности», 1906, и др.).

Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально.

Преимущественно миниатюрист, Григ проявил себя как мастер фортепьянной («Лирические пьесы» и др. циклы) и камерно-вокальной музыки. Ярко индивидуальный стиль Грига, тонкого колориста, во многом близок музыкальному импрессионизму. Трактуя сонатную форму по-новому, как «картинное чередование образов» (Б. В. Асафьев) (струн, квартет, 3 сонаты для скрипки и фортепьяно, соната для виолончели и фортепьяно, соната для фортепьяно), Григ драматизировал и симфонизировал форму вариаций («Старонорвежский романс с вариациями» для оркестра, «Баллада» для фортепьяно и др.). В ряде произведений воплотились образы народных легенд и сказаний (части из музыки к пьесе Пер Гюнт, фортепьянные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд»).

Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.).

Творчество Грига составило эпоху в развитии норвежского искусства. Традиции Грига продолжали К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Шельдеруп, Э. Альнес, а также современные норвежские музыканты К. Эгге, X. Северуд, Э. Твейтт и др.

www.ronl.ru

Доклад — Григ Эдвард — Биографии

Норвежский композитор, пианист, дирижер (1843-1907)

Григ — виднейший представитель скандинавской композиторской школы, глубоко национальный композитор, которого, помимо широчайшего кругозора и высокой степени ответственности за судьбы страны, всегда отличали свежее чувство юмора, наблюдательность и самоирония. Немало времени Григ посвятил сбору и обработке норвежского музыкального фольклора, в результате чего сыграл решающую роль в развитии отечественной культуры. Благодаря гению Грига провинциальная норвежская музыка поднялась до высот мировой классики.

Эдвард Хагеруп Григ родился 15 июня 1843 года в норвежском городе Бергене. Его отец Александр Григ, потомок выходца из Шотландии, был купцом. Мать Гесина, урожденная Хагеруп, неплохая пианистка, была безусловно одарена музыкально и направляла талант сына в нужное русло, с ранних лет привила ему любовь к Моцарту. Однако мать слишком сурово опекала его в профессиональном отношении, и это мальчику не нравилось.

Уже в детские годы маленький Григ пробовал сочинять музыку. Его первым сочинением были «Вариации на немецкую мелодию для фортепиано». В 15 лет Эдвард познакомился с выдающимся скрипачом Оле Булем, который убедил семью Григов отправить сына в Лейпцигскую консерваторию.

Но консерватория разочаровала романтически настроенного Эдварда. Он всей душой тянулся к Шопену и Шуману, а этот «храм музыки» требовал от него вовсе не таких возвышенных устремлений. В консерватории царила казенная атмосфера, и даже несмотря на то, что там преподавал друг Шумана пианист Эрнст Венцель и работал выдающийся теоретик музыки Мориц Гауптман (в которых Григ нашел своих единомышленников), в целом лейпцигская консерватория ограничивала творческую фантазию Грига. Григ закончил консерваторию в 1862 году, после чего вернулся на родину и поселился в Копенгагене, культурной столице тогдашней Скандинавии. Там он познакомился с датским композитором Нильсом Гаде, едва ли не главным представителем романтического направления в скандинавской музыке. Тогда же Григ познакомился с молодым композитором Рикардом Нурдроком, который слыл неуемным приверженцем норвежской народной музыки. К сожалению, этот талантливый композитор, оказавший огромное творческое влияние на Эдварда Грига, скончался в возрасте 24 лет.

В эти годы Эдвард Григ вместе с Нурдроком, датским композитором Э. Хорнеманом и органистом и композитором датчанином Г. Маттисон-Хансеном основали в Копенгагене музыкальное общество «Эвтерпа». Главной задачей было распространение произведений молодых авторов-новаторов. Это общество, просуществовавшее три года, оказало большое влияние на скандинавскую музыку.

Копенгагенский период Грига отмечен рядом интересных произведений, в том числе фортепианной и первой скрипичной сонатами, увертюрой «Осень», фрагментами симфоний, частично вошедшими потом в «Симфонические пьесы» для фортепиано в четыре руки.

Осенью 1866 года Григ переехал в Кристианию (так в те годы назывался Осло) и жил там в течение восьми лет. Осенью этого же года впервые выступил с концертом, составленным из авторских произведений. Концерт имел огромный успех.

В 1869—1870 годы Григ как государственный стипендиат посетил Рим и подружился там с Листом. Эта дружба имела большое значение для композитора. Благодаря этой встрече Григ поверил в собственные силы.

В то же время Григ в качестве дирижера взял на себя руководство концертами Музыкального (позже — Филармонического) общества, которое он основал вместе с композитором Сведсеном. Он продолжал дирижировать до весны 1873 года, стремясь познакомить столичное общество Норвегии не только с выдающимися произведениями композиторов-классиков, но и с завоеваниями тогдашнего «авангарда» — произведениями Вагнера, Листа, Шумана. В репертуаре оркестра имелись и произведения молодых скандинавских авторов. О музыкальном обществе, которое было по существу объединением инструменталистов и вокалистов, знала вся страна: имена Грига и Сведсена упоминались в скандинавской прессе не реже, чем имена выдающихся Бьернсона и Ибсена.

Период зрелости Грига как композитора совпал с расцветом интеллектуальной жизни Дании и Норвегии. В 1890 году Энгельс так охарактеризовал состояние дел в этом регионе: «Норвежцы создают гораздо больше духовных ценностей, чем другие нации…» Григ особенно прогрессировал как композитор и музыкальный деятель в 70-е годы, когда его материальное положение изменилось к лучшему: за свои труды он получил от правительства Норвегии пожизненную пенсию.

В 1875 году Григ написал симфоническую пьесу «Пер Гюнт». Это экскурс в романтику старой Норвегии и в личное романтическое мироощущение композитора. Это сочинение принесло ему славу, вслед за премьерой «Пера Гюнта» последовали европейские гастроли. Григ стал получать заманчивые предложения от крупных издательских фирм. Он мог бы иметь неплохие доходы, если бы целиком сосредоточился на композиторской работе. Однако Григ еще долгое время не бросал общественно-музыкальную деятельность, и в 1880—1882 годах руководил, например, музыкальным обществом «Гармония» родного города Бергена.

В 1893 году Кембриджский университет избрал Грига почетным доктором музыки — одновременно с Чайковским, Сен-Сансом и другими знаменитыми музыкантами.

Григ выступал в печати как автор интересных очерков о Верди, Моцарте, Шумане. Написал он и автобиографический очерк. Во время пребывания в 1888 году в Лейпциге Григ встретился с Чайковским, между композиторами завязалась дружба… Во всех странах Европы имя Грига вызывает чувство симпатии, поскольку он — один из тех композиторов, чья любовь к мелодиям отрицает вульгарность и дешевую популярность. Для мелодий Грига, как и Шуберта, характерна простота, но вовсе не примитивность.

Григ неоднократно использовал записи норвежского фольклориста Л. М. Линдемана, которым придавал новую жизнь переложением их для фортепиано. В таких произведениях как «Двадцать пять норвежских песен и танцев» или «Семнадцать норвежских крестьянских танцев» для скрипки соло, как они исполняются на народном инструменте «феле», он не сглаживал народный стиль, чем существенно обогатил сокровищницу мировой народной музыки. При оценке этих произведений становится ясно, что Григ выполнил долг перед родиной даже без многочисленных помпезных симфоний.

Стареющий Григ не раз доказывал свежесть ума. Он не желал стареть и ворчал на нелюбезность природы, которая не позволяет человеку выбрать наиболее устраивающий его род болезни и смерти. В письмах 1900 года он иронизирует над собственным возрастом: «В последнее время я настраиваюсь на философию здоровья и пытаюсь больше… не плакаться. Как действительной музыке свойственны не только crescendo, fortissimo, но и diminuendo, те же нюансы обнаруживает перед нами и жизнь. С crescendo и fortissimo мы покончили. Теперь пойдет игра diminuendo, и некое diminuendo может даже быть красивым… Мысль о грядущем pianissimo для меня уже не столько несимпатична, но к некрасивому в diminuendo я питаю наибольшее почтение…»

Сам Григ незадолго до кончины писал о своем творчестве скромно: «Художники, как Бах и Бетховен, воздвигали храмы на высотах, я же хотел, как это выразил в одной из своих последних драм Ибсен, строить для людей жилища, в которых они чувствовали бы себя уютно и счастливо. Иными словами, я записывал народную музыку родной страны. И по стилю, и по формообразованию я остался немецким романтиком шумановской школы. Но одновременно я черпал из богатой сокровищницы народных песен родины, и с этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство». Это высказывание как нельзя лучше характеризует творчество Грига.

И все-таки он не желал преждевременно записывать себя в старики. На его долю осталось еще достаточно вполне приятных забот. Так, в 1898 году в Бергене Григ учредил фестиваль норвежской музыки, оказавшийся столь живучим, что проводится и поныне. Под самый занавес жизни, в 1906 году, Григ успел стать почетным доктором музыки Оксфордского университета.

Скончался Григ в родном Бергене в 1907 году.

www.ronl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *