Содержание

Сервантес. Его творчество (Сервантес)

С другой стороны, это творчество с исключительной полнотой отражает кризис, который переживала Испания в конце XVI в., и противоречивость сознания передовых людей того времени. Все это делает Сервантеса одним из самых глубоких реалистов, каких знает европейская литература эпохи.

Мигель де Сервантес Сааведра (Miguel de Cervantes Saavedra, 1547—1616) родился в городке Алькала де Энарес. Он принадлежал к идальгии и был сыном бедного лекаря. Недостаток средств помешал ему получить хорошее образование, но все же он окончил университет. Двадцати одного года Сервантес поступил на службу к папскому послу в Испании, кардиналу Аквавиве. Когда тот вернулся на родину, Сервантес поехал с ним в Италию. После смерти кардинала он поступил солдатом в испанскую армию, действовавшую в Италии, вскоре был зачислен во флот и принял участие в битве при Лепанто (1571), где храбро сражался и получил тяжелое увечье левой руки. В 1575 г. он решил вернуться в Испанию, но корабль, на котором он плыл, подвергся нападению алжирских корсаров, и Сервантес попал к ним в плен. В Алжире он томился пять лет, беспрерывно устраивая заговоры с целью побега, оканчивавшиеся неудачами, пока не был, наконец, выкуплен из неволи. Дома он нашел вконец разоренную семью, а о военных его заслугах все уже забыли в Испании. В поисках заработка Сервантес пишет пьесы для театра, а также различные стихотворения, за которые, поднеся их какому-нибудь знатному лицу, можно было получить небольшую денежную награду. Кроме того, он работает над «Галатеей» (см. о ней предыдущую главу), которая была издана в 1585 г. В это время Сервантес женится. Скудность и ненадежность литературного заработка заставляют Сервантеса принять должность сначала сборщика зерна для армии, затем сборщика недоимок. Доверив казенные деньги одному банкиру, сбежавшему с ними, Сервантес в 1597 г. попадает в тюрьму по обвинению в растрате. Пять лет спустя он снова подвергается тюремному заключению по обвинению в денежных злоупотреблениях.

Последние пятнадцать лет жизни Сервантес провел в большой нужде. Тем не менее это был период высшего расцвета его творчества. В 1605 г. вышла в свет I часть романа «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский», начатого или, по крайней мере, задуманного Сервантесом во время его второго тюремного заключения. Опубликование в 1614 г. неким Авельянедой поддельного продолжения «Дон-Кихота» побудило Сервантеса ускорить окончание своего романа, и в 1615 г. вышла в свет II часть его. Незадолго до этого, в том же году, он издал сборник своих пьес, а перед тем, в 1613 г., опубликовал «Назидательные новеллы». В следующем году он закончил литературную сатиру «Путешествие на Парнас». Последним произведением Сервантеса был упомянутый выше (см. предыдущую главу) роман «Персилес и Сихизмунда», напечатанный уже после его смерти.

Жизнь Сервантеса, типичная для чуткого и одаренного представителя идальгии, является серией пылких увлечений, неудач, разочарований и непрерывной мужественной борьбы с нуждой и одновременно с косностью и пошлостью окружающего мира. Такой же длинной серией поисков является и творчество Сервантеса, сравнительно поздно нашедшего свой путь. Он долгое время пишет на заказ, приспосабливается к господствующему стилю, разрабатывает «модные» жанры, стремясь сказать в этой области свое слово, внести в этот стиль и жанры реалистическое содержание и глубокую моральную проблематику. Но эти попытки почти неизменно оказываются безуспешными, пока, уже на склоне лет, Сервантес не создает своего собственного стиля и собственных жанров, способных полностью выразить его окончательно созревшую мысль.

Некоторой условностью и надуманностью отличается почти вся лирика Сервантеса, его литературно-сатирическая поэма, а также опыты в области пасторального и рыцарского романа («Галатея» и «Персилес и Сихизмунда»), в которых он стремится к психологической правдивости и утверждению подлинно благородных чувств. То же самое можно сказать и о наибольшей части его драматического творчества. В своей драматургии Сервантес прежде всего ищет правдоподобия, восставая против слишком свободного обращения некоторых современных ему драматургов с пространством и временем, против нагромождения в сюжете разных приключений, экстравагантностей и нелепиц, против несоответствия между общественным положением персонажей и их языком и т. п. (см. высказывания его в «Дон Кихоте», ч. I, глава XLVIII).

Все это склоняло Сервантеса к стилю учено-гуманистической драмы Возрождения (несмотря на то, что он, не отличаясь педантизмом, соблюдал далеко не все ее «правила») и делало его противником драматургической системы Лопе де Вега, слишком вольный характер которой он вначале осуждал, хотя и признавал блестящий талант своего противника. Вместе с тем Сервантес ставил театру морально-воспитательные задачи, протестуя против понимания спектакля исключительно как веселого, развлекательного зрелища. Определяя драму, вслед за Цицероном, как «зеркало человеческой жизни, пример нравов и образцов истины», Сервантес замечает: «Посмотрев комедию замысловатую и отличающуюся искусством в расположении, зритель уйдет из театра, смеясь шуткам, проникшись нравоучениями, в восторге от происшествий, умудренный рассуждениями, предостереженный кознями, наученный примерами, возмущенный пороком и влюбленный в добродетель, ибо хорошая комедия способна пробудить все эти страсти в любой душе, даже самой грубой и невосприимчивой». («Дон Кихот», цит. глава). [397] Отсюда — двоякая тематика драматургии Сервантеса: сатирико-реалистическая и героическая.

Однако собственные театральные опыты Сервантеса, за немногими исключениями, были малоудачны. Они не имели успеха у современников, и большинство их до нас не дошло. Сервантес не овладел драматической формой и не сумел создать вполне живые характеры.

Из больших пьес Сервантеса выделяются только две. Одна из них, «Нуманция», изображает эпизод из истории героической борьбы за независимость древних испанцев (иберов) против римлян. Жители города Нуманции, осажденного римским полководцем Сципионом, видя неизбежность своей гибели от голода, предпочитают смерть, позору сдачи врагу и, сжегши предварительно все ценное, что у них было из имущества, поголовно кончают жизнь самоубийством. Целый ряд черт пьесы выдает влияние Сенеки и его ренессансных истолкований. Сюда относятся: обилие всяких ужасов, как, например, заклинание духов, картина страданий женщин и маленьких детей от голода, заключительное побоище, о котором, однако, зритель узнает лишь из рассказа последнего оставшегося в живых нумантинца, исполняющего роль античного «вестника». Это появление аллегорических фигур Голода, Войны, реки Дуэро, повествующей о страданиях Испании. Наконец, Славы, восхваляющей в своего рода эпилоге доблесть нумантинцев и предсказывающей грядущее могущество их потомков. Это полное отсутствие примеси комического элемента и т. д. Несмотря на рассудочность построения пьесы и ее довольно риторический язык, трагедия эта полна патриотического пафоса и содержит ряд волнующих сцен. В годы больших национальных испытаний она неоднократно возрождалась на испанской сцене.

Вторая пьеса Сервантеса, сложившаяся под влиянием плутовского романа, — комедия «Педро де Урдемалас», близкая к народному творчеству, — с большой остротой изображает нравы бродяг, уличных жуликов, всяких авантюристов, судейских крючкотворов и т. п. В эту рамку Сервантес вставляет похождения Педро де Урдемаласа, образ которого создан народным творчеством и встречается в старых испанских сказках и повестушках.

Другой вершиной драматического творчества Сервантеса являются его интермедии, написанные им, вероятно, между 1605 и 1611 гг. Это маленькие, остро комические пьески, в которых типы и ситуации имеют много общего с средневековыми фарсами, но отличаются гораздо большей живостью. С огромным знанием народного быта и психики Сервантес рисует сценки из жизни крестьян, ремесленников, городских жуликов, судейских, бедных студентов, разоблачая разврат духовенства, тиранию мужей, плутни шарлатанов, а также добродушно осмеивая легковерие, болтливость, страсть к сутяжничеству и иные человеческие слабости. [398]

Тонкий юмор и замечательно яркий язык придают этим пьескам большую прелесть. Особенно популярны из них «Театр чудес», «Саламанкская пещера», «Ревнивый старик» и «Два болтуна».

Еще более замечателен, чем интермедии Сервантеса, сборник его четырнадцати «Назидательных новелл». Новеллы Сервантеса составили важный этап в развитии этого жанра в Испании. Сервантес впервые утвердил в Испании тип ренессансной итальянской новеллы, решительно отойдя от традиции средневековых рассказчиков, но в то же самое время он реформировал этот итальянский тип, придав ему национальные испанские черты. Главным образцом для Сервантеса послужил итальянский писатель середины XVI в. Банделло, новеллы которого, содержащие широкую картину нравов эпохи, полны волнующих драматических моментов и по широте своего изложения, обстоятельности описаний, обилию эпизодов и всякого рода деталей приближаются к жанру маленьких романов. Все эти черты мы находим и у Сервантеса. Но вместе с тем новеллы последнего имеют вполне самобытный и национальный характер. Сюжеты их, — в эту эпоху постоянных заимствований новеллистических фабул,— почти полностью сочинены Сервантесом. Быт, обстановка целиком испанские. Эротический элемент, в противоположность итальянским новеллистам, чрезвычайно сдержан. Для стиля характерно подлинно сервантесовское соединение точности с юмором, иногда добродушным, иногда горьким. Изложение отличается еще большей обстоятельностью, чем у Банделло. В частности, огромное место занимают речи персонажей, нередко очень пространные.В общем, рисуя редкие, но вполне возможные конфликты и случаи из жизни идальго и кабальеро, горожан, воинов, простолюдинов, сводней, корсаров, заглядывая при случае в цыганский табор, воровской притон или даже сумасшедший дом, Сервантес дает картину нравов эпохи, не менее подробную и красочную, чем современные ему плутовские романы. Но в то время как эти последние лишь разоблачают действительность, разрушая все иллюзии, и приходят к безысходно мрачному взгляду на жизнь, Сервантес, при его глубоко критическом отношении к действительности и наличии черт острой социальной сатиры, в общем все же отстаивает целостный и оптимистический подход к жизни, защищая положительные моральные ценности. Отсюда — самое заглавие сборника «Назидательные новеллы», означающее не прямолинейную морализацию в средневековом смысле, а приглашение глубже всмотреться в жизнь и перестроить ее на моральной основе.

Сервантес верит в возможность счастливого разрешения самых запутанных и опасных положений, если попавшие в них люди честны, благородны и энергичны; он верит в «голос природы» и в ее добрые силы, в конечное торжество человека, борющегося против злых и враждебных ему начал.

В связи с этим он всегда на стороне молодого и искреннего чувства, отстаивающего свои права против всякого принуждения и общественных условностей. Однако прямая реабилитация плоти и абсолютизирование инстинктов человеческой природы ему чужды.

Проблема совести всегда стоит для него на первом плане («Ревнивый эстремадурец», «Великодушный поклонник»).

Точно так же Сервантес далек от идиллической беспечности или какого бы то ни было абстрактного утопизма. В его глазах жизнь — суровое испытание, требующее от человека большого мужества, энергии, терпения и внутренней дисциплины, так как побеждать надлежит не только внешние препятствия, но и самого себя.

Идеалы Сервантеса, раскрывающиеся в «Назидательных новеллах, — это любовь к жизни, но без упоения ею, смелость без заносчивости, моральная требовательность к себе и другим, но без всякого аскетизма или нетерпимости, скромный, непоказной героизм, а главное — глубокая человечность и великодушие.

www.allsoch.ru

Мигель Сервантес: биография, творчество, гуманистические идеи

В 1605 году на полках мадридских книжных лавок появился роман, автор которого среди своих соотечественников, скорее, был известен не столько литературными достижениями, сколько страданиями в алжирском плену. Имя этого писателя – Мигель Сервантес. Биография создателя «тощего взбалмошного идальго, полного мыслей, доселе не приходивших никому в голову», а именно Дон Кихота Ламанчского, – это череда невзгод и тяжелых потрясений.

Эпоха Сервантеса

Автор одного из самых известных персонажей родился, прожил и умер в глубокой нищете. Эпоха, в которой он жил, была чрезвычайно бурной. Не дожив двух лет до своего семидесятилетия, отошел в мир иной великий Мигель Сервантес. Биография его охватывает годы царствования трех королей, а политическая картина этого периода в истории Испании характеризуется постепенным ослаблением мирового господства и деспотизмом власти. Вместе с тем XVI век – это время, которое на родине Сервантеса было ознаменовано появлением яркой плеяды талантливых писателей, ученых и художников.

Полна тревог была жизнь испанцев того времени. Многих постигла непростая судьба. Не исключением в этом смысле и является писатель Мигель Сервантес. Биография его, однако, согласно сведениям, которые дошли до наших дней, даже на этом фоне выделяется. Судьба словно ополчилась против него с самого его рождения.

Нищий идальго

В поэме «Путешествие на Парнас» Сервантес называет себя человеком, измученным нищетой. Его творения пользовались уже при жизни уважением не только в Испании, но и за ее пределами. И согласно воспоминаниям одного из соотечественников писателя, один знатный француз произнес довольно остроумную фразу: «Если создавать свои произведения Сервантеса заставляет нужда, то дай бог, чтобы она его не покинула никогда, ибо своим творчеством он способен обогатить весь мир».

Тяжелые удары судьбы испытал на себе Мигель Сервантес. Биография этого писателя содержит такие события, как ранение при битве Лепанто, пятилетний плен в Алжире и еще множество бед, которые, впрочем, ничуть не озлобили и не ожесточили его сердце. Многострадальная жизнь не лишила его ясности ума и остроты творческого взгляда. Произведения Мигеля Сервантеса – доказательство того, что автор до конца своих дней не утратил беззлобия и любви к людям. Ведь даже последний его роман дышит удивительным жизнелюбием. Называется он «Путешествие Персилеса и Сихизмунды» и завершен за несколько дней до смерти.

Биографические сведения

Родился испанский писатель в 1547 году. Он был четвертым ребенком в семье небогатого лекаря дворянского происхождения. К тому же отец страдал глухотой и, в отличие от деда, занимавшего довольно уважаемое положение, в силу физического изъяна не мог претендовать на какой-либо судебный или административный пост. Из рода обедневших дворян происходила и мать Сервантеса. Но, несмотря на непроходимую нужду, семья автора «Дон Кихота» была очень дружной. Это подтверждает значительная сумма, которую при своей бедности смогли собрать родные, чтобы выкупить его из алжирского плена.

Главного героя своей основной книги писатель создал не только благодаря безграничной фантазии, но и опыту наблюдения, которому он предавался с малых лет. Семья нередко переезжала с места на место. И уже в детстве маленький Мигель был знаком с подлинной жизнью обедневшего испанского дворянства. Вскоре отца арестовали за неуплату долгов. У будущего писателя началась бродяжническая жизнь, которая привела его в столицу. В Мадриде получил образование Мигель Сааведра Сервантес. Биография его все же не ограничилась невзгодами непростых детских лет. В конце шестидесятых годов в семье Сервантесов наступила настоящая черная полоса. И Мигелю, и его младшему брату пришлось думать о том, как заработать себе на хлеб.

Служба при дворе

Мигель Сервантес поступил на службу к послу в 1568-м. Служба при дворе была одним из трех возможных путей для молодого человека из дворянского рода средней руки. Но спустя несколько лет по неизвестным причинам Сервантес покинул Испанию, и в 1970 году вступил в ряды испанской армии, расквартированной на территории Италии. Возможно, причиной этого поступка был патриотический порыв и стремление в участии отражения турецкой агрессии.

Италия

Даже ранние произведения Мигеля Сервантеса свидетельствуют о высоком уровне образованности и начитанности. И это не удивительно. Ведь служба в испанской армии дала ему возможность посетить Рим и другие итальянские города. Пребывание в Италии не только позволило ему изучить язык, но и расширить культурные познания. Изучение творений великих авторов Возрождения отнюдь не ограничилось этими годами. Оно сопутствовало всему творческому пути писателя. «Талант, в науке не искушенный», – так охарактеризовал себя сам Мигель Сервантес. Книги его содержат множество ссылок на имена античных авторов и создателей шедевров эпохи Возрождения. И именно в итальянский период зародились в его душе жажда к чтению, любовь к литературе и искусству.

В плену

После тяжелого ранения, превратившего Сервантеса в инвалида, он намеревался вернуться на родину, что, как известно, обернулось длительным пребыванием в алжирском плену. Гуманистические идеи Мигеля Сервантеса, которые он проповедовал на протяжении всего своего творческого пути, начали формироваться именно в годы неволи. Алжирский плен проявил в нем самые высокие душевные качества: бесстрашие, силу воли и предприимчивость. А наряду с ними писатель развивал в себе доброту, благородство и чувство долга. Находясь в неволе, Сервантес не только сам не утратил веры в избавление, но и вселял ее в других. Освобожден он был в 1580 году.

Испытания, которые пришлись на долю писателя и гуманистическое мировоззрение, которым он проникся еще в молодости, сформировали великого автора эпохи Возрождения. Невзгоды лишь укрепили его дух и стали источником вдохновения на создание великих произведений. Чувства, которые он испытал в плену, нашли свое отражение и в некоторых главах «Дон Кихота».

На родине

Испания встретила своего сына неласково. Семья находилась в плачевном состоянии. Нужда дошла до крайнего предела, отец совершенно оглох. Да и сам ветеран знаменательной битвы на родине был никому не нужен. Чтобы прокормить семью литературному творчеству Сервантес предпочел военную службу. Материальное положение на время улучшилось, но все же будущее не сулило ничего хорошего ни писателю, ни его родным.

Пятнадцать лет он прожил в Севилье, где удача, казалось, улыбнулась ему. Но выполнение обязанностей комиссара по заготовкам, которое людям с нечистой совестью приносила наживу, для Сервантеса едва не закончилось трагически. Он, подобно Рыцарю Печального Образа, не умел идти на сделку с совестью. А разногласия с церковной властью чуть не привели его в застенки инквизиции.

В Вальядолиде

В этом городе прошли годы, охватившие третий, очень важный период в жизни писателя. Произведения Мигеля де Сервантеса, созданные в Вальядолиде, к сожалению, не сохранились в полном объеме. Уцелели роман «Галатея» и более тридцати драм и комедий. Не дошла до современного читателя пьеса «Морское сражение», которая упоминается в мемуарах Сервантеса. По заглавию можно сделать вывод, что действие этого драматического произведения происходит во время битвы при Лепанто.

Вершиной испанской драматургии золотого века стала пьеса «Нумансии». Это произведение обладает глубоким патриотическим смыслом, благодаря чему снискала успех у испанского зрителя.

Бессмертный роман в двух томах

На вопрос «Что написал Мигель Сервантес?» каждый ответит, конечно же: «Дон Кихот». Это бессмертное произведение приходится на поздний период жизни автора. Творчество Мигеля Сервантеса, однако, не ограничивается философским романом о злоключениях безрассудного рыцаря. В те годы, когда Сервантес начал работать над созданием великого произведения мировой литературы, им был написан ряд замечательных новелл. К позднему периоду относится также сборник «Восемь комедий и восемь интермедий» и поэма «Странствия Персилеса».

О «Дон Кихоте» написано множество книг и статей. Творчество Мигеля Сервантеса интересовало и продолжает интересовать литературоведов по всем миру. Ученые-сервантологи выступают со своими суждениями и толкованиями великого произведения. Начав работу над написанием книги со стремлением высмеять популярный на тот момент стиль рыцарского романа, Сервантес создал литературный шедевр. И в нем все подтверждает величие автора: слияние гуманистической мысли и народной мудрости, идея о справедливости и защите слабых, непревзойденная сатира.

Сервантес, так же как и его герои, странствующие в поисках справедливости и добра, жив. Он бессмертен. Его творчество было и остается предметом изучения литературных критиков даже сегодня, спустя четыре столетия после его смерти.

fb.ru

Творчество и биография Сервантеса :: SYL.ru

Мигель де Сервантес – известный писатель Испании 16 века. Наибольшую популярность имеет его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», который оказал колоссальное влияние на развитие всей мировой литературы.

Мигель де Сервантес: биография. Ранние годы

Будущий писатель происходил из обедневшей дворянской семьи, которая жила в Алькала-де-Энаресе. Отец был простым лекарем, звали его Идальго Родриго. Мать, Леонора де Кортина, была дочерью дворянина, растратившего все состояние. Кроме Мигеля, в семье было шестеро детей, сам писатель появился на свет четвертым.

Официально принято считать датой рождения Сервантеса 29 сентября 1547 года. Так как сведений об этом периоде его жизни крайне мало, день вычисляли по церковному календарю – была традиция давать детям имена в честь святых, чей праздник совпадал со временем рождения ребенка. А 29 сентября праздновался день Архангела Михаила. Испанский вариант имени – Мигель.

Об образовании Сервантеса существует несколько предположений. Одни историки уверены, что он окончил университет Саламанки. Другие говорят о том, что обучение писатель проходил у иезуитов в Севилье или Кордове. Обе версии имеют право на существование, так как никаких доказательств не сохранилось.

Доподлинно известно, что Сервантес покинул родной город и переселился в Мадрид. Но причины этого поступка неясны. Возможно, он решил заняться своей карьерой, так как на родине не смог бы добиться успеха.

Военная карьера

Биография Сервантеса довольно вариативна, так как жил писатель очень давно, а до обретения им известности никто его жизнью не интересовался и не документировал события.

Сервантес обосновался в Мадриде. Именно в этом городе молодого человека приметил кардинал Аквавива, который и предложил Мигелю пойти к нему на службу. Будущий писатель согласился, и вскоре оказался в Риме, где пробыл несколько лет. Затем он оставил церковную службу и вступил в испанское войско, отправлявшееся на войну с турками.

Сервантес принял участие в битве при Лепанто, где храбро сражался и лишился руки. О своем увечье он всегда говорил с гордостью. Позднее автор писал, что лучшими воинами становятся те, кто приходит на поле боя из учебного кабинета. По его мнению, никто так храбро не сражается, как ученые мужи.

Ранение не стало причиной его отставки. Как только раны зажили, Сервантес вновь отправился воевать. Он попал под командование Маркантония Колонны и принял участие в штурме Наварина. Затем служил в испанской эскадре и в гарнизонах Неаполя и Сицилии.

В 1575 году писатель решает вернуться в Испанию. Но по дороге его корабль захватывают пираты. И Сервантес оказывается в Алжире, где 5 лет проводит в рабстве. За это время он несколько раз пробовал бежать и обрел невероятное уважение собратьев-пленников.

Освобождение

Биография Сервантеса дает о нем представление как о мужественном человеке, которому выпало немало испытаний. Позднее в его произведениях отразятся эти моменты – и описание войны, и рабство.

Из плена Мигеля спасла мать, которая, будучи вдовой, отдала все свое состояние, чтобы выкупить из плена сына. И в 1580 году будущий писатель вернулся на родину. Но его финансовое положения ухудшилось. У него не было ни сбережений, ни родительского капитала. Это вынудило Сервантеса вернуться к военной службе. Он принял участие в походе в Лиссабон, затем отправился вместе с экспедицией покорять Азовские острова. Он никогда не сдавался и сломить его было невозможно.

Первое произведение

Биография Сервантеса полна испытаний и опасностей. Несмотря на активный образ жизни, он умудрялся находить время на сочинительство даже в застенках Алжира. Но занялся он этим профессионально только после окончания военной карьеры и возвращения в Испанию.

Первым его произведением был пастушеский роман «Галатея», посвященный сыну Колонны. В произведении были вставки из жизни автора и различные стихотворения в итальянском и испанском вкусах. Однако книга не имела большого успеха.

Считается, что под именем Галатеи скрывалась возлюбленная писателя, на которой он женился в 1584 году. Она имела высокое происхождение, но была бесприданницей. Поэтому супруги долгое время жили в нищете.

Литературная карьера

Очень много писал для театра Мигель Сервантес. Краткая биография писателя сообщает о том, что всего насчитывалось около 20-30 пьес. К сожалению, сохранились только две из них. Была утрачена даже комедия «Заблудившаяся», которую сам Сервантес называл лучшей своей пьесой.

Но сочинительство не смогло прокормить его семью, а жизнь в Мадриде была не из дешевых. Бедственное положение вынудило писателя перевезти семью в Севилью. Здесь ему удалось получить должность по финансовому ведомству. Но жалование было крайне низким. В Севилье Сервантес прожил 10 лет, но об этом периоде известно крайне мало. Ясно, что он продолжал сильно нуждаться в деньгах, так как содержал еще и свою сестру, которая отдала свою часть наследства, чтобы выкупить брата из плена. В это время он написал несколько стихотворений и сонетов.

Последние годы и смерть

На некоторое время обрывается биография Сервантеса Сааведра. Несколько лет оказываются скрытыми от исследователей. Вновь он появляется на сцене в 1603 году в Вальядолиде. Здесь писатель выполняет мелкие поручения, которые и составляют весь его доход. В 1604 появляется первая часть «Дон Кихота», который принес своему автору головокружительный успех. Однако материального положения это не улучшило, зато помогло Сервантесу убедиться в своем литературном таланте. С этого времени и до самой смерти он начинает активно писать.

Он продолжал работать даже на смертном одре, а незадолго до кончины решает постричься в монахи. Скончался Сервантес от водянки, которая мучила его долгое время. Произошло это 23 апреля 1616 года в Мадриде, куда писатель перебрался незадолго до смерти. Долгие годы его могила была затеряна, так как на надгробии не было надписи. Останки Сервантеса обнаружили лишь в 2015 году в склепе монастыря де лас Тринитариас.

«Дон Кихот»

Биография Сервантеса – это в первую очередь история жизни автора «Дон Кихота». Этот роман признан одним из величайших литературных творений за всю историю человечества. Признание произведение получило еще при жизни автора. Имя Сервантеса стало известно не только на родине, но и в других европейских странах. Первая часть романа вышла в 1605 году, а вторая ровно через 10 лет.

Не только успех принесла книга своему автору, но и насмешки и издевательства. А незадолго до издания второй части вышел роман «Вторая часть Дона Кихота», который был написан неким Алонсо де Авельянеда. Эта книга заметно уступала оригиналу и содержала множество грубых намеков и насмешек над самим Мигелем.

Другие произведения

Нами была изложена биография Сервантеса. Кратко теперь поговорим о его произведениях. В 1613 году вышел сборник автора «Назидательные новеллы», в котором были собраны житейские истории. Многие сравнивают эту книгу по увлекательности и тематике с «Декамероном».

Среди произведений автора немало стихотворений и сонетов. Есть прекрасная сатирическая поэмы «Путешествие на Парнас», в которой Сервантес давал оценку современным поэтам.

Биография и творчество Сервантеса позволяют составить представление о личности автора. Мы можем сказать, что это был смелый, остроумный и талантливый человек, которому часто не везло в жизни.

www.syl.ru

17. Испанское Возрождение. Творчество Сервантеса.

Возрождение в Испании и Португалии относится к 16 в. В это время Испания- очень могущественное и обширное гос-во. Но у испанского могущества было шаткое основание, экономика не создавалась. Филиппу II пришлось дважды объявлять банкротство гос-ва. В Испании в то время самой яркой была инквизиция ( приобрела наибольшие размеры). В начале 16 в. Испания из небольшого гос-ва превратилась в мировую державу, появились новые темы, связанные с жизнью в Америке, Индии. Португалия тесно связана с Испанией. С 1580-1640- Португалия подвластна Испании.

Португальская поэзия. Луис Де Камоэнс (1524-1580)- учился в университете + занимался самообразованием. Влюбился в даму, стоявшую намного выше его по положению. В 1546- покинул двор и отправился в Марокко, где в одном из сражений теряет правый глаз, возвращается , замешен в драке, уезжает в Индию, много путешествует, встречает свою любовь. Умер поэт в 1580- когда Португалия перешла под власть Испании. Будучи в странствии, он работал над сборником « Парнас» , но он был утрачен. Камоэнс хорошо знал произведения античных и итальянских авторов. Прежде всего, он- автор сонетов, певец возвышенной идеальной любви. Такая любовь — способ перевоплощения идеальной красоты. Но мир Камоэнса более тревожен, наполнен трагизмом, скорбной мыслью. «Лузиады»- крупнейшая эпопея, восходит к Лузу. На Камоэнса безусловно, оказала влияние «Божественная комедия». Источники его повествования — вся история Португалии. В поэме есть выдержанные в духе Вергилия вступления. Сам поэт не остаётся безучастным к тому, что описывает, активно излагает свою точку зрения. Его поэзия имеет широкий мифологический план. Вольтер много писал о «Лузиады».

Театр Испании к 16 в- в Испании новая Ренессансная система драматургии. Хуан Дель Инсина ( 1469- 1529)- его пьесы очень небольшие по объёму, очень несложные по содержанию. Он сам называл свои пьесы «Эклоганы». Написаны они на саячесе (диалект испанского языка, это диалект театре), на русский язык они не переведены.

Бартоломе де Торрес (кон. 15 в. — ок. 1531). «Пропалладия»- в 1-ом сборнике рассуждает об особенностях драматургического акта. От старого испанского театра дошло около 30000 пьес.

Мигель де Сервантес Сааведра (1574 —1616) — всемирно известный испанский писатель и солдат. Прежде всего, известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа «Дон Кихот» .

1615 год- 8 комедий и 8 интермедий новых и никогда не представленных. (Новеллы «Галатея»). «Назидательные новеллы»- самые важные (1613 г.) Муза Сервантеса отличается целомудрием, а изображаемые любовные дела очень приличны. Новеллы Сервантеса разнообразны, но преобладает возвышенный, хоть иногда и ироничный стиль. Литературная деятельность Мигеля началась довольно поздно, когда ему было 38 лет. За первым трудом, «Галатея» (1585), следует большое количество драматических пьес, пользовавшихся слабым успехом.Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой Армады». В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время сидит в тюрьме. Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий.Посреди всего этого он не прекращает своей писательской деятельности, пока ничего не печатая. Скитания подготавливают материал для его будущей работы, служа средством для изучения испанской жизни в её разнообразных проявлениях.

С 1598 до 1603 годов нет почти никаких известий о жизни Сервантеса. В 1603 году он появляется в Вальядолиде, где занимается мелкими частными делами, дающими ему скудный заработок, а в 1604 году выходит в свет первая часть романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», имевшая громадный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е издание и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие языки). Материального положения автора она, однако, нимало не улучшила, а только усилила враждебное отношение к нему, выразившееся в насмешках, клевете, преследованиях.С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежутке между 1604 и 1616 годами появились вторая часть «Дон Кихота», все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сихизмунда».Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи. 23 апреля1616 года окончилась жизнь (умер от водянки), которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд».

studfiles.net

О творчестве М. де Сервантеса | доклад, реферат, сочинение, сообщение, отзыв, статья, анализ, характеристика, тест, ГДЗ, книга, пересказ, литература

Тема: Жизнь и творчество поэта

Первый роман Сервантеса «Галатея» был написан в традиционной манере, но привычные художественные средства и приемы получили в нем новое, более глубокое философское содержание. Его отличительной особенностью, впоследствии определившей построение романа «Дон Кихот», было возведение идеализированного мира чувств и отношений в ранг высшей реальности. Здесь впервые возникли очертания утопии «золотого века», которая в дальнейшем образовала важнейшую смысловую линию «Дон Кихота».

Новый этап в творческом развитии писателя отметили собой его пьесы, в которых нашли отражение сочетание героики и иронии, а также система ренессансных представлений о мире и человеке.

Ярким явлением новеллистики эпохи Возрождения считаются сервантесовские «Назидательные новеллы», в которых был разработан новый принцип построения сюжета, предполагавший сочетание обстоятельного бытописательного повествования с сатирическими, приключенческими и философскими элементами. Данный принцип получил воплощение в романе «Странствия Персилеса и Сихизмунды», где в главные действующие лица были выведены гуманистически мыслящие и преодолевающие все препятствия влюбленные. Материал с сайта //iEssay.ru

«Дон Кихот», признанный шедевром искусства слова, вошел в историю мировой литературы в качестве образца первого европейского романа нового типа, ставшего основным в классической литературной традиции вплоть до конца XIX в. Художественные и философские открытия, сделанные писателем в этом романе, по сей день оказывают огромное влияние на мировую культуру, а его герой пополнил собой сокровищницу «вечных образов», встав в один ряд с Прометеем, Ромео и Джульеттой, Гамлетом, Фаустом, Дон Жуаном и др.

На этой странице материал по темам:
  • призентация о писателе м.де сервантес
  • сведения о писателе м де.сервантес
  • краткая характеристика творчества сервантеса

iessay.ru

История жизни и творчества Мигель де Сервантес. Поурочные планы

Дополнительные сочинения

СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (1547-1616), испанский писатель. Пасторальный роман «Галатея» (1585), патриотическая трагедия «Нумансия», «Назидательные новеллы» (1613), «Новые восемь комедий и интермедий» (1615), любовно-приключенческий роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды» (опубликован 1617). Главное произведение — роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» («Дон Кихот», ч. 1, 1605, ч. 2, 1615), в котором органически сочетаются реализм, героика и романтика — одно из выдающихся сочинений эпохи Возрождения, оказавшее большое влияние на мировую культуру. Пародируя рыцарский роман, Сервантес дал широкую картину жизни Испании, трагикомически изобразил мир непрактичного духа и бездуховной практики. Образы странствующего рыцаря Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы стали нарицательными.

СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (29 сентября 1547, Алькала де Энарес — 22 апреля 1616, Мадрид), испанский писатель, классик мировой литературы, выдающийся мастер позднего Возрождения, создатель «Дон Кихота», к которому восходит одна из основных линий развития новоевропейского романа — «роман сознания» или «метароман».

На пути к «Дон Кихоту»

Мигель де Сервантес (происхождение фамилии Сервантеса — «Сааведра», стоящей на титулах его книг, не установлено) родился в семье лекаря-хирурга Родриго де Сервантеса из Кордовы, возможно, выходец из мосарабов. Мать Сервантеса звали Леонор де Кортинас.

Семья Сервантеса часто переезжала из города в город, поэтому будущий писатель не смог получить систематического образования. Возможно, в 1566-1569 Мигель обучался в мадридской городской школе у известного гуманиста грамматика Хуана Лопеса де Ойос, последователя Эразма Роттердамского.

В 1569, после уличной стычки, закончившейся ранением одного из ее участников, Сервантес бежал в Италию, где служил в Риме в свите кардинала Аквавивы, а затем завербовался в солдаты. 7 октября 1571 принял участие в морской битве при Лепанто, был ранен в предплечье (его левая рука на всю жизнь осталась бездействующей). Принял также участие в ряде других морских экспедиций, в том числе в Тунис. В 1575, имея при себе рекомендательное письмо от Хуана Австрийского, главнокомандующего испанской армией в Италии, отплыл из Италии в Испанию. Галера, на которой находились Сервантес и его младший брат Родриго, была атакована алжирскими пиратами. Сервантес провел в алжирском плену пять лет. Только в октябре 1580, после того как он был выкуплен монахами-тринитариями, вернулся на родину.

С конца 1580 до 1587 жил в Мадриде, в Толедо и в селении Эскивиас, близь Толедо, откуда была родом Каталина де Паласиос: Сервантес вступил с ней в брак в декабре 1584 (в том же году у Аны Франки де Рохас родилась внебрачная дочь Сервантеса — Исабель де Сааведра, жившая после смерти матери в доме отца). Став отставным солдатом, занялся сочинительством пьес, не имевших успеха на сцене (из ранних драматических опытов Сервантеса сохранились трагедия «Нумансия» и «комедия» «Алжирские нравы»). Публикация пасторального романа «Галатея» (1585) принесла писателю известность, но не достаток.

Рождение «Дон Кихота»

В 1587 переезжает в Севилью, где живет до 1600, проводя большую часть времени в разъездах по андалусийским селам и городам в качестве комиссара по закупке провианта для королевского флота, а затем — сборщика податей. В 1592 в селении Кастро дель Рио неподалеку от Кордовы Сервантеса ненадолго заключают в тюрьму, обвинив в совершении недозволенной закупки. В 1597 оказывается в заключении в севильской тюрьме сроком на семь месяцев по обвинению в растрате казенных денег (банк, в котором Сервантес хранил собранные подати, лопнул). Во время одного из пребываний в темнице (скорее всего, первого), по собственному признанию писателя, в его воображении возник образ человека, сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправившегося совершать рыцарские подвиги в подражание героям любимых книг. Первоначально это был замысел новеллы. В процессе работы над ней перед автором открылись романные перспективы развития сюжета о Дон-Кихоте.

Сервантес создавал «Дон Кихота» на протяжении многих лет. О жизни Сервантеса в период 1600-1604 гг., то есть о годах наиболее интенсивной работы писателя над будущей первой частью романа, известно немного. Установлено, что, покинув Андалусию, писатель перебрался в Кастилию и жил в Эскивиасе и в Толедо.

       

Летом 1604 поселяется в Вальядолиде (тогдашней столице Испании) и ведет в Мадриде переговоры с книготорговцем Роблесом об издании завершенного к тому времени романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Первоначально «Хитроумный идальго» был отпечатан в Вальядолиде в конце 1604 небольшим тиражом с указанием даты издания «1605». Весной 1605 в Мадриде, в типографии Хуана де ла Куэста был отпечатан второй тираж editio princeps. Об успехе романа свидетельствует то, что в том же году появляется его второе издание, содержащее целый ряд расхождений с первым, он дважды переиздается в Лиссабоне и один раз в Валенсии. Дон Кихот и Санчо Панса как персонажи карнавальных шествий появляются на улицах испанских городов и даже в колониях (в столице Перу Лиме).

Последнее десятилетие

В 1606 (или 1608?) Сервантес с семейством, включающим его двоих сестер и Исабель де Сааведра, вслед за королевским двором переезжает в Мадрид. В последнее десятилетие жизни он создает большую часть повестей, вошедших в сборник «Назидательные новеллы» (1613), сочиняет стихотворную литературную сатиру «Путешествие на Парнас» (1614), пишет новые и частично перерабатывает старые пьесы, собрав их в книгу «Восемь комедий и восемь интермедий» (1615), продолжает работу над начатым еще в 1596 авантюрно-сентиментальным романом «Странствия Персилеса и Сихизмунды», наконец, приступает к написанию второй части «Дон Кихота», скорый выход которой обещает читателю в прологе к «Назидательным новеллам».

В 1614 — в разгар работы над ней Сервантеса — появляется подложное продолжение романа, принадлежащее перу анонима, скрывавшегося под псевдонимом «Алонсо Фернандес де Авельянеда». В Прологе к «Лже-Кихоту» содержались грубые выпады лично против Сервантеса, а его содержание демонстрировало полное непонимание автором (или авторами?) подделки всей сложности замысла оригинала. В «Лже-Кихоте» содержится ряд эпизодов, сюжетно совпадающих с эпизодами из второй части романа Сервантеса. Спор исследователей о приоритете Сервантеса или анонима не может быть разрешен окончательно. Скорее всего, Сервантес специально включил во вторую часть «Дон Кихота» переработанные эпизоды из сочинения Авельянеды, чтобы еще раз продемонстрировать свое умение превращать в искусство малозначительные в художественном отношении тексты (аналогично его обращение с рыцарской эпикой).

«Вторая часть хитроумного кабальеро Дон Кихота Ламанчского» издана в 1615 в Мадриде в той же типографии, что и «Дон Кихот» издания 1605. Впервые обе части «Дон Кихота» увидели свет под одной обложкой в 1637.

Незадолго до смерти писатель перебрался в Мадрид. Находясь на смертном одре Сервантес диктует пролог к своему любимому спешно законченному роману «Странствия Персилеса и Сихизмунды», опубликованному уже после смерти автора в 1617. За несколько дней до смерти писатель постригся в монахи. Был похоронен за счет францисканского ордена в одном из его монастырей. Точное место упокоения Сервантеса неизвестно. Памятник выдающемуся писателю был поставлен в Мадриде только в 1835.

«Дон Кихот» как художественное целое

Мировоззрение Сервантеса складывалось под влиянием различных течений европейской гуманистической мысли (неоплатонизма, неостоицизма, натурфилософии). Особое влияние на создателя «Дон Кихота» оказал «эразмизм» или «христианский гуманизм» — учение Эразма Роттердамского, критиковавшего нравы католического клира и обрядовую сторону католицизма, которым автор «Оружия христианского воина» противопоставил внутреннюю духовную работу человека над собой, личностный путь к Богу и раннехристианский идеал человеческого общежития в любви и вере, воплощенный в символе «мистического тела Христова».

Сервантес, писавший «Дон Кихота» в эпоху католической Контрреформации, в годы полного запрета «эразмизма», зашифровывает идеал всеединства в образах, восходящих к рыцарским романам высокого Средневековья (отсюда — метафорическое отождествление на страницах «Дон Кихота» «мистического тела Христова» и «тела» странствующего рыцарства). Одновременно христианско-гуманистическая утопия переводится творцом «Дон Кихота» на язык карнавально-площадных действ и праздничных ритуалов, относящихся к разным временам года: Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса выступают как воплощения Поста и Масленицы, а их первые два выезда спроецированы на цикл летних празднеств, включая День Тела Христова (праздник, посвященный таинству причастия и имеющий ярко выраженную площадную сторону) и праздник «первого снопа» (Дон Кихота молотят «как сноп», Санчо характеризует обрушивающиеся на них побои как «сбор урожая странствующего рыцарства», а своего рода эмблематической заставкой книги является битва героя с ветряными мельницами). В контексте жатвенного ритуала избиения, сопровождающие героев романа на их пути, получают сакральное оправдание. Смех, звучащий на страницах романа, — это не злой, издевательский хохот толпы, а праздничный ритуальный смех, развенчивающий и утверждающий одновременно. Сервантес, использовав опыт площадного театра, создал образ оруженосца Дон Кихота Санчо Пансы. Непосредственное же влияние на возникновение сервантесовского замысла оказала анонимная «Интермедия о романсах» (1590-91?), герой которой Бартоло, помешавшийся на их чтении, отправляется совершать героические подвиги. Разворачивая бурлескную, комическую «одноходовую» ситуацию интермедии в прозаическое повествование, ведущееся от лица автора-ирониста, Сервантес обнаруживает преимущества остраненно-косвенного иносказательно-иронического изображения приключений героя, пародирующего своим обликом, языком и действиями облик, деяния и язык героев рыцарской эпики. Преследуя цель осмеять и тем самым дискредитировать в глазах читателя рыцарские романы, о чем прямо заявлено в Прологе к первой части, автор «Дон Кихота» создает не литературную пародию как таковую (самое слово «пародия» он нигде не использует), а радикально новый тип повествования. Трансформируя мотив карнавальной «свихнутости» героя в его сакральное безумие, восходящее к посланиям апостола Павла, писавшего о единоверцах как о безумных «Христа ради», Сервантес представляет «рассудительное сумасшествие» Дон Кихота как особое состояние сознания человека, находящегося в положении читателя созидаемого им в процессе чтения текста. Это открывает писателю-романисту путь к изображению самой структуры сознания героя. Интерпретация «Дон Кихота» как пародии на рыцарский эпос правомерна по отношению к его отдельным эпизодам, мотивам и образам, к некоторым повествовательным приемам, используемым автором, но не может охватить роман Сервантеса как новаторское жанровое целое, основанное на совмещении и согласовании множества жанровых традиций. Процесс рождения и становления самосознания героя как жанрообразующая тема романа выходит на первый план в «Дон Кихоте» 1615 года. Особую роль во второй части играет Санчо, образ которого начинает конкурировать по значимости с образом его господина. В основе развития сюжета второй части лежит изобретательная выдумка Санчо, который, вполне освоив стиль мышления своего хозяина, внушает ему, что крестьянка на ослице, встреченная ими на дороге, и есть Дульсинея, превращенная в уродливую поселянку злыми волшебниками. В ряду ключевых эпизодов второй части (встреча Дон Кихота со странствующими актерами, с рыцарем Зеленого Плаща, спуск Дон Кихота в пещеру Монтесиноса, кукольное представление в балаганчике Маэсе Педро, полет Дон Кихота и Санчо на Клавиленьо и др.) особое место занимает рассказ о правлении Санчо на Острове Баратария. В нем Санчо демонстрирует всю глубину своей карнавально-шутовской «дурацкой мудрости», контрастно дополняющей «мудрое безумие» Дон Кихота. В финале второй части, в момент смерти Дон Кихота-Алонсо Кихано, образ Санчо приобретает особую символическую значимость: он воплощает бессмертие народа, его неумирающее телесное целое и становится (по точному наблюдению М. де Унамуно) духовным наследником своего господина, живым носителем донкихотовского отношения к миру. Сервантес представил драматическое положение человека в мире, утратившем средневеково-ренессансную патриархальную цельность и гармонию, единство «слов» и «вещей»
, «духа» и «материи», помысла и деяния. Реальность в «перспективистской» композиции «Дон Кихота» оказывается раздробленной во множестве индивидуальных точек зрения, в игре «мнений» и «суждений, что открывает простор для самых разных трактовок сервантесовского романа.

dp-adilet.kz

Мигель Сервантес — ТОП КНИГ

Miguel de Cervantes Saavedra, Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра; Испания, Мадрид; 29.09.1547 – 23.04.1616

Книги Мигеля Сервантеса не нуждаются в представлении. Этот всемирно известный классик литературы. Его произведения переведены на более чем 60 языков мира, а суммарный тираж его книг просто не поддается подсчету. Во всем мире читают роман Сервантеса «Дон Кихот», который и стал для поэта и прозаика тем произведением, которое пронесло его имя через века.

Биография Мигеля Сервантеса

Мигель Сервантес стал четвертым ребенком в семье разорившегося дворянина Испании. О его детстве известно достаточно немного и достоверных данных о месте, где он учился, нет. Известно только, что вскоре он перебрался в Рим, а в 23 года был зачислен в полк морской пехоты. Всего через год ему довелось участвовать в битве при Лепанто, где он получил три ранения. Одно из этих ранений стало причиной потери левой руки.

В 1575 году возвращаясь в Барселону, он был взят в плен алжирскими пиратами и на целых пять лет попал в рабство. После выкупа его из плена ему довелось поработать на разных местах. А в 1584 году он женился на Каталине де Саларас. Первыми литературными трудами Сервантеса стала новела «Галатея», которая не получила должного признания. Кроме этого Сервантес написал еще несколько пьес, которые также не получили широко признания.

В поисках пропитания Мигел Сервантес поступает на должность интенданта, и он начинает заниматься закупкой провианта для флота. Но его доверчивость сыграла против него. Банкир, которому Сервантес доверил все деньги, бежал. Вследствие чего он попадает в тюрьму. Первую часть своей самой великой книги писатель написал в 1604 году. Практически сразу после издания читать «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса становится настолько популярно, что сразу четыре издания книги. Кроме того произведение переводится на множество европейских языков.

В дальнейшем автор не прекращает писать, но это мало отражается на его бедственном материальном положении. В 1615 году выходит вторая часть романа Сервантеса «Дон Кихот». Кроме того писатель издает еще несколько своих произведений. Но в 1616 году умер от водянки головного мозга.

Книги Мигеля Сервантеса на сайте Топ книг

Роман Сервантеса «Дон Кихот» уже многие столетия остается востребованным во многих странах мира. И наша страна не стала исключением, Мигеля Сервантеса читают все с тем же упоением и наверняка, его произведения останутся, все так же востребованы и в дальнейшем.

Мигель Сервантес список книг

  1. Странствия Персилеса и Сихизмунды
  2. Нумансия
  3. Назидательные новеллы
  4. Галaтeя

Интермедии:

  1. Саламанская пещера
  2. Вдовый мошенник, именуемый Трампагос
  3. Бискаец-самозванец
  4. Два болтуна
  5. Судья по бракоразводным делам
  6. Теaтр чудес
  7. Бдительный страж
  8. Избрание алькальдов в Дагансо
  9. Ревнивый старик

Дон Кихот:

  1. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Часть 1
  2. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Часть 2

 

 

top-knig.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *