Биография Николая Николаевича Носова — Сайт sbiblio2!

 

   Детство

   Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.
   Николай был вторым сыном в семье. Кроме него в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Мать Николая была домохозяйкой, а отец – эстрадным артистом, которому также довелось работать и плотником, и кассиром  в сберкассе.
   Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актером. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, и отсутствие тепла и электричества холодной зимой, и болезни были обычным явлением того времени.

   Годы учения
   «В годы учения в гимназии и в рабочей школе Носов увлекался музыкой, любительским театром, сочинительством для рукописного журнала «Икс», а также химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой и фотографией. Прежде чем определилось его писательское призвание, переменил много занятий: был газетным торговцем, чернорабочим, землекопом, косарём, возчиком бревен и пр.» [1, с. 205]

   В возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт (1927). Николай тогда серьёзно увлекся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году Николай Носов перевелся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он оканчивает его. В период до 1951 года Носов работал режиссером-постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов; участвовал в выпуске «Кинокрокодила».
   В годы Великой Отечественной войны Носов поставил несколько учебных военно-технических фильмов для Красной Армии, за что был награжден орденом Красной Звезды (1943).
   Литературная деятельность

   С 1938 года начинает писать детские рассказы. Первый рассказ Носова назывался «Затейники» и был напечатан в том же году в журнале «Мурзилка» (№ 9). Затем были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки» и др. Предвоенные рассказы и новые – «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. – были включены в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», выпущенный издательством «Детгиз» в 1945 г. Позже вышли в свет сборники рассказов Носова: «Ступеньки» для младшего возраста и «Весёлые рассказы» (1947) для среднего возраста.
   Широкую популярность завоевали и его повести для среднего возраста: «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома» . В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга».
   Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, в которую вошли романы-сказки: «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965) – роман-сказка с элементами научной фантастики и политической сатиры. Это «научно-фантастическая повесть о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики» (отвеет Носова на анкету «Лит. газ.» 1 янв. 1955). [Цит по: 1, с. 505]. «Незнайку на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником по экономике. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения. За эту трилогию Носову была присуждена только что учрежденная премия им. Н. К. Крупской (1969).

  Известны читателям и юмористические новеллы «Приключения Толи Клюквина» (1961). «Семь рассказов в этой книге. Семь, и все по-настоящему смешные, полные выдумки, фантазии, наблюдательности» [1, с. 260].

   «Повесть о моём друге Игоре» (1971—1972) написана в форме коротких дневниковых записей из жизни дедушки и внука. В нее входят «эпохи» дошкольного возраста: «Между годом и двумя», «От двух до двух с половиной лет» и т. д. Это автобиографичное произведение. Воспоминания о семье и детстве нашли воплощение в художественно-мемуарной повести «Тайна на дне колодца» (1977), вышедшей уже после смерти писателя. Два её первоначальных варианта — «Повесть о детстве» (1976),  и «Всё впереди» (также 1976).
   «В киносценариях и пьесах Носов развивал найденные им в прозе образы и сюжеты (к/ф «Два друга», «Дружок», Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина» и др., пьесы «Незнайка учится», «Незнайка-путешественник», «Незнайка в Солнечном городе», «Два друга» и др.» [1, с. 506].
Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В 1969 году у него выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», которые затрагивали вопросы современной литературы, вредные привычки и т. д.  Свои творческие взгляды писатель неоднократно излагал в статьях, анкетах и письмах, многие из которых вошли в этот сборник.

      Иллюстраторы произведений Николая Носова

    Одним из первых иллюстраторов «Незнайки» был А. М. Лаптев (1905—1965) — художник, который подарил литературному герою хорошо знакомый всем образ. Не менее известным иллюстратором Носова был Г. О. Вальк. Также книги Носова иллюстрировали художники: И. Семёнов, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Каневский, В. Горяев, Г. Огородников и другие.

   О писателе

   Главным творческим принципом писателя стала достоверность в изображении мира детства. Юмору Носова присущи мягкость и психологизм. Герои его непоседливы, нелогичны, еще порой очень наивны, но в целом хорошие, искренние ребят, которые и ошибаются честно, и хитрят бесхитростно.

   Тонкая наблюдательность и мягкий юмор характерны и для рассказов Носова, где наряду с детьми действуют и взрослые. Прост и диалог в книгах Носова. Некоторые его рассказы и повести почти полностью построены на диалоге.
   «Есть у книг Носова и ещё одно завидное качество. Написанные как бы специально для детей, они интересны и взрослому читателю. Писатель вовсе не ограничивает мир своих персонажей чисто «детским» материалом. Вы сталкиваетесь в книгах Носова и с чрезмерно любвеобильными родителями, и со всякого рода формалистами,  с недалекими чинушами. Автор показывает жизнь широко, без всякой скидки на возраст своих читателей» [2, с. 261].

 

   Николай Николаевич Носов умер 26 июля 1976 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.


Использьзовались источники:

  1. Арзамасцева, И. Н. Носов Николай Николаевич / И. Н. Арзамасцева // Русские писатели 20 века: Биографический словарь / гл. ред. и сост. П. А. Николаев ; редкол.: А. Г. Бочаров, Л. И. Лазарев, А. Н. Михайлов и др. – М. : Большая Российская энциклопедия : Рандеву – А. М., 2000. – С. 205.
  2. Баруздин, С. Носов Николай Николаевич / С. Баруздин // Светловская, Н. Н. Встречи с писателями: пособие для учителя / сост. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей, Н. М. Дружинина. – М. : Просвещение, 1978. – С. 260.
  3. Носов Николай Николаевич // Википедия

 

О Николае Носове в Интернет:

  • Николай Николаевич Носов // Ростовская обастная детская библиотека им. В. М. Величкиной. URL: http://rodb-v.ru/writers/nosov/ (дата обращения: 20.11.2013).
  • Носов Николай Николаевич // Библиогид. URL: http://www.bibliogid.ru/pisateli/o-pisatelyakh/483-nosov-nikolaj-nikolaevich (дата обращения: 20.11.2013).
  • Носов Николай Николаевич // «Костер» : журнал для детей. URL: http://www.kostyor.ru/biography/?n=134 (дата обращения: 20.11.2013).

sbiblio2.jimdo.com

Носов Николай Николаевич: детство, юность и творчество

Носов Николай Николаевич родился в 1908 году, 10 ноября по старому стилю. Раннее детство его прошло в городе Ирпень. В то время это была железнодорожная станция, размещённая недалеко от Киева. Жители Киева снимали здесь дачи на лето, строили дома, так как природа в этом районе была очень красивая. Станция находилась в лесной местности, на берегу реки Ирпень. В современное время это город Киевской области, очень красивый и уютный, с множеством парков и аллей, домов отдыха, санаториев и пансионатов. Он является всеукраинской здравницей с богатой культурной жизнью.

Семья

Семья Николая в то время состояла из него самого, родителей и старшего брата. Отец, Николай Петрович, работал артистом, давал концерты в составе квартета «Сибирских бродяг», иногда гастролировал. Мама, Варвара Николаевна, занималась домашним хозяйством. Старший брат Петр являлся погодком Николая. Поэтому они всегда были неразлучными друзьями — и в игре, и в шалости, и на рыбалке, и в путешествии. Время было беззаботное, счастливое. Приезд отца всегда для братьев был чудесным праздником.

Мама их была спокойной и счастливой женщиной. Дни малышей были заполнены играми или еще чем-нибудь интересным. Через много лет писатель Николай Носов в своем произведении «Тайна на дне колодца» в мельчайших подробностях опишет это время, вплоть до яркости солнца, цвета скатерти на веранде, куда он утром, маленький и заспанный, бежал пить чай вместе с мамой. И станет понятно, как, наверно, тосковал писатель по тому времени, почему пронес эту память через всю жизнь. И как отразилась она во всех произведениях автора. Известно, что немного позднее у Николая появились младшие брат и сестра.

Киев

Когда Николаю Носову исполнилось 6 лет, семья решила переехать в Киев, так как детям надо было поступать в гимназию. И следующим этапом в жизни писателя стала частная гимназия-семилетка в городе Киеве. Обучение в школе проходило с переменными успехами. Времена менялись: Первая мировая война, Февральская революция, затем Октябрьская революция, Гражданская война… Все это пришлось на школьные годы ученика Носова Николая.

Не хватало еды, тепла, одежды, перестали работать фабрики, заводы, транспорт. Вся семья писателя перенесла сыпной тиф. Гимназия работала, и учителя, хоть и неполным составом, но старались детям дать знания. Увлечений у писателя в это время было множество: он научился играть на мандолине, пытался полюбить скрипку, но оставил это занятие. Также с друзьями выпускал журнал «Икс», вернее, ежемесячную тетрадь с рассказами, картинками, байками. Одновременно увлекся шахматами, театром, ходил с братом на все представления, где участвовал отец. Но больше всего его увлекла химия. Даже с одноклассником вместе он создал лабораторию у того дома.

И поэтому пришло решение: после семилетки окончить вечернюю школу для получения среднего образования, а потом поступить в Киеве в политехнический институт на химический факультет. Но за время учебы в вечерней школе Носов Николай Николаевич всерьез увлекся фотоделом и поступил в Киевский художественный институт на кино-фото отделение. Это был уже 1927 год, а через два года Николай решил перевестись в Московский институт кинематографии.

Москва

В 1932 году студент Носов Николай окончил институт и устроился на работу в «Союзкино» режиссером учебных, научно-популярных и мультипликационных фильмов. Далее он женился, родился сын. Начал творческую деятельность. В 1943 году получил государственную награду — орден Красной Звезды — за серию учебных фильмов для Красной армии.

Творчество писателя

С творчеством писателя мы знакомы с детства. У каждого советского школьника с раннего детства в шкафу или столе лежали книги Николая Носова. У некоторых они были с разбухшей от времени обложкой, залистанными страницами. Многие читали и перечитывали смешные, легкие, добрые рассказы Николая Носова. Кроме книг, печатался он в журналах «Мурзилка», «Костер», в газете «Пионерская правда». Первая публикация его творчества произошла в 1938 году.

Начал Николай свое творчество с написания рассказов «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша» и так далее. Все они собраны в сборник «Тук-тук-тук», который вышел в 1945 году. Далее были написаны повести «Веселая семейка», «Витя Малеев в школе и дома» (за последнюю повесть писателю была вручена госпремия). Следующую госпремию писатель получил в 1969 году за роман-сказку, трилогию, созданную в пятидесятых годах. В ней рассказывается о приключениях маленьких человечков, живущих в Цветочном городе. Части этого романа назвал так Николай Носов: «Незнайка в Солнечном городе», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне».

Самый солнечный и цветочный город, который находится в душе у писателя, кажется, это то место, где он родился и вырос.

Читая его произведения, можно понять, насколько добр, талантлив и ответственен автор. Видно, что Николай — это человек с огромной душой, желанием всем помочь, научить несмышленышей. С самого детства он отличался такими положительными чертами характера. Их можно разглядеть тогда, когда он тянул в школу младших брата и сестру или когда учил беспризорников читать стихи, чтобы в дальнейшем их труд был лёгок. Или когда после войны для детей, переживших боевые действия, он начал писать рассказы и повести с воспитательной целью. Забота и любовь к людям, тоска по дому, думается, есть во всех произведениях Николая Носова.

fb.ru

Носов Николай Николаевич — «Чтобы Помнили»

Искусство | Литература

Прозаик и драматург
Лауреат Государственной премии (1952)

Николай Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве.

В обычной жизни Носов был очень молчаливым и замкнутым человеком, которого называли «хмурым ворчуном». Но книги он писал исключительно веселые.

— Бобик, иди скорей кисель есть! — закричал Барбос.

Бобик прибежал:

— Где кисель?

— Да вот у меня на спине. Облизывай.

Бобик давай ему спину облизывать.

— Ох, и вкусный кисель! — говорит.

Потом они перенесли пирог на стол. Сами тоже на стол уселись, чтобы удобнее было. Едят и разговаривают.

— Тебе хорошо живётся! — говорит Бобик. — У тебя всё есть!

— Да, — говорит Барбос, — я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу — гребешком причёсываюсь, хочу — на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.

— А тебе позволяет дедушка?

— Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.

— А где же дедушка спит?

— Дедушка там, в углу, на коврике…

Свои детские и юношеские годы Носов описал в повести «Тайна на дне колодца», вышедшей после смерти писателя в 1978 году. В этой повести писатель рассказал о маленьком посёлке Ирпень неподалёку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актёра (это смотря по обстоятельствам) Николая Носова, и где его средний сын, тоже Николай, сделал в буквальном смысле свои первые шаги.

Носов вспоминал, что осознавать себя отчетливо начал к трем-четырем годам. Он видел себя в окружении вещей, которые пробуждают мысли и – главное – действовали на чувства: «Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит,… погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него немного добьешься слов». Шкаф говорит на непонятном, скрипучем языке. «Буфет более легкомысленное и франтованное существо». В буфете хранятся всякие вкусности. И говорит буфет, по определению Коли, так: «говорливо скрипит, шипит, сипит, визжит, хрипит, крякает всеми своими дверцами и ящиками». А вот кресла похожи на чопорных теток, «им до зарезу хочется посудачить о том, о сем, да неохота показывать, что их могут интересовать такие пустяки, как праздные разговоры».

«В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлёкся химией и вполне серьёзно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем» — так о своих «метаниях» Носов написал в автобиографии.

После того, как семья Носовых переехала в Киев, Николай стал учиться в гимназии, но через несколько лет началась гражданская война. Голод, тиф и смерть — через все эти испытания пришлось пройти будущему писателю. Окончив семилетнюю школу в 1924 году, Николай пошел работать на кирпичном заводе мусорщиком. Он вывозил шлак из печи для обжига кирпича, и одновременно самостоятельно учился по программе средней школы.

Будучи разносторонне одаренным мальчиком, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром и сочинительством наряду с шахматами, фотографией, электротехникой и радиолюбительством. При этом успевал поработать газетным торговцем, землекопом и косарем. Все, что делал Носов в те годы, он делал безоглядно, отдаваясь процессу целиком. Начав заниматься фотографией, он тратил все деньги только на нее, экономя на всем остальном до того, что единственной его одеждой некоторое время оставалась спецовка, полученная на заводе. Кроме этого, он мечтал стать музыкантом, учился играть на скрипке, потом увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института, но перед самым поступлением передумал, и вместо политехнического поступил в Киевский художественный институт. А через два года, в 1929 году, Носов перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Закончив его, он почти двадцать лет, с 1932 по 1951 год работал в кино, став режиссером мультфильмов, научных и учебных картин. А во время Великой Отечественной войны Носов снимал военно-патриотические фильмы.

Сохранился такой эпизод из жизни Носова. Как-то ему поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию, и английский инструктор показал русскому водителю-танкисту, как управлять танком. Англичане уехали, но спустя несколько дней, танк во время съемок вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, начал описывать кривую дугу. Танкист нервничал и суетился, но танк упрямо не хотел поворачиваться и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.

Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но и судьба танка, который должен был поступить на вооружение советских войск. Николай Николаевич работал до этого над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре, наблюдая за действиями механика, он обнаружил ошибку. Водитель был смущен, извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что режиссер знает технику просто как любитель. Носов так же снял работу разных деталей машины, сопроводив их показ «Лунной сонатой» Бетховена. За этот фильм, и за работу в области научно-технического кино Носов был награжден в 1943 году орденом Красной Звезды.

Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале «Мурзилка». «Постепенно я понял, что сочинять для детей — это наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил Носов.

Рассказы Носова поначалу печатались в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке». Позже рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие произведения Носова были объединены в детгизовском сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Сборники рассказов «Ступеньки» и «Веселые рассказы» для детей младшего и среднего возраста вышли в 1947 году. В «Веселых рассказах» главными героями стала неразлучная пара друзей, которые, являясь полной противоположностью, прекрасно дополняли друг друга. Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило получить произведениям Носова признание у детей и взрослых. Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

В 1949-50 годы были опубликованы повести «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицина». А вскоре широкую известность Носову принесла повесть «Витя Малеев в школе и дома», вышедшая в 1951 году и удостоенная в 1952 году Государственной премии СССР. В 1955 году по повести был снят кинофильм «Два друга».

Но самым огромным успехом у юных читателей пользовалась трилогия о Незнайке — роман «Приключения Незнайки и его друзей», созданный в период с в 1953-го по 1954 год, роман «Незнайка в Солнечном городе» в 1958 году и роман «Незнайка на Луне», написанный Носовым в период с 1964-го по 1965-й годы. По этим сказочным произведениям поставлено несколько анимационных фильмов.

Рассказы и повести писателя – книги о реальной жизни современных ребят, в которых юные читатели могли узнать не только себя, но и обстановку, в которой жили: обстановку семьи, школы, улицы, пионерского лагеря. Герои Носова были не просто детьми, а маленькими гражданами своей страны — принципиальными, изобретательными и умными.

В предисловии одной из книг Носов написал комментарий: «Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается. Николай Носов так заразительно умеет рассказывать о всяких разных делах своих героев, что просто невозможно устоять перед соблазном сделать все самому!»

В жизни Николай Николаевич был совершенно нетребователен. Ему было безразлично, что будет на обед или ужин. Он не любил покупать одежду. Некоторые говорили о его нелегком характере – да, он бывал непреклонен, а иногда и резок, отстаивая свое мнение по разным вопросам. Но не было более отзывчивого и простого человека, чем Носов, в общении с людьми и в быту. Окружавших Носова людей удивляла его особенная деликатность и доброта. Он был на редкость правдивым человеком. Ему были глубоко противны ложь, лицемерие и притворство. Он не любил обременять близких своими мелкими поручениями, сам покупал себе бумагу и печатал свои произведения. В жизни он казался невеселым и замкнутым человеком, при этом оставаясь редкостным фантазером. Его фантазия и подарила всем нам Незнайку и других коротышек – маленьких человечков ростом с огурец — с их увлекательнейшими путешествиями в Цветочном городе и даже на Луне.

Если в ранних повестях и рассказах маленькие читатели узнавали, как сварить кашу, построить инкубатор и научиться арифметике, то в трилогии о Незнайке Носов выводил их далеко за рамки житейского опыта. Автор наполнял свою трилогию массой научных сведений: от технических до космических.

На Луне в городе Давилоне издавалась газета «Для дураков». И каждый, кто покупал «Газету для дураков», покупал ее не потому, что считал себя дураком, а потому, что ему было интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Невольно прослеживаются аналогии с современной прессой.

В описании злоключений Незнайки есть такой эпизод: на земле Незнайка жил в обществе равных, а на Луне впервые столкнулся с социальной несправедливостью.

Очередным этапом в творчестве писателя стало создание автобиографических повестей. «Тайна на дне колодца» – так называется повесть, которую он написал о себе самом, своем детстве и взрослении. «Повесть о моем друге Игоре» так назвал писатель произведение, посвященное своему внуку. Но книга могла быть названа «О друге Ване /Пете или Сереже», так как каждый мальчишка и девчонка узнавали на ее страницах черты своего характера, встречались со своими радостями и бедами, мечтами и надеждами.

Николай Носов с внуком.

В 1957 году авторитетный международный журнал произвел подсчет — произведения каких русских писателей чаще всего переводились на другие языки. Получился список, в котором третьим — вслед за Максимом Горьким и Александром Пушкиным оказался Николай Носов. Стараниями переводчиков его персонажи заговорили на многих языках мира. Даже по-японски. Так что, не стоит удивляться, увидев в Японии кафе «Незнайка».

Николай Носов скончался 26 июля 1976 года и был похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

В 1985 году был снят документальный фильм «Николай Носов».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Текст статьи «Носов Николай Николаевич», автор И.Казюлькина
Материалы сайта www.bibliogid.ru
Материалы сайта www.lib76.narod.ru

Повести:

Стихи и песенки
Винтик, Шпунтик и пылесос
Два друга
Незнайка учится
Незнайка-путешественник
Тайна на дне колодца
Мы и дети
Небольшая литературная энциклопедия
Бабушка Дина
Кванта смеха
Витя Малеев в школе и дома
Весёлая семейка
Дневник Коли Синицына
Приключения Незнайки и его друзей
Незнайка в Солнечном городе
Незнайка на Луне

Рассказы:

Три охотника
Бобик в гостях у Барбоса
Наш каток
Телефон
Пистолет
Бенгальские огни
Тук-тук-тук
Огородники
Про Гену
Клякса
Фантазёры
Мишкина каша
Огурцы
Живая шляпа
Затейники
Приключения Толи Клюквина
Чудесные брюки

23 ноября 1908 года – 26 июля 1976 года

Похожие статьи и материалы:

Носов Евгений (Документальные фильмы)
Носов Николай (Документальные фильмы)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

chtoby-pomnili.net

Николай Носов (23 ноября 1908

Годы жизни Николая Носова:

родился 23 ноября 1908, умер 26 июля 1976

Эпитафия

«Он поднес свой талант недюжинный
Миру в дар.
И отправился в город Солнечный
Пить нектар».
Из стихотворения Лидии Мирной, посвященного памяти Носова

Биография

Николай Носов пришел в литературу совершено случайно. Поначалу он просто выдумывал забавные истории для своего сына и лишь немногим позже понял, что рассказы стоило бы записывать. В тридцатилетнем возрасте Носов впервые напечатался в журнале «Мурзилка» с рассказом «Затейники» и имел неожиданный успех. В последующие годы автор стал писать для различных всесоюзных детских изданий, завоевывая признание и любовь юных читателей. Носов черпал сюжеты из реальной жизни, детально и естественно описывая жизнь своих забавных героев — смышленых, остроумных и любознательных, в коих каждый ребенок мог непременно узнать себя самого. Автор, сам будучи отцом, прекрасно ориентировался в детской психологии и, что немаловажно, воспринимал детей как личностей, делая ставку на воспитании в их неокрепшем сознании здоровых идеалов дружбы, уважения, взаимопомощи и прочего. При этом в произведениях Носова напрочь отсутствует идеологическая пропаганда, столь свойственная писателям того периода. Наконец, детские рассказы Носова — это просто увлекательные истории, захватывающие внимание с первых же страниц.

Николай Носов с сыном


За свою творческую карьеру Носов был удостоен множества государственных премий и наград. Слава состоявшегося детского писателя окончательно укрепилась за ним после выхода трилогии о Незнайке, ставшей классикой детской литературы. А ведь в юности Николай и вовсе не помышлял о сочинительстве. В детстве он учился музыке, после школы всерьез увлекался химией, а после, неожиданно для себя самого, поступил на режиссерский факультет художественного института. Некоторое время Николай Николаевич работал в «Союзкино» постановщиком и режиссером анимационных, учебных и научно-популярных фильмов. Вероятно, такой опыт тоже благоприятно отразился на творчестве Носова, ведь впоследствии на основе его рассказов было создано несколько десятков фильмов и мультфильмов. В целом же произведения Носова числятся в ряду рекордсменов по частоте переводов на иностранные языки. Персонажей Николая Николаевича Носова знают во всем мире.

Писатель за работой


Смерть настигла писателя во сне на шестьдесят восьмом году жизни. Причиной смерти Носова стал разрыв сердечной мышцы. Из рассказов внука писателя стало известно, что Николай Николаевич в последние дни жизни чувствовал себя неважно и даже как будто предчувствовал скорую кончину. Похороны Николая Носова состоялись в Москве. На надгробии могилы Носова на Кунцевском кладбище куда-то весело бежит в своей огромной шляпе Незнайка — самый любимый герой писателя…

Надгробие отца и сына Носовых на Кунцевском кладбище

Линия жизни

23 ноября 1908 г. Дата рождения Николая Николаевича Носова.
1927 г. Поступление в Киевский художественный институт.
1929 г. Перевод в Московский государственный институт кинематографии.
1932 г. Работа режиссером анимационных и научно-популярных фильмов в «Союзкино».
1938 г. Литературный дебют Николая Носова в детском журнале «Мурзилка».
1945 г. Публикация первого сборника детских рассказов Николая Носова.
1925 г. Удостоен Сталинской премии СССР за повесть «Витя Малеев в школе и дома».
1969 г. Удостоен Государственной премии имени Крупской за роман «Незнайка на Луне».
26 июля 1976 г. Дата смерти Носова.

Памятные места

1. Киев, где родился Николай Николаевич Носов.
2. Ирпень, где прошло детство писателя.
3. Буча, где Носов работал на заводе.
4. Московский институт кинематографии (ныне ВГИК), где учился Носов.
5. Кунцевское кладбище в Москве, где похоронен Носов.

Эпизоды жизни

Немногие знают, что Николай Носов писал и для взрослой аудитории. Так, в числе «серьезных» работ из репертуара писателя отмечают автобиографическую повесть «Тайна на дне колодца», цикл фельетонов «Иронические юморески» и «Повесть о моем друге Игоре» — своеобразный художественный дневник Носова, где тот фиксировал все интересное из жизни своего подрастающего внука. Незадолго перед смертью Носов задумал и даже начал было писать «Повесть о первой любви», но закончить произведение, увы, не успел.

Биография Носова насыщена трагическими событиями. Писателю довелось жить в тяжелые для страны времена: Октябрьская революция, Первая мировая, Великая Отечественная… Разумеется, пришлось знавать и голод, и нужду. Так, однажды, когда Николай был еще ребенком, вся его семья, включая его самого, заболела тифом. К счастью, все выздоровели, но маленькому Николаю довелось хворать дольше всех. Позже, окончив школу, Носов устроился на кирпичный завод разнорабочим, а кроме того подрабатывал по возможности землекопом, косарем, торговцем газет.

Прошло уж более ста лет со дня рождения создателя знаменитого Незнайки, а памятник Носову до сих пор так и не открыли. Зато Центральный банк России выпустил серебряную монету памяти Николя Носова. На монете выгравирован портрет Николая Николаевича и изображен красочный Незнайка. Кстати, в истории России это первая цветная монета. Тираж монет составил 7500 штук.

Завет

«Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное — любви к ним… Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и теплым уважением».

Биографический фильм о Николае Носове

Соболезнования

«Когда деда не стало, мне было 14 лет. Сейчас почему-то вспоминается тот вечер, когда я видел его последний раз — дня за три до его смерти… Почему-то запомнился испуг на лице деда, рядом с которым я стоял…»
Игорь Носов, внук

«Незнайка — это было открытием… Приключения, характеры, знания, мораль — всё было вложено в книгу, и так легко и органично — что ни одному ребёнку и в голову не приходило, что его не просто развлекают, его учат… Вот почему я так люблю эту книгу».
Сергей Лукьяненко, писатель

«В СССР было много выдающихся детских писателей, но ни у кого не было «Незнайки на Луне». Попробуйте его сейчас перечитайте. Наше общество скроено по его книжке. Но её ценность далеко не ограничивается политсатирой».
Лев Пирогов, писатель

Ссылки

Биография Николая Носова в «Википедии»
Произведения и биография Носова в электронной энциклопедии «Великие сказочники мира»
Собрание сочинений Николая Носова в библиотеке Максима Мошкова
Рассказы Николая Носова на сайте «Лукошко сказок»

 

Также может быть полезно:

epitafii.ru

Носов Николай Николаевич — БиблиоГид

Что ни говорите, а Носов — самая подходящая фамилия для писателя, тем более — для детского писателя, и уж тем более — для весёлого детского писателя. Только послушайте: Н о с о в — просто, легко и немного забавно. Хорошо, в общем. А ещё лучше, если сам писатель подходит своей фамилии.
У Носова действительно был нос и совсем не маленький, крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И всё это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим, глуховатым голосом. На первый взгляд — неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные называли его «хмурым ворчуном». Но что они знали, эти иные? Они ведь, наверное, и книг-то его не читали. А следовало бы. Впрочем, начать никогда не поздно.
«— Бобик, иди скорей кисель есть! — закричал Барбос.
Бобик прибежал:
— Где кисель?
— Да вот у меня на спине. Облизывай.
Бобик давай ему спину облизывать.
— Ох и вкусный кисель! — говорит.
Потом они перенесли пирог на стол. Сами тоже на стол уселись, чтобы удобнее было. Едят и разговаривают.
— Тебе хорошо живётся! — говорит Бобик. — У тебя всё есть!
— Да, — говорит Барбос, — я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу — гребешком причёсываюсь, хочу — на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.
— А тебе позволяет дедушка?
— Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.
— А где же дедушка спит?
— Дедушка там, в углу, на коврике…»
Ну разве мог хмурый ворчун написать так смешно? Или, может быть, верно распространённое мнение, что все самые весёлые юмористы, как правило, люди раздражительные, угрюмые и чуть ли не злые? Может, так оно и есть, но только не в этом случае.
Николай Николаевич Носов и правда был человеком необщительным, замкнутым. Но шло это от какой-то особенной деликатности, ранимости и даже неуверенности в себе. Что кажется странным, ведь от природы он обладал весьма разнообразными талантами, о чём свидетельствуют хотя бы его многочисленные увлечения.
«В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлёкся химией и вполне серьёзно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем». Так о своих «метаниях» он напишет в автобиографии. Но напишет, как всегда о себе, очень кратко. Для того чтобы эти сухие слова наполнить красками и звуками, стоит открыть его повесть «Тайна на дне колодца». И увидеть маленький посёлок Ирпень неподалёку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актёра (это смотря по обстоятельствам) Николая Носова, и где его средний сын, тоже Николай, сделал в буквальном смысле свои первые шаги. Вскоре семья переехала в Киев — пришло время определять мальчиков в гимназию. А всего через несколько лет началась гражданская война. Голод, тиф, смерть — всё выпало на их долю. И обо всём этом рассказал уже известный писатель Николай Николаевич Носов в своей последней книге. Повесть «Тайна на дне колодца» вышла отдельным изданием уже после смерти автора, в 1978 году.
А ровно за сорок лет до того увидел свет его первый рассказ — «Затейники». В это время Н.Н.Носов ещё работал в кино и продолжал там работать до 1951 года, снимая как режиссёр самые разные (мультипликационные, научные, учебные) фильмы. Но одновременно писал весёлые рассказы для детей и о детях, которые всё чаще появлялись в журналах «Мурзилка», «Костёр», «Затейник» и на страницах газеты «Пионерская правда». Появлялись и сразу же становились невероятно популярными. Секрет читательского ажиотажа объяснялся довольно просто. Сначала в небольших рассказах, а потом и в «больших» повестях («Весёлая семейка», 1949; «Дневник Коли Синицына», 1950; «Витя Малеев в школе и дома», 1951) Николай Николаевич так умело прятался за маленьких героев, что казалось, будто они сами, безо всякого участия автора рассказывают о своей жизни, о горестях, радостях, проблемах и мечтах. Так, напрямую, без посредников, герои и читателя находили друг друга и разговаривали, и смеялись вместе, и спорили, и дружили.
Наверное, по той же причине герои Носова потом легко перекочёвывали в фильмы и спектакли, оставаясь и там самыми обыкновенными «невыдуманными» мальчишками — непоседами, изобретателями и фантазёрами.
Со временем ко всем этим героям присоединился ещё один, на сей раз — сказочный. Незнайка пришёл сам и привёл с собой целую ораву весёлых и шумных коротышек, которые постоянным местом жительства избрали для себя три книжки Носова: «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964-65). Там они прекрасно устроились и вытворяли, что хотели: ссорились, мирились, летали на воздушном шаре, отправлялись в космическое путешествие и даже участвовали в революции на Луне.
Но даже эти «выдуманные» сказочные коротышки подозрительно походили на своих маленьких читателей. Особенно — Незнайка. Точь-в-точь мальчишка-сорванец, из-за собственного неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории. Потому и полюбился он больше всех. И не только нашим (тогда — советским) ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже по-японски!
Так что, если вы по случаю окажетесь в Японии, то не особенно удивляйтесь, увидев кафе «Незнайка». Заходите спокойно — вас обязательно встретит там старый, добрый и весёлый друг.

Ирина Казюлькина

 

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 4 т. — М.: Дет. лит., 1979-82.
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 4 т. / Худож. А.Астрецов. — М.: Совр. писатель, 1993.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 3 т. / [Рис. Г. Валька и др.] — М.: ОНИКС, 1998.
Какими всё-таки просторными могут оказаться четыре или даже три тома. В них прекрасно умещаются и непоседа Мишка и его друг Колька с их неукротимой кашей, сломанным телефоном и целым семейством цыплят; и Витя Малеев вместе со школой и домом; и Незнайка со всеми своими приключениями; и ещё многие другие герои из рассказов, повестей и романов Николая Николаевича Носова.

ВСЕ РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ / Худож. И.Семёнов. — М.: Изд. И.П.Носова: Дрофа-Плюс, 2006. — 734 с.: ил.
Перед тем как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких. Им придётся нелегко, если вы решите соорудить инкубатор, или развести пчёл, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите всё это проделать, никто и не сомневается. Носов так заразительно умеет рассказать о всяких увлечениях своих героев, что не последовать их примеру просто невозможно.

ЖИВАЯ ШЛЯПА И ДРУГИЕ РАССКАЗЫ / Худож. Г.Юдин. — М.: Дом, 1993. — 249 с.: ил.
В жизни каждого человека есть место подвигу. А что, скажете, не подвиг — справиться с разъярённой живой шляпой, или вернуть украденные огурцы, или… каждый день ходить в школу?! Так-то вот — в жизни каждого человека есть место подвигу!

ПОВЕСТЬ О МОЁМ ДРУГЕ ИГОРЕ. — Изд. 2-е. — М.: Дет. лит., 1973. — 143 с.: ил.
Если вы знаете книгу К.И.Чуковского «От 2 до 5» и до слёз хохотали над «лепыми нелепицами» тех, кому уже исполнилось 2 года, но ещё не перевалило за 5, то и эта книга будет вам небезынтересна. В ней, правда, присутствует только один представитель «малышовского племени» по имени Игорь. А наблюдает за ним и пытается понять Николай Николаевич Носов, который приходится герою не кем-нибудь, а дедом.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ; НЕЗНАЙКА В СОЛНЕЧНОМ ГОРОДЕ; НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ / Ил. А.Лаптева и Г.Валька. — М.: Правда, 1990. — 720 с.: ил.
Как много кругом коротышек! Вот Знайка — умник, изобретатель, всё знает, всё умеет. А вот Винтик со Шпунтиком — первоклассные мастера, в два счёта соберут самую сложную машину. А вот доктор Пилюлькин — от любой болезни вылечит. Но подружиться хочется почему-то именно с Незнайкой — драчуном, хвастуном, неумёхой и забиякой. Может потому, что с ним не заскучаешь?..

ТАЙНА НА ДНЕ КОЛОДЦА: Повесть / Предисл. М.Бременера. — М.: Дет. лит., 1978. — 303 с.
Это последняя книга Николая Носова. И для него не совсем обычная — грустная, печальная. И хотя в ней немало смешного, тон её совсем не весел. Наверное, потому, что рассказывает Носов о своём детстве и юности, которые пришлись на страшные годы гражданской войны и послевоенной разрухи.

ФАНТАЗЁРЫ: Рассказы, сказки, повести / Предисл. И.Носова; Рис. Г.Валька и др. — М.: Оникс, 2000. — 670 с.: ил.
Вы океан переплывать не пробовали? А акула вам, случайно, голову не откусывала? Ну хоть на Луне-то вы, надеюсь, были? Нет?! Так вы просто не фантазёры. Вот Мишутка со Стасиком проделывали всё это сотни раз!..

Ирина Казюлькина

 

 

Носов Н. О себе и о своей работе: [Автобиография] // Лауреаты России. — М.: Современник, 1973. — С. 375-392.

Носов Н. О писательском труде // Вслух про себя: Кн. 2. — М.: Дет. лит., 1978. — С. 248-261.

Баруздин С. О Николае Носове // Баруздин С. Заметки о детской литературе. — М.: Дет. лит., 1975. — С. 170-175.

Бегак Б. Город Солнца и город Луны // Бегак Б. Дети смеются. — М.: Дет. лит., 1979. — С. 140-153.

Бегак Б. Странствия продолжаются // Бегак Б. Правда сказки. — М.: Дет. лит., 1989. — С. 77-88.

Жизнь и творчество Николая Носова: Сб. / Сост. С.Миримский. — М.: Дет. лит., 1985. — 256 с.: фотоил.

Катаев В. О Николае Носове // Носов Н. Собр. соч.: В 3 т.: Т. 1. — М.: Дет. лит, 1968. — С. 5-7.

Носов И. О моём друге дедушке // Носов Н. Собр. соч.: В 3 т.: Т. 1. — М.: ОНИКС, 1998. — С. 5-8.

Разумневич В. Весёлая семейка: О книгах Н.Носова // Разумневич В. Все детям ровесники. — М.: Дет. лит., 1980. — С. 118-145.

Рассадин Ст. Николай Носов: Крит.-биогр. очерк. — М.: Дет. лит., 1961. — 79 с.

Сивоконь С. Смех для всех // Сивоконь С. Весёлые ваши друзья. — М.: Дет. лит., 1986. — С. 71-103.

Таратута Е. Роман о пятилетнем человеке // Таратута Е. Драгоценные автографы. — М.: Сов. писатель, 1986. — С. 212-215.

И.К.

  

— ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ —

 Два друга: По повести «Витя Малеев в школе и дома». Сцен. Н.Носова. Реж. В.Эйсымонт. СССР, 1955.
Дружок: По рассказам «Дружок» и «Мишкина каша». Сцен. Н.Носова. Реж. В.Эйсымонт. Комп. Л.Шварц. СССР, 1958.
Живая радуга. Реж. Н.Бондарчук. Комп. Б.Петров. СССР, 1982. В ролях: Рома Генералов, Катя Лычёва, Н.Бурляев, Н.Бондарчук, С.Станюта, И.Макарова и др.
Незнайка с нашего двора. Реж. И.Апасян, И.Яковлева. Комп. М.Минков. СССР, 1983.
Приключения Толи Клюквина. Сцен. Н.Носова. Реж. В.Эйсымонт. Комп. А.Лепин, М.Парцхаладзе. СССР, 1964. В ролях: Андрей Филатов, Т.Пельтцер, Н.Гребешкова, Е.Весник, Б.Новиков, С.Филиппов, С.Харитонова и др.
Топинамбуры. Реж. В.Козачков. СССР, 1987.
Фантазёры. Сцен. Н.Носова. Реж. И.Магитон. Комп. А.Лепин. СССР, 1965.

— МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ —

 Бобик в гостях у Барбоса. Реж. В.Попов. Комп. В.Комаров. СССР, 1977. Роли озвучивают: Ю.Никулин, О.Табаков.
Винтик и Шпунтик — весёлые мастера. Сцен. Н.Носова. Реж. П.Носов. СССР, 1961.
Незнайка в Солнечном городе: В 10-ти сер. СССР, 1976-77.
Незнайка на Луне. Реж. А.Люткевич, Ю.Бутырин, А.Игнатенко. Россия, 1999.
Незнайка учится. Сцен. Н.Носова. Реж. П.Носов. СССР, 1961.
Приключения Незнайки и его друзей: В 10-ти сер. Комп. В.Шаинский. СССР, 1971-1973.
Случилось это зимой: По рассказу Н.Носова из серии «охотничьих рассказов». Сцен. Н.Носова. Реж. В.Пекарь, В.Попов. СССР, 1968.
Фунтик и огурцы. Сцен. Н.Носова. Реж. Л.Аристов. СССР, 1961.

 

 

И.К.

 

bibliogid.ru

биография для детей :: SYL.ru

Знаменитый детский писатель советских времен Николай Носов, придумавший известного героя Незнайку, в жизни был нелюдимым и молчаливым человеком со сложным и непреклонным характером, но это совсем не мешало ему создавать очень веселые и забавные произведения. Биография Николая Носова особо не отличалась от жизнеописаний миллионов других его соотечественников, родившихся в лихие годы войн и революций, однако находивших в себе силы жить и творить. Носов был удостоен множества наград и медалей, среди них — «Орден Красной Звезды» (1943 г.), Сталинская премия III степени (1952 г.), Государственная премия РСФСР им. Крупской Н. К. (1969 г.).

Николай Носов: биография

Писатель родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Его отец был артистом, а заодно подрабатывал железнодорожником. Все свое детство Николай провел в небольшом городишке Ирпень под Киевом, где он и пошел учиться в гимназию.

Биография Николая Носова рассказывает о том, что у своих родителей будущий писатель не был единственным ребенком, у него были еще два брата и сестра. Маленький Коля обожал ходить на концерты и выступления отца. И родители начали всерьез задумываться над тем, что, возможно, их мальчик станет артистом. Коля захотел играть на скрипке, но дело оказалось ему не под силу, и он забросил это занятие.

Увлечения

Биография Носова Николая Николаевича дальше рассказывает, что детство и юность писателя пришлись на тяжелые годы Первой мировой и Гражданской войн. Голод и холод были спутниками его семьи. В итоге все ее члены переболели тифом, но Бог миловал, никто из них не умер. Сам Николай потом вспоминал, что он болел дольше и тяжелее всех, надежды на выздоровление почти не оставалось. Но, вопреки всему, он выжил, и его мама просто плакала от радости, когда он выздоровел. Так он понял, что слезы бывают не только от горя.

Кроме музыки и театра Носова влекло к фотографии, шахматам, электротехнике. Времена были тяжелые, поэтому ему приходилось с 14 лет подрабатывать торговлей газетами, косарем, землекопом. После революции их гимназия стала школой-семилеткой. После ее окончания в 1924 году Носов сначала идет разнорабочим на Ирпеньский бетонный завод, а затем — на кирпичный завод в Буче.

Поиск профессии

Раскрывая далее тему «Носов Николай Николаевич: биография», хотелось бы отметить, что с юности будущий писатель сильно увлекся химией, у него была даже своя лаборатория на чердаке, где он с друзьями проводил свои опыты. Тогда-то он и начал мечтать о профессии химика и захотел поступить в Киевский политехнический институт. Для этого он пошел учиться в вечернюю профшколу, по окончании которой его планы резко поменялись. В свои 19 лет он решил, что будет учиться в Киевском художественном институте.

Затем, после двух лет обучения, в 1929 году переводится в Московский институт кинематографии Николай Носов. Биография содержит сведения о том, что в 1932 году он успешно его закончил и пошел работать режиссером и постановщиком анимационных, учебных и научных фильмов.

Свою автобиографию Николай Николаевич частично отразил в книге «Тайна на дне колодца». Во время Великой Отечественной он работал режиссером учебных военно-технических фильмов для вооруженных сил страны.

Творчество

Дальше Николай Носов пробует себя в качестве детского писателя в 1938 году. Первый его рассказ вышел под названием «Затейники», потом появились «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие. Печатались все эти рассказы в журнале «Мурзилка». В 1945 году был издан первый сборник рассказов «Тук-тук-тук», а еще через год вышел другой его сборник — «Ступеньки».

Сам Николай Носов признавался, что детским писателем стал совершенно случайно. Все началось с того, что он начал придумывать и рассказывать веселые истории своему сынишке, и дальше понял — это для него лучшее занятие, которым он бы мог заниматься. Носов начал основательно изучать не только детскую литературу, но и детскую психологию. Писатель считал, что к малышам надо относиться с любовью, теплом и большим уважением, именно поэтому его книги стали популярными у детской аудитории.

Другие произведения для детей

В 1947 году вышел еще один приключенческий сборник Николая Носова «Веселые рассказы». А самыми известными стали его повести «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына».

В 1952 году Николая Носова наградили Сталинской премией III степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома». Чуть позже, в 1954 году, по ней был снят детский фильм «Два друга».

Он показывал детям на примерах своих героев, что такое дружба, отзывчивость, взаимопомощь, и как сложно жить без всего этого. Такие нехорошие качества, как зависть, тщеславие и ложь, очень уж осуждал Николай Носов. Биография (для детей она тоже доступна и понятна) указывает на то, что во всех его произведениях прослеживается нравственная воспитательная тема.

Незнайка

Самыми известными произведениями Носова стали приключенческие истории о Незнайке. Все началось с первого его произведения «Винтик, Шпунтик и пылесос», а за ними появилась трилогия «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Самым первым иллюстратором его произведений о Незнайке стал Лаптев А.М., который и подарил детскому зрителю образ непоседливого мальчишки в шляпе. Потом иллюстрациями книг Носова занялся Г.О. Вальк, а дальше — художники И. Семенов, А. Каневский, Е. Афанасьева и другие.

Иронические юморески

Николай Носов — не только детский писатель, в 1969 году он выпустил сборник сатиры под названием «Иронические юморески», в которых затрагивались вопросы современной литературы. Он также писал об отношениях преподавателя и ученика, взаимоотношениях родителей и детей, о вредных привычках и т. д.

Тему «Носов Николай Николаевич: биография» очень хорошо раскрывает его автобиографическое произведение «Повесть о моем друге Игоре», состоящее из трех частей, которое было написано в 1972 году. Третья часть этого произведения, «Тайна на дне колодца», вышла в 1977 году, когда писателя уже не было в живых.

У Носова было две жены. Первая жена умерла и оставила сына — пятнадцатилетнего Петра. У второй жены детей не было. Сын писателя Петр Носов был фотожурналистом.

26 июля 1976 года в Москве на 68 году жизни и скончался всеми любимый писатель Николай Носов. Биография его упоминает о том, что он похоронен на столичном Кунцевском кладбище.

www.syl.ru

НОСОВ Николай Николаевич — Чтобы помнили

Русский советский прозаик, драматург

Лауреат Государственной премии (1952 год)

 

 

Николай Носов родился (10) 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актера.

 

С самой подходящей фамилией для писателя, тем более — для детского писателя, и уж тем более — для весёлого детского писателя. Только послушайте: Н о с о в — просто, легко и немного забавно. Хорошо, в общем. А ещё лучше сам писатель подходил своей фамилии.


У Носова действительно был нос и совсем не маленький, крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И всё это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим, глуховатым голосом. На первый взгляд — неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Его называли «хмурым ворчуном». Но книги он писал исключительно веселые.


«— Бобик, иди скорей кисель есть! — закричал Барбос.
Бобик прибежал:
— Где кисель?

— Да вот у меня на спине. Облизывай.
Бобик давай ему спину облизывать.
— Ох, и вкусный кисель! — говорит.
Потом они перенесли пирог на стол. Сами тоже на стол уселись, чтобы удобнее было. Едят и разговаривают.
— Тебе хорошо живётся! — говорит Бобик. — У тебя всё есть!
— Да, — говорит Барбос, — я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу — гребешком причёсываюсь, хочу — на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.
— А тебе позволяет дедушка?
— Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.
— А где же дедушка спит?
— Дедушка там, в углу, на коврике…»


Период с 3 до 18 лет описан Носовым в повести «Тайна на дне колодца», вышедшей после смерти писателя в 1978 году.


Носов вспоминает, что осознавать себя отчетливо он начал к трем-четырем годам. Он видит себя в окружении вещей, которые пробуждают мысли и – главное – действуют на чувства: «Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит,… погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него немного добьешься слов». Шкаф говорит на непонятном, скрипучем языке. «Буфет более легкомысленное и франтованное существо». В буфете хранятся всякие вкусности. И говорит буфет, по определению Коли, так: «говорливо скрипит, шипит, сипит, визжит, хрипит, крякает всеми своими дверцами и ящиками». А вот кресла похожи на чопорных теток, «им до зарезу хочется посудачить о том, о сем, да неохота показывать, что их могут интересовать такие пустяки, как праздные разговоры».


«В школьные годы мечтал стать музыкантом (кем-то вроде Паганини по меньшей мере), потом забросил скрипку, увлёкся химией и вполне серьёзно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо Политехнического поступил в Художественный… Окончил же Институт кинематографии, потом работал в кино, потом стал детским писателем» — так о своих «метаниях» Носов напишет в автобиографии. Но напишет, как всегда о себе, очень кратко. А в повести «Тайна на дне колодца» читатель увидит маленький посёлок Ирпень неподалёку от Киева, где жила тогда небольшая семья то ли железнодорожника, то ли актёра (это смотря по обстоятельствам) Николая Носова, и где его средний сын, тоже Николай, сделал в буквальном смысле свои первые шаги.

 

У Николая Носова был старший брат. Когда семья переехала в Киев — пришло время определять мальчиков в гимназию. А всего через несколько лет началась гражданская война. Голод, тиф, смерть — всё выпало на их долю.

 

В школе лучше Николай учился лучше брата. Окончив семилетнюю школу в 1924 году, оба начнут зарабатывать деньги. Николай будет работать на кирпичном заводе мусорщиком, вывозить шлак из печи для обжига кирпича. Одновременно самостоятельно учиться по программе средней школы.

 

Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством — наряду с шахматами, фотографией, электротехникой и радиолюбительством. Был газетным торговцем, землекопом и косарем


Николай Носов мечтал поступить в институт. Но было и другое: увлечение фотографией, например. Все, что делал Носов уже в те годы, делал безоглядно, отдаваясь целиком. Начав заниматься фотографией, тратит все деньги на нее, вплоть до того, что единственной его одеждой остается спецовка, полученная на заводе.

 

Кроме этого мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института; перед самым поступлением передумал и вместо политехнического поступил в художественный… Это был Киевский художественный институт. А через два года, в 1929 году, Носов перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Закончив его, почти двадцать лет, с 1932 по 1951 год работал в кино. Был режиссером мультфильмов, научных и учебных картин. Во время Великой Отечественной войны снимал, как режиссер, военно-патриотические фильмы.


Сохранился такой эпизод из жизни Носова. Как-то ему поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию. Английский инструктор показал нашему водителю-танкисту, как управлять танком. Англичане уехали. Спустя несколько дней, танк во время съемок закапризничал и вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, машина описывала громадную кривую дугу. Танкист нервничал, суетился, перекопал всю площадку во дворе, но танк упрямо не хотел поворачиваться вокруг своей оси и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.


Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но, что гораздо важнее судьба танка, который должен был поступить на вооружение наших войск. Николай Николаевич работал над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре Носов, наблюдавший за действиями механика, обнаружил ошибку. Водитель был смущен, он извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что тот знает технику просто как любитель. Носов умудрился «открыть танк» и заснять работу внутренних деталей машины. Показ сопровождался «Лунной сонатой» Бетховена. За этот фильм, и вообще за работу в области научно-технического кино, Носов был награжден орденом Красной Звезды. Это было в 1943 году.

 

Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале «Мурзилка».

 

«Постепенно я понял, что сочинять для детей — это наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил Носов.

 

Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке». Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие были объединены в детгизовском сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Сборники рассказов «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. (В «Веселых рассказах» главные герои — неразлучная пара друзей, которые, являясь полной противоположностью, прекрасно дополняют друг друга.) Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых. Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

 

В 1949-50 годы публикуются и становятся популярными повести «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицина».

 

Широкую известность детскому писателю принесла повесть «Витя Малеев в школе и дома», вышедшая в 1951 году и удостоенная в 1952 году Государственной премии СССР. В 1955 году по повести был снят кинофильм «Два друга».

 

Но самым огромным успехом у юных читателей пользуется трилогия о Незнайке —  «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе»(1958), «Незнайка на Луне» (1964-1965). По этим сказочным повестям поставлено несколько анимационных фильмов.

 

Рассказы и повести писателя – книги о реальной жизни современных ребят, в которых юные читатели могут узнать не только себя, но и обстановку, в которой они живут: обстановку семьи, школы, улицы, пионерского лагеря. Это книги для детей и про детей. Герои Носова – не просто мальчики, а маленькие граждане своей страны. Его мальчишки принципиальны, изобретательны, умны.

 

В предисловии одной из книг Носов написал комментарий: «Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается. Николай Носов так заразительно умеет рассказывать о всяких разных делах своих героев, что просто невозможно устоять перед соблазном сделать все самому!»


В жизни Николай Николаевич был совершенно нетребователен. Ему безразлично было, что будет на обед или ужин. Он не любил покупать одежду. Некоторые говорили о его нелегком характере – да, он бывал непреклонен, а иногда и резок, отстаивая свое мнение по разным вопросам. Но не было более отзывчивого и простого человека, чем Носов, в общении с людьми, в быту. Удивляла его особенная деликатность – не внешняя, от воспитания, а из души, доброта. Он был на редкость правдивым человеком. Ему были глубоко, до болезненности, противны ложь, лицемерие, притворство. Он не любил обременять близких своими мелкими поручениями: сам покупал себе бумагу, сам печатал свои произведения. В жизни он не был веселым остряком. Он казался невеселым, замкнутым, скупо открывающимся, он избегал демонстрировать себя.


Николай Носов сам был редкостным фантазером. Его фантазия и подарила всем нам Незнайку и других коротышек – маленьких человечков ростом с огурец — с их увлекательнейшими путешествиями в Цветочном городе и даже на Луне. Сказочная трилогия о Незнайке – второй этап творчества. Если в ранних повестях и рассказах маленькие читатели узнавали, как сварить кашу, построить инкубатор, научиться арифметике, то в трилогии о Незнайке Носов выводит их далеко за рамки житейского опыта. Автор наполняет свою трилогию массой научных сведений: от технических до космических.

 

На Луне в городе Давилоне издается газета «Для дураков». Причем пользуется она неслыханным успехом. Вы думаете, что газету не покупают, чтобы не прослыть глупцом. Каждый, кто покупал «Газету для дураков», оказывается, покупал ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. (Сравнить с нашей прессой). Оболванивание рядового читателя — забота такой прессы.
В описании злоключений Незнайки есть такой эпизод: на земле Незнайка жил в обществе равных, а на Луне впервые столкнулся с социальной несправедливостью.


Третий этап в творчестве писателя – автобиографические повести. «Тайна на дне колодца» – так называется повесть, которую он написал о себе самом, своем детстве и взрослении, о тайне, которую многие годы хранил колодец, из которого семья Носовых брала воду. «Повесть о моем друге Игоре» так назвал писатель произведение, посвященное своему внуку. Но книга могла быть названа «О друге Ване /Пете или Сереже», ибо каждый мальчишка и каждая девчонка узнают на ее страницах черты своего характера, встретятся со своими радостями и бедами, мечтами и надеждами.

С внуком.

 

В 1957 году авторитетный международный журнал произвел подсчет — какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим — вслед за М. Горьким и А. Пушкиным — оказался детский писатель Николай Носов. Стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже по-японски!

Так что, если вы по случаю окажетесь в Японии, то не особенно удивляйтесь, увидев кафе «Незнайка». Заходите спокойно — вас обязательно встретит там старый, добрый и весёлый друг.

 

 

Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.

 

Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года.

 

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

 


 

23 ноября 1908 года — 26 июля 1976 года

chtoby-pomnili.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *