Глобальные проблемы человечества их причины
Научно-техническая революция (НТР).
Вспоминаем термин РЕВОЛЮЦИЯ .
В истории известно огромное количество революций, от освоения огня до изобретения колеса, но именно НТР в наибольшей степени определяет жизнь современного ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО общества.
Смотрите видео:
Итак,
НТР – качественный скачок в развитии производительных сил общества на основе совершенствования научных знаний и технологий, наивысшее проявление научно-технического прогресса, который идет в течение всей мировой истории.
НТР начинается в середине XX века. С какими событиями можно ее связывать, какие примеры приводить при необходимости в письменных заданиях?
Это изобретение компьютера в 1940-1960- ее годы (предпосылка информационной революции), полет человека в космос (освоение человечеством нового пространства), создание сети Интернет в 1950-1970-е гг.
Посмотрим, каким образом изменился социум в результате НТР? Бесспорно, совершенствуется производство, на основе новых технологий автоматизируется производство и быт людей, мировая экономика а также культурная (духовная) сфера становятся едиными – ГЛОБАЛИЗУЮТСЯ.
НТР объединяет (глобализует) мир, формирует единое экономическое, информационное, культурное пространство, является главной предпосылкой возникновения ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. Что это? Кодификатор ЕГЭ дает нам фактический синоним, который удобно применять для определения.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – угрозы XXI века, способные при отсутствии мер по их решению поставить человечество на грань полного уничтожения.
Каковы их признаки? Это:
- Затрагивают каждого человека на планете;
- Могут быть решены только совместными усилиями всего международного сообщества;
- Угрожают существованию всего человечества.
Изучением глобальных проблем занимается уже знакомая нам наука социальная философия. Здесь важно понимать, какие бывают глобальные проблемы, как они проявляются в социальной реальности, и как с ними бороться.
Основные группы проблем:
А теперь ПРАКТИКУМ. Закрепим усвоенные знания, выполнив задание 28 (сложный план). Напомню Вам, что это универсальный способ проверить ваши знания по конкретной теме. Строить сложный план я советую после каждой пройденной темы.
Итак, тема задания 28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Мы видим, что план двухсоставный, поэтому начинаем с наиболее широкого определения. Что шире: 1) экологический кризис или 2) глобальная проблема? Экологическая проблема – одна из групп ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, поэтому начинаем с определения глобальных проблем:
- 1. Понятие «глобальная проблема человечества».
Этот пункт мы не раскрываем. Далее, выделяем насколько уже известных нам видов проблем.
- 2. Виды глобальных проблем:
А) экологический кризис
Б) демографическая
В) Север-Юг
Г) терроризм
Вспоминаем, что о каждой проблеме логично указывать ее ПРОЯВЛЕНИЯ (СУТЬ) и СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ.
- 3. Проявления экологического кризиса:
А) опустынивание
Б) истощение ресурсов
В) загрязнение
Г) гибель редких видов
Казалось бы, задание выполнено, но я бы советовал, по возможности, писать план из 4-х пунктов. Для чего? В случае ошибок, неверных формулировок в одном из пунктов, нам поможет другой. Своеобразная подстраховка от потери баллов.
Тем более, в данном случае, мы точно знаем, что писать:
- 4. Способы борьбы с экологическим кризисом:
А) развитие безотходных технологий
Б) развитие энергосберегающих технологий
В) переход на альтернативные виды энергии
Г) ужесточение экологического законодательства
Итак, вот наш ответ:
- 1. Понятие «глобальная проблема человечества».
- 2. Виды глобальных проблем:
А) экологический кризис
Б) демографическая
В) Север-Юг
Г) терроризм
- 3. Проявления экологического кризиса:
А) опустынивание
Б) истощение ресурсов
В) загрязнение
Г) гибель редких видов
- 4. Способы борьбы с экологическим кризисом:
А) развитие безотходных технологий
Б) развитие энергосберегающих технологий
В) переход на альтернативные виды энергии
Г) ужесточение экологического законодательства
Таким образом, сегодня мы с Вами проработали тему «УГРОЗЫ XXI ВЕКА (ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ)» и еще раз потренировали написание сложного плана в задании 28.
egewin.ru
ЕГЭ. Общество. Тема 15.Глобальные проблемы человечества |
Глобальные проблемы возникли во второй половине 20 века, от их решения зависит судьба всего человечества.
Слово «глобальный» иноязычного происхождения, с фр. — «всеобщий», с лат. — «земной шар».
Причины возникновения глобальных проблем
- Целостность современного мира, всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных сферах общества. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим.
- Возросшая экономическая мощь человечества, развитие технологий, что, к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование открытий человеческого разума, негативное влияние на природу. Человечество созидает и разрушает одновременно.
- Неравномерность развития стран, которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися странами)
- Превращение противоречий, конфликтов, проблем из локальных в общемировые.
Таковы причины возникновения глобальных проблем. Одни из проблем возникли с началом освоения космоса, другие появились в конце 20-21 го века, например, проблема терроризма.
Признаки глобальных проблем
- Масштаб проявления. Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.
- Острота проявления, необходимость решать их как можно скорее.
- Комплексный характер, то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.
- Возможность решения проблем только совместными усилиями всех стран и народов.
- Влияние на ход развития человеческой цивилизации.
Типы глобальных проблем
1.Проблемы между государствами
- Угроза третьей мировой войны (предотвращение угрозы термоядерной войны, создание благоприятных условий для развития стран и народов)
- Угроза локальных войн , которые могут перерасти в мировые.
- Проблема «Север-Юг», то есть между развитыми и развивающимися странами
( преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка)
- Проблема международного терроризма
2.Проблемы взаимодействия человечества и природы
- Экологическая проблема (предотвращение загрязнения окружающей среды, бережное отношение к природе)
- Сырьевая проблема (обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики): истощение ресурсов, животного и растительного мира.
- Продовольственная проблема (обеспечение продовольствием, борьба с голодом)
- Рациональное использование мирового океана и космоса.
- Негативные последствия НТР, непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.
3.Проблемы взаимоотношений людей в обществе
- Демографическая проблема, то есть народонаселения ( быстрые темпы рождаемости, высокая смертность, в некоторых странах превышающая рождаемость)
- Проблема сохранения и укрепления здоровья людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями, профилактическая работа)
- Проблема образования (соответствие его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах)
- Проблема культурного роста (сохранение исторических памятников культурного наследия мира — деятельность ЮНЕСКО; деградация «массовой культуры», размывание нравственных ценностей, уход в мир иллюзий)
Пути решения глобальных проблем
- Выявление глобальных проблем, придание им статуса мировых, планирование решений и контроль за их исполнением со стороны специально для этого созданных международных организаций.
- Изучение причин, приводящих к возникновению проблем, стремление избежать их.
- Создание чёткой международной системы прогнозирования глобальных проблем.
- Формирование нового планетарного мышления, чтобы каждый человек осознавал себя не только гражданином своей страны, но и всего мира, был неравнодушен к проблемам человечества.
Пути решения некоторых глобальных проблем
1.Предотвращение новой мировой войны
- Создание международной организации ( ООН), цель которой — сотрудничество стран в деле предотвращения конфликтов между странами.
- Оказание конфликтующим странам помощи в мирном урегулировании проблем.
- Подписание международных договоров о сокращении вооружения, прекращении ядерных испытаний.
- Установление жёсткого международного контроля за ядерным и химическим оружием.
- Широкое привлечение к решению проблемы общественных организаций.
Термины
Пацифизм — антивоенное миротворческое движение, выступающее против любых войн, какие бы цели они ни преследовали.
Пагуошское движение учёных, выступающих за мир, разоружение, международную безопасность. Зародилось в 1955 году (А.Энштейн, Ф.Жолио-Кюри, Б. Рассел и др.).
Международное студенческое и молодёжное Пагуошское движение началось в 1987г.
В 1995- Пагуошское движение стало лауреатом Нобелевской премии мира за многолетние усилия по запрещению ядерного оружия.
2.Экологическая проблема
- Оптимизация использования природных ресурсов в производстве.
- Охрана природы, создание охраняемых территорий — заповедников.
- Достижение экологической безопасности для жизни человечества.
- Сознание безотходных производств, переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений.
- Демографическая проблема
- Сбор, обработка и сохранение демографической информации по линии ООН.
- Разработка рекомендаций государствам по проведению демографической политики.
- Исследование демографических проблем (анализ взаимодействия демографических, экономических, социальных процессов).
- Проведение международных конференций по проблеме народонаселения на международном уровне.
- Проблема «Север — Юг»
- Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам: безвозмездная экономическая и финансовая помощь, строительство больниц, школ, промышленных предприятий.
- Для решения топливно-сырьевой проблемы в развивающихся странах – широкое использование в них нетрадиционных источников энергии и тепла ( ветровой, приливной, солнечной и др.), развитие в них атомной энергетики.
- Для решения продовольственной проблемы помогать эффективнее использовать , наряду с экстенсивной экономикой, интенсивную, то есть увеличивать сельскохозяйственную продукцию за счёт химизации, механизации, автоматизации производства, использования высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.
- Проблема использования ресурсов мирового океана
- Охрана вод мирового океана от загрязнения.
- Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов в водах мирового океана.
- Создание мировой структуры морского хозяйства, то есть выделение специальных зон для ловли рыбы, нефтедобычи, а также рекреационных зон, то есть неиспользуемых.
- Совершенствование структуры портовых и промышленных комплексов по переработке морской продукции.
6.Проблема мирного освоения космоса
- Сотрудничество стран в освоении космоса.
- Неиспользование космоса в военных целях, а только в мирных.
7.Проблема международного терроризма
Террор — от лат. «страх, ужас».Это насильственные действия, направленные на подавление противников, которые осуществляются средствами запугивания, террористических актов, убийства лидеров или мирного населения.
Цель террора — достижение политических, экономических, социальных изменений в государстве, подрыв международного порядка.
Существует несколько видов терроризма, поэтому и пути решения проблемы в каждом отдельном случае — свои.
Виды терроризма
- Националистический (национальный, этнический, сепаратистский), цель которого — решить национальные вопросы.
- Религиозный — характеризуется попытками вооружённых группировок вести борьбу за распространение своей религии.
- Криминальный – формируется на основе какого- либо бизнеса, чаще всего это наркобизнес, контрабанда, незаконная продажа оружия. Цель – защита своего бизнеса, создание напряжённости в стране, которая создаёт благоприятные условия для подобного рода бизнеса.
- Экологический — характеризуется тем, что террористы насильственными методами выступают против прогресса вообще за сохранение чистоты природы.
- Политический терроризм имеет целью заставить страну или мировое сообщество выполнить их политические требования.
Говоря о признаках проблемы терроризма как мировой, нужно отметить, что, наряду с общими признаками, свойственными любой глобальной проблеме, терроризм имеет ряд специфических признаков:
- Проблема терроризма связана со всеми основными сферами жизнедеятельности людей.
- Большое влияние на проблему оказывают криминальные структуры, что делает её ещё более острой.
- Важной чертой терроризма является его непредсказуемость, что значительно осложняет борьбу с ним. Часто в проведении террористических акций привлекаются люди с неуравновешенной психикой. Проблема терроризма всегда связана со страшными последствиями- гибелью людей(ведь именно террористические акции приводят к страху, к панике людей, чего и добиваются террористы).
Пути решения проблемы международного терроризма
- Повышение контроля за деятельностью зарубежных организаций, с целью максимального снижения возможности экспорта терроризма в страны.
- Активизирование превентивной, то есть предупредительной деятельности, устранение предпосылок возникновения террористических организаций, нейтрализация существующих.
- Осуществление мер, способных снизить напряжённость в странах: проведение активной молодёжной политики, сокращение безработицы, решение социально-экономических проблем.
- Стабилизация политической обстановки, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни
- Создание благоприятных условий для развития различных этносов с целью предотвращения конфликтов на религиозной и национальной почве.
Взаимосвязь и взаимодействие глобальных проблем
Все глобальные проблемы тесно связаны друг с другом. На ЕГЭ могут встретиться вопросы , суть которых в следующем: приведите примеры взаимодействия глобальных проблем.
Приведу некоторые примеры ответов.
- Экологическая проблема – тесно связана с проблемой сохранения здоровья людей, с истощением природных богатств (то есть с сырьевой проблемой).
- Демографическая проблема связана с проблемой « Север-Юг», так как осложняются отношения между странами; она же связана с проблемой терроризма. Ради спасения семьи, не находя работы, люди могут вступить в террористические организации; такая же причина и участия людей в перевозке наркотиков, то есть связь с проблемой сохранения здоровья людей.
- Угроза третьей мировой войны связана практически со всеми проблемами: и экологической, и сохранения здоровья, и с проблемой защиты Мирового океана, и с освоением космоса.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
obschestvoznanie-ege.ru
«Глобальные проблемы современности» (учимся составлять план)
Тихонова Наталья Александровна, учитель высшей категории средней школы №1
г. Данилова Ярославской области
Урок – практикум в 10 классе на тему
«Глобальные проблемы современности» (учимся составлять план)
Цели урока:
1.Обобщить знания о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека.
2. Развитие умений выделять главное в тексте, сокращать информацию, развитие умений структурировать информацию, создавать план ответа по теме
3. Способствовать воспитанию качеств толерантности и поликультурности; уважения к миру, в котором живёшь; ответственности за его будущее.
Вступительное слово учителя.
Давайте вспомним: что такое глобальные проблемы?
это проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, представляющие угрозу для всего человечества и потому требующие для своего разрешения совместных усилий всего мирового сообщества.
Какие признаки понятия «глобальные проблемы мы можем выделить, исходя из этого определения?
Объективный характер
Угроза для всего человечества
Совместные усилия для разрешения глобальных проблем
Учитель: Исследователь экологических проблем Б. Коммонер вывел следующие законы:
Всё связано со всем
Все должно куда –то деваться
Природа «знает» лучше
Ничто не дается даром
Я вам сейчас прочитаю отрывок из рассказа
Р. Брэдбери И грянул гром
Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков этой мыши уже не будет — верно?
— Да.
— Не будет потомков от потомков от всех ее потомков! Значит, неосторожно ступив ногой, вы уничтожаете не одну, и не десяток, и не тысячу, а миллион — миллиард мышей!
— Хорошо, они сдохли, — согласился Экельс. — Ну и что?
— Что? — Тревис презрительно фыркнул. — А как с лисами, для питания которых нужны были именно эти мыши? Не хватит десяти мышей — умрет одна лиса. Десятью лисами меньше — подохнет от голода лев. Одним львом меньше — погибнут всевозможные насекомые и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни. И вот итог: через пятьдесят девять миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, гонимый голодом, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, друг мой, раздавив одну мышь, тем самым раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода. А этот человек, заметьте себе, не просто один человек, нет! Это целый будущий народ. Из его чресел вышло бы десять сыновей. От них произошло бы сто — и так далее, и возникла бы целая цивилизация. Уничтожьте одного человека — и вы уничтожите целое племя, народ, историческую эпоху. Это все равно что убить одного из внуков Адама. Раздавите ногой мышь — это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека — смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветет пышная жизнь. Наступите на мышь — и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь — и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий Каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдет Делавер. Соединенные Штаты вообще не появятся. Так что будьте осторожны. Держитесь тропы. Никогда не сходите с нее!
— Понимаю, — сказал Экельс. — Но тогда, выходит, опасно касаться даже травы?
— Совершенно верно. Нельзя предсказать, к чему приведет гибель того или иного растения. Малейшее отклонение сейчас неизмеримо возрастет за шестьдесят миллионов лет. Скажем, мертвая мышь ведет к небольшому отклонению в мире насекомых, дальше — к угнетению вида, еще дальше — к неурожаю, депрессии, голоду, наконец, к изменениям социальным. А может быть, итог будет совсем незаметным — легкое дуновение, шепот, волосок, пылинка в воздухе, такое, что сразу не увидишь. Кто знает? Кто возьмется предугадать? Мы не знаем — только гадаем. И покуда нам не известно совершенно точно, что наши вылазки во Времени для истории — гром или легкий шорох, надо быть чертовски осторожным.
Какой (какие) из законов характеризует этот отрывок?
Какие глобальные проблемы современности вы знаете?
Наш урок носит практическую направленность. В 2008 году в ЕГЭ по обществознанию появилось задание С8- составление сложного плана по предложенной теме. Мы сегодня на уроке будем вести работу по написанию плана по теме «Глобальные проблемы современности».
Перед вами на столах памятки «Учимся составлять план». Давайте изучим их.
Читаем памятки и Советы при написании плана.
Теперь выполняем Упражнение 1
Международный терроризм как глобальная проблема
План
Значение понятий «международный терроризм» и «глобальная проблема»
Как проявляется международный терроризм в последнее время
Почему международный терроризм – глобальная проблема?
Другие виды глобальных проблем.
Задание: найдите недостатки этого плана.
Не охватывает всего содержания темы
Содержательное пересечение пунктов 1 и 3
Пункт 4 не подводит итог, а настраивает на создание ответа по другой теме
Ни один из пунктов не включает детализацию- план не соответствует требованиям к плану сложного типа
Упражнение 2
Международный терроризм как глобальная проблема
План
1) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.
2) Причины возникновения международного терроризма:
а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;
в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.
3) Особенности терроризма на современном этапе:
а) наднациональный характер;
б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;
в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;
г) применение религиозных и социокультурных программных установок.
4) Основные направления деятельности международных террористов:
а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;
б) подготовка и проведение террористических актов;
5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.
6) Роль РФ в противодействии террористической угрозе.
1. Это сложный план
2. Недостатки:
Используются глаголы
В заголовках повторяются сходные формулировки:
3б) и 3г)-используются (применение)
4а) и в) один пункт выбросить
Переделайте этот план в соответствии с требованиями
Упражнение 3
Формирование нового планетарного сознания.
Приоритетные глобальные проблемы.
Демографическая проблема.
Преодоление отсталости развивающихся стран.
Энергетическая проблема.
Основные направления разрешения глобальных проблем.
Наблюдение и контроль за глобальными изменениями на планете.
Причины возникновения глобальных проблем.
Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.
Четкая международная система прогнозирования.
Задания:
Найдите пункты, которые могут быть основными в плане (1, 2, 3), и те, которые их детализируют.
Сформулируйте, как могло звучать задание, план которого вы составили.
Подумайте, как можно было бы изменить составленный вами план (расширить, детализировать).
Глобальные проблемы и пути их разрешения
План
Причины возникновения глобальных проблем
2. Приоритетные глобальные проблемы
а) проблема мира и разоружения,
предотвращения новой мировой войны
б) демографическая проблема
в) преодоление отсталости развивающихся стран
г) энергетическая проблема
3. Основные направления разрешения глобальных проблем
а) формирование нового планетарного сознания
б) наблюдение и контроль за глобальными изменениями на планете
в) четкая международная система прогнозирования
Упражнение 4
Процесс глобализации и его противоречия
План
Что такое политическая глобализация?
Что такое экономическая глобализация?
В чем проявляется глобализация?
Что такое глобализация?
Как РФ участвует в глобализации?
Каковы положительные последствия глобализации?
Что такое глобализация в духовной жизни?
Что такое социальная социализация?
Найдите особенности и недостатки этого плана
План построен в вопросной форме – особенность
Недостатки:
Логические нарушения: Пункт 4 должен быть 1
Пункты 1,2, 7, 8 – явная детализация более крупного раздела темы, например, Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества
Пункт 6 о положительных последствиях глобализации надо детализировать
Нет пункта об отрицательных последствиях глобализации
Наличие последнего пункта – вывод – формально, так как не указана проблема, рассуждение по которой может привести к некоему выводу – Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации
Нет детализации — план не соответствует требованиям к плану сложного типа
Упражнение 5
В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу. Один и тот же ритм шел через его чувства и через шелест листа. Его образ жизни, его развитие, его одежда как бы прилагались к окружающим полям и лесам. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом. Еще Гете замечал, что человек, живущий среди могучих и мрачных дубов, имеет совсем другое мироощущение, чем человек, обитающий среди легкомысленных березок.
По мере роста населения и необходимости производить все больше и больше пищи отношение к природе начинает меняться. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тысячелетий ведется все более усиливающееся масштабное, планетарное теперь наступление на природу.
Одной из главных причин развития европейской науки было «расколдовывание» природы – изгнание из нее всех таинственных, необъяснимых факторов.
Насилие над природой, ее разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существованию человека. Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700-800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, которые непрерывно увеличиваются…
Человеку пора срочно менять свое отношение к природе: нужно, чтобы природа снова стала такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности. Человек должен радикально пересмотреть свои потребности, избавиться от своих вредных для него самого и для природы привычек, перестать производить массу товаров и продуктов, без которых легко обойтись.
Задания:
Прочитайте фрагмент текста.
Не заглядывая в текст, отметьте верные и неверные утверждения:
А) еще Дюма замечал, что человек, живущий среди могучих и мрачных дубов, имеет совсем другое мироощущение, чем человек, обитающий среди легкомысленных березок.
Б) По мере роста населения и необходимости производить все больше и больше пищи отношение к природе начинает меняться.
В) По мере роста населения и необходимости производить все больше и больше пищи отношение к природе не меняется.
Г) Человек престал бояться «расколдованной» природы и стал смелее изучать ее.
3. Подчеркните ключевые слова каждого абзаца.
4. Составьте план текста.
5. Запишите названия пунктов плана на отдельных листах (работа в парах).
Упражнение 6
Вам необходимо написать творческую работу по проблеме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Рефлексия
Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Иначе зачем мы здесь.
Генеральный директор IT корпорации Apple Стив Джобс
«Экологический кризис как глобальная проблема современности».
План
1. Понятие и виды глобальных проблем человечества.
2. Некоторые виды глобальных проблем
а) уничтожение тысяч видов растений и животных
б) истребление лесов
в) сокращение запасов полезных ископаемых
г) истощение мирового океана в результате уничтожения мировых организмов
3. Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами
4. Причины экологического кризиса
а) безудержный и очень быстрый рост населения
Земли
б) несовершенные сельскохозяйственные и
промышленные технологии
в) легкомысленность человечества и
пренебрежение законами развития биосферы
Проявления и последствия экологического кризиса.
Пути преодоления экологического кризиса
а) изменение отношения людей к природе
б) наука на службе экологии
в) движения «зеленых»
Приложения
Учимся составлять план
Как написать сложный план
1. Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы.
2. Разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль.
3. Озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4. Проанализируйте полученный план:
а) все ли аспекты проблемы были отражены в нем?
б) корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли?
5. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме.
6. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
7. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.
Советы при составлении плана
1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться.
2) Составляя план при чтении, прежде всего стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где заканчивается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте ключевые слова, они помогут.
4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.
infourok.ru
Памятка по составлению сложного плана
скачать памятку
Памятка для составления сложного плана по обществознанию.
- Как правило, начинаем составлять план с понятия (можно раскрыть, можно не раскрывать, а использовать «Понятие ……» . Что такое…..….)
- Отталкиваясь от понятия, выделяем важнейшие аспекты, без которых это понятие нельзя раскрыть. ( Можно использовать технику «Кластер» на экзамене, на черновике удобно набросать главные мысли и только, ведь времени в обрез).
3.План может и должен содержать больше подпунктов, чем заявлено в требовании (там указан МИНИМУМ). Довольно часто для пунктов плана подходят такие позиции как:
Виды (типы)..
Признаки..
Функции..
Критерии..
Последствия…
Тенденции…
- Есть позиции, обязательные для раскрытия предложенной темы, без которых план не сможет бытьзачтен. То есть он обязан раскрывать основное содержание темы.
- Хорошо, если одна формулировка будет вытекать из другой.
- Проверяем план на грамотность, исключаем повторения.
- Прямо на черновике выверяем логическую последовательность изложения материала.
- Обязательно завершаем план, чтобы он выглядел законченным, подводим итог.
Варианты планов.
Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Глобальные проблемы современности».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пункты плана могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. При анализе ответа учитываются:
— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
— полнота отражения основного содержания в плане;
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
- Как правило, начинаем составлять план с понятия (можно раскрыть, можно не раскрывать, а использовать «Понятие о……» . Что такое…..….)
1) Какие проблемы стали глобальными для человечества?
- Отталкиваясь от понятия, выделяем важнейшие аспекты, без которых это понятие нельзя раскрыть. ( Можно использовать технику «Кластер» на экзамене, на черновике удобно набросать главные мысли и только, ведь времени в обрез). Таким образом, выделяем виды, причины возникновения, общие черты, проявления, последствия, пути решения, т.к любая проблема должна иметь пути решения.
- Есть позиции, обязательные для раскрытия предложенной темы, без которых план не сможет бытьзачтен. То есть он обязан раскрывать основное содержание темы.
- Хорошо, если одна формулировка будет вытекать из другой. В нашем случае это: виды, причины возникновения, взаимосвязь, общие черты, пути решения.
2) Сущность и взаимосвязь некоторых глобальных проблем:
а) международный терроризм как угроза мировому сообществу
б) проблема Севера и Юга
в) экологический кризис
г) Социально-демографические проблемы современности
3) Причины возникновения:
а) вестернизация, навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира
б) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира
в) ускорение процессов общественного развития, НТР
г) рост масштабов хозяйственной деятельности людей и потребительское отношение к природе
4) Проявления и последствия глобальных проблем современности:
а) использование религиозных и социокультурных программных установок, террористические акты
б) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.
в) изменение климата, появление озоновых дыр
г) «демографический взрыв» — рост народонаселения мира за счет развивающихся стран. Старение ряда европейских наций — снижение рождаемости
5) Пути решения глобальных проблем:
а) установление нового мирового экономического порядка
б) развитие научных исследований по природоохранной и природовосстановительной деятельности человека
в) осуществление продуманной демографической политики
г) международное сотрудничество в решении глобальных проблем современности
Вариант 2:
1.Понятие о глобальных проблемах человечества
- Причины возникновения:
А) Целостность современного мира, всемирная общность людей — превращение локальных проблем в мировые
Б) Изменение образа жизни людей со вступлением в информационную эпоху
В) Активно-преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания
- Виды:
а) Интерсоциальные (проблема Север-Юг, войны и мира и др.)
б) Проблемы, появившиеся в результате взаимоотношения общества и природы (энергетические, продовольственные, экологические)
в) возникающие в системе отношений человека и общества (демографическая проблема, проблема здоровья человека и др.)
- Общие черты:
а) создают угрозу для настоящего и будущего человечества.
б) проявляются как объективный фактор развития общества
в) требуют для своего решения объединённых усилий, совместных действий всех государств и народов.
г) от их решения зависит судьба человеческой цивилизации
4.Пути решения:
а)Информирование широких слоев населения об опасности, грозящей всему человечеству.
б)Объединение усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом
в)Пропаганда необходимости гармоничного сосуществования природы и общества.
г)Формирование нового политического мышление, предусматривающее отказ от политики силы во взаимоотношениях между странами.
д)Поддержка социально-экономических преобразований в развивающихся странах с целью предотвращения углубления неравенства между богатыми и бедными странами и регионами.
е)Осуществление продуманной демографической политики.
ж)Разработка эффективных лекарственных средств против инфекционных, сердечнососудистых и онкологических заболеваний.
evfomenko.astor.me
План конспект по обществознанию для 8 класса на тему «Глобальные проблемы человечества».
Учитель истории и обществознания МАОУ СОШ N68 г.Тюмени
Гамзин Юрий Владимирович
Тема: Глобальные проблемы человечества
Для 8 класса
Цели урока:
Образовательные:
1. Сформировать представление учащихся о глобальных проблемах.
2. Познакомить учеников с глобальными проблемами современности.
3. Сформировать представление о принципах решения глобальных проблем.
Развивающие:
1. Развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения.
2.Развивать аналитические и логические виды мышления.
3. В игровой форме развивать активную жизненную позицию по поводу решения глобальных проблем на уровне семьи, города.
Воспитательные:
1.Привить бережное отношение экологической чистоте дома, города, страны, земного шара.
2. Воспитывать гражданина с активной жизненной позицией.
Прогнозируемые учебные результаты:
— после занятия учащиеся смогут называть глобальные проблемы человечества, приводить примеры
— после занятия учащийся смогут анализировать информацию СМИ с точки зрения глобальных проблем;
— смогут выразить свое отношение к проблемам человечества, оценить степень важности данного вопроса;
— смогут высказать свои предположения на пути решения проблем человечества.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карточки с примерами, газетные публикации, бумага (для проекта), маркеры, парты расставлены для работы в группах, инструкция для работы в группе.
ХОД УРОКА
1. Учитель сообщает тему занятия, цель урока.
Цель занятия: познакомиться с понятием глобальные проблемы, определить виды проблем, создать проект информационного листа, в котором будут указаны ваши предложения в решении данных проблем (план на доске или слайде)
Учитель: Сегодня ученые разных областей: социологи, историки, биологи, географы, рассуждая о будущем человечества, дают 2 вида прогноза — пессимистический и оптимистический.
Суть пессимистического подхода заключается в том, что: в середине XXI века полностью истощатся природные ресурсы Земли, в результате наступят кризисы: ресурсный, экологический, продовольственный, загрязнение окружающей среды достигнет катастрофического уровня, словом наступит «конец света», население планеты начнет вымирать.
В оптимистической оценке будущего нашей планеты ученые предупреждают о серьёзных кризисах и проблемах, но в, то, же время исходят из того, что недра Земли и Мирового океана таят в себе еще много неоткрытых богатств и на смену традиционным придут новые ресурсы, НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой.
Как вы видите и та и другая группа ученых, рассматривая наше будущее, говорят о проблемах стоящих перед человечеством. С середины XX века эти проблемы получили название Глобальные.
3. Попытайтесь дать самостоятельно определение, используя понятия, вывешенные на доске.
На доске или экране написаны слова: ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ПЛАНЕТА, ЗЕМЛЯ, ВСЕ, ВМЕСТЕ, РЕШАТЬ, ДОЛЖНЫ.
Дети предлагают свои варианты ответов. Учитель систематизирует.
(от фр. global – всеобщий, от лат. globus – “шар”).
Глобальные проблемы — это проблемы планетарного масштаба, угрожают гибелью человечеству, требуют коллективных усилий мирового сообщества
Причины появления глобальных проблем. Кто виноват?
огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.
Виноват сам человек, значит исправить ситуацию, решить проблемы должен он сам.
4. У вас на рабочем столе лежат иллюстрации. (предлагается иллюстративный ряд состоящий из 6 иллюстраций). Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. Звучат ответы детей.
Сегодня существует большое количество разных классификаций глобальных проблем, изучение, глубокий анализ этих проблем вы будете делать в старших классах.
Мы с вами остановимся на трех проблемах: экологической, политической, духовной
Вам предстоит задача узнать, какие решения проблем предлагают представители мирового сообщества и попытаться предложить свои решения на уровне класса, ваших семей, города.
Современное общество ученые называют постиндустриальным. Главная ценность этого общества – информация, знания.
Ваша задача создать информационный лист «Это должен знать каждый», для ребят школы в котором будет отражена следующая информация:
Для этого я предлагаю вам выступить в роли аналитика – человека, который работает с материалами и выбираеттри предложения мирового сообщества;
Роль художника – ребята, которые, используя наглядный материал, фломастеры, карандаши создаютзрительную картину развития человечества.
Роль практика – ребята предлагают свои три варианта решения проблем
Идет работа в группах.
Внешняя картина
Будущего человечества
Решения группы
Решения мирового сообщества
Защита проекта.
Ученикам предлагается, оценить какой проект – Информационный лист имеет наиболее реалистичные предложения по решению проблем. Чьи предложения не реальны.
Оценка работы группы в целом и каждого в отдельности.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с таким важным аспектом современного мирового развития, как глобальные проблемы. Мы выясним, почему появились глобальные проблемы, и даже предложили свои решения проблем.
Подведение итогов, формулирование выводов.
infourok.ru
Урок 19. Глобальные проблемы современности | Поурочные планы по обществознанию 10 класс
Урок 19. Глобальные проблемы современности
28.10.2013 11174 0Мы все умрем, людей бессмертных нет, И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Расул Гамзатов
Цели: обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь, взаимообусловленность и отличия от других проблем человека; развивать умения работать с дополнительной литературой и аргументировать свое мнение.
ВАРИАНТ 1
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф (он записан на доске) и просит объяснить смысл цитаты. Выслушав 2-3 учеников, формулирует тему и цели урока.)
5 Поурочные разработки по обществознанию
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Классификация глобальных проблем.
2. Характеристика основных глобальных проблем и пути их решения.
II. Изучение нового материала
1. Классификация глобальных проблем
— С понятием «глобальные проблемы» вы уже знакомились на уроках географии, биологии, химии, истории. Когда появилось понятие «глобальные проблемы»? (В начале 50-х годов XX века.)
— Почему проблемы названы глобальными? (Слово «глобальный» происходит от лат. globus — шар, globus terra — земной шар. Эти проблемы затрагивают жизненные интересы всего человечества.)
— Почему именно в середине XX века появились эти проблемы? (В это время было взято на вооружение атомное оружие.)
Понятию «глобальные проблемы» присущи следующие характеристики:
• порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;
• угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле;
• решение этих проблем возможно только при условии объединения усилий всего мирового сообщества.
На рубеже XX-XXI вв. определились мощные силы, которые в совокупности могут привести мировое сообщество в новое состояние. Первая из них — экономическое доминирование евроатлантической цивилизации. Вторая — бурный подъем экономики в Юго-Восточной и Восточной Азии. Третья — ослабление государств на фоне, с одной стороны, транснациональных корпораций и негосударственных организаций и, с другой стороны, развертывания новых нерегулируемых процессов, грозящих хаосом (например, в последнее время все чаще в различных СМИ проявление аномальных природных катаклизмов: необычайно высокая температура, затем длительные продолжительные дожди в Европе — объясняют успехами в разработке «географического оружия»). Четвертая -углубление диспропорций между богатым «Севером» и бедным «Югом». Пятая — демографический взрыв. Шестая — после «века идеологий» многие государства стремятся найти некую универсальную идею, и под этим предлогом активно внедряются в духовную жизнь разного рода секты, которые в реальности «зомбируют» своих членов. Совокупность влияния этих сил может изменить общую картину мира и стратегическое соотношение сил. Поэтому так важно определиться с теми глобальными проблемами, которые сегодня требуют тесного взаимодействия всех стран, всего мирового сообщества.
— Назовите известные вам глобальные проблемы.
Все глобальные проблемы можно условно разделить на четыре основные группы:
• социально-политические;
• социально-экономические;
• социально-экологические;
• проблемы человека.
2. Характеристика основных глобальных проблем и пути их решения
(Предварительно учащимся можно дать задание подобрать информационный материал по теме урока.)
Социально-политические проблемы связаны с обеспечением мира и международной безопасности.
Возможные пути решения:
• предотвращение локальных войн и межэтнических конфликтов;
• исключение любых форм насилия в отношениях между народами и государствами;
• борьба с международным терроризмом;
• принятие соглашений по ограничению стратегических вооружений;
• установление между странами отношений доверия, добрососедства, партнерства и сотрудничества;
• прекращение гонки вооружений, проведение разоружения и конверсия. Конверсия — перевод избыточных ресурсов, занятых в военно-промышленном комплексе, на производство гражданской продукции;
Социально-экономические проблемы проявляются в экономической отсталости ряда стран. В этих странах проживает по некоторым оценкам до половины населения земного шара. Причины отсталости: неблагоприятные природно-климатические условия, неэффективность организации труда и управления, слабая производственная база и т. д.
Возможные пути решения:
• проведение аграрных и рыночных реформ;
• индустриализация экономики;
• обеспечение накопления капитала;
• эффективное управление.
Демографическая проблема. Во второй половине XX века произошел резкий рост населения нашей планеты. Однако в развитых странах наблюдается падение рождаемости и старение населения, растет естественная убыль, сокращается доля трудоспособного населения и т. п.
Возможные пути решения:
• ограничение высокой рождаемости в слаборазвитых странах, в том числе применение государственных мер, проведение соответствующей разъяснительной работы;
• стимулирование рождаемости в странах развитых, чтобы хотя бы обеспечить замещение умирающих поколений.
Продовольственная проблема связана с острой нехваткой продуктов питания, их неполноценностью и несбалансированностью питания.
Возможные пути решения:
• расширение добычи морепродуктов;
• помощь мирового сообщества;
• обеспечение баланса между ростом населения и возможностями производства.
Проблема природных ресурсов. Многие ресурсы исчерпаемы, невозобновимы.
Возможные пути решения:
• изменить саму модель экономического роста: от наращивания объемов ресурсов перейти к рационализации их добычи и потребления;
• снижение энерго- и материалоемкости производства;
• развитие нетрадиционной энергетики;
• стимулирование рационального и экономного использования ресурсов.
Социально-экологические проблемы связаны со взаимоотношением общества и окружающей среды. Это загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, угрожающий рост отходов производства, глобальные изменения климата, ухудшение плодородия почв и т. д.
Возможные пути решения:
• разработка и выполнение международных программ охраны окружающей среды;
• эффективное природоохранное законодательство;
• решение проблемы утилизации отходов;
• формирование экологического мировоззрения в обществе.
Глобальные проблемы чеповека. Рост пандемических заболеваний, СПИД, «синдром хронической усталости», рост всякого рода фобий и т. д.
Возможные пути решения: пропаганда и внедрение здорового образа жизни.
Дополнительный материал
Из-за глобального потепления люди будут болеть чаще
Ученые предупреждают: изменения климата повлияют на здоровье миллионов людей.
Каждый четвертый визит к врачу вызван погодой или «капризами» окружающей среды. Эту цифру назвала на недавней конференции метеорологов в Мадриде Мария Ниера из Всемирной организации здравоохранения. Вот какие болезни больше всего связаны с небесной канцелярией:
• Диарея. Объяснение простое: чем теплее, тем активнее плодятся бактерии. Банальный, казалось бы, понос медики считают одним из главных «киллеров» человека.
• Респираторные инфекции и хронические легочные заболевания — астма, бронхит и т. д. (зависят от влажности и чистоты воздуха).
• Малярия (от нее погибают 1,1 млн человек в год). Ее распространение очень сильно зависит от температуры и влажности воздуха.
• Травмы в ДТП. А они тут при чем? Очень просто: скользкие дороги в гололед и дождь, плохая видимость из-за тумана… Это причина 1,2 млн смертей ежегодно.
• Ишемическая болезнь сердца. Сердечники реагируют и на жару, и на перепады атмосферного давления, и на высокую влажность воздуха.
От глобального потепления больше всего бедствий терпят жители тропиков и бедных стран Африки и Азии. Но у горожан в Европе и в России в том числе свои напасти: «волны тепла» летом и очень грязный воздух в крупных городах. Жуткая цифра: 350 тыс. жителей Старого Света за год погибли от того, что дышали всякой гадостью (это данные Европейской комиссии по чистоте воздуха). Сюда входят все виды загрязнений: автомобильные выхлопы, дым заводских труб, дорожная и строительная пыль, табачный дым, пыльца… Они, по мнению исследователей, могут вызывать или ускорить течение множества недугов: сердечно-сосудистых, респираторных, онкологических, нервных и даже генетических. С погодой чистота городского воздуха связана напрямую.
В Москве, например, в солнечные и безветренные летние деньки в воздухе копится больше всего вредных примесей. А ненастье хоть и портит настроение, но атмосферу очищает.
О том, что жара может быть не просто изнуряющей — смертельной, европейцы серьезно задумались летом 2003 г. Франция, Италия.
Греция, Испания несколько недель подряд изнывали от зноя, который зашкаливал за +35 градусов по Цельсию.
«В Париже за день умирали около 300 человек. А в нормальную погоду не больше 50», — привел статистику Сергей Семенов, профессор из Института глобального климата и экологии.
Жара в то лето убила 40 тыс. европейцев. Чтобы зной стал опасным для здоровья, он не обязательно должен быть 40-градусным. Даже вполне безобидные +25 или +30 в мегаполисе могут стать губительными при условии, что такая погода держится очень долго. Ее жертвами в первую очередь становятся пожилые и бедные люди, особенно с заболеваниями сердечно-сосудистой или дыхательной систем. Те, кто живет в квартирах без кондиционеров и на последних этажах, прямо под раскаленной крышей. По данным японского исследования, половина всех пострадавших от зноя — это малыши младше 4 лет и старики старше 70.
С тех пор «волны тепла» метеорологи и врачи изучили очень подробно и наладили в европейских городах систему предупреждения жителей: что делать, как себя вести. И, как сообщил Стефен Коннор, директор Интернационального исследовательского института мониторинга окружающей среды, хотя лето 2006 г. тоже было аномально жарким, число смертельных случаев сократилось до нескольких тысяч!
Значит, и глобальные изменения климата должны отразиться на здоровье? Увы! В прогнозе Межправительственной группы экспертов по изменениям климата (МГЭИК) на ближайшие 100 лет этому посвящена отдельная глава. Главный вывод: меняющийся климат повлияет на здоровье миллионов людей.
Как именно? Больше станет заболеваний, вызванных недостатком продовольствия. Для планеты в целом это основная проблема, сейчас голод и плохое питание убивают 3,7 млн человек в год. Но России она коснуться не должна. В наших средних и северных широтах глобальное потепление по части еды очень даже полезно. Это официальные данные экспертов: при повышении температуры не больше чем на 2 градуса производство продовольствия у нас будет только расти, потому как все растения расцветают раньше и колосятся быстрее. Вот если потеплеет на 3 градуса, тогда и россиянам грозит нехватка пищи. Напомним, что, по прогнозу МГЭИК, к 2009 г. Земля может нагреться на 1,8^1 градуса.
Увеличится число смертей, травм и болезней, связанных с «волнами тепла» (это долгие периоды экстремальной жары), наводнениями, ураганами, лесными пожарами и засухами. Одна из бед глобального потепления — всех этих погодных катаклизмов с каждым годом становится все больше, в том числе и в России.
Все больше людей будут страдать от диареи и маяться от других недугов пищеварительной системы. Кардиореспираторных заболеваний тоже станет больше. Инфекционные заболевания грозят жителям регионов, где раньше о заразе и не слыхали. В первую очередь это малярия и лихорадка Денге. До России тропические болезни не доберутся. Но у нас в стране уже расширяется ареал распространения клещевого энцефалита.
В средних и северных широтах у аллергиков, реагирующих на пыльцу, уже прибавилось проблем: период цветения растений начинается раньше и длится дольше.
Неужели от глобального потепления здоровью сплошной вред? Разумеется, нет. Эксперты МГЭИК считают, что меньше станет проблем, связанных с холодом, в том числе и смертей от переохлаждения. «Жить в суровом климате — удовольствие небольшое! А у нас большая часть страны так и живет, 60% российской территории покрыто вечной мерзлотой, — объясняет Олег Анисимов, один из экспертов, профессор из Государственного гидрологического института — Так что для России в целом потепление — большое благо. Но вместе с этим в Арктике мы уже столкнулись с новыми болезнями. Дело в том, что раньше большинство микробов за зиму вымерзало. Мороз — такой же надежный способ дезинфекции, как и кипячение. А сейчас из-за теплых зим они вдруг начали выживать!»
III. Закрепление изученного материала
— Назовите основные признаки глобальной проблемы.
— По международным опросам, обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан США, 51 % канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан. Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему мнению, объясняется столь значительный разброс мнений?
— Опросы показывают, что американцы и финны, россияне и датчане с разной степенью остроты воспринимают угрозы, порожденные глобальными проблемами современности. Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено прежде всего именно на те страны, где особенно велико число граждан, озабоченных глобальными проблемами?
— Выступая на научной конференции, ученый заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.
(Учитель подводит итог урока.)
Домашнее задание
1. Выучите записи в тетради.
2. Индивидуальные задания. Подберите материалы СМИ по следующим вопросам:
• энергетическая проблема и пути ее решения;
• проблема водообеспечения и возможные пути ее решения;
• проблема рационального использования ресурсов Мирового океана;
• основные пути решения природоохранных проблем;
• урбанизация как всемирный процесс;
• проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
tak-to-ent.net
План конспект по обществознанию для 8 класса на тему Глобальные проблемы человечества.
Учитель истории и обществознания МАОУ СОШ N68 г.Тюмени
Гамзин Юрий Владимирович
Тема: Глобальные проблемы человечества
Для 8 класса
Цели урока:
Образовательные:
1. Сформировать представление учащихся о глобальных проблемах.
2. Познакомить учеников с глобальными проблемами современности.
3. Сформировать представление о принципах решения глобальных проблем.
Развивающие:
1. Развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения.
2.Развивать аналитические и логические виды мышления.
3. В игровой форме развивать активную жизненную позицию по поводу решения глобальных проблем на уровне семьи, города.
Воспитательные:
1.Привить бережное отношение экологической чистоте дома, города, страны, земного шара.
2. Воспитывать гражданина с активной жизненной позицией.
Прогнозируемые учебные результаты:
— после занятия учащиеся смогут называть глобальные проблемы человечества, приводить примеры
— после занятия учащийся смогут анализировать информацию СМИ с точки зрения глобальных проблем;
— смогут выразить свое отношение к проблемам человечества, оценить степень важности данного вопроса;
— смогут высказать свои предположения на пути решения проблем человечества.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карточки с примерами, газетные публикации, бумага (для проекта), маркеры, парты расставлены для работы в группах, инструкция для работы в группе.
ХОД УРОКА
1. Учитель сообщает тему занятия, цель урока.
Цель занятия: познакомиться с понятием глобальные проблемы, определить виды проблем, создать проект информационного листа, в котором будут указаны ваши предложения в решении данных проблем (план на доске или слайде)
Учитель: Сегодня ученые разных областей: социологи, историки, биологи, географы, рассуждая о будущем человечества, дают 2 вида прогноза — пессимистический и оптимистический.
Суть пессимистического подхода заключается в том, что: в середине XXI века полностью истощатся природные ресурсы Земли, в результате наступят кризисы: ресурсный, экологический, продовольственный, загрязнение окружающей среды достигнет катастрофического уровня, словом наступит «конец света», население планеты начнет вымирать.
В оптимистической оценке будущего нашей планеты ученые предупреждают о серьёзных кризисах и проблемах, но в, то, же время исходят из того, что недра Земли и Мирового океана таят в себе еще много неоткрытых богатств и на смену традиционным придут новые ресурсы, НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой.
Как вы видите и та и другая группа ученых, рассматривая наше будущее, говорят о проблемах стоящих перед человечеством. С середины XX века эти проблемы получили название Глобальные.
3. Попытайтесь дать самостоятельно определение, используя понятия, вывешенные на доске.
На доске или экране написаны слова: ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ПЛАНЕТА, ЗЕМЛЯ, ВСЕ, ВМЕСТЕ, РЕШАТЬ, ДОЛЖНЫ.
Дети предлагают свои варианты ответов. Учитель систематизирует.
(от фр. global – всеобщий, от лат. globus – “шар”).
Глобальные проблемы — это проблемы планетарного масштаба, угрожают гибелью человечеству, требуют коллективных усилий мирового сообщества
Причины появления глобальных проблем. Кто виноват?
огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.
Виноват сам человек, значит исправить ситуацию, решить проблемы должен он сам.
4. У вас на рабочем столе лежат иллюстрации. (предлагается иллюстративный ряд состоящий из 6 иллюстраций). Какие проблем
weburok.com