Содержание

Жизнь экосистемы — Ответы 3 класс Вахрушев Бурский Раутиан

1. Попробуй отгадать и дописать, в помощниках каких «профессий» нуждается человек для замыкания круговорота веществ на полях.



2. Попробуй составить цепь питания из следующих живых организмов: ястреб, клещ, ель, белка. Выпиши названия участников пищевой цепи и соедини их стрелками.

Ель — белка — ястреб — клещ


3. Определи, как нужно переместить живые организмы, чтобы каждый из них попал в свою экосистему и оказался хорошо приспособленным к ее условиям? Укажи стрелками.



4. Попробуй отгадать часть экосистемы по набору связанных с ней по смыслу слов. Напиши название этой части.

Дышать, ветер, прозрачность, газ — воздух.

Лить, течение, прозрачность, жидкость —

вода.

Прочность, твердое тело, полезные ископаемые — горные породы.

Зеленый цвет, выделение кислорода, рост — производители.

Плодородие, смесь, корень — почва.

Мертвые остатки организмов, почва, питание — разрушители.

Движение, питание, дыхание, рост — потребители.


5. Определи, какие связи существуют внутри экосистемы. Допиши фразы.

Растения поглощают из воздуха углекислый газ. Животные поглощают из воздуха кислород. Растения получают воду из почвы. Животные пьют воду. Растения растут в почве и поглощают из нее минеральные вещества и соли. Животные живут в почве. Вода разрушает горные породы. Почва образуется из разрушенных горных пород. Вода — составная часть почвы. Животные питаются растениями.


okrumir.ru

Что растения поглощают из воздуха и из почвы?

Все живые организмы для существования должны питаться, в том числе и растение. Оно дышит, растет, удаляет ненужные вещества, размножается. Живой организм — это биосистема. Но что поглощают растения из почвы и воздуха?

Воздушное питание

Растения поглощают из воздуха требуемые элементы. Но самым главным процессом, который позволяет образовывать органические вещества, является фотосинтез. Для этого используется солнечная энергия, которая взаимодействует с хлорофиллом, содержащимся в зеленых листьях. Происходит химическая реакция. Растения поглощают углекислый газ и воду для синтеза углеводов. Впоследствии выделяется кислород, который необходим для жизнедеятельности многих существ на Земле.

Далее в растениях образуются сложные углеводы и органические связи. Минеральные соединения азота способствуют синтезу белков, аминокислот. Для этого используется энергия, которая появляется из-за связей АТФ при фотосинтезе.

Растения поглощают из воздуха углекислый газ для своего существования. А интенсивность фотосинтеза зависит от освещения, количества требуемого элемента в воздухе, воды, минеральных элементов.

Для фотосинтеза большинство углекислота растения поглощают из воздуха, а 5 % получают через корни. С помощью листьев усваивается и сера, и азот. Но большая часть этих элементов поступает из почвы.

Корневое питание

Много требуемых для существования элементов растения поглощают из почвы. Азот и зональные элементы поступают благодаря катионам и анионам. Лишь бобовые растения имеют способность усваивать атмосферный азот на молекулярной основе. Существует ряд элементов, которые поглощают растительные живые организмы:

  • азот;
  • фосфор;
  • сера;
  • кальций;
  • калий;
  • натрий;
  • магний;
  • железо.

Растения способны воздействовать на почву в твердой форме, переводя требуемые вещества в необходимое состояние.

Поглотительная способность корневой системы растений

Различные растения отличаются по мощности корневой системы. Корень растет у самого кончика, который защищает корневой чехлик. От него на расстоянии 1-3 мм растут корневые волоски. С их помощью осуществляется движение воды от корня до части растения, которое растет над землей. Кроме того, с их помощью поглощаются и другие элементы.

Корневые волоски — это тонкие выросты наружных клеток. Их очень много, может быть сотни, а то и тысячи. От этого зависит поглотительная способность растения.

Поглощение питательных веществ

Благодаря минеральному питанию по растениям передвигаются необходимые элементы. В почве образовываются питательные соли, они растворяются, распадаются на ионы. При дыхании зеленое растение поглощает их через корни, выделяет при этом углерод. После этого происходят обменные процессы. Это первый этап питания, с помощью которого поверхность корня насыщается питательными солями.

Передвижение и превращение солей

После того как корни получили питательные соли, происходит их передвижение и превращение в необходимые вещества. При этом выделяется энергия. Таким образом создаются необходимые условия для дыхания корней. Если аэрация почвы хорошая, то происходит должное обеспечение кислородом. Влияет на жизнедеятельность растения и соответствующая температура, наличие ядов в почве.

Все минеральные и органические вещества, которые образовались, двигаются к листьям.

Таким образом, поступление ионов веществ к растению проходит в 3 этапа:

  • изменение ионов из твердой формы, передвижение к поверхности корней;
  • проникновение в корни;
  • движение их в органы растения, которые находятся над землей.

Углекислый газ и растения

При дыхании зеленое растение поглощает углекислый газ, из которого получает углерод. Этот элемент просто необходим ему для существования.

Кроме воздуха, углекислый газ содержится в почве. Поэтому многие садоводы удобряют грунт специальными органическими и минеральными растворами.

Еще одним источником этого жизненно необходимого элемента являются живые существа. Они выделяют его при дыхании. Из-за этого его количество увеличивается в воздухе, а растения благодаря этому развиваются, плодоносят.

Кстати, в теплицах содержится небольшое количество углекислого газа, поэтому ставятся бочки, куда заливается раствор птичьего помета или бродящего коровяка. От этого содержание требуемого элемента увеличивается. А в открытом грунте используются удобрения.

Роль почвы в жизни растений

Почва — это верхний слой планеты. С ее помощью растения развиваются и дают плоды. Она появляется от взаимодействия живых организмов с горными породами и веществами, что появляются от их разрушения. Почва содержит минеральные частицы, минеральные соли, органические вещества и воздух. Из-за того, что раскладываются отмершие остатки живых организмов, появляется органическая почва. Ее называют гумусом.

Рост и развитие растений зависит от количества воды в почве. Зеленые жители планеты поглощают это вещество в растворенном виде. Из-за этого некоторые растения не выживают в засушливой местности. Но и обильная влага может уничтожить их, от этого происходит загнивание, корни отмирают.

Воздух тоже имеет большое значение в жизнедеятельности растения. В почве его наличие обязательно. И вода, и воздух лучше проникают в разрыхленную поверхность грунта. Поэтому на огородах несколько раз в году разрыхляют почву. От этого посев лучше развивается и плодоносит.

Роль питания

Растения поглощают из воздуха необходимые элементы, чтобы обеспечить такие процессы:

  • жизнедеятельность;
  • рост органов;
  • запас веществ;
  • появление плодов и семян.

От недостатка требуемых элементов растение медленнее развивается. При резком дефиците продуктов питания рост растительного организма прекращается. Но избыток любых элементов также способен нанести вред.

Зачастую люди, которые выращивают урожай, создают необходимые условия почвы с помощью удобрений (это обеспечивает хороший рост и развитие растений). Также регулируют воздушное питание.

Многих интересует, какое растение поглощает кислород. Их на самом деле огромное множество. Благодаря солнечному свету происходит фотосинтез, поглощается углекислый газ, а вот в темноте растения дышат кислородом.

Охрана почв

Люди разрушающим образом влияют на природу, уничтожают леса, строят водохранилища, снижают плодородие почв неверным орошением. В результате этого растения не могут существовать, потому что соли в больших количествах нарушают их развитие.

Из-за засоления и других явлений земли, местности, которые могли приносить плоды, уменьшаются. А вот пустыни увеличивают свои площади. За последние 20 лет их стало больше на 100 млн гектаров. Если так будет продолжаться, то со временем на планете земли не смогут быть использованы для сельского хозяйства.

Для того, чтобы сохранить почву, требуется предпринимать меры по предотвращению засоления. Нужно обрабатывать землю без вреда для нее, правильно ее удобрять, не стоит применять ядохимикаты. Для борьбы с вредителями существуют аналоги, которые не вредят биологической среде.

Для сохранности верхнего слоя почвы от ветра нужно делать полезащитные лесополосы. Они позволят влаге удерживаться на полях.

Спектр излучения, поглощаемый растениями

Какой спектр излучения поглощают растения? Благодаря растительным организмам происходит фотосинтез, выделяется энергия, необходимая для их существования. При этом используется солнечное освещение. Поглощает его хлорофилл в красном и синем участках спектра.

Кроме фотосинтеза, в растении происходят и другие процессы. На них влияет свет разных участков спектра. Быстрое и медленное развитие растения зависит от чередования темного или светлого времени суток. Красные участки спектра влияют за развитие корней, цветение, появление и созревание плодов. Поэтому в теплицы помещают натриевые лампы, которые излучают красную зону спектра. А вот синяя область влияет на рост листьев и самого растения. Если этого участка будет недостаточно, то саженец будет тянуться вверх в поисках нужного света.

Поэтому человеку, который выращивает растения, следует устанавливать лампы, которые излучают красные и синие цвета. Разные производители специально для садоводства выпускают такие освещающие приборы.

Итак, для развития, роста, плодотворности растению нужно питание. Оно осуществляет его с помощью почвы и воздуха. От недостатка какого-то элемента, неподходящих условий развитие растения будет замедляться.

fb.ru

Питание растений — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Мы уже знаем, что растения корнями впитывают из почвы воду, в которой растворены минеральные соли. Но этого для нормального развития мало. Растениям нужны ещё главные питательные вещества — крахмал и сахар. В почве этих веществ нет, но они есть в растениях.

 

Учёные установили, что питательные вещества образуются  в самих растениях, в их листьях.

 

Листья растений — это настоящая «кухня», которая может «приготовить» пищу из углекислого газа и воды.

 

Воду растения получают из почвы благодаря корням. Углекислый газ листья поглощают из воздуха.

 

Но, чтобы эта волшебная «кухня» заработала, нужен солнечный свет. Солнечный свет даёт энергию, без которой ничего не происходит. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

Процесс создания питательных веществ из углекислого газа и воды под действием солнечного света называется фотосинтезом.

Фотосинтез происходит в листьях, но в этом процессе принимают участие и другие части растения:

  • корень всасывает из почвы растворы минеральных солей;
  • стебель проводит эти растворы к листьям;
  • листья поглощают из воздуха углекислый газ и образуют сахар и крахмал. 

Органические вещества (сахар и крахмал) поступают во все органы растения. Они используются для разных целей:

  • идут на рост тела;
  • используются при дыхании;
  • расходуются при прорастании семян;
  • откладываются про запас (в плодах, корнях, клубнях).

Учёные сделали ещё одно важное открытие: при фотосинтезе вместе с питательными веществами образуется кислород.  Растения выделяют его в воздух.

При фотосинтезе углекислый газ поглощается, а кислород выделяется.

www.yaklass.ru

Дыхание и питание растений

Здравствуйте ребята! Меня зовут профессор Колбочкин! Очень много своего времени я провожу в своей любимой лаборатории, ставлю различные опыты и эксперименты. И сегодня на уроке я помогу вам узнать, как происходит дыхание и питание растений.

Вы уже знаете, что растение – это живой организм. Значит, для него, как и для всех других живых организмов характерно питание, дыхание, рост, развитие, размножение, старение и гибель.

Растение – живой организм

Растениям для жизни необходима вода, минеральные вещества и воздух. Все эти вещества растения получают из

окружающей среды с помощью своих органов. Корень поглощает из почвы воду. Вместе с водой в растение поступают растворённые в ней минеральные вещества. Убедиться в этом нам поможет опыт.

У комнатного растения срежем стебель на высоте 10 сантиметров и на пенёк наденем короткую резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой. Если почву в горшке полить водой, то вода начинает подниматься по трубке и вытекать из неё. Этот опыт доказывает нам, что корень поглощает из почвы воду с минеральными веществами, которая далее поднимается вверх по растению во все его органы.

Растения получают вещества не только из почвы, но и из воздуха.

С помощью опытов, я и другие учёные установили, что зелёные листья поглощают из воздуха углекислый газ. Под действием солнечного света из

углекислого газа и воды в листьях образуются органические веществасахар и крахмал, и выделяется кислород. Сначала из углекислого газа и воды образуется сахар. Затем сахар превращается в крахмал и наоборот. Из листьев органические вещества поступают во все органы растения. Они используются растением для различных целей: идут на построение его тела, необходимы для питания, используются при прорастании семян. Часть органических веществ не расходуется и откладывается в запас. Например, у яблони питательные вещества накапливаются в плодах, у моркови в корнеплодах (утолщённых корнях), а у картофеля в клубнях.

Подтвердим это опытом. Возьмём клубень картофеля и разрежем его. Капнем на срез несколько капель раствора йода. Срез картофеля окрасится в сине-фиолетовый цвет. Как известно,

от йода крахмал синеет. Значит, можно сделать вывод, что различные органы растения, например клубни картофеля, содержат крахмал.

Кроме сахара и крахмала в зелёных листьях под действием света образуется газ кислород. Он выделяется из листьев в воздух, и необходим всем живым организмам, в том числе и человеку для дыхания. Убедимся в этом с помощью опыта.

Возьмём две ёмкости, опустим в них горшок с растениями и закроем их. Поставим одну ёмкость с растением на яркий свет, вторую — в темноту, например, в тёмный шкаф. Через сутки откроем ёмкости, опустим в них горящие лучинки. В первой — лучинка не гаснет, а продолжает ярко гореть. Значит, в этой ёмкости появился какой-то газ, поддерживающий горение. Поддерживает горение только кислород. Зелёные листья растения выделили кислород. Опущенная во вторую ёмкость горящая лучинка потухнет. Значит,

зелёные растения выделяют газ кислород и только на свету.

Листья растений испаряют воду. Проведём небольшой  эксперимент. Наклоним  ветку с листьями и, не отрезая её от растения, поместим в стеклянную колбу. Горлышко колбы закроем ватой. Через некоторое время стенки колбы покроются капельками воды. Её испарили листья.

Можно определить количество воды, испаряемой растением. Возьмём три пробирки, нальём в них одинаковое количество воды, в две пробирки на поверхность воды нальём масло.  Оно покроет воду и не даст ей испаряться с поверхности. Срежем ветку с листьями какого-нибудь растения и поставим в третью пробирку. Уже через сутки воды в пробирке без масла станет меньше, так как часть её испарится. В третьей пробирке воды станет меньше всего. Значит, вода поднялась вверх по растению и испарилась через листья

.

Разные растения испаряют разные количества воды. Одно можно сказать точно, так это то, что растения испаряют очень много воды. Для примера одно растение подсолнечника испаряет за день от 3 до 4 стаканов воды, капуста5 стаканов, а берёза в жаркий день испаряет до 6 вёдер воды.

Чем крупнее листья растений, чем больше их поверхность, тем больше испаряется воды. В этом легко убедиться, проделав следующий опыт.  Поставим в две одинаковые пробирки с водой по одной веточке комнатного растения с мелкими и крупными листьями. Уровень воды быстрее понизится в пробирке, в которой находится ветка с крупными листьями.

Испарение играет в жизни растений большую роль. Ярко освещённые солнцем листья сильно нагреваются. При испарении листья охлаждаются и растение не перегревается

. Испарение помогает передвижению воды в растении. Благодаря испарению листьями вода поступает через корни по стеблю в листья. А вместе с ней передвигаются и растворённые в ней питательные вещества.

Растения, как и все другие живые организмы, дышат. При дыхании они поглощают из окружающей среды кислород и выделяют углекислый газ. Дыхание происходит у растений круглые сутки — и на свету, и в темноте.

Если дыхание прекращается, растение гибнет. Дышат все органы растения. Убедиться, что все органы растения дышат, можно, поставив опыт.

Возьмём три прозрачные ёмкости. В одну из них поместим прорастающие семена гороха. Во вторую ёмкость положим корнеплод моркови. В третью ёмкость поместим свежесрезанный стебель растения с листьями. На следующий день опустим в каждую из ёмкостей

горящую лучинку. Лучинки гаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кислород из воздуха, и выделили большое количество углекислого газа, который не поддерживает горение. Для дыхания необходим кислород.

Проведём опыт. В две стакана с водой поместим растения. Нальём во второй стакан масло, которое покроет всю поверхность воды плёнкой. Спустя некоторое время растение во втором стакане погибнет, так как через слой масла к корням не поступает кислород. Растения поглощают при дыхании значительно меньше кислорода, чем выделяют его при образовании питательных веществ. Благодаря этому днём растения обогащают атмосферу кислородом и поглощают из неё выделяемый всеми живыми организмами углекислый газ.

Подведём итог. Растения – это живые организмы. Для них, как и для всех живых организмов

характерно питание и дыхание. Всё необходимое для жизниводу, минеральные вещества и воздух, растения получают из окружающей среды с помощью своих органов. На свету зелёные листья поглощают из воздуха углекислый газ. Под действием солнечного света из углекислого газа и воды в листьях образуются органические вещества – сахар и крахмал, которые являются основной пищей растений. Вместе с питательными веществами образуется кислород. Растения выделяют его в воздух. Кислородам дышат животные, люди и сами растения. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем бы не было кислорода!

При дыхании растения поглощают из окружающей среды кислород и выделяют углекислый газ. Дыхание происходит у них круглые сутки — и на свету, и в темноте.

videouroki.net

Окружающий мир 3 класс «Дыхание и питание растений»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Солнце, растения и мы с вами
Окружающий мир
3 класс

Слайд 2

Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.

Слайд 3

Дыхание растений
Кислород
Кислород
Углекислый газ
Углекислый газ

Слайд 4

Растворённые соли Вода
Углекислый газ
Сахар Крахмал
Питание растений
Кислород
ФОТОСИНТЕЗ

Слайд 5

Кислород
Углекислый газ
Кислород
Углекислый газ
Проверь себя!

Слайд 6

Углекислый газ
Кислород
Сахар Крахмал
Растворённые соли
Вода
Проверь себя!

Слайд 7

При дыхании растение поглощает
а выделяет
При питании растение поглощает
а выделяет
кислород,
углекислый газ.
углекислый газ,
кислород.
Используя схемы, укажите названия газов.

Слайд 8

Укажи стрелками:
Процесс, при котором растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.
Процесс, при котором растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.
Питание
Дыхание

Слайд 9

Страничка для любознательных
За один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа .
МОЛОДЦЫ

Слайд 10

Тест по теме « Солнце, растение и мы с вами»

Слайд 11

1.Что растения поглощают из воздуха при дыхании?
а) кислород; б) углекислый газ; в) азот.  

Слайд 12

2.Что растение выделяет при дыхании?
а) кислород; б) углекислый газ; в) азот.

Слайд 13

3.Что несёт энергию необходимую для развития растения?
а) вода; б) солнечный свет; в) почва.  

Слайд 14

  4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала?
а) вода; б) углекислый газ; в) кислород.

Слайд 15

5. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала?
а) вода; б) кислород; в) углекислый газ.

Слайд 16

ПРОВЕРКА
1.а 2.б 3.б 4.в 5.б

Слайд 17

МОЛОДЦЫ !

Слайд 18

В листьях растений на свету из воды и углекис­лого газа образуются питательные вещества, не­обходимые растениям. Эти питательные вещества используют также животные и люди. Растения вы­деляют кислород, которым дышат живые суще­ства. Вот почему охранять растения — это значит заботиться обо всём живом.
Запомни:

lusana.ru

Перевернутый класс Селезневой Елены: РАСТЕНИЯ

Окружающий мир — 3 класс
Темы: «Разнообразие растений», «Солнце, растения и мы с вами», «Размножение и развитие растений», «Охрана растений» (4 темы программы собраны на одной странице)
Задачи:
  1. Поговорим о понятии «растение».
  2. Вспомним, что уже знаем о растениях.
  3. Узнаем, на какие группы можно разделить растения.
  4. Будем практиковаться классифицировать растения по группам.
  5. Узнаем, какие жизненные формы есть у растений.
  6. Вспомним признаки живых тел природы, докажем, что растения относятся к живым объектам природы.
  7. Узнаем, почему растения называют кормильцами в живой природе.
  8. Выясним, что растения дают животным и человеку.
  9. Узнаем о разных способах размножения растений.
  10. Узнаем, что такое опыление и как могут опыляться растения.
  11. Рассмотрим схему развития растения из семени.
  12. Доказав важность растений в природе, поговорим об охране растений. 

Есть такая пословица «Растение — земли украшенье». А еще говорят, что растения на земле — ее зеленый наряд. На самом деле, в какой бы уголок Земли мы не заглянули, мы везде можем увидеть представителя царства растений.

Посмотри на схему и попробуй своими словами рассказать, где можно встретить растения. Какие растения данного уголка Земли ты уже знаешь. 

Наука о растениях называется БОТАНИКОЙ. Это один из разделов БИОЛОГИИ (науки о живой природе). Название этой науки заимствовано в XVIII в. из немецкого, где Botanik  — «растение»

Растения на нашей планете очень разнообразны. Есть растения, которые состоят из одной клетки! Но их невооруженным глазом нам не увидеть. Давайте поговорим о тех растениях, которые видно воочию. 

Давайте вначале вспомним, что мы уже знаем о растениях. Тебе в этом помогут схемы ниже.

Посмотри на схему ниже и попробуй рассказать о том, на сколько разнообразны растения. Как бы ты мог поделить их на группы. Аргументируй свой ответ.

Если ты попробовал распределить растения на группы, то можно считать, что ты попытался разобраться в том, что объединяет некоторые растения и что их отличает. Именно так действуют ученые. Они предложили распределить растения следующим образом.

Во-первых, в зависимости от внешнего вида  можно разделить на группы, которые называются «Жизненные формы растений». Посмотри на схему и попробуй рассказать, чем одна жизненная форма отличается от другой.

Во-вторых, в зависимости от наличия определенных органов, признаков растений и мест обитания растения можно разделить и на такие группы — отделы царства растений (на схеме некоторые из них). Посмотри, что отличает одну группу от другой.

Давайте немного попрактикуемся в распределении растений по группам. Попробуй рассказать о растениях из таблицы, опираясь на названия граф.

В каждой группе можно встретить растения, которые очень похожи, но немного отличаются друг от друга. Так одно и то же растение может быть нескольких видов. Посмотри на схему и тебе будет легче понять, что такое вид растения.

Ты можешь полистать АТЛАС-ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ РАСТЕНИЙ А.А.Плешакова 

***

***

Попробуй сам определить группу растений, жизненную форму, вид.

Расскажи о некоторых растениях ребятам в классе. Можешь подобрать к своему рассказу фото или картинку. 

Итак, мы уже точно знаем, что растения — одно из царств живой природы. Попробуй доказать, что растения — живые объекты природы. На схеме есть картинки-подсказки.

Я думаю, что это было не трудно. Давай проверим, правильно ли ты заполнил схему. Нажми на картинку ниже.

В рассказе А.А.Плешакова «Тайна растений» очень здорово описывается жизнь этого живого существа. Давайте прочитаем его .

Тайна растений

Вы знаете, что своими корнями растения вса­сывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Но как же растения по­лучают главные питательные вещества — сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть. Даже знаменитые учёные долго не могли разгадать эту тайну, но сейчас она раскрыта.

Выяснилось, что листья растений — это удиви­тельные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу — сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Работает чудесная «кухня» только на свету!

Почему же для её работы требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для работы любой машины и жизни любого существа

Когда учёные разгадали тайну питания расте­ний, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить питательные вещества. Это дела­ют только растения. А животные и люди едят растения и получают необходимую для жизни энергию.

Учёные сделали и другое открытие: в зелёной «кухне» вместе с питательными веществами обра­зуется… кислород! Растения выделяют его в воз­дух. Если бы на Земле не росли растения, в воз­духе не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы тогда жить на Земле!

Как видишь, нужно очень бережно относиться ко всем растениям. Ведь если бы не было их, не было бы и нас.

Эта схема тебе поможет еще лучше понять, что нужно растениям для дыхания, а что — для питания. Попробуй составить свой рассказ по схеме. И помни, что в своих схемах я ничего лишнего не вставляю. Попробуй понять, почему на листочке поварской колпачок, почему слева солнышко и луна, а справа только солнышко, почему стрелки разного цвета и проследи за их направлением. Ты молодец, ты справишься!

Ответь на вопросы:

1. Какую роль в питании растения играют корень, стебель, листья.

2. Почему в лесу дышится легче, чем в городе?

3. Почему животные и люди не смогли бы жить без растений?

4. Почему «кухня» зеленого листа не работает ночью?

5. Чем дышат растения и в какое время суток это происходит?

Мы уже знаем, что растения — живые объекты природы. Одна из функций живых объектов — размножение. А как ты понимаешь это понятие? 

Конечно, само слово говорит о том, что разМНОЖЕНИЕ — когда становится много. Попробуй из своего жизненного опыта рассказать, как размножить растение, сделать так, чтобы этих самых растений стало больше. Этим когда-то воспользовался Робинзон Крузо на необитаемом острове. Имея всего горстку семян пшеницы, он сумел через три года вырастить поле пшеницы. 

Конечно, вы правы, нужно посадить семя или плод в землю, чтобы из него произросло такое же растение. Но это мы у себя дома можем так сделать , например, в саду или огороде. А как происходит это в природе? 

Некоторые семена падают прямо возле растений. Но природа придумала для семян возможность распространяться на более дальние расстояния. У семян в природе есть свои помощники. Посмотрите на схему и расскажите об этих помощниках.

А как появляются семена или плоды? Ведь сразу на растении их нет. 

Ты уже должен знать, что у большинства растений (цветковые растения) семена появляются на месте цветка. У одних растений эти цветы очень яркие, у других пахучие, у третьих малюсенькие цветочки собраны в соцветия. Почему так? А все дело в том, что только после ОПЫЛЕНИЯ цветка на его месте может образоваться плод. И тут природа продумала все очень четко. И тоже дала растениям своих помощников.

Как ты думаешь, зачем у некоторых цветов яркие цветы и сильный аромат? Кого приманивают эти растения и в какое время суток? 

Посмотри, как опыляются ветром сережки березы… Объясни, почему сережки не пахнут и им не нужна яркая окраска.

Ну вот попало семя в почву. И как же происходит развитие растения (еще одна функция живых объектов природы). Попробуй рассказать о развитии растения из семени по схеме. Не забудь добавить, при каких условиях может происходить это развитие.

Но я хочу немного опередить твои знания и заглянуть дальше программы. Открою тебе секрет, что растения могут размножаться не только семенами (у цветковых растений). Есть и другие способы размножения. Если тебе это интересно, ты можешь рассмотреть не только схему ниже, но и найти информацию в других источниках.

Ответь на вопросы:

1. Хозяйки хранят семена в пакетиках. Почему же они не прорастают в этих пакетиках?

2. Весной садоводы в садах выставляют ульи с пчелами. Как ты думаешь, для чего?

3. Как ты думаешь, семя — это живое или неживое тело? Аргументируй свой ответ.

4. Расскажи, что ты понял об опылении цветов.

5. Какие главные условия  необходимы для прорастания семени и роста растения?

5. Как развивается растение из семени? 

Прежде, чем мы начнем говорить об охране растений, давайте вспомним, что дают растения человеку, за что мы должны благодарить растения.

Часто ли мы задумываемся о том, что без растений наша жизнь стала бы просто невозможной. Думаем ли мы об этом, когда просто рвем и ломам растения, когда вырубаем леса, когда топчем цветы и небрежно относимся к лесу, устраивая в нем пожары из-за недотушенных костров или швыряя стекло, которое способно в солнечный день подпалить сухую траву… Многие растения уже занесены в Красную книгу, но мы забываем это особенно весной, когда появляются первоцветы — первые вестники весны. Конечно, так приятно принести букетик ландышей или подснежников. Но представьте, что каждый из нас сорвет букетик, который будет радовать нас два-три дня. А потом этот букет мы просто выбросим в мусорное ведро. Вот так с каждым годом первоцветов становится все меньше. Давайте попробуем бережней относиться к растениям.

Будь честен и скажи сам себе, всегда ли ты бережно относишься к растениям?  Если ты хочешь, чтобы мир вокруг тебя был красивым, чистым, надо учить бережному отношению тех, кто еще не понимает важности охраны растений. Ты можешь сделать книжку-малышку для своих младших товарищей. Это может быть экологическая раскраска, книжка с заданиями или плакаты. Идеи картинок можно взять из нашего плаката «Берегите растения» или придумать самим. Это может стать твоим интересным проектом.

Как появляются цветы.

Растения. Важное о растениях

 

Части цветов. 

Три варианта жизненной формы растений.

О растениях

Как работают части растений.

Нецветковые растения

Водоросли. Мхи.

Нецветковые растения. 

Папоротники. Хвойные растения.

Цветковые травы. Опыление.


Цветковые деревья

Чем растения полезны для людей.

Чем опасны растения для людей


О растениях

Сережа Почемушкин очень любит наблюдать за природой. Сегодня он поделится с вами своими знаниями о растениях. Смотрите сборник любимых серий Профессора Почемушкина о растениях.

***

10 удивительных растений

Как дышат растения

Дыхание и питание растений

1. Изучи темы сам и сделай кластер (для каждой темы или общий)

2. Поработай в рабочей тетради с.39-49

3.Можно выполнить мини-проекты по желанию.

ПОДСКАЗКИ ДЛЯ МИНИ-ПРОЕКТОВ и ПРОЕКТОВ

  • Мини-проект «В гости к растению». Взять одно из интересных растений и рассказать о нем, не забывая определять жизненную форму и группу. 
  • Мини-проект «Раскраска — Береги природу»
  • Мини-проект «Плакаты для леса, призывающие беречь природу»
  • Мини-проект «Правила поведения в лесу»
  • Мини-проект «Сборник загадок о растениях»
  • Мини-проект «Сборник пословиц о растениях»
  • ПРОЕКТ «Азбука растений Краснодарского края». Презентация или брошюра растений в алфавитном порядке, интересные факты о растениях.
  • ПРОЕКТ «Выращивание растения из семени» (горох, фасоль)
  • ПРОЕКТ  «Проращивание растения в разных условиях» (на свету и без света. Во влажной почве и в сухой. В теплом месте и в холодном)
  • ПРОЕКТ «Как вырастить комнатное растение без семени»
  • ПРОЕКТ «Каталог моих комнатных «садовых) растений»
  • ПРОЕКТ «Викторина о растениях»
  • ПРОЕКТ «Создание теста к теме «РАСТЕНИЯ»
  • ПРОЕКТ «Растения-хищники» (презентация, брошюра)
  • ПРОЕКТ «Лекарственные травы моего края»
  • ПРОЕКТ «Опасные растения моего края»
  • ПРОЕКТ «Огород на окошке» (практикум)
  • ПРОЕКТ «Мастер-класс по изготовлению полезных салатов из растений»

pereverklselezneva.blogspot.com

Урок окружающего мира в 3-м классе с применением ИКТ

Разделы: Начальная школа


Цели: показать, как взаимосвязаны солнце, растения и люди; развивать память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе, любознательность.

Оборудование: презентация (Приложение 1).

Ход урока

1. Оргмомент.

Слайд 2.

На перемене мы устали
И в рядочек прямо встали,
Влево, вправо посмотрели
И за парту тихо сели.

2. Проверка домашнего задания.

Задание 1. Слайд 3.

Напишите на своих листочках названия органов растений:

  1. Часть растения, в котором образуются семена (плод).
  2. Часть растения, по которому проходят питательные вещества (стебель).
  3. Часть растения, которая находится под землёй (корень).
  4. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается (Семена).
  5. Части растения, с помощью которых растение дышит (листья).
  6. Часть растения, из которого развивается плод (цветок).

(Осуществляется взаимопроверка в парах, затем на экране).

Задание 2. Слайд 4.

Прочитайте текст, найдите в нём ошибки (работают группы учащихся).

  • У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

В тексте 4 ошибки:

  • У хвойных растений есть листья, это – хвоинки.
  • У лиственницы листья опадают на зиму.
  • Хвойные растения не цветут.
  • У хвойных растений нет плодов.

3. Сообщение темы и целей урока.

Слайд 5.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать царство растений: рассмотрим значение растений как источника питательных веществ и кислорода для всего живого, в том числе и для человека.

4. Введение в тему.

Слайд 6.

Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека.

Сегодня мы рассмотрим взаимосвязь: СОЛНЦЕ — РАСТЕНИЕ — ЧЕЛОВЕК.

– На какие две группы можно распределить слова: солнце, растения, человек? Слайд 7.

– Назовите признаки живой природы (движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение).

5. Дыхание растений.

Слайд 8.

Растения поглощают из воздуха частицы кислорода и выделяют углекислый газ – так они дышат.

6. Питание растений.

Слайд 9.

– Как же растения питаются?

Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

– Но как же растения получают главные питательные вещества — сахар, крахмал? Ведь их же нет в почве, а в растениях они есть.

Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

Но есть одно правило: работает эта чудесная кухня только на свету. Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы.

Энергия нужна для жизни любого живого существа.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что люди и животные не смогли бы жить без них. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества.

Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают её в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и людям.

Учёные сделали и другое открытие: в зелёной «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.

Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их!

7. Итог. Домашнее задание.

Слайд 10.

Вывод: растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причём при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при питании.

Домашнее задание:

В учебнике — стр. 76-79,

В тетради – стр.32-34.

Литература: Т. Ю. Целоусова, Т. В. Максимова, Поурочные разработки по курсу Окружающий мир, 3 класс. М: «ВАКО» , 2004.

6.06.2009

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *