Содержание

Анализ повести Булгакова «Собачье сердце»

О чем книга «Собачье сердце»? Ироничная история Булгакова повествует о неудавшемся эксперименте профессора Преображенского. В чём он заключается? В поиске ответа на вопрос, как «омолодить» человечество. Удаётся ли герою найти искомый ответ? Нет. Но он приходит к результату, имеющему для общества более высокий уровень значимости, чем задуманный эксперимент.

История создания

Киевлянин Булгаков решил стать певцом Москвы, её домов и улиц. Так рождались московские хроники. Повесть писалась в Пречистинских переулках по заказу журнала «Недра», хорошо знакомого с творчеством писателя. Хронология написания произведения укладывается в три месяца 1925 года.

Будучи врачом, Михаил Александрович продолжил династию своей семьи, подробно описав в книге операцию по «омоложению» человека. Более того, известный в Москве доктор Н.М. Покровский, дядя автора повести, стал прототипом профессора Преображенского.

Первое чтение машинописного материала состоялось на собрании «Никитских субботников», что сразу стало известно руководству страны. В мае 1926 года у Булгаковых был произведён обыск, итог которого не заставил себя ждать: рукопись изъяли. Замысел напечатать свой труд у писателя не осуществился. Советский читатель увидел книгу только в 1987 году.

Основные проблемы

Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени. Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными. Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.

Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека. С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу. Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.

Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно. Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии. Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.

Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность. Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них. Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека. Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…

На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.

В чём смысл книги?

Люди давно ищут ответы на вопросы: Что есть человек? Каково его общественное предназначение? Какую роль играет каждый в создании той среды, которая была бы «комфортна» живущим на планете Земля? Какие существуют «пути» к этому «комфортному сообществу»? Возможен ли консенсус между людьми разного социального происхождения, придерживающихся противоположных взглядов на те или иные вопросы бытия, занимающих альтернативные «ступеньки» в интеллектуальном и культурном развитии? И, конечно, важно понять простую истину, заключающуюся в том, что общество развивается благодаря неожиданным открытиям в той или иной отрасли науки. Но всегда ли эти «открытия» можно назвать прогрессивными? Булгаков на все эти вопросы отвечает со свойственной ему иронией.

Человек – это личность, а развитие личности подразумевает самостоятельность, в которой отказана советскому гражданину. Общественное предназначение людей в том, чтобы мастерски делать свое дело и не мешать другим. Однако «сознательные» герои Булгакова только скандируют лозунги, но не трудятся во благо их воплощения в реальность. Каждый из нас во имя комфорта должен терпимо относиться к инакомыслию и не мешать людям его исповедовать. И опять в СССР все в точности, да наоборот: талант Преображенский вынужден с боем отстаивать свое право помогать пациентам, а его точка зрения нагло осуждается и преследуется какими-то ничтожествами. Они могут жить в мире, если каждый займется своим делом, но равенства в природе нет и быть не может, ведь с самого рождения все мы отличаемся друг от друга. Невозможно его поддерживать искусственно, так как не может Швондер начать гениально оперировать, а профессор — играть на балалайке. Навязанное, не настоящее равенство только навредит людям, помешает им адекватно оценивать свое место в мире и с достоинством его занимать.

Открытия человечеству нужны, это понятно. Но не стоит заново изобретать колесо – пытаться воспроизвести человека искусственно, например. Если естественный способ все еще возможен, зачем же ему аналог, да еще и такой трудоемкий? Перед людьми стоит немало других, более существенных угроз, на которые стоит обратить всю мощь научного интеллекта.

Главные темы

Повесть многопланова. Автор затрагивает важные темы, характерные не только эпохе начала двадцатого века, но и являющиеся «вечными»: добра и зла, науки и морали, нравственности, судьбы человека, отношения к животным, построения нового государства, родины, искренних человеческих отношений. Особенно хочется выделить тему ответственности создателя за свое творение. Борьба амбиций и принципиальности в профессоре закончилась победой гуманизма над гордыней. Он смирился со своей погрешностью, признал поражение и воспользовался опытом, чтобы исправить ошибки. Именно так должен поступать каждый творец.

Также актуальна в произведении тема свободы личности и тех границ, которые общество, как и государство, пересекать не вправе. Булгаков настаивает на том, что полноценный человек — тот, что обладает свободой воли и убеждений. Только он может развить идею социализма без карикатурных форм и ответвлений, уродующих замысел. Толпа слепа и всегда ведома примитивными стимулами. А вот личность способна к самоконтролю и саморазвитию, ей надо дать волю трудиться и жить во благо социума, а не настраивать ее против него тщетными попытками насильственного слияния.

Сатира и юмор

Книга открывается монологом бродячего пса, обращённым к «гражданам» и дающим точные характеристики москвичам и самому городу. Население «глазами» собаки неоднородно (что соответствует действительности!): граждане – товарищи – господа. «Граждане» отовариваются в кооперативе Центрохоза, а «господа» — в Охотном ряду. Для чего богатым людям гнилая лошадь? Эту «отраву» получишь только в Моссельпроме.

«Узнать» человека можно по глазам: у кого «сушь в душе», кто агрессивен, а кто «холуй». Последний – самый противный. Боишься – тебя-то и следует «тяпнуть». Гнуснейшая «мразь» – дворники: гребут «человеческие очистки».

А вот повар – важный объект. Питание – серьёзный показатель состояния общества. Так, барский повар графов Толстых – настоящая личность, а повара из Совета Нормального питания вытворяют такое, что даже собаке непотребно. Если же стал председателем, то активно краду. Ветчина, мандарины, вина – это «братья Елисеевы бывшие». Швейцар хуже котов. Он пропускает бродячую собаку, заискивая перед профессором.

Система образования «предполагает» москвичей «образованных» и «необразованных». А зачем учиться читать? «Мясо итак пахнет за версту». Но если есть хоть какие-то мозги, вы без курсов выучитесь грамоте, как, например, бродячий пёс. Начало шариковского образования – магазин электрики, где бродяга «отведал» изолированной проволоки.

Приёмы иронии, юмора и сатиры часто используются в сочетании с тропами: сравнениями, метафорами и олицетворениями. Особым сатирическим приёмом можно считать способ первоначального представления персонажей по предварительной описательной характеристике: «загадочный господин», «богатый чудак» — профессор Преображенский»; «красавец-тяпнутый», «укушенный» — доктор Борменталь; «некто», «фрукт» — посетитель. Неумение Шарикова общаться с жильцами, формулировать свои требования, рождает юмористические ситуации и вопросы.

Если говорить о состоянии прессы, то устами Фёдора Фёдоровича писатель рассуждает о том случае, когда в результате прочтения советских газет перед обедом, больные теряли вес. Интересна оценка профессором существующего строя через «вешалку» и «калошную стойку»: до 1917 года двери парадных не закрывались, так как грязную обувь и верхнюю одежду оставляли внизу. После марта все калоши исчезли.

Основная идея

В своей книге М.А. Булгаков предупреждал, что насилие — это преступление. Всё живое на земле имеет право на существование. Это неписаный закон природы, которому необходимо следовать, чтобы не допустить точки невозврата. Необходимо на всю жизнь сохранить чистоту души и помыслов, чтобы не потворствовать внутренней агрессии, не выплескивать ее наружу. Потому насильственное вмешательство профессора в естественный ход вещей осуждается писателем, поэтому ведет к таким чудовищным последствиям.

Гражданская война ожесточила общество, сделала его маргинальным, хамским и пошлым в основе своей. Вот они, плоды насильственного вмешательства в жизнь страны. Вся Россия 20-х годов – грубый и невежественный Шариков, который вовсе не стремится к труду. Его задачи менее возвышены и более эгоистичны. Булгаков предостерегал современников от такого развития событий, высмеяв пороки нового типа людей и показав их несостоятельность.

Главные герои и их характеристика

  1. Центральная фигура книги – профессор Преображенский. Носит очки в золотой оправе. Живёт в богатой квартире, состоящей из семи комнат. Он одинок. Всё своё время посвящает работе. Филипп Филиппович ведёт приём дома, иногда здесь же оперирует. Больные называют его «магом», «чародеем». «Творит», сопровождая часто свои действия пением отрывков из опер. Любит театр. Убеждён, что каждый человек должен стремиться стать специалистом в своём деле. Профессор – прекрасный оратор. Его суждения выстраиваются в чёткую логическую цепочку. О себе говорит, что он человек наблюдения, фактов. Ведя дискуссию, увлекается, входит в азарт, иногда переходит на крик, если проблема задевает его за живое. Отношение к новому строю проявляется в его высказываниях о терроре, парализующем нервную систему человека, о газетах, о разрухе в стране. Заботливо относится к животным: «проголодался, бедняга». В отношении к живым существам проповедует только ласку и невозможность никакого насилия. Внушение гуманных истин – единственный путь воздействия на все живое. Интересная деталь в интерьере квартиры профессора – сидящая на стене громадная сова, символ мудрости, так необходимый не только учёному с мировым именем, но и каждому человеку. По окончании «эксперимента» находит в себе мужество признать, что эксперимент
    омоложения
    не удался.
  2. Молодой, красивый Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора, который полюбил его, приютил как подающего надежды юношу. Филипп Филиппович надеялся, что из доктора выйдет в будущем талантливый учёный. Во время операции в руках Ивана Арнольдовича буквально всё мелькает. Врач не просто скрупулёзно относится к своим обязанностям. Дневник доктора как строгий медицинский отчёт-наблюдение за состоянием больного, отражает всю гамму его чувств и переживаний за результат проведённого «эксперимента».
  3. Швондер – председатель домкома. Все его действия напоминают конвульсии марионетки, которой кто-то невидимый управляет. Речь путаная, повторяются одни и те же слова, что подчас вызывает у читателей снисходительную улыбку. У Швондера нет даже имени. Он видит свою задачу в том, чтобы исполнять волю новой власти, не задумываясь, хорошо это или плохо. Ради достижения своей цели способен на любой шаг. Мстительный, он искажает факты, клевещет на многих людей.
  4. Шариков – существо, нечто, результат «эксперимента». Скошенный и низкий лоб свидетельствует об уровне его развития. Использует в своем лексиконе все бранные слова. Попытка обучить его хорошим манерам, привить вкус к прекрасному не увенчалась успехом: пьянствует, ворует, издевается над женщинами, цинично оскорбляет людей, душит котов, «совершает звериные поступки». Как говорится, на нём природа отдыхает, потому что нельзя идти с нею вразрез.

Основные мотивы творчества Булгакова

Многогранность творчества Булгакова поражает. Ты словно путешествуешь по произведениям, встречая знакомые мотивы. Любовь, алчность, тоталитаризм, нравственность – это лишь частички одного целого, «кочующие» из книги в книгу и создающие единую нить.

  • В «Записках на манжетах» и в «Собачьем сердце» звучит вера в человеческую доброту. Данный мотив является центральным и в «Мастере и Маргарите».
  • В повести «Дьяволиада» отчетливо прослеживается судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Этот мотив характерен для других произведений автора. Система подавляет в людях их лучшие качества, и страшно то, что со временем для народа это становится нормой.  В романе «Мастер и Маргарита» в «психушке» держали писателей, творения которых не соответствовали правящей идеологии. Профессор Преображенский рассказывал о своих наблюдениях, когда он давал больным перед обедом читать газету «Правда», то они теряли в весе. Того, что способствовало бы расширению кругозора и позволяло посмотреть на события с противоположных ракурсов, в периодической прессе найти было невозможно.
  • Эгоизм – вот чем руководствуется большинство отрицательных персонажей булгаковских книг. Например, Шариков из «Собачьего сердца». А скольких неприятностей возможно было избежать, при условии, что «красным лучом» воспользовались бы по назначению, а не в корыстных целях (повесть «Роковые яйца»)? Основами этих произведений являются эксперименты, идущие вразрез с природой. Примечательно, что Булгаков отожествлял эксперимент с построением социализма в Советском Союзе, что опасно для социума в целом.
  • Основной мотив творчества писателя — мотив родного Дома. Уют в квартире Филиппа Филипповича («лампа под шелковым абажуром») напоминает атмосферу дома Турбиных. Дом – семья, родина, Россия, о которой у писателя болело сердце. Всем своим творчеством он желал родине благополучия и процветания.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Социально-психологический смысл произведения М. А. Булгакова «Собачье сердце»



Повесть «Собачье сердце» (1925 г.) является одним из самых интересных произведений М. А. Булгакова, что объясняется своеобразием сюжета и яркими характерами персонажей. В школьных учебниках литературы и исследованиях, посвященных творчеству М. А. Булгакова, повесть расценивается как политическая сатира, в которой автор выражает свое критическое отношение к советскому строю и попыткам воспитания нового типа личности [1]. При этом широкий круг проблем, рассматриваемых в повести, позволяет использовать ее в качестве иллюстративного материала при изучении социальных дисциплин. Социально-психологический анализ произведения может стать темой занятий для студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников. Такое использование повести является возможным в силу того, что одной из главных проблем повести является вопрос о становлении личности и формировании ее отношений с окружающими.

Повесть «Собачье сердце» обладает богатым потенциалом в плане подготовки студентов, чья будущая профессиональная деятельность, непосредственно связана с социальными отношениями. Необходимость развития различных компетенций у студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников предполагает погружение обучающихся в ситуации, обогащающие их опыт, в частности опыт социального взаимодействия. Литературное произведение с этой точки зрения можно рассматривать как образ социальной ситуации, с которой встретится будущий специалист. В ходе профессиональной подготовки анализ и обсуждение литературных текстов, посвященных проблемам социальных отношений, может дополнять и расширять представления студента, полученные им на лекционных и семинарских занятиях, а также при прохождении практики. Целесообразность обращения к литературному тексту при подготовке педагогов и специалистов социальной сферы обусловлена тем, что художественное произведение зримо и ярко представляет разнообразные социальные ситуации, и при этом выявляет характеры персонажей и мотивы их действий. Прояснение этих моментов студентами в процессе анализа текста является хорошим средством применения полученных знаний и, вместе с тем, служит примером, иллюстрирующим учебный материал.

Такой подход обосновывается еще и тем, что для студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников способность анализировать ситуации взаимодействия и выявлять социальные связи является важным критерием сформированности профессиональных компетенций. Тот факт, что в дальнейшем специалисту придется постоянно общаться и взаимодействовать с людьми требует хорошего понимания их психологии и мотивов деятельности. Умение понимать состояние человека и планировать его поведение в различных ситуациях межличностного взаимодействия может быть развито в процессе анализа литературного текста.

Целесообразность обращения к художественному тексту для обучения студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников вытекает из того круга задач, которые им предстоит решать. К этим задачам относится необходимость выявления проблем и путей их продуктивного разрешения; готовность действовать в изменяющихся социальных условиях и ставить перед собой новые задачи; готовность к постоянному творческому и профессиональному росту; готовность работать в условиях поликультурного общества.

Именно готовность действовать в условиях поликультурного общества может считаться основанием для введения литературного текста в процесс подготовки студентов психолого-педагогического направления, социальных педагогов и социальных работников, так как ситуации, представленные в нем, часто характеризуются острым конфликтом интересов, представлений и ценностей. Повесть «Собачье сердце не является исключением, поскольку многоплановость повествования и сложный характер отношений персонажей становится источником множества противоречий. Для произведения характерно постоянное столкновение интересов представителей различных социальных групп, что делает его особенно привлекательным для социально-психологического анализа.

Современное общество характеризуется высоким уровнем неоднородности, что выражается в имущественном, культурном и других формах расслоения. Повесть «Собачье сердце» в этом отношении интересна тем, что дает студентам возможность увидеть психологические последствия такого расслоения и оценить их влияние на характер межличностных отношений. В произведении представлены носители различных культурных и социальных ценностей, при этом стремление автора показать всю сложность и противоречивость их отношений позволяет лучше понять природу современных социальных конфликтов. Такое понимание является важным условием профессионального роста, так как будущая деятельность подразумевает постоянное общение с людьми, выявление их ценностей и мотивов деятельности, что может быть сформировано за счет обращения к художественному тексту в процессе профессиональной подготовки студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников.

Центральным событием повести является операция, проведенная профессором Преображенским, результатом которой стало появление нового человека, впоследствии принявшего имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Несмотря на фантастичность операции и то, что Шариков до нее был обычным псом, автор представляет нам его именно как человека. На это указывают слова профессора Преображенского: «…человек, полученный при лабораторном опыте путем операции на головном мозгу…» [2]. Однако, по мнению М. А. Булгакова, проведенная операция не сделала Шарикова членом общества, поэтому Преображенский и его ассистент доктор Борменталь по мере развертывания сюжета прямо или косвенно указывают своему подопечному на необходимость его социального развития. При этом внимательное чтение повести показывает, что автор через главных героев дает понять свое скептическое отношение к возможности такого развития. По М. А. Булгакову Шариков получил свою личность «в наследство» вместе с пересаженным гипофизом, поэтому его характер почти полностью воспроизводит характер его донора Клима Чугункина.

Скептическое отношение автора к своему герою обусловлено, конечно, сатирическим замыслом произведения, однако можно утверждать, что система отношений главных героев повести порождает множество проблем. Отношение профессора Преображенского к Шарикову определяется тем, что он возникает в результате проведенной операции. При этом цели искусственного получения человека Преображенский перед собой не ставил, его задача заключалась в выявлении роли гипофиза, поэтому превращение собаки в человеческую особь стало неожиданностью для профессора. По сути, Преображенский не рассматривает Шарикова как самостоятельное существо, о чем говорит, например, его стремление на первых порах действовать через систему прямых запретов. Одной из главных проблем в отношениях Преображенского и Шарикова является то, что профессор не считает необходимым лично помочь последнему в усвоении той системы норм и ценностей, которой придерживается сам.

Отношение Преображенского к Шарикову, как к непредвиденному результату поставленного эксперимента, порождает своеобразную систему воспитания, которая выражена в словах профессора: «…вам надо молчать и слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества!» [2]. Обращает на себя внимание тот факт, что сам Преображенский не ставит перед собой задачи чему-либо обучить Шарикова. Воспитание приемлемого члена социального общества сводится у Преображенского к директивам и жесткому порицанию в случаях, если Шариков ведет себя иначе, чем от него ожидают.

Все вышесказанное не может характеризовать профессора Преображенского как отрицательного персонажа, ограничивающего развитие Шарикова. Сам профессор оказывается в крайне сложных условиях, поскольку в силу своей ученой специализации ему проще воспринимать Шарикова как биологическое существо, но не как личность [3]. Преображенский оказывается полностью неготовым к тому, чтобы в доступной форме передавать собственный опыт существу, полученному в процессе медицинского эксперимента. При этом текст повести позволяет с уверенностью утверждать, что Шариков очень восприимчив к влиянию окружающих и при этом достаточно быстро обучается. На первых порах обучение осуществляется в результате подражания, но поскольку круг общения Шарикова ограничен, он заимствует у окружающих чисто внешние черты, например, манеру одеваться: «Что я, хуже людей? Пойдите на Кузнецкий — все в лаковых» [2]. В дальнейшем обучение Шарикова происходит под руководством председателя домового комитета Швондера, который впоследствии рассчитывает использовать Шарикова в качестве оружия против классового врага Преображенского. Как ни странно, но Швондер единственный персонаж повести, занимающийся систематическим образованием Шарикова, хотя результативность такого обучения невысока.

Тем не менее, хотя бы формально, Шарикову удается стать членом общества, он устраивается на работу и занимает руководящую должность, что позволяет говорить о достаточном уровне развития его социальных качеств. Шариков получает определенный социальный статус и начинает выполнять связанную с ним социальную роль. Этот процесс сопровождается ростом чувства собственного достоинства и стремлением защищать свои интересы, что выражается в его словах, обращенных к Преображенскому: «Что я, управы, что ли, не найду на вас?» [2]. Однако, несмотря на достигнутое положение, Шариков все-таки не смог в полной мере развиться как личность. У него нет друзей, его попытка создать семью завершается неудачей, поскольку для этого он прибегает к обману. О драме личностного развития Шарикова, пожалуй, лучше всего свидетельствует оценка, данная одним из пациентов профессора Преображенского, «толстым и рослым человеком в военной форме». Придя предупредить профессора о доносе Шарикова, он заключает: «…но какая все-таки дрянь!» [2]. Показательно, что данная оценка дается человеком посторонним, который не имел возможности наблюдать всех сложностей в отношениях Преображенского и Шарикова.

Анализ повести с целью выявления ее социально-психологического смысла позволяет рассматривать произведение в качестве метафоры социализации. Это обосновано тем, что в повести достаточно явно представлена проблема приобщения к обществу человека, полученного искусственным путем. Элемент фантастики только лучше подчеркивает остроту этой проблемы, а также задает ограниченные временные рамки такого приобщения, поскольку Шариков представляет вполне взрослого индивида. Практический аспект понимания повести «Собачье сердце» как метафоры социализации заключается в том, что она может быть использована в процессе обучения студентов психолого-педагогического направления подготовки, социальных педагогов и социальных работников. Произведение дает богатый иллюстративный материал для анализа социальной ситуации развития личности и выявления проблем, которые возникают в процессе социализации и взаимодействия в обществе. Раскрывая эти проблемы, студенты получают возможность теоретически обосновать пути их решения, что позитивно отражается на формировании их профессиональных качеств.

Литература:
  1. Бердяева, О. Перевернутая иерархия: к проблематике повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» // Балтийский филологический курьер. — 2003. — № 3. — С.105–115
  2. Булгаков, М. А. Собачье сердце. Повести. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. — 256с.
  3. Яблоков, Е. А. О пользе чтения изучаемых текстов (на примере повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») // Наука и школа. — 2014. — № 5. — С.186–192

Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое направление подготовки, литературный текст, отношение Преображенского, Преображенское, художественный текст, социальное общество, профессиональный рост, приемлемый член, поликультурное общество, мотив деятельности.

moluch.ru

Смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Собачье сердце Булгаков М.А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Булгаков М.А. / Собачье сердце / Смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

    Повесть Булгакова «Собачье сердце» вызвала град нападок со стороны критики. Резкое неодобрение произведения со стороны властей и литераторов привело даже к расторжению договора о постановке повести и ее публикации. Рукопись вместе с дневниками Булгакова была изъята. И лишь сравнительно недавно это произведение было опубликовано и стало доступно для широкого круга читателей.
    Необычное построение произведения – от общего к частному – необычайно ярко передает идею произведения. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.
    Бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.
    Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Повествование в «Собачьем сердце» построено в тесной связи с действительностью 20-х годов и социальной проблематикой. Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную.
    В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь: и в 30-ые — 50-ые он годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь герой пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, Шариков оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.
    Герой гордится своим низким происхождением, гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.
    Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.
    Смысл названия произведения можно толковать двояко. Первый вариант лежит на поверхности - повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским: он пересадил человеческое сердце в тело собаки.
    Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер – это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер – воспитанник пролетариата - группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями.
    Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
    Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
    В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Булгаков М.А. / Собачье сердце / Смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»


Смотрите также по произведению "Собачье сердце":


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

В чем смысл названия повести "Собачье сердце" Булгакова?

В чем смысл названия повести "Собачье сердце?" В нем можно увидеть двойное значение. Повесть могла быть названа так в честь эксперимента, который провел профессор Преображенский. Суть его заключалась в пересадке в тело собаки человеческого сердца. О том, что из этого вышло, рассказывается далее в произведении. Также, размышляя о том, в чем смысл названия повести "Собачье сердце", отметим, что суть может заключаться в самих людях, подобных Швондеру. Рассмотрим этот вариант подробнее.

Люди, подобные Швондеру

Им не пересаживали собачьих сердец. У таких людей они с рождения. Швондера можно назвать человеком без духовного мира, хамом, бездельником. Можно сказать, что он искусственно создан, ведь у этого героя нет своего мнения. Все его взгляды навязаны ему извне. Швондер является воспитанником пролетариата, то есть группы людей, которые поют о светлом будущем, но при этом ничего не делают. Именно они не ведают сочувствия, скорби, жалости. Эти люди глупы и некультурны. У них с рождения собачьи сердца, хотя одинаковые сердца имеют не все собаки. Вот какой смысл названия повести "Собачье сердце" можно увидеть.

Был ли выбор у героев произведения?

Шарик находится ступенью ниже, чем Борменталь и профессор Преображенский. Однако по уровню развития он оказывается, безусловно, выше Шарикова и Швондера. Промежуточное положение в повествовательной структуре этого произведения Шарика (собаки) подчеркивает драматическое положение в обществе "массовидного" человека, который находится перед выбором: либо идти путем естественной духовной и социальной эволюции, либо же начать нравственно деградировать. У героя произведения Шарикова, возможно, такого выбора не было. Это существо являлось все-таки искусственно созданным, и потому имело наследственность пролетария и собаки. Однако у всего общества выбор был, и лишь от человека зависело, какой он изберет путь.

Аллегория в "Собачьем сердце"

В биографии Михаила Булгакова, написанной в 1984 году Э. Проффер, можно найти попытку ответить на вопрос о том, в чем смысл названия повести "Собачье сердце". Произведение рассматривается Проффер в качестве аллегории трансформации всего советского общества во время революции как предостережение об опасности человеческого вмешательства в дела природы.

Смысл названия повести "Собачье сердце" заключается не только в истории превращений Шарикова, но и в истории изменения общества, которое развивается по иррациональным, абсурдным законам. Если в повести фантастический план завершен сюжетно, то открытым остается нравственно-философский: "шариковы" на земле продолжают плодиться и утверждаться в жизни. Следовательно, "чудовищная история" современного писателю общества продолжается.

Особенности художественной литературы 1920-х годов

К сожалению, трагические прогнозы Михаила Афанасьевича оправдались. Это подтвердилось в 1930-1950-е годы, когда формировалась сталинщина, а также в более позднее время. Одной из главных в литературе 1920-х годов была проблема устройства "нового общества" и "нового человека". Основной особенностью творчества указанного времени было то, что в нем преобладала идея коллектива. Она обосновывалась в эстетических программах РАППа, конструктивизма, пролеткульта, футуристов.

Полемика Михаила Булгакова

Можно воспринимать образ Шарикова как полемику с обосновывающими идею "нового человека" теоретиками. Писатель в этой повести, с одной стороны, показывает психологию нового "массовидного" героя (в образе Шарикова) и всей массы (домком со Швондером во главе). Но, с другой стороны, Булгаков противопоставляет им героя-личность в образе профессора Преображенского. В повести движущей силой конфликта является столкновение представлений профессора Преображенского об обществе, которые можно назвать разумными, и иррациональности воззрений людской массы, абсурдности устройства общества.

"Собачье сердце" - антиутопия

Так какой смысл вложен в название повести "Собачье сердце" помимо вышеуказанного? Произведение можно воспринимать как антиутопию, которая осуществилась в действительности. Присутствует в повести традиционное изображение всей государственной системы и противопоставление этому механизму индивидуального начала.

Образ профессора Преображенского

Профессор Преображенский показан как человек независимого ума, высокой культуры, обладающий в области науки глобальными знаниями. К.М. Симонов писал о том, что в повести "Собачье сердце" Булгаков отстаивал с наибольшей силой свой взгляд на права и обязанности интеллигенции, а также то, что она является цветом общества. Профессор является положительной фигурой павловского типа. Подобный ему человек может придти в конечном счете к социализму. Он и придет, если сможет увидеть, что социализм открывает простор для научной работы.

Для него тогда не будет играть роль проблема восьми или двух комнат. Он свои 8 комнат отстаивает потому, что посягательство на них рассматривает как покушение не на собственный быт, а на общественные права. Филипп Филиппович относится критически ко всему, что творится в стране с 1917 года. Преображенский отвергает практику и теорию революции. Он смог проверить это в ходе проведенного им медицинского эксперимента, в котором опыт создания так называемого нового человека оказался неудачным.

Можно ли переделать натуру Шарикова?

Отвечая на вопрос о том, в чем смысл названия повести "Собачье сердце" Булгакова, следует рассмотреть несколько подробнее образ Шарикова. Натуру этого героя переделать невозможно, как нельзя изменить и наклонности швондеров, чугункиных и им подобных. Борменталь спрашивает Преображенского о том, что было бы, если бы мозг Спинозы пересадили Шарикову. Однако профессор убедился уже в бесперспективности человеческого вмешательства в природную эволюцию. Он говорит, что не видит необходимости фабриковать Спинозу искусственно, когда его "может родить в любое время любая баба". Такой вывод для понимания социального подтекста произведения даже важнее: нельзя вмешиваться искусственно не только в природную эволюцию, но и в социальную. К страшным последствиям может привести нарушение в обществе нравственного равновесия. Вот в чем смысл названия повести "Собачье сердце".

fb.ru

В чем смысл книги "Собачье сердце"?

  • Больше всего бросается в глаза критика, и ещ раз критика на советскую власть, е действия, политику.

    Булгаков писал из жизни, многое из личного примера. Он видел этих нелепых, некультурных людей, мужеподобных, командующих женщин-вс это было очень грустно. Тут полная обречнность...

    Затем сатира на Шарика, из которого хотели, несмотря на всю его ограниченность и некультурность, сделать государственным служащим.

    Профессор, интеллигент с одной стороны - и недалкий, безкультурный - но зато коммунист - Швондер с другой стороны. Это явно столкновение совершенно разных не только людей, но и культур, причм Преображенский вынужден сдавать одну позицию за другой, и, хотя в конце и оказывается умнее и мудрее чем советские прихвостни - ясно, что борьба проиграна и становится очень грустно. А Шариков, думаю, представляет обманутый народ с промытыми мозгами - в принципе, как бы вовсе и не виноват ни в чм 🙂

    Это то, что я как главные мысли для себя подчеркнул. Но наверное, это не совсем то, что Вы хотели услышать? Скажите, и я удалю, если что

  • Книга актуальная и современная.И я постоянно нахожу похожие моменты !И дураков как Швондер и Шариковых.И профессоров типа Преображенского.А сам я себя отношу к доктору Барменталю ,который имеет счастья работать с гением.У настоящего мастера Такого Как Булгаков всегда есть сокральный смысл во всех произведениях.Мне кажется ,что смысл меняется от эмоционального состояния человека.Сейчас я понимаю ,что надо быть выше всех глупостей и просто делать свое дело ,как делал -это дело профессор Преображенский,не смотря на разруху и дураков .Потому что глупость не исправишь ,и бороться с ней бессмысленно ,только терять время.И еще надо быть совершенным в своей профессии,и тогда ты полностью защищен от всяких нападок со стороны властных дураков.

  • Здесь, в обсуждениях, приведены официальные версии, очень выгодные, в том числе и коммунистам. Они объясняют, почему не было создано счастливое общество. Помешала отсталость и глупость Климов Чугуновых (В окончательных версиях у Клима такая фамилия, а не Чугункин). Если разбираться повнимательней, главная мысль очень проста, из собаки невозможно сделать человека, неважно, чей гипофиз использовать, что Спинозы, что Клима Чугунова. На самом деле, Шариков получился таким из-за наследия пса Шарика. Жестокого, хитрого, жадного существа. О Чугунове мы, из повести, почти ничего не знаем. Где видно, что Чугунов дурак и алкоголик? В Собачьем сердце нет таких утверждений, там есть строки: Печень расширена (алкоголь) Но, по словам Преображенского, расширение печени может произойти из-за употребления ликеров после обеда. Зато половина повести состоит из мыслей добрейшего пса Шарика. Ну и мысли, я вам скажу! Приведу один из примеров: а кто сам всякого боится. Вот последнего холуя именно и приятно бывает тяпнуть за лодыжку. Боишься получай.

    Раз боишься значит стоишь... Р-р-р... Гау-гау....

    Точка зрения взята из работы: Обещанный сюрприз от Булгакова на сайте http://www.proza.ru/2013/10/22/420, прочитайте, очень много доказательств. Там расшифрован и прототип Шарикова, дана его фамилия, имя, портрет.

  • У Булгакова в произведениях ярко прослежиаается тема религии! А точнее его особое мировозрение на религию. Вот Вам один из не политических вариантов смысла...Преображенский quot;СОЗДАТЕЛЬquot; - эволюционирует душу собаки в человека, но человек живет недостойно и душа сноаа уходит на уровень вниз...как то так! Одно скпжу точно, яБулгаков был гениальным филосоыом а политиком не был, не мешайте его с грязью!!!

  • Я бы самую главную суть книги передал словами Киплинга в переводе К. Симонова.

    Осел останется ослом

    Хоть ты осыпь его звездами.

    Где нужно действовать умом,

    Он только хлопает ушами.

    Ну, а если другими словами, то опасно невоспитанного грязного во всех смыслах человека пускать во власть!

  • В quot;Собачьем сердцеquot; поднимается несколько тем-тема культуры и бескультурия, тема интеллигенции, которая противостоит шариковщине и швондеровщине, тема разрухи, и не только внешней, но и внутренней, сидящей в головах у людей, которые теперь у власти, строят ее, создают-это Климы Чугункины, Швондеры, Шариковы с их идеологией, выражаясь современным языком, быдла и деградирующего человека, не ведающего ничего в культуре и весьма опасного. Тут встает и тема власти, которая побеждает культуру, так она ей невыгодна, лучше иметь у себя ничего не понимающих, ведомых и попугайски повторяющей ее идеи Шариковых.

  • Клим Чугункин побеждает, он и победил. Рулит, выражаясь современным языком.

    Какая ария о милой Аиде, дашь нецензурные частушки под балалайку (гитару), это так понятно и знакомо до слез, так что русский язык и спустя столетия не мыслим без столь любезного сердцу мата.

    Разруха в головах достигла своего расцвета, кульминации.

    Нецензурными словами прошу не выражаться - кричат современные чугункины-шариковы, услышав нечто интеллектуально-интеллигентное, при слове культура шаря руками в поисках оружия пролетариата или прибегая к тем же любезным словесным перлам, в основном трехэтажным.

  • info-4all.ru

    Смысл названия повести «Собачье сердце»: сочинение

    (356 слов) Повесть «Собачье сердце» — одно из самых удачных произведений Булгакова, которое, тем не менее, было не понято современниками. Во-первых, главный положительный герой повести – интеллигент, а пролетарская революция чуждалась интеллектуальной элиты, поэтому произведение многие восприняли в штыки. Во-вторых, читатели не поняли смысла повести, как и ее названия: автор то ли намекал на «собачью жизнь» рабочих, то ли на то, что они – собаки, то ли просто описал любопытный эксперимент. Однако у названия (как и у произведения) есть несколько смыслов, и для полного понимания замысла автора необходимо учесть все.

    Непосредственный смысл названия повести «Собачье сердце» лежит на поверхности. По сюжету гипофиз и семенники человека пересадили в тело животного. Однако вскоре выяснилось, что бывший владелец органов был той еще … собакой: он бродяжничал, преступал закон, пил и сквернословил. Все эти качества передались Шарикову. Однако у него была и другая сторона, унаследованная от пса. Она, судя по культурной речи пса-рассказчика, является положительной. Это добрая и здравая сущность, данная нам самой природой, но ее полностью затмевает человеческий порок — плод цивилизации. Автор хотел сказать, что от природы мы все — неплохие люди, но толпа на поводу у тирании способна выбить из нас все естественное и добродетельное. Собака выбрана для того, чтобы показать, что зверь, именем которого принято оскорблять оппонента, на самом деле, стоит выше иных господ на ступени эволюции.

    Другой смысл названия повести заключается в том, что автор определил сущность новых советских граждан, как «собачье сердце». То есть, они до слепоты преданы новой власти, но лишены своей воли и своего ума. Они кричат о свободе, но не готовы ее принять, так как не могут нести ответственности за свои действия, не могут начать думать и жить по-людски. Поэтому они все лают и лают, принимая Шарикова в свою безликую стаю, чтобы побольнее укусить профессора «буржуя». Для них он – чужак, открывающий родную калитку, и только цепь мешает им разорвать его.

    Смысл финала повести «Собачье сердце» в том, чтобы показать раскаяние Филиппа Филипповича и исправленную им ошибку. Так автор объявляет свой приговор попытке революционного правительства создать новое общество и государство искусственным путем, как профессор создал Шарикова. Переворот – насильственные перемены, навязанные силой, как хирургическое вмешательство. Но чтобы измениться, людям нужно постепенное естественное развитие, а не команда «фас». Они же не собаки…

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    literaguru.ru

    Смысл повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» » Сочинение на EraInfo.ru

    Михаил Булгаков – советский писатель и автор многих великолепных произведений 20-го века. Как и многие его произведения повесть «Сорбачье сердце» имело сложную судьбу. Будучи написанным уже в 1925 году, свет оно увидело только в 1968 году, причем издано оно было за границей, в России же первое издание произошло в 1987 году, поскольку фактически полвека «Собачье сердце» называли жесткой карикатурой на существующий режим и политической сатирой на Сталина.

    В центре повести из девяти частей судьба дворового пса Шарика, который благодаря достижениям современной науки обретает человеческое лицо Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Все произведение проникнуто «двойной жизнью» главного героя: собаки в человеческой шкуре и наоборот.

    Холодная зимняя ночь рисует скулящего в подворотне. Но пес совершенно необычный, автор наделяет его сообразительностью, рассудительностью, почти человеческой мудростью и представлениями о жизни, мире и происходящими событиями. Пес повествует о судьбах людей, которые его окружают. Но инстинкты берут свое и вслед за куском колбасы, Шарик обретает теплый дом профессора Преображенского.

    Профессор Филипп Филиппович Преображенский, незаурядный хирург, который достиг прекрасных результатов в практическом омоложении. Разрабатывая исследования, он решается на небывалый эксперимент — операцию по пересадке собаке человеческого гипофиза и яичек с придатками и семенными канатиками. С этого момента жизнь пса Шарика начала меняться с небывалой быстротой.

    Пес не просто остался жив, он обрел новую жизнь. По дневниковым медицинским записям читатель прослеживает все метаморфозы перерождения собаки в человека: от постепенного выпадения шерсти до прямохождения и человеческой речи.

    Однако светило науки профессор Преображенский очень скоро начал жалеть о сделанной операции. С Шариковым происходило не только физическое, но и психологическое очеловечивание, — он унаследовал от своего донора — вора и алкоголика и все пагубные привычки: нецензурную брань, страсть к водке, воровству, женскому полу, кабацким застольям, тщеславию и рассуждениям о пролетарской идее. Для повышения своего социального статуса обновленный Шарик устраивается в отдел очистки города от бездомных животных на руководящую должность.

    Профессор и его помощник Борменталь сокрушаются над результатами, приходя к выводу, что произведенная операция приводит не к омоложению, а к полному очеловечиванию, «причем созданная особь весьма похожая – по характеру, привычкам, поступкам – на того, чей гипофиз был взят.

    Попытки хоть как-то перевоспитать Шарикова, привить его облику хоть что-то от человека культурного ни к чему не приводят. Тогда профессор приходит к единственному выводу: вернуть ситуацию на круги своя.

    После очередной операции Шариков начинает вновь обрастать шерстью, речь меняется на лай и вскоре становится обычным псом.

    Фантастическое, присутствующее на страницах повети “Собачье сердце” помогает Булгакову острее и ярче показать те явления, максимально огрубить совершенства окружающего мира.

    Сатирический талант писателя в отечественной литературе ХХ века многие признавали довольно опасным оружием.

    erainfo.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о