Содержание

Анализ стихотворения Фета Шепот, робкое дыханье сочинения и текст

Краткий анализ стихотворения Фета Шепот, робкое дыханье №1

Афанасия Фета по истине можно назвать одних из самых романтичных поэтов. Конечно он не относил себя к такому направлению, но всё же большинство его произведений содержат нотки романтизма. Основной направленностью работы Фета были тема природы, ведь как считал Фет, человек един с окружающим его миром. И в некотором смысле можно заметить, что любовь к природе у автора была больше, чем любовь к ближним. Произведение «Шепот, робкое дыханье…» было написано в 1850 году.

В начале видно описание утра, причем автор использует необычные, красивые слова. Соловей в стихотворении олицетворяет первое создание, голос которого означает приближение рассвета. Главное особенностью данного стихотворения то, что в нем глаголов. Действия автор предпочел оставить за кадром, а используя существительные придал яркости ритму. Все строфы показывают определенное действие, которое имеет завершенный характер. Этот прием позволяет работать воображению, чтобы можно было дополнить недостающие детали.

Автор хотел показать в стихотворении слияние человека и окружающего мира, а так же показать ту тонкую нить между переживаниями влюбленных людей и природой.

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье»

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

Стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье…» появилось в печати в 1850 году. К этому времени Фет уже был вполне сложившимся поэтом со своим особым голосом: с резко субъективной окраской лирического переживания, с умением наполнять слово живой конкретностью и одновременно улавливать новые обертоны, «мерцающие» нюансы в его значении, с обостренным ощущением роли композиции, «структуры» развития чувства. Фет новаторски разрабатывал образный строй стиха, его мелодику, удивлял свободным обращением с лексикой и вызывал возмущение нежеланием прислушиваться к элементарным законам грамматики.

50-е годы можно назвать его «звездным часом», так как именно они принесли ему наибольшее признание у ценителей поэзии, если соотносить это время с общим фоном многолетнего непонимания, неприязни и равнодушия к нему читающей публики.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», будучи опубликованным на пороге 1850-х годов, укрепилось в сознании современников как наиболее «фетовское» со всех точек зрения, как квинтэссенция индивидуального фетовского стиля, дающего повод и для восторгов и для недоумения:

В этом стихотворении неодобрение вызывала прежде всего «ничтожность», узость избранной автором темы, отсутствие событийности — качество, которое казалось неотъемлемо присущим поэзии Фета. В тесной связи с указанной особенностью стихотворения воспринималась и его выразительная сторона — простое перечисление через запятую впечатлений поэта, чересчур личных, незначительных по характеру. Нарочито же простую и одновременно до дерзости нестандартную форму можно было расценить как вызов. И в ответ действительно посыпались острые и меткие, в сущности, пародии, поскольку пародия, как известно, обыгрывает наиболее характерные качества стиля, концентрирующие в себе и его объективные свойства, и индивидуальные художественные пристрастия автора. В данном случае предполагалось даже, что стихотворение Фета не проиграет, если его напечатать в обратном порядке — с конца… С другой стороны, нельзя было не признать, что поэт блестяще добивался своей цели — колоритного изображения картины ночной природы, психологической насыщенности, напряженности человеческого чувства, ощущения органического единства душевной и природной жизни, полной лирической самоотдачи. В этом смысле стоит привести высказывание принципиального противника Фета в плане мировоззренческом — Салтыкова-Щедрина: «Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как стихотворение г. Фета «Шепот, робкое дыханье» (30; 331).

Интересно мнение Л. Н. Толстого, высоко ценившего поэзию Фета: «Это мастерское стихотворение; в нем нет ни одного глагола (сказуемого). Каждое выражение — картина. <…> Но прочтите эти стихи любому мужику, он будет недоумевать, не только в чем их красота, но и в чем их смысл. Это — вещь для небольшого кружка лакомок в искусстве» (33; 181).

Попробуем определить, как Фет добивается, чтобы «каждое выражение» стало «картиной», как он достигает поразительного эффекта сиюминутности происходящего, ощущения длящегося времени и, несмотря на отсутствие глаголов, присутствия внутреннего движения в стихотворении, развития действия.

Грамматически стихотворение представляет собой одно, проходящее через все три строфы восклицательное предложение. Но наше восприятие его как неделимой текстовой единицы накрепко спаяно с ощущением его внутренне компактной композиционной цельности, имеющей смысловое начало, развитие и кульминацию. Дробное перечисление через запятую, которое может показаться главным двигателем в динамике переживания, в действительности лишь внешний структурный механизм. Главный двигатель лирической темы — в ее смысловом композиционном развитии, которое основывается на постоянном сопоставлении, соотнесении двух планов — частного и общего, интимно-человеческого и обобщенно-природного. Этот переход от изображения мира человека к миру вокруг, от того, что «здесь, рядом», к тому, что «там, вокруг, вдали», и наоборот, осуществляется от строфы к строфе. При этом характер детали из мира человека соответствует характеру детали из мира природы.

Робкая завязка в сцене человеческого свидания сопровождается первыми по впечатлению, возникающими вблизи от сцены действия, неброскими деталями ночного мира:

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Во второй строфе взгляд поэта расширяется, захватывая более крупные, дальние и в то же время обобщенные, более неопределенные детали. Эти изменения тут же отражаются на деталях изображения человека — туманных, расплывчатых:

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В заключительных четырех строчках конкретность изображения природы и ее обобщенность сливаются, создавая впечатление огромности, объемности мира (в поле зрения поэта-небо, охваченное зарей). Состояние же человека само по себе делается одной из деталей этого мира, органически входит в него, наполняясь его общим содержанием:

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

Личному человеческому переживанию неизменно сопутствует нечто большее, мир человека находится в слиянии с миром природы. А конечное восклицание «И заря, заря. » служит как бы замыкающей связкой обоих планов, являясь выражением высшей точки напряжения человеческого чувства и прекраснейшего мгновения в жизни природы.

Оба плана проявляются соответственно в сосуществовании и чередовании двух зрительных рядов, в своеобразном монтаже зримых картин, кадров: укрупненные, близкие, подробные картины сменяются отдаленными, «смазанными», общими. Таким образом, поток чувства имеет здесь не только временную протяженность, но, будучи переданным через смену зрительных образов, обретает и пространственную характеристику, пространственную структуру. Стихотворение представляет собой «ряд волшебных изменений» и во времени и в пространстве.

Произведение Фета необычайно живописно, оно располагает на своем общем полотне несколько маленьких полотен, равных локальному сектору обзора, фрагменту действительности, ограниченному взглядом поэта. Все вместе эти полотна обрамлены единой «рамкой» заданного поэтического настроения.

Взаимопроникновению и внутреннему развитию человеческого и природного планов полностью соответствует цветовая симфония в стихотворении: от приглушенных, «разведенных» красок («серебро… ручья», «свет ночной, ночные тени…») — к ярким, резко контрастным тонам в финале («В дымным тучках пурпур розы, Отблеск янтаря…»). Эта эволюция в живописных средствах Фета фактически выражает течение времени (от ночи к заре), которое грамматически в стихотворении никак не воплощается. Параллельно, в сторону экспрессии, развивается и чувство, настроение поэта, сам характер его восприятия человека и природы («И лобзания, и слезы, И заря, заря. »). Становится очевидным, как не правы были те современники Фета, которые полагали, что суть стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» не изменится, если переписать его в обратном порядке — с конца к началу. Они не увидели внутренних закономерностей развития лирической темы, которые определяют структуру стихотворения и делают возможным его принципиальное существование.

Стихотворение абсолютно лишено аналитических моментов, оно фиксирует ощущения поэта. Конкретного портрета героини нет, а неясные приметы ее облика, по сути дела, переданы через впечатления самого автора и растворяются в потоке его собственного чувства (в этом сказывается индивидуальное свойство поэтического почерка Фета).

Почти в каждом существительном, призванном передать состояние человека и природы в данный момент, потенциально заключено движение, скрыта динамика. Перед нами как бы само застывшее движение, процесс, отлитый в форму. Благодаря такому качеству перечисленных в стихотворении существительных создается впечатление непрерывного развития, изменения, причем перечисление само по себе способствует нагнетанию напряжения.

Первая и третья строфы содержат не только зрительные, но и звуковые картины, живописные образы здесь обладают и звуковой характеристикой (это касается даже строк «Серебро и колыханье Сонного ручья…»). Вторая же строфа по контрасту к ним создает впечатление абсолютной тишины. Такой звуковой, вернее, слуховой образ мира еще более усиливает «живую жизнь» стихотворения, образуя в нем некое психологическое пространство. Все средства в стихотворении мобилизованы на то, чтобы передать сам процесс «длящегося» лирического переживания.

Для творческой манеры зрелого Фета характерна определенная стабильность, большей части своих художественных принципов он сохранил верность до конца жизни. Одно из подтверждений этого вывода -стихотворение, написанное в восьмидесятые годы, — «Это утро, радость эта…». Так же, как «Шепот, робкое дыханье…», оно представляет собой безглагольное перечисление и построено в виде одного предложения, произносится на едином дыхании и выражает тончайшие оттенки единой эмоции.

Интересно признание Фета, сделанное в конце жизни (30 декабря
1888 года. Письмо к Я. Полонскому), но словно отсылающее нас назад,
к 1850 году, ко времени появления стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»:

«Тот, кто прочтет только несколько моих стихотворений, убедится, что мое наслаждение состоит в стремлении наперекор будничной логике и грамматике только из-за того, что за них держится общественное мнение, которому мне так сладостно поставить в нос гусара» (29, 450-451).

У нашего современника, читательское восприятие которого привычно к самым неожиданным и вычурным поэтическим формам, возможность существования стихотворения, написанного в виде одного предложения, вряд ли вызовет сомнения. Для сознания читателя 1850-х годов такой свободно, даже дерзко выраженный поток чувства, не знающий границ, был слишком необычен.

Свободное от всех внешних жанровых признаков, основанное на смысловой композиционной цельности, стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье…» отразило стремление лирики середины XIX века передать конкретный процесс прихотливого развития чувства, а через него — психологически сложный мир человеческой личности.

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Шепот, робкое дыхание»

Одним из наиболее интересных стихотворений 19 века со стороны лингвистического анализа считают произведение Афанасия Афанасьевича Фета «Шепот. Робкое дыханье…». Оно позволяет найти практически все принципы поэтической фонетики. Его изучают не только в школах, но и университетах с филолого-лингвистическим уклоном.

Но, несмотря на всю свою программность, это не бездушный текст, а очень тонкое и лирическое произведение. Все поэтические тропы лишь помогают сделать стихотворение проникновенным и душевным.

Одну тему стихотворения выделить трудно, скорее всего, это сочетание любовной лирики и пейзажной зарисовки. Ночью практически на рассвете двое влюбленных сплелись воедино и наслаждаются своими чувствами и окружающей природой. При этом природа изображена живой, она сочувствует и наслаждается вместе с людьми, отражает их чувства и переживания.

Тишина взрывается трелью соловья, но этот шум настолько гармоничен, что не влияет на всеобщее благоденствие. Фет без помощи глаголов создал отдельные картинки, которые складываются в общую живописную картину.

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Всего в нем три строфы, каждая из которых состоит из четырех строчек. Рифма перекрестная. Много эпитетов: робкое дыханье, волшебные изменения, дымные тучки. Олицетворение: сонный ручей. Метафоры: колыханье ручья, тени без конца.

Особой эмоциональность наполнено окончание стихотворения, здесь есть и повторение союза и, восклицательный знак. Много глухих согласных использует Фет для создания более плавной, напевной речи. Все предложения в тексте назывные, но это придает не просто краткость, а заставляет читателя самому «додумать» действия, свойственные героям.

Стихотворение очень лиричное, его хочется спеть, ведь оно о чувствах. Когда читаешь его, как будто переносишься на деревенский луг ночью, вдыхаешь ароматы, слушаешь пение соловья. Хочется наслаждаться природой и не мешать влюбленным, которые расположились здесь же.

Фет считается истинным певцом природы, он виртуозно описывает не только пейзажи, но и прекрасно передает чувства людей. Ведь каждый человек это частица всего живого на Земле. Поэтому автор пытается передать основную мысль, что любовь — одно из основополагающих чувств на нашей планете. Все должно дышать ею. Люди не должны растрачивать себя на мелочи, ругаться или спорить, нужно просто наслаждаться окружающей природой и своими чувствами.

Афанасий Фет: «Шепот, робкое дыханье». Анализ

Одним из наиболее знаменитых стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета, вобравшим в себя наиболее характерные приемы автора, является «Шепот, робкое дыханье. «. Анализ данного стихотворения следует начать с той атмосферы, которую рисует перед нами поэет. Автор создает эффект плавной динамики, не используя при этом ни одного глагола: «колыханье сонного ручья», «изменения милого лица». Здесь проявляется знаменитая «безглагольность», которой славился Фет.

«Шепот, робкое дыханье», анализ которого предпринимался многими литературоведами, отличается также разделением переживаний лирического героя: первое четверостишье целиком посвящено звукам (к ним относятся и шепот, и дыханье, и соловьиная песня), во втором описываются визуальные образы (свет и тени, лицо возлюбленной), а в финале стихотворения — чувственные переживания героя.

При этом в последней строке заря играет кульминационную роль, подводя все чувства героя к их высшей точке.

Лирический герой проходит чувственную градацию от «робких» шепота и дыхания до «лобзания и слез» до зари, причем этот путь показан в виде отдельных, сменяющих друг друга кадров — поэт позволяет нам самостоятельно нарисовать в воображении образы стихотворения «Шепот, робкое дыханье». Анализ стихотворения невозможен без обращения внимания на нарочитое повторение элементов в строчках «Свет ночной, ночные тени. Тени без конца», которое создает элемент статичности среди сменяющихся картин ночи. С его помощью автор показывает «бесконечную» протяженность времени для влюбленных, что очень важно для лирического героя.

«Шепот, робкое дыханье», анализ которого мы проводим, принято относить к произведениям любовной лирики Фета. Но, как и в других характерных произведениях этого поэта, рядом с чувственными переживаниями лирического героя соседствуют наблюдения за состояниями природы. Автор чередует два этих источника впечатлений для создания цельной картины. Таким образом поэт показывает, что человеческие чувства сродни миру природы. В финале они объединяются в единое целое строчкой «И заря, заря!» Это слово здесь употреблено как в буквальном, так и в переносном смысле ( и потому дважды). Речь идет о «заре любви», сопровождающейся утренней зарей. Поначалу дополняющие друг друга, мир природы и мир чувств сливаются здесь воедино в образе нового начала.

Эпитеты, используемые автором («волшебных изменений», «робкое дыханье», «милого лица»), показывают нежность отношений между влюбленными.

И сходное чувство мы видим в отношении лирического героя к природе — уменьшительно-ласкательное «тучки», «серебро ручья».

Мы видим, что не только автор, но и его персонаж воспринимают окружающий и внутренний мир как единое целое.

И важно учитывать эту особенность взгляда поэта, строя анализ.

«Шепот, робкое дыханье» — одно из ключевых произведений лирики Фета.

В нем автор создает с помощью образов «застывших мгновений» картину развития человеческих чувств и их связи с окружающей природой.

Не зря многие музыканты (Римский-Корсаков, Балакирев, Метнер и другие) отметили именно это стихотворение для создания своих композиций.

Поэзия А.А.Фета отражает мир «летучих настроений». В ней отсутствуют политические, гражданские мотивы, нет острых социальных конфликтов. Основными темами являются природа, любовь, искусство. В природе поэт находит отзвук своих чувств. Он тонко ощущает переливы и переходы состояний природы. Любовная лирика А.Фета светла, спокойна, оптимистична. Искусство, по мнению А.Фета, не должно «вмешиваться» в дела «бедного мира». Его предназначение — служить красоте, которую понимают только «посвященные». Лирика А.А.Фета очень музыкальна — многие его стихи стали известными романсами.

Критик Юлий Айхенвальд в своей статье «Фет» так говорил о А.А.Фете «. Поэт молчания, певец неслышимого. у него стихи движутся «воздушною стопою»;. у него — звуки, самые тихие в нашей литературе, и вообще он — шепот русской поэзии. на его стихотворениях лежит как бы тонкая вуаль. Фет вообще — певец чуть заметного. Фет — чародей, музыкант. Великий слушающий, все тайны мира подслушавший, и даже «трав неясный запах». Мира в конце концов нет. Единственная реальность — душа. Душе снится вселенная. Вот,значит, откуда. вся эта воздушность Фета».

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье. «

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца
Ряд волшебных изменений Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.

Стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье. » появилось в печати в 1850 году, в период бурного романа с Марией Лазич. С этого стихотворения началась громкая слава Фета.

Темой произведения, наверное, все-таки является природа, на фоне которой развивается конкретный сюжет: описывается свидание влюбленных в саду. В двенадцати строчках автор выражает целый букет чувств, утонченно передает все оттенки переживаний. От колоритного изображения картины ночной природы А.Фет делает блестящий переход к «ряду волшебных изменений милого лица», он не изображает подробного развития взаимоотношений, а воссоздает лишь самые важные моменты этого великого чувства.

Свидание начинается задолго до рассвета. Миром правит хозяин весенних лунных ночей-соловей. Постепенно все наполняется новыми красками, дважды употребляется слово «тени», и это усиливает впечатление загадочности, таинственности. Далее изменения происходят очень стремительно: пока еще ночь — «в дымных тучках пурпур розы», но уже появляется «отблеск янтаря». Автор использует метафоры, которые помогают увидеть стремительно приближающийся рассвет. В последней строке — торжество утра: «И заря, заря!», что служит выражением высшей точки напряжения человеческого чувства и прекраснейшего мгновения в жизни природы. Мир человека находится в слиянии с миром природы!

Множество эпитетов служит для таинственного настроя, ожидания чего-то неизведанного:»робкое», «сонный», «ночной», «волшебные», «милое», «дымные».

Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение, состоящее из назывных предложений. Произносится, практически, на одном дыхании.

Здесь нет глаголов, но это не лишает произведение движения: действия присутствуют в каждой строфе «шепот», «колыханье», «ряд. изменений», «отблеск», «лобзания».

В конце стихотворения стоит восклицательный знак — это упоение лирического героя своим чувством, восторг. Здесь же и многоточие, которое указывает на возможное продолжение, развитие чувств. А.А.Фет очень осторожно, намеками, через природные образы, посвящает читателя в великое таинство любви.
Стихотворение жизнеутверждающее, оно полно свежести и аромата! От него веет утренней прохладой и становится радостно на душе!

Анализ стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье…»

Афанасий Фет по праву считается одним из самых романтичных русских поэтов. Хотя автор никогда не причислял себя к этому литературному направлению, его произведения пронизаны духом романтизма. Основу творчества Фета составляет пейзажная лирика. Причем, в некоторых произведениях она органично переплетается с любовной. В этом нет ничего удивительного, так как поэт был убежденным сторонником теории единения человека с природой. По его мнению, человек является неотъемлемой его частью, как сын является порождением своего отца. Поэтому природу невозможно не любить, и это чувство у Фета порой выражено в стихах гораздо сильнее, чем любовь к женщине .

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», написанное в 1850 году, является ярким тому примером. Если в более ранних своих произведениях Фет восторгался красотой женщины, считая ее центром мироздания, то лирика зрелого поэта характеризуется, в первую очередь, преклонением перед природой – прародительницей всего живого на земле. Стихотворение начинается с утонченных и изысканных строк, в которых описывается раннее утро. Точнее, тот короткий период, когда ночь сменяется днем, и этот переход занимает считанные минуты, отделяющие свет от мрака. Первым предвестником приближающегося рассвета является соловей, трели которого слышны сквозь шепот и робкое дыханье ночи, «серебро и колыханье сонного ручья», а также удивительная игра теней, которые создают причудливые узоры, словно бы ткут невидимую паутину предсказаний для грядущего дня.

Предрассветные сумерки не только преображают окружающий мир, но и являются причиной «волшебных изменений милого лица», на которых спустя несколько мгновений заиграют лучи утреннего солнца. Но пока этот восхитительный миг не наступил, есть время предаться любовным утехам, которые оставляют слезы восхищения на лице, смешиваясь с пурпуром и янтарными отблесками зари.

Особенностью стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» является то, что в нем нет ни одного глагола. Все действия остаются как бы за кадром, а существительные позволяют придать каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. Это позволяет создать эффект присутствия и придает особую живость поэтической картине раннего летнего утра, заставляет работать воображение, которое живо «дорисовывает» недостающие детали.

Несмотря на то, что стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» является классикой русской литературы, после его публикации на Афанасия Фета обрушился шквал негативных отзывов. Автору ставили в вину то, что данное произведение является беспредметным. И тот факт, что в нем отсутствует конкретика, и о наступающем рассвете читателям приходится догадываться по рубленым коротким фразам, заставило критиков причислить данное произведение к разряду «поэтических опусов, рассчитанных на узкий круг людей». Сегодня уже с уверенностью можно утверждать, что и Лев Толстой, и Михаил Салтыков-Щедрин публично обвинили Фета в «узости мышления» лишь по одной простой причине – поэт в своем стихотворении затрону тему интимных взаимоотношений. на которую в 19 веке все еще было наложено негласное табу. И хоть напрямую об этом в самом произведении не говорится, тонкие намеки оказываются гораздо красноречивее любых слов. Однако от этого стихотворения не утрачивает своего романтизма и очарования, утонченности и изящества, элегантности и аристократизма, которые свойственны подавляющему большинству произведений Афанасия Фета.

Послушайте стихотворение Фета Шепот робкое дыхание

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Шепот робкое дыханье

ostihe.ru

Тема стихотворения Фета “Шепот, робкое дыханье”

Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Описание ночи и природа ночью красива. Автор не использует глаголы – это придает стихотворению большую выразительность и красоту. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XX века. Все три строфы этого стихотворения образуют одно-единственное предложение. Заканчивается 1 строфа и вторая продолжает ее, заканчивается вторая – продолжение третья строфа. Как будто небольшие кадры.
Стихотворение очень красивое, певучее, хочется придумать к нему музыку и спеть.
Вокруг данного стихотворения было очень много споров люди воспринимали его каждый по-разному : многие считали, что это лирическое произведение “чистой воды”,что оно в пору потрясения воспевать трели соловья. Стихотворение это четкое, прозрачное, меткое, действие которого происходит на лугу, не далеко от ручья, на природе. Читая его, мысленно переносишься на луговую поляну, свежесть вливается в легкие. Хочется остаться там навсегда, никогда не уходить оттуда.
“Шепот, робкое дыханье” – само название говорит само за себя. Шепот это что-то очень тихое, что-то, чтобы не нарушить тишину. Робкое дыханье – тихое дыханье схоже с шепотом. Это все для того, что бы не нарушить “жизнь”


природы, ее состояние.
Эти слова помогают читателю более ярко представить происходящее в данный период. Этими словами автор пытается подчеркнуть всю красоту, аккуратность необыкновенной природы. В стихотворении олицетворяется ручей. Этим автор хочет показать то, что природа живет и дышит. Дышит каждой травинкой и каждый листиком, каждой капелькой росы или ручья. И то, что люди не считают ее живой это неправильно. Даже когда наступает ночь – все живет, живет своей не каждому понятной жизнью. Автор использует в своем стихотворении неожиданные ассоциации, например одна их них “свет ночной”.Ночью практически не бывает света. Ночью наступает тишина, покой и темнота.
Наряду с таким заурядным стремлением к достатку у этого человека был незаурядный поэтический дар. Всю жизнь, а умер Фет в возрасте 72 лет, он не переставал создавать то, что сегодня мы называем великой русской литературой, сокровищницей нашей поэзии:
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Первый лирический сборник стихов поэта “Лирический пантеон” вышел только в 1840 году. После выхода книги к нему быстро приходит известность. Но она была недолгой. Интерес к поэзии во второй половине 40-х годов резко падает. В 1845 году Фет поступает на военную службу, так как понимает, что занятие литературой не принесет денег. Через 13 лет он выходит в отставку в чине майора. За два года до этого он вновь начинает писать стихи, устанавливает дружеские отношения с литераторами “Современника” (Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, В. П. Боткиным, А. В. Дружининым, позже с Л. Н. Толстым). Фет начинает много писать и печататься. В свет выходит его новый сборник. Для этого периода поэзия Фета необычна, причудлива, утонченна. Она полна недомолвок, недоговоренности. Критика находит в ней необыкновенную мелодичность.
Чайковский писал о Фете: “Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена”.
Ряд стихотворений Фета написан в традиции романса:
На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит,
Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит…
…И чем ярче играла луна, И чем громче свистел соловей,
Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней…
В выборе образов Фет бывает порой удивительно смел:
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет,- и плачет уходя.
Но к 60-м годам Фет оказывается на периферии литературы и еще раз резко меняет свою судьбу. Он становится помещиком, почти не пишет стихов. Всецело отдается земледелию, хозяйственным хлопотам. В 1873 году вышел долгожданный указ о присоединении Афанасия Фета к роду Шеншиных. Фет начинает обладать всеми правами дворянина. Сменив имение, после длительного перерыва он снова начинает писать стихи. Он дает им название “Вечерние огни”. С поэтом происходит чудо. На старости лет он пишет вполне юношеские, свежие стихи. Они полны зоркости, остроты восприятия, благоговения перед красотой природы:
И опять в полусвете ночном
Средь веревок, натянутых туго,
На доске этвй шаткой вдвоем
Мы стоим и бросаем друг друга.
Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого “чистого искусства”. Он утверждал, что красота – единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском. Фет обогатил русскую лирику новыми ритмами, интонациями, новыми приемами.
Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Героиня этого стихотворения – Татьяна Берс, сестра Софьи Андреевны Толстой. Фет, услышав пение Берс однажды вечером, сказал ей: “Когда вы поете, слова летят на крыльях”. Фет оказал огромное влияние на последующее развитие русской поэзии. Он – как бы мост от Державина и Батюшкова к Блоку, которого роднит с Фетом поэтический максимализм. Тонкая поэзия Фета будет жить вечно, его стихи и песни приняты в любых социальных слоях нашего общества. Они стали частью этого общества, неотъемлемой частью, как луна и звезды.

rus-lit.com

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье» Афанасия Фета

  1. Анализ стихотворений русских поэтов
  2. Афанасий Фет
  3. Шепот, робкое дыханье

Афанасий Фет по праву считается одним из самых романтичных русских поэтов. Хотя автор никогда не причислял себя к этому литературному направлению, его произведения пронизаны духом романтизма. Основу творчества Фета составляет пейзажная лирика. Причем, в некоторых произведениях она органично переплетается с любовной. В этом нет ничего удивительного, так как поэт был убежденным сторонником теории единения человека с природой. По его мнению, человек является неотъемлемой его частью, как сын является порождением своего отца. Поэтому природу невозможно не любить, и это чувство у Фета порой выражено в стихах гораздо сильнее, чем любовь к женщине.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», написанное в 1850 году, является ярким тому примером. Если в более ранних своих произведениях Фет восторгался красотой женщины, считая ее центром мироздания, то лирика зрелого поэта характеризуется, в первую очередь, преклонением перед природой – прародительницей всего живого на земле. Стихотворение начинается с утонченных и изысканных строк, в которых описывается раннее утро. Точнее, тот короткий период, когда ночь сменяется днем, и этот переход занимает считанные минуты, отделяющие свет от мрака. Первым предвестником приближающегося рассвета является соловей, трели которого слышны сквозь шепот и робкое дыханье ночи, «серебро и колыханье сонного ручья», а также удивительная игра теней, которые создают причудливые узоры, словно бы ткут невидимую паутину предсказаний для грядущего дня.

Предрассветные сумерки не только преображают окружающий мир, но и являются причиной «волшебных изменений милого лица», на которых спустя несколько мгновений заиграют лучи утреннего солнца. Но пока этот восхитительный миг не наступил, есть время предаться любовным утехам, которые оставляют слезы восхищения на лице, смешиваясь с пурпуром и янтарными отблесками зари.

Особенностью стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» является то, что в нем нет ни одного глагола. Все действия остаются как бы за кадром, а существительные позволяют придать каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. Это позволяет создать эффект присутствия и придает особую живость поэтической картине раннего летнего утра, заставляет работать воображение, которое живо «дорисовывает» недостающие детали.

Несмотря на то, что стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» является классикой русской литературы, после его публикации на Афанасия Фета обрушился шквал негативных отзывов. Автору ставили в вину то, что данное произведение является беспредметным. И тот факт, что в нем отсутствует конкретика, и о наступающем рассвете читателям приходится догадываться по рубленым коротким фразам, заставило критиков причислить данное произведение к разряду «поэтических опусов, рассчитанных на узкий круг людей». Сегодня уже с уверенностью можно утверждать, что и Лев Толстой, и Михаил Салтыков-Щедрин публично обвинили Фета в «узости мышления» лишь по одной простой причине – поэт в своем стихотворении затрону тему интимных взаимоотношений, на которую в 19 веке все еще было наложено негласное табу. И хоть напрямую об этом в самом произведении не говорится, тонкие намеки оказываются гораздо красноречивее любых слов. Однако от этого стихотворения не утрачивает своего романтизма и очарования, утонченности и изящества, элегантности и аристократизма, которые свойственны подавляющему большинству произведений Афанасия Фета.

Анализы других стихотворений


* * *

 

Шепот, робкое дыханье.

     Трели соловья,

Серебро и колыханье

     Сонного ручья.

 

Свет ночной, ночные тени,

     Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

     Милого лица,

 

В дымных тучках пурпур розы,

     Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

     И заря, заря!..

 

1850


  1. Анализ стихотворений русских поэтов
  2. Афанасий Фет
  3. Шепот, робкое дыханье

45parallel.net

Стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» (Восприятие, истолкование, оценка) Разное Фет А.А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Фет А.А. / Разное / Стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» (Восприятие, истолкование, оценка)

    А.А. Фет – величайший поэт 19 века, один из тончайших русских лириков. Его поэзия отличалась от лирики предшественников, прежде всего, живым чувством красоты. Особенность фетовского творчества заключается в том, что любовная и пейзажная лирика составляют одно целое, близость к природе тесно связана у него с любовными переживаниями. «Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу», — говорил К. Бальмонт.

    Одним из ярчайших примеров творчества Фета, его своеобразной визитной карточкой является стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…»

    Впервые оно было опубликовано в 1850 г. во второй книжке «Москвитянина». По мнению исследователей, написано оно было не позднее конца 1849 г., а, возможно, и еще раньше. В этот период у А. Фета был бурный роман с Марией Лазич. «Я ждал женщины, которая поймет меня, и дождался ее»,- писал Фет. Это было глубокое чувство, вдохновившее поэта на многие поэтические шедевры, в том числе, и на стихотворение «Шепот, робкое дыханье». С этого стихотворения началась громкая слава Фета.

    Стихотворение имеет конкретный сюжет: в нем описано свидание влюбленных в саду. Всего в 12 строках автору удалось выразить целый букет чувств, утонченно передать все оттенки переживаний. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений, а воссоздает лишь самые важные моменты этого великого чувства.

    Стихотворений о любви, свиданиях много в лирике поэта, но в этом произведении присутствует неповторимый таинственный полумрак, события словно окутаны «полупрозрачной завесой».

    Свидание начинается задолго до рассвета. Ручей еще «сонный», все наполнено «серебром» лунного света. Миром правит хозяин весенних лунных ночей – соловей. Постепенно все наполняется новыми красками: возникает «свет ночной», который пока еще граничит с тенью. Слово «тени» употреблено дважды, это усиливает впечатление загадочности, таинственного колебания. Далее изменения происходят очень стремительно: эпитет «дымные» пока еще указывает на господство ночи, но вот появляется «пурпур розы» и, наконец, «отблеск янтаря». Эти метафоры помогают увидеть стремительно приближающийся рассвет, который окрашивает все множеством цветовых нюансов. И вот в последней строке – торжество утра: «И заря, заря!..». Поэзия заимствует у живописи множество красок, кажется, что перед нами не слова, а мазки, выполненные кистью великого художника.

    Все эпитеты служат для создания таинственного настроя: «робкое», «сонный», «ночной», «волшебные», «милое», «дымные». От этого события выглядят чуть размытыми, как будто смотришь на всё сквозь пелену слез счастья, слез любви. Все стихотворение – это метафора, зарождающееся утро символизирует вчерашнюю наивную девушку, наконец вкусившую сладость любви.

    Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение, состоящее из назывных предложений. Они, словно жемчужины, нанизаны на единую нить. Все произносится на одном дыхании, будто малейшая задержка может спугнуть счастье.

    В стихотворении нет глаголов, но это не лишает его движения. Действия присутствуют в каждой строфе: «шепот», «колыханье», «ряд… изменений», «отблеск», «лобзания». Предметы, явления, следующие друг за другом, помогают выразить дрожь сердца, огонь крови, нарастание страсти. Они живут не сами по себе, а как приметы эмоций и состояний. Стремительная смена неподвижных картин придает ошеломляющую динамичность, легкость. Она дает поэту возможность представить переходы из одного состояния в другое: Фет предпочитает не говорить о самом главном напрямую, ограничивается прозрачным намёком.

    В конце стихотворения стоит восклицательный знак — это упоение лирического героя своим чувством, восторг. В то же время присутствует и многоточие, указывающее на возможное продолжение, развитие чувств. Однако, мне кажется, это также свидетельствует о некой целомудренности и нежелании говорить открыто об интимных чувствах. Намеками, через природные образы, Фет посвящает читателя в великое таинство любви. Стихотворение жизнеутверждающее, полно свежести и аромата.

    Движение передается ритмом: четырехстопный хорей чередуется с трехстопным, что создает образ набегающих волн, чувства переполняют лирического героя. Все рифмы женские, это придаёт стихотворению плавность и певучесть. Ассонансы на «о» и «а» дополняют это впечатление. Сонорные согласные «р», «л» создают неповторимый звуковой фон ясной ночи, наполненной соловьиным пением, плеском волн ручья, биением влюбленных сердец.

    В этом стихотворении поэт прекрасно передаёт минутные ощущения, и, чередуя их, он показывает и состояние героев, и течение ночи, и созвучие природы душе человека, и счастье любви. По выражению Кудрявцева, в этом произведении есть «зарождения» особого рода», очень сходные с «настроенностью музыкальной».

    В свое время стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» породило массу пародий, высмеивающих его беспредметность, отвлеченность. Но, тем не менее, поэзия А. Фета – неисчерпаемый источник, полный как беглых, стихийных, неосознанных чувств, так и глубоких размышлений. Все его стихотворения о природе – сокровищницы, в зеркале которых можно увидеть свой внутренний мир и насладиться ранее неведомыми чувствами.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Фет А.А. / Разное / Стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» (Восприятие, истолкование, оценка)


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» Фета / Фет А.А.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», анализ которого мы проведем, написано в первый период творчества Фета (1840—1850-е годы). Всего можно выделить три этапа, и восприятие природы в стихотворениях, созданных в каждый из них, проявляет различия в мироощущении. 

В раннем творчестве автора выражение чувств проникнуто радостью от ощущения своей слитности с миром. Душевный подъем, стремление достичь гармонии освещают высшим смыслом не только его существование, но земное бытие в целом. Лирический герой главным считает восприятие жизни в свете эстетического идеала, так как красота — это и есть идеальная сущность мира. Заслуга художника видится ему в поиске ее примет в природе, искусстве, женском облике. Во второй период (1870-е годы) образ лирического героя в поэзии Фета меняется. Исчезает жизнеутверждающая доминанта в его настроениях, он остро переживает разрыв между идеалом и действительностью. Гармоничное мироощущение возвращается в 80-е годы, в красоте и многообразии мира находятся основания для того, чтобы не уставать вслушиваться в «Тихий плеск житейских волн» («Тяжело в ночной тиши…», 1892).

В анализируемом стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» любовные переживания лирического героя выражены благодаря параллелизму с пейзажем. Природное и человеческое одинаково прекрасны, вглядываясь в одно, можно понять невыразимые словами оттенки другого. Взаимопроникновением этих начал обусловлена возможность обрисовать ситуацию и ощущения в простом перечислении признаков, смешивая звуки шепота и соловьиных трелей, зрелище милого лица и серебристого ручья. Вплоть до заключительной фразы этой миниатюры каждая строчка заканчивается запятой, что позволяет воспринимать стихотворение как единое высказывание. В то же время оно делится на три строфы (четверостишия разностопного хорея, три четырехстопных, последняя — трехстопная).

В первой — контуры переживания едва намечены: в пейзаже и психологическом состоянии лирического героя нет определенности, что передают эпитеты: робкий, сонный, но оно прекрасно («серебро»), изменчиво («колыханье»), является кануном открытого проявления чувств (пока это шепот):

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…

Упоминание о соловьином пении вносит в картинку поэтичный оттенок, но при этом и конкретизирует ее. Чуть заметными штрихами создается образ первого, робкого, вызывающего противоречивые ощущения свидания, происходящего на берегу ручья весенней ночью Во втором четверостишии выявляется доминанта в переживании. Для его обрисовки используются приглушенные тона, но в нем могут произойти «волшебные изменения». Пока в нем «тени без конца», ночная грусть, ожидание далекого рассвета:

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Важное значение в предощущении финала имеет восходящая интонация. Перечисление подробностей, признаков создает в сознании читателя представление о том, что голос лирического героя обретает звучность. В пейзаже и в мире человеческих чувств происходит эволюция, которую, помимо звуковых, помогают осознать цветовые и эмоциональные детали: шепот, трели соловья — восклицание; серебристая вода, «тени без конца», «дымные тучки» — «пурпур розы,/Отблеск янтаря»; «робкое дыханье» — «И лобзания, и слезы»:

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Заря, осветившая мир теней, становится утверждением вечного возрождения природы и метафорой торжества любви. Звучащий в этом слове «а» является тоникой всего стихотворения — на таком ассонансе построены рифмы всех трех строф: в первой и женская, и мужская (дыханье — колыханье, соловья — ручья), во второй и третьей — мужские (конца — лица, янтаря — заря). Перекличка с другими ассонансами (в первой строке «о» — шепот, робкое, серебро, сонного; во второй «е» — свет, тени, еще раз тени, волшебных изменений), а также с сочетаниями гласных с полугласными (робкое дыханье, колыханье, ручья — первое четверостишие; ночной, ночные, изменений — второе; стык в третьем — «лобзания и») и аллитерациями, строящимися на сонорных (в первой строфе — трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья; во второй — ночной, ночные тени, тени без конца, волшебных изменений милого лица; в третьей — дымных, стык пурпур розы, отблеск янтаря, лобзания, слезы, заря, заря), придает стихотворному тексту музыкальность. Миниатюра превращается в гимн красоте земной жизни.

Ликующее настроение финала создается благодаря мотиву прорыва солнечных лучей сквозь тучи. Их образ снижается с помощью уменьшительной формы («В дымных тучках пурпур розы…»), и ничто не затемняет света, заря заливает весь мир — и природу, и внутреннюю жизнь лирического героя, испытывающего восторг, переживающего ощущение счастья.

Параллелизм с пейзажем дает возможность показать динамику состояний, ограничиваясь их «отблесками». Это свидетельствует о душевной тонкости, бережном отношении к чувствам (в стихотворении всего одна явная, открытая оценка: перед лирическим героем «милое лицо»). Кроме этого, смыкание психологического и природного планов, дающих один, слитный отсвет, позволяет обрисовать мир в его единстве и цельности. Он вызывает у лирического героя восхищение, представляется ему милым, волшебным, прекрасным. На этом завершим анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» Фета.

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. — М.: Высш. шк., 2005

classlit.ru

Стихотворение А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (восприятие, истолкование, оценка)

Самое знаменитое стихотворение А. Фета, то, с которого и началась громкая слава поэта и которое для многих русских читателей навсегда стало символом всей фетовской поэзии, — стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»

Это стихотворение появилось в печати в 1850 году. К этому времени Фет был вполне сложившимся поэтом со своим особым голосом: с субъективной окраской лирического переживания, с умением наполнять слово живой конкретностью и одновременно улавливать «мерцающие» нюансы в его значении, с обостренным ощущением роли композиции, динамики развития чувства. Фет новаторски разрабатывал образный строй стиха, его мелодику, удивлял свободным обращением с лексикой и вызывал возмущение нежеланием прислушиваться к элементарным законам грамматики.

50-е годы можно назвать его «звездным часом», так как именно они принесли ему наибольшее признание у ценителей поэзии, если соотносить это время с общим фоном многолетнего непонимания, неприязни и равнодушия к нему читающей публики.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», будучи опубликованным на пороге 1850-х годов, укрепилось в сознании современников как наиболее «фетовское» со всех точек зрения, как квинтэссенция индивидуального фетовского стиля, дающего повод и для восторгов, и для недоумения.

В этом стихотворении неодобрение вызвала, прежде всего, «ничтожность», узость избранной автором темы, отсутствие событийности — качество, которое казалось неотъемлемо присущим поэзии Фета.

В тесной связи с этой особенностью воспринималась и его выразительная сторона — простое перечисление через запятую впечатлений поэта, чересчур личных, незначительных по характеру. Нарочито же простую и одновременно до дерзости нестандартную форму можно было расценить как вызов.

С другой стороны, нельзя было не признать, что поэт блестяще добивался своей цели — колоритного изображения картины ночной природы, психологической насыщенности, напряженности человеческого чувства, ощущения органического единства душевной и природной жизни, полной лирической самоотдачи.

Попробуем определить, как Фет добивается, чтобы каждое выражение стало картиной, как он достигает поразительного эффекта сиюминутности происходящего, ощущения длящегося времени и, несмотря на отсутствие глаголов, присутствия внутреннего движения стихотворения, развития действия.

Грамматически стихотворение представляет собою одно, проходящее через все три строфы восклицательное предложение. Ho мы воспринимаем его как неделимую текстовую единицу, накрепко спаянную с ощущением его внутренней композиционной цельности, имеющей смысловое начало. Дробное перечисление через запятую, которое может показаться главным двигателем в динамике переживания, в действительности лишь структурный механизм. Главный же двигатель лирической темы — в ее смысловом композиционном развитии, которое основывается на постоянном сопоставлении, соотнесении двух планов — частного и общего, интимно-человеческого и обобщенно-природного.

Этот переход от изображения мира человека к миру вокруг, от того, что здесь, рядом, к тому, что там, вдали, и наоборот, осуществляется от строфы к строфе. При этом характер детали из мира человека соответствует детали из мира природы.

Робкая завязка в сцене человеческого свидания сопровождается первыми по впечатлению, возникающими вблизи от сцены действиями неброскими деталями ночного мира:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Во второй строфе взгляд поэта расширяется, захватывая крупные, дальние и в то же время обобщенные, более неопределенные детали. Эти изменения тут же отражаются на деталях изображения человека — туманных, расплывчатых:

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…

В заключительных четырех строчках конкретность изображения природы и ее обобщенность сливаются, создавая впечатление огромности, объемности мира (в поле зрения поэта небо, охваченное зарей). Состояние же человека само по себе делается одной из деталей мира, органически входит в него, наполняясь его общим содержанием:

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Личному человеческому переживанию неизменно сопутствует нечто большее, мир человека находится в слиянии с миром природы. А конечное восклицание «И заря, заря!..» служит как бы замыкающей связкой обоих планов, являясь выражением высшей точки напряжения человеческого чувства и прекраснейшего мгновения в жизни природы.

Оба плана проявляются соответственно в сосуществовании и чередовании двух зрительных рядов, в своеобразном монтаже зримых картин, кадров: укрупненные, близкие, подробные картины сменяются отдаленными, «смазанными», общими. Таким образом, поток чувства имеет здесь не только временную протяженность, но, будучи переданным через смену зрительных образов, обретает и пространственную характеристику. Стихотворение представляет собой «ряд волшебных изменений» и во времени, и в пространстве.

Стихотворение абсолютно лишено аналитических моментов, оно фиксирует ощущения поэта. Конкретного портрета героини нет, а неясные приметы ее облика, по сути дела, переданы через впечатления самого автора и растворяются в потоке его собственного чувства (в этом сказывается индивидуальное свойство поэтического почерка Фета).

Почти в каждом существительном, призванном передать состояние в данный момент человека и природы, потенциально заключено движение, скрыта динамика. Перед нами как бы само застывшее движение, процесс, отлитый в форму. Благодаря такому качеству перечисленных в стихотворении существительных, создается впечатление непрерывного развития, изменения, причем перечисление само по себе способствует нагнетанию напряжения.

У нашего современника, читательское восприятие которого привычно к самым неожиданным и вычурным поэтическим формам, возможность существования стихотворения, написанного в виде одного предложения, вряд ли вызовет сомнения. Для сознания читателя 1850-х годов такой свободно, даже дерзко выраженный поток чувства, не знающий границ, был слишком необычен. Это стихотворение Фета отразило стремление лирики середины XIX века передать конкретный процесс прихотливого развития чувства, а через него — психологически сложный мир человеческой личности.

lit-helper.com

Анализ стихотворения А. Фета «Шепот. Робкое дыханье…» Шепот. Робкое дыханье Фет А.А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Фет А.А. / Шепот. Робкое дыханье / Анализ стихотворения А. Фета «Шепот. Робкое дыханье…»

    Стихотворение «Шепот. Робкое дыханье…», посвященное возлюбленной поэта М. Лазич, рассказывает о свидании влюбленных в саду. Всего в 12 строках автору удалось выразить целый букет чувств, передать все оттенки переживаний двух любящих людей.
    Свидание начинается задолго до рассвета. Ручей еще «сонный», все наполнено «серебром» лунного света. Постепенно мир наполняется новыми красками: возникает «свет ночной», который пока еще граничит с тенью.
    Слово «тени» употреблено здесь дважды — это усиливает впечатление загадочности, таинственного колебания. Далее изменения происходят очень стремительно: эпитет «дымные» пока еще указывает на господство ночи, но вот появляется «пурпур розы» и, наконец, «отблеск янтаря». Эти метафоры помогают увидеть стремительно приближающийся рассвет. И вот в последней строке – торжество утра: «И заря, заря!..».
    Поэзия заимствует у живописи множество красок, кажется, что перед нами не слова, а мазки, выполненные кистью великого художника.
    Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение, состоящее из назывных предложений. Они будто нанизаны на единую нить. Кажется, что все произносится на одном дыхании, будто малейшая задержка может спугнуть счастье.
    В стихотворении нет глаголов, но это не лишает его движения. Действия присутствуют в каждой строфе: «шепот», «колыханье», «ряд… изменений», «отблеск», «лобзания». Предметы, явления, следующие друг за другом, помогают выразить дрожь сердца, огонь крови, нарастание страсти. Они живут не сами по себе, а как приметы эмоций и состояний. Стремительная смена неподвижных картин придает ошеломляющую динамичность, легкость, дает поэту возможность показать переходы из одного состояния в другое: он предпочитает не говорить о самом главном напрямую, ограничивается прозрачным намёком.
    В конце стихотворения стоит восклицательный знак, выражающий упоение лирического героя своим чувством, восторг. В то же время присутствует и многоточие, указывающее на возможное продолжение, развитие чувств.
    Движение передается ритмом: четырехстопный хорей чередуется с трехстопным, что создает образ набегающих волн, чувства переполняют лирического героя. Все рифмы женские, это придаёт стихотворению плавность и певучесть. Ассонансы на «о» и «а» дополняют это впечатление. Сонорные согласные «р», «л» создают неповторимый звуковой фон ясной ночи, наполненной соловьиным пением, плеском ручья, биением влюбленных сердец.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Фет А.А. / Шепот. Робкое дыханье / Анализ стихотворения А. Фета «Шепот. Робкое дыханье…»


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *