Однородные члены предложения (Упражнения и тест)

Упражнение 1.

Прочитайте, соблюдая интонацию однородности. Определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны. Начертите схемы 3, 7, 8-го предложений.

1) Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков). 2) То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов). 3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 4) Поворчал он, да не посмел ослушаться (Короленко). 5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (Горький).6) Она молода, изящна, любит жизнь... (Чехов). 7) Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 8) Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова (Пушкин).


Упражнение 2.

Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

СКВОРЕЦ

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!

Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.
(К. Паустовский.)


Упражнение 3.

Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке:

а) с однородными членами, выражающими соединительные (перечислительные) значения;
б) с однородными членами, выражающими разделительные (взаимоисключение, чередование) значения;
в) с однородными членами, выражающими противительные (противопоставление, сопоставление) значения.
1. [О, О, О].
2. [О, О и О].
3. [О, но О].
4. [О или О].
5. [Не только О, но и О].
6. [То О, то О].
7. [И О, и О, и О].


Упражнение 4.

Распространите предложения однородными членами.

Образец: Писатели сильны своей связью с народом. — Великие русские писатели были сильны своей связью с родным народом, сродной страной.

1) Они боролись за справедливость.
2) Пушкин создал русский литературный язык.
3) Поэт положил начало красивому стиху и точной прозе.


Упражнение 5.

Запишите предложения под диктовку, составьте их схемы (комментированное письмо). Выпишите ряды однородных членов.

1) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. (В. Песков) 2) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. (А. Фадеев) 3) Были это весёлые, сильные и смелые люди. (М. Горький) 4) Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно! (М. Лермонтов) 5) Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули. (А. Пушкин)


Упражнение 6.

Выпишите из записанных на доске предложений ряды однородных членов предложения, составляя их схемы.

Образец. Был на севере я и на юге, плыл на тихой и шумной волне, но везде, как о верной подруге, о московской скучал стороне. (К. Букин.)

 

1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. (К. Паустовский.) 2) Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда холодную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весенние караваны гусей и уток. (А. Фадеев.) 3) В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.) 4) Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.) 5) Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 6) Петр Иванович быстро и совсем неслыщно встал с земли, сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. (Г. Скребицкий.) 7) По горам, в лесу огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов. (И. Гончаров.)


Упражнение 7.

Запишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы, прокомментируйте, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения.

1) Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков) 2) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских правая. (И. Гончаров) 3) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена. (А. Пушкин) 4) Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет. (Пословица) 5) Лес не школа, да всех учит. (Пословица) 6) Приют наш мал, зато спокоен. (М. Лермонтов)
7) И снова солнечный, холодный и приятный
И день, и блеск садов.
И легкой зелени серебряные пятна
В прозрачности прудов. (В. Комаровский)
8) Был соловей влюблен в весну и зори,
И свил гнездо в смородинном кусте,
И до утра в невыплаканном горе
Он пел любовь, послушную мечте. (К. Фофанов)

 

Тест по теме «Однородные члены предложения»

1. Какое утверждение является неверным?

Однородные члены предложения …

1) соединяются между собой сочинительными союзами
2) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову
3) могут быть распространенными
4) всегда выражаются одной частью речи.


2. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

Дни стояли пасмурные, дождливые, однако теплые.

1) однородные подлежащие
2) однородные сказуемые
3) однородные определения
4) однородные обстоятельства


3. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.

1) однородные подлежащие
2) однородные дополнения
3) однородные определения
4) однородные обстоятельства


4. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.

1) однородные сказуемые
2) однородные дополнения
3) однородные определения

4) однородные обстоятельства


5. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функцию.

1) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей.
2) А Василия Блаженного, Московский Кремль, песни, стихи Пушкина, романсы Толстого любить можно.
3) Розово и зыбко явь отражается в снах.
4) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика.
5) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин.
А. Подлежащее. Б. Сказуемое. В. Определение. Г. Дополнение. Д. Обстоятельство.

 

6. Определите, как связаны между собой однородные члены.

1) Эта птица вообще любит озера, реки, болота.
2) Были здесь узкие и острые гоночные суда и широкие мореходные боты.
А. Союзная связь. Б. Бессоюзная связь.


7. Установите тип союзов, соединяющих однородные члены.

1) И учителями там были бабки, да дедки, да деревенские.
2) Крики то усиливались, то затихали.
3) Где-то далеко заворчал гром, но сошел на нет.
А. Соединительные союзы. Б. Противительные союзы. В. Разделительные союзы.


8. В каком варианте ответа указаны  предложения с несколькими рядами однородных членов?

А. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым огнем.
Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
В. Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Г. В лесу и на лугу пахло мокрой травой и свежим сеном.
1) А,В    2) Б,В    3) А,Б     4) А,Г


9.  Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (2) Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (3) Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. (4) Все выше поднимается солнце. (5) Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью. (И.Соколов-Микитов)


10. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)

                                                                                    Ответы:

 

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Карточки с заданиями по теме "Однородные члены предложения" 4 класс

Прочитай текст. Расставь, где нужно, запятые. Разбери предложения по членам.

Красиво тихо было в лесу в этот ранний час. По обе стороны дороги бушуют зеленые желтые красные и багряные краски осени. Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору. Остро пахнет сырой землей прелыми листьями. Из вороха старых листьев из травы и из валежника выглядывают грибы. В лесу растут рыжики маслята подберезовики грузди опята и волнушки.

Как красив осенний лес!

Прочитай текст. Расставь, где нужно, запятые. Разбери предложения по членам.

Красиво тихо было в лесу в этот ранний час. По обе стороны дороги бушуют зеленые желтые красные и багряные краски осени. Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору. Остро пахнет сырой землей прелыми листьями. Из вороха старых листьев из травы и из валежника выглядывают грибы. В лесу растут рыжики маслята подберезовики грузди опята и волнушки.

Как красив осенний лес!

Прочитай текст. Расставь, где нужно, запятые. Разбери предложения по членам.

Красиво тихо было в лесу в этот ранний час. По обе стороны дороги бушуют зеленые желтые красные и багряные краски осени. Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору. Остро пахнет сырой землей прелыми листьями. Из вороха старых листьев из травы и из валежника выглядывают грибы. В лесу растут рыжики маслята подберезовики грузди опята и волнушки.

Как красив осенний лес!

Вставьте пропущенные буквы и подходящие по смыслу союзы И, А, НО, расставьте, где нужно, запятые.

В ч…тверг мы диктант п…сали … сл…варные слова повторяли. В пятницу мы р…совали … не з…кончили р…боту. С пон…дельника до пятницы мы учимся … в су…оту и в…скресенье …тдыхаем.

Вставьте пропущенные буквы и подходящие по смыслу союзы И, А, НО, расставьте, где нужно, запятые.

В ч…тверг мы диктант п…сали … сл…варные слова повторяли. В пятницу мы р…совали … не з…кончили р…боту. С пон…дельника до пятницы мы учимся … в су…оту и в…скресенье …тдыхаем.

Вставьте пропущенные буквы и подходящие по смыслу союзы И, А, НО, расставьте, где нужно, запятые.

В ч…тверг мы диктант п…сали … сл…варные слова повторяли. В пятницу мы р…совали … не з…кончили р…боту. С пон…дельника до пятницы мы учимся … в су…оту и в…скресенье …тдыхаем.

Вставьте пропущенные буквы и подходящие по смыслу союзы И, А, НО, расставьте, где нужно, запятые.

В ч…тверг мы диктант п…сали … сл…варные слова повторяли. В пятницу мы р…совали … не з…кончили р…боту. С пон…дельника до пятницы мы учимся … в су…оту и в…скресенье …тдыхаем.

Вставьте пропущенные буквы и подходящие по смыслу союзы И, А, НО,

расставьте, где нужно, запятые.

В ч…тверг мы диктант п…сали … сл…варные слова повторяли. В пятницу мы р…совали … не з…кончили р…боту. С пон…дельника до пятницы мы учимся … в су…оту и в…скресенье …тдыхаем.

Вставьте пропущенные буквы и подходящие по смыслу союзы И, А, НО, расставьте, где нужно, запятые.

В ч…тверг мы диктант п…сали … сл…варные слова повторяли. В пятницу мы р…совали … не з…кончили р…боту. С пон…дельника до пятницы мы учимся … в су…оту и в…скресенье …тдыхаем.

Расставьте, где надо, запятые. Разберите предложения по членам, над каждым словом надпишите часть речи. Нарисуйте к каждому предложению схему однородных членов.

В октябре берёзы и орешник стали золотыми.

Опавшая листва кружится ложится на землю.

Листья осины не желтеют а краснеют.

Снег покрыл луга, поля, леса.

Расставьте, где надо, запятые. Разберите предложения по членам, над каждым словом надпишите часть речи. Нарисуйте к каждому предложению схему однородных членов.

В октябре берёзы и орешник стали золотыми.

Опавшая листва кружится ложится на землю.

Листья осины не желтеют а краснеют.

Снег покрыл луга, поля, леса.

Расставьте, где надо, запятые. Разберите предложения по членам, над каждым словом надпишите часть речи. Нарисуйте к каждому предложению схему однородных членов.

В октябре берёзы и орешник стали золотыми.

Опавшая листва кружится ложится на землю.

Листья осины не желтеют а краснеют.

Снег покрыл луга, поля, леса.

infourok.ru

Самостоятельная работа по теме "Однородные члены предложения". 4 класс. на Сёзнайке.ру

 

 

№1 Продолжить  ряд однородных членов в предложении.

Скворцы, … , … - перелётные птицы.

Маслята, … , … - съедобные грибы.

Осина, … , … - лиственные деревья.

Корова, … , … - домашние животные.

 

№2 Расставьте знаки препинания.

Шофёр улыбнулся влез в кабину завёл мотор.

Яблоки были крупные сочные вкусные.

Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.

Собачка легла на спину подняла лапки стала махать хвостиком.

Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет выскакивает на берег.

 

№3 Из пары предложений составить и записать одно предложение с однородными членами.

Жур..вли кр..чали тревожно. Жур..вли кричали т..скливо.

Ветер срывает с д..рев..ев лист..я. Ветер воет по н..чам в трубах.

Осень разд..вает лес. Осень студит в..ду.

 

№4 Вставьте подходящие по смыслу союзы, где нужно запятые.

Песня строить … жить помогает.

Зимой земля отдыхает … весной расцветает.

Мороз ленивого за нос хватает … перед проворным шапку ломает.

Держи голову в холоде … ноги в тепле.

Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.

Терпение … труд – всё перетрут.

Не красна изба углами … красна пирогами.

Белка песенки поёт … орешки всё грызёт.

 

№5 Расставьте знаки препинания.

Хлеб ржаной батоны булки не добудешь на прогулке.

Бублик баранку батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Дятел дерево долбит день- деньской кору долбит.

Клала Клава лук на полку кликнула к себе Николку.

Варвара варенье доварила ворчала и приговаривала.

Сидел воробей на сосне заснул и свалился во сне.

 

№6 Составьте предложение с группами однородных членов.

Решают задачи, пишут, читают.

В лесу, в саду, на огороде.

Осины, берёзы, рябины.

Уютно, тепло, чисто.

Глиняная, стеклянная.

 

№7 Составьте предложение с однородными членами, ставьте знаки препинания.

На смелого собака лает. Трусливого собака кусает.

Правда в огне не горит. Правда в огне не тонет.

Пишут не пером. Пишут умом.

Береги одежду снову. Береги честь и здоровье смолоду.

 

№8 Составь и запиши скороговорку.

Георгины, у Арины, и, растут, Аграфены.

На, везла, козла, и, возу, девчонка, козу, козлёнка.

Землю, разоряет, роет, крот, огород, старый.

Чижи, в щебечут, роще, стрижи.

 

№9 Спишите, расставив знаки препинания.

Лист..я обл..тели с б..рёзы а остались на дубе.

Ноч..ю месяц св..ркает и всё освещ..ет.

Ос..нью звёзды св..тят ярко но хол..дно.

П..т..мнело н..хмурилось небо.

Осен..ю ёж з..берётся в н..ру енота или  барсука.

 

№10 Выделенные слова замените однородными членами.

 

Зашумел в лесу золотой дождь. Спрятались под листьями грибы. Листья шуршат.

 

День был солнечный. Падали дождевые капли. Они повисли на ветвях.

 

 

 

www.seznaika.ru

Тема 5. Однородные члены предложения. Текст


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4Следующая ⇒

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Примечание. При диктовке педагогу следует обра­тить внимание учеников на интонацию перечисления.

Растворились в темноте рощи, сады, поля.

Текла, извивалась, блестела река.

Снег ложился на поля, на кусты, на деревья.

Луна освещала сад, дорожки, беседку.

Подарила яблонька ребятам крупные сочные плоды.

Грамматическое задание

1. Объясни постановку запятых в предложениях.

Для закрепления орфографического навыка по­втори правила на примере слов диктанта.

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Ласточка выпила воды и рассказала Дюймовочке свою историю. На озере ребята купались, плескались, весели­лись. Отрад шёл бодро, уверенно и легко. Солнце осве­тило луг, поле, речку, разбудило бабушкиного петушка. Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.

Грамматическое задание

1. Обоснуй постановку знаков препинания между однородными членами предложения.

2. Обоснуй правописание выделенных орфограмм.

 

 

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Лежу в траве. Лохматые шапочки одуванчиков по­хожи на маленькие солнышки. Вокруг меня летают пчёлы, мушки, комары. Они не просто летают, жуж­жат и кружатся надо мной. Это их трудовые будни. Цветы, травы, кусты и деревья радуют меня. Успокаи­вает писк, рокот, гудение природы. Я чувствую себя счастливым.

Грамматическое задание

Выпиши из текста только предложения с однород­ными подлежащими.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Вчера вечером, потом четверг, чёрный автомо­биль, назад к машине, коллективное хозяйство, вме­сте с пассажиром, здесь морозно, жёлтое поле, живи и здравствуй, прекрасное утро, липовая аллея, город­ская библиотека, дальняя дорога.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Глаза боятся, а руки делают.

У ленивого всегда праздник.

Белые ручки чужие труды любят.

 

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Спаситель

Маша проснулась рано. Девочка оделась и пошла в лес. В лесу на пригорке краснела душистая земля­ника. Маша быстро набрала корзиночку и побежала назад к дому. Она весело прыгала с кочки на кочку.

Но вдруг нога поскользнулась. Машенька громко вскрикнула от боли. Она до крови укололась о ка- кие-то острые колючки. Под кочкой сидел ёж. Он сей­час же свернулся в клубок и зафыркал. Маша плакала и платьем вытирала кровь с ноги.

В это время из кустов прямо к девочке поползла серая змея с чёрными зигзагами на спине. Это была гадюка. От страха у Маши ноги отнялись.

Тут ёж развернулся и быстро засеменил к змее. Гадюка кинулась на ежа. Но ёж ловко подставлял ей свои колючки. Гадюка страшно зашипела, повернулась и хотела уползти от него. Настойчивый ёж бросился за змеёй.

Тут Маша опомнилась, вскочила и убежала домой. Она мысленно благодарила своего спасителя.

{По В. Бианки)

Грамматическое задание

При написании работы используй не менее трёх предложений с однородными членами.

 

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Тундра

Равнина седая унылая и серая. И небо над ней серое скучное сырое. Всюду только мох кочки лужи на тысячи вёрст вокруг.

Если и встретишь лес - то высотой по колено! Ивы берёзы толщиной с карандаш. Зато грибов ягод - видимо-невидимо!

Приползёт туча - накроет тундру холодная тень. Следующая спрыснет частым дождём. Третья про­барабанит крупой ледяной. Четвёртая снегом за­сыплет.

Ярче всего тундра летом. На лужах пёстрые бе­лые чёрные рыжие птицы. На кочках синеют, краснеют, желтеют яркие цветы.

Грамматическое задание

Спиши, расставляя запятые в предложениях с од­нородными членами.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

В лесу

В этом лесу всегда стоит шум. Это старый, дрему­чий бор. Высокие сосны с красными стволами стоят плотной ратью. Сквозь сосновые иглы из почвы проби­ваются яркие папоротники. Пышные, причудливые, ве­личавые, раскинули они свои крупные, резные листья.

Я узнаю тонкий, острый свист синиц, тревожные крики сорок. Но самые нежные, самые мелодичные голоса остаются неизвестными. Стройная, изящная птичка сидит на верхушке молодой ели и заливается на весь лес.

В нос бьёт запах грибов, воды и хвои. В такие ми­нуты человек ощущает себя частью природы.

(83 слова)

 

Тема 6. Имя существительное

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Роза

И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растёт на кустах. Корни у розового ку­ста длинные, крепкие. Коричневый ствол и зелёные молодые побеги покрыты колючими шипами. Листок на кусте розы кругловатый, с острыми зубчиками. Цве­ты розы бывают белые, пунцовые, розовые, жёлтые.

(По К. Ушинскому)

Грамматическое задание

1. Определи падеж имён существительных в пред­ложениях.

2. Найди и обозначь безударные гласные в кор­не слов.

3. Найди предложения с однородными членами, охарактеризуй их.

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Старый Полкан

Жили в доме старый пёс Полкан и кошка Мурка. У Мурки были маленькие котята. Кошка иногда уходи­ла на улицу, а Полкан оставался с котятами. Уляжется пёс на пол, а малыши ползают по его спине, пищат. Полкан доволен.

(По П. Седугину)

Грамматическое задание

1. Объясни все знакомые орфограммы.

2. Определи падеж выделенных имён существи­тельных.

 

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Мы с ребятами решили слепить ... . Долго мы тру­дились. И наконец у нас получился великолепный ... .

На голове торчал клок рыжих .... В руках снеговик сжимал ... . Он будто подмигивал нам угольками ... . Нам очень понравился наш ... .

Грамматическое задание

1. Вставь подходящие по смыслу существительные в нужном числе и падеже.

2. Определи падеж выбранных слов.

 

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Восемь учеников, килограмм яблок, директор мага­зина, работа инженера, столичный вокзал, адрес това­рища, шестнадцатый год, гость издалека, лунный кален­дарь, около огорода, яркое горение, молодой агроном, уютное жилище, крыло самолёта, шли по шоссе.

 

 

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Великая радость - работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта, -

Всё счастье земли - за трудом!

В. Брюсов

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Примечание. Следует провести подробную работу с выделенными словами, выписать их на доске.

Негасимое пламя

Этот огонь полыхает днём и ночью. Пламя его от­ражается на тёмном граните. Пляшущие языки ведут разговор с живыми цветами, которые лежат на кам­не. Воинской клятвой звучат высеченные на граните названия городов-героев: Москва, Ленинград, Брест, Севастополь.

Пламя, цветы и гранит несут вечный караул у Мо­гилы Неизвестного Солдата. Это могила тех, кто погиб на Волге, под Москвой, на Днепре, под Бер­лином и в Варшаве.

Здесь всегда бывает много людей. Люди несут сюда живые цветы, долго молча стоят и смотрят на огонь. Многое можно увидеть в пламени, которое никогда не гаснет у кремлёвских стен.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

К веч..ру пошёл сне.. . М..хнатые сн..жинки з..кру- жилис.. в воздух.. . В один миг ступен..ки л..сной сторожк.. сделались белыми. Сне.. ноч..ю п..р..стал. Я ш..л по тр..пинк.. к лесу и оглядывался по ст..р..нам. По лёгкой порош., к ел., тянется еле., белк.. . А вот на л..сной полянк.. в..днеются сл..ды ря..чика. Из ело­вой чащ., п..слышался стук дятла. В густом ел..ник.. попискивали хл..п..тливые синицы.

Д..рев..я украсились кружевными хлоп..ями. Старые пни п..м..лодели, надев на гол..вы снежные ша..ки.

Люди р..зв..селились. Мал..чишки ..грали в сне.жи, к..тались на лыжах.

Грамматическое задание

1. Озаглавь рассказ.

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Определи падеж выделенных имён существи­тельных.

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Кто где живёт?

Гнездо иволги прячется среди буйной летней зеле­ни. Оно похоже на гамак и крепко привязано к раз­вилке ветки. Легко узнать гнездо сороки. Массивный шар висит в густом колючем кустарнике, на ветке ели, сосны, в зарослях ивняка.

Дрозд вьёт гнездо на прочной основе: то в сере­дине пенька, то в развилке толстых стволов, а иногда и на земле.

На опушке леса, в парке может гнездиться пеночка.

Изучение птичьих гнёзд требует наблюдательности, осторожности и любви к создателям этих искусных сооружений.

(79 слов)

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Разбери по составу слова ДОЖДЕВЫЕ, ПОХВАЛА.

2. Определи падеж всех существительных в пред­ложении.

Под лучами яркого солнца затейливо вьётся си­няя река.

3. Запиши ответ на вопрос, используя слово в скобках.

Где спит ребёнок? (Кровать.)

 

Вариант 2

1. Разбери по составу слова ВЫТЯЖКА, ЛЕНИВЫЙ.

2. Определи падеж всех существительных в пред­ложении.

Волки спокойно скрылись в ольховых кустах сосед­ней рощи.

3. Запиши ответ на вопрос, используя слово в скобках.

В чём пишут ученики? (Тетрадь.)

 

 

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Вариант 1

1. Запиши существительные в три столбика


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Однородные члены предложения с тире

Однородные члены предложения – члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую роль, отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же слову. При однородных членах предложения может употребляться обобщающее слово, выражающее их общее значение.

Тире в однородных предложениях ставится между однородными членами и обобщающим словом, если обобщающее слово употребляется после однородных членов.

Примеры предложений с тире между однородными членами предложения и обобщающим словом: Альбомы, цветные карандаши, акварельные краски – все было на своих местах. Домаживотныеприрода – все на картинах художника напоминало ему о родине. Голубикучерникумалинувишни – все эти ягоды можно купить на рынке. На столевозле кроватина подоконнике – везде лежали книги.

Обобщающее слово обычно представлено существительным, местоимением или наречием и выполняет ту же синтаксическую роль, что и однородные члены предложения.

Однородные члены предложения выделяются двоеточием и тире, если употребляются в середине предложения (между обобщающим словом и продолжением предложения).

Примеры употребления однородных членов предложения с тире и двоеточием: Всюду: на лавкахна клумбахна тропинках – лежали желтые кленовые листья. Мелкими цветами: ромашкамимакаминезабудками – были усеяны поля.

Итак, ТИРЕ ставится:

Для выражения противопоставления:

Не за горами смерть-то  за плечами
Стрелять в лебедя не просто преступно  подло.

ПОСЛЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ перед обобщающим словом: 

О, О, О  Ø 

И старичок, и я  мы ОБА веселились.
Над вамикругом вас  ВСЮДУ вода. 

*при наличии  вводного слова (словом, одним словом, короче говоря и т.д.) — ПОСЛЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ перед вводным:

О, О, О — вв, Ø

Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словомВСЮДУ, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

ПОСЛЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ с обобщающим словом перед продолжением предложения:

Ø: О, О, О —…  

ВЕЗДЕ: над головой, под ногами и рядом с тобой  живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.
Наряду с иными стихийными БЕДСТВИЯМИ, как-то: пожарградненастье или, наоборот, великая сушь— есть в деревне еще одно бедствие (*запятая перед тире закрывает обособленный оборот с «наряду с»).

НО:

Владелец осведомлялся о ценах на разные большие ПРОИЗВЕДЕНИЯ, как-то: мукупенькумед и прочее, но покупал только небольшие безделушки.

*после перечисления ставится запятая, если следует часть сложного предложения или конструкция с противительным союзом, перед которым должная стоять запятая.

ПЕРЕД И ПОСЛЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ со значением уточнения после обобщающего слова:

Все ПРИСУТСТВУЮЩИЕ  мужчины, женщины и дети  сразу устремились за ним.

rus-learn.com

Тест по теме "Однородные члены предложения" русский язык 3 класс

Чтобы правильно написать тест, повторим тему. Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения). Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые и второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства). Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами (но это уточнение не изучают в 3 классе).

Тест №1

Фамилия, имя ______________________________________________

1. Выбери правильные утверждения.

А) Однородные члены предложения относятся к одному члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним членом предложения.
Б) Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи.
В) Однородными могут быть все члены предложения.
Г) Однородными могут быть только второстепенные члены предложения.

2. Подчеркните предложения с однородными членами.

А) Хороши, чисты русские снежные зимы.
Б) Сверкают на солнце снежные сугробы.
В) Скрылись подо льдом большие и малые реки.
Г) Под снежной шубой отдыхает земля.

3. Из пары предложений составьте и запишите одно предложение с однородными членами.

А) Журавли кричали тревожно. Журавли кричали тоскливо.
Б) Ветер срывает с деревьев листья. Ветер воет по ночам в трубах.
В) Осень раздевает лес. Осень студит землю.

4. Расставьте знаки препинания.

Шофёр улыбнулся влез в кабину завел мотор.
Собачка легла на спину подняла лапки и стала махать хвостиком.
Яблоки персики груши были крупные сочные вкусные.

 

Тест №2

1. Вставьте в правило пропущенные слова.

Однородные члены предложения относятся к _______________ слову в предложении и отвечают на __________________ вопрос.

2. Прочитайте предложение. Выберите и подчеркните одной чертой те слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.

Зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер.

3. Выберите и отметьте значком «+» предложения с однородными членами.

а) В кабинете у доктора по- прежнему жили ёжики, зайцы и белки. □
б) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала. □
в) Ветер весело шумит, судно весело бежит. □

4. Исправьте, где надо, ошибки в знаках препинания.

1) Кот переплыл реку, и выбрался на берег.
2) Несётся листок через лес через реку через деревню.
3) Человек сидел у окошка и смотрел на двор.
4) Дождик вымочит а солнце высушит.
5) Душный ветер пыль приносит , и глаза песком заносит.

5. Разберите предложения по членам.

Ветер низко гнал тяжёлые серые тучи.
Тревожно шумели верхушки старых елей и сосен.
Птицы спешили на юг.

 

Тест №3

1. Однородными членами предложения могут быть и главные, и ___________________________ члены предложения.

Однородные члены предложения отделяются друг от друга ______________________ .

2. Составь предложения с однородными членами и союзами.

На озере цвели лилии. На озере цвели кувшинки.
___________________________________________________________________________
Лиса оглянулась. Лиса исчезла за деревьями.
___________________________________________________________________________

3. Расставь знаки препинания.

Стреляет редко да метко. Сначала думай а потом делай.
В гостях хорошо а дома лучше. Гуляй но дела не забывай.
Солнце светит но не греет. Не по словам судят а по делам.

4. Найди однородные члены предложения, подчеркни.

Олени живут на севере, в тундре.

Мороз щиплет и румянит щёки.

Лес окрасился в жёлтые, красные, золотые краски осени.

Деревья, поля, сады укутаны в снежные одеяла.

5. Из данных слов составь и запиши предложение с однородными членами.

Собачонка, а, кусает, пускает, не, лает, не, в, дом, не, маленькая.
__________________________________________________________________________

6. Составь предложение по схеме ______ , ______ , ______ ______ _ _ _ _ .
__________________________________________________________________________

7. Вставь пропущенные орфограммы и расставь знаки препинания.

Сухой лист тр_п_тал на в_тках д_рев_ев оп_дал кружился в воздухе.

Он покрыл землю пёстрым мя_ким шуршащим к_вром.

Тиш_ну нарушал и треск сухой ве_ки и шумный п_лёт птицы и с_рдитый крик в_роны.

 

Ответы к тестам 1 и 2

№1   1АВ 
2АВ
3 А)Журавли кричали тревожно и тоскливо. Б) Ветер срывает с деревьев листья, воет по ночам в трубах. В) Осень раздевает лес, студит землю.
4 Шофёр улыбнулся, влез в кабину, завел мотор. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Яблоки, персики, груши были крупные, сочные, вкусные.

№2  1 ...одному и тому же        ...один и тот же   
2 бурный, мокрый   
3АБ 
4 1) Кот переплыл реку и выбрался на берег.
2) Несётся листок через лес, через реку, через деревню.
3) Человек сидел у окошка и смотрел на двор.
4) Дождик вымочит, а солнце высушит.
5) Душный ветер пыль приносит и глаза песком заносит.
5 Ветер - подлежащее, гнал - сказуемое. Верхушки - подлежащее, шумели - сказуемое. Птицы - подлежащее, спешили - сказуемое.

7gy.ru

Однородные члены предложения

Дата проведения урока _____________________________________

Класс 8 Русски язык

УРОК 30

Тип урока: урок нового восприятия учебного материала

Учащихся

Вид урока: блочно - модульный урок

Тема урока:

Однородные члены предложения

Цель урока:

Образовательные – находить в текстах однородные члены предложения и определять их роль; правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения; составлять схемы предложений с однородными членами; o правильно использовать полученные теоретические знания об однородных членах при выполнении практических заданий;

Развивающие - развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;

Воспитательная – воспитывать интерес к изучению предмета

Оборудование:

- учебник русского языка, опросные листы;

- словарь

- раздаточный материал, задания для работы в группах.

Ход урока:

«Кто н..чего (не)изуча..т тот вечно хныч..т и скуча..т» (Р.Сеф)

I. Орг. момент.

Подготовить класс к уроку

II. Проверка пройденного материала

Работа по таблице. Соотнесите предложения с их определениями

Определённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения

Безличные предложения

Назывные предложения

1. Холодно. 2. Стоишь у окна. 3. Вдали закричали. 4. Дивный свет в темноте.

5. Страшно мне. 6. Что посеешь, то и пожнешь. 7. Нигде нет огонька.

8. Продолжаю свой путь. 9. Дарёному коню в зубы не смотрят.

10. Темная синяя ночь.

III. Активизация внимания учащихся

Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом. Вопросы

Осторожно ветер - Понравилось ли вам это стихотворение М.Исаковского?

Из калитки вышел - Каким вы себе представили образ ветра?  

Постучал в окошко, - Кого напоминает ветер?  

Пробежал по крыше - Взгляните на это предложение глазами лингвиста

Поиграл немного Какая часть речи помогает поэту создать образ ветра?

Ветками черёмух, - Что необычного в этом стихотворении?

Пожурил за что-то (Всё стихотворение состоит из одного предложения)

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

                                                                                   ( Михаил Исаковский)

Задание: Выпишите грамматическую основу этого стихотворения

(Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел)

-  Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? (Здесь семь сказуемых и одно подлежащее, все эти сказуемые относятся к данному подлежащему и поясняют действия предмета)

- На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? (Что сделал? Прошедшего времени, мужского рода, единственного числа)

- С какой интонацией они читаются? (С перечислительной интонацией)

- Как называются подобные предложения? Однородные члены предложения.

IV. Целеполагание. Работа над темой урока.

Что нужно знать?

Что надо уметь?

Признаки однородных членов предложения

  1. Находить в тексте однородные члены предложения

  2. Правильно расставить знаки препинания

  3.  Употреблять их в  своей речи

Тема нашего урока ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ. Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться?

1) Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной работы с последующей проверкой.

- Давайте попытаемся наши знания и умения применить в работе с текстом, который называется «Осень». Вы следите, а … прочитает.

                                                                                Осень.

                 Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. Всём сразу стало осенним. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно днём и ночью.

                  Начался листопад. Листья падали днём и ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада лежали жёлтые и красные листья. Мы ходили по листьям, как по глубокому снегу.

                                                                                                      К. Паустовский.

Работа с текстом.

  1. Найдите в тексте предложения с однородными членами.

  2. Какими членами предложения являются однородные члены предложения?

(любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.)

  1. Какими частями речи они выражаются? (одной и той же частью речи)  

  2. На какие вопросы они отвечают? (на один и тот же вопрос)

  3. К какому члену предложения они относятся (относятся к одному и тому же члену предложения)

  4. С какой интонацией произносятся? (с перечислительной)

                   Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами.  В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно днём и ночью.

                  Листья падали днём и ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада лежали жёлтые и красные листья.

Давайте сделаем вывод: Какие члены предложения могут быть однородными? (Однородными членами могут быть любые члены предложения). В составе одного предложения могут быть несколько рядов однородных членов, знаки препинания в каждом ряду однородных членов ставятся независимо от других рядов.

2) Организация самостоятельных выводов учащихся.

Составления кластера

Формирование понятия «Однородные члены предложения»

Однородными называются члены предложения, которые отвечают__________________________, относятся к ______________________, являются одним и тем же членом предложения и не зависят друг от друга.

- Какая связь между однородными членами предложения?

Однородные члены предложения связаны между собой с помощью______________________ интонации или с помощью интонации и сочинительных союзов.)

3) Работа с таблицей.

Обратите внимание на то, какими членами предложения бывают однородные.

члены предложения

вопросы

Примеры

1. Однородные

подлежащие

Что?

Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам.

2. Однородные сказуемые

Что делали?

Десятки шустрых синиц слетались на стол и склёвывали крошки.

3. Однородные

дополнения

Что?

Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд.

4. Однородные

определения

Какие?

Были это весёлые, сильные и смелые люди.

5. Однородные

обстоятельства

Как?

Он рассказывал всегда выразительно, бойко, задорно.

Вывод: однородными могут быть любые члены предложения

4) Слово учителя

— Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи, например:

Работу выполняли быстро, с удивительной ловкостью.

- Однородные члены могут быть распространёнными, т.е. иметь при себе зависимые слова, и нераспространёнными, например:

И подошёл он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился (М. Горький).

Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки (А. Серафимович).

В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше, например:

Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули (А. Пушкин) — здесь однородные сказуемые: вспыхнули, завертелись, поднялись, посыпались, угасали, вспыхнули;

Группа однородных дополнений относится к сказуемому поднялись (вверх), а вторая — к сказуемому посыпались.

В некоторых предложениях слова могут повторяться:

Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин). Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (А. Куприн). Слова ждала, ждала; назад, назад однородными членами не являются. Они употребляются в предложении для того,

чтобы подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его

повторяемость и т. д., а также для большей выразительности сообщения. Такие сочетания слов рассматриваются как один член предложения.

Однородные члены связываются с помощью сочинительных союзов

и перечислительной интонации или только при помощи такой интонации.

С союзами

Без союзов

Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

Стал накрапывать мелкий, мелкий дождь.

Казалось, ни одна травка, ни одно облако не шевелилось.

Мысли мои, моё имя, мои труды будут принадлежать родины.

То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов.

Быстро замелькали рощицы, болотца, возвышенности, развалины домов.

V. Закрепление учебного материала

1) Графическое обозначение однородных членов предложения

Графический диктант: (предложения не записываются, а только чертятся схемы со знаками препинания и союзами)

1) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул. 2) Ни смех, ни говор твой веселый не прогнали темных дум.

3) Небо стало заволакиваться не то тучами, не то туманом.

4) Им приходилось как землю рыть, так и камни обтесывать.

5) Виднелись равнины или далекие горы.

6) Ты захвати в лес нашу книжку да на чем посидеть.

Ключ к проверки:

1) [И вспомнил я О, О и О] 2) )[ни О, ни О не прогнали]

3) [небо стало заволакиваться не то О, не то О]

4) [как О, так О]

5) [виднелись О или О]

6) [ты захвати О да О]

2) Практикум. Тесты по изученной теме

1. Укажите неверное утверждение

а) Однородные члены выполняют одну и ту же синтаксическую функцию.

б) Однородные члены соединены между собой сочинительной и

подчинительной связью.

в) Однородные члены могут быть распространенными.

2. Укажите предложение, осложненное однородными членами (знаки препинания не расставлены)

а) Февраль зиму выдувает а март ломит.

б) Я хочу чтоб ни войн ни горестей не изведали наши дети.

в) Выбравшись на берег я втиснулся спиной в чуть теплый песок.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены)

а) А березка мила и при солнце и в серый день и при дожде.

б) Огромная и яркая луна стояла над горою и заливала город.

в) На Крите жили привольно и весело нараспашку и не таясь.

4. Укажите предложение, в котором не нужно ставить запятые (знаки препинания не расставлены)

а) Три раза читал он повесть и во время чтения плакал и смеялся от восторга.

б) Он рощи полюбил пустые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну.

в) Море глухо роптало и волны бились о берег бешено и гневно.

5. Укажите предложение с однородными дополнениями:

а) Татьяна Петровна подняла тряпку и сняла крышку.

б) Долго и внимательно изучал Юрий модель гоночной яхты деда Андрея.

в) Михаил Степанович вытащил из шкафа деревянную резную шкатулку с пуговицами, крючками и нитками.

Ключ:

3) Работа по учебнику

Выполнить упр. № ______

VI. Подведение итогов урока

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Любые ли члены предложения могут быть однородными?

- Когда между однородными членами ставится запятая?

VII. Домашнее задание:

1) Выучить теоретический материал параграфа

2) Выполнить упр. № ______

Опросный лист

Фамилия, имя_________________________________

Класс ________________

Дата_________________ Оценка ___________

1. Сопоставительная таблица

Распределите номера предложений по таблице

Опред.-личные предлож.

Неопред.-личные предлож.

Обоб.-личные предлож.

Безличные предлож.

Назывные предлож.

1. Холодно. 2. Стоишь у окна. 3. Вдали закричали.

4. Дивный свет в темноте. 5. Страшно мне.

6. Что посеешь, то и пожнешь. 7. Нигде нет огонька.

8. Продолжаю свой путь. 9. Дарёному коню в зубы не смотрят.

10. Темная синяя ночь.

количество ответов

% качество задания

2. Задание: Выпишите грамматическую основу этого стихотворения

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Работа с текстом

Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами.  В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно днём и ночью.

                  Листья падали днём и ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада лежали жёлтые и красные листья

- Подчеркнуть однородные чл. предложения так, чем они являются в предложении.

Опросный лист

Фамилия, имя_________________________________

Класс ________________

Дата_________________ Оценка_____________________

1. Сопоставительная таблица

Распределите номера предложений по таблице

Опред.-личные предлож.

Неопред.-личные предлож.

Обоб.-личные предлож.

Безличные предлож.

Назывные предлож.

1. Холодно. 2. Стоишь у окна. 3. Вдали закричали.

4. Дивный свет в темноте. 5. Страшно мне.

6. Что посеешь, то и пожнешь. 7. Нигде нет огонька.

8. Продолжаю свой путь. 9. Дарёному коню в зубы не смотрят.

10. Темная синяя ночь.

количество ответов

% качество задания

2. Задание: Выпишите грамматическую основу этого стихотворения

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Работа с текстом

Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно днём и ночью.

Листья падали днём и ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада лежали жёлтые и красные листья

- Подчеркнуть однородные чл. предложения так, чем они являются в предложении.

4. Графический диктант

(предложения не записываются, а только чертятся схемы со знаками препинания и союзами)

1)_________________________________________________

2)_________________________________________________

3)_________________________________________________

4)_________________________________________________

5)_________________________________________________

5. Практикум. Тесты.

1. Укажите неверное утверждение

а) Однородные члены выполняют одну и ту же синтаксическую функцию.

б) Однородные члены соединены между собой сочинительной и

подчинительной связью.

в) Однородные члены могут быть распространенными.

2. Укажите предложение, осложненное однородными членами (знаки препинания не расставлены)

а) Февраль зиму выдувает а март ломит.

б) Я хочу чтоб ни войн ни горестей не изведали наши дети.

в) Выбравшись на берег я втиснулся спиной в чуть теплый песок.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены)

а) А березка мила и при солнце и в серый день и при дожде.

б) Огромная и яркая луна стояла над горою и заливала город.

в) На Крите жили привольно и весело нараспашку и не таясь.

4. Укажите предложение, в котором не нужно ставить запятые (знаки препинания не расставлены)

а) Три раза читал он повесть и во время чтения плакал и смеялся от восторга.

б) Он рощи полюбил пустые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну.

в) Море глухо роптало и волны бились о берег бешено и гневно.

5. Укажите предложение с однородными дополнениями:

а) Татьяна Петровна подняла тряпку и сняла крышку.

б) Долго и внимательно изучал Юрий модель гоночной яхты деда Андрея.

в) Михаил Степанович вытащил из шкафа деревянную резную шкатулку с пуговицами, крючками и нитками.

4. Графический диктант

(предложения не записываются, а только чертятся схемы со знаками препинания и союзами)

1)_________________________________________________

2)_________________________________________________

3)_________________________________________________

4)_________________________________________________

5)_________________________________________________

5. Практикум. Тесты.

1. Укажите неверное утверждение

а) Однородные члены выполняют одну и ту же синтаксическую функцию.

б) Однородные члены соединены между собой сочинительной и

подчинительной связью.

в) Однородные члены могут быть распространенными.

2. Укажите предложение, осложненное однородными членами (знаки препинания не расставлены)

а) Февраль зиму выдувает а март ломит.

б) Я хочу чтоб ни войн ни горестей не изведали наши дети.

в) Выбравшись на берег я втиснулся спиной в чуть теплый песок.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены)

а) А березка мила и при солнце и в серый день и при дожде.

б) Огромная и яркая луна стояла над горою и заливала город.

в) На Крите жили привольно и весело нараспашку и не таясь.

4. Укажите предложение, в котором не нужно ставить запятые (знаки препинания не расставлены)

а) Три раза читал он повесть и во время чтения плакал и смеялся от восторга.

б) Он рощи полюбил пустые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну.

в) Море глухо роптало и волны бились о берег бешено и гневно.

5. Укажите предложение с однородными дополнениями:

а) Татьяна Петровна подняла тряпку и сняла крышку.

б) Долго и внимательно изучал Юрий модель гоночной яхты деда Андрея.

в) Михаил Степанович вытащил из шкафа деревянную резную шкатулку с пуговицами, крючками и нитками.

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *