Содержание

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация

1. Реформы, их виды и направления.


1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

1.2. Виды реформ:

  • Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
  • Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)

1.3. Направления реформ

  • Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
  • Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
  • Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

2. Революции и их виды.

2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

2.2. Виды революций:

  • Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)
  • Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)


3. Инновации.
В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация

рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.


4. Модернизация.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации:

  • «первичная» модернизация (развития западного капитализма).
  • «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

II. Классификации (типологии) обществ

1.     Различные классификации обществ

 


Критерий

Типы обществ

Наличие письменности

Дописьменные

Письменные

Число уровней управления обществом и степень его дифференциации

Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных)

Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения)

Уровень развития

Развитые, развивающиеся, отсталые общества

Формационный признак

Бесклассовые общество:

  • первобытное общество,

 

  • коммунистическое общество

Классовые общества:

  • рабовладельческое общество,
  • феодальное общество,
  • капиталистическое общество,

2.    

Формационный и цивилизационный подходы

    Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая фор­мация».

    Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

    Структура:


    Надстройка
    — это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него

    Способ производства


    Базис
    — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства)

     

    Производительные силы — это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду


    Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства


    Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса.
    Он же представляет собой основу формации, определяя принад­лежность того или иного общества.

    3. Традиционное, индустриальное, информационное общество

    Линии сравнения

    Традиционное

    (доиндустриальное)

    Индустриальное

    Постиндустри­альное

    (инфор­мационное)

    Основной фактор производ­ства

    Земля

    Капитал

    Знания

    Основной продукт производ­ства

    Пища

    Промышлен­ные изделия

    Услуги

    Характер­ные черты производ­ства

    Ручной труд

    Широкое   при­менение   меха­низмов,   техно­логий

    Автоматизация производства, компьютериза­ция общества

    Характер труда

    Индивидуаль­ный труд

    Преимущест­венно стан­дартная де­ятельность

    Резкое повы­шение творче­ского начала в труде

    Занятость населения

    Сельское      хо­зяйство — око­ло 75%

    Сельское хо­зяйство — око­ло 10%, промышлен­ность — 85%

    Сельское хозяй­ство — до 3%, промышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%

    Основной вид экс­порта

    Сырье

    Продукты про­изводства

    Услуги

    Социаль­ная  струк­тура

    Сословия, классы, вклю­ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низ­кая социаль­ная мобиль­ность

    Классовое деле­ние; упроще­ние социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур

    Сохранение со­циальной диф­ференциации; рост числен­ности среднего класса; про­фессиональ­ная дифферен­циация в зави­симости от уровня знаний, квалификации

    Продолжи­тельность жизни

    40—50 лет

    Свыше 70 лет

    Свыше 70 лет

    Воздейст­вие челове­ка на при­роду

    Локальное, не­контролируе­мое

    Глобальное, не­контролируе­мое

    Глобальное, контролируе­мое

    Взаимо­действие с другими странами

    Несуществен­ное

    Тесная взаимо­связь

    Открытость об­щества

    Полити­ческая жизнь

    Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй

    Провозглаше­ние политиче­ских свобод, равенства пе­ред законом, демократиче­ские преобразо­вания; власть не воспринима­ется как дан­ность, от нее требуется обос­нование права на лидерство

    Политический плюрализм, сильное граж­данское об­щество; воз­никновение но­вой формы демократии — «демократии консенсуса»

    Духовная жизнь

    Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое ко­личество обра­зованных людей; борьба с неграмотно­стью

    Утверждаются новые ценнос­ти прогресса, личного успе­ха, веры в нау­ку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; подготовка спе­циалистов

    Особая роль науки, обра­зования; раз­витие индиви­дуализиро­ванного сознания; непрерывное образование

    humanitar.ru

    Что такое многовариантность общественного развития? Какие бывают типы обществ

    Сегодня мы поговорим о том, что такое многовариантность общественного развития. Революции и реформы – первое, с чем нам предстоит познакомиться. Вперёд!

    Реформы

    Для начала стоит сказать, что многовариантность общественного развития – это все те пути, которыми развиваются разные социумы. Не секрет, что развитие общества не может быть линейным, из-за чего возникает достаточное количество различных групп, которые очень разнятся между собой. Характер общественного развития может иметь две основные формы: реформы и революции. Давайте подробнее остановимся на первой.

    Итак, что же собой представляет реформа? С латинского языка это слово переводится как «преобразовывать». Реформа – это метод общественных преобразований, который реализуется постепенно, через последовательное изменение отдельных элементов. Характерной чертой является то, что они не нарушают каких-то базисных норм. Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными. К сожалению, заранее предсказать это весьма трудно. Очевидно, что первый вид изменений приносит обществу благо сейчас или в будущем (к примеру, великие реформы Александра II), а второй – вред (к примеру, контрреформы Александра III). Стоит понимать, что прогрессивные реформы позволяют социуму сделать шаг вперёд в своем развитии, а регрессивные или реакционные возвращают социум на предыдущую ступень развития.

    Направленность реформ

    Есть три основных направления, в которых осуществляются реформы. Конечно, их можно выделить гораздо больше, но базисные - только эти три: политические, экономические и социальные. Первые направлены на некоторые преобразования в политической жизни общества (изменение законов, расширение прав, модернизация избирательной системы и т. д.). Вторые имеют целью преобразование экономического аспекта, то есть всего, что связано с управлением хозяйством (антимонопольный закон, акцизы, частный бизнес и т. д.). Социальные реформы направлены на само общество. Они позволяют улучшить или усложнить жизнь людей (изменение пенсионного возраста, социальная защита, предоставление рабочих мест и т. д.).

    Реформы могут проводиться во всех сферах жизни общества, ибо нет того, что бы не поддавалось изменениям. Они могут иметь незначительные последствия, а могут тянуть за собой изменение общественного строя или смену власти: реформы Петра I, реформы 90-х годов прошлого столетия в России и т. д.

    Революции

    Многовариантность общественного развития – это не только реформы, но и революции. С латинского этого слово переводится как «переворот». Можно сказать, что революция – это процесс, противоположный реформам. Он предполагает качественное и количественное изменение многих или даже всех сфер жизни социума, которое достигается решительными действиями. Чаще всего это перевороты и бунты, которые несут за собой долговременные последствия. Революции могут быть долговременными и кратковременными. Первые могут длиться очень долго: например, неолитическая революция. Вторые длятся до года.

    Инновации и модернизация

    Многовариантность общественного развития невозможна без инноваций. В настоящее время такие понятия, как революция или реформа, вытесняются словом «инновация». Что это такое? Это небольшое одноразовое улучшение, которое максимально улучшает что-то до предела в созданных условиях. Также часто можно встретить такое понятие, как «модернизация». Социологи тесно связывают вопросы развития обществ с этим термином, потому что он означает переход от чего-то традиционного к более новому, развитому и совершенному. Существует две теории модернизации:

    • Первичная, которая основана на типе развития западного капитализма.
    • Вторичная, которая означает вытеснение самобытности и внедрение уникальности по западному типу. Иногда эту теорию называют теорией прямого заимствования, или вестернизацией.

    Многовариантность общественного развития: типология обществ

    Чаще всего социумы классифицируют по четырём базовым критериям: письменность, число уровней управления, уровень развития, формационные признаки. По первому критерию выделяют письменные и дописьменные типы общества. По второму (количество уровней управления, дифференциация общества) - простые (в которых нет разграничения между обычными людьми и властью, между богатыми и бедными) и сложные (многоступенчатая система управления, присутствует расслоение общества) социумы. По уровню развития любой из них может быть развитым, развивающимся или отсталым. Формационный признак классифицирует общества так:

    • Бесклассовый социум, который включает первобытные общины и коммунистическое общество.
    • Классовое общество, которое включает рабовладельческие, феодальные и капиталистические социумы.

    Формационный подход Маркса

    Какой может быть многовариантность общественного развития? Что это такое - мы уже знаем, но ответить на вопрос о том, какой она может быть, возможно при помощи специальных подходов. Их существует несколько, но мы рассмотрим два - цивилизационный и формационный. Последний был разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

    Ключевое понятие в их подходе – это общественно-экономическая формация. Если обобщить, то получается, что это то же самое, что и общество – социум, который находится на определенной ступени развития и рассматривается в единстве своих производственных и экономических сил, над коими обязательно должна быть надстройка. Она представляет собой некую идеологию или систему взглядов, присущую всему обществу, и играет важнейшую роль в формировании общественного мнения, а также тесно переплетается с экономическими постулатами. Также должен присутствовать некий базис, который представляет собой определённый экономический строй, не зависящий от субъектов, которые вступают в экономические отношения.

    В теории Маркса важное место занимают производительные силы - люди и средства производства, которые обладают необходимыми знаниями или навыками. Надстройка выбирается в зависимости от того, какой был выбран базис. Последний определяет основу формации и решает вопрос принадлежности общества к тому или иному типу.

    Цивилизационный подход

    Что такое многовариантность общественного развития? Это определение в цивилизационном подходе имеет ряд отличий от первого рассмотренного подхода:

    • Объект исследования - не тип экономической системы, а общество индивидов, которое развивается в зависимости от своих потребностей и интересов.
    • Человек рассматривается не только как производительный ресурс, но и как личность со своими нравственными, моральными и социальными принципами.
    • Разные сферы жизни общества равны между собой (политик, культура, право, экономика). Экономическое развитие не играет главенствующей роли.

    Многовариантность общественного развития: типы обществ

    Есть три основных типа обществ:

    1. Традиционное, в котором главный фактор производства – это земля. Само оно направлено на получение пищи и выполняется посредством ручного индивидуального труда. Сельское хозяйство в таком обществе занимает около 80 %. Человек живет 40-50 лет. Характерные черты: закрытые социальные системы, нет никакого контакта с другими странами, низкая социальная мобильность.
    2. Индустриальное, в котором на первое место выходит промышленность и накопление капитала. Общество становится контролируемым, налаживаются связи с другими государствами, провозглашается власть закона.
    3. Постиндустриальное, в котором ценность имеют знания и услуги. Резко возрастает уровень автоматизации труда, повышается длительность жизни (более 70 лет). Общество остается контролируемым, возникает политический плюрализм, развивается демократия.

    Как мы видим, многовариантность общественного развития (типы обществ мы рассмотрели выше) имеет много различий. Не все страны на сегодняшний день перешли к постиндустриальному виду. Что могут сделать государства, оставшиеся на индустриальной ступени? Составить план. Многовариантность общественного развития позволит подобрать необходимую стратегию развития на ближайшие годы для того, чтобы перейти к постиндустриальному типу.

    fb.ru

    Многовариантность общественного развития (типы обществ) – SOOCIETY

    В современном обществознании принято выделять, в соответствии с уровнем развития, три типа обществ: традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное (технологическое или информационное).

    Традиционное общество предполагает господство сельского натурального хозяйства, ручного индивидуального труда, сословной иерархии при замкнутости социальных структур, преобладание монархических форм правления при отсутствии политических свобод, господство традиционных религиозных ценностей на фоне чрезвычайно низкого общеобразовательного уровня масс.

    При переходе к индустриальному обществу происходят значительные перемены. Основным фактором производства становится капитал. Само производство характеризуется широким применением механизмов и технологий, основанных на использовании научных достижений, труд стандартизируется. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, тогда как численность городского населения возрастает. Для социальной структуры характерно классовое деление, укрепление средних слоев общества, мобильность и открытость социальных групп. В политической жизни индустриального общества отмечается рост политических свобод, равенство граждан перед законом, демократические преобразования. Религиозные ценности традиционного общества уступают место вере в прогресс, науку, личный успех. Формируется массовая культура, распространению которой способствует массовая грамотность и образование.

    Наиболее высоким уровнем развития характеризуются постиндустриальные общества (современные США, Япония, Германия и др.). В роли основного фактора производства выступают знания. Осуществляется автоматизация производства, компьютеризация общества. Резко повышается творческое начало в труде, так как теперь особое значение приобретает не количество затраченного труда, а его качество. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров. В социальной структуре наблюдается стирание классового деления, возрастает численность среднего класса. Дальнейшее развитие демократических традиций в управлении государством, многообразие политических сил приводит к созданию сильного гражданского общества. Стоит отметить особую роль науки, образования и информации, непрерывность в образовании.

    Также общества могут делиться на дописьменные и письменные, простые и сложные (исходя из числа уровней управления обществом; степени его дифференциации).

    Постиндустриальное общество – общество с преобладанием инновационных технологий, обеспечивающих высокую производительность промышленности. Для него характерно наличие развитой индустрии знаний, с высокими показателями в ВВП высококачественных и инновационных услуг, чему способствует присутствие конкуренции во всех видах общественной деятельности.

    Эволюция – постепенные поступательные изменения в развитии общества. Эволюционный путь развития не принимает резких перемен, полного отказа от общественных отношений, доминировавших ранее.

    Реформа – это властное действие, имеющее целью внести изменения в отдельные сферы, стороны общественной жизни, которое обусловлено желанием придать обществу стабильность.

    Революция – кардинальные, качественные изменения во всех или в большинстве сфер жизни общества, которые затрагивают основы существующих общественных отношений.

    Многовариантность общественного развития (типы обществ)

    Оценка

    soociety.ru

    Что такое многовариантность общественного развития? Какие бывают типы обществ

    Образование 17 марта 2017

    Сегодня мы поговорим о том, что такое многовариантность общественного развития. Революции и реформы – первое, с чем нам предстоит познакомиться. Вперёд!

    Реформы

    Для начала стоит сказать, что многовариантность общественного развития – это все те пути, которыми развиваются разные социумы. Не секрет, что развитие общества не может быть линейным, из-за чего возникает достаточное количество различных групп, которые очень разнятся между собой. Характер общественного развития может иметь две основные формы: реформы и революции. Давайте подробнее остановимся на первой.

    Итак, что же собой представляет реформа? С латинского языка это слово переводится как «преобразовывать». Реформа – это метод общественных преобразований, который реализуется постепенно, через последовательное изменение отдельных элементов. Характерной чертой является то, что они не нарушают каких-то базисных норм. Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными. К сожалению, заранее предсказать это весьма трудно. Очевидно, что первый вид изменений приносит обществу благо сейчас или в будущем (к примеру, великие реформы Александра II), а второй – вред (к примеру, контрреформы Александра III). Стоит понимать, что прогрессивные реформы позволяют социуму сделать шаг вперёд в своем развитии, а регрессивные или реакционные возвращают социум на предыдущую ступень развития.

    Направленность реформ

    Есть три основных направления, в которых осуществляются реформы. Конечно, их можно выделить гораздо больше, но базисные - только эти три: политические, экономические и социальные. Первые направлены на некоторые преобразования в политической жизни общества (изменение законов, расширение прав, модернизация избирательной системы и т. д.). Вторые имеют целью преобразование экономического аспекта, то есть всего, что связано с управлением хозяйством (антимонопольный закон, акцизы, частный бизнес и т. д.). Социальные реформы направлены на само общество. Они позволяют улучшить или усложнить жизнь людей (изменение пенсионного возраста, социальная защита, предоставление рабочих мест и т. д.).

    Реформы могут проводиться во всех сферах жизни общества, ибо нет того, что бы не поддавалось изменениям. Они могут иметь незначительные последствия, а могут тянуть за собой изменение общественного строя или смену власти: реформы Петра I, реформы 90-х годов прошлого столетия в России и т. д.

    Видео по теме

    Революции

    Многовариантность общественного развития – это не только реформы, но и революции. С латинского этого слово переводится как «переворот». Можно сказать, что революция – это процесс, противоположный реформам. Он предполагает качественное и количественное изменение многих или даже всех сфер жизни социума, которое достигается решительными действиями. Чаще всего это перевороты и бунты, которые несут за собой долговременные последствия. Революции могут быть долговременными и кратковременными. Первые могут длиться очень долго: например, неолитическая революция. Вторые длятся до года.

    Инновации и модернизация

    Многовариантность общественного развития невозможна без инноваций. В настоящее время такие понятия, как революция или реформа, вытесняются словом «инновация». Что это такое? Это небольшое одноразовое улучшение, которое максимально улучшает что-то до предела в созданных условиях. Также часто можно встретить такое понятие, как «модернизация». Социологи тесно связывают вопросы развития обществ с этим термином, потому что он означает переход от чего-то традиционного к более новому, развитому и совершенному. Существует две теории модернизации:

    • Первичная, которая основана на типе развития западного капитализма.
    • Вторичная, которая означает вытеснение самобытности и внедрение уникальности по западному типу. Иногда эту теорию называют теорией прямого заимствования, или вестернизацией.

    Многовариантность общественного развития: типология обществ

    Чаще всего социумы классифицируют по четырём базовым критериям: письменность, число уровней управления, уровень развития, формационные признаки. По первому критерию выделяют письменные и дописьменные типы общества. По второму (количество уровней управления, дифференциация общества) - простые (в которых нет разграничения между обычными людьми и властью, между богатыми и бедными) и сложные (многоступенчатая система управления, присутствует расслоение общества) социумы. По уровню развития любой из них может быть развитым, развивающимся или отсталым. Формационный признак классифицирует общества так:

    • Бесклассовый социум, который включает первобытные общины и коммунистическое общество.
    • Классовое общество, которое включает рабовладельческие, феодальные и капиталистические социумы.

    Формационный подход Маркса

    Какой может быть многовариантность общественного развития? Что это такое - мы уже знаем, но ответить на вопрос о том, какой она может быть, возможно при помощи специальных подходов. Их существует несколько, но мы рассмотрим два - цивилизационный и формационный. Последний был разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

    Ключевое понятие в их подходе – это общественно-экономическая формация. Если обобщить, то получается, что это то же самое, что и общество – социум, который находится на определенной ступени развития и рассматривается в единстве своих производственных и экономических сил, над коими обязательно должна быть надстройка. Она представляет собой некую идеологию или систему взглядов, присущую всему обществу, и играет важнейшую роль в формировании общественного мнения, а также тесно переплетается с экономическими постулатами. Также должен присутствовать некий базис, который представляет собой определённый экономический строй, не зависящий от субъектов, которые вступают в экономические отношения.

    В теории Маркса важное место занимают производительные силы - люди и средства производства, которые обладают необходимыми знаниями или навыками. Надстройка выбирается в зависимости от того, какой был выбран базис. Последний определяет основу формации и решает вопрос принадлежности общества к тому или иному типу.

    Цивилизационный подход

    Что такое многовариантность общественного развития? Это определение в цивилизационном подходе имеет ряд отличий от первого рассмотренного подхода:

    • Объект исследования - не тип экономической системы, а общество индивидов, которое развивается в зависимости от своих потребностей и интересов.
    • Человек рассматривается не только как производительный ресурс, но и как личность со своими нравственными, моральными и социальными принципами.
    • Разные сферы жизни общества равны между собой (политик, культура, право, экономика). Экономическое развитие не играет главенствующей роли.

    Многовариантность общественного развития: типы обществ

    Есть три основных типа обществ:

    1. Традиционное, в котором главный фактор производства – это земля. Само оно направлено на получение пищи и выполняется посредством ручного индивидуального труда. Сельское хозяйство в таком обществе занимает около 80 %. Человек живет 40-50 лет. Характерные черты: закрытые социальные системы, нет никакого контакта с другими странами, низкая социальная мобильность.
    2. Индустриальное, в котором на первое место выходит промышленность и накопление капитала. Общество становится контролируемым, налаживаются связи с другими государствами, провозглашается власть закона.
    3. Постиндустриальное, в котором ценность имеют знания и услуги. Резко возрастает уровень автоматизации труда, повышается длительность жизни (более 70 лет). Общество остается контролируемым, возникает политический плюрализм, развивается демократия.

    Как мы видим, многовариантность общественного развития (типы обществ мы рассмотрели выше) имеет много различий. Не все страны на сегодняшний день перешли к постиндустриальному виду. Что могут сделать государства, оставшиеся на индустриальной ступени? Составить план. Многовариантность общественного развития позволит подобрать необходимую стратегию развития на ближайшие годы для того, чтобы перейти к постиндустриальному типу.

    Источник: fb.ru

    monateka.com

    1.6. Многовариантность общественного развития.

    Жизнь каждого человека и общества в целом находится в постоянном изменении. Ни один прожитый нами день и час не похожи на предыдущие. Когда мы говорим о том, что произошло изменение? Тогда, когда для нас ясно, что одно состояние неравно другому, что появилось что-то новое, не бывшее ранее. Как происходят и куда направлены данные изменения?

    В каждый отдельный момент времени на человека и его ассоциации оказывает влияние множество факторов, порой рассогласованных и разнонаправленных между собой. Поэтому трудно говорить о какой-либо ясной, четко очерченной стреловидной линии развития, характерной для общества. Процессы изменения происходят сложно, неравномерно, и их логику порой трудно уловить. Многообразны и извилисты пути общественных изменений.

    Часто нам приходится встречаться с таким понятием как «общественное развитие». Давайте задумаемся, а как изменение вообще будет отличаться от развития? Какое из этих понятий более широкое, а какое более конкретное, и его можно вписать в другое, рассмотреть как частный случай другого. Очевидно, что не всякое изменение есть развитие. А лишь то, которое предполагает усложнение, усовершенствование, связано с проявлением общественного прогресса.

    Что движет развитием общества? Что может скрываться за каждым новым этапом? Ответ на эти вопросы нам следует искать, прежде всего в самой системе сложных общественных отношений, внутренних противоречиях, конфликтах разных интересов.

    Импульсы развития могут исходить как от самого общества, его внутренних противоречий, так и извне.

    Внешние импульсы могут, в частности, порождены природной средой, космосом. Например, серьезные проблемы перед современным обществом ставит изменение климата нашей планеты, так называемое «глобальное» потепление. И ответом на этот «вызов» стало принятие рядом стран мира Киотского протокола, предписывающего странам сократить выбросы в атмосферу вредных веществ. В 2004 году Россия также ратифицировала данный протокол, взяв на себя обязательства по охране окружающей среды.

    Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. И лишь по прошествии сколь-нибудь длительного времени, мы восклицаем с удивлением: «Как же все изменилось вокруг!». Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией. Эволюционный путь развития не предполагает слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

    Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа. Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности.

    Эволюционный путь развития – не единственный. Не все общества и не всегда могли решать задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции. Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки» в виде народной стихии. Впоследствии они пытаются посадить этого джинна обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, ставя в тупик своих творцов.

    Именно вследствие этого, в ходе социальной революции, зачастую, превалируют стихийные, хаотические начала. Иногда революции хоронят тех людей, которые стояли у их истоков. Или же, результаты, последствия революционного взрыва столь существенно отличаются от первоначально поставленных задач, что творцы революции не могут не признать свое поражение. Революции порождают новое качество, и важно суметь вовремя перевести дальнейшие процессы развития в эволюционное русло. Россия пережила в XX столетии две революции. Особенно тяжелые потрясения выпали на долю нашей страны в 1917-1920 годах.

    Многие революции, как показывает история, могут сменяться и реакцией, откатом в прошлое. Можно говорить о различных типах революций в развитии общества: социальных, технических, научных, культурных.

    Значение революций по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, немецкий философ К.Маркс, основоположник научного коммунизма, определял революции как локомотивы истории. В то же время, многие подчеркивали деструктивное, разрушительное воздействие революций на общество. В частности, российский философ Н.А. Бердяев (1874 – 1948) писал о революции: «Все революции кончались реакциями. Это - неотвратимо. Это – закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».

    Сравнивая между собою пути преобразования общества, известный современный российский историк П.В.Волобуев писал: «эволюционная форма, во-первых, дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач, она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму».

    Типология обществ

    Выделяя различные типы обществ, мыслители основываются, с одной стороны, на хронологическом принципе, отмечая изменения, происходящие с течением времени в организации общественной жизни. С другой стороны, группируются определенные признаки обществ. сосуществующих между собой в одно и тоже время. Это позволяет создать своего рода горизонтальный срез цивилизаций. Так, говоря о традиционном обществе как основе становления современной цивилизации, нельзя не отметить сохранение многих его черт и признаков и в наши дни.

    Наиболее устоявшимся в современном обществознании является подход, основанный на выделении трех типов обществ: традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное (иногда именуемое технологическим или информационным). В основе данного подхода лежит в большей степени вертикальный, хронологический срез – то есть предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития. С теорией К.Маркса этот подход роднит то, что в его основе прежде всего лежит различение технико-технологических особенностей.

    Каковы характерные черты и признаки каждого из этих обществ? Прежде всего обратимся к характеристике традиционного общества – основы формирования современного нам мира. Традиционным называют в первую очередь общество древнее и средневековое, хотя многие его черты длительное время сохраняются и в более поздние времена. К примеру, страны Востока – Азии, Африки несут на себе признаки традиционной цивилизации и в наши дни. Итак, каковы же основные черты и признаки общества традиционного типа?

    Прежде всего, в самом понимании традиционного общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействий, форм общения, организации быта, образцов культуры. То есть в данном обществе старательно соблюдаются сложившиеся отношения между людьми, приемы трудовой деятельности, семейные ценности, уклад жизни.

    Человек в традиционном обществе связан сложной системой зависимости от общины, государства. Его поведение строго регламентируется нормами, принятыми в семье, сословии, обществе в целом.

    Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. В основном применяются ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.

    Основным элементом структуры традиционных обществ является земледельческая община, коллектив, распоряжающийся землей. Личность в таком коллективе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой – обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины, «лишение крова и воды». Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

    Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее – стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

    Чешский педагог Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все – и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…»

    Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Примером подобной «закрытости» может служить многовековое развитие Китая и Японии, для которых было характерно замкнутое, самодостаточное существование и любые контакты с чужеземцами были практически исключены властями. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.

    Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.

    Безусловно, это обобщенный портрет традиционного общества. Следует точнее сказать, что можно говорить о традиционном обществе как некоем совокупном явлении, включающем черты развития разных народов на определенной стадии, и есть множество различных традиционных обществ: китайское, японское, индийское, западноевропейское, российское и множество иных, несущих на себе отпечаток своей культуры.

    Мы прекрасно понимаем, что общество античной Греции и Старовавилонского царства существенно различатются между собой по господствующим формам собственности, степени влияния общинных структур и государства. Если в Греции, Риме развивается частная собственность и начала гражданских прав и свобод, то в обществах восточного типа сильны традиции деспотического правления, подавления человека земледельческой общиной, коллективного характера труда. И, тем не менее, и то, и другое – различные варианты традиционного общества.

    Длительное сохранение сельскохозяйственной общины – мира в российской истории, преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, крестьянства в составе населения, совместный труд и коллективное землепользование крестьян-общинников, самодержавная власть, позволяют нам характеризовать и российское общество на протяжении многих веков его развития как традиционное.

    Переход к обществу нового типа – индустриальному будет осуществляться достаточно поздно – только во второй половины XIX в.

    Нельзя сказать, что это традиционное общество - этап минувший, что все, связанное с традиционными структурами, нормами, сознанием осталось в далеком прошлом. Более того, считая так, мы делаем для себя невозможным ориентацию и понимание многих проблем и явлений современного нам мира. И в наши дни ряд обществ сохраняет черты традиционности, прежде всего в культуре, общественном сознании, политической системе, быту.

    Переход от традиционного общества, лишенного динамизма к обществу индустриального типа отражен в таком понятии как модернизация.

    Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной фабричной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.

    В «Современном философском словаре», изданном в Лондоне в 1998 году содержится следующее определение индустриального общества: « Для индустриального общества характерна ориентация людей на постоянно возрастающие объемы производства, потребления, знания и т.д. Идеи роста и прогресса являются «ядром» индустриального мифа, или идеологии. Существенную роль в социальной организации индустриального общества играет понятие машины. Следствием реализации представлений о машине оказывается экстенсивное развитие производства, а также «механизация» общественных связей, отношений человека с природой… Границы развития индустриального общества выявляются по мере обнаружения пределов экстенсивно ориентированного производства».

    Раньше других индустриальная революция охватила страны Западной Европы. Первой их стран, осуществивших ее, стала Великобритания. Уже к середине 19 века подавляющее большинство населения в ней было занято в промышленности. Индустриальное общество характеризуют быстрые динамичные перемены, рост социальной мобильности, урбанизация – процесс роста и развития городов. Расширяются контакты и связи между странами и народами. Осуществляются эти связи посредством телеграфного сообщения, телефона. Меняется и структура общества, его основу составляют не сословия, а социальные группы, отличающиеся по их месту в хозяйственной системе – классы. Наряду с изменениями в экономике и социальной сфере, меняется и политическая система индустриального общества – развивается парламентаризм, многопартийность, расширяются права и свободы граждан. Многие исследователи полагают, что формирование гражданского общества, осознающего свои интересы и выступающего полноправным партнером государства, также связано с формированием индустриального общества. В определенной степени именно данное общество получило название капиталистического. Ранние этапы его развития были проанализированы в XIX в. английскими учеными Дж. Миллем, А. Смитом, немецким ученым К. Марксом.

    В тоже время, эпоха индустриальной революции приводит к усилению неравномерности в развитии различных регионов мира, что приводит к колониальным войнам, захватам, порабощением сильными странами слабых.

    Российское общество достаточно поздно, только к 40-м годам XIX в. вступает в период промышленной революции, а говорить о становлении в России основ индустриального общества можно лишь к началу XX столетия. Многие ученые-историки полагают, что наша страна в начале XX в. являлась аграрно-индустриальной страной. Завершить индустриализацию в дореволюционный период Россия не смогла. Хотя именно на это были направлены реформы, проводившиеся по инициативе С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

    К задаче завершения индустриализации, то есть создания мощной промышленности, которая вносила бы основной вклад в национальное богатство страны, вернулись власти уже в советский период истории.

    Нам известно понятие «сталинская индустриализация», пришедшаяся на 1930-е – 1940-е годы. В кратчайшие сроки, за счет форсированного развития промышленности, используя в качестве источника прежде всего средства, полученные от ограбления деревни, массовой коллективизации крестьянских хозяйств, наша страна к концу 1930-х годов создала основы тяжелой и военной промышленности, машиностроения, приобрела независимость от поставок оборудования из-за рубежа. Но означало ли это завершение процесса индустриализации? Историки спорят. Четь исследователей полагает, что все равно, даже и в конце 1930-х годов, основная дола национального богатства формировалась в аграрном секторе, сельское хозяйство производило больше продукта, чем промышленность.

    Поэтому, специалисты полагают, что завершение индустриализации происходит в Советском Союзе только после Великой Отечественной войны, к середине – второй половине 1950-х годов. К этому времени промышленность заняла ведущие позиции в производстве валового внутреннего продукта. Также большая часть населения страны оказалась занятой в промышленном секторе.

    Постиндустриальное общество – современный этап развития человечества.

    Вторая половина 20 века ознаменовалась бурным развитием фундаментальной науки, техники и технологии. Наука превращается в непосредственную мощную хозяйственную силу.

    Бурные изменения, охватившие ряд сфер жизни современного общества позволили говорить о вступлении мира в эпоху постиндустриальную. В 1960-е годы этот термин впервые предложил американский социолог Д. Белл. Он же сформулировал и основные признаки такого общества: создание обширной сферы экономики услуг, увеличение слоя квалифицированных научно-технических специалистов, центральная роль научного знания как источника инноваций, обеспечение технологического роста, создание нового поколения интеллектуальной техники. Вслед за Беллом, теория постиндустриального общества была развита американскими учеными Дж. Гэлбрейтом, О. Тоффлером.

    Основой постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики, осуществленная в странах Запада на рубеже 1960-х-1970-х г. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономики заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персональных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных, финансовых потоков. Со вступлением мира в постиндустриальную, информационную эпоху, происходит снижение занятости в промышленности, транспорте, индустриальных отраслях и, напротив, возрастает численность занятых в сфере услуг, информационном секторе. Не случайно, ряд авторов называет постиндустриальное общество информационным или технологическим.

    Характеризуя современное общество современный американский исследователь П. Дракер отмечает: «Сегодня знание уже применяется к сфере самого знания, и это можно назвать революцией в сфере управления. Знание быстро превращается в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу.»

    Ученые, исследующие развитие культуры, духовной жизни, вводят применительно к современному, постиндустриальному миру еще одно наименование – эпоха постмодернизма. (Под эпохой модернизма ученые понимают индустриальное общество). Если в понятии постиндустриальности главным образом подчеркиваются различия в сфере экономики, производства, способах коммуникации, то постмодернизм охватывает, прежде всего, сферу сознания, культуры, образцов поведения.

    Новое восприятие мира, по мнению ученых, основывается на трех основных признаках.

    Во-первых, конце веры в возможности человеческого разума, скептическом взятии под сомнение всего, что европейская культура считает рациональным. Во-вторых, крахе идеи единства и универсальности мира. Постмодернистское понимание мира строится на множественности, плюрализме, отсутствии общих моделей и канонов развития различных культур. В-третьих, эпоха постмодернизма иначе рассматривает личность, «индивид как ответственный за формирование мира, уходит в отставку, он устарел, он признается связанным с предрассудками рационализма и отбрасывается». На первый план выходит сфера общения людей, коммуникации, коллективные соглашения.

    В качестве ведущих признаков общества постмодернизма ученые отмечают усиливающийся плюрализм, многовариантность и многообразие форм общественного развития, изменения в ценностях, мотивах и стимулах людей.

    Рассмотренный нами подход в обобщенном виде представляет основные вехи развития человечества, фокусируя свое внимание, в первую очередь, на истории стран Западной Европы. Таким образом, он существенно сужает возможность изучения специфических черт, особенностей развития отдельных стран. Он обращает внимание, прежде всего, на универсальные процессы. Многое остается вне поля зрения ученых. Кроме того, волей неволей мы принимаем как данность точку зрения, что есть страны, вырвавшиеся вперед, есть те, кто их успешно догоняет, есть и те, кто безнадежно отстал, не успев вскочить на подножку последнего вагона несущейся вперед машины модернизации. Идеологи теории модернизации убеждены в том, что именно ценности и модели развития западного общества универсальны и представляют собой ориентир развития, подражания для всех.

    studfiles.net

    Понятие общественного развития и его основные теории — Мегаобучалка

    КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ

     

    Понятие «общественное развитие» применяется для характеристики динамики общественной жизни, отражения содержания процесса изменений, происходящих в различных сферах жизнедеятельности людей. Этим понятием обозначается не любое изменение в системе общественных отношений, а вся совокупность динамических процессов, развертываю­щихся в данном обществе и определяющих возрастание его способности постоянно адаптироваться к усложняющимся ус­ловиям, быстро и эффективно реагировать на появление но­вых общественных интересов и требований, создавать новые социальные институты и вырабатывать адекватные складыва­ющимся условиям формы их деятельности.

    Выбор направления, или стратегии, развития общества -один из основных вопросов идеологии любого государства. Образно говоря, политическая стратегия есть тот компас, кото­рый указывает направление движения государственного кора­бля. В зависимости от того, насколько правильно выбран вектор его движения, настолько успешными окажутся усилия народа по достижению поставленной цели. Такой выбор за­ключается в том, чтобы дать верную оценку особенностей каждого конкретного исторического этапа и выработать адек­ватные ему экономические и социально-политические дей­ствия, совокупным результатом которых станет качественно новое состояние общества. Изучение предлагаемого материала позволит студентам определить перспективные векторы развития нашей страны в XXI веке.

     

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Государственная идеология и стратегия общественного развития Беларуси в XXI в

    План

    Понятие общественного развития и его основные теории

    Индустриальное общество - итог развития Беларуси в советский период

    1. Стратегическая цель развития Беларуси - создание общества постгосударственного типа

     

    Новые понятия:

    СТРАТЕГИЯ – искусство руководства общественным и политическим развитием, общие принципы и способы достижения цели;

    ЭВОЛЮЦИЯ – одна из форм движения, постепенное количественное изменение, которое приводит при определенных условиях к новому началу путем скачка;



    ПРОГРЕСС – тип развития сложных систем от простого к сложному от низшего к высшему;

    РЕГРЕСС – вспять, от более высоких и совершенных форм к менее совершенным.

    Понятие общественного развития и его основные теории

    Стратегия развития общества - один их основных постулатов идеологии любого государства. Образно говоря, стратегия в политическом руководстве есть тот комплекс, который указывает путь государственному кораблю. И в зависимости от того, насколько правильно выбран вектор движения, настолько успешными окажутся усилия по достижению поставленной цели. Теоретическое обоснование стратегии общественного развития предполагает предварительное разрешение ряда методологических вопросов: выяснение содержания, понятия общественного развития и его критериев, определение отечественных и мировых тенденций общественного развития. Только после этого возможно чёткое формулирование стратегической цели развития общества и определения задач по её реализации.

    Развитие обществ - это процесс, в котором действуют, с одной стороны, люди, общности, институты, а с другой стороны, объективные условия, которые становятся рамками их целей, деятельности и результатов. С точки зрения исторического реализма, решающим фактором исторического развития является субъективный фактор - сознательная деятельность элит, партий, классов, их интересы, программы, организованность, воля, энергия в реализации интересов. К объективным факторам развития обществ относятся территория, климат, уровень экономики, состояние общественных институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.), ментальность, сознание, мировоззрение народа и т.п.

    Развитие обществ включает в себя два взаимодополняющих процесса - прогресс и регресс. Прогресс предполагает движение обществ от низшего к высшему, от простого к сложному, от частей к целому, регресс, наоборот, -движение обществ от высшего к низшему, от сложного к простому, от целого к его частям. Прогресс обществ и человечества всегда сопровождается регрессом, когда происходит не только приобретение, но и утрата каких-то ценностей: экологии, тишины, спокойствия, стабильности профессии, незыблемости общественного строя и т.п. Если прогресс преобладает, то в целом говорится о прогрессивном развитии, в случае преобладания регресса речь идет о деградации.

    Влитературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие, варварские и цивилизованные и т.д.

    Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой и сложной системой разделения труда при его сильной специализации, массовым производством товаров, ориентированных на рынок. Следствием этого являются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и его урбанизации. Критерием развитости общества этого типа являются экономическая эффективность и/или военное могущество. Массовое производство, рассчитанное на массовое же и потребление, переносит конвейерную организацию производства материальных товаров из экономической подсистемы общества и на его другие сферы, в том числе и на культуру, создаются индустрия печати, индустрия средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), кинотеатры, порноиндустрия и т.п.

    На смену такому обществу приходит общество постиндустриального типа. Д. Белл, Дж. Гэлбрэйт, Ж. Фурастье, О. Тоффлер и др. утверждают, что в отличие от индустриального общества, символами которого были фабричная труба и паровая машина, символом постиндустриального общества становится компьютер. Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и потребности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводники, биотехнология, космические станции; водное хозяйство, ориентированное на разведение и откорм рыбы с последующим фабричным «сбором урожая». Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату индустриального общества приходит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно трудиться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой. В постиндустриальном обществе научное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, высоких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление новых властных возможностей.

    Постиндустриальную фазу характеризуют, помимо услуг, направленность в будущее, межличностная коммуникация, большая роль научных исследований, так же как и теоретических знаний и образования.

    По причине использования принципиально новой технологии постиндустриальное общество стали называть также и «информационным обществом», в котором «умственная технология», информация, и обработка знаний занимают все большее и большее место. Повышение роли знаний повысило и престиж образования в обществе. Уже до постиндустриальной стадии говорилось об «обществе образования», позже этот термин приобрел новый оттенок — «образование взрослых, переквалификация и дополнительное образование», которые из-за быстро меняющейся профессиональной и промысловой структуры и постоянно обновляющейся технологии вышли на передний план в адаптации человека в современном обществе.

    megaobuchalka.ru

    Варианты развития общества. Прогресс | LAMPA

    В обществе постоянно происходят изменения.

    Социальные изменения – это переход общественных явлений и процессов из одного состояния в другое.

    Мир меняется каждый день, поэтому и социальные изменения мы можем наблюдать ежедневно. Но иногда эти изменения становятся особенно значительными и оказывают сильное влияние на жизнь всего общества. Тогда мы говорим об общественном развитии.

    Все происходящие изменения в обществе влияют на направление его развития: либо вперёд, либо назад. Можно выделить два основных пути развития общества – это прогресс и регресс. Если все предельно упростить, то прогресс – это движение вперед, улучшение, а регресс – движение назад, упадок.

    Общественный прогресс − это переход от более низкого уровня развития к более высокому, а также от простых форм организации общественной жизни к более сложным.

    Но как отличить более высокий уровень развития от более низкого? По этому вопросу существует множество разных мнений, но в качестве основных критериев прогресса обычно называют следующие:

    1) уровень развития науки и техники

    2) гуманистические критерии: наличие в обществе условий для свободного развития личности, осознание обществом ценности человеческой жизни.

    С точки зрения гуманистических критериев, запрет на применение смертной казни является проявлением общественного прогресса.

    Эти два критерия не всегда выполняются одновременно. Например, во времена Советского Союза наука развивалась успешно, но при этом ценность отдельной личности не признавалась, а свобода была ограничена.

    Нельзя говорить, что общественный прогресс несёт только благо для людей. Противоречивость общественного прогресса заключается в том, что какие-то новшества приводят не только к позитивным последствиям, но и к негативным.

    Благодаря социальным сетям мы быстро узнаем новости и представляем, что происходит у наших знакомых. Но зато у нас остается меньше времени для личного общения и других занятий.

    Другое направление общественного развития – это регресс.

    Регресс – это переход от более высокого уровня развития к более низкому, изменения к худшему.

    Часто регресс проходит через две стадии – стагнацию и последующую деградацию.

    Стагнация – это период остановки в развитии, застой.

    Деградация – процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, движение назад.

    Историки, философы и простые обыватели придерживались и придерживаются разных взглядов относительно преобладающего направления развития общества. Большинство мыслителей сходятся в том, что в целом общество идет по пути прогресса, но, например, религиозные фундаменталисты считают, что общество находится в состоянии регресса, и стремятся вернуть его к истокам.

    Споры вызывает не только направление, но и траектория общественного развития. На этот счет существуют разные теории.

    Тип социальной динамики

    Описание

    Иллюстрации

    1. линейный

    Восходящее или нисходяще развитие, проявляется в виде прогресса и регресса.

    Если рассматривать всю историю человечества с первобытных времен до наших дней, то можно увидеть, как совершенствовались орудия труда: от каменных орудий до компьютеров

    2. циклический

    Социальные системы зарождаются, развиваются, достигают расцвета, а затем приходят в упадок и исчезают.

    История Древнего Рима, который был одной из величайших цивилизаций Древнего мира, но пришел в упадок и прекратил свое существование

    3. спиралевидный

    Развитие общества проходит через этапы (витки спирали), каждый из которых соответствует более высокому уровню. При этом каждый отдельный этап проходит через фазы роста, расцвета и упадка. После прохождения "витка спирали" общество не возвращается к исходной точке, а переходит на следующий уровень.

    Формационный подход к истории Маркса, согласно которому этапам развития соответствуют определенные общественно-экономические формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая)

    Общественные изменения могут происходить по-разному: постепенно или скачкообразно, управляемо или стихийно, во всех сферах жизни или в одной какой-либо сфере.

    Часто используют следующую условную классификацию форм общественных изменений.


    Меняется одна сфера общественной жизниМеняются основы общественного устройства
    Скачкообразные измененияРеформаРеволюция
    Постепенные измененияЭволюция, инновации

    Рассмотрим эти явления подробнее.

    1. Реформа

    Реформа – преобразование одной из сфер общественной жизни, не приводящее к коренному изменению всего социального строя и осуществляемое властью.

    Реформы могут происходить в любой сфере общественной жизни, поэтому их можно разделить на политические, социальные, экономические и духовные (культурные).

    Также можно классифицировать реформы по их влиянию на жизнь общества: говорят о прогрессивных и регрессивных реформах. Прогрессивные реформы помогают обществу подняться на более высокую ступень развития, а регрессивные, наоборот, отбрасывают общество назад.

    Хрестоматийный пример прогрессивных и регрессивных реформ:
    – прогрессивные – либеральные реформы Александра II, среди которых особое место занимает отмена крепостного права в 1861 г.
    – регрессивные – контрреформы его наследника Александра III, который отказался от многих начинаний своего отца

    Для реформ свойственно:

    • сохранение основ общественного устройства
    • осуществление при непосредственном участии властей
    • итог – обновление части системы общественных отношений.

    2. Революция

    Революция – это глубокое изменение всех или большинства сторон общественной жизни, оказывающее сильное влияние на всё общественное устройство.

    Революции различаются по продолжительности во времени: кратковременные (политические революции, например Великая французская революция 1789 г., Февральская и Октябрьская революции 1917 г.) и долговременные (обычно революции в экономической сфере, например научно-техническая революция сер. XX в., в результате которой произошел переход от индустриального общества к постиндустриальному).

    Для революции свойственно:

    • радикализм, слом старых общественных форм
    • стихийность, инициатива снизу, от народных масс
    • итог – качественное обновление всей системы общественных отношений, а не только её части.

    Великая французская революция 1789 г. привела к падению абсолютной монархии и провозглашению принципа свободы и равенства граждан.

    Хотя по формальному определению революция коренным образом меняет все стороны общественной жизни, а реформа – нет, на практике выбор термина "революция" или "реформа" часто зависит от того, происходили ли изменения стихийно или осуществлялись властью.

    Например, реформы Петра I или российские реформы в начале 90-х годов 20 века привели к коренным изменениям всего общественного устройства и по этому критерию могли бы считаться "революциями". Но эти события принято называть реформами, так как изменения были управляемыми и проводились "сверху".

    3. Эволюция

    И в социальных, и в естественных науках эволюцией называют процесс развития, состоящий из постепенных изменений.

    Классический пример эволюции – это происхождение биологических видов, описанное Чарльзом Дарвином.

    Общественные изменения тоже могут быть эволюционными. Например, в 19-20 вв. в Европе и США постепенно расширялись права женщин и их роль в общественной жизни.

    В последние десятилетия в развитых странах общественные изменения носят эволюционный характер. В целом можно сказать, что эволюционные изменения благоприятны для общества по двум причинам. Во-первых, они помогают избежать общественных потрясений. Во-вторых, эволюционные изменения происходят в тот момент, когда общество к ним готово, не давая проблемам зреть, усугубляться и накапливаться (а вот реформы и революции являются путями решения застаревших проблем).

    При эволюционном пути развития в обществе происходит большое число инноваций.

    Инновация – это отдельное изменение в одной из сфер общественной жизни.

    Как правило, под инновациями подразумевают изменения к лучшему.

    Модернизация

    Основным вектором общественного развития является модернизация.

    Модернизация – это процесс перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному, а от индустриального – к современному постиндустриальному.

    Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество рассматриваются подробнее в следующей статье.

    Различают первичную (органическую) и вторичную (неорганическую, догоняющую) модернизацию. Первичная модернизация – это путь развития Европы и Северной Америки, в которых на протяжении веков формировались социальные институты и принципы, лежащие сегодня в основе общественного устройства большинства стран (например, капитализм, демократия). Вторичная модернизация характерна для стран, которые долгое время шли по своему особому пути, а потом оказались в положении, когда они вынуждены догонять наиболее развитые экономики. Вторичная (догоняющая) модернизация происходила быстрее, чем первичная, потому что, как правило, она проводилась "сверху", причем при ее осуществлении можно было ориентироваться на пример успешных развитых стран мира.

    Иногда слово модернизация понимают в более узком смысле и используют его для обозначения только догоняющей модернизации. Модернизация может происходить по-разному: и эволюционно, и революционно, и в результате реформ.

    Примеры догоняющей модернизации:
    – Реформы Петра I

    – Китайские экономические реформы, которые начались в 1980-х годах.

    lampa.io

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о