Патриотизм, любовь к Родине — аргументы ЕГЭ

Тезисы

  • Патриотизм может быть как истинным, так и ложным
  • Настоящий патриот не посмеет предать Родину даже под угрозой смерти
  • Патриотизм проявляется в желании сделать родную страну лучше, чище, защитить ее от врага
  • Огромное количество ярких примеров проявления патриотизма можно найти в военное время
  • Патриот готов даже на самый безрассудный поступок, который хоть немного может приблизить людей к спасению страны
  • Истинный патриот верен присяге и собственным моральным принципам

Аргументы

М. Шолохов “Судьба человека”. За время войны Андрей Соколов не раз доказывал, что он достоин называться патриотом своей страны. Патриотизм проявился в огромной силе воли и несгибаемом характере героя. Даже под угрозой смерти на допросе у Мюллера он решает сохранить свое русское достоинство и показать немцу качества настоящего русского солдата. Отказ Андрея Соколова пить за победу немецкого оружия, несмотря на голод – прямое доказательство того, что он является патриотом. Поведение Андрея Соколова как бы обобщает силу духа и непоколебимость советского солдата, по-настоящему любящего свою Родину.

 

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В романе-эпопее читатель сталкивается с понятием истинного и ложного патриотизма. Истинными патриотами можно назвать всех представителей семьи Болконских и Ростовых, а также Пьера Безухова. Эти люди готовы в любую минуту встать на защиту Родины. Князь Андрей даже после ранения отправляется на войну, уже не мечтая о славе, а просто защищая Родину. Пьер Безухов, ничего толком не смыслящий в военных действиях, как истинный патриот остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Николай и Петя Ростовы воюют, а Наташа не жалеет подводы и отдает их для перевозки раненых. Все говорит о том, что эти люди – достойные дети своей страны. Этого нельзя сказать о Курагиных, которые являются патриотами лишь на словах, но не подкрепляют слова поступками. Они говорят о патриотизме лишь для своей выгоды. Следовательно, не каждого, от кого мы слышим о патриотизме, нельзя назвать настоящим патриотом.

 

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Петр Гринев не может допустить и мысли о том, чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он – человек чести, верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Хотя Пугачев добр к Петру Гриневу, молодой солдат не стремится ему угодить или дать обещание не трогать его людей. В самых сложных ситуациях Петр Гринев противостоит захватчикам. И хотя герой не раз обращается к Пугачеву за помощью, его нельзя обвинить в предательстве, потому что это все он делает ради спасения Маши Мироновой. Петр Гринев – настоящий патриот, готовый отдать жизнь за Родину, что и доказывают его поступки. Обвинения в предательстве, которые предъявляют ему на суде, ложны, поэтому в итоге и побеждает справедливость.

 

В. Кондратьев “Сашка”. Сашка является человеком, воюющим самоотверженно, в полную силу. И хотя он с ненавистью бьет врага, чувство справедливости заставляет героя не убивать пленного немца, его ровесника, неожиданно для себя самого оказавшегося на войне. Это, конечно, не предательство. Мысли Сашки при виде Москвы, не захваченной врагом, подтверждают, что он является настоящим патриотом. При виде города, в котором кипит почти прежняя жизнь, герой осознает, насколько важно то, что он делал на передовой. Сашка готов защищать свою родную страну, ведь он понимает, насколько это важно.

 

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Для казаков защита родной земли является основой существования. Не даром в произведении говорится, что трудно противостоять силе разозлившихся запорожцев. Старый Тарас Бульба – истинный патриот, не терпящий предательства. Он даже убивает своего младшего сына Андрия, перешедшего на сторону врага из-за любви в красавице-полячке. Тарас Бульба не считается с собственным ребенком, потому что его моральные установки незыблемы: предательство Родины не может быть ничем оправдано. Все это подтверждает то, что Тарасу Бульбе свойственно чувство патриотизма, как и другим настоящим казакам, в том числе и Остапу, его старшему сыну.

 

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Образ Василия Теркина служит идеальным воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг ради приближения победы над врагом. Ничего не стоит Теркину переплыть ледяную реку, подернутую льдом, чтобы передать на другой берег необходимые указания. Сам он не видит в этом подвига. И подобные поступки солдат на протяжении произведения совершает не раз. Без сомнения, его можно назвать настоящим патриотом, сражающимся за светлое будущее своей страны.

bank-argumentov.info

Сочинение на тему Любовь к родине в романе Война и мир, Толстой читать бесплатно

­Любовь к родине

По мнению самых влиятельных литераторов, Льву Николаевичу Толстому принадлежит первое место среди деятелей русского искусства. Работы гениального автора узнаваемы во всем мире. В особенности это касается романа-эпопеи «Война и мир», название которого говорит само за себя. Главная мысль романа заключена именно в этом названии. Мне кажется, что под словом «мир» писатель имел в виду общую жизнь народа и национальное единство, а под словом «война» он подразумевал разобщенность и разлад. Любимые герои Толстого на протяжении всего романа ищут смысл жизни и общую цель. При этом автор отчетливо разделяет всех персонажей на «любимых» и «нелюбимых».

К первой категории относятся Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей и Марья Болконские, Николай Ростов, некоторые представители старшего поколения. К «нелюбимым» героям он относит князя Курагина, Элен, Анатоля, Ипполита, военного чиновника Берга и других. Отчего же автор проводит такое деление? Не оттого ли, что у них разное отношение к теме любви и к теме родины? Тема патриотизма в романе «Война и мир» занимает ключевое положение. Ведь во время освободительное войны 1812 года проверяется прочность каждого героя. Всем известно, что в критической ситуации человек проявляет свою внутреннюю сущность и присущие ему качества. Именно это и происходит с героями Толстого в период войны с Наполеоном.

Такие личности, как Безухов и Болконский нацелены на освобождение своей страны от французского нашествия. Для того чтобы доказать это, они не бросают слов на ветер, а активно участвуют в военных действиях. Что касается Андрея, он с самого начала романа пребывает в боевом духе. В войне он видит нечто благое, героическое и возвышенное. Поначалу он даже восхищается Наполеоном, но со временем его иллюзии рушатся. Оказавшись в армии, он просит перевести его в полк, чтобы навсегда оторваться от ненавистного ему придворного мира. Автор показывает, как рядовыми солдатами и главнокомандующими, такого уровня как Кутузов, движет одна единственная цель — польза общему делу и народу.

В свою очередь фигура Пьера Безухова переживает разительные перемены на фоне войны. Встретившись с солдатами и ополченцами, он меняет свое отношение к миру. Его охватывает стремление стать частью народа и сражаться против врага. Он мечтает всем существом проникнуться солдатской жизнью. Не остаются в стороне и главные женские фигуры романа — Марья Болконская и Наташа Ростова. Обе героини всей душой желают победы своего народа и прикладывают к этому всевозможные усилия. Со своей стороны они оказывают посильную помощь раненным, как физическую, так и материальную.

В то время как главные герои романа жертвуют всем ради спасения своей страны и народа, второстепенные персонажи проявляют самый настоящий «лже-патриотизм». Возьмем, к примеру, светское общество, которое собирается в салоне мадам Шерер. Единственное, что они могут, это ругать за глаза Наполеона, но за этими словами не кроется ни грамма страдания за Россию. То же можно сказать о людях, собирающихся в салоне Жюли Друбецкой. Их патриотизм проявляется только в том, чтобы наказать рублем того, кто забывается и в речи употребляет французские словечки. Многие молодые люди, изображенные в романе, идут в армию не из чувства патриотизма, а преследуя свои корыстные цели, например, подняться по служебной лестнице или получить награды. Все это Толстой предусмотрел, а потому изначально разделил своих героев на два лагеря — истинных и ложных патриотов своей страны.

см. также:
Другие сочинения по произведению Война и мир, Толстой

Характеристики главных героев произведения Война и мир, Толстой

Краткое содержание Война и мир, Толстой

Краткая биография Льва Толстого

www.sdamna5.ru

Аргументы к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Аргументы к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ. Л.Н. Толстой «Война и мир».  
 
 

Всегда ли наши ожидания соответствуют реальности?  
Наши представления порой разрушаются при столкновении с суровой действительностью. 
В подтверждение своих слов хочу привести роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Андрей Болконский, отправляясь сражаться с Наполеоном в Европу, представлял себе войну местом средоточия доблести, героизма, храбрости, красоты. Однако при первом боевом столкновении с французами Болконский видит “непарадную” сторону войны. Войска пытаются переправиться через мост под градом снарядов, кругом царит хаос, бегут солдаты, кричат раненные. Представления Болконского о войне полностью меняются, он понимает, что война лишена красоты и романтики, она преисполнена жестокости и крови. 

Как страх влияет на человека? 
В романе-эпопее «Война и мир» можно найти множество примеров поведения человека на войне. Так, офицер Жерков проявляет себя как человек, не готовый жертвовать собой ради победы. Во время Шенграбенского сражения он проявляет трусость, которая приводит к гибели множества солдат. По приказу Багратиона он должен отправиться на левый фланг с очень важным посланием — приказом отступать. Однако Жерков трусит и не передает послание. В это время на левый фланг нападают французы, и начальство не знает, что делать, ведь они не получали никаких приказов. Начинается хаос: пехота убегает в лес, а гусары идут в атаку. Из-за действий Жеркова погибает огромное количество солдат. Во время этого сражения получает ранение юный Николай Ростов, он вместе с гусарами смело бросается в атаку, пока другие солдаты находятся в смятении. В отличие от Жеркова он не струсил, за что и был произведен в офицеры. На примере одного эпизода в произведении мы можем увидеть последствия храбрости и трусости на войне. Страх парализует одних и заставляет действовать других. Ни бегство, ни борьба не гарантируют спасение жизни, однако мужественное поведение не только сохраняет честь, но и придает сил в бою, что увеличивает шансы выжить. 

Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед на войне? 
Один из героев романа Л.Н. Толстого Андрей Болконский шел на войну для с намерениями построить блестящую военную карьеру. Он оставил свою семью, чтобы получить славу в сражениях. Как горько было его разочарование, когда он понял, что проиграл в этой битве. То, что представлялось ему в мечтах как прекрасные батальные сцены, в жизни оказалось страшной бойней с кровью и человеческими страданиями. Осознание пришло к нему как прозрение, он понял, что война страшна, и она не несет в себе ничего, кроме боли. Это личное поражение на войне заставило его переоценить свою жизнь и признать, что семья, дружба и любовь намного важнее славы и признания. 

ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ 

rustutors.ru

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ на тему: Любовь к родине

В данной статье мы подобрали актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся патриотизма, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, найденные нами в русской литературе, соответствуют всем критериям оценки работ на экзамене. Все эти примеры для удобства вы можете скачать в формате таблицы в конце статьи.

Истинная и ложная любовь к родине

  1. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить» — высказывается о родине Ф. И Тютчев. Хоть поэт и прожил долгое время за границей, он всегда любил и тосковал по укладу русской жизни. Ему нравилась яркость характера, живость ума и непредсказуемость соотечественников, ведь европейцев он считал по характеру слишком размеренными и даже слегка скучными. Автор уверен в том, что для России уготован свой путь, она не погрязнет в «мещанских устремлениях», а будет расти духовно, и именно эта духовность будет выделять ее в ряде других стран.
  2. М. Цветаева имела сложные отношения с родиной, она то вечно хотела вернуться, то чувствовала обиду на родные края. В стихотворении «Тоска по родине…» чувствуется нарастающее напряжение, которое порой переходит на крик. Героиня чувствует бессилие из-за того, что ее некому выслушать. Но восклицания прекращаются, когда Цветаева вдруг вспоминает о главном символе России – рябине. Лишь в конце мы чувствуем, как велика ее любовь, это любовь вопреки всему и несмотря ни на что. Она просто есть.
  3. Сопоставление на стыке истинной и ложной любви мы видим в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Сначала Андрей Болконский идет на войну лишь потому, что ему «наскучила светская жизнь», надоела жена, он даже советует Пьеру «не жениться». Его манят титулы и честь, ради которых он готов на большие жертвы. Но тот Андрей, которого мы встречаем на смертном одре, совсем другой. Его изменило Аустерлицкое сражение, на котором его взгляд приковало небо, его красота и красота природы, которую он будто и не видел. На этом фоне Наполеон, заметивший раненного Андрея, показался таким ничтожным, а чины — бесполезными и низкими. В тот момент герой понял, какую ценность сейчас для него имеют жизнь, и родина, и брошенная семья. Он осознал, что истинный патриотизм проявляется не в поиске славы, а в тихом и скромном служении.

Военный патриотизм

  1. Военная лирика близка Русской душе, она рождалась для того, чтобы люди могли не падать духом в самые тяжелые для Родины времена. Поэтому появляется такой народный любимец как «Василий Теркин», герой одноименной поэмы А.Т. Твардовского. Он является собирательным образом лихого солдата. Его шутки и высказывания приободряют, но порой и наш главный герой теряет душевные силы. Он тоскует по «вечеркам» и «девчонкам», по простым человеческим радостям вроде «кисета табаку», который он где-то потерял. И самое главное, он — смелый, он не пасует даже перед лицом самой смерти. Данное произведение служит читателю, как в военное время, так и в мирное, напоминая о простых ценностях и большой любви к месту, которое мы называем отечеством.
  2. Лирика Константина Симонова заставляет нас полностью погружаться в военные годы, она передает простым человеческим языком самые страшные подробности войны. Например, весьма показательно произведение «Ты помнишь, Алеша?», где мы становимся очевидцами военной разрухи «деревни, деревни, деревни с погостами», молитв и слез людей, которые лишились самого ценного в их жизни. Завершается стихотворение громким и гордым признанием: «Я все-таки рад был, за самую горькую, за русскую землю, где я родился». И мы чувствуем эту гордость вместе с лирическим героем.
  3. Другое стихотворение Константина Симонова — «Убей его!» — говорит об отчаянии любящего сердца, о его мести за попранные святыни. Оно является довольно тяжелым для понимания и восприятия. В нем автор повествует о том, что, если мы хотим видеть мирное небо над собой, если нам «мать дорога», «если ты отца не забыл», то нужно убить. Без жалости. Нужно отомстить за то, что происходит в родном доме. «Так убей же его скорей, сколько раз увидишь его, столько раз его и убей».

Любовь к родной природе

  1. В лирике Есенина природа и родина были неотделимы, оба этих предмета в гармонии составляли его большую любовь. С. А. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». В своих произведениях он нередко признается ей в любви. И снится ему «рязанское небо» в стихотворении «Я усталым таким еще не был». В нем автор говорит о своей усталости от жизни, но торопится добавить: «Но и все ж отношусь я с поклоном к тем полям, что когда-то любил». Любовь поэта к России -пронзительная и несравнимая ни с чем песня. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия.
  2. В стихотворении С. Есенина «Гой ты, русь, моя родная» лирическому герою предлагают: «Кинь ты Русь, живи в раю!», — он отвечает: «Не надо рая, дайте родину мою». В этих словах выражается весь трепет отношения русского человека к родине, которая никогда не отличалась легкими условиями жизни и труда. И все же он выбирает свой жребий, не ропщет и не ищет чужого. Также в стихотворении параллельно идут описания отечественной природы: «хаты в ризах, образа»; «побегу по мятой стежке, на приволь зеленых лех». Есенин -самый преданный поклонник своего родного края. Именно о годах, проведенных в деревне, он вспоминает как о самых счастливых и безмятежных. Сельские пейзажи, романтика, уклад жизни — все это горячо любимо автором.

Патриотизм вопреки всему

  1. Многим любителям русской литературы известны строки М. Ю. Лермонтова: «Прощай, немытая Россия…». Некоторые даже толкуют их превратно. Но, на мой взгляд, это всего лишь некий жест, практически граничащий с отчаянием. Негодование, которое бурлило и выплескивалось наружу коротким и легким «прощай!». Пусть он и побежден системой, однако не сломлен духом. В сущности, автор в этом произведении прощается не с самой Россией и не с ее жителями, а с государственным устройством и порядками, которые для Лермонтова неприемлемы. Но мы чувствуем боль, которую причиняет ему расставание. Чувствуем ту злобу, которая горит в сердце истинного патриота, который переживает за свою страну. Это и есть настоящая любовь к родине, характеризующаяся желанием изменить ее к лучшему.
  2. А. Блок в стихотворении «Россия» характеризует отечество так: «нищая Россия», «серые избы», «расхлябанные колеи». Блок умел не только восхищаться своей страной, но и показывал существующие в ней проблемы. Автор так переживает за судьбу своей родины, что даже «отчитывая» ее и говоря о бедах и горести, он восхищается «прекрасными чертами» и «разбойной красой». Мы видим на сколько Блок погружен в эту слепую любовь, ведь любит Русь и нищей, и погруженной во мрак, и в слезах, это не важно – он в нее влюблен.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Елизавета Приставка

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

АРГУМЕНТЫ. к сочинению из романа Л.Н.Толстого. «Война и мир»

Транскрипт

1 АРГУМЕНТЫ к сочинению из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

2 1 Проблема лицемерия. Проблема карьеризма. Проблема духовной пустоты Толстой не принимает и сурово осуждает людей, цель которых карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость и способность к убийству. Этих людей он относит к миру войны. Для их разоблачения он вырабатывает свой метод «срывание всех и всяческих масок». Так, внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, «как заведённыё часы», «как актёр говорит слова старой пьесы».

3 У всех гостей «улыбка сливалась с неулыбкой». Постоянно звучащая французская речь подчёркивает оторванность знати от народа, его интересов, культуры, языка. Хозяйку салона Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской, подчёркивая автоматизм всего происходящего, отсутствие искренности, простых человеческих чувств.

4 Элен Курагина никогда никого не любила, сердце её мёртво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, это у неё сознательная линия поведения. Именно поэтому и появляются разлад и зло, что у неё нет сердца, есть только низменные инстинкты. Низость её поведения с Пьером, связь с Долоховым и Борисом Друбецким, некрасивая её роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере всё создаёт облик развратной и расчётливой светской красавицы. О Курагиных говорит Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

5 2 Проблема потребительского отношения к жизни, стремления к наживе. Проблема цели и средств её достижения. Проблема ложных ценностей жизни Люди «войны» могут быть опасны, если нужно защитить свои корыстные интересы. Это проявляется в эпизодах борьбы за наследство старого графа Безухова. В борьбе за завещание (за мозаиковый портфель) раскрывается истинное лицо князя Василия, что выражено через портретную характеристику: «Щёки его начали нервически подёргиваться, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице, когда он бывал в гостиных». Пьер видит «озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны». Маски сорваны, суть обнажена.

6 3 Проблема настоящей жизни. Искренность Ростовых противопоставлена искусственной жизни света. Два приёма (у Шерер и на именинах двух Наталий) различны во всём. В салоне — обряд приветствия никому не нужной тётушки, у Ростовых «благодарность всем без исключения». Естественность, отсутствие фальши, чистота внутреннего мира, близость к народу проявляется в ряде сцен. Например, Наташа Ростова — олицетворение естественности, счастья, влюблённости, искренности и своеволия. Её отличает сердечная отзывчивость (плачет вместе с Соней). И при этом она делает «бог знает что», то, что прощается в детстве, но может принести беду по мере взросления (целуется с Борисом, громко спрашивает, какое будет пирожное).

7 Есть ещё один способ уйти от пустой, лицемерной жизни света. Это размеренная, осмысленная жизнь ума и души. Так живут в Лысых Горах Болконские. Это «особая порода» людей. Всех их отличает сходство глаз, которые светятся умом и добротой, «непривычным блеском», у княжны Марьи «лучистые». Их связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм.

8 4 Проблема истинного и ложного героизма Как отличить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два критерия: истинное исходит из глубины души человека и выражается просто, без позы и «игры на публику». Ложное, наоборот, порождено низменной стороной человеческой натуры и всегда ориентировано на внешний эффект. Что же подразумевает Толстой под понятием «ложный героизм»? Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, ещё не настоящий героизм. Истинный героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны.

9 Истинным героем в сражении показан капитан Тушин. В его облике нет ничего героического. Перед боем он говорит, что боится смерти, в бою же «Тушин не испытывал ни малейшего чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Он самостоятельно принимает решения: «Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять решил, что хорошо бы зажечь деревню». В результате именно он со своей батареей остановил движение французов в центре сражения. Мужество, героизм, самоотверженность Тушина и его батареи показаны как естественное поведение на войне истинных героев.

10 5 Лжегероизм Жерков храбр перед начальством, в бою труслив. Он отправлен на батарею Тушина, чтобы передать приказ об отступлении: «Жерков, бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно». К лжегероям относится и Долохов, для которого война способ вернуть звание после того, как он был разжалован в рядовые. В сцене смотра войск он обращается к Кутузову: «Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России». В сражении он проявляет храбрость, преследуя те же эгоистические, карьерные цели: «Мною взят в плен офицер Я остановил роту. Прошу запомнить, ваше превосходительство. Рана штыком, я остался во фронте».

11 Истинный героизм проявляют на войне прежде всего простые люди солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и другие. «Простота, добро и правда» — главные критерии отличия истинного от ложного в «Войне и мире».

12 Стремясь к славе, князь Андрей совершает подвиг во время Аустерлицкого сражения. Со знаменем в руках он поднимает солдат в атаку: «Вот оно! думал князь Андрей, охватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных против него… Он побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. Действительно, он пробежал один только несколько шагов Весь батальон с криком»ура!» побежал вперёд и обогнал его».

13 Раненый Болконский видит перед собой Наполеона и понимает, что не может быть велик человек, который повинен в смерти тысяч людей. Понимает, что прежнее его стремление к славе ничтожно: «И так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы». Так приходит разочарование в Наполеоне, понимание ничтожности подвига, совершённого во имя личной славы.

14 6 Проблема нравственного прозрения. Проблема обретения истины. Проблема способности человека к отказу от ошибочных представлений о жизни. Проблема влияния природы на человека Перед глазами князя Андрея раскрывается чистое высокое небо — символ истины: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались… совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

15 Что же включает князь Андрей в это «всё»? (Суета, ложь, борьба тщеславий, бессмысленность войны, увлечение Наполеоном.) Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить, возможность дышать, видеть небо, быть.

16 7 Проблема поиска смысла жизни. Проблема цели жизни (Какую цель должен ставить перед собой человек?) У Пьера Безухова и Андрея Болконского общая цель открыть смысл жизни человека и человечества в целом. Путь сомнений, тяжких кризисов, возрождений и новых катастроф для них есть путь самопознания и одновременно путь к другим людям. Пьер проходит большую эволюцию от утверждения прогрессивности Наполеона до признания народной правды и практического участия в тайном декабристском обществе во имя справедливых идей и целей. Путь его путь к народному миру, к истине.

17 8 Проблема нравственного самоусовершенствования. (Должен ли человек бороться с собственными недостатками? Должен ли человек работать над собой?) Путём заблуждений, ошибок, горьких разочарований он ищет своё место в жизни. Уже в 1 части 1 тома становится ясно, что внутренние побуждения Пьера и объективный результат его поступков противоречат друг другу. Например, давая слово Болконскому, что он перестанет общаться с компанией Курагина и Долохова, он тут же, нарушая своё обещание, отправляется в эту компанию и участвует в кутежах, сам страдая от этого противоречия. Испытание богатством и праздной жизнью приводят его к ещё одному заблуждению женитьбе на Элен Курагиной. Ослепление Пьера наружной красотой Элен при невнимании к её душевной пустоте показывает победу в нём чувственного начала над духовно-нравственным. Он считает себя виноватым в том, что женился не любя, что солгал, сказав Элен: «Я вас люблю». Он виноват в том, что связал себя с чуждым ему миром.

18 Пьер борется с внутренними пороками (дневник Пьера). Стремится изменить жизнь своих крестьян, для чего совершает поездку в Киевскую губернию. Деятельность его не приносит результата, потому что, как пишет автор, «Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело». Вся эта деятельность приносит ему глубокое удовлетворение, о чём он говорит Андрею Болконскому в сцене встречи на пароме: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу для других, только теперь я понял всё счастье жизни».

19 9 Проблема вины. Проблема раскаяния Видя «мёртвое укоризненное лицо жены», Болконский вдруг понимает, что был жесток и несправедлив к жене, требовал от неё больше, чем ей было дано. Сознавая свою вину, он чувствовал, что в душе его чтото оторвалось. Князь Андрей осуждает в себе холодного, гордого человека, и это новая ступень в нравственных исканиях героя.

20 10 Проблема истинной дружбы Андрей Болконский вернулся с войны домой, готовый к «миру», а на него обрушилось горе смерть жены и то, что он чувствовал себя виноватым. Теперь у него «потухший, мёртвый взгляд». Он погружается в заботы о сыне и принимает решение никогда больше не служить в армии. «Я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя», — говорит он Пьеру. Встреча с Пьером помогла ему вернуться к жизни. Он вновь видит небо, появляется желание жить полной жизнью, наслаждаться ею.

21 «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Есть в разговоре этом абсолютная ценность, независимая от каких бы то ни было будущих результатов, утрат, поражений, минуты захватывающей интенсивности и полноты человеческого общения, тонкое взаимодействие мыслей и душ, открытый между ними обмен. Стоя на пароме при переезде из одной деревни в другую, два человека, забывшие обо всем, решают вечные жизненные вопросы.

22 11 Проблема единства человека с природой Толстой говорит о природе, одухотворяя её, наделяя человеческими чертами (руки, пальцы, старые болячки). Князь Андрей отождествляет себя с больным деревом (звучат местоимения «мы», «наше»). «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». «Внутренние монологи у Толстого произносят не только люди, но и деревья. Знаменитый дуб, с которым дважды встречается Андрей Болконский, — подтверждение этому. «Весна, и любовь, и счастье! как будто говорил этот дуб. И как не надоест вам». Происходит духовное сближение князя Андрея с дубом, сближение двух миров человека и природы. Один у края дороги; другой на краю ещё не прожитой жизни».

23 Мысли князя Андрея при виде дуба

24 Эпизод лунной ночи в Отрадном. Наташа Ростова живёт эмоциями, чувствами, ей легко, поэтому она испытывает желание, сев на корточки и обхватив колени, полететь. Слияние с природой окрыляет её и «приподнимает» Болконского навстречу весне. Благодаря Наташе и ему теперь «легко». Гармоничная связь с природой дарит Наташе ощущение счастья.

25 12 Проблема отношения к стареющим близким людям. Проблема взаимоотношений людей разных поколений Многие эпизоды романа говорят о том, как деспотичен и строг с дочерью старый князь Николай Болконский, по-своему любящий ее и желающий ей добра. Он стремится дать дочери серьезное образование, сам давая ей уроки. Княжна Марья безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства. С особой силой твердость и сила характера этой скромной, застенчивой девушки обнаруживается в годы Отечественной войны 1812 года. Когда компаньонка-француженка пообещала княжне Марье, оказавшейся в трудном положении, покровительство своих соотечественников, она перестала общаться с ней и выехала из Богучарова, так как ее патриотическое чувство было оскорблено. Когда с отцом ее делается удар, княжна Марья преданно ухаживает за ним

26 Погибает Петя, брат Наташи Ростовой. Мать едва не сошла с ума, и Наташа все время проводит вместе с ней. «Она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала в кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню». Графиня после гибели сына из цветущей жизнерадостной женщины превратилась в старуху. Наташа трогательно заботится о матери. Девушка находит в себе силы, чтобы во всем помогать ей. Любовь к матери заставляет Наташу внутренне собраться. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Наташа не жалеет себя, отдает все свои силы, с готовностью идет на жертвы ради тех, кого любит.

27 13 Проблема патриотизма Старый князь Болконский собирает ополченцев, вооружает их, готовясь защищаться до последнего. И только болезнь остановила его (парализованного, его отвозят в Богучарово). Он испытывает боль за Россию: «Погибла Россия! Погубили!» Княжна Марья в тяжёлую минуту жизни, связанную со смертью отца, едина в своих патриотических настроениях с отцом, с братом, с русскими людьми. Она отказывается от предложения Бурьен сдаться на милость французам, потому что «она чувствовала себя представительницей своего покойного отца и князя Андрея».

28 Ростовых отличает искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свой дом, как и многие жители. В сцене отъезда Ростовых когда по настоянию Наташи подводы будут отданы раненым, а имущество будет оставлено; опять проявляется общее чувство ( мы не немцы какиенибудь ).

29 Андрей Болконский отказывается от службы в штабе. Он уже не стремится попасть в высшие сферы. Теперь он твёрдо знает, что судьба Родины решается не там. Князь Андрей остаётся среди самых нужных на войне людей солдат и офицеров действующей армии. Мечты о личной славе больше не беспокоят его. Единение солдат, ополченцев в белых рубахах, офицеров и главнокомандующего мы видим в сцене молебна, где звучит клятва верности русской земле.

30 14 Проблема героизма Через описание панорамы Бородинского сражения Толстой раскрывает величие битвы и бесчеловечность войны. В центре описания сражения даны сцены на батарее Раевского. Эти люди заняты обычным делом. Толстой показывает их незаметный героизм как тяжёлую работу на войне. Их объединяет дружба, братство, умение защищать Родину, поддерживать шуткой друг друга, серьёзная деловитость. Под влиянием общих действий солдат этой батареи и Пьер становится помощником в общем деле, сближается с народом, и тот признаёт в нём своего («наш барин»). Пьер преклоняется перед солдатами, потому что они просты и не говорят попусту, а делают дело. Эта простота, с которой русские солдаты совершают бессмертные подвиги, вызывает благоговение Пьера.

31 15 Проблема прощения (Нужно ли прощать тех, кто обидел тебя? Нужно ли прощать врага?) Новый душевный кризис переживает Андрей Болконский после ранения. Он прощает в госпитале Анатоля Курагина. «Он вспомнил Наташу, и любовь, и нежность к ней ещё живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе». Мысли о всеобщем прощении рождаются вместе с бурным приливом религиозных чувств, верой в мудрого Творца. Новое понимание смысла жизни открывается ему: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

32 Человек должен быть милосердным и к своим врагам, несмотря даже на то, что они убивают твоих близких. Пример этому — Кутузов, который проявит милосердие и сострадание к бегущим из России французам. Он понимает, что они действовали по приказу Наполеону и не смели ему перечить. Поэтому в сцене выступления Кутузова перед солдатами Преображенского полка мы видим, что их объединяет не только чувство ненависти к врагу, но и жалость к поверженному, ничтожному неприятелю: «Вам трудно, да всё же вы дома; а они видите, до чего они дошли. Хуже нищих последних».

33 16 Проблема бесчеловечности войны Толстой осуждает жестокость и бесчеловечность войны. В сценах Бородинского сражения, используя свой любимый художественный приём антитезу, он противопоставляет «весёлокрасивому» полю (до битвы) поле, усеянное мёртвыми телами, землю, пропитанную кровью. Сама природа, дождём вмешиваясь в страшные деяния людей, призывает: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте Опомнитесь Что вы делаете?»

34

35 17 Проблема культа отдельных личностей Толстой выступает против культа отдельных великих людей, потому что такой культ великого человека автоматически даёт ему власть над другими людьми, а Толстой придерживался принципа полного равенства людей. Сознательно Толстой подчёркивает внешнюю дряхлость, тучность, старость Кутузова: «Физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал»; » Кутузов еще пополнел, обрюзг и оплыл жиром… Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке». Этим он отвергает лживый культ героясверхчеловека.

36 Наполеон — командующий армией грабителей, мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории, человек с помраченной совестью». В его образе показаны законченное проявление культа личности, мания величия, самовлюбленность, высокомерие, тщеславие, лицемерие, фальшь, позерство.

37 18 Проблема роли личности в истории. Какое влияние оказывает личность на ход истории? В романе «Война и мир» Л. Толстой размышляет о роли личности полководца Кутузова в истории и в войне 1812 года. Велика роль той личности в истории, которая вместе со своим народом защищает свободу и национальную независимость своей страны. Сила и величие Кутузова проявляются в умении жалеть и спасать людей, в нераздельности в нём полководца и скромного человека, в слиянии политики и нравственности. Величие Кутузова Толстой видит в народном духе «простоты, добра и правды».

38 19 Проблема прочности человеческих отношений Преданность предполагает оказание помощи в трудных жизненных обстоятельствах, стремление уберечь от беды. Герои романа Льва Толстого «Война и мир», Андрей Болконский и Пьер Безухов, — порядочные, благородные люди. Каждый из них проходит свой путь нравственных исканий. Они честны и откровенны друг с другом, они поддерживают друг друга в трудную минуту. Вначале князь Андрей поддерживает Пьера, пытается уберечь друга от пагубного влияния компании Долохова. Затем Пьер (вспомним сцену на пароме) приезжает в Богучарово и помогает Болконскому вернуться к жизни после Аустерлица и смерти жены. Высшее проявление преданности другу воспитание его сына. В семье Пьера и Наташи Ростовой происходит становление Николеньки Болконского после смерти князя Андрея.

39 20 Проблема верности человека своему долгу (Что помогает человеку не отступать от намеченного пути?) Верен своему долгу Кутузов, герой романа Л. Толстого «война и мир». Вспомним сцену совета в Филях. Этот эпизод показывает, что принятое Кутузовым решение об оставлении Москвы единственный путь спасения армии, от которой зависит будущая победа. Толстой восхищен мудростью и дальновидностью главнокомандующего, его умением понять ситуацию, воспользоваться своей властью и принять непопулярное, но мужественное и благое решение. Отсюда начинается недовольство официальной власти Кутузовым, которое обернётся для него отставкой сразу, как только французы будут изгнаны из страны. Отставка обернётся для Кутузова трагедией одиночества и смертью. Он совершил свой тяжкий и великий подвиг: военная кампания годов еще не завершена, но народная война окончена: Отечество свободно. Возвышенно и бесстрастно звучит голос повествователя: «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

40 источники Методическое пособие по литературе Г.Обернихиной Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 8 г.моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.

docplayer.ru

Патриотизм — аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В произведении присутствуют примеры истинного и ложного патриотизма. Настоящие патриоты — члены семей Ростовых и Болконских. Они помогают стране не только словом, но и делом: Андрей Болконский отправляется на войну, Николай и Петя Ростовы тоже служат, Наташа Ростова отдает подводы для перевозки раненых. Истинным патриотом можно назвать и Пьера Безухова. Он делает для своей страны все, что может: например, остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в действиях.

 

Курагины — тоже патриоты, но только на словах. Они говорят о любви к Родине только из-за того, что это модно. На самом деле все представители семьи Курагиных — подлые люди, преследующие только корыстные цели. Они не делают ничего значимого для спасения Отечества, ограничиваясь лишь красивыми речами.

 

М. Шолохов «Судьба человека»

Патриотизм Андрея Соколова выражается в его поступках. Этот человек готов до последнего защищать свою Родину, не считаясь с обстоятельствами. Он верен своим моральным принципам и воинскому долгу даже в плену у немцев. Истощенный и измученный Андрей Соколов не соглашается пить за победу врага, зная, что сейчас его расстреляют. Он пьет водку и не закусывает, показывая истинную силу духа русского солдата. Этим герой вызывает уважение у неприятеля: Мюллер отпускает его с хлебом и салом в придачу, видя в нем настоящего человека и достойного соперника.

 

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

Василий Теркин — собирательный образ настоящего русского солдата. Он воюет самоотверженно, решается на кажущиеся безумными поступки. Василий Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доставить необходимую информацию. Никому бы и в голову не пришло, что такое способен сделать обычный человек. Для поднятия силы духа бойцов герой играет на гармони. Василий Теркин соглашается сделать все, что может приблизить победу. Он — настоящий патриот, пример для подражания. Победа стала возможной, благодаря стараниям таких людей.

ege-soch.ru

Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Родина

В данной подборке аргументов мы сконцентрировали свое внимание на всех самых проблемных аспектах смыслового блока «Родина». Во многих текстах для подготовки к ЕГЭ поднимаются соответствующие проблемы. Все литературные примеры доступны для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.

Любовь к родине

  1. Через всё творчество Сергея Есенина явно прослеживается тема любви к родине. Его стихи посвящены России. Сам поэт признавался, что без высокого чувства, испытываемого по отношению к своей стране, он не был бы поэтом. В тяжёлые времена Есенин пишет поэму «Русь», где показывает Россию с тёмной стороны и в то же время он пишет: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу». Поэт уверен, что отчизна – это то, что особенно важно в жизни человека. Все эти реки, поля, леса, дома, люди – это наш дом, наша семья.
  2. Оды М.В. Ломоносова, великого русского учёного, изобретателя и поэта, переполнены любовью к своей родине. Писатель всегда восхищался природой России, верил в умы народа, преклонялся перед величием и мудростью русских царей и императоров. Так, в оде, посвящённой восшествию на престол Елизаветы Петровны, Ломоносов показывает и убеждает императрицу в силе и мощи своего народа. Он с любовью изображает родные просторы и с гордостью заявляет: «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Важность патриотизма

  1. Тема Родины ярко прослеживается в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой – отец двух сыновей, Остапа и Андрия, вместе с которыми он сражается за независимость своей страны, пытаясь освободиться от польских захватчиков. Для него отчизна – это нечто святое, то, на что нельзя посягнуть. Когда Тарас Бульба узнаёт, что его собственный сын перешёл на вражескую сторону, то убивает его. В этот момент он лишает жизни не родного человека, он наказывает предателя. Такой поступок говорит о многом. Сам Тарас в итоге также погибает, спасая своих товарищей и принося себя в жертву ради спасения своей страны. Если бы он не сделал всего этого, его народ перестал бы существовать.
  2. А.С. Пушкин, один из величайших поэтов России, всегда беспокоился о судьбе своей родины. В его творчестве можно заметить недовольство царским самодурством. Поэт гневно описывает крепостной режим. Как, например, в стихотворении «Деревня»: «Здесь барство дикое, без чувства, без закона». И в то же время, несмотря на всю боль от мысли о несправедливом отношении к крепостным, Пушкин любил свою родину. Он с особой нежностью описывает красоту природы, с трепетом относится к своей культуре. В стихотворении «Простите, верные дубравы!» он буквально говорит, что готов оставить своё сердце в родных местах.

Значение родины в жизни человека

  1. Советский прозаик Б. Н. Полевой в произведении «Повесть о настоящем человеке» пишет о нелёгкой судьбе советского лётчика. Главный герой – Алексей Мересьев, сумев пережить ампутацию обеих ног, возвращается на войну для защиты своей страны от фашистских захватчиков. Казалось бы, что восстановиться после такого трагического события практически невозможно. Однако Мересьев снова в строю. Не последнюю роль в этом сыграли его мысли и воспоминания о родных, о доме, о России.
  2. Писатель Н.А. Некрасов испытывал к России самые глубокие чувства. Он верил, что родина играет важную роль в жизни человека. Более того для писателя отчизна — это и есть сам народ. Эта мысль хорошо прослеживается в эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо». В своей работе Некрасов описывает страну такой, какая она была в его время – нищей и измученной. В такой обстановке главные герои произведения пытаются отыскать счастье. В итоге они находят его в том, чтобы помогать другим. Оно заключалось в самом народе, в спасении своей родины.
  3. В глобальном смысле, родина – это всё, что нас окружает: семья, страна, народ. Они являются основой нашего существования. Осознание единства с родной страной делает человека сильнее, счастливее. В рассказе И.А. Солженицына «Матрёнин двор» для главной героини её дом, её деревня значат гораздо больше, чем то же самое для ее соседей. Родные места для Матрёны Васильевны — это смысл бытия. Вся её жизнь прошла здесь, эти края содержат воспоминания о прошлом и о близких. Это вся её судьба. Поэтому старушка никогда не жалуется на бедность и несправедливость властей, а честно трудится и находит смысл бытия в помощи всем нуждающимся.
  4. Каждый видит в понятии «родина» что-то своё: дом, семью, прошлое и будущее, целый народ, всю страну. Говоря об этом, нельзя не вспомнить и один из древнейших памятников русской литературы – «Слово о полку Игореве».  Автор буквально в каждой строчке обращается к русской земле, к природе, к жителям нашей страны. Он рассказывает о прекрасном крае с его полями и реками, с холмами и лесами. И о людях, живущих в нем. Автор «Слова…» повествует о походе Игоря на половцев в борьбе «за землю Русскую». Переходя границу Руси, князь ни на минуту не забывает о родине. И в итоге эта память помогает ему вернуться обратно живым.

Жизнь в изгнании

  1. Вдали от родного дома мы всегда тоскуем. Не важно, по каким причинам человек может находиться не в своей стране, не важно, насколько хорошо он там живёт – тоска всё равно овладевает сердцем. Так, в произведении А. Никитина «Хождение за три моря» рассказывается об отважном русском путешественнике, который побывал в разных уголках планеты. От Кавказа до Индии. Купец увидел множество зарубежных красот, восхитился многими культурами и обычаями. Однако в этой среде он постоянно жил только воспоминаниями о родной земле и очень тосковал по своей родине.
  2. Чужая культура, другие обычаи, иной язык со временем приводят человека за границей к чувству ностальгии по своей родине. В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» автор воссоздаёт жизнь эмигрантов. Наши соотечественники вынуждены жить на чужбине без возможности вернуться обратно. Для них такое существование — это лишь «жизнь над бездной».
  3. Находясь в эмиграции, многие русские писатели и поэты признавались в своей любви к родине. Так, и И. А. Бунин с тоской вспоминает родные просторы. В стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» поэт пишет о своём крае, о доме, о месте где родился и вырос. Эти воспоминания переполняют произведение чувством ностальгии и помогают автору вернуться в те счастливые моменты.

Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ

Автор: Виктория Абросимова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *