Содержание

Каково значение последнего явления в комедии Фонвизина «Недоросль»?

Драматург Денис Фонвизин был проницателен и видел, что крепостное право разрушает не только жизни крестьян, но и уродует души помещиков. Крепостные становятся невольными рабами, безмолвными и бессильными, а крепостники – деспотами. Получив неограниченную власть, немногие могли совладать со своими страстями. Так случилось и с героями комедии «Недоросль»: госпожой Простаковой и ее братом Скотининым. Они владели деревнями, обирали крестьян до нитки. Смешным и одновременно ужасным выглядит диалог брата и сестры о том, как нужно взимать поборы с крепостных. Скотинин в этом преуспел больше и хвалится, что сдерет «со своих же крестьян, так и концы в воду». Простакова жалуется ему, что с тех пор, как все отобрали у крестьян, больше ничего не могут у них забрать.

Автор был приверженцем идей Просвещения и верил, что за пороки люди получат наказание. И часто это наказание таится в плодах их же поступков. Именно так и случилось в последнем явлении комедии «Недоросль».

Здесь участвуют госпожа Простакова, Митрофанушка, Стародум, Правдин, Софья, Милон, Еремеевна. Стародум обращается к Правдину с просьбой пожелать счастья Софье и Милону пред их отъездом. Госпожа Простакова в это же время бросается к Митрофану, но тот ее отталкивает и говорит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» После того, как Правдин отстранил госпожу Простакову от управления имением из-за ее жестокого обращения с крепостными и Софьей, она утратила свою власть. И Митрофан больше не нуждался в ней.

Так сын, которого героиня считала единственной отрадой, предал ее. Брат Скотинин быстро ретируется, оправдывая свою фамилию. Простакова теряет сознание, и на помощь к ней приходят Софья и Еремеевна – те, кого она раньше обижала. Вот что значит настоящая доброта. И Софья, и Стародум даже готовы простить Простакову, однако господин Правдин не преклонен в своей строгой справедливости. Но он так же укоряет Митрофана, говоря, что он поступает не честно по отношению к матери. Тот же реагирует презрительно, не понимая своего поступка. Правдин принимает решение забрать Митрофана на службу. Возможно, автор намекает читателю, что там смогут «исправить» воспитание недоросля. Митрофан и на это реагирует равнодушно. Последняя фраза звучит из уст Стародума, как из уст самого автора: «Вот злонравия достойные плоды!»

Финал комедии выглядит гротескным: одновременно смешным и ужасным. Героиня олицетворяет собой странную смесь наглости и растерянности, грубости и подобострастия – все это выглядит так жалко, что Софья и Стародум больше не злятся на нее.

Простакова стала заложницей своих страстей, всегда думая, что она имеет право на все. И когда Правдин справедливо наказывает героиню, она не знает, как теперь смотреть людям в глаза, ведь она с ними плохо обошлась.

Поражение Простаковой в комедии для автора – это будущее поражение их системы воспитания и образа жизни помещиков.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Как название комедии Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?
Почему комедию Фонвизина «Недоросль» называют «комедией воспитания»?
Какой смысл вкладывает автор в понятие «злонравные невежды»? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
Каковы цели и средства сатиры в комедии Фонвизина «Недоросль»?

my-soch.ru

Смысл финала комедии недоросль с финалом немой сцены

После же представления писатель много раз подчеркивал, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого всё «побледнело и потряслось» (черновая редакция «Театрального разъезда…»). В окончательном тексте «Театрального разъезда…» «второй любитель искусств», наиболее близкий Гоголю по своим взглядам (ему, например, принадлежат высказывания об Аристофане, об «общественной комедии»), говорит, что развязка пьесы должна напомнить о справедливости, о долге правительства: «Дай Бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание своё —быть представителем провиденья на земле — и чтоб мы веровали в него, как древние веровали в рок, настигавший преступления». У нас нет никаких оснований сомневаться в искренности Гоголя, то есть в том, что мысль о законе, о защите правительством справедливости, на самом деле связывалась им с финалом комедии. Г.

В чем смысл финала комедии “недоросль”?

О том, что предпримет ревизор и что грозит чиновникам, ничего не сообщается. «Второй любитель искусств» говорил, что немая сцена должна заставить современников верить в правительство, «как древние веровали в рок…». Это напоминает ядовитое замечание Вяземского: «В наших комедиях начальство часто занимает место рока (fatum) в древних трагедиях»[8]. Поводом для такого замечания послужил финал фонвизинского «Недоросля», где устами положительного персонажа (Правдина) сообщается персонажам порочным (Простакову): «Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило её ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни».

Каков смысл финальных сцен (фонвизин д. и.)

Важно

Некоторые штрихи такого прочтения намечены в приведённых выше объяснениях немой сцены. Обращено внимание на то, что «идея власти» выражена в финале абстрактно в противовес полнокровной конкретности — бытовой, психологической, общественной — всей пьесы. Точнее говоря, Гоголь намечает некоторую конкретность, но доводит её до определённого рубежа.


Тенденцию к конкретизации отчётливо обнаруживает творческая история финальной реплики. В первой черновой редакции: «Приехавший чиновник требует Городничего и всех чиновников к себе». В окончательной редакции: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе».
Внимание

Новый ревизор несколько конкретизируется и повышается в своём ранге. Пославшие его инстанции определены четко: Петербург и царь. Даётся намек на срочность дела и, возможно, разгневанность прибывшего ревизора.


Но далее Гоголь не идёт.

One more step

Но в тоже время намекает на трагичность его действий. Автор показывает, что в дальнейшем он накликает на себя беды, связанные с его недостойным поведением.Фонвизину удалось создать уникальную и потрясающую картину, в которой в равных пропорциях перемешано смешное и трагичное. Особую нишу в комедии занимает деградация дворянского общества и все, что с ней связано.

Конец комедии весьма непредсказуем, но соответствует традициям, в которых выполнена вся пьеса: гармоничная смесь праведного и греховного. Похожие сочинения:

  • Сочинение на тему «Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа?(по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)» Исторический роман, созданный рукой великого поэта и прозаика Александра Сергеевича, обращает свое внимание на восстание крестьян, лидером которого был Пугачев.

В чем смысл финала комедии недоросль

Потому что при всей раздробленности и распадении людей в современной жизни человечество,— считает Гоголь,— объединено единой судьбой, единым «ликом времени». Далее. От всеобщности потрясения персонажей Гоголь перекидывал мостик ко всеобщности же переживаний зрителей. «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нём может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек, и что вся эта толпа, ни в чём не сходная собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом» («О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности»). Всеобщность реакции есть особый знак экстраординарности переживания зрителей, соответствующий значительности того, что совершается на сцене.

Смысл финала комедии недоросль с финалом немой сцены

Т. III. С. 469. [2] Котляревский H. Гоголь. Пг., 1915. С. 310. [3] Н.В. Гоголь. Материалы и исследования. Т. 2. С. 194 (курсив В. Гиппиуса). [4] Воронский А. Гоголь.
С. 152. [5] Храпченко М.Б. Творчество Гоголя. М., Советский писатель, 1959. С. 315. [6] Ермилов В. Гений Гоголя. М., Советский писатель, 1959. С. 301. [7] Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. С. 399. [8] Вяземский П.
Фон-Визин. СПб., 1848. С. 217. [9] Ср. в IX главе «Мёртвых душ», когда загадка Чичикова и «мёртвых душ» взволновала всех: «Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» [10] В «Отрывке из письма…» даже «две-три минуты». [11] Исходя из всего сказанного, можно провести параллель между немой сценой и изображением Страшного суда в средневековом искусстве.

Простакова буквально прогоняет от него порядочных учителей, а доверяет тому, кто потакает Митрофанушке в его нежелании учиться. Сын оказывается “достойным” отпрыском своей беспринципной матери. В самую трудную минуту он без зазрения совести отворачивается от нее.

Инфо

Ведь мать, лишенная средств, становится теперь ему бесполезной. Он грубо отталкивает Простакову. Так же спешно оставляет ее наедине со своими проблемами и брат. Главный смысл произведения автор вкладывает в уста своего героя Стародума: “Вот злонравия жестокие плоды”.


Жестокая и властная Простакова остается в конце пьесы одна без поддержки близких людей. Родной сын предает ее и отправляется на службу в солдаты. Поражением Простаковой Фонвизин демонстрирует несостоятельность всей образовательной и крепостной системы России. (Пока оценок нет) Loading… Каков смысл финальных сцен по комедии Недоросль (Фонвизин Д.

В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу. Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше.

Смысл финала комедии недоросль с финалом немой сцены в

В этих замечаниях верно то, что итог комедии Гоголя — не идеализация, а разоблачение основ общественной жизни и что, следовательно, новая ревизия (как и прежние) ничего бы не изменила. Но всё же художественная мысль Гоголя глубже. Нет сомнения, что Городничий обманул бы, если бы сохранил способность к обману. Но финал не отбрасывает героев к исходным позициям, а, проведя их через цепь потрясений, ввергает в новое душевное состояние.

Слишком очевидно, что в финале они окончательно выбиты из колеи привычной жизни, поражены навечно, и длительность немой сцены: «почти полторы минуты», на которых настаивает Гоголь[10],— символично выражает эту окончательность. О персонажах комедии уже больше нечего сказать; они исчерпали себя в миражной жизни, и в тот момент, когда это становится предельно ясным, над всею застывшей, бездыханной группой падает занавес[11]. [1] Белинский В. Г. Полн. собр.
Иконографически изображение Страшного суда строилось как последняя живая картина исторического действия, навеки остановленная как «конец века», поэтому оно часто включало зримый образ самого этого конца. В русской иконе «Страшный суд» (XV в.) в правом верхнем углу представлены ангелы, сворачивающие свиток небес с луной и солнцем: «И небо скрылось, свившись как свиток». (Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины кватроченто. М., Искусство, 1975. С. 66.) Д.С. Лихачев разбирает другой «зримый образ» в композиции Страшного суда — изображение исполинской кисти руки на фреске Успенского собора XII века во Владимире — руки, сжимающей младенцев (материализация библейского выражения «души праведных в руце божией»). — См.: Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., Наука, 1967. С. 165.

1privilege.ru

Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение

До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.

Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.

Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста. Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою.  Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.

При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов. Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.

Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени. Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.

Смысл названия комедии Недоросль

Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой — Митрофанушка — и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня. 

Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный. 

Митрофан много есть — всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей… он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться. 

Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит. 

То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: «Матушка, защити!» (Это он няньке.)

И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано. 

От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее. 

Про батюшку он, вообще, говорит, что тот — дрянь. Никакого уважения! 

Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум. 

В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними! 

Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

Другие сочинения:

Смысл названия комедии Недоросль

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Озеро Байкал

    Каждый человек наделен способностью восхищаться природой. Пожалуй, мало найдется вещей в нашей обыденной жизни, которые могли бы мгновенно преобразить наш образ мыслей или текущее настроение.

  • Сочинение Как я провел летние каникулы

    Летние каникулы любят все школьники: и те, кто не очень любит школу, и даже отличники

  • Сочинение на тему Мой папа

    Я горжусь своим папой. Он мудрый и умный, высокий и красивый, очень сильный, трогательный и вежливый. Папа очень сильно любит меня и маму.

  • Сочинения о школе

    В разделе собраны сочинения на тему Школа

  • Образ музы в творчестве Некрасова (лирике) сочинение

    Образ Музы, её волшебной флейты, которая дарит вдохновение, очень важен для любого поэта. Каждый творец представляет свою «помощницу и мучительницу» по-своему.

sochinite.ru

«Недоросль»: значение комедии / Фонвизин Д.И.

Комедия «Недоросль», значение которой очень велико, и смешила зрителей, и учила, и воспитывала их. В «Недоросле» Фонвизин смело выступил на борьбу с общественным «злонравием». Автор смотрел на писателя как на «стража общего блага». Он указывал как сатирик на те недостатки русской действительности, которые волновали и беспокоили в его эпоху всех передовых, просвещенных людей России. И проблема воспитания человека и гражданина, и неотложность пересмотра вопроса о крепостном праве, и необходимость борьбы с распущенностью общественных нравов—все это были больные, злободневные задачи времени, поставленные самой жизнью и требовавшие разрешения. Фонвизин разрешал их в духе гуманных, прогрессивных идей. Комедия его заставляла думать над этими вопросами, будила гуманные чувства, возбуждала негодование против угнетения человеческой личности, толкала к критике деспотизма и самодержавия. Так высокая идейность комедии определила ее важную общественную роль уже в эпоху Фонвизина.

Комедия «Недоросль» значение не утеряла, однако, и в последующие эпохи. Недаром почти через полстолетия после появления комедии Пушкин называл Фонвизина «другом свободы» и писал о «Недоросле», что в нем «сатирик превосходный громил невежество в комедии народной».

Фонвизин хотел обличать людей, а не общественно-политический строй. Однако нарисованная им картина крепостнического быта была насыщена столь горячим негодованием, что оно прозвучало мощным призывом к освобождению, — и не только к отвлеченно-просветительскому освобождению личности от невежества и бескультурья, но и к конкретно-историческому освобождению народа от его угнетателей. В этом заключалось объективное общественное значение «Недоросля», которое комедия не могла утратить, по меньшей мере, до реформы 1861 г. Фонвизин, «сатиры смелой властелин », был действительно «другом свободы» (Пушкин).

Вместе с тем широкий охват жизни, глубокое проникновение в характеры, острота и важность поставленных проблем возвысили эту комедию как художественный памятник эпохи. «Недоросль» — важнейшая веха в развитии русской литературы, намечавшая в нашей драматургии поиски новых путей. Формально еще не порывая с классицизмом, используя средства народного фарса и западноевропейской предреволюционной буржуазной драмы, Фонвизин становился «одним из первых наших критических реалистов» (Горький). Вслед за Новиковым он прокладывал пути художественному реализму Грибоедова («Горе от ума»), Пушкина (провинциальное дворянство в романе «Евгений Онегин») и Гоголя («Ревизор»).

«Недоросль» был высшим творческим взлетом Фонвизина. После «Недоросля», уже разбитый параличом, Фонвизин пробовали еще писать в драматической форме. Сохранилось несколько попыток этого рода. В частности, дошла до нас еще одна комедия Фонвизина «Выбор гувернера». Но она далеко уступает во всех отношениях не только «Недорослю», но и «Бригадиру».

В истории русской реалистической драмы интересующая нас комедия занимает чрезвычайно почетное место. Она, во-первых, родоначальница обличительно-реалистической русской драмы, во-вторых, лучшая русская комедия XVIII века. Живые образы комедии «Недоросль» были первыми яркими опытами реализма в русской драматургии. Из всех пьес XVIII века недаром только она прочно держится на сцене нашего театра. «Недоросль» открывает собой блестящий ряд комедий, вошедших в золотой фонд русского театра. За «Недорослем» у нас появились «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, многочисленные комедии Островского. Фонвизин — Грибоедов — Гоголь — Островский — таков основной путь русской комедии XIX века.

Источник: Пишем сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». М.: «Грамотей», 2006

classlit.ru

Суть и смысл комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Комедия Д.И Фонвизина была написана в 1782 году и совершила настоящий переворот  в драматургии того времени. Впервые в русской литературе и на сцене были показаны такие важные и актуальные социальные проблемы, как крестьянский вопрос и произвол помещиков, который поддерживался властью на самом высоком уровне. Были обличены пороки дворянства, осмеяно невежество высшего сословия и их детей. Также, первый раз на русской сцене была правдиво отражена жизнь во всех ее деталях, благодаря чему расширились  рамки классицизма, начали вводится элементы реалистического изображения.

Раскрыть замысел произведения помогает его название. «Недорослями» в 18 веке называли детей дворян, которые еще не получили письменного  документа, удостоверяющего их выучку, т.е. получения образования. Без «венечных памятей», так назывался этот документ, они не могли поступать на государственную службу, а также вступать в брак.

У Фонвизина слово «Недоросль» приобретает ироничный, насмешливый характер. Так автор называет одного из действующих лиц пьесы — Митрофана. Юноше 16 лет, он, также как и его родители, не видит смысла в получении образования, уроки кажутся ему мукой. Митрофан не умеет ни читать не писать, хотя, по признанию учителя Цыфиркина, он занимается с мальчиком уже не первый год. Герой предпочитает слоняться по дому, есть или проводить все время на голубятне, т.к. понимает, что его родители — дворяне, помогут устроиться ему в жизни. Так и получается. Госпожа Простакова, узнав о том, что Софья стала обладательницей большого наследства, сразу же решает выдать ее замуж за своего сына.

Родители Митрофана, а так же его дядя — Тараса Скотинин, также невежественны, необразованны и глупы, как их чадо, поэтому «недорослями»  в некоторой степени можно назвать их всех.

Согласно традициям классицизма, герои комедии статичны, т.е. они наделены определенным набором качеств, характером, жизненными установками, которые не меняются в течение сюжета. Так, персонажи получаются «плоскими», что позволяет наилучшим образом отобразить некоторые черты.

Всех девствующих лиц можно разделить на три группы, в каждой из которых по три мужских и одному женскому персонажу: отрицательные (господин и госпожа Простаковы, Митрофан и Скотинин), положительные (Стародум, Правдин, Милон и Софья), учителя (Цыфиркин, Вральман, Кутейкин и Еремеевна).

Считается, что свое мировоззрение и взгляд на многие моральные и социальный вопросы, Фонвизин выражает через Стародума, именного его можно назвать центральным персонажем пьесы.

Важное значение имеет имя героя. Стародум — «думающий по-старому», т.е. его идеалы принадлежат предшествующей эпохе, времени правления Петра Первого.

Стародум критикует двор и правящего монарха (Екатерину Вторую), осуждает ее за многие политические и общественные решения. Так, например он говорит о том, что именно из-за ее политики люди стали обращать внимание на чин или положение человека в обществе, а не на его личностные качества. Он осуждает ее за то, что приблизила дворянское сословие к императорскому дому, стала позволять им слишком многое, и закрывать глаза на те зверства и бесчинства, которые начали твориться во многих поместьях.

Известно, что многие дворяне были грубы и жестоки со своими крепостными (это показано на примере госпожи Простаковой). Через Стародума, Фонвизин впервые в русской литературе поднимает тему отмены крепостного права, называя подобную систему рабством.

Недоросль Фонвизина. Суть и смысл

Свою комедию «Недоросль» писал Фонвизин в то время, когда образованию общества   уделялось больше внимания. Просвещение «шагало» в массы. Однако, большинство, не то что простого люда, но и дворян оставались безграмотными. Мало того, многие из них не видели и смысла в этом. Яркими представителя таких людей и являлось семейство Простаковых. Они были безграмотными.

Комедия Фонвизина освещает не только проблемы образования, но и того, как воспитывались дворянские дети в общем. Это воспитание можно назвать «темным».

Название комедии выбрано им неспроста. Недорослями в то время назывались молодые дворяне, не получившие образования. По закону, установленным еще Петром, после окончания обучения, им должны были выдаваться письменные о том свидетельства, без коих они не имели права ни на вступление в брак, ни на службу в армии.

Таковым «недорослем» и является герой комедии Митрофанушка. Мать его засуетилась о его обучении лишь тогда, когда у нее возник план на выгодную женитьбу своего отпрыска. Но то, как проходит это обучение, вызывает только смех. Да и люди обучают его вовсе далекие от науки.

Говорящие в комедии и фамилии героев. А характеры их однозначно просты: госпожой Простаковой и ее братом движет лишь личная выгода, сыну ее и вовсе все равно, что делается. Они далеки и от самого просвещения, и от высоких моральных и нравственных идеалов.

Полной их противоположность являются в комедии Софья, ее дядюшка Стародум и возлюбленный Милон. Это люди, которым присущи высокие чувства, гуманность. В них нет того своенравия, и той глупости, которая присуща Простаковым.

В противопоставлении отрицательных героев положительным Фонвизин показал различия людей, живших по укоренившимся давно уже устоям и людей общества, идущего на смену им. Но, это только начиналось. Еще долго будет старое противостоять новому, благодаря своему упрямству, отрицанию пользы и нужды этих перемен.

Это и показал автор в своей комедии: необходимость перемен и, одновременно с этим, то, как они воспринимаются большей частью людей. В этом и смысл, и суть данного произведения.

Ключевой фразой всей комедии можно назвать слова Стародума о плодах злонравия. В них и выражена автором необходимость самих этих перемен и то, что отсутствие таковых ни к чему хорошему не приведет.

Суть и смысл комедии Недоросль Фонвизина Сейчас читают:
  • Сочинение на тему Образ жизни моей семьи

    В моей любимой семье четыре человека-это родители, я, моя младшая сестренка. Также у нас есть бабушки и дедушки, но они живут отдельно от нас.

  • Сочинение на тему Человек чести

    Честь – это осень сложное, но очень важное понятие, которое необходимо знать и защищать каждому человеку. Честью считается верность своим принципам, умение отстаивать свои интересы, интересы своей семьи и своего государства.

  • Сочинение по картине Мешкова Золотая осень в Карелии 8 класс

    Художник Василий Мешков очень любил север нашей страны и особенно озерный край – Карелию. Все времена года здесь прекрасны, но мастеру кисти, более всего, запомнилась осень в этом суровом месте с его северной природой. На картине «Золотая осень в Карелии

  • Сочинения Песнь о вещем Олеге 7 класс

    А.С. Пушкин, отправляясь в 1820 году в южную ссылку, побывал в «матери городов русских» — Киеве. Гуляя по городу он поднялся на один из холмистых берегов Днепра. Здесь, по легенде, якобы, был похоронен князь Олег. Добираясь до мест своего изгнания,

  • Образ Воланда в романе Мастер и Маргарита с цитатами

    Одной из важнейших фигур является Воланд — властитель ада. Сотканный из противоречий образ, создает необъятную основу

  • Сочинение по картине Сайкиной Детская спортивная школа 7 класс

    Спорт — это увлечение человека заниматься своим телом. Как правило, родители с детства приучают детей принимать участия в спортивных мероприятиях. Спорт позволяет ребенку быть всегда здоровым. На эту тематику много разных статей,

uchim-klass.ru

Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Недоросль Фонвизин Д.И. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

    Комедия «Недоросль», написанная в 1781 году, стала главным произведением Д.И. Фонвизина. Она по праву считается высшим достижением русской драматургии XVIII века.
    Эта пьеса явилась первой общественно-политической комедией в России. Ее основной задачей, по мысли Фонвизина, было изображение современных писателю общественных нравов как результата сложившейся в обществе системы взаимоотношения людей. Наглядным «результатом» этих современных нравов стал в «Недоросле» Митрофанушка Простаков – сын госпожи Простаковой, типичный представитель молодого русского дворянства. Его характер, склонности, взгляды на жизнь, привычки – все это результат недостойного, развращающего воспитания. Оно, по мнению драматурга, идет не столько из семьи, сколько от политики государства, лелеющей недостатки и пороки дворянства, превращающей элиту государства в балласт, жестоких крепостников, праздных небокоптителей.
    Митрофана характеризует отношение к своей няньке Еремеевне, его омерзительное обращение с отцом и дядей, моментальная готовность «за людей приниматься» (то есть чинить расправу над крепостными), наплевательское отношение к родной матери. Все это в сочетании с невежеством, нежеланием учиться, косностью и чувством вседозволенности показывают, что из Митрофанушки в недалеком будущем получится деспот, жестокий крепостник, глумящийся и уничтожающий все вокруг.
    На протяжении всего произведения драматург рисует картины разложения русского дворянства. С первой же сцены Фонвизин представляет мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главная фигура этого мира – госпожа Простакова, «презлая фурия» и «госпожа бесчеловечная». Она полновластная хозяйка своих крестьян, от ее ничем неограниченного произвола зависит судьба рабов: старухи Еремеевны, Тришки, девки Палашки, других крестьян, обеспечивающих ее благосостояние. Но Простакова простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на свою семью: мужа, Софью, Скотинина — на всех, в ком не встречает отпора.
    Но, по мысли Фонвизина, рабство убивает все человеческие чувства не только в крестьянах и холопах, но и развращает самих крепостников. Они утрачивают честь, достоинство, человечность и сами превращаются в рабов своих страстей и пороков. Таким образом, одна из основных мыслей Фонвизина заключается в том, что деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.
    Не менее важной проблемой в комедии является проблема воспитания. Драматург считает, что она имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки Простакова объясняет, откуда берутся скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись. По мнению Фонвизина, нужно уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
    Знаменателен финал комедии. Простаковых ждет заслуженное наказание — приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Но появление Правдина с указом в руках разрешает конфликт лишь формально. Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях, благополучно уезжает в свою деревню. Зритель убежден в том, что и Простаковы тоже не очень пострадают и будут впредь лишь осторожнее.
    Заключительная сцена, в которой госпожу Простакову, лишенную власти, покидает даже ее любимый сын, свидетельствует о том, что порочный человек своими поступками готовит себе справедливое наказание. Но эта сцена должным образом характеризует и Митрофана. Ведь он – результат воспитания, прежде всего, своей маменьки. Трусливый, подлый, лишенный чувства собственного достоинства, не уважающий и не любящий даже свою мать, этот человек стал воплощением современного Фонвизину молодого дворянина.
    Важно, что Митрофан – недоросль, то есть совсем еще молодой человек, который в будущем должен стать опорой России. Я думаю, что, по мнению автора, еще возможно перевоспитание этого героя, главное, чтобы ему попались хорошие учителя. Такими в пьесе выступают Правдин, Стародум, Милон. Их говорящие имена проясняют не только те идеи, которые они воплощают в комедии, но и отношение к ним самого автора.
    Таким образом, название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» концентрирует в себе основную идею произведения – необходимо пересмотреть развращающую политику государства относительно русского дворянства и исправлять сложившуюся ситуацию просвещением и воспитанием. Только это сможет изменить положение и предотвратить катастрофу разложения страны.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»


Смотрите также по произведению «Недоросль»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Смешон или трагичен финал комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? — Студопедия.Нет

 

Знаменитая на весь мир комедия «Недоросль» имеет глубокую социальную и сатирическую направленность. Комедия написана в лучших традициях классицизма, но более позднего и зрелого. Пьеса уникальна, потому, что умело, сочетает в себе трагичность и в тоже время комичность событий. Пьеса Фонвизина рушит привычное представление о построении жанровых форм. Комедия наполнена противоречивостью героев, их характеров и поведения, они сочетают в себе благодетели и грехи.

Начало, середина и конек пьесы нельзя однозначно отнести или к комедии, или к трагедии, в каждом отрывке есть и то, и другое. Многие критики окрестили пьесу, как смех сквозь слезы. Труд Фонвизина – это классическая комедия, с элементами трогательности и трагизма. Конецпьесытакжепереполненсмесьюкомичного и трагичного.

Например, резкий поворот событий в судьбе госпожи Простаковой. Она всю жизнь посвятила одному мужчине, возвела его на пьедестал, а в конце он отплатил ей жгучей неблагодарностью. Митрофан жестоко отталкивает женщину, которая посвятила ему свое сердце. Остальные герои пьесы относятся к Простаковой не однозначно. Одни злорадствует ее горю, другие жалеют и поддерживают. А третьи безжалостно изрекают вердикт о том, что она получила заслуженное наказание за нарушение моральных норм общества.

 Яркий акцент автор делает на неправильном воспитании детей. Митрофанушка олицетворяет дурной тон и самодурство в пьесе. Автор показывает, какими губительными плодами могут быть уроки такого учителя. Он испорчен обществом вокруг и дурным примером собственной матери. Фонвизин показывает множество смешных моментов, связанных с невежеством Митрофанушки. Но в тоже время намекает на трагичность его действий. Автор показывает, что в дальнейшем он накликает на себя беды, связанные с его недостойным поведением.

Фонвизину удалось создать уникальную и потрясающую картину, в которой в равных пропорциях перемешано смешное и трагичное. Особую нишу в комедии занимает деградация дворянского общества и все, что с ней связано. Конец комедии весьма непредсказуем, но соответствует традициям, в которых выполнена вся пьеса: гармоничная смесь праведного и греховного.

 

Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?

 

Нельзя поспорить, что самым известным и великим произведением Льва Толстого является роман «Война и мир». В нем красными нитками соединены разнообразные темы, но особое место занимает тематика войны. Автор называет войну страшным делом, и он действительно прав. В его романе некоторые герои вступают в войну, как в преступление, а другие персонажи вынуждены защищать себя и близких от безжалостных наступлений. Роман пронизан глубокими метафорами. Особенно яркой стала: «дубина народной войны».

Я понимаю эту фразу, как символ оружия простонародья. Оно не изящно и не благородно, как шпага. Для того, чтобы овладеть дубиной, не нужно упражняться в искусстве фехтования, достаточно просто бездумно владеть грубой физической силой. Крылатая фраза «дубина народной войны» на мой взгляд, означает, что измученный народ борется с яростными захватчиками как может, без соблюдения правил и основ боевого искусства. Народ отбивается без соблюдения военных канонов и традиций, он готов использовать любые способы для победы, даже самые ужасные и жестокие. Причем, народ будет биться до конца, до последнего вздоха, пока враг не будет повержен полностью.

 Война, которую рисует Толстой в своем произведении, никого не оставляет равнодушным. Автор не двусмысленно показывает, что эта война по большей части была народной. Не только армия защищала родные земли от захватчика, все население активно участвовало в защите. Крестьяне и некоторые дворяне бесстрашно стали на защиту родной земли, купцы отдавали большую часть своих доходов, чтобы содержать могучую русскую армию. Многие крестьяне шли в партизаны, чтобы внести свою лепту в сражение. Отряды партизан охватывали в своем составе, как простых людей, так и представителей дворянства, но всех их объединяла одна общая и желанная цель – спасти Родину.

Лев Толстой – мастер пера, он ловко рисует читателю могучий образ народа, который готов на все, чтобы спасти родные земли. Народ, как правило, не образованный и не владеет военными премудростями, но это не убавляет желания сделать все для спасения Родины. Народ берет на вооружение простую дубинку и уверенно шагает на встречу врагам.

 

studopedia.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *